Повести Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Поздина, Ирина Васильевна

  • Поздина, Ирина Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 191
Поздина, Ирина Васильевна. Повести Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Челябинск. 2009. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Поздина, Ирина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

ПОВЕСТЕЙ 1860-х годов.

§ 1 Жанровые поиски в раннем творчестве Н.С. Лескова.

§ 2 Фольклорно-мифологическое и документальное в повести «Овцебык».

§ 3 Амбивалентность художественной системы повести

Леди Макбет Мценского уезда». Очерк-трагедия.

Глава II. ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА

И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА.

§ 1 Песенно-лубочная традиция как источник моделирования сюжета «Жития одной бабы» и

Леди Макбет Мценского уезда».

§ 2 Традиции духовной культуры в создании образов земной» праведницы и грешницы.

Глава III. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ СЛОВА И ПРОСТРАНСТВА

В ПОВЕСТИ «ВОИТЕЛЬНИЦА».

§ 1 «Сценическое» пространство повести.

§ 2 Миф как способ моделирования художественной действительности.

§ 3 Карнавальная поэтика слова героини повести

Воительница».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повести Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтики и народной культуры»

Произведения Н.С. Лескова 1860-х годов, в частности, корпус повестей, артистически тонких и глубоко правдивых произведений из народной жизни, несмотря на большой исследовательский и читательский интерес, по-прежнему нуждаются в глубоком эстетическом осмыслении.

Проблемы поэтики Н.С. Лескова нередко попадали в поле зрения i исследователей: было отмечено влияние народной культуры, житийной традиции, была поставлена проблема сказа, специфики языка писателя. О «художественном филологизме», о мастерстве Н.С. Лескова-рассказчика впервые высказался еще в 1931 году в статье, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С. Лескова, Б.М. Эйхенбаум1. Он привлек внимание к Н.С. Лескову-художнику, сформулировал наиболее общие аспекты его поэтики, выделил особую форму повествования - сказ. Несколько позднее вышли

2 3 монографии В.Н. Гебель и Л.П. Гроссмана , в которых были намечены пути исследования поэтики произведений Н.С. Лескова.

Особенно интенсивно творчество писателя изучается в последней трети XX века. Это работы В.Ю.Троицкого4, И.В. Столяровой5, И.П.

6 7 8

Видуэцкой , Л.А. Аннинского , В. Гуминского , В.Е. Хализева и O.E. Майоровой9, К. Кедрова 10. Особенности повествования Н.С. Лескова рассмотрены в монографическом исследовании Г.В. Мосалевой.11. В

1 Эйхенбаум Б.М. «Чрезмерный» писатель (К 100-летию рождения Н. Лескова) / Б.М. Эйхенбаум. // О прозе. О поэзии: сб. ст. - Л., 1986. С. 237-253

2 Гебель В.Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В.Н. Гебель.- М.: Художественная литература, 1945.

3 Гроссман Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь — Творчество - Поэтика / Л.П. Гроссман. — М.: Художественная литература, 1945.

4 Троицкий В.Ю Лесков-художник / В.Ю Троицкий. - М.: Наука, 1974.

5 Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова) / И.В. Столярова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.

6 Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков / И.П. Видуэцкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

7 Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье / Л.А. Аннинский. - М.: Книга, 1986.

8 Гуминский В. Органическое взаимодействие (от «Леди Макбет.» к «Соборянам») / В. Гуминский // В мире Лескова: сб.ст. / сост. В.А. Богданов - M., 1983.

9 Хализев В.Е. Майорова O.E. Лесковская концепция праведничества / В.Е. Хализев, O.E. Майорова // В мире Лескова: сб. ст. / сост. B.A. Богданов. - M., 1983. - С. 196-304.

10 Кедров К.Фольклорно-мифологнческие мотивы в творчестве Н. С. Лескова / К. Кедров. // В мире Лескова: сб. ст. / сост. B.A. Богданов. - M., 1983.

11 Мосалева Г.В. Особенности повествования: от Пушкина к Лескову: автореф.дис. в виде опубл. монографии . д-ра филол. наук / Г.В. Мосалева. - Екатеринбург, 2000. единственной в своем роде работе С.М. Телегина «Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова»12 предложена попытка мифореставрации.

Анализ поэтики повести «Воительница» осуществлен Б.С. Дыхановой

I ^ в монографии «В зеркалах устного слова» , где слово рассказчика предстает как универсальный эстетический инструмент авторского 1 постижения реальности. Проблеме фольклоризма в творчестве Н.С. Лескова посвящен монографический труд A.A. Горелова «Лесков и народная культура»14. О глубинных народно-поэтических истоках повестей «Житие одной бабы» 15 и «Овцебык»16 размышляет A.A. Кретова.

