Педагогические условия формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Руднева Наталья Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 240
Оглавление диссертации кандидат наук Руднева Наталья Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
1.1. Современная компетентностная концепция профессионального дизайн-образования в контексте проксемики
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия «визуальная компетентность будущих дизайнеров»
1.3. Модель формирования визуальной компетентности будущих
дизайнеров
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
2.1. Критериально-оценочная характеристика и анализ исходного уровня сформированности визуальной компетентности будущих дизайнеров
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию визуальной компетентности будущих дизайнеров
2.3. Опыт реализации условий повышения эффективности процесса
формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Андреева, Ольга Пименовна
Формирование компетентности в области живописи у специалиста-дизайнера в вузе2007 год, кандидат педагогических наук Вилкова, Анна Анатольевна
Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера2014 год, кандидат наук Бобряшова, Оксана Викторовна
Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах2010 год, кандидат педагогических наук Соловьева, Анна Викторовна
Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Кулешова, Александра Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования, отвечают процессам и реалиям, происходящим в современном обществе. Они заключаются в пересмотре целей, содержания и технологии подготовки профессиональных кадров. Возрастающий интерес к проблеме компетентности будущего выпускника в современном профессиональном образовании высшей школы связан со сменой образовательной концепции, которая обусловлена подписанием Болонского соглашения. Эти процессы характерны и для дизайн-образования высшей школы как части системы высшего профессионального образования. Важнейшей задачей высшего профессионального образования на сегодняшний момент является подготовка образованного, социально зрелого, профессионально компетентного специалиста, способного успешно реа-лизовывать свои интеллектуальные и творческие возможности. Реализация этой задачи направлена на осуществление ожидаемого результата обучения, выражающегося в высокой степени готовности выпускника направления «Дизайн» к профессиональной деятельности.
В связи с этими тенденциями возникает много вопросов о профессиональном эталоне будущего дизайнера и тех качествах, способностях и компетентностях, которые должны быть сформированы у него в ходе образовательного процесса. Профессиональная деятельность дизайнера непосредственно связана с визуальными образами (их созданием, преобразованием), визуальной культурой и визуальным продуктом профессиональной деятельности, поэтому вопрос формирования визуальной компетентности актуален для дизайн-образования в вузе. Анализ научной литературы и результатов исследований показал, что проблему профессиональной подготовки будущих дизайнеров рассматривают в своих работах О.В. Арефьева, У.В. Аристова, Т.К. Грачёва, К.А. Гребенников, А.Д. Григорьев, М.А. Дебрисова, О.В. Каукина, Т.В. Матвеева, Р.Ф. Мухутдинов, Т.А. Новикова, В.В. Соловьёва, С.К. Ткалич, Л.М. Тухбатуллина, Э.Р. Хайруллина, Н.В. Шишлина и др. Аспекты формирования компетентности студентов-
дизайнеров рассматривают в своих работах И.Р. Абаслямова, А.А. Вилкова, А.В. Соловьёва и др. Вопросам развития визуальной культуры посвящены исследования П.Н. Виноградова, О.В. Мехоношиной; отдельные аспекты проксемики рассматривают в своих работах Е.С. Аккуратова, Т.Ю. Воробьёва, Е.М. Юмашева и др.
Однако следует отметить, что вопрос, связанный с проблемой формирования визуальной компетентности на основе проксемического подхода, не был предметом специального исследования. Есть основания утверждать, что возникли противоречия между:
- уровнем профессиональной подготовки будущих дизайнеров и требованиями общества к их компетентности с точки зрения компетентностной концепции образования;
- представленностью в педагогической науке теоретических основ профессиональной подготовки будущих дизайнеров и недостаточной изученностью специфики их профессиональной деятельности по созданию и преобразованию визуальных образов;
- между ведущей деятельностью будущего дизайнера - проектированием предметно-пространственной среды, связанной с созданием пространственно-визуальных кодов и отсутствием теоретического обоснования использования проксемического подхода в образовательном процессе, который позволяет рассмотреть взаимодействие с пространственно-визуальными кодами с психологической, социальной, культурно-семантической и коммуникативной точек зрения;
- существующей практикой профессиональной подготовки будущих дизайнеров и необходимостью определения средств, обеспечивающих формирование у них визуальной компетентности.
Обозначенные противоречия порождают научную проблему данного исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия успешного формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров.
Исходя из проблемы, мы сформулировали тему диссертационного исследования «Педагогические условия формирования визуальной компетентности бу-
дущих дизайнеров».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования визуальной компетентности студентов дизайнерского направления и выявить педагогические условия её реализации в процессе обучения в вузе.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров в вузе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование визуальной компетентности будущих дизайнеров в вузе будет проходить эффективнее если:
- цель и содержание данного процесса определяются на основе выявления сущности, структуры, критериев и уровней сформированности визуальной компетентности будущего дизайнера;
- теоретически обоснована и внедрена в учебно-воспитательный процесс модель формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров, обеспечивающая построение педагогического процесса в единстве его целевой, содержательной и процессуальной составляющих;
- выполняются следующие педагогические условия: обогащение содержания образования на основе интеграции научного знания, связанного с проксемически-ми аспектами профессиональной деятельности будущего дизайнера; практико-ориентированность образовательного процесса; обеспечение образовательного процесса модульной технологией «Стилизация», позволяющей через комплекс творческих заданий формировать визуальную компетентность будущих дизайнеров.
Цель, объект, предмет и гипотеза позволили обозначить следующие задачи исследования:
• Раскрыть теоретико-методологические основы проблемы реализации ком-петентностного подхода в контексте проксемики в профессиональной подготовке будущих дизайнеров.
• Раскрыть содержание понятия «визуальная компетентность будущих дизайнеров».
• Разработать и апробировать модель формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров.
• Определить критерии, показатели и уровни сформированности визуальной компетентности на основе проксемического подхода будущих дизайнеров.
• Выявить педагогические условия, способствующие формированию визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемического подхода, теоретически обосновать их и экспериментально апробировать в практике учебно-образовательного процесса будущих дизайнеров.
