Педагогические идеи физического и умственного воспитания подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пухова, Лариса Ревкомовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 235
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пухова, Лариса Ревкомовна
Введение.
Глава 1. Этнокультурные параллели осетинского нартовского эпоса и вопросы физического воспитания подрастающего поколения в эпосе.
1.1. Этнокультурные параллели нартовского эпоса.
1.2. Отражение в эпосе идеала совершенной, физически развитой личности.
1.3. Формы, методы и средства физического воспитания подрастающего поколения в эпосе.
1.4. Роль семьи и общественного самоуправления в физическом воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе.
Выводы.
Глава 2. Содержание, формы и методы умственного воспитания подрастающего поколения в нартовском эпосе осетин.
2.1. Идеи умственного воспитания в нартовском эпосе осетин.
2.2. Представления нартов об идеале совершенной, умственно развитой личности.
2.3. Формы, методы и средства умственного воспитания подрастающего поколения в эпосе.
2.4. Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе.
Выводы.
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогических идей осетинского нартовского эпоса на физическое и умственное воспитание личности старшеклассников.
3.1. Роль семьи, школы и общественных институтов в физическом и умственном воспитании личности старшеклассником.
3.2. Моделирование физического и умственного воспитания старшеклассников.
3.3. Организация и методы экспериментального исследования.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Система народного воспитания осетин2002 год, кандидат педагогических наук Джелиева, Залина Тасолтановна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Ц. Амбалова2010 год, кандидат педагогических наук Лолаева, Марина Юрьевна
Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике2001 год, кандидат педагогических наук Бирагова, Иза Ивановна
Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа2010 год, кандидат педагогических наук Зангиева, Марина Жураповна
Содержание и формы умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа2010 год, кандидат педагогических наук Комиссарова, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи физического и умственного воспитания подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе»
Актуальность исследования. Происходящие социально-политические перемены в современной России породили кризис воспитания подрастающего поколения. Этому способствовали резкое ухудшение материальной жизни большинства населения страны, безработица и правовая незащищенность, вызвавшие устойчивые тенденции индивидуализма, эгоцентризма, прагматизма и личной выгоды. Бурному развитию данных явлений способствовало отсутствие целенаправленной государственной политики, сориентированной на нравственное становление детей и подростков, шкалы ценностей в восприятии окружающей действительности. Воздействие суррогатов «массовой культуры» на сознание значительной части молодежи через средства массовой информации наряду с экономическими проблемами породило бездуховность, вызвало у нее радикальные изменения ценностных установок, культурных норм и идеалов молодежи.
Основными негативными и при этом прогрессирующими тенденциями являются: снижение уровня численности практически здоровых учащихся, которое характерно для периода обучения детей в школе и достигает по ее окончании критического уровня; сокращение числа детей, занимающихся спортом; снижение умственной культуры подрастающего поколения.
Наряду с данными тенденциями, существует утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение подрастающего поколения от культуры и искусства, также межнациональные и межконфессиональные конфликты усилили процессы, связанные с самоопределением нации.
Вот почему сегодня, как никогда, важно, чтобы воспитанию подрастающего поколения было уделено особое внимание, чтобы оно было воспитано в духе культуры межэтнических контактов, сохраняло при этом исторически обусловленную неповторимость своей нации, национальное достоинство и этническую идентичность.
Еще В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, JI.H. Толстой, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет и др. в своих теоретических исследованиях апеллировали к национальному самосознанию и национальному характеру, предопределяя тем самым тенденции развития этнопедагогической теории.
Исследование определения этнической общности было предпринято Г.Н. Волковым, JI.M. Дробижевой, М.В. Крюковым, B.C. Кукушкиным, Н.Г. Левиным, Э.С. Маркаряном, Л.Д. Столяренко, Н.Н. Чебоксаровым и др. Сущность понятия «национальность» рассматривалась в работах Д.С. Лихачева, В.В. Мавродина, П.И. Кушнера, П.И. Ковалевского, Д.Н. Овсянико-Куликовского и др.
В этой связи особенно ценными для нас являются фундаментальные труды Г.Н. Волкова, посвященные общим проблемам этнопедагогики народов нашей страны, а также исследования ученых-фольклористов:
B.И. Абаева, З.В. Абаевой, И.С. Адырхаева, Х.Н. Ардасенова, Т.М. Алборова, А.Х. Бязрова, Ю.С. Гаглойты, Ю.А. Дзиццойти, Н.М. Дрягиной, Г. Дюмезиля, Б.А. Калоева, П. Козаева, М.М. Ковалевского, К. Д. Кулова, Е.М. Мелетинского, В.Ф. Миллера, Д.'С. Раевского, З.С. Салагаевой, Л.П. Семенова, М.С. Тотоева, А. А. Туаллаговой, Т.А. Хамицаевой, А.А. Шифнера и др.; лингвистов: В.И. Бекоева, Т.А. Гуриева, Г.М. Наниевой, Т.Т. Камболова, Р.С. Цаллаговой и др.
В различных аспектах исследованы труды историков и педагогов:
C.Т. Алагаты, Ц. Амбалова, Х.З. Бакаева, В.И. Бекоева, З.И. Бекоевой, Ф.Г Бежаевой, Ф.М. Буллах, М.М. Блиева, Р.С. Бзарова, С. Гадиева, В.К. Гарданова, Ф. Гутнова, М.Б. Гуртуевой, А.В. Дарчиева, В.А. Дынник, И.Х. Дзабаевой, А.В. Дзагурова, Г. А. Исаенко, Э.Г. Ильенкова, З.Б. Кантемировой, Г.З. Калоева, В.К. Кочисова, О.В. Лармина,
А.Х. Магометова, Т.Н. Плиева, В.В. Пфафф, Б.В. Скитского, Д.В. Сокаевой, О.Н. Туаевой, B.C. Туманова, М.С. Туганова, B.C. Уарзиати, Х.Х. Хадикова, JT.A. Чибирова, А.Г. Чочиева и др.
Особый интерес в совершенствовании системы воспитания представляют научные труды Я. Т. Абрамова, Л.С. Выготского, И.О. Гербарта, И. Канта, Р.И. Леонтович, B.C. Мухиной, Г.В. Палаткиной, С.Л. Рубинштейн и др.
