Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Андрианова, Ольга Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Андрианова, Ольга Владимировна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
1.1. Инструментально — исполнительская деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя музыки в вузе.
1.2. Обоснование дидактических принципов русской фортепианной школы как педагогической основы инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
1.3. Теоретико-методологические основания разработки педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Проектирование и экспериментальная проверка педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы.
2.1. Изучение состояния профессиональной инструментально - исполнительской деятельности школьных учителей музыки.
2.2. Основные характеристики педагогической технологии подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству.
2.3. Содержание и результаты опытно - экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки1998 год, кандидат педагогических наук Егорова, Светлана Викторовна
Педагогические условия подготовки учителей музыки в классе основного музыкального инструмента: на материале занятий фортепианным ансамблем2008 год, кандидат педагогических наук Антонова, Марина Александровна
Фортепианное искусство Якутии: Творчество, исполнительство, образование2004 год, кандидат искусствоведения Варламова, Александра Васильевна
Интонационная культура начинающего пианиста: Теория и практика2003 год, кандидат искусствоведения Назарова, Елена Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе»
Актуальность исследования. Современная школа является базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. В связи с этим возрастает роль образования в целом и музыкального образования в частности, так как оно обладает повышенным потенциалом формирования у обучающихся способностей к художественно-творческой деятельности и влияет на развитие общей творческой активности субъекта. Этот вопрос широко освещен в трудах известных психологов Г.С. Альтшуллера, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, C.JL Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Многие поколения педагогов-исследователей признавали ведущую роль учителя музыки в процессе художественно-творческого становления личности школьника (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, JI.A. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.). Как известно, учитель музыки является фасилитатором искусств, результат работы которого зависит от степени его готовности к художественно-образовательной деятельности, при этом деятельность педагога-музыканта полифункциональна. Помимо выполнения педагогической функции, он одновременно является дирижером, концертмейстером, исполнителем-инструменталистом, исполнителем-вокалистом (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Т.В. Челышева и др.). Одной из главных функций учителя музыки является инструментальное исполнительство, а интерпретация им произведений музыкального искусства - одной из актуальных проблем современного музыкально-педагогического образования, история которого обогащена педагогическим наследием русской фортепианной школы.
Деятельность выдающихся представителей отечественной школы пианизма А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева, С.Е. Фейнберга является хрестоматийным примером воспитания музыканта-исполнителя, обладающего способностью к передаче художественного образа произведения, двигательно-техническим мастерством, индивидуальным исполнительским стилем, художественным вкусом и творческой активностью. Такой подход адекватен современным требованиям к подготовке специалиста, ибо направлен на развитие его способности применять знания, умения и личностные качества для успешной музыкально-педагогической деятельности, то есть соответствует компетентностно-ориентированной модели выпускника. Немало трудов посвящено изучению деятельности этих выдающихся педагогов-пианистов и истории развития русской фортепианной школы в целом (А.Д. Алексеев, Н.М. Голубовская, И. Гофман, Г.М. Коган, Б.Л. Кременштейн, В.А. Натансон, А.А. Николаев, Н.М. Растопчина, А.П. Щапов и др.).
Степень разработанности проблемы. Основные педагогические подходы русской фортепианной школы к формированию музыканта-исполнителя послужили базой для изучения отдельных направлений инструментально-исполнительской подготовки будущего школьного учителя музыки (Я.Я. Бирзкопс, С.Н. Гайдай, Н.А. Горлинская, С.В. Егорова, З.С. Квас-ница, К.А. Кравченко, Т.А. Хлудова и др.). Наиболее значимыми среди данных исследований являются научные разработки Г.М. Цыпина и Е.Н. Федорович. В их трудах на основе анализа и обобщения педагогического наследия выдающихся отечественных пианистов выдвинута и обоснована концепция развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах, сформулированы музыкально-дидактические принципы (Г.М. Цыпин); определено взаимовлияние и взаимопроникновение общей педагогики и педагогики профессионального музыкального образования в России, систематизированы дидактические принципы профессионального музыкально-исполнительского образования, разработаны пути их реализации в виде «прогностической модели» инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки (Е.Н. Федорович). Перечисленные факты свидетельствуют об актуальности избранной темы настоящего исследования, особенно в современных условиях преобразований в области высшего музыкально-педагогического образования.
Вместе с тем, анализ этих и других исследований, направленных на трансляцию педагогического наследия отечественных пианистов-педагогов на инструментально-исполнительскую подготовку школьного учителя музыки, показывает, что в них недостаточно отражен механизм этого процесса, соответствующий новому подходу к профессиональному образованию. Данный подход характеризуется такими методами и формами обучения и контроля, которые переносят акцент с активности преподавателя на учебную деятельность, инициативу и ответственность самого студента.