Методологической основой исследования явились концептуальные положения психологии, культурологии, философии, социологии, профессиональной педагогики высшей школы и художественной педагогики, раскрывающие проблемы профессиональной компетентности и профессиональной востребованности общекультурного и профессионального развития личности; современные теории, исследующие проблему компетентностного подхода в образовании и формирования профессиональных компетентностей; физиологический, психологический и культурный взгляды на научную область проксемики.
Теоретическую базу исследования составляют: концептуальные положения проксемики (Д. Авербух, А.А. Акишин, И. Альтман, Л.И. Анциферова, И.И. Аминов, М. Аргайл, А.В. Баранов, Р. Баркер, С.А. Беляев, Р. Бердвистелл, А.А. Бодалёв, А.Я. Бродецкий, П. Булл, Ван Дер Хорст Брайан, Д.Л. Вилямс, С.М. Волконский, Л.С. Выготский, И.В. Грошев, Ч. Дарвин, Ю.М. Жуков, Б.В. Зейгарник, Г. Зиммель, Р. Зоммер, Н.Б. Кабущенко, М.И. Килошенко,
A.Ф. Кинзель, В.И. Классовский, А.Г. Ковалёв, И. Кон, Г.Е. Крейдлин, Е.В. Кузнецова, В.Н. Куницина, Дж. Кэлхоун, В.А. Лабунская, К. Левин,
B.Е. Лейпольд, А.А. Леонтьев, А. Мергабян, Л. Милрой, Е.Н. Михеева, Х.Х. Мяккин, В.Н. Панциферова, В.Н. Панфёров, А.П. Панфилова, Е.А. Петрова, А. Пиз, Ю.М. Плюснин, О.Г. Прохвачева, С.Л. Рубинштейн, Н. Руссо, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский, С.И. Симоненко, Н. Тарабукин, О. Уотсон,
Э. Холл, Ю. Фаст, У. Фризен, Г. Хедижер, Ч. Холахан, Р. Шерер, П. Экман, Д. Эфрон, Е.М. Юмашева, О.Н. Яницкий и др.); теории и технологии компетент-ностного подхода (И.Р. Абаслямова, В.И. Байденко, Ю.М. Бундина, А.А. Вилкова, И.Г. Галямина, О.И. Донина, И.А. Зимняя, Н.М. Кришталь, О.В. Кузьмина, Н.Г. Печенюк, Дж. Равен, А.В. Соловьёва, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, Р. Уайт, Д. Хаймс, Л.Б. Хихловский, Н. Хомский и др.); труды по проблемам визуальной культуры (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, М. Барнард, М.М. Бахтин, У. Боумен, Н. Брайсон, А. Бургин, Л.К. Веретенников, Г. Вельфлин, П.Н. Виноградов, Л.С. Выготский, Дж. Гелберт, А. Гильдебранд, Дж. Дебс, Х. Девид, К. Дженкс, Д. Дидро, М. Диковицкая, В.П. Зинченко, С.С. Зорин, Л. Карлрайт, Л.М. Леонтьев, С.В. Лурье, Г.Р. Лэнгтон, О.В. Мехоношина, Н. Мирзоев, Дж.В. Митчелл, К. Мокси, Л. Немет, Д. Прециози, Б.В. Раушенбах, В.М. Розин, А. Роловник, М. Стуркен, Ю.Н. Усов, П.А. Флоренский, М.Э. Холли, С. Холл, М. Шапиро, Дж. Эванс и др.); работы, посвященные различным аспектам профессиональной подготовки дизайнеров (И.Р. Абаслямова, Е.С. Аккуратова, О.В. Арефьева, У.В. Аристова, Т.К. Грачёва, К.А. Гребенников, А.Д. Григорьев, М.А. Дебрисова, О.В. Каукина, Т.В. Матвеева, О.В. Мехоношина, Р.Ф. Мухутдинов, Т.А. Новикова, В.В. Соловьёва, С.К. Ткалич,
Л.М. Тухбатуллина, Н.В. Шишлина и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, отвечающих его проблеме: анализ философской, психологической, психолого-педагогической, культурно-эстетической и методической литературы, правовых документов; методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; социологические методы (опросы, анкетирование); диагностические методы (тестирование, экспертная оценка); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий педагогический эксперимент); методы математической и статистической обработки результатов исследования
(Т-критерий Вилкоксона, и-критерий Манна-Уитни, корреляционный и кластерный анализ).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил факультет культуры и искусства ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет».
Цель и задачи исследования обусловили его логику и основные этапы.
Первый этап - поисково-теоретический (2010 - 2011 гг.). Изучалась психолого-педагогическая, философская литература по теме исследования, рассматривались нормативные документы, анализировался и обобщался опыт работы в области профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе, а также педагогические методики (системный метод, метод общехудожественной подготовки, метод комплексного изучения стилей, метод проектирования, метод творческих заданий, метод субъективного опыта и творческой интуиции педагога и др.) различных профессиональных учебных заведений г. Ульяновска, г. Москвы и других городов России. Проведённый анализ научной литературы, тематически близких исследований позволил обосновать понятия «ведущая деятельность дизайнера», «специфика профессиональной деятельности дизайнера», «визуальная компетентность» и гипотезу исследования. Выделены критерии и показатели формируемого в ходе педагогического исследования качества, обоснована критериально-оценочная характеристика диагностируемых показателей. Результатом этого этапа стало проведение констатирующего эксперимента. На основании обоснованной критериальной базы оформлены результаты констатирующего эксперимента.
Второй этап - экспериментальный (2012 - 2013 гг.), в этот период проводилась экспериментальная работа, направленная на уточнение и проверку гипотезы исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие достижение поставленной образовательной цели. Решена задача разработки и апробирования модели формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемического подхода. Результатом этого этапа стало внедрение модульной технологии «Стилизация» в учебно-образовательный процесс вуза, проведение формирующего эксперимента.
Третий этап - аналитический (2014 - 2015 гг.), в ходе которого проведён итоговый этап эксперимента, а также проводились теоретическое осмысление и анализ результатов экспериментальной работы. Результаты проведённого анализа послужили основой для определения динамики уровня сформированности визуальной компетентности будущих дизайнеров. Эмпирические данные, полученные в результате сравнительного анализа данных констатирующего эксперимента с данными формирующего эксперимента подвергнуты теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.
