Педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Карауылбаев, Сапаргали Калымбетулы

  • Карауылбаев, Сапаргали Калымбетулы
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 175
Карауылбаев, Сапаргали Калымбетулы. Педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении в вузе: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2015. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карауылбаев, Сапаргали Калымбетулы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты обучения с

использованием компьютерных учебно-деловых игр

1.1. Учебно-деловая игра: ретроспективный анализ и современное состояние проблемы применения учебно-деловых игр в обучении

1.2. Компьютерная учебно-деловая игра: сущность и структура

1.3. Развитие информационно-компьютерной компетентности в процессе применения КУДИ в обучении студентов в вузе

Выводы по 1 главе

Глава 2. Построение учебного процесса в вузе на основе

использования компьютерной учебно-деловой игры

2.1. Педагогические условия использования компьютерных учебно-деловых игр

2.2. Построение модели обучения с использованием компьютерных учебно-деловых игр

2.3. Практическое использование компьютерных учебно-деловых

игр в обучении бакалавров

Выводы по 2 главе

Глава 3. Экспериментальное исследование по использованию

учебно-деловой игры в обучении бакалавров

3.1. Результаты и анализ констатирующего этапа экспериментальной работы

3.2. Анализ и результаты поискового и формирующего этапов эксперимента

3.3. Рекомендации по применению КУДИ в учебном процессе вуза 132 Выводы по 3 главе 146 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149 ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении в вузе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Реализация информационных технологий в образовании — стратегическая задача государственной политики России, Казахстана и других стран. В принятых в последние годы государственных документах, регламентирующих государственную политику в сфере образования: Образовательной инициативе «Наша новая школа» [77], Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 — 2020 годы» [21], Законе «Об образовании в РФ» [27] и других, а также в государственной программе развития образования до 2020 года в Республике Казахстан [79] — особое внимание уделено информационным технологиям и обновлению методов обучения с помощью информационных технологий. Обеспеченность учебных учреждений компьютерной, мультимедийной техникой, Интернет и образовательным порталом обусловливают потребность в развитии инновационных методик электронного обучения [38]. В Законе «Об образовании в РФ» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [27]. Одним из аспектов обеспечения электронного обучения является использование компьютерных учебно-деловых игр, построенных на принципах проблемности, перспективности профессионального саморазвития, компьютерной визуализации абстракций, интерактивности учебного диалога.

В настоящее время использование в обучении традиционных компьютерных программ (текстовых редакторов, презентаций, флипчартов, табличных редакторов и т. д.), специальных вычислительных, графических,

тестовых программ (MathCAD, AutoCAD, CorelDraw, PhotoShop и т. д.), электронных учебников не в полной мере реализует функцию творческой созидательности электронного обучения [38]. Компьютерные учебно-деловые игры должны рассматриваться как компонент электронных образовательных ресурсов, усиливающий интерактивность диалога между обучающимся и обучающей средой, улучшающий и развивающий самостоятельную познавательную активность обучающегося. Возникает необходимость модернизации методов обучения в связи с появлением «новых учеников» — особого феномена начала XXI века. «Новые ученики» — это активные пользователи цифровых технологий и Интернета [38].

Эффективность компьютерного игрового обучения постоянно подчеркивается участниками международных научно-практических конференций, активно проводимых в последнее время практически во всех развитых странах: SCEDU — в Испании [150]; «Game ON!», МГУ (2013) — в России и др. Применение в обучении компьютерной учебно-деловой игры повышает способность решать сложные, разнообразные учебные задач, положительно влияет на качество обучения. Исследователи указывают на то, что активные пользователи компьютера быстрее и эффективнее принимают решения в сложных ситуациях, обладают умениями прогнозирования и предвидения дальнейшего хода событий, активнее включаются в познавательную деятельность, успешнее усваивают учебные дисциплины. Образовательный потенциал игр чрезвычайно высок. Об этом свидетельствуют многочисленные диссертационные исследования, передовой педагогический опыт [38]. Вместе с тем анализ диссертационных работ и публикаций, посвященных проблемам использования компьютеров в игровом обучении (О. А. Бизиковой [7], Н. JI. Демкиной [23], О. Р. Ельмикеева [26], И. О. Ивакиной [31], М. А. Исайкиной [35], А. В. Катаева [49], А. Л. Катковой [50] и др.), показал, что в большинстве из них внимание уделяется лишь организации процесса учебно-познавательной деятельности обучающихся в диалоге с компьютером. Иными словами, большинство

авторов рассматривает только процесс учения без обучения программированию, без рассмотрения проблем педагогической модернизации и адаптации существующих программных средств. При этом следует отметить, что основное внимание исследователей направлено на разработку проблемы использования компьютеризованных дидактических игр как тренажера (исследования Ю. П. Конаныхина [57], О. Н. Москалевой [73], О. А. Рикуна [95], И. А. Седова [103], И. А. Хасанова [119] и др.). Необходимо обратить внимание и на возможности компьютерных учебно-деловых игр для решения задач формирования информационно-компьютерной компетентности бакалавров и повышения качества обучения в современном вузе. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности человека требует формирования элементарных навыков программирования у любого выпускника современного вуза. Обучение программированию будет происходить наиболее продуктивно и эффективно, если в учебном процессе современного вуза будут использованы компьютерные учебно-деловые игры (далее — КУДИ), созданные с помощью самих обучаемых (в коллективной работе с преподавателем, программистами, работниками отделов инновационных и информационных технологий вузов). Решение этой задачи показывает, насколько взаимосвязаны качество обучения в вузе и информационно-компьютерная компетентность бакалавров, что обусловливает актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В педагогических исследованиях использование компьютерных игр рассматривалось с разных позиций в обучении:

— как средство повышения продуктивности усвоения учебных знаний КУДИ исследовали Н. Л. Демкина [23], В. Б. Лабутин [65], О. В. Киселева [52], О. Н. Москалева [73], М. Г. Евдокимова [25];

— методику компьютерных деловых игр в военном вузе разрабатывали А. О. Рикун [95], А. А. Счисленок [109] и др.;

— отдельные педагогические аспекты применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения изучали О. А. Бизикова [7], О. Р. Ельмикеев [26], С. Б. Ткаченко [113] и др.

В зарубежных обзорах, проведенных М. Мейо, сообщается о двух группах исследователей, разрабатывающих игры в системе высшего технического образования [147; 148]. Первая группа ученых создала игру по геологии и клеточной биологии (Университет штата Северная Дакота, США, 2001). Другая группа (Университет штата Иллинойс, США, 2009) создала видеоигру по численным методам для подготовки будущих инженеров.