Противоречие между наличием педагогически обоснованных путей реализации опыта отечественной фортепианной школы и теоретической неразработанностью механизма названного процесса обусловили актуальность и проблему настоящего исследования: разработка педагогической технологии подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать его тему: «Педагогическая технология инструментально - исполнительской подготовки учителя музыки в вузе», которая раскрывается на примере фортепианной подготовки учителя музыки.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую технологию инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Объект исследования - инструментально-исполнительская подготовка учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - процесс реализации педагогической технологии инструментально - исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Гипотеза исследования. Подготовка учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству будет осуществляться более эффективно, если в её ходе будет использоваться специально разработанная педагогическая технология, которую характеризует:
• опора на дидактические принципы русской фортепианной школы как педагогическую основу данного процесса;
• соответствие критериям технологичности педагогического процесса и требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям;
• взаимосвязь педагогического замысла и этапов технологии (диагностического, процессуально-образовательного и контрольно-оценочного);
• комплекс методов и форм, адекватных педагогическим принципам русской фортепианной школы, конкретной цели и задачам каждого этапа, обеспечивающих диагностирование развития личностно-профессиональных качеств студента и исследовательский характер его инструментально-исполнительского становления;
• система оценки готовности студента к инструментальному исполнительству как компоненту его профессиональной деятельности, включающая когнитивный, личностно-деятельностный и рефлексивный критерии.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и особенности инструментального исполнительства как вида художественно-творческой деятельности и проанализировать его функции в работе учителя музыки.
2. Рассмотреть и актуализировать дидактические принципы русской фортепианной школы как педагогическую основу инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, влияющую на ее эффективность и синтезирующую основные положения общей и музыкальной педагогики.
3. Определить теоретико-методические основания педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, способствующие реализации дидактических принципов русской фортепианной школы.
4. Разработать и апробировать педагогическую технологию инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, обеспечивающую эффективность данного процесса.
5. Сформировать и апробировать диагностический и критериально-оценочный инструментарий выявления эффективности подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству в рамках разработанной технологии.
Методологическая основа исследования. Исследование базировалось на:
- научно-педагогической концепции теории деятельности А.Н. Леонтьева; на концепции творческой активности субъекта (Г.С. Альтшуллер, И.П. 1
Волков, И.П. Иванов, C.JI. Рубинштейн и др.) и теоретических основах педагогического творчества (В.А. Кан - Калик, Н.Д. Никандров, П.К. Энгельмей-ер и др.); на разработках в области психологии и социологии искусства и художественно-творческой деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, АА. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Сохор, Д.Б. Эльконин и др.); на теоретических положениях психологии о развивающем потенциале искусства (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов):
- общенаучных трудах по искусствоведению, истории музыки, раскрывающие особенности педагогической деятельности представителей русской фортепианной школы (А.Д. Алексеев, Б.Л. Кременштейн, Е.Г. Макуренкова,
B. Натансон, А. Николаев, Н.М. Растопчина, Г.М. Цыпин и др.). Особое значение для настоящего исследования имели музыкально-дидактические концепции А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева,
C.Е. Фейнберга, а также научные исследования в области фортепианной педагогики (Я.Я. Бирзкопс, С.Н. Гайдай, Н.А. Горлинская, С.В. Егорова, З.С. Квасница, К.А. Кравченко, Е.Н. Федорович, Т.А. Хлудова, Г.М. Цыпин);
- общепедагогических трудах педагогов-классиков (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко и др.), современных педагогических концепциях в области художественно-творческой деятельности и инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки (Э.Б. Аб-дуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, J1.A. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, Т.В. Челышева, С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая и др.). Немалую роль в настоящем исследовании сыграли работы в области образовательных технологий (В.В. Гузеев, А.К. Колеченко, Г.К. Селевко и др.).
Основными методами исследования стали
- теоретические методы: анализ деятельности педагогов-музыкантов, литературы в рамках проблемы, систематическое наблюдение за процессом подготовки учителя музыки, изучение передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: тестирование, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе Детской школы искусств №3 и гимназии №1 г. Брянска, общеобразовательных школ г. Брянска и Брянской области, а также кафедры художественного образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Исследование проводилось на протяжении 1999 - 2009 гг. в три этапа:
I этап (1999 - 2001 гг.) - анализ инструментально- исполнительской деятельности учителей музыки, педагогической деятельности преподавателей по фортепиано с целью выявления качества исполнительской подготовки, проведение констатирующего эксперимента, изучение дидактических принципов русской фортепианной школы, анализ теоретических разработок, отражающих пути их реализации в практике музыкально-педагогической подготовки.
II этап (2002 - 2007 гг.) - проведение формирующего эксперимента, в ходе которого научно обосновывалась и апробировалась педагогическая технология инструментально - исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы, определялись формы и методы повышения её эффективности.
III этап (2008 -2009 гг.) - подведение итогов эксперимента, обобщение результатов исследования, формулирование основных выводов, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
- выявлены и обоснованы теоретико-методологические основания инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, педагогической основой которой являются дидактические принципы русской фортепианной школы; разработана педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки, обеспечивающая реализацию дидактических принципов русской фортепианной школы;
- обоснована система оценки готовности студента к инструментальному исполнительству как компоненту его профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- актуализированы и дополнены дидактические принципы русской фортепианной школы с точки зрения синтеза основных положений общей и музыкальной педагогики, обусловлено их объективное влияние на эффективность инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе;
-выявлена специфика профессиональной подготовки, ориентированная на исследовательский характер инструментально-исполнительской деятельности учителя музыки;
- определены теоретические и методические основы разработки педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- разработаны учебно-методический комплекс по дисциплине «Класс основного музыкального инструмента», «Справочное пособие по музыкальной грамотности» для студентов и учащихся различных ступеней профессионального образования;
- благодаря универсальности разработанной технологии, возможно её применение в инструментально-исполнительской подготовке учителя музыки на разных музыкальных инструментах, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.
Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью теоретико-методологических положений, лежащих в основе исследования, многообразием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы с учащимися разных возрастных групп; успешным внедрением результатов исследования в практику.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дидактические принципы русской фортепианной школы - принцип активизации творческих возможностей обучающихся (сознательности и активности); принцип звуковой наглядности; принцип движения от внутреннего к внешнему, от художественного образа к техническим средствам его воплощения (взаимосвязь технических навыков и художественного содержания), - дополняются общепедагогическими принципы доступности, природо-сообразности, индивидуализации, сотрудничества и являются педагогической основой процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Актуальность данных принципов состоит в объединении основных положений общей и музыкальной педагогики, в их объективном влиянии на эффективность процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, в обеспечении его гуманистического характера и художественно-творческой направленности.
2. Педагогическая технология на основе дидактических принципов русской фортепианной школы, обусловленная системностью, научностью, структурированностью, управляемостью педагогического процесса, соответи ствующая критериям его технологичности и требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям, обеспечивает осуществление инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Главным педагогическим замыслом данной технологии является повышение эффективности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки на основе дидактических принципов русской фортепианной школы. Осуществлению этого замысла способствует деление технологии на этапы: диагностический, процессуально-образовательный и контрольно-оценочный, на каждом из которых реализуется определенная цель и решаются конкретные задачи, используется комплекс наиболее оптимальных методов и форм, адекватных дидактическим принципам русской фортепианной школы.
В комплекс методов и форм, используемых в технологии, входят: методы гуманной педагогики (обмен опытом, создание ситуации успеха, создание ситуации творческого поиска); объяснительно-иллюстративные и наглядно-иллюстративные методы (беседа, рассказ, наблюдение); репродуктивные методы (демонстрация, прослушивание, иллюстрирование); проблемно-поисковые методы (дискуссия, упражнение, работа над отдельными частями произведения); исследовательские методы (анализ актуальных проблем музыкально-педагогической практики, сравнение, моделирование и проектирование); формы занятий - индивидуальное занятие с педагогом, самостоятельная работа, концерт классической музыки, семинар, экзамен, зачет, контрольное прослушивание.
3. Диагностический и критериально-оценочный инструментарий выявляет эффективность инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в рамках разработанной технологии и направлен на диагностику развития личностно-профессиональных качеств студента, способствующую определению его профессиональной пригодности на разных этапах подготовки; исследовательский характер инструментально-исполнительского становления будущего специалиста, проявляющийся в аналитико-рефлексивном подходе к овладению им основами теории и практики инструментального исполнительства; применение когнитивных (уровень усвоения содержания учебной программы), личностно-деятельностных (уровень сформирован-ности инструментально-исполнительских действий) и рефлексивных (уровень сформированности самооценки индивидуального исполнительского стиля) критериев оценки результативности инструментально-исполнительской подготовки студента.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе экспериментальной работы и осуществлялись посредством публикаций основных положений исследования в виде статей и справочного пособия для студентов педагогических вузов, училищ и колледжей.
Теоретические положения и выводы диссертации одобрены на заседаниях кафедры художественного образования АПК и ППРО г. Москвы (2005 - 2007 гг.). Результаты исследования докладывались и были поддержаны на межвузовских научно-практических конференциях в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского (2004, 2006, 2008 гг.).
Материалы диссертации использовались в учебном процессе, детской школы искусств №3 и гимназии №1 г. Брянска. В настоящее время они активно внедряются и дают положительные результаты при подготовке учителя музыки на кафедре художественного образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации 192 страницы. Основной текст изложен на 169 страницах, содержит 9 таблиц и 3 рисунка. Литература включает 159 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства2007 год, кандидат искусствоведения Болотов, Юрий Валентинович
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Формирование и развитие профессиональных качеств пианиста в детской школе искусств2006 год, кандидат педагогических наук Макаревская, Любовь Николаевна
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма2001 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Рустам Раджапович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Андрианова, Ольга Владимировна
Выводы по второй главе
Процесс инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, отражая основные подходы русской фортепианной школы к формированию и становлению исполнителя, имеют гуманистический характер и художественно-творческую направленность.
Специально разработанная педагогическая технология данной подготовки на основе дидактических принципов лучших представителей русской фортепианной школы, обусловлена теоретическими основаниями и низким уровнем подготовки специалиста, осуществляемой без полноценной опоры на педагогическое наследие русской фортепианной школы. Благодаря теоретическим основаниям (соответствие критериям технологичности педагогического процесса и требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям, корреляция с педагогическими технологиями развивающего, индивидуализированного и дифференцированного обучения) это наследие может быть транслировано на современную музыкально-педагогическую практику. Этому способствует опора на соответствие технологичности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки той последовательности действий в обучении игре на фортепиано, которую использовали в своей практике отечественные педагоги-пианисты.