Научная новизна результатов исследования:
- выявлена взаимосвязь ведущей деятельности дизайнера (проектирование предметно-пространственной среды) со спецификой данной деятельности (визуальный характер результатов) и научной областью проксемики, которая способствует использованию ее законов в вопросах структурирования пространства человеком;
- конкретизировано содержание понятия «визуальная компетентность будущих дизайнеров» как системное личностное образование, интегрирующее в себе определённые профессиональные компетенции характеризующие уровень освоения визуальной культуры, эстетического развития, творческого потенциала и комплекс личностных качеств будущего дизайнера, позволяющих гибко ориентироваться в практике профессиональной деятельности. В структуру визуальной компетентности входят когнитивный (знания о различных аспектах визуальной культуры и визуального искусства), этический (способности выделять в содержании визуального образа взаимосвязь с морально-нравственными нормами, ценностями и правилами общества), психологический (способности понимать закономерности психолого-эмоционального воздействия колористических и объёмно-пространственных свойств визуального образа), эстетический (умения и навыки гармонизации графической и пространственной композиции, а также понимание эстетических категорий) и деятельностный (мастерство в работе с различными графическими материалами и техниками) компоненты;
- конкретизированы основные функции проксемики (психологическая, со-
циальная, культурно-семантическая и коммуникативная), позволяющие рассматривать с различных точек зрения взаимодействие с визуальными кодами, заложенными в пространственных действиях человека;
- выявлены принципы проксемического подхода, способствующие формированию визуальной компетентности (принцип междисциплинарности, принцип проксемного поведения, принцип коммуникативности пространства, принцип визуальности, принцип деятельности);
- конкретизировано содержание понятия «формирование визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемического подхода», которое рассматривается как процесс, направленный на формирование когнитивного, этического, психологического, эстетического и деятельностного компонентов визуальной компетентности в ходе образовательного процесса в рамках особым образом организованной творческой деятельности (использование метода творческих заданий и метода проектирования);
- разработана и апробирована модель формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемического подхода, состоящая из целевого, концептуального, содержательного, деятельностного, критериально-оценочного и результативного компонентов в их единстве и взаимосвязи, отражающая логику деятельности преподавателя по формированию визуальной компетентности будущих дизайнеров;
- экспериментально проверены педагогические условия формирования визуальной компетентности на основе проксемического подхода будущих дизайнеров. Они включают в себя совокупность следующих условий: обогащение содержания образования на основе интеграции научного знания, связанного с проксемическими аспектами профессиональной деятельности будущего дизайнера; практико-ориентированность образовательного процесса; обеспечение образовательного процесса модульной технологией «Стилизация», позволяющей через комплекс творческих заданий формировать визуальную компетентность будущих дизайнеров.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что: 1) на основе теоретического анализа проблемы исследования выявлены роль и место визуальной компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих дизайнеров; 2) дано теоретическое обоснование процесса формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемическо-го подхода; 3) результаты исследования послужат основой для развития содержания профессионального образования направления «Дизайн» в высшей школе и позволят на научной основе определить компоненты, критерии и уровни формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров; 4) данная научная работа в контексте проксемического подхода углубляет содержание профессионального образования направления «Дизайн»; 5) обоснование сущности и содержания процесса формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров составит основу для широких теоретических представлений о содержательных и процессуальных аспектах профессиональных качеств и компетентности будущих дизайнеров в аспекте формирования у них визуальной компетентности как одной из основных содержательных составляющих профессиональной компетентности дизайнера; 6) на основе анализа и обобщения опыта профессиональной подготовки дизайнеров, с учётом специфики подготовки будущих дизайнеров в вузе разработана модель формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров; 7) разработанный комплекс диагностических методик подтвердивший свою эффективность в ходе экспериментальной работы, может быть рассмотрен как теоретическая база для создания аналогичного инструментария с целью измерения уровня сформированности визуальной компетентности при подготовки бакалавров других направлений.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности и методики профессионального образования высшей школы в аспекте формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров; разработана и реализована в пространстве вуза модульная технология «Стилизация»; создано методическое обеспечение реализации модели формирования визуальной компетентности бу-
дущих дизайнеров на основе проксемического подхода - комплекс творческих заданий; выявлены и обоснованы педагогические условия формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров на основе проксемического подхода. Комплекс творческих заданий «Стилизация», основанный на творческом эксперименте с помощью проксемического подхода, обеспечивает обновление содержания профессионального образования направления «Дизайн» и его творческую направленность в аспекте компетентностной концепции образования. Накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные для студентов опросники, методы определения уровня сформированности визуальной компетентности, методические рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в практике высшего профессионального образования, а также среднего профессионального образования и повышения квалификации специалистов. Методические рекомендации, модульная технология «Стилизация» и комплекс творческих заданий, направленных на формирование визуальной компетентности на основе проксемического подхода будущих дизайнеров, могут использоваться при разработке учебных программ и технологий в сфере повышения квалификации дизайнеров. Выводы и накопленный в ходе исследований материал, модульная технология «Стилизация», комплекс творческих заданий используются в практике профессиональной подготовки будущих дизайнеров в высших и средних учебных заведениях (Ульяновский государственный университет; Димитровград-ский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»).
Обоснованность и достоверность результатов исследования, его выводов и рекомендаций обеспечивается чёткостью исходных методологических позиций; единством научного знания, основных подходов к изучению педагогических условий; соответствием содержания экспериментального исследования научным положениям; применением целостного комплекса взаимодополняющих методов изучения проблемы, адекватных цели, объекту, задачам и логике исследования; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью выборки; применением компьютерных способов обработки статистических
данных эксперимента и (непараметрических) методов математической статистики, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В современных условиях перехода профессионального образования к новой образовательной концепции профессиональная подготовка компетентного дизайнера обосновывается формированием у будущего выпускника определённых ком-петентностей и компетенций. Визуальная компетентность будущего дизайнера представляет собой системное личностное образование, интегрирующее в себе определённые профессиональные компетенции характеризующие уровень освоения визуальной культуры, эстетического развития, творческого потенциала и комплекс личностных качеств будущего дизайнера, позволяющих гибко ориентироваться в практике профессиональной деятельности. В структуру визуальной компетентности входит пять компонентов: когнитивный, этический, психологический, эстетический и деятельностный. Визуальная компетентность рассматривается как основная составляющая профессиональной подготовки будущих дизайнеров.