Определенный вклад в процесс воспитания может внести изучение традиций и обычаев северокавказских народов, критическое переосмысление шедевров их устного народного творчества. Приобщение подрастающего поколения к истокам народной культуры, укрепило бы его национальное самосознание, способствовало сохранению истории и самобытности этноса, определило бы его будущее.
Нартовский эпос осетин - одно из ярких проявлений народного творчества, способное обеспечить условия развивающей социально-культурной деятельности, творческой самореализации и формирования личностных качеств подрастающего поколения. По своей исторической , значимости он может быть поставлен в один ряд с такими мировыми памятниками культуры, как «Илиада» и «Одиссея», «Калевала», ирландские, скандинавские саги и др.
Возможности его педагогического потенциала в формировании и развитии подрастающего поколения волновали не одно поколение ученых и исследователей. Представленный в нем богатейший материал по генезису, формированию и развитию различных сторон духовной и материальной культуры осетинского народа и сегодня остается актуальным и неисчерпанным.
Учеными и краеведами проделана большая работа по опубликованию текстов нартовских сказаний, изучению их в лингвистическом, историко-этнографическом и художественном отношении, педагогическая же составляющая его, обладающая определенным воспитательным потенциалом, не получила еще своего освещения.
Для проведения теоретического анализа педагогического наследия осетин были использованы работы О. Косвена, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
Значительный интерес для понимания величия нартовского эпоса представляют работы Е.Е. Хатаева, раскрывающие различные стороны этнокультуры народов Северного Кавказа; их тематика перекликается с трудами А.И. Алиева, А.А. Аншба, К.А. Атажукина, Ч. Ахриева, Е.Б. Вирсаладзе, А. Гадагатль, Б.Б. Далгат, Ш.Д. Инал-Ипа, И. Канукова, Е.И. Крупнова, У. Лаудаева, А.О. Мальсагова, Ш.Х. Салакая, С. Хан-Гирея, К.Л. Хетагурова, А.З. Холаева, К.С. Шакрыл, И.А. Шорова, Ш. Ногмова, П.И. Тамбиева и др.
Вышеперечисленные труды содержат значительные методологические и теоретические возможности для организации эффективного процесса формирования личности. Их изучение и анализ современной научно-педагогической теории и практики показывают, что пути и методы решения данной проблемы пока изучены недостаточно.
Отсутствие специальных исследований, посвященных проблемам физического и умственного воспитания подрастающего поколения посредством нартовского эпоса осетин в условиях регионального образования школ, использованию его педагогического потенциала в воспитательных целях подчеркивают актуальность данного исследования.
Изучение научно-теоретической и методической литературы, анализ нартовского эпоса осетин, литературы по вопросам физического и умственного воспитания позволили выявить ряд противоречий между:
- резко возросшей потребностью общества в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и низким уровнем его воспитания;
- пониманием ценностей этнокультурных традиций физического и умственного воспитания подрастающего поколения и недостаточным использованием их в образовательном процессе современной школы;
- большими педагогическими возможностями этого памятника устного народного творчества и недостаточным его использованием в условиях образовательного пространства школ Республики Северная Осетия - Алания.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования: определить педагогический потенциал нартовского эпоса осетин, необходимые условия для формирования на его основе духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении идей физического и умственного воспитания подрастающего поколения в нартовском эпосе, экспериментальной проверке имеющегося в нартовском эпосе осетин педагогического потенциала как средства приобщения личности к национально-культурным ценностям в условиях образовательного пространства школ Республики Северная Осетия-Алания.
Недостаточная изученность проблемы определили выбор темы исследования:
Педагогические идеи физического и умственного воспитания подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе».
Объект исследования: нартовский эпос осетин.
Предмет исследования: использование педагогических идей нартовского эпоса осетин в физическом и умственном воспитании подрастающего поколения в условиях образовательного пространства- школ РСО - Алания.
Гипотеза исследования: использование педагогического потенциала нартовского эпоса осетин может быть эффективным средством физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школ, если:
- рассматривать формирование физического и умственного воспитания подрастающего поколения как одну из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения, нуждающуюся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;
- создано образовательное пространство, в котором физическое и умственное воспитание подрастающего поколения реализуется как результат исторического и социального опыта нартовского общества;
- спроектирована комплексная модель физического и умственного воспитания подрастающего поколения на основе педагогических принципов нартовского эпоса осетин с учетом междисциплипарности, интеграции, системности, единства и непрерывности;
- реализована комплексная модель физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школ.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические, методические, историко-этнографические, литературно-фольклорные источники по проблеме исследования.
2. Выявить педагогический потенциал нартовского эпоса осетин, показать влияние его специфических возможностей на физическое и умственное воспитание подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школ.
3. Раскрыть педагогическую сущность методов, приемов и средств, используемых в нартовском эпосе осетин в вопросах физического и умственного воспитания подрастающего поколения.
4. Спроектировать и экспериментально проверить модель физического, и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школ.
Методологической основой исследования является общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры: признание приоритета общечеловеческих ценностей; взаимосвязь физического и духовного развития людей; духовное наследие нартов, его влияние на всестороннее развитие и подготовку к жизни подрастающего поколения; своеобразие и самобытность культурных традиций осетин, отраженных в нартовском эпосе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: аналитические', теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философских, психолого-педагогических, историко-этнографических, литературных и фольклорных источников; диагностические', наблюдение, беседы, опрос, анкетирование, тестирование, анализ учебных программ, планов и учебно-методической литературы; формирующие: психолого-педагогические тренинги, программа творческого самовыражения, развивающие игры, технологии артпедагогики, экспериментальные спецкурсы, культурно-досуговые и социокультурные проекты; методы статистического анализа: статистическая обработка экспериментальных данных и их анализ, сравнительный анализ уровня физического и умственного воспитания школьников; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты по специально разработанной методике.
Источниковую базу исследования составляют:
- нартовский эпос осетин;
- труды зарубежных и русских ученых, посвященные нартовскому эпосу народов Северного Кавказа
- архивные материалы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований;
- произведения устного народного творчества, периодические издания России и Кавказа, посвященные проблеме исследования;
- психолого-педагогическая литература.
