Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Манхаева, Ольга Михайловна

  • Манхаева, Ольга Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 150
Манхаева, Ольга Михайловна. Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Хабаровск. 2012. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Манхаева, Ольга Михайловна

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Феномен чувства вины как предмет психологического исследования

1.1. Психологические подходы к изучению феномена чувства вины в зарубежной и отечественной психологии

1.2. Чувство вины и направленность личности в психологических

исследованиях

Глава 2. Организация и методы исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью

2.1. Цель, задачи, гипотезы и база эмпирического исследования

2.2. Методы и методики эмпирического исследования

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью

3.1. Переживания чувства вины в зависимости от социальной направленности испытуемых

3.2. Переживание чувства вины в зависимости от социально-демографических характеристик у мужчин с различной социальной направленностью

3.3. Соотношение переживания чувства вины со стилями межличностного поведения и показателями агрессивности у мужчин с различной социальной направленностью

3.4. Соотношение переживания чувства вины со структурой самоотношения у мужчин с различной социальной направленностью

3.5. Соотношения склонности к переживанию чувства вины с системой жизненных смыслов и нравственными ценностями у мужчин с различной

социальной направленностью

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Феномен чувства вины, тесно связанный с таким моральным качеством, как совесть, непосредственно влияет на формирование нравственного и правового сознания общества и поэтому представляет особый интерес для ученых в различных областях знаний. Давно известная в религии, философии и этики проблема чувства вины сравнительно недавно обратила на себя внимание психологов. Непосредственно в психологии рост интереса к изучению чувства вины связан как с множеством белых пятен в концептуальном поле данного феномена, так и с потребностью прикладных исследований. Понятие «чувство вины» весьма активно рассматривается в зарубежной литературе как социальный феномен в рамках следующих подходов: психоаналитического (3. Фрейд, В. Райх, А. Фрейд, О. Ранк, Э. Фромм, К. Хорни и др.), гуманистического (А. Маслоу и др.), экзистенциально-гуманистического (И. Ялом, Дж. Бьюдженталь и др.), экзистенциального (М. Бубер, В. Франкл, Р. Мэй и др.), когнитивного (Дж. Тангей, К. Баррег, М. Хоффман, Т. Фер1усон, А. Бек и др.). В отечественной психологии к феномену чувства вины обращались, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю. Сидоренко, Г. Шингаров, М. Якобсон и др.), в теории морального развития и воспитания (В. Малахов, С. Якобсон, В. Щур), в свете изучения социальной адаптации (А. Растигеев), в контексте исследования самосознания и самоотношения (И. Кон, С. Пантелеев, Е. Соколова, В. Столин). На базе культурологических / антропологических теорий формируется представление о чувстве вины как о регулятивном механизме социального контроля, возникшего вместе с появлением социальных норм, стандартов, идеалов (Г. Брандт, А. Лобок, В. Вичев, И. Кон, К. Муздыбаев, Т. Стефаненко). Главным основанием, объединяющим все вышеперечисленные подходы к изучению чувства вины, является то, что в них в первую очередь подчеркивается социально-психологическая природа данного

феномена, его связь с социальным становлением человека, с культурными и историческими явлениями, различными социальными детерминантами.

Чувство вины - это очень широкая категория, которую изучают практически все гуманитарные науки. Психологов же больше интересует такая субъективная характеристика, как переживание этого чувства, так как переживание - это психический процесс, который в силу своей длительности оказывает глубокое воздействие на поведение человека. При этом в психологической литературе рассмотрение феномена чувства вины в данном контексте практически не встречается. Это обуславливает необходимость изучения переживания чувства вины в отдельном исследовании.

Таким образом, несмотря на активный научный интерес современных исследователей к проблеме чувства вины, эмпирических исследований в отечественной психологии, посвященных изучению данного феномена, недостаточно. Малоизученными остаются проблемы, связанные с определением понятия «переживание чувства вины», выявлением конкретных личностных характеристик, обуславливающих переживание чувства вины. В силу того, что чувство вины всегда возникает в процессе социальных отношений, автор изучает характеристики его переживания в контексте социальной направленности. Учитывая потребность в прикладных исследованиях, актуализируется необходимость изучения переживания чувства вины у социально направленных мужчин, соблюдающих основные законы и правила, установленные в обществе, и у мужчин с асоциальной направленностью, нарушающих общепризнанные нормы. Внимание автора к исследованию переживания чувства вины именно у мужчин, связано, прежде всего, с количественными тендерными различиями в совершении преступлений. На протяжении веков женская преступность всегда значительно уступала мужской. Соотношение уровня преступлений, совершаемых женщинами, к уровню преступлений, совершаемых мужчинами,

приблизительно равно 1:7. И это несмотря на то, что количество женщин в стране больше, чем количество мужчин.