2. Проксемика как совокупность приёмов и способов организации пространства позволяет соотнести и провести корреляцию между педагогическими условиями формирования визуальной компетентности; ведущей деятельностью дизайнера - проектированием предметно-пространственной среды и спецификой профессиональной деятельности дизайнера (визуальный характер результатов профессионально-творческой деятельности), которая и обусловливает специфику подготовки студентов - будущих дизайнеров в вузе. Ведущая деятельность дизайнера - проектирование предметно-пространственной среды опирается на прок-семику, поскольку проксемика рассматривает вопросы структурирования пространства человеком на различных уровнях. В то же время специфика профессиональной деятельности дизайнера состоит во взаимодействии с визуальными кодами, визуальными образами, визуальной культурой в целом и продуктами профессионально-творческой деятельности в частности, которым свойственен
визуальный характер (эскизы, чертежи, визуализации и т.д.) - в них отражено профессиональное решение дизайнера по структурированию пространства, решению предметно-пространственной среды. Взаимосвязь ведущей деятельности дизайнера и специфики профессиональной деятельности раскрывается во взаимодействии с визуальными образами через визуальные коды. Функции проксемики также рассматривают аспект взаимодействия с кодами, заложенными в пространственных отношениях, в большинстве своём имеющими визуальный характер. Таким образом, визуальные коды являются точкой пересечения между научной областью проксемики и научной областью визуальной культуры и являются для них общим понятием, следовательно, применение проксемического подхода актуально в формировании визуальной компетентности.
3. Модель формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров состоит из целевого, концептуального, содержательного, деятельностного, критериально-оценочного и результативного блоков в их единстве и взаимосвязи, от-ражаюет логику деятельности преподавателя по формированию визуальной компетентности будущих дизайнеров. Она позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, создаёт возможность рассмотреть в единой системе основные направления, принципы и методы формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров в вузе. Предмет и объект исследования определяет целевой блок модели формирования визуальной компетентности. Содержание понятия «визуальная компетентность» и принципы её реализации раскрывает концептуальный блок, в нём рассматриваются принципы реализации формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров, основанные на взаимосвязи проксе-мики и ведущей деятельности дизайнера - проектировании предметно-пространственной среды. Технологию и методы формирования визуальной компетентности будущих дизайнеров раскрывает деятельностный блок. Учебно-методическая основа формирующего эксперимента представлена в содержательном блоке. Критерии и показатели визуальной компетентности рассматриваются нами в критериально-оценочном блоке. Уровни сформированности визуальной компетентности будущих дизайнеров раскрываются в критериально-оценочном
блоке.
4. Педагогическими условиями эффективного формирования визуальной компетентности будущего дизайнера являются: обогащение содержания образования на основе интеграции научного знания, связанного с проксемическими аспектами профессиональной деятельности будущего дизайнера; практико-ориентированность образовательного процесса; обеспечение образовательного процесса модульной технологией «Стилизация», включающей комплекс творческих заданий, который позволяет активизировать все составляющие учебной деятельности студентов (художественно-творческой, исследовательско-аналитической) и эффективно решать вопросы формирования профессиональных качеств личности будущих дизайнеров.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма2015 год, кандидат наук Белова Светлана Николаевна
Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке2009 год, кандидат педагогических наук Глазачева, Алина Олеговна
Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции2012 год, кандидат наук Щеглов, Алексей Вячеславович
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования2009 год, кандидат педагогических наук Кравцова, Татьяна Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Руднева Наталья Евгеньевна, 2016 год
- 44 с.
118. Руднева, Н. Е. Актуальные проблемы реализации принципа преемственности в дизайн-образовании [Текст] / Н. Е. Руднева, И. В. Юстус // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 4. - С. 52-55. - ISSN 1990-679Х.
119. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия [Текст] : смысл и значение цвета: информация - цвет - интеллект / Н. В. Серов. - СПб. : Речь, 2001. - 254 с. - ISBN 5-9268-0041-2.
120. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-76954138-4.
121. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров.
- 2-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1982. - 1600 с.
122. Соловьёва, А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Соловьёва. - М., 2010. - 23 с.
123. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gramota.ru/ (дата обращения: 15.01. 2015)/
124. Степанов, С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] : [амнезия, агрессивность, авторитар. личность, одиночество, перфекционизм, брейнсторминг, НЛП, тест Люшера, фрустрация, харизма, фобии, комплекс Ионы] / С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЭКСМО, 2005. - 670 с. -(Психология общения). - ISBN 5-699-08839-3.
125. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М. : Мир книги, 2001. - 101 с.
126. Страшный зверь клаузура [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ad-umbro.com/strashnyj-zver-klauzura/ (дата обращ. 30.09.2014).
127. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Текст] : авт. версия : материалы ко второму заседанию методол. семинара / Ю. Г. Татур. -М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 16 с.
128. Тест структуры интеллекта Амтхауэра [Текст] : прил. к кн. "Практикум по возрастной психологии" : учеб.- метод. пособие. - СПб. : Речь, 2002. - 44 с. -(Психологический практикум). - ISBN 5-9268-0132-Х.
129. Учебно-методический комплекс (УМК) [Текст] : требования к составу и содержанию учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания / отв. ред. В. В. Минаев. - М. : РГГУ, 2007. - 73 с.
130. Фаст, Дж. Язык тела [Текст] / Дж. Фаст. Как понять иностранца без слов / Э. Холл ; [пер. с англ. и предисл. Ю. В. Емельянов]. - М. : Вече ; АСТ, 1997. -431 с. - ^N 5-7838-0172-0.
131. Федеральное агентство по образованию. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях [Текст] : приказ Федерального агентства по образованию от 3.12.2004 г. № 304 // Экономика образования. - 2005. - № 5. - С. 182-183. - ISSN 1609-4654.
132. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Общеобразовательные организации. - Раздел 7. - Режим до-
ступа: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/7-01 (дата обращ. 30.09.2014).
133. Холодная, М. А. Когнитивные стили : о природе индивидуального ума [Текст] : учеб. пособие / М. А. Холодная. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 304 с. - ISBN 59292-0061-0.