Опытно-экспериментальные базы исследования и его организация:
Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 42 (г. Владикавказ); школы «Диалог» при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (далее СОГПИ) и включало три взаимосвязанных этапа:
I этап (2006-2007 гг.) - изучалось состояние проблемы исследования; устанавливалась степень ее научной разработанности; исследовался процесс физического и умственного воспитания школьников; определялись исходные параметры исследования, его предмет, цель, задачи, понятийный аппарат, разрабатывалась методика констатирующего эксперимента, формулировалась гипотеза исследования.
II этап (2007-2008 г.) - завершение констатирующего эксперимента, анализ его результатов, разработка методики организации формирующего эксперимента с целью проверки гипотезы исследования, формирующий эксперимент.
III этап (2008-2009, 2009-2010 гг.) - формирующий эксперимент, анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента; уточнение методологического и понятийного аппаратов; формулировка основных выводы. Работа над завершением оформления диссертационных материалов.
Научная новизна исследования. Определены и установлены педагогические возможности нартовского эпоса осетин по осуществлению физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного пространства школ Республики Северная Осетия-Алания. Охарактеризованы воспитательный опыт нартовского общества, задачи, сущность, содержание, цели физического и умственного воспитания подрастающего поколения. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие повышению эффективности организации физического и умственного воспитания подрастающего поколения средствами нартовского эпоса осетин.
Спроектирована и экспериментально проверена, созданная на основе нартовского эпоса осетин, модель; разработаны критерии физического и умственного воспитания подрастающего поколения.
Теоретическая значимость результатов* исследования состоит в следующем: проанализированы аспекты становления и развития системы физического и умственного воспитания в нартовском эпосе осетин; доказано, что данный обобщенный и систематизированный опыт, используемый в народной педагогике осетин, представляет собой научную характеристику понятий и идей, образует систему воспитания совершенной личности, объединяющую воедино идеал, цели, задачи физического и умственного воспитания, процесс, средства и методы педагогического воздействия на подрастающее поколение. На основе педагогических принципов, заложенных в нартовском эпосе осетин, и системного подхода, разработана программа физического и умственного воспитания старшеклассников посредством нартовского эпоса осетин в условиях современной общеобразовательной школы.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что изложенные в нем положения и выводы, полученные на основе изучения и анализа нартовского эпоса осетин, создают предпосылки для нового подхода к обновлению, содержанию, формам и методам организации процессов физического и умственного воспитания подрастающего поколения в региональных образовательных учреждениях различного типа и направленности. Представленный в диссертационном исследовании материал, выводы, обобщения и рекомендации могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики , предназначенные для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров. Ряд положений и практических материалов исследования могут войти в содержание плана курсовой и межкурсовой подготовки студентов, использованы в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Авторская модель физического и умственного воспитания школьников посредством нартовского эпоса может использоваться в образовательном процессе школ РСО-Алания.
Объективность и достоверность полученных результатов обеспечены теоретической обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных целям, задачам, логике исследования, разнообразием источников, сочетанием количественного и качественного анализа материала; опытно-экспериментальной проверкой разработанной модели; многолетним опытом работы автора в качестве учителя осетинского языка и литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нартовский эпос - кладезь накопленных и проверенных эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых осетинами из поколения в поколение в устной форме, результат исторического и социального опыта, воздействие которого оказывают положительное влияние на формирование личности подрастающего поколения.
2. Значимость педагогического потенциала нартовского, эпоса в вопросах физического и умственного воспитания подрастающего поколения и их приобщение к наследию мировой и национальной духовной культуре.
3. Комплексная модель физического и умственного воспитания подрастающего поколения, основанная на педагогических принципах нартовского эпоса осетин и способствующая приобщению школьников к национально-культурным ценностям в условиях образовательного пространства Республики Северная Осетия-Алания.
4. Разработанная на основе данной модели программа позволяет формировать и развивать у подрастающего поколения основы физического и умственного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертации отражены в научных статьях автора, обсуждались и были одобрены на заседании кафедры психологии ГОУ ВПО «Северо
Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова», кафедры педагогики ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», ежегодных итоговых научно-практических конференциях СевероОсетинского государственного педагогического института (2007-2009 гг), региональной научно-практической конференции «ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт» (г. Владикавказ, 2009), Международной научной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (г. Владикавказ 2008 г.). Основные положения диссертационного исследования использованы при составлении автором учебника осетинского языка для 9 класса общеобразовательной школы в рамках проекта «Теория и практика полилингвального образования на Кавказе» кафедры ЮНЕСКО СевероОсетинского государственного педагогического института»; а также при разработке раздела «Нартовский эпос осетин», составляющей части предмета «Педагогика народов Северного Кавказа»; внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ № 42, в школу «Диалог» при СевероОсетинском государственном педагогическом институте; в образовательную среду ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова».
Объем и структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (214 наименований) и 4-х приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование нравственной культуры старшеклассников в условиях этнорегиональной образовательной системы: на примере республики Северная Осетия-Алания2012 год, кандидат педагогических наук Годжиева, Регина Батразовна
История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года1997 год, доктор педагогических наук Кочисов, Валерий Константинович
Традиционная идеология и мировые религии в средневековой Алании2011 год, кандидат исторических наук Фидаров, Рустем Фидарикоевич
Исламские мотивы в фольклоре осетин2004 год, кандидат филологических наук Таказов, Федор Магометович
Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А. Алборова2005 год, кандидат педагогических наук Туаева, Лариса Ахсарбековна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пухова, Лариса Ревкомовна
Выводы по третьей главе
В третьей главе нами выявлен педагогический потенциал социальных институтов «семья», «школа» и других общественных институтов по вопросам физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного пространства школ РСО-Алания; определены и обоснованы организационно-педагогические условия повышения эффективности развития физической и умственной культуры личности старшеклассников посредством нартовского эпоса осетин в школах Осетии; описан ход и результат эксперимента.
Традиционная система общественного и семейного воспитания в нартовском эпосе способна формировать национальное самосознание через воссоздание основных форм духовной культуры, сохранение и развитие национальной материальной культуры, возрождение этнических форм верований, обрядов? традиций.
Исходя из анализа нартовских сказаний и современного состояния воспитательной системы подрастающего поколения следует, что педагогический потенциал социальных институтов «семья» и совета старейшин «ныхас» являются эффективным средством развития физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школах и вузах РСО-Алания.
