Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Марков, Александр Иванович

  • Марков, Александр Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 167
Марков, Александр Иванович. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ставрополь. 2004. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Марков, Александр Иванович

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Анализ известных принципов и концепций обучения.

1.2. Основные понятия и анализ существующих методов обучения.

1.3. Методические основы известных педагогических технологий с использованием информационных технологий и технических средств активизации обучаемых.

1.4. Технологии развивающего обучения.

1.5. Новые педагогические технологии с использованием информационных систем.

1.6. Понятие модели и анализ существующих моделей обучения.

1.7. Анализ существующего противоречия в педагогике. Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании.

1.8. Постановка научной задачи и частных задач исследования.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Психологические аспекты искусства преподавания. Стиль работы преподавателя.

2.2. Модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений искусств по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий.

2.3. Алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений искусств по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий.

2.4. Особенности преподавания истории исполнительства с использованием Интернет - технологий.

2.5. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся.

2.6. Выбор направлений и критериев оценки эффективности процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий.

2.7. Информационные технологии в системе музыкального образования.

2.8. Анализ принципов дистанционного обучения.

2.9. Основные понятия и особенности компьютерной обучающей музыкальной системы (КМОС).

2.10. Использование компьютерных информационных технологий в музыке за рубежом.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании»

Конец XX и начало XXI века характеризуется проникновением ф. информационных и коммуникационных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Процессы компьютеризации, интернетизации и более общие процессы информатизации проникают в образование, изменяя компоненты методической системы обучения, повышая качество, эффективность и доступность образования. Можно с уверенностью утверждать, что будущее за формирующимися ф новыми системами образования, наиболее значимыми отличительными чертами которой являются: переход от «обучения» к «образованию», непрерывное и опережающее образование, его фундаментализация, направленность на личностное ориентированное обучение и развитие творческих способностей обучаемых, широкое и непрерывное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном Ф процессе, создание единого интерактивного образовательного информационного пространства и переход к открытому образованию.

Информатизация общества, развитие компьютерных сетей изменило представление об образовании и привело к пониманию необходимости новых подходов связанных с открытым образованием. Стратегическая роль информационных и коммутационных технологий в образовании сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Однако нельзя утверждать, что использование информационных технологий привело к кардинальным изменениям в системе образования России, к полному пересмотру методической системе обучения. Необходимо осуществление широкомасштабных работ по проектированию системы использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в образовании.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человеком и постоянно увеличивающейся скоростью появления новых знаний. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как компьютерные информационные технологии (КИТ) развивается гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использование КИТ в образовании является актуальной проблемой [35;С.68-71].

В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми, хорошего результата давали технологии, используемые известными педагогами: Я.А. Коменским, В.П. Беспалько, В.П. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером, но наибольший результат дают технологии с использованием информационных систем и новых технических средств обучения.

Разработанные педагогические модели и методики использования информационных технологий в образовании во многом неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусства, так как музыкальное искусство прежде всего предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом природных данных каждого обучаемого и все учащиеся не могут выполнять однотипные или просто одинаковые действия. Проектно-групповая и индивидуальная модели, как они представлены в литературе, неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусств, так как несмотря на сложные целевые установки в проектно-групповой модели, эта цель достигается групповым усилием, без учета природных данных, особенностей эмоционального настроя и развитых способностей обучаемых. Индивидуальная модель может быть использована для изучения отдельных дисциплин, таких как история исполнительского искусства, но при использовании ее в самостоятельном приобретении навыков исполнительства обучаемый может приобрести неверные навыки, которые он пытался приобрести без контроля преподавателя, а это порой хуже для исполнителя, чем вообще не иметь таких навыков, а только умения.

Уже сейчас рассматриваются тенденции, которые могут существенно изменить традиционные педагогические технологии.

Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации потребуется: создать технологические условия, аппаратные и программные устройства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение данных условий; обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информаций и знаний; подготовить квалифицированные кадры; реализовать комплексное внедрение информационных систем в сферу производства, управления, образования, науки.

