Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Ефимова Юлия Викторовна

  • Ефимова Юлия Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 315
Ефимова Юлия Викторовна. Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2018. 315 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ефимова Юлия Викторовна

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза

1.1. Сущностно-содержательная и структурная характеристика понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» в контексте модернизации высшей школы

1.2. Саморазвитие информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза в контексте психолого-педагогических исследований

1.3. Ведущие принципы стимулирования саморазвития информационно -коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе

Выводы по 1 главе

Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза

2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза

2.2. Общая характеристика педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза

2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогической модели и условий педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза»

Введение

В настоящее время развитие российского общества характеризуется модернизацией многих сфер социальной жизни, что осуществляется с учетом требований трансформации индустриального общества в информационное. Это, в свою очередь, ведет к повышению критериев к профессиональным качествам специалистов, включая формирование компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Этого требует и современный этап развития информационного общества, что характеризуется его неизбежной вовлеченностью в процессы информатизации всевозможных сфер социально-общественного бытия, начиная от материально-производственной сферы и заканчивая духовной, включая, собственно, и образование, где приоритетными направлениями становятся информационные и коммуникационные процессы. В этой связи, развитие информационно-коммуникационных технологий непосредственно связано с системой высшего образования с точки зрения повышения общего уровня интеллектуального развития индивида, его материальных и духовных потребностей [115].

В связи с этим актуализируются исследования в области повышения информационно-коммуникационного потенциала выпускников вузов, содействующего усилению их конкурентоспособности на рынке труда, а также вхождению России в международное информационное и коммуникационное пространство.

На сегодняшний день современными отечественными исследователями Н.Л. Дашниц, Т.В. Капустиной, C.B. Панюковой и др. всесторонне изучены такие понятия, как «информатизация образования», «информационная культура», «педагогическая культура», «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационно -коммуникационная грамотность», «информационно-коммуникационная компетентность»[67;108;181]. Сущностные характеристики и психологи-

ческие особенности саморазвития личности представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. [9;53;144;207]. Аспекты профессионального саморазвития личности рассмотрены в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, А.К. Марковой и др.[4;37;154].

Концепция формирования информационно-коммуникационной ком-петентностина четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом - представлена в трудах В.Л. Акуленко, Д.В. Голубина, А.Н. Завьялова, C.B. Панюковой, И.В. Роберт, С.П. Седых и др. [5;59;83;181;203;214;].

Развитие информационно-коммуникационной компетентности студентов вузов не представляется возможным без создания условий для рефлексии студентами своих личностных способов действий и возможного диапазона их применений в будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится актуальным педагогическое стимулирование саморазвития данной компетенции.

В исследованиях Е.В. Гущиной, И.С. Кона, В.С. Куликова, Л.А. Коростылевой, Л.В. Лидак, А.В. Петровского, А.А. Реана отмечается значимость таких качеств специалиста, как профессиональное самоопределение и саморегуляция, саморазвитие и самореализация как движущих механизмов для достижения целей обучения [64;117;136;119;147;188;202]. Что касается общих закономерностей формирования саморазвития обучающихся, то особенности данного процесса рассмотрены в работах В.И. Андреева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др. [10;134; 224]. Педагогические аспекты организации профессионального саморазвития личности рассматривались в работах Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой, Л.М. Мити-ной, В.А. Петровского, Н.В. Седовой, Н.К. Сергеева и др. [42;114;158;188;213;221]. Е.А. Белова исследовала в качестве средства саморазвития обучающихся профессиональной образовательной организа-

ции электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики

[31].

Серьезное значение для настоящего исследования имеют работы, посвященные компетентностному подходу в современном образовании (А.М. Аронов, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, А.Г. Кас-пржак, К.Г. Митрофанов, A.M. Новиков. Дж. Равен, О.В. Соколова, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин) [20; 87; 94; 92; 104; 112; 160; 173;198; 229; 255; 256; 261; 270; 276; 280; 281]. На сегодняшний день представлены сущность и структурные характеристики отдельных видов компетентно-стей: аутопсихологической (А.П. Ситников, А.А. Деркач) [222; 69;]; информационной (Н.В. Кульбеда) [137], коммуникативной (Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников) [76; 133; 82]; межкультурной (Н.Г. Григорьева, И.А. Мегалова) [61; 157; ]; профессионально-педагогической (Н.В. Кузьмина, В.В. Кульбеда) [134; 137]; социально-психологической (А. Кох, Л.И. Берестова) [124; 33].

