Содержание и формы умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Комиссарова, Елена Владимировна

  • Комиссарова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Комиссарова, Елена Владимировна. Содержание и формы умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2010. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Комиссарова, Елена Владимировна

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: д.п.н., профессор Хатаев Е.Е.

Владикавказ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

1.1 Возникновение народной педагогики Северного Кавказа и типы развития.

1.2. Классики педагогики о роли народной педагогики в подготовке подрастающих поколений к жизни.

1.3. Система воспитания в народной педагогике Северного Кавказа.

1.4. Учет национально-психологических особенностей северокавказских народов в процессе воспитания.

1.5. Народная педагогика Северного Кавказа о факторах, влияющих на формирование и развитие природных дарований у детей.

Выводы.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

2.1. Умственное воспитание как составная часть системы формирования совершенной личности в педагогике народов Северного Кавказа.

2.2. Содержание и задачи умственного воспитания.

2.3. Методы и приемы умственного воспитания в народной. педагогике Северного Кавказа.

2.4. Применение идей народной педагогики по умственному воспитанию в работе современной средней общеобразовательной школы.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и формы умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа»

Актуальность исследования. Достижения современной школы являются закономерным результатом длительного развития педагогической мысли, практики обучения и воспитания в нашей стране. Духовное богатство северокавказских народов, запечатленное в народной педагогике, даёт образцы для всестороннего, гармонического развития подрастающего поколения и реализации идеи совершенной личности. Поэтому актуальность исследования обусловлена необходимостью правдивого и объективного освещения историко-педагогических процессов и воспитательно-образовательного опыта народов нашей страны, в том числе и горцев Северного Кавказа, с целью использования их для совершенствования работы современной северокавказской школы.

Это тем более важно сделать потому, что в постсоветское время школа не решает многие проблемы всесторонней подготовки учащейся молодёжи к жизни, не воспитывает учащихся в духе прежней целеустремлённости, сотрудничества, взаимопомощи, настойчивости и упорства в приобретении жизненных знаний.

Научно-практическую значимость приобретает использование в школе идей и образовательного опыта по умственному воспитанию народной педагогики Северного Кавказа. Использование этого опыта обогатит наше представление об умственной подготовке молодёжи к жизни. В этом вопросе необходима связь времён: прошлого, настоящего и будущего.

Поднять качество обучения и воспитания подрастающих поколений на уровень современных требований можно лишь путём критического анализа и творческого освоения лучших образцов образовательно-воспитательного опыта северокавказских народов. Отсюда возникает насущная необходимость использования в педагогической практике, наряду с инновациями, горского образовательно-воспитательного опыта, запёчатлённого в аккумулированном и концентрированном виде в северокавказской народной педагогике. В связи с этим школа должна активно и умело использовать этот опыт в своей деятельности для совершенствования всего образовательного процесса.

Идея умственного воспитания и обучения народной педагогики Северного Кавказа является стержневым её элементом. Она нацелена на всестороннюю и гармоническую подготовку детей к жизни, к труду и занимает одно из ведущих мест в педагогике всех народов нашей страны. В народной педагогике Северного Кавказа учение рассматривается как процесс обогащения людей полезными знаниями, а интеллект - как орудие познания. Это нашло своё отражение в работах многих исследователей, просветителей и педагогов Северного Кавказа (см. ниже), а также выражено в пословицах: « Ум - богатство» (кабардинская), «Не завидуй богатству человека, завидуй его уму» (осетинская), «Кто имеет ум, тот имеет всё» (черкесская), «Ум владеет ключом от двери жизни» (дагестанская), «Потерявшему богатство - посочувствуй, потерявшего разум - оплакивай» (чеченская) и т.д.

Лучшие представители горских народов понимали, что образованность определяет, в конечном счёте, положение человека в обществе. Об этом мы узнаём из пословиц: «Насколько обширны знания человека, настолько он сильнее» (осетинская), «Разум - счастье, учёность -клад» (кабардинская) и т.д.

В народе считалось, что все человеческие действия и поступки связаны со знанием или незнанием жизни, с тем, насколько он осведомлён, информирован о самом себе и об окружающем мире и, наоборот, насколько в этом же заблуждается. Поэтому возникли поговорки-призывы: «Знай больше и будешь работать лучше» (осетинская), «Ум - основа всякого дела» (кабардинская), «Сила человека - это его ум» (адыгейская) и т.д. Народная мудрость чётко определяет, что жизнь - это учёба, и сколько живёт человек, столько он учится: «Учёба - неиссякаемый родник», «Много знающий остаётся непобедимым» (осетинская), «В мире много такого, чего мы ещё не знаем» (карачаевская), «Мир - как колесо: новое приходит, старое уходит» (балкарская) и т.д. И потому северокавказская педагогика призывала стремиться к овладению знаниями: «Ум - основа всякого дела» (кабардинская), «Человек со знанием спасается от тысячи бед» (дагестанская), «У кого глубокие знания, тот одолеет тысячу дел» (карачаевская), «Учёба - ключ к знаниям» (осетинская), «Богатства в мире — знания» (балкарская), «Знания - это и конь на скаку, и орёл в полёте» (ингушская) и др.

