Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат педагогических наук Шин Ионг Еоб
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 124
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шин Ионг Еоб
ВВЕДЕН ИВ'. . . . . . *
Глава I. ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДЩИЙ ' И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
1.1. Культурно-исторические традиции "У-шу" как оснош восточных единоборств
1.2. Основные направления формирования педагогических систем восточных единоборств
1.3. Роль тренера - учителя как носителя традиций школн боевых искусств
1.4. Морально-этические, эстетические и оздоровительные принципы восточных единоборств.
1.5. Проникновение современных восточных единоборств в запэдше страны в 50-60-е годы XX века
1.6. Прикладное значэние восточных единоборств . . . . Заключение
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-41ЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ЛИЧНОСТИ ОСНОРАТЕЯЕЙ ИЗБРАННЫХ ВЩОВ РОС ТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
2.1. Дзюдо /Цзигоро Кано/.
2.2. Айкидо Дарихеи Уэсиба/.
2.3. Каратэдо /Гитин фунакосд/
2.4. Тхэквондо /Вон Хью/.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве1997 год, доктор педагогических наук Антонов, Станислав Геннадьевич
Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока1998 год, доктор педагогических наук Гагонин, Сергей Георгиевич
Этнопедагогические условия формирования целеустремленности у спортсменов-подростков: На примере секций восточных единоборств2004 год, кандидат педагогических наук Колодезникова, Маргарита Герасимовна
Содержание поэтапного обучения школьников и студентов физической самозащите2000 год, кандидат педагогических наук Морозов, Валерий Александрович
Восточные единоборства как онтологическое явление2004 год, кандидат философских наук Ишмуратов, Марат Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России»
Актуальность исследования определяется возросшим за последнее десятилетие научно-практическим интересом спортивных специалистов к боевым искусствам Востока и их современным разновидностям в западном спорте.
Как отмечает проф.С.Г.Антонов, "наряду с трудтаионнами видами /английский бокс, греко-римская борьба, дзюдо/ получили ойщиаль-ное признание и статус Федераций России такие виды как французский бокс САВАТ, американский кик-боксинг, корейское тхэквондо, китайское ушу, саньда и др. /{{ , с.20/.
Однако, нэ fT,0He это'т ново" для Россия тенденция, восточнее единоборства рассматриваются препде всего как приклядпне виду спортивное самоз адагы с псмоздью приемов рукопашного боа* Такое упрощенное и спортивно-утилитарное понимание восточных единоборств существенно умаляет их педагогически-ргевива;о;ж и воспитательные возможности, что порождает необходимость в их научном изучении с позиций создателе. этим определяется актуальность данном диссертации.
Нов из на коследования состоит в том, что автор попытался изучить и раскрыть культурно-исторические и педагогические традиции восточных единоборств с позиций их внутренних писал и стилей с целью дальне "'его внедрения в российскую ;?ттзическую культуру и спортивную педагогику. Новчми являются также научные дан we об отношении российской .молодежи к восточным единоборствам, полученные методами опросов и методов изучения литературшх источников.
Теоретическая значимость данного исследования видится автору в тог*, что оно о бога тает теорию физического воспитания российской молодеют ковнм?? педагогиюсклки принципами, заж'створанг^ми из
Восточных форм и методов физической культуры, созданных на иной мировоззренческой основе, но имекэдей определенное значен® для развития теории западного спорта;
Практическая значимость исследования выражается в возможности практического использования материалов диссертации в учебно-воспитательной и лекционной работе со студентами ИФК и кШ в России и в Республике Корея для подготовки тренеров по восточнш единоборствам.
Гипотеза исследования состоит в предположении о больших еще малоиспользованных психолого-педагогических возможностях восточных единоборств для регаения задач Физического и .духовного развития личности молодого человека, потентшалы социально^ деятельности которого глубже и всестороннее раскроются б ХаХ веке благодаря занятиям восточными единоборствами.
Предметом исследования служили психолого-педагогические традиции и теоретико-методологические /в т.ч.философские и мировоззренческие/ принципы восточных единоборств, ассимилированные в России /каратедо, айкидо, тхэквондо, дзюдо/ и фор?лирую.1ше у молод егот определенное отношение к нж.
Объект ом исследования служили молодые люди, заиижашиеся и не занижающиеся восточными единоборствам в России /на приме ре А'Т-К им .И .^.Яесглгта/.
Цель исслздованм - получение ново* научной ин^ор^апии о ?лоз-мошостях распространения восточных единоборств в России.
Задачи исслед ования:
I/ Обосновать проблему исследования по литературным источникам .
2/ Изучить культурно-исторические традиции восточна сдипобор
3/ Провести изучение отношения молодежи в России к восточным единоборствам.
Методы и методики исследования состояли в использовании литературных данных в применении историко-биографического метода, а также методов опроса для изучения отношения спортивной молодежи к восточным единоборствам»
Положения, выносимые на защиту;
I. Восточные единоборства являются чотносительно новым для России видом спортивных единоборств, основгкных на восточных культурно-исторических традициях и Философии будуизма.
В России преобладает практический нсюголого-ттедагогическя^ интерес к восточным единоборствам как-прик одному виду спорта в целях самозащиты, что ограничивает их педагогические возможности в физическом и духовном воспитании личности.
3. Отнодание российской молодежи к восточным единоборствам определяет дальнейшие возможности расширения и укрепления международных спортивных связей в рамках орган573алии и проведения международных соревнований по различным видам восточных единоборств.
