Поэтика романа-монтажа: на материале американской, немецкой и русской литератур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Драч, Инна Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Драч, Инна Геннадьевна
Введение.
Глава 1. Роман-монтаж как предмет исследования: проблема инвариантной жанровой структуры.
§ 1. Роман-монтаж в контексте историко-литературных исследований.
§ 2. Монтаж как основная нарративная техника в исследуемом жанре.
§ 3. Роман-монтаж и смежные с ним жанры.
3.1. Кинематографический роман.
3.2. Особенности пространства как критерий жанровой характеристики.
3.3. Американская литературоведческая традиция: роман-трагедия и мультилинейный роман.
3.4. Роман-монтаж в немецком литературоведении.
§ 4. Отечественный опыт исследования жанра романа-монтажа.
§ 5. Инвариант романа-монтажа: основа исследования и проблемные вопросы
5.1. Теоретико-методологические основания работы.
5.2. Роман-монтаж и роман с монтажной техникой.
Глава 2. Роман Дж. Дос Пассоса «Манхэттен» как роман-монтаж.
§ 1. Исследователи о раздробленности и целостности в романе.
§ 2. Субъектно-речевая структура романа.
§ 3. Особенности «рассказанного» события.
3.1. Параллельное развитие сюжетных линий.
3.2. Пространственно-временные особенности и мотивы. Характеристика сюжета романа.
§ 4. Выводы из анализа романа. Характеристика границы между изображенным миром и действительностью автора и читателя.
Глава 3. Раздробленность и целостность в романах-монтажах А. Дёблина
Берлин, Александерплац» и Б. Пильняка «Голый год».
§ 1. Целостность романа «Берлин, Александерплац» в контексте существующих литературоведческих подходов.
§ 2. Структура романа «Берлин, Александерплац».
2.1. Речевая структура романа.
2.2. «Берлин, Александерплац» как роман-монтаж с центральной сюжетной линией.
2.3. Границы художественного мира романа.
2.4. Экранизация Р.В. Фассбиндера «Берлин, Александерплац» и внутренняя мера романа-монтажа.
§ 3. Роман Б. Пильняка «Голый год»: основные тенденции анализа.
§ 4. Роман «Голый год» как роман-монтаж.
4.1. Субъектно-речевая структура.
4.2. Развитие сюжетных линий и закономерности в построении сюжета
4.3. Пространство и время, сюжет. Проблема героя.
4.4. Граница между миром героя и миром автора и читателя.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Повествовательная структура романов А. Дёблина2002 год, кандидат филологических наук Котелевская, Вера Владимировна
Своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка2007 год, кандидат филологических наук Бабкина, Екатерина Сергеевна
Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века2005 год, кандидат филологических наук Козьмина, Елена Юрьевна
Проблемы повествования в романах Генри Грина2006 год, кандидат филологических наук Авраменко, Иван Александрович
Художественный мир прозы Б.А. Пильняка2006 год, кандидат филологических наук Профатило, Ирина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романа-монтажа: на материале американской, немецкой и русской литератур»
Первые романы-монтажи появляются в 1920-е - 1930-е гг.: «Голый год» Б. Пильняка - в 1920 г., «Манхэттен» Дж. Дос Пассоса - в 1925 г., трилогия «США» («42-я параллель, «1919», «Большие деньги») Дж. Дос Пассоса - в 1930-х гг., «Берлин, Александерплац» А. Дёблина - в 1929 г., «Россия, кровью умытая» А. Весёлого - в 1932 г. «Вторая волна» романов-монтажей приходится на послевоенный период: «Голуби в траве» В. Кёппена - 1951 г., «Улей» К. Селы- 1951 г.
Произведения, относимые нами к жанру романа-монтажа, иследованы отечественными литературоведами во многих своих аспектах, однако сам жанр остается практически не изученным. Конкретные произведения, такие, как романы «Голый год», «Берлин, Александерплац», трилогия «США» и роман «Манхэттен» - предмет многочисленных литературоведческих анализов. Они рассматриваются с точки зрения художественных направлений (Н.С. Лейтес, В.И. Бернацкой, A.M. Фурсенко, JI.H. Анпиловой)1, в контексте поэтики их создателей (Н.С. Павловой, В.П. Скобелевым, JI.H. Анпиловой, В.В. Котелевской, И.И. Профатило, JI.C. Кисловой) , соотношения литературы и
1 Анпилова JI.H. Проза Б. Пильняка 20-х годов: поэтика художественной целостности. Диссертация . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002. Бернацкая В.И. Эксперимент в американской прозе 20-х гг. XX в. (У. Фолкнер, Д. Дос Пассос, Г. Стайн): диссертация . канд. филол. наук. М. 1976. Лейтес Н.С. Эволюция жанра романа в немецкой литературе 1918 - 1945 гг.: диссертация. канд. филол. наук. Пермь, 1972. Фурсенко A.M. Роман А. Дёблина «Берлин - Александерплац» и литературная ситуация в Германии кон. 20 - нач. 30-х гг. Новосибирск. 1989.
2 Кислова Я. Динамика художественной прозы Б. Пильняка: диссертация . канд. филол. наук. Тюмень, 1997. Котелевская В.В. Повествовательная структура романов А. Дёблина: диссертация . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2002. Павлова Н.С. Эпическое начало в романах Альфреда Дёблина // Дёблин А. Берлин Александрплац. М., 2011. С. 479-508. Профатило И.И. Художественный мир прозы Б. Пильняка, диссертация . канд. филол. наук. М., 2006. Скобелев В.П. Поэтика русского романа 1920-х - 1930-х гг. Самара, 2001. кино (М.Е. Сальциной)3, с точки зрения повествовательной техники монтажа4 (A.M. Зверевым), мифопоэтики (И.И. Профатило, JI.C. Кисловой, В.В. Котелевской5).
Рассматриваются они и с точки зрения их жанровой природы (JI.H. Анпилова, О.М. Кагирова, А.З. Лежнев)6, но термин «роман-монтаж» при этом используется редко или не используется вовсе: исключения составляют работы Н.Д. Тамарченко и Н.Т. Рымаря7. Но отечественные литературоведы часто им пользуются как базовым жанровым определением интересующих нас романов (в том числе в вышеперечисленных исследованиях романов в разнообразных о Q контекстах). Термин встречается в работах A.M. Зверева , В.П. Скобелева , В.В. Котелевской10 и др.
Из этой двойственной ситуации можно заключить, что, на самом деле, при кажущейся понятности термина, отсылающего нас к общности литературы и кино, заключающейся в технике монтажа, - ясного представления о природе жанра романа-монтажа в отечественном литературоведении нет. Глубоко исследованы его конкретные воплощения, в большей мере - «Голый год» Б.
