"Военная" проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Порублева, Ирина Юрьевна

  • Порублева, Ирина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 210
Порублева, Ирина Юрьевна. "Военная" проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2010. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Порублева, Ирина Юрьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Стилевая эволюция «военной» прозы в контексте русской литературы XX века.

1.1. Специфика воплощения военной темы в русской литературе XX в.

1.2. Традиционное и новаторское в сюжетостроении «военной» прозы второй половины XX века.

1.3. Разнообразие приемов художественной композиции «военной» прозы писателей «носовского круга» как стилевая черта.

ГЛАВА 2. Сюжетно-композиционное своеобразие «военной» прозы как фактор идиостиля Е.И. Носова.

2.1. Жанровый синтез произведений Е.И. Носова о войне как качество идиостиля автора.

2.2. Основные параметры сюжетостроения произведений Е. Носова о войне и их сюжетно-композиционное единство.

2.3. Мотивные комплексы и оппозиции как особенности идиостиля писателя.

2.4. Система персонажей и формы авторского присутствия в произведениях Е.И. Носова о Великой Отечественной войне.

ГЛАВА 3. Реализация принципов идиостиля писателя на уровне изображаемого мира и художественной речи произведения.

3.1. Поэтика заглавий произведений Е.И. Носова о войне.

3.2. Портрет как проявление характерных черт «литературной оптики»

Е. Носова-художника.

3. 3. Художественные закономерности в организации изображаемого мира произведений писателя.

3.4. Индивидуально-авторское и традиционное в художественной речи произведений Е. Носова о войне.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Военная" проза Е.И. Носова: проблемы идиостиля»

Военная тема всегда была значима для русской литературы, она помогала понять природу человека, выявить силы добра, могущие противостоять злу. Примеры классических образцов произведений русской литературы о войне убеждают, что рассказ о ней — это воплощение не только героики сражений, но и «вечных» проблем, которые в мирные времена скрыты житейской повседневностью. Именно потому военная тема всегда актуальна, но, как и всякая другая, она подвержена внутренней эволюции, связанной с изменением общественных идеалов, с желанием людей всесторонне изучить собственный опыт поражений и побед.

Тема Великой Отечественной войны в литературе второй половины XX века занимала одно из ведущих мест. В условиях обострения проблем войны и мира усиливалась антивоенная направленность нашей литературы о войне, многочисленной и многогранной как в жанровом аспекте, так и в стилистическом исполнении. И каждый автор стремился найти свой, неповторимый сюжет или показать то, о чём уже написано, в новом ракурсе. Тема и стилевая общность объединяет пишущих о войне, но именно индивидуальный стиль вносит разнообразие и углубляет проблематику произведений.

Внес свою лепту в развитие темы войны и писатель-деревенщик Е. Носов. Неординарность его стиля отмечали многие писатели и критики, в частности, Ю. Бондарев писал о нем, как об одном из «самых талантливых наших стилистов» [80, с. 3]. А.И. Солженицын неоднократно отмечал самобытность произведений Е. Носова, «краткость, неназойливость, непринужденность показа», его наблюдательность, «тип народного восприятия», разнообразие сюжетов, отсутствие в них жесткости, и то, что каждый сюжет «просочен затопляющим настроением». Особо останавливается Солженицын на военной прозе Носова и отмечает то, что при отсутствии в ней батальных сцен («ни одной, до глубины же изведанной, батальной сцены»), именно ему удается традиционный эпизод ухода на фронт перелить «в поэму о вечности крестьянства на земле и судьбоносной грозности всякого предвоенного расставания семей» и «распахнуть нам все то поле на днепровском плацдарме», достоверно показать «те самые простейшие эпизоды живой жизни, которых недостает нам в учебниках истории, чтобы ее ощутить.» [219, с. 5—9].

В статье об оценке творчества Е. Носова в зарубежном литературоведении А.Ю. Большакова отмечает, что его рассказы и повести «позволили американским исследователям поставить этого писателя в один ряд с Тургеневым, Солженицыным, Абрамовым, Распутиным. Он признан как уникальный стилист, отмечается утонченное чувство языка, глубокий психологизм в разработке характеров.» [277, с. 149].

Правдивой основой книги о войне прежде всего становится личный опыт автора. «Плоть прозы требует такого точного знания, которое дает только собственный опыт, я убежден, — пишет Г. Бакланов, — что о Великой Отечественной войне дано рассказать только тем, кто прошел ее сам и своими глазами все видел» [67, с. 5]. Таким неоценимым опытом обладал и писатель Е.И. Носов. Историзм, народность, психологизм - это черты, характерные для созданных им произведений о войне.

Писательская биография Е.И. Носова началась с произведения о природе и о жизни деревни (рассказы «На рыбачьей тропе», «Радуга» (1956)). Особенностью его произведений с самого начала стали пейзажные зарисовки, благодаря которым, по мнению Ю. Томашевского, он был замечен критикой и «зачислен» «в отряд писателей-деревенщиков в качестве солиста -певца родной природы» [234, с. 35]. В 1957 году Е. Носов написал рассказ «Живое пламя», посвященный памяти о войне и ее жертвах, а в 1961 году им создано первое произведение непосредственно о войне — рассказ «Тысяча верст». Таким образом, война пришла в творчество Е.Носова не сразу, но, обратившись однажды к этой теме, писатель уже не оставлял ее. Последний его рассказ «Фагот» (2002) также посвящен войне. В статье «Война всегда не ко времени» Е.Носов пишет: «В моей творческой хронологии тема войны не является изначальной. <.> Военная тема как бы вкраплялась в <.> основной сельский перечень. <.> Тем более что между деревенской и военной прозой легко прослеживается логическая связь. <.> Пафосом моей военной прозы неизменно являлись мирные устремления сельского труженика, а потому эти произведения всегда органично входили в деревенскую тематику» [14, с. 406]. Свою приверженность обеим темам Е. Носов объясняет так: «Главной темой была и остается деревня, но война жива в истории деревни. Ведь общество до сих пор не привело еще себя в порядок после войны. Кого-то мы все еще не досчитываемся, кого-то ожидают неврученные награды <.>. Это все еще незастывшая история войны» [183, с. 4].

Таким образом, рассматривать произведения Е. Носова о войне необходимо в контексте его творчества, касаясь, в том числе, текстов, где тема войны не является основной.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения вопросов, связанных с воплощением идиостиля Е. Носова в контексте систематического анализа основных параметров художественного мира его произведений о войне. Обращение к этой теме позволяет выявить особенности художественно-эстетических подходов автора к военной тематике в контексте творчества самого Е. Носова и писателей его «круга» (В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Васильева, К. Воробьева, В. Кондратьева).

Объектом данного исследования стали произведения Е.И. Носова, в которых тема Великой Отечественной войны является основной: повесть «Усвятские шлемоносцы», рассказы «Тысяча верст», «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два», «Синее перо Ватолина», «Переправа», «Слово о сержанте Борисове» («Парторг»), «Костер на ветру» («Хутор Бело-глин»), «Фанфары и колокола», «Живое пламя», «Памятная медаль», «Фагот», очерки, написанные в разные периоды творчества («С сединою на висках», «Мемуары и мемориалы», «Война всегда не ко времени.», «У толпы нет лица»), миниатюра «Ветеран»; кроме того, подвергнута анализу значительная часть произведений Е.И. Носова, в которых темы войны не является главной, — повесть «Моя Джомолунгма», рассказы «Яблочный Спас», «Шуруп», «Холмы, Холмы.», «Лесной хозяин», «Акимыч» («Кукла»), миниатюры «Июнь», «Черный силуэт» и т.д.