Разработанная педагогическая технология включает в себя диагностический, процессуально-образовательный и контрольно-оценочный этапы. Диагностический этап направлен на выявление мотивации и целей обучающихся, на определение их музыкальных способностей, исполнительских знаний, умений и навыков. Процессуально-образовательный этап служит развитию исполнительского мастерства как творческого воплощения накопленных обучающимися знаний, умений и навыков. На контрольно-оценочном этапе осуществляется выявление уровня исполнительской подготовки обучающихся.
Эффективность педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе обусловлена оптимальностью использования ее методических компонентов, адекватных педагогическим принципам русской фортепианной школы. В технологию включен механизм определения результатов инструментально-исполнительской подготовки студентов, состоящий из критериев, показателей и параметров оценки. Три критерия (когнитивный - уровень усвоения содержания индивидуальной учебной программы, личностно-деятельностный - уровень сформированности инструментально-исполнительских действий и рефлексивный -уровень сформированности самооценки индивидуального исполнительского стиля) конкретизированы в показателях, позволяющих оценить компоненты профессионально-исполнительской подготовки.
Действие всех элементов педагогической технологии было проверено в ходе эксперимента. Его результаты подтвердили выдвинутую гипотезу о повышении эффективности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе с использованием педагогической технологии на основе дидактических принципов русской фортепианной школы, реализующей вышеназванные организационно-педагогические условия.
166
Заключение
Инструментальное исполнительство является одной из главных профессиональных функций учителя музыки, а его инструментально-исполнительская подготовка на основе дидактических принципов русской профессиональной школы - одной из актуальных проблем современной музыкально-педагогической науки и практики.
Главной задачей настоящего исследования было продолжение и развитие основных научных идей по обобщению и распространению педагогического наследия выдающихся отечественных пианистов: концепции развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах, музыкально-дидактических принципов, сформулированных Г.М. Цыпиным, а также -систематизации дидактических принципов профессионального музыкального образования, путей их реализации в виде «прогностической модели» инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки, разработанной Е.Н. Федорович.
В этой связи, процесс инструментального исполнительства изучен как вид художественно-творческой деятельности. Отмечено, что характерной особенностью данного вида деятельности является субъективное толкование авторского содержания интерпретатором, от чего зависит восприятие музыки слушателями.
Исследовано педагогическое наследие выдающихся отечественных пианистов, научное обоснование дидактических принципов русской фортепианной школы. Из общего числа традиционно сложившихся, теоретически обоснованных принципов выделены и актуализированы наиболее значимые принципы инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки -сознательности и активности (активизации творческих возможностей обучающихся), звуковой наглядности, движения от внутреннего к внешнему, от художественного образа к техническим средствам их воплощения (взаимосвязь технических навыков и художественного содержания), доступности, природосообразности, индивидуализации и сотрудничества. Принципы русской фортепианной школы изучены как теоретические положения, отражающие единство общей и музыкальной педагогики, рассмотрены как педагогическая основа инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Охарактеризована творческая направленность инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки, проанализированы его особенности и отличие от подготовки инструменталиста-исполнителя (то есть артиста). Отмечено, что главное отличие обусловлено профессиональным функционалом разных специальностей. Дана сравнительная характеристика особенностей инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки и исполнителя-артиста по ее профессиональной направленности, цели и задачам.
Установлено, что опора на дидактические принципы русской фортепианной школы способствуют повышению эффективности подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности. Выявлено, что механизм этой подготовки идентифицируется как педагогическая технология. Определены критерии технологичности данного процесса - системность, научность, структурированность и управляемость. Установлено соответствие процесса исполнительской подготовки учителя музыки требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям (наличие цели, измеряемость, воспроизводимость).
Проведенное исследование позволило разработать технологию инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, сформулировать ее педагогический замысел, определить этапы, обосновать цель и задачи каждого этапа, способы их решения, установить их соответствие дидактическим принципам русской фортепианной школы, а также выявить организационно-педагогические условия её эффективности.
Доказано, что процесс инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки отражает гуманистический характер педагогики выдающихся отечественных пианистов, характеризуется художественно-творческой направленностью и ранжируется как обучающая личностно-ориентированная микротехнология.
Научно обоснованы три этапа процесса исполнительской подготовки (диагностический, процессуально-образовательный, контрольно-оценочный), реализующих организационно-педагогические условия подготовки: осуществление диагностики сквозного развития личностно-профессиональных качеств студента, ориентацию на исследовательский характер инструментально-исполнительского становления будущего специалиста, применение когнитивных, личностно-деятельностных и рефлексивных критериев, соответствующих показателей и параметров оценки результативности инструментально-исполнительской подготовки студента.
