Педагогический потенциал сказки как средство развития альтруизма у учащихся - младших подростков: на материале карачаево-балкарских, русских и американских народных сказок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Берберова, Лиана Бурхановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат наук Берберова, Лиана Бурхановна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АЛЬТРУИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1. Нравственность как цель воспитания
1.2. Альтруизм как основная составляющая нравственности человека
1.3. Сказка - средство развития альтруизма у учащихся
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АЛЬТРУИЗМА У УЧАЩИХСЯ - МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ (НА МАТЕРИАЛЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ, РУССКИХ И АМЕРИКАНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) 2.1. Педагогическая модель развития альтруизма у учащихся младшего
подросткового возраста посредством сказки
2.2.Эксперименталы1ая проверка эффективности реализации педагогической модели по развитию альтруизма у учащихся младшего подросткового возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста2008 год, кандидат педагогических наук Короткова, Людмила Дмитриевна
Педагогический потенциал русской народной сказки в воспитании младших школьников2014 год, кандидат наук Михайлина, Елена Владимировна
Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания2011 год, кандидат педагогических наук Зелинский, Константин Владленович
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде2006 год, кандидат педагогических наук Куржева, Тамара Исмаиловна
Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе2006 год, кандидат педагогических наук Афанасова, Ирина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогический потенциал сказки как средство развития альтруизма у учащихся - младших подростков: на материале карачаево-балкарских, русских и американских народных сказок»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена общественных отношений в России в 90-х годах прошлого века и её поворот к рыночной системе с характерными для нее ценностями - конкурентоспособностью, предприимчивостью, материальным успехом, стремлением к карьерному росту обусловили высокий уровень прагматизма в образовании.
Превращаясь в сферу оказания образовательных услуг, система образования перестала ориентироваться на традиционные морально-нравственные и духовные ценности, связанные с развитием человеческой сущности обучающегося, несмотря на то, что именно «человек есть смысл, цель, результат и субъект истории, культуры и образования» (Е.П. Белозерцев).
Такой крен в сторону рационализма и прагматизма имеет результатом забвение нравственных жизненных устоев, духовную дезориентированность и девиантное поведение молодежи, агрессивное умонастроение, религиозную нетерпимость, черствость и бессердечное отношение к окружающим. По последним данным Российской академии образования, лишь 10% детей в стране характеризуются альтруистическим типом сознания против 58% в 1992 году.
В этих условиях образование не способно выполнять одну из своих ведущих функций - готовить созидательные силы будущего, что грозит обернуться тяжелыми потерями для общества и государства.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у подрастающего поколения высоконравственных, гуманистически ориентированных духовных свойств личности и, в частности, альтруизма как совокупности качеств человека, позволяющих строить отношения с другими людьми на принципах бескорыстной любви, уважения, сострадания, отзывчивости, толерантности и эмпатии.
Актуальность проблемы альтруизма определяется и причинами социально-политического характера - утверждение альтруистических качеств как самоценного человеческого опыта неразрывно связано с культурой мира как одного из главных направлений общественного развития в поликультурной и поликонфессиональной России, в том числе, и на Северном Кавказе. 1
В настоящее время в мировом общественном сознании все отчетливее формируется понимание того, что развитие философии и практики добра и альтруизма как нормативов бытия есть единственное средство выживания человеческого сообщества. В одном из документов ООН (2008) отмечается, что «дух альтруизма - это колоссальный резерв энергии и инициативы в интересах мира и общественного развития» [232].
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивается, что «государственная политика в области образования в первую очередь основывается на гуманистическом характере образования и приоритете общечеловеческих ценностей», которые, прежде всего, находят выражение в альтруистическом сознании и поведении человека [221].
В зарубежной и отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению происхождения и сущности альтруизма (Ч. Дарвин, Ф.Г. Добржанский, О. Конт, П.А. Кропоткин, М. Ридли, Фрэнк Дж. Салоуэй, Г. Спенсер, А. Фрейд, Э. Фромм, В.П. Эфроимсон). Проблемам развития альтруизма у учащихся посвящены исследования В.А. Ермакова, ЕЛО. Ермаковой, И.В. Мангутовой, Е.Е. Насиновской. Анализ этих работ показывает, что дальнейшее развитие идей развития альтруизма требует более четкой теоретической разработки понимания сущности разумного альтруизма, его структуры и движущих сил альтруистического поступка.
Кроме того, мы считаем, что в процессе воспитания нравственности и развития альтруизма учащихся общеобразовательная школа недостаточно эффективно использует жанр народной сказки, в которой заложен большой педагогический потенциал стимулирования альтруизма. Этот воспитательный потенциал может быть многократно приумножен использованием достояния общечеловеческого опыта, представленного в сказках различных народов.
Изложенное выше позволяет выявить ряд противоречий между:
- потребностями воспитания созидательных сил общества и низким уровнем духовно-нравственного развития подрастающего поколения;
- потребностями развития альтруистического сознания и поведения и высоким уровнем прагматизма в жизни и образовании;
- высоким потенциалом развития альтруизма, имеющимся в народных сказках и их недостаточным использованием в практике воспитания;
- поликультурным характером современной образовательной среды и низким уровнем использования общечеловеческого духовно-нравственного опыта, представленного в народных сказках различных культур.
Данные противоречия определили проблему исследования - какова эффективность использования сказки как средства развития альтруизма у учащихся младших подростков, которая конкретизировалась в теме: «Педагогический потенциал сказки как средства развития альтруизма у учащихся
- младших подростков (на материале карачаево-балкарских, русских и американских народных сказок)».
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказки в развитии альтруизма у учащихся - младших подростков.
Объект исследования - развитие альтруизма у учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - педагогический потенциал сказки в процессе развития альтруизма у учащихся - младших подростков.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что развитие альтруизма у младших подростков будет успешным, если:
- теоретически обосновать сущность и содержание альтруизма как основы нравственного воспитания;
- использовать педагогический потенциал сказки, как источник развития альтруистического сознания и поведения;
- в учебно-воспитательный процесс включить изучение народных сказок, представляющих взаимодействующие в педагогической системе школы культуры: родную, русскую и изучаемую иноязычную культуру.
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы педагогическую модель развития альтруизма у учащихся, основанную на использовании общечеловеческого духовно-нравственного опыта, представленного в народных сказках различных культур.
Задачи исследования:
- на основании феноменологического анализа понятия «альтруизм», определить его содержание и сущность как основы нравственного воспитания учащихся;
- определить структурные компоненты альтруизма;
- выявить педагогический потенциал сказки как средства развития альтруизма у учащихся младшего подросткового возраста;
- разработать и апробировать педагогическую модель развития альтруизма у учащихся младшего подросткового возраста посредством народной сказки, представляющей три взаимодействующие в педагогической системе культуры.