Предмет исследования: сюжетная организация, изображенный мир, художественная речь и жанровая специфика военной прозы Е.И. Носова как уровни воплощения идиостиля автора.

Степень изученности проблемы.

Творчество писателя Евгения Ивановича Носова (1925—2002) широко известно читателям, критикам, литераторам. Его книги удостоены государственных наград, рассказы вошли в школьную программу.

В литературоведческом аспекте произведения Е. Носова исследуются в кандидатских и докторских диссертациях JI. Дудиной, Ю. Филиппова, Т. За-глобы, Н. Хрящевой, Н. Судариковой. В них рассматривается творчество писателя в контексте «деревенской прозы», проблематика его произведений, своеобразие поэтики отдельных произведений и прозы Е.Носова в целом.

В диссертации JL Дудиной «Эпическое и лирическое в прозе Е. Носова» раскрывается масштабность повести «Усвятские шлемоносцы» и историзм мышления самого писателя. Дудина рассматривает не только свойства эпического, но и черты эпопейного мышления Е. Носова, а образ главного героя повести считает художественным открытием писателя. Ю.Л. Филиппов в диссертации «Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. Носова 50-60-х годов» анализирует образную систему художественных текстов писателя, и определяет тему памяти о войне как одну из важнейших в творчестве Е. Носова. Н.В. Сударикова в диссертации «Проза Е.И. Носова о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие» прослеживает традиции русской военной прозы в ранних произведениях Е.И. Носова и рассматривает творчество 1970—2000-х годов в социально-историческом аспекте проблем «война и народ» и «власть и народ». Интерес вызывает глава, посвященная стилевому своеобразию прозы Е.И. Носова о Великой Отечественной войне. Здесь автор помечает некоторые особенности художественного стиля Е. Носова, обращаясь к наиболее известным произведениям автора. Т. Заглоба рассматривает творчество Е. Носова в сопоставлении с произведениями С. Залыгина. Н. Хрящева анализирует особенности поэтики произведений Е. Носова, позволяющие ему правдиво и своеобразно воссоздать картину народной жизни.

Кроме того, творчеству Е.И. Носова посвящен целый ряд статей литературно-критического характера, касающихся, в том числе, и особенностей индивидуального авторского стиля писателя. В статье «Жанр очерка в творчестве Е.И. Носова» Ю.Л. Филиппов исследует проблематику произведений военной тематики этого периода и стилистическое своеобразие публицистики писателя. Л.Н. Дудина также в работе «Правда и красота» исследует проблему конфликта в его произведениях. Б.П. Агеев, обратившись к тексту повести «Усвятские шлемоносцы», проанализировал ее с позиции апокалипсической идеи конца Света.

Исследованиями в области языка произведений Е. Носова активно занимаются ученые-филологи Курского государственного университета: Е.И. Евдокимова, И.С. Климас, Е.А. Федоркина и др. И.С. Климас обращается к языку произведений Е. Носова о войне в работе «Концепт «победа» и его языковое воплощение в произведениях Е. Носова и курском фольклоре», рассматривает связь языка произведений писателя с фольклором. Анализируя фольклорную лексику произведений Е. Носова на примере текста повести «Усвятские шлеменосцы», И.С. Климас делает вывод о том, что данное произведение «создано по канонам фольклорной поэтики».

Вопросы нравственности, художественно-эстетический аспект творчества Е. Носова и произведений военной тематики рассматривается в учебно-методических изданиях «Учительская газета», «Литература в школе» и др.

Достаточно часто к творчеству Е. Носова обращаются писатели и критики: А. Солженицын, Н. Рубцов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, А. Адамович, И. Дедков, И. Баскевич, А. Бочаров, Н. Подзорова, Ю.Томашевский, В. Курбатов, Ф. Чапчахов и др. Они исследовали проблематику и художественные особенности как конкретных произведений (наиболее благодатным материалом в этом плане является повесть «Усвятские шлемоносцы»), так и отдельные стороны творчества Е. Носова: проблема героя, идейное содержание и жанровый аспект его произведений о войне и т.п.

Однако целостного исследования идиостиля писателя, охватывающего узловые проблемы своеобразия его военной прозы, пока не представлено. Данная работа является попыткой осмысления феномена военной прозы Носова в ее стилистическом аспекте.

Цель диссертационного исследования: выявление основных принципов идиостиля Е. Носова в его «военной» прозе, реализуемых на формальном уровне жанра, композиции, художественной речи и изображенного мира.

В процессе достижения цели необходимо решить ряд задач:

1) определить место произведений военной тематики в творчестве Е.И. Носова и значение его творчества в «военной» прозе XX века, проследив общие тенденции развития темы войны и проанализировав сюжеты и поэтику произведений о войне писателей «носовского круга» (В. Астафьева, К. Воробьева, В. Быкова, В. Кондратьева, Б. Васильева, В. Белова, В. Распутина);

2) выявить специфику сюжетной организации и рассмотреть основные мотивы произведений Е. Носова о войне;

3) рассмотреть типологию героев и взаимодействие голосов автора-повествователя и персонажей;

4) исследовать жанровый аспект произведения Е.И. Носова как одно из проявлений индивидуального авторского стиля;

5) определить в произведениях военной тематики художественную и смысловую функцию таких компонентов изображенного мира, как портрет, пейзаж, интерьер;

6) рассмотреть некоторые языковые особенности произведений Е.И. Носова о войне: ряд особенностей их речевого строя, поэтику заглавий.

Теоретической основой работы явились труды в области исторической поэтики А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, рассматривающих генезис сюжета; работы по теории литературы и анализу художественного текста А.К. Жолковского, В.В. Кожинова, Ю.М. Лотмана, Е.А. Маймина, Н.Д. Тамарченко, Б.В.Томашевского, В. И Тюпы, В.Е. Хализева, JI.M. Цилевича, Л.П. Егоровой, В.М. Головко, книга М.М. Гиршмана по теории художественной целостности литературного произведения; исследования в области психологии искусства и художественного стиля А.Б. Есина; литературно-критические публикации Л.Н. Дудиной, Б.П. Агеева, И. Дедкова, В. Курбатова, А.И. Солженицына, Е.Д. Спасской, Ю.В. Томашевского, Ю.Л. Филиппова, посвященные жизни и творчеству Е.И. Носова.

Диссертационное исследование основывается на методологических принципах системного подхода к выявлению константных свойств поэтики произведений Е.И. Носова о войне и многоуровневого анализа художественной структуры произведений с точки зрения проблемы автора и стиля. В исследовании использованы структурно-типологический метод, как наиболее продуктивный для вычленения и типизации общих элементов и составляющих исследуемого материала, метод мотивного анализа, историко-генетический метод, дающий возможность проникнуть в творческую лабораторию писателя и, в частности, биографический подход, позволяющий обосновать место и глубину раскрытия темы войны в творчестве Е.И. Носова.