Проблемам народного воспитания были посвящены работы многих исследователей Кавказа: Н. Данилевского, Е. Дубровина, М. Ковалевского, М. Краснова, Ф. Леонтовича, Л. Люлье, В. Миллера, П. Надеждина, А. Шегрена, П. Услара и мн. др., которые, руководствуясь задачами просветительского курса правительства, а также и гуманными целями, предпринимали ряд практических шагов по созданию благоприятных условий для развития школы и педагогической мысли горских народов.

Значение идей и опыта умственного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали и крупнейшие учёные и педагоги Запада и России: Я. А. Коменский, Н.А. Константинов, Е. Медынский, И.Г. Песталоцци, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М.Ф. Шабаева и др.

Огромное внимание проблемам умственного воспитания уделяли видные просветители и педагоги Северного Кавказа: чеченцы и ингуши - Ч. Ахриев и У. Лаудаев; осетины - М. Газданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, А. Коцоев, К. Хетагуров, Г. Цаголов, X. Уруймагов; кабардинцы - Ш. Ногмов, М. Хан-Гирей и др.

Многие проблемы умственного воспитания и педагогики народов нашей страны разрабатывали видные учёные - педагоги: Г. Н. Волков, С. Иванов, 3. Равкин, М. Стельмахович, Е. Христов, Я. Ханбиков, А. Хинтибидзе, М. Шабаева и др. Они занимались научной разработкой вопросов не только народной педагогики народов СССР, но и этнической педагогики, со временем выделенной в отдельную отрасль научной педагогики.

С этого момента появляется ряд интересных этнопедагогических изысканий, рассматривающих использование идей и опыта народной педагогики для современной педагогики. К ним относятся научные работы: В. Афанасьева, И. Бираговой, А. Гашимова, М. Гуртуевой, И. Куловой, ТТТ Мирзоева, К. Семенова, Я. Смирновой, В. Суховерхова, Б. Увижевой, С. Узденовой, Я. Ханбикова, Е. Хатаева, И. Шорова, и др.

Многие проблемы этнопедагогики нашли отражение и в современной философской, психологической и социологической литературе, представленной научными изысканиями: 3. Блягоза, И. Кона, В. Крысько, В. Новикова, П. Пидкасистого и др.

В различных аспектах исследовано умственное воспитание у разных народов нашей страны: русского (Г. Виноградов), татарского (Я. Ханбиков), якутского (В. Афанасьев) и стран некогда бывшего союза: грузинского (А. Хинтибидзе), армянского (В. Арутюнян), азербайджанского (А. Гашимов), киргизского (А. Измайлов) и др.

Развитие идей и опыта народной педагогики по проблемам умственного воспитания горских детей получило отражение в исследованиях учёных Северного Кавказа: В. Абаева, Т. Бестаевой, Р. Битиевой, М. Гуртуевой, И. Дадова, Р. Дзалаева, X. Дзуцева, М. Загазежева, 3. Мадаевой, Р. Мамхеговой, М. Нахушева, Т. Плиева, К. Унежева, X. Хадикова, Е. Хатаева, И. Шорова, 3. Якубова и др.

Однако отметим, что труды вышеназванных авторов носят в основном локальный характер, так как посвящены исследованию народной педагогики определённых этносов (за исключением работ проф. Е. Хатаева, имеющих общекавказскую направленность), что делает избранную автором проблему актуальной.

С учётом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которой формулируется так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы зарождения и развития умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система воспитания народов Северного Кавказа.

Предмет исследования - идеи, опыт и проблема умственного воспитания и развития, отображённые в духовной жизни, традиционной культуре и шедеврах фольклора народов Северного Кавказа.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: проанализировать становление и развитие народной педагогики на Северном Кавказе; на основе анализа работ классиков научной педагогики рассмотреть систему воспитания, существующую в народной педагогике Северного Кавказа, этапы её формирования, эволюцию с учетом национально-психологических особенностей народов, населяющих данный регион;

- раскрыть сущность и содержание умственного воспитания как составной части системы формирования совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа;

- показать практическую значимость использования методов народной педагогики в воспитании подрастающего поколения в условиях современной общеобразовательной школы;

- разработать практические рекомендации для преподавателей и студентов педагогических факультетов вузов по использованию идей народной педагогики в системе умственного воспитания современных школьников.

