Поэтика художников ОСТа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Малова, Татьяна Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Малова, Татьяна Викторовна
Введение
Глава 1. Смысловое поле искусства ОСТа. Поэтика сюжета
1.1 Понятие «организация» как ключевая категория искусства ОСТа
1.2 Образ организатора
1.3 Элементы будущего
1.4 Методы организации изобразительного пространства 44 Итоги главы
Глава 2. Формально-стилевые особенности искусства ОСТа
2.1 Становление предметно-пространственной поэтики ОСТа
2.2 Система предметно-пространственных отношений
2.3 Художественная форма как процесс
2.4 Параллели поэтики ОСТа в западноевропейском искусстве.
Проблема стилевой принадлежности ОСТа
Итоги главы
Глава 3. Композиционные особенности искусства ОСТа
3.1 Строение пространства
3.2 Композиционные средства воплощения динамики и принципа открытой формы
3.3 Линия как конструктивный элемент
3.4 Организация времени 115 Итоги главы 128 Заключение 130 Примечания 132 Библиография 142 Список иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Поэтика станкового пейзажа. Культурологический анализ2009 год, доктор культурологии Шипельский, Максим Игоревич
Художественно-композиционные особенности творчества А.А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.2004 год, кандидат искусствоведения Панова, Наталья Геннадьевна
Особенности живописно-пластического языка в произведениях советских мастеров 1920–30-х годов на тему спорта2018 год, кандидат наук Малевинская Наталья Викторовна
Художественная структура авторского женского костюма в проектной культуре последней трети XX - начала XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Майя Михайловна
Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты: на материале собрания Волгоградского музея изобразительных искусств2006 год, кандидат искусствоведения Малкова, Ольга Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика художников ОСТа»
Общество художников-станковистов (ОСТ) - одно из наиболее значимых художественных явлений в русском (советском) искусстве 1920-х - начала 1930-х гг. Оно было создано в 1925 году. В документах общества в качестве руководителя фигурирует Д.П. Штеренберг, в качестве членов-учредителей -Ю.П. Анненков, Л.Я. Вайнер, В.А. Васильев, П.В. Вильяме, К.А. Вялов, А.А. Дейнека, Н.Ф. Денисовский, С.Н. Костин, А .Я. Лабас, Ю.А. Меркулов, Ю.И. Пименов, Д.П. Штеренберг. Общие взгляды на искусство у будущих остовцев обнаружились уже годом ранее на 1-ой Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства 1924 года. Немаловажным фактором консолидации участников объединения послужили и личностные взаимоотношения. Например, близкие ОСТу по художественным взглядам К.Н. Редько и С.Б. Никритин в Общество не вошли. Первая выставка объединения состоялась в апреле 1925 года. До 1928 года были проведены еще три выставки (май 1926, апрель 1927, май 1928). Состав объединения частично менялся. Так, после второго совместного выступления объединение покинул один из творческих лидеров, член-учредитель Общества А. Дейнека. Начиная с 1929 года, экспозиций под эгидой ОСТа не проводилось. Остовцы же выставлялись совместно с другими объединениями, как в России, так и за рубежом. В 1931 году из ОСТа вышла большая группа художников, организовавшая «Изобригаду» под председательством В.П. Тягунова. Оставшаяся группа под руководством Д. Штеренбер-га сохранила за собой прежнее название. На место ушедших в ОСТ были приняты молодые мастера. Как и другие творческие объединения и группировки, Общество закончило свое существование в 1932 году после известного постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля и в связи с созданием Союза Художников.
За достаточно краткий период существования объединения - 1925-1932 гг., союз творческих индивидуальностей выработал и реализовал общую концепцию, демонстрирующую единство художественного видения на семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Эта концепция претворилась в самобытной, художественно плодотворной версии искусства модернизма, поэтика которой при всем многообразии индивидуальной стилистики, обладала выраженными общими чертами. ОСТ оставил огромное творческое наследие и внес значительный вклад в развитие искусства XX века.
Состояние вопроса
Творческой деятельности Общества посвящен обширный пласт исследований как обзорного характера, рассматривающего ее как феномен культуры, так и монографического - по отдельным персоналиям. В связи с тем, что в публикациях 1970-80-х гг. был проведен обстоятельный и подробный анализ предшествующих материалов, хронологический обзор дан достаточно кратко. Более основательно обсуждаются исследования, связанные с проблематикой диссертации.