Однако вычислительные возможности компьютера не позволили в полной мере моделировать пространственные движения студента, виртуальный мир определенных специальностей [128; 142; 143; 149; 151; 152 и др.]. Выполненные исследования недостаточно раскрывают проблему применения компьютерных учебно-деловых игр в обучении студентов гуманитарных специальностей. Изучение практики преподавания в вузе показывает, что использованию компьютерных учебно-деловых игр в процессе обучения вузовским дисциплинам, имитирующих профессиональную деятельность, уделяется недостаточное внимание, вопросы их применения с целью повышения качества обучения студентов в новых условиях единой информационной образовательной среды вуза требуют дальнейшего исследования.

Эмпирический анализ процесса обучения бакалавров на основе анкетирования, бесед с преподавателями и студентами выявил недостаточную разработанность педагогических основ применения КУДИ в обучении студентов в единой информационной образовательной среде вуза как информационно-коммуникационной технологии обучения. Это позволило выявить объективно существующие противоречия:

— между фрагментарностью содержания существующих компьютерных обучающих игр и необходимостью усиления учебно-

профессиональной направленности содержания компьютерных учебно-деловых игр;

— между возможностями применения информационных технологий, в частности, компьютерных учебно-деловых игр, их высоким обучающим потенциалом и неразработанностью педагогических основ использования КУДИ;

— между требованиями к формированию информационно-компьютерной компетентности студентов, повышению качества обучения специалистов и неполным использованием возможностей компьютерных учебно-деловых игр в обучении бакалавров.

Анализ литературы показал, что вопросы разработки педагогических основ использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении не были объектом специального научно-педагогического исследования.

Таким образом, необходимость исследования педагогических основ использования компьютерных учебно-деловых игр определяется как на теоретическом, так и на практическом уровне. Необходимость разрешения названных противоречий, степень разработанности поднятых вопросов и актуальность темы исследования позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении как средства формирования информационно-компьютерной компетенции бакалавров в обеспечении качества учебного процесса в единой информационно-образовательной среде вуза?

Цель исследования — обосновать и экспериментально проверить основные положения педагогических основ использования КУДИ в процессе обучения бакалавров в вузе.

Объект исследования — образовательный процесс в современном вузе в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования — педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении бакалавров в единой информационно-образовательной среде вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс обучения в вузе будет способствовать формированию высокого уровня информационно-компьютерной компетентности и повышению качества обучения бакалавров в условиях информатизации процесса обучения, если в состав электронных образовательных ресурсов будут включены компьютерные учебно-деловые игры с адаптивной интеллектуальной системой обучения, с возможностями многопользовательской компьютерной игры, что является предпосылкой формирования элементарных навыков программирования у студентов современного вуза.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

1. Раскрыть особенности информационно-образовательной среды вуза с использованием КУДИ в обучении бакалавров в онлайн и офлайн-режимах.

2. Выявить существенные свойства компьютерных учебно-деловых игр, их структуру и функции.

3. Раскрыть особенности информационно-компьютерной компетентности бакалавров, уточнить компонентный состав и критерии определения уровня владения бакалаврами информационно-компьютерной компетенцией.

4. Определить педагогические условия использования компьютерных учебно-деловых игр в процессе обучения бакалавров.

5. Разработать модель учебного процесса в вузе с использованием компьютерных учебно-деловых игр.

6. Экспериментально проверить модель обучения с использованием КУДИ в единой информационно-образовательной среде вуза.

Методологической основой исследования являются системно-деятельностный, компетентностный и информационный подходы к обучению, общедиалектическая теория развития личности.

Теоретические основы исследования составляют:

— концепции развития личности в игре (JI. С. Выготский [15], А. Н. Леонтьев [67], С. Л. Рубинштейн [97], Д. Б. Эльконин [126] и др.);

— исследования теорий учебно-деловых игр (А. А. Вербицкий [14], А. Д. Гарцов [18], Ю. В. Геронимус [19], С. Р. Гидрович [20], Д. Н. Кавтарадзе [37], M. М. Крюков [62; 63], А. П. Панфилова [83], Л. В. Федорова [116] и

др-);

— концепция игровой компьютерной деятельности и особенностей изменения личности в ходе взаимодействия с информационно-компьютерными технологиями (А. О. Рикун [95], Л.П.Тимофеева [111], А.Г.Шмелев [124] и др.);

— исследования проблем применения учебных деловых игр в сфере высшего образования (Ю. А. Васильева [13], А. Д. Гарцов [18], А. Д. Ибрагимов [30], Н. В. Катаев [49], А. Л. Каткова [50], М. Г. Кошман [58], Т. Н. Лицманенко [68], О. И. Рикун [95], В. М. Филатов [117], Н. В. Титаренко [112], Е. А. Шатурная [123] и др.);

— исследования зарубежных ученых, посвященные созданию и применению обучающих компьютерных игр (Coller В. [141], Long Gavin [146], Che Pee Nairn [140], Aarsand Pal Andre [132], Yusoff Amri [135] и др.).

Методы исследования. Для решения намеченных задач и проверки гипотезы были использованы методы теоретического анализа методической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; для изучения характеристик исследуемого объекта применен метод моделирования; были также использованы такие методы, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с преподавателями и студентами; проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, поискового и формирующего; были также применены математические методы обработки результатов эксперимента (критерий х Пирсона).

Основные научные результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в разработке

педагогических основ использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении бакалавров в информационно-образовательной среде вуза:

1. Обоснование информационно-образовательной среды вуза с использованием КУДИ в обучении бакалавров в онлайн и офлайн-режимах, включающей: совокупность технологических средств, информационные и коммуникационные технологии, системы контроля и оценивания знаний студентов; системы коммуникаций между пользователями среды и др.

2. Предложена авторская интерпретация сущности компьютерной учебно-деловой игры, которая определяется тем, что использование деловых игр позволяет обучать в процессе деятельности: это в значительной мере способствует улучшению межпредметных связей, приближению теории к потребностям работодателей, производства в целом, а также воспитанию профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Особенности компьютерной учебно-деловой игры включают:

— отличие КУДИ прежде всего от дидактической игры (по замыслу преподавателя-предметника КУДИ готовится заранее, совместно с программистом, дизайнером, психологом, затем предлагается обучающимся; компьютерная учебно-деловая игра проводится не только на уроке, но и во внеаудиторное время в онлайн-, офлайн-режимах; учебно-профессиональная деятельность доминирует во взаимосвязи с информационно-компьютерной и игровой деятельностью);

— специфику КУДИ, которую определяют следующие положения: воссоздание структуры и функциональных звеньев профессиональной деятельности в игровой компьютерной модели; совместная деятельность участников игры, выступающих в предусмотренных условиями игры ролях; саморазвитие ситуации в компьютерной игре, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличие проблемности, конфликтных ситуаций; контроль игрового времени; сочетание обучающего и воспитывающего эффекта посредством подчинения студентов нормам коллективных действий в компьютерной сетевой игре;

— педагогические функции, обеспечивающие приоритет обучающего, воспитывающего и развивающего значения КУДИ. Когнитивная функция реализует развитие памяти, образного мышления, формирование целенаправленного внимания студентов. Культурологическая функция решает проблемы воспитания чести, морали и нравственности. Социальная функция игры определяется как вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Существенным свойством социальной и, в частности, профессиональной деятельности является умение вести диалог. Эвристическая функция обеспечивает внутреннюю мотивацию в виде полученных результатов.

