Особенности живописно-пластического языка в произведениях советских мастеров 1920–30-х годов на тему спорта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Малевинская Наталья Викторовна

  • Малевинская Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 165
Малевинская Наталья Викторовна. Особенности живописно-пластического языка в произведениях советских мастеров 1920–30-х годов на тему спорта: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2018. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Малевинская Наталья Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕМА СПОРТА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ

ТРЕТИ ХХ ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ГЛАВА 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТ О СПОРТЕ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ 1920-Х ГОДОВ

2. 1. Тема спорта в искусстве 1920-х годов

2. 2. Стилевые поиски в живописи и графике в контексте темы спорта 1920-х годов

2. 3. Образ «нового героя» в произведениях живописи и графики на тему спорта

ГЛАВА 3. ОБРАЗНЫЕ РЕШЕНИЯ ТЕМЫ СПОРТА В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ 1920 - 1930-Х ГОДОВ

3. 1. Мотив героического в теме спорта 1920 - 1930-х годов

3. 2. Спорт - как часть военной подготовки в произведениях живописи

1930-х годов

3. 3. Физкультурные парады и праздники в произведениях советской живописи 1920 - 1930-х гг. как «символ эпохи»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности живописно-пластического языка в произведениях советских мастеров 1920–30-х годов на тему спорта»

Актуальность темы исследования

Диссертационное исследование посвящено изучению произведений советских мастеров 1920-1930-х гг. на тему спорта, в контексте выявления особенностей живописно-пластического языка. Физкультурно-спортивная тематика явилась одной из ведущих в развитии советского искусства1 первых послереволюционных десятилетий, поскольку, на наш взгляд, оказалась свободной зоной для экспериментов в области образных, а также живописно-пластических задач и благодаря этому аккумулировала в себе творческие поиски самых разных художественных направлений.

Интерес к теме также обусловлен особым вниманием современного искусствознания к тому периоду советского искусства, когда определялись пути его развития. В течение 1920-1930-х гг. было создано немало уникальных художественных произведений, значительная часть которых позднее была отвергнута советской системой и незаслуженно забыта. Продолжительное время по эстетическим или идеологическим причинам огромное количество работ оставалось вне поля зрения исследователей.

В последнее десятилетие вышеозначенная тема актуализируется в выставочной политике музеев России: в экспозициях больших выставок, посвященных советскому искусству, таких как «Венера Советская», «Общество "Круг художников"», прошедших в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2007-2008), «Графика Общества станковистов» в галерее «Элизиум» (Москва, 2009), «Работать, строить и не ныть. Живопись, графика, скульптура» в залах Государственной Третьяковской галереи (2010) и др., в которые были включены и произведения на тему спорта. Осенью 2009 г. в залах московского «Нового Манежа» состоялась выставка «Спорт в искусстве», наглядно продемонстрировавшая суть проблемы на примере одного собрания -

1 Петрова Е. Искусство спорного времени // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. - Дюссельдорф: Интерартекс; Бремен: Эдицион Теммен, 1994. С. 21; Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.: Галарт, 1995. С. 100

коллекции Русского музея. Она стала значимым событием и своего рода продолжением традиции, установившейся еще в 1960-1980-е гг.

Организованные масштабные художественные проекты, приуроченные к проведению XXII Олимпийских зимних игр в России2, свидетельствуют о повышении внимания к этой теме в нашей стране и за рубежом.

Значимым событием стала выставка «Soviet Art. Soviet Sport» («Советский Спорт») (2013-2014), представленная сначала в Лондоне, затем в Москве. Ее основу составили работы из собрания Института русского реалистического искусства и частных коллекций.

В последние десятилетия возрос интерес к истории советской эпохи, опубликовано большое количество трудов об искусстве первых послереволюционных лет. Исследователи не обошли вниманием и тему спорта, о чем свидетельствует ряд опубликованных статей, в основном освещающих прошедшие выставки. Надо отметить, что исследуемая тема рядом авторов рассматривается только с определенной точки зрения: либо с культурологической, либо с идеологической, философской, нравственной или психологической. Анализ средств художественной выразительности при этом не является приоритетным. И поэтому сама живопись, мастерство, пластическая форма, разнообразие композиционных решений и развитие их в произведениях на тему спорта в 1920-1930-х гг. требуют глубокого исследования. Тем не менее, следует отметить, что труды историков, философов, социологов, искусствоведов, киноведов 1990-х гг. и начала XXI века дают обширный материал, позволяющий более детально исследовать произведения искусства тех лет, понять истоки творческого поиска мастеров того времени как в области художественной формы, так и в композиции.

Следует отметить, что, рассматривая феномен спорта «с точки зрения его социокультурной детерминации, аксиологического и смыслового наполнения»,

2 «Спорт в русском изобразительном искусстве» - экспозиция в виртуальном филиале Русского музея, выставки: «Спорткульт» (2014) в московской художественной галерее «Проун»; «Спорт, здоровье , красота» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» (Казань, 2013); «Романтика спорта» в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (2014).

как знаково-символическую и коммуникативную систему, а также проводя анализ представления спорта в советском художественном творчестве, исследователям приходится опираться на труды западных авторов3, так как в отечественном искусствознании аналогов не выявлено.

Повышенный интерес к теме спорта в наши дни является основанием к дальнейшему изучению этой темы. Обращение к 1920-1930-м гг. также обусловлено особенностями развития темы спорта и возникновением в изобразительном искусстве ряда новых мотивов, сюжетов, образов, а научно-теоретическая, практическая, эстетическая потребность диктует автору необходимость обращения к тем годам, когда зародилось принципиально новое в истории искусства явление - советская картина о спорте.

Степень разработанности проблемы исследования

В ходе работы над диссертацией был изучены многочисленные источники литературы, относящейся к данному исследованию, которую можно разделить на несколько типов.

Первый - труды общетеоретической исторической направленности, рассматривающие предмет исследования в контексте развития искусства того времени.

Второй - комплекс искусствоведческой литературы, посвященной непосредственно теме спорта в советском искусстве.

Третий - обширный корпус теоретико-методологической литературы по теме социогуманитарного анализа спорта, затрагивающей проблему репрезентации физкультуры и спорта в художественном творчестве, что является актуальным для нашего исследования.

Зарождение спортивной темы в искусстве в 1920-х гг. было сразу же замечено ведущими критиками и рецензентами (Я.А. Тугендхольд, А.А. Федоров-Давыдов, А.В. Луначарский, Ф.С. Рогинская, И. Хвойник и др.4). Следует

3 Быховская И.М.: Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал 2011/1(3) [Электронный ресурс] [URL]: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/39.html&j id=5 (дата обращения: 05.01.2012)

4 Хвойник И. Вторая выставка «ОСТ» // Советское искусство. 1926. № 6. С. 45-51; Арватов Б. Реакция в живописи // Советское искусство. 1925. № 4-5. С. 71-74; Рогинская Ф. Лицо ОСТ // Искусство в массы. 1930. № 6. С. 9-13

отметить, что уже в те годы физкультурная и спортивная тема в советском искусстве воспринимались как неразрывное целое.

Известный искусствовед Я.А. Тугендхольд, приветствуя обращение советских художников к динамичным сюжетам, указывал на отсутствие в дореволюционной тематической структуре спортивных мотивов, за исключением двух скульптур (Н. Пименов «Парень, играющий в бабки» (1836), А. Логановский «Парень, играющий в свайку» (1836)). «Едва ли стоит ломиться в открытую дверь и доказывать, что эти мотивы по своему динамизму были в общем чуждыми русской живописи, как чужды они были и самой психике дореволюционной русской интеллигенции с ее "комнатным" (или даже "подпольным") образом жизни. <...> И только Октябрь создал новое поколение - с установкой на физическое здоровье», - пишет Я.А. Тугендхольд о творчестве остовцев (членов «Общества станковистов»), художников «новой формации», влюбленных в «спорт, физкультуру, атлетику»5. В общих обзорах различных художественных выставок критик А.А. Федоров-Давыдов также выделяет отдельные произведения на тему спорта объединения «ОСТ», как обладающие «наибольшей динамичностью и исканием функций движения», стремящиеся к «стилевому, живописно-формальному выражению динамизма эпохи»6.