Первый этап изучения искусства ОСТа - время непосредственной художественной деятельности объединения. В этот период творчество мастеров объединения широко обсуждается в печати. Страницы газет и журналов изобилуют множественными откликами искусствоведов. Среди критиков и рецензентов: Я. Тугендхольд, А. Федоров-Давыдов, А. Эфрос, А. Луначарский, Ф. Ро-гинская, И. Хвойник, Д. Аранович, JI. Варшавский и др. В статьях этих авторов формулируются основные черты и художественные особенности искусства ОСТа, отмечается единство его изобразительного строя. В качестве типических черт были отмечены: обостренное чувство современности, экономность средств художественной выразительности, стремление к максимальной завершенности и отточенности форм, своеобразная «плакатность» и графизм живописных произведений, динамизм композиции. Тогда же был проделан анализ связи искусства ОСТа с рядом художественных направлений и отдельных мастеров, в первую очередь, это: немецкий экспрессионизм, в особенности Г. Грос и О. Дике, «французская живописная культура» (преимущественно, по отношению к Д. Штеренбергу), В. Фаворский, швейцарский художник Ф. Ходлер, а также русские авангардные течения, в частности, конструктивизм.
С начала 1930-х гг. интерес критиков к ОСТу значительно ослабевает. После обвинений в формализме, прозвучавших в книгах О. Бескина и М. Буша и А. Замошкина, уже окончившее свое существование объединение и вовсе выпадает из их поля зрения. Из публикаций этого времени следует отметить сборник 1933 г. «Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация» под редакцией И. Маца, где был впервые опубликован устав объединения «Платформа ОСТ» и программа отколовшейся от ОСТа группировки - «Платформа Изобригады», а также некоторые протоколы собрания общества. Вплоть до 1950-х гг. деятельность художников - бывших членов объединения - рассматривалась эпизодически и вне феномена ОСТа.
В период «оттепели» интерес к ОСТу и остовцам возрастает. Издан ряд монографических работ, посвященных отдельным мастерам - А. Гончарову, А. Дейнеке, Ю. Пименову, А. Тышлеру. В 1962 г. был выпущен сборник «Борьба за реализм в искусстве 20-х годов. Материалы. Документы. Воспоминания» с публикацией ряда печатных материалов об ОСТе, по большей части воспроизводящих тексты издания 1933 г. Важным эпизодом в историографии объединения стала статья С. Лучишкина «Общество станковистов» (1966), где автор изложил историю и художественные принципы объединения, ссылаясь на рецензии А. Луначарского и Я. Тугендхольда.
1970-е гг. стали наиболее плодотворными с точки зрения изучения искусства ОСТа как одной из ключевых художественных группировок постреволюционных десятилетий. Этапом в осмыслении места творческой деятельности объединения в искусстве первой трети XX века явилась кандидатская диссертация B.C. Манина «Из истории художественных объединений Москвы и Ленинграда в 1921-1932 годах». Помимо отдельных монографий и каталогов выставок художников, в этот период выходит книга В.И. Костина «ОСТ (Общество станковистов)» 1976 г., ставшая своеобразной энциклопедией деятельности объединения, охватывающая весь период его существования, а также рассматривающая историю его создания и становления в контексте русской культуры 1920-начала 1930-х гг. В монографии исследован предшествующий созданию
ОСТа этап, намечена основная проблематика искусства начала 1920-х гг., дан краткий анализ ведущих художественных течений этого периода. Рассмотрена 1-ая Дискуссионная выставка и ее экспоненты — будущие члены ОСТа, а также история создания общества и его состав. Костин подробно останавливается на четырех выставках объединения, их участниках и наиболее важных экспонировавшихся произведениях. Отдельные главы книги посвящены творчеству ОСТа вне станковизма - печатной графике и театру, а также сопоставлению искусства ОСТа и современных ему группировок (АХРР, «4 искусства», «Московские живописцы»). В последней главе автор рассматривает пути художников после 1928 г., распад ОСТа и отделение Изобригады, дальнейшую полемику этих группировок. В монографии привлечен большой комплекс печатных материалов 1920-начала 30-х гг., приводится оценка ОСТа критиками того времени. Исследователь публикует каталоги выставок объединения и обширную библиографию по ОСТу. Работа впервые систематизировала и упорядочила разрозненные эпизоды из истории объединения, представив развернутую картину его «биографии». Суммируя и обобщая сформулированные в 1920-х гг. типологические признаки остовского искусства, Костин изучает ряд принципиальных вопросов и узловых моментов поэтики ОСТа.