В достижении цели исследования использовались следующие методы: теоретические - анализ философской, общепедагогической, психолого-педагогической, культурологической литературы и фольклорных источников; теоретическое обобщение результатов исследования; моделирование педагогической деятельности; эмпирические — наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, контент-анализ результатов деятельности; экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперимент; статистические - математическая обработка результатов исследования.
Теоретическо-методологической основой исследования явились положения духовно-нравственного воспитания подрастающей личности (В.В. Айрапетова, В.А. Блюмкин, М.В. Глебова, Н.Ф. Голованова, Н.О. Лосский, Н.Б. Ромаева, E.H. Шиянов); идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой); исследования проблемы альтруизма (K.M. Бундевик, В.И. Гарбузов, К.Я. Джус, В.Р. Дорожкин (Кейсельман), Е.Ю. Ермакова, В.А. Ермаков, О. Конт, П.А. Кропоткин, И.В. Мангутова, A.B. Марков, Е.Е. Насиновская, М. Попов, Г.В. Правоторов, М. Ридли, Фрэнк Дж. Салоуэй, Н.Д. Субботина, А. Фрейд, Э. Фромм, В.П.
Эфроимсон); исследования, посвященные анализу, специфике и потенциальным возможностям использования сказки в учебно-воспитательном процессе (А.И. Алиева, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, Ф.А. Урусбиева, К.П. Эстес); исследования, посвященные психолого-педагогическим условиям формирования личности в школах с этнокультурным компонентом обучения (Х.Х. Батчаева, Г.Н. Волков, A.C. Койчуева, В.К. Кочисов, Б.А. Тахоков, JI.A. Хараева).
При решении исследовательских задач использовались следующие подходы: антропологический, гуманистический, аксиологический, личностно-ориентированный, этнокультурный, поликультурный, деятельностный (коммуникативно-деятельностный), в соответствии с которыми человек, его жизнь, свобода и творческая самореализация являются высшей ценностью бытия.
База исследования и ее организация. Исследование проводилось на базе Института филологии ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», МКОУ СОШ №16 г. Нальчика, МКОУ СОШ сел. Яникой. Всего в исследовании принял участие 181 учащийся 5-6 классов. Были сформированы 4 экспериментальные группы (139 учащихся) и 2 контрольные группы (42 учащихся). Данное исследование проходило с 2011 по 2015 годы и включало три взаимосвязанных этапа:
первый этап (2011-2012) - поисково-теоретический — анализ состояния проблемы развития альтруизма в теории и практике, изучение соответствующей литературы, определение цели, задач и гипотезы исследования;
второй этап (2012-2014) - опытно-экспериментальный - разработка педагогической модели развития альтруизма у учащихся-младших подростков посредством народных сказок (на материале карачаево-балкарских, русских и американских народных сказок), апробация данной модели в школах с этнокультурным компонентом обучения;
третий этап (2014-2015) - заключительно-обобщающий — анализ и систематизация полученных экспериментальных данных, формирование выводов, положений и рекомендаций, оформление диссертации. Научная новизна исследования:
- Углублено понимание сущности и содержания альтруизма как основы нравственного развития личности, определены мотивы и содержание разумного альтруизма, включающее как положительное самоотношение и самоуважение человека, так и позитивное отношение к другому человеку, социуму, природе и общему мироустройству.
- Уточнена структура альтруизма, включающая личностный, когнитивный, мотивационный, рефлексивный и поведенческий компоненты. Личностный компонент - ведущий компонент в структуре альтруизма, так как именно на его основе происходит включение динамических факторов альтруистического поведения.
- Выявлен педагогический потенциал сказки, состоящий в специфике её содержания, композиции и эмоционально-психологическом воздействии, актуализирующим основные внутренние и внешние детерминанты альтруистического поведения младших подростков: альтруистическое сознание, мотивы, рефлексивную деятельность и волевой поступок.
- На основе богатейшего воспитательного потенциала сказки разработана педагогическая модель развития альтруизма у учащихся младшего подросткового возраста, определяющая цели, задачи, подходы, содержание, формы, методы, приемы и критерии развития альтруизма, проявляемого в их вербальных или невербальных поступках.
Теоретическая значимость исследования: полученные данные вносят определенный вклад в теорию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Теоретически значима разработка понятия «разумный альтруизм» как двучастной характеристики личности, отражающей ее позитивное отношение к себе и окружающему миру; дополнены и уточнены структурные компоненты альтруизма. Теоретически обоснован и экспериментально доказан высокий педагогический потенциал народной сказки в развитии альтруизма младших подростков с учетом положений поликультурного образования; обоснована модель развития альтруизма как результата целенаправленной, мотивированной, последовательно формируемой деятельности в системе ведущих отношений к
миру на основе народной сказки посредством использования соответствующих форм, методов и приемов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования духовно-нравственного воспитания учащихся школ в системе поликультурного образования; концепция авторской модели, предложенные формы, методы и приемы развития альтруизма, разработанная программа «Альтруизм как основа жизни» могут найти свое практическое применение в системе дошкольного и начального образования, включающей этнокультурный компонент обучения; полученные выводы и предложенные автором практические рекомендации могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования, при разработке стратегии и тактики воспитания в образовательной системе России, в процессе преподавания дисциплин «Педагогика» и «Теория обучения и воспитания» на педагогических специальностях и факультетах в высшей школе.
Достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом педагогической практики и передового опыта, использованием статистических методов обработки эмпирического материала.
Положения, выносимые на защиту:
- В условиях кризиса духовно-нравственного развития личности и общества, резкой прагматизации образования необходимо уделить особое внимание воспитанию альтруистически ориентированного человека. Процесс воспитания строить с учетом ценностного воспитательного потенциала современной поликультурной среды, общечеловеческого духовно-нравственного опыта человечества, в наиболее доходчивой форме представленного в народных сказках родной и взаимодействующих с ней культур.
- Альтруизм - сложное интегральное нравственное качество личности человека, основанное на его знаниях, убеждениях и идеалах, направленное на
удовлетворение значимой или жизненно важной потребности другой личности, проявляющееся в целесообразной вербальной или невербальной деятельности, в основе которой лежит доминирующий мотив морального самоуважения. Альтруистический поступок представляет собой активный осознаваемый личностью волевой акт ее самореализации; альтруистическое воздействие на нее не создает условий для развития в ней эгоизма.
- Высокий педагогический потенциал народной сказки, используемый в процессе развития альтруизма как нравственного личностного качества учащегося, состоит в его специфическом интеллектуально-эмоциональном воздействии, определяющем актуализацию основных детерминантов альтруистического поведения - альтруистически ориентированного сознания, мотивацию, рефлексивную деятельность и личностные установки, ведущие к волевому решению осуществить вербальный или невербальный альтруистический поступок.