Методологическую основу исследования составили философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли северокавказских народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

- изучение историко-педагогических, философских и литературных источников, отражающих проблемы умственного воспитания и развития молодёжи, в том числе труды дореволюционных и современных авторов по рассматриваемой проблеме;

- изучение и анализ фольклорных произведений народов Северного Кавказа по умственному воспитанию и развитию детей;

- экспериментальное сравнение развития интеллектуального уровня учащихся при традиционной методике обучения и при использовании методов народной педагогики.

Источниковую базу исследования составили:

- сборники произведений народного творчества: сказок, сказаний, пословиц, поговорок и т.п.

- труды дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии, этнопедагогике и этнопсихологии народов нашей страны и Северного Кавказа;

- материалы периодической печати;

- периодические издания ВУЗов; результаты экспериментальных исследований особенностей интеллектуальной сферы в двух группах учащихся начальных классов. База экспериментального исследования и его организация.

Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия №4» с национально-гуманитарным уклоном и МОУ СОШ № 50 г. Владикавказа, Республика Северная Осетия-Алания и включало три взаимосвязанных этапа:

I этап - 2002-2003 гг. - предварительное ознакомление с проблемой, анализ историко-этнографических, этнопедагогических и педагогических источников. Определение основных направлений научного поиска.

II этап - 2003-2004 гг. - обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, её актуальности, разработка методологии, методов и научного аппарата исследования. Проведение констатирующего эксперимента. Подготовка научных публикаций по данной проблеме.

III этап - 2004-2010 гг. - обработка, обобщение и систематизация диссертационных материалов и результатов, полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов; их анализ и внедрение в практику. Подготовка научных публикаций по данной проблеме. Литературное оформление диссертации.

В процессе исследования участвовало 98 учащихся 2-4 классов упомянутых школ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основании изучения и анализа научно-педагогической и исторической литературы представлена целостная картина становления и развития народной педагогики на Северном Кавказе, идей и опыта умственного воспитания молодёжи;

- охарактеризованы сложившиеся в воспитательном опыте горских народов Северного Кавказа задачи, сущность, содержание, цели и методы умственного воспитания и развития подрастающего поколения;

- дана характеристика общечеловеческой гуманистической сущности умственного воспитания и раскрыты его национально-психологические особенности у различных народов Северного Кавказа;

- проанализированы факторы, влияющие на формирование и развитие природных дарований у детей;

- рассмотрено влияние методов народной педагогики на развитие интеллектуальной сферы учащихся младших классов в условиях современной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщён и систематизирован опыт формирования умственно-развитой личности в северокавказской народной педагогике. Анализ, проведённый автором, наполняет новым содержанием наши представления о педагогической мысли северокавказских народов в прошлом, специфике их системы воспитания. Расширено и, вместе с тем, конкретизировано представление об умственном воспитании, как составляющей части системы формирования совершенной личности.

Сделано теоретическое предположение о том, что активное и умелое использование опыта народной педагогики в процессе умственного воспитания младших школьников окажет благоприятное влияние на развитие творческих способностей, интеллектуальной активности учащихся. Данное предположение нашло своё подтверждение при проведении экспериментальных исследований, подтвердило целесообразность использования сделанных в настоящей работе теоретических и практических выводов в педагогической практике современной школы.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы при написании учёными трудов и учебных пособий по этнопедагогике и традиционной системе воспитания народов Северного Кавказа; внедрены в практику школьного обучения, систему подготовки и переподготовки работников образования для дошкольных учреждений и общеобразовательной школы; использованы на педагогических факультетах вузов Северного Кавказа.

Представленный материал будет полезен студентам, педагогам, аспирантам и учёным вузов при изучении истории, этнографии и народной педагогики народов Северного Кавказа.

Разработанные в ходе подготовки экспериментальных исследований методические рекомендации, тематический план спецкурса «Умственное воспитание как элемент народной педагогической системы» будут полезны студентам педагогических факультетов высших учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки, методистам института повышения квалификации работников образования.

Достоверность научных результатов обеспечена глубокой проработкой этнопедагогнческих, педагогических и фольклорных источников. Выводы, сделанные в диссертационной работе, базируются на результатах исследований известных учёных и педагогов XIX - XXI столетий.

В процессе эксперимента использованы апробированные и общепризнанные методики, что также свидетельствует о достоверности полученных экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Образовательно-воспитательное наследие северокавказских народов содержит в себе определенный педагогический потенциал для развития умственных способностей подрастающего поколения Северного Кавказа.

2. Центральным вопросом народной педагогики Северного Кавказа является развитие у детей интеллектуальных качеств и умений самостоятельно добывать знания. Данные качества и умения составляют основу для саморазвития интеллекта современных школьников.