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью, растущими запросами практики и высокой социальной значимостью изучения переживания чувства вины в контексте социальной направленности.

Цель исследования: выявить характер и содержательные взаимосвязи переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Объект исследования: чувство вины как психологический феномен.

Предмет исследования: переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

Гипотезой, выдвигаемой в исследовании, является предположение о том что:

- переживание чувства вины у социально направленных мужчин, соблюдающих основные законы и правила, установленные в обществе, и у мужчин с асоциальной направленностью, нарушающих общепризнанные нормы, различается по характеру, длительности, интенсивности переживания;

- переживание чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью детерминировано: социально-демографическими характеристиками, структурой самоотношения и нравственно-смысловой сферой и проявляется в межличностном поведении.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов к изучению феноменов чувства вины и направленности личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать методический комплекс исследования переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

3. Выявить и описать специфику и содержательные взаимосвязи переживания чувства вины с социально-демографическими характеристиками,

стилями межличностного поведения, показателями агрессивности, структурой самоотношения, смысложизнеными и нравственными ценностями у мужчин с различной социальной направленностью.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции чувства вины К. Куглера, У. Джонса; теоретические положения о чувстве вины, относящемся к «самооценочным» (Л.Куликов, М. Масколо, К. Фишер) или «социальным» (К. Баррет, А.Запорожец, Я. Неверович, Е. Ильин, Г. Бреслав) эмоциям; теория о психологических предпосылках развития эмоции вины Д. Осьюбела; теоретические положения о направленности личности с позиций теории деятельности С. Рубинштейна, структурная модель самоотношения В. Столина; концепция личностных смыслов А. Серого.

Методы исследования: теоретический анализ психологических исследований по проблемам чувства вины и направленности личности; методы психологической диагностики: разработаны мини-анкета «Автобиографический анамнез» и анкета по выявлению социальной направленности личности; «Опросник вины» (К. Куглер, У.Джонс), авторская анкета «Ситуационный анализ переживания чувства вины» (О. Манхаева), методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек в адаптациии Л. Собчик), опросник самоотношения (В. Столиц, С. Пантелеев), личностный опросник агрессивности Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки), методика исследования системы жизненных смыслов (В. Котляков); психодиагностический тест «Добро-Зло» (Л. Попов, А. Кашин); статистические методы обработки данных: критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Кендалла; качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Обработка данных производилась на основе пакета SPSS 11.5. для Windows (Russian version).

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе впервые:

- Определено понятие «переживание чувства вины», сформулированное в результате интеграции точек зрения представителей некоторых психологических теорий.

- Разработан, обоснован и апробирован методический комплекс диагностики переживания чувства вины у мужчин с различной социальной направленностью.

- Описана специфика переживания чувства вины, которая характеризуется более глубоким и интенсивным переживание чувства вины у правонарушителей, в отличие от правопослушных граждан.

- Выявлены взаимосвязи характеристик, отражающих переживание чувства вины с социально-демографическими характеристиками, такими, как: состав прародительской семьи, возраст, уровень образования у асоциальных и социально направленных мужчин.

- Выделены и описаны характеристики переживания чувства вины во взаимосвязи с модусами межличностного поведения, интернализированными смысложизненными и нравственными ценностями.

Теоретическая значимость исследования.

- Сформулированное в рамках работы определение «переживание чувства вины» позволяет расширить понимание феномена чувства вины как психологического явления, обладающего своими субъективными характеристиками.

- Выявлена и описана специфика генеза переживания чувства вины у лиц с различной социальной направленностью.

Практическая значимость исследования.

- Разработана и апробирована программа психодиагностического обследования переживания чувства вины у лиц с различной социальной направленностью.

- Разработана и внедрена в практику анкета «Ситуационный анализ переживания чувства вины», основанная на ситуационном подходе к сбору

эмпирических данных и позволяющая исследовать характеристики, отражающие переживание чувства вины.

- Полученные результаты о специфике переживания чувства вины у социально и асоциально направленных мужчин могут использоваться в практической деятельности психологов: при решении задач психологического консультирования и психокоррекционной работы как с правопослушными гражданами, так и с правонарушителями; при разработке программ профессионального обучения психологов ВУЗов и в системе повышения квалификации преподавателей.

- Материалы диссертационного исследования используются в учебных курсах ВГМУ и МГУ им. Г.И. Невельского «Психология личности», «Юридическая психология», «Экстремальная психология», в психологическом консультировании и коррекционной работе с заключенными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Приморскому краю.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью исходных методологических и теоретических положений психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Характер переживания чувства вины и его содержательные взаимосвязи с различными личностными характеристиками зависят от социальной направленности личности.