Вместе с тем, несмотря на огромный массив исследований по проблематике развития информационно-коммуникационной компетентности у учащейся молодежи, стоящий на повестке дня вопрос о педагогическом стимулировании саморазвития данного процесса в ходе обучения в вузе, до сих пор не нашел своего полноценного исследования.

В этой связи, следует признать следующие противоречия, существующие в данной области, а именно между:

- объективной потребностью современного российского общества в формировании разносторонне образованного выпускника вуза, обладающего умениями и навыками оперирования информацией, умением самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и умением продуктивно осуществлять информационное взаимодействие и недоста-

точно изученными условиями развития у них информационно -коммуникационной компетентности в процессе обучения в высшей школе;

- между потребностью образовательных учреждений в интенсификации педагогического процесса по развитию у студентов само-процессов и редким предъявлением современных научно-обоснованных и практико-ориентированных моделей педагогического стимулирования саморазвития профессионально значимых компетенций;

- необходимостью комплексного педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов и слабой разработанностью необходимых педагогических условий и механизмов реализации данного процесса в вузе.

Эти противоречия определили следующую проблему исследования: как обеспечить эффективное педагогическое стимулирование процесса саморазвития студентов вуза при формировании их информационно-коммуникационной компетентности?

Объект исследования: процесс развития информационно -коммуникационной компетентности студентов в ходе их обучения в вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.

Гипотеза исследования: педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в ходе их профессионального обучения в условиях вуза будет эффективным, если реализовать этот процесс в рамках соответствующей педагогической модели, предполагающей:

- выявление и учет базовых характеристик педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза;

- опору на принципы активности и самостоятельности; развития субъектной позиции студента; развития творческого мышления; мотивации конкурентоспособности; технологического подхода; культурологического подхода;

- разработку и реализацию в учебно-воспитательном процессе вуза соответствующих педагогических условий стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить содержательную и сущностную характеристику педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза.

2. Обосновать использование основополагающих принципов стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе.

3. Определить педагогические условия стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.

4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность предложенной педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные концепции компетентностного подхода в образовании (Э.Ф. Зе-ер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Д.А. Иванов, В.А. Кальней, Дж. Равен, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.); фундаментальные исследования в области философии образования и методологии педагогических исследова-

ний (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.); труды в области методологии, теории и практики информатизации образования (И.Н. Антипов, Г.А. Бордовский, Е.П. Велихов, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Марусева, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.); работы по проблемам педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.Г. Мордкович, В.В. Петру-синский и др.); теории личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.Ф. Габдулхаков, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.); теории создания информационно-коммуникационной образовательной среды, проектирования и реализации творческой образовательной среды на основе информационных технологий (С.Л. Атанасян, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.А. Жданов, C.B. Зенкина, A.A. Кузнецов, К.Г. Кречетников, A.C. Лесневский, М.А. Сурхаев, А.Ю. Уваров и др.); теории саморазвития личности как духовно-практической самосозидательной активной деятельности (В.И. Андреев, Ю.В. Андреева, М.И. Кряхтунов, Л.Н. Куликова, Ю.А. Лобейко, Л.Ф. Михальцова, Е.Д. Нелунова, Е.Л. Федотова, Н.Ш. Чинкина, И.А. Шаршов и др.); концепции педагогического стимулирования (З.И. Равкин, Л.И. Ру-винский, В.Г. Пряникова, В.Н. Тарасюк, М.Г. Яновская).

Методы исследования:

- теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; исследование современной образовательной практики; систематизация, классификация, моделирование);

- эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, определение критерий, педагогический эксперимент);

- статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились филиалы Казанского национального исследовательского технического университета

им. А.Н. Туполева -КАИ в г. Чистополе и г. Альметьевске Республики Татарстан.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет (2011-2017 гг.) и включало три этапа.

На первом - поисково-теоретическом этапе (2011-2012 гг.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы и педагогические условия стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе, была разработана методика эксперимента.

На втором - опытно-экспериментальном (2012-2015 гг.) проводился педагогический эксперимент, осуществлялась разработка и апробация педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов.

На третьем обобщающем этапе (2015 - 2017гг.) осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, подтверждалась гипотеза исследования, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования состоит в том, что

1. Конкретизировано понятие «саморазвитие информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза» как сложной системы внутренних психических состояний и свойств личности будущего специалиста, ориентированного на самодвижение в освоении знаний и планировании стратегии своей информационно-коммуникационной деятельности; способного к постоянному поиску новых способов удовлетворения своих информационных потребностей; обладающего стойким интересом к информационно-технологической деятельности, к осмыслению ее результатов в рамках саморегулирования и рефлексии.