Физкультура, которая проникла в начале века во все сферы жизни, рассматривалась в 1920-е гг. с точки зрения искусствознания как источник «грядущих художественных ценностей»7, в живописи - как область предоставляющая возможность разрабатывать проблему «движения и выражения»8. «.Недаром Дейнека и Пименов стали у нас специалистами по изображению спорта и физкультуры.»9, - писал Я.А. Тугендхольд о пристальном внимании советских художников к передаче движения изобразительными средствами на плоскости.

5 Тугендхольд Я.А. Искусство и современность // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. C. 210

6 Федоров-Давыдов А.А. По выставкам // Русское и советское искусство. Статьи. Очерки. М.: Искусство, 1975. С. 39

7 Улицкая М. Выставка искусство движения // Советское искусство.1927. № 2. С. 46

8 Тугендхольд Я.А. Формальный элемент в нашей живописи // Советское искусство. 1928. № 6. С. 30

9 Там же. С. 30-31

О первой посвященной спорту выставке, состоявшейся в Институте физической культуры в дни проведения Спартакиады народов СССР 1930 г., пишет в своих воспоминаниях художник С. Лучишкин: «Этот большой спортивный праздник привлек внимание художников и нас, остовцев, проявлявших себя в этой теме. <...> .Я предложил Московскому спортивному комитету провести в дни Спартакиады художественную выставку, дал список художников, которые согласились принять участие в ней своими работами на спортивные темы, куда вошли А. Дейнека, Ю. Пименов, Г. Нисский, К. Вялов, Г. Ряжский, А. Меркулов и др.» 10.

Важный этап в изучении темы спорта в искусстве был связан с выходом труда исследователя истории физической культуры С. Милеева «Искусство и физическая культура» (1931), в котором автор проследил мировую историю отражения спорта в скульптуре, живописи, графике с глубокой древности до начала 1930-х гг. Задачи исследования выявляли «.социальную функцию мотива физически развитого тела в искусстве в зависимости от социально-экономического строя общества данной эпохи, . связь между расцветом физической культуры и расцветом искусства в отдельные периоды.», вследствие чего определялось «.значение физической культуры для эволюции художественных форм.».11 Отмечая первостепенное значение, которое придается физической культуре в советской стране, С. Милеев подчеркивал, что тема спорта не находит «должного выражения» в живописи и «только немногие художники прониклись сознанием всех тех возможностей, которые дает изобразительному искусству расцвет физической культуры в наши дни»12. «Подлинное физкультурное искусство, остро современное как по форме, так и по содержанию, изображающее именно советскую физкультуру, как часть нового быта и социалистического строительства, мы встречаем в творчестве таких молодых художников, как Ю. Пименов и А. Дейнека.»13, - считает С. Милеев.

10 Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь: Страницы воспоминаний. М.: Советский художник, 1988. С. 132

11 Милеев С. Искусство и физическая культура. М., Л.: Физкультура и туризм. 1931. С. 9

12 Там же. С. 182

13 Там же. С. 186

Одна из глав книги отражает этап становления спортивной темы в изобразительном искусстве СССР. Автором четко и ясно обозначены эстетические и идеологические требования, которые предъявлялись к художникам в начале 1930-х годов.

Уже в конце первого послереволюционного десятилетия первоначальные положительные оценки, как в устах художественных критиков, так и власть предержащих, сменяются более прохладным, даже отчужденным отношением. Спортивная тема в искусстве видится уже иначе. Изобразительные средства подвергаются критике, что обусловлено, конечно, идеологическим поворотом. Даже Я.А. Тугендхольд, любивший «остовцев», пишет: «Их творчество все еще полно эклектизма и маньеризма, свойственного Ходлеру; оно все еще чуждо понимания среды, ощущения России. »14.

На рубеже 1920-1930-х гг. выбор властью был сделан, все направления, кроме реализма, теряют поддержку. Тем не менее, художники продолжают работать, стараясь найти компромисс между своим пониманием искусства и идеологическими установками Советской власти. Обширная критика того времени мало интересна для объективного представления спортивной темы.

В печати публикуются материалы о «пороках» мастеров «ОСТа», «Четырех искусств», «Круга художников» и др., негативно оцениваются итоги авангардных исканий 1910-1920 гг. «Вместо картин, которые являлись бы выражением "нового уклада жизни", ... перед нами - ряд вещей, трактующих, правда, наш, советский быт, но как раз в наиболее безразличных, не характерных, не типичных его проявлениях. <...> .Все это работы в формальном плане очень интересные, .но где же в них выражение "нового уклада жизни"?»15. Эти обвинительные строки из статьи журнала «Жизнь искусства», опубликованной в конце 1920-х гг., относятся и к произведениям о спорте А. Самохвалова, Г. Лагздыня, В. Пакулина.

Некомпетентные оценки, директивные рекомендации на долгое время стали указующими для жизни изобразительного искусства. Таким образом,

14 Тугендхольд Я.А. Живопись революционного десятилетия // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. С. 240

15 Исаков С. Вторая выставка О-ва «Круг» // Жизнь искусства. 1928. № 23. С. 4

пластическое многообразие вызывало недоверие - «.долг советского художника - быть простым и понятным, чтобы захватывать, увлекать за собой массы. <.> Кто непонятен, тот антинароден, тот враг. »16. Политическое размежевание тесно переплеталось с размежеванием эстетическим. Художники, как авангардных так и других направлений, в большинстве своем не отделявшие себя от революции, сами были непримиримы и ожесточены против своих оппонентов. Искусствовед М.Ю. Герман подчеркивает эту мысль, указывая еще и на третий вариант -искусство, «далекое и от авангарда и от официоза». Под термином «третья струя» М.Ю. Герман имеет в виду строгую, глубоко профессиональную живопись, сохранившую фигуративность, но использовавшую формальные достижения авангарда17. Собственно, многие из этих художников и разрабатывали наиболее активно спортивную тему рассматриваемого нами периода.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. внимание исследователей к спортивной теме усилилось в контексте идеологических задач, в работах этого времени преобладают политические оценки.

Серьезное изменение в искусство внесло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Директива партии «объединить всех . , поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз»18 воплощалась в жизнь.

Метод социалистического реализма, который предполагал осмысление достижений прошлого и связь искусства с современностью, становится «единственно приемлемым».

Многотысячный отряд советских художников устремился по указанному пути, «сметая с него тех одиноких, кто шагал не в ногу»19. «Слишком революционное вчера становится теперь идеологически неприемлемым и

16 Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. С. 40

17 Герман М. Ю. Модернизм. Искусство второй половины ХХ века. СПб: Азбука-Классика, 2005. С. 350

18 Цит. по: Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. С. 19

19 Гусев В. Где фальшь и где истина // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Ар-хив. С. 14

"антинациональным". <.> Напротив, теперь обращаются к позавчера, к "классическому культурному наследию". »20.

Главными критериями художественного произведения становится техничное исполнение, профессиональное умение автора воспроизводить реальные предметы, но в то же время картина не должна была фиксировать реальную жизнь, она должна теперь отображать идеологический миф.

С середины 1930-х гг. на страницах советской прессы развернулась широкая борьба против формализма в искусстве. Возглавил кампанию против якобы «бессмысленного искусства, облаченного в искаженную форму», критик О.М. Бескин21. Его статья «Формализм в живописи» в журнале «Искусство», редактором которого он являлся, вышла в 1933 г.22 Измышления О.М. Бескина были поддержаны в печати. В «Правде», «Литературной газете» размещается большое количество статей, направленных на борьбу с формализмом и

23

натурализмом23.

Опубликованные в течение 1930-х гг. такие исследования, как «Путь советской живописи 1917-1932 гг.» М.А. Буш и А.И. Замошкина, «Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация» под редакцией И.Л. Маца, труд

B.М. Лобанова «Художественные группировки за последние 25 лет», статья А.С. Гущина, С.В. Коровкевич к каталогу выставки ленинградских художников 1935 г., и ряд других работ стали первой попыткой изучить и обобщить деятельность живописцев первого послереволюционного десятилетия24. В этих трудах преобладали критические оценки тенденциозного характера, не забыта была и рассматриваемая нами тема спорта, чаще всего упоминаемая авторами при

20 Копелов Л. Вперед к позавчера // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Ар-хив. С. 12

21 Цит по: Манин В.С. Живопись 20-30-х годов. // Живопись 20-30-х годов: [Альбом] / Сост. А.М. Муратов. автор вступ. ст. В. С. Манин. СПб.: Художник РСФСР, 1991. С. 10

22 Бескин О. Формализм в живописи // Искусство. 1933. № 3. С. 1-22; Бескин О. Формализм в живописи. М.: Всекохудожник, 1933. 87 с.