Салъцина М.Е. Американский роман 1920-1930-х гг. Литература и мир кино (мотивы, сюжеты, художественные ходы, изобразительный язык): диссертация . канд. филол. наук. М., 2001.
4 Зверев A.M. Монтаж // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. С. 517-520.
5 Котелевская В. В. Трансформация общего сюжета и мифологических моделей в романах А. Дёблина и Дж. Дос Пассоса // Филол. вестн. РГУ. 2000. № 2. С. 18-25.
6 Кагирова О.М. Принципы организации романного целого в творчестве Бориса Пильняка 1920-х годов: диссертация . канд. филол. наук. Ижевск, 2006. Лежнев А.З. Художественная литература революционного 10-летия //Лежнев А.З. О литературе. М., 1987.
7 Тамарченко Н.Д. «Голый год» Б. Пильняка как художественное целое // Борис Пильняк. Исследования и материалы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Коломна, 1991. С. 16-26. Рымарь Н.Т. Роман XX века // Литературоведческие термины: Материалы к словарю / ред.-сост. Г.В. Краснов. Коломна, 1999. Вып. 2. С. 63-67.
8 Зверев A.M. Американский роман 20-х -30-х годов. М., 1982. С. 179-188.
9 Скобелев В.П. Поэтика русского романа 1920-х - 1930-х годов. Очерки истории и теории жанра. Самара, 2001.
10 Котелевская В.В. Повествовательная структура романов А. Дёблина: диссертация. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
Пильняка и «Берлин, Александерплац» А. Дёблина, в меньшей - «Манхэттен» Дж. Дос Пассоса. Они часто описываются термином «роман-монтаж». Но работы, в которых бы предпринимались попытки описать роман-монтаж как тип художественного целого, практически отсутствуют, а рецепция их последующей литературоведческой традицией носит очень выборочный характер.
Немецкие исследователи посвящают жанру романа-монтажа специальные работы начиная с 1980-х гг. Они дают роману-монтажу подробную характеристику (работы О. Келлера, М. Прангеля, Ю. Петерсена, X. Кизеля), но она не становится исчерпывающей. Проблема теоретической модели жанра в этих работах не ставится, а в некоторых работах по поэтике романа-монтажа существующий литературный прецедент становится фактически равным жанру, то есть теоретический конструкт оказывается неотделимым от самого произведения (например, в работе О. Келлера «Роман-монтаж Дёблина как эпос эпохи модерна»).
Если исследователи абстрагируются от одного романа, возникают хронологические описания произведений, принадлежащих к жанру романа-монтажа11. Но этот жанр всегда рассматривается в контексте модернизма. Роман.-монтаж, действительно, развивается в русле этой" художественной парадигмы. Но исследователи чаще подчеркивают общность романа-монтажа с историко-литературным контекстом, называют его «квинтэссенцией модернистского романа» и скорее изучают проявления наиболее характерных черт модернизма в романе-монтаже, чем выделяют его отличия от этого контекста, специфические особенности романа-монтажа внутри модернистского романа. Cm.: Petersen J. Der deutsche Roman der Moderne. Grundlegung - Typologie - Entwicklung. Stuttgart, 1991.
Наконец, следует обратить внимание на компаративный аспект исследований. Среди известных нам специальных работ по поэтике романа-монтажа мы не можем назвать на данный момент ни одной, где было бы предпринято изучение жанра романа-монтажа в разных национальных литературах: не только в немецкой (в контексте которой особое внимание уделено роману Дёблина «Берлин, Александерплац»), но и в русской, американской или испанской.
Хотя, с точки зрения отечественной жанрологии, проблема инварианта не освещается немецким литературоведением, в нем с употреблением термина «роман-монтаж» связана исследовательская традиция, в то время как употребление термина в отечественных работах иногда носит едва ли не интуитивный характер. Актуальность исследования, в котором -реконструируется теоретическая модель жанра романа-монтажа, обусловлена тем, что природа жанра еще не охарактеризована систематически, в то время как термин «роман-монтаж» часто используется отечественными литературоведами, в немецких работах существует традиция его употребления, а конкретные романы-монтажи вызывают большой исследовательский интерес.
Научная новизна исследования связана с новизной подхода: ни в западном,-ни-в отечественном литературоведении "проблема инварианта и, тем более, проблема внутренней меры романа-монтажа специально не ставилась. Понятие внутренней меры в принципе не используется широко для характеристики разновидностей романа как неканонического жанра, не только в западном, но и в отечественном литературоведении. Понятие же инварианта более распространено, но при изучении романа-монтажа оно также не применяется. Кроме того, поскольку в исследовательской литературе часто идет речь о кинематографичности романа-монтажа, в работе раскрывается то, в чем она состоит и как может переоцениваться в научной литературе. Это также обусловливает новизну исследования.
Предметом исследования становится поэтика романа-монтажа, объектом выступают конкретные образцы жанра, а целью настоящей работы становится описание инварианта жанра романа-монтажа как трехмерного художественного целого и как неканонического жанра, то есть определение его «внутренней меры», позволяющее отграничить его от других романов с монтажной техникой в пределах парадигмы модернизма.
Из задач, которые определяются целью диссертационного исследования, выделяются следующие:
1) проанализировать тенденции в употреблении термина «роман-монтаж» в отечественной и зарубежной традиции и исследования, в которых реализации жанровой модели романа-монтажа относят к другим жанрам, на предмет выявления тех общих черт поэтики исследуемых романов, которые могут входить в инвариант романа-монтажа;
2) рассмотреть исследования, в которых роман-монтаж отграничивается от других подвидов жанра романа в пределах парадигмы модернизма;
3) определить различия между техниками монтажа в литературе и в кино, которые позволяют избежать переоценки влияния кинематографа на поэтику исследуемого-жанра;
4) на основании проведенного анализа литературоведческой традиции, сформулировать основные предположения о поэтике романа-монтажа и проверить их на основе анализа «вершинных» образцов жанра: романов Дж. Дос Пассоса «Манхэттен», А. Дёблина «Берлин, Александерплац», Б. Пильняка «Голый год» - с привлечением текстов других романов-монтажей;
5) после проведенного сопоставления дать окончательную характеристику инварианту жанра романа-монтажа, описав его «внутреннюю меру».