Апробация материалов диссертации осуществлена автор ом на заседаниях кафедры бокса СИ6ГА<Ш шЛ1.Ф.Лесга0та, в публикациях автора и собственной педагогической деятельности тренера и судьи по борьбе, в Республике Корея.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Текст объемом стр.иллюстрирован 5-й таблицами, оформлен в соответствии с требованиями ВАКа России.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Использование восточных оздоровительных систем в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту2000 год, кандидат педагогических наук Ким Ден Тхе
Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования: на материале занятий кудо2008 год, кандидат педагогических наук Сен, Владимир Дябукович
Содержание и методика технико-тактической подготовки спортсменов в комплексных единоборствах2007 год, кандидат педагогических наук Климов, Константин Валерьевич
Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай"1998 год, кандидат педагогических наук Сыроватский, Яков Степанович
Средства массовой информации как фактор управления спортивными единоборствами1998 год, кандидат педагогических наук Шустер, Олег Семенович
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Шин Ионг Еоб
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1. Боевые искусства Востока - это прежде всего часть уникальной тысячелетней культуры народов восточных стран, сформировавшейся под влиянием религиозно-философских воззрений Буддизма в Китае, Корее, Японии и др.
2. Культурно-исторические традшии восточных единоборств выражаются в теориях, методах обучения, педагогических системах физических упражнений и тренировки для всестороннего развития духа и тела спортсмена на основе принятого в каждой восточной школе боевых искусств внешшго и внутреннего стиля обучения.
3. Базисным, видом восточных единоборств является "Ушу" - теоретико-методическая основа всех других его разновидностей - каратэ, айкидо, дзюдо, тхэквондо, кунг-фу и др. Каждая восточная страна внесла свой вклад в их создание.
4. Ушу имеет большое число вариантов упражнений, выполняемых с оружием и без него, с партнерами или без них,, а также в тренировочном и соревновательном режиме, что отражено ныне в большом числе учебников и книг.
5. Восточные боевые единоборства включают в себя духовно-нравственные принципы и методы самосовершенствования, гуманистическое мировосприятие, эстетические критерии и методы восприятия красо-,ты, любви и гармонии во взаимоотношениях людей друг с другом и Природой.
6. Массовое освоение восточных единоборств в западном мире началось с середины 50-х годов путем организации занятий боевыми искусствами Востока инструкторами и тренерами, приглаженными из Кореи, Китая, Японии в США и Европу. i ■ .
7. В настоящее время восточные боевые искусства являются популярными .видами спортивной борьбы в целях обучения эффективной самозащите. Однако, такое утилитарно-спортивное отношение к восточ-ч ным единоборствам существенно обедняет их истинное педагогическое содержание и развивающее влияние на личность человека.
8.' Изучение отношения молодежи в России к восточным единоборствам показало, что в целом молодое поколение проявляет больший интерес к знакомству с техникой единоборств и меньший интерес к духовным практикам и методам нравственного совершенствования путем приобщения к восточным единоборствам,
9. Проведенные нами опросы показали, что спортивная молодежь /студенты АШ г.Санкт-Петербурга/ больше интересуется восточными видами борьбы, чем неспортивная молодежь, что позволяет использовать восточные единоборства для подготовки тренеров и преподавателей по этим видам спорта в России.
10. Для дальнейшего распространения восточных единоборств в России необходимо учитывать приоритетность и популярность каждого вида единоборств у различных групп европейского населения, а также доступность источников знания о единоборствах .по каналам информации /книги, журналы, газеты, брошюры, методические издания, учебники/, по каналам телевидения и радиовещания, по личным каналам общения, в педагогическом процессе в спорте, путем рекламы и проведения мировых чемпионатов и Олимпийских игр.
Заключение .
В данной главе мы рассмотрели психолого-педагогические принципы, на основе которых строится обучение и воспитание единоборцев по основным видам специализации в Восточных Боевых Искусствах - дзюдо, айквдо, каратэдо, тхэквондо.
В историко-педагогическом аспекте мы изучили вопрос о личности создателей вышеуказанных видов восточных единоборств, знание биографии которых является органическим элементом обучения искусству владения секретами восточных единоборств.
Глава 3. ЮУЧШИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОСТОЧКЬИ ЕДИНОБОРСТВАМ
СПОРТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
3.1. Концепция и гипотезы исследования ч
Мы исходили из того, что в России восточные единоборства считаются новям видом спорта и что отношение к восточным единоборствам со стороны различных групп населения в постсоветской России будет характеризовать назревшую общественную потребность не только в физической культуре, но и развитии контактов между Востоком и Западом на основе возобновления спортивных связей и традиций международного общения в спорте. Восточные единоборства несут в Россию новые идеи и свежие научные взгляды на возможности физического воспитзшя молодежи.
В своем исследовании мы также исходили из того, что проявление положительного отношения к восточным единоборствам в России будет выражением прежде всего признания и положительной оценки его прикладных функций, связанных с необходимостью возрождения военно-Физической подготовки призывной молодеет к труду и службе в Армии. Это характерно и для использования боевых искусств в Китае, Корее, Японии, Индии, Таиланде и др.
Однако, можно было предположить, что отношение к восточным единоборствам со стороны пожилой части населения России как и со стороны опытных спортивных специалистов в боксе и борьбе /т.е. специалистов со стажем/ будет противоречивым и отчасти негативным в силу конкуренции и других причин.
Коммунистическая идеология советского прошлого расценивала • восточные единоборства как покушение на безопасность СССР, что до сих пор еще вспомна-ют спортивные специалисты старшего поколения, Ныне положение изменилось, но состояние сознания пожилых людей в России остаюсь на прежнем уровне.
Следует также учесть, что Россия на протяжении последних 80 лет своего развития была атеистической и антирелигиозной страной. Идеологическое воспитание молодежи в России при советской власти не допускало занятий видами спорта на основе религиозного мировоззрения тренеров и атлетов. Это прошлое также должно било отразиться в характере отношений к восточным единоборствам. Построенные на религиозно-мистических воззрения Буддизма и его ки- 4 тайских, корейских, японских разновидностях восточные единоборства требуют от своих учеников принятия мифологических и религиозно-философских идей их основателей.
