Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гираева, Аида Нурутдиновна

  • Гираева, Аида Нурутдиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 137
Гираева, Аида Нурутдиновна. Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Махачкала. 2009. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гираева, Аида Нурутдиновна

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей студента.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей студентов.

1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественно творческих способностей студента.

1.3. Развитие художественного творчества у студентов в процессе приобщения к натюрморту (учебный натюрморт, декоративный натюрморт, декоративный натюрморт с национальным колоритом).

Глава II. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студента в процессе приобщения к декоративному натюрморту.

2.1. Содержание развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта.

2.2. Технология развития художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета.

2.3. Реализация технологии использования декоративного натюрморта, как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту»

Актуальность исследования. Одной из важных задач образования на современном этапе выступает повышение качества подготовки дипломированных специалистов, в связи с чем становится очевидной актуальность исследования, проблем развития художественно-творческих способностей студентов. При этом эффективным средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей студентов, формированию эстетического отношения к действительности, выступает богатое наследия народного творчества.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И.С. Болотиной, И.Е. Даниловой, Ю.П. Желтоухова, А.С. Меликсетя-на, А.С. Пучкова, И.М. Раджабова, В.А. Садкова, А.В. Триселева, Т. Я. Шпи-каловой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы ученых-педагогов Б.Ш.Алиевой, М.Н.Алиева, Ю.К.Бабанского, З.Т. Гасанова, Г.М.Гаджиева, Д.М.Маллаева, А.Н.Нюдюрмагомедова, В.А.Сластенина, А.Х.Чупанова, рассматривающие проблемы подготовки будущего учителя, студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики включения в художественно-творческую деятельность показывает, что в использовании натюрморта принципиально важным является необходимость его изучения не как предметно-пространственного явления, а как целого мировоззрения, с позиций которого педагогический потенциал недостаточно исследован, не выявлено его влияние на развитие художественно-творческих способностей, творческую активность студентов и т.д.

Проблемы художественно-творческого развития личности исследованы в работах ученых-педагогов Б.М. Неменского, П.М. Якобсона, А.В. Баку-шинского, JI.C. Выготского, Н.Н. Ростовцева, Н.У. Фохт-Бабушкина, В.А. Кан-Калика, B.C. Кузина, О.А. Авсияна и др.

Следует признать, что освоение студентами комплекса знаний, ориентированного на решение конкретных учебных задач, осмысление и обобщение изученного материала служат основой формирования художественно-творческой активности студентов, а обогащение эмоционально-эстетического опыта (в частности, декоративного) способствует развитию художественной культуры личности.

На современном этапе развитие художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета имеет социально-педагогическую ценность и приобрело теоретическую и практическую значимость, вследствие неизученности в полном объеме педагогического потенциала декоративного натюрморта в системе художественно-педагогического образования.

С этих позиций актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий между:

• потребностью в специалистах, ориентированных на самовыражение индивидуальности через проявление художественно-творческих способностей отсутствием теоретического и практического обеспечения практики подготовки системы образования;

• значимостью использования методов художественно-творческой деятельности и отсутствием научно-обоснованного механизма самоактуализации и самореализации личности студента;

• необходимостью развития художественно-творческих способностей студента и отсутствием методических основ, характеризующих ее системную организацию в структуре подготовки.

Приведенные обстоятельства позволяют обосновать тему исследования «Развитие художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту».

Цель исследования - обоснование педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту.

Объект исследования — развитие художественно-творческих способностей студента.

Предмет исследования — декоративный натюрморт как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Гипотеза исследования. Процесс развития художественио-творческих способностей студента будет эффективным, если:

• обеспечить активизацию художественно-творческих способностей и личностного потенциала студента;

• использовать декоративный натюрморт в качестве условия развития художественно-творческих способностей;

• создать целенаправленную систему педагогического воздействия;

• учитывать исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и т.д.