Цель исследования: на основе внедрения новых компьютерных информационных технологий в процесс обучения, снизить трудозатраты профессорско-преподавательского состава на обучение студентов с одновременным повышением качества их подготовки, выраженном в увеличении объема усвоенной информации и повышении качества приобретенных умений и навыков овладения предметами музыкально-теоретических дисциплин.

Объектом исследования явился процесс профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального образования.

В основу исследований положена гипотеза, согласно которой качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей существенно повысится при следующих условиях, если:

- представления об информационных технологиях воспринимается преподавателями и студентами как необходимая составляющая готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности;

- содержание обучения студентов ориентировано на творческое овладение ими знаниями, умениями и навыками работы с информационными системами и специальными информационными технологиями, используемыми при преподавании музыковедческих дисциплин;

- процесс обучения с использованием информационных технологий носит индивидуализированный характер;

- организационные формы и методы обучения с использованием информационных технологий направлены на трансформацию учебных умений в профессиональные навыки, обеспечивающие при этом последующее развитие их в опыт творческой самостоятельной деятельности.

Методологической основой исследования послужили современные педагогические концепции В.П Беспалько, З.И. Калмыковой, В.М. Рогинского, Г.К.Селевко, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, Е.Полат, И.П.Подласого, связанные с педагогическими и информационными технологиями в образовании.

Теоретической основой исследования является:

- личностно - ориентированный подход, заключающийся в индивидуализации процесса обучения и ориентации его на личность как основную цель образования (В.Давыдов, Е.Бондаревская);

- деятельностный подход к обучению, предполагающий формирование знаний, умений, навыков (В.А.Сластенин, Ю.С.Брановский);

- целостный подход, обеспечивающий единство общей и профессиональной подготовки личности специалиста (С.Смирнов). Общей научной задачей является: совершенствование научнометодического аппарата активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий.

Аналитически постановка сформулированной задачи может быть представлена критерием оптимальности: Min T(m) при D(m)>D0 (m) С<С0, где Т - общее время обучения студента; D - эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом; С - количество материальных затрат на обучение; D0 - эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом без использования информационных технологий; L-o — количество материальных затрат на обучение без использования информационных технологий; m — количество студентов в одном потоке. То есть минимизировать время обучения m студентов при повышенном уровне объема и качества знаний с сокращением материальных затрат на обучение.

Учитывая, что элементами научно-методического аппарата являются постановка и методы решения научных и практических задач, а также их конкретные реализации в виде средств и методов теоретического и экспериментального исследования, общая научная задача может быть разбита на частные задачи исследования:

1. На основе анализа литературных данных выявить возможности и потребности профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального искусства в использовании информационных технологий.

2. Определить место информационных систем и программного обеспечения в профессиональной подготовке студентов музыкальных специальностей и установить специфику их использования.

3. Разработать модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

4. Разработать алгоритм деятельности педагогического состава для активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

5. Разработать методику оценки эффективности преподавания музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

Научно-методический аппарат состоит из разработанного педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий и его реализации.

В свою очередь метод состоит из разработки моделей и алгоритмов педагогического процесса, при создании которых осуществляется решение научных и практических задач.

Реализация метода заключается в создании специализированного рабочего места и применения автоматизированных информационных технологий в обучении.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического анализа, моделирования, обобщения опыта, эмпирические, экспериментальные.

Научная новизна состоит в том, что впервые разработан научно-методический аппарат активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогических методов с использованием компьютерных информационных технологий. Научно-методический аппарат состоит из впервые разработанной модели и алгоритма активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий, а также технологий их реализации.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработано теоретическое обоснование педагогических условий использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства; разработана модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных щ> информационных технологий; разработан алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий; разработана методика оценки эффективности методов активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий. ф Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют существенно повысить качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей. Разработанные рекомендации, модели, алгоритмы и методики могут использоваться в практике профессиональной подготовки других специальностей.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается использованием различных методов исследования, соответствующих его предмету, целям и задачам, методологической обоснованностью теоретических исследований, связанных с профессионализацией процесса подготовки студентов музыкальных специальностей в условиях его информатизации, анализом экспериментальных данных с использованием методов статистической обработки, апробацией результатов исследований в вузовской практике. w

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и выступлений на ежегодных региональных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете, Ростовской государственной консерватории им.

