Педагогические условия включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Баматова, Дженнет Казбековна

  • Баматова, Дженнет Казбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 147
Баматова, Дженнет Казбековна. Педагогические условия включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Махачкала. 2008. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Баматова, Дженнет Казбековна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Педагогические предпосылки организации художественно-конструкторской деятельности студентов.

§ 2. Художественно-конструкторская деятельность студентов.

§ 3. Анализ практики включения студентов педвуза в художественно-конструкторскую деятельность.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

§ 1. Педагогические условия включения студентов в художественноконструкторскую деятельность.

§2. Модель включения студентов педвуза в художественно-конструкторскую деятельность.

§3. Педагогический потенциал эффективности включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность»

Актуальность исследования. Демократические преобразования в социально-политической жизни общества привели к адекватным изменениям в сфере образования, что связано с предъявлением новых требований к выпускнику вуза в части профессионализма, выражающиеся в его индивидуальности, мобильности, способности к творчеству и готовности к осуществлению разных видов деятельности. Изменение требований, предъявляемых обществом к образованию, привели к необходимости пересмотра содержания, форм и методов профессиональной подготовки, анализ состояния, которого указывает на доминирование установки на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. При этом достаточным считается их наличие для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей.

По нашему убеждению, подготовка специалиста отвечающего современным требованиям возможна лишь на основе соединения профессионального (овладение знаниями, умениями, навыками и т.д.) и личностного (самореализация, способность к творчеству, учет индивидуальных склонностей и интересов, установление гармоничных отношений с собой, со сверстниками и внешней средой, способность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире) составляющих. Такая подготовка возможна при единстве научных и художественных механизмов развития познавательных потребностей личности, на которую обращают внимание ученые и практики.

Анализ теории и практики организации образовательного процесса в высшей школе указывает на его ориентированность в основном на развитие мышления и сознания, не затрагивая эмоционально-чувственной стороны личности студента, его воображения, хотя человек воспринимает окружающий мир в единстве разума и чувства. Развитая способность воображения оказывается в высшей степени значима во всех сферах практической жизнедеятельности, что подтверждают исследования Е.Е. Колчиной, А.А. Мелик-Пашаева, Э.В. Ново-лянской и др., по мнению которых творческое воображение является результатом развития всех психических функций и умственных способностей личности.

По мнению М.С. Кагана, Б. Т. Лихачева, А. А. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова и др., художественно-творческая деятельность занимает особое место в жизнедеятельности человека, поскольку задатки к художественному самовыражению имеются в каждой личности, и обусловлены его врожденной способностью к образному мышлению.

Готовность к художественно-конструкторской деятельности, определяемая как комплексная способность личности к воплощению в объективную действительность внутренних ценностей, значительно расширяет реальный опыт воображаемой жизни, выступая не просто манипулированием материальными средствами (линией, звуком, цветом, звучащим словом, пластическим образом, жестом и т.д.), а особым способом осмысления мира, его «духовно-практического освоения, способом художественно-образного воссоздания реальности.

Проблемы художественно-конструкторской деятельности и художественного творчества исследованы в работах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, И.С. Гройсмана, А .Я. Зися, А.Н. Лука, П.В. Симонова, М.Г. Ярошевского и других, в которых обосновывается его значительное влияние на формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.

Аспекты формирования готовности к художественно-конструкторской деятельности в процессе эстетического воспитания отражены в работах отечественных И.А. Джитарьяна, И.Ф. Исаева, В.А. Канг-Калика, М.С. Кагана, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.П. Юсова, зарубежных О. Гунтера, Д. Дьюи, Я Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, Г. Рида, Р. Хасти, П. Хиндемита и других исследователей.

Художественно-конструкторская деятельность как фактор формирования художественно-эстетической культуры личности исследована в работах В.П. Большакова, М.С. Кагана, А.В. Коневой, А.В. Куценко, А.А. Радугина и др.

Развитию творческих способностей, одаренности, педагогического мас терства и творческого потенциала личности средствами художественноконструкторской деятельности посвящены исследования Т.И. Артемьевой, Э.А. Голубевой, Р.А. Гильман, JI.A. Ильиной, А.Г. Кавалева, Н.С. Лейтеса, В.Н.Мясшцева, К.К. Платонова, Н.В. Рождественской, И.В. Соловьевой, Б.М. Теплова, В.В. Ячменевой и других. При этом проблемы развития художественно-конструкторской деятельности студентов педагогического вуза, отраженные в нашем исследовании, не нашли должного внимания.

