Педагогические основы социальной помощи населению Забайкалья: Середина XIX-начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Беломестнова, Любовь Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Беломестнова, Любовь Петровна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ (СЕРЕДИНА XIX -НАЧАЛО XX ВВ.).13
1.1. Социальная помощь населению как педагогическое явление.13
1.2. Современное состояние проблемы.21
1.3. Научный аппарат и методология исследования.32
Выводы.53
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ЗАБАЙКАЛЬЯ.55
2.1. Формирование системы социальной помощи населению в Забайкалье.55
2.2. Деятельность образовательных учреждений как фактор оказания социальной помощи населению Забайкалья.98
2.3. Ведущие тенденции становления и развития системы социальной помощи населению в Забайкальской области.124
Выводы.130
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Благотворительность в Забайкалье в XIX веке: Исторический аспект2002 год, кандидат исторических наук Нагайцева, Нина Дмитриевна
Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг.: На материалах Забайкалья2006 год, кандидат исторических наук Батоева, Саяна Аюровна
Государственное призрение и благотворительность в Забайкалье: историко-культурные практики во второй половине XIX - начале XX вв.2005 год, доктор исторических наук Мантурова, Светлана Чимитовна
Становление и развитие русской книжной культуры в Западном Забайкалье в XVII- начале ХХ в.1999 год, кандидат исторических наук Санникова, Марина Иосифовна
Эволюция благотворительности на Ставрополье в середине XIX - начале XX веков: историко-социальный аспект2006 год, доктор исторических наук Бабенко, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы социальной помощи населению Забайкалья: Середина XIX-начало XX вв.»
Социальная помощь в России как историческая традиция насчитывает несколько сотен лет. Меняются приоритеты, формы и методы социальной защиты, возникают новые традиции и законы, идеи и учреждения. Неизменным остается интерес государства и общества к становлению и развитию поддержки нуждающихся в России. В тоже время представляются достаточно очевидными резкое увеличение числа лиц, нуждающихся в различных видах помощи со стороны общества, невозможность использования зарубежного опыта без учета национальных традиций в этой сфере, связанных с ментальностью российского народа и т.п.
В настоящее время все более актуализируется необходимость проведения теоретических исследований и осмысления отечественного опыта в области социальной защиты населения. В силу ряда причин современные теории социальной работы базируются во многом на зарубежных моделях. Изучение же отечественного исторического опыта отступило на второй план. Между тем реалии последних лет свидетельствуют, что на эффективность осуществления различных форм социальной помощи оказывают значительное влияние национальные особенности России, специфика тех или иных ее регионов.
В предлагаемом исследовании рассмотрено развитие социальной помощи в Забайкалье в период середины XIX - начала XX вв. как целостное и многоплановое явление, с учетом общероссийских тенденций в этой сфере и специфических особенностей, обусловленных географическим положением края, его социальным развитием и многонациональным составом населения.
Рассматривая социальную помощь как педагогическую категорию, мы основывались на результатах анализа исторических предпосылок развития социально-педагогических идей, обоснованных в трудах отечественных и зарубежных специалистов (J1.B. Бадя, Ф.А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П. Наторп, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), философских и педагогических трудах современных ученых (И.Н. Андреева, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жог, В.А. Кан-Калик, Ю.О. Овакимян, В.А. Сластенин, И.А. Сушко), концептуальных основаниях социальной педагогики (В .Г. Бочарова, С.И. Григорьев, JI.B. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин), основных положениях системного анализа педагогических явлений (М.Ю. Швецов).
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Забайкалья, а именно пределы образованной в середине XIX в. Забайкальской области, включавшей Верхнеудинский, Троицкосавский, Селенгинский, Баргузинский, Нерчинский, Читинский и Сретенский округа, которая была образована на территории Иркутской губернии в соответствии с указом Николая II правительствующему сенату от 11 июля 1851г. Этим же указом утверждался административный центр новой области - Чита, которая в тот период официально называлась острогом, а местными жителями - плотбищем, имела всего 49 домов, деревянную церковь, ветхую тюрьму - острог, небольшой хлебный магазин - склад, соляную лавку и казенный амбар для хранения древесного угля. Определение границ и управление областью поручалось военному губернатору, который подчинялся генерал - губернатору и высшим административным ведомствам Восточной Сибири. Уже впоследствии, 16июня 1884г область была передана в состав Приамурского генерал-губернаторства, а 17 марта 1900г. включена в состав Иркутского генерал-губернаторства.
В последние годы опубликовано ряд исследований по истории социальной помощи в России; по этой тематике и ее отдельным аспектам было защищено несколько докторских и кандидатских диссертаций. Среди авторов таких работ можно назвать: И.Н. Андрееву (1999), Е.И. Холостову (2001), Л.Г. Гуслякову (1995), В.П. Мельникова (2001), Л.В. Бадя (1998), М.В. Фирсова (1997), П.И. Нещеретнего (1993), В.И. Спирину(2000), Т.А. Ромм (1995), Т.Д. Тетерину (1994), А.П. Анфиногенову (1993), А.А. Белоусова (1997), JI.C. Гатилову (2001), Е.С.Гузенко (2002), Н.Г. Деревягину (1999), А.А. Егорову (2002), Е.В. Иванову (1998), Н.П. Иванову (1999), Б.Ш. Нувахов (1993), Д.А. Пашенцева (1995), Т.Е. Покатилову (1998), А.В. Скоч (2000), А.С. Туманова (1996) и др.
Причины повышения интереса к проблемам становления и развития поддержки нуждающихся в России представляются достаточно очевидными: резкое увеличение числа лиц, нуждающихся в различных видах помощи со стороны общества; невозможность использования зарубежного опыта без учета национальных традиций в этой сфере, связанных с ментальностью российского народа и т.п.
Вместе с тем остаются два направления в области изучения социальной работы в России, которые до сих пор не получили должного освещения в современных исследованиях. Во-первых, это изучение особенностей социального воспитания нуждающихся, которым уделяют много внимания применительно к современным условиям, однако почти не учитывают (за исключением, может быть, работ И.Н. Андреевой, В.И. Спириной, Т.А. Ромм, В.М. Басовой, С.А. Завражина, Т.В. Самсоновой, А.В. Скоч) исторический генезис этого явления.
Во-вторых, подавляющее число современных исследований по истории социальной работы в России рассматривает этот процесс в масштабах всей страны, выделяя главнейшие тенденции в целом, не останавливаясь на его особенностях в различных регионах.
Тем не менее, в последнее время появилось некоторое количество работ, посвященных традициям общественной помощи у различных народов Российской Федерации или истории благотворительности в отдельных областях и республиках. Так, например, в отношении Краснодарского края это исследования В.И. Спириной, А.К. Бузарова, В.П. Громова, И.В. Ивченко, JI.E. Осипцевой; анализ состояния благотворительности в губерниях Центрального Черноземья имеет место в публикациях JI.C. Гатиловой, В.В. Голубцова, Г.В. Голубцовой, А.Ю. Друговой, Н.Ф. Литвиненко; изучением становления и развития государственно-общественного призрения на Урале занимается Е.Е. Задворнова, социальной поддержке в дореволюционной Сибири посвятили свои работы Г.А. Ноздрин, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, М.В. Шиловский и т.д. Подобные исследования появились и в других регионах Российской Федерации.
Так, в Забайкалье исторический аспект благотворительности рассматривается в работах Н.Д. Нагайцевой, А. Дрободушенко, войсковая социальная поддержка бурятских и эвенкийских казаков у JT.B. Самбуевой, различные аспекты истории религии В.П. Секерин, М.Н. Фомина, А.О. Баринов, В.И. Васильевский, М.И. Гомбаева, Ю.В. Жеребцов, Н.Н. Константинова, С.В. Кудрявцев, В.Г. Лобанов, В.П. Косых, А.Г. Янков и другие исследователи.
Однако на сегодняшний день отсутствует комплексный подход к изучению социальной помощи населению в Забайкалье как социально-педагогического явления, а немногочисленные монографии и ряд статей в научных сборниках и периодической печати, носят общий характер и не могут показать системное развитие этого феномена в Забайкалье.
С учётом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, ш проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции и педагогические основы социальной помощи населению Забайкалья в середине XIX - начале XX вв.?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является система социальной поддержки населения России.