Задачи исследования:

• выявление предпосылок развития художественного образования и эстетического воспитания студента;

• анализ современного состояния сформированости художественно-творческих способностей студента;

• выявление педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента;

• обосновать возможности декоративного натюрморта в развитии художественио-творческих способностей студента;

• обосновать технологию развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта;

• экспериментально проверить эффективность технологии развития художественно-творческих способностей студента.

Методологической основой исследования выступают подходы ученых-философов Г.А. Давыдовой, Ю.Б. Бореева, В.И. Разумного, В.А. Ска-терщикова, Г.А. Батищевой, М.С. Когана, К.А. Абдулхановой, B.C. Саготов-ского, а также ученых-педагогов Б.М. Неменского, П.М. Якобсона, А.В. Ба-кушинского, Л.С. Выготского, В. А. Кан-Калика и др., представляющих базисную основу формирования творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности и т.д.

Теоретической основой исследования выступают теории развития; / личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.И.Додонов, В.А.Иванников, М.С.Каган, В.В.Давыдов,

A.Н.Леонтьев, К.К.Платонов и др.); творческих способностей (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Л.В.Бажелов, Г.С. Батищев, М.М.Бахтин, Дж.Гильфорд,

B.А.Крутецкий, Я.А.Пономарев, Е.Торренс и др.); художественно-творческих способностей (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.Н.Закс, А.Я.Зись, М.С.Каган, М.С.Старчеус, Б.И.Юсов и др.).

Методы исследования. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования; анализ эскизов, рисунков по декоративному натюрморту, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы оценки результатов исследования, и т.д.

Исследование проводилось в три этапа: • первый, подготовительный этап (2003 - 2005 гг.) предполагал анализ литературы по проблеме исследования (философской, психологопедагогической, методической), конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет объекта научной новизны и т.д.) исследования;

• второй, опытно-экспериментальный этап (2005 - 2007 гг.) — был ориентирован на обоснование научно-методической и экспериментальной баз исследования, выявление наиболее важных педагогических условий, возможностей декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студента и т.д.;

• третий, формирующий этап (2007 - 2009 гг.) включал определения и научное обоснование педагогических условий и технологий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента, обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, формулировку соответствующих выводов и разработку рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в:

• выявлении места и роли декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студентов;

• обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов;

• разработке технологий развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту;

• обосновании системы занятий по использованию педагогического потенциала декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении педагогических условий развития художественно-творческих способностей у студента художественно-графического факультета в процессе приобщения к декоративному натюрморту;

• теоретическом обосновании содержания и способов идентификации в процессе обучения натюрморту на занятиях живописи;

• разработке форм и методов изучения декоративного натюрморта на занятиях живописи для студентов художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения декоративного натюрморта, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности студентов. Материалы исследования используются преподавателями вузов, руководителями студий художественно-творческого направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, самоорганизации творческой личности и т.д.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-развивающей деятельности студентов художественно-графических факультетов комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественно-творческих способностей студентов экспериментальной группы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Даггоспедуниверситета и нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития» (Махачкала, 2006), в «Искусство и образование» (Москва, 2007), в учебном пособии для студентов «Натюрморт». Основные положения исследования использовались в учебном процессе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

На защиту выносятся следующие положения:

• декоративный натюрморт как условия развития художественно-творческих способностей студента, представляющий собой декоративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочности, узорчатости с соблюдением определенной меры условности в изображении;

• педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей студента, включающие диагностический подход к определению творческих способностей студента; реализацию индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-творческой деятельности; формирование опыта художественно-творческой деятельности через воплощение умений в произведениях художественного творчества;

• содержание развития художественно-творческих способностей студента, включающее реалистическое, декоративное и абстрактное изображение натюрморта;

• технология развития художественно-творческих способностей студента, включающая систему занятий по декоративному натюрморту, способствующая формированию творческой активности, самостоятельности, образного мышления личности и т.д.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гираева, Аида Нурутдиновна

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование влияния декоративного натюрморта на развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения подтвердило выдвинутую в начале работы гипотезу.

1. Процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту как к средству развития художественно-творческих способностей будет наиболее эффективным, если:

• рассматривать декоративный натюрморт как важный фактор формирования таких способностей;

• воспринимать декоративный натюрморт как самостоятельный вид искусства, несущий в себе эстетические функции;

• включить в содержание учебного процесса специально разработанные дидактические условия ведения занятий.

2. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей способствует развитию художественно-творческих способностей, так как воздействует на подсознание студентов, стимулирует эмоционально-волевую сферу деятельности, способствует воспитанию у студентов творческого отношение к действительности и является неоспоримо важным компонентом в общей системе художественно-творческого образования.

3. Важным критерием необходимости обучения декоративному натюрморту является: заинтересованность самих студентов процессом такой работы; формирование у студентов художественно-графических факультетов профессионально-важных качеств; формирование профессиональной компетентности личности будущего учителя.

4. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают:

• формы организации занятий, заключающиеся в создании необходимых условий;

• субъектно-объектная деятельность;

• альтернативная педагогическая поддержка;

• систематическая самостоятельная работа студентов, направленная на саморазвитие творческого потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении даны основные результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Обеспечение эффективности системы образования, как средства формирования творческой личности, способной к художественно-творческой деятельности переопределяются объективными условия ми, среди которых: актуализация потребности, учет склонностей, способностей и интересов личности студента и т.д.

2. Сравнительный анализ философского, эстетического, психологического и педагогического аспектов понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» и т.д. обеспечил выявление сущности происхождения, специфики и структуры художественно-творческой деятельности и соответствующих способностей личности студента.

3. Художественно-творческая деятельность как процесс развития соответствующих способностей состоит из взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению, является художественно-творческая активность, рассматриваемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения в ходе решения художественно-творческих или любых других задач, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности.

4. Особенностями художественно-творческой деятельности студента, направленной на развитие соответствующих способностей, выступают: превалирование учебно-творческой деятельности студентов; изменение мотивации учения и развитие эмоционально-образной сферы, раскрытие творческого потенциала личности студента; формирование личностных новообразований; личных интересов, склонностей и способностей студента; обеспечение возможности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации личности студента.

5. Анализ практики включения в художественно-творческую деятельность по развитию способностей личности студента показывает, что она осуществляется в различных структурах непрерывного образования, а также в специализированных учреждениях, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа на формирование творческой личности.

6. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают: актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студента; диагностика способностей студентов; ориентация на конкретные виды художественно-творческой деятельности (декоративный натюрморт), способствующих на развитие профессиональных и личпостно значимых качеств; реализация индивидуальных склонностей и интересов студентов; формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощенного в конкретных продуктах творчества.

7. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что натюрморт (учебный, декоративный и декоративный натюрморт с национальным колоритом) является важным компонентом развития художественно-творческих способностей студента.

8. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у студентов творческого отношения к действительности, а использование национального колорита создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей.

9. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту является важным условием развития художественно-творческих способностей личности студента.

10. Разработанные технология и системы занятий по обучению декоративному натюрморту студентов художественно-графических факультетов, несомненно, развивают художественно-творческие способности, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

11. Статистически значимые экспериментальные данные подтвердили наше предположение о том, что комплекс педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента детерминирует эффективность подготовки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гираева, Аида Нурутдиновна, 2009 год

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. Текст. Ф.З. Абакарова Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 108 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Текст. М.А. Абдуллаев Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 60 с.

3. Абдулкадыров С.Г. Социально-педагогические аспекты системы управления современным образованием. Текст. С.Г. Абдулкадыров Махачкала, 2003.- 100 с.

4. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. Текст. О.А. Авсиян М. : «Изобразительное искусство», 1985. - 110 с.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Текст. Ю.П. Азаров М.: Просвещение, 1985.-448 с.

6. Ален. Суждения Текст. Ален. / Сост. В.А. Никитин М.: «Республика», 2000. - 339 с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Текст. А.Д. Алехин М.: Просвещение, 1984. - 145 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1/Б. Текст. Б.Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Текст. Б.Г. Ананьев -М.: Наука, 200.-351 с.