3. В структуре компьютерной учебно-деловой игры выделены четыре блока: блок авторизации (ввод в игру, выбор темы), блок игровой механики (инструкции, правила игр), блок обучения (интерфейс пользователя), блок оценки игровой ситуации (анализ и оценивание).

4. Определены уровни сформированности информационно-компьютерной компетентности студентов в процессе обучения с использованием КУДИ (низкий, средний и высокий). Для определения уровня сформированности информационно-компьютерной компетентности студентов выделены три критерия: мотивационно-поведенческий, когнитивно-знаниевый и информационно-деятельностный. Основными показателями каждого уровня являются: стремление к самостоятельному изучению предмета, использование КУДИ для достижения личностного совершенства; владение необходимыми знаниями и умениями; информационная грамотность; участие в вебинарах, интернет-олимпиадах, конференциях и конкурсах; самоанализ; умение критического оценивания содержания интернет-материалов; самооценка результатов обучения с применением КУДИ.

5. Выявлены педагогические условия использования компьютерных учебно-деловых игр, направленные на оптимизацию учебного процесса в

подготовке бакалавров (программно-содержательные, методические, условия личностного развития, аксиологические и эргономические).

6. Разработана модель учебного процесса вуза с использованием компьютерных учебно-деловых игр, реализующая требования к организации обучения в единой информационно-образовательной среде вуза. Методологической основой модели являются системно-деятельностный, компетентностный и информационный подходы к обучению, определяющие следующие принципы обучения: проблемности, индивидуальности, самостоятельности, профессиональной перспективности обучения, диалогичности, деятельности и развития. Модель процесса обучения бакалавров с применением КУДИ состоит из нескольких компонентов: целевого, содержательного, организационного, технологического, критериально-оценочного, корректировочного и результативного.

7. Результаты экспериментальной проверки развития информационно-компьютерной компетентности студентов в единой информационно-образовательной среде вуза с использованием КУДИ и методических рекомендаций, разработанных лично автором, показали значительные изменения в содержании мотивационного, когнитивного, деятельностного и эмоционально-волевого компонентов. Процесс развития представляет собой переход от простого к все более сложному действию, переход от низкого уровня — к высокому, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным преобразованиям. Результатом становится развитие информационно-компьютерной компетентности студентов, усвоение ими новых операций и действий, составляющих компонентный состав компетентности, изменение количества усвоенных действий и качественное изменение уже освоенных операций и действий.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании педагогических основ использования КУДИ в процессе обучения в вузе, позволяющих расширить и углубить научно-педагогические

представления о возможностях и особенностях организации информационно-образовательной среды в вузе с использованием компьютерных учебно-деловых игр. Это позволяет по-новому рассмотреть педагогический процесс и развивает теоретические основы нового направления научных исследований в области информатизации образования.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по применению компьютерных учебно-деловых игр в обучении, которые могут быть использованы не только в высшей школе, но и в системе среднего профессионального образования. Теоретические подходы, методические рекомендации по применению КУДИ в обучении обобщены в монографии «Теория и практика создания и применения компьютерных учебно-деловых игр в обучении бакалавров», создано учебно-методическое пособие «Педагогические основы применения компьютерных учебно-деловых игр в учебном процессе вуза», разработаны программы по спецкурсу «Инновационные технологии и средства обучения. КУДИ: сущность, структура, функции» для бакалавров педагогического профиля (направление «Казахский язык»).

Теоретические выводы и результаты экспериментальной работы могут служить базой для разработки электронных образовательных ресурсов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2007 — 2011 гг.) — теоретическом — осуществлялись изучение и анализ литературы по теме исследования, исследовался опыт преподавания с использованием информационных технологий в вузах, проводились сбор и анализ данных, характеризующих состояние рассматриваемой проблемы. На этом этапе проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2011 — 2014 гг.) — экспериментальном — продолжалось изучение состояния проблемы в теории и практике, была апробирована компьютерная учебно-деловая игра «Виртуальная педагогика», разработаны методические основы создания и использования компьютерных

учебно-деловых игр. Обучающий эксперимент сопровождался проведением компьютерных учебно-деловых игр, сравнительным анализом полученных материалов, осуществлялась проверка гипотезы исследования.

На третьем — завершающем — этапе (2014 — 2015 гг.) анализировались и обобщались полученные результаты. Формулировались основные выводы и практические рекомендации, которые были апробированы на конференциях различного уровня, использованы при написании монографии, учебно-методических работ и научных статей. Оформлялся текст диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

Педагогические основы обучения бакалавров с использованием компьютерной учебно-деловой игры включают: теоретико-структурные компоненты и сущностные характеристики КУДИ, педагогические условия оптимального использования КУДИ в информационно-образовательной среде вуза, модель обучения с использованием КУДИ, направленного на формирование информационно-компьютерной компетенции бакалавров, компоненты, уровни, показатели и критерии сформированности информационно-компьютерной компетентности.

1. Информационно-образовательная среда вуза, включающая электронные образовательные ресурсы, дополняется компьютерными учебно-деловыми играми. Существенными характеристиками КУДИ являются: создание учебно-игрового мира, визуализация знаний, диалог и интерактивность, открытость учебно-игровых модулей компьютерной программы. К особенностям компьютерных учебно-деловых игр следует отнести:

— совместную деятельность участников игры, исполняющих предусмотренные условиями игры роли;

— саморазвитие ситуации в компьютерной игре, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;

— наличие проблемности, конфликтных ситуаций;

— сочетание обучающего и воспитывающего эффекта посредством подчинения студентов нормам коллективных действий в компьютерной сетевой игре, контроль игрового времени.

2. Качество обучения бакалавров в информационно-образовательной среде тесно связано с формированием информационно-компьютерной компетентности у студентов, которая характеризует не только информационную грамотность специалиста, но и грамотность в отношении программирования, подготовки новых программных продуктов и изменения существующих программ. Уровни сформированности информационно-компьютерной компетентности студентов в обучении в вузе с использованием КУДИ определяются взаимодействием студентов с информационной средой. На низком уровне студенты лишь опосредованно обращаются к информационной среде, активное взаимодействие наиболее полно проявляется на среднем уровне сформированности информационно-компьютерной компетентности, показателем данного уровня является применение информационных технологий и компьютера как средства решения информационных задач в профессиональной деятельности. Результатом высокого уровня является развитие творческой деятельности, элементарных навыков программирования, дополнение и изменение сценария КУДИ. Информационно-компьютерная компетентность способствует развитию аналитического мышления и самостоятельной учебной деятельности обучаемых, улучшению успеваемости по всем дисциплинам специальности и повышению активности участия в интернет-конкурсах, конференциях и олимпиадах.

