Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бирагова, Иза Ивановна

  • Бирагова, Иза Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Бирагова, Иза Ивановна. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2001. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бирагова, Иза Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 Идеи и воспитательный опыт осетинского народа по нравственному воспитанию подрастающих поколений.

1.1. Социально-исторические корни возникновения и развития осетинской народной педагогики. Её структура, сущность и предмет.

1.2. Представление горцев-осетин об идеале совершенной личности.

1.3. Горцы-осетины о нравственности и нравственном воспитании. Понятия «нравственность», «ирон аегъдау» (осетинский обычай), «ирон аефсарм» (осетинский этикет).

1.4. Осетинская народная педагогика о содержании нравственного воспитания.

1.5. Требования осетинского нравственного кодекса к детям и

0 молодёжи.

Глава 2 Средства, методы и приемы нравственного воспитания подрастающих поколений.

2.1. Средства нравственного воспитания в народной педагогике осетин.

2.2. Основные методы нравственного воспитания подрастающих поколений.

2.3. Приёмы нравственного воспитания.

Щ 2.4. Педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания курса

Традиционная культура осетин».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике»

Постановка и актуальность проблемы. В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в 90 гг. XX века во всех сферах нашей действительности в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения.

Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности в Осетии, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей осетинского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.

В наше время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению национальной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.

Духовное богатство этноса всегда было связано с народной педагогикой, с нравственными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям этих понятий, идей и опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эти задачи призваны учёные и школа.

Вместе с тем, нынешняя социальная ситуация в России такова, что зачастую игнорируются национальные особенности, этнопедагогические стереотипы, отражённые в нравах, обычаях, что на практике нередко приводит к тому, что национально-психологические особенности детей вступают в противоречие с целями, средствами, методами нравственного воспитания.

Следует также отметить, что перестроечные процессы, осуществляемые в нашей стране с целью демократизации и обновления общества, раскрепощения духовно-нравственного сознания людей, принесли не только пользу, но и значительный ущерб делу воспитания.

Вот почему современное состояние нравственного воспитания в школе далеко неудовлетворительное. Оно не отвечает требованиям жизни в смысле нравственно-психологической подготовки детей к жизни. Утрачиваются веками передаваемые из поколения в поколение обычаи уважения старших, женщин, любви к труду. Дети не знают свою национальную культуру, обычаи, родной язык Школа не воспитывает детей в духе прежней целеустремлённости, коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, единения, подлинной человеческой гражданственности, свободных гуманных отношений.

В этих условиях важное значение приобретает использование богатого опыта и идей нравственного воспитания, имеющихся в осетинской народной педагогике, что могло бы подсказать нам много полезного для совершенствования системы нравственного воспитания детей в семье и обществе.

Поэтому, возрождая современную осетинскую школу, необходимо опираться на опыт и идеи нравственного воспитания, нашедшие своё отражение в этнопедагогике осетинского народа.

К вопросам народной педагогики большой интерес проявляли классики педагогики. В частности, основоположник мировой педагогической науки Я.А. Коменский одним из первых дал теоретическое обоснование народному воспитанию, оставил блестящий образец практической реализации педагогики в классическом труде «Мудрость старых чехов», не потерявшем своего значения до настоящего времени

Особое внимание народному опыту воспитания уделял великий русский педагог К.Д. Ушинский. В итоге глубокого анализа систем воспитания ведущих стран мира, он пришёл к выводу, что у каждого народа существует «своя национальная система воспитания»[133, с.256].

Современными для нашего времени являются мысли великого педагога, по достоинству оценённого историками как создателя русской народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывают характер народа, его национальные и психологические особенности, его быт, историческая культура и т.д.

В статье «О нравственном элементе в русском воспитании», обосновывая необходимость народной школы для России, К.Д.Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим» [134,с. 54].

Прав и видный мыслитель России И.А.Ильин (1883-1954), горячий поборник национального воспитания, который считал, что «каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать её, одолеть её, одухотворить её по-своему, пребывая в своём, своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное священное право; в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, религиозная обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, - он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдёт с лица земли» [56,с.15].

Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мысли отмечали крупнейшие классики-педагоги Запада и

России: Ж.Ж. Руссо, Н, А. Константинов, А.С.Макаренко, Е.М. Медынский, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский и другие. В А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчёркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования на проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьёзно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, -писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национально характера, лицо народа» [130, с.16].

Актуальность этих взглядов усиливается проблемами, возникающими в настоящее время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, неподготовленностью в разрешении национально - культурного возрождения межэтнических и межнациональных отношений.

Эта проблема нашла отражение в современной философской, социологической и педагогической литературе, о чём свидетельствуют фундаментальные труды З.У.Блягоза, И.С.Кона, В.И.Новикова, П.И.Пидкасистого и др. Они характеризовали отношение к народным традициям, наметили пути возрождения, развития и формы пропаганды прогрессивных народных традиций, определили их роль в воспитании подрастающего поколения.

При разработке темы исследования автор неоднократно обращался к трудам Г.Н.Волкова, посвящённым общим проблемам этнопедагогики народов, особенно комплексному изучению этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов.

В работах Г.Н. Волкова [27 — 30] также раскрываются основные направления народного воспитания, его формы, методы и средства, национальное своеобразие народной системы воспитания. При этом автор постоянно прибегает к сравнениям опыта, традиций и обычаев чувашского народа с опытом, традициями и обычаями представителей других национальностей, критически оценивая различные педагогические явления.

В различных аспектах исследованы педагогические традиции разных народов: русского (Г.С.Виноградов), татарского (Я.И. Ханбиков), якутского (В.А.Афанасьев), грузинского (А.Ф.Хинтибидзе), армянского (В.А.Арутюнян), азербайджанского (А.Ш.Гашимов), киргизского (А.Э.Измайлов) и многих других, дающих обобщённый и конкретный материал о народной педагогике отдельных этносов. В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы этнопедагогики нашли своё отражение в трудах известных учёных Северного Кавказа - И. А. Шорова, Р.А.Мамхеговой (Адыгея), Ш.А.Мирзоева, З.Якубова (Дагестан), М.Б.Гуртуевой, Э.М.Тамбиевой, В.В.Смиренина (Кабардино-Балкария), Т.З. Бесаевой, Е.Е.Хатаева, Х.Х.Хадикова (Осетия) и других. Эти исследования имеют научно-практическое значение для улучшения воспитания и обучения детей в осетинской национальной школе.

Большой вклад в изучении различных проблем осетинской народной педагогики внесли учёные республики Северная Осетия - Алания, историки, этнографы, педагоги: В.И.Абаев, Т.А.Гуриев, Ш.Ф. Джикаев, М.И.Исаев, Б.А. Калоев, С. Кокиев, А.Х. Магометов, З.М. Салагаева, B.C. Уарзиати, Т.А. Хамицаева, З.Б. Цаллагова.

Важный вклад в изучение духовной культуры внесли осетинские мыслители, публицисты, писатели: А.А. Гасиев, Г.И. Дзасохов, И.Д. Кануков, А.Н. Кодзаев, А.Б. Коцоев, Х.А. Уруймагов, K.JI. Хетагуров, Г.М. Цаголов.

Для изучения данной проблемы значительный интерес представляют работы профессора Е.Е. Хатаева, раскрывающие вопросы развития школы, педагогической мысли и этнопедагогики северокавказских народов.

Частично вопросы воспитания на традиционной культуре осетин рассматриваются в работах С.Г. Гагиева, JI.K. Гостиевой, О.И. Дреева, В.К. Кочисова, В.Д. Цаликова, З.И. Цогоевой, С.Р. Чеджемова и других.

Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов, отметим, что вышеперечисленные авторы не делали указанную проблему предметом специального исследования, так как они не ставили перед собой такие задачи.