23 Против формализма и натурализма в искусстве: Сборник статей. М.: Изогиз, 1937. 79 с.; В спорах о методе: Сборник статей о социалистическом реализме. Л.: Леноблиздат. 1934. 218 с.

24 Буш М. Замошкин А. Путь советской живописи. 1917-1932. М.: Изогиз, 1933. 159 с.; Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация / Под ред. И. Маца. М.Л.: Изогиз, 1933. 664 с.; Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М.: Художественное издательское акционерное общество АХР, 1930; Гущин А., Коровкевич С. Ленинградские живописцы // Первая выставка ленинградских художников. М.: Искусство,1935.

C. 5-33

обзоре творчества объединения ОСТ. Обращение к теме молодости и здоровья, изображение физкультурников и спортсменов, «влюбленность в машинерию, в динамику физкультурных движений»25 приветствуется как решение проблемы отражения современности в искусстве и создания «образа нового человека нашей страны»26.

В то же время, художники, не следующие складывающемуся канону, обвиняются в «формалистическом схематизме», использовании «утрированной экспрессии», утрате «способности непосредственного подхода к натуре»27.

В 1930-е годы Советскому государству требовалось создать образ героической личности, благодаря чему на страницах периодической печати того времени неоднократно поднимался вопрос о соответствии облика современника, создаваемого художниками, писателями, кинорежиссерами, образу героя эпохи, «строителя новой жизни». Акцент в данном случае переносился на создание образа-типажа, при этом характерность конкретной личности не исчезла, но отступала на второй план. Главным требованием в изображении человека становилась его общественно-социальная характеристика, портретный жанр постепенно утрачивал свое назначение28.

В статье «Картины о новом человеке» в журнале «Творчество» 1934 г. искусствовед Е. Кронман описывает задачи, поставленные идеологами перед советским искусством: «Мы стремимся к тому, чтобы портрет выявил лицо класса, создающего новую культуру, мы хотим, чтобы черты, характеризующие этот класс - его сила и энергия, - проявились в изображении каждого отдельного его представителя. Не отдельный, оторванный индивид, а представитель коллектива, частью которого он является, пусть смотрит на нас с полотна художника»29. Пример «верного» соответствия установленным требованиям Е. Кронман видит в известном собирательном образе советской физкультурницы

25 Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М.: художественное издательское акционерное общество АХР, 1930. С. 137

26 Первая выставка ленинградских художников. М.: Искусство, 1935. С. 2

27 Гущин А., Коровкевич С. Ленинградские живописцы // Первая выставка ленинградских художников, М.: Искусство ,1935, С. 8, 17, 27

28 Манин В. С. Русская живопись XX века: [Альбом]: в 3 т. СПб: Аврора, 2007. Т. 2. С. 232

29 Кронман Е. Картины о новом человеке // Творчество. № 7. 1934. С. 1

- «солнечной девушке с ядром» с картины А. Самохвалова. Здесь же автором обозначен и ее антипод - отличающаяся манерной грациозностью «Купальщица», исполненная французским художником-постимпрессионистом Ван Донгеном30.

В искусстве того времени образ человека сильного, спортивного телосложения, по-античному гармоничного, постепенно становится каноническим. Молодые современники: ударники, летчики, спортсмены -оказываются воплощением смысла свершающейся эпохи.

Х. Гасснер и Э. Гиллен в статье 1994 г. «От создания утопического порядка к идеологии умиротворения в свете эстетической действительности» анализируют поворот к классическим образцам античности, в том числе и в спортивной теме. Технократические мотивы сменяются более живым изображением человека: «Классицизм и так называемое "человеческое" входят в живопись в тесной связи, <.> Благодаря античным заимствованиям, "новых людей" отличают красота и достоинство, которые отсутствовали на картинах периода Первой пятилетки.»31.

Незаменимыми материалами для нашего исследования являются опубликованные автобиографии, дневники, письма таких художников, как С. Лучишкин, А. Дейнека, А. Родченко, В. Степанова, Ю. Пименов, А. Самохвалов, А. Пахомов и др. В их воспоминаниях можно найти объяснение той притягательности, которой обладал для изобразительного искусства спорт. А. Дейнека говорил: «.как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен» и «укладывается в разнообразнейшие рамки искусства»32. Художник оставил богатое литературное наследие, в котором он описывает свою тягу к спорту, движению, пластике, рассказывает об истории возникновения многих своих полотен. А. Дейнека считал, что «спорт вмещает в себя все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического»33. Его друг, художник Ю. Пименов отмечал, что «спорт это

30 Там же

31 Гасснер Х., Гиллен Э. От создания утопического порядка к идеологии умиротворения в свете эстетической действительности. // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С. -Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. С. 41

32 Цит по: Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь: Страницы воспоминаний. С. 193

33 Александр Дейнека: сборник: в 2 т. / НИИ теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР. М.: Изобразит. искусство, 1989. Т. 2: Жизнь, искусство, время: лит.-худож. наследство / сост. В. П. Сысоев. С. 81

кульминация движения, оно освобождено от всего случайного, делается отработанным, чистым и потому красивым»34.

С. Лучишкин в своей книге «Я очень люблю жизнь» рассказывает о юности, друзьях и спортивных увлечениях. Для него самого, родившегося со слабым здоровьем, спорт явился спасением. Всю свою жизнь он посвятил этой теме, художник не только был участником выставок спортивной тематики, но и их организатором. «Все мы считали, - пишет С. Лучишкин, - что красота тренированного человеческого тела - благодарная тема для художника, она дает возможность раскрыть внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, выразить глубокие психологические стороны спортивной борьбы»35.

В 1930-е гг. в экспозициях выставок изобразительного искусства, посвященных Красной Армии и Военно-Морскому Флоту, в большом количестве были представлены работы с военизированными спортивными сюжетами36.

В целом, изучив публикации 1930-1950-х гг., можно сделать вывод: советская критика этого времени являлась идеологическим инструментом, не ставящим перед собой задачи глубокого осмысления и анализа художественных явлений тех лет.

С развенчанием культа личности после 1956 г. наблюдается ослабление интереса, вплоть до запрета искусства сталинской эпохи. Искусствознание обходит острые углы художественных исканий 1920-1930-х гг., делая акцент на работах, не вызывающих вопросов, отмечая при этом «своеобразие» и «особый

37

взгляд» произведений37, а творческая индивидуальность мастеров послереволюционного периода признается одним из факторов, повлиявших на дальнейшее развитие искусства. «.Стили при всем их различии одинаково

34 Цит по: Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь: Страницы воспоминаний. С. 193 -194

35 Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь: Страницы воспоминаний. С. 194

36 Тихомиров А.Н. Красная Армия и Военно-Морской Флот в советской живописи: [Альбом]. М;Л.: Искусство, 1938. 36 с.; Тихомиров А.Н. Красная Армия в изобразительном искусстве: Художественная выставка «XX лет Красной Армии и Военно-Морского Флота». М., Л.: Искусство, 1939. 132 с. Художественная выставка XV лет РККА: [Альбом]. М.: Изогиз, 1934. 48 с.; Художественная выставка 15 лет РККА: Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстеры: [Каталог]. М.: Всекохудожник, 1933. 303 с.

37 Аболина Р.Я. Советское искусство периода развернутого строительства социализма. М.: Искусство, 1964. С. 6

правомерно входили в формирующееся искусство социалистического реализма», - отмечается критиками38. Но некоторые авторы продолжают придерживаться рамок «соцреализма»: по-прежнему отслеживаются «перегибы» «в сторону чисто формальных задач за счет жизненности содержания», осуждается использование «остовского художественного языка», как вступление на «путь искажающего

39

спортивную тему гротеска»39.

Начиная с 1960-х гг. предпринимаются попытки обобщить художественный этап послереволюционных лет, написать историю советского искусства40. Публикуются сборники документов и материалов, касающихся становления соцреализма41. При исследовании периода 1920-1930-х гг. искусствоведы отдают предпочтение идеологически нейтральным темам в искусстве: в портрете, пейзаже, жанровой живописи. Издается достаточно большое количество работ, повествующих о создании образа современника в портретном искусстве: Л.С. Зингер, Г.Л. Демосфеновой, И.П. Горина и дргих.42. Герои-физкультурники полотен Г. Ряжского, А. Самохвалова часто включаются авторами в широкий диапазон тематических линий сформировавшегося в 1920-1930-е гг. специфического жанра портрета-типа, основной формы портретного изображения советского человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малевинская Наталья Викторовна, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболина Р.Я. Советское искусство периода развернутого строительства социализма. М.: Искусство, 1964. 82 с.

