Поэтика рассказов Д.Г. Лоуренса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Булашова, Наталия Михайловна

  • Булашова, Наталия Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 190
Булашова, Наталия Михайловна. Поэтика рассказов Д.Г. Лоуренса: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2013. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Булашова, Наталия Михайловна

Содержание

4

Глава 1. Поэтика заглавий в рассказах Д.Г. Лоуренса. Взаимосвязь

заглавия и содержания

1.1. Теоретическое введение в тему

1.2. Заглавия с номинацией персонажей и их отношений

1.3. Образ животного в заглавиях

1.4. Эмоциональные состояния в заглавиях

1.5. Предметный образ в заглавиях

1.6. Непредметный образ в заглавиях

1.6.1. Непредметные образы, имеющие имплицитную связь с текстом произведения

1.6.2. Непредметные образы, имеющие эксплицитную связь с текстом произведения

1.7. Пространственные, временные и событийные элементы сюжетной организации в заглавиях

1.8. Образ космических тел в заглавиях

Глава 2. Аллюзивность в рассказах Д.Г. Лоуренса

2.1. Аллюзивность как теоретическая категория

2.2. Аллюзии на вербальные неавторские тексты

2.2.1. Библейские аллюзии

2.2.2. Элементы сказочной поэтики

2.3. Аллюзии на вербальные авторские тексты

2.3.1. Тематическая перекличка рассказа Д.Г. Лоуренса «Рубеж»

с новеллой Э.А. По «Лигейа»

2.3.2. «Англия, моя Англия» - образ родины у У. Хенли и

Д.Г. Лоуренса

2.4. Аллюзии на несловесные тексты

2.4.1. Мотив театрального представления

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика рассказов Д.Г. Лоуренса»

Введение

Д.Г. Лоуренс (D.H. Lawrence, 1885-1930) - один из самых ярких писателей-модернистов начала XX века, творчество которого всегда привлекало внимание критиков1. Он автор 10 романов, более 60 рассказов и повестей, большого количества стихотворений, пьес, эссе, путевых очерков; он прославился также и как живописец. Главный интерес для данного исследования представляют именно рассказы английского писателя. Традиционно романы Д.Г. Лоуренса всегда вызывали больший интерес у исследователей, чем его малая проза. В отечественном литературоведении это в какой-то степени связано с тем обстоятельством, что первые переводы его рассказов, оформленные в сборники, начали появляться лишь в середине 1980-х годов. В настоящее время на русский язык переведено около половины всех рассказов писателя.

В англоязычном лоуренсоведении представлены различные школы и направления литературной критики - от психоаналитических (Уэйс Д.) и социально ориентированных исследований (Харрисон Дж.) до исследований с позиций феминизма (Симпсон X.), с экологической точки зрения (Эхлерт А.), а также неокритических и мифологических исследований (Вивас С., Дейгес Д., Робинсон И.).

Д.Г. Лоуренс как писатель всегда вызывал неоднозначную оценку у читателей и критиков. Так, к нему положительно относились Ф. Ливис, Р. Олдингтон, Э.М. Форстер, О. Хаксли, негативно отзывались Д. Голсуорси, Т.С. Элиот. Последний, по словам Н.М. Пальцева, говорил о том, что Д.Г. Лоуренса отличают «глубина и мощь интуитивного прозрения, но и неспособность к

1 Becket F The complete critical guide to D H Lawrence - L , NY, 2002, Black M D H Lawrence the early

fiction A commentary - Basingstoke (Hants), L , 1986, Carswell С The savage pilgrimage - Wordsworth, 2008, D H Lawrence A critical study of Major Novels and other writings / Ed by A H Gomme - NY. 1978, Ehlert A " There's bad time coming" Ecological vision in the fiction of D H Lawrence Dissertation for the degree of Phd - Uppsala

2001, Engel M The continuity of Lawrence's short novels // DH Lawrence A collection of criticism / Ed by L Hamalian - Mc-Graw-Hill, 1973 -P 109-117, Finney B Introduction//Lawrence D H Selected short stories - L. 2000 - P 11-31, Ford GH Double Measure A study of the Novels and Stories of DH Lawrence - NY, 1965, Hough G The Dark Sun A study of D H Lawrence - Harmondsworth, Middlesex, 1956, Leavis FR DH Lawrence Novelist - L, 1955, Murry J M Son of Woman The story of D H Lawrence - NY. 1931,SagarK DH Lawrence a calendar of his works - Manchester, 1979, Wallace J Introduction // Lawrence D H The Virgin and the Gypsy and Other Stones - Wordsworth, 2004 - P VII-XXI, Worthen J D H Lawrence - L , 1991. Wright P A Language of the Body Images of Disability in the Works of D H Lawrence Dissertation for the degree of Phd -Washington, 2006

4

рационально-логическому мышлению, предубежденность, недостаток интеллектуальной и социальной подготовки»2.

Признанный классик англоязычного литературоведения Ф. Ливис -автор нескольких трудов о Д.Г. Лоуренсе, среди которых «D.H. Lawrence. Novelist». Ф. Ливис восхищался талантом писателя и включал его творчество в рамки «Великой традиции» английского романа (наравне с Г. Джеймсом, Д. Конрадом, Дж. Элиот и др.). Для него Д.Г. Лоуренс был в первую очередь великим литератором, а не пророком (каковым его видел, например, Дж. Марри в работе «Son of woman: The story of D.H. Lawrence»). Что касается малой прозы, то Ф. Ливис пишет о рассказах, относящихся к разным периодам творчества писателя, и обращает внимание главным образом на идеи произведений, а не на стиль и элементы формы. Важнейшие понятия в творчестве Д.Г. Лоуренса для Ф. Ливиса - «человеческие жизнь ... существо ... природа». Литературовед говорит об уверенности Д.Г. Лоуренса в «тупиковости» индивидуализма.