Одновременно с выходом монографии В.И. Костина в 1976 году Р.И. Жердевой была выполнена диссертационная работа на тему «Общество художников-станковистов (ОСТ)». Основное содержание сосредоточено в двух главах: «Общество художников-станковистов» и «Проблема художественного наследия, ОСТ и современное искусство». В первой главе подробно исследуется история возникновения объединения. Помимо 1-ой Дискуссионной выставки рассматриваются выставки ОБМОХУ 1919-1922 гг., на которых экспонировались работы будущих остовцев. Далее в диссертации обсуждаются основные темы и сюжеты искусства ОСТа и особенности их художественного воплощения: тема революции и образ Ленина, темы труда и спорта. Отдельно рассматривается портретное искусство ОСТа, а также печатная графика и театрально-декорационное искусство. В этой же главе дается обзор критических статей
1920-начала 30-х гг., в том числе приводятся оценки ОСТа в зарубежной прессе. В работе приведена информация о выставочной деятельности ОСТа за границей и приобретении ряда картин художников из этих экспозиций в западные собрания. Вторая глава посвящена анализу наиболее значительных источников, повлиявших на формирование стилистики искусства объединения, рассмотрению причин его раскола и взаимоотношений ОСТа и АХРРа. В приложении к диссертации помещен иллюстративный материал, где, в том числе, опубликованы утраченные, а также находящиеся в зарубежных собраниях произведения. В целом, эта работа расширяет фактографическое поле деятельности ОСТа. По итогам диссертационного исследования Р. Жердевой был также опубликован ряд статей: «Тема труда в произведениях художников ОСТа», «Образ Ленина в творчестве художников ОСТа», «Образы, рожденные жизнью», <:<Из истории первых зарубежных связей советского искусства», «Творчество Ю. Пименова 20-х годов», «Агитационное искусство ОСТа».
Существенным вкладом в изучение искусства ОСТа стала книга А.А. Каменского «Романтический монтаж» 1979 года, а также его статьи «Вертикальный монтаж» и «Некоторые черты стилистики ОСТа». Принципиально важным итогом этих исследований стало осмысление ОСТа как единого стилевого направления, характеризующегося концептуальным единством и общностью формальных принципов. В качестве семантического ядра стилевого единства ОСТа Каменский полагал романтическую образность. Ключевой особенностью остовской художественно-поэтической концепции исследователь полагает принцип монтажа. Он очерчивает широкое культурологическое поле искусства 1920-х годов, включая в него литературу и кинематограф, рассматривая искусство ОСТа как феномен, воплощающий общие идейно-эстетические постулаты эпохи. Немаловажен в этой работе и тот факт, что автор обсуждает мировоззренческие установки постреволюционной культуры, проецируя их на творческую рефлексию художников объединения. Наметив общие основы стилистики ОСТа, Каменский подробно рассматривает претворение принципа монтажа отдельными художниками объединения. Особое внимание отводится Д.П. Штеренбергу, А.А. Дейнеке, Ю.И. Пименову, А .Я. Лабасу, С.А. Лучишкину и А.Г. Тышлеру, искусству которых посвящены отдельные разделы. Ряд положений, сформулированных исследователем, несомненно, имеет большое значение для осмысления искусства ОСТа. В работе проведен блестящий анализ монтажной структуры как принципа композиционного построения остовских работ. В то же время целому ряду проблем не было уделено внимания. Так, намеченные в работе общие теоретические моменты оказываются сведенными в область частных вопросов композиции, являющихся только одним из аспектов поэтики остовского искусства. Более того, монтажный принцип, который заявляется автором как стилевая основа творчества ОСТа, не охватывает других важнейших особенностей формообразования.
В 1980-е гг. было опубликовано большое количество монографий и альбомов, посвященных мастерам объединения. Наиболее полно и подробно рассмотрено творчество А. Дейнеки. Так, в двухтомном издании «Александр Дей-нека» 1989 г. В.П. Сысоев обстоятельно изучает его творческую деятельность, уделяя особое внимание формальному анализу работ и творческому методу в целом. При этом Сысоев выявляет ряд художественных приемов и особенностей формообразования в ранних работах Дейнеки, которые стали общей концептуальной основой для художников объединения. Автор не ставил своей задачей исследование ОСТа, поэтому история объединения изложена в книге конспективно. Последнее относится и к книге Е. Буториной «Александр Ла-бас». Составленный автором каталог произведений художника не лишен пристрастности в отборе включаемых работ.
Среди публикаций, посвященных мастерам ОСТа, следует также указать альбомы А.Ю. Сидорова «Петр Вильяме» и «Юрий Пименов», где помимо рассмотрения индивидуальных черт их искусства, автор приводит некоторые существенные замечания о творчестве объединения, в частности о семантическом строе остовских работ. Неоспоримой заслугой исследователя является составление каталогов произведений художников, в которые включены утраченные работы с указанием справочной литературы. Отдельно нужно упомянуть и издание мемуаров участников ОСТа - книг С. Лучишкина «Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний» и Е. Зерновой «Воспоминания монументалиста», расширивших и обогативших корпус документальных свидетельств ос-товского искусства.
Начиная со 1990-х гг. наметилась тенденция к переосмыслению наследия ОСТа с точки зрения генезиса его искусства. В этих исследованиях в той или иной форме ставится вопрос о принадлежности искусства ОСТа феномену модернизма. Значительной публикацией по этому вопросу стала статья И.В. Лебедевой «Лирика науки - «электроорганизм» и «проекционизм»» в каталоге выставки «Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932». Автор обращает внимание на связи ОСТа с беспредметным искусством, а также на теоретические концепции Никритина и Редько. Опубликованная в том же издании статья Ш. Дуглас «Период перехода: 1-ая Дискуссионная выставка и Общество станковистов (ОСТ)» более традиционна в понимании искусства объединения. Еще одно направление в осмыслении стилевой принадлежности ОСТа на данном этапе - рассмотрение искусства объединения в контексте интенсификации неоклассических и экспрессивных тенденций в художественной культуре 19201930-х гг. Исследования в этом направлении принадлежат Н.Л. Адаскиной.
