Поэтика прозы А.А. Фета: Сюжет и повествование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Капырина, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Капырина, Татьяна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПОЭТИКА СЮЖЕТА В ПРОЗЕ А.А. ФЕТА
§ 1. Путешествие как сюжетная форма поиска становящегося мира
§ 2. Хаос и космос как показатели старого и iювого
§ 3. Цикличность / линейность как сюжетные формы проявления старого и нового
§ 4. Справедливость / закон в сюжетной ситуации старого и нового
§ 5. Соотношение сюжета и героя в художественной прозе
§ 6. Внутренний мир и поэтика сюжета в рассказах
§ 7. «Каленик»: поэтика «концентрического» сюжета
ГЛАВА II ПОЭТИКА ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ А.А. ФЕТА
§ 1. Поэтика повествования в деревенских очерках
§ 2. Автор и герой в художественной прозе как повествовательная проблема
§ 3. Поэтика повествования в «Воспоминаниях»
§ 4. Поэтика повествования в путевых очерках
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза А.А. Фета в историко-литературном контексте 1850-1880-х годов2008 год, доктор филологических наук Черемисинова, Лариса Ивановна
Жанровое своеобразие прозы В. Войновича2006 год, кандидат филологических наук Хлебникова, Елена Александровна
Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов Поволжья2009 год, доктор филологических наук Кудрявцева, Раисия Алексеевна
Поэтика прозы Б.П. Екимова2004 год, кандидат филологических наук Великанова, Ирина Вячеславовна
"Военная" проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля2010 год, кандидат филологических наук Порублева, Ирина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика прозы А.А. Фета: Сюжет и повествование»
Актуальность изучения поэтики прозы A.A. Фета определяется многими факторами. Фетоведение долгое время рассматривало данного автора исключительно как поэта, мотивируя это тем, что «лиризм — естественная и, надобно прибавить, исключительная сфера творчества Фета»1. Тем самым творческое наследие Фета разделилось на две части: изучаемую и маргинальную.
Такая ситуация сохранялась долгое время. Но с начала 1980-х годов она стала меняться, когда А.Е. Тархов подготовил первую публикацию л нескольких прозаических произведения Фета. Исследователь с особым вниманием отнесся к поэтике его прозы, указав на ее «обнаженную автобиографичность» и тяготение к философским обобщениям3.
На следующем этапе проза Фета была соотнесена с романтической художественной системой, и исследователи показали, как в этой системе происходит взаимодействие прозы и стиха4. Рассказ Фета «Кактус» был учтен H.A. Кожевниковой при рассмотрении поэтики повествования от первого лица5. Впоследствии проза Фета, особенно рассказ «Кактус», была поставлена в контекст развития русского «художественного реализма»6.
При изучении поэтики прозы Фета мы также должны учитывать, что это проза поэта — романтика, но явно тяготеющая к реалистической поэтике. Таким образом, перед нами выстраивается единая художественная система, где утрачивая одну часть, мы теряем в понимании другой.
1 Майков Л. A.A. Фет // Майков Л. Историко-литературные очерки. - СПб., 1895. С. 306.
2 Фет A.A. Сочинения: В 2 т. - M., 1982.
3 Фет Афанасий. Стихотворения. Проза. Письма. - М., 1988. С. 423.
4 Ауэр А.П. Взаимодействие стиха и прозы как проявление индивидуального стиля A.A. Фета // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей 19 - начала 20 века. - M., 1991. С. 50 - 58; Орлицкий Ю.Б. Стиховое начало в прозе А. Фета // A.A. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XV Фетовские чтения». - Курск, 2000. С. 145 - 153.
5 Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. - M., 1994. С. 13-15.
6 «В рассказе «Кактус» произойдет существенная метаморфоза. Повествование структурно меняется так, чтобы быть приспособленным для пересечения различных «точек зрения» в погоне «за неуловимой истиной». Это станет ярчайшей вспышкой «художественного реализма» » в самом начале 80-х годов». (Ауэр А.П. Проза 1880 - 1890-х годов // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870 - 1890) - M., 2005. С. 382.)
Это способствовало еще более активному вовлечению прозы Фета в круг литературоведческих вопросов и проблем. Этот процесс начался с «обнаружения» забытого писателя-прозаика7. Под таким углом зрения до сих пор изучается проза Фета, несмотря на постоянное увеличение числа статей по данному вопросу.
Когда из литературного небытия поднимают новое имя, то в основном ставятся одинаковые задачи: во-первых, определить максимально возможное число текстов, созданных автором. В сборниках, посвященных творчеству Фета, существует постоянная рубрика, где публикуются недавно обнаруженные тексты: «<А.А. Фет> О нашем сельском самоуправлении. Публикация Е.М. Аксененко и Е.В. Виноградовой», «Две статьи A.A. Фета из о газеты «Московские ведомости» (1870 - 1872). Публикация Е.В. Ивановой» , «A.A. Фет. Афоризмы. Публикация Н.П. Генераловой», «"Крыловские" рассказы Фета (Два неопубликованных фрагмента). Публикация Л.И. Черемисиновой», «Неизвестные статьи Фета на страницах «Московских ведомостей» (1868 - 1872). Публикация Е.В. Деревягиной»9, «Е.В. Деревягина. Малоизвестное письмо A.A. Фета», «В.А. Шеншина. Дармштадские документы в биографии A.A. Фета»10. За счет этого исследователи создают основу дальнейшего изучения прозы Фета.
Во-вторых, исследователями предпринимаются попытки сопоставить произведения Фета-прозаика с литературным контекстом его времени. Например, в таких работах, как «Проза A.A. Фета в контексте русской прозы»11 И.В. Труфановой, «Тургенев и Фет: К творческой истории "Отцов и детей"»12 A.B. Успенской, «Статьи A.A. Фета в контексте истории русской
7 См., например: Кошелев В.А Афанасий Фет как забытый писатель // Забытые и второстепенные писатели XVII - XIX веков как проявление Европейской культурной жизни. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию Е.А. Маймина. Т. II. - Псков, 2002. С. 87 - 94.
8 Новые тексты A.A. Фета// A.A. Фет и русская литература. - Курск, 2002. С. 12-31.
9 Публикации // A.A. Фет и русская литература. - Курск, 2003. С.8 - 34.
10 Новые материалы // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература: Материалы Международной конференции XVIII Фетовские чтения». - Курск, 2004. С. 3 - 24.
11 A.A. Фет: Поэт и мыслитель. Сборник научных трудов. - М., 1999. С. 115 - 140.
12 A.A. Фет и русская литература. - Курск, 2002. С. 153 - 162.
11 критики» А.Ю. Сорочана, «Творчество Фета в критико-публицистическом контексте своего времени»14 И.А. Тукуреева, «Афанасий Фет и Аполлон
Григорьев: диалог в прозе»15 или «Фет и JI.H. Толстой: творческий диалог»16
Л.И. Черемисиновой и некоторых других.
