Педагогические аспекты создания интерфейса электронных средств образовательного назначения для высшей школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Байков, Алексей Сергеевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 242
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байков, Алексей Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.
1.1 .Понятие и сущность создания интерфейса электронных средств образовательного назначения.
1.2. Психолого-педагогические основы создания интерфейса электронных средств образовательного назначения.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СОЗДАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА ЭСОН ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.
2.1. Проектирование и основные результаты экспериментальной работы по созданию интерфейса ЭСОН.
2.2. Рекомендации по реализации основных принципов и технологии создания интерфейса ЭСОН.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий2006 год, кандидат педагогических наук Апарин, Алексей Викторович
Педагогические условия формирования компьютерной грамотности будущих филологов с использованием адаптивной технологии обучения: На примере подготовки специалистов русского языка и литературы2006 год, кандидат педагогических наук Чалкина, Наталья Анатольевна
Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника2008 год, кандидат педагогических наук Черняева, Элеонора Петровна
Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде2005 год, доктор педагогических наук Розина, Ирина Николаевна
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов2006 год, кандидат педагогических наук Усков, Иван Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты создания интерфейса электронных средств образовательного назначения для высшей школы»
Процесс информатизации образования характеризуется активным внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также широким использованием электронных средств образовательного назначения (ЭСОН) в учебных учреждениях, в том числе и в вузах.
Определения двух основных понятий (ИКТ и ЭСОН) представлены в соответствии с трудами В.И. Роберт, Т.А. Лавиной, С.Г. Григорьева [133-137], которые рассматривают средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронные средства образовательного назначения (ЭСОН) трактуются как средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Электронные средства образовательного назначения (ЭСОН), используемые в вузах, направлены на решение не только образовательных, но и воспитательных и развивающих целей. Важнейшим элементом этих средств, влияющим на эффективность образовательного процесса, является система организа- ции -информационного взаимодействия-студентов с ЭСОН-с использованием графического пользовательского интерфейса (информационно-визуальной системы взаимодействия пользователя с компьютерной программой, созданной для решения информационных, обучающих, воспитательных и развивающих целей). С помощью графического пользовательского интерфейса, отображаемого на экране монитора, учащийся осуществляет информационное взаимодействие с компьютерной программой посредством мыши, клавиатуры и других устройств ввода-вывода информации. В.И. Роберт [135] рассматривает информационное взаимодействие как процесс передачи-приема информации, представленной в виде символов, графики, видео-, аудио- и анимации, при обеспечении возможности работы с информацией (ввод, хранение, накопление, обработка, вывод, поиск, передача и создание новой информации).
Вопросы применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании изучается уже более 30 лет. Так, в исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как А.И. Башмаков, И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.Ю. Уваров, Е.С. Полат, М.В. Моисеева, С. Abbot, R. Beale, W. Haddad, J.E. Hinostroza, A. Loveless, W. Pelgrum, C. Preston, G. Sim, и других [10, 11, 103, 120, 121, 125, 133-137, 153, 157, 174, 180, 183-186, 193-198, 210, 211, 215, 216, 229-232, 247, 251, 267, 271, 275] определены основные подходы к разработке и применению ЭСОН на разных ступенях образования, дидактические и методические принципы включения этих средств в образовательный процесс, критерии эффективности методических подходов к использованию ИКТ в образовании.
Вопросам информатизации вузовского образования посвящены исследования
A. В. Коурова, С.П. Новикова, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Б. Синельникова,
B.В. Егорова, С. Abbot, С. Lewis, С. Preston, В. Reiser, М. Roach, W. Westera и других [15, 25, 51, 62, 71, 74, 76, 80, 93, 103, 110, 112, 118, 123, 133-137, 144, 146, 149, 153, 159, 161, 163, 164, 170, 173, 174, 179, 200, 206, 213, 214, 231, 237, 260, 278, 285]. В этих исследованиях нашли свое решение вопросы реализации личностно ориентированного подхода к использованию средств ИКТ в образовании, вопросы модернизации дидактических принципов в контексте этого подхода, проблема мотивации студентов, профилизации образования, дифференциации вузовской подготовки, осуществления индивидуальной траектории обучения, организации дистанционного обучения в системе непрерывного образования, открытости современного образования.