На основе вышеизложенного, актуальность исследования определяется необходимостью разрешение возникших в теории и практике профессионально-педагогического образования противоречий между:

• потребностью общества в специалистах, способных к самовыражению индивидуальности в процессе художественно-конструкторской деятельности, и готовностью системы образования эффективно удовлетворить эту потребность из-за отсутствия теоретического и практического обеспечения и определенного консерватизма практики подготовки;

• признанием эффективности использования методов художественно-конструкторской деятельности на самоактуализацию и самореализацию личности студента и отсутствием механизмов их использования в данной деятельности;

• необходимостью включения в художественно-конструкторскую деятельность студента педвуза и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих системную организацию данного процесса в структуре подготовки педагога профессионального обучения.

Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой в обосновании педагогических условий эффективного включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов педагогического вуза.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность».

Цель исследования: обоснование и реализация комплекса педагогических условий эффективного включения в художественно-конструкторскую деятельность студента педагогического вуза.

Объект исследования: художественно-конструкторская подготовка будущего педагога профессионального обучения в педагогическом вузе.

Предмет исследования: содержание и процесс включения будущего педагога профессионального обучения в художественно-конструкторскую деятельность.

Гипотеза исследования: процесс включения в художественно-конструкторскую деятельность будущего педагога профессионального обучения будет эффективным при:

• актуализации потребности студентов в художественно- конструкторской деятельности, ориентации их на личностное самопознание;

• диагностическом определении способностей студентов;

• реализации индивидуальных склонностей и способностей студентов в конкретных видах художественно-конструкторской деятельности, развитии профессиональных и личностно значимых качеств;

• формировании опыта художественно конструкторской деятельности, воплощенной в продуктах деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования.

1. Выявить сущность художественно-конструкторской деятельности личности.

2. Проанализировать теорию и практику включения студентов педагогического вуза в художественно-конструкторскую деятельность.

3. Обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность системы включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов.

4. Разработать модель включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов педагогического вуза.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий включения в художественно-конструкторскую деятельность.

Методологической базой исследования выступает теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, JI.C. Выготский, В.И. Додонов, В.А. Иванников, М.С. Каган, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теория творчества (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, JI.B. Бажелов, Г. С. Батищев, ММ. Бахтин, С.С. Гольдендрихт, Дж. Гильфорд, В. А. Крутецкий, Я.А. Пономарев, Е. Торренс, В.А. Тихонович, Г.Уоллес, В. П. Ушачен и др.); теория художественного творчества (Б.Г. Ананьев, JT.C. Выготский, JI.H. Закс, А .Я. Зись, М.С. Каган, М. С. Старчеус, Б. II. Юсов и др.) и др.

Теоретическую основу исследования составляют концепция развития творческого потенциала личности в процессе общего и профессионального образования (В.И. Андреев, Г.Г. Гранатов, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, О.В. Jle-шер, А.Н., А.Н. Сергеев, В.М. Распопов и др.), концепция проектно-преобразовательной деятельности (Г.М. Гаджиев и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: наблюдение (прямое и косвенное), анкетирование, анализ (квалификационной, технологической, педагогической) практик, изучение продуктов художественно-конструкторской деятельности студентов, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных и т.д.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2008 гг. на факультете дизайна Дагестанского государственного педагогического университета, в школе-гимназии №5, №51, центре дополнительного образования детей, детской школе искусств №8 г. Махачкалы, где экспериментом было охвачено 160 учащихся, 137 студентов и 15 преподавателей, а также руководители студий художественно-творческого профиля.