К сожалению, материалы народной педагогики до сих пор не нашли достаточного отражения в осетинской педагогической науке. Невелико количество публикаций по этой проблеме. Отсутствуют полнота состава и достаточная разработанность содержания нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Возможности творческого применения народной педагогики использованы не в полной мере. Не все аспекты данной проблемы изучались и изучаются с достаточной полнотой и основательностью.

Выявленные социально-педагогические противоречия и практика нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в осетинской народной педагогике.

Таким образом, с учётом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - богатейший воспитательный опыт осетинского народа, отражённый в духовной жизни, обычаях, обрядах, традициях, в фольклоре.

Предметом исследования являются идеи и опыт нравственного воспитания, ценностные ориентации личности в осетинской народной педагогике.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

- дать общую характеристику возникновения и развития осетинской народной педагогики, показать её структуру, сущность и предмет;

- раскрыть установившиеся в осетинской народной педагогике идеал, цель и содержание нравственного воспитания, основные требования нравственного кодекса к детям и молодёжи;

- проанализировать созданные народом основные средства нравственного воспитания, методы и приёмы педагогического воздействия на детей; разработать педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Традиционная культура осетин».

Методологической основой исследования является общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, которые в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума; общефилософские идеи влияния фольклора на духовную культуру народа, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников;

- сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.

Источниковую базу исследования составляют:

- шедевры народного творчества горцев Северного Кавказа: сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды, притчи, историко-героические песни, трудовые и колыбельные песни; труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли (научной и народной) горских и других народов России.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три

1-й этап: 1996-1997 гг. - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2-й этап: 1998-1999 гг. - анализ научной информации и подготовка материалов диссертации;

3-й этап: 2000-2001гг. - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое наследие осетинского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован в нравственном воспитании подрастающего поколения.

2. Коллективные представления народа об идеале совершенной личности складывались тысячелетиями.

3. Содержание нравственного воспитания, определённого народной педагогикой осетин, имеет много общего и специфичного с содержанием нравственного воспитательного опыта других народов Северного Кавказа.

4. Характеристика основных средств, методов и приёмов нравственного воспитания в осетинской народной педагогике.

5. Пути и средства использования материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Традиционная культура осетин».

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена важнейшая проблема воссоздания целостной картины идей и опыта нравственного воспитания в осетинской народной педагогике;

- охарактеризованы сложившийся в воспитательном опыте осетинского народа идеал совершенной личности, цель и содержание нравственного воспитания;

- установлено, что нравственный идеал, этические воззрения осетинского народа наполнены гуманистическим содержанием, отражают специфику его уклада жизни и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- выявлены факторы, методы, средства и отдельные приёмы педагогического воздействия на молодое поколение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщённый и систематизированный опыт формирования нравственно целостной личности в народной педагогике представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих систему нравственного воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель и задачи нравственного воспитания, его процесс, средства и методы педагогического воздействия, социализации личности и характеризует результаты присвоения ребёнком общественно-педагогического опыта человечества в процессе его предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических отношений, Принципы и традиции осетинской народной педагогики в области нравственного воспитания отражают особенности духовной жизни осетин, их национального характера, единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека и включают побуждение к деятельности, индивидуализацию нравственного воспитания, развитие у воспитанников самодеятельности и самостоятельности.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы современной осетинской национальной школы, явиться основой спецкурса по народной педагогике осетин в обучении студентов педвузов, педучилищ, использоваться в системе повышения квалификации учителей, в обновлении содержания педагогического образования, в деятельности учителей и классных руководителей по повышению уровня нравственного воспитания современной молодёжи. Разработанные рекомендации предусматривают вооружение учителя опытом пропаганды идей народной педагогики среди родителей учащихся, всего населения. Исследование даёт возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, длительностью и многоплановым характером исследования, многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве учителя осетинского языка и литературы, заведующего учебно-методическим кабинетом воспитания Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере завершения его частей. Основные результаты исследования получили одобрение на заседаниях кафедры общественных наук СОРИПКРО, совещании Министерства общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания 22.10.1999г., конференции «Традиционная культура осетин» (Владикавказ), проведённой 01.04.1999г. Материалы диссертации апробированы на курсах повышения квалификации учителей, используются в работе общеобразовательных учреждений республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бирагова, Иза Ивановна

Выводы

Исследование установило, что опыт народного воспитания, заключённый в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остаётся важнейшим источником развития народной педагогики осетин.