Материалом исследования выступают романы Дж. Дос Пассоса «Манхэттен», А. Дёблина «Берлин, Александерплац» и Б. Пильняка «Голый год», а также ряд других романов: «Улей» К. Селы, «Голуби в траве» В. Кёппена, «42-я параллель» Дж. Дос Пассоса и др. «Вершинные» образцы жанра выбраны для анализа потому, что инвариантные черты его поэтики предстают в них в наиболее сложных комбинациях, то есть анализируется все то многообразие форм, в которых может воплотиться инвариант жанра. Выбирая текст, который, как представляется, легче было бы проанализировать досконально, исследователь ограничивает свои возможности. Придерживаясь такой точки зрения, мы ориентируемся на уже сложившуюся позицию научной
I ^ школы Н.Д. Тамарченко
Роман «Манхэттен» анализуется в работе первым, а затем с ним сопоставляются романы Дёблина и Пильняка. Это связано с тем, что роман был написан Дос Пассосом раньше других рассматриваемых нами западных романов-монтажей, некоторые из них были своего рода ответом на него: таков «Улей» К. Селы, - и он упоминается литературоведами13 в числе возможных художественных влияний на автора «Берлин, Александерплац». Роман Пильняка написан раньше других, но в силу и большего количества зарубежных романов-монтажей, и большего количества работ, посвященных специфике их структуры, мы завершаем им анализ романов. Это позволяет приобщить «Голый год» к уже существующим тенденциям в анализе образцов романов-монтажей.
Теоретико-методологической основой работы служат исследования по теории жанра и по теории романа М.М. Бахтина, в которых жанр рассматривается как трехмерная структура, а роман - как неканонический
12 См., например: Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002. Зусева-Озкан В.Б. Поэтика метаромана. М., 2012.
13 См., например: Kiesel Н. Geschichte der literarischen Moderne. München, 2004. жанр14. Рассматривая роман-монтаж в этом качестве, мы пользуемся понятием «внутренней меры», которое используется для характеристики инварианта русского классического романа XIX в. Н.Д. Тамарченко15 и других разновидностей жанра романа некоторыми отечественными исследователями16. Также мы опираемся на работы В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг и М.М. Бахтина, в которых проводится анализ инварианта. Помимо классических исследований инвариантов сюжета и сюжетных схем, мы принимаем во внимание работы, в которых исследуются инварианты конкретных разновидностей романа как трехмерного целого: на исследование русского классического романа XIX в. Н.Д. Тамарченко, исторического романа В.Я.
17
Малкиной, готического романа A.A. Поляковой и др. При изучении повествовательных особенностей романов мы обращаемся к отечественным традициям нарратологического анализа и к подходам зарубежной нарратологии (Б.А. Успенский, Ю.М. Лотман, В.И. Тюпа; Ж. Женетт, С. Четмэн, В. Шмид, Ф. Штанцель).
При создании теоретической модели романа-монтажа нас будут интересовать те полярные свойства каждого из трех аспектов художественного целого этого жанра, которые образуют его внутреннюю меру. Существующие специальные исследования по роману-монтажу, даже несмотря на отсутствие в них теоретической модели жанра, работы, в которых романы-монтажи
14 Бахтин М.М. Роман, как литературный жанр // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930 - 1961 гг.). М., 2012. С. 608-643. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. М., 2003. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.
16 См., например: Зусева-Озкан В.Б. Поэтика метаромана. М., 2012.
17 Козъмина Е.Ю. Поэтика романа-антиутопии: на материале русской литературы XX века: диссертация . канд. филол. наук. М., 2005. Рогинская О.О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: диссертация . канд. филол. наук. М., 2002. Угрехелидзе В.Г. Поэтика социально-криминального романа: западноевропейский канон и его трансформация в русской литературе XIX века: «Большие надежды» Ч. Диккенса и «Подросток» Ф.М. Достоевского: диссертация . канд. филол. наук. М., 2006. рассматриваются в контексте различных художественных парадигм, взаимоотношений кино и литературы, литературного монтажа, и работы, в которых образцы романа-монтажа относят к другим типам романов, - это огромный теоретический материал. Его, с одной стороны, отличают стремления поместить роман-монтаж в более широкий контекст разнообразных литературных явлении ; с другой стороны, в нем же скрыто или явно содержатся указания на те противоположности, в которых реализуется внутренняя мера романа-монтажа.
Конечно, эти указания совсем необязательно встречаются в специальных работах по роману-монтажу. Поэтому мы даем обзор и тех работ, в которых романы «Манхэттен», «Берлин, Александерплац» и «Голый год» (и другие романы, рассматриваемые нами в качестве примеров романа-монтажа) причисляются к другим жанрам. Можно насчитать около десятка терминов, которыми описывается жанровая природа исследуемых произведений: кинематографический роман, роман о большом городе, «синоптический» роман как его подвид, роман-коллаж, роман-репортаж, «гибридный» роман, роман-трагедия, мультилинейный роман, роман с разорванной конструкцией или динамический, симфонический роман. Мы также учитываем то, как романы рассматриваются с точки зрения художественных парадигм и тенденций эпохи. Это касается и модернистской природы романа-монтажа, и границ возможного влияния на его поэтику кинематографа.
Для нас также важны те ранние критические (негативные) отзывы, которые впоследствии не встретили поддержки у других литературоведов. Стремление осмыслить новую форму возникло сразу же, своей нестандартной формой и тематикой романы привлекают к себе внимание критиков: см.,
О необходимости для построения теоретической модели жанра поиска дифференцирующих, а не «интегрирующих» признаков см.: Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. С. 18. например, работы А. Рашковской и Д. Лутохина о «Голом годе»19,
Современные рецензии» в «Материалах по Альфреду Дёблину», изданных М.
20
Прангелем . Но с самого начала исследователи романов пошли разными путями, и в первую очередь это выразилось в разной оценке художественной полноценности произведений. В ранних отзывах чаще всего акцентируется раздробленность романов, отсутствие единой логики их построения. Если анарративные черты поэтики романов-монтажей не позволили исследователям увидеть в них художественную целостность, значит, это наиболее характерные черты, которые должны диалектически дополняться другими - нарративными, вскрытие которых требует более глубого проникновения в текст. Подобная диалектическая взаимодополнительность анарративности и нарративности указывает на одно из тех соотношений полярных свойств, которыми определяется внутренняя мера исследуемого жанра.