3. Педагогические условия использования КУДИ в обучении бакалавров в вузе, способствующие повышению качества подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, включают:

— программно-содержательные условия, которые обеспечивают разработку программ специального назначения, обогащение содержания теоретических компонентов КУДИ, создание сюжета познавательной задачи,

основанного на проблемном обучении и практическом применении теоретических знаний;

— методические условия, обеспечивающие применение активных методов обучения, согласование индивидуальных и групповых форм обучения в онлайн- и офлайн-режимах;

— условия личностного развития, которые стимулируют переход внешней мотивации обучения во внутреннюю, активизируют мыслительные процессы обучающихся, обеспечивают повышение качества знаний и компьютерной грамотности участников игрового процесса;

— аксиологические условия, позволяющие дать оценку результатов обучения, на основании которых можно провести корректировку содержания, методов и форм обучения;

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карауылбаев, Сапаргали Калымбетулы, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании. [Текст]/ В. С. Аванесов. — М.: Просвещение, 1982. — 134 с.

2 Александрова, Е. В. Проектирование и использование средств компьютерной наглядности в процессе обучения гуманитарным предметам в общеобразовательной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Елена Викторовна, Александрова. — Казань, 2011. — 146 с.

3 Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие [Текст] / Т. А. Апинян. — СПб., 2003. — С. 103 — 104.

4 Артемьева, О. А. Общепедагогические и лингводидактические основы активизации познавательной деятельности студентов вузов при обучении иностранному языку на основе системы учебно-ролевых игр [Текст] : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / Ольга Алексеевна, Артемьева.

— Тамбов, 1999. — 321 с.

5 Бадмаева, Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Дарима Дамбаевна, Бадмаева. — Улан-Удэ, 2004. — 22 с.

6 Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Эрик Берн. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 576 с.

7 Бизикова, O.A. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Ольга Анатольевна, Бизикова. — Екатеринбург, 2007. — 200 с.

8 Большая советская энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1 — 30. — М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1972. — Том 10.

— С. 79.

9 Боровских, А. В., Розов, Н. X. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. [Текст] / А. В. Боровских, Н. X. Розов.

— М.: МАКС Пресс, 2010. — 80 с.

10 Бородина, Н. В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Наталья Витальевна, Бородина. — Казань, 1990. — 17 с.

11 Борисова, Н.В., Князев, A.M. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: Уч. пособие / Н. В. Борисова, А. М. Князев. — М., 1999. — 168 с.

12 Бурлаков, И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр [Текст] : / И. В. Бурлаков. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 142 с.

13 Васильева, Ю.А. Обучение студентов старших курсов педагогических вузов профессиональной речи на английском языке с использованием деловых игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Юлия Анатольевна, Васильева. — Санкт-Петербург, 2002. — 179 с.

14 Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] : Метод, пособие / А.А.Вербицкий. — М.: «Высшая школа», 1991. —207 с.

15 Выготский, JI.C. История развития высших психических функций [Текст] / JT.C. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.

— 368 с.

16 Выжитович, A.M. Совершенствование управления акционерным капиталом предприятий с применением деловых игр [Текст] : автореф. ... дис. канд. эконом, наук : 08.00.05 / Александр Михайлович, Выжитович. — Новосибирск, 1998. — 23 с.

17 Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание [Текст] / О.С. Газман. — М.: «Просвещение», 1988. — С. 47.

18 Гарцов, А.Д. Технология создания лингвометодических тренажеров на основе авторских инструментальных средств [Текст] / А.Д.Гарцов. — Москва: РУДН, 2013, — 118 с.

19 Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В.Геронимус. — М.: Знание, 1989. — 208 с.

20 Гидрович, С.Р., Сыроежин, И.М. Игровое моделирование экономических процессов. Деловые игры [Текст] / С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежин. — М.: Экономика, 1976. — 116 с.

21 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы. Правительство Российской Федерации. [Текст] / Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р.

22 Демин, В.В. Деловые игры как средство трудовой подготовки старшеклассников: На прим. подготовки слесарей механосбороч. работ [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Виктор Владимирович, Демин. — Москва, 1998. — 149 с.

23 Демкина, H.J1. Компьютерные деловые игры как средство повышения продуктивности усвоения учебных знаний: на примере использования компьютерной деловой игры «Никсдорф Дельта» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Наталья Леонидовна, Демкина. — Москва, 2007. —21 с.

24 Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. [Текст] / А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1998. — 238 с.

25 Евдокимова, М.Г. Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой (английский язык, неязыковой вуз) [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Мэри Георгиевна, Евдокимова. — Москва, 1992. — 27 с.

26 Ельмикеев, O.P. Педагогические основы применения компьютерных игр в образовательном пространстве [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Олег Рудольфович, Ельмикеев. — Йошкарола, 2004. — 18 с.

27 Закон «Об образовании в РФ» http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/16/

28 Запорожко, В.В. Формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения [Текст] : диссертация

... канд. пед. наук : 13.00.08 / Вероника Вячеславовна, Запорожко. — Оренбург, 2011. — 267 с.

29 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И.А. Зимняя. — Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 21.

30 Ибрагимов, А.Д. Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов (на материале дисциплины «Теория и методика физического воспитания») [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Абукай Джамалутдинович, Ибрагимов. — Москва, 1990. — 26 с.

31 Ивакина, И. О-Э. Компьютерные игры — индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни [Текст] : дис. ... канд. пед.наук : 13.00.07 / Ирина Отто-Эрнестовна, Ивакина. — Москва, 1996. — 158 с.

32 Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Михаил Сергеевич, Иванов. — Кемерово, 2005. — 152 с.

33 Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения [Текст]: в 2 ч. / С. Ф. Занько, Ю. В. Тюнников, С. М. Тюнникова. — М.: Логос, 1992.—Ч. 1. —С.54 —58.

34 Ильина, Т.А. Педагогика, курс лекций [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Т.А. Ильина. — Москва: Просвещение, 1984. — 494 с.

35 Исайкина, М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мария Александровна, Исайкина. — Саратов, 2004. — 172 с.

36 Каверина, Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания

дисциплины «Введение в туризм» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Татьяна Петровна, Каверина. — Сходня, Московской обл., 1999. — 166 с.

37 Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. Учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 192 с.

38 Карауылбаев, С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров [Текст] / С. К. Карауылбаев //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/! 16-12453 (дата обращения: 21.03.2014).