2. Авангард остановленный на бегу: [Альбом] Л.: Аврора, 1989. 275 с.

3. Авдиев В.И. Новый свободный танец // Советское искусство.1927. № 2. С. 48-53

4. Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель -Документа Архив. - Дюссельдорф: Интерартек ; Бремен : Эдицион Теммен, 1994, 301 с.

5. Адаскина Н. Коллаж прежде и теперь // Коллаж в России: [Каталог] / Сост.: К.В. Безменова и др. М.: Виртуальная галерея, 2003. С. 3-5

6. Адаскина Н. Место ВХУТЕМАСа в русском авангарде // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М.: Галарт, Берн: Бентелли, 1993. С. 97-109

7. Адаскина Н.Л. Абстракция - беспредметность: начала и концы // Беспредметность и абстракция: сборник статей / Российская академия наук, Научный совет «Историко-теоретические проблемы искусствознания», Комиссия по изучению искусства авангарда 1910-1920-х годов, Государственный институт искусствознания. М.: Наука, 2011. С. 82-95

8. Адаскина Н. Соломон Никритин. Сферы Света - Станции Тьмы // Третьяковская галерея. 2004. № 4. С. 94-101

9. Академия художеств: История в фотографиях:1850-1950-е годы: [Каталог]. СПб.: Историческая иллюстрация, 2004. 71 с.

10. Александр Дейнека: сборник: в 2 т. / НИИ теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР. М.: Изобразительное искусство, 1989. Т. 2: Жизнь, искусство, время: лит.-худож. наследство / сост. В. П. Сысоев. 296 с.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Александр Дейнека: сборник: в 2 т. / НИИ теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР. М.: Изобразительное искусство, 1989. Т. 1: Монография / В. П. Сысоев. 328 с. Александр Николаевич Самохвалов: [Каталог] / сост. И.Н. Баршева, К.К. Сазонова Л.: Художник РСФСР, 1963. 37 с.

Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее - единственная наша цель: [Каталог] / под ред. Петера Невера. Вена: МАК, Мюнхен: Престель, 1991. 258 с.

Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.; JL: Искусство, 1940. 132 с Антонова А.К. Н.И. Дормидонтов: К истории развития ленинградского искусства 1920-1940 годов: автореф. дисс... к. искусствоведения. Л., 1986. 24 с.

Апостолов А. Враг у ворот. Советский вратарь: кино, культура, политика // Логос. № 5 (101). 2014. Cinema Studies 1. С. 163-192 Арватов Б. Реакция в живописи // Советское искусство. 1925. № 4-5. С. 71-74

Ассоциация художников революционной России: Сборник воспоминаний, статей, документов. М.: Изобразительное искусство, 1973. 503 с.

Астраханская государственная картинная галерея

им. Б.М. Кустодиева: [Альбом]. М.: Белый город, 2002. 64 с. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 314 с.

Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма // Юность. № 11. 1989. С. 80-93

Бескин О. Формализм в живописи // Искусство. 1933. № 3. С. 122 Бескин О. Формализм в живописи. М.: Всекохудожник, 1933. 87 с. Бескин О.М. Юрий Пименов. М., 1960. 135 с. Биобиблиографический словарь: в 6 т. М: Искусство, 1970

26. Бобринская Е. Коллаж в ХХ веке // Коллаж в России. XX век: [Альбом]. СПб: Palace Editions, 2005. С. 7-13

27. Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 304 с.

28. Бобринская Е.А. Футуризм. М.: Галарт, 2000. 192 с.

29. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи: (некоторые тенденции) М.: 3нание,1983. 48 с.

30. Большая олимпийская энциклопедия М.: Олимрия press, 2006. Т.1. А - Н. 782 с.

31. Большая эстафета. // сост. Н.А. Колесникова. М.: Советская Россия, 1982. 222 с.

32. Боровский А. Венера Советская // Венера Советская: к 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции: [Каталог]. / авт.-сост.: И. Арская и др. СПб: Palace Editions, 2007. С. 9-26

33. Боровский А. О бедной картинке замолвите слово [Электронный ресурс] // Проект artl [URL]: http://art1.ru/art/o-bednoj-kartinke-zamolvite-slovo/ (дата обращения: 08/11/2013)

34. Боровский А. Общество "Круг" и В. Малагис // Советская живопись: сборник ст. М.: Советский художник,1987. № 9. С. 261-275

35. Боровский А. Цепь романов. Русское искусство прошедшего века. Незанудливый курс. СПб.: ЭРВИ, 2001. 208 с.

36. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания / под ред. В.Н. Перельмана М.: Советский художник, 1962. 403с.

37. Боулт Д. // «Новая вещественность» Николая Загрекова и русские художники: к 110-летию со дня рождения Николая Загрекова: [Каталог]. / вступ. ст. Дж. Боулта, Е. Деготь. СПб.: Петроний, 2007. С. 10-21

38. Боулт Д. Лев Бакст и Вацлав Нижинский. "Игры" - постановка 1913 года // Русский авангард 1910-х -1920 -х годов и театр : [Сб. ст.] / СПб., 2000. С. 249-260

39. Брагинский Д. Спорт в жизни и творчестве Шостаковича // Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков -архивистов)http://www.opentextnn.ru/music/personalia/shostakovich/?id= 4759

40. Булгакова О. Советские красавицы в сталинском кино // Советское богатство статьи о культуре, литературе и кино. / под ред. М. Балиной, Е. Добренко, Ю. Мурашова. СПб.: Академический проект. 2002. С. 391-411

41. Булгакова О. Фабрика жестов. М.: Новое литературное обозрение. 2005. 303 с.

42. Буш М. Замошкин А. Путь советской живописи. 1917-1932. М.: Изогиз, 1933. 159 с.

43. Быховская И.М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена [Электронный ресурс]. // Культурологический журнал. 2011. №1. URL: http://cr-journal.ru/files/file/05_2011_11_01_58_1306306918.pdf (дата обращения: 05.05.2014)

44. В спорах о методе: Сборник статей о социалистическом реализме Л.: Леноблиздат. 1934. 218 с.

45. Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер М.: Изобразительное искусство, 1980. 143 с.

46. Великие художники XX века / сост. П.С. Богданов, Г.Б. Богданова. М. Тверь: Мартин, 2001. 479 с.

47. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. А. А. Франковского. СПб.: Мифрил, 1994. 427 с.

48. Венера Советская: к 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции: [Каталог]. / авт.- сост.: И. Арская и др. СПб: Palace Editions, 2007. 274 с.

49. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. : Искусство, 1977. 263 с.

50. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина: в 2 т. М.: Издательство агентства печати новости, 1989. Т.1. 317 с.

51. Всесоюзная художественная выставка «Спорт - посол мира»: К играм XXII Олимпиады в Москве: [Каталог] / Сост.: А.Г. Зуйкова и др. М.: Советский художник, 1980. 38 с.

52. Выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве»: Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Фото: [Каталог]. М, Тип. издательства «Советский художник»,1962. 31 с.

53. Выставка по искусству движения // Бюллетени ГАХН. № 1. 1925. С. 37-38

54. Выставка работ художника Сергея Михайловича Луппова: [Каталог]. М.: Б. и., 1970. 12 с.

55. Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-е годы: материалы и документы / НИИ теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств / сост.: И.В. Рязанцев, д. иск. и др. отв. ред. В.П. Толстой. М.: Галарт, 2006. 467 с.

56. Ган А. Степанова // Зрелища. 1922. № 1. С. 8

57. Ган. А. Кино-техникум // Эрмитаж. 1922. № 10. С. 10-11

58. Гасснер Х., Гиллен Э. От создания утопического порядка к идеологии умиротворения в свете эстетической действительности. // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. Дюссельдорф: Интерартекс; Бремен: Эдицион Теммен, 1994. С. 27-59

59. Гасснер Х., Петрова Е., Шляйер И. Введение // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей

(С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. -Дюссельдорф : Интерартекс; Бремен: Эдицион Теммен, 1994. С. 10-11

60. Гастев А. Пачка ордеров. 1922. [Электронный ресурс] // Литературно-художественный журнал [URL]: http://futurum-art.ru/autors/gastev.php (дата обращения: 20. 02. 2015)

61. Георгий Георгиевич Ряжский. 1895-1952 / сост. В.В. Журавлев - М.: Советский художник, 1952. 68 с.