134. Хрестоматия по вниманию [Текст] / под ред. А. Н. Леонтьева ; авт. предисл.: А. А. Пузырей, В. Я. Романов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 295 с.
135. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64. - ISSN 0130-6928.
136. Цагараев, В. А. Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Цагараев ; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2008. - 22 с.
137. Шайдулина, Р. М. Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров [Текст] / Р. М. Шайдулина, А. Ф. Амиров // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 91-96. - ISSN 1813-4718.
138. Шикалова, М. Н. Метод клаузур, как вид самостоятельной работы студентов на занятиях по «композиции и макетированию» [Электронный ресурс] / М. Н. Шикалова. - Режим доступа : http://mstyle-art.ucoz.ru/publ/dizajn_i_obrazovanie/metod_klauzur_kak_vid_samotojatelnoj_raboty_ studentov_na_zanjatijakh_po_kompozitii_i_maketirovaniju/2-1-0-6 (дата обращ. 30.09.2014).
139. Штейнбах, Е. Э. Проксемика и краудинг [Электронный ресурс] / Е. Э. Штейнбах // Ведущий портал о кадровом менеджменте. - Режим доступа : http://hrm.ru/proksemika-i-krauding (дата обращ. 30.09.2014).
140. Эдвард Холл - великий дедушка НЛП [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://trenings.ru/materialy/stati/756-statya-edvard-kholl-velikij-dedushka-nlp.html (дата обращ. 30.09.2014).
141. Эдвард Холл [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Холл,_Эдвард (дата обращ. 30.09.2014).
142. Энвайронментальная_психология [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Энвайронментальная_психология (дата обращ. 30.09.2014).
143. Этика [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. -Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 27.08.2014).
144. Этические нормы в наружной рекламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ra-vek.ru/art/reklama_outdoor/reklama-etika/ (дата обращения: 27.08.2014).
145. Юмашева, Е. М. Психолого-акмеологическое развитие проксемики в профессиональной культуре педагога [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. М. Юмашев. - Тамбов, 2006. - 174 с.
146. Юстус, И. В. Историко-педагогический опыт использования творческих заданий в дизайн-образовании [Текст] / И. В. Юстус, Н. Е. Руднева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 233-236. - ISSN 1813-4718.
147. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
148. Яфизова, Р. А. Активизация образовательного потенциала междисциплинарной интеграции в техническом колледже : на примере дисциплин «Математика» и «Информатика» [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Яфизова. - Уфа, 2013. - 26 с.
149. Gerbert, J. Our distance from the God : Studies of the divine and the mundane in western art and music [Text] / J. Gerbert. - Berkeley : University of California Press, 2008. - 198 p.
150. Dikovitskaya, M. Visual culture [Text] : the study of the visual after the cultural turn / M. Dikovitskaya. - Cambridge, Mass. : MIT Press, 2005. - 316 p. -ISBN 026204224X.
151. Mirzoeff, N. What Is Visual Culture? [Electronic resource] / N. Mirzoeff // Journal of Visual Culture Online - Mode access : http ://faculty. georgetown.edu/ irvinem/theory/Mirzoeff-What_is_Visual_Culture.pdf
152. Mitchell, W. J. T. What Is Visual Culture [Text] / W. J. T. Mitchell. -Chicago : Chicago University, 1995. - P. 209.
153. Rodowick, D. N. The Virtual Life of Film [Text] / D. N. Rodowick. - Cambridge : Harvard University Press, 2007. - 216 p. - ISBN 9780674026681.
154. Slideboom.com Education Presentations [Electronic resource]. - Mode access : http://www.slideboom.com/topics/Education (дата обращения: 27.08.2014).
155. Arnheim, R. Form and Consumer [Text] // Toward a Psychology of Art [Text] / ed. R. Arnheim. - Berkeley ; Los Angeles : University of California Press, 1972. - 377 p. - ISBN 13:978-0-520-02161-7.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Опросник №1 «История визуального образа»
1. Как называется подобный тип сооружений? А) пирамида; Б) зиккурат; В) лабиринт.
2. Отметьте изображения, которые относятся, по вашему мнению, к одному архитектурному объекту (обязательный вопрос).
2а. Назовите этот архитектурный объект (дополнительный вопрос).
3. Изображение какого из греческих ордеров приведено в иллюстрациях дважды? А) дорического; Б) ионического; В) коринфского.
4. Найдите лишние утверждения.
Для архитектуры романского стиля характерны:
А) узкие окна; Б) массивные стены; В) стрельчатые арки; Г) башни.
5. Какое из изображений стилистически считается лишним?
А) Б) В) Г)
I 1 ,, ■ > ^ *
#«> IX ж •»*
6. Подберите к утверждениям один из стилей. Характерно для классицизма или барокко?
A) строгая симметрия;
Б) спокойный ритм чередования окон, колонн, пилястр;
B) динамика, экспрессия движения; Г) рассудочное начало;
Д) обилие декора: валюты, картуши, гирлянды; Е) уравновешенность;
Ж) почти полное отсутствие прямых линий.
7. Черты какого стиля просматриваются в этих архитектурных постройках? (обязательный вопрос).
А) Б) В)
7а. Если знаете, назовите эти сооружения и их авторов (дополнительный вопрос).
8. Какой из элементов организации графической композиции используется в изображениях?
а) линия б) пятно в) точка 1) 2) 3)
10. К художественной культуре какой страны можно отнести эти орнаменты?
1) Египет; 2) Греция; 3) Византия; 4) Россия; 5) Центральная Америка; 6) Китай; 7) Индия; 8) Турция.
Л) М)
11. В какой временной период могут быть сделаны эти фотографии? (обязательный вопрос)
А) 1880-е годы; Б) 1920-е годы; В) 1950-е годы; Г) 1980-е годы; Д) 2000-е годы. 11а. В какой стране? (дополнительный вопрос)
1) 2) 3)
205 11)
207 26)
Ключ к опроснику №1 «История визуального образа» в баллах.
№ вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл № вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл
1. 1 1 7. 1 1
2. 1 2 7а. 1 3
2а. 1 2 8. 1-4 отв. - 1 балл 5-8 отв. - 2 балла 9-10 отв. - 3 бал. 3
3. 1 1 9. 1 1
4. 1 2 10. 1-4 отв. - 1 балл 5-8 отв. - 2 балла 9-11 отв. - 3 балла 12-13 отв. - 4 балла 4
5. 1 1 11 0,2 5,6
6. 1-3 отв. - 1 балл 4-6 отв. - 2 балла 7-8 отв. - 3 балла 3 11а 0,2 5,6
Шкала оценки по опроснику №1 «История визуального образа».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 5,9
Репродуктивный 6,0 - 11,9
Конструктивно-исполнительский 12,0 - 17,9
Эвристический 18,0 - 22,9
Компетентностно-творческий 23,0 - 35,2
Приложение 2 Опросник № 2 «Этика в создании визуальных образов»
1. Какая из трёх зон лица человека в Древней Греции символизировала его духовную сущность при создании образа, олицетворявшего сущность характера персонажа?
А) зона от линии роста волос до линии бровей; Б) зона от линии бровей до кончика носа; В) зона от кончика носа до подбородка.
2. Эротические мотивы - очень эффектный способ привлечения внимания, и в рекламе они используются активно. В каких странах допустимо использование женской обнажённой натуры в рекламе?
А) в России; Б) в Германии; В) в Алжире.
3. Какие факторы влияют на этические аспекты рекламы, по вашему мнению?
А) степень урбанизации; Б) государственный язык; В) менталитет; Г) религиозные убеждения; Д) материальный достаток.
4. Допустима ли с точки зрения этики «скрытая реклама» алкоголя?
А) да; Б) нет.
5. В какой из стран на протяжении 35 лет в киноиндустрии существовал этический кодекс?
А) Англия; Б) Италия; В) СССР; Г) США; Д) Германия.
6. Выберите этические принципы, которые провозглашал данный этический кодекс:
А) не снимать фильмы, пропагандирующие насилие; Б) не снимать иностранных
актёров; В) не снимать киноленты, подрывающие нравственные устои общества; Г) снимать фильмы, склоняющие симпатии зрителей на сторону преступников; Д) снимать фильмы, пропагандирующие семейные и религиозные ценности.
7. Как, по вашему мнению, этика рассматривает такой факт, как использование и практическое применение информационных данных детской возрастной психологии при создании рекламы (роликов, баннеров, клипов, листовок, рекламных мероприятий и т.п.)?
А) положительно; Б) отрицательно.
8. Существуют ли этические особенности рекламы, обращённой к детям и подросткам, а также органы, контролирующие данный аспект?
А) да; Б) нет.
9. Допустим ли с точки зрения закона и этики «плейсмент» рекламируемых продуктов в телепрограммах для детей и фильмах для детско-юношеской аудитории?
Телепрограммы для детско-юношеской аудитории Фильмы для детско-юношеской аудитории
Закон Да / нет Да / нет
Этика Да / нет Да / нет
10. Назовите основные проблемы этики, которые рассматриваются в визуальной культуре в том числе:
А) проблема «добра» и «зла»; Б) проблема «смысла жизни» и «назначения человека»; В) проблема «справедливости»; Г) проблема «должного».
Ключ к опроснику № 2 «Этика в создании визуальных образов».
№ вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл № вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл
1. 1 1 8. 1 1
2. 1 1 9. 1 1
3. 1 1 10. 1 4
4. 1 1 11. 1 1
5. 1 1 12. 1 1
6. 1 1 13. 1 4
7. 1 1 14. 1 4
Шкала оценки по опроснику № 2 «Этика в создании визуальных образов».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 6
Репродуктивный 7 - 11
Конструктивно-исполнительский 11 - 15
Эвристический 16 - 19
Компетентностно-творческий 20 - 23
Приложение 3
Опросник № 3 «Психологическое и семантическое восприятие цвета»
1. Соотнесите цвета и психологическое воздействие, которое они могут оказывать, по вашему мнению:
А) не вызывает раздражения; Б) теплота и уют; В) контактирование и лучезарность; Г) сдержанность; Д) способствует сосредоточению; Е) акцентирует движение, изменчивость; Ж) гасит раздражение; З) смягчает возбудимость; И) смягчает рост раздражения; К) жизнеутверждение, воля; Л) требовательный, освежающий; М) нежность, некоторая таинственность; Н) замкнутость, изолированность; О) обновление, раскрепощение; П) подчёркивает дистанцию.
2. Соотнесите ассоциативную интерпретацию цвета и цвета, приведённые ниже (внешние: свет, время года):
А) ночь; Б) огонь днём; В) вечернее небо; Г) день, зима; Д) огонь ночью; Е) лето; Ж) вечер, сумерки; З) ночное небо; И) закат, осень; К) дневное небо, весна.
2а. Соотнесите ассоциативную интерпретацию цвета и цвета, приведённые ниже (внешние: предметы):
А) гроза, шторм; Б) солнце днём; В) северное небо, море; Г) земля, вода; Д) снег, облака; Е) луна; Ж) туман, небо; З) южное небо и море; И) кровь и солнце; К) листва, зелень.
Ключ к опроснику № 3 «Психологическое и семантическое восприятие цвета».
№ вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл
1. 1 15
2. 1 10
2а. 1 10
Шкала оценки по Оопроснику № 3 «Психологическое и семантическое восприятие цвета».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 6
Репродуктивный 7 - 13
Конструктивно-исполнительский 14 - 22
Эвристический 23 - 29
Компетентностно-творческий 30 - 35
Приложение 4 Тест № 4 «Пространственное обобщение»
В ходе выполнения данного тестового задания студентам необходимо соотнести фигуры кубиков задания с фигурами кубиков из ряда образцов. Каждая грань кубика имеет свой рисунок, при этом они так расположены, что зритель может видеть лишь три из шести граней куба. В ряду образцов кубы обозначены буквами «а», «б», «в», «г», «д». В рядах задания располагается один из пяти кубов ряда образцов, но повёрнутый по-новому, поэтому на их изображениях закономерно появление новых значков, при этом кубы обозначаются цифрами.