Так, например, «нартовский ныхас» - всенародное собрание играл важную роль в общественной жизни нартов. Нартовский «ныхас» представлял собой орган самоуправления, являлся своего рода «парламентом» родовой организации, в котором формировалось общественное мнение, обязательное для всех членов общества. В педагогическом плане «ныхас» для нартовской молодежи был настоящей школой жизни, способствующий физическому и умственному развитию. Он способствовал также утверждению в жизни нартов новых нравственных начал, прогрессивных традиций и обычаев, совершенствованию народного этикета и нравственного воспитания.
Рассматривая традиционную семью в нартовском обществе, с ее патриархальными порядками, складывающимися под влиянием традиций и обычаев ценностными ориентациями, следует сделать вывод, что семья представляет собой важный институт по физическому и умственному воспитанию молодого поколения.
Воспитательное значение семейного и общественного воспитания молодежи в нартовском эпосе неоспоримо велико. Система воспитания отражала всю совокупность вековых традиций. В тесном взаимодействии подрастающее поколение приобщалась к основам демократического правления, к истокам народной культуры, приобретала физическое и духовное развитие, коммуникативные умения, самостоятельность, инициативность, ответственность.
В подготовке многосторонне развитой личности, способного преодолевать любые трудности в жизни, нарты отводили важную роль физическому и умственному воспитанию, используя при этом специфически наработанные веками формы, средства и методы формирования личностных качеств человека.
Исходя из анализа нартовских сказаний и современного состояния воспитательной системы подрастающего поколения, следует, что педагогический потенциал социальных институтов «семья» и совета старейшин «ныхас» являются эффективным средством физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного пространства школ РСО-Алания.
Таким образом, физическое и умственное воспитание нами рассматривалось как системный компонент общей направленности личности и отсюда понимается нами как устойчивая совокупность смыслообразующих мотивов. Отсюда, физическое и умственное воспитание школьников изучалась через содержательно-смысловые характеристики системы ценностных ориентаций.
Формирование физического и умственного воспитания подрастающего поколения в контекстном обучении обеспечивается процессом специально организованной этнокультурной деятельности. Подходы контекстного обучения отражаются на структуре ценностных ориентаций личности: нетрадиционные подходы обучения в целом усиливают эгноориентацию подрастающего поколения.
Важным педагогическим условием физического и умственного воспитания является научно организованная творческая деятельность школьников. Творческая деятельность понимается нами как устойчивая совокупность ценностных мотивов, которые направляют деятельность личности на самоактуализацию, поиск себя в современном мире.
Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы.
176
Заключение
Воспитание на традициях той или иной культуры выражает устойчивость нравственных норм и правил. Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующую общность, становились носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживали и сохраняли передаваемые традиции и нормы жизни.
Анализ и систематизация историко-этнографических, литературных, историко-педагогических материалов, а также содержание эпоса позволили нам раскрыть особенности физического и умственного воспитания в нартовском эпосе осетин.
В нартовском эпосе, как и во всем фольклоре осетин, значительное место отводится таким категориям человеческой морали, как честность и правдивость, доброта и справедливость, щедрость и гостеприимство, скромность и воздержанность, содействие людям в беде и помощь бедным, супружеская верность и любовь, уважение к старшим и послушание детей родителям.
Сравнительный анализ нартовского эпоса позволяет прийти к выводу, что основными элементами воспитания, нашедшими свое отражение в сказаниях, являются физическое совершенство, развитие умственных способностей, нравственное воспитание, формирование эстетических умений и вкусов.
Для нарта забота о детях — это не зов инстинкта самосохранения и биологического размножения. Каждое новое поколение призвано сохранить и возвысить нартовский богатырский образ жизни, приумножать славу, доблесть и геройство предков. В этом нарты видят социальную функцию новых поколений. Можно предположить, что именно поэтому каждое новое поколение в эпосе превосходит предыдущее в их славных традициях.
Педагогический анализ осетинских нартовских сказаний свидетельствует, что в нартовском обществе воспитание еще не обособилось как самостоятельный вид деятельности. Оно осуществляется при непосредственном участии подрастающих поколений в социальных и культовых актах, в различных видах общественно значимой деятельности. Поэтому институты общественной жизни нартов — ныхас, игровые площадки, родовые и общинные дома — одновременно выступают учреждениями воспитания.
Сегодня, в век новых информационных технологий мы даже не задумываемся над тем, каким путем формируются в наших детях общечеловеческие и нравственные ценности. Но когда речь заходит о том времени, когда осетины не имели своей письменности, то вполне оправдан вопрос: как дети, поколение за поколением, на протяжении многих веков постигали народную мудрость, какая сила способствовала развитию их идеологических, воспитательных возможностей, познавательных функций? И на память приходят слова великого М. Горького: «Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии мира и величайшую из них - историю всемирной культуры» [67, 112].
Сказания о нартах, в широком смысле слова, были и своеобразным институтом трудового, физического и эстетического воспитания детей: игры, пляски, изобразительное искусство, резьба по дереву, металлу и камню, вышивка серебром. С раннего возраста в сердце и ум ребенка проникал могучий творческий дух народа, отраженный в эпосе, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Развитию умственных способностей ребенка, его кругозора больше всего способствовали примеры из сказаний. Приобщение к этому «бездонному колодцу» обогащало духовно подрастающее поколение, формировало его эстетические представления, понятия, собственное мировоззрение [103, 170]. И нет сомнения в том, что именно из этого источника народной мудрости берет свое начало осетинская художественная литература, что именно от этого костра зажегся поэтический талант Коста Хетагурова, Сека Гадиева, Елбаздуко Бритаева, родилась глубокая любовь к родному языку крупнейшего ученого В.И. Абаева и многих других известных и неизвестных народных героев, которые хоть раз пригубили от этого живительного источника народной мудрости.