3 Творческое переосмысление лучших образцов образовательно-воспитательного опыта северокавказских народов с учетом их национально-психологических особенностей позволяет повысить качество обучения и воспитания в начальной школе до уровня современных требований.

4. Использование опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы положительно влияет на развитие интеллектуальной сферы учащихся в части их креативных способностей.

Апробация результатов и внедрение в практику.

Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета социологии и психологии ГОУ ВПО «Северо-Осетипский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» в 2003-2006 гг., научно-практических конференциях по итогам научной работы в СОГУ (2004-2007гг.), на межвузовских и региональных конференциях в г. Владикавказе (2003

2007гг.) и Санкт-Петербурге (2007 г.), нашли свою реализацию в вузовском процессе обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Северного Кавказа в условиях факультета психологии ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.J1. Хетагурова».

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (176 наименований) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Комиссарова, Елена Владимировна

Выводы

I. Народная мудрость рассматривала учение как непрерывный процесс обогащения ума знаниями и умениями, а ум - как орудие познания и преобразования окружающей действительности. Это нашло отражение в пословицах: «Человек со знанием спасается от тысячи бед» (дагестанская); «У кого глубокие знания, тот одолеет тысячу дел» (карачаевская); «Учеба - ключ к знаниям» (осетинская); «Богатства в мире - знания» (кабардинская); «Знания -это и конь на скаку, и орел в полете» (ингушская) и др.

2. Анализ источников педагогической культуры северокавказских народов дает основания заключить, что в содержание умственного воспитания юной смены включалось овладение родным языком, сведения из истории своего народа, географии, естествознания, математики, астрономии. В процессе обогащения знаниями молодежь развивала наблюдательность, мышление, память, познавательную способность и активность.

3. В качестве методов умственного воспитания народ использовал беседу, рассказ, объяснение, показ и проверку знаний. Видное место в усвоении знаний занимала опора на личный опыт детей, развитие у них самостоятельности в суждениях, выводах, применение усвоенного материала на практике, решение проблемных ситуаций.

4. В сказаниях, сказках, наставлениях и поучениях, песнях, поговорках и пословицах старшие поколения внушали молодежи уважение к знаниям. Прививалась любовь к умственному труду. Родители формировали у детей умения и навыки, которые применялись в повседневной жизни: в играх, трудовой деятельности, общении с природой. Дети горцев под руководством старших овладевали определенной системой прикладных знаний: о земледелии, скотоводстве, обработке сельскохозяйственной продукции, о сезонных явлениях в природе и др.

5. В произведениях народного творчества четко отражены представления людей о том, что умственное воспитание осуществляется в единстве с трудовым, нравственным, художественным, физическим. Поучая детей, рассказывая им сказки, загадывая загадки, исполняя песни, участвуя в детских играх, родители, народные воспитатели заботились о развитии у своих питомцев умственных способностей, трудолюбия, художественных вкусов, физической силы, любви к природе, родному краю, его историческому прошлому. Таким образом, овладение знаниями, приобщение к духовной культуре народа способствовало развитию интереса к культуре, традициям других народов, а это, в свою очередь, укрепляло доверие народов друг к другу, сближало их, упрочивало мир на Северном Кавказе.

6. Знания, соединенные с народными традициями и нравственным опытом, способствовали формированию у детей, наряду с элементами нравственного воспитания, элементов умственного воспитания, занимающего одно из ведущих мест в народной педагогике. Вместе с тем, как свидетельствует современный опыт воспитания, традиции народной педагогики в области умственного развития в значительной мере утрачены. Устранение этих пробелов в воспитании - одна из задач современной школы

7. В наше время отмечается рост этнического самосознания народов, повышение его интереса к родной культуре. В связи с этим, одним из приоритетных направлений становится приобщение подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям как своего, так и других народов, проживающих в полиэтнической среде. Сегодня уже на уровне государственной политики признается актуальной поддержка развития национальных культур, образовательных моделей, реализующих использование традиционных форм воспитания и обучения на основе их адаптации к современным реалиям, интеграции национальных культур в единое культурно-цивилизационное пространство. Данный процесс должен возглавить школьный учитель, однако, он не готов к нему. Вот почему в педагогических учебных заведениях сегодня необходимо отвести достойное место изучению будущими учителями народного педагогического наследия, для чего следует организовать чтение спецкурсов типа «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», «Педагогическая культура народов Северного Кавказа» и др., в которые отдельным разделом включить вопрос «Умственное воспитание как элемент народной педагогической системы».

8. Вооружив учителей начальных классов арсеналом знаний, методов и средств народной педагогики, необходимо через родительский школьный лекторий провести работу с родителями, сделать их соорганизаторами формирующего эксперимента.