На основании проведения мотивного анализа, выявления лейтмотивов, рассмотрения пространственно-временных отношений, анализа языковых средств возможна наиболее эффективная организация раскрытия темы, выявление историко-социального и философского смысла произведений о войне.

Научная новизна исследования определяется тем, что в избранном нами литературоведческом ракурсе и в подобном объеме творчество Е.И. Носова в целом не рассматривалось, большинство исследований касались либо конкретных произведений, либо отдельных черт стиля. Автор диссертации впервые делает попытку глубокого и многоаспектного осмысления индивидуального авторского стиля творчества Е.И. Носова на примере произведений о войне.

В работе представлен литературоведческий анализ значительной части произведений Е. Носова, раскрывающих тему войны, в их сюжетном и поэтическом своеобразии:

- мотивный анализ позволил объективно трактовать сюжет, авторский замысел, обеспечил понимание стиля и творческой индивидуальности писателя Е.И. Носова;

- жанровый акцент и наблюдение над жанровой динамикой в творчестве Е.И. Носова о войне дает возможность исследовать жанрообразующую роль таких художественных средств, как тип героя, своеобразие пространственно-временных отношений, особенности композиции и сюжета;

- при анализе особенностей образной системы и своеобразия авторского речевого стиля была выявлена специфика субъектной организации текстов о войне и богатый спектр средств выразительности, используемых для реализации идейного содержания произведений Е. Носова о войне.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования материала при разработке курсов по истории отечественной литературы XX века, семинарских занятий, спецкурсов, посвященных литературе о Великой Отечественной войне, а также творчеству Е. Носова.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В произведениях о Великой Отечественной войне Е. Носова и писателей его круга (К. Воробьева, В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Васильева, В. Кондратьева и др.) основными сюжетообразующими мотивами являются мотив памяти и мотив правды. У Носова они вступают в различные смысловые взаимоотношения с другими мотивами, в частности, мифопоэти-ческими.

2) В творчестве Е.И. Носова возможности развития традиционного «военного» сюжета расширяются за счёт обращения к предыстории явления на разных уровнях: общественно-политической обстановки в стране и личной жизни самого писателя, его фронтового опыта, характеристики жизненного уклада сельского жителя, национальных культурных традиций, психологизма самосознания автора и героев.

3) В образной системе произведений Е.И. Носова о войне нашли отражение и получили развитие традиции русской классики и проблемы литературы: тема «маленького человека», народный характер, поиск нравственного идеала правды в изображении народной войны, психологизм, обостренное чувственное восприятие мира, как самим автором, так и его героями.

4) Рассмотрение жанрового аспекта произведений Е.И. Носова позволяет раскрыть не только динамику развития творчества автора, но и процесс становления его стиля: развитие таких качеств, как «публицистизм» его произведений о войне, черты «романности» в них, трансформацию жанров в их варианты, связь с музыкальной жанровой традицией.

5) Одной из стилевых доминант произведений Е. Носова является сложная композиция и разнообразие композиционных приемов, особая значимость таких компонентов изображенного мира произведения, как портрет, пейзаж, интерьер. Это обусловлено тем, что в сюжетах произведений Е.И. Носова о войне внешняя динамика выражена неярко, его развитие обеспечено в основном внутренним драматизмом характеров и ситуаций.

6) Использование экстероцептивной и одоративной и звуковой характеристик различных деталей художественного мира в совокупности с метафоричностью и применением стилистически окрашенной лексики способствует созданию в произведениях Е.И. Носова особого образа войны, авторское представление о котором формулируется уже в заглавии и получает дальнейшее развитие в речевом строе его произведений.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде статей и докладов в сборниках научных трудов, на конференциях разных уровней: на III Международной научной конференции «Национально-культурный компонент в тексте и языке»

Минск, 2005), научно-методических конференциях преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука — региону»: «Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания» (Ставрополь, 2005, 2007, 2009), в Сборнике научных трудов «Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики» (Владикавказ, 2005), «Носовских чтениях» (Курск, 2006), Международной конференции по теме «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения» (Пятигорск, 2006), на Международной научной конференции «Проблемы духовности в русской литературе и публицистике XYII - XXI веков» (Ставрополь, 2006), Международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2006), в «Вестнике ставропольского государственного университета» № 65 (Ставрополь, 2009), в монографии «Военная» проза Е.И. Носова» (Ставрополь, 2009). Результаты исследования отражены в двенадцати публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список содержит 284 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Порублева, Ирина Юрьевна

Выводы по третьей главе.

1) Поэтика заглавий произведений Е.И. Носова на тему войны разнообразна: реминисценции на фольклорные произведения, культурологические, связанные с песенной традицией, названия-тропы, — это создает эффект общей эмоциональной приподнятости, уже на уровне заглавия демонстрирует такую стилевую тенденцию, как риторичность.

2) Портрет в произведениях Е. Носова психологический, его детали тесно связаны с развитием сюжета, что дает ощущение целостности произведения. Чаще всего писатель использует портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление совместно с различными формами поведения, в которых отразилось влияние на людей частной психологической ситуации и исторической обстановки. При его изображении автор следует традициям создателей психологических портретов - А. Гончарова, И. Тургенева, JI. Толстого. Коллективные портреты в произведениях о войне презентуют идею соборности, способствуют выражению идейной сущности, панорамного характера изображения.

3) Художественный мир произведений Е. Носова опоэтизирован картинами природы, густо населен ее обитателями, придающими тонкий психологизм и неповторимую лиричность произведениям о войне. В них «образы природы (как пейзажные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью» [251, с. 244]. Изображение сокровенной жизни природы определяет поэтическую многозначность дальнейших событий, психологический параллелизм драматической или лирической э/сизни природы и человека.

4) Слово Е. Носова выполняет художественно-эстетическую функцию благодаря своеобразному сочетанию звуков, запахов, красок, ритмов, что также усиливает психологизм изображения. Художественное пространство включает мир зрительных, слуховых, обонятельных ощущений, фиксация которых связана с выражением эмоциональных и социальных оценок повествователя и персонажей. Не случайно именно Е. Носова упоминал Ю. Бондарев как своего единомышленника в борьбе «против серости и стертости», «за стиль, за прекраснейший, полнозвучный русский язык, посредством которого мы только и можем донести самые высокие идеи и чувства до сердца читателя» [267].

Заключение

Подведем итоги рассмотрения организационных принципов идиостиля Е.И. Носова на примере «военной» прозы автора.

1. Писатель Е. Носов внес своими произведениями вклад в разработку темы «человек на войне»: он своеобразно показал народный патриотизм, героический характер, разносторонне отобразил проблему памяти о войне. На примере его творчества и творчества писателей «носовского круга» можно проследить такие тенденции в развитии темы войны, как усиление романтизма и лиризма с конца 50-х по 70-е годы (в связи со слиянием тем войны и деревни), усиление публицистизма с особым вниманием к личному опыту и историческому факту — в 80-е, драматизма изображения событий войны и человеческих судеб в конце XX — начале XXI-го вв.