- В основе переживания чувства вины лежат характеристики: интенсивность, длительность и склонность к воспоминаниям прошлых ситуаций, связанных с возникновением чувства вины.

Переживание чувства вины детерминировано социально-демографическими характеристиками личности: составом прародительской семьи, возрастом и уровнем образования.

- Высокий уровень переживания чувства вины проявляется в определенных модусах взаимоотношений с окружающими: «покорно-застенчивом», «ответственно-великодушном», «сотрудничающе-конвенциальном», «недоверчиво-скептическом», «зависимо-послушном».

- Переживание чувства вины взаимосвязано с интернализированными смысложизненными и нравственными ценностями.

Эмпирическую базу исследования составили 264 респондента с различной социальной направленностью: 87 социально направленных мужчин, т.е. законопослушных граждан; 177 асоциально направленных мужчин -заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Приморского края.

Социально направленные (законопослушные) мужчины отбирались с помощью устных характеристик родственников, коллег и ответов специально разработанной анкеты по выявлению социальной направленности личности. Выборка сформирована с учетом важных социальных характеристик: образование и возраст.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях - международных: «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2009); «Молодежь-Наука-Инновации» (Владивосток, 2010); «Современные тренды развития социогуманитарного знания» (Ростов-на-Дону, 2011), «АкШа1пе ргоЫешу ш^осгезпусЬ паик -2011» (Белгород, 2011); «Глобальное измерение в современной науке и образовании» (Ростов-на-Дону, 2011), «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» (Москва, 2011); всероссийской: «Личность в условиях современных социальных изменений» (Челябинск, 2011). Результаты исследования отражены

в десяти научных публикациях и используются в преподаваемых в ВГМУ и МГУ им. адм. Г.И. Невельского курсах.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 134 листах машинописного текста, содержит 15 рисунков, 13 таблиц и состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ЧУВСТВА ВИНЫ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Основной задачей данной главы является проведение теоретического анализа подходов к изучению феномена чувства вины в различных психологических школах и анализ существующих теоретических исследований, направленных на раскрытие особенностей переживания чувства вины в зависимости от социальной направленности личности.

1.1. Психологические подходы к изучению феномена чувства вины в зарубежной и отечественной психологии

Перефразируя известное высказывание Г. Эббингауза, можно сказать, что у феномена чувства вины большое прошлое, но короткая история. Давно известная в религии и философии проблема чувства вины сравнительно недавно обратила на себя внимание психологов. Чувство вины занимает прочное место в ряду понятий житейской психологии и уже несколько десятилетий исследуется западными психологами, однако в отечественной науке работы, посвященные этому вопросу, можно встретить крайне редко.

1.1.1. Понятие чувства вины в психоанализе

В психологии фундаментальное изучение феномена чувства вины берет свое начало в рамках психоанализа. В классической теории психоанализа развитие чувство вины может осуществляться лишь после того, как сформирована базовая структура личности («Ид», «Эго» и «Супер-Эго»). Первым развивается «Ид», понимаемое, как врожденный набор импульсов, инстинктов или влечений. Природа «Ид» сексуальная и агрессивная и формируется у ребенка на фоне развитой способности концептуально отделять свое «Я» от других, думать, совершать выбор, владеть собой и воздействовать на окружающую среду (реальность). «Супер-Эго», обычно понимаемое как совесть, появляется после того, как дети усваивают представление о правилах поведения, идентифицируясь со своими родителями или со своей референтной группой [94, 99, 118]. Основные взгляды представитель психоаналитического направления на феномен чувства вины представлены в (Табл. 1).

12

Таблица 1

Основные взгляды на феномен чувства вины представителей психоаналитического подхода в психологии

Представители психологического направления Основные положения

3. Фрейд - основатель психоанализа - Определял понятие «чувство вины» как ощущение напряжения между требованиями «Сверх-Я» (совести) и достижениями «Я» [95]. Поскольку «Сверх-Я» обозначает инстанцию, которая обособилась от «Я», то автор указывает, что вина предполагает расщепление «Я» на обвинителя («Сверх-Я») и обвиняемого: само это расщепление обуславливается процессом интериоризации межсубъектных отношений [51]. Большая часть чувства вины нормально бывает бессознательной и являет собой топологическую разновидность тревоги или страха, который в более поздней стадии полностью совпадает со страхом перед «Сверх-Я». Чтобы объяснить чувство вины 3. Фрейд говорит о тревоге моральной, социальной, тревоге отчуждения, страхе кастрации [118]. - Чувство вины возникает только на фаллической стадии при появлении инстанции «Сверх-Я». 3. Фрейд выделяет два уровня чувства вины: сознательный уровень - это именно эмоция и бессознательный уровень - это тревога. С точки зрения 3. Фрейда, нормальное сознательное чувство вины представляет собой лишь сложность в осмыслении какого-либо события. Неосознанное же чувство вины будет так или иначе, с точки зрения З.Фрейда, связано с невротическими расстройствами. Связь чувства вины и невроза рождается из связи чувства вины с запретом. Чувство вины присуще неврозу навязчивости, истерии и депрессивным расстройствам. Однако сам З.Фрейд избегает термина «бессознательное чувство вины», предпочитая говорить о потребности в наказании [118].