Исходя из анализа нартовских сказаний и результатов исследования следует, что:
1. Нартовский эпос - кладезь накопленных и проверенных эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых осетинами из поколения в поколение в устной форме, результат исторического и социального опыта, воздействие которого оказывают положительное влцяние на формирование личности подрастающего поколения;
2. Педагогический потенциал нартовского эпоса является эффективным средством физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства школ РСО-Алания;
3. В рамках диссертационного исследования были выявлены педагогические условия физического и умственного воспитания личности, спроектирована и экспериментально проверена модель физического и умственного воспитания подрастающего поколения посредством нартовского эпоса осетин;
4. Представленная модель физического и умственного воспитания подрастающего поколения в условиях регионального образовательного пространства, основанная на педагогических принципах нартовского эпоса, разработанная для ее реализации программа, созданные необходимые педагогические условия способствовали приобщению школьников к национально-культурным ценностям, росту их интеллектуального уровня.
Показателями физического и умственного воспитания личности посредством нартовского эпоса осетин можно считать следующие:
- формирование здорового образа жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств), активные занятия физической культурой и спортом);
- развитие двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и защиты родины;
- воспитание основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости, необходимых в жизни;
- формирование морально-волевых качеств;
- развитие творческого мышления;
- повышение мотивации, инициативы в учебно-познавательной деятельности, положительное изменение интеллектуальной атмосферы учебных групп;
- выработка потребности в умственной деятельности, развитие социально-значимых мотивов интеллектуальной деятельности;
- формирование этнокультурного мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей: общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение личности к быстро меняющемуся миру;
- наличие высокой толерантной культуры, предполагающей наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимость к мнению других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию, другим культурам, образу жизни;
- освоение гуманистических идеалов и ценностей нартовского эпоса;
- ценностное отношение к окружающей природной среде и культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом, как на современном этапе, так и в долговременной перспективе.
За рамками исследования остались вопросы трудового, эстетического и нравственного воспитания подрастающих поколений в эпосе, которые могут и должны стать предметом нового этнопедагогического исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пухова, Лариса Ревкомовна, 2010 год
1. Абаев В.И. Нартовский эиос осетин Текст. // Юсетинский героический эпос. М Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. КнЛ.-С. 7-76.
2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин Текст. // Сказания о нартах. М.: Советская Россия, 1978. С.5-42.
3. Абаев В. И. Нартовский эпос осетин Текст. Издательство «Иристон». Цхинвали, 1982. С. 47
4. Абаев В.И. Историческое в нартовском эпосе Текст. // Сборник статей, Дзауджикау, 1949. 108 с.
5. Абаев В.И. Нартовский эпос Текст. // Известия Северо-Осетинского научно исследовательского института. Т.Х. Вып.1. Дзауджикау, 1945.-С. 132.
6. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор Текст. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.-601 с.
7. Абаев В.И., Калоев Б.А. Эпос осетинского народа Текст. Издательство Академии наук СССР, М. 1957. С. 47-56.
8. Абаев В.И. Культ семьи богов у скифов Текст. «Древний мир». Сборник статей. М., Издательство АН СССР, 1962. - С. 448-449.
9. Абаев В.И. «Скифо-европейские изоглосы» Текст. М., 1965. С. 342.
10. Абаев В.И. Осетинские пословицы и поговорки Текст. Цхинвали: Госиздат Юго-Осетии, 1962. С. 45.
11. П.Абаева З.В. Этюды по нартовскому эпосу Текст. Цхинвали: Ирыстон, 1978.-С. 178.
12. Абаева З.В. Легенды и сказания о происхождении скифов и нартов Текст. // Известия Юго-Осетинского НИИ. Вып. 27. 1985. С. 117-130.
13. Н.Абаева З.В. Особенности сюжетной линии нартского эпоса Текст. //
14. Юго-Осет. НИИ Известия. Вып. 19. 1974. С. 115-150. Н.Абаева З.В. К образу Сатаны нартского эпоса Текст. // Юго-Осет. НИИ Известия. Вып. 12. 1963. - С. 52-92.
15. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР Текст. М., 1967. С. 270
16. Абсалямов Г.Ш. Важное средство воспитания Текст. // Физкультура в школе. 1970. № 1. С 43-47.
17. Абазинские народные сказки Текст. -М.: Наука, 1985. С. 295-297.
18. Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии Текст. Орджоникидзе, 1960. С. 56-59.
19. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа Текст. Махачкала, 1971. С. 120.
20. Адыгейские сказки Текст. Майкоп: Адыгнациздат, 1947. С. 168 .
21. Адырхаев И.С. Народный фольклор Северного Кавказа Текст. М., 2000. - С. 532.
22. Аншба А.А. Абхазский фольклор и действительность Текст. Издательство «Мецниереба» Тбилиси, 1982. С. 116.
23. Аншба А.А. Вопросы поэтики абхазского нартского эпоса Текст. Тбилиси, 1970. С. 115.
24. Алборов Б.А. Осетинские нартские сказания о Созрыко и Гумском человеке Текст. // Учебные записки СОГПИ. Т. 23, Вып№3. С. 99124.
25. Алборов Т. М. Проблема идеального героя в нартовском эпосе осетин Текст. // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1981.- С. 142-155.
26. Алиева А.И. Адыгский нартский эпос Текст., Нальчик, 1963. - С. 112.
27. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи Текст. // Сов. Этнография. 1953. №4.-С. 222.
28. Алиева А.И. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Сборник научных трудов Текст. Черкесск, 1991. С. 35.
29. Антология педагогической мысли Белорусской ССР Текст. // Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев.- М.: Педагогика, 1986. С. 32.
30. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIY-XYII в. Текст.- М.: Педагогика, 1986. С. 183.
31. Антология педагогической мысли Северной Осетии Текст. //Сост. Э.К.Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.
32. Арчегова М.Н. Физическое воспитание осетинских детей Текст. // Терские ведомости, 1889. № 21. С. 34-36.
33. Аутлев П.У. Об одном новом направлении в нартоведении Текст. // Известия СОНИИ, Т.26. 1966. С. 105.
34. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи Текст. М., 1983.
35. Ахриев Е.В. Из чеченских сказаний Текст. // Сборник сведений о кавказских горцах Тифлис, 1870. С. 87.
36. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников Текст. -М., 1995. С. 7-8.
37. Bartolomae Chr/ Altiranisches Wortebuch. Strassburg, 1940, kol. 1047.
38. Бердзин Э. Дла лица эпического героя Текст. «Знание сила», 1979, №7, - С. 26.