Н.Л. Адаскиной же была опубликована важная статья «Парадоксы советского искусства: «Опыт мирологии» художника Никритина», где автор приводит и анализирует фрагменты рукописей Никритина 1920-х годов. Обращение к теоретическому наследию художника имеет принципиальное значение в изучении искусства ОСТа, поскольку многие участники объединения в той или иной мере испытали влияние творческой концепции Никритина.
Комплекс научной литературы, посвященный ОСТу, весьма значителен. В публикациях было намечено множество подходов к изучению искусства Общества, творчество мастеров объединения разносторонне анализировалось.
В то же время, ряд важнейших проблем не был охвачен. Искусство ОСТа не рассматривалось в совокупности семантических, морфологических и синтаксических аспектов, составляющих его поэтику. Вопросы, связанные с освоением наследия предшествующей изобразительной практики и теоретических основ искусства модернизма были затронуты лишь частично. Изучение взаимосвязей искусства ОСТа с иными эстетическими феноменами, в частности, искусством «новой вещественности», современным кинематографом и фотографией, не имели обобщающего характера. Исследования характеризовали поэтику искусства ОСТа весьма фрагментарно и не выявили его единой концептуальной основы. За последние 15 лет активно исследовалось искусство XX века в целом, особенности поэтики авангарда, модернизма и ар-деко как разновидности модернизма. В этой связи исследование поэтики художников ОСТа представляется актуальным.
Целью диссертационной работы является изучение поэтики художников ОСТа в контексте искусства модернизма.
Основные задачи исследования: j
- рассмотрение семантики искусства* ОСТа в контексте наиболее значимых тем и сюжетов; изучение смыслового поля искусства ОСТа через комплекс эстетических и мировоззренческих установок культуры первой трети XX века;
- исследование формально-стилистических особенностей искусства ОСТа и принципов формообразования, их генезиса и предпосылок;
- исследование композиционных особенностей искусства ОСТа в рамках поэтики пространства модернизма, анализ принципа открытой формы и изучение основных типов и способов пространственно-временной организации произведений как основы формообразования.
Объектом исследования является искусство Общества художников-станковистов. Хронологические рамки охватывают период 1920-х - начала 1930-х годов.
Предмет диссертационной работы - поэтика художников ОСТа, рассмотренная с точки зрения семантики, морфологии и синтаксиса. Источники для ее изучения - комплекс живописных и графических произведений художников ОСТа периода 1920 - начала 1930-х гг., теоретическое наследие В. Фаворского и П. Флоренского как непосредственных учителей остовцев, а также теоретическое наследие членов Общества, близкого объединению художника С. Никритина, периодика 1920-х гг. и мемуары.
Новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые рассматривается поэтика художников ОСТа в совокупности ее смысловых, формально-стилистических и композиционных особенностей. Искусство ОСТа изучено в контексте модернистской культуры и обосновано в качестве самобытной версии искусства модернизма. Поэтика искусства объединения проанализирована в тесном взаимодействии с широким спектром эстетических идей, концепций и художественных теорий первой трети XX века.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семантическая основа искусства ОСТа состоит в художественном осмыслении и создании модели будущего, ключевой категорией которой является понятие организации;
2. Основные принципы формообразования искусства ОСТа: строение пространства через «предметы», длительность художественной формы;
3. Принцип открытой формы - основа поэтики композиции остовского искусства.
Методологической основой послужили труды представителей формальной школы искусствознания - Г. Вельфлина, А. Гильдербрандта, 3. Гидиона. Работа основывается также на исследованиях М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского. В рассмотрении поэтики модернизма автор опирается на теоретические исследования И.А. Азизян. Базовым методом исследования являлись общеискусствоведческий анализ и историко-художественный метод, применялись сравнительно-сопоставительный, культурологический, аксиологический подходы.