Предмет исследования: процесс становления и развития социальной Щ помощи населению Забайкалья (середина XIX - начало XX вв.).
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования определены его основные задачи:
1. Раскрыть теоретические предпосылки исследования социальной помощи населению Забайкалья в середине XIX - начале XX вв.
2. Охарактеризовать социальную помощь населению как педагогическое явление.
3. Осуществить анализ содержания форм и методов социальной помощи нуждающимся в Забайкалье.
4. Выявить и обосновать ведущие направления и тенденции развития и становления социальной поддержки населения в Забайкалье.
5. Оценить возможность использования исторического опыта социальной помощи населению в современных условиях.
Методологической основой исследования являются важнейшие положения философской и педагогической антропологии, рассматривающих ^ человека и социальные процессы с одной стороны, как субъекты саморазвития, а с другой, как объекты воздействия внешних сил; философские идеи о сущности образования как всеобщей формы развития личности и общества; об активной роли человека в преобразовании социальной среды. Исследование опирается на комплексное использование следующих методологических подходов: аксиологического, герменевтического, парадигмального, культурологического, системного.
Для решения поставленных в работе задач применялся комплекс методов исследования, включающий в себя общетеоретические (метод диалектического познания; обобщение фактов, теорий и идей; систематизация, типизация и др.), историко-педагогические (историко-философский анализ и синтез; ретроспективный анализ социальной практики и социально-педагогического образования).
Источниковой базой исследования служат законодательные акты Российской империи; документы Забайкальского казачьего войска; труды известных историков Сибири рассматриваемого периода; статьи и художественные произведения выдающихся российских писателей, имеющие отношение к рассматриваемой проблематике; материалы периодической печати: «Трудовая помощь» (1900), «Сибирская школа» (1905-1916), «Забайкальские областные ведомости» (1872-1902), «Забайкальская новь» (1910-1913). В работе использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Читинской области (ГАЧО), Национального архива Республики Бурятии (НАРБ).
Исследование выполнялось в несколько относительно самостоятельных этапов.
Первый этап (1998-2000) - поисковый. В этот период была оценена степень разработки проблем развития социальной работы в дореволюционный период, выработана предварительная концепция исследования и его методологическая база, а также определены исторические источники, которые 41 могут быть использованы при работе над диссертацией.
Второй этап (2000-2003) - теоретический. На этом этапе осуществлены изучение и анализ исторических источников, созданы модели отдельных направлений социальной поддержки, прослежена взаимосвязь между ними, что позволило выстроить целостную концепцию генезиса социальной помощи в рассматриваемый период.
Третий этап (2003-2004) - обобщающий. На этом этапе была уточнена, * дополнена и окончательно оформлена концепция исследования, выявлены возможности использования элементов регионального исторического опыта социальной работы на современном этапе. Полученная информация и выводы были систематизированы и оформлены в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
- охарактеризована социальная помощь населению как педагогическое явление;
- осуществлён анализ содержания, форм и методов социальной помощи т населению в Забайкалье;
- выявлены и обоснованы ведущие направления и тенденции становления и развития социальной помощи населению в Забайкалье;
- дана оценка возможности использования исторического опыта социальной помощи населению в современных условиях.
Теоретическое значение исследования: проведен исторический анализ генезиса форм и методов 4 социальной поддержки в Забайкалье середины XIX - начала XX столетия; доказана обусловленность специфических форм и методов социальной работы (и, в первую очередь, ее неотъемлемой части -педагогической составляющей) в отдельно взятом регионе экономическими, конфессиональными, идеологическими, культурными, этническими и иными факторами, проявляющимися в тесном взаимодействии; выявлена роль создания системы учебных заведений как одного из факторов профилактической социальной поддержки населения на региональном уровне; выделены ведущие тенденции генезиса социального воспитания в Забайкальской области, детерминированные специфическими региональными факторами; показаны основы конфессиональных концепций милосердия и их воздействие на формы социальной поддержки у различных народов, населявших Забайкальскую область.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нём теоретические положения и выводы могут быть использованы при разработке и реализации программ социальной защиты населения, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников. Они создают предпосылки для дальнейшего изучения истории педагогики социальной работы.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных параметров работы с позиций антропологического, культурологического и герменевтического подходов; применением методов исследования адекватных его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возникновение различных форм социальной поддержки в Забайкальской области в период с середины XIX - начала XX вв. связано с условиями социально-экономического развития края и этнического состава его населения. Значительное влияние на специфику социальной помощи в этом регионе оказало преобладание в нём в рассматриваемый исторический период казачьего населения со своим особым экономическим и социокультурным укладом жизни.
2. Отличительной чертой социальной помощи в Забайкальской области являлась ее постоянная направленность на развитие системы народного просвещения в целом и обучение детей из нуждающихся семей в частности. Большинство образовательных учреждений в крае в дореволюционной период было создано по инициативе или при активной поддержке общественных благотворительных организаций и частных лиц.
3. Резкие качественные изменения в содержании и методах социальной поддержки имели место в Забайкальской области на рубеже XIX - XX вв., когда происходило бурное экономическое развитие края и значительно увеличилось количество и число категорий лиц, нуждавшихся в поддержке со стороны общества. В этот период особую роль начала играть профилактическая социальная работа, базировавшаяся на прямом и косвенном социальном воспитании.
4. Ведущими тенденциями функционирования процесса становления и развития социальной помощи населению Забайкальской области (середины XIX - начала XX вв.) были:
- активизация церковной деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся;
- инициирование социальной помощи нуждающимся со стороны местных властей (военных губернаторов);
- деятельность политических ссыльных в решении социальных проблем населения Забайкалья;
- возрастание роли купечества в оказании социальной поддержки населению;
- содействие развитию профессионального образования как профилактической формы социальной помощи.
5. В современных условиях, когда число нуждающихся в социальной поддержке в Читинской области увеличивается с каждым годом, а некоторые особенности положения этих лиц сходны с теми, которые существовали на рубеже XIX - XX вв., использование элементов исторического опыта социальной работы в Читинской области приобретает особую значимость. В том числе это относится и к педагогике социальной работы, учитывавшей ментальность населения края, поскольку особенности образа мышления людей - явление достаточно консервативное и сохраняется на протяжении нескольких поколений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы и психологии Читинского Государственного Технического Университета (ныне кафедры социальной политики Читинского Государственного Университета). Основные идеи исследования нашли отражение в учебных пособиях, методических рекомендациях и статьях. Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы используются при чтении курсов «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы» кафедрой социальной политики социально-исторического факультета юридического института ЧитГУ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе, конец ХVIII - начало ХХ вв.2000 год, доктор педагогических наук Спирина, Валентина Ивановна
Православные монастыри Забайкалья во второй половине XIX - начале ХХ вв.2001 год, кандидат исторических наук Дроботушенко, Евгений Викторович
Вклад забайкальской интеллигенции в переселенческую политику: Вторая половина XIX - начало XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Васильева, Татьяна Гавриловна
Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Курманова, Галина Дмитриевна
Забайкальское купечество во второй половине XIX века2002 год, кандидат исторических наук Швец, Ефим Григорьевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Беломестнова, Любовь Петровна
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Развитие социальной поддержки в Забайкалье в период с середины XIX -начала XX вв. было обусловлено рядом специфических особенностей этого региона. К ним можно отнести наличие различных этносов и особых социальных групп со сложившимся укладом жизни и культурными традициями. Эти факторы повлияли на своеобразие генезиса социальной поддержки и педагогики социальной работы в регионе, особенностями которого можно считать следующее: создание при поддержке и по указанию правительства ряда монастырей, которые использовались в качестве центров социальной помощи нуждающихся; особая направленность социальной под держки и благотворительности в Забайкалье на развитие системы учебных заведений, как общеобразовательных, так и специально предназначенных для нуждающихся детей, что было вызвано значительной потребностью края в образованных людях, способных занимать посты в войсковой администрации и в целом обеспечивать успешное экономическое и культурное развитие края.
Возникновение негосударственных благотворительных обществ в Забайкалье в середине XIX- начале XX вв., сравнительно позднее по сравнению с губерниями Центральной России, во многом было обусловлено либеральными веяниями времен начала царствования Александра II. Однако основным направлением их деятельности первоначально стала не поддержка неимущих, а создание различных образовательных учреждений и предоставление возможности учиться детям из беднейших семей, что было весьма характерным для Забайкальской области.