- Педагогическая модель развития альтруизма у учащихся — младших подростков посредством сказки есть методологически обоснованное единство компонентов деятельности: голевого блока, включающего цели, задачи, подходы альтруистического развития; содержательного блока, направленного на формирование когнитивно-мотивационной сферы, в комплексе пяти модулей развития альтруистических отношений: «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Социум», «Я-Природа» и «Я-Космос»; технологического блока, включающего используемые в процессе обучения формы, методы и приемы, отражающие этапы, логику, мотивированность и содержание альтруистически направленной деятельности; результативного блока, позволяющего оценить результат воспитательной деятельности, сформированность альтруизма как интегрального личностного качества у учащихся, проявляющегося в вербальном или невербальном альтруистическом поступке, провести диагностику сформированности аспектов альтруизма в соответствии с критериями его структурных компонентов: когнитивного, мотивационного, рефлексивного, личностного и поведенческого.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных научных конференциях «Перспектива - 2010» (Нальчик, 2010); "Типология взаимосвязи и национальная специфика фольклора народов Дагестана и Северного Кавказа" (Махачкала, 2010); «Перспектива - 2011» (Нальчик, КБГУ, 2011); "Сказания о нартах - эпос единения и дружбы" (Нальчик, 2012); "Фольклор монгольских народов: историческая действительность" (Элиста, 2013); «Перспектива-2013» (Нальчик, 2013); «Историко-культурное наследие и современность» (Гюмри, 2013); Международном симпозиуме "Устойчивое развитие: проблемы, концепции, модели" (Нальчик, 2013); "Актуальные проблемы общей и адыгской филологии" (Майкоп, 2013); «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа» (Москва, 2014); «Национальные образы мира в художественной культуре», проект РГНФ 14-04-14027 (Нальчик, 2014); «Гуманитарная мысль Северного Кавказа в общероссийском научном пространстве (Черкесск, 2014); V Всероссийской научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик,2011); Всероссийских научных конференциях "Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур Северного Кавказа" (Карачаевск, 2011) и «Аппа Джанибеков - первый поэт-сатирик Карачая» (Карачаевск, 2014).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (232 наименования) и приложения.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АЛЬТРУИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1. Нравственность как цель воспитания
Радикальная перестройка системы общественных отношений в России и её поворот к рыночной экономике, начиная с 90-х годов прошлого века, обусловил глубокие изменения в ценностных ориентирах всех сфер общественной жизни, в том числе, и образовательно-воспитательной системе.
Нравственные ценности, наработанные веками, в годы перестройки искоренялись как отжившие, «морально устаревшие», не соответствующие духу нового времени. «Демонтаж» традиционной школы сопровождался вымыванием из ее содержания наиболее ценного компонента — воспитания. Складывается своеобразная тенденция менять школы на лицеи, другие элитные образовательные учреждения, основной функцией которых является не столько воспитание, сколько «предоставление образовательно-воспитательных услуг», а ведущим социальным критерием образовательного учреждения - «формирование конкурентоспособных кадровых ресурсов». Такой крен в сторону рационализма и прагматизма, наряду с негативным влиянием ТВ, других средств массовой информации отзывается асоциальным поведением молодежи, духовной дезориентированностыо, забвением нравственных устоев, ростом преступности.
Авторы исследований по вопросам нравственного воспитания в России едины во мнении, что «в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, энергичное, решительное «освобождение» человечества от морали, наблюдается резкое, и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни» [85, с.107].
Такая ситуация для страны может стать тяжелой потерей. Опасен очевидный процесс ослабления связи времен, когда в глазах молодых людей обесценивается жизнь прежнего поколения. «Обществу в очередной раз предстоит расплачиваться за забвение старой истины: ничто не разрушается так
легко и не восстанавливается так трудно, как духовно-нравственная мировоззренческая.ценность», - отмечают Т.С. Косенко и В.И. Панарин в статье «Мировоззренческая основа современного российского воспитания» [83, с.207].
Неудовлетворительное положение в морально-правовой и образовательной сфере учеными связывается с обесцениванием гуманистических начал в обществе. Это весьма опасное явление, ибо «утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду, и нередко превращается в чудовище» [133, с.334]. Известный русский мыслитель Д.С. Лихачев предостерегал людей от духовного вакуума и пустоты: «Пустота агрессивна. Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность» [95, с.51].
Переходя от анализа современного состояния системы воспитания к конструктивным предложениям, исследователи рассматривают возможности по совершенствованию воспитательной деятельности в образовании. Основной императив современного образования, выделяемый авторами для решения социальных проблем, сводится к тому, что «сегодня образование должно не просто соответствовать происходящим социальным изменениям, но оно само может и должно направлять эти изменения в русло, отвечающее возрастанию человечности нашего мира» [105, с. 168].
Обобщенный анализ современных научно обоснованных алгоритмов воспитания излагается в работе Н.Ф. Головановой, в которой выделяются восемь подходов: 1) формирующий, 2) культурологический, 3) синергетический, 4) социализирующий, 5) герменевтический, 6) аксиологический, 7) антропологический, 8) психотерапевтический [41, с. 38-47]. На наш взгляд, каждый из данных методологических подходов прямо или косвенно ориентирован на воспитание в человеке нравственной культуры.
Глубиной постижения проблем современной педагогики отличаются труды философов образования, традиционно проявляющих большой интерес к вопросам нравственного воспитания (Х.Г. Тхагапсоев, Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко и другие). Суть их идей заключается в том, что нельзя пассивно выжидать,
прогнозируя логический конец образовательно-воспитательной системы, а умелыми, слаженными усилиями стратегически выстраивать социально, культурно и нравственно оправданную траекторию развития современной школы.
Судя по директивным документам Государственного комитета РФ об образовательной политике, необходимость реформирования школы с ее переориентацией на духовную составляющую признается на самом высоком уровне. Эта проблема нашла отражение в послании президента РФ Федеральному Собранию РФ, обнародованном ещё в ноябре 2009 г. В частности, в положениях инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность и приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом» [219].
Таким образом, воспитание как ценностно-ориентированный процесс не только поставлен во главу школьного образования, но и возведен в ранг российской государственной политики. В качестве наиважнейших нравственных ориентиров в документе названы: эюизнь человека, справедливость; свобода личная и национальная, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места э/сительства и рода занятий; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
В послании содержится мысль о внутренней соотнесенности, скоординированности социально-политической мощи государства с морально-нравственной основательностью гражданского сознания. Никакие, даже самые разумные законы Конституции, не смогут выполнять свою регулятивно-созидательную силу, если содержащиеся в них моральные предписания не являются внутренним убеждением человека. На самом деле, если гражданин лишен духовно-нравственных основ (доброты, честности, искренности, милосердия), то вряд ли им будут исполняться государственные законы.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, закладывается в основу личности с ранних лет.