Изображению художественного времени и пространства в произведениях о войне Е. Носова и писателей, включенных нами в его круг, свойственны локализация, связанная с воссозданием фронтовой повседневности, деревенского тыла, предельной концентрацией места действия, времени, вбирающего в себя события прошлого и настоящего, что позволило расширить жанровые рамки рассказа и повести. Общей стилевой чертой произведений о войне писателей «носовского круга» является разнообразие приемов художественной композиции «военной» прозы, проявляющееся, в частности, в использовании композиционный контраста, ретардации, принципа монтажа, «точки зрения» (ее пространственно-временного плана: последовательного обзора, «крупного плана» и т.п.)

2. Проанализировав произведения Е. Носова о войне в контексте творчества писателя, приходим к выводу, что тема войны и воинского подвига — это неотъемлемая составляющая художественного мира, питающая сюжеты и поэтику значительной части его произведений. Даже в тех случаях, когда тема войны не является основной, она может реализовываться на уровне мотива, детали характеристики персонажа, внутреннего и внешнего хронотопа, являющихся организационным центром основных событий произведения. Тема деревни, — а именно ее Носов считал в своем творчестве основной, -своеобразно преломляется темой войны и выводит произведение на общечеловеческий идейный уровень.

Специфика сюжетов произведений Е.И. Носова о войне заключатся в характере конфликта («скрытый», внутренний), а вследствие этого, - глубокого психологизма, проявление которого поддерживается разнообразными композиционными приемами (контрастом, ретардацией, монтажным началом). Отсутствие в значительной части сюжетов батальных сцен, острой динамики событий смещает идейный и содержательный акцент на субъективное преломление происходящего через внутренние монологи-медитации, психологический портрет, пейзаж как средство раскрытия авторского субъектного плана и проявление национального своеобразия произведения.

3. Детализация как общая тенденция литературы 1960-1980-х годов и признак такого стилевого свойства, как описательностъ, нашла своеобразное воплощение у Е. Носова: детали практически всегда имеют как психологический, так и сюжетный характер, поэтому часто перерастают в мотив и даже лейт- и субмотив. В процессе диалектического соединения эпического и лирического в произведениях Е. Носова развиваются философские смыслы мотива памяти-вины, представление о духовности и устремленности простого человека к христианским моральным и общечеловеческим гуманистическим ценностям.

Мотивы в произведениях Е. Носова о войне взаимодействуют друг с другом, образуя сложную конфигурацию, и подчиняются теме войны; при адинамическом развитии сюжета именно это в значительной мере обеспечивает философскую глубину всего текста, его художественную целостность и интертекстуальные связи, как в контексте творчества автора, так и в контексте всей литературы о войне.

4. Анализ жанрово-стилевого аспекта произведений Е.И. Носова о войне показал, что они перерастают жанровые рамки, порождают синтетические формы интегративного типа, даже небольшие его рассказы и миниатюры тяготеют к романному содержанию: при нарочито упрощенном сюжете в них прослеживается несколько повествовательных планов. При этом они сочетают в себе социальную остроту и глубину психологизма, историко-социальный и философский смысл, прямую и скрытую иронию и возвышенную поэтичность, что позволяет их отнести к лиро-эпическим произведениям. Писатель продолжил развитие жанровой формы рассказа, усиливая, с одной стороны, его лиризм, а с другой — публицистизм с его риторической суггестивностью. Появление и развитие в палитре писателя таких жанров, как очерк, статья связано с общелитературной тенденцией - жаждой правды о войне.

Синкретизм и синтез произведений Е. Носова о войне проявляется в создании текстов интегративного типа, расширяющих жанровые рамки рассказа, повести, очерка, миниатюры за счет таких типов повествования, как лиризм, публицистичность, использования жанров музыкальной традиции, сложной композиции как стилевой доминанты, различных модификаций повествования. .

5. Характеры, созданные Е. Носовым, способны раскрыть историко-социальный и философский смысл темы войны. В образной системе его произведений о войне практически все герои равноправны, функция каждого значительна в развитии сюжета. Автор-повествователь становится одним из таких героев, пытающихся осмыслить историю с позиций современного опыта. Такой подход к образной системе произведения также характеризует его авторский стиль. С точки зрения речевой манеры персонажей и автора следует отметить, что для стиля Е. Носова характерно разноречие (полифония), при котором речевые манеры персонажей и повествователя взаимодействуют друг с другом. Наибольшее сближение автора и повествователя проявляется в медитациях главных героев, а также в нередких случаях стилизации речи повествователя.

Лирическое находит отражение как в образной системе (женские и детские образы), так и в изображении портретов, пейзажей, выражении мотива нерасторжимой связи человека и природы (что сближает Е. Носова с другими писателями-деревенщиками), отражении позиции автора-повествователя, участника и очевидца событий.

6. Художественный мир произведений Е. Носова о войне предельно детализирован. Его реалистические детали создают выразительный психологический контекст. Это в полной мере относится к таким его значимым элементам, как пейзаэю и интерьер - это эмоционально-психологической картины, выполняющие разнообразные функции: хронотопа (войны, идиллического, инфернального), элемента композиции сюжета (завязки), действующего лица. В них также проявляется лиризм индивидуального авторского стиля Е. Носова, поскольку для них характерно острое чувственное восприятие, живописность, озвученность, одоративностъ, посредством пейзажа автору удается передать представление о бескрайности родной земли, исторической конкретности и, вместе с тем, всеохватности различных исторических пластов.

Детали интерьера в произведениях Е. Носова о войне формируют нату-рообразующее пространство традиционного для русской литературы образа Дома в ракурсе проблемы его сохранения во времена потрясений.

В портретах героев произведений Е. Носова о войне отразилась живописная традиция. Он связан с психологизмом, проявляющимся в мимике и жестах, как внутренних, так и внешних, в характеристике поведенческих изменений, динамике форм поведения, в деталях одежды, его выразительность усиливается «крупными планами» и детализацией. Своеобразные коллективно-индивидуальные портреты придают произведениям о войне некоторую монументальность, эпопейность, формируют идею соборности, придают повествованию эпический характер.

7. Создавая образ войны средствами художественной речи, писатель передает свои экстероцептивные, звуковые и одоративные впечатления. Его поэтическая фантазия позволяет создать цветовую палитру войны, обретающую в текстах о войне глубокий символический смысл. Широко используемые образы-символы, связанные с войной, раскрывающие философские смыслы, свидетельствуют о стилевой общности поэтики Е. Носова и с писателями «Носовского круга».

Специфика художественного стиля Е.И. Носова обнаруживается в особой изобразительной манере подачи деталей — синестезии (образного воспроизведения совокупности чувств, восприятий), благодаря этому автору удаётся ярко показать взаимоотношение идейного содержания произведения и своих образных представлений. Они играют мотивирующую и стилеобра-зующую роль, способствуют созданию стереоскопического образа войны.