В-третьих, исследователи стремятся переоценить творческую биографию автора: что представляет собой эта личность и как творчество писателя соотносится с его бытом. В этом аспекте прозаическое наследие
Фета дает исследователям обильный материал. Состоит оно не только из чисто художественных произведений (повестей и рассказов), но также из очерков, мемуаров, которые зачастую рассматриваются как первичные высказывания автора. Так, еще в 1882 году А.Е. Тархов указывал: «Эти очерки <деревенские - вставка сделана мной - Т.К.> были прямо связаны с практической сельскохозяйственной деятельностью Фета, которая дала ему весомое социальное положение.»17.
На сегодняшний день в работах фетоведов постепенно складывается не образ автора-творца, а образ писателя в жизни. Так, в книге В.А. Шеншиной
A.A. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание» мы читаем: «Судя по
Ранним годам моей жизни», детство Фета проходило безоблачно вплоть до того, как родители послали его в немецкий пансион в Эстляндию18».
Описываемое событие соотносится исследователем не со структурой художественного мира, не с системой эстетических ценностей, а с тем, что увидел и пережил сам Фет.
То же самое делает И.С. Абрамовская. Рассматривая прозу Фета на сюжетно-фабульном уровне, она в своих статьях показывает, что в основе дневников Фета лежат реальные события и переживания. Ею же была осуществлена попытка выявить исторические реалии путевых очерков
13 XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература: Материалы Международной конференции XVIII Фетовские чтения». - Курск, 2004. С. 177 - 183.
14 Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. - Курск, 2005. С. 148 - 162.
15 XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература: Материалы Международной конференции XVIII Фетовские чтения». - Курск, 2004. С. 122 - 137.
16 Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. - Курск, 2005. С. 95 - 106.
17 Тархов А.Е. Комментарии // Фет A.A. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М., 1982. С. 422.
18 Шеншина В. A.A. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. - М., 2003. С. 31.
Продвигаясь далее в глубь Пруссии, Фет обратил внимание на благоустройство Пруссии, в которой, несмотря на «неблагодарные» почвы, выращивают хлеба, что накормлены сами и вывозят хлеб в Англию»19 или «Одобряя стремление к «порядку и благосостоянию» как основе «немецкой идиллии», Фет решительно не принимал «современного идеала», «когда немец с сияющим лицом объявляет, что в их курфюршестве три туннеля.»20), а через это обозначить творческую позицию Фета21.
Таким образом, чрезвычайно расширился контекст (компаративный, жизнетворческий), но поэтика конкретных произведений по-прежнему остается на втором плане. Прежде всего это относится к формам сюжетообразования и поэтике повествования в прозе Фета. Эти две важные проблемы необходимо разрешить, чтобы осуществить поворот от личности автора к художественному миру. В этом отношении для нас особую значимость имела книга М.В. Строганова «Мир от красоты». Здесь впервые признается вымышленность как художественного, так и публицистического и мемуарного творчества Фета: «. Мы уже подошли к двум возможным выводам: либо ранняя (предшествующая по времени мемуарам) проза Фета автобиографична, либо в более поздних мемуарах наличествует достаточно
22 большая доля вымысла» . У М.В. Строганова присутствует интерес к внутреннему миру прозы Фета, к попытке выявить его типологию и организацию.
Актуальность нашей работы еще и в том, что в научном осмыслении прозы Фета, а особенно его публицистики, делается акцент на слитость автора с героем. Мы, изучая поэтику сюжета и повествования в прозе Фета, постоянно держим в поле зрения дистанцию, которая разделяет автора и героя.
19 Абрамовская И.С. «Немецкая идиллия» А. Фета (по очеркам «Из-за границы») // A.A. Фет и русская литература. - Курск, 2002. С. 54.
20 Там же. С. 55.
21 И.С. Абрамовская. Очерки Фета «Из-за границы»: К истории полемики о сущности искусства / Вестник Новгородского государственного ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2003. № 25. С. 41.
22 Строганов М.В. «Мир от красоты». Проза и поэзия Афанасия Фета. - Курск, 2005. С. 146.
Исследователи зачастую стараются подчеркнуть, что ценность изучаемых текстов заключена в самом проявлении личности Фета. Тем самым произведения лишаются художественного статуса.
Играет в этом роль и прямое наложение лирики Фета на его прозаическое творчество. Ведь особенность лирического произведения заключается в единстве героя и автора . Здесь лирический сюжет воплощает лишь переживания лирического героя-автора, и кажется естественным в очерках увидеть именно такого героя.
Однако для эпики характерно как раз принципиальное разъединение автора и героя, хотя в эпическом мире вполне может присутствовать и «я-повествование»: «Необходимо рассматривать повествующее и повествуемое «я» как две функционально различаемые инстанции, как нарратора и персонажа или, вернее, актора, то есть носителя действия, . которые связаны физическим и психологическим единством, причем это единство может иметь более или менее условный характер. <.> Нарратор представляет собой лишь схему ожиданий и презумпций нарратора и никогда не идентичен с конкретным персонажем, выступающим в истории высшего уровня как репициент»24.
Этим определяется научная новизна нашего исследования. Мы стремимся рассмотреть прозу именно как художественное явление, имеющее вполне определенные функциональное соотнесение с общей поэтической системой Фета. При этом мы выявляем последовательную творческую устремленность Фета в воплощении своих замыслов именно в сюжетно - повествовательных формах.
ЦЕЛЬ нашей диссертации - детальное изучение той сферы поэтики прозы Фета, которая подчинена сюжетно-повествовательным закономерностям.
При этом разрешаются такие исследовательские задачи:
1. В системной последовательности выявляются закономерности
23 Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. - М., 2001. С. 104 - 105.
24 Шмид В. Нарратология. - М., 2003. С. 95 - 96. структурной организации сюжета во всех жанрах прозаического творчества Фета.
2. Определяется, какое место занимает проза Фета в единой сюжетной системе. Устанавливаются формы художественного взаимодействия сюжета и повествования.
3. Выявляется, с помощью каких повествовательных моделей проявляется «эстетический объект» в очерках и как эти модели соотносятся с теми, что обнаруживаются в повестях и рассказах Фета.
Материалом послужили повести и рассказы, чей художественный статус не может быть подвергнут сомнению («Дядюшка и двоюродный братец», «Семейство Гольц», «Кактус», «Вне моды», «Первый заяц», «Каленик»). Кроме того, мы изучали очерковую и мемуарную прозу Фета, природа которой допускает присутствие героя или персонажа. Под очерком в данном диссертационном исследовании понимается произведение, основанное на общественной (политической, юридической, экономической) проблеме. Очерку тематически мы противопоставляем мемуары как форму, возникающую на основе оценки событий собственной жизни.