Теоретическое значение исследования связано с тем, что выявление инварианта романа-монтажа позволяет отграничить его от родственных ему по разным признакам жанров: от других подвидов модернистского романа, от романа о большом городе, от кинематографического романа. Традиция исследования смыкающихся с романом-монтажом жанров также рассматривается в теоретической части работы.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматривается западная и отечественная традиции изучения романа-монтажа и его конкретных воплощений и формулируются основные предположения об инварианте жанра. Во второй главе рассматривается роман-монтаж Дж. Дос Пассоса «Манхэттен»
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Формы выражения авторской позиции в прозе А.П. Платонова: На материале романа "Чевенгур"2005 год, кандидат филологических наук Юн Юн Сун
Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX в.2008 год, доктор филологических наук Хатямова, Марина Альбертовна
Динамика художественной прозы Б. Пильняка1997 год, кандидат филологических наук Кислова, Лариса Сергеевна
Сюжет духовного кризиса в английском романе рубежа XIX - XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Раевская, Кристина Васильевна
Эволюция Джона Дос Пассоса - романиста, 20 - 40-е гг.1992 год, кандидат филологических наук Джавахидзе, Манана Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Драч, Инна Геннадьевна
Заключение
Анализ романов Дж. Дос Пассоса «Манхэттен», А. Дёблина «Берлин, Александерплац» и Б. Пильняка «Голый год», а также некоторых других романов-монтажей, позволил выявить следующую инвариантную структуру жанра романа-монтажа:
1. Субъектно-речевая структура
1) Роман-монтаж характеризуется двойственной ролью повествователя. Его кругозор то максимально сужается: звучит голос современника героев, неспособного объять мыслью хаос происходящих событий, - то расширяется, и повествователь становится всеведущим. Это очень точно выражено наблюдением Н.С. Павловой о романе «Берлин,
Александерплац» А. Дёблина: «Голос повествователя то почти теряется в шуме
210 действительности, то звучит с отлета»
2) Столь же двойственна функция речи и точки зрения героя в романе. С одной стороны, его речь выделяется рядом особенностей (например, количественно выделяются внутренний монолог и поток сознания героя) и в то же время контаминируется с речью других героев, персонажей, нарратора; с точки зрения героя часто ведется повествование, но она частично обесценивается столкновением с множеством иных точек зрения.
2. «Рассказанное» событие
1) Анарративность монтажа эпизодов в романе-монтаже, объясняемая функцией монтажной техники как неклассического художественного языка, диалектически восполняется нарративностью. В построении эпизодов, при их внешней разобщенности, существует строгая закономерность, связанная как с техникой полифонного монтажа,
210 Павлова Н.С. Типология немецкого романа (1918 - 1945). М., 1982. С. 125. сопоставимого с киномонтажом, так и со специфически литературной монтажной техникой (например, симметрия в расположении эпизодов).
2) На первый взгляд, кажется, что различимый в романе-монтаже сюжет связан только с историей героя (героев). Именно так скромно формулируется замысел романа «Берлин, Александерплац» А. Дёблина: «Перед вами повесть о бывшем цементнике и грузчике Франце Биберкопфе». События с участием персонажей выглядят не связанными друг с другом и с сюжетной линией героя (героев). Их соотношение позволяет выявить анализ пространственно-временных особенностей и мотивов. Мир моделируется как хаос на историческом пространственно-временном уровне; мифический же уровень - это философско-мифологический подтекст, в котором представлены мир в кризисный момент его развития и авторская интерпретация возможного выхода из этого кризиса. Этот подтекст соотносится с индивидуально-авторской системой мотивов в романе и обусловливает связь событий сюжетной линии героя / героев и сюжетных линий персонажей (и связь между событиями с участием последних). В случае сюжетной линии героя перед нами циклическая сюжетная схема, во втором случае - кумулятивная.
3) Двойственность роли героя также принципиальна: с одной стороны, он выделен среди других персонажей, с другой стороны, он один из многих, о ком могла «пойти повесть». Это связано не столько с падением ценности жизни отдельного человека, сколько, напротив, с принципиальной невозможностью ее измерить по какой-либо шкале. Проведенный анализ романов-монтажей свидетельствует о том, что из двух ценностных установок героя - на индивидуалистический путь или на единение с другими - авторская позиция скорее сближается со второй.
3. Граница между миром автора и читателя и миром героя
1) Мир героя и мир автора, с одной стороны, принципиально смыкаются. Одна из черт поэтики романа-монтажа - документальность входящих в него пространственных описаний, цитат из прессы, названий фильмов и т.д. Эти репортажные вставки обусловливают анарративность. Смыкаются мир героя и автора и в более широком смысле: в романе изображается кризисная эпоха, современная его автору.
С другой стороны, изображенная эпоха становится частным воплощением философско-мифологической модели мира, возникающей в романе благодаря авторскому осмыслению кризиса, которое придает роману внутреннюю целостность. Так разводятся мир автора и действительность героя. Читателю же это позволяет идентифицировать себя не с представителем конкретной исторической эпохи, а с ролью человека, живущего в период ценностного кризиса.
2) Читатель романа-монтажа также оказывается в двойственном положении. С одной стороны, ему дается право самому интерпретировать хаос событий и «повествовательный хаос»: ведь автор манифестирован в тексте, в том числе, как нарратор с максимально узким кругозором. В то же самое время читатель постигает авторскую философию, обращая внимание на закономерности в построении сюжета и распознавая его философско-мифологический подтекст.
3) Мы предполагаем, что в двойственности, которая проявляется на всех уровнях структуры художественного целого романа-монтажа и определяет его внутреннюю меру, состоит суть жанра как модернистского, с одной стороны, но опосредующего опыт классического реализма XIX в., с другой. Так, очень показателен вывод, сделанный Н.Д. Тамарченко в его статье о романе-монтаже «Голый год»211. Смысловые итоги романа, связывающие его с традициями русской классики XIX в., сочетаются с модернистской формой романа-монтажа благодаря тому (курсив наш - И.Д.), что рубеж веков и эпох
211 Тамарченко Н.Д. «Голый год» Б. Пильняка как художественное целое // Борис Пильняк. Исследования и материалы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. Коломна, 1991. С. 25. не только период хаоса, но и период выбора человеком будущего - то есть способа упорядочения хаоса. Это отражается в художественном поиске единства мира, породившем жанр романа-монтажа.
Роман «Голый год», в силу разнообразия его композиционных форм речи и голосов, разветвленной системы персонажей и связанных с ними сюжетных линий, которые реже всего, в сравнении с другими романами-монтажами, пересекаются друг с другом, представляет собой воплощение внутренней меры исследуемого жанра, характеризующееся наибольшей анарративностью (и в этом смысле оправданы те характеристики в научной литературе, которые акцентируют внимание на нецелостности его структуры). Другую крайность являет собой роман «Берлин, Александерплац» - в силу того, что в нем заявлена одна главная сюжетная линия, и заявлена она уже в подзаголовке романа. Некий «средний» вариант внутренней меры жанра представляет собой роман Дж. Дос Пассоса «Манхэттен». Большое количество внешне не связанных сюжетных линий, соотносимых с разными героями и персонажами, вносит вклад в анарративность романа. Нарративность, компенсирующая анарративность, возникает благодаря кинематографической стороне монтажа -монтажу параллельных сюжетных линий. Кроме того, в романе «Манхэттен» эти линии частично пересекаются. Собственно литературное средство создания нарративности при монтаже - логика расположения эпизодов - было детально проанализировано во второй главе диссертации.