9. Инновационная структура учебно-воспитательного процесса в экспериментальной группе позволила обогатить изучаемый материал по таким предметам, как «Русский язык», «Математика», «Родное слово», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура» и т.д. примерами из жизни нашей Республики, отвести особое место пословицам, поговоркам, играм, песням и притчам, воспевающим ум, смекалку и трудолюбие.

10. В процессе обучения младших школьников во время всевозможных внеклассных мероприятий (тематических классных часов, фольклорных праздников, встреч с представителями науки и культуры республики, посещением научно-технических выставок и.т.д) необходимо перестроить их мышление, внести посильный вклад в процесс приобщения детей к лучшим образцам литературного, поэтического, музыкального, игрового фольклора; противопоставить примитивным интонациям речи, свойственной современным детям, богатый совершенством выражений интонационный язык народов, населяющих нашу республику.

11. В течение всего периода обучения в общеобразовательной школе уделять внимание участию школьников в общественно-полезном труде: выполнении разовых заданий по благоустройству класса, пересадке комнатных растений, уборке территорий вокруг школы и т.д. Данные мероприятия, поддерживая у ребят интерес к труду, помогут понять им, что ничто в жизни не даётся без труда, будут способствовать выработке привычки выполнять порученное дело хорошо и быстро.

12. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные позволили сделать вывод: у младших школьников из экспериментальной группы, где процесс обучения и воспитания шёл на основе традиций народной педагогики, где в содружестве работали школа и семья, наряду с их явным нравственным совершенствованием, прогрессировал процесс их умственного развития. Эти дети продемонстрировали в результате повторного анкетирования более высокий уровень интеллектуального развития, особенно, такую его важную характеристику, как креативность, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу исследования, констатировать факт положительного влияния идей народной педагогики на умственное развитие ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании исследования темы «Содержание и формы умственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике Северного Кавказа» можно сделать следующие выводы.

1. Народное воспитание возникло на заре цивилизации. Изначально оно проявлялось в форме передачи общественно-исторического опыта от предыдущих поколений к последующим с целью их подготовки к общественной жизни. Значимость такой передачи опыта всегда была настолько велика, а сам опыт, накапливаемый от поколения к поколению, был настолько ценен, что со временем возникает такое понятие, как народная педагогика, отобразившее живой опыт воспитания. Народная педагогика является совокупностью представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и образования, отраженных в народном творчестве. Значимость и актуальность народной педагогики трудно переоценить. Опыт, накопленный каждым народом, имел свою специфику. И потому в середине XX века на основе народной педагогики возникли все предпосылки для создания современного направления педагогической мысли - этнопедагогики. Этнопедагогика является отраслью педагогической науки, которая занимается исследованием на научном уровне своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения у разных народов; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего действия. С этнопедагогикой связано и новое направление в науке -этнопсихология. Последняя изучает этнические особенности психики людей, национального характера, закономерностей в формировании и функционировании национального самосознания, этнических стереотипов.

2. Мысль о глубоком влиянии народной педагогики, народного воспитания и этнопсихологии на формирование подрастающих поколений отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи В.

Бехтерева, JI. Выготского, Я. Коменского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, Л. Толстого, К. Ушинского и др. Они вместе с кавказскими просветителями: Ш.Б. Ногмовым, И.П. Крымшамхаловым, И.М. Байрамуковым, М.Г. Хан-Гиреем, К. Хетагуровым, Г. Дзасоховым и др., а также современными учеными: Е. Аристовой, Г. Волковым, С. Ивановым, 3. Равкиным, В. Суховерховым, Е. Хатаевым, М. Шабаевой и др. доказали, что поведение человека определяется биологическими и социальными особенностями условий его роста. Экспериментальные исследования, проведённые в настоящей диссертационной работе, также доказывают, что использование традиций народной педагогики в процессе воспитания подрастающего поколения, наряду с нравственным совершенствованием личности, оказывает существенное положительное влияние на развитие креативной составляющей умственных способностей воспитуемого.

3. В идеях народной педагогики мы также встречаем мысль о том, что формирование личности имеет свои закономерности. Народ, задумываясь над тем, какие факторы являются определяющими в формировании и развитии личности, приходит к выводу, что физические и умственные способности человека передаются по наследству, но развитие личности обуславливается не только природными задатками; в развитии человека немаловажную роль играет его воспитание, которое представляет собой своеобразную систему, сложный конгломерат общественных институтов - семьи, аталычества, гостеприимства, куначества, побратимства, покровительства, усыновления, совета старейшин, народных собраний и других. Признавая значение наследственности в умственном развитии человека, народ утверждает, что каждый человек способен к умственному развитию: «Зыми фэмыш1у хьадырыхэ к1орэп» — «На тот свет не идет ни один, который был бы не способен на что-нибудь» кабардинская), «Ка цазй базрцзз фаеууина, уой бэзрцэз зонуй»- «Кто сколько увидит, столько и знает» (осетинская) и т.д. Тем самым, народная педагогика внушает человеку веру в свои силы, подчеркивает значение его познавательной активности в умственном развитии.