39. Бекоева З.И. Отражение педагогических идей в героическом нартовском эпосе осетин Текст. // Теория и практика обучения и воспитания: Сборник научных трудов. Вып. 7. Владикавказ, 2007. С. 197-200.
40. Бежаева Ф.Б. Воспитание творческого читателя при изучении нартского эпоса в школе Текст. // Лингво-методические заметки. Сборник научных трудов. Вып. 1, Владикавказ, 2005. С. 213-222.
41. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Текст. Владикавказ: Ир, 2000. - С. 375.
42. Большая Советская энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия. 1973.Т.П.СП6.
43. Большой психологический словарь. Москва, 2003, С. 217.
44. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. // Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ, 2000.-352 с.
45. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений Текст. // под ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия». 2008. - 320 с.
46. Божович Л.И. Избран, псих, труды. (Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна) Текст. М., Международная педагогическая академия, 1995. - С. 209.
47. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии Текст. Тбилиси 1955.-С. 112.
48. Ванеев З.Н. Средневековая Алания Текст. Тбилиси. 1956.
49. Волков Т.Н. Этнопедагогика Текст. М.: Издательский центр «Академия». 1999,-С. 168.
50. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа Текст. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. С. 342.
51. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры Текст. // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 98-103.
52. Волшебная бусина. Осетинские народные сказки Текст. //Сост. Г.Калоев. Орджоникидзе: Ир, 1976. С. 112.
53. Гадагатль A.M. Героический эпос нарты и его генезис Текст. — Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1967.-С.183
54. Ганиев P.M. Арчегова О.Р. Сполохи мыслей со ступеней времени Текст. Владикавказ, 1996. С. 300.
55. Гагиев С.Г. Методика проведения осетинских народных игр в школах и пионерских лагерях Текст. Орджоникидзе, 1965. С. 55.
56. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры Текст. Орджоникидзе. 1958.-С. 35.
57. Гаглойты Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса Текст. Цхинвали: Ирыстон, 1977. С. 205.
58. Гаглойти Ю.С. Трехфункциональное деление в этнической культуре осетин Текст. //Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе. 1989.
59. Гаглойты Ю.С. К изучению терминологии нартского эпоса Текст. // Юго-Осет. НИИ. Известия. Вып. 14., 1965. С. 88-109.
60. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.) Текст.: М.: Наука, 1967. С. 331.
61. Гарданов В.К. Аталычество Текст.: Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1973.-С. 23.
62. Гарданов В.К., Мамбетов Г.Х. Хан-Гирей и его «Записки о Черкесии» Текст. //Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. -С.3-52.
63. Гашимов А.Ш. Азербаджанская народная педагогика Текст.: Автореф. Дисс. Доктора пед. наук. Баку, 1970.
64. Гашимов А.Ш. ~М.: Педагогика. Текст.: 1986. С.32.
65. Геродот. История: В 9-ти кн. Текст. Кн.2. Л.: Наука, 1972. С.80-137.
66. Гомер. Одиссея Текст.: Москва Ленинград, 1935. - С. 228.
67. Горышй М. Собрание сочинений в 30-ти томах Текст.: М., 1955, т. 25. -С. 112.
68. Грамши А. Избранные произведения Текст.: Т. 3., 1959. С. 43.
69. Грисвар Ж. Мотив меча, брошенного в озеро: Смерть Артура и смерть Батрадза Текст. // Дарьял. 2004, №2. С. 162-249.
70. Гутнов Ф. Мартовский эпос моральный кодекс народа Текст.: Газета «Северная Осетия», 17 ноября, 2001. №222. - С.8.
71. Гутнов A.M. Поэтика и типология нартского эпоса Текст.: М., 1993. -С. 325.
72. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-черкесского народа Текст. Нальчик: Эльбрус, 1997. С. 252.
73. Гуриев Т.А. Проблемы нартиады осетин Текст.: Орджоникидзе, 1982. С. 22.
74. Гуриев Т.А. Имя главной героини Сатана Текст. // Гуриев Т.А. Антропонимия осетинского нартского эпоса. Орджоникидзе, 1981. - С. 3-10.
75. Далгат У.В. Героический эпос чеченцев и ингушей Текст.: Москва, 1972.-С. 168.
76. Данилюк Л.Я. Интегральное образовательное пространство Текст. // А.Я. Данилюк // М., 2002.
77. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Этносоциологический аспект Текст.: Владикавказ, 1993. С. 212.
78. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин (Краткий словарь), Владикавказ, 1994.- С. 269.
79. Добряков Г. О колыбельных песнях Текст. // Вестник воспитания. М., 1914. Вып.8. С.14-19.
80. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, т. 10, 1883. С. 80.
81. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, т. 12, 1883. С. 426
82. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология Текст.: М: Наука, 1977. -С.278.
83. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты Текст.: М., «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 39-199.
84. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев Текст. // пер. с фр. М., 1986 г.-С. 177.
85. Дюмезиль Ж. Брат и сестра Текст. //Известия СОНИИ. Т.27. 1968. С. 181-186.
86. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности Текст.: М., 1977. С. 46
87. Дынник В. А. Сюжетика нартовского эпоса и его идеальный герой» Текст. в сб.: Сказания о нартах - эпос народов Кавказа», М., 1969. -С. 360-362
88. Джикаев Ш.Ф. Человек и нравственность в нартовском эпосе Текст. //Сборник статей Проблемы осетинского нартовского эпоса Владикавказ, 2000.
89. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия 1917-1941 Текст. Орджоникидзе, 1972. С. 24. .
90. Иванеско А.Е. Реалии воинского быта в осетинских нартовских сказаниях и проблема датировки ядра нартиады. Текст.: Известия ВУЗОВ. Северо-Кавказский регион, Общественные науки, 2003, №2.
91. Ильенков Э. В. Идеал Текст. В кн.: «Философская энциклопедия», т. 2, М., 1962. С. 42
92. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней Текст.: В 2-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т.1. С. 529.
93. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции Текст.: В 2-х т. М.: Наука, 1967. Т. 1. С. 482.
94. История Кабарды с древнейших времен до наших дней Текст. М., 1957.-С 394.
95. История физической культуры народов СССР Текст.: М., 1957. С. 420.
96. Ирон адгемы сфэглдыстад. Т.1 Орджоникидзе, 1961, С. 282.