Продолжением исследования может стать подробное рассмотрение структур других романов-монтажей, в частности, «Улея» К. Селы и «Голубей в траве» В. Кёппена. По количеству героев и персонажей, сюжетных линий и характеру их соотношения, особенностям речи нарратора и героев эти романы также приближаются к «среднему» варианту внутренней меры жанра. Но, при том что в них сохраняется то же соотношение между анарративностью и нарративностью в сюжете и речевой структуре, что и в более ранних романахмонтажах, в них возрастает роль кинематографичное™. Более подробный анализ ее функции также представляется перспективным, как и в целом дальнейший поиск характеристик, сближающих роман-монтаж с кинематографичной прозой, и характеристик, отличающих его от нее.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Драч, Инна Геннадьевна, 2013 год
1. Весёлый А. Россия, кровью умытая / А. Весёлый. - М.: Эксмо, 2011. -638 с.
2. Дёблии А. Берлин Александрплац. История о Франце Биберкопфе / Альфред Дёблин: пер. с нем.; изд. подгот. A.B. Маркин, Н.С. Павлова, Т.А. Баскакова. М.: Ладомир: Наука, 2011. - 634 е.: ил. (Литературные памятники).
3. Дёблин А. Берлин, Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе. Пер. с нем. Г. Зуккау под ред. Н. Португалова / А. Дёблин. СПб.: Амфора, 2000.-571 с.
4. Дос Пассос Дж. 42-я параллель. 1919. Пер. с англ. И. Кашкина («42-я параллель»), В. Стенича («1919») / Дж. Дос Пассос; вступ. ст. В.И. Бернацкой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ACT, 2004. - 761, 7. с.
5. Дос Пассос Д. Манхэттен. Пер. с англ. В. Стенича / Д. Дос Пассос. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1992. 384 с.
6. Кёппен В. Голуби в траве. Пер. с нем. К. Азадовского // Избранное: Сборник. Пер. с нем.; вступ. ст. Р. Самарина / В. Кёппен. М.: Прогресс, 1980. -С. 16-197.
7. Пильняк Б. Голый год // Человеческий ветер. Романы, повести, рассказы / Б. Пильняк; вступ. ст. Б. Андроникашвили-Пильняка. Тбилиси: Ганатлеба, 1990. - С. 21-138.
8. Села К.Х. Улей / К.Х. Села; пер. с исп. Е. Лысенко. М.: ACT: Астрель, 2010. -318, 2. с.
9. Döblin А. Berlin Alexanderplatz. Die Geschichte vom Franz Biberkopf / A. Döblin. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2000. - 457 s.
10. Dos Passos J. Manhattan Transfer / J. Dos Passos. New York: Harper & Brothers, 1926. -404 p.
11. Dos Passos J. Manhattan Transfer / J. Dos Passos. Boston, New York: Mariner Books, 2000. - 342 p.
12. Dos Passos J. U.S.A.: The 42nd Parallel / 1919 / The Big Money / J. Dos Passos. New York: Library of America, 1996. - 1312 p.
13. Koeppen W. Tauben im Gras / W. Koeppen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2004. - 236 s.1. Научная литература
14. Анпилова Л.Н. Проза Б. Пильняка 20-х годов: Поэтика художественной целостности: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 /Л.Н. Анпилова. Екатеринбург, 2002. - 177 с.
15. Анпилова Л.Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов. Опыт русского экспрессионизма / Л.Н. Анпилова. Екатеринбург: ИФИОС УрО РАО «Словесник»; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2008. - 162 с.
16. Базен А. Что такое кино? / А. Базен. М.: Искусство, 1972. - 384 с.
17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. -Изд. 4-е. М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.
19. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930 -1961 гг.) / М.М. Бахтин. Ред. тома: С.Г. Бочаров, В.В. Кожинов. М.: Языки славянских культур, 2012. - 880 с.
20. Бернацкая В.И. Эксперимент в американской прозе 20-х гг. XX в. (У.Фолкнер, Д. Дос Пассос, Г. Стайн): диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.05 / В.И. Бернацкая. М., 1976. - 190 с.
21. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 478, 1. с.
22. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; сост., вступ. ст. и комм. И.О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. -688 с.
23. Веронский А.К. Искусство видеть мир: Портреты и статьи / А.К. Воронский. Сост. Г.А. Воронская и И.С. Исаев. Вступ. ст. Г. Белой. М.: Советский писатель, 1987. - 704 с.
24. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола: Уч. пособие для вузов / М.М. Голубков. М.: АспектПресс, 2001. - 267 с.
25. Горинова С.Ю. Проблемы поэтики прозы Б. Пильняка 20-х годов: диссертация . кандидата филологических наук / С.Ю. Горинова. СПб., 1995.- 195 с.
26. Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов / И.Н. Гращенкова. М., 2005. - 432 е.: ил.
27. Грякапова Н.Ю. От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910 1920-х годов: Поэтика. Жизнетворчество. Историософия: автореферат диссертации . доктора филологических наук: 10.01.01 / Н.Ю. Грякалова. - СПб., 1998.-36 с.
28. Губер П. Рец. Бор. Пильняк. Роман. Изд. З.И. Гржебина. Петербург Берлин. 1922 // Литературные записки. - Т. 2. - Петроград, 1922. -С. 12.
29. Зверев A.M. Американский роман 20 30-х годов / A.M. Зверев. -М.: Художественная литература, 1982. - 256 с.
30. Зусева-Озкан В.Б. Поэтика метаромана: «Дар» В. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида в контексте литературной традиции / В.Б. Зусева-Озкан. М.: РГГУ, 2012.-232 с.
31. Жепетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: пер. с фр.: в 2 т. / Ж. Женетт. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. - Т. 1. - 472 е.; Т. 2. -472 с.
32. Кагирова О.М. Принципы организации романного целого в творчестве Бориса Пильняка 1920-х годов: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 / О.М. Кагирова. Ижевск, 2006. - 178 с.
33. Кислова Л.С. Динамика художественной прозы Б. Пильняка: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.01 / JI.C. Кислова. -Тюмень, 1997.- 174 с.