Исследование проводилось в три этапа:

• поисково-теоретический (2003-2004гг.), предполагал анализ теории и практики включения в художественно-конструкторскую деятельность студента; изучение философской, психолого-педагогической и другой литературы по проблеме исследования; обоснование темы, цели, гипотезы исследования, конкретизация задач и методов исследования с обоснованием научной, теоретической и практической значимости исследования; разработку и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий включения в художественно-творческую деятельность студентов вуза;

• поисково-эмпирический (2004-2006гг.), включал проведение экспериментальной работы на основе теоретически обоснованного и разработанного содержания включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность, анализ полученных результатов с учетом критериев эффективности разработанной системы в условиях профессионально-педагогического образования;

• заключительный (2006-2008гг.), включал проведение формирующего эксперимента, систематизацию, обобщение и осмысление результатов экспериментальной работы на основе качественного и количественного анализа с привлечением методов математический статистики, описание и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и следования. Выявлены сущность, структура и логика процесса включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов вуза, разработке в экспериментальном апробировании комплекса педагогических условий, актуализацию потребности студентов в художественно-конструкторской деятельности, ориентацию студентов на личностное самопознание, диагностический подход к определению способностей студентов; реализацию индивидуальных склонностей и способностей студентов и развитие профессиональных и личностно значимых качеств студента, формирование опыта художественно-конструкторской деятельности и воплощение умений в конкретных продуктах художественно-творческой деятельности, реализация которого повышает эффективность системы включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «художественно-конструкторская деятельность студента», в разработке технологии включения в художественно-конструкторскую деятельность студентов и критерии развития отдельных компонентов художественно-конструкторской деятельности.

Практическое значение исследования. Разработанный комплекс педагогических условий эффективности системы и механизм его реализации позволят повысить эффективность готовности художественно-конструкторской деятельности студентов вуза. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов, руководителями студий художественно-творческого направления для повышения управления процессом развития художественно-конструкторской деятельности и самоорганизации творческой личности.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования были обеспечены: анализом философской, эстетической, психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; представленной базой источников, использованием комплексной методики, соответствующей целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, подтвержденной гипотезой исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» на факультете дизайна, школе-гимназии №5, № 51, а также детской школе искусств №8 г.Махачкалы. Результаты исследования излагались и были одобрены на всероссийских «Народная культура и образование» (Махачкала, 2003г.) и региональных (Махачкала, 2004г.) научно-практических конференциях, совещаниях директоров школ г.Махачкалы совместно с управлением народного образования (2000-2004 гг.) и семинарах преподавателей ГОУ ВПО «ДГПУ» (Махачкала, 2006г.).

На защиту выносятся:

1. художественно-конструкторская деятельность студента педвуза, позволяющая представить, изучить, сконструировать и реализовать комплекс педагогических условий в единстве составляющих компонентов модели;

2. комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное включение в художественно-конструкторскую деятельность студентов: актуализация потребности в художественно-конструкторской деятельности, ориентацию на личностное самопознание; диагностический подход к определению способностей; реализация индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-конструкторской деятельности, развитие профессиональных и личностью значимых качеств студентов; формирование опыта художественно-конструкторской деятельности, воплощение умений в продукты художественно-творческой деятельности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Баматова, Дженнет Казбековна

Основные результаты и выводы, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования, в соответствии с задачами и целями исследования сформулированы ниже:

3. Обеспечение эффективности системы образования, как средства формирования творческой личности, способной к художественно-конструкторской деятельности переопределяются объективными условиями, среди которых: непрерывность культуры; наличие «критической массы» носителей культуры; налаженная система коммуникаций для свободного ее распространения.

4. Сравнительный анализ философского, эстетического, психологического и педагогического аспектов понятий «творчество», «творческая деятельность», «конструирование» обеспечил выявление происхождения, сущности, специфики и структуры художественно-конструкторской деятельности.

3. Художественно-конструкторкая деятельность как процесс состоит их взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению является творческая активность, рассматриваемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения в ходе решения или создания творческих или любых других задач, совершенствуя их во время всего процесса.

4. Особенностями художественно-конструкторской деятельности студента выступают: осуществление в условиях превалирования учебно-познавательной деятельности студентов; взаимосвязанность, поскольку обучение выступает основой для соответствующей (художественно-конструкторской) деятельности, а не рассматривается как необходимое условие эффективности обучения, поскольку способствует изменению мотивации учения, формированию и развитию эмоционально-образной сферы, раскрытию творческого потенциала личности студента, формированию личностных новообразований, самореализации и т.д.; протекание в аудиторном и вне аудиторном режиме, выступает как обязательный компонент, регламентируемый и направляемый преподавателем, который носит добровольный характер, планируется и осуществляется по выбору студента с учетом его личных интересов, склонностей и способностей; неавтономной (не связанной с учебным процессом и не зависимой от него), сопутствующей (опираться на учебный процесс, который определяет характер и содержание) или профессиональной по критерию направленности; обеспечение возмоэ/сности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации личности.