97. Катаров Е.Г. «Калевала» как памятник мировой литературы. Вступительная статья к книге «Калевала». Карело-финский народный эпос. Текст. Петрозаводск, 1940.
98. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды Текст.: Москва, «Наука», 1999. С. 120.
99. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа Текст.: М., 1981. С. 248.
100. Калоев Г.З. К вопросу об отражении мировоззрения древних осетин в нартском эпосе Текст. // Осетинская филология. Межвузовский сборник статей. Выпуск I Орджоникидзе, 1977 г.
101. Кантемирова Р.С. Педагогические функции осетинского устного народного творчества Текст. // Вопросы осетинской литературы и фольклора. Владикавказ, 1988. С. 170-182.
102. Кануков И. В осетинском ауле Текст. // Кануков И. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. С.11-62.
103. Каргинов С.К. Кавказ и осетины Текст. // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.2. Цхинвали, 1992. С.20-43.
104. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев Текст. // Этнографическое обозрение. Т.4. Кн.15. М., 1892. С.147-156.
105. Казиев Ф.В. Физическое воспитание в Северной Осетии в 19171967 годах Текст. Владикавказ: Проект ПРЕСС, 2002. С. 144.
106. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 годах Текст. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С 235-237.
107. Козаев П. Аланы-Арии. Происхождение и древнейший период истории Текст.: Владикавказ «Проект-Пресс», 1998 г. С. 347.
108. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры Текст.: Изд. АН СССР, М., 1957. С. 127.
109. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон Текст.: М., 1886. Т.1.-С. 410.
110. Ковалевский М.М. «Закон и обычай на Кавказе» Текст.: т. 1, М., 1890.
111. Кокиев С.В. Записки о быте осетин Текст. // Издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1885. вып. 1. С. 67.
112. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С.287.
113. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики Текст.: М.: Просвещение, 1982. С. 447.
114. Комплексный проект модернизации образования Республики Северная Осетия-Алания. — Владикавказ. 2007. —144 с.
115. Косвен М.О. Народы Кавказа Текст. М., 1960. Т.1. С. 620.
116. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры Текст. М., 1953.
117. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения Текст.: Владикавказ. 1996. С. 44-58.
118. Кочисов В.К. Сказания о нартах богатейшее наследие осетинской педагогической культуры Текст. // Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 1996.
119. Klaproth J. Reise in den Kaukasus und nach Georgien. Unternomen in den Jahren 1807 und 1808. Bd 1-2/Halle-Berlin. C. 1812-1814
120. Кох К. Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 1838 гг. Текст. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С. 259.
121. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Текст.: Для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 448.
122. Кулов К.Д. «Матриархат в Осетии», ИСОНИИ, т. VIII. Орджоникидзе, 1935. С. 201.
123. Кулова И.Р. Формы, методы и приемы физического и трудового воспитания горской молодежи в прошлом Текст.: Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. С. 15.
124. Кулова И.Р. Роль и место физической подготовки в воспитании подрастающих поколений Текст. Владикавказ, СОГУ, 2004. С. 199207.
125. Кузнецов В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы историиосетинского народа Текст.: Издательство «Ир», Орджоникидзе, 1980, С.30.
126. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность Текст.: М., 1968, С. 84.
127. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа Текст.: Одесса, 1882. ТЛ.Вып.1. -396 с.
128. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст.: М.: Прометей, 1992. 528 с.
129. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа Текст.: Орджоникидзе, 1968. 368 с.
130. Магометов А.Х. Этнография осетин Текст.: Орджоникидзе, 1970.
131. Макеев Д.В. Теологические аспекты нартского эпоса Текст. // Дарьял 2006 №1, - С. 211-223.
132. Мамиева Н. Образ Сатаны в публикациях осетинского нартского эпоса Текст.: Северо-Осетинское книжное издательство. Орджоникидзе, 1964.
133. Макаренко А.С. Книга для родителей Текст.: М., Педагогика, 1983,-С. 85.
134. Малая Советская энциклопедия. М.: Изд-во Большая Советская энциклопедия, 1959. Т.4. С.480.
135. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев Текст.: Нальчик: Эльфа, 1999. С. 320 .
136. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 162
137. Мелетинский Е.М. Место нартских сказаний в истории эпоса Текст.: Сб. «Нартский эпос», г. Орджоникидзе, 1957 г.
138. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем Текст. // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1977. С.78-96.
139. Миллер В.Ф. Осетинские этюды Текст.: М., 1881. Вып.1. 166 с.
140. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин Текст.: Журнал министерства народного просвещения, 1882. №8.
141. Мятельский М.С., Солнцев П.С. М., Педагогика Текст.: 1986. -С. 32.
142. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000. №751.
143. Нартхэр. Кабардинский эпос Текст.: Нальчик, 1951.- С. 550.
144. Нарты. Осетинский героический эпос Текст.: В 3-х кн. М.: Изд-во Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1990. Кн.1. С.77-432.
145. Нарты таурззгътзз гемаз хабэзрттее Текст.: Цхинвал, 1973, С. 46.
146. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Текст.: Изд. 3-е с изд. 1861 г. Пятигорск, 1893.
147. Новоселов Н.П. История физической культуры народов СССР, ч. 1 Текст.: Госиздательство «Фис», 1958 .
148. Нарты Текст. Т.1. // Осетинские тексты, М. 1990.
149. Нарты. Осетинский героический эпос Текст.: Книга 2, сказание «Собрание нартов», Главная редакция восточной литературы, Москва — 1989.
150. Нартовский эпос Текст. // Известия СОНИИ Т. 10 Вып.1., 1945.
151. Nickel Helmut. Wer waren konig Artus' Ritter? Uber die geschichtliche Grundlage der Artussagen. Waffen-und Ko-tum-kunde. Jahrgang, 1975, s. 1-28
152. Осетинские народные сказания (собранные Д.Шанаевым) Текст. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Отд. II. Тифлис, 1870.-С. 1-40.
153. Осетинские пословицы Текст. // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С. 19-21.
154. Осетинские тексты, собранные Д. Чонкадзе и В. Цораевым, под редакцией академика А. Шифнера» Текст.: Записки императорской
155. АН, 1869, т. 14, кн.1, Спб. Приложение: Тексты и примечания. С.85-86.
