Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А. Алборова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Туаева, Лариса Ахсарбековна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Туаева, Лариса Ахсарбековна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.А.АЛБОРОВА.
1.1. Состояние общественно-политической обстановки и просветительского движения в Северной Осетии вначале XXвека.
1.2. Гуманистическая направленность педагогической и научно- 24 исследовательской деятельности Б.А.Алборова.
1.3. Концептуальные основы обучения осетинскому языку, разработанные
Б.А.Алборовым.
Выводы.
Глава II. ВКЛАД Б.А.АЛБОРОВА В РАЗВИТИЕ ОСЕТИНСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Научно-практическое решение актуальных проблем осетиноведения.
2.2. Культурно-этнографические исследования Б.А.Алборова.
2.3. Актуальность педагогического и научного наследия Б.А.Алборова для современной высшей и средней школы.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Ц. Амбалова2010 год, кандидат педагогических наук Лолаева, Марина Юрьевна
Становление и развитие школьного образования в Южной Осетии: Середина XIX - начало XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Сиукаева, Елена Гурамовна
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л. П. Семенова2003 год, кандидат педагогических наук Цаллагова, Татьяна Харитоновна
Культура и общественно-политическая мысль Южной Осетии в XIX - нач. XX в.2007 год, кандидат исторических наук Бетеева, Мадина Майрамовна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева: 1882-1931 гг.2010 год, кандидат педагогических наук Гугкаева, Ирина Таймуразовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А. Алборова»
Актуальность исследования. Значительные перемены, происходящие в наше время в социально-экономической жизни, общественном сознании и народном образовании, обусловливают необходимость возрождения нравственно-духовных ценностей общества, в которых особую роль играет изучение богатейшего наследия (в том числе и педагогического) народов, населяющих нашу страну. Обострение межнациональных отношений, проявление шовинизма и национализма, небрежное отношение к культуре и обычаям разных народов заставляют искать пути эффективного нравственного воспитания в многонациональной школе с использованием идей народной педагогики.
Отказ от авторитарно-догматических подходов в процессе обучения и воспитания диктует сегодня необходимость обращения к вековому опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации, к педагогической мысли тех учёных, чей вклад в дело просвещения нашей страны остался невостребованным, хотя просветительско-педагогическая деятельность лучших представителей народа и прогрессивной интеллигенции способствовала установлению добрососедских отношений и межнационального согласия между народами.
Добровольное вхождение большинства народов Северного Кавказа в состав Российской империи стимулировало развитие просвещения в крае, чему способствовала просветительско-педагогическая деятельность русских и горских писателей, учёных, историков, этнографов, учителей. Все они считали делом своей жизни борьбу против неграмотности и отсталости горцев, а свою главную задачу видели в просвещении и обучении их независимо от социального происхождения и положения. Хорошо известны имена русских и горских учёных и просветителей, изучавших отдельные стороны истории и быта горцев, их верования, обычаи и традиции, имеющие непреходящее педагогическое значение: А.Гатуева, Н.Ф.Дубровина, М.М.Ковалевского, А.Колиева, В.Ф.Миллера, Я.М.Неверова, Б.Пачева, Д.Д.Семёнова, П.Тамбиева, К.Токаева, К.Л.Хетагурова, Г.М.Цаголова, В.Цораева, Ф.И.Шегрена и др. [62].
Мы получили от прошлого сокровищницу народной мудрости, воплотившуюся в Нартовском эпосе, преданиях, сказках, пословицах, а также замечательные труды горских просветителей XIX - начала XX века: фольклорные записи, алфавиты горских языков, составленные при их активном содействии, а также азбуки и буквари, написанные для изучения родных языков. Свою задачу просветители видели в освобождении народа от патриархальных пережитков и отживших традиций, в развитии национальной культуры и светского образования в крае.
В духовной жизни каждого народа соотношение общечеловеческого и национального приобретает свои особенные формы и черты, отражающие этнопсихологические, социально-демографические, историко-культурные, образовательно-воспитательные условия и факторы. Сегодня они находят своё непосредственное выражение в понимании современных путей развития национальной школы, решении национальных проблем образования.
Задачи восстановления этнокультурных и этносоциальных функций национальной школы, возвращения ей действительно национального характера, утраченного за многие десятилетия, разработки национального компонента образования требуют трансляции национальных культур и формирования национального самосознания у новых поколений народов России на основе нормализации межнациональных отношений и обеспечения для всех народов современного цивилизованного развития.