Апробация работы. Ряд положений диссертации был освещен в докладе «Организация пространства в искусстве ОСТа» на конференции «Молодые искусствоведы. К 250-летию Академии художеств». По теме диссертационной работы были подготовлены к публикации 5 статей общим объемом 4,2 п. л., а также ряд монографических статей, посвященных своеобразию творчества отдельных художников - членов ОСТа. Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела «Русское искусство XX века» НИИ PAX.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, включающего иллюстративный материал и список воспроизведенных работ. Общий объем работы - 153 машинописных страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Проблемы творческого поиска в графике А.А. Дейнеки: По материалам неопубликованного семейного архива художника2005 год, кандидат искусствоведения Губко, Андрей Викторович
Типология пейзажных образов мастеров "Мира искусства" в контексте русской художественной культуры конца XIX - начала XX века2013 год, кандидат искусствоведения Гришина, Екатерина Валерьевна
Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского2011 год, кандидат филологических наук Чо Кю Юн
Проблема целостности художественной формы в поэтике Серебряного века на примере диалога символизма и акмеизма2011 год, доктор культурологии Мусинова, Наталия Евгеньевна
Взаимодействие балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.2009 год, доктор искусствоведения Портнова, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Малова, Татьяна Викторовна
Заключение
Сформулируем основные новые результаты, полученные в диссертационной работе:
• Исследована семантическая основа искусства ОСТа в качестве художественного осмысления и создания модели будущего. Выявлена ее ключевая категория - «организация»;
• Рассмотрена семантика художественного пространства как образца нового мира и его основных элементов. Определено, что бриколаж является ключевым принципом организации элементов;
• Изучен процесс становления формально-стилистической концепции объединения. Выявлены особенности объемно-пространственной диалектики: двойственное понимание пространства, строение пространства через предметные формы;
• Установлено, что длительность формы является одним из стилеобразую-щих принципов искусства ОСТа;
• Доказано, что принцип открытой формы составляет основу композиционной поэтики ОСТа. Рассмотрены средства его артикуляции - ракурс-ность и фрагментарность;
• Изучена линия как формообразующий элемент композиционной целостности произведений мастеров Общества;
• Исследованы линейная и циклическая модели времени в искусстве ОСТа. Проанализирован характер их объединения и наложения.
Творчество мастеров ОСТа предстает многогранным, разнообразным и художественно емким явлением в искусстве первой трети XX века. При сохранении индивидуальных особенностей образного строя, композиции, стилистики и живописного почерка, для участников Общества, несомненно, характерен целый ряд общих принципов, позволяющих рассматривать искусство ОСТа как единое стилевое направление. Совокупность смысловых и формально-композиционных особенностей, объединенных понятием «поэтика», является основой этой целостности. Развившееся на культурной почве авангарда, профессиональное мышление остовцев претворилось в изобразительной практике в самобытной, художественно плодотворной версии модернистского искусства, что проявилось на семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Проделанное исследование поэтики художников ОСТа позволяет расширить область рассмотрения феномена модернизма и его проявлений и версий в отечественном искусстве XX века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Малова, Татьяна Викторовна, 2008 год
1. 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. Каталог. - М., 1924.
2. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПБ., 2004
3. Адаскина Н. В. Фаворский педагог-теоретик (О курсе теории композиции) // Советское искусствознание, 1977, №2
4. Адаскина Н. Закат авангарда в России // Искусствознание, 1997, №2
5. Адаскина Н. О двух пониманиях классики в советской художественной культуре // Искусствознание, 1999, №2
6. Адаскина Н. Парадоксы советского искусства: «Опыт мирологии» художника Соломона Никритина // Вопросы искусствознания. М. 2003, №2
7. Азаркович В.Г. Альбом «Революционная Москва Третьему конгрессу Коммунистического Интернационала» и его авторы // Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. JL, 1983
8. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М., 2002.
9. Аксенов И.А. Выставка живописи // Жизнь искусства, 1925, №20 Ю.Андреев А. Сюрреализм. М., 2004
10. Аранович Д. Современные художественные группировки // Красная новь,1925, №6
11. Аранович Д. Современные художественные группировки // Красная новь,1926, №10
12. Аранович Д. Десять лет искусства // Красная новь, 1927, №11 М.Аранович Д. Современная живопись // Революция и культура, 1927, №3-4
13. Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974
14. Бабенчиков. М. ОСТ//Новый зритель, 1926, №21 (124)
15. Бассехес А. Уход от статики. Александр Тышлер художник театра // Бригада художников, 1931, №2
16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975.
17. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001
18. Бескин А. Формализм в живописи. М., 1933
19. Бескин О.М. Юрий Пименов. М., 1960
20. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М., 2002
21. Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003
22. Бобринская Е. Футуризм. М., 2000
23. Богданов А.А. Искусство и рабочий класс. М., 1918
24. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. М., 1962
25. Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. -М., 1935
26. Буш М., Замошкин А. Пути советской живописи 1917-1932. M.-JL, 1933
27. Вайман С.Т. Размышления о художественном переходе // Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время. М., 2003
28. Вакар И.А. Проблема живописного пространства: от символизма к авангарду // Символизм и авангард. М., 2003
29. Варшавский JI. III выставка «ОСТ» //Известия, 1927, 19 мая.