Современными учеными М.Г. Абросимова, Е.Р. Ложкина, М. Б. Меликова, R. Kristof, V. Mitropoulou, В.А. Nardi, A. Sears и другими [1, 15, 18, 49, 52, 83, 90-93, 100, 106, 107, 115, 116, 133-137, 163, 165, 195, 201, 226, 239, 244, 265,
277] исследуется психолого-педагогические аспекты организации информационного взаимодействия между преподавателями, учащимися и ЭСОН. В их работах отмечается, что ЭСОН является третьим субъектом информационного взаимодействия, которое является не только источником учебной информации, но и партнером для обучающегося. В педагогическом процессе, с использованием ЭСОН большое значение имеет высокий уровень усвоения информации учащимися, которое напрямую зависит от графического пользовательского интерфейса этих средств. Графический пользовательский интерфейс позволяет организовать информационное взаимодействие посредством сочетания композиции объектов, навигации, доступности справочной информации и других аспектов интерфейса.
Совершенствование и развитие возможностей средств ИКТ в направлении повышения скорости обработки информации, увеличения источников и объемов информации, повышения информативной емкости учебных материалов приводит к увеличению уровня нагрузки на психику человека, что в свою очередь актуализируют проблему психолого-педагогического обоснования создания эргономичных, эстетичных, но в тоже время информативных графических пользовательских интерфейсов ЭСОН.
В научных исследованиях А.И. Башмакова, И.Е. Вострокнутова, Н.М. Ежовой, К.Г. Кречетникова, R. Smith, R. Beale, М. Sharpies, L.P. Steffe, W.Westera и других [10, 11, 31, 32, 42, 43, 47-49, 54, 76, 79, 80, 102, 104, 106, 107, 120, 158, 163, 167, 175, 197, 201, 203-205, 229, 263, 283] разработка интерфейса ЭСОН рассмотрена в контексте гуманистической парадигмы. Работы Е.Р. Ложкиной, М.БГМёликовой, L. Bannon, D. Passey, В .J. Reiser, B.Wasson и других [92, 100, 102, 114, 119, 147-149, 182, 191, 192, 236, 246, 255, 282] посвящены психологическим аспектам пользовательского интерфейса ЭСОН. Педагогические аспекты создания интерфейса ЭСОН исследованы недостаточно, нет научного обоснования теоретических основ создания графического пользовательского интерфейса ЭСОН с учетом не только психолого-физиологических, но и психолого-педагогических, эстетических, эргономических аспектов, а также с учетом принципов открытого образования и идей свободного использования информации.
Практико-ориентированные исследования разработчиков программного обеспечения такие, как С. Круг, Я. Нильсен, Д.А. Норман, Дж. Раскин, Дж. Тидвелл, M.W. Allen, L. Baggot, A. Cooper, W. Horton, В. Tognazzini, В. Shnei-derman и других [2, 7, 13, 24, 30, 38, 44, 46, 50, 61, 66, 68, 70, 73, 77-79, 81-84, 95,96, 108, 109, 111, 127, 132, 139, 153-155, 158, 167, 170, 176-178, 181, 187, 191, 205-209, 215, 221, 222, 232, 241, 254-263, 265, 278, 280] в основном посвящены технико-технологическим аспектам разработки интерфейсов компьютерных программ. В их работах обоснована необходимость учета особенностей зрительного восприятия, обусловленного возрастными, тендерными, культурными особенностями пользователей, их уровнем образованности, интеллектуальным потенциалом, опытом, установками и др. Авторы подчеркивают острую необходимость поиска эффективных подходов к разработке графических пользовательских интерфейсов, позволяющих учесть тот факт, что визуальное восприятие информации человеком доминирует над аудиальным и кинестетическим. Однако в этих работах не исследованы вопросы психолого-физиологических и возрастных особенностей юношеского возраста и периода ранней взрослости, которые необходимо учитывать в процессе разработки графических пользовательских интерфейсов ЭСОН для студентов вузов.
Необходимо отметить, что в интерфейсе ЭСОН заложен мощный потенциал воздействия на эмоционально-мотивационную сферу пользователя. Поэтому определение психолого-педагогических аспектов создания интерфейса ЭСОН для системы высшего образования поможет в решении информационных, обу------чающих, воспитательных и развивающих целей.
Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых, изучение практики использования ЭСОН в мировом и отечественном образовательном пространстве, позволили выявить ряд противоречий:
- между активно расширяющейся сферой использования ЭСОН в высшем образовании, с одной стороны, и отсутствием теоретически обоснованных педагогических требований к созданию информативных, эргономичных и эстетических интерфейсов электронных средств образовательного назначения;
- между существующими интерфейсами ЭСОН, ориентированными на опытных пользователей, и низким уровнем компьютерной грамотности студентов в вузах;
- между ростом количества ЭСОН, созданных преподавателями в вузах и разработчиками в фирмах, и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по созданию графических пользовательских интерфейсов ЭСОН в целях стандартизации интерфейсов ЭСОН с учетом требований «открытого образования», доминирующего в мировом образовательном пространстве.
Выявленные противоречия дали основание для формулировки проблемы научного исследования: «Каковы основные принципы и педагогические требования к интерфейсу ЭСОН и технологии его создания?»
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях интенсивного распространения доступных средств информационных и коммуникационных технологий в мировом образовательном пространстве возрастает необходимость разработки педагогических аспектов создания графического пользовательского интерфейса электронных средств образовательного назначения для студентов вузов.
Тема исследования: «Педагогические аспекты создания интерфейса электронных средств образовательного назначения для высшей школы».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе с использованием электронных средств образовательного назначения.
Предмет исследования: подходы, принципы создания интерфейса ЭСОН, его особенности, педагогические требования к интерфейсу электронных средств образовательного назначения и технологии его создания для высшей школы.
Цель исследования: определить основные принципы и педагогические требования к интерфейсу электронных средств образовательного назначения, к технологии его создания для высшей школы.
Гипотеза исследования: создание интерфейса ЭСОН, позволяющего успешно решать образовательно-воспитательные задачи вуза и повышать компьютерную грамотность студентов, возможно в контексте антропоцентрического, лич-ностно ориентированного, компетентностного подходов, принципов открытого образования, которые детерминируют совокупность педагогических требований к интерфейсу (простота композиции; оптимальность навигации; доступ к копированию содержания и др.), а также определяют специальные этапы технологии его создания, в частности, этап педагогического замысла ЭСОН, этап уточнения концепции интерфейса с учетом уровня компьютерной грамотности студентов и др.
Задачи исследования.
1. Конкретизировать определения понятий «графический пользовательский интерфейс ЭСОН», «педагогический дизайн ЭСОН», «педагогический дизайн интерфейса ЭСОН» и их сущность.
2. Определить понятие «компьютерная грамотность» и его сущность.
3. Теоретически обосновать уровни компьютерной грамотности, их показатели.
4. Теоретически обосновать педагогические требования к интерфейсу ЭСОН.
5.Выявить и обосновать принципы педагогического дизайна интерфейса ЭСОН, а также этапы технологии создания интерфейса ЭСОН.
6. Разработать концепцию и теоретическую модель педагогического дизайна интерфейса ЭСОН для высшей школы, экспериментально проверить ее эффективность.