Необходимо отметить, что одной из важнейших областей проведения социальной работы в Забайкалье стала общественная поддержка учреждений народного просвещения, осуществлявшаяся по трем направлениям: материальная помощь общеобразовательным учебным заведениям; создание специализированных профессиональных училищ, предназначенных в первую очередь для детей-беспризорников и детей из нуждающихся семей, обучение в которых носило, в том числе, профилактический характер; поддержка бедных учащихся, позволявшая им получать полноценное образование, включая обучение в высших учебных заведениях за пределами Забайкальской области.
Подобное внимание к народному просвещению в Забайкалье объяснялось потребностью казачьего войска и области в целом в образованных администраторах и квалифицированных специалистах. Помимо этого, многие забайкальские благотворители видели в просвещении народа важнейший залог успешного и быстрого развития региона, как в экономической, так и в социальной сферах. Ведущими тенденциями процесса становления и развития социальной помощи населению Забайкальской области нами выделены следующие: активизация церковной деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся; инициирование социальной помощи нуждающимся Забайкальской области со стороны местных властей (военных губернаторов), деятельность политических ссыльных в решении социальных проблем населения Забайкалья; возрастание роли купечества в оказании социальной поддержки населению; содействие развитию профессионального образования как профилактической формы социальной помощи.
Изучение регионального исторического опыта социальной работы, в том числе и забайкальского, без сомнения, позволит использовать его элементы в современных условиях при организации социальной защиты населения. Прежде всего, это относится к содействию в создании и координации работы различных общественных благотворительных структур, дополняющих государственную систему органов социальной защиты населения; организации сбора пожертвований, представляемых частными лицами и коммерческими структурами, что позволит частично разрешить одну из самых актуальных проблем социальной работы в современных условиях - финансовую. Следует отметить и опыт социального воспитания лиц, нуждающихся в поддержке, который предусматривает обязательный учет их образа мышления, традиций и обычаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс социальных реформ в России в настоящее время связан с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная помощь и защита населения занимают особое место. Выход из сегодняшнего кризиса на мировоззренческом и социально-педагогическом уровне видится в разработке модели социальной помощи, максимально соответствующей специфике и традициям российской культуры, истории и педагогики.
Изучение исторического опыта социальной помощи середины XIX -начала XX вв. в Забайкалье позволяет увидеть позитивные и негативные аспекты, которые проявились в деле поддержки нуждающихся в этот период.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что на данном этапе развития общества в содержании понятия «социальная помощь» присутствовала не только материальная поддержка нуждающихся, но и элементы определенного социального воспитания этих лиц, как детей, так и взрослых. Следует также отметить, что накопленный опыт организации помощи нуждающимся и их социального воспитания, во многом был обусловлен спецификой социально-экономического развития края и социально-культурными особенностями его многонационального населения.
Характеризуя социальную помощь как педагогическое явление (и ее генезис) на примере Забайкалья в рассматриваемый исторический период, мы выделили основные факторы, которые воздействовали на своеобразие способов социально-педагогической поддержки, характерных для Забайкалья: от общегосударственной политики в сфере общественного призрения до особенностей социальной жизни казачьего и «инородческих» социумов и взаимоотношений между ними; темпов экономического освоения края, настроений местной интеллигенции и характера миграции на эти земли переселенцев из других регионов России. В диссертации подчеркивается, что все эти факторы действовали при теснейшем взаимном влиянии друг на друга.
Анализируя предпосылки и факторы формирования системы социальной помощи в Забайкальской области (середины XIX - начала XX вв.), мы пришли к выводу, что отсутствие такой категории населения, как помещики, придавало упрощенный характер социальной структуре забайкальского общества, лишая его культурного слоя, обладавшего традицией оказания социальной помощи и способностью эффективно влиять на власть. «Образованные слои общества» (имеющие высшее и среднее специальное образование) приезжающие сюда из-за более высокого жалования, длительных отпусков, чувствовали себя здесь людьми временными, в нужды края вникать не хотели, и если занимались социальной работой, то лишь по долгу службы.
Так как, Забайкалье было единственной территорией России, где длительное время (с середины XVII в. и вплоть до 1917 г.) содержались заключенные, политические ссыльные, будучи одной из самых социально активных групп населения, внесли значительный вклад в социальную работу региона. Специалисты, задействованные в работе с переселенцами, обслуживании транссибирской железной дороги, а также местная интеллигенция, в силу постоянных контактов с социально незащищенными категориями населения так же включились в социальную работу региона, как и политические ссыльные, привнеся в нее не только активность, но и качественное разнообразие.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в Забайкалье имелся опыт социального воспитания лиц, нуждающихся в поддержке, предусматривающий обязательный учет их образа мышления, традиций и обычаев, которые наиболее ярко проявляются у представителей отдельных этносов и специфических социальных групп, например, казаков.
Примечательно, что проводниками социальной политики в Забайкалье выступали такие государственные учреждения, как губернские, уездные и волостные правления, экспедиции о ссыльных, полицейские управления, местные подразделения Министерства Просвещения, Министерства государственных имуществ и его Переселенческого управления, при этом необходимо заметить, что содержание деятельности данных учреждений менялось, что было связано, в основном, с уровнем осознания местной властью стоящих задач. В Забайкальской области, как и в других казачьих областях, земские учреждения не были введены, поэтому основой социальной помощи была государственная власть, а основными исполнителями - губернские распорядительные комитеты.
Обращает на себя внимание и тот факт, что профессиональное нищенство не получило распространения в Забайкалье, как в Центральных районах, хотя формы и методы оказания социальной помощи не были столь разнообразны, и была востребована, в отличие от Центральных районов, организация социальной помощи, такая как проведение общественных работ. Следует подчеркнуть, что постановка социальной помощи в Забайкалье в значительной мере ' зависела от личностных характеристик местных администраторов и уровня осознания ими местных нужд.
Необходимо также иметь в виду, что важным, но вторым по времени, направлением социальной работы в Забайкальской области была церковная, что представляло определенную противоположность центральным районам государства, в которых церковная помощь предшествовала государственной. Что же касается церковно-приходской помощи в приходах, она не получила в
Забайкалье столь широкого развития, как в губерниях Центральной России. Мы связываем это с особым общественным устройством жизни, где общинные традиции, даже и без участия священника местной церкви, были достаточно сильны, а их существование официально поддерживалось властями.
Одним из базовых для нашей работы послужило утверждение, что образовательные учреждения Забайкалья являлись определяющим фактором в системе социальной поддержки и социального воспитания населения.
Примечательно, что одной из особенностей становления и развития социальной поддержки в Забайкалье являлась забота о создании системы учебных заведений и развитии народного просвещения. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаток финансирования образования в Забайкалье решался за счет привлечения средств различных ведомств.
Необходимо отметить, что организация и содержание некоторой части школ в этот период времени целиком ложились на местное население Забайкалья, при этом, значительная масса населения Забайкалья, особенно семейские, получала образование у частных учителей: образованных бывших государственных преступников, ссыльных поселенцев, отставных солдат. Это, безусловно, сказывалось и на качестве образования.
Особого внимания заслуживает просветительская деятельность декабристов в Забайкалье. Актуальными с позиции сегодняшнего дня представляются: программа просвещения народов Сибири предложенную декабристами императору Николаю I; педагогическая практика декабристов в Забайкалье, важнейшими чертами которой были комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов.
Отметим еще одну функцию образования в Забайкалье, наиболее тесно связанную с социализацией детей и оказанием им определенной поддержки со стороны общества, а именно, организацию соответствующего профессионального обучения для детей наиболее нуждающихся лиц, что должно было предупредить их обнищание и дать им возможность самостоятельного существования. Это способствовало решению задачи не только подготовки специалистов для горной промышленности, но и профилактической социальной работы, базировавшейся на прямом и косвенном социальном воспитании. Забайкальские общественные благотворительные организации: просветительские и научные, частные лица организовывали работу образовательных учреждений не только для детей, но и взрослых. Таким образом, пытались повысить общий уровень грамотности народа, а также помочь отдельным людям освоиться в быстро меняющихся экономических условиях. В итоге становится очевидным, что формы поддержки населения и соответствующее им социальное воспитание существовали в Забайкальской области в исследуемый период.