Приступая у изучению отношения к восточным единоборствам в России, мы таете исходили из того, что восточные школы боевых искусств строят свою педагогическую систему воспитания молодежи как особый образ жизни, своеобразное жизненного мировосприятие, в то время как в Европейских странах /в т.ч.и в России/ на восточные единоборства смотрят по-преимуществу прагматически и потребительски, т.е.как на эффектную технику самозащита и искуссного нападения. Не случайно восточные единоборства стали популярными в подготовке десантников, омоновцев, офицеров ФСБ и др.
Креме того, мы предполагали, что эталоном в отношениях: к восточным единоборствам может служить спортивная молодежь культурного центра России - города Санкт-Петербурга.
По нашим предположениям дальнейшее массовое внедрение восточных единоборств в физическую культуру России в значительной мере зависит от отношения к эти?." видам спорта учащейся и студенческой молодежи крупневших городов России и нового поколения россиян. От успехов и состояния здоровья спортивной молодежи будет зависеть благосостояние России в XXI веке. Именно поэтому мы выбрали в качестве основного объекта исследования студенческую спортивную молодежь. Под "спортивной молодежью" мы пондааем лщ в возрасте 17-30 вида единоборств молодежью является особой психологической личности ой проблемой, решаемой каждым человеком сугубо индивидуально на основе собственной мотивации субъективно обоснованного выбора /С .Г.Антонов, 1997/.
От того, насколько обосновал субъективный выбор специализации в восточных единоборствах, будет зависеть успешность начального этапа занятий избранным видом спорта.
На основе вышесказанного были сформулированы задачи и гипотезы : исследования, предусматривающие учет следующих факторов: спортивней опыт опрашиваемых, их возраст и пол, уровень спортивной квалификации, уровень знаний испытуемых о спортивных единоборствах.
В сборе данных участвовали аспиранты кафедры бокса В.II.Попов, доцент кафедры психологии А.Н.Николаев. лет, занимающихся спортом. При этом мы предполагали, что выбор
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шин Ионг Еоб, 1998 год
1. Абаев Н.В. 0 некоторых философско-психологических основахчаньских военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. М.: Наука, 1981, - C.II4-I20.
2. Абаев Н,В. Даосские истоки китайских "У-шу" // Дао и даосизм .в Китае. М.: Наука, 1982. - C.2I7-225.
3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психически деятельностив средневековом Китае. Новосибирск, 1983, - 123 с.
4. Агеевец В.У., Поликарпова Г.^. Олимпийские Игры: из прошлогов будушее. СПб: СПбГАФК, 1996. - 280 с.
5. Агеевец В.У., Путь к здоровью нации лежит через образование,физическую культуру, спорт // Вестник Балт.Акад. -1996. Вып.6. - С.33-37.
6. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: ФИО, 1982. - 192 с.
7. Андрейччук В.И. Как себя защитить. Л.: ГОШК им.Яесгафта,1990. 114 с.
8. Антонов С.Г. Возродить научное прогнозирование в спорте нановой теоретической основе // Вестник Балт.Акад. -1996. Вып.6. - С.54-59.
9. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Омск,1985. 85 С.щ
10. Барановский В., Кутырев Ю. Айкидо и каратэ / Серия: тайны воинских искусств* Кн.1. - М.: Техника молодежи, 1992.- 144 с.а 15. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск, 1988. - 48 с.
11. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. W.: ФИС, 1974.- 112 с.
12. Бельц Э. О воинском духе японцев и их презрении к смерти.1. СПб, 1906. 29 с.
13. Бобрищев А.А., Шин Ионг Еоб. Проявление индивидуальных качеств ф спортсменов в восточных единоборствах // Вестник
14. Балт.Акад. 1996. - Вып.6. - С.70-72.
15. Бранд Р.Т. Айкидо / Учение и техника гармонического развития.- М.: ШЕР, 1996. 320 с.
16. Булкин В.А. Отбор квалифицированных спортсменов и диагностика состояния их готовности к соревнованиям // Отбор и подгот.квалиф.спортсменов к соревн. Л.: ДНИИФК, 1975. - 178 с.
17. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, * 1971. - 308 с.
18. Веринг Ф. Путь Фэн Шуй. София, 1977. - 98 с.
19. Гагин Ю.А. Развитие индивидуальности учащихся средствами фиФ зической культуры и спорта / Образоват.программа.
20. СПб: НГЩ Красносельского р-на, 1996. 16 с.-10124, Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. -№.: ФИС, 1971. 243 с.25, Гилби Д.Ф» Секреты боевых искусств мира. Рига, ЛАРО, 1991. - - 93 с.
21. Денинг С. И-пзин на каждый день. София, 1997. - 104 с.
22. Дим Мак. Искусство "ядовитой руки". Марат, 1996.216 с.
23. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств.1. Наука, 1991. 429 с.
24. Долин А.А., ^аслов А.А. Истоки У-шу. №.: ФА ИР, 1990.240 с.
25. Жариков S.C. Психологические средства стрессоустойчивости.1. М.: Ш1, 1990. 29 с.
26. Жаров К.П., Волевая подготовка спортсмена. М.: Воениздат,1962. ЮТ с.
27. Завадская S.B. культура Востока в современном западном мире. Наука, 1977. 119 с.
28. Иванов-Катанский С. Джиу-джитсу. Техника, боевых приемов.1. М.:' ФАИР, 1996. 336 с.