7.,Разработать методические рекомендации по созданию интерфейса ЭСОН. Теоретико-методологической основой исследования явились: - идеи антропоцентрического подхода (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, К. Роджерс, K.B.Madsen [9, 17, 98, 138, 145, 160, 234]), идеи личностно ориентированного подхода к образованию в целом (Е.В. Бондаревская, И.С.Якиманская, И.А. Зимняя [21, 59, 171]) и к применению ИКТ в образовании (И. В. Роберт, С.В. Панкжова, И.А. Башмаков, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, А.Ю. Уваров, G. Avellis, A. Finkelstein, J.E. Hinostroza, B.J. Reiser,
B.Wasson, D. Laurillard M. Roach и другие [10, 11, 103, 120, 121, 125, 133-137, 153, 157, 174, 180, 183-186, 193-198, 210, 211, 215, 216, 229-232, 247, 251, 267, 271,275]);
- идеи педагогического дизайна (М.В. Моисеева, Е.С. Полат, А.Ю. Уваров, W. Horton, M.W. Allen, R. Smith, R. Beale, M. Sharpies [103, 120, 121, 125, 153, 157, 176, 180, 183-186, 193-198, 219, 220, 229-232, 247, 251, 267, 278, 282, 283]);
- принципы открытого образования (доступность, «образование через всю жизнь», компетентностный подход, индивидуальная траектория получения образования), изложенные в документах Болонского процесса (А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Н.Г. Витковская, С.И. Головко, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской [9, 12, 26, 29, 57-59, 169]);
- принципы эргономики и юзабилити (англ. usability); принципы дизайна, центрированного на пользователе (англ. «User Centered Design») и универсального дизайна (англ. «Universal Design»), представленные в работах В.П. Зин-ченко, В.М. Мунипова, Я. Нильсена, Д. Нормана, Дж. Раскина, Дж. Тидвелла, A.Cooper, В. Shneiderman, A. Sears, J.A. Jacko и других [96, 108, 109, 111, 127, 132, 139, 153-155, 158, 167, 170, 176-178, 181, 187, 191, 205-209, 215, 221, 222, 232, 241, 254-263, 265, 278, 280];
- идеи «свободного программного обеспечения» (англ. «Free Software») о возможности свободного использования программ в работах R. Stallman и его последователей, таких как Е. Raymond и В. Perens, создавших концепцию «открытого программного обеспечения» (англ. «Open Source») [248, 272];
- идеи культурно-исторической концепции развития высших психических функций JI.C. Выготского [33] (уровень актуального развития и зона ближайшего развития, культурный контекст, культурный диалог, мышление как диалог, медиаторы культурных ценностей, культурные знаки и символы), основные положения общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева [87-89] (внутренняя и внешняя деятельность, процессы интериоризации и экстериоризации), теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [35, 36] (ориентировочная основа действия), идеи гештальтпсихологии М. Вертхаймера [27]; идеи современных образовательных и педагогических технологий (Г.К. Се-левко, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, В.В. Гузеев и другие [9, 45, 124, 142])
Методы исследования: теоретические методы (теоретический анализ источников по проблемам исследования, теоретическое моделирование, изучение, анализ и обобщение передового зарубежного и отечественного опыта разработки интерфейса ЭСОН, педагогического дизайна ЭСОН);
- эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, тестирование, запись на видео, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент, юзабили-ти-тестирование, метод фокус-групп и др.);
- методы математической обработки результатов исследования.
Этапы проведения исследования.
Проблемно-поисковый этап (2005-2006 гг.) включал изучение психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение практики разработки интерфейса ЭСОН, использования электронных средств образовательного назначения в вузовском образовании, проведение констатирующего эксперимента для определения эффективности существующих интерфейсов ЭСОН и компьютерной грамотности студентов гуманитарных факультетов вузов. Выявлено проблемное поле исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, выдвинута гипотеза, разработана концепция и построена теоретическая модель педагогического дизайна интерфейса ЭСОН, разработана программа экспериментальной работы, созданы прототипы интерфейса ЭСОН с учетом компьютерной грамотности первокурсников.
Экспериментальный этап (2006-2008 гг.) включал проведение двух формирующих экспериментов на гуманитарных факультетах, проведены обработка и анализ результатов педагогического эксперимента, уточнение технологии создания интерфейса ЭСОН, корректировка педагогических требований к интерфейсу ЭСОН, проводилась апробация результатов исследования через публикации, выступления на конференциях, проведение курсов по выбору у студентов 4 и 5 курсов отделения «Информатика и английский язык» факультета иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина, разработаны и опубликованы методические рекомендации.
Обобщающий этап (2008 г.) характеризовался обобщением результатов теоретического и эмпирического исследований, систематизацией результатов исследования. Сформулированы выводы, описаны полученные результаты, уточнены и опубликованы методические рекомендации, оформлены материалы в форме диссертации.
Базой экспериментальной работы явился Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, факультет иностранного языка и факультет истории и международных отношений. В констатирующем эксперименте (2006- 2007 гг.) приняли участие 163 первокурсника. В формирующем эксперименте приняли участие 190 первокурсников, а также преподаватели кафедры информатизации образования и методики информатики и кафедры психологии. Научная новизна исследования заключается в том, что
- разработано определение понятия «педагогический дизайн интерфейса ЭСОН»;
- в контексте антропоцентрического, личностно ориентированного и компе-тентностного подходов определены педагогические требования к интерфейсу ЭСОН и технологии его создания;
- разработаны показатели трех уровней компьютерной грамотности студентов в контексте взаимодействия с графическим пользовательским интерфейсом;
- разработана гибкая цикличная технология создания интерфейса ЭСОН для ---высшей школы, в которой важноё мёстб бтвбдится педагогам, психологам и методистам, выполняющим особые функции разработчиков при создании интерфейса ЭСОН.