5. Анализ практики включения в художественно-конструкторскую деятельность показывает, что она осуществляется в различных структурах непрерывного образования, а также в специализированных учреждениях, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа.

6. Педагогическими условиями включения в художественно-конструкторскую деятельность студента выступают актуализация потребности в художественно-конструкторской деятельности студента через личностное самопознание; диагностический подход к определению способностей студентов; ориентированность конкретных видов художественно-конструкторской деятельности на развитие профессиональных и личностно значимых качеств, реализацию индивидуальных склонностей и способностей студентов; формирование опыта художественно-конструкторской деятельности, воплощенного в конкретных продуктах деятельности.

7. Статистически значимые экспериментальные данные подтвердили наше предположение о том, что комплекс педагогических условий включения в художественно-конструкторскую деятельность на факультете дизайна детерминирует эффективность подготовки.

135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Баматова, Дженнет Казбековна, 2008 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1991. - 141с.

2. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к творчеству. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. - 96с.

3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности// Психологический журнал. 1995. - Т.6. - № 5. - С.3-19.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как наука. — М.: Советское радио, 1979.- 114с.

5. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. Д.: ЛГУ, 1962. - Вып.4. - 218с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Просвещение, 1960. - 486с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 338с.

8. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236с.

9. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981, - С.З-18.

10. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-184с.

11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1981.-104с.

12. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Факел, 1995, -141с.

13. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство, 1994. -Т. 1. 512с.

14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.

15. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.399с.

16. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход. //Вопросы философии. 1978.-№8. - С.39-52.

17. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Педагогика, 1981. 141с.

18. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272с.

19. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.-191с.

20. Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее /Пер. с англ.; Худ. обр. М.В. Драко. Минск: ООО «Попурри», 1996. - 224с.;

21. Выготский Л.С. Психология искусства, М.: Педагогика, 1991.279с.

22. Гальперин П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапном формировании умственных действий. //Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. - С.236-277.

23. Гартман Н. Эстетика. М., 1958. -23с.

24. Гегель Г. Эстетика: В 4т. М.: Искусство, 1971. - Т.З. - 621 с.

25. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М., 1998. - 268с.

26. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция// Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1996. - С.296-320.

27. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.432с.

28. Гостев А.Г. Образная сфера личности. //Психологический журнал. -1987. -Т.8. № 3. - С.33-42.

29. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. - 398с.

30. Гройсман А.А. Личность, творчество, регуляция состояний: руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998.- 436с.

31. Громов Е.С. Природа художественного таланта// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. - 405с.

32. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924.

33. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544с.

34. Данилова Е.И. Диалектика соотношения конечного и бесконечного в творчестве: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Магнитогорск, 1998. - 24с.

35. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 375с.

36. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

37. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. Итер Ком, 1999. - 386с.

38. Дуранов М.Е. Профессиональная направленность высшей школы. -Магнитогорск: МГПИ, 1992. 118с.

39. Жернов В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 112с.

40. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 136с.

41. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.

42. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: СГУ, 1990.212с.

43. Зиверт X. Тестирование личности.-М.: АО «Инверэксперт», 1998.198с.

44. Зись А .Я. К вопросу о соотношении структур философского и художественного мышления. //Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980. - 405с.

45. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1974. - 447с.

46. Ильина JI.A. Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 20с.

47. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва; Белгород, 1993. -219с.

48. Искусствознание и психология художественного творчества. /Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352с.

49. Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я.А. По-намарева. М.: Наука, 1983.-335с.

50. История менеджмента: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 1997. - 136с.

51. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416с.

52. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., Петрополис, 1997.- 467с.

53. Какой быть новой педагогике?/ Сост. А.Я. Наин, А.Г. Гостев.

54. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1980. -142с.

55. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. - 160с.

56. Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. -М, 1980. -405с.

57. Климова Т.Е. Подготовка будущих учителей к профессионально-творческой самостоятельной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1995. -185с.

58. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Интуиция как самодостраивание// Вопросы философии. 1994. - N2. - С. 110-123.

59. Когда все искусства вместе.// Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя/ Под ред. Б.П. Юсова. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.-220с.