156. Осетинские нартские сказания Текст.: Дзауджикау, 1948, - С. 483.
157. Очерки истории Адыгеи Текст.: Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1957.-С. 484.
158. Очерки Чечено-Ингушской АССР Текст.: Грозный, 1967. Т. 1. -С. 314.
159. Памятники народного творчества осетин Текст.: Т. 1-3. Владикавказ, 1925-1927- 1934.
160. Подласый И.П. Педагогика Текст.: М., Владос, 2003.Кн. 1 С.60-96.
161. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России Текст.: М., 1887. С.24-25.
162. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа Текст.: Черкесск, 1998.
163. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст.: Ленинград, 1946.169. «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев» Текст.: Абхазский народный эпос. Москва, 1962. С. 146.
164. Плетнева С.А. Обычай инициации в библейской легенде о Товии. Журнал «Советская этнография», 1964, №5
165. Пчелина Е.Г. Родильные обряды у осетин Текст. // Советская этнография. 1937. № 4. С.87-98.
166. Пфафф В.Б. Путешествия по ущельям Осетии Текст. // Сборник сведений о кавказских горцах, т.1. Тифлис, 1871, С. 142.
167. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племенТекст. :Москва, 1977, С. 19 - 86.
168. Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание Текст.: М., Изд-во АН СССР, 1957. С. 306.
169. Русские пословицы и поговорки Текст. // Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1988. С. 121.
170. Русские пословицы и поговорки Текст. // Составители: Ф.М. Селиванов, Б.П. Кирдан, В.П. Аникин. М.: Изд-во Худ. лит., 1988. С. 24.
171. Русское народное поэтическое творчество Текст.: М.:- Л.: Изд-во АН СССР, 1955.-498 с.
172. Салакая Ш.Х. Абхазский нартский эпос Текст.: Изд-во «Мецниереба» Тбилиси, 1976.
173. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев Текст.: Орджоникидзе, 1968,-С. 24.
174. Семенов К.Б. Устное народное творчество горцев о воспитании детей в семье Текст. // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С. 78-79.
175. Семенов Л.П. Осетинские нартские сказания в кругу мировых эпосов Текст. // Проблемы литературы и эстетики. Орджоникидзе, 1976, С. 30-43.
176. Сказания о нартах Текст.: М., Советская Россия, 1978. С.43-602.
177. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа Текст.: М., Наука, 1983. 363 с.
178. Сушков И.М. Героизм и героические традиции Текст.: Ростов-на-Дону, 1969.-С. 11.
179. Сказания о нартах Текст.: Цхинвали, 1981. С. 85.
180. Сказания о нартах эпос народов Кавказа Текст.: Изд-во «Наука», 1969. - С. 69.
181. Сказания о нартах Текст.: Изд-во «Советская Россия» Москва, 1978.-353 с.
182. Сказания о нартах Текст.: Пер. с осет. Ю.Либединского, Издательство «Советская Россия», Москва 1978. С. 336.
183. Скитский Б.В. Нартский эпос как исторический источник Текст. // Сборник статей, Дзауджикау. 1949.
184. Тахохов Б.А. Этнокультурный контекст образования Текст. // Теория и практика обучения и воспитания. Вып.VI // Под ред. доктора педагогических наук, проф. Б.А. Тахохова. Владикавказ, 2005. С. 7-9.
185. Туаева О.Н. Образ женщины в осетинском нартском эпосе Текст. // Ученые записки СОГПИ, т 3, Орджоникидзе, 1942. С. 55-62.
186. Туманов С. В. Общественный идеал Текст.: М., 1986. 107 с.
187. Федеральная программа развития образования на 2000-2010 гг Отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.» Приказ Министерства здравоохранения РФ №114 от 23.03.2003г.-М., 2003.
188. Чочиев А.Р., Кочиев К.К. Об одном воплощении фарна и идеологии осетин Текст. // Кавказ и цивилизация Древнего Востока. Орджоникидзе, 1989.
189. Чочиев А.Р. Нарты арии и арийская идеология Текст. М., 1996. -С. 95.
190. Чиковани Г. Д. Осетинский ныхас Текст. // Кавказский этнографический сборник. Т. 5 Вып. 2, Тбилиси, 1979. 106 с.
191. Чумичева P.M. Проектирование культурного пространства игры Текст. // Р. М. Чумичева // Славянская педагогическая культура.- 2007. №5. - С. 103-108.
192. Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области Текст.: СМОМПК, вып. 1, ч. 2, Тифлис, 1881.
193. Урумов З.Т. Устное народное творчество осетин как источник этноэкологических знаний Текст. // Урумов З.Т. Этнопедагогика экологического образования. Владикавказ, 2007.
194. Ушииский К.Д. О народности в общественном воспитании Текст. // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. -С.194-256.
195. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 5. Москва, 1989, 113 с.
196. Хан-Гирей Записки о Черкесии Текст.: Нальчик. С. 263.
197. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX-1917 г.) Текст.: Дис. Докт. Педагогических наук М., 1996, С. 79.
198. Хатаев Э.Э. Этнопедагогика Северного Кавказа Текст.: Владикавказ, 2000, 252 с.
199. Хадиков Х.Х. О некоторых вопросах осетинской народной педагогики Текст. // Ученые записки СОГПИ. Т. 27. Вып.4. 88.
200. Хадиков Х.Х., Плиев Т.Н. Осетинские нартские сказания -памятник педагогической культуры Текст. // Некоторые вопросы истории и педагогики воспитания. Орджоникидзе, 1972. Вып 2.
201. Шифнер А.А. Осетинские тексты Текст. С.Пб, 1886.
202. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика Текст. Майкоп, 1988.
203. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве Текст.: Ростов-на-Дону, 1977.
204. Штенберг Л.Я. Первобытная религия Текст.: Москва, 1939. 319 с.
205. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства Текст.: М., 1973. С. 183.
206. Яценко В. Т. Целеполагание и идеалы Текст.: Киев, 1977. С. 35.
207. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. // И.С.Якиманская // М., Сентябрь, 2000. - 176 с.
208. Якиманская И.С. Педагогическая психология Учебное пособие Текст. // И.С.Якиманская // МПСИ, 2008. - 648 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.