2. Обоснована целостная совокупность принципов стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности сту-

дентов в процессе обучения в вузе, обеспечивающая эффективность данного процесса: принцип активности и самостоятельности; принцип развития субъектной позиции студента; принцип развития творческого мышления; принцип мотивации конкурентоспособности; принцип технологического подхода; принцип культурологического подхода.

3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие стимулировать саморазвитие информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза: принятие преподавателями постулата о студенте как субъекте собственного развития; систематическое формирование у студентов ценностных установок на саморазвитие, а также убеждения о значении для конкурентоспособности на современном рынке труда навыков саморазвития информационно-коммуникационной компетентности; активизация само-процессов студентов за счет активного использования в процессе обучения личностно-ориентированных технологий обучения, основанных на изучении их профессиональных потребностей; интенсификация и индивидуализация самостоятельной исследовательской деятельности студентов; развитие у студентов критического мышления и рефлексивно-оценочных способностей и навыков.

4. На этой основе разработана и экспериментально проверена педагогическая модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза, дана характеристика ее целевого, субъектного, методологического, содержательного, процессуального и диагностико-контролирующего компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий развития самости личности за счет определения сущности саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концеп-

ции педагогического стимулирования и расширению теоретических и технологических поисков в области реализации компетентностного подхода в образовании. Новый взгляд на возможности моделирования процесса стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в вузовской практике углубляет научные представления о путях решения данной проблемы и может стать базой для исследования других ее малоизученных аспектов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогической модели, обеспечивающей стимулирование саморазвития у студентов информационно-коммуникационной компетентности. На этой основе разработан и апробирован учебно-методический комплекс по программированию на языке высокого уровня. Подготовлено и внедрено учебно-методическое пособие для преподавателей вузов, использование которого позволяет совершенствовать профессиональную подготовку студентов. Апробированная модель может также выступить основой для создания методических разработок по реализации выявленных педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки будущих специалистов. Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при проектировании и организации образовательного процесса в вузах; в системе повышения квалификации педагогических работников; для дальнейших исследований проблемы стимулирования профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений; соответствием логики и содержания исследования объекту, предмету, цели и задачам исследования; использованием адекватных взаимодополняющих методов исследования, рационально сочетающих теоретические, эмпирические и статистические методы; непротиворечивостью

базовых теоретических положений и их практическим подтверждением результатами экспериментальной работы.

На защиту выносится педагогическая модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов, в совокупности следующих компонентов:

целъ - развитие информационно-коммуникационной компетентности студентов;

субъекты - преподаватель как субъект образовательного процесса; студент как субъект саморазвития;

принципы - активности и самостоятельности; развития субъектной позиции студента; развития творческого мышления; мотивации конкурентоспособности; технологического подхода; культурологического подхода;

содержание - интеграция содержания учебных дисциплин «Программирование на языках высокого уровня», «Технологии программирования», «Объектно-ориентированное программирование» и «Системы искусственного интеллекта» с курсовым проектированием в овладении способностью к организации информационного пространства и самоорганизации в нем, обеспечении познавательной активности в удовлетворении информационных потребностей;

педагогические условия - принятие преподавателями постулата о студенте как субъекте собственного развития; систематическое формирование у студентов ценностных установок на саморазвитие, а также убеждения о значении для конкурентоспособности на современном рынке труда навыков саморазвития информационно-коммуникационной компетентности; активизация само-процессов студентов за счет активного использования в процессе обучения личностно-ориентированных технологий обучения, основанных на изучении их профессиональных потребностей; интенсификация и индивидуализация самостоятельной исследовательской дея-

тельности студентов; развитие у студентов критического мышления и рефлексивно-оценочных способностей и навыков;

формы и методы - индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы «Твоя будущая профессия в контексте информационной культуры», «Социальная роль молодого специалиста в информационном обществе» и т.д.; аналитические обзоры статей по специальности, сделанные студентами (о профессиональной культуре; о компьютерной образованности; о преимуществах компьютерной коммуникации и т.д.); диспуты по вопросам информационной подготовки современного специалиста в определенной области и требований к нему: «Что важнее для программиста: талант или опыт?», «Информационные способности -это «дар природы» или плоды целенаправленного труда?»; деловые игры с решением профессиональных задач; обсуждение новаций в области применения информационно-коммуникационные технологий; обыгрывание ситуаций с демонстрацией умения отбирать оптимальные программные средства для конкретной работы и т.д.; встречи со студентами старших курсов и с бывшими выпускниками по обмену опытом саморазвития информационно-коммуникационной компетентности; привлечение студентов к исследовательским проектам и к профориентационной работе; участие с разработанными проектами в научно-практических конференциях и олимпиадах;