34. Козъмина Е.Ю. Поэтика романа-антиутопии: На материале русской литературы XX века: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.08 / Е.Ю. Козьмина. М., 2005. - 222 с.
35. Котелевская В.В. Повествовательная структура романов А. Дёблина: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.03 / В.В. Котелевская. Ростов-на-Дону, 2002. - 220 с.
36. Котелевская B.B. Трансформация общего сюжета и мифологических моделей в романах А. Дёблина и Дж. Дос Пассоса // Филол. вестн. РГУ. 2000. - № 2. - С. 18-25.
37. Крючков В.П. Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов (мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах) / В.П. Крючков. Саратов: Научная книга, 2005.-356с.
38. Лежнев А.З. О литературе: Статьи / А.З. Лежнев; вступ. ст. Г.А. Белой, комм. М.Г. Коминарской. М.: Сов. писатель, 1987. - 429, 2. с.
39. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918 1954 годов: Эволюция жанра: Учеб. пособие по спецкурсу / Н.С. Лейтес. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 1975. -324 с.
40. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 224-242.
41. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.-138с.:ил.
42. Лотман Ю., Цивъян Ю. Диалог с экраном / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. Таллинн: Александра, 1994. - 216 с.
43. Лутохин Д.А. Литературный молодняк // Вестник литературы. -1920.-№ 8.-С. 7-8.
44. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX начала XX века: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.08 / В.Я. Малкина. - М., 2001.-216 с.
45. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра / В.Я. Малкина; прил. к сер. изд. «Лит. текст: проблемы и методы исслед.». Тверь: Твер. госуниверситет, 2002. - 140, 4. с.
46. Мартен М. Язык кино / М. Мартен; вступ. ст. и ред. С. Юткевича; пер. с фр. Е.М. Шишмаревой. М.: Искусство, 1959. - 292 с.
47. Мартьянова И. А. Киновек русского текста: Парадокс литературной кинематографичности / И.А. Мартьянова. СПб.: САГА, 2002. - 240 с.
48. Махов А.Е. Музыкальность // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 595-600.
49. Монтаж: литература, искусство, театр, кино / отв. ред. Б.В. Раушенбах; сост. М.Б. Ямпольский. М.: Наука, 1988. - 240 с.
50. Павлова Н.С. Типология немецкого романа: 1900 1945 / Н.С. Павлова. - М.: Наука, 1982. - 278 с.
51. Павлова Н.С. Эпическое начало в романах Альфреда Дёблина // Дёблин А. Берлин Александрплац. История о Франце Биберкопфе. М.: Ладомир: Наука, 2011. - (Литературные памятники). - С. 479-508.
52. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 365 с.
53. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. Л.: Academia, 1928. - 152 с.
54. Профатило И.И. Художественный мир прозы Б.А. Пильняка: диссертация. кандидата филологических наук: / И.И. Профатило. М., 2006. -184 с.
55. Рашковская А. Восходящие силы литературы: 1. Борис Пильняк // Петроград. Литературно-художественный альманах. Кн. 1. - Петроград, М., 1923. - С. 146-158.
56. Рогинская О.О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.08 / О.О. Рогинская. -М., 2002. -237 с.
57. Рымаръ Н.Т. Роман XX века // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна: Коломенский пединститут, 1999. - Вып. 2. -С. 63-67.
58. Рымаръ Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь; под ред. С.А. Голубкова. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, Куйбышев, фил., 1990. - 252, 2. с.
59. Салъцина М.Е. Американский роман 1920 1930-х гг.: Литература и мир кино (мотивы, сюжеты, художественные ходы, изобразительный язык): диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.03 / М.Е. Сальцина. - М., 2001.-208 с.
60. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
61. Скобелев В.П. Поэтика русского романа 1920 1930-х годов: Очерки истории и теории жанра / В.П. Скобелев. - Самара: Самарский университет, 2001. - 152 с.
62. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть 1 / А.Г. Соколов. М.: А.Г. Дворников, 2000. - 242 с.
63. Тамарченко Л.С. Роман А. Дёблина «Берлин Александерплац» (К типологической характеристике жанровой формы) // Литературное произведение как целое и проблема его анализа. - Кемерово: КГУ, 1979. - С. 75-85.
64. Тамарченко Н.Д. «Голый год» Б. Пильняка как художественное целое // Борис Пильняк. Исследования и материалы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. - Коломна: Коломенский педагогический институт, 1991.-С. 16-26.
65. Тамарченко Н.Д. Принцип кумуляции в истории сюжета: к постановке проблемы // Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматияпрактикум: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 231-237.
66. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 1997. - 203 с.
67. Тюпа В. И. Нарратив и другие регистры говорения Электронный ресурс. // Нарраториум. Электрон, журнал. - 2011. - № 1 - 2. - Режим доступа: http://narratorium.rgmi.rii/article.html?id=2027584, свободный. - Загл. с экрана.
68. Трубима Л. А. К вопросу о природе антиномии Россия Запад в историософской концепции Бориса Пильняка // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы. - Вып. 3 - 4. - Коломна: Коломенский педагогический институт, 2001.-С. 67-73.
69. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Academia, 2000. - 352 с.
70. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг; подг. текста и общ. ред. Н.В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. - 449 с.
71. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С.И. Фрейлих. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2005. - 508 с.
72. Фурсенко A.M. Роман А. Дёблина «Берлин Александерплац» и литературная ситуация в Германии конца 20-х - начала 30-х гг.: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.05. - Л., 1984. - 215 е.: ил.
73. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / О.А. Ханзен-Лёве; пер. с нем. С.А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001. - 672 с.
74. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века: Сборник / Редкол.: А.Б. Базилевский и др. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 566, 1. с.
75. Шайтанов И. Когда ломается течение: Исторические метафоры Б. Пильняка // Вопросы литературы. 1990. - № 7. - С. 35-72.
76. Шкловский В.Б. За сорок лет. Статьи о кино / В.Б. Шкловский. М.: Искусство, 1965. -451 с.
77. Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 304 с.
78. Эйзенштейн С.М. Избранные статьи / С.М. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1956. - 456 с.
79. Эйзенштейн С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. М.: Музей кино, 2000. - 592 с.
80. After the Genteel Tradition. American Writers 1910 1930 / Ed. by M. Cowley. With a préfacé by H. T. Moore. - Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1967,- 10,210 p.
81. Bekes P. Alfred Döblin, Berlin Alexanderplatz: Interpretation / P. Bekes. -München: Oldenbourg, 1995. 158 S.
82. Biedermann W. Die Suche nach dem dritten Weg: linksbürgerliche Schriftsteller am Ende der Weimarer Republik ; Heinrich Mann, Alfred Döblin, Erich Kästner / W. Biedermann. Frankfurt am Main: Univ., Diss., 1981. - 255 S.