У исследователей складывается разное мнение о малой прозе английского писателя. Так, М. Энджел в статье «The continuity of Lawrence's short novel» пишет о недооцененности малой прозы в его творчестве. Критик размышляет об уникальности этой части литературного наследия Д.Г. Лоуренса, анализирует символику, тематику и структуру повестей, их стиль; пишет о новом виде любви, о сравнении человека с образами животных; затрагивает функцию аналогий в творчестве писателя. Г. Хаф в работе «The Dark Sun. A study of D.H. Lawrence», наоборот, подчеркивает большую значимость романного творчества по сравнению с рассказами Д.Г. Лоуренса.

К анализу малой прозы Д.Г. Лоуренса обращались разные исследователи. Среди них Дж. Форд, в своей книге «Double Measure. A study of the Novels and Stories of D.H. Lawrence», называвший героев Д.Г. Лоуренса искателями и анализировавший мотивы изолированности и соединенности людей в

Пальцев Н.М. Проблема романа в литературно-критических работах Д.Г. Лоуренса // Проблема английской литературы XIX и XX вв. / Под ред. проф. В.В. Ивашевой. - М., 1973. - С. 69-114 - С. 72.

творчестве писателя; Д. Кеннет и М. Макензи, которые в своей статье «Ennui and Energy in "England, my England"» обращаются к сборнику «Англия, моя Англия» (как к взаимосвязанной серии исследований об отношениях между полами), одной из основных проблем которого считают проблему «английскости»; Дж. Уэрден в главе «Роль женщин: "Терзание плоти" и "Запах хризантем"» своей книги «D.H. Lawrence» пишет о роли женщин в ранней прозе писателя.

Ф. Бекет в книге «The complete critical guide to D.H. Lawrence» дает исчерпывающий обзор жизни и творчества писателя. В главе о рассказах говорится об основных проблемах, затрагиваемых Д.Г. Лоуренсом: взаимоотношении полов, жизни инстинктов, реализации самосознания, анализе культурного и личностного разложения, критике западной цивилизации, многонаправленном изучении мифических и религиозных тем.

Б. Финни в предисловии к сборнику Д.Г. Лоуренса «Selected short stories» предлагает классификацию малой прозы писателя, которая будет взята за основу в данном исследовании. 1907-1914 гг. - годы формирования Д.Г. Лоуренса как литератора. В основе ранних рассказов лежит достижение баланса между сознательным и подсознательным в психике человека. Автор говорит об оппозициях в человеческой природе - зрения и прикосновения, света и темноты, разума и тела. 1915-1922 гг. - отражение в рассказах событий военных лет и их последствий. Д.Г. Лоуренс пишет о разрушительном духе у отдельной личности, о войне не столько на полях сражений, сколько дома. Это период развития литературной формы. 1923-1928 гг. - период экспериментов с формой, обращение к традициям эскейпистских жанров, рассказам о призраках и horror stories, к жанру сатирической комедии; для Д.Г. Лоуренса это время серьезного переосмысления.

Исследования творчества Д.Г. Лоуренса в русскоязычной критике начались с 1960-х годов3, касались они в основном его романов. Появились

3 Жантиева Д.Г. Английский роман XX века (1918 - 1939). - М., 1965; Ивашева В.В. Английская

литература XX века. - М., 1967; Ионкис Г.С. Эстетические искания поэтов Англии (1910-1930). - Кишенев,

1979; Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х гг.: Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1966:

6

работы Н.П. Михальской о взглядах писателя на философию и искусство, о сложных взаимоотношениях мужчины и женщины в непростых условиях «механической цивилизации» в творчестве писателя; Д.Г. Жантиевой; В.В. Ивашевой, включавшей творчество писателя в рамки общественного процесса, писавшей о положении рабочего человека в прозе Д.Г. Лоуренса, о бессознательном и сверхсознательном в его героях; Н.М. Пальцева, писавшего среди прочего о предшественниках и последователях писателя, об архетипах сознания в его творчестве, Г.С. Ионкис - о поэзии английского автора; Б.М. Проскурнина, писавшего о внутренне поэтологических обновлениях в экспериментальной прозе Д.Г. Лоуренса, о новом понимании категории характера и пр. Многие из отечественных исследователей отмечали противоречивую двойственность творческой индивидуальности писателя -совмещении элементов реализма и модернизма.

Существует ряд диссертаций о творчестве Д.Г. Лоуренса. Многие из них посвящены романному творчеству писателя4, несколько - его поэзии5.

Важное значение для данного исследования имеют диссертации М.К. Абелян «Функционирование мифологических мотивов в творчестве Дэйвида Герберта Лоренса», К.Н. Антоновой «Художественный мир прозы Д.Г. Лоуренса 1910-х годов: интермедиальный аспект», Н.И. Бушмановой «Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д.Г. Лоуренса и В.

Михальская Н.П. Литературно-критические взгляды Д.Г. Лоуренса и теория романа // Московский ордена трудового красного знамени ГПИ им. Ленина. Ученые записки. Вопросы зарубежной литературы. - М.,1967. -№ 280 - С. 33-78; Пальцев Н.М. Проблема романа в литературно-критических работах Лоуренса // Проблема английской литературы XIX и XX вв. / Под ред. Проф. В.В. Ивашевой. - М.,1974. - С. 69-114; Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 гг. (Дж.Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс): Текст лекций. - Пермь, 1993 и др.