Согласно национальной задаче преумножения экономической и духовной мощи страны, обозначенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в качестве воспитательного идеала выступает «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [221]. Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственной образовательной системы, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, независимо от места их жительства, этнической и конфессиональной принадлежности.
Прежде чем приступить к исследованию содержательной основы понятия «нравственность», определимся с синонимическими понятиями «мораль» и «этика». Некоторые словари, в частности, «Атеистический словарь» (ред. М.П. Новиков М., 1986), «Краткий философский словарь» (ред. П.В. Кикель, Минск, 2006), «Философский энциклопедический словарь» (ред. И.А. Ивин, М., 1989) даже не интерпретируют значение «нравственности», отсылая читателя к однопорядковому, на взгляд авторов, термину пометкой «см. Мораль». Однако в большинстве других философских глоссариев все три указанные нами категории имеют свое предметно-проблемное поле, то есть, не отождествляются. Так, согласно «Словарю по этике» (под ред. И.С. Кона, 1981), «мораль - это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро» [156, с.295].
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическая коррекция нравственных представлений младших школьников средствами сказки2008 год, кандидат педагогических наук Садыкова, Эльза Махмутовна
Нравственное воспитание младших школьников в педагогической концепции В.П. Вахтерова2011 год, кандидат наук Васюкова, Татьяна Михайловна
Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии2003 год, кандидат педагогических наук Номогоева, Елена Владимировна
Психолого-педагогические условия развития альтруизма у детей старшего подросткового возраста2007 год, кандидат педагогических наук Мангутова, Инна Валерьевна
Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процессе обучения гуманитарным дисциплинам2002 год, кандидат педагогических наук Зябрева, Виолетта Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Берберова, Лиана Бурхановна, 2015 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000.-2000.-288с.
2. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника //Социальная работа в Сибири. - Кемерово, 2004. - С. 3545.
3. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. - М.: Наука, 1986.-276 с.
4. Андреев Ю.А. Экологическая коллизия в зеркале литературы. //Художественное творчество. Человек-Природа-Искусство. - Л.: Наука, 1986. С. 109-126.
5. Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы Международной научной конференции. 4.2. Лингвистика Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 560 с.
6. Аскарова Г.Б. Этико-педагогическая система формирования социально-нравственной ориентации подростков: Автореф. дис... докт. пед. наук. - Майкоп, 2006.-42 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.
8. Асриян O.K. Сказка как средство словесного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. В кн.: Вестник ПГЛУ. №2, 2009. - С. 298-300.
9. Атеистический словарь. Под ред. М.П. Новикова. - М.: Политиздат, 1986. - 512 с.
10. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М.: Современник, 1983. -511 с.
11. Бабаян A.B. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX- начала XX века. Автореф. дис... докт. пед. наук. - Майкоп, 2006. -46 с.
12. Балкарские и карачаевские сказки. Перевод и обработка - А. Алиевой, А. Холаева. - М., Детская литература, 1983. - 111 с.
13. Бахтин М.Н. Собрание сочинений. - М.: 1966. Т. 5. - 479 с.
14. Башиева С., Геляева А. Толерантность и норма как основа этнического мировидения народов Кавказа (лингвокультурологический аспект) // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. Вып. 6. - М., 2003. С. 90-94.
15. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 96 с.
16. Бгажноков Б.Х. Антропология морали. - Нальчик: Эль-Фа, 2009. - 220 с.
17. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. - М.: РУДН, 2003. -270 с.
18. Берберова JI.A. Карачаево-балкарские и американские сказки как средство экологического воспитания учащихся // В мире научных открытий. Красноярск, 1.1 (61), 2015. С. 470-480.
19. Берберова Л.Б. Разумный альтруизм как педагогическая проблема // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2013/3. С. 105-107.
20. Биологический энциклопедический словарь // Гл. ред. М. С. Гиляров. Редкол.: A.A. Бабаев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др., 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 864 с.
21. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Т.В. Цырлина. Нравственное воспитание (философско-этические основы). - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. - 144 с.
22. Большой толковый психологический словарь. Т. 1./Ребер Артур. М.: ООО «Изд-во ACT»; изд-во «Вече», 2001. 592 с.
23. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. - М.: Педагогика, 1997. №4. С. 11-17.
24. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997.-С. 44-49.
25. Брунчукова Н. Сказки и этическое воспитание школьников //Воспитание школьников. - М., 2009. №5. С. 28-33.
26. Бундевик K.M. Альтруизм как национальный вопрос // Россия в глобальной политике. - М., 2005. Том 3, №3. С. 16-26.
27. Ватова JI.C. Психопрофилактика молодёжного вандализма на ранней стадии в условиях начальной школы // Начальная школа. - М., 2003. №5. С. 46-50.
28. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. Перевод с английского О.В. Захаровой. - М.: Прогресс, 1990. - 159 с.
29. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось, 2007. - 144 с.
30. Величко OJO. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников //Начальная школа. - М., 2008. №8. С. 11-15.
31. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М., Наука, 1965.-376 с.
32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 176 с.
33. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности культуры и морали. - М.: изд-во МГУ, 1992. - 117 с.
34. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика. - М., 2007, №5. С. 55-58.
35. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.-224 с.
36. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. - Минск, 1985. - 183 с.
37. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт-Петербург. АО «Сфера», 1994.-160 с.
38. Гаузе Г.Ф., Карпинская P.C. Эгоизм или альтруизм? // Вопросы философии. 1978. №>9. с. 145-150.
39. Гачев Г.Д. Американский образ мира, или Америка глазами человека, который ее не видел. В кн.: Национальные образы мира. Космос - психо - логос. - М.: Раритет, 1997.-680 с.
40. Глебова М.В. Духовные доминанты современного отечественного образования // Педагогика. - М., 2009, №6. С. 45-48.
41. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - М., 2007, №10. С. 38-47.
42. Голоса Америки: из народного творчества США: баллады, легенды, сказки, притчи, песни, стихи. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 368 с.
43. Горобец Т.Н. Любовь - духовная потребность в реализации жизненной стратегии /Т.Н. Горобец// Мир психологии. 2006. - № 1. - С.230-241.
44. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. - Нальчик, Эльбрус, 1974.- 140 с.
45. Гусев Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.
46. Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. - 351 с.
47. Давыдов Ю.И. Этика любви и метафизика своеволия: (проблема нравственной философии). - М.: Молодая гвардия, 1980. -317 с.
48. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - СПб.: Наука, 1991.-539 с.
49. Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Издательство МГУ, 1982. - С. 61-70.
50. Дженкис Пегги Дж. Воспитание духовности у детей: Руководство для занятых родителей. Пер. с англ. - М.: София, 2004. - 224 с.
51. Демидов А.Б. Феномен человеческого бытия. - Минск: Эконопресс, 1999. -180 с.
52. Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис... канд. пед. наук.- Армавир, 2005. - 22 с.
53. Дорожкин (Кейсельман) В.Р. Альтруизм: так называемое добро. -Симферополь: Таврия, 2010. - 348 с.
54. Джуртубаев М.Ч. Ёзден адет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа. - Нальчик, Эльбрус, 2009. - 640 с.
55. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы - СПб.: Петроглиф, 2007. - 352 с.
56. Дунаева Т.Г. Информация потенциальная и реализованная (считанная): нетрадиционные подходы к вопросу об их соотношении. // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Международная научная
конференция. Краснодар-Новороссийск. 17-19 сентября 1997. - Краснодар, 1997. С. 105-107.
57. Ермаков П.Н., В.А. Лабунская. Психология личности. М.: Эксмо, 2007. - 653с.
58. Ермакова Е.Ю., Ермаков В.А. Воспитание альтруизма и нравственности у школьников //Стратегия воспитания в образовательной системе России. - М.: 2004. С. 332-344.
59. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006.
60. Журавлева Т.В. Современная парадигма образования: синергетический подход // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2007, №4. С. 24-25.
61. Жюльен Н. Словарь символов. М., Урал LTD, 1999. - 498 с.
62. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. - Нальчик: Эльбрус, 1996.- 167 с.
63. Зангиева М.Ж. Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа. Автореф. дис...канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. -22 с.
64. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей. Составители Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. Перевод Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1985.-318 с.
65. Землюнова Л. Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции. - М.: Наука, 1975. - 312 с.
66. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. - 384 с.
67. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2010.-240 с.
68. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2010.-172 с.
69. Ильенков Э.В. Гуманизм и наука // Наука и нравственность. - М., 1971.
70. Ильин Г.А. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., Исследовательский центр, 1992. - 77с.
71. История литературы США. Литература середины XIX в. Я.Н. Засурский (главный редактор издания). Т. III. - М., 2000. - 612 с.
72. Кабардино-Балкарские сказки. Редактор - Ю.Н. Катин. - М.: Восток, 1991.-56 с.
73. Кадзукова Е.В. Идеи гуманистической педагогики в терминологии В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева и Ш.А. Амонашвили. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 18 с.
74. Казанов Х.М. О главных ценностях. - Нальчик: Эльбрус, 1991.
75. Кант И. Соч. в 6 тт. - М.: Мысль, 1965, Т.4, 4.1. С. 544.
76. Кант И. Критика практического разума. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с.
77. Капустина З.Я. Педагогика и культурология: гносеологические проблемы применения // Инновации в образовании. - М., 2010, № 11. С. 126-130.
78. Карачаево-балкарские народные сказки. Под редакцией Алиевой А.И. -Черкесск: КЧИГИ, 2006. - 267 с.
79. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Составитель - А.И. Алиева. - Нальчик: Эльбрус, 1983. - 432 с.
80. Ким В.Е., Насиновская Е.Е., Овчинникова О.В. О диагностике альтруистических установок личности. // Вестник МГУ. Сер. 14. 1983. № 2. С. 2736.
81. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
82. Койчуев A.A. Педагогический потенциал ислама в светском образовании: теоретическая основа и практический опыт. - Нижний Новгород: ИД «Медина», 2009. - 266 с.
83. Косенко Т.С., Панарин В.И. Мировоззренческая основа современного российского воспитания // Философия образования. - Новосибирск, 2010. №4. С. 207-212.
84. Краткий философский словарь. Под ред. П. Кикель. - Минск: БГПУ, 2006. -266 с.
85. Крившенко Л.П. Педагогика. - М.: Проспект. 2005.-432 с.
86. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Издательство политической литературы. 1991.363 с.
87. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. - 146 с.
88. Куницына В.Н. и соавторы. Межличностное общение. - СПб. 2001. - 399 с.
89. Къарачай-малкъар жомакъла, таурухла, айтыула (Карачаево-балкарские сказки, легенды, предания). T. И. Редактор - Т.М. Хаджиева. Нальчик, «Эль-Фа», 2003.-472 с.
90. Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор). Хрестоматия. Составитель - Т.М. Хаджиева. - Нальчик, «Эль-Фа», 1996. - 592 с.
91. Лабас Ю.А., Важенина B.C. Природа альтруизма. Новая цивилизация: Междисциплинарный научно-практический сборник / ред. С.Н. Гавров, М.В. Калинин. - Самара: Изд-во Самар. Науч. центра РАН, 2007.
92. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Издательство «Знание», 1977. - 208 с.
93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М.: Педагогика. - 1983. Т. 1. - 392 с.
94. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под редакцией А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1597 с.
95. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории и культуре. - М.: Российский фонд культуры, 2006. - 336 с.
96. Лонгфелло Генри «Песнь о Гайавате». - М.: Художественная литература. -1976. С. 66-67.
97. Лоренц К. Так называемое зло. - М.: Культурная революция, 2008 - 616 с.
98. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
99. Лузина Л.М.. Бытийный (онтологический) подход к воспитанию. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М., 2004337 с.
100. Лукьянин В. Профилактика одичания: о нравственном состоянии общества // Культура. -1993. №47. С. 5-9.
101. Луцков А.Д. Из сказок зулу // Исследование по языкам Африки. Выпуск 2. -М., 2008.-С. 261-285.
102. Лыоис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты / Перевод с англ. И. Череватой и Н.Л. Трауберг. -М.: Республика, 1992. С. 127-128.
103. Майерс Д. Социальная психология. - СП-б: Питер, 1998. - 688 с.
104. Мангутова И.В. Психолого-педагогические условия развития альтруизма у детей старшего подросткового возраста. Автореф. ...дисс. канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2007. - 25 с.
105. Матюшкина М.Д. Формирование критического нравственного сознания как важнейшая цель современного образования // Философия образования. -Новосибирск, 2012. №4. С. 167-175.
106. Мильнер-Иринин Я.А. Этика или Принципы истинной человечности. - М.: Наука, 1999. - 520 с.
107. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. - М.: Издательство Восточной литературы, 1958. - 240 с.
108. Мир сказок. Папаша Меншен и Шериф Кислая Рожа. Сказки и легенды Америки. Составление - Н. Шершевской. - М.: Аорист, 1993. - 255 с.
109. Миронова Г.А. Принцип альтруизма в истории нравственности: Автореф. дис... канд. философ, наук. - М., 1988. - 17 с.
110. Мифы народов мира. Т. 1. - М.: Советская Энциклопедия. 1991. - 671 с.
111. Морозова Т. Учение Эмерсона о доверии к себе. В кн.: Романтические традиции американской литературы XIX века. - М.: Наука, 1982.
112. Народ, да! Песни, легенды, притчи, устные предания американцев. Т. Голенопольский. - М.: Правда. 1983. - 480 с.