Однако при всем внимании исследователей к специфике лесковского психологизма, своеобразию художественного мира, интересующий нас корпус повестей рассматривался недостаточно. Неоправданно мало внимания уделялось повести «Овцебык», герой которой неправомерно получил статус «праведника». В «Житие одной бабы» трагическую концепцию любви русской женщины заслонял социальный анализ. История любви Катерины Измайловой освещалась в контексте уголовной хроники «шекспировских масштабов». «Воительница», видимо, в силу своей уникальной художественной природы по-прежнему остается загадкой для исследователей.

В последнее десятилетие произошли события, которые способствовали активному развитию лескововедения. Вышли в свет девять томов полного собрания сочинений Н.С. Лескова в издательстве «Терра». Как отмечает в обзорной статье Е. В. Тюхова, «усилиями ученых конца XX века, Д.С. Лихачева, И.В. Столяровой, И.П. Видуэцкой и др., определено,

12 Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова: автореф. дис. .д-ра филол. наук / С.М. Телегин. - М., 1995.

13 Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова (Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н. С. Лескова) / Б.С. Дыханова. - Воронеж: Изд-во Воронежского педуниверситета. - 1994.

14 Горелов A.A. Лесков и народная культура / A.A. Горелов. - Л.: Наука - 1988.

15 Кретова A.A. Роль фольклорных мотивов в крестьянском романе Н.С. Лескова «Житие одной бабы» / A.A. Кретова // Творчество Н.С. Лескова: Межвузовский сборник научных трудов. - Курск, КГПИ, 1988.-С. 97-115.

16 Кретова A.A. История открытия Н.С. Лесковым характера «праведника». Павел Якушкин и Василий Богословский / A.A. Кретова // Литература. — 2000. — № 38. — С. 8-11. 4 наконец, истинное место Н.С. Лескова в русской литературе как классика первого ряда отечественной словесности»17. Опубликованы библиографические указатели литературы о Н.С. Лескове, подготовленные по инициативе и под руководством И.В. Столяровой (1917-1996)18 и И.Н. Минеевой (1996-200б)19.

Активное освоение и осмысление творчества Н.С. Лескова в последние десятилетия обусловлено повышенным вниманием современного литературоведения к проблемам поэтики и изучению индивидуального стиля писателя. По справедливому утверждению H.H. Старыгиной, «наступила пора исключительно «медленного» чтения Н.С. Лескова и вдумчивого проникновения в его тексты»20. Тематика диссертационных работ21 последних лет подтверждает мысль о разнообразии направлений и методов исследования мировоззрения, проблематики и поэтики писателя, жанрового, структурного, языкового своеобразия и т. д. Внимание исследователей переместилось в область изучения конкретики: отдельных произведений, отдельных проблем мировоззрения и творчества, особенностей поэтики, вплоть до отдельного художественного приема и т. д. На сегодняшний день актуализируется жанрологический подход к изучению творчества Н.С. Лескова, затронуты многие аспекты философско-эстетических основ жанровых поисков, динамики жанров. Всесторонне

17 Тюхова Е.В. Новые книги о Лескове (К 175-летию писателя) / Е.В. Тюхова // Учен. зап. Орлов, гос. ун: Лесковский сб. - 2007: материалы междунар. науч. конф. Орел, сентябрь 2006 г. - Орел, 2006. - С. 347360.

18 Библиографический указатель литературы о Н.С. Лескове, 1917-1996 / под общ. ред. И.В. Столяровой ; сост. Л.К. Андреева A.A. Быков и др. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.

19

Н.С. Лесков: библиогр. указ.: 1996-2006 / под общ. ред. И.Н. Минеевой. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.

20 Старыгина H.H. Введение [к изданию] / H.H. Старыгина // Новое о Лескове: межвуз. сб. науч. тр. Вып 2. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. - С. 5 -6.

21 Новикова A.A. Религиозно-нравственные искания в творчестве Н.С. Лескова 1889-1890-х годов: автореф. дис. . д-ра филол. наук / A.A. Новикова. - М., 2003.

Шкута Г.А. Фольклорные и древнерусские сюжеты и мотивы в творчестве Н.С. Лескова: мифопоэтический аспект: дис. . канд. филол. наук / Г.А. Шкута. - Новосибирск, 2005. Савелова Л.В. Специфика жанровой структуры повестей Н.С. Лескова 1860-1890-х годов: дис. . канд. филол. наук / Л.В. Савелова. - Ставрополь, 2005.

Жирунов П. Г.Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века (Проблемы поэтики): автореф. дис. . канд.филол. наук / П.Г. Жирунов. - Волгоград, 2004. Писаревский В.П. Поэтика повести Н.С. Лескова «Смех и горе»: автореф. дис. . канд.филол. наук / В.П. Писаревский. - Воронеж, 2004. исследуется поэтика его рассказов (Т.А. Алексеева, И.В. Видуэцкая, H.H. Старыгина, П.Г. Жирунов) и очерков (Б.А. Леонова).