критерии и показатели информационно-коммуникационной компетентности - когнитивный (знания о способах осуществления информационной и коммуникационной деятельности; представления о компетентности и профессиональной мобильности; знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения); мотиваци-онно-ценностный (мотивы личностного достижения, профессионального выбора; положительная мотивационная направленность на информационную и коммуникационную деятельность; стремление к достижению своей

конкурентоспособности); деятельностный (активное применение средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности; умение продуктивно использовать бумажные (учебник, учебное пособие, лекции, дидактический материал) и электронные (электронные книги, автоматизированная обучающая система, различные средства телекоммуникаций) носители информации).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в работе конференций молодых ученых и студентов КФУ и КНИТУ им. А.Н.Туполева - КАИ (Казань 2011-2017); международных («Исследование различных направлений развития психологии и педагогики», г. Уфа, 2014г; «Казанские научные чтения студентов и аспирантов - 2013» имени В.Г. Тимиря-сова, г. Казань, 2013 г.), всероссийских («Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», г. Пермь,2015г; «Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы», г. Чистополь, 2015г.) и региональных научно-практических конференциях, выступлениях на заседаниях кафедры «Компьютерные и телекоммуникационные системы» ЧФ КНИТУ им. А.Н.Туполева - КАИ (филиал в г.Чистополе Республики Татарстан).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у

студентов вуза

1.1. Сущностно-содержательная и структурная характеристика понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» в контексте модернизации высшей школы

Система российского высшего образования в условиях построения инновационной экономики превращается сегодня в одну из важнейших отраслей, обеспечивающей обществу расширение и усиление человеческого капитала. Не удивительно, что такие ведущие страны, как США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни ставят в качестве национальной стратегической задачи. Более того, экономисты определили определенный порог людей с высшим образованием, которые обеспечивали бы функционирование инновационной экономики -это не менее 60% экономически активного населения. Такая задача и становится сейчас одной из важнейших для России, претендующей на достойное место в мировой экономике.

Поэтому в контексте интеграционных процессов, происходящих в современном мире, остро стоит проблема модернизации национальной образовательной сферы, которая в России происходит под воздействием общего кризиса государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы.

Задачами российской системы образования в этих условиях стала подготовка высококлассных специалистов, способных не просто решать современные задачи, но и востребованных на рынке труда. Для этого необходим постоянный поиск прорывных технологий, способствующих во-

влечению России в международное образовательное сообщество, а в последующем и росту национальной экономики.

Вот почему отечественная высшая школа постепенно отходит от традиции привычного теоретизирования в обучении и приближает содержание образования к прагматическому аспекту, в частности, к практическим нуждам экономики. В этой связи, переход к сокращенным срокам подготовки специалиста (4 года, бакалавриат) считается обоснованным, во-первых, в виду снижения отечественного промышленного потенциала, а во-вторых, появления фактора включения в международную конкурентоспособность аттестованной квалифицированной российской молодежи в условия современного рынка.

Кроме того, в условиях, когда в основе экономики лежат рыночные отношения, появляются новые профессии, а к старым предъявляются новые, более современные требования. Например, во многих областях деятельности требуется высокая информационно-коммуникационная компетентность, умение пользоваться компьютером и т.д. А это говорит о том, что будущих специалистов надо готовить к реальной жизни уже не так, как прежде, что и обусловливает необходимость модернизации системы образования [87]. Отсюда, подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного и практико-ориентированного, является серьезной задачей, влекущей за собой соответствующую модернизацию многих российских вузов.