30. Варшавская Л. На выставке ОСТ // Читатель и писатель, 1928, №19
31. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002
32. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
33. Выставка картин «ОСТ» //Вечерняя Москва, 1925, 23 апреля
34. Выставка «ОСТ» // Вечерняя Москва, 1925, 2 мая
35. Выставка московских художников в Ленинграде // Вечерняя Москва, 1926, 9 февраля
36. Выставка общества художников-станковистов (ОСТ) // Красная нива, 1926, №23
37. Выставка произведений художников СССР в Японии // Вечерняя Москва, 1927, 17 марта
38. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.1 (19171932 гг.). -М., 1965
39. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.,1975
40. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1991
41. Гливенко В. Первая выставка советского искусства во Франции // Советское искусство, 1925, №2
42. Гончаров А. Моя работа над книгой // Книга. Исследования и материалы. Сб. 80. М., 2002
43. Грабарь И. Выставка ОСТ в Москве // Красная панорама, 1928, №25
44. Грабарь И. Э. Художники РСФСР за 15 лет // Известия, 1934, 7 февраля
45. Губко А.В. Проблемы творческого поиска в графике А.А. Дейнеки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М., 2005
46. Денисов В. Группировки в искусстве // Жизнь искусства, 1925, №2, 4
47. Дуглас Ш. Период перехода. 1-ая Дискуссионная выставка и Общество станковистов (ОСТ) // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-932.-Берн, М., 1993
48. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970
49. Жердева Р.И. Общество художников-станковистов (ОСТ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1976
50. Жердева Р. Тема труда в произведениях художников ОСТа // Искусство, 1973, №3
51. Жердева Р. Из истории первых зарубежных связей советского искусства // Искусство, 1977, №2
52. Жердева Р. Истоки советской тематики в советском изобразительном искусстве // Искусство, 1983, №4
53. Жердева Р. Творчество и жизнь. К 85-летию Е.С. Зерновой // Искусство, 1983, №10
54. Жердева Р. Агитационное искусство ОСТа // Творчество, 1987, №957.3ернова Е.С. Воспоминания монументалиста. М., 1985
55. Зумпф Г. Выставки немецкого искусства в Советском Союзе в середине 20-х годов и их оценка советской критикой // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980
56. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006.
57. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. Т.1. М., 1965
58. Каменский А. Романтический монтаж. М., 1979
59. Климент Николаевич Редько. Парижский дневник. М., 1992
60. Клюева Т.Ю. Петр Владимирович Вильяме (1902-1947). М., 1956
61. Князева В. АХРР. Л.: Художник РСФСР, 1967
62. Костерин А. Силуэты 20-х годов // Искусство, 1968, №1
63. Костин В. На выставке 15 лет РККА // Рабочая Москва, 1933, 2 июня
64. Костин В.И. А.Д. Гончаров. Вступительная статья к каталогу выставки группы художников. М., 1956
65. Костин В. Журнальный рисунок // Творчество, 1959, №769.Костин В. ОСТ. Л., 1976
66. Купреянов Н.Н. Дневник художника. М.-Л., Искусство, 193771 .Курелла А. ОСТ перед лицом подлинной современности // Жизнь искусства, 1928, 8 июля
67. Лабас А. Воспоминания. СПб., 2004
68. Лазарев М.П. Давид Штеренберг. Художник и время. Путь художника. -М.,1992.
69. Лебедева И. Лирика науки «электроорганизм» и «проекционизм» // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-932. - Берн, М., 1993
70. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994
71. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979
72. Лобанов В. Вторая выставка ОСТ // Вечерняя Москва, 1926, 6 мая
73. Лобанов В. На перевале. Итоги художественного сезона // Вечерняя Москва, 1927, 21 июля
74. Лобанов. В. ОСТ на распутье // Вечерняя Москва, 1928, 9 мая
75. Логинова Е. Юрий Пименов. М., 1970
76. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005.
77. Луначарский А. Первая передвижная выставка Наркомпроса // Известия, 1925, 30 мая
78. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М., 1967
79. Лучишкин С. Общество станковистов // Творчество, 1966, №1
80. Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. М,, 1988
81. Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. М., 1975
82. Малинина Т. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М., 2005
83. Марголин С. Художники театра за 15 лет. М., 1939
84. Маца И. Итоги и перспективы художественной практики // Печать и революция, 1929, №5
85. Маца И. Основные этапы развития советского искусства // Известия, 1933, 11 июля
86. Маяковский В. Мистерия-буфф (Вторая редакция). Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. IX. М., 1978
87. Михайлов А. На фронте современного искусства. (По художественным выставкам) // На литературном посту, 1928, №13-14
88. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства СССР 1930-х годов. -М., 1995
89. ОСТ (вторая выставка)//Труд, 1926, 16 мая
90. Острецов А. Куда идет ОСТ // На литературном посту, 1929, №4-5
91. Петр Владимирович Вильяме. Под редакцией Е.И. Буториной. М., 1953
92. Пышновская З.С. Александр Канольдт и мюнхенская «Новая вещественность» // От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996
93. Пышновская 3. Немецкие художественные выставки в Москве // Берлин-Москва. 1900-1950.-М., 1996
94. Ракитин В. А. Лабас. Вступительная статья к каталогу выставки группы художников. М., 1966
95. Раскол ОСТа // Бригада художников, 1931, №1
96. Рогинская Ф. Выставка «Общества станковистов» (ОСТ) // Правда,1925, 12 мая
97. Рогинская Ф. «15 лет левых течений» (выставка в Музее живописной культуры) // Правда, 1925, 26 сентября
98. Рогинская Ф. По выставкам картин // Правда, 1926, 6 января
99. Рогинская Ф. Вторая выставка ОСТ. Исторический музей // Правда,1926, 25 мая
100. Рогинская Ф. 3-я выставка ОСТ (Рождественка, 11) // Правда, 1927, 23 апреля
101. Рогинская Ф. Изобразительное искусство к 120-летию Октября // Правда, 1928, 14 января
102. Рогинская Ф. 4-ая выставка ОСТ // Известия, 1928, 6 мая
103. Рогинская Ф. Художественная жизнь Москвы // Новый мир, 1928, №4, 6, 7
104. Рогинская Ф. Художественная жизнь Москвы. Выставки // Новый мир, 1929, кн. 8-9
105. Рогинская Ф. Лицо ОСТ // Искусство в массы, 1930, №6
106. Розанова О. Основы Нового творчества и причинные его непонимания // Союз молодежи, 1913, №3. СПб.