Народная педагогика осетин важное значение придавала использованию словесных средств воспитания в подготовке детей к жизни. К числу наиболее эффективных средств нравственного воспитания, используемых им на практике, относились сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни.

Педагогические функции устного народного творчества были для них тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие, моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм.

Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов нравственного воспитания, способствующих выработке у подрастающих поколений нравственных взглядов, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам и требованиям общечеловеческой морали.

Народные педагоги понимали, что цель воспитания определяет методы и приёмы воспитания. Наиболее распространёнными были такие методы, как пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, наказание и испытание. Кроме этого народ применял большое количество приёмов нравственного воспитания: благопожелание, благословение, проклятие, клятва и другие. В них отображались различные стороны жизненного уклада осетин, сказывались национальное своеобразие, педагогический опыт и талант народных педагогов.

Заключение

В современном обществе идёт переосмысление общечеловеческой культуры (прежде всего духовной), традиций и обычаев народов. Это связано с обновлением общественной жизни по линии демократизации и гуманизации социальных отношений, в основе которых лежит удовлетворение национально - культурных потребностей, что приводит к росту национального самосознания, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Результаты проведённого нами исследования показали, что традиционная культура, передаваемая из поколения в поколение, располагает ценными нормами нравственности, представляющими этническую основу жизни людей. Социально-экономические факторы, патриархальный уклад жизни, религиозная культура осетин, определили нормы поведения, выработали целостную систему воспитания, представляющую собой конгломерат социальных институтов - семьи, аталычества, куначества, побратимства, усыновления и других.

Основной целью воспитания осетинская народная педагогика считала воспитание человека, разносторонне развитых людей, способных переносить любые невзгоды, наделённых умом, физической силой и нравственными добродетелями.

Задачи, содержание и характер нравственного воспитания определялись осетинскими обычаями «ирон эггъдау», этическим кодексом «ирон эгфсарм», регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, родине, к своему народу и другим этносам, заботливое отношение к людям, семье, старшим, женщинам и детям. «Л^гъдау» и «аефсарм» являлись методологической основой морального кодекса воспитания молодёжи, критерием нравственного поведения.

Народ постоянно помнил о нравственном и моральном облике подрастающего поколения. Народные педагоги, мудрые воспитатели опирались на общечеловеческую мораль и в соответствии с ней определяли нравственный идеал.

Идеалом нравственности выступал моральный облик труженика, защитника народа, борца за справедливость, гуманного человека. Эти черты нравственного идеала, идеала совершенной личности отражены в произведениях фольклора, народных обычаях и традициях, воспитательном опыте народа.

Опираясь на идеи совершенной личности, народ предъявлял соответствующие требования нравственного кодекса к подрастающим поколениям. Благородным, трудолюбивым, честным, правдивым, скромным, вежливым и милосердным следовало быть не ради достижения корыстных личностных целей, а ради всеобщего народного блага и его идеалов.

Следовательно, содержание нравственного воспитания, требования нравственного кодекса к детям и молодёжи в осетинской народной педагогике раскрываются в духе общечеловеческой морали. Характеризуясь гуманистической направленностью, они в то же время отражают национальные особенности жизнедеятельности осетин и свидетельствуют о высокой педагогической культуре народа. Всё это не утратило своей жизненности в современных условиях российской действительности.

В диссертации рассмотрены и проанализированы созданные народом основные средства, методы и приёмы нравственного воспитания. К числу наиболее эффективных средств нравственного воспитания относятся сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни.

Педагогические функции устного народного творчества были для осетин тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм воспитательной работы.

Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов нравственного воспитания, наиболее распространёнными из которых были убеждение, приучение, наказание, упражнение, поощрение и испытание. В применении этих методов народ рекомендовал проявлять педагогический такт, сущность которого он видел в умении проявлять к детям любовь, уважение, чуткость, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и в соответствии с этим находить наиболее рациональные, гуманные способы педагогического воздействия, способствующие саморазвитию личности.

Кроме словесных методов воспитания народная педагогика применяла большое количество приёмов нравственного воспитания, к которым относятся: благопожелание, благословение, проклятие, клятва, отражающие различные стороны жизненного уклада осетин.

Проведённое исследование позволяет заключить, что идеи и опыт нравственного воспитания осетинской народной педагогики обладают богатыми возможностями для нравственного воспитания подрастающих поколений, так как в них получили широкое распространение сугубо специфические воспитательные традиции, ценные мысли о воспитании. Эмпирически созданная народом система целей и задач, содержания, средств, методов и приёмов нравственного воспитания отражают особенности социально-экономической, духовно-нравственной и религиозной жизни осетинского народа, его национальный характер. Процесс нравственного воспитания осуществлялся на фундаменте единства и взаимосвязи социальной и духовной жизни человека, с учётом индивидуальных особенностей детей и молодежи и был направлен на развитие у них самостоятельности, сознательности и общественной активности, на выработку гуманного поведения. Однако, устои старой жизни не следует идеализировать, в них немало противоречивого, реакционного, они естественно накладывали свой отпечаток и на нравственное воспитание подрастающих поколений. Но вместе с тем, народная педагогика сохранила те идеи и средства, которые помогали ей в прошлом воспитывать высоконравственных людей и могут найти применение в организации воспитательного процесса в условиях национальной (осетинской) школы.

В ходе исследования было выявлено, что изучение народной педагогики, овладение опытом воспитания, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру.

Путем постижения многообразия форм и средств народного воспитания непосредственно обогащаются знания о мире, расширяется диапазон человеческого существования. Именно такой подход к изучению идей и опыта педагогической культуры народа и призван всемерно способствовать формированию у современной молодежи ценностного отношения к каждому этносу и личности, межнациональной толерантности, создания необходимых предпосылок для свободного и максимального продуктивного диалога культур.

Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю примерные «Педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Традиционная культура осетин», одобренные кафедрами общественных наук, осетинского языка и литературы и педагогики Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования. Рекомендации предусматривают вооружение учителей опытом пропаганды идей народной педагогики, оказание методической помощи в целях приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям, духовно-нравственным ценностям осетинского народа.

Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. На наш взгляд, для современной практики учебно-воспитательной работы представляет интерес дальнейшее углублённое и расширенное изучение средств и методов нравственного воспитания, исследование процесса формирования у подрастающего поколения патриотизма, культуры межнационального общения средствами народной педагогики. Многие вопросы богатого духовного педагогического наследия осетинского народа могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бирагова, Иза Ивановна, 2001 год

1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. -Владикавказ: Ир, 1999. - 640с.

2. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. В 4 т. -М,- Л.: Наука, 1958,-Т. 1.-655с.

3. Абаев В.И. Нартский эпос. Дзауджикау: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1945,-118с.

4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.- Л.: Наука, 1948,- 603с.

5. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 1962,- 140с.

6. Айларты И.Х. Ирон фарн. Дзаеуджыхъаеу: Ир, 1966.- 522с.

7. Алборов Б.А. Осетинские народные песни о труде. Ирон адгемон зарджытае фаеллойы тыххэей // Мах дуг.- 1957.- № 9.

8. Алборов Т.М. Проблема идеального героя в нартовском обществе осетин //Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1981. С.142-155.

9. АрдасеновА., Есиев А. Высшее сословие куртатинского общества. М., 1892.

10. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. -М., Нальчик, 1986. - 279с.

11. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К.Каргиев и С.Р.Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.- 416с.

12. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959.

13. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983. - 464.

14. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве // Сов.педагогика. 1960. - № 3.-С. 10-18.

15. Бацын В. И. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии // Народное образование. -1994.- № 4,- С.5-12.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.