Теоретическая значимость заключается в том, что - уточнены понятия «интерфейс ЭСОН», «компьютерная грамотность» в аспекте информационного взаимодействия пользователя с ЭСОН с помощью интерфейса;
- уточнены сущность педагогического дизайна ЭСОН (информационный дизайн, интерактивный дизайн, графический дизайн), графического пользовательского интерфейса ЭСОН и принципы педагогического дизайна интерфейса ЭСОН, а также уточнена сущность эргономичности интерфейса ЭСОН;
- определены критерии образовательной эффективности интерфейса ЭСОН для высшей школы;
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по реализации педагогических принципов и технологии создания интерфейса ЭСОН, повышающего уровень компьютерной грамотности и познавательной мотивации студентов; в разработке методики диагностики компьютерной грамотности студентов. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в создании программ учебных курсов и курсов по выбору для подготовки специалистов информатизации образования, курсов повышения квалификации разработчиков интерфейсов ЭСОН, в создании учебных пособий и методических рекомендаций для высшей школы.
Положения, выносимые на защиту.
1. С позиции антропоцентрического, личностно ориентированного, компе-тентностного подходов графический пользовательский интерфейс ЭСОН может рассматриваться как информационно-визуальная система взаимодействия пользователя с учебной компьютерной программой, созданная для решения информационных, обучающих, воспитательных и развивающих целей.
2. В контексте нового направления в педагогике «Педагогический дизайн», возможна следующая трактовка двух терминов:
- —Педагогический дизайн ЭСОН - это цёлостнь1Й~процесс разработки, представляющий собой упорядоченную гибкую и цикличную последовательность этапов подбора и компоновки учебной информации (информационный дизайн), разработки методики ее изучения (интерактивный дизайн) и создания информационно-визуальной системы взаимодействия обучаемого с разработанным компьютерной программой (графический дизайн).
Педагогический дизайн графического пользовательского интерфейса ЭСОН
- это цикличный процесс создания информационно-визуальной системы взаимодействия пользователя с ЭСОН, обеспечивающий эффективность работы пользователя и стимулирующий его личностное и интеллектуальное развитие за счет информативности, эстетичности и эргономичности.
3. Одним из важнейших ориентиров при создании интерфейса ЭСОН является уровень компьютерной грамотности студентов.
Компьютерная грамотность - это личностное образование, проявляющееся в совокупности базовых знаний, умений, навыков, опыта и позволяющее человеку использовать персональный компьютер, его периферийные устройства и программное обеспечение в качестве средств работы с информацией (ввод, хранение, накопление, обработка, вывод, поиск, передача и создание новой информации).
В ходе исследования теоретически обоснованы показатели трех уровней компьютерной грамотности (минимальный, средний и оптимальный) студентов.
4. Основные принципы педагогического дизайна интерфейса ЭСОН: наглядность, системность и структурно-функциональная связанность, доступность и посильность, центрированность на пользователе, субъектность пользователя интерфейса, интерактивность; информативность, эстетичность и эргономич-ность; направленность на повышение уровня компьютерной грамотности и познавательной мотивации студентов.
5. Педагогическая направленность, гибкость и цикличность этапов технологии создания интерфейса ЭСОН обеспечена участием в команде разработчиков педагогов, методистов, психологов7 выполняющих перечисленные выше прин- -ципы, действующих в соответствии с определенной логикой педагогического дизайна ЭСОН: идея (педагогический замысел); проработка идеи; планирование; сбор рекомендаций и анализ; проектирование; разработка и дизайн; тестирование и оценка; апробация в учебном процессе; сборка; выпуск.
6. В контексте антропоцентрического, личностно ориентированного, компе-тентностного подходов и принципов открытости образования интерфейс ЭСОН должен соответствовать следующим педагогическим требованиям и включать инвариантные структурные элементы: простота композиции; оптимальность в навигации; свободный доступ к содержанию; многоуровневая помощь для студентов; «обратная связь» студента с преподавателем и разработчиками.