Это непосредственно связано и с интенсификацией информатизации всех сфер жизнедеятельности индивида, что уже по своей логике предъявляет новые требования к организации высшего профессионального образования. Так, одним из требований социального заказа современного общества считается подготовка таких специалистов, которые были бы способны к усвоению огромного потока информации; могли бы продуктивно применять в предстоящей профессиональной деятельности имеющиеся инфор-

мационные источники и постоянно появляющиеся информационно-коммуникационные технологии. В этой связи, актуальной для системы высшего профессионального образования становится проблема формирования у студентов информационно-коммуникационной компетентности с тем, чтобы они могли повышать свою конкурентоспособность как специалиста и имели все возможности для успешной адаптации к современной меняющейся действительности. К этому призывают и различные государственно-правовые документы: «Концепция модернизации Российского образования», «Концепция информатизации образования», «Концепция формирования информационного общества в России», федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия» и др. Таким образом, развитие информационно -коммуникационных технологий ставит насущную задачу формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущего специалиста; и это уже само по себе является актуальной проблемой, поскольку образовательная система пока не содействует обеспечению соответствующего уровня сформированности данной компетентности у выпускников высших учебных профессиональных заведений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ефимова Юлия Викторовна, 2018 год

Список использованных источников

Приложение

Листинг программы

using System;

using System.Drawing;

using System.Windows.Forms;

namespace SeaWar {

///<summary>

/// Перечисление - тип корабля:

/// одно-, двух-, трех- или четырехпалубный

///</summary>

enumShipType {

OneDeck, TwoDeck, ThreeDeck, FourDeck

}

///<summary>

///Класс MyLabel - ячейкавигровомполе, /// которая наследуется от класса Label ///</summary>

classMyLabel : Label {

///<summary>

/// Идентификатор, указывающий какой корабль расположен

/// на данной ячейке, если она не пуста

///</summary>

int shipId;

///<summary>

/// Тип корабля, который расположен на

/// данной ячейке, если она не пуста

///</summary>

ShipType type;

///<summary>

/// Переменная, указывающая прорисовывать или нет номер

/// корабля, который расположен на данной ячейке, если она не пуста

///</summary>

bool drawType;

///<summary>

/// Переменная, указывающая расположен ли какой-либо корабль на

данной /// ячейке или нет ///</summary> boolfill; ///<summary>

/// Переменная, указывающая поражен ли корабль, расположенный на данной

/// ячейке или нет (закрашивается черным цветом)

///</summary>

bool life;

///<summary>

///Конструкторкласса MyLabel ///</summary>

public MyLabel() {

Size = newSize(20, 20);

BackColor = Color.Brown;

BorderStyle = BorderStyle.Fixed3D;

Paint += newPaintEventHandler(MyLabel_Paint);

life = true; }

///<summary>

/// Метод-обработчик события Paint для текущего класса ///</summary>

privatevoid MyLabel_Paint(object sender, PaintEventArgs args) {

Graphics gr = args.Graphics; if (!life)

{

BackColor = Color.Black;

return;

}

if (drawType) {

switch (type)

caseShipType.OneDeck:

gr.Drawstring("1", newFont("Tahoma", 12), newSolidBrush(Color.White), newPointF(2, 2)); i break; caseShipType.TwoDeck:

gr.Drawstring("2", newFont("Tahoma", 12), newSolidBrush(Color.White), newPointF(2, 2)); break;

caseShipType.ThreeDeck:

gr.Drawstring("3", newFont("Tahoma", 12), newSolidBrush(Color.White), | newPointF(2, 2)); break;

caseShipType.FourDeck:

gr.Drawstring("4", newFont("Tahoma", 12), newSolidBrush(Color.White), newPointF(2, 2)); break;

}

}

}

III Свойство с модификатором доступа rw для ///переменной shipld publicint Shipld ;

get

;

return shipld;

}

set

;

shipld = value;

}

}

///<summary>

III Свойство с модификатором доступа rw для j ///переменной type ///</ summary:;-p u Ы i с S h i p T yp e T yp e ;

get

{

return type;

}

| set

;

drawType = true;

type = value;

}

}

i III Свойство с модификатором доступа rw для ///переменной fill

publicbool Fill {

get

{

return fill;

}

set

;

fill = value;

}

III Свойство с модификатором доступа rw для ///переменной life

publicbool Life {

get

{

return life;

}

set

{

life = value;

}

}

III Свойство с модификатором доступа r для ///переменной drawType

publicbool DrawType {

set

drawType = value;

}

}

}

///Класс Game - класс, реализующийлогикуигрымеждукомпьютером

II/ и пользователем III<|summary>

classGame {

III<summary>

III Переменная, указывающая кто ходит данный момент -

III игрок или компьютер

III</summary>

bool wholnGame;

III<summary>

/I/ Ячейки, на котороые в текущий момент времени нажимает III пользователь и компьютер, соответственно III</summary>

MyLabel labHitUser, labHitComp; III<summary>

/I/ Коллекции типа ArrayList для хранения III ячеек, содержащихся в каждом игровом поле III</summary>