Определены и теоретически аргументированы методические компоненты технологии (методы и формы организации процесса), адекватные принципам русской фортепианной школы. Доказано, что организация процесса инструментально-исполнительской подготовки обусловлена использованием комплекса методов гуманной педагогики, объяснительно- и наглядно-иллюстративных, репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских. Утверждается оптимальность использования таких форм работы, как индивидуальное занятие с педагогом, самостоятельная работа, концерт классической музыки, конференция, семинар, экзамен, зачет, контрольное прослушивание.
Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы прошла успешную апробацию, результаты которой подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы. На основании проведенного исследования сделан вывод, что разработанная технология способствует повышению эффективности процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе.
Таким образом, в ходе исследования развиты основные идеи подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству как художественно-творческой деятельности, расширены научные представления о возможности повышения эффективности данного процесса на основе дидактических принципов русской фортепианной школы; найдены пути такой реализации, благодаря разработке педагогической технологии подготовки. То есть, задачи исследования решены, цель достигнута, подтверждена справедливость выдвинутой гипотезы.
Вместе с тем, проведенное исследование продемонстрировало целесообразность продолжения научных поисков в части более детальной разработки методов, конкретизации и теоретического обоснования форм и средств организации процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки, что может стать логическим продолжением настоящей диссертации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Андрианова, Ольга Владимировна, 2010 год
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст./ Э.Б. Абдуллин.- М.: Просвещение, 1983.- 112 с.
2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики Текст.: сб. трудов. Вып. 62. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. - 160 с.
3. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства Текст.: в 3 ч/ А.Д. Алексеев. М.: Музыка, 1982.-780 с.
4. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Текст./ А.Д. Алексеев.- М.: Музыка, 1971.- 278 с.
5. Алексеев, А.Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX в Текст./ А.Д. Алексеев.- М: Наука, 1969.-391 с.
6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Текст./ Ю.Б. Алиев. М.: Владос, 2000.- 336 с.
7. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе Текст./ О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983.- 224с.
8. Апраксина, О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы Текст. /О.А. Апраксина //Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973.- с. 3644.
9. Арчажникова, Л.Г. Профессия — учитель музыки Текст.: кн. для учителя/ Л.Г. Арчажникова.- М.: Просвещение, 1984.- 111с.
10. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки Текст.: дисс. док. пед. наук: 13.00.01/ Л.Г. Арчажникова.- Москва, 1986.- 442 с.
11. Асафьев, Б.В. Речевая интонация Текст./ Б.В. Асафьев.- М. Л.: Музыка, 1965. - 136 с.
12. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст./Б.В. Асафьев. В 2 т. Л.: Музыка, 1973.- 187с.
13. Баренбойм, JI.А. Леонид Владимирович Николаев основатель ленинградской пианистической школы Текст. /Л.В. Баренбойм// За полвека: Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989.С. 99146.
14. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст./ Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974.- 336 с.
15. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию Текст./ Л.А. Баренбойм.- Л. М.: Сов. композитор, 1973. - 270 с.
16. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст./ Н.А. Бернштейн.- М.: Физкультура и спорт, 1966.-287 с.
17. Берхин, М. Специфика искусства. Психологический аспект Текст./ М. Берхин.- М.: Знание, 1984.- 64 с.
18. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии Текст./ М.Е. Бершадский.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 256с.
19. Бирзкопс, Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно исполнительских качеств Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Я.Я. Бирзкопс.-М., 1979.- 127с.
20. Бирмак, И. О художественной технике пианиста Текст./ И.О. Бирмак.- М.: Музыка, 1973.- 140 с.
21. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст./ Д.Б. Богоявленская; под общ. ред. Б.М. Кедрова. -Ростов: Издательство университета, 1983. 176 с.
22. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения Текст./В.П. Вахтеров; сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987.-400с.
23. Вершловский, С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя Текст./ С.Г. Вершловский. Л.: Знание, 1983.- 32 с.
24. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду Текст./ Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 1981.- 240с.
25. Вопросы музыкальной педагогики Текст.: учебное пособие для вузов/ ред.- сост. В.А. Натансон, Л.В. Рощина,- Вып.5. М.: Музыка, 1984.- 136 с.
26. Вопросы музыкальной педагогики Текст.: учебное пособие для вузов/ сост. Ю. Усов. Вып. 10.- М.: Музыка, 1991.- 176 с.
27. Вопросы фортепианного исполнительства Текст.: очерки, статьи, воспоминания /сост. и общ. ред. М.Г. Соколов.-ВыпЛ.- М.: Музыка, 1965.- 246 с.
28. Воробей, Ю.Д. Диалектика художественного творчества Текст./ Ю.Д. Воробей. М.: Издательство Московского университета, 1984.176 с.
29. Воспитание музыкой Текст.: учеб. пособие для вузов /сост. Т.Е. Вендерова, И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991.- 203 с.
30. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк Текст.: книга для учителя/ Л.С. Выготский. -3 изд., испр. М.: Просвещение, 1991.- 98 с.
31. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст./ Л.С. Выготский. -Мн.: Современное слово, 1998.- 480 с.
32. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве Текст.: сб. статей /под общ. ред. С.М. Хентовой. М.-Л: Музыка, 1966.- 315 с.