Решение этих задач возможно на основе всестороннего ретроспективного аналитического изучения истории развития духовной и материальной культуры, просвещения и образования каждого народа.
Актуальность задач разработки национальных моделей образования обусловила активизацию научных исследований в области истории педагогики вообще и народов Северного Кавказа в частности. Проблемам развития национальной школы, этнопедагогики, истории образования посвящены работы
A.Ю.Белогурова [40], Г.Н.Волкова [52], А.Р.Джиоевой [71], Э.С.Дзуцева [74],
B.К.Кочисова [101], Р.Б.Сабаткоева [140], К.Б.Семёнова [145], Х.Х.Сукунова
152], Б.А.Тахохова [154], Е.Е.Хатаева [177], З.Б.Цаллаговой [183], С.Р.Чеджемова [187] и др.
Историко-педагогическим вопросам посвящены диссертации Т.А.Бекоевой [38], Н.О.Блейх [44], З.М.Кайтуковой [90], Ф.А.Кокаевой [99], Г.С.Кубанцевой [103], Л.Т.Кусовой [111], В.Х.Панеш [127], Ф.Н.Цораевой [186] и др.
Взаимосвязь прошлого опыта и новых подходов, прогрессивных идей прошлого и инновационных технологий современности, истории и теории - такова важнейшая концепция, которой мы руководствовались в своём историко-педагогическом исследовании.
Исходя из данной концепции, одним из основных источников теории и истории является передовое наследие прошлого, ретроспективный опыт и идеи выдающихся педагогов - просветителей. Такое отношение к наследию не предполагает механического переноса всякого опыта, а подразумевает изучение и практическое применение того, что выдержало испытание временем, что не утратило значения и сегодня может служить делу воспитания, обучения и образования молодёжи.
Исторический прогресс сочетается с переоценкой ценностей прошлого. Прошлое в связи с конкретным историческим процессом в некотором смысле становится современностью. Исследование истории теоретической мысли ценно тем, что в его ходе изучение педагогического наследия прошлого представляется как составная часть исследования современных педагогических систем.
Рассматриваемый нами период истории нашей страны (первая половина XX века) с точки зрения развития педагогической мысли в Осетии был характерен появлением многих выдающихся педагогов-просветителей: Б.А.Алборова, М.К.Гарданова, Д.Гибизова, Г.И.Дзасохова, Х.А.Уруймагова, Г.М.Цаголова и др.
Педагогическая и просветительская деятельность в Осетии переживала в это время бурное развитие и носила острый, боевой, наступательный характер
44]. Одним из наиболее ярких представителей осетинского просветительства был Б.А.Алборов.
Б.А.Алборов принадлежит к первому поколению учёных Северной Осетии, чья научная деятельность удачно сочеталась с большой организаторской работой, направленной на развитие культуры родного народа. В 20-е - 30-е годы XX века все мероприятия в Северной Осетии в сфере просвещения и культуры, научной мысли в области осетинской филологии связаны с его именем.
Он был многогранной личностью с широким кругом интересов, вдумчивым исследователем, просветителем, краеведом, выдающимся педагогом, этнографом, талантливым организатором.
Его педагогическая деятельность начиналась с должности учителя словесности в Ольгинской школе. В 1920-21 гг. он руководил отделом народного образования Владикавказского округа, с 1922 года был заместителем наркома просвещения Горской республики, затем — первым ректором Горского института народного образования (сегодня это Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова), в 1925 году стал первым директором Осетинского научно-исследовательского института краеведения, долгие годы был заведующим кафедрой Горского педагогического института.
В своей педагогической деятельности Б.А.Алборов руководствовался прогрессивными идеями выдающихся педагогов и просветителей: В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.В.Добролюбова, К.Д.Ушинского. Обучение он считал центральным вопросом народного образования и отдавал его организации много сил и энергии.
Его педагогическая деятельность была тесно связана с большой просветительской работой и носила гуманистический характер. Часто выступая перед населением республики с лекциями и докладами, он пропагандировал эффективные методы обучения родному языку, доказывал необходимость развития единого литературного языка.
Научная деятельность Б.А.Алборова была посвящена большей частью разработке основ преподавания осетинского и русского языков. Вклад учёного в дело обучения родному языку настолько велик, что его можно с полным основанием считать автором целостной педагогической концепции.