29. Ким Чжон Гиль, Ли В.Ф. Истоки возникновения тхэквондо // Вест^ник- Балт.Акад. 1977. - Вы.II. - С.104-111.-10237» Ко-будо Нунчаку. Федерация Ушу РСФСР. Челябинская школа Ушу. 1994. - 21 с.
30. Корнфильд Д. Путь с сердцем. София, 1997. - 96 с.
31. Красулин И.А. Жесткий ЦИГУН: управление жизненной энергиейв практике боевых искусств. -IV!.: Энергоатомиздат, 1992. 152 с. '
32. Крюков В.В. Тотальная система боя. Тюмень, ООО "Тотал", 1996. - 122 с.
33. Кудряшов Н.И. Славянская оздоровительная система целостного движения // Вестник HIA. 1977. - Вып. 12. - С.III-115.4?. Лангер Ж. До-ш. Со?Тжя, 1997. - 93 с.
34. Лапшин С.А. Каратэ-до / Основная техника и методика преподавания. Донецк, ИКФ Алекс, 1996. - 382 с.
35. Яесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детейшкольного возраста. СПб, 1912. - 4.1. - 275 с.
36. Яукоянов В.В. Биоэнергетическое и психофизиологическое воздействие в спорте высших достижений // Вестник Балт пед.Акад. 1977. - Вып.12. - С.102-106.
37. Дукоянов В.В. Познай себя: энергетика красоты, здоровья идолголетия. СПб: ЧОЙС, 1993. - 66 с.47. №анолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. СПб: СПбГУ, 1993. - 180 с.
38. Макаров К.А., Антонов Г.В. Психологическая самоподготовка крук он а.ш ому бою. Минск, "Из да т. дом", 1994. - 78 с49. f/амот В. Мистическое искусство шгадзя. София, 1997. - 106
39. Методы социальной психологии. Изд.ЛГУ, 1977. - 174 с.
40. Миленин В.М., Егоров К.И., Соловьев Л.М. Самозащита без оруIжия для-населения. Шб: "Сыщик России", 1992. -300 с.
41. Миллмэн Д. Путь мирного воина. София, 1997. - 103 с. '
42. Нокамура Т. Восточная дыхательная техника. София, 1997.I114 С.
43. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: "Урал1. Пресс", 1993. 303 с.
44. Поршнева Е,Б. О месте "Гун-фу" в народной сектантской традиции // Психол.аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. - С.75-81.
45. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. ФИС,1984. 104 с.
46. Питмен А., Смит Р. БАГУА: единоборство восьми триграмм.1. София, 1997. 112 с.
47. Пуни A.U. Волевая подготовка в спорте. Я.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1971. 25 с.
48. Пучков С.Г. Кинжалы: жизнь, бой, ритуал / Традиция стиля.
49. СПб: КЛАН, 1994. КнЛ. - 158 с.
50. Пучков С.Г. Кинжалы: жизнь, бой, ритуал / Фехтовальные системы Востока. СПб.: КЛАН, 1995. - Кн.2. - 159 с.
51. Пучков С.Г. Нунчаку. Природа боя / Фехтовальные систем Востока. -М.: КЛАН, 1996. 158 с.
52. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб: ЛОГУ, 1996. - НО с.
53. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Шб: ШбГУ,1996. 38 с.
54. Светлов Г.Е. Путь богов. М.: Наука, 1985. - 98 с.-10465, Соколов П.Д., Герасимов Ю.Н* Помоги себе сам. NL: ФИС, 1992. - 238 с.
55. Стивене Д. Три мастера будо. София, 1997. - 114 с.
56. Тайма зов В.А. Основы обучения бою на средней дистанции.
57. СПбГАФК им.П.ФЛесгафта, 1997. 99 с.
58. Тарасов А. Вечная гармония: гунфу, цигун, ушу. Ставрополь,1. МК Контракт, 1990. 80 с.
59. Трубников Б .Г. Восточные единоборства. Л.: Нотабене, 1990.- 88 с.
60. Уотс А. Путь Дзэн. София, 1997. - 215 с.
61. Фолинь М. Ийгун: комплекс упражнений для укрепления и развития духа и тела. АГШ1ЩТП, 1992. - 173 с.
62. Чань Дэ. Управление дыханием ЦИ в шаолиньской традиции.1. ЯИОДВ. 1990. 206 с.
63. Чань-Ми-Гун. Тренировка жизйенной энергии "ПИ" в буддистскойтрадиции. Л.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1992. - 30 с.
64. Чжэнь-Гук. Внутренние энергии в тайци-цюане. София, 1997.126 с.
65. Цед Н., Адрейчук В. Первый шаг к КУН-ФУ. Л.: ГДОИФК им.Лесгафта, 1990. 158 с.
66. Дзунхуа %оу. Дао И-Цзина. Сойия, 1997. -117 с.
67. Пзунхуа %оу Дао Тайци-цюаня. Со*ия, 1997. - 118 с.
68. Школа НИКДЗЯ школа убийства. - СПб: Кудесник, 1991. - 40 с.
69. Шоуюй Л ян и др. Эмейская школа багуа-чжан: теория и практика.- София, 1997. 400 с.
70. Штейн бах В. Л. Бизнес большого ринга. М.: ФИС, 1982. - 191 с.
71. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М.:1. Наука, I960. 137 с.