62. Герман М. Живопись: 1920-1930 // Живопись: 1920-1930: [Каталог-альбом] / М.: Советский художник, 1988. С. 5-14

63. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство второй половины ХХ века. СПб: Азбука-Классика, 2005. 480 с.

64. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 294 с.

65. Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной

риторики. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 353 с.

66. Горин И.П. Образ современника в советской жанровой живописи. Очерки. М.: Советский художник,1969. 151 с.

67. Горянов Л.Б., Осинцев А.А. Сражающийся спорт. М.: Советская Россия, 1982. 160 с.

68. Гройс Б. Вечное возвращение атлетического тела [Электронный ресурс] // Проект art1 [URL]: http://art1.ru/art/vechnoe-vozvrashhenie-atleticheskogo-tela-1 (дата обращения: 01. 10. 2013)

69. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. 374 с.

70. Гусев В. Где фальшь и где истина // Агитация за счастье : Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. -Дюссельдорф: Интерартекс; Бремен : Эдицион Теммен, 1994. С. 14-19

71. Гущин А., Коровкевич С. Ленинградские живописцы // Первая выставка ленинградских художников. М.: Искусство,1935. С. 5-33

72. Гюнтер Г. Герой в тоталитарной культуре // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С. -Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. Дюссельдорф: Интерартекс; Бремен: Эдицион Теммен, 1994. С. 71 -76

73. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры. Соцреалистический канон / под ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект. 2000. С. 743-784

74. Давыдова А. Спорт в советском изобразительном искусстве // Спорт в советском изобразительном искусстве: [Альбом]. М.: Советский художник, 1974. С. 2-20

75. Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2002. 223 с.

76. Деканова М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX-первой трети XX в.: центр и провинция: автореферат дисс. ... к. ист. н. Самара, 2009. 19 с.

77. Демиденко Ю. Эротическая графика 1920-х годов. / Хармсиздат представляет. Советский эрос 20-30-х годов. Сборник материалов. Сост. В.Сажин и др. СПб.: М.К.&Хармсиздат, 1997. С. 117-121

78. Демосфенова Г.Л. Образ нашего современника в советском портретном искусстве М : Издательство Академии художеств СССР, 1962. 56 с.

79. Дмитриенко А., Бахтияров Р. О, спорт - ты мир! // Спорт в искусстве, СПб.: Palace Editions, 2009. С. 13-19

80. Дуглас Ш. Никритин и русский авангард: Москва - Киев - Москва, 1916-1924 // Шары света - станции тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898-1965): [Каталог]. Салоники, 2004. С. 36-49

81. Епишин А.С. Тема «Праздника революции» в живописи послеоктябрьской эпохи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8. Ч. I. С. 72-75

82. Ершов Г. Эрос и эротизм. Н. Олейников в контексте визуальной масскультуры 1920-1930-х годов / Хармсиздат представляет Советский эрос 20-30-х годов: [Сборник материалов] / сост. В. Сажин и др. СПб.: М.К.&Хармсиздат, 1997. С. 123-126

83. Жбанкова Е.В. «Искусство движения» в русской культуре конца Х1Х века - 1920-х годов: от эстетической идеи к идеологической установке: автореф. дисс. ... д. ист. н. / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004. 48 с.

84. Желтова Е.Л. Культурные мифы вокруг авиации в России в первой трети XX века. // Труды «Русской антропологической школы»: Вып. 4 (часть 2). М.: РГГУ, 2007. С. 163-193

85. Жердева Р. Истоки спортивной тематики в изобразительном искусстве // Искусство. 1983. №4. С. 33-39

86. Жердева Р.И. Общество художников-станковистов (ОСТ): автореф. дисс. к. искусствоведения. М., 1983. 16 с.

87. Живопись 20-30-х годов: [Альбом] / Сост. А.М. Муратов. автор вступ. ст. В. С. Манин. СПб.: Художник РСФСР, 1991. 199 с.

88. Живопись:1920-1930: [Каталог-альбом] / М.: Советский художник, 1988. 279 с.

89. Зернова Е. Из художественной жизни 20-30-х гг. // Екатерина Зернова 1900-1995: [Альбом]. М.: Константа, 2000. С. 17-22

90. Зернова Е.С. Из истории советской монументальной живописи // Советское монументальное искусство. М.: Советский художник, 1982. № 4. С. 174-186.

91. Зименко В.М. Искусство и жизнь. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. 59 с.

92. Зименко В.М. Социалистический реализм - творческий метод советского искусства. М.: Искусство, 1964. 59 с.

93. Зименко В.М. Традиции, новаторство, современность. М.: Советский художник, 1965. 272 с.

94. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. М.: Советский художник, 1969. 463 с.

95. Зингер Л.С. Портрет в русской советской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1966. 157 с.

96. Зингер Л.С. Советский портрет - новая ступень развития портретного жанра М.: Б. и., 1962. 19 с.

97. Золотоносов М. Философия общего тела. Советская садово-парковая скульптура 1930-х годов // Хармсиздат представляет Советский эрос 20-30-х годов: сборник материалов. / сост. В. Сажин и др. СПб.: М.К.&Хармсиздат, 1997. С. 27-75

98. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века. М.: Дрофа, 2003. 926 с.

99. Зумпф Г. Выставки немецкого искусства в Советском Союзе в середине 20-х // Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры: Сборник статей. М.: Наука, 1980. 374 с.

100. Исаков С. Вторая выставка О-ва «Круг» // Жизнь искусства. 1928. № 23. С. 4-5

101. Искусство движения: Bewegungskunst: каталог четвертой выставки. М.: Гос. Акад. худож. Наук, 1928. 32 с.

102. Искусство движения: каталог второй выставки. М.,1926. 24 с.

103. Искусство движения: каталог третьей выставки. М.: Б. и., 1927. 31 с.

104. Искусство движения: каталог четвертой выставки / Г.А.Х.Н. Х.Л. М.: Б. и., 1928. 32 с.

105. Каменский А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989. 334 с.

106. Кандинский В.В. Схематическая программа института художественной культуры по плану В.В. Кандинского // Избранные труды по теории искусства: в 2 т. М., 2008. Т. 2.: 1918-1938. С. 53-74

107. Кедров М.С. За физкультурную самокритику: об уродливых явлениях в советском физкультурном движении и их причине // Теория и практика физической культуры. 1928. № 6. С. 6-12

108. Кино: Энциклопедический словарь. / Под ред. С.И. Юткевич. М.: Советская энциклопедия, 1987. 640 с.

109. Кириллова Г.С. Юрий Пименов. 1903-1977. Л.: Художник РСФСР, 1980. 70 с.

110. Клуцис Г.Г. R.S.I. Спартакиада, 1928, Москва. наш физкультурный привет рабочим спортсменам всех стран почтовая карточка / фотомонтаж Г. Клуцис; фото С.А. Красинского. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

111. Клуцис Г.Г. R.S.I. Спартакиада, 1928, Москва. почтовая карточка / фотомонтаж Г. Клуцис; фото С.А. Красинского. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

112. Клуцис Г.Г. R.S.I. Спартакиада, Москва, 1928. советская физкультура - одно из звеньев культурной революции в СССР почтовая карточка. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

113. Клуцис Г.Г. R.S.I. Spartakiada, Moskau, 1928. почтовая карточка / фотомонтаж Г. Клуцис. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

114. Клуцис Г.Г. R.S.I. Москва, 1928. Спартакиада. каждый физкультурник должен быть метким стрелком почтовая карточка / фотомонтаж Г. Клуцис. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

115. Клуцис Г.Г. R.S.I. Спартакиада, 1928, Москва. За единство рабочих-спортсменов всех стран! почтовая карточка /фотомонтаж Г. Клуцис; фото С.А. Красинского. М.: изд. Орг. ком. Всесоюзн. спартакиады при ЦИК СССР, 1928. 1 л.

116. Князева В.П. Николай Иванович Дормидонтов. М: Советский художник, 1955. 63 с.