Ключ к тесту № 4 «Пространственное обобщение». За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
Шкала оценки по Тесту №4 «Пространственное обобщение».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 5
Репродуктивный 6 - 8
Конструктивно-исполнительский 9 - 13
Эвристический 14 - 16
Компетентностно-творческий 17 - 20
Приложение 5 Опросник № 5 «Эстетика и визуальный образ»
1. Выберите наиболее оптимальный по размерам и пропорциям четырёхугольник, на ваш взгляд.
А) Б) В)
2. Выберите наиболее оптимальное, по вашему мнению, соотношение поля и пятна.
А) Б) В)
3. Выберите наиболее гармоничную, по вашему мнению, композицию геометрических элементов. из
А) Б) В)
4. Выберите наиболее гармоничное использование шрифта в графической композиции рекламного объявления.
А) Б) В)
5. Выберите наиболее гармоничные группы сочетания цветов.
А) Б)
В) Г)
Д) Е)
6. Распределите следующие виды искусства на три группы.
1) архитектура; 2) балет; 3) изобразительные искусства; 4) кино; 5) литература; 6) музыка; 7) театр._
Пространственные Временные Пространственно-
временные
7. Подберите стихотворение или отрывок из прозы, песни в котором описывается процесс эстетического созерцания (обязательный вопрос).
7а. Попробуйте вникнуть в характер произведения и кратко опишите его (дополнительная часть вопроса).
8. Охарактеризуйте с помощью эстетических категорий вашу комнату, либо ваш дом, либо рабочее место (на выбор).
«Мой дом...»
9. Дайте определение и раскройте суть следующих категорий эстетических отношений: «изящное», «фантастическое», «чудесное», «героическое», «экстравагантное», «ужасное» (обязательный вопрос).
9а. Подкрепите свои слова примерами из мировой визуальной культуры (дополнительный вопрос).
10. Напишите мини-рассуждение о взаимопроникновении эстетики и одной из областей жизнедеятельности человека (7-8 предложений).
Ключ к опроснику № 5 «Эстетика и визуальный образ».
№ вопроса Кол-во баллов за каждый правильный ответ Максимальный балл
1. 2 2
2. 2 2
3. 2 2
4. 2 2
5. 1 3
6. 1 отв. - 1 балл; 2-4 отв. - 2 балла; 5-7 отв. - 3 балла 3
7. 1 1
7а. 1 1
8. 0-1 отв. - 0 балл; 2-5 отв. - 1 балла; 6 и более отв. - 2 балла 2
9. 1 7
9а. 1 7
10. 2 2
Шкала оценки по опроснику № 5 «Эстетика и визуальный образ».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 5
Репродуктивный 6 - 10
Конструктивно-исполнительский 11 - 18
Эвристический 19 - 27
Компетентностно-творческий 28 - 34
Приложение 6
Опросник № 6 «Визуальный образ в продуктах учебного творчества»
Оценка результатов учебно-творческой деятельности студентов. Оцените каждый критерий по шкале от 1 до 5 баллов, где «1» - низкий, а «5» - высокий.
1. Соразмерность формата и изображения. 1- 2 - 3 - 4 - 5.
2. Цельность композиционного центра. 1- 2 - 3 - 4 - 5.
3. Согласованность и соподчинённость элементов композиции (по характеру и форме).
1- 2 - 3 - 4 - 5.
4. Соответствие характера линий визуальному образу. 1- 2 - 3 - 4 - 5.
5. Проработка и качество деталировки элементов композиции. 1 - 2 - 3 - 4 - 5.
6. Оригинальность графического решения. 1- 2 - 3 - 4 - 5.
7. Уровень мастерства владения техникой исполнения. 1 - 2 - 3 - 4 - 5.
8. Гармоничность цветового решения. 1 - 2 - 3 - 4 - 5.
9. Удачность выбора графического решения, соответствие визуальному образу. 1- 2 - 3 - 4 - 5.
10. Качество соответствия (точность попадания в образ) цветового решения визуальному образу и замыслу произведения.
1- 2 - 3 - 4 - 5.
11. Творческая свобода и раскрепощённость, выразительность в решении графического листа.
1- 2 - 3 - 4 - 5.
12. Индивидуальность и самобытность художественного решения визуального образа (в оценке основывайтесь на степени стилизации исходного изображения).
1- 2 - 3 - 4 - 5.
13. Оцените степень семиотизации исходного материала (в оценке опирайтесь на использование знаков и символов невербальной коммуникации).
1- 2 - 3 - 4 - 5
14. Оцените способность преобразовывать графическую композицию в объёмно-пространственную.
1- 2 - 3 - 4 - 5
15. Оцените понимание характеристик пространства - свет, объём, падающая тень, расстояние и т.д.
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Шкала оценки по Опроснику № 6 «Визуальный образ в продуктах учебного творчества».
Диапазоны уровней Баллы
Адаптивно-ознакомительный 0 - 25
Репродуктивный 26 - 44
Конструктивно-исполнительский 45 - 56
Эвристический 57 - 67
Компетентностно-творческий 68 - 75
Приложение 7
Результаты математической обработки данных констатирующего эксперимента. Статистический критерий - и Манна-Уитни (показатель значимости различий экспериментальной и контрольной групп)
Ranks
Группа N MeanRan k SumofRanks
когнитивный 1,00 47 52,05 2446,50
2,00 47 42,95 2018,50
Total 94
этический 1,00 47 48,91 2299,00
2,00 47 46,09 2166,00
Total 94
психол цв. 1,00 47 50,46 2371,50
2,00 47 44,54 2093,50
Total 94
психол про- 1,00 47 50,79 2387,00
стр.