Круг научных интересов ученого, кроме родного языка, включал в себя исследования по языкознанию, этнографии, топонимике, истории. Среди них выдающимися можно считать открытие им первой осетинской печатной книги, расшифровку надписи на надгробной плите в станице Зеленчукской, исследования Нартовского эпоса.
История отечественной педагогики очень богата именами людей, посвятивших свои силы народному просвещению и внёсших большой вклад в дело его развития. Деятельность многих из них ещё мало исследована. Их педагогические взгляды и практический опыт ещё не стали достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики, современной общественности. К таким активным деятелям просвещения, науки и культуры осетинского народа относится учёный, педагог и просветитель Б.А.Алборов.
Поэтому вполне закономерно, что сегодня его творчество стало объектом изучения. Возросшая актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость его трудов, а также недостаточная освещённость педагогического творчества Б. А. Алборова и определили тему исследования: «Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А.Алборова».
Степень научной разработанности проблемы. Педагогическое наследие Б.А.Алборова, его исследования в области педагогики, филологии и языкознания, этнографии, истории, литературы до сих пор не стали предметом специального изучения.
В некоторых работах даётся лишь краткий анализ деятельности учёного или только упоминается его имя наряду с другими педагогическими просветителями. Из публикаций о Б.А.Алборове можно назвать следующие: Л.Габоева «Уважать себя» [55], Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов «Педагогическая мысль и школа в Северной Осетии» [96], В.Кесаев «Первый осетинский профессор» [98], Б.С.Кулов «К высотам культуры» [107], Л.А.Кцоева «Имела честь быть ученицей профессора» [112], С.Т.Марзойты «Номенклатурные этюды» [120],
Т.А.Хамицаева «Б.А.Алборов - собиратель и исследователь осетинского фольклора» [172] и др.
Вместе с тем к его работам в области педагогики, языкознания, этнографии, истории, культуры обращаются многие исследователи. Изучение этих работ проходит с позиций каждой науки отдельно: педагоги изучают его педагогические труды, языковеды - работы по языкознанию, этнографы - его этнографические исследования и т.д.
Исследователями наследия Б.А.Алборова не изучались специально его педагогическая, просветительская и организаторская деятельность, хотя именно в этих областях было приложение его основных сил.
В процессе своей педагогической деятельности он разрабатывал основы преподавания осетинского языка и литературы, организации национального образования. Его просветительская деятельность была посвящена проблемам развития осетинской графики и орфографии, становления единого осетинского литературного языка, изучению памятников прошлого и др.
Им, как талантливым организатором, были созданы Горский педагогический институт, первое в Осетии научное историко-филологическое общество, научно-исследовательский институт краеведения.
Проведённое нами исследование показало, что существует противоречие между широким использованием наследия Б.А.Алборова в научно-педагогической литературе и отсутствием целостного исследования его педагогической и научно-просветительской деятельности.
Это противоречие и обусловило выбор проблемы нашего исследования: «Какие факторы обусловили формирование Б.А.Алборова как педагога и просветителя, какой вклад он внёс в развитие образования и просвещения Северной Осетии первой половины XX века».
Решение данной проблемы и явилось целью нашего исследования.
Объект исследования - состояние народного образования и педагогической мысли в Северной Осетии первой половины XX века.
Предмет исследования - педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А.Алборова.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать общепедагогические идеи и дидактические принципы Б.А.Алборова, определить его вклад в развитие педагогической науки и практики в Северной Осетии;
- раскрыть сущность подходов Б.А.Алборова к решению проблем национальной школы и обосновать их актуальность для современного образования;
- исследовать направления научной и практической деятельности Б.А.Алборова в решении проблемы подготовки педагогических кадров для школ Северной Осетии;
- обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для практики современных учебных заведений на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого материала.
Методологическую базу исследования составили современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории, культуры и образования; философские положения о взаимосвязи общественного развития и педагогики, о соотношении общего и особенного в жизни общества, о диалектической взаимодополняемости национального и общечеловеческого, об единстве теории и практики, о творческом и бережном отношении к культурному наследию прошлого; системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в единстве биографию учёного, его личный вклад в историю развития горской культуры и просвещения, науки и образования.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: исторический, культурологический, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ философской, социально-политической, историко-этнологической, художественной и психолого-педагогической литературы, архивных источников; теоретическое обобщение;
- эмпирические: педагогический анализ и научная оценка учебных программ, учебников, научных исследований, опыта работы школ и вузов; педагогическое интервью, беседы.