33. Гайдай, С.Н. Самостоятельная работа как фактор становления творческой активности студента Текст.: дис. канд. пед наук: 13.00.01/ С.Н. Гайдай.- М., 2004.- 181с.
34. Голубовская, Н. О музыкальном исполнительстве Текст.: сб. статей и материалов /сост. Е. Бронфин. Л.: Музыка, 1985.- 142 с.
35. Гольденвейзер, А.Б. Статьи. Материалы. Воспоминания Текст.: сб. статей/ сост. Д. Благой. М.: Сов. композитор, 1969. - 488 с.
36. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном искусстве Текст.: сб. статей /сост. Д. Благой. М.: Музыка, 1975.- 416 с.
37. Горлинская, Н.А. Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Н.А. Горлинская.- М., 2003.- 137с.
38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030700 Музыкальное образование Текст.: № 665 пед/сп (новый): утв. 31.01.2005.- М.: Наука, 2005.-84 с.
39. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре Текст./ И. Гофман. М.: Классика - XXI, 2002.- 188 с.
40. Громов, Е.С. Природа художественного творчества Текст.: кн. для учителя/ Е.С. Громов. М.: Просвещение, 1986.- 237 с.
41. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст./ В.В. Гузеев.- М.: Народное образование,, 2001.- 249с.
42. Дельсон, В.Ю. Генрих Нейгауз (1888-1964) Текст./ В.Ю. Дельсон. -М., Музыка, 1966.- 186с.
43. Дмитриев, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе Текст.: учеб. пособие/ Л.Г. Дмитриев. 2 изд. -М.: Академия, 1998.- 240 с.
44. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст.: учеб. пособие/ . 2 издание - М.: Питер, 2002.-368 с.
45. Егорова, С.В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/С.В. Егорова.- М., 1998.- 186с.
46. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст./ В.И. Загвязинский.- М.: Педагогика, 1987.- 159с.
47. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Текст.: учеб. для вузов/ ред. И.Г. Погорельцева. -М.: Владос, 2000.- 304 с.
48. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Т.А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.- 496с.
49. Исаев, И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. П.Г. Шиянов. - 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 208 с.
50. Исполнительская подготовка учителя музыки Текст.: прогр. дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 -Музыкальное образование/ ред. Т.Г. Мариупольская //Московский государственный педагогический университет. М.: Наука, 1999.208 с.
51. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст.: кн. для учителя/ Д.Б. Кабалевский.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1984.- 206с.
52. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке ? Текст./ Д.Б. Кабалевский. 3 изд. - М.: Просвещение, 1989.- 191 с.
53. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства Текст./ Д.Б. Кабалевский,- М.: Молодая гвардия, 1984.- 142 с.
54. Каган, М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе Текст./ М.С. Каган.- Л.: Знание, 1984.-312с.
55. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении Текст.: кн. для учителя/В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987.- 190с.
56. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество Текст./В.А. Кан-Калик-М.: Педагогика, 1990. 144с.
57. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст./ под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704с.
58. Квасница, З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/ З.С. Квасница.- М., 1970.- 243с.
59. Кирнос, Д.И. Индивидуальность и творческое мышление Текст./ Д.И. Кирнос. М.: Б. и., 1992.- 172 с.
60. Кларин, М.В. Педагогическая технология Текст./ М.В. Кларин.- М.: Дело, 2002.- 224с.
61. Коган, Г.М. Вопросы пианизма Текст.: избр. статьи/ сост. И.М. Ям-польский. М.: Сов. композитор, 1968.- 462 с.
62. Коган, Г.М. Работа пианиста Текст./ Г.М. Коган.- М.: Музгиз, 1963.200 с.
63. Коган, Г.М. У врат мастерства Текст./ Г.М. Коган.- М.: Музыка, 1969.- 342 с.
64. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей/ А.К. Колеченко.- СПб.: КАРО, 2002.-368с.
65. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2-х т. Т.1.- М.: Учпедгиз, 1939. 320с.
66. Кравченко, К.А. Индивидуальное обучение в фортепианных классах общеобразовательной школы Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/К.А. Кравченко.- М., 1970.-241с.
67. Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза Текст./ Б.Л. Кремен-штейн. М.: Музыка, 1984.- 89 с.
68. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст./ . 2 издание - М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
69. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии Текст.: учеб. пособие для вузов/ под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.- 509 с.
70. Львова, Ю.П. Творческая лаборатория учителя Текст.: кн. для учителя / ред. С.О. Перов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1992. - 224с.
71. Л.Н. Оборин педагог Текст.: сб. статей / сост. К. Кулова. - М.: Музыка, 1989.- 188 с.
72. Майкопар, С.М. Как работать на рояле. Беседа с детьми Текст./ С.М. Майкопар.- Л.: Музгиз, 1963.- 32 с.
73. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса Текст./ А.С. Макаренко// Избр. педагогические труды/ АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1950.-106с.
74. Маклакова, О.П. Педагогическая технология межпредметного взаимодействия Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.П. Маклако-ва.- Брянск, 2003.- 201 с.
75. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой Текст./ Е.П. Маку-ренкова. М.: Музыка, 1988.- 64 с.
76. Малинникова, Н.А. Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/Н.А. Малинникова.- Брянск, 2000.- 255 с.
77. Маркс, К., Энгельс, Ф. Полное собрание сочинений Текст. В 39 т. Т. 23 М.: Политиздат, I960.- 907 с.
78. Мелик Пашаев, А.А. Мир художника Текст./ А.А. Мелик-Пашаев. -М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 269 с.
79. Методические записки по вопросам музыкального образования Текст./ ред.- сост. Н.Л. Фишман. Вып. 2 - М.: Музыка, 1979.- 224 с.
80. Методические записки по вопросам музыкального образования Текст./ ред.- сост. А.И. Лагутин. Вып. 3 М.: Музыка, 1991.-239 с.
81. Милыптейн, Я. К.Н. Игумнов о мастерстве исполнителя Текст. / Я. Мильштейн. -М.: Сов. Музыка, 1959.
82. Михайлова, С.Б. Педагогические и психологические условия активизации художественно — творческой деятельности учащихся младших классов ДШИ Текст.: автореф дисс. канд. пед. наук: 13.00.02/ С.Б. Михайлова.- М., 2004.- 27с.
83. Моздыков, А.В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.02/ А.В. Моздыков,- М., 2001.- 24с.
84. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников Текст./ А.В. Мудрик, И.А. Перова. М.: Просвещение, 1986.-160с.
85. Музыкальное воспитание в школе Текст.: сб. статей /сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1971.- 80 с.
86. Музыкальное воспитание в школе Текст.: сб. статей/ сост. И.И. Ко-лесов. Вып. 16. М.: Музыка, 1985.- 92 с.
87. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность Текст.: сб. статей / сост. Т.А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991.- 240 с.
88. Музыкальное исполнительство Текст.: сб. статей/ сост. В.А. Пущина. Вып. 9.-М.: Музыка, 1976.- 198 с.
89. Музыкальное исполнительство Текст.: сб. статей/ сост. K.JI. Панчен-ко. Вып. 10. М.: Музыка, 1979.- 239 с.
90. Музыкальное образование в школе Текст.: учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений /под ред. JI.B. Школяр. М.: Академия, 2001.- 232 с.
91. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст./ Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972.- 383 с.
92. Натансон, В. Прошлое русского пианизма: Очерки и материалы. М.: Музгиз, I960.- 290 с.
93. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры Текст.: записки педагога/ ред. Д.В. Житомирский. 4 изд. - М.: Музыка, 1982.- 300 с.
94. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для пед. училищ, пед. институтов. М.: Просвещение, 1990.- 239 с.
95. Немыкина, И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки Текст./ И.Н. Немыкина.- Свердловск: СГПИ, 1988.- 64с.
96. Немыкина, И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки Текст.: дис.док. пед. наук: 13.00.01/И.Н. Немыкина.-М.,1997.-322с.
97. Николаев, А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера Текст./ А. Николаев// Мастера советской пианистической школы: сб. статей. М., 1954. - С.115-166.
98. Николаев, А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма Текст./ А. Николаев. М.: Музыка, 1980.- 112 с.
99. Ныркова, В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: история и методические принципы Текст./ В. Ныркова. М.: Музыка, 1988.- 48 с.
100. Общая психология: учеб. пособие для вузов Текст./ под ред. В.В. Богословского. 3 изд. - М.: Просвещение, 1981.-383 с.
101. Обыскалова, JI.P. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педвуза Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/J1.P. Обыскалова.-Липецк, 1996.- 198 с.
102. Островский, А. Творческая задача исполнителя Текст./ А. Островский// Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.4.- М.: Музыка, 1967.
103. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История психологии Текст.: учеб. пособие для высш. школы/ сост. П.А. Лепешко. М.: Рос. гос. гуманит. университет, 1994.- 448 с.
104. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для вузов / сост. В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. М.: Владос, 2001.-318 с.
105. Практикум по психологии Текст.: учеб. пособие для ун-тов / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1972.- 247 с.
106. Проблемы художественного творчества Текст.: критический анализ/ сост. В. Ширинский. М.: Наука, 1975.- 368 с.
107. Психологические вопросы регуляции деятельности Текст. / под ред. Д.А. Ошанина.- М.: Педагогика, 1973.- 208 с.
108. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст.: учеб. пособие для вузов по спец. 030700 Музыкальное образование / под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
109. Растопчина, Н.М. Феликс Михайлович Блуменфельд Текст.: монографический очерк/ Н.М. Растопчина. Л.: Музыка, 1975.- 86 с.
110. З.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст./ С.Л. Рубинштейн. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.- 322 с.
111. Савшинский, С. Режим и гигиена работы пианиста Текст./ С. Сав-шинский. Л.: Сов. композитор, 1963.- 120 с.
112. Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем Текст./ Г.К. Селевко// Школьные технологии.- 1996.-№ 6. С. 22-25.
113. Пб.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Текст./ Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 288с.
114. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования Текст./ Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 192с.
115. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация Текст./ Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005.- 144с.