В методологической основе диссертации - концепция целостного изучения литературного произведения А.П. Скафтымова, опирающегося на «телеологический принцип». Постигая художественность прозы Фета через ее поэтику, мы не забывали о таких методологических рекомендациях А.П. Скафтымова: «Признавая за объектом нашего изучения его специфическую художественную природу, мы часто еще не совсем ясно знаем, что с его художественностью делать, и суетливо хлопочем наудачу, ходим с краю и запеваем случайными и разрозненными голосами. К чему обязывает художественность, какие проблемы выдвигает, в каком отношении ее проблемы стоят к вопросам, над которыми мыслили раньше, устраняет ли их или допускает, стоит ли от нас особняком в простой рядоположенности, или в какой-то степени связывает их собою, пронизывая и обусловливая своими требованиями весь ход изучения и размышлений, дает ли художественный принцип подлинное объединяющее и охватывающее начало или должен остаться на положении хотя важного, но все же одностороннего и фрагментарного добавления - все эти вопросы в настоящее время ищут разрешение в сознании всякого наблюдающего современное движение научной мысли»25.
Диалогическая поэтика М.М. Бахтина ориентировала нас на постижение другого, «внеположного автору сознания». При этом «другое» сознание (герой) открывается читателю в сюжете и в форме передачи сюжета (повествовании). Рассматривая эту закономерность, мы опирались на формулу сюжета, обоснованную А.Н. Веселовским: «Сюжеты - это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная» . Кроме того, под сюжетом, следуя за Г.В. Красновым, мы понимаем еще и ту последовательность ситуаций и событий, в которых действует герой и совершает свой выбор, под повествованием, следуя за Ю.В. Манном, Б.А. Успенским, В. Шмидом - систему «точек зрения», повествовательных форм (описание, рассуждение) и дистанций между автором и героем27, через которые структурно осуществляется сюжет.
В своей диссертации мы учитываем взгляд на повествование таких исследователей, как В.А. Сапогов28, А.П. Чудаков29. Все эти работы оказали
25 Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. - Саратов, 1994. С. 33 - 34.
26 Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - M., 1989. С. 302.
27 В этом отношении был опорным для нас такой теоретический вывод Ю.В.Манна: «.Наибольшее распространение получил не «Ich-Erzählung», а другая повествовательная ситуация, когда автор не является персонажем произведения, отделен («дистанцирован») от всего происходящего и ведет рассказ с некоей высшей точки зрения (в категориях известного немецкого теоретика Ф. Штанцеля это - «аукториальная» ситуация). (Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.) // Известия РАН. Серия литературы и языка. - M., 1992. №1. С. 41.)
28 «Повествование, в эпическом литературном произведении речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т.е. весь текст, за исключением прямой речи персонажей. Повествование, которое представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев, - главный способ построения эпического произведения действительности» (Сапогов В.А. Повествование // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 280).
29 «Повествование - весь текст эпического произведения, за исключением прямой речи.» (Чудаков А.П. Повествование // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1968. Стлб. 814). нам помощь в поиске конкретных повествовательных форм в поэтике повествования Фета. Однако в большей степени мы ориентируемся на теоретическое определение повествования Н.Д. Тамарченко30, в котором сделан акцент на повествовании как форме организации эпического мира через специального «посредника» и повествовании как форме речи, граничащей с рассуждением и описанием. При этом нам было важно учесть, что проза Фета относится именно к «повествовательной прозе»31.
Художественное произведение, следуя за М.М. Бахтиным, мы понимаем как предназначенное «большому времени» и проявляющее свой смысл только в нем. Соответственно, схожесть как сюжетная, так и жанровая с произведениями других эпох мыслится нами не случайной, а всегда проявляющей смысл изучаемого произведения. Потому типологическое сходство (на жанровом, сюжетном, повествовательном уровнях) уже само по себе позволяет проводить параллели внутренними мирами.
Таким образом, очерки, мемуары, публицистику Фета мы относим к художественным произведениям, так как они организованы вокруг «эстетического объекта». Его проявлением объясняется их структура, сюжет и смысл. Более того, мы считаем, что так называемое публицистическое творчество рассматриваемого автора зачастую непосредственно соотносится с так называемым художественным, ибо границей между ними не может служить автобиографизм. Факт биографии, полностью повторенный в тексте, может при этом играть совершенно иную роль, быть частью совершенно иной системы, нежели в жизни.
30 «Повествование в собственном, узком смысле — тип высказывания, в котором доминирует информационная функция. Описание отличается от пего функцией изобразительной, характеристика же представляет собой образ-рассуждение, цель которого — объяснить читателю характер персонажа. Но передача читателю различных сообщений - лишь один из возможных вариантов посреднической роли повествователя и рассказчика. Поэтому к области повествования в широком смысле относятся и фрагменты без предметной направленности, имеющие чисто композиционное значение» (Тамарченко Н.Д. Повествование //Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. 1600 стлб).
31 О границах «повествовательной прозы» см.: Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного произведения. М., 1977. С.6.
Поэтому центром изучения публицистической прозы Фета должен стать анализ художественного мира: соотнесенность сюжета (ситуаций проявления сознания героя) с его повествовательным выражением (через дистанцию между автором и героем, набор «точек зрения», с которых ведется повествование, мотивированная смена повествовательных форм).
Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования выводов диссертации в вузовских курсах по истории русской литературы XIX века, в спецкурсе и спецсеминаре по творчеству Фета.
Основные положения диссертации излагались в докладах на студенческих и аспирантских конференциях, а также на конференциях, проходивших в Коломенском государственном педагогическом институте («Весенние филологические чтения», «Поэтика и компаративистика») и Москве («Поэтика заглавия» в РГГУ, «Виноградовские чтения» в Московском городском педагогическом университете). Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях.
Структура работы определяется целью и задачами. Она состоит из двух глав, каждая из которых разбита на ряд параграфов, Заключения и Библиографии. В первой главе рассматриваются закономерности развития и структурного формирования сюжета в фетовской прозе. Во второй главе последовательно выявляются повествовательные модели, по которым организуется повествование в прозе Фета. Работа заканчивается Библиографией, включающей 265 позиций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат2004 год, кандидат филологических наук Карданова, Светлана Адамовна
Поэтика лирической прозы Б. Зайцева2003 год, кандидат филологических наук Курочкина, Анжелика Валерьевна
Проблема взаимодействия эпоса и лирики в творчестве П. Ф. Якубовича2001 год, кандидат филологических наук Фомина, Алла Николаевна
Повести Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры2009 год, кандидат филологических наук Поздина, Ирина Васильевна
Проза А.П. Чехова 1888-1904 годов: Проблема парадоксального авторского мышления2005 год, кандидат филологических наук Паркачёва, Валерия Львовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Капырина, Татьяна Александровна
Заключение
В результате рассмотрения ряда произведений, составляющих прозаическое наследие Фета, становится очевидной художественность, пронизывающая все творчество этого автора. Она распространяется отнюдь не только на безусловно художественные произведения, рассказы и повести. Во многих текстах, традиционно относимых к «чистой публицистике», присутствует герой. А значит, они содержат внутренний мир и «эстетический объект», вокруг которого этот мир организован.