Источниковую базу исследования составили:
- труды Б.А.Алборова в разных областях научного знания;
- архивные материалы Центрального государственного архива РСО-Алания, Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.Абаева, архив семьи Алборовых;
- опубликованные документы, статьи, работы, отражающие жизнь и деятельность Б.А.Алборова;
- учебно-методические материалы Б.А.Алборова (очерки, учебники, отчёты, отзывы, аналитические материалы, записки, доклады, его документы);
- материалы съездов, совещаний, конференций с участием Б.А.Алборова, а также съездов и совещаний по вопросам просвещения, образования и культуры Северного Кавказа;
- мемуарные материалы Т.А.Хамицаевой, Л.А.Кцоевой, С.Т.Марзойты, дочери Б.А.Алборова - Ф.Б.Алборовой.
Организация и этапы исследования:
- Исследование проводилось в 3 этапа:
- 1999-2000 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, установление степени разработанности проблемы;
- 2001 - 2002 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, выявление актуальности темы, определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования;
- 2003 - 2004 годы - систематизация и обобщение материалов, издание статей, написание диссертации.
Научная новизна исследования:
- проведён целостный анализ педагогической, просветительской и научной деятельности Б.А.Алборова, определён его вклад в развитие педагогической мысли Северной Осетии;
- определена сущность общепедагогических и дидактических взглядов Б.А.Алборова, его подходы к решению проблем осетинской национальной школы, к подготовке педагогических кадров для школ Северной Осетии;
- проанализирован и обобщён вклад Б.А.Алборова в развитие культурологии, филологии, этнографии, ономастики, фольклора;
- дана оценка его научных исследований и учебно-методической работы в контексте развития педагогической мысли Северной Осетии и Северного Кавказа в целом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в сравнительно- сопоставительном аспекте раскрыта педагогическая и научная деятельность Б.А.Алборова и определен его огромный вклад в дело развития народного образования Северной Осетии. Теоретическое значение имеют идеи о совершенствовании профессиональной подготовки учителей, о развитии высшего профессионального образования и национальной школы, его видение воспитывающего обучения, комплексное изучении истории, культуры, устного народного творчества и традиционной педагогики северо-кавказских народов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в исследовании таких дисциплин, как краеведение, этнография, литературоведение, языкознание, топонимика, история. Основные положения работы могут быть использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в средних специальных и высших учебных заведениях Северного Кавказа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия учёного; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Б.А.Алборов входит в плеяду осетинских педагогов-просветителей первой половины XX века. Его личность сформировалась под воздействием традиционной культуры воспитания осетинского народа, поликультурной научной и педагогической среды, под влиянием личного взаимодействия с ведущими учёными Северного Кавказа и страны. Его научные интересы были направлены на решение самых актуальных общепедагогических, дидактических, методических, лингвистических, этнографических, исторических проблем.
2. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Б.А.Алборова свидетельствуют о глубоком понимании им духовно-нравственных интересов осетинского народа, взаимосвязи и взаимодополняемости общечеловеческого и национального в его развитии.
3. Основные черты методических принципов Б.А.Алборова свидетельствуют о его приверженности к прогрессивным педагогическим идеям интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе обучения, развития их познавательных способностей, изменения организационных форм обучения, усиления практической направленности в обучении, развития гражданского самосознания обучаемых, воспитания молодёжи в духе интернационализма, создания национальной школы.
4. В научно-педагогических и учебно-исторических работах Б.А.Алборова исследуются проблемы рациональной постановки школьного обучения, системы профессиональной подготовки учителей, организации методической работы в школе, совершенствования учебных программ и учебников, оптимального отбора учебного материала, воспитания учащихся на лучших образцах народного творчества.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по мере подготовки материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на научной международной конференциии (Пенза, 2004г.), на Всероссийской конференции (Пенза, 2004г.), на республиканских и региональных конференциях в г.Владикавказе (2002-2004 гг.), на научно-практических конференциях в Северо-Осетинском государственном пединституте (2001-2004 гг), в Северо-Осетинском государственном университете им. K.JI. Хетагурова (2003-2004 гг.), на совещаниях и семинарах работников образования республики (2002-2003 гг.), на методологическом семинаре кафедры педагогики СОГУ.