4 Аникин Г.В. Проблема современного английского романа: Дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 1972: Базелюк M.B. Романы Дэвида Герберта Лоуренса: Проблематика, поэтика: Дис. ... канд. филол. наук - M.. 1995. Ермакова Г.М. Человек и мир в романах Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук - М., 1994: Журавлев А.И Социально-этическая проблематика ранних романов Д.Г. Лоуренса (1885-1930): Дис. ... канд. филол. наук. - Л.. 1985; Ли Менг Ву. Романы Д.Г. Лоуренса «Радуга» и «Влюбленные женщины»: особенности языка и стиля: Дис. ... канд. филол. наук. - Спб, 1994; Пустовалов A.B. Концепция личности и поэтика поздних романов Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук. - Пермь, 1998; Смирнова М.А. Проза Д.Г. Лоуренса в русских переводах 1920-Х-2000 гг.: опыт сравнительно-исторического и стилистического анализа: Дис. ... канд. филол. наук. - M , 2005.

5 Вычужанина А.Ю. Роль цветообозначений в передаче эмоциональных концептов когнитивного пространства (на материале произведений С.А. Есенина и Д.Г. Лоуренса): Дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2009; Новокщенова Н.И. Структурно-семантические особенности индивидуального стиля Д.Г. Лоуренса (на материале лирики различных периодов творчества): Дис. ... канд. филол. наук. - Смоленск. 2012.

Вульф», H.K. Ильиной «О. Хаксли и английская новелла 1920-х гг.», С.А.

Кондракова «Проблема культуры в творчестве Д.Г. Лоуренса», A.B. Пустовалова «Концепция личности и поэтика поздних романов Д.Г. Лоуренса»6.

Среди исследований, посвященных непосредственно малой прозе писателя, вводные статьи к сборникам и статьи об отдельных рассказах7. На общем фоне выделяются критические статьи Н.М. Пальцева, отмечающего тематическую широту, видовое многообразие и новаторство рассказов английского писателя.

Помимо работ о Д.Г. Лоуренсе при написании диссертационного исследования использовались труды авторов, разрабатывающих общие проблемы поэтики художественного произведения, в частности общей поэтики рассказа, поэтики заглавий, интертекста и др.: И.В. Арнольд, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, H.A. Кожиной, С.Д. Кржижановского, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, Е.М, Мелетинского, И.В. Соколовой, H.A. Фатеевой и многих других.

Рассказы и повести Д.Г. Лоуренса, появлявшиеся на протяжении всего его творческого пути, представляют собой большой корпус текстов, который и по сей день остается малоизученным, особенно русскоязычными исследователями. Малая проза оформлена в три прижизненных и четыре посмертных сборника: «Прусский офицер» («The Prussian Officer», 1914), «Англия, моя Англия» («England, my England», 1922), «Три новеллы» («Three novellas», 1923),

Абелян M.K. Функционирование мифологических мотивов в творчестве Дэйвида Герберта Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2012; Антонова К.Н. Художественный мир прозы Д.Г. Лоуренса 1910-х годов: интермедиальный аспект: Дис. ... канд. филол. наук. - Спб., 2011; Бушманова Н.И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д.Г. Лоуренса и В. Вульф: Дис. ... д-ра филол. наук. - M., 1996; Ильина Н.К. О. Хаксли и английская новелла 1920-х гг.: Дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1987; Кондраков С.А. Проблема культуры в творчестве Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010; Пустовалов A.B. Концепция личности и поэтика поздних романов Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук. - Пермь, 1998.

7 Беглиев М. Построение художественного текста и его функциональная перспектива в рассказе Д.Г.

Лоуренса «Прусский офицер» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1988. - № 2. - С. 76-79; Казанцева Л.В. Ритм художественного времени-пространства на материале рассказа Д.Г. Лоуренса «Things». - Тамбов, 1988 // Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 36679 от 16.01.89: Муратова Я.Ю. Д.Г. Лоуренс // Lawrence D.H. The Princess and Other Stories. - M., 2002. - C. 7-20; Никонова А.Ф. Лейтмотив и его функция в новелле Д.Г. Лоуренса «Англия, моя Англия» // Стилистика текста. Сборник научных трудов. -Якутск: Издательство ЯГУ, 1995. С. 73-79; Павленко Л.Г., Попова М.А. Моделирование речевого проекта персонажей в рассказах Д.Г. Лоуренса // Вопросы филологии, психологии, педагогики и естествознания в школе и вузе. Сборник научных трудов / Под ред. K.M. Хоруженко, В.П. Куликова. - Таганрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического института, 2002. - С. 100-107; Пальцев Н.М. Предисловие // Лоуренс Д.Г. Дочь лошадника. - М., 1985. - С. 5-15; Пальцев Н.М. Д.Г. Лоуренс-новеллист // Lawrence D.H. Odour of chrysanthemums and Other Stories. - M., 1977. - P. 3-20; Пальцев Н.М. Возвращение Феникса. Новаторство Д.Г. Лоуренса-прозаика // Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли. - M.. 1992. - С. I-XXIX.

«Женщина, которая исчезла» («The Woman Who Rode Away», 1928), «Любовь среди снопов» («Love among the Haystacks», 1960), «Принцесса» («The

о

princess», 1971), «Мертвая петля» («The Mortal Coil», 1971) . Эти произведения являются важной составляющей творческого наследия писателя. Д.Г. Лоуренс -создатель отличающихся по объему рассказов разных типов: от бытовых реалистических картин о жизни шахтеров («Шахтер дома» - «The Miner at Home»), зарисовок из жизни животных («Рекс» - «Rex», «Адольф» - «Adolf»), путевых очерков («Часовня и соломенная хижина среди гор» - «А Chapel and а Hay Hut Among the Mountains») до фантастических рассказов с привидениями («Кто смеется последним» - «The Last Laugh», «Рубеж» - «The Border Line») и утопических рассказов о будущем («Мечта жизни» - «А Dream of Life»). Все это представляет большой интерес для исследования.