7. Показатели образовательной эффективности интерфейса ЭСОН: рост уровня компьютерной грамотности, доминирование мотива «получение знаний», рост качества успеваемости студентов (рост уровня успеваемости и творческой активности студентов в течение учебного года).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе РГУ имени С.А. Есенина, ТГПУ имени JI.H. Толстого, в РВВДКУ (военном институте) имени генерала В. Маргелова.
Материалы исследования были представлены для обсуждения на международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2007 г.), Кисловодске (2007 г.), Рязани (2007 г.), всероссийских научно-практических конференциях в Пензе (2005 г.), в Рязани (2005, 2006, 2007, 2008 гг.), в статьях центральных журналов, рецензируемых ВАК РФ, «Информатика и образование», «Высшее образование в России».
Методические рекомендации по разработке интерфейса ЭСОН используются в гражданских и военных вузах, а именно РГУ имени С.А. Есенина, ТГПУ имени JI.H. Толстого, в РВВДКУ имени генерала В. Маргелова. Комплекс программно-методических средств внесен в тематический план и методические разработки курсов по выбору на кафедре информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета им. СТА. Есенина]
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 283 наименования, 29 приложений. Основной текст диссертации изложен на 193 страницах, содержит 7 схем, 2 рисунка и 9 гистограмм.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогико-технологические аспекты создания и использования интерактивного распределенного информационного образовательного ресурса: На примере профильного курса информатики для преподавателей "CGI-программирование"2005 год, кандидат педагогических наук Сырбу, Андрей Николаевич
Визуальная организация информации в компьютерных средствах обучения: На примере математики2004 год, кандидат педагогических наук Ежова, Наталия Михайловна
Эргономические аспекты проектирования пользовательского интерфейса2005 год, кандидат психологических наук Сугак, Екатерина Евгеньевна
Автоматизация проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода2007 год, доктор технических наук Грибова, Валерия Викторовна
Методика конструирования учебного модуля "Компьютерная графика" для студентов ФТиП педвузов специализации "Графика и дизайн"2005 год, кандидат педагогических наук Иванникова, Любовь Викторовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Байков, Алексей Сергеевич
Исследование показало актуальность проблемы создания интерфейса элек тронных средств образовательного назначения для высшей школы. Теоретиче ский анализ работ по педагогике, психологии, разработке программного обес печения и дизайну интерфейсов, посвященный психолого-педагогическим ас пектам создания графических пользовательских интерфейсов позволил уточнить определения ряда базовых понятий и их сущность.Графический пользовательский интерфейс ЭСОН - это информационно-ви зуальная система взаимодействия пользователя с учебной компьютерной про граммой, созданная для решения информационных, обучающих, воспитатель ных и развивающих целей.Педагогический дизайн ЭСОН - это целостный процесс разработки, пред ставляющий собой упорядоченную гибкую и цикличную последовательность этапов подбора и компоновки учебной информации (информационный дизайн), а также создания методики ее изучения и создание информационно-визуальной системы взаимодействия обучаемого с разработанным компьютерной програм мой (интерактивный дизайн и графический дизайн).Педагогический дизайн графического пользовательского интерфейса ЭСОН • это цикличный процесс создания информационно-визуальной системы взаи модействия пользователя с ЭСОН, обеспечивающий эффективность работы пользователя и стимулирующий его личностное и интеллектуальное развитие за счет информативности, эстетичности и эргономичности._. Компьютерная,грамотность_-это личностное-образование, проявляющееся в — совокупности базовых знаний, умений, навыков, опыта и позволяющее челове ку использовать персональный компьютер, его периферийные устройства и программное обеспечение в качестве средств работы с информацией (ввод, хранение, накопление, обработка, вывод, поиск, передача и создание новой ин формации). В ходе исследования было определено содержание компьютерной грамотности будущих специалистов и выявлены три ее уровня (минимальный, средний и оптимальный), теоретически обоснованы показатели каждого из уровней компьютерной грамотности (УКГ).Минимальный УКГ характеризуется владением лишь отдельными основны ми знаниями и умениями работы с интерфейсами приложений и интерфейса ми операционных систем с помощью либо универсального устройства ввода информации (клавиатура), либо координатным устройством ввода информации