10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина. Текст. Р. Арнхейм М.: Просвещение, 1980. - 50 с.

11. П.Архангельский С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. Текст. С.И Архангельский М.: Знание, 1976. - 368 с.

12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

13. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.

14. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Знание, 1981.- 96 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

16. Бакушинский А.П. Художественное творчество и воспитание. Текст. А.П. Бакушинский М.: Просвещение, 1960. - 220 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. Текст. А.В. Бакушинский М.: Советский художник, 1981.-280 с.

18. Банфи А. Философия искусства. Текст. А. Банфи М.: Искусство, 1989. - 150 с.

19. Барадулин В.А., Климова Н.Т. Основы художественного ремесла. Текст. В.А.Барадулин, Н.Т. Климова М.: Просвещение, 1986.-230 с.

20. Башкиров А.С. Искусство Дагестана. Текст. А.С. Башкиров Махачкала: Дагучпедгиз, 1931. - 140 с.

21. Батраков С.О. О природе идейности искусства. Текст. С.О. Батраков М.: Просвещение, 1960. - 180 с.

22. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у студентов. Текст. Т.Ф. Беляев М.: Просвещение, 1983. - 237 с.

23. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Текст. Н.Б.Берхин М.: Просвещение 1987. - 125 с.

24. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта, исследования и статьи. Текст. И.С. Болотина М.: 1978. - 170 с.

25. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Текст. Б.Р. Виппер Санкт-Петербург: «Азбука - классика», 2005. - 384 с.

26. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Текст. Н.Н.Волков -М.: АПН РСФСР, 1950. 220 с.

27. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. 2-е изд. Текст. Ю.Г. Волков - М.: Гардарики, 2003. - 185 с.

28. Волков И.П. Восприятие картины. Текст. И.П. Волков 2-е изд. [Текст] М.: Просвещение, 1976. - 186 с.

29. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Текст.: сборник научных статей. Махачкала, 1999. 320 с.

30. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. Смоленск, 1973. 126 с.

31. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. -Смоленск, 1976. 130 с.

32. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин Текст. Смоленск, 1975. - 178 с.

33. Воспитание прекрасного. Текст.: материалы республиканских педагогических чтений. Махачкала, Дагучпедгиз, 1979. 53 с.

34. Выготский JI.C. Психология искусства.- 2-е изд. Текст. JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1968. - 420 с.

35. Выготский JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

36. Выготский JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: «Искусство», 1986. 573 с.

37. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Текст. JI.C. Выготский М.: «Лабиринт», 1998. - 480 с.

38. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Текст. Г.Г. Газима-гомедов Махачкала: Дагкниздат, 1992.-224 с.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Текст. П.Я. Гальперин -М.: Издательство МГУ, 1976. 147 с.

40. Ганжало Т.А. Натюрморт: Советы начинающим. Текст. Т.А. Ган-жало М.: Юный художник, 2003. - 33 е.: ил.

41. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Текст. И.Ф. Гончаров М.: Просвещение, 1978 - 160 с.

42. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Текст. Е.С. Громов М.: Просвещение, 1985. - 53 с.

43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. В.В.Давыдов М.: Академия, 2004. - 288 с.

44. Данилова И.Е., Садков В.А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. Данилова И.Е., Садков В.А. М.: Советский художник, 1984. - 280 с.

45. Данилова И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. Текст. И.Е. Данилова М.: Российск. гос. гума-нит. ун-т, 2002. - 64 с.

46. Дьюи Джон. Школа и общество. Текст. Джон Дьюи М., 1924.160 с.

47. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76: Известия АПИ РСФСР. Текст. Е.И. Игнатьев М.: Издательство АПИ РСФСР, 1956. - 42 с.

48. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Текст. А.Э. Измайлов М.: Педагогика, 1991.-256 с.

49. Исследование проблемы психологии творчества. Текст. Отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1983.- 180 с.

50. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. // Роль духовной культуры в развитии личности. Текст. М.С. Каган JI.: Знание, 1979. - 170 с.

51. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Текст. М.С. Каган JL, 1980. - 134 с.

52. Каган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Единая методическая система института: теория и практика. Текст. В.И. Каган М.: Высшая школа, 1987. - 143 с.

53. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс: Автореф. дисс. Текст. В.А. Кан-Калик -JL, 1985.- 144 с.

54. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. Текст. В.А. Кан-Калик М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

55. Каменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. Текст. Я.А. Каменский М.: Педагогика, 1982. - 246 с.

56. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Текст. В.И. Кириенко М.: 1956. - 168 с.

57. Кобалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание: Статьи, доклады, выступления. Текст. Д.Б. Кобалевский М.: Педагогика, 1973. - 334 с.

58. Ковалев А. Г. Воспитание чувств. Текст. А. Г. Ковалев М.: Педагогика, 1971. - 93 с.

59. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. Текст. В.В. Краевский М.: Педагогика, 2007. - 352 с.

60. Крутецкий Н.К. Психология. Текст. Крутецкий Н.К. М.: Просвещение, 1986. - 335 с.

61. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Текст. Крутецкий В.А. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

62. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. Текст. B.C. Кузин М.: ОНИКС, 2005. - 304 с.

63. Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. Текст. B.C. Кузин -М.: Академия, 2004. 232 е.: ил.

64. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. Текст. B.C. Кузин М.: Просвещение, 1971.-144 с.

65. Кузин B.C. Натюрморт. Текст. В.С.Кузин М.: Советский художник. 1987.-210 с.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учебное пособие для вузов. Текст. А.Н. Леонтьев М.: Академия, 2005. - 352 с.

67. Лехт К.Э., Лепискар Т.И. Творческое начало и художественное воспитание. Текст. К.Э.Лехт, Т.И. Лепискар Таллин, 1984. - 225 с.

68. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Текст. Б.Т. Лихачев М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

69. Любинский И.Л., Скатерщикова В.К. Текст. И.Л.Любинский, В.К.

70. Скатерщикова М.: Просвещение, 1977. - 264 с.

71. Любинский И.Л., Скатерщикова В.К. Текст. И.Л. Любинский, В.К. Скатерщикова М.: Политиздат, 1979. - 334 с.

72. Магомедова З.М. Культура и народные традиции Дагестана. Текст. З.М. Магомедова Махачкала: ДГПУ, 1997.-95 с.

73. Магомедова Э.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Текст. Э.М. Магомедова Махачкала. Дагучпедгиз, 1980. - 130 с.

74. Магомедов А.Д. Художественные промыслы Дагестана в XX веке: Реалии практики и позиция власти. Текст. А.Д. Магомедов Махачкала, 2003.-205 с.

75. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Текст. A.M. Магомедов Махачкала, 1988. - 87 с.

76. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Текст. P.M. Магомедов Махачкала: Дагучпедгиз, 2992. - 144 с.

77. Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Текст. М.М. Мамаев Махачкала, Даг. кн. издательство, 1989. - 346 с.

78. Мамаев М.М. О взаимосвязи фольклора и декоративно-прикладного искусства Дагестана /Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Текст. М.М. Мамаев Махачкала: Изд. ФАН, 1990. - 132 с.

79. Марков М.С. О некоторых закономерностях эстетической деятельности. М.: Искусство, 1958. 191 с.

80. Мастера натюрморта Текст.: энциклопедия. М.: Вече, 2002. -272 с. ил.

81. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е издание. Текст. М.И. Мах-мутов М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

82. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Текст.: учебное пособие / Под ред. Т.С. Комаровой. 3-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

83. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Текст. Ш.А. Мир-зоев Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-183 с.

84. Натюрморт в европейской живописи XVI нач. XX века. Текст.: энциклопедия - М.: Советский художник, 1984. - 344 с.

85. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Текст. М.А. Некрасова М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

86. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Текст. М.А. Некрасова Л.: Художник РСФСР, 1980. - 266 с.

87. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Текст. Б.М. Неменский М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

88. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. Текст. О.И. Никифорова М.: Искусство, 1972. - 154 с.

89. Пейзажи и натюрморты. Текст.: энциклопедия М.: Русское энцик-лопед. товарищество, 2002. - 34 е.: ил.

90. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. Текст. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1976. - 200 с.

91. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. Текст. И.К. Прете, А. Капальдо М.: Сов. художник, 1985.-180 с.

92. Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. Текст. А.С.Пучков, А.В. Триселев М.: «Просвещение», 1982. - 77 с.

93. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан.// Автореферат дисс. докт. пед. наук. Текст. И.М. Раджабов М.; 1998. - 36 с.

94. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Текст. Н.Н.Ростовцев Н.Н., А.Е. Терентьев А.Е. -М.: «Просвещение», 1987. 236 с.

95. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Текст. C.JI. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. 340 с.

96. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Текст. C.JI.Py-бинштейп М.: Педагогика, 1976. - 240 с.

97. Садков В.А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. В.А.Садков М.: Советский художник, 1984. - 310 с.

98. Саидов Т.Г., Исаева А.Т. Мудрые адаты народа. Текст. Т.Г. Саи-дов, А.Т. Исаева Махачкала: Изд-во НИИ педагогика, 1999. - 95 с.

99. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Текст. Т.Г. Саидов Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 133 с.

100. ЮО.Самохин В.Н. Искусство и психология. Текст. В.Н. Самохин М.: Знание, 1977.

101. Скаткин М.Н. Система творческих задач важнейшее средство развития познавательной самостоятельности. Текст. М.Н. Скаткин М.: «Просвещение», 1971. - 152 с.

102. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Текст. С.Д. Смирнов С.Д. М.: Академия, 2003.304 с.

103. ЮЗ.Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. Текст. М.Н. Скаткии-М.: Народное образование, 1969. 206 с.

104. Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Текст. И.Ф. Смолянинов М.: Просвещение, 1984 - 207 с.

105. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. Текст. Н.М. Сокольникова- М.: Академия, 2002. 368 с.

106. Юб.Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Текст. Г.П. Степанов Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320 с.

107. Степанов Е.Г., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и композициях воспитания. Текст. Е.Г. Степанов, Л.М. Лузина М.: ТЦ "Сфера", 2003. - 160 с.

108. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Текст. Г.П. Степанов -Л.: Художник РСФСР, 1973.- 182 с.

109. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик // Изд. 2-е. Текст. В.А. Сухомлинский М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

110. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б.М. Теплов М.: Известия АПН РСФСР, 1947. № Ц, 7-13 с.

111. ПЗ.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б.М. Теплов М., 1947. - 220 с.

112. Труды академии художеств СССР Текст. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 324 с.

113. Ученые записки. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Под ред. Н.Н. Ростовцева Текст. -М.: 1964. 140 с.

114. Пб.Ушинский К.Д. О наглядности обучения. Изб. пед. соч. Т. 2. Текст. К.Д. Ушинский М.: Просвещение, 1954. - 645 с.

115. Художественно-графический факультет и школа. Текст.: сборник научных трудов Ленинград: 1978.

116. Человек в мире художественной культуры / Под ред. Н. У. Фохт — Бабушкин. Текст. М.: Просвещение, 1987.- 156 с.

117. Школа изобразительного искусства. Текст.: сборник статей М.:

118. Изобразительное искусство, 1988. 160 е.: ил.

119. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. Текст. Т.Я. Шпикалова М.: Просвещение, 1979. - 180 с.

120. Шорохов Е.В. Композиция Текст. Е.В. Шорохов М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

121. Энциклопедия натюрморта Текст.: энциклопедия М.: Олма-пресс. Образование 2002 - 352 с.

122. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Текст. П.М. Якобсон М.: Знание, 1972. - 134 с.

123. Якобсон П.М. Психология чувств. Текст. П.М. Якобсон М.: АПН РСФСР, 1958. - 185 с.

124. Cattell R.B., Kline P. The Scientific Analisis of Personaliti and Motivation. 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.