В данной работе анализ поэтики рассказов писателя производится на основе анализа поэтики заглавий (первая глава исследования) и аллюзивности малой прозы писателя (вторая глава исследования). Анализ заглавий, являющихся ключами к пониманию самих произведений, их взаимодействие с текстами позволяет выявить доминантные в рассказах писателя образы и мотивы.

Аллюзивность прозы Д.Г. Лоуренса становилась объектом изучения литературоведов, однако эта тема очень широкая, она не охвачена исследователями полностью. В данной работе анализ производится на примере аллюзий, лежащих в основе всего произведения, он демонстрирует, что подобные аллюзии появляются в рассказах Д.Г. Лоуренса регулярно.

Совокупный анализ этих сторон поэтики художественного произведения позволит ответить на вопрос о своеобразии малой прозы Д.Г. Лоуренса.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что оно посвящено малоизученной части творческого наследия Д.Г. Лоуренса. На протяжении нескольких десятилетий в центре внимания отечественного и

8 При первом упоминании заглавия рассказов даются как на русском языке, так и на языке оригинала. В

рассказах и статьях, не переведенных на русский язык (см. Приложение), перевод заглавий и цитат автора диссертации. - Н.Б.

зарубежного литературоведения находились в основном романы английского писателя, а его рассказы оставались в их тени, и лишь в последнее время стало заметно усиление интереса и к малой прозе Д.Г. Лоуренса. Актуальным в современном литературоведении является также изучение таких разделов поэтики художественного произведения, как поэтика заглавий и аллюзивность прозы.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении осуществлен развернутый и подробный анализ поэтики рассказов Д.Г. Лоуренса. Часть рассказов, взятых для анализа, не переведена на русский язык. Особое внимание уделено двум малоизученным аспектам: поэтике заглавий и аллюзивности малой прозы писателя.

Цель исследования заключается в анализе поэтики рассказов Д.Г. Лоуренса.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

• выделение определяющих для данного исследования элементов поэтики;

• определение основных типов заглавий в рассказах Д.Г. Лоуренса;

• общий и подробный, на примере конкретных рассказов, анализ взаимодействия заглавий с содержанием произведений английского писателя;

• выявление и характеристика своеобразия заголовочного комплекса рассказов Д.Г. Лоуренса;

• общий и подробный анализ проявления аллюзивности в тех рассказах Д.Г. Лоуренса, где она является сюжето- и смыслообразующим элементом;

• выявление художественного своеобразия малой прозы писателя с опорой на анализ обозначенных элементов поэтики. Объектом исследования является поэтика рассказов Д.Г. Лоуренса. Предметом исследования - тексты более шестидесяти рассказов и

критических очерков писателя.

Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов для дальнейшего изучении творчества Д.Г. Лоуренса, а также в исследованиях по теории рассказа в мировой литературе.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться при чтении лекций и проведении спецсеминаров по зарубежной литературе в гуманитарных вузах, а также на уроках внеклассного чтения или на спецкурсе по зарубежной литературе в средней школе.

Методологическую основу исследования составили элементы целостного, биографического, структурного, культурно-исторического, сравнительно-исторического, мотивного, интертекстуального анализов.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приводится список литературы и приложение.

Глава 1

Поэтика заглавий в рассказах Д.Г. Лоуренса. Взаимосвязь заглавия и содержания

1.1. Теоретическое введение в тему

Изучение поэтики заглавий - актуальный вопрос, которым занимались и занимаются как литературоведы (Веселова H.A., Губина Н.В., Кржижановский С.Д., Лотман Ю.М. и др.), так и лингвисты (Богданова О.Ю., Гальперин И.Р., Сандажиева С.А., Тикунова С.Г. и др.)9. Последних отличает «интерес к грамматическому статусу, синтаксической организации и стилистике»10, а также к функциям заглавий и их прикладным аспектам.

В рамках семиотической традиции (Лотман Ю.М., Топоров В.Н.)11 заглавие представляет собой первый знак текста. В таком знаке, по определению Н.В. Губиной, «сконцентрирована суть (смысл) художественного произведения»12; дается «представление о стилистике и мышлении писателя, в том числе об особенностях построения конкретного произведения и общих

- 13

типологических чертах всех его художественных произведении» ; этот знак позволяет читателю уловить авторскую интерпретацию.

Лингвистически заглавие можно определить как «номинативно-

Веселова H.A. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1998: Грицюк А.Ф. Семиотические и лингвопоэтические особенности заголовков стихотворных произведений (на материале англоязычной поэзии 19-20 вв.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1985: Губина Н.В. Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название-текст-метатекст: Дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2006; Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. - М., 1931; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970; Богданова О.Ю. Заглавие как семантико-композиционный элемент художественного текста: на материале английского языка: Дис. ... канд. филол. наук. - M., 2009; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981; Корытная М.Л. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1996; Сандажиева С.А. Семиотические аспекты заголовка короткого рассказа. - Элиста, 1993; Тикунова С.Г. Взаимодействие структурных и содержательных характеристик художественного текста и заглавия (на материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук. - M., 2005.

10 Веселова H.A. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1998. - С. 3.

11 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970; Топоров В.Н. Заметки по реконструкции тексов. | От имени к тексту // Исследования по структуре текста. - M., 1987. - С. 99-111.

Губина Н.В. Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название-текст-метатекст: Дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2006. - С. 24.

ь Губина Н.В. Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название-текст-метатекст: Дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2006. - С. 25.

предикативную единицу текста в специально функционально закрепленной

позиции, которая служит именем художественного произведения и

индивидуально-авторским высказыванием о нем»14.

Заглавие имеет именную природу. Многие исследователи (Веселова H.A.,

Кржижановский С.Д.) сходятся в том, что оно является звеном между текстом

произведения, окружающей действительностью (которая привносит внешние

смыслы) и читателем.