107. Русское советское искусство 1917-1950 гг. М., 1954
108. Сахно И.М. Бриколаж в поэзии русского авангарда. В сб.: Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема коллажа. М., 2005.
109. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995
110. Сидоров А. Петр Вильяме. Живопись. Сценография. М., 1980
111. Сидоров А. Юрий Иванович Пименов. М., 1986
112. Сидоров А. Русская графика за годы революции. М., 1923
113. Сидоров А. Новые художественные выставки // Правда, 1924, 1 апреля
114. Сидоров А.А. После выставок: с Запада на «ОСТ» // Искусство трудящимся, 1925, 30 мая
115. Сидоров А.А. Современные выставки //Искусство трудящимся, 1925, №23
116. Советские художники на картинной выставке в Дрездене // Вечерняя Москва, 1926, 19 мая
117. Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Под ред. И. Маца. М.-Л., 1933
118. Советское искусство. 1917-1957. Живопись, скульптура, графика. Под общей редакцией Н.И. Соколовой. М., 1957
119. Среди художников ОСТ // Вечерняя Москва, 1926, 25 сентября
120. Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве. Сборник статей. М., 1960
121. Сторонний наблюдатель. По выставкам (О выставке ОСТ) // Жизнь искусства, 1927, №16
122. Стригалев А.А. О русских резонансах на книгу Адольфа фон Гильдеб-рандта «Проблема формы в изобразительном искусстве» // Доклад на межд. конф. «Наука об искусстве в России 1920-х годов. М.: ГТГ, 28-29 февраля 2008
123. Сыркина Ф.Я. Вступительная статья к альбому репродукций с произведениями П. Вильямса. М., 1953
124. Сыркина Ф.Я. А.Г. Тышлер. М., 1965
125. Сысоев В.П. Александр Дейнека. М., 1989
126. Терновец. Б. Художественные выступления СССР за границей // Наука и искусство, 1926, №1
127. Терновец Б.Н. Итальянская пресса и советский отдел XVI международной выставки в Венеции // Искусство, 1928, кн. 3-4
128. Терновец Б.Н. XV международная выставка искусства в Венеции. «Советское искусство», 1928, №7
129. Туг JL Выставка ОСТ. Две ошибки организаторов // Рабочий и искусство, 1929, №7
130. Тугендхольд Я. Выставка в Музее живописной культуры // Известия,1923, 10 января
131. Тугендхольд Я. Советское искусство и выставка в Венеции // Известия,1924, 20 марта
132. Тугендхольд Я. Дискуссионная выставка // Известия ЦИК и ВНИК, 1924, 31 мая
133. Тугендхольд Я. По выставкам // Известия, 1925, 8 мая
134. Тугендхольд Я. ОСТ // Известия, 1926, 16 мая
135. Тугендхольд Я. 4-ая выставка ОСТ // Правда, 1928, 16 мая
136. Тугендхольд Я. Сезон выставок // Революция и культура, 1928, №3-4
137. Тегендхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. М., 1987
138. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 2005
139. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988
140. Федоров-Давыдов А. Тенденция современной русской живописи в свете социального анализа // Красная новь, 1924, №6 (23)
141. Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975
142. Флоренский П. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2002
143. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. Кн. 1-2. М., 2000
144. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. -М., 2003
145. Хвойник И. Выставка ОСТа // Наша газета, 1926, 18 мая
146. Хвойник. И. Вторая выставка ОСТ // Советское искусство, 1926, №6
147. Хвойник И. Изобразительное искусство в 1926-1927 годах. (Обзор выставочного сезона) // Советское искусство, 1927, №4
148. Холодовская М.З. Андрей Гончаров. М., 1961
149. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2002
150. Хренов Н. А. Зрелище в эпоху восстания масс. М., 2006
151. Чегодаев А. Н.Н. Купреянов. Вступительная статья к каталогу выставки группы художников. М., 1958