39 Карауылбаев, С.К. Особенности применения учебно-деловых игр в обучении студентов ISSN 1991-5497 [Текст] / С. К. Карауылбаев // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». (34) 2012. — № 3. — С. 141 — 143.

40 Карауылбаев, С.К. Компьютерные учебно-деловые игры как метод подготовки будущих специалистов [Текст] / С. К. Карауылбаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 4. — С.159 - 163.

41 Карауылбаев, С.К. Использование компьютерных учебно-деловых игр на уроках информатики [Текст] /С.К. Карауылбаев // Ломоносов - 2012. XVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012». http://lomonosov-msu.ru/rus/profile/my_events.html. 22236_3452.pdf.

42 Карауылбаев, С.К. Компьютерные учебно-деловые игры как новый подход в подготовке будущих специалистов [Текст] / С. К. Карауылбаев // Инновационные процессы и корпоративное управление. Материалы IV международной заочной научно-практической конференции, 15—30 марта 2012. —Минск: Белорусский государственный университет. — С. 167—171.

43 Карауылбаев, С.К. Компьютерные учебно-деловые игры как педагогические инновации в активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / С. К. Карауылбаев // Сборник материалов I международной конференции на тему «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития страны» — Московское представительство АО «Центр международных программ». — Москва, 2012.

— С. 43-44.

44 Карауылбаев, С.К. Использование компьютерных деловых игр для повышения познавательной активности бакалавров [Текст] / С.К.Карауылбаев // Инновационные информационные технологии: Материалы международной научно-практ. конф. / Под ред. С.У.Увайсова. — Москва: МИЭМ, 2012. — С.201 - 203.

45 Карауылбаев, С.К. Компьютерные игры в обучении [Текст] / С.К.Карауылбаев // Математическое образование и информационное общество: проблемы и перспективы [Текст]: сборник трудов XLVIII Всероссийской (с международным участием) конференции. 18-21 апреля 2012 г. / под общ. ред. Е.И.Саниной. — Москва: РУДН, 2012. — С. 67 - 70.

46 Карауылбаев, С.К. О содержательном аспекте разработки компьютерных учебных игр [Текст] / С. К. Карауылбаев // Интеграционные процессы в естественнонаучном и математическом образовании: сборник научных трудов участников международной конференции. Москва: РУДН, 4

— 6 февраля 2013 г. / под общ. ред. Е.И.Саниной. — М.: РУДН, 2013. — С. 183 - 185.

47 Карауылбаев, С.К. Педагогические модели оценивания в компьютерных учебных играх [Текст] / С.К.Карауылбаев // «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире» сборник научных трудов участников международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 24 - 26 апреля 2013 г. / под общ. ред. Н.Б.Карабущенко. — М.: РУДН, 2013, —С. 317-319.

48 Карауылбаев, С. К. Организационно-педагогические условия применения компьютерных учебно-деловых игр [Текст] / С. К. Карауылбаев // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. — 2013. — №6. — С. 67 — 70.

49 Катаев, А. В. Программно-информационная поддержка процесса разработки обучающих компьютерных игр [Текст] : дис. ... канд. тех. наук : 05.13.01 / Александр Вадимович, Катаев; — Волгоград, 2012. — 147 с.

50 Каткова, A. JI. Компьютерные игры как средство стимулирования познавательного интереса будущих учителей к практическим занятиям информатикой [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Алла Леонидовна, Каткова. — Екатеринбург, 2007. — 145 с.

51 Киршева, Н. В. Активизация процесса обучения в институтах физической культуры посредством дидактических игр [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Наталия Валентиновна, Киршева. — Москва, 1990. —23 с.

52 Киселева, О. В. Методика использования компьютерных игр в обучении английской орфографии на начальном этапе в школе с углубленным изучением иностранного языка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Оксана Васильевна, Киселева. — Санкт-Петербург, 1995. — 168 с.

53 Кларин, М. В. Корпоративный тренинг от А до Я [Текст] : Научн.-практ. пособие. / М. В. Кларин. — М.: Дело, 2000. — 224 с.

54 Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические средства и методика их использования [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Акадамия», 2001. — 256 с.

55 Колзина, А.Л. Система дидактических игр как основа выбора направления профессионального развития студентов, будущих историков [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Алла Леонидовна, Колзина. — Ижевск, 2011. —298 с.

56 Комаров, В.Ф. Управленческие имитационные игры [Текст] / В. Ф. Комаров. —Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. —272 с.

57 Конаныхин, Ю. П. Развитие отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Юрий Павлович, Конаныхин. —Москва, 1998. — 184 с.

58 Кошман, М. Г. Система дидактических игр как средство формирования гностических умений у студентов институтов физической культуры [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / М. Г. Кошман.

— Москва, 1992. — 23 с.

59 Крамер Г. Математические методы статистики. [Текст] / Г. Крамер.

— М.: Наука, 1975. — 239 с.

60 Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей [Текст] / Ю. Д. Красовский. — М.: Издательство «Экономика», 1989. — 175 с.

61 Кривова, В. А. Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе: На примере изучения геометрического материала [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Вера Александровна, Кривова. —Москва, 1999. — 142 с.

62 Крюков, М. М. Эколого-экономическое игровое имитационное моделирование: методический аспект [Текст] : дис. ... канд. эконом, наук : 08.00.05 / Михаил Михайлович, Крюков. — Москва, 2007. — 179 с.

63 Крюков, М. М., Крюкова, JI. И. К вопросу об историко-культурном обосновании метода деловых игр [Текст] / М. М. Крюков, J1. И. Крюкова // Всесоюзный семинар «Деловые игры и их программное обеспечение»: Тез. докл. — М., 1979. — С. 56 — 60.

64 Кугаенко, А. А. Методы динамического моделирования в управлении экономикой [Текст] / А. А. Кугаенко. — Москва: Университетская книга, 2005. — 456 с.

65 Лабутин, В.Б. Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных

технологий [Текст] : автореф. ... дис.канд.пед. наук : 13.00.01 / Василий Борисович, Лабутин. —Москва, 2004. — 190 с.

66 Ладенко, И. С. Интеллектуальные системы и обучение [Текст] / И.С.Лабутин. —Новосибирск, 1993. — 150 с.

67 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

68 Лицманенко, Т. Н. Моделирование профессионально направленной подготовки юриста средствами английского языка в условиях вуза на основе учебно-ролевых игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Татьяна Николаевна, Лицманенко. — Тамбов, 2002. — 135 с.

69 Лобыгин, А. Н. Преодоление коммуникативных затруднений старших подростков на основе системы полифункциональных дидактических игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексей Николаевич, Лобыгин. — Ижевск, 2006. — 198 с.

70 Махмутов, М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории [Текст] : / М. И. Махмутов. — Москва: «Педагогика», 1975. — 368 с.