Центральным сюжетообразующим фактором служит отношение героя к миру. Последний показывается находящимся в нестабильной ситуации. Ценностный выбор героя позволяет ему привнести в окружающую среду или еще больше деструкции, или позитив. Отсюда и «многолинейность» сюжета в прозе Фета.
Однако говорить о четкой границе между «хорошо» и «плохо» все-таки нельзя. Действительно, возникают два полюса семантических категорий, между которыми находится нестабильное и временное поле. Одни из них — прогресс, законность, линейность, индивидуальность — чаще всего показываются как служащие на благо развития мира. Другие — консервативность, буквально понимаемая традиционность, цикличность, отсутствие понятия о законе, — наоборот, угрожают бытию. При этом все упомянутые категории на самом деле служат инструментами, которыми пользуются герои во благо или во зло.
Так, герой очерков «Из-за границы» вдруг осознает неисчерпаемость искусства и тот потенциал обновления, который оно несет вроде бы «бездуховной» современности. Причем этому не мешает исконная стилевая принадлежность героя к постромантическому мироощущению.
Герой очерков «Из деревни», «Заметки о вольно-наемном труде» день ото дня трудится, чтобы модернизируемая страна не свалилась в хаотическое бытие. При этом он прекрасно понимает и уходящую культуру. А вот герои повестей, наоборот, дозволяют себе уверовать в непобедимость хаоса, в его торжество, а потому в конечном счет гибнут сами.
В любом случае, герой пропускает бытие через свой внутренний мир. Он должен понять свое место в мире, свое истинное «я». И только увидев, осознав это «я», может отреагировать, найти ценностный ответ бытию.
Все рассмотренные очерки явно имеют импрессионистский характер. По сути дела, циклы представляют собой альбомы зарисовок, в которых по-разному показаны оттенки одного и того же эстетического объекта — изменяющегося под воздействием героя мира. И эти изменения, естественно, сказываются на герое тоже.
Однако если на уровне сюжета мы имеем дело с воплощением концентрического сюжета, то в плане повествовательных моделей реализуется несколько вариантов. И связано это с необходимостью передачи разной дистанции между автором и миром героя.
Здесь тоже выделяются несколько полюсов. В письмах «Из-за границы» дистанция максимально увеличена, используется аукториальный повествователь. За счет этого становится возможным беспристрастно комментировать видение героя, показывать эстетический объект с двух различных точек зрения.
Иначе строятся очерки «Из деревни», «Заметки о вольно-наемном труде» и рассказы. В них различными способами (прежде всего использованием рассказчика) подчеркивается близость автора к внутреннему миру. Поэтому в данных произведениях передается наибольшая нестабильность, при которой герой должен проявить себя и утвердить новый мир. Этой установкой близости, на наш взгляд, объясняется множество автобиографических деталей, встречающихся в них.
Наконец, в творчестве Фета представлены произведения, в которых сосуществуют и рассказчик, и повествователь. Сюда относятся одновременно повести, то есть бесспорно художественные произведения, и книга «Мои воспоминания». Во всех случаях чередование повествовательного субъекта объясняется необходимостью всесторонне изобразить внутренний мир, передать взгляд изнутри и извне.
В зависимости от характера взаимоотношений автора и героя, фазы развития сюжета и сюжетных ситуаций варьируется описание и рассуждение. Таким образом, постоянные переходы от одной такой повествовательной формы к другой, осуществляемые в системной последовательности, образуют важную структурную схему в поэтике фетовского повествования.
Таким образом, Фет-прозаик по-разному обрабатывает один сюжет, стремясь передать с помощью нескольких точек зрения и повествовательных моделей его варианты и оттенки. В этом творческом движении, объединяющем «публицистику» с художественными произведениями, надо видеть проявление лирического миросозерцания с его импрессионизмом, что является лучшим подтверждением того, что проза Фета - это проза поэта.
Конечно, предложенные наблюдения и выводы не исчерпывают всех исследовательских перспектив. Сюжет и повествование в прозе Фета -сложное художественное явление, которое невозможно постичь в одной работе. Первоочередной задачей является изучение сюжета на мотивном уровне. В прозе Фета осуществляются различные мотивы (лирические, психологические, символические), но все же особая роль принадлежит сюжетным мотивам: концентрическому сюжету на разных фазах его развития всегда помогают вполне конкретные сюжетные мотивы, которые в определенной степени влияют на поэтику повествования.
Взаимосвязь сюжетных и повествовательных мотивов, на наш взгляд, тоже может создать увлекательную перспективу для последующих исследований.
Кроме того, нам видится и такая важная перспектива, как последовательное изучение взаимосвязи лирики и эпики в творчестве Фета. В этом отношении на передний план выдвигаются его поэмы, в которых отчетливо видно проявление закономерностей повествовательной прозы Фета.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Капырина, Татьяна Александровна, 2006 год
1. Аблесимов A.A. Комическая опера. Мельник колдун, обманщик и сват. В 3-х действиях. — СПб., 1889. 136 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997.
3. Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда // Байрон Дж.Г. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. -М., 1974. 464 с.
4. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. - 530 с.
5. Гончаров И.А. Обломов // Гончаров И.А. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т. 3. СПб, 1899. - 366 с.
6. Гриммельсгаузен Г.Я.К. фон. Симплициссимус. М., 1976. -560 с.
7. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 6. JL, 1973. - 424 с.
8. Киреевский И.В. Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России? // Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М., 2002. - 661 с.
9. Кун H.A. Легенды и мифы древней Греции. М., 1955. — 452 с.
10. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений. В 5 т. Т. 4. СПб., 1958. - 409 с.
11. Мериме П. Кармен // Мериме П. Повести и новеллы. В 6 т. Т. 2. М., 1963.-520 с.
12. Молитвослов. СПб., 2001. - 256 с.
13. Пушкин A.C. Евгений Онегин // Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т. 5. М., 1964. - 639 с.
14. Пушкин A.C. Цыганы // Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т. 4. Поэмы, Сказки. М., 1963. - 596 с.
15. Пильняк Б.А. Созревание плодов. // Пильняк Б.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. М., 2004. - 608 с.
16. Соллогуб В.А. Тарантас // Соллогуб В.А. Повести; Воспоминания. Л.,1988.-720 с.
17. Толстой JI.H. Война и мир // Толстой J1.H. Полное собрание сочинений. В 90 т. T. 9.-М., 1937.-520 с.
18. Толстой JI.H. Воскресение // Толстой JT.H. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 32. М„ 1936. - 544 с.
19. Фет А. Заметки о вольно-наемном труде // Русский вестник, 1862, № 4. -С. 359-379.