152. Чегодаев А. А.А. Дейнека. М., 1959
153. Шаро Ю. Праздник в буднях (3-я выставка «ОСТ») // Наша газета, 1927, 8 апреля
154. Шифрин Н.А. Моя работа в театре. М., 1966
155. Щекотов Н.М. Советские живописцы. Выставка «Художники РСФСР за 15 лет» // Искусство, 1933, №4
156. Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990
157. Эренбург И. Границы ночи. М., 1936
158. Эфрос А. Заводская графика Н.Н. Купреянова // Красная нива, 1926, №1
159. Эфрос. А. Выставка ОСТ // Прожектор, 1926, 30 июня
160. Эфрос А. На выставке ОСТа // Прожектор, 1928, №20
161. Эфрос А. Заметки о молодых // Прожектор, 1928, №38
162. Эфрос А. Профили. М., 1930
163. Эфрос А. Вчера, сегодня, завтра // Искусство, 1933, №6
164. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 20001. Архивные источники: РГАЛИ
165. Архив семьи художника А.А. Лабаса Архив семьи художника А. Д. Гончарова1. Список иллюстраций
166. Алфеевский В., Лебедева Т. В парке культуры и отдыха. 1930. Б., гуашь, тушь. ГМИИ им. А.С. Пушкина
167. Вильяме П. Бой. Эскиз. 1924. Б., кар. Частное собрание
168. Вильяме П. Монтаж цеха. 1932. X., м. ГТГ
169. Вялов К. Милиционер. 1923. X., м. ГТГ
170. Гончаров А. Девочка (Девушка с цветком). 1923. X., м. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
171. Гончаров А. Шарманщик. X., м. ГТГ
172. Гончаров А. Мальчик с собакой. 1925. X., м. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
173. Дейнека А. Две натурщицы. 1923. X., м. Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
174. Дейнека А. Футбол. 1924. X., м. Частное собрание
175. Дейнека А. Рабочие Донбасса. Иллюстрация. «Прожектор», 1928, №17
176. Дейнека А. За город, на воздух. Иллюстрация. «Прожектор», 1928, №23
177. Дейнека А. Демонстрация. Иллюстрация. «Прожектор», 1928, №45
178. Зернова Е. Пулеметчики. 1926. X., м. Не сохранилась
179. Зернова Е. Печатный цех (Ситец). 1929. X., м. Не сохранилась
180. Игумнов В. Чиатурские марганцевые рудники. 1930. X., м. Сочинский художественный музей
181. Козлов А. Арест Временного правительства. Эскиз. 1927. X., м. Государственный музей Каракалпакии им. И.В. Савицкого
182. Козлов А. Восстание. 1927. X., м. Не сохранилась
183. Купреянов Н. Поворотный круг. 1926. Б., тушь. ГТГ
184. Лабас А. Цветовая композиция. 1920-21. X., м. Частное собрание
185. Лабас А. Вечером в городе. 1922. Карт., акв. ГТГ
186. Лабас А. Городок на юге. 1924. Б., кар. ГТГ
187. Лабас А. В полете. 1926. X., м. ГТГ
188. Лабас А. Едут. 1928. X., м, Частное собрание
189. Лабас А. Лаборатория. 1928. Б., акв., гуашь. ГРМ
190. Лабас А. Октябрь. 1928. X., м. ГТГ
191. Лабас А. Противовоздушная оборона. Эскиз. 1932. X., м. Ивановский областной художественный музей
192. Лучишкин С. Небо и окурок. 1927. X., м. ГТГ
193. Лучишкин С. Праздник книги. 1927. X., м. ГТГ
194. Лучишкин С. «Вытянув шею, сторожит колхозную ночь». 1930. X., м. ГТГ
195. Пименов Ю. Купание. 1924. Б., кар., тушь, лак. Не сохранилась
196. Пименов Ю. Лыжники. 1925. X., м. Не сохранилась
197. Пименов Ю. Футболисты. 1926. X., м. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева
198. Пименов Ю. Теннис. 1927. X., м. Не сохранилась
199. Пименов Ю. Девушки с мячом. 1929. X., м. ГТГ
200. Пименов Ю. Молокозавод. 1930. X., м. Частное собрание
201. Редько К. Восстание. 1925. X., м. ГТГ
202. Тышлер А. Гуляй-поле (Махновщина). 1927. X., м. Киевский музей русского искусства
203. Тышлер А. Жонглер. 1927. X., м. Частное собрание
204. Шифрин Н. Страстной бульвар. 1925. X., м. ГТГ
205. Штеренберг Д. Аниська. 1925. X., м. ГТГ1. Илл.11. Илл.З
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.