Заглавие можно представить как текст в миниатюре. Оно заключает в себе

замысел всего произведения, является ключом к его пониманию. «В сложных

литературных произведениях ... роль заголовка сопоставима с функцией

ударения в слове»15. Заглавие представляет собой своеобразную

«аббревиатуру», которая помогает понять интерпретацию произведения самим

автором. С.Д. Кржижановский (один из первых исследователей поэтики

заглавий) называл книгу развернутым заглавием, а заглавие - стянутой книгой:

«заглавие - кратчайший из кратких рассказов о книге»16. Заглавие произведения

в идеале должно так соотноситься с текстом, как произведение соотносится с

самой жизнью. Что касается его структуры, то «по содержанию <оно>

стремится к тексту как пределу, а по форме - к слову»17.

Стоит отметить тот факт, что существует мнение о разделении понятий

«заглавие» и «название». Так, в художественной литературе имеет место такое

явление, как повторяющиеся заглавия у разных авторов (например,

многочисленные «Исповеди» - Ж.Ж. Руссо, J1.H. Толстого и т.д.). В таком

случае резонно говорить именно о повторении названия, т. е. номинативной

единицы, а не заглавия как смысла всего произведения, ведь «индивидуально-

18

авторское высказывание о тексте всегда уникально» . Как правило, авторы

14 Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX—XX вв.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - M., 1986. - С. 10.

15 Сероменко Л.И. Новеллистика Э.М. Форстера: греко-италийские образы и мотивы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - M., 2001. - С. 16.

16 Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. - M., 1931. - С. 6.

17 Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX—XX вв.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - M., 1986. - С. 10.

IS Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX—XX вв.): Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1986. - С. 14.

стремятся избегать такого повторения. Так, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского первоначально должна была называться «Да здравствует жизнь!», но автор принял решение об изменении заглавия, «узнав, что оно "занято" забытой пьесой начала века»19.

Исследователями отмечается полисемантичность заглавий и их динамичность.

Существуют два противоположных мнения о заглавии: согласно одному

из них, заглавие представляет собой самостоятельный текст, согласно другому,

20

является лишь составным элементом текста. A.M. Пешковский отводил заглавию промежуточное место между словом и предложением, так как оно одновременно является высказыванием о тексте и этот текст называет. Ю.М. Лотман отмечал, что заглавие является самостоятельным текстом, если самого текста нет (можно привести в качестве примера трактат Аристотеля о комедии в «Имени Розы» У. Эко), в противном же случае оно ограничено в свободе и представляет собой метонимию текста. Рассмотрение заглавия как составного элемента текста было особенно популярно в пору развития структурализма. Если мнение о статусе заглавия - вопрос дискуссионный, то его заметная роль в формировании темы и идеи бесспорна. Можно предположить, что с позиции читателя заглавие художественного произведения - это часть текста, его данность, а с позиции писателя заглавие представляет собой самостоятельный текст, писатели нередко изменяют заглавия по мере работы с текстом произведения.

H.A. Кожина справедливо отмечает, что основным средством связи заглавия и текста является повтор. При этом при их эксплицитной, т.е. внешней, связи, это повтор лексический, или корневой; а при имплицитной, т.е. внутренней, неочевидной, - семантический, когда особенно значима роль подтекста, при этом заглавие становится соотносимо со всем текстом, взаимодействуя с этим текстом на равных.

Ковсан M. Заглавие // Литературный словарь. - M., 2007. - С. 61-65. - С. 61. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. - M., 1956.

Некоторые исследователи (например, И.Р. Гальперин, H.A. Кожина) отмечают такую особенность заглавия, как его тема-рематичность - перед прочтением произведения заглавие представляет собой его тему, но по прочтении оно становится уже ремой целого произведения.

Все исследователи отмечают множество выполняемых заглавием функций. H.A. Кожина разделяет функции на внешние (с позиции читателя) и внутренние (с позиции автора). К внешним функциям относятся репрезентативная, соединительная, организующая - все они носят коммуникативный характер. К внутренним функциям автор относит назывную (или номинативную), изоляционную и завершающую, т.е. текстообразующую, все они взаимосвязаны. При этом функция номинации при прочтении произведения переходит в функцию предикации. Также этот автор разделяет функции заглавий в зависимости от угла рассмотрения: с позиций семантики символическая, конкретизирующая, оценочная; с позиции синтаксиса, т. е. заглавия как части текста, - десептивная (эффект обманутого ожидания со знаком «-»), сюрпритивная (обратный эффект со знаком «+»), конетритивная, или чисто информативная, кувертюрная - укрывающая, скрывающая. Универсальная функция заглавия, связывающая писателя и читателя, диалогическая.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Булашова, Наталия Михайловна, 2013 год

Список литературы

Источники

1. Лоуренс Д.Г. Как быть мужчиной. [Электронный ресурс]. ULR: http://www.interlit2001.com/lawrence-3.htm.

2. Лоуренс Д.Г. По поводу романа «Любовник леди Чаттерли» // Лоуренс Д.Г. Собрание сочинений в 7 т. - Т. 1: Любовник леди Чаттерли. - М., 2006. - С. 356-388.

3. Лоуренс Д.Г. Психоанализ и бессознательное. Порнография и непристойность. - М., 2003.

4. Лоуренс Д.Г. Собрание сочинений в 7 т. - Т. 3: Тень в розовом саду. - М., 2006.

5. Лоуренс Д.Г. Счастливые привидения: Рассказы. - М., 2006.

6. Лоуренс Д.Г. Терзание плоти: роман и новеллы. - М., 1996.

7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. - 1993.