Материалы исследования автора использовались в учебно-воспитательном процессе Северо-Осетинского государственного педагогического института и получили положительную оценку.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв.2003 год, кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна
История педагогики и образования осетинского народа XVIII - ХХ вв.2003 год, доктор педагогических наук Чеджемов, Сергей Русланович
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII - XIX вв.2011 год, доктор педагогических наук Бекоева, Татьяна Александровна
История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года1997 год, доктор педагогических наук Кочисов, Валерий Константинович
Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.2001 год, кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Туаева, Лариса Ахсарбековна
120 Выводы
1. Б.А.Алборов внёс большой вклад в развитие народного образования. Им были разработаны учебные программы преподавания осетинского и русского языков, грамматические справочники, словарь грамматических терминов, структура педагогических техникумов, принципы организации педагогического журнала и многое другое.
Сравнительно-исторический анализ педагогических воззрений ученого на дидактические принципы дал возможность оценить значение его педагогического наследия. Он считал необходимым создавать все условия для творческого развития ребенка посредством содержания учебного материала. Уже в начале XX века Б.А.Алборов понимал необходимость изменений организационных форм обучения.
2. Задачи современной школьной реформы (усиление практической направленности содержания обучения и акцент на интеллектуальное развитие учащихся, увеличение доли продуктивной деятельности) успешно решались Б.А.Алборовым в педагогических и научных трудах, а также в его педагогической деятельности.
3. Большое значение для современной школы имеют педагогические идеи учёного по обучению детей в условиях двуязычия и его программа развития национального характера образования.
4. Вопросы воспитания молодёжи в духе любви к своей родине, уважения к национальным традициям, культуре, истории своего и других народов, отражённые в педагогических и научных трудах Б.А.Алборова, особенно актуальны для современной национальной школы.
5. Стремление учёного к гуманизации и демократизации народного просвещения и рекомендации по правильной его постановке находят и сегодня отражение в педагогической практике.
6. Основой всех исследований учёного в области лексики, грамматики и фонетики осетинского языка, а также исторического и сравнительного языкознания был интерес к своему народу, к другим народам, их культуре и истории.
7. Труды Б.А.Алборова в области языкознания имеют большое научное значение, так как дают возможность проследить историческое развитие осетинского языка, начиная с первых письменных памятников осетинской культуры, т.е. с XI века, до наших дней. Практическое значение его работ заключается в том, что они нашли применение в преподавании осетинского языка в качестве учебных программ, грамматических справочников, словаря грамматических терминов и др.
8. Большой заслугой Б.А. Алборова являются его исследования в области книгопечатания, открытие им первой печатной осетинской книги. В результате научного исследования им было установлено, что первая печатная осетинская книга, изданная с использованием русско-славянских литер, появилась в 1798 году и называлась «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания». Перевод книги на русский язык был сделан Павлом Ген-цауровым, сыном священника из села Заки Закинского ущелья. Анализ языковых особенностей книги позволил определить, что она была написана осетинами-иронцами, проживавшими в Моздокском районе. Открытие первой печатной осетинской книги имело большое историческое значение для развития осетинской письменности и осетинского языкознания.
9. Расшифровка исследователем древних письменных грамот и надписи на Зеленчукской надгробной плите привела его к следующим научным выводам: осетинский язык начинает свою историю задолго до появления первой печатной книги, т.е. до 1798 года; на этом языке говорили аланы-ассы-осетины, жившие намного западнее от теперешних мест поселения. Научная ценность работы Б.А.Алборова в том, что им были обнаружены и проанализированы фонетические, морфологические и словарные особенности древнеосетинского языка и установлены места поселения древних осетин.
10. Б.А.Алборову принадлежит заслуга быть первооткрывателем осетинского нартовского эпоса. Научный анализ различных вариантов Нартских сказаний о Гумском человеке позволил ему сделать вывод о том, что Гумский человек был половцем (как называли их в русских летописях). Нартских сказаний о Гумском человеке нет ни у одной другой народности Кавказа, что дало основание исследователю считать эти сказания только осетинскими. Научное и культурное значение этого труда переоценить невозможно. Он открыл для потомков не только древний литературный памятник, но и яркий образец высокой духовной культуры народа.
11. Б.А. Алборов собирал народные сказки, легенды, пословицы, поговорки, высоко ценил их глубокое содержание и красивый язык. Результатом его научных исследований в области фольклористики явилась систематизация по тематическому и хронологическому принципам произведений устного народного творчества, а также гармонизация народных песен. Произведения устного народного творчества ценны тем, что они являются не только фольклорным образцом, обладающим мощным воспитательным воздействием, но и хорошей основой для дальнейшего развития литературы.