20. Фет А. Заметки о вольно-наемном труде // Русский вестник, 1862, № 5. -С. 219-273.
21. Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления // Современник. 1856. № 11.-С. 71-117.
22. Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе // Современник. 1857. № 2. С. 237 - 271.
23. Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо третье. // Современник. 1857. № 8. С. 81 - 128.
24. Фет А. Из деревни // Литературная библиотека, 1868, № 2. С. 90-124.
25. Фет А. Из деревни // Русский вестник, 1863, № 1. С. 439 - 470.
26. Фет А. Из деревни // Русский вестник, 1864, № 4. С. 575 - 626.
27. Фет А. Из деревни // Заря, 1871, № 6. С. 3 - 86.
28. Фет Афанасий. Воспоминания. В 3 т. /Репринт издания 1890 1893 гг.— М., 1992.
29. Фет Афанасий. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М., 2001.
30. Фет А. Проза поэта. М., 2001. - 318 с.
31. Фет A.A. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза. М., 1982. - 461 с.
32. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. Т. 11. М., 1939. -748 с.1. Справочная литература
33. Ауэр А.П. Фет // Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М Я. - М., 1996. - 448 с. С. 352 - 358.
34. Большакова А.Ю. Автора теории // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. - 560 с. С. 23 — 24.
35. Большой немецко-русский словарь. М., 2000.
36. Буланин Д.М. Путешествие // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. - 1600 стб. Стб. 839.
37. Ильин И.П. Нарратология // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. - 560 с. С. 280 - 282.
38. Ильин И.П. Повествовательные уровни // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. - 560 с. С. 316 - 317.
39. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. - 601 с. С. 560.
40. Кожинов В.В. Повесть // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.-752 с. С. 281.
41. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индо-европейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. - 416 с. С. 256, 383.
42. Поспелов Г.Н. Сюжет // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.-752 с. С. 431.
43. Сапогов В.А. Повествование // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 752 с. С. 280.
44. Тамарченко Н.Д. Повествование // Литературная энциклопедия терминов и понятий. -М., 2001. 1600 стлб. Стлб. 750 - 751.
45. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. /Под ред. Ушакова Д.Н. — М., 1935. 1500 стлб. С. 1147.
46. Чудаков А.П. Повествование // Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 5. М., 1968. - 976 стлб. Стлб. 814.1351. Исследования
47. Абрамова Е.И., Кораблев М.В. К истории текста мемуарной книги «Ранние годы моей жизни» // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. — 263 с. С. 135-140.
48. Абрамовская И.С. «Немецкая идиллия» А. Фета (по очеркам «Из-за границы») // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. - 207 с. С. 51 - 56.
49. Абрамовская И.С. Парижские впечатления А. Фета (по очеркам «Из-за границы») // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 92 - 98.
50. Абрамовская И.С. Очерки Фета «Из-за границы»: к истории полемики с «натуральной школой» // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск, 2004. - 291 с. С. 88 - 96.
51. Абрамовская И.С. Очерки Фета «Из-за границы»: К истории полемики о сущности искусства // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Великий Новгород, 2003. № 25. -С. 41-45.
52. Абрамовская И.С. Странствующий домосед, или Фет-путешественник // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. -182 с. С. 58-65.
53. Аксиненко Е.М. Г.П. Блок. К истории отечественного фетоведения // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 299 - 316.
54. Аношкина В.Н. Афанасий Афанасьевич Фет (1820 1892). // История русской литературы XIX века. 40 - 60-е годы. - М., 1998. - С. 137-161.
55. Антюхов A.B. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII века: (генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2001.-34 с.
56. Архангельская Т.Н. A.A. Фет в воспоминаниях JI.H. Толстого и его близких // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 242 - 254.
57. Асланова Г.Д. А. Фет. Жизнь Степановки или лирическое хозяйство // Новый мир, № 5, 1992. С. 159 - 160.
58. Асланова Г.Д. О смерти A.A. Фета (История отечества в свидетельствах и документах XVIII XX вв.) // Российский Архив, 1994. -С. 240-248.
59. Астафьев П. Урок эстетики (Памяти А.А Фета) // «Русское обозрение», 1893,№2.-С. 594-613.
60. Ауэр А.П. Поэзия Фета в восприятии Салтыкова-Щедрина // Русская литературная критика. История и теория. — Саратов, 1988.
61. Ауэр А.П. Взаимодействие стиха и прозы как проявление индивидуального стиля. А.А.Фета // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей 19 начала 20 века. - М., 1991. - 142 с. С. 50 -58.
62. Ауэр А.П. К вопросу о щедринском начале в поэтике Фета // 175 лет со дня рождения A.A. Фета. Сборник научных трудов. Курск, 1996. - 273 с. С. 217-222.
63. Ауэр А.П. Гротеск в поэтике A.A. Фета // Время и текст. Историко-литературный сборник. СПб., 2002. - 351 с. С. 229 - 235.
64. Ауэр А.П. О функции пушкинского эпиграфа в «Музе» A.A. Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. — 263 с. С. 71 - 76.
65. Ауэр А.П. Проза 1880 1890-х годов // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870 - 1890) - М., 2005. - С. 382.
66. Банкалюк JI.B. A.A. Фет в оценке современников // Эстетические позиции и художественное мастерство писателя Кишинев, 1982. - С. 29-39.
67. Басенко Ю.Н. А. Фет и А. Солженицын: взгляды на крестьянскую общину // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. — Курск, 2004. 291 с. С. 197 - 207.
68. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - 502 с.
69. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - 504 с.
70. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.
71. Бахтин М.М. Медведев П.И. Формальный метод в литературоведении. М., 2003.-192 с.
72. Благой Д. Афанасий Фет поэт и человек // Фет А. Воспоминания. - М, 1983.-496 с.
73. Блок Г.П. Рождение поэта. Повесть о молодости Фета: По неопубликованным материалам. JL, 1924. - 112 с.
74. Блок Г.П. Летопись жизни А.А Фета. Публикация Б.Я. Бухпггаба // A.A. Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. - 184 с. С. 129 - 182.
75. Божественная литургия. Смысл и значение православного христианского ежедневного Богослужения. Выпуск 8. Псков, 2003. — 40 с.
76. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001. — 320 с.
77. Брюсов В. A.A. Фет. Искусство или жизнь // Мир искусства, 1903, № 1 -2.-С 25-30.
78. Булгаков С. Икона и иконопочитание: Догматический очерк. М., 1996.-160 с.
79. Бухштаб Б.Я. Судьба литературного наследства А.А Фета // Литературное наследство. М., 1935. Т. 22 - 24. — С. 561 - 602.
80. Бухштаб Б.Я. Пушкин? Фет? // Литературоведческие расследования. — М., 1982.-С. 22-31.
81. Бухштаб Б.Я. A.A. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1990. - 137 с.