С.В. Рахманинова, Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Внедрение результатов исследований осуществлено в Ставропольском государственном университете, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Минераловодском краевом музыкальном училище им. В.И. Сафонова. Ставропольском краевом училище искусств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Марков, Александр Иванович

Основные результаты исследований по теме диссертации реализованы в учебном процессе учебных заведений искусств Ставропольского края, Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Заключение

Реализация возможностей новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении обуславливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов обучения, возникновение новых методов обучения, основывающих на использовании методов и средств информатики для реализации идей личностно-ориентированного и развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. При этом разработка новых технологий обучения может решаться только на стыке исследований в педагогике, психологии и информатике. Особое внимание необходимо уделить таким формам и методам обучения, которые бы позволили студенту активно включаться в самостоятельный поиск. Новые информационные технологии представляют практически неограниченные возможности для совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, но практически бесполезны при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению. Из носителя истины преподаватель становится соучастником продуктивной деятельности, а в отношениях между преподавателем и студентами появляется партнер -компьютер, предоставляющий новые возможности другим участникам и требующий изменения сложившихся отношений между ними.

Социально-психологической характеристикой стиля преподавания в условиях использования новых информационных технологий является развитие и саморазвитие потенциальных возможностей обучающегося и творческой инициативы. Это обеспечивается предоставлением самостоятельного извлечения знаний и информации; самостоятельного выбора режима учебной деятельности; самостоятельного выбора организационных форм и методов учебной деятельности; средств наглядности, визуализации.

Осуществление экспериментально - исследовательской деятельности с использованием учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе использования новых информационных технологий, обеспечивает широкое внедрение в перспективе исследовательского метода обучения.

В свою очередь, использование возможностей средств новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе активизирует процессы развития компонент операционного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Обучение на основе КИТ, в отличие от традиционного, не ограничивается передачей некоторого круга знаний, умений, навыков, а на их материале целенаправленно выращивает способности учащегося к самообразованию, содействует становлению его личности. Развивающее построение обучения обладает рядом характерных особенностей. Во-первых, изучаемый материал организуется педагогом как последовательность учебных задач. Вместо традиционно принятого изложения материала педагог предлагает учащимся задачи, решение которых раскрывает новый изучаемый материал.

Соответственно этому традиционно основные учебные действия учащихся - воспитание, понимание, запоминание - становится вспомогательными. На первое место выдвигаются действия учащихся по решению учебных задач, т.е. поиск и построение предметных действий по преобразованию наличных условий задачи в ее искомое. В этом другая особенность развивающего построения обучения. В найденном решении задачи учащиеся вместе с преподавателем выделяют общие черты построенного способа действия и фиксируют их в виде некоторой графической схемы и, возможно, аналитической формулы. Опираясь на способ построения схемы (формулы), учащиеся достаточно легко могут справляться с другими задачами этого класса. Такое моделирование способов действия и решаемых ими задач является еще одной особенностью развивающего построения обучения.

Как отмечает В. Минкина в работе «Информационная культура и способность к рефлексии», особенности развивающего построения обучения связаны с тем, что и постановка, и решение, и моделирование решения учебных задач проходят совместно-распределенной форме. Здесь учащиеся взаимодействуют и с педагогом и, более всего, между собой (учебный диалог). Этим создаются благоприятные условия для перехода совместно созданных способов действия в индивидуальное использование (интериоризация) и для построения собственного отношения к собственным действиям (рефлексия).

Известно, что активное и самостоятельное построение или изменение деятельности доступно человеку в условиях, когда он имеет возможность целенаправленно и смыслообразно обращаться к основаниям своих собственных действий, осуществлять их планирование и рефлексию, трансформировать и самостоятельно конструировать предметное содержание, с которым работает.