Осуществляя анализ содержания форм и методов социальной помощи нуждающимся в зависимости от их этнокультурных и конфессиональных особенностей, необходимо заметить, что в Забайкалье процесс их становления заметно отличался от общероссийского. Как показал анализ данной проблематики, это было вызвано целым рядом объективных и субъективных причин, отражавших местную специфику: отсутствие, за очень редким исключением, образованного духовенства; достаточного числа образованных и богатых людей, которые могли бы стать организаторами общественной филантропии и щедрыми жертвователями; Тем не менее, развитие форм и методов социальной поддержки в Забайкалье в рассматриваемый период свидетельствует о достаточно быстром переходе этого региона на новейшие для своего времени способы поддержки различных категорий нуждающихся, включавшие в себя индивидуальный подход, специфические формы социального воспитания этих лиц. Благотворители Забайкалья сумели в короткие сроки освоить и внедрить почти все те виды поддержки нуждающихся, которые использовались в крупнейших городах Российской империи - С.-Петербурге и Москве.
Таким образом, рассматривая процесс формирования системы социальной помощи в Забайкалье в период середины XIX - начала XX вв., можно выделить следующие его специфические характеристики, во многом связанные с особенностями социального развития края и состава его населения в рассматриваемый период в целом:
1. Развитием народного просвещения, как одного из главных видов социальной поддержки в крае, осуществлявшегося при активной помощи общественных сил и войсковой администрации.
2. Зарождением негосударственной светской помощи, сначала в виде крупных частных пожертвований на различные филантропические цели, в том числе и на просвещение.
3. Созданием различных учреждений по оказанию социальной помощи подчинявшихся органам местного самоуправления при тесном сотрудничестве их с общественными благотворительными организациями.
В целом в рассматриваемый период можно выделить три основных направления организованной социальной поддержки, существовавших в Забайкалье: государственная и войсковая; церковная; общественная светская благотворительность.
Основные направления социальной поддержки населения сводились в основном к следующим операциям: выдача денежных и натуральных пособий; оказание медицинской помощи; организация питания; решение жилищной проблемы; предоставление трудовой помощи; воспитание и обучение.
Оценивая развитие социальной работы в Забайкалье середины XIX -начале XX вв., необходимо отметить, что в этот промежуток времени в регионе были освоены все новейшие для тех лет формы и методы поддержки нуждающихся, особенно в области социального воспитания, хотя во многом и косвенного. При этом отличительной особенностью данного направления было не столько стремление дать народу систематические знания, сколько знания социально, хозяйственно значимые, зародить интерес к познанию. В связи с этим представляется обоснованным утверждение, что характерной чертой социальной помощи в Забайкалье являлась выраженная просветительская направленность.
Ниже приводятся ведущие тенденции функционирования изучаемого процесса, которые были обусловлены при установлении причинно -следственных связей и закономерностей, определяющих процесс становления и развития социальной помощи населению Забайкальской области, его зависимость от многообразных факторов.
1. Активизация церковной деятельности по оказанию социальной помощи нуждающимся.
2. Инициирование социальной помощи нуждающимся со стороны местных властей (военных губернаторов).
3. Деятельность политических ссыльных в решении социальных проблем населения Забайкалья.
4. Возрастание роли купечества в оказании социальной поддержки населению.
5. Содействие развитию профессионального образования как профилактической формы социальной помощи.
Следует отметить, что в выделенных тенденциях нашли отражение два способа решения социальных проблем: а) формальный способ решения социальной проблемы, т.е. через развитие сети образовательных учреждений. б) неформальный способ решения социальной проблемы, т.е. через расширение просветительской деятельности.
Как уже отмечалось, отличительной особенностью данного способа было не столько стремление дать народу систематические знания, сколько знания социально, хозяйственно значимые, зародить интерес к познанию.
Раскрывая основные тенденции становления системы социальной помощи населению Забайкалья середины XIX - начала XX вв., отметим ведущую роль социально-педагогической деятельности, понимаемой: как культурное просвещение, так и собственно образование; развитие и воспитание, где главным содержанием выступали трудовое и нравственное воспитание, включающее в себя воспитание духовности, развитие гражданственности; оказание социальной помощи через органы попечения, призрения и др.
Не следует, конечно, думать, что система социальной поддержки, существовавшая в Забайкалье середины XIX - начала XX вв., была в состоянии решить все проблемы, связанные с социальной работой. Однако накопленный исторический опыт позволяет использовать его элементы в современных условиях, когда в Забайкалье появилось значительное число лиц, нуждающихся в различных видах социальной защиты. При этом исторически сложилось, что социальная работа в Забайкалье, и в России в целом, является не только деятельностью по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте.
Использование некоторых традиционных элементов социальной поддержки, показавших свою эффективность и жизнестойкость на практике, может оказаться весьма полезным и в современных условиях. Причем установка на творческое использование уже имеющегося опыта социального вспомощевания весьма значима для формирования профессиональных, этических, моральных и нравственных установок будущих специалистов социальной работы относительно их непосредственной деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Беломестнова, Любовь Петровна, 2004 год
1. Адеркас O.K. Отчет о VI Международном конгрессе для улучшения быта слепых, состоявшемся в городе Кельне-на-Рейне в июле 1888 года. -СПб., 1889.-69 с.
2. Адеркас O.K. Отчет о Международном конгрессе по общественному призре-нию и благотворительности в Париже. СПб., 1900. - 59 с.
3. Азадовский М. Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири. Сборник: Сибирь и декабристы. Иркутск, 1925 С. 94.
4. Айвазов И. Церковные вопросы в царствование Императора Александра Ш//ГолосЦеркви. 1914.-№5.-с. 155-161.
5. Академия наук СССР Сибирское отделение Институт истории, филологии и философии. Декабристы и Сибирь. Новосибирск: Изд-во «Наука» Сибирское отделение, 1977. - 260 с.
6. Аладьин Е.В. Двадцатилетие Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан в С.-Петербурге. СПб., 1858. - 63 с.
7. Алексеева JI.C., Бобкова П.И. и др. Справочное пособие по социальной работе.-М., 1997.- 157 с.
8. Андреев В.И. История бурятской школы (1804-1962).-Улан-Удэ, 1964.-172с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1997. - 375 с.
10. Ю.Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женскихучилищ в России (середина XIX начало XX вв.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - М.,2000.-21с.11 .Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. -М.,2000- 180 с.
11. Андреева И.Н. Государственная социальная помощь в Москве во время царствования Екатерины II. // Москва в истории России. Под ред. Б.В. Леванова. М.,1997. - С.96-101.
12. И.Андреева И.Н. Историко-философский подход к проблемам развития социальной помощи в России/ Научные труды Московского педагогического университета Серия: Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1998, С. 115-120.
13. Н.Андреева И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (вторая половина XVIII начало XX вв.). Дисс. на соиск. уч. степ, д.пед.н. - М.,1999.
14. Андреева И.Н. Пути исторического развития социальной работы в России (вторая половина XVIII начало XX вв.). - М.,1999. - 140 с.
15. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999 -190 с.
16. Андреевский И.Е. Новейшие попытки к лучшему устроению призрения бед-ных. СПб., 1874. - 29 с.
17. Андреевский И.Е., Угрюмов П.К. Градские богадельни. СПб., 1889. -1с.
18. Ануфриев К.И. Нищенство и борьба с ним: Материалы для подготовитель-ной комиссии для разработки вопроса по реорганизации борьбы с нищенст-вом в С.-Петербурге, образов. С.-Петербургской гор. думою 28 янв. 1911г. -СПб., 1913.-258 с.
19. Антология социальной работы. Под ред. М.В.Фирсова. Т.1. - М.,1994 -288 с.
20. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. - с. 4.
21. Архангельский В.М. Филантропические начинания русского правительства XVIII в. М., 1902.- 264 с.
22. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.1. М.: Мысль, 1974.-221 с.
23. Архивный отдел Читинского облисполкома Государственный Архив Читинской области. К России любовью горя.: Восточно-Сибирское книжное издательство- г. Иркутск, 1976.-250 с.
24. Астафьев Я.У. Традиции социального знания в России. Магистр. - 1995. - №4.-С. 58-63.
25. Бадя JI.B. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1993. - 123 с.