82. Бухштаб Б.Я. Фет и другие. Академический проект. СПб., 2000.
83. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов //Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.
84. Виноградов В.В. Проблемы авторства и теории стилей. М., 1961. -614 с.
85. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М., 1963. - 192 с.
86. Виноградов В.В. О художественной прозе // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. - 360 с.
87. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до
88. Гоголя. М., 1990. - 386 с.
89. Винокур Г. О. Биография и культура // Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. - 80 с.
90. Волохова Н.В. Фет и Толстой: творчество как опыт самопознания // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 235 — 242.
91. Гапоненко П.А. Природа и человек в творчестве Тургенева и Фета // И.С. Тургенев и русская литература. 8-й Межвузовский тургеневский сборник. Курск, 1980. С. 3 - 21.
92. ГаспаровБ.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993. - 304 с.
93. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 430 с.
94. Гегель Ф. Лекции по эстетике // Гегель Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 1. М., 1968.-112 с.
95. Генералова Н.П. Научная конференция, посвященная 175-летию со дня рождения A.A. Фета // Русская литература, 1996, № 2. 240 с. С. 223 - 229.
96. Генералова Н.П. О дате знакомства Тургенева и Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. - 207 с. С. 105 - 120.
97. Генералова Н.П. 25 лет спустя: Итоги крестьянской реформы 1861 года в переписке A.A. Фета с Н.П. Семеновым // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. - 182 с. С. 66 - 90.
98. Гессен Я. Афанасий Афанасьевич Фет (1820 1892). - Фет-переводчик. Принципы и методы перевода. Тургенев - критик переводов Фета // Русские писатели о переводе XVIII - XX вв. - М., 1960. - 696 с.
99. Голованова Т.П. Вступительная статья и комментарий к переписке Тургенева и Фета // Переписка И.С.Тургенева: В 2 т. Т. 1. М., 1986. -С. 401-467.
100. Гончарова О.М. Проблема национального самосознания в русской культуре конца XVIII века и творчество Карамзина // Карамзинский сборник. -Ульяновск, 1997.- 135 с. С. 48.
101. Гончарова О.М. Национальная традиция и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. -СПб, 2004.-41 с.
102. Грищенко H.H. Творчество Афанасия Фета как явление духовной культуры // Духовное возрождение. Белгород, 2003. Вып. 14. - С. 146 - 152.
103. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. - 573 с.
104. Дерябина Е.П. Литературное окружение и эстетические позиции A.A. Фета в 1890 годы. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Великий Новгород, 2004. - 21 с.
105. Дерябина Е.П. Тургенев и Фет: спор о творчестве // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Великий Новгород, 2003. № 25. С. 56 - 62.
106. Добряков C.B. Незамеченный спор. К.Леонтьев и А.Фет: к истории взаимоотношений // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 239-256.
107. Дружинин A.B. Литературная критика. М., 1983. - 384 с.
108. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. - 298 с.
109. Елизаветина Г.Г. Литературная судьба A.A. Фета // Время и судьбы русских писателей. М., 1981. - 344 с. С. 146 - 185.
110. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя (искусство повествования). М., 1997.
111. Есаулов H.A. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М., 1997. - 102 с.
112. ЕсинА.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. - 556 с. С. 47 - 62.
113. Жемчужный И.С. Творчество Фета в оценке современников // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 223 - 232.
114. Жирмунский В. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. - 407 с.
115. Земледельцева Т., Евгеньев С.Т. Сюжетная проза и мемуары Фета: проблемы комментария. На материале повести «Дядюшка и двоюродный братец» // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 113 - 122.
116. Земледельцева Т.О. Письма Л.Н.Толстого в «Моих воспоминаниях A.A. Фета // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. -Курск, 2004.-291 с. С. 115-121.
117. Земледельцева Т.О. Воспоминания Фета о Тургеневе как своем читателе и редакторе // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. - 182 с. С. 135 - 140.
118. Зусман М. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2.-384 с. С. 6.
119. Иванова H.H. Фет. Современная лирика // Язык поэзии XIX XX вв. -М., 1985.-С. 3-129.
120. Иванова Н.Ф. Чехов и Фет (некоторые проблемы поэтики) // A.A. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1997. - 67 с. С. 24 - 28.
121. Ингарден Р. О различном понимании правдивости («истинности») в произведениях искусства // Ингерден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.-572 с. С. 101.
122. Касаткина В.Н. Движение художественного мировидения А.А Фета // Русская словесность, 1996, № 4. С. 10-18.
123. Каспина М. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2002.
124. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX — XX вв. М., 1994.-333 с.
125. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Кожинов В.В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. — М., 1964. — С. 408-485.
126. Кожинов B.B. Фет и «эстетство» // Вопросы литературы, 1975, № 9. С. 122-141.
127. Кожинов В.В. О тайнах происхождения Афанасия Фета // Проблема изучения жизни и творчества А.А Фета. Сборник научных трудов. Курск, 1993.-С. 322-328.
128. Кожинов В.В. Самый красивый из русских поэтов // Русская словесность, 1996, № 4. С. 10 - 18.
129. Козубовская Г.П. А. Фет и Я. Полонский // Проблема изучения жизни и творчества А.А Фета. Сборник научных трудов. Курск, 1993. - С. 183 - 204.
130. Козубовская Г.П. А. Фет и проблема мифологизма в русской поэзии XIX XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - СПб., 1994.
131. Козубовская Г.П. Мифология усадьбы и «усадебный текст» в эпистолярной прозе А.Фета // Вестник Барнаульского государственного педагогического ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Барнаул, 2003. № 3. — С. 32-40.
132. Козубовская Г.П. Фетовский код в прозе Л.Н.Толстого // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск, 2004. -291 с. С. 147-156.
133. Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе XIX века. -Курск, 2003.-234 с.
134. Коковина Н.З. Формы репрезентации памяти в «Воспоминаниях» Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 127 - 134.
135. Колпакова Н.П. Из истории фетовского текста // Поэтика. III: Временник Института истории искусства. Л., 1927.
136. Комарова И.В. Мировой суд в русской провинции: взгляд Афанасия Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 132 - 136.
137. Комарова Т.В. A.A. Фет и С.А. Толстая (По материалам яснополянских мемориальных фондов) // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. -366 с. С. 255-259.
138. Комарова T.B. А.А.Фет в воспоминаниях С.А.Толстой «Моя жизнь» (по материалам яснополянских мемориальных фондов) // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 216 - 223.
139. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М., 1971.
140. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
141. Корман Б.О. Проблемы авторства в художественной литературе. -Ижевск., 1990.-134 с.
142. Кошелев В.А. «Фет» как литературный псевдоним // А.А.Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 31 - 37.
143. Кошелев В.А. Афанасий Фет как забытый писатель // Забытые и второстепенные писатели XVII XIX веков как явление Европейской культурной жизни. Т. II. - Псков, 2002. - 200 с. С. 87 - 94.