71 Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Текст] : / В. И. Михеев. Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Едиториал УРСС, 2004. — 200 с.

72 Могилев, А. В., Пак, Н. И., Хеннер, Е. К. Информатика [Текст] / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; Под ред. Е. К. Хеннера. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 848 с.

73 Москалёва, О. Н. Разработка и использование компьютерных игр в самостоятельной работе по русскому языку как иностранному: Базовый уровень [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Ольга Николаевна, Москалёва. — Москва, 2004. — 21 с.

74 Назарова, Т. М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: На примере учебного предмета «Иностранный язык» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Татьяна Михайловна, Назарова. — Москва, 2002. — 152 с.

75 Насенкова, И. М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ирина Михайловна, Насенкова. — Казань, 1997.—145 с.

76 Насонов, А. С. Современные тенденции в потребительском поведении: на примере глобальных многопользовательских компьютерных игр [Текст] : автореф. ... дис. канд. эконом, наук : 08.00.05 / Александр Сергеевич, Насонов. — Москва, 2009. — 122 с.

77 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждено указом Президента Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271.

78 Никулина, JI. П. Педагогические условия развития устной дискутивной речи старшеклассников с использованием деловых игр [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Лариса Павловна, Никулина. — Якутск, 2010.— 20 с.

79 Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.

80 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов Н.Ю. Шведова, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова Рос. акад. Наук. — 4-е изд., доп . — М. : ИТИ Технологии, 2006 . — 944 с. — ISBN 5-902638-10-0.

81 Павлов, С. Н. Компьютерные деловые игры [Текст] : Учебное пособие. / С. Н. Павлов. — М.: Изд. дом Русанова, 1995. — 128 с.

82 Павлов, С. И., Сапунцов, В. Д. Опыт разработки и применения деловых игр «КОББИ» для обучения основам рыночной экономики и предпринимательства [Текст] / С. И. Павлов, В. Д. Сапунцов // Тренажеры и компьютеризация профессиональной подготовки. — М.: ГАНГ, 1994. — С. 57-61.

83 Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова;

под общ. ред. В. А. Слаетенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

84 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М.Бим-Бад. — М..: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 528 с.

85 Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : учебное пособие / П. И. Пидкасистый ; Ж. С. Хайдаров. — Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. — 270 с.

86 Платов, В. М. Деловые игры: разработка, организация, проведение [Текст]: Учебник/В. М. Платов. —М.: Профиздат, 1991. — 191 с.

87 Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст] : Учебник для студ. пед вузов: 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы, Процесс обучения. — 576 с.

88 Полыцикова, О. Н. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Ольга Николаевна, Полыцикова. — Москва, 2005. — 21 с.

89 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.

90 Прутченков, А. С. Тренинг коммуникативных умений [Текст] / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, 1993. — С. 7 - 32.

91 Прядко, А. Г. Автоматизация синтеза организационной структуры управления промышленным предприятием с применением многоролевых деловых игр [Текст] : дис. ... канд. тех. наук : 05.13.06 / Алексей Геннадьевич, Прядко. — Москва, 2009. — 123 с.

92 Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении [Текст] / Под ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. — М., 1987. — С. 168.

93 Пузырева, Г. Е. Подготовка студентов вузов к иноязычной речевой коммуникации на основе ролевых игр [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Галина Евгеньевна, Пузырева. — Саратов, 2007. — 148 с.

94 Разумный, В. А. Эстетическое воспитание, сущность, формы, методы [Текст] / В. А. Разумный. — М.: Мысль, 1969. — 331 с.

95 Рикун, А. О. Обоснование применения симуляционного моделирования и компьютерных деловых игр в подготовке по военно-полевой хирургии: экспериментальное исследование [Текст] : дис. ... канд. мед. наук : 14.01.07 / Александр Олегович, Рикун. — Санкт-Петербург, 2011.

— 169 с.

96 Рохкес, Б. И. Деловые игры на уроках физики как средство интеллектуального развития школьников [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Б. И. Рохкес. — Санкт-Петербург, 1997. — 16 с.

97 Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии [Текст] / С. JI. Рубинштейн. Составители, авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб: Издательство «Питер», 2000. —712 с.

98 Рысьева, Т. Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Татьяна Георгиевна, Рысьева. — Ижевск, 2003. — 230 с.

99 Савостикова, О. В., Новоселова, Е. А., Прокофьева, В. В. Мультимедийный самоучитель на CD-ROM : TeachPro «Английский язык» 5

— 9 классы / О. В. Савостикова, Е. А. Новоселова, В. В. Прокофьева. — М.: ММТ и ДО, 2006. — 392 е.: ил. — ISBN 5-9230-0139Х.

100 Салов, Ю. И., Тюнников, Ю. С. Психолого-педагогическая антропология [Текст] : Учеб. пособие. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

— 256 с.

101 Сапунцов, В. Д. Компьютер в экономическом образовании [Текст] / В. Д. Сапунцов. —М.: Изд. дом «Новый век», 1999. — 232 с.

102 Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Метод, пособие / Отв. ред. В. И. Матирко. — М.: «Педагогика», 1991. — 237 с.

103 Седов, И. А. Компьютерная игра как средство саморазвития будущего учителя в условиях информатизации общества [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Иван Алексеевич, Седов. — Саратов, 2002. — 162 с.

104 Селевко, Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий [Текст] / Г. К. Селевко // Школьные технологии. — 1997. — № 1. — С. 11 -34.

105 Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. — М., 2000. — С. 224.

106 Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2002. — 576 с. — С.204—206.

107 Солонько, А. В. Методика проведения деловых игр при формировании основных экономических понятий в школьном курсе «География России» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Алексей Валентинович, Солонько. — Санкт-Петербург, 1997. — 157 с.

108 Столяренко, JI. Д. Педагогическая психология [Текст] / JI. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.

109 Счисленок, А. А. Методика компьютерных речевых игр «Военная деловая речь» на занятиях по русскому языку в военном вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Альбина Анатольевна, Счисленок. — Москва, 2002. —201 с.

110 Таубаева, Ш. Т., Лактионова, С. Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования [Текст] : научный фонд и перспективы развития (Книга 1). — Алматы: Научно-издательский центр «Гылым», 2001. — 296 с.

111 Тимофеева, Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Людмила Петровна, Тимофеева. — Тамбов, 2004. — 164 с.

112 Титаренко, Н. В. Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам: на материале английского языка [Текст] : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Наталия Владимировна, Титаренко. — Москва, 2007. — 23 с.

113 Ткаченко, С. Б. Особенности перцептивных действий у детей 5—7 лет в условиях дидактических и компьютерных игр [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Софья Болеславовна, Ткаченко. —Москва, 2010. — 145 с.