Однако, как показывает анализ последнего библиографического сборника, область научных исследований явно смещена в направлении зрелого периода» творчества Н.С. Лескова (в 1870-90-е годы). Здесь плотность исследований чрезвычайно высока. Что касается корпуса повестей 1860-х годов, то он представлен лишь отдельными статьями в

22 небольшом количестве , среди которых остротой проблематики и полемичностью выделяются статьи К. Жэри и М.И. Масловой. Не явилась исключением и монография французского исследователя Ж-К. Маркаде «Творчество Н.С. Лескова. Романы и хроники» , где повести Н.С. Лескова 1860-х годов не стали предметом научного внимания.

Недостаточность исследования поэтики интересующего нас периода творчества Н.С. Лескова не позволяет сформировать целостное представление о художественной системе писателя периода 1860-х годов. На сегодняшний день нет работ, посвященных научно обоснованной периодизации творчества Н.С. Лескова с точки зрения целостности художественной системы, методов и закономерностей творческого сознания писателя. Принятая в науке оценка творчества Н.С. Лескова как «процесса постепенного преодоления мировоззренческих «ошибок»24 опирается на противопоставление ранней и поздней лесковской прозы.

22 Авдеева Н.Г. Петербург и «петербургские обстоятельства» в «очерке» Н. С. Лескова «Воительница» / Н.Г. Авдеева // Русская литература н внелитературная реальность: историко-лит. сб.: материалы Герценовских чтений. СПб., 2004. - С.92-95.

Жэри К. Чувственность и преступление в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова / К. Жэри // Рус. лит. - 2004. - № 1. - С. 102-110.

Кузьмин A.B. «Леди Макбет Мценского уезда»: текст и контекст (предварительные замечания) / A.B. Кузьмин. //Sciences and humanities: современное гуманитарное знание как синтез наук. Лесковский палимпсест. СПб., 2006. Вып.7. - С. 113-125.

Коробкова A.A. Шекспировские реминисценции в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» / A.A. Коробкова//Русская словесность. — 2006. — № 2. — С. 31—35.

Маслова М.И. Любовь созидающая и любовь разрушающая в ранних произведениях Н.С. Лескова / М.И. Маслова//Русская литература.-2002. -№4.-С. 148-157.

23 Маркаде Ж. К. Творчество Н.С. Лескова. Романы и хроники / пер. ч французского А.И. Поповой, E.H. Березиной, Л.Н. Ефимова, М.Г. Сальман - СПб.: Академ, проект, 2006.

24 Дыханова Б.С. Лесков-художник: единство и целостность творческого пути / Б.С. Дыханова // Учен, зап.Орлов, гос. ун-та: Лесковский сб. - 2007: материалы междунар. науч. конф. Орел, сент. 2006 г. — Орел, 2006. - С. 1.

Между тем, новейшие исследования доказывают, что декларировавший признания своих «ошибок» и «заблуждений» и определявший свое движение к идеалу как «трудный рост» «Лесков-публицист не был и не может быть равен Лескову-художнику»25. Об этом очень убедительно говорила Б.С. Дыханова на международной конференции в г. Орле в сентябре 2006 г, в год 175-летия со дня рождения Н.С. Лескова: ««Волшебник слова», прозревая относительность рассудочной логики и опасность морока «головных» идей, ощущая неадекватность словесных абстракций самой жизни, на наш взгляд, последовательно осуществлял свои собственные «художнические» цели на протяжении всего творческого

26 г~\ пути» . Это позволило снять определенные идеологические клише с так называемого «раннего» периода творчества, который относится к 1860-м годам, и уйти от его традиционного противопоставления произведениям 7090-х годов как периода «зрелых» произведений.

В свете сказанного возникает необходимость более пристального внимания к 1860-м годам, началу литературной деятельности, периоду жанровых экспериментов, поиска и обретения своей эстетики, право на которую, по словам Б.М. Эйхенбаума, Н.С. Лесков будет отстаивать всю свою жизнь. Именно в эти годы выходят ставшие шедеврами русской классической литературы «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Повести 60-х годов заслуживают внимания и как самостоятельный феномен «ранней» писательской «зрелости», заложивший фундамент так узнаваемой сегодня лесковской поэтики.

Известно, что на протяжении своего творческого пути Н.С. Лесков наиболее интенсивно работает в средних и малых эпических жанрах, создавая наряду с очерками и рассказами, корпус повестей. Однако вопрос о том, как традиционная для русской литературы форма приобретает

25Там же. - С. 9.

2бТам же. уникальные лесковские черты, несмотря на целый ряд содержательных исследований, вероятно, еще долго будет предметом обсуждения.

Актуальность исследования определяется, во-первых, отсутствием специальных работ, посвященных корпусу повестей 1860-х годов; во-вторых, необходимостью нового прочтения известных произведений анализируемого периода с учетом современного состояния литературоведения и лескововедения; в-третьих, необходимостью сформировать целостное представление о художественной системе писателя периода 1860-х годов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предметом специального системного исследования становится поэтика повестей Н.С. Лескова 1860-х годов в единстве их формально-содержательных компонентов. В диссертации предложена новая интерпретация повестей Н.С. Лескова 1860-х годов в аспекте жанрового синкретизма, мифопоэтиьси, связей с народной культурой, в том числе, духовной и национальной смеховой традицией. Художественное пространство и слово осмыслено в плане их театрализации и карнавализации. Установлены новые фольклорные и духовные источники и мотивные комплексы, формирующие целостный сюжет повестей Н.С. Лескова.