Ж. Лакан - французский психоаналитик - Рассматривает связь вины и желания. Подчеркивает, что там, где есть желание, в его психоаналитическом понимании, там есть и запрет на его реализацию. Вина возникает всякий раз, когда субъект идет на поводу у своего желания [135]. - Выделяет три типа вины. Первый тип вины - невротическая вина. Ее суть заключается в том, чтобы принять на себя ответственность за невозможность найти удовлетворение своего желания в Другом, так как Другой не способен на это, то есть принять на себя ответственность за недостаток другого. Это вина связана с чувством неполноценности. Другой тип вины -меланхолическая вина. Это вина - выражение ненависти к себе за «утрату» возможности удовлетворить свое желание и достигнуть абсолютного наслаждения. Третий вид вины связан с извращенной позицией, которая заключается в принесении себя в жертву другому, который представляется как воплощение нравственного закона, при этом личность уподобляется объекту или инструменту [135]. - Разводит понятие тревоги и вины следующим образом: тревога - это сигнал на приближение Другого, который может удовлетворить желание, в то время как вина - это знак того, что Другой отвергает субъекта [135].

К. Хорни - немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма - Продолжила развивать идеи З.Фрейда и обратилась к рассмотрению невротического чувства вины, играющего важную роль в картине неврозов. Обратила внимание на неустойчивое различие между латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и явным бессознательным чувством вины, имеющим место в состоянии депрессии. Последние принимают форму самообвинений, часто являющихся фантастическими и преувеличенными. Многое из того, что кажется чувством вины, является выражением тревожности. Частично это

справедливо и для нормального человека. Однако в отличие от него невротик чаще склонен прикрывать свою тревожность чувством вины[99]. - Считала, что чувство вины является не причиной, а следствием страха неодобрения, осуждения [52].

Э. Фромм - немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма Связывал понятие чувство вины с ответственностью перед самим собой. Ввел понятие «гуманистической совести», которая является голосом истинного, подлинного «Я» человека. Гуманистическая совесть призывает человека стать тем, кем он может стать. По его мнению, чувство вины, которое человек испытывает перед авторитетом за невыполнение его предписаний, на подсознательном уровне переживается как вина перед самим собой, потому что не оправдывает своих собственных ожиданий [96].

О. Ранк - представитель неофрейдизма Связывал понятие чувство вины с понятием свободной воли. По его мнению, жизнь - это процесс сепарации и индивидуализации, в то время как смерть - это обратное явление, связанное с объединением, слиянием и зависимостью. Воля функционирует на уровне сознания, пытаясь разрешить существующий конфликт между страхом жизни и страхом смерти. Вина, подобно страху жизни, соотносится с ощущением утраченных возможностей, стагнацией и регрессией, которые вызваны отказом от сепарации [58, С.71-72].

Д. Вайсс - крупнейший представитель современного психоанализа - Разработал теорию, утверждающую, что основной причиной большинства психологических проблем являются патогенные убеждения, полагает, что вина межличностна по происхождению и функциям и играет адаптивную роль в поддержании отношений между людьми. И, тем не менее, он полагает, что вина может стать малоадаптивной,

иррациональной и патогенной, когда она преувеличена и сдерживаема, или когда она обобщена и неоднократно связана со стыдом [20].

- Выделил пять типов вины, в том числе адаптивная вина и четыре типа вины дезадаптивной, иррациональной. К ним относятся:

Вина выжившего характеризуется верованием, что преследование нормальных целей и достижение успеха заставит любимых людей страдать и чувствовать себя неадекватными. Люди, страдающие от вины выжившего, верят, что их успех, все то хорошее, что у них есть, вызывает несчастье других, заставляет их чувствовать себя плохо. Вина отделения характеризуется верованием, что кто-то не имеет права на отдельное существование, что отделение или отличие от близких и любимых людей - предательство, оно губительно для них, причинит им вред и боль. Вина гиперответственности предполагает преувеличенное чувство ответственности за заботу о счастье окружающих. Она связана с верой, что человек ответственен за счастье и благополучие других.

Вина ненависти к себе - это крайне негативная оценка себя, общее чувство негодности. Она считается межличностной виной, так как человек принимает этот крайне негативный взгляд на себя, чтобы сохранить связь со своими родителями и другими близкими людьми. Он смотрит на себя глазами тех, кто, по его мнению, его ненавидит [139, 140].