12. Б.А.Алборов интересовался историей культуры родного народа и принимал активное участие в культурной жизни Осетии. Он стоял у истоков зарождения осетинского драматического театра. Им был организован один из первых самодеятельных драматических кружков, написаны для него пьесы, пользовавшиеся большим успехом у населения.
13. Большим вкладом в изучение истории осетинского театра является исследование Б.А.Алборовым творчества первой писательницы Розы Кочисовой. Он не только проанализировал её работы, но и подробно описал обычаи, нравы и быт осетинского народа начала XX века.
14. Заметное место в творчестве учёного занимают его литературоведческие исследования. В круг его интересов входило творчество как русских, так и осетинских поэтов и писателей: М.Ю.Лермонтова, Т.Г.Шевченко, Г.Ф.Баракова, Б.И.Гуржибекова, А.З.Кубалова, К.Л.Хетагурова.
В результате литературоведческих исследований творчества Темирболата Мамсурова Б.А.Алборову удалось доказать, что Т.Мамсуров был первым осетинским поэтом. Это открытие значительно обогатило историю осетинской культуры.
15. Анализ культурологической деятельности Б.А.Алборова, проведенный нами с использованием научных методов исследования (сравнительно-исторического, анализа, синтеза, индукции, обобщения) и основанный на теории Ю.М.Лотмана о постепенных процессах и взрывных явлениях в культуре, привёл нас к следующим выводам: а) исследование Б.А.Алборова о нартовском эпосе возможно считать новаторской работой в силу следующих причин:
- он был первым исследователем нартовского эпоса в Осетии;
- им впервые установлено, что нартовский эпос возник в XI-XII веках;
- сказания о Гумском человеке можно по праву считать осетинскими, что даёт нам основание полагать, что уже в XI веке осетины имели письменность и достаточно развитую культуру. б) Нартовский эпос для Б.А.Алборова явился основой его последующих научных исследований: расшифровки надписи на Зеленчукской гробнице, открытия первой печатной осетинской книги, развития осетиноведения в целом.
124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кардинальные изменения в политике и экономике, произошедшие в России в конце XX века, повлекли за собой изменения в образовательной системе. Возникла острая необходимость решения проблем непрерывного образования, перехода обучения и воспитания на качественно новый уровень на основе демократизации и гуманизации средней и высшей школы.
В переломные моменты своей истории общество всегда обращалось и обращается к истокам народной мудрости, к опыту прошлого. Народная педагогика - это сокровищница народной мудрости, вобравшая в себя богатый опыт предшествующих поколений. Всё это неоспоримо свидетельствует о значении сегодня историко-педагогических исследований. История сохранила имена многих выдающихся педагогов Осетии, заметное место среди которых занимает Б.А.Алборов.
Б.А.Алборов является ярким представителем просветителей Осетии первой половины XX века. Выдающийся педагог, талантливый организатор, учёный, он много сделал для развития педагогической и научной мысли в Осетии. Круг его научных исследований широк и разнообразен: усовершенствование осетинской письменности и грамматической терминологии, разработка программ по родному и русскому языкам, изучение народного творчества и истории Осетии.
Его становление пришлось на начало XX века. Кавказ в рассматриваемый нами период представлял большой интерес для России как регион с богатыми природными ресурсами, важным военно-стратегическим значением. Правительство царской России вынашивало планы насаждения на Кавказе русской гражданственности через русское образование. Уже в середине XIX века на Кавказе появляется ряд различных школ: духовные училища, горские училища, народные училища, гимназии, церковно-приходские школы.
Общественная жизнь Северной Осетии того времени была бурной: широкая просветительская работа Г.И. Дзасохова, М.К.Гарданова, А.А.Гассиева, С.М.Кирова, Х.А.Уруймагова, Г.И.Цаголова, работа прогрессивных печатных изданий («Терские областные ведомости», «Терек», «Казбек»), организация культурно-просветительских учреждений (библиотеки, культурные, благотворительные и религиозные общества) - всё это способствовало развитию культуры и просвещения горцев. Их интерес к образованию был очень велик, что и предопределило профессиональное становление Б.А.Алборова.
Он получил образование в г.Киеве, закончив историко-филологический факультет университета. Будучи ещё учеником городского училища в г.Владикавказе, он интересовался русской классической литературой и родной словесностью. Учёба в университете укрепила его интерес к словесности, к научным исследованиям.
Трудовая деятельность Б.А.Алборова проходила в основном во Владикавказе. Много сил и энергии он отдавал просвещению: его стараниями был организован Горский институт народного образования, Осетинское историко-филологическое общество, Осетинский научно-исследовательский институт краеведения.