72. AHison M. G. Behavior coaching in the development of skills in football, gymnastics, and tennis// J. Appi. Behav. Anal. № 13, 1980. - p.397. ,
73. Barioli C. Le kung-fu, I,art chinois du combat Paris,1976.
74. Benedict R. The Chrysantemum and the Sword. Boston,85.-112 p.
75. Bodde D. China,s Cultural Tradition. -N.Y., 1957. 345 p.
76. Corcoran J., Fargos E. Martial Arts.-N.Y., 1980. -286 p.
77. Declourt J. Techunique du karate.- Paris, 1966. 116 p.
78. Demura Fumio. Shito-ryu Karate.- Los Angeles, 1973. -179 p.
79. Egami S. The Way of Karate.- Tokio Ney York .-San1. Francisco, 1976. 217 p.
80. Funacoshi Gichin. Karate-do Kyohan. The Master Text.1. Tocio, 1975.-123 p.
81. Funacoshi Gichin. Karate Dojo. My Way of Life. Tocio.92. 198 p.
82. Haines B. Karate,s History and Traditions. Rutland1. Tocio, 1968.-341 p.
83. Japanese Cultur and Behavior ( Selected Readings).1. Honolulu, 1974. 175 p.
84. Kano Jiaoro. Judo. Tocio. -1936.-210 p.
85. Koichi Tohei. What is Aikido.- Tocio. -1970. -109 p.
86. Lee A. Kung-fu Wu-Shu.- Ney-York, 1972. 184 p.9/. Pfluger E. Karate: Basic Principles.- Ney York, 1967. 214 p 98. Vinsent D. Karate Story.-Paris, 1978. - 301 p.1. Приложенае1. ГЛОССАРИи
87. Асигару /яп,/ пехотинца в самурайских дружииат. Атп-вадза /яп./ - тыловые удары .в уязвимые места в дзю-дзкиу и дзю-до.
88. А томи /яп./ удар в жизненно важшй орган, в уязвимую tow . Ахимса /зщд./ - "кедеян^е", претил' индийской философии* Ба-дзюцу /яп./ - вольтижировка.
89. Бкджа /ищи/ "семена", псрвозвуки в системе тантрической П'опт.
90. Еуси /яп./ самурай, представитель воинского сословия всредневековой Японии. Вуси-до /ян,/- кодекс самурайской чести. 4
91. Вадза/шУ приемы в кэмпо. Вэ-дзщу /яи./ - название комплекса дзю-дзщу. Вадкра -инд*/ - мифическое оружие богов, обычно в виде трезубца .
92. Ваджраяна /инд./ направление тантрического буддизма, Вай-цзя /кит,/ - "внешние", или "жесткие", стили цюанму. Ва-дао /вьет,/ - комплекс воинских искусств. Вэнь-янь/кит./ - дре вне кита йский язык.
93. Гатха /ияд./ поучительное стихотворение на религиозную теку, Г5дзи /яп./ - судья в матчах сумо. Гири /яп./ - "честь" в кодексе Буси-до.
94. Гисэй-сш /яп./ "жертвенность" в самуте Четкий кодексе «eel*». Гохшсукэ';ко /яп./ - спарринг с равяию по силе партнером в кэн-до.
95. Го-топ-ио дзяцу /яп./ пять способов каму-йляяа штндзя. Гуань /кит./ - зкола шоопь-sy.
96. Гутг-<ту -кст./ — гргктт-ткп hc^ojTязичсского тренинга, основа Т^г'ба*^ "TttBa — к^чгл"'' воея, ye?* л .
97. Дал /яп./ степень мастерства в японских видах кэшоФ •
98. Дань-тянь /кит./ "средоточие", энергетический пентр организма в учении "даосской йоги* и в кэмпо,
99. Дао /кит./ "Путь", кардинальное понятие даосской философии. Дза-дзэн /яп./ - сидячая медитация в практике Дзэн-буддизма. Дзансш /яп./ - парируший удар,
100. Дзи-дзамураи /яп./ воияя-земледелыщ. мобилизованные всамурайскую дгужшу. Дзи-тон /яп,/ один из пяти способов ка^фляжа киндзя с использованием стихии Земли, ц Дзшькумитэ /яп,/ - свободный спарринг в каратэ.1. Дзб /от./ дубинка,
101. Дз?-дзюну /яп./ Фехтование на дубинках. Дз9нгш /яп,/ - руководители кланов яийдзя, Дзйрури /яп,/ - вид японского театра. Дзиго-камаэ /яп,/ - низкая стойка в каратэ. Дзиссэн-кэ?лпо /яп./ - боевое кимоно,
102. Дзюпдзэду /яп,/ кош леке боевых единоборств без оружия и < с оружием в средневековой Японии,
103. Дзю-до /яп,/ соломенное спортивное единоборство. Дзюн-си /яп./ - "смерть вслед за господином" в самурайскомкодексе чести.
104. Ш Дзюрб /ян./ степень мастерства в с&хо
105. Дзюттэ /.тн,/ — вщ углтгт.Ж*. А Дз.трал /jtt./ состояния по отоедьбе из дука.
106. До-гакурэ /.яп,/ "бросание wo нет", отвлекаяше действие впрактике нкэдсзя
107. До-дз5 /яп./ "место постияеивя Пути", зал для медитации иупражнений в воинских искусствах, v •
108. Докуэн-гакурэ /яп./ использование ядовитых газов в практикешщдзя. ' •
109. Еко-гэри /яп./ цдар ногой в каратэ, tl
110. Екодзуна /яп./ абсолютный чемпион сумо. Екоситэмя-задза /яп./ - броски из положения лежа на боку в дзю-до.я
111. Икнадзб /яп./ очередность приемов в айкидолори-гакурз /яп./ способ маскировки шщязя.
112. Мна-тобй /ял./ способ "вылрыпявапая" из воды в подготовке-но» • . V
113. Инь-#н /кит»/ полярные качала, силы тол ода й теттла, тьмы ясвета в даосской философия,йппон /ял*/ "чистая победа" в дзю-до,
114. Иппон-вадза /яп./ вид парного упражнения в японском кэмпо* Ири-ми /яп»/ — прямолинейное движение в айки—до»
115. Иэмото /яп./ традиционные яколы воинских и язяшгж искусствв Японии»
116. Каясаси /яп»/ женские заколки в виде кинжала, оружие нинтт.зя Кансэцу-вгдза /яп./ - захваты в дзю-до, зажимы и замки. Кан-сю /яп»/ - "рука-копье", тычковый удар паnmsm, Копоэйра /порт»/ - родственный восточяоазиатскому кэмно вид1. ПП "ОТ* TTT-/>Tf л"?