Завершая исследование идиостиля Е. Носова на примере его «военной» прозы, обратимся к высказываниям А.Н. Соколова о том, что стиль не является выражением только индивидуальности писателя, что последняя всегда социально «представительна» и социально обусловлена. Поэтому и стиль «не может быть свободным от общей стилевой закономерности того или иного" направления или течения». Но чем талантливей художник, «тем свободнее и совершеннее воплощает он закон стиля» [217, с. 152, 158, 41, 50].

Рассмотрев организационные принципы идиостиля Е.И. Носова на примере «военной» прозы автора, можно наметить перспективы дальнейших исследований в этой области с точки зрения: 1) пространственно-временной организации художественного мира произведений Е. Носова о войне; 2) юмористического пафоса произведений; 3) ритмической организации текста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Порублева, Ирина Юрьевна, 2010 год

1. Источники текстов:

2. Астафьев В.П. Военные страницы. М., 1986. 460 с.

3. Астафьев В.П. Прокляты и убиты. М., 2002. 798 с. № 18.

4. Астафьев В.П. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., С. 306

5. Белов В.И. Рассказы и повести. М., 1987. 669 с.

6. Бондарев Ю. Горячий снег. Берег. М., 1986. 640 с.

7. Бондарев Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т.1.М., 1973.525 с.

8. Быков В.В. Обелиск // В.В. Быков. Повести. М., 1987. С. 245-383.

9. Быков В.В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1985-1986.

10. Васильев Б. Завтра была война. А зори здесь тихие. М., 1991. 349 с.

11. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Это мы, господи!. М., 1987. С. 157.

12. Кондратьев В. Сашка // В. Кондратьев. Рассказы и повести. М., 1985. 248 с.

13. Некрасов В. В окопах Сталинграда // Виктор Некрасов. Маленькая печальная повесть. М., 1990. С. 5-189.

14. Носов Е.И. Акимыч. Сочинения: В 5 т. Т. 1. М., 2005. С. 234-237.

15. Носов Е.И. Война всегда не ко времени // Труд 7. 19 апреля. 2001.1. С. 4-5

16. Носов Е.И. В чистом поле, за проселком. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 7-18.

17. Носов Е.И. Два сольди. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 297-337.

18. Носов Е.И. Дом за триумфальной аркой. Сочинения: В 5 т. Т. 2. М., 2005. С. 180-195.

19. Носов Е.И. Живое пламя. Сочинения: В 5 т. Т. 2. М., 2005. С. 133135.

20. Носов Е.И. За долами, за лесами. Сочинения: В 5 т. Т. 2. М., 2005. С. 18-34.

21. Носов Е.И. И уплывают пароходы, и остаются поезда. Сочинения: В 5 т Т. З.М., 2005. С. 368.

22. Носов Е.И. Как все.// Городские известия. Курск. 13.04.04. С. 4-5.

23. Носов Е.И. Костер на ветру. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 290313.

24. Носов Е.И. Красное вино победы. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 227-249.

25. Носов Е.И. Лесной хозяин. Сочинения: В 5 т. Т. 1. М., 2005. С. 129133.

26. Носов Е.И Летели бомбовозы //Лит. Россия. М., 1976. № 19. С. 12-13.

27. Носов Е.И. Мемуары и мемориалы. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 393.

28. Носов Е.И. Моя Джомолунгма. Сочинения: В 5 т. Т. 2. М., 2005. С. 92121.

29. Носов Е.И. На рассвете. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 11-25.

30. Носов Е.И. Не имей десять рублей. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 406-480.

31. Носов Е.И Он любил эту землю. Сочинения: В 5 т. Т. 5. М., 2005. С. 5559.

32. Носов Е.И. Памятная медаль. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 332368.

33. Носов Е.И. Переписка на машинке. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 480^492.

34. Носов Е.И. Переправа. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 222-226.

35. Носов Е.И. Потрава. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С. 104-123.

36. Носов Е.И. Синее перо Ватолина. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 199-221.

37. Носов Е.И. Слово о сержанте Борисове. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005 С. 369-374.

38. Носов Е.И. Смотри и радуйся. Миниатюры. Сочинения: В 5 т. Т. 1. М.,2005. С. 297-310.

39. Носов Е.И. С сединою на висках. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 375-382.

40. Носов Е.И. Тысяча верст. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 188-194.

41. Носов Е.И. Усвятские шлемоносцы. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 7-158.

42. Носов Е.И. У толпы нет лица. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 411417.

43. Носов Е.И. Фагот. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 159-187.

44. Носов Е.И. Фанфары и колокола. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 383-392.

45. Носов Е.И. Фронтовые кашевары. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 195-198.

46. Носов Е.И. Холмы, холмы. Сочинения: В 5 т. Т. 3. М., 2005. С.232-244.

47. Носов Е.И. Черный силуэт. Сочинения: В 5 т. Т. 1. М., 2005. С. 158-159.

48. Носов Е.И. Шопен, соната номер два. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 250-289.

49. Носов Е.И. Шумит луговая овсяница. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 35-75.

50. Носов Е.И. Шуруп. Сочинения: В 5 т. Т. 2. М., 2005. С. 47-59.

51. Носов Е.И. Яблочный Спас. Сочинения: В 5 т. Т. 4. М., 2005. С. 314331.

52. Распутин В.Г. Живи и помни. Прощание с Матерой: повести. М., 2004. 446 с.

53. Симонов К. Дни и ночи. М., 1978. 254 с.

54. Солженицын А.И. Адлиг Швенкиттен // А.И. Солженицын. Повесть. Рассказы. Нобелевская лекция. М., 2001. С. 213-251.

55. Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1970. 735 с.

56. Литература по теме исследования:

57. Абелюк Е. Правда Константина Воробьева // Литература. М., 2005. № 9. С. 59-61.

58. Агеев Б. Человек уходит // Городские известия. Курск. 1996. 27 января.

59. Агеев Б. . .И только дух животворит» («Тихий» художник Евгений Носов). // Открытое небо. Эссе. Очерки. Курск, 2005. С. 7-30.

60. Адамович А. Мир спасется подвигом духа. Беседа о войне и современности//Вопросы литературы. М., 2007. № 4. С. 320-340.

61. Адамович.А. Война и деревня в современной литературе. М., 1982. С. 191-193

62. Ароматы и запахи в культуре. Составитель О. Ванштайн. Кн. 2. М., 2003. 664 с.

63. Астафьев В. Дыхание родной земли // Литературная Россия. М., 1965, 27 августа. С. 10.

64. Астафьев В. Зрячий посох // Москва. М., 1988. № 1. С. 56, 187-189.

65. Астафьев В.П. Посох памяти. М., 1980.368 с.

66. Басенко Ю.Н. Историзм художественного мышления. Взгляд

67. А. Солженицына на прозу Е. Носова // Курский край. Курск, 2001. № № 12-13. С. 66-69.

68. Баскевич И. Во всей правде-матушке // Курская правда. Курск, 1994. 12 апр. 1975.

69. Баскевич И. Историзм художественного мышления // Молодая гвардия. 1975. 25 декабря.

70. Баскевич И. Ради жизни на земле // Лит. в школе. М., 1985. № 1. С. 5-10

71. Басманов П., Тикеева С. Памяти павших будьте достойны!: Урок внеклассного чтения по рассказам Е. Носова в 9 классе // Лит. в школе. М., 1982. №2. С. 41-45

72. Бахмут В. Чистое золото правды // Городские известия. Курск, 1995. № 110. 14 сентября. С. 4.

73. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 182

74. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1937—1938. С. 230-400.

75. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 169, 353.

76. Белая А.Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М., 1977. 253 с.

77. Березин В. Литература и война // Знамя. М., 2000. № 5.

78. Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия // Советская этнография. М., 1989. № 1. С. 91-199.

79. Блескун Л.В. Жанрово-стилевое своеобразие современного советского рассказа о Великой Отечественной войне // Советская проза о Великой Отечественной войне и ее изучение в школе и вузе. М., 1988. С.75-82

80. Богатко И. Истоки подвига // Книга о Мастере. М., 1998. С. 497-500.

81. Бондарев Ю.В. Игра // Новый мир. 1985. № 1. С. 6-73

82. Бондарев Ю. Мое поколение. Собр. соч.: т.З. М., 1974. С. 409^14.

83. Бондарев Ю. Читать его истинное удовольствие / Предисловие к книге Е. Носова. Усвятские шлемоносцы. М., 1980. С. 3—4.

84. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. Языки русской культуры.1. М., 1999. 624 с.

85. Бочаров А. Человек и война. М., 1973. 454 с.

86. Бочаров А. Чем жива литература? //Современность и литературный процесс. М., 1986. 400 с.

87. Бочаров А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной прозе. М., 1977. С. 69

88. Бунин И.А. Антоновские яблоки // И.А.Бунин. Антоновские яблоки. По вести и рассказы. М., 1990. С. 3-16.

89. Васильев В. Чувство Родины // Книга о Мастере. М., 1998. С. 469-482.

90. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1940. С. 493-501.

91. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959. 654 с.

92. Военный энциклопедический словарь / Нач. ред. Киршин Ю.Я. М., 1986. С. 519,715.

93. Воронов В. Горизонты военной прозы. // Октябрь. М., 1986. № 5. С. 186— 193.

94. Газизова А.А. Проблема нравственного выбора в повестях «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В. Распутина в свете традиций Л. Толстого и Ф. Достоевского // Читатель и современный литературный процесс. М., 1989. 288 с.

95. Галанов Б.Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974. 343 с.

96. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике в 4 т. Т. 1. М., 1971. с. 213-214.

97. Гиллельсон М.И. От «арзамасского братства» к пушкинскому кругу писателей. М., 1976. С. 76.

98. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. М., 2007. 555 с.

99. Глушков Н. Очерковая проза. М., 1979. С. 201.

100. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. М., 2001. 204 с.

101. Голубков С.А. Об особенностях сюжетно-композиционной структуры рассказов А.Н. Толстого // Композиция и сюжетосложение. Межвузов ский сборник научных трудов. М., 1980. С. 40-61.

102. Гончарова Е. А. Категории автор-персонаж и их лингвостилистическое выражение в структуре художественного текста: На материале немецкоязычной прозы: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. М., 1989. 32 с.

103. Гончаров П.А. Символика в современной прозе о войне // Советская проза о Великой Отечественной войне и ее изучение в школе и вузе. М., 1988. 117 с.

104. Горбулина Т. Четки российских судеб. Творческий портрет Е.И.Носова // Север. Петрозаводск, 2005. № 3/4. С. 232

105. Горелов А. Труд всей жизни. Наблюдения над языком современной литературы. //Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 250-252.

106. Грехнев В.А Словесный образ и литературное произведение (раздел «Начала и концы»). М., 1977. С. 123-125

107. Грибов Ю. За долами, за лесами. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 165-167.

108. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников. М., 1983. 225 с.

109. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.228 с.

110. Дедков И. Надежные берега // Наш современник. М., 1976. № 7. С. 161171.

111. Дмитриева Т.Г. Горько пахло осенним тлением. Запахи в прозе

112. И.А.Бунина. // Русская речь. М., 2003. № 5. С. 20-23.

113. Добин Е. Искусство детали: Наблюдения и анализ. М., 1975. С. 9-14.

114. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. М., 1972. С. 131.

115. Дубашинский И.А. Автор в сюжете и вне сюжета // Вопросы литературы. Выпуск 4-й. М., 1976. С. 3-17.

116. Дудина JI. Правда и красота. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 487494.

117. Дудина Л. Эпическое, историческое, героическое // Книга о Мастере.1. Курск, 1998. С. 507-521.

118. Дудина Л.Н. Эпическое и лирическое в прозе Е. Носова. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1982. 22 с.

119. Евглевский Е.М. Мотив памяти в военной прозе Константина Воробьева. М., 1992. С. 65-69.

120. Евдокимов А.Н. Диалектная и просторечная лексика в произведениях

121. Е.И. Носова / Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е.И. Носова. М., 2005. С. 18-28

122. Егорова Л.П. К проблеме сюжета и не только о ней // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии // Под ред. Ю.М. Павлова. Армавир, 2002. С. 46-54.

123. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. Учебная программа: Учебная программа СГУ, 2001 158 с.

124. Ерохина И. Гений и злодейство пушкинский подтекст в ахматовском Ревиеме // Вопросы литературы. М., 2007. № 4.

125. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. 176 с.

126. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003. 148 с.

127. Есин А.Б. Стиль // Введение в литературоведение под ред. JI.B. Чернец, В.Е. Хализева, С.Н. Бройтмана и др. М., 2000. С. 352.

128. Еськов М.Н. Рядом с Евгением Носовым // Москва. М., 2003. № 6.

129. Ефимов А. И. О языке художественных произведений. М., 1954. 288 с.

130. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.1. С.15-55.

131. Жуков И. Рождение героя. М., 1984 . 285 с.

132. Жулинский Н.Г. Человек в литературе. М., 1983. С. 128-133.

133. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М., 1985. 190 с.

134. Журбина Е. Искусство очерка. М., 1957. 221 с.

135. Земскова Т.С. Земля Евгения Носова // Литературная Россия. М., 1984. № 38. С. 8-9.

136. Земскова Т. Пятнадцать встреч в Останкино. М., 1989. С. 119-130.

137. Золотусский И. Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба. М., 1986, 159 с.

138. Иванов В. Прямая речь (размышления о литературе и искусстве), Вопросы литературы. М., 1965. № 7. С. 171.

139. История русской литературы XX века. Первая половина. В 2 кн. / Под ред. Л.П. Егоровой. Ставрополь, 2004. Кн. 1.318 с.

140. История русской литературы XX века Первая половина. В 2 кн. / Под ред. Л.П. Егоровой. Ставрополь, 2004. Кн. 2. 751 с.

141. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.

142. Кедровский А. О прозе Е.Носова 1990 годов // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 666-677.

143. Климас И.С. .Был современным Бояном (фольклорные элементы в «Усвятских шлемоносцах» Е.И. Носова) // Курское слово. Выпуск первый. Курск, 2004. С. 41-54.

144. Климас И.С. Концепт «победа» и его языковое воплощение в произведениях Е.И. Носова и курском фольклоре» // Курское слово. Выпуск первый. Курск, 2004. С. 8-16

145. Книга о Мастере. Холмы и берега Е. Носова. Очерки творчества. Соста витель: Спасская Е.Д. Курск, 1998. 896 с.