8. Гримм братья. Спящая красавица / Пер. Т. Габбе. - М., 1998.

9. Из сказок Тысяча и одной ночи. - М., 1992.

10. Перро Ш. Спящая красавица / Пер. с нем. П.Н. Полевого. - СПб, 2010.

11. По Э.А. Лигейа // По Э.А. Рассказы. - М., 1980. - С. 56-68.

12. Тысяча и одна ночь. Избранные сказки. - Л., 1936.

13.Шекспир У. Ричард II // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 т. -Т. З.-М., 1958.-С. 409-514.

14. Lawrence D.H. England, my England and Other Stories. - Cambridge, 1990.

15. Lawrence D.H. Odour of Chrysanthemums and Other Stories. - M., 1977.

16. Lawrence D.H. Phoenix. The posthumous papers of D.H. Lawrence / Ed. by E.D. McDonald.-L., 1961.

17. Lawrence D.H. Phoenix II. Uncollected, unpublished and other prose works / Ed. by W. Roberts and Т.Н. Moore. - L., 1968.

18. Lawrence D.H. Sea and Sardinia / Ed. by M. Kalnins. - Cambridge, 2002.

19. Lawrence D.H. Selected short stories. - L., 2000.

20. Lawrence D.H. Studies in Classic American literature / Ed. by E. Greenspan, L. Vasey and J. Worthen. - Cambridge, 2003.

21. Lawrence D.H. Selected letters. - Harmondsworth, Middlesex, 1968.

22. Lawrence D.H. The collected letters of D.H. Lawrence. - NY, 1962.

23. Lawrence D.H. The Mortal Coil and Other Stories. - L., 1971.

24. Lawrence D.H. The Princess and Other Stories. - M., 2002.

25. Lawrence D.H. The Prussian Officer and Other Stories. - L., 1914.

26. Lawrence D.H. The Virgin and the Gipsy and Other Stories. - Wordsworth. 2004.

27. Lawrence D.H. The White Peacock. - Los Angeles, 2012.

28. Lawrence D.H. The Woman Who Rode Away and other stories. - Cambridge, 2002.

29. Henley W.E. Poems. - Vol. II. - NY, 1970.

30. Meredith G. The Shaving of Shagpat: An Arabian Entertainment. - NY, 1922.

Научная литература

31. Абелян M.K. Функционирование мифологических мотивов в творчестве Дэйвида Герберта Лоренса: Дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2012.

32. Англо-русский словарь / Под ред. В.К. Мюллера. - М., 1970.

33. Аникин Г.В. Проблема современного английского романа: Дис. ... д-ра филол. наук. - Л., 1972.

34. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и факультетов иностранного языка. - М., 1975.

35. Антипенко А.Л. Проза Эдгара По в контексте традиционной мистики: Дис. ... канд. филол. наук. -М., 1995.

36. Антонова К.Н. Художественный мир прозы Д.Г. Лоуренса 1910-х годов: интермедиальный аспект: Дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 2011.

37. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - 6-е изд. - М.,

2009.

38. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. - СПб, 1999.

39. Афонина Е.Ю. Поэтика авторского прозаического цикла: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2005.

40. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

_41 ..Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев, 1994.

42. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234^-07.

43. Базелюк М.В. Романы Д.Г. Лоуренса: Проблематика, поэтика. Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1995.

44. Беглиев М. Построение художественного текста и его функциональная перспектива в рассказе Д.Г. Лоуренса «Прусский офицер» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1988. - № 2. - С. 7679.

45. Богданова О.Ю. Заглавие как семантико-композиционный элемент художественного текста: на материале английского рассказа: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009.

46. Бурцев A.A. Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики. - Иркутск, 1991.

47. Бушманова Н.И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д.Г. Лоуренса и В. Вульф: Дис. ... д-ра филол. наук. -М„ 1996.

48. Веселова H.A. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1998.

49. Веселовский А.Н. Введение в историческую поэтику. - М., 1989.

50. Вычужанина А.Ю. Роль цветообозначений в передаче эмоциональных концептов когнитивного пространства (на материале произведений С.А. Есенина и Д.Г. Лоуренса): Дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2009.

51. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

52. Гальянд Г., Соль М. Климт. - М., 2006.

53. Гаспаров M.JI. Парафраз и интертекст. [Электронный источник]. URL: http://www.ruthenia.ru/document/470280.html.

54. Гаспаров M.JI. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1987. - С. 295-296.

55. Герхардт И. Искусство повествования. Литературное исследование «1001 ^ ночи». -М., 1984.

56. Грицюк А.Ф. Семиотические и лингвопоэтические особенности заголовков стихотворных произведений (на материале англоязычной поэзии 19-20 вв.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1985.

57. Губина Н.В. Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название-текст-метатекст: Дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2006.

58. Дудова Л.В. Модернизм в зарубежной литературе: Литература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии. - М., 2002.

59. Ермакова Г.М. Человек и мир в романах Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол наук. - М., 1994.

60. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века (1918-1939). - М„ 1965.

61. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - М., 1977.

62. Журавлев А.И. Социально-этическая проблематика ранних романов Д.Г. Лоуренса (1885-1930): Дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1985.

63. Иванов Д.А. Модернистский роман Великобритании // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.М. Толмачева. - М., 2003. - С. 116-155.

64. Ивашева В.В. Английская литература XX века. - М., 1967.

65. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М„ 1996.

66. Ильина H.K. О. Хаксли и английская новелла 1920-х гг.: Дис. ... канд. филол. наук. - JI., 1987.

67. Ионкис Г.С. Эстетические искания поэтов Англии (1910-1930). -Кишенев, 1979.

68. Карельский A.B. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы. - М., 1990.

69. Кислякова Е.Ю. Варьирование эмотивных смыслов английских библеизмов (на материале художественной литературы). - Волгоград, 2004.