ArrayList labelsFirst, labelsSecond; III<summary>

III Переменная, указывающая есть ли победитель

III</summary>

bool winner;

III<summary>

/I/Конструкторкласса Game III</summary>

III<param name=мlabelsFirstм>Коллекциитипа ArrayList дляхранения /I/ ячеек, содержащихся в первом игровом поле<|param> III<param name=мlabelsSecondм>Коллекции типа ArrayList для хранения /I/ ячеек, содержащихся во втором игровом поле<|param>

public Game(ArrayList labelsFirst, ArrayList labelsSecond) {

this.labelsFirst = labelsFirst;

this.labelsSecond = labelsSecond; }

III<summary>

III Сгенерировать случайный ход компьютера III</summary>

privatevoid GenereteLabHitComp() {

Random rand = newRandom();

int index = rand.Next(0, labelsFirst.Count - 1); bool boolVar = false;

while (boolVar != true) {

MyLabel lab = (MyLabel)labelsFirst[index]; if (lab.BackColor != Color.White &&

lab.BackColor != Color.Black && lab.BackColor != Color.CornflowerBlue)

{

labHitComp = lab; boolVar = true;

}

index = rand.Next(0, labelsFirst.Count - 1);

///csuminary::-

III Сгенерировать один ход либо пользователя, либо III компьютера i ///</summaгу> publicvoid StartGaine () ;

if (winner != true) if (whoInGame)

;

if (labHitllser != null) ;

if (labHitllser . BackColor != Color.CornflowerBlue) i labHitllser . BackColor = Color.White;

ShotModeling(labelsSecond, labHitUser);

}

whoInGame = IwhoInGame; StartGaine () ;

}

else

;

GenereteLabHitComp () ; if ( labHitComp.BackColor != Color.CornflowerBlue )

labHitComp.BackColor = Color.White;

if (labHitComp != null)

ShotModeling(labelsFirst, labHitComp); whoInGame = IwhoInGame;

}

else

;

j foreach (MyLabel label in label

foreach (MyLabel label in label

MessageBox.Show("Играокончена!"); }

}

///<s unmia ry> j III Проверка окончания игры ///</suininary>

///<param naine="labels"Жоллекции типа ArrayList для хранения III ячеек, содержащихся в некотором игровом поле</рагат> publicvoid CheckEndOfGaine (ArrayList labels) ;

foreach (MyLabel label in labels) if (label.Fill && label.Life) j return;

j winner = true;

}

///<s ultima ry>

///Моделнрованиевыстрела i ///</summary::-

///cpaiain naine="labels"Жоллекциитипа ArrayList длянранения III ячеек, содержащихся в некотрюм игровом поле</рагат> ///<param name="label">Элемент управления типа label(ячейка), III в которую был произведен выстрел</рагат> publicvoid ShotModeling(ArrayList labels, MyLabel ;

if (label.Fill) switch (label.Type) ;

caseShipType.OneDeck:

ShotModelingForDefineShip

break;

caseShipType.TwoDeck:

ShotModelingForDefineShip

break;

caseShipType.ThreeDeck:

ShotModelingForDefineShip

i break; caseShipType.FourDeck:

ShotModelingForDefineShip

labelsFirst) Enabled = false; labelsSecond) Enabled = false;

label)

(1, label

(2, label

(3, label

(4, label

s, label);

s, label);

s, label);

s, label);

break;

///<summary>

/// Моделирование выстрела для корабля конкретного типа ///</summary>

///<param name="number">Числопалубкорабля</param> ///<param name="labels">Коллекциитипа ArrayList дляхранения /// ячеек, содержащихся в некотром игровом поле</param> ///<param name="label">Элемент управления типа label(ячейка), /// в которую был произведен выстрел</param>

privatevoid ShotModelingForDefineShip(int number, ArrayList labels,

MyLabel label) {

label.Life = false; label.Invalidate(); int count = 0;

foreach (MyLabel tempLab in labels) if ((tempLab.ShipId == label.ShipId) && ItempLab.Life) count++;

if (count == number)

foreach (MyLabel tempLab in labels)

if ((tempLab.ShipId

CheckEndOfGame(labels) . }

label.ShipId) && ItempLab.Life)

FillFreeSides(labels, tempLab);