114 Токтарова, В. И. Педагогические условия реализации компьютерных обучающих программ в совершенствовании профессиональной подготовки студентов-математиков [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Вера Ивановна, Токтарова. — Йошкар Ола, 2007. — 177 с.

115 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. [Текст]. Документ изменен приказом номер 1975 от 31.05.2011. Министерство образования и науки российской федерации. ПРИКАЗ 13 января 2010 г. N 8. Зарегистрирован в Минюст России от 10 февраля 2010 г. N 16367. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ni/fgosvpo/7/6/1

116 Федорова, J1. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем [Текст] / JI. И. Федорова. — М.: ФОРУМ, 2009. — 176 с.

117 Филатов, В. М. Обучение инициативной речи с использованием ситуативно-ролевых игр на первом курсе языкового педагогического вуза (немецкий язык) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Валерий Михайлович, Филатов. — Москва, 1983. — 156 с.

118 Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. —М.: Юристъ, 1997. — 512 с.

119 Хасанов, И. А. Автоматизированная дидактическая игра как средство интенсификации профессиональной подготовки специалиста (учителя) [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ильдар Ахметович, Хасанов. — Казань, 1998. — 17 с.

120 Хейзинга, Й. Человек играющий [Текст] / Й. Хейзинга. — М.: Наука, 1992, —383 с.

121 Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр [Текст] : учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е. А. Хруцкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 320 с. — ISBN 5-06-000611-5.

122 Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

123 Шатурная, Е. А. Методика обучения устному иноязычному профессиональному дискурсу средствами учебно-речевых ситуаций и ролевых игр: английский язык, неязыковой вуз, специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Елена Алексеевна, Шатурная. — Тамбов, 2009. — 307 с.

124 Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии [Текст] // В кн.: Компьютеры и познание. — М.: Наука, 1990. — С. 87- 104.

125 Штофф В. А. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. [Текст] / В. А. Штоф. — Изд. 2-е, испр.и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2004.—200 с.

126 Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. — С. 5 — 49.

127 Юрков, Н. К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы: моногр. / Н. К. Юрков. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-94170-355-5.

128 Яблоков К. В. Компьютерные исторические игры 1990 - 2000-х гг.: проблемы интерпретации исторической информации [Текст] : дис. ... канд. историч. наук : 07.00.09 / Кирилл Валерьевич, Яблоков. — Москва, 2005. — С. 29 — 252.

129 Ямпольский JI. С. Имитационное моделирование при проведении компьютерных командно-штабных военных игр [Текст] : дис. ... канд. тех. наук : 05.13.18 / Леонид Семенович, Ямпольский.— Ульяновск, 2003.—122 с.

130 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.informatik.uni-trier.de/~ley/pers/hd/g/G=oacute=mez=Mart=i acute=n: Mar co_Anton i о

131 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.informatik.uni-trier.de/~ley/pers/hd/l/Lainema:Timo

132 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.docstoc.com/docs/4055561/Political-Education-via-Video-Games-Dr-Tobias-Bevc-Munich-Political Aarsand Pal Andre. Around the screen : computer activities in children's everyday lives. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookfi.Org/g/Pal%20Andre%20Aarsand.

133 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fabbs.org/index.php?cID=173

134 Электронный ресурс. Режим доступа: http://books.google.ru/books?id=A-agLi21dB4C&dq=Drive,+2009&hl=ru&sa =X&ei=IB3pUePzBMak4gTxnYHoCA&ved= 0CC4Q6AEwAA

135 Электронный ресурс. Режим доступа: Yannakakis Georgios. Contributors, http://hdl.handle.net/1842/879

136 Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0 %ED%E0%FF_%E4%E5%EB%EE%E2%E0%FF_%E8%E3%F0%E0. Последнее изменение этой страницы : 12:17, 5 декабря 2010. Дата обращения 07.08.2013.

137 Электронный ресурс. Режим доступа: http://starbankthegame.bnpparibas.com/?lang=en

138 http://www.sim4training.com/2011 -07-28-18-14-23/2012-02-21 -10-23-22/2012-02-21-10-52-50/йет/244-методы-представления-сложного-учебного-материала-в-готовых-e-learning-Kypcax.

139 Chandra Arjun. A Methodical Framework for Engineering Co-evolution for Simulating Socio-economic Game Playing Agents, http://etheses.bham.ac.uk/ 2867/14/chandra_l l_PhD.pdf

140 Che Pee Nairn. Computer games use in an educational system. Электронный ресурс. Режим доступа: http://etheses.nottingham.ac.Uk/2297/l/ ThesisComplete_ComputerGames EducationalSystem_Naim.pdf.

141 Coller, B.D., Scott, M.J. Effectiveness of using a video game to teach a course in mechanical engineering. Электронный ресурс. Режим доступа: http://working.dev.deeplocal.eom/assets/57/collerScottCAndE.pdf#l.

142 Diane Jass Ketelhut http://www.learningandthebrain.com/Speakers/ Diane_ JassKetelhut

143 Dimovski Aleksandar. Compositional software verification based on game semantics. http://wrap.warwick.ac.Uk/2398/l/WRAP_THESIS _Dimovski_2007.pdf

144 Eladhari Mirjam Palosaari. Characterising action potential in virtual game worlds applied with the mind module. http://urn.kb.se/resolve?urn=urn:nbn:se:hgo: diva-368

145 González-Calero Pedro А. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gaia.fdi.ucm.es/people/pedro

146 Long Gavin. A detailed investigation of the applicability and utility of simulation and gaming in the teaching of civil engineering students. http://etheses.nottingham.ac.uk/ 1216/1/full thesis.pdfOlazar Idoia. Электронный ресурс. Режим доступа: http://no.linkedin.eom/pub/idoia-olazar/a/467/845

147 Mayo, М. (2007). Games for science and engineering education. Communications of the ACM, 50(7), 31-35.

148 Mayo, M. J. (2009). Video games: A route to large-scale STEM education? Science, 323, 79-81.

149 Maxwell Colin. Getting Serious About Games, Broadcast Magazine, Spring 2008.

150 Peter Blanchfield, Kamal Basha Madarsha, Mohd. Syarqawy Hamzah: The Use of Computer Games in Training Spatial Reasoning. Электронный ресурс. Режим доступа: CSEDU (2) 2012: 525-530. http://dblp.uni-trier.de/pers/hd/b/Blanchfield:Peter.html

151 Schifter Catherine. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.temple.edu/education/faculty/schifter_c.html

152 Whitton Nicola .Learning with Digital Games: A Practical Guide to Engage Students in Higher Education (Open and Flexible Learning Series). Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookfi.Org/g/Nicola%20Whitton

153 http://inetpsy.ru/tag/djeyn-makgonikal/Yusoff, Amri. A conceptual framework for serious games and its validation. http://eprints .soton.ac .uk/171663/1/Thesis_017b.pdf

Анкета №1

1 .Главные источники информации о компьютерных учебных играх являются:

— друзья,

— Интернет,

— средства массовой информации,

— коллеги.