117. Кагено /яп./ способ реани^нии с использованием акупрессура. Кара /шт./ - талисман, символ принадлежности к секте Дзэк» Каратэ /яп./ - популярна вид спортивного и боевого единоборства
118. Каратэ-ги /ян./ форменный костюм в каратэ.
119. Kajwa /ицд./ закон всеобщей причинно-следственной связи виндуизме и буддизме,
120. Катамэ-вадза /яп./ захваты в дзю-до. •
121. Катана-гари /ял./ "охота за мечами" в средневековой Японии и на Окинаве.
122. Ката /яп./ "формы", комплексы формальных упражнений /см. также тао/•
123. Ка-тон /яп./ один из способов камуфляжа ниндзя с использованием огня.
124. Кбкэпу—сбгэ /яп./ кинжал с доиолнитальным лезвием-крюком, ■ оружие ниндзя.
125. К<?си /яп./ наставник в яколе воинских искусств.
126. Ки /ян. и кор./ "отгергия", "дух" в *илооогГ-ия .кэмпо /см.пи/.
127. Ки-аи /яп./ концентрация в момент выполнения приема, иногда с выкриком.
128. Кико-ся /яп./ пщт-" черепаха" в арсенале ниндзя.
129. Ккмо /яп./ печень как вместилмужества в понимании самураев.
130. Кимо-тори /яп./ обычай "пожирания печени" врага.
131. Кии-бу /ятг./ запрет на ношение оружия в средневековой Японии и на Окинаве.
132. Кин-топ /яп./ один способов ка?дуфляяа ншгазя с использованием металлических предметов. 4 .
133. Кири-когли /яп./ удар рукоЯ в дзю-до.
134. Кяхон-вадза /яп./ базовая техника в кэглно.
135. Кпхон-доса /яп./ "базовое дааяензю" в а'кн-до.
136. Коал /яп./ задание для пазшшюния на определенную тему в
137. Ко-будо /ял»/ единоборство' с- использовтдам малых вщовору'-Ш? или подручных средств в кэмпо.
138. Кодати /яп./ малый меч савдая,
139. Кодзука /яп./ не бол мой нож* ,
140. Кон-нобори /яп,/ "карп, плывущий против течения", символмужества самураев.
141. Кокутай теория идеологов японского национализма об особомхарактере государственного устройства Японии»S
142. Кокю-хо /яп./ учение о дыхании в воинских искусствах.
143. Кокю-р5ку /яп./ сила, проистекавшая из правильного дыхания.
144. Комусо /яп,/ "монах". одно из амплуа лазутника-ншщзя.
145. Комусуби /ян./- степень мастерства, в cyvo.1. Кои/яп./- дубинка, посох.
146. Кога?окай-мандала /яп./ манлала Алмазного духовного мира в .тантрическом буддизм.
147. Коппо /яп./ разработка суставов и укрепление костей в кэш о
148. Коси-вадза /яп./ бросок через бедро.
149. Коси-но мавари /яп./ старое название сумо.
150. Кугэ /яп./ дворцовая аристократия.
151. Кудзуси /яп./ "расшатнванда", прием в дзю-до.
152. Кумадэ /яп./ "медвежья лапа" - удар в каратэ и "медвежьялапа" раздвижной бамбуковый шест с наконечником в виде небольшой тяпки.
153. Куми-ути /яп./ боевая схватка или спортивное единоборство двух НфОТ'ШТККОВ .
154. Кун-чу /кит./ принятое на Западе название китя'4ского кэмгтос?.:.гук-чУ/.
155. Куса-гакурэ /шх./ масшарсвка при полоши трава в практике
156. Куса-гакура /шт/ маскировка при помощи трави в практикеницдзя. Кусари /япУ боевая цепь» Кусаригама /яп./ - серп о цепью. Кусари-тигирики /яп./ - цепь с грузилами на концах» КэЯко /яп./ - тренировка в кэмпо.
157. Юо-дзэду /яп./ стрельба из лука.
158. Кюс5 /яп./ уязвимые точки тела в кэмпо.
159. Лао /кит./ "Старт# настовикг" в пгколе цюаяь-шу.1. Ли /кит./- сила.1. Ли /кит./ ритуал.
160. Макивара /яп./ простейший тренажер для обработки ударов,в кэмпо.
161. Макимоно /яп»/ тайный трактат с изложением учения школыкэмпо.
162. Мантра /инд./ магическая словесная Формула. Масутэми-вадза /яп./ - броски из положения, лежа на спине вдзю-до.
163. Муга-муси /яп./ "отрешенность", психологическое состояние в Дзэн-буддизме.
164. Мудра /ищи/ канонический жест в буддизме.
165. Му-и /яп./ "отсутствие разума", "антиразум" в философии -Дзэн-буддизма. ^ .
166. Му-син/яп./- "незамутненность сознания", "отрешенность* в философии Дзэн, ч
167. Мусуби-нава /яп./ веревка с небольшим грузилом на конце.
168. Муся-сюгб /яп./ "рыцарские странствия" мастеров кэмпо.
169. Мэнкй /яп./ мастер высшего посвящения в кэмпо.
170. Мэнь /кит./ "врата", школа, учение.
171. Мэ-цукэ /яп./ полицейские надзиратели в средневековой Японии.
172. Мэ-цубуси /от./ ослепление противника /песком, химическими •вешствами/.