///<summary>

/// Закрашивает клетки вокруг убитого корабля в синий цв< /// Закрашивается 8 клеток вокруг данной клетки или /// 5, если клетка боковая, или 3, если клетка угловая ///</summary>

privatevoid FillFreeSides(ArrayList labels, Label label) {

Point loc = label.Location; // левыйверхнийугол if (loc.X == 20 && loc.Y == 20) foreach (MyLabel lab in labels) if ((lab.Location.X

. Y

40 &&

20 && lab.Location Ilab.Fill) | (lab.Location.X Ilab.Fill) | (lab.Location.X Ilab.Fill)) lab.BackColor = Color.CornflowerBlue;

40 && lab.Location.Y 40 && lab.Location.Y

20 &&

40 &&

// if

правыйверхний (loc.X == 200

foreach (MyLabel if ((lab.Location.X

&& loc.Y == 20) lab in labels)

180 && lab.Location.Y == 20 && Ilab.Fill) || (lab.Location.X Ilab.Fill) || (lab.Location.X Ilab.Fill)) lab.BackColor = Color.CornflowerBlue;

200 && lab.Location.Y

180 && lab.Location.Y

40 &&

40 &&

// if

левыйнижний (loc.X == 20

&& loc.Y

200)

foreach (MyLabel lab if ((lab.Location.X =

X

in labels)

= 20 && lab.Location.Y Ilab.Fill) || (lab.Location

Ilab.Fill) (lab.Location Ilab.Fill)) lab.BackColor

40

180 &&

&& lab.Location.Y

X

40 && lab.Location.Y

200 &&

180 &&

Color.CornflowerBlue;

// правыйнижний if (loc.X == 200 && loc foreach (MyLabel lab in if ((lab.Location.X

Y == 200) labels) 200 && lab.Location. Ilab.Fill) || (lab.Location.X == Ilab.Fill) ||

180 &&

180 && lab.Location.Y

200 &&

// те, что слева, if (loc.X == 20) foreach (MyLabel lab if ((lab.Location.X

(lab.Location. Ilab.Fill)) lab.BackColor = кроме угловых

180 && lab.Location.Y

Color.CornflowerBlue;

180 &&

loc.Y

+ 20) Fill) + 20)

// те, что справа, if (loc.X == 200) foreach (MyLabel lab if ((lab.Location.X

in labels)

= loc.X && (lab.Location.Y == - 20) && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X == loc.Y - 20) && Ilab ((lab.Location.X == loc.X loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X == loc.Y + 20) && Ilab (lab.Location.X == loc.X + 20) && Ilab.Fill)) lab.BackColor = Color.CornflowerBlue; кроме угловых

&& (lab && lab. && (lab

+ 20) Fill) && (lab.Locati

.Location.Y Location.Y == .Location.Y on.Y == loc.Y

// те, что сверху if (loc.Y == 20) foreach (MyLabel lab if (((lab.Location.X

in labels)

= loc.X && (lab.Location.Y == loc.Y - 20) && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X - 20) && (lab

== loc.Y - 20) && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X - 20) && lab

loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X - 20) && (lab

== loc.Y + 20) && Ilab.Fill) || (lab.Location.X == loc.X && (lab.Locati + 20) && Ilab.Fill)) lab.BackColor = Color.CornflowerBlue; кроме угловых

Location.Y Location.Y == .Location.Y on.Y == loc.Y

in labels)

== loc.X - 20) && lab.Location.Y == loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X - 20) && (lab.Location.Y

== loc.Y + 20) && Ilab.Fill) || (lab.Location.X == loc.X && (lab.Location.Y == loc.Y

+ 20) && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X + 20) && lab.Location.Y ==

loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X + 20) && (lab.Location.Y == loc.Y + 20) && Ilab.Fill))

lab.BackColor // те, что снизу, кроме угловых if (loc.Y == 200) foreach (MyLabel lab in if (((lab.Location.X ==

Color.CornflowerBlue;

labels)

loc.X - 20) && lab.Location.Y == loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X - 20) && (lab

== loc.Y - 20) && Ilab.Fill) || (lab.Location.X == loc.X && (lab.Locati - 20) && Ilab.Fill) ||

lab.BackColor

((lab.Location.X == loc.X + 20)

== loc.Y - 20) && Ilab.Fill) ((lab.Location.X == loc.X + 20) == loc.Y) && Ilab.Fill)) Color.CornflowerBlue;