26. Бадя JI.B. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Из-во АСОПиР, 1995. -23 с.
27. Баккаревич М.Н. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1810.-С. 8083.
28. Балабанов В.Ф. Открытие серебреных руд// На боевом посту.-1990.-6 марта.
29. Балицкая А. Одна из причин нищеты. СПб., 1886. - 15 с.
30. Баркин Г.А. Развитие начальной и средней школы Забайкалья, (вторая половина XIX начало XX вв.)// Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья.- Чита, 1995.-С.106-108.
31. Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. -Кострома, 1999. 186 с.
32. Бахтин Н. К вопросу о мерах помощи порочным и падшим людям. -Новгород, 1910.-26 с.
33. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии. // Народное образование. 1994. - №4. - С. 43-45.
34. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М.,.1910 - 41 с.
35. Библейская энциклопедия. Кн.1.-М.,1891.-С. 474.
36. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.,1998. - 575 с.
37. Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901. - 330 с.
38. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб., «Лики России», 2001. 838 с.
39. Боголюбский И. Историко- статистический очерк производительности Нерчинского горного округа (1703 -1871 гг.)-СПб., 1872.
40. Богуславский М.В. Генезис приоритетных национальных ценностей образования в трактовке философов русского зарубежья. // Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М.;РАО,1997. - С. 75-80.
41. Большой энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1993.
42. Борисенко В.П. Школа России: прошлое и настоящее. // Судьбы образования в России. Сб. Статей. Вып.2. М.,1996. - С. 5-23.
43. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. М.: ЦСП РАО, 1996. - 12 с.
44. Бочарова В.Г. Личность, среда, община // Социальная работа. 1992. - № 1.
45. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVP-Аргус, 1994. -208 с.
46. Буссе Ф.Ф. Забайкальское инородческое войско. Исторический очерк. -М., 1895.-64 с.
47. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры. // Социологические исследования.1993. №1. - С.93-96.
48. Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторический очерк. Чита, 1916-1918.-Т. 1-3.
49. Ведомство учреждений императрицы Марии. 4.XII. Вопрос об охране детства. Спб.,1903. - С. 1-29.
50. Волков Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивиого общества. // Антология социальной работы. Под ред. М.В.Фирсова. М.,1994. - Т.1. -С. 153-162.
51. Воспитательные дома. // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А. Эфрона. Т.13. - Спб.,1892. - С. 274-279.
52. Вульфов Б.З., Гурьянова М.П. Методика социальной работы: состояние и перспектива развития. // Российский журнал социальной работы. 1998. -№1. - С.40-45.
53. Выдающиеся бурятские деятели XVII начало XX вв. Улан-Удэ: «Бэлиг», 1994г.-144 с.
54. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах.-2-е изд., перераб.-Т.2: О центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991.-С. 158.
55. Гаген В.А. Борьба с народным пьянством: Попечительства о народной трезвости, их современное положение и недостатки. СПб., 1907. -103 с.
56. Гаген В.А. Новая организация помощи бедным и борьба с нищенством в С.-Петербурге. СПб., 1906. - 133 с.
57. Гаген В.А. Право бедного на призрение. СПб.: тип. «Общественная польза», 1907. - 649 с.
58. Галагузова М.А., Галагузов Ю.Н. Социальная педагогика. М.,1999. -240 с.бО.Герье В.И. О способах помощи безработным. СПб., 1898.у* 61 .Горшкова О.А. Опыт социальной работы за рубежом. М., 1999. - 92 с.4 4
59. Григорьев С.И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных сил человека. // Российский журнал социальной работы. 1996. - №2. - С. 10-14.
60. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. - 280 с.
61. Гуров В.Н., Селюкова В.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993. - 246 с.
62. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность иучебная дисциплина. Дисс. на соиск. уч. степ, д.соц.н. Барнаул, 1995.
63. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. -М.,1997. 265 с.
64. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. т. 1 -699с.; т.2-779 е.; т.З - 555 е.; т.4-688 с.
65. Дворниченко Н.Е. Во глубине сибирских руд .- Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1968.-114 с.kl 69. Декабристы и Сибирь. Новосибирск: Наука, 1977.-254 с.
66. Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.-С. 109.
67. Додонов В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами конца XIX начала XX вв. общечеловеческих и национальных духовных ценностей. // Образование: идеалы и ценности (историко - теоретический аспект). - М.; РАО, 1995. - С. 53-80.
68. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовнонравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. - М.,1994. - 140 с.
69. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. (Пер. с англ.) -М.,1995 237 с.
70. Дылыков С.Д. Из истории селенгийских бурят// Крат. Сооб./ Ин-т народов Азии АН СССР: Монголоведение и тюркология. -М.: Наука, 1964.-С. 125-146.
71. Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М.,1993. - 70 с.
72. Еськов Г.С. Социальная направленность программных документов политических партий России в начале XX века. // Российский журнал социальной работы. 1996. - №1. - С.45-52.
73. Житие и наставления преподобного Амвросия, старца оптинского.-М.,1990.- С. 46
74. Жуков Н.Н. Жизнь и деятельность Алексея Кирилловича Кузнецова. -Чита: Печатное дело, 1929.-54с.
75. Забайкальские Ведомости. 1876 №5.80.3авражин С.А. Предупреждение отклоняющего поведения несовершеннолетних в Российской империи. М., 1996. - 120 с.
76. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.,1999. - 263 с.
77. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. Вып.2. Под ред. И.А.Зимней. М.,1992. - С. 8-15.
78. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы. // Российский журнал социальной работы. 1996. - №1. - С. 8-17.
79. Зубова В.Е. и Рабцевич В.В. Распространение чиновниками научных и технических знаний среди крестьян Западной Сибири (конец XVIII первая половина Х1Хвв.) // Развитие культуры сибирской деревни.1. Новосибирск. 1986.-С. 41.
80. Зуев А.С. Разгильдяевы. (опыт реконструкции казачьей династии)/История . Сибири: человек, общество, гос-во. Новосибирск: 1995,-С. 3-17.
81. Иванов В.Н. Основы социальной работы социального педагога-психолога. М.,1995. - 312 с.
82. Изгачев В.Г. Возникновение школ и обучение детей рабочих и служащих на Нерчинских заводах в XVIII веке // Ученые записки 41 ПИ. Вып. 1.-Чита, 1956. С 60-97.
83. Ильин И.А. Основы христианской культуры. // Школа духовности. 1999. -№1. - С. 2-4.
84. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М.,РАО, 1994. - 227 с.
85. Исторический опыт социальной работы в России. Под общ. ред. Л.В. Бадя-М., 1994.-255 с.
86. История библиотек. Вып. 1. СПб., 1996.
87. История педагогики. С XVIII века до середины XX века. Под ред. А.И. Пискунова. 4.2. - М., 1998. - 304 с.
88. История Сибири с древнейших веков до наших дней. В 5 т. Т.2 Сибирь в составе феодальной России. Л., 1968.-538с. С 367.
89. История Сибири. Д.: Наука, 1968.- Т. 1-3.
90. История социальной педагогики. Хрестоматия. Под ред. М.А. Галагузовой. М.,2000. - 231 с.
91. К вопросу о борьбе с профессиональным нищенством. Материалы Комиссии для разработки вопроса о мерах против профессионального нищенства и бродяжничества при Министерстве Юстиции. // Трудовая помощь. 1898. - №5. - С. 558-567.
92. Казаки-буряты за Байкалом // Восточное обозрение-1888.-№48.-С.8-9.
93. Карийская политическая каторга. Проспект/ Сост. А.Г. Патронова, Г.Н. Суханова. Чита, 1987.-19 с.
94. Карийская трагедия. Воспоминания и материалы. Петроград, 1920, 160с.
95. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. - 246 с.
96. Катаева Л.И., Ермоленко Г.В. Проблемы и перспективы допрофессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. С. 312-317.
97. Кеннан Д. Сибирь и ссылка. М., 1906.- 302 с.
98. Клемантович И.П. Теория и история социальной педагогики. Благотворительность в России. Страницы истории. М.,1998. - 53 с.
99. Кодекс социального работника. М.,1998. - 26 с.
100. Коджаспирова Г.М. История и философия образования: М.,1998. -302с.
101. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности. //
102. Российский журнал социальной работы. 1996. - №1. - С. 22-25.