4. Анализ источников педагогической культуры северокавказских народов дает основания заключить, что в содержание умственного воспитания юной смены включалось овладение родным языком, сведения из истории своего народа, географии, естествознания, математики, астрономии. В процессе обогащения знаниями молодежь развивала наблюдательность, мышление, память, познавательную способность и активность. Незнание, невежество народ всегда считал источником многих людских пороков, антиобщественных проявлений: «Акъылыр сыдрэ 1офи ыльапс» - «Ум — основа всякого дела»(кабардинская), «Акъыл зи1эр зэк1эми як!эсэн» - «У кого ум, тот опора для всех» (адыгейская), «Л^нахургонд адэгймаг курм эгй, ахургонд ба -цззстгин» - «Неуч — слепой, ученый - зрячий» (осетинская) и др. Поэтому все горцы, как и другие народы, с древнейших времен в человеке высоко ценили ум, мудрость, знания: «Акъыл зи1эм имы1э щы1эп» - «У кого есть ум, у того есть вес» (адыгейская), «Акъылыр былымымэ апахь лъап1» - «Ум дороже всякого богатства» (кабардинская), «Адгеймаг куд фулдаер зона, уотзе тухгиндэгр еей» - «Насколько обширны знания человека, настолько он сильнее» (осетинская) и т.д.

5. Народные педагоги считали, что в основе умственных способностей лежат знания. Быть умным, значит приобретать знания о природе вещей и многообразных явлениях жизни. Умный человек всегда стремится к знаниям. И этим знаниям, которые может воспринять ум человека, нет предела: «Акъыл зи1эр еджэнк1э ирикъуръым» - «Кто умен, тот ученьем не насытится» (кабардинская); «Бирае зонаг эембылд нае каены» - «Обладающий большими познаниями, непобедим» (осетинская), «Акъылым уасэ и1эп, гъэсныгъэм гъунэ и1эп» - «Ум не имеет цены, а учение — предела» и др. Вместе с тем, в северокавказской народной педагогике есть идея, утверждающая, что знания, в свою очередь, развивают умственные способности человека: «Зонд лэегггенэзг у» - «Ум делает человеком» (осетинская), «Акъылым янэр гупшыс» -«Мышление — мать разума», «Акъыл зи1эр акъшынчь-эми еджэнджэши» -«Умный и с глупым посоветуется» (карачаевские) и др. В этих материалах отразились мысли о том, что стремление к знанию — врожденное качество человека. И это стремление человека к знаниям, его психическая и физическая деятельность по освоению мира развивают силы его ума. Учение - важнейшее средство приобретения знаний: «Тхылъыр ш1эныгъэм и1унк1ыбз» - «Книга — ключ к знаниям» (адыгейская), «Жнее киунугае хаздзарзз згеппадз згй» - «Дом без книги - склеп» (осетинская), «Емыджагъэр нэшьу» — «Кто не имеет образования, тот слепой» (кабардинская) и др.

6. Северокавказская народная педагогика выработала совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть горские дети при подготовке к жизни. Эти знания народ приобретал в процессе многовековой борьбы за выживание и обеспечение нормальной жизни, за удовлетворение своих потребностей. Эти знания добыты из опыта и, по сути, являются научными. Они передавались из поколения в поколение, изменялись и дополнялись новыми поколениями в связи с развитием общества и совершенствованием опыта людей. Многочисленные материалы горской народной педагогики свидетельствуют, что в содержание умственного воспитания детей входят общие знания, которые охватывают знания родного языка, истории своего народа, географии, математические, астрономические, сельскохозяйственные, метеорологические и др., и специальные, к которым относятся знания по различным ремеслам.

7. Проанализированные в работе материалы позволяют утверждать, что в северокавказской народной педагогике заложены идеи о принципах и методах обучения детей. Данные методы применялись в совокупности с традиционными средствами народного воспитания (народным фольклором, играми, общением с природой и т.д.).

8. Народная педагогика придавала большое значение условиям, стимулирующим познавательную активность человека. Об этом свидетельствуют фольклорные произведения, имеющие в своей основе проблемные ситуации, при которых необходимость решения возникших жизненных задач заставляет человека искать знания, обращаться за советами к знающим, опытным людям: «Как Бадынокъуэ ввел в стране нартов новый обычай», «Саусыруко и Тотрешь» и другие, пословицы: «Зинахьыжь едэ1урэм и1оф лъэк1уатэ» - «Кто слушается своего старшего, у того дело продвигается» (кабардинская), «Уижь жи1эр щ1э » - «Выполняй советы старшего» (адыгейская), «Зазронди нимайэг, кэзстазри ба ахур кгенэз » - «Старшего чти, младшего учи» (осетинская), «Хестазр нее зонд вей, гема йин аргъ каенун гъэзуй»

- «Старший - ум наш и его надо ценить» (осетинская) и другие.