Большую организаторскую работу он совмещал с педагогической: преподавал студентам лингвистику в Горском педагогическом институте, руководил их практикой в школах, посещал много уроков и анализировал их, разрабатывал методические рекомендации, обследовал школы на предмет организации ими методической работы.
Его научная работа включала в себя исследования по языкознанию (историческому и сравнительному), истории, этнографии, краеведению, культуре. Многие его работы находились на стыке нескольких наук.
Его просветительская деятельность была направлена на становление и развитие народного образования в Осетии, основывалась на демократических идеях гуманистов А.И.Герцена, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, А.А.Гассиева.
Ретроспективно-исторический анализ биографии Б.А.Алборова, проведённый нами на основе архивных, документальных и литературных материалов, позволил нам всесторонне представить его как личность и изучить научно-педагогическое наследие ученого.
Центральное место в научных трудах Б.А.Алборова занимают его исследования в области обучения родному языку. Следуя идеям таких выдающихся просветителей, как В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Б.А.Алборов считал обучение родному языку основным в деле народного образования. Большой заслугой учёного является разработка учебных программ по родному и русскому языкам, в основе которых были положены философская теория познания, психологическая теория развития речи и общедидактические принципы обучения.
Большим прогрессивным шагом в развитии осетинской письменности было сделанное учёным научное обоснование необходимости перехода осетинской графики на русскую основу. Им были проанализированы не только недостатки «коренизации» национальной школы, но и разработаны конкретные рекомендации по их устранению.
Концептуальный подход Б.А.Алборова к проблеме обучения осетинскому языку обусловил создание им грамматики осетинского языка, составленной с учётом основных дидактических и психологических принципов, а также разработку структуры национальных педагогических техникумов.
Ученый внес весомый вклад в дальнейшее развитие методики обучения родному языку: им написаны десятки методических рекомендаций, проанализированы многие программы, учебники, контрольные работы по методике, результаты обследования школ и посещённых уроков.
Научный анализ работ учёного в области обучения родному языку, в основу которого нами были положены такие методы научного исследования, как индукция, дедукция, обобщение и синтез, позволил нам прийти к выводу, что Б.А.Алборовым была создана концепция обучения родному языку, представляющая собой стройную, логическую систему, объединённую одной целью. Концепция обучения родному языку состоит из следующих звеньев: просветительская деятельность с целью развития народного образования; определение первоочередных мер по организации обучения родному языку и литературе; создание программ и учебников осетинского и русского языков для национальной школы; разработка теории осетинского языка, его лексикографическое, фонетическое и грамматическое описание в учебных целях; обоснование содержания обучения и структуры национальных педагогических техникумов; дальнейшее развитие методики преподавания осетинского языка и литературы в школе и педагогических учебных заведениях.
Научно-исследовательская деятельность Б.А.Алборова основывалась на философских принципах историзма, преемственности в развитии культуры и носила гуманистический характер. Его исследования в области языкознания имеют большое научное значение, т.к. дают возможность понять историческое развитие осетинского языка. Практическое значение его научных работ состоит в возможности их применения в преподавании осетинского языка.
Исследователем был внесён большой вклад в развитие осетинской культуры. Им была открыта первая печатная осетинская книга, расшифрована надпись на надгробной плите в станице Зеленчукской, открыт первый осетинский поэт Темирболат Мамсуров, систематизированы и гармонизированы осетинские песни, составлен сборник осетинских сказок.
Научное значение этих работ трудно переоценить: открытие первой печатной осетинской книги внесло большой вклад в теорию развития осетинской письменности, расшифровка надгробной надписи в станице Зеленчукской дала возможность установить места поселения древних осетин и определить, что осетинский язык существовал уже задолго до появления первой печатной осетинской книги. Исследование биографии Темирболата Мамсурова позволило Б.А.Алборову считать его первым осетинским поэтом.
Его фольклорные исследования дают нам богатый культурно-исторический материал и возможность использования его как мощное воспитательное средство, как основу для дальнейшего развития народного литературного творчества.
Б.А.Алборов является первооткрывателем осетинского нартовского эпоса. На основе научного анализа сказаний о Гумском человеке им было доказано, что аналогичных сказаний нет ни у одного народа Кавказа, кроме осетин. Им был не только открыт древний литературный памятник, но и яркий образец высокой нравственной культуры народа.