60. Комплексное полихудожественное развитие школьников: Научно- методический сборник/ Под общ. ред. Б.П. Юсова. М.; Луганск, 1994. -148с.

61. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. Челябинск, 1980. - 98с.

62. Краснотанов Э.Г. Развитие диалектики в искусстве и философии прекрасного// Вопросы философии. 1985. - N10. - С. 104-112.

63. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968. 386с.

64. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор раз-витияспособностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. - N1. - С.20-26.

65. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. - 76с.

66. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980. 334с.

67. Лейтес Н.С. Способности и одаренности в детские годы// Серия «Педагогика и психология». М.: Знание. - С. 198-201.

68. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.

70. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1959.-75с.

71. Лернер И .Я. Постановка задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М.: Наука, 1969. - 203с.

72. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528с.

73. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М: Прометей, 1985. - 117с.

74. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. 3-е изд. - М.: Детская литература, 1989. - 238с.

75. Логинова А.Н. Б.Г. Ананьев о психологии искусства// Психологический журнал. 1981.-T2.-N4. -С. 137-141.

76. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М: Искусство, 1965. -374с.

77. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Политиздат, 1978. - 127с.

78. Ляудис В.А. Память в процессе развития. М.: МГУ, 1976. - 255с.

79. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. М.: Медицина, 1980. - 270с.

80. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284с.

81. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.20.

82. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. IIV 1933, с. 235.82. 86. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Гарпрант Раут, 1970.-296с. 11

83. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппернрейтер, А.А. Пузырева. М., 1982. - С. 108-117.

84. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.29-34.

85. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии. 1998. - N1. - С.76-82.

86. Мирошниченко Л.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на лекции: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. - 168с.

87. Морозов Н.С. Процессы творчества. Рязань: Рягости-полиграфия, 1925.23с.

88. Мусийчук М.В. Педагогические условия развития творческих способностей студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. -24с.

89. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 356с.

90. Наин А.А. Развитие коммуникативной готовности студентов младших курсов к обучению в высшей школе: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 159с.

91. Наин А.Я. Инновация в образовании. Челябинск: ФИМО МО РФ, 1995. - 288с.

92. Наин А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.- 328с.

93. Наумов В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учеб. пособие. М.: МПГУ, 1999. - 165с.

94. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвящение, 1989.181с.

95. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алейта, 1999.448с.

96. Ньюттен Ж. Мотивация// Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. -М.: Прогресс, 1975.-Вып.5.-С. 16-111.

97. Ньюэлл А., Шоу Дж. С, Саймон Г.А. Процессы творческого мышления. М.: Прогресс, 1965, - 118с.

98. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.921с.

99. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969. -Т.4.-С.215-219.

100. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.: Московский университет, 1986. 294с.

101. Петровский В.А. Развитие мышления: методологические проблемы психологии. Ростов на Дону: Феникс. - 512с.

102. Платонов К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема способностей. М., 1972. - 78с.

103. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии: Методологические проблемы психологии. М., 1969. - 171с.

104. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. - 309с.

105. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение; «Владос», 1996.631с.

106. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352с.

107. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 205с.

108. Проблемы образования и развития личности учащихся/ Под ред. В.Н. Беликова, Г.Г.Гранатова, Е.В.Дегтярева. Магнитогорск: МГПИ, 1996. -112с.

109. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейте-са. М: Издательский центр «Академия», 1999. -416с.

110. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвей, 1999. - 752с.

111. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967.-272с.

112. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности школьников. Махачкала: Полиграф, 2004. -66с.

113. Разинкина Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 184с.

114. Разлогов К.Э. Художественный процесс и потребности человека в искусстве//Вопросы философии. 1986. - N8. - С.84-93.

115. Ратт Т.А. Формирование готовности будущего учителя к развитиютворческого потенциала учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 24с.

116. Ращикулина Е.Н. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов к развитию понятийно-образного мышления дошкольников: Автореф. дис. канд. пед.наук. Магнитогорск, 1998. - 24с.

117. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Типография Ю.Н. Эрмаха, 1901.-318с.

118. Роджерс К. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии. -1990.-№1.-С. 164-168.

119. Ротенберг B.C. Психологические аспекты изучения творчества// Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. - С.569-594.

120. Рощин А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности: Автореф. дисс. канд. культурологии. СПб., 2000. - 23с.