117. Козловский И. Соколов-Скаля Павел Петрович [Электронный ресурс] // Большая Саратовская Энциклопедия [URL]: http://saratovregion.ucoz.ru/people/culture/sokolov-skalia.htm (дата обращения: 06. 05. 2015)

118. Колесникова Н. Марш энтузиастов // Большая эстафета. / сост. Н.А. Колесникова. М.: Советская Россия. С. 39-59

119. Кон И. Мужское тело в истории культуры, М.: Издательство Слово, 2003. 432 с.

120. Кондратьев А.И. Российская академия художественных наук: Хореологическая лаборатория // Искусство. 1923. № 1. С. 407-449

121. Копелов Л. Вперед к позавчера // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. -Дюссельдорф: Интерартекс ; Бремен : Эдицион Теммен, 1994. С. 1213

122. Королева С. Александр Александрович Дейнека. 1889-1969. М.: Директ-Медиа, 2011. 48 с.

123. Крамаренко В.В. Влияние физических упражнений на организм // Теория и практика физкультуры. 1925. № 4. С. 25-52

124. Красная армия в изобразительном искусстве. Проспект: К изд. выставки-многотиражки. М., Л.: Московский и Ленинградский союзы советских художников, 1934. 107 с.

125. Кронман Е. Картины о новом человеке // Творчество. № 7. 1934. С. 1-4

126. Крупина О. Сергей Луппов: под парусом своего времени 07.09.2013 [Электронный ресурс] // Культурная среда [URL]: http://www.ks-gazeta.ru/index.php/sobytiya-7/641-sergej-luppov-iz-slobodskogo-s-lyubovyu (дата обращения: 08. 06. 2015)

127. Куратова И. Александр Александрович Дейнека. М.: Изобразительное искусство,1974. 53 с.

128. Курдов В.И. Памятные дни и годы: Записки художника. СПб.: Арсис, 1994. 238 с.

129. Лаврентьев А.Н. Варвара Степанова. М.: Русский авангард, 2009. 251 с.

130. Лебедев В.В. Интервью // Творчество. 1935. № 5-6. С. 39

131. Лебедев П.И. Русская советская живопись: краткая история. М.: Советский художник, 1963. 276 с.

132. Лебедева И. Лирика науки - «электроорганизм» и «проекционизм» // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. М.: Галарт, Берн: Бентелли, 1993. С. 185-193

133. Лебедев-Кумач В. Спортивный марш [Электронный ресурс] // Библиотека русской поэзии [URL]: http://libverse.ru/lebedevkymach/sportivnii-marsh.html (дата обращения: 09. 01. 2015)

134. Лебедянский М.С. Советская русская живопись первого Октябрьского десятилетия: вопросы становления. Л.: Художник РСФСР, 1977. 242 с.

135. Лебедянский М.С. Становление и развитие русской советской живописи 1917 - нач. 1930-х гг. Л.: Художник РСФСР, 1983. 224 с.

136. Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М.: художественное издательское акционерное общество АХР, 1930. 148 с.

137. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

138. Лоу Б. Красота спорта. М.: Радуга, 1984. 256 с.

139. Луначарский А.В. Мысли о спорте // Физкультура и здоровье, 1986. № 2. С. 24-25

140. Луначарский А.В. По выставкам // Об искусстве: сборник ст.: в 2 т. М.: Искусство, 1982. Т. 2. Русское и советское искусство. С. 172-178

141. Лучишкин С. Спорт - посол мира // Художник. 1980. № 7. С. 2-19

142. Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь: Страницы воспоминаний, М.: Советский художник, 1988. 254 с.

143. Люков В.И. Спорт в советском изобразительном искусстве. М.: Физкультура и спорт, 1960. 96 с.

144. Малевич К. Черный квадрат. СПб.: Азбука - классика. 2008. 288 с.

145. Манин В.С. Живопись 20-30-х годов // Живопись 20-30-х годов: [Альбом] / Сост. А.М. Муратов. автор вступ. ст. В.С. Манин. СПб.: Художник РСФСР, 1991. С. 5-16

146. Манин В.С. Русская живопись XX века: [Альбом]: в 3 т. СПб : Аврора, 2007. Т. 2. 455 с.

147. Матафонов В.С. Алексей Федорович Пахомов. М.: Изобразительное искусство, 1981. 254 с.

148. Маяковский В. Маруся отравилась // Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1978. Т. 4. С. 315-321

149. Маяковский В. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 9. 611 с.

150. Маяковский В.В. Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела. // Маяковский В.В. Полное собрание стихотворений, поэм и пьес в одном томе М.: Альфа-книга, 2011. С. 486-487

151. Милеев С. Искусство и физическая культура. М., Л.: Физкультура и туризм. 1931. 208 с.

152. Мислер Н. Вначале было тело: ритмопластические эксперименты начала XX века: хореологическая лаборатория ГАХН. М.: Искусство-XXI век, 2011. 447 с.

153. Мислер Н. Искусство движения // Шары света - станции тьмы. Искусство Соломона Никритина (1898-1965): [Каталог]. Салоники, 2004. С. 116-139

154. Мифы народов мира: в 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Т. 1. А-К. 671 с.

155. Мифы народов мира: в 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Т. 2. К-Я. 719 с.

156. Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М.: Галарт, 1995. 224 с.

157. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 271 с.

158. Мочалов Л.В. Некоторые проблемы развития ленинградского искусства // Изобразительное искусство Ленинграда: 1917-1977: Выставка произведений ленинградских художников. Л: Художник РСФСР, 1981. С. 415-422

159. Муниципальная картинная галерея г. Красноармейск Московской области [Электронный ресурс] [URL]: http : //artgallery.krasno .ru/IMAGES/Grafics/Mashkova0/o20N.htm (дата обращения: 09. 04. 2015)

160. Мусакова О. Объединение «Круг художников» // Наше Наследие. № 93-94. 2010. С. 148-161

161. Никритин С.Б. Записи к занятиям в Мастерской Проекционного театра: понятие движения, графические рисунки движения. // Художники театра и кино: рисунки, фотографии, документы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства [Электронный ресурс] // Архивы России [URL]: http : //www.rusarchives .ru/evants/exhibitions/painters/92. shtml ; ( дата обращения: 08. 10. 2014.)

162. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4: Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М.: Культурная революция, 2007. 432 с.

163. Новая вещественность Николая Загрекова и русские художники: к 110-летию со дня рождения Николая Загрекова: [Каталог]. / вступ. ст. Дж. Боулта, Е. Деготь. СПб.: Петроний, 2007. 150 с.

164. Новейшая история России 1914-2005 / под ред. М.В. Ходякова. М.: Высшее образование, 2007. 525 с.

165. О'Махоуни М. Спорт в СССР. Физическая культура - визуальная культура. / пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 296 с.

166. Оленина А. Партитуры движения: Как ни странно, о психологии натурщика у Кулешова // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. М. 2010. № 97. С. 20-50

167. ОСТ. Каталог первой выставки. М.: Тип. изд-ва «Мотор», 1925. 8 с.

168. ОСТ: графика Общества станковистов, 1925-1932: [Каталог] М.: Галерея Элизиум, 2009. 317 с.

169. Павильоны СССР на международных выставках: [Каталог]: История советских павильонов Часть 1 из государственных и частных собраний, 18.06-18.08.2013 / под ред. А. Петровой. М.: издатель Нелли Подгорская и др., 2013. 223 с.

170. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. / Пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Акад. проект, 1999. 393 с.

171. Пахомов А. Ф. Про свою работу Л.: Художник РСФСР, 1971. 306 с.

172. Первая передвижная выставка живописи и графики: [Каталог]. М.: Главискусство, 1929. 39 с.

173. Первая республиканская художественная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве»: Живопись, скульптура, графика, плакат, декоративно-прикладное искусство: [Каталог] / Сост. Е.С. Драгункина. Рязань: Б. и., 1983. 65 с.

174. Пётр Галаджев. Персональная выставка. [Электронный ресурс] // Мультимедиа Арт Музей [URL]: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ (дата обращения: 09. 01. 2015)

175. Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1972. 304 с.