Таким образом, психоаналитики первые в психологической науке открыли и объяснили столь трудноуловимый психический феномен, каковым являются чувство вины. Основными положениями психоаналитического подхода, касающимися феномена чувства вины, являются следующие:

- Чувство вины это динамическое отражение конфликта, который, изначально, будучи межперсональным, в ходе социализации переносится во внутрипсихическую сферу ( 3. Фрейд и др.).

- В психике ребенка в ходе социализации формируется инстанция, названная «Сверх-Я», которая отвечает за моральное сознание и поведение. Существование этой инстанции обуславливает переживание чувства вины. (3. Фрейд, К. Хорни и др.).

- Переживание чувства вины в большей части бессознательно (3. Фрейд, К. Хорни и др.)

Некоторыми представителями неофрейдизма чувство вины рассматривается в рамках категории совести (К.Хорни, Э.Фромм и др.).

1.1.2. Экзистенциально-гуманистический подход к изучению чувства вины

С позиции гуманистического и экзистенциального подходов чувство вины имеет иной смысл, чем с точки зрения представителей психоаналитического подхода. Представители анализируемых в данном разделе направлений полагают, что вина существует автономно, и не может быть сведена к нарушению каких-то запретов или табу [18]. Неоспоримой заслугой психологов экзистенциального направления является то, что, исследуя феномен вины с точки зрения развития человека с подчеркиванием аспекта саморазвития и самосовершенствования, они выработали и ввели понятие онтологической вины, которое позволяет охарактеризовать феномен вины в качестве самостоятельного явления, не отождествляемого с такими категориями человеческого существования как страх или тревога. Основные взгляды представитель экзистенциального и гуманистического направлений на феномен чувства вины представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные взгляды на феномен чувства вины представителей экзистенциально-гуманистического подхода в психологии

Представители психологического направления Основные положения

А. Маслоу - представитель гуманистического направления Проводит различие между совестью (Супер-Эго) и внутренним чувством вины. Совесть означает усвоение самостью одобрения и неодобрения других людей: отца, матери, учителей и т.д., которое складывается под влиянием социума. Внутреннее же чувство вины возникает как следствие «предательства индивидом своей внутренней природы или своей самости, уклонения от пути, ведущего к самоактуализации; это, по сути, обусловленное недовольство самими собой» [58, С. 236]. Вина является «истиной», «заслуженной», «справедливой» или «праведной», потому что является результатом расхождения человека с чем-то глубоко истинным, с тем, что находиться в нем самом. Автор приходит к заключению, что когда человек заслуживает, ему полезно огцутить внутреннюю вину. Это указывает дорогу к реализации истиной самости и ее потенциала [61].

И. Ялом - представитель экзистенциально-гуманистического направления Определяет чувство вины как «темную тень ответственности». Человек несет ответственность не только за причиненное зло другим людям, либо за нарушение моральных и социальных правил, но также за «преступления против самого себя». Человек наделен огромным потенциалом и большими возможностями, и все это он может реализовать в своей жизни. И если он не реализовал себя, избегал жизни, то он виновен [108]. - Рассуждая о проблемах принятия решений, признавал, что некоторые индивиды находят жизненные решения

трудными именно из-за вины. Всякое решение, по мнению автора, неизбежно сопровождается отречением. Выбрать что-то одно всегда означает отбросить что-то другое. Таким образом, при абсолютизации экзистенциальных мыслей о необходимости реализации всех возможностей, человек оказывается в положении человека, сидящего на перекрестке, не выбирая ни одной дороги, потому что не может выбрать обе, и переживающего в связи с этим глобальную, не имеющую разрешения вину [108].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Манхаева, Ольга Михайловна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 351 с.

3. Ангуладзе Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Тбилиси, 1980. - 26 с.

4. Андреева, Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г.М. Андреева. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 416 с.

5. Антонян Ю.М. Психология преступления и наказания. - М.: «Пенатес-Пенаты», 2000. С. 19-66.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Из-во МГУ, 1990. -367 с.

7. Батаршев A.B. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 е.: ил. - (Психология для всех).

8. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).

9. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Автореф. дис. канд. наук. - СПб., 2006.

10. Бодалев A.A. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Основы социально-психологической теории / Ред. А.А.Бодалев, А.Н.Сухов. - М.: Междунар.пед.акад., 1995. С.45-61.

11. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: «Педагогика», 1972. - 352 с.

12. Бойко В.В. Доброта в нас и внутри нас. - М.: Знание, 1988. - 62 с.

13. Бодалев A.A. и др. Общая психодиагностика - СПб.: Изд-во «Речь», 2003.-440 с.