70. Клочек Г.Д. Методология системного исследования индивидуальной поэтики и поэтики отдельного литературного произведения: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Киев, 1989.

71. Ковтун E.H. Поэтика необычайного. Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа: (На материале европейской литературы первой половины XX в.). - М., 1999.

72. Казанцева JI.B. Ритм художественного времени-пространства: на материале рассказа Д.Г. Лоуренса «Things». - Тамбов, 1988 // Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 36679 от 16.01.89.

73. Ковсан М. Заглавие // Литературный словарь. - М., 2007. - С. 61-65.

74. Козлова A.B. Художественно-философские истоки и формы гротеска в новеллистике Э.А. По: Дис. ... канд. филол. наук. - H.H., 1998.

75. Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX-XX вв.). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1986.

76. Кондраков С.А. Проблема культуры в творчестве Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010.

77. Корытная М.Л. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 1996.

78. Косиков Г.К. Текст / Интертекст / Интертекстология // Пьере-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. - М., 2008. - С. 8-42.

79. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. - М., 1931.

80. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - М., 2004.

81. Лавр (лавровый венок, лавровая ветвь). [Электронный источник]. URL: http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/lavr/.

82. Ли Лицюнь. Структура, семантика и прагматика заглавия художественного произведения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2004.

83. Ли Менг By. Романы Д.Г. Лоуренса «Радуга» и «Влюбленные женщины»: особенности языка и стиля: Дис. ... канд. филол наук. - СПб, 1994.

84. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1987.

85. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

86. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин, 1992.

87. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М., 1990.

88. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 2012.

89. Михальская Н.П. Литературно-критические взгляды Д.Г. Лоуренса и теория романа // Московский ордена трудового красного знамени ГПИ им. Ленина. Ученые записки. Вопросы зарубежной литературы. - М., 1967. -№280. -С. 33-78.

90. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х гг.: Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1966.

91. Михальская Н.П. Д.Г. Лоуренс: поэтика романа и ее отношение к живописи // Проблемы зарубежной литературы XIX-XX вв. Сборник трудов. - М„ 1974. - С. 119-130.

92. Муратова Я.Ю. Д.Г. Лоуренс // Lawrence D.H. The Princess and Other Stories. - M„ 2002. - C. 7-20.

93. Никалюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М., 1968.

94. Никонова А.Ф. Лейтмотив и его функция в новелле Д.Г. Лоуренса «Англия, моя Англия» // Стилистика текста. Сборник научных трудов. -Якутск: Издательство ЯГУ, 1995. - С. 73-79.

95. Новокщенова Н.И. Структурно-семантические особенности индивидуального стиля Д.Г. Лоуренса (на материале лирики различных периодов творчества): Дис. ... канд. филол. наук. - Смоленск, 2012.

96. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М., 1991.

97.0лдингтон Р. Дэвид Герберт Лоуренс. Заметки // Лоуренс Д.Г. Дочь лошадника: Рассказы. - М., 1985. - С. 241-254.

98. Павленко Л.Г., Попова М.А. Моделирование речевого проектора персонажей в рассказах Д.Г. Лоуренса // Вопросы филологии, психологии, педагогики и естествознания в школе и вузе. Сборник научных трудов / Под ред. K.M. Хоруженко, В.П. Куликова. - Таганрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического института, 2002. - С. 100-107.

99.Пальцев Н.М. Возвращение Феникса. Новаторство Д.Г. Лоуренса-прозаика // Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли. - М., 1992. - С. I-XXIX.

100. Пальцев Н.М. Проблема романа в литературно-критических работах Д.Г. Лоуренса // Проблема английской литературы XIX и XX вв. / Под ред. проф. В.В. Ивашевой. - М., 1974. - С. 69-114.

101. Пальцев Н.М. Предисловие // Лоуренс Д.Г. Дочь лошадника. - М., 1985.-С. 5-15.

102. Пальцев Н.М. Д.Г. Лоуренс-новеллист // Lawrence D.H. Odour of chrysanthemums and Other Stories. - M., 1977. - P. 3-20.

103. Папкина Д.С. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - № 25. - С. 7882.

104. Петрова H.B. Интертекст как общий механизм текстообразования (на материале англо-американского короткого рассказа): Дис. ... д-ра филол. наук. - Волгоград, 2005.

105. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956.

106. Померанцев Э.В. Сказка // Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаевой. - М., 1987.

107. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературного произведения // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. - М., 1983.-С. 138-172.

108. Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998.

109. Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 гг. (Дж.Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс): Текст лекций. - Пермь, 1993.

110. Прохорова Л.П. Интертекстуальность в жанре литературной сказки (на материале английской литературной сказки): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2003.

111. Пустовалов A.B. Концепция личности и поэтика поздних романов Д.Г. Лоуренса: Дис. ... канд. филол.наук. - Пермь, 1998.

112. Пучкова Г.А. Английский рассказ первой трети XIX в. Традиции А.П. Чехова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1966.

113. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // ЛЭС под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаевой. - М., 1987. - С. 487^89.

114. Сандажиева С.А. Семиотические аспекты заголовка короткого рассказа. - Элиста, 1993.

115. Сероменко Л.И. Новеллистика Э.М. Форстера: греко-италийские образы и мотивы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001.

116. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. - Воронеж, 1982.

117. Словарь современного английского языка: в 2 т. - М., 1992.

118. Смирнов И.П. Порождение интертекста. - СПб, 1995.

119. Смирнова М.А. Проза Д.Г. Лоуренса в русских переводах 1920х -2000 гг.: опыт сравнительно-исторического и стилистического анализа: Дис. ... канд. филол. наук. -М., 2005.

120. Соколова И.В. Современная английская новелла (К вопросу о поэтике жанра): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1979.