Объектом исследования являются повести раннего периода творчества Н.С. Лескова 1860-х годов, наиболее репрезентативные с точки зрения доминирующих приемов поэтики: «Овцебык» (1863 г.), «Житие одной бабы» (1863 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.), «Воительница» (1866 г.).

Предметом исследования является поэтика прозы Н.С. Лескова понимаемая как целостность всех формально-эстетических элементов, приемов, способов и средств, характеризующих своеобразие данного литературного произведения и его идейного содержания. Нас интересуют механизмы и принципы работы писателя с различными жанровыми моделями, средства моделирования художественного пространства и сюжетно-мотивационного конструирования, способы переосмысления поэтики фольклора средствами литературы и приемы работы с «произносительным» словом.

Цель исследования состоит в определении специфики жанровой и повествовательной формы повестей Н.С. Лескова 1860-х годов и значения данного периода в творческой эволюции писателя. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Установить направления жанровых поисков писателя и причины предпочтения малых и средних жанров.

2. Обозначить приемы и принципы взаимодействия документального и художественного; прояснить характер синкретизма в повествовательном дискурсе повестей.

3. Выявить систему сюжетов и мотивов, генетически связанных с народно-поэтической культурой и духовными жанрами.

4. Раскрыть роль духовных жанров в прояснении концепции любви в повестях «Житие одной бабы» и «Леди Макбет Мценского уезда».

5. Проанализировать приемы работы писателя с различными мифологическими моделями; осмыслить их роль в усложнении жанровой природы повестей и прояснении религиозно-нравственной позиции писателя.

6. Исследовать влияние драматургических жанров на повествовательный дискурс посредством элементов драмы и карнавальной поэтики.

7. Выделить приемы работы с «произносительным» словом в .аспекте карнавальной поэтики.

Теоретико-методологической базой диссертации стали фундаментальные труды и исследования народной смеховой культуры М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа; по проблемам жанров работы В.М. Головко, Г.Н. Поспелова, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы; книги по литературному фольклоризму А.И. Лазарева и A.A. Горелова. Особое значение в качестве методологической основы диссертации имеют идеи Г.К. Щенникова, обозначившие специфику фольклоризма Н.С. Лескова и традиций духовной культуры, что позволило предопределить предмет и цель исследования.

Методика исследования предполагает системный подход, учитывающий историко-литературный, историко-генетический, типологический, функциональный, структурный, мифопоэтический аспекты изучения художественных текстов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении творчества Н.С. Лескова, исследовании проблем литературного фольклоризма и жанрового синкретизма; материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов, в дипломных и курсовых работах по истории русской литературы XIX века.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 238 наименований, и приложения, включающего иллюстративные материалы (лубочные картинки).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Поздина, Ирина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика раннего творчества Н.С. Лескова 1860-х годов нашла свое выражение в жанровом синкретизме, в связях с фольклорными и духовными традициями, мифологической составляющей и намеренной карнавализации слова. Обозначенные нами приемы и способы являются доминирующими, выражающими специфические и новаторские стороны поэтики произведений обозначенного периода.

Становление жанра повести Н.С. Лескова происходило в условиях «экспериментального» поиска жанровой специфики и выработки индивидуальных приемов поэтики. Жанровое многообразие в творчестве этого периода во многом определило поэтические особенности повести 1860-х годов. Процесс характеризовался поисками наиболее точных жанровых характеристик произведений, что отразилось в различных подзаголовках, которые станут типическими для творчества Н.С. Лескова в целом.

Опыт «пробы пера» в жанрах романа и драмы, очерка, рассказа и повести привел к жанровому синкретизму, что не только не разрушило жанр повести, а оказалось одним из этапов развития жанра повести в контексте индивидуального жанрового творчества.

Сказовая форма как особая стилистическая доминанта оказалась чрезвычайно свободной, обеспечивающей возможности жанрового синкретизма. «Открытый» характер художественной системы давал возможность «вариации» проблематики не только с последующими произведениями, но и с произведениями иной жанровой природы (публицистика и художественный очерк, очерк и трагедия, документальное и мифологическое и др.).

Универсальным механизмом, позволяющим, соединить докуметальные формы и художественные служит Н.С. Лескову «память», меморативный элемент, наделенный огромными полномочиями авторского «Я». Факт личного жизненного авторского опыта, прошедший через творческий вымысел мемуарной прозы и через механизмы памяти поглощенный мифом, обеспечивает синтез документального и художественного, что в свою очередь способствует вхождению главного героя в онтологическую ситуацию и проясняет проблематику повести.