14. Брандт Г.А., Лобок A.M. Преодоление морали или парадоксы «нравственного искусства». - М.: Знание, 1991.-63 с.

15. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1981. - № 2. - С. 46 - 56.

16. Братусь Б.С. Нравственносте сознание личности. — М.: Знание, 1985. —64 с.

17. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 3-е изд., стер. -М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. - 544с.

18. Бубер М. Вина и чувство вины // Вестник РАТЭПП. - 1994. - №2. -С. 7-34.

19. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии / [Перевод]. - М.: «Класс», 1998. - 336 с.

20. Вайсс Д. Как работает психотерапия: Пер. с англ. - М.: «Класс», 1998.-230 с.

21. Васильева О.С., Короткова Е.В. Комплексный подход к понятию «вина» // Прикладная психология. - 2000. - № 3. - С. 22-28.

22. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

23. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984. -242 с.

24. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. -357 с.

25. Власова Т.В. Личностный рост психолога: от эмпирии к онтологии вины // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 1. - С. 87-96.

26. Выготский JI.C. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-479 с.

27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В.Запорожца и др. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1-6.

28. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -М.: «Юридическая литература», 1981.-160 с.

29. Зимбардо Ф., Ляйппс М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 444 с.

30. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 104-115.

31. Игнатьева A.A. Понятие о нравственных чувствах альтруизма, эгоизма, стыда и вины как устойчивых эмоциональных отношениях // Научные труды Вятского социально-экономического института. - Киров, 2002. Вып. 1. -С.178-191

32. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодёжи. - М.: Высшая школа МВД СССР, 1971. - 172 с.

33. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 464 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

34. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 е.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).

35. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -СПб.: Питер, 2009. - 576 е.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).

36. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 749 с. .: ил.-(Серия «Мастера психологии»).

37. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - 2-е изд., доп. -М.: Вита-Пресс, 1997. - 140 с.

38. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. - М.: Юрид. лит., 1968. - 136 с.

39. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981,- Т. 2. №3.-С. 25-37.

40. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. - М.: Наука, 1979. С. 85-113.

41. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

42. Короткова Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Автореф.дис. канд. наук. -Ростов-на-Дону., 2002.

43. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

44. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000. - С. 164

45. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. -562 с.

46. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М.: Просвещение, 1976. -286 с.

47. Кудрявцев И.А., Ратинова H.A., Сафина О.Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. -1997. -№ 3. - С. 36-58.

48. Куликов JI.B. Психология настроения. - СПб.: Из-во С.-Петерб. Гос. Ун-та, 1997.-226 с.

49. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения/ Дисс. на соискание ученой степени док. психол. наук. СПб, 1991.

50. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии / А.Ф. Лазурский. - СПб.: Алетейя, 2001. - 192 с.

51. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. - М.: Вьющая школа, 1996. - 623 с.

52. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин. - М.: ACT: ACT Москва, 2010. - 956 с.

53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-301 с.

54. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1992.-36 с.

55. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — 43с.

56. Лунеев В.В. Преступность 20 века: Мировой криминологический анализ. - М.: Наука, 1997. - 120 с.

57. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной. - М.: Наука, 1990. С. 10-18.

58. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: «Речь», 2002. - 538 с.

59. Малахов В.А. Стыд. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

60. Маслоу А .Т. Дальнейшие пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999 - 430с.

61.Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. -М.: «Рефл-бук», 1997. -304 с.

62. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-256с.

63. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

64. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. - СПб.: С- Петерб. фил. Ин-та социологии, 1995. - 39 с.

65. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Ленинград.: Наука, 1983.-239 с.

66. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 363с.

67. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. - СПб.: Питер, 2005. - 416с.

68. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: Издательство Московского университета, 1991. - 108 с.

69. Первин Л., Оливер Д. Психология личности. Теория и исследования. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 606 с.

70. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Академия, 1986.-256 с.

71. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 240 с.

72. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. — Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета, 2000. — 176 с.

73. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов /Под. ред. проф. А.М.Столяренко М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

74. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. A.B. Запорожца, Я.3. Неверович. -М.: Просвещение, 1986. - 96 с.

75. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. -Барнаул: Барнаульский Государственный Пединститут, 1984. С. 68-74.

76. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.

77. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 712 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

78. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.-423 с.

79. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - JL: Наука, 1979. - 263 с.

80. Семенов И.Н., Репницкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор самоопределения взрослых // Мир психологии. -1999. - № 2. -С. 32-38.

81. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А. В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -272 с.

82. Сидоренко Ю.И. Место и роль нравственных чувств в системе морального сознания // Вестник Московского университета. - 1971. -№ 5. -С. 48-57.