(мышью). Минимальный УКГ обеспечивает возможность работы студента с ЭСОН без знания понятий программного обеспечения и умений использовать функциональные клавиши клавиатуры, но она осуществляется при больших временных затратах и часто вызывает чувство неудовлетворенности взаимодей ствием с компьютером.Средний УКГ характеризуется владением 50% основных знаний и умений работы с интерфейсами приложений и интерфейсами ОС, где часть основных операций студент производит с помощью мыши, а часть - с помощью клавиату ры. Этот уровень позволяет студенту решать большую часть задач работы с компьютером однако при значительных временных затратах.Оптимальный УКГ характеризуется владением всеми основными знаниями, умениями и навыками работы с интерфейсами приложений и интерфейсами ОС, конгруэнтным использованием как клавиатуры, так и мыши. При этом пользователи знают 90-100% точных определений необходимых понятий и тер минов. Оптимальный уровень УКГ позволяет студенту эффективно использо вать ИКТ работе с информацией для решения образовательных задач.Для диагностики уровня компьютерной грамотности были разработаны спе циальная анкета и задания, которые могут использоваться преподавателями ву зов и разработчиками ЭСОНгдля высшей школы.В результате исследования разработана концепция педагогического дизайна интерфейса ЭСОН для высшей школы, которая включает наряду с классически ми дидактическими принципами, принципы антропоцентрического и личностно ориентированного подходов (принципы индивидуальной траектории и темпа образования, личностной включенности студентов в создание ЭСОН, учета личностных и индивидуально-типологических особенностей обучающихся, центрированности на пользователе и др.), компетентностного подходов (учет уровня компьютерной грамотности), идеи открытого образования и открытости информационных ресурсов (универсальность, «свободное программное обеспе чение» в образовании), принципы разработки программного обеспечения и ди зайна интерфейсов (эргономичность, эстетичность, информативность). Теоре тическая модель создания интерфейса ЭСОН, базируемая на этой концецпии, содержит технологию графического дизайна интерфейса и педагогические тре бования к нему.Педагогическая направленность, гибкость и цикличность технологии созда ния интерфейса ЭСОН будет обеспечена, если в команде разработчиков будут участвовать педагоги, методисты, психологи, которые будут следовать перечис ленным выше принципам, а также действовать в соответствии с определенной логикой педагогического дизайна: идея (педагогический замысел); проработка идеи; планирование; сбор рекомендаций и анализ; проектирование; разработка и дизайн; тестирование и оценка; апробация в учебном процессе; сборка; выпуск.1. Идея (педагогический замысел) - это точка отсчета любого проекта, когда у педагога или методиста появляется идея о создании электронного средства обучения, которое будет не только гармонично входить в учебный курс, но и повышать эффективность образовательного процесса. Замысел дает основание для создания ЭСОН, соответствующего гкманистической парадигме, опреде ленным образовательным стандартам, учебным программам и стандартам в об ласти ПО. Понимание сути идеи (цели, структуры, содержания электронного средстваJ, предложенной 11ещтдгаШ^озволшрЩрабдтчикш тщательнее про думать проект ЭСОН, объяснить его участникам команды разработчиков и со здать оптимальный программный продукт.2. Проработка идеи. На данной стадии руководителю проекта (педагогиче скому дизайнеру) необходимо набрать команду разработчиков. Он должен со брать специалистов и обсудить с ними концепцию будущего ЭСОН. На этой стадии необходимо проанализировать контекст использования, уточнить основную образовательнгую цель, развивающие и воспитательные задачи ЭСОН, его структуру.3. Планирование. В соответствии с особенностями ЭСОН уточняются зада чи проекта, функции каждого участника команды разработчиков, объем и ре зультат работы каждого к определенному сроку в соответствии с определенны ми педагогическими принципами и требованиями.4. Сбор рекомендаций и анализ. Для создания рекомендаций, которые необ ходимо учесть при разработке продукта, используются различные методы: те стирование, анкетирование, наблюдение, беседы, опросы, изучение образова тельных стандартов, учебных программ, изучение и обобщение опыта. В про цессе этой стадии необходимо проанализировать контекст создания и использо вания разрабатываемого