Жанровая специфика проявлялась не только в синкретизме различных жанровых образований, но прежде всего, в амбивалентном характере этого синкретизма, а следовательно, и самой художественной системы, направленной на описание страсти, будь то любовной, как в «Леди Макбет Мценского уезда», страсти идеи, как в «Овцебыке», или «воительности», как в «Воительнице», и выражения ее осуждения.

Открытость» художественной системы позволяет синтезировать фольклорные и литературные жанры, свободно вводить в сюжетно-мотивационную конструкцию различные мифологические модели. Авторские жанровые обозначения намеренно подчеркивают жанровый синкретизм: соединение документального и фольклорно-мифологического, очеркового и трагедийного, агиографического и эпического, природа которого имеет амбивалентный характер.

Выделение комплекса мотивов на основе новых источников, позволило выстроить целостный психологический сюжет «любовного романа» повестей Н.С. Лескова и сопоставить концепцию любви, представленную в повестях, с концепцией любви, запечатленной в русском фольклоре.

В основе моделирования сюжета «любовного романа» лежат принципы фольклорной поэтики, такие, как, архитектоника песенно-балладной структуры, вариативность, законы бытования жанра народной песни, возможности подвидовых переходов. Любовная история Насти Прокудиной направляется законом лирической песни, а история Катерины Измайловой соотносится с балладно-романсовой лирической структурой, осложненной былинным мотивом разнузданной силы.

Задача писателя проникнуть в закономерности божественной организации жизни, возможности познания которых он видит в духовных христианских источниках, что определило специфическую сторону поэтики повестей. Следовательно, введение духовного дискурса обеспечивает лесковскому повествованию поворот от любовной коллизии к постижению онтологических сущностей. В образе «земной» праведницы сакральная традиция новаторски трансформируется. Н.С. Лесков изобразил земного человека с земными запросами, способного ради этих запросов проявить порыв, по силе страсти подобный праведническому. Сложная контаминация фольклорной и духовной образности способствует проявлению идеала и антиидеала писателя. Можно говорить о том, что в повести «Житие одной бабы» Н.С. Лесков создает образ «земной праведницы» и соответственно — «новую агиографию», в повести «Леди Макбет Мценского уезда» - образ грешницы и — «антиагиографию». Нам видится, что опора на традиции духовной литературы имела в творчестве Н.С. Лескова перспективы развития и оказала огромное влияние на становление жанровой структуры лесковской повести, ее сюжетов и образов.

Мифологическая заданность произведений писателя 1860-х годов приводит к усложнению жанровой природы, предопределяет тяготение к жанру притчи. Н.С. Лесков работает с различными мифологическими моделями: древним мифом, современным ему и, наконец, миф творится в новой художественной реальности. Миф может присутствовать как в структуре текста, так и формировать ассоциативный фон произведения. Художественная система как бы балансирует между земным и бытийным. Повесть обретает философское звучание: в ней поднимаются проблемы сложности внутренней природы человека, его судьбы, понимания жизни и смерти и вопросы веры.

Театрализация слова и художественного пространства в повести «Воительница» проявляет себя как поэтическая доминанта. «Сценическое» пространство в «Воительнице» обнаруживает свою содержательную специфику: игра и роль навязаны человеку жизнью, маска является средством контакта героя с жизнью. Здесь нет желания «казаться», а есть неуемное желание утвердиться, а способ утверждения - художничество, природный артистизм, имманентно присутствующий в самой натуре. Выделенная нами ориентация на драматургические жанры определила поиски методики анализа очерка «Воительница», принципиальная новизна которого нам видится в театрализации слова и пространства. Драматургические элементы решительно меняют характер повествовательного дискурса. Сказовая ситуация в театральной системе координат преображается. Рассказчик-повествователь выступает в качестве зрителя, наслаждающегося «произносительным» словом героини. В нем обнаруживаются взаимоисключающие, но одинаково сильные позиции: комический пафос, восходящий к архаическим по происхождению фарсово-балаганным формам смеха, и драматический пафос, опирающийся на духовную культуру.

Таким образом, исследование корпуса повестей в аспекте поэтики позволяет сделать вывод о том, что в 1860-х годах интенсивно разрабатывается художественная модель синкретического жанра повести, знаменующая рождение жанра лесковской повести и получившая дальнейшее развитие в прозе 1870-1880-х годов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Поздина, Ирина Васильевна, 2009 год

1. Аверинцев, С.С. Историческая подвижность категории жанра Текст.: опыт периодизации / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1987. - С. 106 — 116.

2. Аверинцев, С.С. Притча Текст. / С.С. Аверинцев // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С. 305.

3. Авдеева, Н.Г. Петербург и «петербургские обстоятельства» в «очерке» Н.С. Лескова «Воительница» / Н.Г. Авдеева // Русская литература и внелитературная реальность: историко-лит. сб.: материалы Герценовских чтений. СПб., 2004. — С.92-95.