83. Ситникова А. Е., Ермолин А. В. Представленность в сознании мотива как предмет судебно-психологической экспертизы. - СПб.: Питер, 2002. - 462 с.

84. Скляров C.B. Мотивы индивидуального преступного поведения и их уголовно-правовое значение. / C.B. Скляров. - М.: Юрайт, 2007. - 312 с.

85. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП-ИСП, 2000.-512 с.

86. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство Московского университета, 1989. - 215 с.

87. Соколов С. В. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2001. -327 с.

88. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Академический проект, 1999.-320 с.

89. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство МГУ, 1983.-286 с.

90. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дисс. док.психол.наук. - М., 1985. -28 с.

91. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН Грузии, 1961. - 210 с.

92. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

93. Франки В. Доктор и душа. - СПб.: Ювента, 1997. - 286 с.

94. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 400 с.

95. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Книга 1. Пер. с нем. - Тбилиси: Мерани, 1991.-397 с.

96. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для самого себя / Под. ред. П.С. Гуревич. - М.: Изида, 2004. - 256 с.

97. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Коллегиум, 1992. - 253 с.

98. Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Издательство Московского университета, 1987. С. 31-48.

99. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. // Собр. соч. Т. 1.-М.: Смысл, 1997. С. 272-488.

100. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2001. —296 с.

101. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, 1971. - 222 с.

102. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 352 с.

103. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. - 232с.

104. Экзистенциальная психология / [Перевод] Под ред. Ролло Мэя. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 624с.

105. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности// Психологический журнал. - 1981. - № 4. -С.142-147.

106. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.- Воронеж: Изд. Институт практической психологии, 1998. - 304 с.

107. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. -М., 1977. - С. 288

108. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / [Перевод]. - М.: Класс, 2000 - 576 с.

109. Ausubel D.F. Relationships between shame and guilt in the socialization process // Psychological Review. 1955. Vol. 62. pp. 378-390.

110. Barrett К. C. A functionalist approach to shame and guilt. /Self-Conscious Emotions: The Psychology of Shame, Guilt, Embarrassment, and Pride / Ed. by Tangney J. P., Fischer K.W. Guilford Press, 1995 - P. 25-63.

111. Barret K.C. The Origins of Guilt in Early Childhood, In J.Bybee (Ed.), Guilt and Children - New York: Academic Press, 1998. pp. 75-90.

112. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. N.Y.: Times Mirror, 1979. - 356 p.

113. Costin S. Ep, Jones CJ. Friendship as a facilitator of emotional responsiveness and prosocial intervention among young children. Developmental Psychology, 1992, № 28. - P. 941-947.

114. Dweck C.S. Self-theories and goals: Their role in motivation, personality, and development. In R.D. Dienstbier (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1991. pp. 199-235.

115. Estrada-Holienbeck M., Heatherton T .F. Avoiding and Elevating Guilt trough Prosocial Behaviour. In J.Bybee (Ed.), Guilt and Children. - New York: Academic Press, 1998. pp. 215-232.

116. Fechbach N.D., Roe K. Empathy in six-and seven-years olds. Child development, 1968, № 39. - P. 133-145.

117. Frankl V. The Unconcious God. N.Y.: Washington Square Press, 1975. -161 p.

118. Freud S. Inhibition, symptome et angoisse (1926) / trad de Pallemand par M.Tort-2 ed. - Paris : Presses Universitaires de France, 1968.

119. Hamilton W.D. Selection of selfish and altruistic behaviour in some extreme models. In J.F. Eisenberg & W.F. Sillon (Eds.). Man and beast: Comparative social behaviour. - Washington, Smithsonian Institutional Press, 1971.

120. Higgins E.T., Bond R.N., Klein R., & Stranman T. Self-discrepancies and emotional vulnerability: How magnitude, accessibility, and type of discrepancy influence affect // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. pp. 5-15.

121. Hoffman, M.L. (1990). Empathy and justice motivation. Motivation and Emotion, Vol.4, pp.151-172.

122. Hoffman M.L. Varieties of Empathy-Based guilt/ In LBybee (Ed.) Guilt and Children-New York: Academic Press, 1998. pp.91-112

123. Hoffman M.L. Mora! interaalisation : Current theory and research / In L. Merkowitz (Ed), Advanced in experimental social psychology. 1977. Vol.10, pp. 236-274.

124. Hoffman M.L. Affective and cognitive process in moral internalization: An information processing approach / In: Higgins E.T., Ruble D., Hartup W. (Eds.) Social

cognition and social development: A socio-cultural perspective, - New York: Cambridge University Press, 1983. pp. 236-274.

125. Hoffman M.L. Development of prosocial motivation: Empathy and guilt / In N. Eisenberg (Eds.) Development of Prosocial Behaviour. -New York, 1982. pp. 281-313.