121. Соловьева H.A. От викторианства и XX веку. Модернизм в Великобритании // Зарубежная литература XX века / Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000. - С. 267-303.

122. Степанов Ю.С. «Интертекст» - среда обитания культурных концептов (к основаниям сравнительной концептологии) // Известия РАН. Серия литература и язык. - 2001. [Электронный источник]. URL: http : //www .ruthenia.ru/document/470280.html.

123. Сумм Л. Замок, башня, монастырь // Готический роман: Замок Отранто. Итальянец. Аббатство кошмаров. - М., 2008. - С. 7-22.

124. Теория культуры: Учебное пособие / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб, 2010.

125. Тикунова С.Г. Взаимодействие структурных и содержательных характеристик художественного текста и заглавия (на материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук. -М., 2005.

126. Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. | От имени к тексту // Исследования по структуре текста. - М., 1987. - С. 99-111.

127. Тороп П.Х. Проблема интекста // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - 1981. -Вып. XIV (567). - С. 33^15.

128. Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Тб, 1984.

129. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М., 1995.

185

130. Урнов М.В. На рубеже веков. - М., 1978.

131. Ушакова О.М. Европейская культурная традиция в творчестве Т.С. Элиота: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2007.

132. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. - М., 2007.

133. Хализев В.Н. Теория литературы. - М., 2002.

134. Шайтанов И.О. Компаративистика и/или поэтика. - М., 2010.

135. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна / Под ред. А. Усмановой. -Мн„ 1996.-С. 48-73.

136. Becket F. The complete critical guide to D.H. Lawrence. - L., NY, 2002.

137. Black M. D.H. Lawrence: the early fiction. A commentary. -Basingstoke (Hants), L., 1986.

138. Cars well C. D.H. Lawrence. The savage pilgrimage. - Hertfordshire, 2008.

139. D.H. Lawrence and tradition / Ed. By J. Meyers. - Massachusetts, 1985.

140. Draper R.P. Lawrence, David // Reference Guide to Short fiction. - 2nd edition / Ed. By T. Riggs. - Detroit and L., 1999. - P. 368-369.

141. Ehlert A. "There's bad time coming": Ecological vision in the fiction of D.H. Lawrence: Dissertation for the degree of Phd. - Uppsala, 2001.

142. Engel M. The continuity of Lawrence's short novels // D.H. Lawrence. A collection of criticism / Ed. by L. Hamalian. - Mc-Graw-Hill, 1973.

143. Finney B. Introduction // Lawrence D.H. Selected short stories. - L., 2000.-P. 11-31.

144. Flora J.M. William Ernest Henley. - NY, 1970.

145. Ford G.H. Double measure. A study of the Novels and Stories of D.H. Lawrence. - NY, 1965.

146. Fulghum W.B. A dictionary of Biblical allusions in English literature. -NY, 1965.

147. Gargano J.W. Poe's «Ligeia»: Dream and Destruction // College English. - 1962. - Vol. 23. - № 5. - P. 337-342.

148. Griffith C. Poe's Ligeia and the English Romantics // University of Toronto Quarterly. - 1954. - Vol. 24. - № 1. - P. 8-25.

149. Hough G. The Dark Sun. A study of D.H. Lawrence. - Harmondsworth, Middlsex, 1956.

150. Kenneth D., Mackenzie M. Ennui and Energy in «England, my England» // D.H. Lawrence. A critical study of Major Novels and other writings. / Ed. by A.H. Gomme. - NY, 1978. - P. 120-141.

151. Laist Shari B. The Sleeping Beauty Motif in Selected Short Stories by D.H. Lawrence. - 1975.

152. Landow P.G. The character of the protagonist in The Shaving of Shagpat. [Электронный ресурс]. URL: http ://w w w. Victorian web. or g/author s/meredith/meredith5 .html# 1.

153. Leavis F.R. D.H. Lawrence. Novelist. - L., 1955.

154. McKay A. A study of D.H. Lawrence's Treatment of Women in the -Short Story: Dissertation for the degree of MA. - 1984. [Электронный ресурс]. URL: http://digitalcommons.mcmaster.ca/opendissertations/5968/.

155. Murry J.M. Son of Woman: The story of D.H. Lawrence. - NY, 1931.

156. Preston P. Lawrence, D.H. (Fiction) // Encyclopedia of literary modernism / Ed. By P. Poplawski. - Westport, Connecticut, L., 2003. - P. 227-236.

157. Robinson I. D.H. Lawrence and English Prose // D.H. Lawrence. A critical study of the Major Novels and Other Writings / Ed. by A.H. Gomme. -NY, 1978.-P. 13-29.

158. Sagar K. D.H. Lawrence: a calendar of his works. - Manchester, 1979.

159. Sagar K. Introduction // Lawrence D.H. The Princess and other stories. -Harmondsworth, 1978. - P. 7-12.

160. Seidl F. Lawrence's the Shadow in the Rose Garden // The Explicator. -1973. - Vol. 32. [Электронный ресурс]. URL:

187

http://www.questia.com/goo gleScholar.qst?docId=96617009.

161. Terence R. Wright D.H. Lawrence and the Bible. - Cambridge, 2000.

162. Wallace J. Introduction // Lawrence D.H. The Virgin and the Gypsy and Other Storiesj - Wordsworth, 2004. - P. VII-XXI.

163. Wickramasinghe M. The mysticism of Lawrence. - Colombo, 1951.

164. Woolf V. Collected essays. - Vol. 1. - L., 1966.

165. Worthen J. D.H. Lawrence. - L., 1991.

166. Wright P. A Language of the Body: Images of Disability in the Works of D.H. Lawrence: Dissertation for the degree of Phd. - Washington, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.