113. Народные русские сказки. Составитель - В.П. Аникин - М.: Художественная литература, 1991. - 270 с.
114. Народные сказки балкарцев и карачаевцев. Составитель — А.И. Алиева. Российский фонд культуры «Российский архив». - М., 2003. - 255 с.
115. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М.: Восточная литература, 1994. - 656 с.
116. Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 152-171.
117. Насиновская Е.Е. Парадоксальный смысл альтруизма // Проблема смысла в науках о человеке (к столетию Виктора Франкла). Материалы международной конференции. - М.: Смысл, 2005. С. 171-173.
118. Насиновская Е.Е. Исследования мотивации личности с помощью гипноза. Автореф. дис...канд. псих. наук. - М., 1984. - 20 с.
119. Неклюдов С.Ю. Почему сказки одинаковые? // Живая старина. - М., 2004. -№1 (41).-С. 7-10.
120. Неупокоева Л.Г. Ретроспективный взгляд на политику РФ в сфере образования: конец ХХ-начало XXI века. // Культурная жизнь Юга России. -Краснодар, 2010. №3. С. 26-28.
121. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня: Цикл лекций. - СПб, 1994.
122. Новейший философский словарь. Под ред. Кондрашова В.А. - М.: Издательство «Феникс», 2009. - 672 с.
123. Нравственная культура: сущность, содержание, специфика. Ред. коллегия: Р. Бабаханова, С. Венскявичюс, Р. Жибайтис - Вильнюс: Минтис, 1981. - 271 с.
124. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Азъ Ltd., 1992. -960 с.
125. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко, В.В. Воронова. - М.: Проспект, 2005. -429 с.
126. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 832 с.
127. Перминова Л.М. О взаимосвязи школьных образовательных стандартов первого и второго поколений // Инновации в образовании. - М., 2010. №3. С. 4-14.
128. Племенюк М.Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 68 / 2008. С.60-68.
129. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 574 с.
130. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. - М.: Наука, АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1965. — 220 с.
131. Попов JI.A. Этика. Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 159 с.
132. Порсугян JI.P. Страх и совесть как проявление нравственной культуры личности // Культурная жизнь Юга России. 2010. №2. С. 99-101.
133. Поскотина М.И. Возрождение милосердия как философско-образовательная проблема // Философия образования. - Новосибирск, 2010. №4. С. 334-340.
134. Правоторов Г.В. Альтруизм как врожденное свойство. М.: Мысль, 2001. -360 с.
135. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. Савченко С.Ф. и другие.-СПб.: Речь, 2007.-300 с.
136. Проделки хитрецов: мифы, сказки, басни о прославленных хитрецах, мудрецах, шутниках мирового фольклора. Под редакцией Г.Л. Пермякова. М.: Наука, 1977.-544 с.
137. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. - 365 с.
138. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
139. Протопопов А.И. Трактат о любви. - М.: КСП+, 2002. - 304 с.
140. Психология личности. Учебное пособие. Под научной редакцией П.Н. Ермаковой, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 656 с.
141. Реан A.A. Человек как субъект воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. А.И. Зимняя. Изд. 2-е, допол. и перераб. М.: Издательский сервис, 2004. - С. 319-331.
142. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели: от инстинктов к сотрудничеству. - М.: Эксмо, 2013. - 336 с.
143. Ронгонен Л.И. Генри Лонгфелло и его поэма «Песнь о Гайавате». - М., 1982. -96 с.
144. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
145. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Аберрации совести. Раздел «Альтруизм как идейная установка». //Человек. - Наука, 2010/3. С. 5-10.
146. Самоукина H.B. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
147. Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия. — Симферополь: ИМИС-НПФ Движение Лтд., 1993. - 286 с.
148. Сбитнев Ю. Эхо: Современная сказка //Октябрь. - 1985. - №4.
149. Семенова С.Г. Космическое сознание в русской литературе XX века. Автореф. дис.... док. филол. наук. - М., 1992.
150. Сериков В.В. Образование и личность. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
151. Сигида Д.А. Мониторинг как инструмент отслеживания и анализа культурной информации // Культурная жизнь Юга России. - 2011. №5. С. 112-113.
152. Сказка //Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4. - М., 1964-1973.
153. Сказки народов Кавказа. Составитель и редактор - Б. Корхас. Эльбрусоид, -М., 2011.-738 с.
154. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Составление - P.C. Лайпанова, Ф.Х. Гочияева. - Черкесск, 1992. - 336 с.
155. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
156. Словарь по этике. Под ред. И. Кона. - М.: Политиздат, 1981. - 435 с.
157. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо - пресс, 2001. - 304 с.
158. Соловьев B.C. Оправдание добра. Сочинения в двух томах. Том 1. — М.: Мысль, 1988. - 859 с.
159. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования, 1991. №8. С. 121-137.
160. Структура волшебной сказки (сборник статей) Под ред. Ю.С. Неклюдова. Издание РГГУ.-М., 2001.
161. Судьба дала мне шанс. Беседа с Ф.М. Бурлацким. - М.: «Российский адвокат» № 5, 2007.
162. Суздальцева А. Сказка как средство эмоционального развития детей // Учитель, 2010. №2. С. 5-12.
163. Сухомлинский В.А. Книга о любви. Вступит, ст. JI. Голованова. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 191 с.
164. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение. 1981. С. 192-197.
165. Ткач P.M. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь., - 2008. - 118 с.
166. Тлисова С.М. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе тендерного подхода в адыгской народной педагогике. Автореф. дис... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2012. -22 с.
167. Толстой JI.H. Мысли о воспитании // Собр. соч. в 24 т. Т. 14. - М., Сытин и К., 1913.-476 с.
168. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. - М., 1999. № 1.С. 103-110.
169. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Педагогическое стратегирование как процедура соотнесения социокультурной и педагогической реальности» //Культурная жизнь Юга России, 2003. №2. С. 3-8.
170. Уайлдер Т. День восьмой. - М.: Правда. 1990. - 704 с.
171. Узденова С.Б. Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкессии (XIX - конец XX вв). Дис... докт. пед. наук. - Пятигорск, 1997. -426 с.
172. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарская сказка. Вопросы жанровой типологии.
- Владикавказ, 2010.- 128 с.
173. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. Сочинения: В 6 тт. Т. 1. /Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.
174. Ушинский К.Д. Сказки и рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 80 с.
175. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч. - М., 1948. Т. 2.
- 557 с.
176. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1992. — 190 с.
177. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986. -590 с.
178. Философский энциклопедический словарь. Под ред. A.A. Ивина. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 840 с.
179. Франк С.JI. Философия и жизнь. Издательство Д.Е. Жуковского. - СПб., 1910. -389 с.
180. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. Т.1.-384 с.
181. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
182. Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. - 430 с.
183. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: ACT, 2009. - 320 с.
184. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. — М.: Педагогика, 1990. - 159 с.
185. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М, ACT. 2004.-730 с.
186. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1986. - 704 с.
187. Хабичев М.А. Бийнегер. - Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1984.-47 с.
188. Хараев Ф.А. Таинства чувства меры. - Нальчик: Эль-Фа, 2008. - 255 с.
189. Хараева Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения: Автореф. дис... канд. психол. наук. - Тбилиси, 1982. - 24 с.
190. Хараева Л.А. Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия (теоретические основы): Автореф. дис... докт.пед.наук.: - Волгоград: 2000. - 45 с.
191. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.
192. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2009.
193. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь, - М.: Сфера, 2009. - 144 с.
194. Чуковский К. Высокое искусство. М.: Советский писатель, 1968. - 384 с.
195. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.
196. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. - С. 534-537.
197. Шиховцова Н.Н. Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы. Автореф. дис... канд пед. наук. - Майкоп, 2007. - 23 с.
198. Щедровицкий Д.В. Сияющий Коран. Взгляд библеиста. - М.: Оклик, 2010. -311с.
199. Экзюпери А. де С. Планета людей. - Нальчик, Эльбрус, 1980. - 558 с.
200. Энеева JI.A. Нравственное воспитание старшеклассников в культуротворческой национальной школе. Автореф. дис... докт. пед. наук. -Майкоп, 2007.-35 с.
201. Энциклопедический словарь символов. Автор-составитель — Н.А. Истомина. Издательство ACT. - М., 2002. - 1056 с.
202. Эпштейн М.Н. Мир животных и самопознание человека. //Художественное творчество. Человек - Природа - Искусство. - Л.: Наука, 1986. С. 126-146.
203. Эстес К. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - Киев, София, 2002. - 496 с.
204. Этика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. — 669 с.
205. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека)// Новый мир. - М., 1971. Вып. №10. С. 193-213.
206. ЮнгК.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
207. Altruism, E.F. Paul, F.D. Miller, J.Paul. Cambr., 1993.
208. Altruism and Helping Behaviour: Social Psychological Studies of Some Antecedents and Consequences, J. Macaulay, L. Berkowitz. N.Y.-L., 1970.
209. Baum F. The Wonderful Wizard of Oz. N. Y. 2009.
210. Bennet, Milton J. Overcoming the golden rule: sympathy and empathy // Milton J. Bennet, ed., Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, Maine, USA: Intercultural Press Inc., 1998.-pp.l91-214).
211. Blum L.A. Friendship, Altruism and Morality. L., 1980.
212. Daniel Batson C. Altruism in Humans. Oxford University Press, USA, 2011.
213. Dorson R. American Folklore. Chicago. 1959.
214. Gert В. Morality:A New Justification of the Moral Rules. N.Y. - Oxf., 1988, p. 176-78.
215. Lester J. The Tales of Uncle Remus N.Y. 2006.
216. Nagel T. The Possibility of Altruism. Princeton, 1970.
217. Wright R. The Moral Animal: Evolutionary Psychology and Everyday Life. -New York: Vintage Books, 1994. - 496 p.
218.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%F0%E0%E2%F 1 %F2%E2%E5%ED%ED%E E%F 1 %F2%FC- «Нравственность».
219. http://news.kremlin.ru/transcripts- «Наша новая школа».
220. http://lib.rus.ec/b/165798/read - Основные понятия этики.
221. http://www.consultant. ru - Федеральный закон Российской Федерации от 29 -декабря 2012 г. N 27Э-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
222. http://www.nasledie-iljina.srcc.msu.ru/ - Наследие И.И. Ильина.
223. http://www.symbolarium.ru - «Братья близнецы».
224. http://www.elbrusoid.org/search/?q=%EO%FO%F 1 %E0%F0&where- «Арсар».
225. http://www.ethology.ru/library/?id=285, 2006. - «Зоологический альтруизм».
226.http://experiment4.narod.ru/alt.htm - Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: Per Se, 2001, с.262-284.
227. http://evolbiol.ru/altruism.htm - Марков А.В. Эволюция кооперации и альтруизма.
228. http://vuri-kolker.com/articles/IForum Evolution and Altruism.htm - Салоуэй Ф.Дж. Теория эволюции и альтруизм.
229.https://books.google.ru/books?id=RU8a3N0V7uYC&pg=PA73&lpg=PA73&dq=Te ория+социального+обмена+об+альтруизме - О теориях альтруизма.
230. http://cvberleninka.ru/article/n/estestvennve-i-sotsialnye-sostavlvayuschie-empatii-i-altruizma - Субботина Н.Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма// Гуманитарный вектор. 2011. №2. С. 58-66.
231. http://hpsy.ru/public/x2463.htm - Джус К.Я. Характеристика альтруистического поведения личности// Вестник Кемеровского Государственного Университета. №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
232. http://un.org/ru/sg/messages/2008/volunteers08.shtml - Послание генерального секретаря ООН по случаю Международного дня добровольцев во имя экономического и социального развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета №1. Показатели альтруистических качеств личности
1) Что такое альтруизм?
а) новая система образования.
б) спортивная секция.
в) религиозное течение.
г) наука добра.
д) предложите свой вариант ответа.
2) Выгодно ли быть добрым в этом мире?
а) совсем не выгодно.
б) выгодно быть агрессивным.
в) надо быть добрым в меру.
г) да, выгодно.
д) предложите свой вариант ответа.
3) Кого на свете больше: добрых или злых людей?
а) добрых.
б) злых.
в) поровну.
г) меня это не интересует.
д) предложите свой вариант ответа.
4) Знаешь ли ты доброго человека?
а) да.
б) нет.
в) таких не бывает.
г) я сам такой.
д) предложите свой вариант ответа.
5) Как ты относишься к несчастным людям?
а) мне их жалко.
6) они сами в этом виноваты.
в) хочу им помочь.
г) меня это не касается.
д) предложите свой вариант ответа.
б) Как ты относишься к бродячим собакам?
а) их нужно уничтожить.
б) для них нужно построить приют.
в) надо, чтобы им все помогали выжить.
г) это не моя проблема
д) предложите свой вариант ответа.
7) Что такое сууап?
а) не знаю.
б) бескорыстное благодеяние.
в) так называют лакумы, которые раздают по четвергам.
г) доброе дело
д) предложите свой вариант ответа.
8) Что такое гунях?
а) не знаю.
б) арабский танец.
в) какой-то запрет в религии.
г) порок, грех.
д) предложите свой вариант ответа.
9) Что для тебя важнее: помочь другому или чтобы тебе помогли?
а) важнее, чтобы мне оказывали помощь.
б) важнее, чтобы я другим помогал.
в) и то, и другое.
г) я сам по себе, мне никто не нужен.
д) предложите свой вариант ответа.