144. Кошелев В.А. Афанасий Фет как забытый писатель: перспективы изучения // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. - 207 с. С. 3 - 11.
145. Кошелев В.А. Суета вокруг «гусей»: Об одном эпизоде литературной полемики XIX столетия // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. -207 с. С. 133- 153.
146. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна, 2001.-141 с.
147. Кудрина М.В. Жанровая структура рассказа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2003. - 291 с.
148. Кулешов В. Кое-что о легендах (по поводу статьи В. Коженова) // Вопросы литературы, 1975, № 9. С. 142 - 155.
149. Леонтьев К.Н. Восток. Россия и славянство. Сборник статей К.Леонтьева. В 2 т. М., 1885.
150. Липовская О. Глыба и Сонечка, Гений и женщина // Тендерные исследования, № 9. Харьков, 2003. - С. 128-138.
151. Лобанова Ю.В. Фет и Некрасов: две линии русской литературы // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск, 2004.291 с. С. 156-162.
152. Лотман Л.М. Тургенев и Фет // Тургенев и его современники. М., 1977.-285 с. С. 25-49.
153. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. - 383 с.
154. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб., 1994. - 399 с.
155. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.
156. Луцевич Л.Ф. Категория времени в лирике А.Фета. // А.А Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. Курск, 1989. - С. 29-30.
157. Любимов Н. Лирика Фета // Новый мир, 1970, № 12. 288 с. С.247 -253.
158. Любимов Н. Мощь света // Несгораемые слова. М., 1983. - С. 90 -114.
159. Майков Л.Н. A.A. Фет // Майков Л. Историко-литературные очерки. -СПб., 1895.-309 с.
160. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. Биография писателя. — М., 1989.-159 с.
161. Макаркина Ю.В. Особенности концептуального содержания писем A.A. Фета и Б.Л. Пастернака // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. -366 с. С. 291-294.
162. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.) // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 1992. №1. - 112 с. С. 40-59.
163. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. 509 с.
164. Масляков В.А. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1965.
165. Михайлова С.Ю. A.A. Фет: стих и проза единый план (деревенскиеочерки, критические статьи, воспоминания, переводы, рассказы, лирика) // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 37 - 45.
166. Михайлова С.Ю. Реминисцентный анализ рассказа А. Фета «Дядюшка и двоюродный братец» (К постановке проблемы) // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 98 - 113.
167. Михайлова С.Ю. «Воспоминание недосказанного.» (Кредо творчества Фета и Александр Пушкин) // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск, 2004. - 291 с. С. 163 - 177.
168. Моклецова И.В. «Хождения» в русской культуре и литературе X XX веков. - М., 2003 г. - 73 с.
169. Мукаржовский Я. Лирика 1935. // Мукаржовский Я. Структурная поэтика. -М., 1996.-479 с. С. 251-252.
170. Мышьякова Н.М. Стиль лирики A.A. Фета. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1969.
171. Мышьякова Н.М. О колорите A.A. Фета // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII XIX веков. Сборник трудов. - М., 1978. - С. 6 - 86.
172. Нижникова Л.В. Письмо как тип текста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Одесса, 1991. -15 с.
173. Никольский Б. Фет A.A. // Философские течения русской поэзии. -СПб., 1896.-С. 239-267.
174. Озеров Л. Три заметки о Фете // Русская речь. 1970. № 6.-128 с. С. 29 -37.
175. Озеров Л. «Там человек сгорел.» // Мастерство и Волшебство. Книга статей. М., 1972. - С. 69 - 118.
176. Оля Б. Боги Тропической Африки. М., 1976.
177. Орлицкий Ю.Б. Стиховое начало в прозе А. Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 145 - 152.
178. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическаяархитектура и схоластика. СПб., 2004. - 336 с. С. 86.
179. Петрова Г.В. О «ранних годах жизни» А. Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. - 207 с. С. 127 - 132.
180. Пижулин Ю. Афанасий Афанасьевич Фет (1820 1892) // Русские писатели в Москве. Сборник. - М., 1987. - 863 с. С. 821 — 832.
181. Платонов O.A. Русская цивилизация: Учебное пособие для формирования русского национального сознания. М., 1995. — 223 с.
182. Покровская Н. Переписка Толстого с А.А.Фетом. Комм. Н. Покровской // Литературное наследство. Т. 37-38. М., 1939. - С. 209-230.
183. Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета. Сост. Б.А. Лапин. М., 1992. - 168с.
184. Проблемы изучения жизни и творчества A.A. Фета: Тезисы докладов к VI Фетовским чтениям 1991 г. — Курск, 1992. 48 с.
185. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.-312 с.
186. Реале Дж., Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т. 3. Новое время. СПб., 1996. - 736 с. С. 313.
187. Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика. М., 1983. - 636 с. С. 557 - 565.
188. Романова Г. Автобиографические жанры // Литературная учеба. М., 2003. №6.-С. 195-199.
189. Русское зарубежье духовный и культурный феномен. В 2 ч. /Ун-т Н.Нестеровой. Ч. 1. - М., 2003. - 288 с.
190. Скатов H.H. Далекое и близкое: Литературно-критические очерки. — М., 1981.-352 с.
191. Скатов H.H. Афанасий Афанасьевич Фет (1820 1892) // История русской литературы XIX века: Вторая половина. - М., 1987. - 608 с.
192. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Русская литературная критика. Саратов, 1994.
193. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Саратов, 1994. — 320 с. С. 33-34.
194. Скибина О.М. Поэтика жанра путевого очерка 80 90-х годов XIX века // Филологические науки. 2002. № 5.-128 с. С. 102 - 109.
195. Скрипкин А.О. «Свободное творчество» в истолковании A.A. Фета и К.Н. Леонтьева // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Великий Новгород, 2003. № 25. С. 82 - 86.
196. Смирнов A.A. О двух романтических концепциях времени (Пушкин и Фет) // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. — 160 с.
197. Смирнов C.B. «Из деревни» А. Фета и литературно-журнальная полемика начала 1860-х годов // А.А.Фет и русская литература. Курск, 2000.-366 с. С. 98-112.
198. Сорокин Ю.А. Читая Фета // Филологические записки. Воронеж, 2002. Вып. 18.-С. 92- 100.
199. Сорочан А. Двадцать книг и XVIII Фетовские чтения // Новое литературное обозрение. М., 2003. № 64. - С. 432 - 434.
200. Сорочан А.Ю. «Не изменить своей идее.» (Заметки о репрезентации истории в критике Фета) // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. -263 с. С. 122-127.
201. Сорочан А.Ю. Статьи A.A. Фета в контексте истории русской критики // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. — Курск, 2004.-291 с. С. 177- 183.
202. Сорочан А.Ю. «Тайное сродство»: об эзотеризме критики Фета // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. -182 с. С. 90-95.