2,00 47 44,21 2078,00
Total 94
эстетический 1,00 47 46,01 2162,50
2,00 47 48,99 2302,50
Total 94
деятельност- 1,00 47 46,57 2189,00
ный
2,00 47 48,43 2276,00
Total 94
TestStatistics(a)
когнитивный этический психол цв. психол про стр. эстетический деятель-ностный
Mann-Whitney U Wilcoxon W Z Asymp. Sig. (2-tailed) 890,500 2018,500 -1,620 ,105 1038,000 2166,000 -,508 ,612 965,500 2093,500 -1,055 ,291 950,000 2078,000 -1,176 ,239 1034,500 2162,500 -,531 ,595 1061,000 2189,000 -,329 ,742
a GroupingVariable: группа
Приложение 8
Результаты кластерного анализа данных эксперимента по выявлению уровня сформированности визуальной компетентности
Конечные центры кластеров
Кластер
1 2 3 4 5
Когнитивный 24,89102 46,59091 18,68152 50,19616 74,83483
Этический 29,17251 33,69565 26,20447 51,47265 81,73913
Эстетич. 36,05313 26,67112 17,09062 46,58444 71,17647
Деятельн. 48,08602 52,63636 32,28829 65,89247 88,59259
Псих 2 43,87097 22,27273 15,27027 49,19355 77,88889
Число наблюдений в каждом _кластере_
1 31,000
2 44,000
Кластер 3 37,000
4 31,000
5 45,000
Валидные 188,000
Пропущенные значе- 11,000
ния
Таблица сопряженности номер * Кластерный номер наблюдения
Частота
Кластерный номер наблюдения
1
2
3
4
5
Итого
номер
Итого
1,00000 2,00000 3,00000 4,00000
10 11 0 10 31
15 17 0 12 44
20 17 0 0
37
2 2 2 25 31
0 0
45 0
45
47 47 47 47 188
1 - экспериментальная группа, констатирующий этап;
2 - контрольная группа, констатирующий этап;
3 - экспериментальная группа, формирующий этап;
4 - контрольная группа, формирующий этап.
Таблица сопряженности номер * Кластерный номер наблюдения
Кластерный номер наблюдения Итого
1 2 3 4 5
Частота 10 15 20 2 0 47
1,00000 % в Кластерный номер наблюдения 32,3% 34,1% 54,1% 6,5% 0,0% 25,0%
Частота 11 17 17 2 0 47
2,00000 номер % в Кластерный номер наблюдения Частота 35,5% 0 38,6% 0 45,9% 0 6,5% 2 0,0% 45 25,0% 47
3,00000 % в Кластерный номер наблюдения 0,0% 0,0% 0,0% 6,5% 100,0% 25,0%
Частота 10 12 0 25 0 47
4,00000 % в Кластерный номер наблюдения 32,3% 27,3% 0,0% 80,6% 0,0% 25,0%
Частота 31 44 37 31 45 188
Итого % в Кластерный номер наблюдения 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Приложение 9
Результаты математической обработки данных итогового эксперимента. Статистический критерий Т. Вилкоксона (показатель значимости произошедших изменений в экспериментальной группе)
Критерий знаковых рангов Вилкоксона
Ранги
N Средний ранг Сумма рангов
когнитивный после - ко- Отрицательные ранги 0а ,00 ,00
гнитивный Положительные ранги 47ь 24,00 1128,00
Связи 0е
Всего 47
этический после - этиче- Отрицательные ранги 0й ,00 ,00
ский Положительные ранги 47е 24,00 1128,00
Связи 0*'
Всего 47
психологический 1 после Отрицательные ранги 0ё ,00 ,00
- психологический 1 Положительные ранги 4711 24,00 1128,00
Связи 01
Всего 47
психологический 2 после Отрицательные ранги 0" ,00 ,00
- психологический 2 Положительные ранги 47к 24,00 1128,00
Связи 01
Всего 47
эстетический после - эс- Отрицательные ранги 0т ,00 ,00
тетический Положительные ранги 47п 24,00 1128,00
Связи 0°
Всего 47
деятельностный после - Отрицательные ранги 0Р ,00 ,00
деятельностный Положительные ранги 474 24,00 1128,00
Связи 0Г
Всего 47
когнитивный после - когнитивный этический после -этический психологический 1_после-психоло-гический_ 1 психоло-гический_ 2_после-психоло-гический_ 2 эстетический после - эстетический деятель-ностный после - деятель-ностный
ъ Асимпт. знч. (двухсторонняя) -5,969а ,000 -5,983а ,000 -5,972а ,000 -5,978а ,000 -5,971а ,000 -5,971а ,000
a. Используются отрицательные ранги.
b. Критерий знаковых рангов Вилкоксона
Приложение 10
Результаты математической обработки данных итогового эксперимента. Статистический критерий Т. Вилкоксона (показатель значимости произошедших изменений в контрольной группе)
Критерий знаковых рангов Вилкоксона
Ранги
N Средний ранг Сумма рангов
когнитивный после - Отрицательные ранги 1а 4,00 4,00
когнитивный Положительные ранги 28ь 15,39 431,00
Связи 18е
Всего 47
этический после - Отрицательные ранги 4й 3,50 14,00
этический Положительные ранги 22е 15,32 337,00
Связи 21*
Всего 47
психологический 1 п Отрицательные ранги 2ё 2,00 4,00
осле - психологиче- Положительные ранги 4511 24,98 1124,00
ский 1
Связи 01
Всего 47
психологический 2 п Отрицательные ранги 3-" 11,00 33,00
осле - психологи- Положительные ранги 42к 23,86 1002,00
ческий 2
Связи 21
Всего 47
эстетический после - Отрицательные ранги 6т 10,33 62,00
эстетический Положительные ранги 38п 24,42 928,00
Связи 30
Всего 47
деятельностный по- Отрицательные ранги 4Р 6,75 27,00
сле - деятельностный Положительные ранги 434 25,60 1101,00
Связи 0Г
Всего 47
когнитивный _после-когнитивный этический после -этический психологический 1 п осле - психологи-ческий 1 психологический 2 п осле - психологи-ческий 2 эстетический после - эстетический деятельност-ный после -деятельност-ный
Z Асимпт. знч. (двухсторонняя) -4,617a ,000 -4,110a ,000 -5,931a ,000 -5,481a ,000 -5,059a ,000 -5,685a ,000
a. Используются отрицательные рани
b. Критерий знаковых рангов Вилкоксона
Приложение 11
Результаты математической обработки данных итогового эксперимента. Статистический критерий - и Манна-Уитни (показатель значимости различий экспериментальной и контрольной групп)
Критерий Манна-Уитни
Ранги
Группа N Средний ранг Сумма рангов
когнитивный после 1,00 47 68,87 3237,00
2,00 47 26,13 1228,00
Всего 94
этический после 1,00 47 70,33 3305,50
2,00 47 24,67 1159,50
Всего 94
психологический 1 после 1,00 47 68,70 3229,00
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.