Б.А.Алборов был организатором первых самодеятельных драматических кружков в Осетии. Его пьесы, написанные для этих кружков, пользовались большой популярностью. Изучение и описание творчества, первой осетинской писательницы Розы Кочисовой было большим вкладом в историю осетинского театра.
В результате общего анализа культуроведческой деятельности Б.А.Алборова, в основу которого была положена теория Ю.М.Лотмана о взрывных явлениях и постепенных процессах в культуре, а также использования нами научных методов исследования (сравнительно-исторического, синтеза, индукции, обобщения), было установлено:
- исследование о нартовском эпосе является выдающейся работой, послужившей основой для последующих научных исследований: расшифровки надписи на Зеленчукской гробнице, открытия первой печатной осетинской книги, развития осетиноведения в целом.
Научное и педагогическое наследие Б.А.Алборова представляет собой большую ценность для современной школы.
Решение им насущных задач школы (усиление практической направленности содержания обучения, акцент на интеллектуальное развитие учащихся, увеличение доли продуктивной деятельности), отражённое в его педагогических и научных трудах, а также в педагогической деятельности, являются образцом успешного решения задач современной школы.
Программа развития национального характера образования и обучения детей в условиях двуязычия, разработанная учёным и не потерявшая своей научной, обучающей и воспитательной ценности и сегодня, может быть использована для организации национального образования в современной школе.
Особенно актуальными для современной национальной школы представляются вопросы воспитания молодёжи в духе любви к своей родине, уважения к национальным традициям, культуре, истории своего и других народов, отражённые в педагогических и научных трудах Б.А.Алборова.
Проведённое нами диссертационное исследование явилось попыткой обобщить и проанализировать педагогическую, научную, организаторскую и просветительскую деятельность Б.А.Алборова.
Вместе с тем мы считаем, что его творчество ещё требует дальнейшего изучения. Нерешёнными, по нашему мнению, остаются следующие проблемы:
1. Дальнейшее развитие национальной школы в свете педагогических и научных теорий Б.А.Алборова.
2. Использование фольклора как обучающего и воспитывающего средства в программе национальной школы (на материале фольклорных исследований Б.А.Алборова).
3. Организация педагогической и научной практики студентов педагогических вузов (на основе опыта Б.А.Алборова).
4. Проблема воспитания патриотизма и гуманизма в трудах Б.А.Алборова.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Туаева, Лариса Ахсарбековна, 2005 год
1. Абаев В.И. Нартовский эпос. М., 1964. - 185 с.
2. Авнухов И.Г., Огородников И.Т. Организация и методика работы в высшей школе. М., 1934. - 72 с.
3. Айнштейн В.П. Преподаватель и студент (практика общения) // Высшее образование в России. 1998. №2.-С. 51-57.
4. Алборов Б.А. «Цирыхъ» осетинских нартских сказаний. Изв. СОНИИ.-Вып. 1. Орджоникидзе, 1960. - 4 с.
5. Алборов Б.А. Алано-асская надпись из Цамада Алагирского ущелья Северной Осетии. Изв. СОНИИ. Орджоникидзе, 1966. - Т. 25. - 4 с.• 6. Алборов Б.А. Всеволод Фёдорович Миллер как лингвист-осетиновед. 1. Владикавказ, 1925. 17 с.
6. Алборов Б.А. Два памятника графики из Северной Осетии. Изв. СОНИИ. Орджоникидзе, 1957. - Т. 19. - 2 с.
7. Алборов Б.А. Жизнь и творчество первой осетинской писательницы Розы Кочисовой. Орджоникидзе, 1960. - 164 с.
8. Алборов Б.А. Изучение и гармонизация осетинских народных песен. Изв. СОНИИ. Вып. И. Владикавказ, 1926. - 42 с.
9. Алборов Б.А. Ингушское «Гальерды» и осетинское «Аларды». Изв. Ингушского НИИ краеведения. Вып. 1. Владикавказ, 1928. - 2 с.
10. Алборов Б.А. Ингушское «Деалы» бог и осетинское «Даелимон» - злой дух. Изв. Ингушского НИИ краеведения. Вып. 2-3. - Владикавказ, 1930. -6 с.
11. Алборов Б.А. История осетинских письмен. Владикавказ, 1929. - 102 с. т 13. Алборов Б.А. К вопросу об издании осетинского педагогического журнала «Осетинская школа». Изв. СОНИИ. Вып. 2. — Владикавказ, 1926. - 2 с.14
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.