173. Нагабакама /яп./ длинные шаровары в костюме самурая.
174. Нагината /яп./ вид алебарды.
175. Нагэ-вэдза /яп./ броски в дзю-дзюцу, дзю-до, айки-до.
176. Нагэ-тэппо /яп./ -"граната" ниндзя.
177. Никадзё /яп./ очередность приемов в айки-до.
178. Нин-дзкду /яп./ система психофизического тренинга.
179. Ниндзя /яп./ лазутчики в средневековой Японии.
180. Ниндз#-но инубуэ /яп./ способ диверсий ниндзя при помощи животных.
181. Нио /яп./ "стражи ворот" буддийских храмов в образе мастеров кэш о.
182. Ниндзё /ял./ "гуманность" в самурайском кодексе чести.
183. Нирвана /инд./ обитель бесстрастия и блаженства в .учении буддизма.
184. Но-буси /яп./ завербованные в.самурайскую дружину крестьяне
185. Ногарэ /яп./ способ дыхания в кэ?шо.
186. Нороси-дзвду /яп./ раскладывание сигнальных костров.
187. Нуки-какэ /яп./ проведение приема в дзю-до.
188. Обата окиватари /яп./ способ преодоления водных преград. Одати /яп./ - больной меч са^дураев. Одзэки /.яп У- чсгшион сумо.
189. Он /яп./ "благодарность", этическая категория. Онибя-гакурэ /яп./ - "прикрытие адским огнем", способ камуфляжа нщдзя.
190. Осаэ-вадза /яп./ "захват", прием в дзю-дзшу и дзю-до. Осё /яп./ - дзэ некий священник, мои ах. Т*ай /кит./ - стиль или г?кола цюань-иу.
191. Пекчак /индоне в./ разновидность кэмно в Индонезии и ^алайе. Ирана /игл./ - "дыхание", "животворная энергия" в индийской
192. Философии и в практике йоги. Чранаяма /инд./ искусство дыхания и генерирования энергии. Ре /яп./ - сигнальные петарды б арсепяяе ницдзя.
193. Рандори /ян./ свободна" спаррянг в дзю-до. В?то-дзукаи /яп./ - Фехтование на двух мечах. Рикиси /яп./ - борец сумо.
194. Ршш /ищ•/ мудрец я подвижник в древнеиндийской мифологии. Року-сяку <5о /яп*/ - шестикутовнй посох, оружие кэмпо,ч / '
195. Рошш/яп»/ -бродячий са>лурай.
196. Рецдзоку-вадза /яп./ "связки", тренировочные упражнения вкэм кэшо.
197. Ренси /яп,/ тренер-наставник.
198. Pro /яп./ икола воинских искусств.
199. Рю-о сэн /яп./ "драконьи лодки" в арсенале шшдзя. Рюха /яп./ - школа воинских искусств. Сагоо /яп./ - шнур для подвески моча.
200. Оай /чт?./ — кинжал в т*!/,де ттзезубпа, нодпучяое оотжяо в каратэ.
201. Сайка тандэи /яп./ средоточие /с^.даяь-тянь/.
202. Саимин-дзаду /яп./ искусство гиплоза.
203. Сакаяоборя /яп./ искусство скалолазания.
204. Саку /яп./ свят иная веревка бога <*удо ,\:Со.
205. Самадхи /штд./ состояние "просветления" в индуистской ж0уддк:;ско8 цилосскТш. Сама та. /яти/ философское понятие "Единое". Самбуи-вадза /яп./ - обусловлен да/'- спарринг, на три действия. Сагдмай /яп./ - см.са^адхи.
206. Сансяра /ищ./ круговорот переросло шт* в ?жре зе?лных страстей, согласно ученяю яттдуя:*г.п я буддизма. Саиь^эл /кит./ - см.сг>модуи. * ''
207. Сакь-ю ешь /кит./ трети! по знпчг~ос?и ранг в-иерархии школн цхзгдаь-яу,
208. Салпо /ял./ искусство поражения у язв ямах точек в кэмпо.
209. Сасумата /яп./ боевая рогатина.
210. Сатори /яп./ "прозрение" в Дзэн-буддизме.
211. ССгун /яп./ военный диктатор, правитель средневековой1. Японии. ,
212. Сбдай /я?./ "Отец-основатель" шкода кэмпо. Сбсэй /яп./ - см.сбдай.
213. СбтЕъ-кэйко /яп./ "летние ученья" в жару в школах кэмпо. Сиатду /яп./ - захваты с броской и удержанием в кэмпо. Сиддхи /инд./ - "атрибуты могущества" в системе йоги. ' . Стззн /яп./ - сг'.пзыж&нь.
214. Сшшри /яп./ "поединок взглядов" перед началом схваткив сумо. ' Сяко-на /яп./ «севдот* бохгсов ejr*o. Сит^э-вадза /яп./ - "зггяок", "рием борьбы. Сш /яп./ - см.синь.
215. С"РЬ /тсJIT./ — ,,тгууи "тту!?узи "Ce?V17'е" « 'TP^07^04
216. Сихо-нагэ /яп./ бросок "на четыре стороны, в айки-до. -Сиши /кит./ - мастер, учи тел ь в в.юань-шу. Сю-дзюцу /яп./ - фехтование на коньках. Содэгарами /яп./ - боевой багор.
217. Сосии-ка^аэ /яп./ стойка кэш о о опорой на одно колено.
218. СохЬй /яп./ монахи-воины. ' л
219. СуСйгрк /яп./ синхронизация движений в кэн-до.
220. Сувари-в ад за /яп./ приемы борьбы в положений сидя.
221. Суй-то и /яп./ способ камуфляжа нщдзя с использованием воды
222. Суйэйчдзщу /яп./ искусство плавания.