4. Аникин, В.П. Теория фольклора Текст.: курс лекций / В.П. Аникин. М.: Высш. шк., 1996. - 523 с.

5. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество Текст.: учеб. / В.П. Аникин. М.: Высш. шк., 2001. - 726 с.

6. Аннинский, Л.А. Три еретика: повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н.С. Лескове Текст. / Л.А. Аннинский. М.: Книга, 1988. - 352 с.

7. Аннинский, Л.А. Лесковское ожерелье Текст. / Л.А. Аннинский. М.: Книга, 1986. - 304 с.

8. Афанасьев, А.Н. Мифология древней Руси. Поэтические воззрения славян на природу Текст. / А.Н. Афанасьев. — М.: Эксмо, 2006. 608 с.

9. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа Текст.: учеб. для вузов / Л.Г. Бабенко. М.: Акад. проект, 2004. - 464 с.

10. Балдина, О.Д. Русские народные картинки Текст. / О.Д. Балдина. М.: Молодая гвардия, 1972. — 208 е., илл.

11. Балухатый, С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Текст. / С. Балухатый. München: Fink, 1969. - 184 с.

12. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исслед. разных лет Текст. / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

14. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.

15. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М.М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

16. Бердяев, Н. Русская идея. Текст. / Н. Бердяев; сост., вступ. ст. М. А. Блюменкранца. М.: ACT: ФОЛИО, 20004. - 616 с. -(philosophy).

17. Библиографический указатель литературы о Н.С. Лескове, 1917-1996 Текст. / под общ. ред. И.В. Столяровой ; сост. Л.К. Андреева, A.A. Быков и др. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та , 2003.- 123 с.

18. Большой путеводитель по Библии Текст.: пер. с нем. / авт. Г. Беллингер и др. М.: Республика, 1993. — 479 с.

19. Борев, Ю.Б. Эстетика Текст. / Ю.Б. Борев. — М.: Политиздат, 1981.-399 с.

20. Варава, В. Метафизика. Смерть. Русская философия. Электронный ресурс. / В. Варава. — Режим доступа: http://www.pereplet.ru/avtori/varava.html. — 4. 04. 2007.

21. Видмарович, Н. Житийная основа «Леди Макбет Мценского уезда» Электронный ресурс. / Н. Видмарович. Режим доступа: http://www.rusvera.mrezha.ru/509/9.html. — 15.02.2006.

22. Видуэцкая, И.П. Николай Семенович Лесков Текст. / И.П. Видуэцкая. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 96 с.

23. Видуэцкая, И.П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века Текст. / И.П. Видуэцкая // Вопросы литературы. 1981. -№ 2. 9 С. 140-155.

24. Видуэцкая, И.П. Чехов и Лесков Текст. / И.П. Видуэцкая // Чехов и его время. -М., 1977.-С. 116-158.

25. Виноградов, В.В. О языке художественно литературы Текст. /

26. B.В. Виноградов. М.: ГИХЛ, 1959. 654 с.

27. Виноградов, В. В. О языке художественно прозы Текст. / В. В. Виноградов. М.:Наука, 1980. - 360 с.

28. Власкин, А.П. К диалогу Лескова и Достоевского о культурной роли церкви Текст. / А.П. Власкин // Проблемы истории, филологии, культуры. — М.: Магнитогорск, 1996. Вып. 3, ч. 2. —1. C. 235-241.

29. В мире Лескова Текст.: сб. ст. / сост. В.А. Богданов. М.: Сов. писатель, 1983. - 367 с.

30. Гагаев, A.A. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения Текст. / A.A. Гагаев. -М.: Флинта: Наука, 2002. 177 с.

31. Гебель, В.Н. С. Лесков в творческой лаборатории Текст. / В. Н Гебель. М.: Сов. писатель, 1945. - 223 с.

32. Гегель, В.Ф. Эстетика Текст. В 4 т. Т. 4 / В.Ф. Гегель; под ред. и предисл. М. Лифшица. — М.: Искусство, 1973. 676 с.

33. Гинзбург Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. — Л.: Сов. писатель 1979.-221 с.

34. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе Текст. / Л.Я. Гинзбург. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние., 1977. - 448 с.

35. Гиршман, М.М. Литературное произведение Текст.: теория и практика анализа / М.М. Гиршман. — М.: Высш. шк., 1991. — 159 с.

36. Головко, В.М. Поэтика русской повести Текст. / В.М. Головко.- Саратов: Изд-во СГУ, 1992. 192 с.

37. Головко, В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра Текст. / В.М. Головко. М.; Ставрополь: Изд-во МПГУ; СПГУ, 1995. - 439 с.

38. Гордские песни, баллады и романсы Текст. / сост, подг. текста и коммент. А. Кулагиной, Ф.М. Селиванова. М.: Современник, 1999.-653 с.

39. Горелов, A.A. Лесков и народная культура Текст. / A.A. Горелов. Л.: Наука, 1988. - 296 с.