10) Вспомни, какой добрый поступок ты совершил в последнее время:
а) спас раненую птицу.
б) помог отстающему ученику.
в) помог разобраться в компьютере пожилой соседке.
г) не припомню такого.
д) предложите свой вариант ответа.
11) Знаешь ли ты балкарские сказки?
а) да.
б) нет.
в) мало.
г) много.
д) предложите свой вариант ответа.
12) Знакомы ли тебе американские сказки или мультфильмы?
а) да.
б) нет.
в) видел несколько мультфильмов.
г) я к ним равнодушен.
д) предложите свой вариант ответа.
Тест №2. Выявление показателей доверия и толерантности
Метод незаконченных предложений (метод Д. Сакса) позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки испытуемого, показывает его отношение к семье, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям.
1) Ошибки людей я_
2) Когда мой друг совершает дурной поступок, то я_
3) Когда мне надо принять важное решение_
4) В дорогу я бы отправился с_
5)Верите ли вы, что комплименты окружающих, звучащие по вашему адресу, искренни?_
6) Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен — это для меня
7) Своими переживаниями я_
8) Если я заблудился в чужом городе_
Тест №3. Выявление уровня самоуважения (Шкала самоуважения М.
Розеиберга) (Rosenberg's Self-Esteem Scale)
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем
другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10.Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Ключ: 4 - полностью согласен, 3 — согласен, 2 - не согласен, 1 - абсолютно не согласен.
Прямые вопросы: 1,3,4,6, обратные вопросы - 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4. Уровень самоуважения равен сумме баллов.
Интерпретация.
10-18 баллов — нехватка самоуважения, склонность во всем плохом винить себя, видеть только свои недостатки и акцентировать внимание только на своих слабых сторонах.
18 — 22 баллов - балансирование между самоуважением и самоуничижением.
23 - 34 балла — преобладание самоуважения адекватное оценивание своих достоинств и недостатков, склонность иногда заниматься затянутым «самобичеванием».
35 -40 баллов - уважение себя как человека, личности, профессионала.
Притча о Добром Самаритянине
Цель: сформировать знание о добре.
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Текст лекции: «Почему альтруистом быть выгодно».
Дорогие дети!
Тема нашей лекции «Почему альтруистом быть выгодно».
Слово «альтруизм» в 19 в. ввел французский просветитель Опост Конт. Он обратил внимание на то, что все в мире уравновешено: день-ночь, женщина-мужчина, добро-зло, но при этом есть слово «эгоизм», но нет его противоположности, так он ввел в употребление слово альтруизм. Получились антонимы: «эгоизм-альтруизм». Альтруизм в переводе с латинского означает «живи для других», то есть не будь эгоистом, твори добро.
Также ученые обратили внимание на то, что альтруизм присутствует в биологическом мире среди животных. Они доказали такую интересную вещь: быть альтруистом выгодно! На первый взгляд, кажется, что так не может быть. Но на самом деле ученые правы. В эволюционной истории всегда выживали те виды животных, которые оказывали помощь своим слабым сородичам, с любовыо воспитывали, выхаживали молодое потомство. Как пишет биолог-эволюционист Р. Эфроимсон, «эгоистические племена, думающие только о себе, быстро превращались в иссыхающую веточку человечества».
Таким образом, быть альтруистом выгодно. Все религии мира, весь мировой фольклор и литература утверждают эту истину. Доброта спасет мир!
Но в ходе своих тренинговых занятий мы увидим, что альтруизм бывает разный: негативный, чрезмерный, а мы должны стремиться к разумному альтруизму, то есть делать осознанное добро, которое подчиняется контролю разума. На практических занятиях я Вам покажу и расскажу, как неразумная форма добра может вместо пользы принести человеку вред. Таким образом, запомните, пожалуйста, альтруизм - это философско-нравственное понятие. От степени его правильного понимания и внедрения в воспитательную систему зависит благополучие общества, здоровье социального климата.
Вопросы для обсуждения:
1) Если все время помогать другим, то не получится ли, что человек обижает себя?
2) Что делать, если добро нужно оказать быстро и человек не успевает подумать?
3) Почему обычно бедные добрее богатых?
4) Как по-балкарски будет «альтруизм»?
5) Почему в сказках побеждает всегда добро?
6) Что такое негативный альтруизм?
7) Человек рождается добрым или злым?
8) Во всех религиях пропагандируется альтруизм или есть исключения?
9) Кукушки подбрасывают своих детей в чужие гнезда. Разве это не зло?
10) Если к доброму человеку я отношусь по доброму, а к злому со злостью, то я сам какой?
Добрый Ходжа
Жил-был очень добрый человек — Хазар Ходжа. Пришел к Хазар Ходже Лис. Хазар Ходжа зарезал курицу.
- Кушай на здоровье, Лис, - сказал Хазар Ходжа, тебе тоже есть надо. Пришел к Хазар Ходже Волк. Зарезал Ходжа Хазар барана:
- Волку тоже есть надо.
Пришел медведь. Хазар Ходжа зарезал лошадь. Шайтан пришел. Начал есть Хазар Ходжу.
- Кушай на здоровье, - закричал Хазар Ходжа, - тебе тоже есть надо. Шайтан поперхнулся и выплюнул Хазар Ходжу.
- Нет, - говорит, - я таких дураков не ем».
Колобок
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, зайца, подавно уйду! И покатился по дороге — только Заяц его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От тебя, медведь, подавно уйду! И опять покатился — только Медведь его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку! Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче. Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок. Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
О Прыгающей Мыши
Жила-была Мышь. Время от времени ей чудился необычный звук. Однажды Мышь решила узнать, откуда доносится этот звук. Она бежала и прислушивалась, и вдруг кто-то заговорил с ней.
«Привет, сестрица!" - произнес голос. Мышь испугалась. «Привет! - снова произнес голос. - Это я. Брат Енот. Что ты тут делаешь? -спросил Енот.
«Я услышала шум в ушах и теперь хочу узнать, что это такое», - ответила
она.
«То, что ты слышишь, - это река. Пойдем со мной, я покажу тебе ее", -сказал Енот. Мышь пошла за Енотом. Наконец они пришли к реке. Река была так огромна, что захватывало дыхание.
«А теперь позволь мне представить тебя моему другу. Это лягушка». «Привет, сестрица! - сказала Лягушка. - Добро пожаловать к реке". Маленькая Мышь приблизилась к воде и заглянула в нее. Она увидела отражение испуганной мыши.
«Кто ты? - спросила Мышь у своего отражения. - Разве ты не боишься жить здесь, в самой реке?»
«Нет, - ответила Лягушка. - Я не боюсь. Сестра моя, ведь я Хранительница Воды. Хочешь, и ты получить частичку этой Чудесной Силы?" - спросила Лягушка.
- Да! Да! Если можно.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.