83. Browning G. Boris Pilniak: Scythian at a Typewriter / G. Browning. -Ann Arbor: Ardis Publishers, 1985. 259 S.
84. Chatman S. Story and Discourse. Narrative Structure in Fiction and Film / S. Chatman. Ithaca & London: Cornell University Press, 1978. - 277 p.: ill.
85. Colley I. Dos Passos and the Fiction of Despair / I. Colley. Totowa, N.J.: Rowman and Littlefield, 1978. - 170 p.
86. Dollenmayer D. An Urban Montage and Its Significance in Döblin's Berlin Alexanderplatz // The German Quarterly. Vol. 53. - No. 3. - May, 1980. -Pp. 317-336.
87. Dollenmayer D. The Berlin Novels of Alfred Döblin / D. Dollenmayer. -Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1988. 216 S.
88. Dunz C. Erzähltechnik und Verfremdung: die Montagetechnik und Perspektivierung in Alfred Döblin, „Berlin Alexanderplatz" und Franz Kafka, „Der Verschollene" / C. Dunz. Bern u.a.: Lang, 1995. - 198 S.
89. Düsing W. Döblins „Hamlet oder die lange Nacht nimmt ein Ende" und der Novellenroman der Moderne // Internationale Alfred-Döblin-Kolloquien Münster 1989 Marbach a. N. 1991. - Hrsg. von W. Stauffacher. - Bern: Lang, 1993. - S. 271-282.
90. Fries M. The City as Metaphor for the Human Condition: Alfred Döblin's Berlin Alexanderplatz (1929) // Modern Fiction Studies. 24:1. - 1978: Spring. - Pp. 41-64.
91. Gelfant B.H. The American City Novel / B.H. Gelfant. Norman, Okla: University of Oklahoma Press, 1954. - 289 S.
92. Goldsmith A.L. The Modern American Urban Novel: Nature as "Interior Structure" / A.L. Goldsmith. Detroit, Michigan: Wayne State University Press, 1991.- 179 p.
93. Grevel L. Franz Biberkopf, ein Beispiel unter anderen. Individuum und Kommunikation in Alfred Döblins Roman „Berlin Alexanderplatz" / Der Deutschunterricht 44. 1992. - H. 3. - S. 37-54.
94. Hansen-Löve A. Der russische Formalismus. Methodologische Rekonstruktion seiner Entwicklung aus dem Prinzip der Verfremdung / A. Hansen-Löve. Wien: Verl. der Österr. Akad. der Wiss., 1978. - 636 S.
95. Hoock B. Modernität als Paradox: der Begriff der „Moderne" und seine Anwendung auf das Werk Alfred Döblins (bis 1933) / B. Hoock. Tübingen: Niemeyer, 1997.-335 S.
96. Jang S.-H. Chaotic Diversity and Secret Connection in Berlin Alexanderplatz\ an Interpretation in the Light of Döblin's Philosophy of Existence // Neophilologus 82. 1998. - Pp. 607-616.
97. Jähner H. Erzählter, montierter, soufflierter Text. Zur Konstruktion des Romans „Berlin Alexanderplatz" von Alfred Döblin / Jähner H. Frankfurt am Main; Bern; New York; Nancy: Lang, 1984. - 199 S.
98. Jensen P. Nature as Code. The Achievement of Boris Pilnjak, 1915 — 1924 / P. Jensen. Copenhagen: Rosenkilde and Bagger, 1979. - 359 S.
99. Jentsch T. Franz Karl Biberkopf als Zein-zum-Tode. Das „Lied des Todes" in Alfred Döblins Berlin Alexanderplatz als vorlaufendes Todesbewusstsein Heideggers // Neophilologus 84. 2000. - Pp. 423-442.
100. Keller O. Brecht und der moderne Roman. Auseinandersetzung Brechts mit den Strukturen der Romane Döblins und Kafkas / O. Keller. Bern: Francke, 1975.-94 S.
101. Keller O. Döblins „Berlin Alexanderplatz". Die Großstadt im Spiegel ihrer Diskurse / O. Keller. Bern (u. a.): Lang, 1990. - 171 S.
102. Keller O. Döblins Montageroman als Epos der Moderne / O. Keller. -München: Wilhelm Fink Verlag, 1980. 283 S.
103. Kellman S. The Cinematic Novel: Tracking a Concept // Modern Fiction Studies. Volume 33. - Number 3. - Fall 1987. - Pp. 467-477.
104. Kiesel H. Geschichte der literarischen Moderne: Sprache, Ästhetik, Dichtung im zwanzigsten Jahrhundert / H. Kiesel. München: Beck, 2004. - 640 S.
105. Kiesel H. Döblin und das Kino. Überlegungen zur „Alexanderplatz"-Verfilmung // Internationale Alfred-Döblin-Kolloquien Münster 1989 Marbach a. N. 1991. - Hrsg. von W. Stauffacher. - Bern: Peter Lang, 1993. - S. 284-297.
106. Komar K.L. Technique and Structure in Döblin's "Berlin Alexanderplatz" II German Quarterly. 54:3. - 1981: May. - Pp. 318-334.
107. Komar K.L. Pattern and Chaos. Multilinear Novels by Dos Passos, Döblin, Faulkner and Koeppen / K.L. Komar. Columbia, South Carolina: Camden House, 1983.- 150 p.
108. Komar K.L. A Multilinear Novel: A Structural Analysis of Novels by Dos Passos, Döblin, Faulkner, and Koeppen: Ph.D. dissertation / K.L. Komar. Ann Arbor, Mich.: University Microfilms Int., 1977. - 183 p.
109. Koopman H. Der klassisch-moderne Roman in Deutschland: Thomas Mann, Alfred Döblin, Hermann Broch / H. Koopman. Stuttgart, Berlin, Köln, Mainz: Kohlhammer, 1983.- 188 S.
110. Koopman H. Der Schuß des Romans „Berlin Alexanderplatz" eine Antwort auf Thomas Manns „Zauberberg"? // Internationale Alfred-Döblin-Kolloquien Münster 1989 - Marbach a. N. 1991. - Hrsg. von W. Stauffacher. - Bern: Peter Lang, 1993. - S. 179-191.
111. Kort W. Alfred Döblin / W. Kort. New York: Twayne, 1974. - 165 p.
112. Kuhn M. Erzählsituationen in Literatur und Film. Der Roman „Berlin Alexanderplatz" und seine filmischen Adaptionen. Ein medienübergreifender narratologischer Vergleich / M. Kuhn. Hamburg, Univ., Magisterarbeit, 2003. -136 S.