40. Грехнев, В.А. Словесный образ и художественное произведение Текст. / В.А. Грехнев. Н. Новгород: Нижнегор. гуманитар, центр, 1997.-200 с.

41. Громов, П.П. Н.С. Лесков / П.П. Громов Б.М Эйхенбаум // Собр. соч.: в 11 т.-М., 1958.-Т.1. С.5-50.

42. Гроссман, Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь Творчество - Поэтика Текст. / Л.П. Гроссман. - М.: Худож. лит., 1945. - 145 с.

43. Гуминский, В. Органическое взаимодействие (от «Леди Макбет.» к «Соборянам») Текст. / В. Гуминский // В мире Лескова: сб.ст. -М.: Сов. писатель, 1983. С. 233-261.

44. Гуревич, Л .Я. Литература и эстетика: крит. опыты и этюды Текст. / Л .Я. Гуревич. М.: Рус. мысль, 1912.-321 с.

45. Далгат, У.Б. Литература и фольклор Текст.: теоретические аспекты / У.Б. Далгат. М.: Наука, 1975. - 248 с.

46. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: В 12 т. Т.1. / В. И. Даль. М.: Мир книги, 2003. - 368 с.

47. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: материалы по русской демонологии Текст. / В.И. Даль.- СПб.: Литера. 1994. 447 с.

48. Дегтяренко, Л.Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках Текст. / Л.Ю. Дегтяренко // Литература. — 2004. -№35.-С. 21-24.

49. Дмитренко С.Ф. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое Текст. / С.Ф. Дмитренко // Вопросы литературы. 1985. -№ 11. - С. 23^6.

50. Драгомирецкая, Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. Текст. / Н.В. Драгомирецкая. М.: Наука, 1991. - 380 с.

51. Древнерусские патерики Текст. / подгот. Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. М.: Наука, 1999. - 496 с.

52. Другов, Б.М. Н. С. Лесков. Очерк творчества. Текст. / Б.М. Другов. М.: ГИХЛ, 1961. - 223 с.

53. Душечкина, Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина. СПб., 1995.

54. Дыханова, Б.С. Об особенностях поэтики Лескова на рубеже 60 -70-х годов / Б.С. Дыханова. Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ун-та, 1974. - 165 с.

55. Дыханова, Б.С. В зеркалах устного слова (Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова) Текст. / Б.С. Дыханова. — Воронеж: Изд-во Воронеж, пед. ун-та, 1994. 192 с.

56. Дыханова, Б.С. В зеркале лесковского «пейзажа» (о нарративных новациях «Зимнего дня» Текст. /Б.С. Дыханова // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та: лесковский сб. — Орел, 2006. — Т. З.-С. 48-54.

57. Дыханова, Б. С. Лесков-художник : единство и целостность творческого пути Текст. /Б.С. Дыханова // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та: лесковский сб. — 2007: материалы междунар. науч. конф. Орел, сент. 2006 г. Орел, 2006. - С. 7-15.

58. Евдокимова О.В. Мнемонические элементы поэтики Н.С. Лескова Текст. / О.В. Евдокимова. СПб.: Алетейя, 2001. — 314 с.

59. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики Текст. / Л.И. Емельянов. Л.: Наука, 1978. - 206 с.

60. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения Текст. / А.Б. Есин. М.: Просвещение, 1998. — 174 с.

61. Еремина, В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Текст. / В.И. Еремина. Л.: Наука, 1984. - 184 с.

62. Жирунов, П.Г. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова Текст. / П.Г. Жирунов // Художественный мир русского романа. Арзамас, 2001. Вып. 4. - С. 64-69.

63. Жирунов, П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века Текст.: проблемы поэтики: автореф. дис. . канд.филол. наук / П.Г. Жирунов. Волгоград, 2004. 21 с.

64. Жирунов, П.Г. Н.В. Гоголь и Н. С. Лесков: влияние или традиция. К постановке проблемы. Текст. / П.Г. Жирунов // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та: Лесковский сб. — 2007: материалы междунар. науч. конф. Орел, сент. 2006 г. Орел, 2006. — С. 198-207.

65. Журавлева, А.И. Русская драма и литературный процесс 19 века: от Гоголя до Чехова Текст. / А.И. Журавлева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 196 с.

66. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров Текст.: очерк, фельетон / Е.И. Журбина. М.: Наука, 1969. - 240 с.

67. Жэри, К. Чувственность и преступление в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова Текст. / К. Жэри // Рус. лит. -2004. -№ 1.-С. 102-110.

68. Звозников A.A. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века Текст. / A.A. Звозников. Минск: Изд-во ЕГУ, 2001. -212 с.

69. Зелинский, Ф.Ф. Соперники христианства Текст.: ст. по истории антич. религий / Ф.Ф. Зелинский. СПб.: Алетейя: Логос-СПб., 1995. - 406 с.

70. Зоркая, И. Фольклор. Лубок. Экран Текст. / И. Зоркая. М.: Искусство, 1994.-238 с.