176. Петров М. Спорт - искусство - жизнь // Спорт в искусстве, СПб.: Palace Editions, 2009. С. 7-11

177. Петрова Е. Искусство спорного времени // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.-Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. -Дюссельдорф : Интерартекс; Бремен: Эдицион Теммен, 1994. С. 20-22

178. Петухов П.М. Значок «Готов к труду и обороне», как основа советской системы физкультуры // Теория и практика физической культуры. 1931. № 6. С. 6-14

179. Печать и революция. 1925. Кн.5-6

180. Популярная художественная энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В.М. Полевого М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 1. 447 с.

181. Популярная художественная энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В.М. Полевого М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 2. 464 с.

182. Праздников Г.А. Искусство и спорт. Л.: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1981. 36 с.

183. Против формализма и натурализма в искусстве: сборник ст. М.: Изогиз, 1937, 79 с.

184. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 288 с.

185. Ревзин Г. Девушка моей мечты // Искусство. 1990. № 3. С. 39-43

186. Редько Климент [Электронный ресурс] // Каракалпакский государственный музей искусств [URL]: http://museum.kr.uz/russian-artists/redko-kliment-1897-1956/ (дата обращения: 09. 06. 2015)

187. Республиканская художественная выставка «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве»: [Каталог]. / сост. Л.П. Сербина. Кишинев: Тимпул, 1985. 25 с.

188. Рогинская Ф. Лицо ОСТ // Искусство в массы. 1930. № 6. С. 9-13

189. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические Очерки. М.: Искусство, 1989. 429 с.

190. Родченко А.М. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки М.: Грантъ, 1996. 415 с.

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

Ройтенберг О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были ... Из истории художественной жизни 1925-1935. М: Галарт, 2008. 560 с. Рубанова Г. Картина-легенда [Электронный ресурс] // Горловский художественный музей [URL]: http://museum.gorlovka.me/?p=1123 Дата обращения: 01. 02. 2015

Рубинчик А.Л. Живопись соцреализма в советских открытках: [Альбом-каталог]. М.: Магма, 2008. 199 с.

Самохвалов А.Н. Мой творческий путь Л.: Художник РСФСР, 1977. 319 с.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись: вид сбоку. // Русская живопись. Пробуждение памяти М.: Искусствознание, 1998. С. 66-125 Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта М.: Физкультура и спорт, 1984. 103 с.

Сараф М.Я. Эстетика спорта. М.: Знание, 1978. 63 с.

Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища. М.: Физкультура и

спорт, 1977. 222 с.

Сидоров А.А. Искусство движения и фотография // Фотограф.1927. № 9-10. С. 260 С. 259-263

Сироткина И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 325 с.

Советская военная энциклопедия: в 8 т. / под ред. Н.В. Огаркова. М.: Воениздат, 1979. Т. 2. 640 с.

Советское изобразительное искусство: Живопись, скульптура, графика, театр.-декорац. искусство: в 3 кн. / под ред. Б.В. Веймарна, О.И. Сопоцинского. М.: Искусство, 1977. Кн. 1. 1917-1941. 212 с. Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация / Под ред. И. Маца. М.Л.: Изогиз, 1933. 664 с.

Соцреалистический канон: сборник статей. / под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. 1036 с.

205. Спорт в русском изобразительном искусстве. Коллекция Русского музея искусства [Электронный ресурс] // Русский музей: виртуальный филиал [URL]: http://virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/sport/grm (дата обращения: 08. 12. 2014.)

206. Спорт в советском изобразительном искусстве. / сост. С. Лучишкин, вступ. ст. Г. Анисимов. М.: Советский художник, 1980. 167 с.

207. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1972. 141 с.

208. Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве: Сборник статей. М.: Икусство,1960. 280 с.

209. Степанова В.Ф. Мысли А.М. Родченко об искусстве: Из записей разных лет // Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее -единственная наша цель: [Каталог] / под ред. Петера Невера. Вена: МАК, Мюнхен: Престель, 1991. С. 136-141

210. Степашкин С.М. Физкультура и спорт в изобразительном искусстве. // Первая Республиканская художественная выставка. Физкультура и спорт в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика, плакат, декоративно-прикладное искусство: [Каталог] / Сост. Е.С. Драгункина. Рязань, 1983. С. 5-7

211. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: Б. и., 1988. 27 с.

212. Столяров В.И. Эстетические проблемы спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 76 с.

213. Стругацкий Н.З. Александр Самохвалов Л., М.: Изогиз, 1933. 75 с.

214. Таран Л.А. Историко-пропагандистская роль изобразительного искусства в развитии физической культуры и спорта (1920-1940 гг.) // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2002. № 12. С. 64-70

215. Тихомиров А.Н. Красная Армия в изобразительном искусстве: Художественная выставка «XX лет Красной Армии и Военно-Морского Флота». М., Л.: Искусство, 1939. 132 с.

216. Тихомиров А.Н. Красная Армия и Военно-Морской Флот в советской живописи: [Альбом]. М; Л.: Искусство, 1938. 36 с.

217. Толстой В.П. Советская монументальная живопись, М.: Искусство, 1958. 304 с.

218. Томсон О.И. Поиски героического. Советское искусство 20-30-х годов XX века // Труды. СПб: СПбГУКИ, 2008. Т. 178: Герой в искусстве: поиски идеального образа. С. 166-171

219. Троцкий Л. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Т. XX. Культура старого мира / [Электронный ресурс]. URL: http: //www.1917.com/Marxism/Trotsky/CW/Trotsky-XX/Main.html (18.05.15)

220. Тугендхольд Я. Формальный элемент в нашей живописи // Советское искусство. 1928. № 6. С. 22-31

221. Тугендхольд Я.А. Живопись революционного десятилетия // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. С. 225-245

222. Тугендхольд Я.А. Из истории западно-европейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. 315 с.

223. Тугендхольд Я.А. Искусство и современность // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Советский художник, 1987. С. 208-215

224. Уголовное право: особенная часть: учебник для вузов / под. ред. И.Я. Козаченко и др. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 755

225. Улицкая М. Выставка искусство движения // Советское искусство.1927. № 2. С. 45-47

226. Успенский А. Между авангардом и соцреализмом: Из истории советской живописи 1920 - 1930 годов. М.: Искусство XXI век, 2010. 328 с.

227. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. 586 с.

228. Федоров В. Актер будущего: Доклад В. Мейерхольда в Малом Зале Консерватории - 12 июня 1922 г. // Эрмитаж. 1922. № 6. С. 10-11

229. Федоров-Давыдов А.А. По выставкам (обзор третий) // Русское и советское искусство. Статьи. Очерки. М.: Искусство, 1975. С. 52-64

230. Федоров-Давыдов А. Вопрос о новом реализме в связи с западноевропейскими течениями в искусстве // Статьи. Очерки. М.: Искусство, 1975.

231. Федоров-Давыдов А.А. По выставкам // Русское и советское искусство. Статьи. Очерки. М.: Искусство, 1975. С. 24-26

232. Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве: к Пятой Всесоюзной спартакиаде народов СССР: [Каталог]. М.: Б. и., 1972. 42 с.

233. Физкультура и спорт в изобразит. искусстве: [Каталог]. М.: Физкультура и спорт, 1963. 40 с.

234. Физкультура и спорт в изобразительном искусстве: IV всесоюзная художественная выставка: [Каталог] / Сост. А. Гудскова, А. Зуйкова, Т. Зуйкова и др. М: Советский художник, 1979. 76 с.

235. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.

236. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС- ВХУТЕИН: комплексная архитектурно-художественная школа 1920-1930-х гг. // Новое в жизни, науке, технике. Строительство и научно-технический прогресс №12, М.: Знание, 1990. 62 с.

237. Хвойник И. Вторая выставка «ОСТ» // Советское искусство. 1926. № 6. С. 45-51

238. Художественная выставка 15 лет РККА: Живопись, графика, скульптура, текстиль, декоративное искусство, искусство Палеха и Мстеры: [Каталог]. М.: Всекохудожник, 1933. 303 с.

239. Художественная выставка XV лет РККА: [Альбом]. М. : Изогиз, 1934. 48 с.

240. Центральный парк культуры и отдыха. Воробьевы горы: [Плакат] / Лисицкий Л.М., Ахметьев В.П. М: 1931. 1 л.

241. Центральный парк культуры и отдыха. Зимой: [Плакат] / Лисицкий Л.М., Ахметьев В.П. М.: 1931. 1 л.