113. Leventhal J.H. Echoes in the Text: Musical Citation in German Narratives from Theodor Fontane to Martin Walser / J.H. Leventhal. New York (u.a.): Lang, 1995.-260 p.
114. Lewis KB. The Representation of Social Space in the Novel: Manhattan Transfer, Naked Year and Berlin Alexanderplatz / K.B. Lewis. Ph.D. dissertation. -The University of Iowa, 1976. - 160 p.
115. Lubbock P. The Craft of Fiction / P. Lubbock. London: Cape, 1926. -276 p.
116. Materialien zu Alfred Döblin „Berlin Alexanderplatz" / Hrsg. von M. Prangel. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1975. - 270 S.
117. Mizener S.F. Manhattan Transients: A Critical Essay / S.F. Mizener. -Hicksville, N.Y.: Exposition Press, 1977. 48 p.
118. Möbius H. Montage und Collage: Literatur, bildende Kunst, Film, Fotografie, Musik, Theater bis 1933 / H. Möbius. München: Fink, 2000. - 498 S.
119. Narratology in the Age of Cross-Disciplinary Narrative Research / Ed. by Sandra Heinen, Roy Sommer. Narratologia. - Vol. 20. - Berlin - New York: Walter de Gruyter, 2009. - 309 p.
120. Palmer R.B. Eisensteinian Montage and Joyce's Ulysses: The Analogy Reconsidered. Mosaic. - 18: 3. - 1985: Summer. - Pp. 73-85.
121. Petersen J.H. Der deutsche Roman der Moderne: Grundlegung, Typologie, Entwicklung / J.H. Petersen. Stuttgart: Metzler, 1991. - 424 S.
122. Pleimling D. Film als Lektüre. Rainer Werner Fassbinders Adaptation von Alfred Döblins „Berlin Alexanderplatz" / D. Pleimling. München: Meidenbauer, 2010. - 151 S.
123. Prangel M. Überlegungen zum Roman als Beispiel einer Romanpoetologie des Modernismus II Internationales Alfred-Döblin-Kolloquium Strasbourg 2003. Hrsg. von Ch. Maillard und M. Mombert. - Bern: Peter Lang, 2006.-S. 11-30.
124. Schärf C. Alfred Döblins „Berlin Alexanderplatz". Roman und Film. Zu einer intermedialen Poetik der modernen Literatur / C. Schärf. Mainz, Stuttgart: Akad. der Wiss. und der Literatur u.a., 2001. - 46 S.
125. Moderne in der deutschen und der tschechischen Literatur / Hrsg. von K. Schenk. Tübingen, Basel: Francke, 2000. - 234 S.
126. Schmidt J. Narration in Film // Handbook of Narratology. Ed. by P. Hülm, J. Pier, W. Schmid, J. Schönert. Narratologia. - Vol. 19. - Berlin - New York: Walter de Gruyter, 2009. - Pp. 212-227.
127. Schramm A. Die frühen Romane B.A. Pil'njaks / A. Schramm. -München: Fink, 1976. 187 S.
128. Schreurs M. Procedures of Montage in Isaak Babel's Red Cavalry / M. Schreurs. Amsterdam u.a.: Rodopi, 1989. - XII, 212 S.
129. Schuhmann K. „Zertrümmerung der Person". Galy Gay (Brecht) und Franz Biberkopf (Döblin) im Vergleich // Internationales Alfred-Döblin-Kolloquium Leipzig 1997. Bern, Berlin (u. a.), 1999. - S. 97-104.
130. Sontag S. Worauf es ankommt: Essays / Susan Sontag. Aus dem Amerikan. von Jörg Trobitius. München: Hanser, 2005. - 453 S.
131. Stanzel F. Narrative Situations in the Novel: Tom Jones; Moby-Dick; The Ambassadors; Ulysses / F. Stanzel. Bloomington and London: Indiana University Press, 1971. - 186 p.
132. Stühler F. Alfred Döblin, „Berlin Alexanderplatz", Wolfgang Koeppen, „Tauben im Gras". Der moderne deutsche Großstadtroman / F. Stühler. Hollfeld: Beyer, 1996.- 131 S.
133. The German Novel in the Twentieth Century: beyond Realism / ed. by D. Midgley. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press u.a., 1993. - VI, 199 p.
134. Tiche L., Jr. Döblin and Dos Passos: Aspects of City Novel // Modern Fiction Studies. -17:1.-1971: Spring. Pp. 125-135.
135. Tomczak F. Mythos und Alltäglichkeit am Beispiel von Joyces „Ulysses" und Döblins „Berlin Alexanderplatz". Ein Versuch zur Rekonstruktion moderner Poetiken / F. Tomczak. Frankfurt a. M., Bern (u. a.): Lang, 1992. - 296 S.
136. Tyson P.K. Berlin Alexanderplatz: Brecht/Döblin/Fassbinder: in Search of Synthesis // Neophilologus. Vol. 96. - Issue 2. - April 2012. - Pp. 287-300.
137. Wrenn J.H. John Dos Passos / J.H. Wrenn. New York: Twayne, 1961. -208 p.
138. Ziolkowski T. Strukturen des modernen Romans: deutsche Beispiele und europäische Zusammenhänge / T. Ziolkowski. München: List, 1972. - 358 S.
139. Zmegac V. Alfred Döblins Poetik des Romans // Deutsche Romantheorien. Hg. von R. Grimm. - Bd. 1. - Frankfurt am Main: Athenäum Fischer Taschenbuch Verlag, 1968. - S. 297-320.1. Справочная литература
140. Азбука кино / Под ред. И.В. Вайсфельда. М.: Киноцентр, 1990.64 с.
141. Бройтмаи С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие / С.Н. Бройтман. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -352 с.
142. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. - 358 с.
143. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Н.Д. Тамарченко. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
144. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - Т. 1. - 512 е.; Т.2. - 368 с.
145. ТюпаВ.И. Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
146. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. 4-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2004. -405 с.
147. Handbook of Narratology / Edited by Peter Hülm, John Pier, Wolf Schmid, Jörg Schönert. Berlin - New York: Walter de Gruyter, 2009. - 468 p.
148. Wilpert G. von. Deutsches Dichterlexikon: biographischbibliographisches Handwörterbuch zur deutschen Literaturgeschichte / G. von Wilpert. Stuttgart: Kröner, 1988. 900 S.
149. Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur / G. von Wilpert. -Stuttgart: Kröner, 1989. 1054 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.