203. Старостина Г.В. Жанр путешествия в творчестве Глеба Успенского // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1997. - 135 с. С. 55.
204. Стечкин Н.Я. Памяти A.A. Фета. СПб., 1903.
205. Страхов H.H. Заметки о Фете // Фет A.A. Полное собрание стихотворений. В 2 т. Т. 1. СПб., 1912.
206. Строганов M.B. О специфике «чужого слова» у Фета и задачах комментирования его произведений // A.A. Фет и русская литература. — Курск, 2000. 366 с. С. 190 - 194.
207. Строганов М.В. Из комментария к рассказу «Каленик» // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 83 - 92.
208. Строганов М.В. Несколько слов о писателе Фете // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2003. - 263 с. С. 3 - 7.
209. Строганов М.В. Из комментария к рассказу A.A. Фета «Кактус» //
210. XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. Курск, 2004. -291 с. С. 96-111.
211. Строганов М.В. К истолкованию поэтики фетовской прозы, или Комментарий к рассказу «Вне моды» // Афанасий Фет и русская литература:
212. XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. - 182 с. С. 106 - 134.
213. Строганов М.В «Мир от красоты». Проза и поэзия Афанасия Фета. — Курск, 2005.-164 с.
214. Струве H.A. О мировоззрении А.А.Фета: был ли Фет атеистом? // Струве Никита. Православие и культура. М., 1992. - 337 с.
215. Сухова Н.П. Дары жизни: Книга о трех поэтах. A.A. Фет. Я.П. Полонский. А.П. Майков. М., 1987. - 143 с.
216. Тамарченко Н.Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. - 556 с. С. 279 - 295.
217. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. — Тверь, 2001.-72 с.
218. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия — практикум. — М., 2004.-400 с.
219. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия. М., 2001. - 200 с.
220. Тархов А.Е. Комментарии // Фет A.A. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1982.-461 с.
221. Тархов А.Е. От составителя // Фет А. Воспоминания. М, 1983. - 496 с. С. 469-473.
222. Толстой C.JI. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) // Очерки былого. -Тула, 1968.-С. 355-342.
223. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. - 334 с.
224. Тонких Л.Г. Жанр «путешествия» в творчестве В.К.Кюхельбекера // Филологические этюды. Саратов, 2003. Вып. 6. - С. 72 - 76.
225. Третьяков H.H. Образ в искусстве: Основы композиции. Оптина Пустынь, 2001.
226. Тростников В. Православная цивилизация. Исторические корни и отличительные черты. М., 2004. - 272 с.
227. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 2003. - 320 с.
228. Труфанова И.В. Особенности передачи чужой речи в «Воспоминаниях» A.A. Фета // A.A. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. — Курск, 1994.-347 с. С. 153-163.
229. Труфанова И.В. Проза A.A. Фета в контексте русской прозы // А.А.Фет: Поэт и мыслитель. М., 1999.
230. Тукуреев И.А. Творчество Фета в критико-публицистическом контексте своего времени // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск. 2005. - 182 с. С. 148-162.
231. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Красноярск, 1987. - 224 с.
232. Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 1. Кемерово, 1997.
233. Успенская A.B. Антологическая поэзия A.A. Фета. СПб, 1997. - 90 с.
234. Успенская A.B. Тургенев и Фет: К творческой истории «Отцов и детей» // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2002. - 207 с. С. 153 - 162.
235. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. - 352 с.
236. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2001.656 с.
237. Уэллек Р, Уоррен О. Теория литературы. М., 1978. 328 с.
238. Федина B.C. A.A. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике. Репр., -Петроград, 1915.
239. Федоров Ф. Италия Афанасия Фета // Philologia. Рига, 2000, Вып. 3. -С. 32-47.
240. Фонякова H.H. Фет, его усадьба Воробьевка и семья Полонских // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1986. JL, 1987. - С. 49 -63.
241. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. - 426 с.
242. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1999.
243. Хализев В .Я. Сюжет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.-556 с. С. 381-393.
244. Хализев В.Я. Теория литературы. М., 2002. - 437 с.
245. Шеншина В.А. A.A. Фет как метафизический поэт» A.A. Фет. Поэт и мыслитель. Сборник научных трудов. ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. -М., 1999.
246. Шеншина В.А. A.A. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 2003.-256 с.
247. Шкловский В.Б. Избранное. В 2 т. Т. 1. Повести о прозе; Размышления и разборы. М., 1983. - 639 с. С. 256.
248. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. - 383 с.
249. Шмид В. Нарратология. М., 2003. - 312 с.
250. Щербаков В.И. История неопубликованной рецензии // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 225 - 228.
251. Щербаков В.И. «К сожалению, много правды»: Александр III и его окружение о статье А. Фета «Наши корни» // A.A. Фет и русская литература. -Курск, 2000.-366 с. С. 127-132.
252. Чередниченко В.И. Поэтика художественного времени A.A. Фета. КД.-Тбилиси, 1982.
253. Чередниченко В.И. История изучения пространства и времени в поэзии Фета. // Проблемы изучения жизни и творчества A.A. Фета: Сборник научных трудов. Курск, 1992. - 376 с.
254. Черемисинов Г.А. Охотничьи воспоминания A.A. Фета // A.A. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. - 347 с. С. 28 - 38.
255. Черемисинов Г.А. Социально-экономический портрет пореформенной России в статье A.A. Фета «Наши корни» // A.A. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1998. - 154 с. С. 88 - 96.
256. Черемисинов Г.А. Истоки охотничьей страсти в воспоминаниях A.A. Фета и С.Т. Аксакова // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. -366 с. С. 219-225.
257. Черемисинова Л.И. Фет и Л.Н. Толстой. Творческие связи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Л., 1989.
258. Черемисинова Л.И. Гоголевские образы в прозе A.A. Фета // A.A. Фет и русская литература. Курск, 2000. - 366 с. С. 195 - 203.
259. Черемисинова Л.И. Афанасий Фет и Аполлон Григорьев: диалог в прозе // XVIII Фетовские чтения: Афанасий Фет и русская литература. — Курск, 2004. 291 с. С. 122 - 136.
260. Черемисинова Л.И. Фет и Л.Н. Толстой: творческий диалог (Из комментариев к прозе Фета) // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения. Курск, 2005. - 182 с. С. 95 - 106.
261. Чернец Л.В. Композиция // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. - 556 с. С. 115 - 133.
262. Чернец Л.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. - 556 с. С. 153 - 177.
263. Чернец Л.В. Мир произведения // Введение в литературоведение.
264. Литературное произведение: Основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. - 556 с. С. 191 - 202.
265. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного произведения. М., 1977. - 445 с.
266. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. - 288 с.
267. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2 т. СПб., 1999. - 464 с.
268. Эльзон М.Д. Неизвестная статья A.A. Фета // Русская литература, 1986, № 3. С. 183- 184.
269. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. - 464 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.