103. Козловский И.П. История русского просвещения. Ростов-на-Дону, 1916.-167 с.
104. Колков В.В. Теоретические подходы к социальной работе. // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы.-М.,1999.-С.5-20.
105. Колпакова С.П. Духовные основы благотворительности московского купечества. // Москва в истории России. Под ред. Б.В. Леванова. -М.,1997. С. 102-107.
106. Комиссия по исследованию землевладения и землепользования в Забайкальской области под председательством статс- секретаря Куломзина. СПб., 1898.-Вып. 1-16.
107. Кон И. Психология самостоятельности. // Популярная психология. Хрестоматия. Сост. В.В. Мироненко. М.,1990. - С. 155-161.
108. Кони А.Ф. Федор Петрович Гааз. // Антология социальной работы. Т.1.-С. 124-133.
109. Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования. Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002.248 с.
110. Константинова Т.А. Страницы истории народного образования дореволюционного Забайкалья // Забайкалье: некоторые аспекты истории края. Межвуз. сборник науч. трудов. / ЧГПИ, 1993. С. 5-12.
111. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.; ИТП и МИО РАО,1994. - С. 264-268.
112. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход как метод историкопедагогического исследования аксиологических проблем образования. // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). -М.;РАО,1995. С. 36-52.
113. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 124 с.
114. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.-6-е изд., доп. М.: Ось-89,2003.-224 с.
115. Кузнецов А.И. Педагогика как социальная пластика. // Материалы международной научно-практической конференции "Педагогическое образование для XXI века". М.,1994. - С. 167-169.
116. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998.-583с.
117. Левенстим А. Профессиональное нищенство, его причины и форма. // Антология социальной работы. Сост. М.В. Фирсов. Т.2. - М.,1995. - С. 35-42.
118. Лексикон социальной работы. Под ред. С.М. Кибардина и др. -Вологда, 1999. 204 с.
119. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.,1988.-398с.
120. Лифинцев Д.В. Категория взаимодействия как единица анализа процесса социальной работы. // Материалы международной научно-практической конференции "Педагогическое образование для XXI века". -М.,1994.-С. 166-167.
121. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Рязань, 1999. -287 с.
122. Лобанов В.Г., Лобанова Г.П. Меценаты старого города. // Эффект, 2000, апрель, С. 11.
123. Лобанов В.Г., Лобанова Г.П. Лечебница Общества Красного Креста // Эффект, 1999, июнь, С. 11.
124. Лобанов В.Г. «Старая Чита». Чита: Степанов М.А.,2001 - 270 с.
125. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.,1995. - 346 с.
126. Лосский И.О. История русской философии. М.,1991. - 312 с.
127. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. - 400 с.
128. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Социально-психологический феномен казачества. // Свободная мысль. 1995. - №8. - С. 42-51.
129. Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Киев,1991. 146 с.
130. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М.,1995.-74 с.
131. Альтшуллер М.И. Земство в Сибири. Томск, 1916.-С.З.
132. Маврина И.А. Актуальные направления подготовки социальных педагогов: метод, рекомендации. Омск., 1996. - 136 с.
133. Маврина И.А. Социальность современного образования. Омск, 2000.- 183 с.
134. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. // Антология социальной работы. .Т.1.-С. 9-28.
135. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. // Антология социальной работы . Т.2. С. 43-52.
136. Максимов Е.Д. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. -СПб., 1907. -65 с.
137. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894. - 277 с.
138. Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. -СПб., 1903.-139 с.
139. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. -СПб., 1901.-135 с.
140. Макурина И. Вдовий дом. Военные богадельни. // Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.,1995. - С. 79-83.
141. Мардахаев JI.B. Социальная педагогика. М.; Гардарики, 2003 - 269с.
142. Медведков А.П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении. СПб., 1914. - 328 с.
143. Мельников В.П. Социальная деятельность земских и городских органов самоуправления в России. // Российский журнал исторической работы. 1996. - №2. - С. 14-17.
144. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.-344 с.
145. Место теории социальной работы в системе наук. // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.,1999. - С. 20-37.
146. Милосердие. Под ред. М.П. Мчеделова. М.,1998. - 217 с.
147. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т.2. -ч.2. - М.,1994. - 456 с.
148. Мосолов В.А. Этические парадигмы в истории воспитания россиянкак национальные ценностные приоритеты отечественного образования. // Аксиологические приоритеты в сфере воспитания и образования. -М.;РАО,1997. С. 21-25.
149. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. - 306 с.
150. Мудрик А.В. Социальная педагогика как наука и как учебный предмет. // Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование для XXI века". М.,1994. - С. 164-166.
151. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.,1999. - 184 с.
152. Мухина B.C. Возрастная психология. М.,1997. - 431 с.
153. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. //Педагогика. 1995. - №5. - С. 44-49.
154. Народное образование Забайкалья: история и опыт. Сборник материалов научной конференции. Чита, 2000.
155. НаторпП. Социальная педагогика. Спб., 1911.-412 с.
156. Наумова О.Е. Иркутская епархия.ХУШ- первая половина XIX.-Иркутск, 1996.-С. 129.
157. Некоторые сведения по истории социальной помощи в России и Ивановском крае. Иваново, 1997г. -134 с.
158. Немеров В.Ф. Чита. История. Памятные места. Судьбы. Читинское областное книжное издательство, 1994 - 102 с.
159. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.,1993. - 32 с.
160. Ноздрин Г.А. Сибирские благотворители / Деловая Сибирь, 1992 № 27, С. 6.
161. Ноздрин Г.А. Благотворительность в Сибири во второй половине XIX начале XX вв.// К истории предпринимательства в Сибири: Матер.
162. Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1996.-С. 72.
163. Об уставе гимназий и училищ уездных и приходских. (1828 г.). // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. -М.,1987. С. 177-187.
164. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ЛЗЪ, 1992.-955с.
165. Орлова ЭА. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. // Российский журнал социальной работы. 1996. - №2. - С. 3-9.
166. Отчет о деятельности Читинского Дома трудолюбия с 1 окт. 1896г по 1 июля 1899.
167. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Под ред. Э.Д. Днепрова. М.,1991. - 660 с.
168. Панфилова Т.В. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченность. // Общественные науки и современность. 1993. - №6. - С. 86-91.
169. Пасецкий В.М., Пасицкая Е.К. Декабристы естествоиспытатели // отв. Ред. Яншин. - М.: Наука, 1989 г. - 244 с.
170. Педагогика. Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М.,1984. - 368 с.
171. Педагогика. Сборник программ для специальности "Социальная педагогика". Под ред. И.П. Клемантович. М.,1999. - 160 с.
172. Перминов А.В. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Алмата, 1998.
173. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. -М.,1997. 94 с.
174. Петряев Е.Д. Живая память.: М.: Мол.гвардия, 1984. -288 с.
175. Петряев Е.С. Исследователи и литераторы старого Забайкалья.
176. Очерки из истории развития края). Чита, 1954 г. С. 59-117.
177. Печенкин В. Наследство мецената // Уральский следопыт. -№ 2, 1981.- С. 74-75.
178. Подосинникова Н.В. Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX начала XX веков в современной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -Краснодар, 1998
179. Поликарпов B.C. История нравов России. Ростов-на-Дону, 1995.-578с.
180. Полный православный богословский энциклопедический словарь. -СПб.:Тип. П.П. Сойкина. Репринт., 1992. т.1 119 е.; т.2 - 462 с.
181. Положение о частных учебных заведениях (1868 г.). // Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. М.,1998. - С. 203-212.
182. Попов А.И. Город Чита: описание, путеводитель, справочник по Чите и Забайкальской области и ее окрестностям / Чита, 1907.- С. 175-187.
183. Программа курса «История социальной работы в России». М.,1998. -48 с.
184. Программа социально экономического развития Читинской области на 2001 -2010 гг.: Чита \ Поиск, 2000.- С. 118.
185. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. Сост.: М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. М.,1992.-22с.
186. Прыжов И.Г. Нищие на святой Руси. // Антология социальной работы. Т.2. С.9-19.
187. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.,1994. - 246 с.
188. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. М.,1983. - 448 с.
189. Р.Ф. Гениатулин / Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т.1. Общий очерк/ Новосибирск «Наука»/ 2000г-350 с.
190. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.,1993. - 93 с.