223. Сумо /яп./ борьба тяжеловесов.
224. Сун /кит./ "расслабленность", психологическое состояние. Сури-аси /яп./ - скользящее .цвияоние ног при переходах в кэмпо.
225. Сурутин /яп./ копоткая веревка с грузилами на концах, подручное орушс каратэ на Окинаве. Сутэр/я-вадза /я*./ - бросок из полота яия лека. Са? /яп./ - принцип кровного'родства, и ^колаг яэмтто. Сэйко /яп./ - принцип "поко^ в действии, действие в покое".
226. Сэйко-сихан /яп./ заслуженные мастер кэмпо.
227. Сэкивакэ /яп./ степень мастерства в сумо.
228. Сок^хшу /яп./ "карандаш т камня" в снаряжении гощдзя.
229. Сэмпай /яп./ старший со фат по учебе в гпколэ кэмпо.
230. СэндзС-дзюцу /яп./ искусство маневрирования частями в бою.
231. Спн-о сан /яп./ синхронны": контрудар.
232. Сэнсэй /яп./ учитель, мастер.
233. Сэои-нагэ /яп,/ -'бросок через сишту в дзю-до.
234. Сэ^пуку /ЯП./ СГ"."ПГЛТ*Т7Г:Т.
235. Сюгб/яп./- практика кэмпо.„
236. Снжо /яп./ железная перчатка с когтями.1
237. Сюмацу-доса /яп./ "фиксирующее движение'* в айки-до. Сюрикэн /яп./ - заостренные метательные пластины или металлические стрелки. ' Сют©-р8ку /яп./ - концентрация силы. Сянбо /яп./ - см.сянцу.
238. Сянпу /кит./ вил единоборства в древнем Китае.> •
239. Тати /яп ./ — боевая стойка в кэмпо /см.кзмаэ/.
240. Тати-вэдза /яп,/ приемы в борьбе стоя,
241. Татэ-кэя /яп,/ вертикальное положение кулака в кэмпо,
242. Тацудзин /яп,/ мастер кэмпо, .1. Тигирики/яп./ -кистень. ^
243. Тикара-нси /яп,/- камешгае гири*
244. Тикара-курабэ /яп./ состязания борцов в древней Японии. Тикудзё-дзшу /яп./ - искусство фортификации. ;
245. Томоэ-нагэ /яп./ вщ броска в дзю-до.V
246. Тонфа /яп./ рукоять от ручного жернова, подручное оружие каратэ.
247. Тори /яп./ активная сторона, "побеждаю^" в учебной схватке.
248. Тори-маваси /яп./ пояс борца сумо.
249. Тотэки-ся /яп./ катапульта в арсешяе питзя.
250. Туй-£а /кит./ "техника ног" в. ц?аонь-р?у.
251. Тп /яп./ система рукопашного боя на Окинаве.
252. Т^-вадза. /яп./ "септика рук" в камно.
253. Таквок-до /кор./ оо^рогеннт?" ^о^дакс корейского ко^тго.•Тогасак /яп./. "пропорот", прием а^ки-до.1. Тэино /яп./ итератор.
254. Утя-мата /яп./ прием в дзю-до.
255. Xa /яп./ икола воинских искусств. Хакама /яп./ -шаровары в костше самурая. Хакуда /яп./ - древнее название сумо. Ханкю /яп./ - малый лук в арсенале ниндзя. Ханми хантати-вадза /яп./ - приемы борьбыг из положения сидя > против стоящего. ■ й?;
256. Ханэ-макикомк /яп./ прием в дзю-до. у
257. Хэй-хо /яп./ "слияние с природ о л", принцип философии кэше Хэра /яп./ - кухонная лопаткя., подручное орудие каратэ.
258. Язи /кит./ степень *ластг>ре?,,.а г, ^коле цтешь-^.
259. Нзт'нь /тег*?./ — "т/т*-грчр■?ьное с^?';^" т* даосст'о наттрТ??лосогшт.
260. Дзувнш^у /кШщ/ "Отец-основат ель" тот шоань-щу.
261. Пзыжань /кет*/ "естественность", принцип даосской <*илосо
262. Нзыжань ж /кит./ "естествеядай разум" в фйлосойии кэмно. ;
263. Цэюньцзн /кит,/ "благородный адуж* в толковании конфуцшн-• '.■ дев, vi;vv'' '■-.■-Ч
264. Нзя /кит./ школа кэшо, связанная с игйенем конкретного- ^ Л. ' ■ ):мастера. .ч. .-■.•■1 ' • ' ■ ' ■■"■■У' ' . '
265. Ни /кит,/ "дух", "дыхание", w6no9HeprHHV осношая категория даосской философии и медицины,
266. Пя-гуя /кит./ ттсiwофяз ическж тренинг, достижение могущества при помощи биоэнергии цй.
267. Мя хай /кит,/ "Море ци", Средоточие, энергетический центрIорганизма /с^дгшь-тянь/. '
268. Нин /кит,/ мельчащие частжш, ЯЪрмсобря^уягп®' материал гяроздашш в Философия кэшо.
269. Нин /кит./ "Очкненш" в практике кэшо.
270. Нинь-гун /кит,/ вид психофизического тренинга, сходного с шш-дзюцу.
271. Пинь-иэ. /кит./ вид борьба с использованием болевнх захватов рук.
272. Пуки-коми /яп./ удар рукой в дзю-до,
273. Нукури /яп./ подготовка к атаке в дзю-до.1. Иуки-но кокоро1. ЯП ./ —дух, подобный луне", психологическое состояние в кэмпо.
274. Пюапь /кит./ кулак, а такгте обозначение юколы или стиля* кэг.що»п'0р.нЬ—п!у /кят./ искусство кудя^того боя, см.яэ^о.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.