116. Семёнова, JI.C. Творческие проекты как средство формирования эстетической культуры младших подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ JI.C. Семенова.- Брянск, 2004. 18с.
117. Семёнова, JI.C. Творческие проекты как средство формирования у учащихся 5-7 классов эстетической культуры Текст.: научно методическое пособие/ JI.C. Семенова, М.В. Ретивых. - Брянск: Издательство БГУ, 2004.- 99с.
118. Сергеичева, Г.Г. Теория и методика гуманистического воспитания детей 3-7 годов жизни в процессе литературно-ролевой игры Текст.: дисс. . докт. пед. наук: 13.00.01/Г.Г. Сергеичева.- Брянск, 1999.- 352 с.
119. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. Центр "Академия", 2002. -576 с.
120. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания Текст./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006.-128с.
121. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: сб. статей. Л.: Сов. композитор, 1980.- 295 с.
122. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства Текст./ А.Н. Сохор. 2 изд. -М.: Музыка, 1970.- 192 с.
123. Сраджев, В.П. Проблемы развития фортепианной техники Текст./ В.П. Сраджев. Ташкент: Издательство "Фан", 1987.- 120 с.
124. Сухова, JI.Г. Педагогические принципы Н.Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02/Л.Г. Сухова. -Тамбов, 1997.-149 с.
125. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст./ К.В. Тарасова. М.: Педагогика, 1988.- 176 с.
126. Теория и методика обучения игре на фортепиано Текст.: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. -М.: Владос, 2001.-366 с.
127. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст.: избр. псих. тр. /Б.М. Теплов; под ред. М.Г. Ярошевского; Акад. психол. и социальных наук. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.- 544 с.
128. Теплов, Б.М. Психология Текст./ Б.В. Теплов. 5 изд., испр. и доп. -М.: Учпедгиз, 1951.- 264с.
129. Теплов, Б.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст.: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Б.М. Теплов, под ред. Г.М. Цыпина.- М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с.
130. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст./ Б.М. Теплов. М.; Л.: Издательство АПНРСФСР, 1947.- 335 с.
131. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста Текст.: методическое пособие/ Е.М. Тимакин. 2 изд. - М.: Сов. композитор, 1989.- 143 с.
132. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения Текст./ Л.Н. Толстой.- М.: Педагогика, 1989.- 544с.
133. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Текст./ К.Д. Ушинский. В 6т. Т.2. М.: Педагогика, 1988.- 286 с.13 7.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения Текст./ К.Д. Ушинский.- М.: Просвещение, 1968.- 557с.
134. Федорович, Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании
135. Текст.: дис. док. пед. наук: 13.00.01/ Е.Н. Федорович.- М., 1977.-353с.
136. Фейенберг, С.Е. Пианизм как искусство Текст./ С.Е. Фейнберг. М.: Музыка, 1969.- 598 с.
137. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность Текст./ X. Хекхаузен, JI. Шмидт. М.-.Педагогика, 1986,- 406 с.
138. Хлудова, Т.А. О педагогике Г.Г. Нейгауза Текст./ Т.А. Хлудова// Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. М.: Музыка, 1965.С.167-201.
139. Художественное творчество и психология Текст. :сб. статей АНСССР / отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991.191 с.
140. НЗ.Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника Текст./ Г.М. Цыпин. М.: Академия, 1999.- 184 с.
141. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст./Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988.- 382 с.
142. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 1219 «Музыка и пение»/ Г.М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
143. Цыпин, Г.М. Портреты советских пианистов Текст.: музыкально-критические статьи/Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1982,- 256 с.
144. Цыпин, Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки Текст.: автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.01/ Г.М. Цыпин.-М., 1978.-28с.
145. Цыпин, Г.М. Я.В. Флиер Текст./ Г.М. Цыпин. М.: Музыка, 1972. -128 с.
146. Челышева, Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система Текст.: дис. док. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08/ Т.В. Челышева.- М, 2003.- 421с.
147. Шацкая, В.Н. Музыка в школе Текст./ В.Н. Шацкая. М.: АПН РСФСР, 1950.- 175с.
148. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения Текст./ С.Т. Шацкий. В 4-х т. Т.З. М.: Просвещение, 1964.- 429с.
149. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков Текст./ А.А. Шмидт-Шкловская. Л.: Музыка, 1985. - 70 с.
150. Шостакович, Д.Д. Статьи и материалы Текст./ Д.Д. Шостакович.-М.: Сов. композитор, 1976.- 336с.
151. Шульпяков, О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя Текст./ О.Ф. Шульпяков. Л.: Музыка, 1973.- 104 с.
152. Щапов, А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники Текст.: метод, пособие для педагогов муз. вузов/ А.П. Щапов. М.: Музыка, 1968.-218 с.
153. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика Текст./ А.П. Щапов . М.: Сов. Россия, I960.- 171 с.
154. Эльконин, Д.Б. Психология игры Текст./ Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.- 304 с.
155. Эстетика Текст.: учеб. пособие/ под ред. А.А. Радугина.- М.: Центр, 2000.- 240с.
156. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст./ Э.Г. Юдин.- М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 447с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.