9. Знания, соединенные с народными традициями и нравственным опытом, способствовали формированию у детей наряду с элементами нравственного воспитания элементов умственного воспитания, занимающего одно из ведущих мест в народной педагогике. Вместе с тем, как свидетельствует современный опыт воспитания, традиции народной педагогики в области умственного развития в значительной мере утрачены. Устранение этих пробелов в воспитании - одна из задач современной школы

10. В наше время отмечается рост этнического самосознания народов, повышение его интереса к родной культуре. В связи с этим, одним из приоритетных направлений становится приобщение подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям как своего, так и других народов, проживающих в полиэтнической среде. Сегодня уже на уровне государственной политики признается актуальной поддержка развития национальных культур, образовательных моделей, реализующих использование традиционных форм воспитания и обучения на основе их адаптации к современным реалиям, интеграции национальных культур в единое культурно-цивилизационное пространство. Данный процесс должен возглавить школьный учитель, однако, он не готов к нему. Вот почему в педагогических учебных заведениях сегодня необходимо отвести достойное место изучению будущими учителями народного педагогического наследия, для чего следует организовать чтение спецкурсов типа: «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», «Педагогическая культура народов Северного Кавказа» и др., в которые отдельным разделом включить вопрос - «Умственное воспитание как элемент народной педагогической системы».

11. Вооружив учителей начальных классов арсеналом знаний, методов и средств народной педагогики, необходимо через родительский школьный лекторий провести работу с родителями, сделать их соорганизаторами формирующего эксперимента.

12. Инновационная структура учебно-воспитательного процесса в экспериментальной группе позволила обогатить изучаемый материал по таким предметам, как «Русский язык», «Математика», «Родное слово», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура» и т.д. примерами из жизни нашей Республики; отвести особое место пословицам, поговоркам, играм, песням и притчам, воспевающим ум, смекалку и трудолюбие.

13. В процессе обучения младших школьников, во время всевозможных внеклассных мероприятий (тематических классных часов, фольклорных праздников, встреч с представителями науки и культуры республики, посещением научно-технических выставок и.т.д), необходимо перестроить их мышление, внести посильный вклад в процесс приобщения детей к лучшим образцам литературного, поэтического, музыкального, игрового фольклора; противопоставить примитивным интонациям речи, свойственной современным детям, богатый совершенством выражений интонационный язык народов, населяющих нашу республику.

14. В течение всего периода обучения в общеобразовательной школе уделять внимание участию школьников в общественно-полезном труде: выполнении разовых заданий по благоустройству класса, пересадке комнатных растений, уборке территорий вокруг школы и т.д. Данные мероприятия, поддерживая у ребят интерес к труду, помогут понять им, что ничто в жизни не даётся без труда, будут способствовать выработке привычки выполнять порученное дело хорошо и быстро.

15. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные позволили сделать вывод: у младших школьников из экспериментальной группы, где процесс обучения и воспитания шёл на основе традиций народной педагогики, где в содружестве работали школа и семья, наряду с их явным нравственным совершенствованием, прогрессировал процесс их умственного развития. Эти дети продемонстрировали в результате повторного анкетирования более высокий уровень интеллектуального развития, особенно, такую его важную характеристику, как креативность, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу исследования, констатировать факт положительного влияния идей народной педагогики на умственное развитие ребёнка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Комиссарова, Елена Владимировна, 2010 год

1. Абадзинские народные сказки. М., 1985. - 423 с.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. М., 1990.-213 с.

3. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали. 1962. 145 с.

4. Абхазские сказки /Сост. Х.С.Бгажба. Сухуми. 1983. 356 с.

5. Авдеев О. Народный лечебник. М., 1998. 123 с.

6. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998. 278 с.

7. Амосов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Сев-Осет. Книжное изд-во, 1960. -415 с.

8. Адыгейские сказки. Майкоп, 1946. 543 с.

9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII -XIX вв. Нальчик, 1974. - 456 с.

10. Адыгэ псилъэжьхэр. Я 2-нэ тхыль. Налшык, 1967. 213 с.

11. Адыгэ тхыдэжъхэмрэ пшыеэхэмрэ. Налшык, 1955. 117 с.

12. Алексеев Н. Роль пословиц и поговорок в воспитательном процессе //Народная педагогика. 2004. № 7. С. 22-28.

13. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927. 55 с.

14. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи //Советская этнография. 1953. № 4. С. 112-117.