121. Рубинштейн C.JL Бытие и сознание. М: АН СССР, 1957. - 328с.

122. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973,-423с.

123. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-276с.

124. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1996.-375с.

125. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М.: Ин-т ТП и МИ, 1994. - 114с.

126. Савенкова Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М., 1995. - 76с.

127. Савостьянова Е.И. Теория отражения и художественное творчество// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980. -405 с.

128. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов// Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. - С.215-254.

129. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.- М.: Народное образование, 1998. 256с.

130. Сергеева Н.В. Пути взаимодействия школы и вуза в инновационной деятельности// Педагогическая инноватика: состояние, проблемы, перспективы: Сб. тез. докл. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 1997. - 57с.

131. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства//Психологический журнал. 1981. -Т. 2. -N11. -С.3-24.

132. Симонов П.В. Мозг и творчество// Вопросы философии. 1992.-N11. С.3-24.

133. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Академия, 1995. -496с.

134. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997. - 223с.

135. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа -Пресс, 1995. -384с.

136. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание// Вопросы психологии. 1989. - N1. - С.24-31.

137. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. А.М.Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600с.

138. Спиркин А.К. В творческой силе человеческого разума. Посвящение в кн. Г. Гержинова. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. - 337с.

139. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192с.

140. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. - 262с.

141. Сычкова Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук. Курган, 1996.- 158с.

142. Творческая направленность деятельности педагога/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С.Г. Сухобской. Л.: ЛГУ, 1988. - 121с.

143. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 1985. - Т.1. - 329с.

144. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. - 280с.

145. Трещов A.M. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя : Дис. канд. пед. наук. Калуга, 2001. - 541с.

146. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451с.

147. Узнадзе Л.И. Основные положения теории установки. Тбилиси: ТГУ, 1961 .-314с.

148. Уметбаев З.М. Основы педагогической техники: Учеб.-метод, пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1997. 103с.

149. Уметбаев З.М. Теоретические и методические основы обучения студентов педагогической технике: Монография. Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 237с.

150. Управление это наука или искусство /А. Фойль, Г. Эмесон, Ф. Тейлор, Г.Форд. - М.: Республика, 1992. - 351с.

151. Ушачев В.П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998. - 464с.

152. Ушачев В.П., Ушачева Е.В. Концептуальные модели инновационного обучения: Научно-методическая разработка. Магнитогорск: МГПИ, 1999. -23с.

153. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В бт./Сост. С.Ф.Егоров.- М: Педагогика, 1990. Т.6. - 528с.

154. Философский словарь/ Под ред. И.Г. Фролова. 5-е изд. - М: Политиздат, 1986.-590с.

155. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Просвещение, 1987. - 120с.

156. Хрестоматия по педагогике: Учеб. пособие. В 2 ч. Барнаул, 1999.198 с.

157. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994. - 320с.

158. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогическогообразования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.,1991. - 24с.

159. Щукина Г.И. Деятельность основа педагогического процесса// Советская педагогика. - 1982. - С.74-77.

160. Экспериментальная психология. М: Прогресс, 1975. - С.125-132.

161. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 234с.

162. Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.: Образование, 1910.205с.

163. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ACT, 1997. - 300с.

164. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.Н. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

165. Эстетика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина М.: Изд-во центр, 1998.-237с.

166. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. М: Просвещение, 1983. - 304с.

167. Эстетическое сознание и процесс его формирования/ Институт философии АНХССР. М: Искусство, 1981. - 255с.

168. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения// Вопросы философии. 1976. - N 5. - С.62-78.

169. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 1984. - 324с.

170. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М: Наука, 1996. - 248с.

171. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М: Сентябрь, 1996. - 96с.

172. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии. 1995. - №2. - С.31-42.

173. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. -1994.2. С.64—77.

174. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М., 1934.- 176с.

175. Яковлев В.А. Динамика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989. - 128с.

176. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. - 224с.

177. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Челябинск: ЧГПУ, 1991. 128с.

178. Яременко И.А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. - 24с.

179. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Вопросы психологии. 1985. - №6. - С. 14-26.

180. Clifton R.A. and Covert J. The effects of an experimental programme on themotivation the motivation and self-concept of student teachers// Canadian Journal of Education. 1977. - №2. - P. 23-31.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.