146. Кожемяко В. Красное вино победы (к 70-летию Е. Носова) // Правда. М., 1995. 13 января.

147. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т.2. С. 914-917

148. Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2. С. 414426.

149. Колосов М.Н. Художник // Предисловие к кн. Е. Носова «В чистом поле.»: Повести и рассказы. М., 1990. С. 3-10

150. Кондратович А. На прочных устоях в кн. Книга о Мастере // Составитель Спасская Е.Д. Курск, 1998. С. 11-34.

151. Кондратьев В. О войне написано не всё (Интервьюзаписала Е. Аграновская) // Библиотекарь, № 5. М., 1997. С. 24-27

152. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. М., 1972. С.50-86

153. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник Горьковского госуниверситета. М., 1980. С. 78.

154. Кржижановский С. Поэтика заглавий // С. Кржижановский Статьи. За метки. Размышления о литературе и театре. Собрание сочинений. Т. 4 / Сост. и комм. В. Перельмутера. СПб. 2006.

155. Кузнецов Ф.Ф. И остаются берега // Книга о Мастере. Составитель

156. Е.Д. Спасская Курск, 1998. С. 392-407.

157. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох: Очерки, статьи, портреты. М., 1980. С. 278-297.

158. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. М., 1987. С. 114-125.

159. Курбатов В. Жизнь на миру. Предисловие к 1 тому // В.Астафьев. Сочи нения: В 6 т. М., 1991. С. 3-19.

160. Курбатов В. Как все . // Городские известия. Курск, 2004. № 4. С. 4-5.

161. Курбатов В. Роман о счастливой России // Москва. М., 2002. № 11. С. 173-175.

162. Курочкин Н. Когда мне трудно. (К 65-летию Е.И. Носова) //Молодая гвардия. М., 1990. 13 января.

163. Левитан Л.С. Жанр, сюжет и композиция повести Б.Васильева «А зори здесь тихие.» М., 1976. С. 18-33.

164. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в литературно-художственной системе художественного произведения. М., 1990.

165. Литвинов Л. Плата за талант (Сюжет повести В. Распутина «Живи и помни»). М., 1988. С. 269-275.

166. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Сб. статей под ред. А. Когана и Г. Соловьева. М., 1970, 437 с.

167. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. Николюшкина А.Н. М., 2003. 800 с.

168. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевина В.М. М., 1984. С. 137-138, 418, 428, 473.

169. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. 395 с.

170. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. М., 1968. № 8. С. 4.

171. Ломунова М.Н. Своя земля и в горсти дорога в кн. Книга о Мастере // Составитель Спасская Е.Д. Курск, 1998. С. 122-164.

172. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, 367 с.

173. Лосев А.Ф. Теория художественного стиля // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

174. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 90-97, 280-294, 360-365.

175. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. М., 1963. С. 714—724.

176. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. М., 1984. 154 с.

177. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2004. С. 170-214.

178. Махов А. Музыка слова: из истории одной фикции // Вопросы литературы. М., 2005. Сентябрь-октябрь. С. 101—124.

179. Мельничук О.А. Типология повествования от первого лица в художественных произведениях. // Вестник Московского университета. М., 2003. № 2.

180. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 62-82, 230-239.

181. Методологический анализ литературного произведения. Отв. ред. БоревЮ.Б. М., 1988. 348 с.

182. Минералов Ю.И. История русской литературы 90-е годы. М., 2004. 224 с.

183. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М., 1977. 148 с.

184. Михайлов А.В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. С. 343-376.

185. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. М., 1978. С. 34.

186. Незванкина Л.К., Щемелева Л.М. Мотив // ЛЭС. М., 1987. С. 230.

187. Недзвецкий В.А. Человек и природа в творчестве И.С. Тургенева

188. К менталитету тургеневского героя) / Русская словесность. 2006, № 7. С. 6-14

189. Николина Н.А. Мир запахов в художественной прозе А.П. Чехова. // Русский язык в школе. М., 2004. № 1. С. 68-67.

190. Носов Е.И. Гармония стиля. // Комсомольская правда. М., 1977. 8 июля. С. 4-5.

191. Носов Е.И. Как же обидно за нас // Труд 7. М., 2002. 22 августа.

192. Носов Е.И. Кто над чем работает. Литературная Россия. М., 1974. 5 апр.

193. Носов Е. Самое главное — состояние социального переживания: (интервью с Евгением Носовым после вручения ордена Ленина) // Курская правда. Курск, 1984. 9 дек. С. 4.

194. Овчаренко А. Раскрывая духовную связь. // Молодая гвардия. М., 1983. № 4. С. 273-282.

195. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 273

196. Основы литературоведения // Под ред. В.П. Мещерякова. М., 2003. 416 с.

197. Павленко Е. Без привиранья и лукавства // Труд 7. М., 2000. 20 января. С. 5.

198. Павленко В. В ком просыпается солнце? // Молодая гвардия. 1966. 7 ноября. С. 4.

199. Палиевский П.В. Документ в современной литературе // Литература и теория. 1978. С. 150-173.

200. Подзорова Н. На тысячу верст кругом Россия. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 350-366.

201. Подзорова Н. И остаются сыновья // Литературная газета. М., 1977. 8 июня. С. 7.

202. Помазнева В. Касьян и пахарь и солдат // Лит. газ. М., 1977. 6 апр. С. 3

203. Попова А.Н. Поэтика пейзажа в рассказе А.П. Чехова «Соседи»

204. Русский язык в школе. М., 2004. № 1. С. 21-26.

205. Поспелов Г.И. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. 336 с.

206. Поспелов Г.И Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 33-172.

207. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 8. М., 1986. С. 33

208. Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки. М., 1986. 364 с.

209. Радомская Т.И. Феномен дома в зрелой поэзии Пушкина. // Русская Речь. М., 2003. № 5. С. 14—20.

210. Разгулова М.А. Язык публицистики Е.И. Носова. Словник. // Курск, КГУ, 2004.

211. Рамазашвили Г. Военная литература без права на документацию. // Вопросы литературы. М., 2005. Май-июнь. С. 107-124.

212. Рейн Карасти. Пацан, беги! // Звезда. 2004. № 7. С. 216- 224.

213. Рогощенков И.К. Воля творить жизнь. М., 1979. С. 46-52.

214. Рубцов Н. Цена прожитых лет. // Книга о Мастере. Составитель Спасская Е.Д. Курск, 1998. С. 298-302.

215. Кондратович А. На прочных устоях // Книга о Мастере. Составитель Спасская Е.Д. Курск, 1998. С. 298-302.

216. Рымарь Н.Т. Поэтика и историзм: к 70-летию профессора

217. B.П. Скобелева// Литературоведение. М., 2001. № 1. С. 98-100.

218. Сальников П. Берега. Берега.//Книга о Мастере. М., 1998. С. 89-98.

219. Сергованцев Н. . .И остаются берега // Книга о Мастере. М., 1998.1. C. 424-464.

220. Силантьев И.В. Мотив как единица художественного повествования // Русская литература 19-20 веков: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. М., 2004. 294 с.

221. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х гг. (К проблеме народного характера). М., 1975. С. 334-340.

222. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. // Под ред. Р. Аванесова М., 2000. Т. 3. С. 48-49

223. Словарь мифов // Под ред. Питера Бентли. Фанр-Пресс. М., 1999. С. 99, 269.

224. Советская литература. История и современность. / Хватов А.И., Тимина С.И., Пьяных М.Ф. и др. М., 1984. С. 235-251.

225. Советский энциклопедический словарь. // Под ред. Прохорова A.M.1. М., 1981. С. 1221.

226. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. С. 156

227. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 1999. 368 с.

228. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997. 356 с.

229. Солженицын А. Евгений Носов. Из литературной коллекции. // Е.И.Носов. Сочинения: В 5 т. Т. 5. М., 2005. С. 5-11.

230. Солженицын А. Слово при вручении литературной премии

231. К. Воробьеву и Е. Носову. // Новый мир. М., 2001. № 5. С. 179-182

232. Спасская Е.Д. Как хорошо, что я узнал тебя. // Е.И. Носов. Сочинения: В 5 т. Т. 5. М., 2005. С. 279

233. Спасская Е.Д. Прочитан рассказ. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 610-613.

234. Степанищева Т. К проблеме литературного наставничества: Карамзин Жуковский - Пушкин. Пушкинские чтения в Тарту 2 . Тарту. 2000. С. 79-90.

235. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. М., 1973. Ч. 1.С. 4.

236. Стрелкова И. Правда о войне. // Наш современник. М., 2005. № 7. С. 240-243

237. Сударикова Н.В. Проза Е.И. Носова о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие. Диссертация на соискание кандидатской степени. Орел. 2006.

238. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2004. С. 150-175.

239. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.И. Теория литературы в 2частях. Т. 1. Теория художественного дискурса. М., 2004. 512 с.

240. Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. М., 1998. № 12.

241. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1966. С. 156-174.

242. Тойбин И. Талантливые рассказы // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 220-223

243. Томашевский Б.В. Теория литературы Поэтика. М., 1996. 334 с.

244. Томашевский Ю. Вчера и сегодня (о творчестве К. Воробьева). М., 1986.1. С. 88-93.

245. Томашевский Ю.В. Сердцевина // Встречи: литературнокритические сюжеты. М., 1975. С. 35-60.

246. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в областимифопоэтического. М., 1985. С. 209-210.

247. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 282—283.

248. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006. М., С. 331.

249. Тюпа В. Аналитика художественного. РГГУ. М., 2001. С. 43-105.

250. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественноготекста и типология композиционных форм. М., 1970. 352 с.

251. Федоркина Е.А. Фразеологический фрагмент языка художественных произведений Е.И. Носова 1956-1962 гг. // Курское слово. Выпуск первый. Курск, 2004. С. 16-23.

252. Федякин С.О военной прозе. \\ Кулиса. М., 2001. № 10 (69) 15 июня.

253. Фесенко Э.Я. Теория литературы. М., 2004. 334 с.

254. Филиппов Ю.Л. Нравственные уроки художественной прозы Е. Носова //Курские тетради. Тетрадь 1. Курск, 1997. С. 70-75.

255. Филиппов Ю.Л. Жанр очерка в творчестве Е.И. Носова

256. Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е.И. Носова (1925-2002). Сборник материалов. Курск, 2005. С. 8.

257. Филиппов Ю.Л. Слово о Е.Носове // Курское слово. Выпуск первый. Курск, 2004. С. 3-7.

258. Филиппов Ю.Л Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. Носова 50-60-х годов // Книга о Мастере. М., 1998. С.645-647.

259. Флоренский П.А. Строение слова. // Контекст 1972. М., 1973. С. 357358.

260. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 222-229.

261. Хализев В.Е. Речь как предмет художественного изображения //Литературные направления и стили. М., 1976.

262. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002. 437 с.

263. Хрящева Н. П. Поэтика Е. Носова (Принципы воссоздания национального бытия). Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. Томск. 1982.

264. Худяков И.В. «Другая» война в новой военной прозе // Литература вшколе. М., 2004. №4.

265. Цилевич Л.М. Об аспектах исследования сюжета // Вопросы Литературы. Рига. 1978. С. 3-10.

266. Чапчахов Ф.А. Аргументы Евгения Носова. Рассказ: проблемы жанра // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 89-98.

267. Чапчахов Ф.А. Необыкновенное в обыкновенном. Литература и современность. М., 1977. С. 294-306.

268. Чернец Л.В. Деталь // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 62-75.

269. Чередниченко В. Методы изучения и анализа художественного произведения// Литературная Грузия. 1990. №11. С. 205-211.

270. Черкасов В. Дубрава. // Смена. М., 1983. № 4. С. 6-8.

271. Шапошников В. Хори и Калинычи XX века. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С.308-318

272. Шеваров Д. Горячий хлеб Евгения Носова // Ставропольская правда. Деловой вторник. Ставрополь, 2005. 18 января. С. 4.

273. Шугаев В. Старатели. // Книга о Мастере. Курск, 1998. С. 278-280.

274. Щеглова Е. Два бойца две правды // Нева. М., 1996. № 1. С. 195-200.

275. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., 1961. С. 183-184.

276. Эльсберг Я.Е. Стиль // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 374-379

277. Эсалнек А .Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Учебное пособие. М., 2001. 112 с.

278. Бондарев Ю. Стиль и слово, www.myriads. ru/theme—31

279. Военная проза фронтового поколения. Составитель: В. Шелудысо htm www.volsu.ru/BIBL

280. Гаспаров M.JI. Избранные статьи. 1995 ru/feb/lomonos/critics/ling/gas03

281. ГулыгаА. www.patriotica.ru

282. Исторические личности: Ф. Шопен, www.refu.ru/refs

283. Майофис М. Открытая филология В.Э. Вацуро//НЛО, 2003, №53. magazines/russ/nlo2003/53

284. Николаев П.А. Сюжет как форма художественного произведения http://www.usc.edu

285. Степанищева Т. К. проблеме литературного наставничества: Карамзин — Жуковский Пушкин, ruth@tartu.msk.ru

286. Страна сочинений, 2008. http://www.sochland.ru

287. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. fielocalkostDred.htm

288. Яблочный Спас http://ru.wikipedia.org/wiki/

289. Wilpert G. von. Sturm und Drang // Wilpert G. von. Sachworterbuch der Literatur. Stuttgart. 1989. S. 591.

290. Greimas A.-J. Du sens. Paris, 1970. P. 268

291. Дудинская Л.Д. Отображение двух типов экзистенцирования в русской и белорусской «деревенской прозе» // Dialogi v literaturach i jezikach slovenskich. Opole. 2003. T.l. C. 175-183.

292. Заградка M. «Поэтика заглавий русской литературы XXвека» (Набросок главы из исследования) Белград-Москва. 2002. 420 с.

293. KayserW. Dassprachliche Kunstwerk/ Dtrn-Munchen. 1966. S. 62.

294. Sierotwinski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw. 1966. S. 161

295. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т. 2. Прага. 1867. С. 282.У

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.