Информационные технологии, опосредствующие познавательную деятельность, обеспечивают такую возможность благодаря тому, что любое ответное действие или воздействие пользователя может индексировано, обозначено схемой или моделью, сохранено, возвращено и фиксировано для анализа, оценки и контроля. Кроме того, каждое действие может быть свернуто до операции и наоборот развернуто или перестроено в соответствии с намерениями и возможностями пользователя и условиями динамического пространственно-временного представления объектов. В этом смысле информационные технологии являются настолько эффективным и тонким средством объективации всех компонентов учебной деятельности, что им трудно подобрать аналог в практике обучения. При этом компьютер как носитель знаково-символического универсума деятельности по самой своей природе ориентирован на интегральный, заведомо идеализированный способ представления объектов, моделирование которых невозможно вне целостного полисемантического развертывания, адекватно отражающего содержание реальной деятельности.

Информационные и телекоммуникационные технологии с объективной необходимостью выступают как системно-образующий фактор процесса развития системы нового образования, предопределяющий изменение иерархии целей и структуры системы образования в целом, форм и методов обучения. А также меняется предпосылка и средство реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Таким образом, происходит появление новой модели - модели личностно-ориентированного обучения. Изменение системы образования приводит к созданию новой модели образования на основе совершенствования педагогических технологий, а также появляется тенденция к созданию в перспективе интегрированных образовательных систем на основе новых сетевых информационных технологий. Таким образом, информация общества, развитие компьютерных сетей изменило представление об образовании (его целях и задачах) и привело к необходимости использования новых подходов, связанных с открытым образованием. Вот почему современное применение коммуникационных технологий в образовании, является актуальной проблемой.

Развитие информационных телекоммуникационных технологий (объединение компьютеров в локальные и глобальные сети, создание баз данных и знаний, а также экспертных систем) создает уникальную информационную компьютерную учебную среду, которая дополняет традиционные формы обучения. Прогресс в этой области позволяет реализовать два основных принципа будущей системы образования -доступности и непрерывности. Благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям стало доступным личностно-ориентированное образование. Для реализации принципов открытого образования необходимы новые подходы, технологии, идеи, основанные на усилении личностно-ориентированного обучения. По этой причине в образовании привлекаются информационные телекоммуникационные технологии, которые развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому повышение доступности и качества образования является актуальным.

При этом телекоммуникационные технологии сами становятся учебным предметом, при изучении которого могут быть апробированы новые формы и методы обучения музыке. Выступают на первый план коммуникативный и технологический компоненты учебного процесса - особенно это касается обучения в глобальных компьютерных сетях в режиме «оп-Ипе». Электронные библиотеки, энциклопедии, словари и переводчики обеспечивают возможность адекватного информационного наполнения. Для эффективного повышения образования искусствоведческих дисциплин на основе использования телекоммуникационных технологий необходимы: адекватное техническое оснащение, включающее компьютеры (hardware), программное обеспечение (software) и каналы связи, обеспечивающие включение отдельных рабочих станций как в локальные (внутриуниверситетсткие), так и глобальные компьютерные сети (Internet, Runnet и др.) и высокий уровень информационной культуры педагога и обучающихся.

В процессе профессиональной подготовки на основе использования информационных телекоммуникационных технологий, представляющих новые учебные ресурсы для учебных курсов. Во многом пересматривается используемый подход к обучению (традиционная форма обучения). Изменяется технология преподавания, включая и стиль преподавательской работы. Происходит трансформация существующей системы образования, в центре которой ранее стояли «университет, преподаватель и его профессиональные знания» в новую парадигму, в центре которой стоит «студент и его потребности в образовании».

Проведенный в диссертационной работе анализ существующих методов и технологий обучения в перспективе их развития показал, что в условиях активно развивающихся информационных систем особое место отводится внедрению новых прогрессивных информационных технологий в педагогику для активизации процесса обучения студентов музыковедческих дисциплин.

Главным результатом диссертационной работы явилось разработка научно-методического аппарата, позволяющего значительно повысить эффективность обучения студентов музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

К частным научным результатом, полученным в ходе исследований относятся:

1. Новая постановка задачи научного исследования с учетом нетрадиционных методик преподавания дисциплин «история исполнительства».

2. Новый подход к построению диагностических моделей, учитывающий специфику доведения материала не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне.