71. Зудилина, М.Ю. Особенности повествования в раннем творчестве Н.С. Лескова Текст. / М.Ю. Зудилина // Научный доклад высшей школы. — Филологические науки. —1987. — № 4. -С. 16-21.

72. Иванов, М.В. Художественное ядро сентиментализма Текст. / М.В. Иванов // Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. -СПб., 1996.-С.80- 113.

73. Изборник: повести Древней Руси Текст. / сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко ; вступит, ст. Д. Лихачева. — М.: Худож. лит., 1986. 446 с.

74. Ильяшенко, Т.А. Библейские и богослужебные элементы в прозе Н.С. ЛесковаТекст.: автореф. дис. . канд. филол.наук / Т.А. Ильяшенко. -М., 2002. 17 с.

75. Канунова, Ф.З. Проблема личности и жанр Текст.: Русская сентиментальная и романтическая повесть / Ф.З. Канунова // Проблемы метода и жанра. — вып.З. — Томск: ТГУ. 1976. — С. 3— 17.

76. Кашин, Д.Н. Русские народные песни Текст. / Д.Н. Кашин. -М.: Музгиз, 1959. 343 с.

77. Кедров, К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова Текст. / К. Кедров // В мире Лескова: сб. ст. / сост. В.А. Богданов. М., 1983. - С. 58-73.

78. Кельсиев, В. Исповедь. Литературное наследство Текст. / В. Кельсиев М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1941. - Т. 41-42. -526 с.

79. Кожинов, В.В. Размышления об искусстве, литературе, истории. / В.В. Кожинов. М.: Согласие, 2001. - 815 с.

80. Кожинов, В.В. Размышления о русской литературе. Текст. / В. В. Кожинов. -М.: Современник, 1991. 526 с.

81. Комнева, H.H. Образ русалки в славянской мифологии Текст. / H.H. Комнева // Искусство. 2002. - № 13. - С. 5-6.

82. Коробкова, A.A. Шекспировские реминисценции в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Текст. / A.A. Коробкова // Рус. словесность. 2006. - № 2. - С. 31-35.

83. Кочеткова, Н.Д. Проблема «ложной действительности» в литературе русского сентиментализма Текст. / Н.Д. Кочеткова // XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. - С. 61-73.

84. Кузьмин, A.B. Символический аспект очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Текст. / A.B. Кузьмин // Пушкинские чтения 96: тез. межвуз. научн. конф. - СПб., 1996.-С. 23-25.

85. Кулешов, В.И. Русский очерк Текст. / В.И. Кулешов // Русский очерк / под ред. Кулешова В.И. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 262 с.

86. Кретова, A.A. Роль фольклорных мотивов в крестьянском романе Н. С. Лескова «Житие одной бабы» Текст. / A.A. Кретова // Творчество Н.С. Лескова: межвуз. сб. науч. трудов -Курск, 1988.-С. 97-115.

87. Кретова, A.A. История открытия Н.С. Лесковым характера «праведника». Павел Якушкин и Василий Богословский Текст. / A.A. Кретова // Литература. 2000. - № 38. - С. 8-11.

88. Крупнин. В.Н. Русские святые Текст. / В. Н. Крупнин. -М.,2002. 320 с.

89. Лазарев, А.И. Типология литературного фольклоризма. Текст. / А.И. Лазарев (на материале истории русской литературы). — Челябинск: ЧТУ, 1991. 94 с.

90. Лазарев, А.И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение Текст.: избр. / А.И. Лазарев; Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. и науч. ред. A.C. Гришин, Г.А. Губанова. — Челябинск: ЧГАКу, 2008. 384 с.

91. Левченко М.Л. Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и ее отражение в идиостиле писателя: дис. . канд. филол. наук / Левченко М.Л. Барнаул, 2000. - 147 с.

92. Лейдерман, Н.Л. Практикум по жанровому анализу литературного произведения Текст. / Н.Л. Лейдерман. М.Н. Липовецкий, Н.В. Барковская и др.; Урал.гос. пед.ун-т. -Екатеринбург, 2003. 36 с.

93. Лейферт, A.B. Балаганы Текст. / A.B. Лейферт. Пг.: Изд. Еженедельника Петрогр. гос. Акад. Театров, 1922. - 74 с. — (Театр, б-ка; вып. 2).

94. Леонова, Б.С. Жанр мемуарного очерка в творчестве Н-С. Лескова 1880-х годов Текст. / Б.С. Леонова. Орёл: Орлик, 2005.-141 с.

95. Лесков, А.Н. Жизнь Николая Лескова: по его личным, семейным и несемейным записям и пометам Текст.: в 2 т. / А.Н. Лесков. М.: Худож. лит., 1984. - 2 т.

96. Лесков, Н.С. Воительница Текст. / Н.С. Лесков // Соч.: в 11 т. -М., 1956.-Т. 1.-С. 144-222.96.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.