126. Janoff-Bulman R. Characterological versus behavioral self-blame: Inquires into depression and rape // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol.10, pp. 1798-1809.

127. Jaspers K. Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage. Zurich: Artemis, 1971. p. 58.

128. Jones W. H., Schratter A. K., Kugler, K. The Guilt Inventory // Psychological Reports. 2000. Vol.87, pp. 1039-1042.

129. Jones W. H. The Guilt Inventory // A handbook of psychological tests / Ed. by Maltby J., Lewis C A., Hill A. - Lampeter, Wales, UK: Edwin Mellen Press, 2001.-P. 318-320.

130. Jones, W. H., Kugler, K. Interpersonal correlates of The Guilt Inventory // Journal of Personality Assessment. 1993. Vol.61. № 2. - P. 246-258.

131. Kavanagh D. Self-efficacy as a resourse factor in stress appraisal processes. In R. Schwarzer (Ed.) Self-efficacy: Thought control of action. Washington: hemisphere, 1998. pp. 177-194.

132. Krebs D.X. Empathy and altruism /Journal of Personality and Social Psychology, 1970. № 32. - P. 1124-1146.

133. Kelly G.A. Man's construction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.) Assessment of human motives. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1958. pp. 33-64.

134. Kugler K., Jones W. H. On conceptualizing and assessing guilt // Journal of Personality and Social Psychology, 1992. Vol. 62. № 2. - P. 318-327.

135. Lacan J. Les seminaires. Livre X. L'Angoisse/ texte etablie par J-A Miller. - Paris : Seui, 2004.

136. Loeber R. Development and risk factors of juvenile antisocial behavior and delinquency. Clinical Psychology Review, 1990. Vol.10, pp. 1-41.

137. Mascolo M. F., & Fischer K. W. Developmental transformations in appraisals for pride, guilt and shame. To appear in Fischer, K. W. & Tangney, J. P. (Eds.), Self-Conscious Emotions: Shame, Guilt, Embarrassment and Pride. -New York: Guilford, 1995. pp. 64-113.

138. Morano D. V. Existential Guilt. Van Yorcum & Comp.B.V-Assen, 1973. -90 p.

139. O'Connor L.E., Berry J.W., Inaba D., Weiss J. & Morrison A. Shame, Guilt, And Depression in Men and Women in Recovery From Addiction // Journal of Substance Abuse Treatment. 1994. Vol. 11. № 6. - P. 503-510.

140. O'Connor L.E., Berry J.W., Weiss J., Bush M. & Sampson H. Inte^ersonal guilt: the development of a new measure // Journal of Clinical Psychology. 1997. Vol.53. Nol. pp. 73-89.

141. Rutter M, & Giller H. Juvenile Delinquency: Trends and Perspectives. -New York: The Guilford Press, 1983.

142. Tangney J. P., Dearing R. L. Shame and Guilt. Guilford Press. 2003. - p. 272.

143. Tangney J.P., Shame and guilt in interpersonal relationships. In J.P.Tangney & K.WJischer (Eds.), Self-conscious emotions. - New York: Guilford Press, 1995. pp. 114-139.

144. Trickett P. K., Kuczynski L. Children's misbehaviors and parental discipline strategies in abusive and nonabusive families. Developmental Psychology, 22 (1), 1986. pp. 115-123.

145. Weiner B., Russel D. & Lerman D. Affective consequences of causal ascriptions. In: J. Harvey, W.J. Ickes & R.F. Kidd (Eds.), New directions in attribution reserch. N.Y.: Erlbaum, 1978. Vol. 2. pp. 177-198.

146. Wicklund R.A. Frey P. Self-awareness theory: When the self makes a difference // Self in social psychology / Ed. by D.M. Wegner, R.R. Vallacher. N.Y:NYPress, 1980. pp. 216-234.

147. Zahn-Waxier C, Robinson Jo Ann L., Emde R. N. The development of empathy in twins // Developmental Psychology, 1992. Vol.28. № 6. - P. 1038-1047.

148. Zahn-Waxier C, Cole P.M., Barret K.C. Guilt and empalhy: sex differences and implications for the development of depression. In J. Garber & K.Dodge (Eds.), The development of emotion regulation and dysregulation, Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

149. Zahn-Waxier C, Radke - Yarrow M, King R. Early altruism and guilt/ Academic Psychologie Bulletin, 1983. Vol. 5. pp. 247-259.

150. Zahn-Waxier C, Radke-Yarrow M, King R. A. Child rearing and children's prosocial initiations towards victims of distress. Child Development, № 50, 1979. pp. 319-330.

151. Zahn-Waxier C, KochanskaG. The origins of guilt/ In R.A, Thompson (Eds.), Nebraska Symposium on Motivation. - Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1990. pp. 183-258.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.