3. Впервые предложенная модель преподавания дисциплины «история исполнительства» с использованием информационных технологий.

4. Впервые предложенный алгоритм преподавания дисциплины «история исполнительства» с использованием информационных технологий.

5. Впервые сформулированы требования к уровню подготовки преподавателя не только по профилю преподаваемых дисциплин, но и к уровню подготовки в области информатики с характеристикой и параметрами автоматизированного рабочего места (АРМа).

6. Впервые предложенная методика оценки качества обучения студентов по дисциплинам «истории исполнительства» с использованием информационных технологий.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании других музыковедческих дисциплин: «сольфеджио», «гармония», «анализ музыкальных произведений», «история музыки», «инструментовка», и тд.

Полученные в диссертации результаты доведены до графического представления модели, алгоритма, анализа качества обучения, конкретных выражений расчета эффективности образования, их описаний, вариантов тестовых заданий. И позволяют их использовать как основу для организации обучения различных направлений музыковедения.

Материалы диссертации апробировались на научно-методических конференциях в Ростовской государственной консерватории, Ставропольском государственном университете, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Минераловодском музыкальном училище, Ставропольском краевом училище искусств.

Основные научные результаты работы опубликованы в материалах научно-методических конференций Ставропольского государственного университета, Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Марков, Александр Иванович, 2004 год

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике/.Семенов М.И, Трубилин И.Т., Лойко В.И., Т.П.Барановская. М.: Финансы и статистика, 1999.- 414с.

2. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Слух и речь (серия статей). // Звукорежиссер.-2002.-№8— С. 60-66.

3. Антология гуманной педагогики. Конфуций / Сост. Малявин В.В.- М: Изд. Дом. Ш. Амонашвили, 1996. -176 с.

4. Адаптивное управление педагогическими системами / Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. М.: Академия,2003.- 368с.

5. Бауэр Ф.Л. Информатика. М.: Мир,1990.-350с.

6. Беспалько В.П Основы теории педагогических систем.- Воронеж: ИВУ, 1977. -304с.

7. Брановский Ю.С и др. Использование мультимедийных презентаций при защите курсовых и дипломных работ.// Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 46 НТК 21 век-век образования.- Ставрополь, 2001.- С.20-24.

8. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом ВУЗе и средней школе: Учебное пособие.- Ставрополь: СГПИ, 1990.- 187с.

9. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику.-Ставрополь: СГПУ, 1995.- 206с.

10. Брановский Ю.С. Молчанов А. С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. Ставрополь: СГПУ, 1996.- 221с.

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 416с.

12. Бажанов Н.С. Изучение звучащего музыкального произведения компьютерными технологиями// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во

13. Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.-С. 12-43.

14. Бажанов Н.С. Особенности восприятия временных неравномерностей в синтезированных звуковых моделях // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Сб. трудов.- Новосибирск, 1986.- С. 94-98.

15. Булез П., Геро Э. Компьютеры и музыка // В мире науки. 1987. -№ 7,- С.6-15.

16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе:

17. Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-204с.

18. Выготский А. Психология искусства. М., 1968.- 576с.

19. Вульфсон Б.Л Сравнительная педагогика.- М., 1996.- 256с.

20. Вахрамеев В. Элементарная теория музыки.- М.: Музыка, М.: Большая Российская энциклопедия 1998.-252с.

21. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота.- Аквариум, 1997.-128с.

22. Галеев Б. Человек, искусство, техника./ Казанский университет -Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.-152с.

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего образования: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 239с.

24. Дьяконов В. Компьютер в быту.-Смоленск: Русич, 1996.-640с.

25. Дольник А. Г., Эфрусси М. М., Микрофоны.- 2 изд.- М.: Радио и связь, 1967.-32с.

26. Живайкин П. Музыкальные программы//Домашний компьютер-1999.-№7,8.-С.30-31.

27. Зуев Б. Секреты аранжировки MIDI-композиций// Мир ПК, 199.-Ж7-С.128-135.

28. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика 1990.-418с.

29. Зейдельберг В. К. и др. Англо-русский словарь по вычислительной технике: Ок. 42000 терминов / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Рус. яз. 1990. — 800с.