&&

(lab (lab

.Location.Y on.Y == loc.Y Location.Y Location.Y

// те, что в середине, кроме крайних и угловых foreach (MyLabel lab in labels)

if (((lab.Location.X == loc.X - 20) && lab.Location.Y

loc.Y && Ilab.Fill) ||

(lab.Location.X == loc.X == loc.Y - 20) && Ilab (lab.Location.X == loc.X == loc.Y + 20) && Ilab lab

- 20) Fill) - 20) Fill)

Y

Location.X == loc.X && - 20) && Ilab.Fill) || lab.Location.X == loc.X &&

+ 20) && Ilab.Fill) || (lab.Location.X == loc.X + 20) == loc.Y - 20) && Ilab.Fill) (lab.Location.X == loc.X + 20)

(lab.Location (lab.Location ( lab.Location.Y ( lab.Location.Y

&& (lab.Location.Y

Y

loc.Y

loc.Y

&& lab.Location.Y

X

loc.Y && Ilab.Fill) || ((lab.Location.X == loc.X + 20) && (lab.Location.Y == loc.Y + 20) && Ilab.Fill)) lab.BackColor = Color.CornflowerBlue;

}

///<summary>

/// Свойство с модификатором доступа w для

///переменной labHitUser

///</summary>

publicMyLabel LabHitUser {

set

{

labHitUser = value;

}

}

///<summary>

///Свойствосмодификаторомдоступа w для ///переменной labHitComp ///</summary>

publicMyLabel LabHitComp {

set

labHitComp = value;

}

}

///<summary>

///Класс BattleField - форма, вкоторойпрорисовываются /// игровые поля, и также данный класс реализует логику, /// позволяющую расставить корабли пользователю ///</summary>

publicclassBattleField : Form {

///<summary>

/// Коллекции типа ArrayList для хранения /// ячеек, содержащихся в каждом игровом поле ///</summary>

ArrayList labelsFirst, labelsSecond; ///<summary>

/// Элемент управления типа GroupBox -/// упорядочивающий корабли, находящиеся в /// первом и втором игровых полях ///</summary>

GroupBox gbField1, gbField2; ///<summary>

/// Элемент управления типа Label, отображающий

///вспомогательнуюинформацию

///</summary>

privateLabel labState;

///<summary>

/// Текущий тип расставления кораблей ///</summary> ShipPositionType shipPos; ///<summary>

/// Количество кликов мышью при расставлении кораблей

/// в первое игровое поле

///</summary>

int clickCount;

///<summary>

/// Оюъект класса Game для моделирования игры с

///компьютером

///</summary>

Game game;

///<summary>

/// Кол-во кораблей определенного типа ///</summary>

privatestaticint countFourDeckShip = 2; privatestaticint countThreeDeckShip = 3; privatestaticint countTwoDeckShip = 3; privatestaticint countOneDeckShip = 3;

///<summary>

///Конструкторкласса BattleField ///</summary>

public BattleField() {

InitializeComponent();

labelsFirst = newArrayList();

labelsSecond = newArrayList();

InitializeMyLabels();

shipPos = ShipPositionType.Along;

AutoFillField();

}

///<summary>

/// Метод - обработчик нажатия на какую либо ячейку из первого

///игровогополя

///</summary>

privatevoid LabelsFirst_MouseClick(object sender, MouseEventArgs args)

{

if (clickCount > (countFourDeckShip +

countThreeDeckShip + countTwoDeckShip + countOneDeckShip))

return;

if ( args.Button == MouseButtons.Left ) {

if (sender isMyLabel {

MyLabel lab = (MyLabel)sender; ShipType type = CurrentShipType(); if (clickCount > (countFourDeckShip +

countThreeDeckShip + countTwoDeckShip + countOneDeckShip - 1))

{

clickCount++;

labState.Text = "Всекораблирасставлены"; foreach (MyLabel label in labelsSecond)

label.MouseClick += new MouseEventHandler(LabelsSecond_MouseClick);

game = newGame(labelsFirst, labelsSecond); game.StartGame();

return;

}

int result = -1; switch (type)

{

caseShipType.OneDeck:

if (shipPos == ShipPositionType.Along)

result = FindPlace(labelsFirst, 1, ShipType.OneDeck, ShipPositionType.Along,

lab.Location);

else

result = FindPlace(labelsFirst, 1, ShipType.OneDeck, ShipPositionType.Across,

lab.Location);

if (result == 0)

clickCount++; ReplaseTextInLabState("?", "1");

break;

caseShipType.TwoDeck:

if (shipPos == ShipPositionType.Along)

result = FindPlace(labelsFirst, 2, ShipType.TwoDeck, ShipPositionType.Along,

lab.Location);

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.