15. Алсуфьев Г. Народ и его понятие о воспитании //Педагогический вестник. 2003. №7. С. 13-16.

16. Амиров И.Ю. Кувшин мудрости. Грозный, 1990. 45 с.

17. Ардасенов А., Есиев А. Высшее сословие осетин Куртатинского общества. М., 1982. 213 с.

18. Балкаро-карачаевские сказки. М., 1971.-435 с.

19. Баразгов С.М. Значение игры в жизни горцев //Кавказ. 2002. № 7. С. 4558.

20. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. — 266 с.

21. Белинский В. Критика. Избранное. М., 1998. 678 с.

22. Бларамберг И.Ф. Путешествие по Кавказу. М., 1878. 423 с.

23. Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников//Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1992. 23 с.

24. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1975. Т. 20. 1134 с.

25. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 2002. 276 с.

26. Бузоева 3. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений. Дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 165 с.

27. Волков Г. Этнопедагогшса. М.: Академия. 1999. 345 с.

28. Волков Г. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. - 416 с.

29. Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. 113 с.

30. Выготский JI.C. Биологические и социальные факторы воспитания //Психология в школе. 2002. № 8. С. 28-32.

31. Выготский JI.C. Психология и мир. М., 2002. 88 с.

32. Гагстгаузен А. Взгляд на кавказских горцев //Сын отечества, 1937. Спб., Т. 1-2. Ч. 1.С. 82.

33. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. М., 1967. -312 с.

34. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV X вв. Д., 1979. -215 с.

35. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М. 1967. 654 с.

36. Герцен А.И. Полное собрание сочинений: В 5 т. М., 1988. Т. 3. 314 с.

37. Гете В. Полное собрание произведений: В 5 т. М., 1997. Т. 3. 457 с.

38. Горький А. О времени и о себе. М., 1987. 125 с.

39. Гостиев К.И. Народные обычаи и традиции осетин. Пути их совершенствования. Орджоникидзе, 1990. 88 с.

40. Гостиева Л.К. О роли общественного воспитания в народной педагогике осетин. Владикавказ: ИР, 1993. 112 с.

41. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи) //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1976. С. 53-57.

42. Гриценко Н.И. К вопросу о социально-экономических отношениях в Чечено-Ингушетии в пореформенный период //ИЧИНИИ, 1964. Т. 5. Вып. 1.-234 с.

43. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаевско-балкарского народа. Нальчик, 1990.-312 с.

44. Давидович С. Путешествие по Балкарии. М., 1867. 212 с.

45. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. М., 2002. 335 с.

46. Джелиева 3. Система воспитания осетин //Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 154 с.

47. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин. Владикаваз, 2002. -123 с.

48. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994.- 112 с.

49. Дистервег А. О воспитании //Полное собрание сочинений: В 7 т. М., 1987. Т. 1. С. 100.

50. Дубровин Н. Черкесы. Краснодар, 1927. 56 с.

51. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. -513 с.

52. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб., 1879. -34 с.

53. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель. СПб., 1835. Ч. 1-3. 213 с.

54. Ивановская Т. Дети в пословицах и поговорках русского народа //Вестник воспитания. М., 1908. 234 с.

55. История народов Северного Кавказа: В 2 т. /Под ред. А.Нарочницкого. М.: Наука, 1988.-734 с.

56. История педагогики. М., 1988. 512 с.

57. Кабардинский эпос. М., 1997. 467 с.

58. Кавелин К.Д. Сочинения. М., 1889. 234 с.

59. Кавказская война в воспоминаниях современников /Под ред. П.Образцова. М., 1997. 765 с.

60. Кайтукова 3. Аксо Колиев и проблемы становления женского образования на Северном Кавказе (начало XIX 1917 г.). Владикавказ, 2001.- 121 с.

61. Кануков И. Заметки горца. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. 423 с.

62. Карачаевско-балкарские сказки. Карачаевск, 1978. — 523 с.

63. Карваев JI. Мой Дагестан //Российская этнография. 1967. - № 12. -С. 11-17.

64. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 123 с.

65. Керьямов А. Записки русского офицера //Российский вестник. 1867. -№ 1256.- С. 3-8.

66. Кешоков А. Антология кабардинской поэзии. Нальчик, 1988. - 365 с.

67. Киржинов С.С. Система воспитания адыгов в прошлом. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. - 27 с.

68. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //Известия СОНИИ. Т. 12. - 1948. - С. 91-123.

69. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа //Русская мысль. 1883. - Кн. XII. - С. 139-145.

70. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1. - М., 1886. -342 с.

71. Кодзоев М. Пословицы и поговорки народов Кавказа. М., 1987. - 643 с.

72. Кодзоев Н.Д. История ингушского народа. Грозный, 2003. - 456 с.73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.