30. Зарипов Р. Анализ и алгоритмизация мелодий с помощью частотных словарей интонаций // Доклады АН СССР.- 1983.- № 2. С. 303306.

31. Зарипов Р. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1982. - 232с.

32. Занимательная педагогика: Развивающие игры: Вып.1 / Сост. Шилова К.А. М.: Мое. гор. пед. об-во,1998.- 64с.

33. Ижаев Р.Включи и играй// Мультимедиа, 1997.-№8-С.96-101.

34. Ингенблек В. Все о мультимедиа.- К.: BHV 1996.-325с.

35. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов; Под ред. В. А. Извозчикова. — М.: Просвещение, 1991. — 208с.

36. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика , 1981.-200с.

37. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.:Музыка,1988.68с.

38. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.-173с.

39. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990.-119с.

40. Кричевский P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе:3-е изд. Доп. и пер.- М.: Дело, 1998.-400с.

41. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием, М.: Высшая школа, 1985.-256с.

42. Кабанова-Меллер Е.Н Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся, М.: Просвещение, 1968.-67с.

43. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании: Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. -М, 2002.-96с.- (Б-чка журнала «Искусство в школе» », Вып. 8).

44. Красильников И. О чем может рассказать музыкальный тембр//Искусство в школе -1993.-№6.-С.6-13.

45. Кокорин С., Устинов А. Освоение интеллектуальных систем в музыкальной практике и феномен электронного синтеза тембра // Тез. докл. к Всесоюзной науч.-метод. конф. Новосибирск, 1986.

46. Козюренко Ю.И. Любительская звукозапись. — М.: Искусство, 1985.- 136с.

47. Капранова В.А История педагогики М.: Новое знание, 2003.159с.

48. Коджаспирова П.М Педагогика -М.: Гардарики, 2004.-528с.

49. Кузьмина Н.В.- Методы системного педагогического исследования.- М.: Народное образование,2002.- 208с.

50. Лихачев Б.Т. Педагогика.-М.: Прометей, 1993.-526с.

51. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. Экономика. М.,1991.-317с.

52. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. — М.: Московская государственная консерватория, 1998. — 176с.

53. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.-152с.

54. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Издательский центр Академия, 2001.-205с.

55. Михайлов М. Стиль в музыке.- Л.: Музыка, 1981 .-262с.

56. Медников В. Основы компьютерной музыки.- С.-Пб.: БХВ-Петербург, 2002.-98с.

57. Музыкальная акустика/ Под ред. проф. Н.А.Гарбузова.- М.; Л.; Госмузиздат, 1940.-56с.

58. Ментюков А., Устинов А. Музыка и НТР: Старые и новые проблемы // Сов. Музыка. 1986. - № 3.-С.12-15.

59. Ментюков А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория. -1993.-314с.

60. Мастюкова Е.М Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) Владос, 1997.-304с.

61. Ниссинен И., Воутипайнен Э. Время руководителя М.: Экономика, 1988.-192с.

62. Немировский Л.Г. Акустика физическая, физиологическая, музыкальная.- М.; Петроград: Госиздат, 1923.- 216с.

63. Нисбетт А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Коллендера. М.: Связь, 1979. - 464с.

64. Никитин В.А.Начала социальной педагогики М.: Флинта.1998.72с.

65. Омаров A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.-78с.

66. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание.- М.: Просвещение, 1987.-85с.

67. Обучение мультимедиа: Работа со звуком "Cakewalk Pro Audio 9" Sound Forge 5.0.-M.: Media ,2000.

68. Основы педагогики общения / Сост. Госданова И.И.- Минск., 1998.-319с.

69. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие/ Сергеев И.С.-С-П6: Питер,2004.-316с.

70. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 1999.-223с.

71. Павленко А.Конкретная музыка// Мир ПК, 1997.-№6.-С. 172-182.

72. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом// Мультимедиа. 1997.-№3,- 4.С. 82-84.

73. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. А.А. Радугин. М.: Центр, 1997.-256с.

74. Программа для ПЭВМ "Band-in-a-box".-М.: Media 2000.