242. Центральный парк культуры и отдыха. Зимой: [Плакат] / Лисицкий Л.М., Ахметьев В.П. М.: 1931. 1 л.: Хромолитография, фототипия

243. Цопф М.К. Советские павильоны на всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке // Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи: [Каталог] / Гос. Рус. музей (С.Петербург), Упр. культуры г. Кассель - Документа Архив. -Дюссельдорф: Интерартекс; Бремен : Эдицион Теммен, 1994. С. 60-64

244. Чегодаева М. Моя тревога: сборник критических статей об искусстве ХХ-ХХ1 века. М.: 2006. 86 с.

245. Червонная С.М. Картина и время: Русская советская тематическая картина 1917-1967. Л.: Художник РСФСР,1968. 90 с.

246. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. А.Г. Погоняйло, В.Г. Розник. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1998. 431 с.

247. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: в 3 т. М.: Физкультура и спорт, 1962. Т. 2. 388 с.

248. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. СПб.: «Первоцвет», 2007. 790 с.

249. Юшкова О.А. Станция без остановки: русский авангард: 1910 - 1920-е годы. М. : Галарт, 2008. 223 с.

250. Якимович А.К. Полеты над бездной. искусство, культура, картина мира: 1930-1990. М.: Искусство-XXI век, 2009. 461 с.

251. Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. Магический и метафизический реализм. Идеологический реализм. Сюрреализм Европа. Америка. Россия, 1916-1970: [Альбом]. М.: ГАЛАРТ ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 176 с.

252. Яковлева Н.А. Русская историческая живопись. М.: Белый город, 2005. 656 с.

253. Edelman R. Serious fun. A history of spectator sports in the USSR, New York; Oxford, 1993. 397 p.

254. Gray C. The Russian Experiment in Art 1863-1922, London: Thames and Hudson, 1986. 324 p.

255. Lenjasin V. L'arte alla guerra e la conquista della realta. // Realismi socialisti. Grande pittura sovietica 1920 - 1970. Milano, Skira, 2011

256. Lissitzky-Kuppers S. El Lissitzky: life, letters, text. London: Thames and Hudson, 1992. 410 p.

257. Metropolitan Museum of Art [Электронный ресурс] [URL]: http://www.metmuseum.org/searchresults?ft=Eakins&x= 11 &y=2&rpp=10 &pg=1 (дата обращения: 07. 06. 2015)

258. Museum Arno Breker [Электронный ресурс] [URL]: http: //www.museum-arno-breker.org/deutsch/d-arno-breker-0.html (дата обращения: 09. 02. 2015)

259. Riordan J., Sport in Soviet society. development of sport and physical education in Russia and the USSR, Cambridge, Cambridge University Press., 1977. 435 p.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Л. Лисицкий. Фигурины. Спортсмены.1920-21

2. Неизвестный фотограф. Спортивный зал. 1930-е. Находился в помещении академической церкви Св. Екатерины.

3. А. Родченко. Чемпион Японии. Серия «Французская борьба». 1919

4. А. Родченко Чемпион РСФСР. Серия Французская борьба. 1919

5. В. Степанова. Игроки в бильярд. 1920

6. В. Степанова. Две фигуры с мячом. 1920

7. В. Степанова. Игроки в шашки. 1920

8. В. Степанова. Цирк. Борцы. 1920

9. Н. Григорьев. Футбол. 1920

10. М. Лисицкий. Футболист. Коллаж.1922

11. К. Малевич. Супрематизм. Живописный реализм футболиста -красочные массы в 4-ом измерении. 1915

12. П. Галаджев. Теннисистка. 1924

13. Схема. Соотношение фигур в пространстве в композиции П. Галаджева. Теннисистка.

14. Г. Клуцис. Спорт. 1922

15. А. Дейнека. Теннис. 1923

16. А. Дейнека. Футбол. 1923

17. А. Дейнека. Футбол. 1924

18. А. Дейнека. Фехтование. 1923

19. Конструктивная схема картины (А. Дейнека. Фехтование. 1923)

20. С. Лучишкин Эскиз работы для первой русской выставки в Берлине 1922

21. С. Лучишкин Прыжок в воду 1928

22. А. Дейнека Боксер Градополов 1925

23. Ю. Пименов Лыжники 1925

24. Ю. Пименов. Каток. 1926

25. Пименов. Теннис. 1926

26. Ю. Пименов. Бег. 1928

27. Ю. Пименов. Прыжок в воду. (Старт). 1920-е

28. Конструктивная схема (Ю. Пименов. Прыжок в воду. 1920-е)

29. А. Дейнека. Теннис 1928

30. К. Вялов. Мотоциклетный пробег. 1925

31. К. Вялов Старт. Водный спорт. 1927

32. С. Лучишкин Среди деревьев (Лыжники) 1926

33. И. Кулешов. Лыжник. 1929

34. И. Кулешов. Даешь здоровую смену! Хоккей. Рисунок для воспроизведении в литографии. 1928

35. М. Гуревич. Бокс. 1929

36. М. Гуревич. Волейбол. 1929

37. Ю. Пименов. Футбол. 1926

38. Е. Зернова. Гигантские шаги. 1927

39. А. Дейнека Футболист. 1932

40. А. Дейнека Вратарь. 1934

41. С. Лучишкин. Матч Москва-Турция. 1932

42. И. Ивановский. Баскетбол. 1930-е

43. С. Луппов. Спорт. 1930

44. Схема. Соотношение фигур в пространстве в композиции. (С. Луппов. Спорт. 1943)

45 А. Дейнека. Бег. 1930

46. А. Дейнека. Кросс. 1932

47. А. Дейнека. Кросс. 1931

48. А. Дейнека. Бег.1932-33

49. Бег на длинную дистанцию. Роспись чернофигурной вазы. 333 г. до н. э. Фрагмент

50. Е. Зернова. За колхоз (Агитпробег). 1931

51. А. Дейнека. Лыжники. 1931

52. К. Вялов. Волейбол. 1934

53. В. Лебедев. Портрет боксера Бакуна. 1936

54. А. Самохвалов. Девушка с ядром. 1933

55. Н. Загреков. Метательница ядра. 56 Н. Загреков. Спортсменка. 1928

57. Г. Ряжский. Физкультурница. 1928

58. А. Самохвалов. На стадионе. 1934-1935

59.Схема. Геометрический центр картины. (А. Самохвалов. На стадионе. 1934-1935)

60. Н. Дормидонтов. Дискометатель Архипов. 1934

61. А. Самохвалов. Военизированный комсомол, 1932-33 гг.

62. А. Самохвалов. Осоавиахимовка 1932.

63. А. Почтенный. Легкоатлетические соревнования. нач. 1930-х гг.

64. Н. Дормидонтов. Футбол на спартакиаде. 1935

65. Н. Дормидонтов. Футбольный матч СССР - Турция. 1935

66. Н. Дормидонтов. Футболисты.1940

67. А. Родченко. Футбол 1940

68. А. Родченко. Футбол 1937

69. Г. Савицкий, В. Ефанов Кавалерийский переход жен начсостава. 1937

70. А. Моравов. Лыжный переход жен начсостава. 1937

71. С. Луппов. Праздник 1-го Мая. 1925

72. С. Луппов. Спортивные игры на стадионе. 1927. Схема. Соотношение фигур в пространстве. Геометрический центр картин (С. Луппов. Спортивные игры на стадионе. 1927)

73. С. Лучишкин. Пентаптих. День конституции. Спартакиада народов СССР. Физкультурный парад в Парке культуры и отдыха. 1932

74. С. Лучишкин. День Конституции. Спартакиада народов СССР. (Центральная часть). 1932

75. К. Бомбуа. Ярмарочный атлет. 1930-е

76. С. Лучишкин. Парад на стадионе Динамо. 1936-1976

77. А. Самохвалов. С.М. Киров принимает парад физкультурников. 1935

78. А. Самохвалов. С.М. Киров принимает парад физкультурников. 1935

(репродукция в газете «Известия», 30 декабря, 1937)

79. А. Пахомов. Эскиз панно «Дети страны Советов» для Всемирной выставки в Париже 1937 г.1936

80. А. Самохвалов. Советская физкультура. 1935. Эскиз панно для заключительного зала советского павильона Международной выставки в Париже в 1937 г.

81. Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. около 450 г. до н. э.

82. Ю. Пименов. Физкультурный парад. 1939

83. О. Энгельс. Акробатический этюд. Пирамида. Вторая пол. 1920-х

84. Н. Александрова. Графические записи гимнастических движений (1920-1930)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.