191. Равкин З.И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики. // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). - М.;РАО,1995. - С. 8-35.
192. Резун Д.Я., Терешков Д.М. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск: 1994.- С. 16.
193. Зуев А.С. Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII-первой половине XIX вв. Новосибирск: 1994.- С. 71.
194. Римский С.В. Казачество и православие. Дон.-1994. - №1.-С.205-221.
195. Розен Е.А. Записки декабриста СПб., 1907.- С. 421 -427
196. Ромм Т.А. Отечественная социальная педагогика: традиции и перспективы // Педагог. 1998. - №1.- С. 30-34.
197. Ромм Т.А. Развитие социальной педагогики в России (начало XX в.)// Дети в меняющемся мире: Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы. Матер. Российско-германского семинара. Омск: ОмГПУД889. - С. 5-14.
198. Ромм Т.А., Ромм М.В., Скалабан И.А. Исторические очерки российской социальной работы. Новосибирск, 1999. - 134 с.
199. Российская Педагогическая энциклопедия, М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия., 1999г.- С. 104
200. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. - 608 с.
201. Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. В 2-х томах. М.,1997.
202. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9-ти тт. Т.5.-М., 1987.-527с.
203. Рункевич С. Приходская благотворительность в Петербурге. // Антология социальной работы. Т.1. С. 94-107.
204. Самсонова Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. - Н.-Новгород, 1997.
205. Санжиев Г.Д., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVII-XIX вв.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999.-Вып.4.-356 с.
206. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург, 1995. 15 с.
207. Семенов Д.Д. Учительские семинарии в России. Педагогический ежегодник Кубанской учительской семинарии. - СПб., 1874. - 19 с.
208. Сибирская Советская Энциклопедия. В 4 т. Сибирское Краевое Издательство, 1929.
209. Сибирь и декабристы Вып.1., Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976,287 с.
210. Сибирь и декабристы/ Сборник. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978.-С. 43-49.
211. Силин Е.Н. Кяхта в XVIII в. Иркутск: Облгосиздат, 1947г.-204 с.
212. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997. - 512 с.
213. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.-Тула,1993. - С. 262-264.
214. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. Пособие для стуц. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 4.1.-288 с.
215. Словарь современного русского литературного языка. Изд-во. АН СССР. Институт языкознания, 1957г., Т 1,- С. 495.
216. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е.И.Холостовой.- М.,1997 424 с.
217. Смирнов Н.Н. Забайкальские казаки в системе взаимоотношений России с Китаем и Монголией (1645г. 1895г.). - Волгоград. - 1999 г .
218. Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград. - 1994 г.
219. Соболева Е.А. Регионализация процесса подготовки социального педагога. // Социально-педагогическая работа: история и современность.- Армавир, 1999. С. 30-34.
220. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.- 1560 с.
221. Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М.,1998.-273 с.
222. Сорвина А.С. Инновационные идеи социальной работы в России и их использование в современных условиях. // Проблемы социальной работы в России. М.,1995. - С. 14-18.
223. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: С69 Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
224. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М.,1999. - 326 с.
225. Социальная педагогика: книга для чтения. Под ред. М.А. Галагузовой. -М.,1999.-240 с.
226. Социальная психология. Под ред. А.В. Петровского. М.,1987. - 224с.
227. Социальная работа в вопросах и ответах. Под ред. А.М.Панова и
228. Е.И.Холостовой М.,1996. - 127 с.
229. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. М. -Ставрополь, 1998. - 342 с.
230. Социальная работа. Под ред. A.JI. Арутюнян. Ереван,1995. - 320 с.
231. Социальная философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.,1995. - 240 с.
232. Сперанский М.М. Предварительное рассуждение о просвещении в России вообще. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.,1987. - С. 47-49.
233. Спирина В.И. Генезис социально-педагогической работы на Кубани. -Армавир, 1999. 69 с.
234. Спирина В.И. Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе (конец XVII- начало ХХвв.): Автореф.дис.кан.пед.наук.-Майкоп.-2000.-21 с.
235. Спирина В.И. Становление социальной работы на Кубани (конец XVIII начало XX вв.) - М.,2000. - 177 с.
236. Степанов В.К. Книги отечественных ученых по истории и государственной политики в области общественного призрения XIX -начала XX вв. // Социальная работа: Теория, технология, образование. -1996. №1. - С.87-91.
237. Степанов М.А. Старая Чита Чита: 2001 -270 с.
238. Степашко Л.А. Философия и история образования. М.,1999. - 268 с.
239. Стрыгина С. Детская помощь в России. // Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.,1995. - С. 66-99.
240. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ.-М., 1994- 154 с.
241. Тарновский Е. Уголовно наказуемое нищенство в России. // Трудоваяпомощь. 1900.-№2.-С. 113-119.
242. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.-Тула,1993. - 234 с.
243. Теория социальной работы. Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1998.-334с.
244. Теплов Б.М. Темперамент и формирование характера. // Популярная психология. Хрестоматия. Сост. В.В.Мироненко. М.,1990. - С. 302-305.
245. Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. СПб., 1912. -245 с.
246. Тетерина Т.Д. Исторические аспекты возникновения социальной работы в России. // Теория и практика социальной работы в России. -Пермь, 1994. С. 28-34.
247. Турсунов Д.Ш. Становление и развитие профессионально-педагогической подготовки учителей русского языка и литературы для национальных школ Средней Азии и Казахстана. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1993.-40 с.
248. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века. М.,1999. - 264 с.
249. Филонов Г.И. Актуальные проблемы социальной работы в России. // Педагогика. 1993. - №6. - С. 29-35.
250. Философский энциклопедический словарь. М.Д983.-С. 365
251. Философия социальной работы. Под ред. В.И. Митрохина. М.,1998. -295с.
252. Философский словарь М., 1981. - 445 с.
253. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.,1993. - 90 с.
254. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы.1. М.- Воронеж, 1997. 93 с.
255. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.,1998. - 295 с.
256. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М.,1992. - 71 с.
257. Фирсов М.В. О становлении социальной работы в России. // Материалы международной научно-практической конференции "Педагогическое образование для XXI века". М.,1994. - С. 181-183.
258. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.,1996. - 448 с.
259. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.,2000. -432 с.
260. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. - 600 с.
261. Хартагаева Э.Г. Педагогическая и просветительская деятельность декабристов в Сибири: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Иркутск, 1974.-С. 13-18.
262. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990. - 222 с.
263. Холл К., Линдсей Г. Теории личности (пер. с англ.) М.,1999. - 590 с.
264. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. - 88с.
265. Хорошкин М., Путилов Е. Забайкальская казачья книжка. -СПб., 1893.-С. 79-83.
266. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы.-М., 1992,-128с.
267. Циткилов П.Я. Особенности социального развития и социальной политики в России начала XX века. // Российский журнал социальной работы. 1998. - №1. - С. 21-23
268. Черкашина Л.Я. О доме ночного пребывания "Забота" // Российский журнал социальной работы. 1996. - №1. - С. 71-76.
269. Черкашина J1 .Я. О системном подходе к оказанию социальной защиты населения гор. Краснодара. // там же, С. 66-71.
270. Чимитдоржиев Ш.Б. Исторические традиции культурных связей между Россией и Монголией// Этнические и историко-культурные связи народов. Улан-Удэ, 1983.- С. 18-27
271. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.,1993.- 186 с.
272. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997. - 175 с.
273. Швецов М.Ю. Системно-информационное обеспечение образовательного процесса в высшей школе. Чита: Поиск, 2001.-175 с.
274. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара, 1993. 385 с.
275. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969. - 525 с.
276. Шигапова М. Городские участковые попечительства. // Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.,1995. - С. 73-76.
277. Шумигорский Е. Ведомость учреждений Императрицы Марии. // Антология социальной работы. Т.1. С. 143-153.
278. Щеклеина А.В. Педагогические условия взаимодействия субъектов социальной работы в зарубежном опыте. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1999.
279. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1896г., СПб., С. 192.
280. Эпов Н.И. Забайкальское казачье войско/Сост. Н.И. Эпов под рук. Наказного атамана.- Нерчинск: тип. М.Д. Бутина, 1889г.-75с.
281. Юдин Э.Г.Системный подход и принцип деятельности.-М., 1978.-С.31.