75. Программа для ПЭВМ "Cakewalk Pro Audio 9"- М.: Media 2000.

76. Программа для ПЭВМ "Finale".-М.: Media 2000.

77. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект-основа новой информационной технологии.- М. Наука, 1988. -148с.

78. Применение акустических методов исследования в музыкознании.- М.: Музыка, 1964.- 132с.

79. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 543с.

80. Педагогика. Новый курс. / Подласый И.П. М.: Владос, 1999.256с.

81. Педагогическая коррекция / Кащенко В.П. М.: Академия, 1999.304с.

82. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Авт. Коллектив.- М.: ФЛИНТА, НАУКА, 1998.- 312с.

83. Популярная педагогика / Сост. Фромм А., Гордон Т.Екатеринбург: АРД Лтд., 1997.- 608с.

84. Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: 2002.-272с.

85. Педагогический энциклопедический словарь / Бим-Бад Б.М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.-V 87. Романов А.Н.Технологии дистанционного обучения: М.: Юнити1. Дана, 2000.-68с.

86. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.-111с.

87. Ручьевская Е.А. классическая музыкальная форма. Учебник по анализу.- СПб.: Композитор, 1998.-268с.

88. Рыжов В.П. Музыка как информационная система// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С.79- 101.

89. Pare Ю.Н. Банки данных в работе музыковеда// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С. 176-291.

90. Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства.-Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения.- М.- 1998.-268с.

91. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.- М.: ACADEMA, 1999.-512с.

92. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.:

93. Народное образование, 1998.-167с.

94. Способин И.В. Музыкальная форма.- М.: Музыка, 1972.-400с.

95. Способны И.В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка,1979.199с.

96. Сластенин В.А. Педагогика и психология.- М.: ACADEMA 2001480с.

97. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.-М., 1973.- 446с.

98. Современный словарь по педагогике / Сост. Галацевич Е.С., 2001.- 928с.v 100. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи.-М.:Музыка, 1962.174с.

99. Трайнев В.А.- Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации).-М.: Прометей 2003.-280 с.

100. Устинов А. Проверим алгеброй гармонию // PCWeek.-1998.-№3.-С. 6-12.

101. Устинов А., Ментюков А. Музыка и электроника на пороге нового тысячелетия: Проблемы и решения // Шоу-Мастер. М.-1996.- №3.- С 12-21.

102. Ульянич В. Заметки о компьютерной музыке//Муз. жизнь, 1990.-№15.-С.6-7.

103. Фридкин Ю.Н. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1997.-296с.

104. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-223с.

105. Фридман JI.M Психологическая наука учителю - М.: Посвещение, 1985.-176с.

106. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983 .-1550с.

107. Фомин В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа: Введение в проблему// Музыкальное искусство и наука: Сборник статей: Вып.2.- М.: Музыка, 1973.-С.99-134.

108. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. — М.: Московская государственная консерватория, 2000. —387с.

109. Харуто А. В. Компьютерный анализ голоса и музыкального звука: Задачи и методы //Информатизация правоохранительных систем. X Международная научная конференция: Сборник трудов. -М.: Академия управления МВД России, 2001.- С337- 340.

110. Холопова В.Н.Мелодика. М.: Музыка, 1984.-88с.

111. Шак Т.Ф. Методика анализа музыки в структуре медиатекста// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С. 340-355.

112. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982.-98с.

113. Школин В. Домашняя студия// Домашний компьютер,2000.-№1-С.86-90.

114. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М. Лед, об-во России, 1998.-250с.

115. Щербина В.И. Цифровая запись.-М.: Радио и связь, 1989.-190с.

116. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды,М.: 1989.554с.

117. Энциклопедический музыкальный словарь./ Авторы-составители Б.С.Штейнпресс, И.М.Ямпольский .- М.: Советская энциклопедия, 1966.-1500с.

118. Энциклопедия классической музыки. М.: АО Коминфо, 1993.

119. Яковлев А. Сам себе дирижер// Домашний компьютер, 1999.-№7.В.-С.26-29

120. Яковлев А. «Загружается звук.»// Компьютерра, 1999.-№8.-С.36-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.