2.Что представляют из себя компьютерные учебные игры?

— игры, используемые в обучении

— развлекательные игры

— не имею представления

3.Реализуется ли в данный момент обучение с помощью компьютерных учебно-деловых игр?

— да, используется

— частично да

— нет, не используется

4.Укажите преимущества использования компьютерных учебно-деловых игр в вузе?

5.Укажите недостатки использования компьютерных учебно-деловых игр в вузе?

6.В чем отличие учебных игр от развлекательных игр?

— в учебной игре происходит закрепление навыков, умений.

— в учебной игре происходит ознакомление с учебной темой.

7.В чем проявляется воспитательная функция традиционных компьютерных игр, таких как карты, шахматы, домино?

— они формируют целеустремленность и стремление к победе.

— формируются навыки работы с операционной системой, «мышью».

— другое

8.Как можно охарактеризовать развивающую функцию стратегических компьютерных игр, таких как «Цивилизация», «Фараон», «\¥агСгай» и другие.

— происходит развитие стратегического мышления

— проявляются способности принимать оптимальное решение в сложной многопараметрической обстановке

— другое

9.Какие ролевые компьютерные игры способствуют развитию умений оптимального планирвания в рамках ограничеснных ресурсов?

— «Принц Персии»

— «Волшебство Нострадамуса»

— другое

10.Какие компьютерные деловые игры тебе известны?

— Никсдорф Дельта

— Сортировка

— другое

— не знаю

11 .Каким должна быть КУДИ

— в игре должны преобладать игровые миссии

— в ней должно быть больше теоретических вопросов

— другое

12.Какая форма представления игровой миссии наиболее подходящая для обучения?

— в виде проблемных ситуаций, связанных с определенной дисциплиной

— в виде военных, экономических, медицинских симуляций

— в виде тестовых вопросов

— в виде паззлов из картинок

— другое

Анкета №2

1. Какие компьютерные игры тебе больше нравятся?

— приключения

— стрелялки

— карточные, пасьянсы

2. Удачно ли выбраны приключения в компьютерной учебно-деловой игре «Виртуальная педагогика»

— да

— нет

— не знаю

3. Удовлетворены ли вы оцениванием в игре «Виртуальная педагогика»?

— да

— нет

— не знаю

4. Хорошо ли устроен дизайн игры «Виртуальная педагогика»?

— да

— нет

— не знаю

5. Как бы ты оценил музыкально-звуковые эффекты игры «Виртуальная педагогика»?

— отлично

— хорошо

— удовлетворительно

— неудовлетворительно

6. Учтены ли в игре индивидуальные особенности различных игроков в «Виртуальной педагогике»?

— учтены полностью

— учтены частично

— неучтены

1. Какие компьютерные игры тебе больше нравятся?

7.Чувствуется ли усталость зрения во время игры «Виртуальная педагогика»?

— да, игра слишком трудная

— скорее да

— нет, задания и нагрузки на зрение меняются

8.Как влияет на самочувствие изменение зрительных, слуховых и кинестетических нагрузок игры «Виртуальная педагогика»?

— усталость не чувствуется, идет частая смена этих нагрузок

— слуховые нагрузки увеличены

— слишком много зрительных грузок

— больше усталости от кинестетических нагрузок

9.На протяжении всей игры чувствуется ясность целей?

— да, чувствуется

— иногда отвлекаюсь, поэтому приходится возвращаться к цели

— цель не ясная

10.Ты хотел бы играть эту игру несколько раз?

— повторно играть интересно

— только некоторые этапы

— неинтересно повторять одну и ту же игру

11 .Как можно достигнуть хороших результатов в КУДИ?

— вначале нужно пройти режим обучения

— необходимо искать подсказки

— лучше спросить у друга помощь и совет

12.Чем интересна КУДИ «Виртуальная педагогика»?

— играя можно получить оценки

— можно найти новые мысли об учебном материале

— другое

13.В какую КУДИ легче играть?

— где есть разнообразие викторин, квестов, паззлов, приключений и стратегий

— когда все уровни игры построены по одной логике, оформление одинаковое, однообразное

— когда в уровнях игры правила меняются: в одной — выбор вариантов, в другой — рисование паззлов и так далее

— она должна быть похожа на стратегию, то есть сам планируешь что делать, куда идти, как делать.

14.Какой вид звука должен быть использован в КУДИ

— медленная

— ритмичная

— звуки природы

— однообразная, не отвлекающая

15.Какие цвета тебе больше нравятся в КУДИ

— яркие, неповторимые

— определенный стиль без излишеств

— количество цветов должно быть минимальным, чтобы не отвлекать

— между этапами игры хорошо бы разграничить цвета

16.Достаточно ли было времени для выполнения заданий КУДИ во время занятий?

— времени достаточно

— времени не хватает на выполнение задания

— необходима предварительная тренировка

17.Достаточно ли времени для усвоения новых навыков во время игры?

— достаточно

— не достаточно

— можно было бы увеличить

— можно уменьшить количество времени

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Изучение мотивов учебной деятельности студентов

(по А.А. Реан, В.А. Якунину)

Список мотивов

1.Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного предмета.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. получить интеллектуальное удовлетворение.

Инструкция: Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке мотивы учебной деятельности по их значимости для вас.

При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Обработка и интерпретация результатов

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

Используется индивидуальные и групповые протоколы. В групповом протоколе приводится среднее значение оценки мотива и квадратическое отклонение.

Фамилия, имя, отчество

Курс Группа

И омер мотива по списку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

7 4 2 1 7 5 3 3 4 7 7 5 1 2 3 6

Группа №(п=)_, где п - количество обследованных

Фамилия, имя, отчество Номе э мотива по списку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1. 7 4 6 2 2 3 1 1 7 4 5 6 2 1

2. 6 4 5 6 4 7 5 4 7 6 6 5 4 6 7 7

и.т.д.

Сумма баллов

Среднее арифметическое значение оценки мотива

а1

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее (более значим) данный мотив. С учетом среднегрупповых значений, с и количества студентов в сравниваемых группах высчитывается ^критерий по Стьюденту и определяется достоверность различий между группами студентов по выраженности у них того или иного мотива учебной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся (по М.И. Рожкову)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать людям.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Критерии Номер вопроса Ваш ответ Номер вопроса Ваш ответ Номер вопроса Ваш ответ Номер вопроса Ваш ответ Номер вопроса Ваш ответ Средний показатель

Социальная адаптированность 1 5 9 13 17

Автономность 2 6 10 14 18

Социальная активность 3 7 11 15 19

Нравственность 4 8 12 16 20

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированное™ ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.