282. Ядринцев Н.М. Ссылка и ссыльные в Сибири // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, экономическом и бытовом значении / Под ред. П.П.Семенова.- 1895.-Т.12- С. 140-154.
283. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1976. - 463 с.
284. Ярошенко JL Традиции воспитания в среде казачества. // Педагогика. -1994. -№1.- С. 122-123.
285. Handbook of theory for practice in social work. London. 1992.
286. Johnson L. Social Work Practice. Boston, 1989.
287. Madison Bernice Q. Social Welfare Soviet Union. Stanford: Stanford university- press, 1968. P. 3-6.1. Архивные источники:
288. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 109,1 экспедиции 1826г., е.х.61,ч.52. «О государственном преступнике Вильгельме Кюхельбекере»;
289. Историческая схема административного деления Сибири в XVIII-XX вв.
290. Составили А. Шнейдер и Н. Юрцовский1710 1745 1783 1823 1858 1913 1924 19281. г. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
291. Семи- Семи- о я Ч Семипа- Семи- L 5 а 4» S ь ю О Семипа- и < Семипа- и <пала-тиная пала-латный "8 я 1 лалатин-ский палала-тинский S S с лалатин-ский к я К и •х лапатин-ский я я к U X
292. Ямы-шев- 2 О 8 X с X 2 V X и я РЧ Я •х я pi Л ■хская V
293. Акмо- и Атбасар- Атбасар-линский Акмолинский ский Акмолинский ский Акмолинский Акмолинский
294. Кокче- Об. кир. Кокче- Кокчетав- Кокче-о a тавский 1 тавский ский ( тавский
295. Петро- t я о Петро- Петро- Петроя X Ом- X & павлов- X о» Омский i павлов- павлов- павлова X ский V ский & ский ский ский
296. X й Г Омский t < Омскийо а Города 1 5 Округа
297. То- в То- То- V Тоболь- V Тоболь- Тоболь- Тоболь- Тобольбольск ■ я X V больск больский 1 ский £ 8 ский ский ский ский
298. Бсрсзов Л J о Н Березой Березовский £ X 8. X ю Березовский н Z X ve X Березовский Березовский
299. Сургут N Сургут о л £ г X Е S К Сургут* ский X ч X 3 Б Я Туринский 6 X э Б Я ГО Туринский Туринский 6 я е? е Ирбит-ский (Туринский) Ирбкт-ский (Туринский)
300. Ту- Ту- Z 4> "8 Ту- fi Ялуто- Ялуто- Ялуторов- я ярин» ринск Z я 3 рин- ровский ровский ский V Л
301. X g X 2 а ский Ялу- 5 X 8-Ю Тюмен- Тюмен- л Тюмен- 1 >, Тюмен- Тюмен
302. V Л н торовский ский ский X а ский ский ё я .5 ский
303. Тюмень Тю- н Тю- & Курган- Курган- t Курган- Курган- •8 Курганмень мен- я S и ский ский Я ский ский Я Я скийский к V V и
304. Кур- 1 Ишим- Ишим- Л i «о Ишим- Ишим- I Ишимган- О ский ский ский ский скийский н о Н
305. Ишим Сургут- Уезоыский ский i
306. Кузнецкой Кузнецк Кузнецкий Кузнецкий Кузнецкий Кузнецкий Мариин-ский Кузнецкий Щеглов- СКИЙ Мариин-ский Кузнецкий
307. Красный Яр Крас-ноирск Красноярский Красноярский Красноярский Красноярский Красноярский Красноярский
308. Енисейск сх с Енисейск Енисейский Енисейский Енисейский Енисейский
309. Манга-зея и >х и о X S Ш Манга-эе« 0 а 1 Туру-ханский Турухан-ский о Туру-ханский Турухан-ский край Туру- ханский крайs 10 О Ачинский Ачинский £ Ачинский > в Ачинский Ачинский Ачинский
310. Якутский Оленский Жигански1. Зашиверс кий1. Олекм ин ский1. Бала-ганский1. Верхеудинский1. Троиц-косав-ский
311. Эхнрит-Булагат-ский Бохан-ский Алар-ский Тункин-ский Верхе-удинский1. Троиц-косав-ский1. Баргу-зи некий Хорин-ский1. Агинский
312. Борзин-ский Петровский Читинский1. Нерчин-ский1. С ретине кий1. Якутски й1. Вилюйс к ий1. Верхояи ский1. Колыме к ий1. Ленский
313. Всего в области 295 учебных заведений, в них обучается 9460 чел. детей, следовательно на каждую школу приходится средним числом по 32 человека или по отношению к населению, одно училище на 1460 человек жителей.
314. Отчет о состоянии Троицкоцавской Женской Прогимназии Графа Муравьева- Амурского с 1 января 1875г. по 1 января 1876г.// Забайкальские областные ведомости. 1876.-№10.-С.З-4
315. Троицкоцавской Женской Прогимназии Графа Муравьева Амурского открыта 20 апреля 1862года на основании положения о женских училищах в городе Троицкоцавске Забайкальской области, утвержденного министром Народного Просвещения.
316. Хозяйственная часть Прогимназии находится в ведении Попечительного Совета, а учебная Педагогического Совета.
317. Материальными средствами прогимназии служили:
318. Проценты с основного капитала 10000 рублей, пожертвованных Кяхтинским Купечеством.
319. Добровольно платимые местными Кяхтинскими купцами с вывозимых с Кяхты чая : по 3 коп. с места байхового и по 1 коп. с места кирпичного.
320. Отчисляемые из городских доходов на основании предписания Господина Министра Внутренних дел каждогодно по 375 руб.
321. Сбор по 1А % с недвижимых имуществ жителей всех сословий в городе Троицкосавске
322. Вносимые мещанским обществом ежегодно по 200руб.
323. Половина процентов с 5000 руб. вносимых в кредитное установление из общественных капиталов.
324. Проценты с экономической суммы оставшейся от предшествовавших лет.
325. Сбор за ученье. Учащиеся обязательным предметам платить по 15 рублей в год.
326. С 01.01.1875 по 01.01. 1876г. в приход поступило1. Остаточных от 1874 года
327. Основного капитала находящегося у старшинторгующего на Кяхте купечества— 10.000руб.
328. У казначея Совета личными деньгами 113 руб. 69 1/4 к. Векселями 17000руб.17113руб. 69 1/4коп.
329. У начальницы Прогимназии Итого оставалось к 01.01.1875г75 руб. 27188руб. 69 1/4коп.
330. Кроме того, оставалось книг в фундаментальной библиотеке на 1460 руб. 10коп. и книг и учебных пособий в ученической библиотеке на 2376 руб. 80коп.)
331. Вновь поступило в 1875году
332. Прогимназии на 1875г. 800 руб.1. Вексель на 3000 руб.700руб.2761руб. 73коп. 72 руб.1060 руб. 375руб. 125 руб. 200 руб.55 руб. 87 Vi коп. 1095 руб. 115руб. 55 коп. 1260 руб.
333. Итого поступило в 1875г. 29036 руб. 30 Ул коп.
334. За хорошие успехи и благонравие награждены: Похвальными листами и книгами -14 Книгами 16 Похвальными листами-36 К 1 январю 1876г. числится 146 девиц; по сословиям Духовного-9
335. Дворянства и чиновников-19 Купечество-19 Мещанского-65 Солдатского-18 Казачьего-9 Крестьянского-7
336. Вероисповедания: православного-142, католического-1, иудейского-3.76 девиц платят за обучение, остальные 70 же по бедности их родителей или по сиротству обучаются бесплатно.
337. Государственный Архив Читинской Области, Читинский дом трудолюбия. Ф. 79, 7д., 1897-1903гг.,1121
338. Деятельность Дома Трудолюбия (1898г.) выразилась в следующем:
339. Находился мальчик Караваев 7-лет горбатый, помещался вместе с Курбатовой, которая довольствует его горячей пищей. Одежда и обувь заводится на средства Дома Трудолюбия.
340. Помещался старик сс. переселенец Руйно. Занимающийся сапожным мастерством.
341. Действовал ночлежный приют, в котором находились исключительно дряхлые старики.
342. Действовал приемный покой, в котором подавалась помощь врачем Шари, как приходящим больным, так и тем, которых за неимением свободных мест в городской лечебнице, временно помещались в приемный покой.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.