ЭСОН, а именно: • проанализировать педагогические цели и задачи создания и использования будущего ЭСОН; • понять, каковы технические и методические условия использования ЭСОН; • уточнить, для какой "аудитории (возраст студентов, уровень их подготовки, компьютерной грамотности, направление и профиль образования) будет предназначаться разрабатываемое ЭСОН. В дополнение к анализу целевой группы студентов графический дизайнер анализирует целевую группу на цветовые предпочтения для дальнейшего со здания стиля ЭСОН. Команда разработчиков должна провести изучение и анализ передового опы та создания аналогичных ЭСОН в России и за рубежом, а затем составить диа грамму сходства общих признаков существующих ЭСОН. Педагогам и методи стам необходимо изучать целевую группу студентов, для которых создается ЭСОН, чтобы затем создать сценарии использования ЭСОН, уточнить методи ку проведения занятий по учебному курсу, определив функции обучаемых, пре подавателя и самого ЭСОН. Затем педагогическому дизайнеру необходимо ор ганизовать собрание по составлению требований.5. Проектирование состоит из нескольких этапов, которые включают в себя создание бумажных прототипов интерактивной части ЭСОН, а именно, инфор мационного взаимодействия учащегося с программным средством с последую щим цикличным тестированием их со студентами. На основе результатов тести рования бумажных прототипов необходимо создавать стилевые правила, кото рые служат для описания единообразия графического интерфейса и его поведе ния. Затем, если позволяют возможности по средствам и времени, необходимо тестировать электронные интерактивные прототипы с графическим интерфей сом с использованием шаблонов дизайна, которые можно создавать на основе презентаций или языка HTML.6. Разработка и дизайн. Это основная стадия создания ЭСОН, которая вклю чает в себя ряд этапов: оформление образовательного содержания (информаци онный дизайн), этап кодирования предварительно разработанных прототипов информационного взаимодействия (интерактивный дизайн), этап графического дизайна интерфейса. Эта стадия включает также этап разработки документа ции во время создания ЭСОН, содержащей руководство для пользователей (преподавателей и студентов), помощь, справочные материалы и другое.7. Тестирование и оценка должны происходить циклично на протяжении всего процесса разработки программы, начиная с тестирования бумажных и электронных прототипов. При тестировании прототипа изучается информаци онное взаимодействие студентов с образовательной программой с учетом гра фического интерфейса с помощью диагностической и субъективной оценки.Определяется образовательная эффективность интерфейса ЭСОН.
8. Апробация в учебном процессе является стадией окончательного тестиро ванЖ]трототйпа ЭСОН,-прйближенного к реальньш^условиямТОнаГзаключает ся в аналитико-оценочной деятельности разработчиков, когда каждый из них субъективно оценивает результаты проекта. На этой стадии осуществляется анализ и оценка ЭСОН преподавателями, его использовавшими, а также сту дентами, использующими «обратную связь» с разработчиками.9. На стадии отладки и сборки ЭСОН уже самые серьезные ошибки в интер фейсе и документации (руководство для пользователя, система помощи, методические указания и др.) должны быть исправлены, все компоненты ЭСОН должны быть собраны в единую систему и подтверждены последней апробаци ей и оценкой педагогического дизайнера ЭСОН, проводящего экспертизу ин терфейса в соответствии с педагогически принципами и требованиями.10. Выпуск ЭСОН. Руководитель (педагогический дизайнер) в зависимости от результатов оценки проекта аттестует ЭСОН, готового к использованию, для завершения процесса разработки и выпуска программы, а именно внедрению ее в образовательный процесс вуза, если подтверждается его образовательная эф фективнсоть.Для обеспечения успешности предлагаемой технологии были уточнены функции каждого из разработчиков педагогического дизайна ЭСОН. В контексте антропоцентрического, личностно ориентированного, компе тентностного подходов и принципов открытого образования графический пользовательский интерфейс ЭСОН должен соответствовать педагогическим требованиям, основанным на принципах педагогического дизайна: • простота композиции информационных и художественных элементов (эле менты скомпонованы в оптимальных для восприятия частях экрана, инфор мационная область занимает 60-70% экрана, характер оптимальности цве тов, адекватность используемых шрифтов, композиционное соотношение текста и наглядных материалов); • оптимальность в навигации (наглядные функциональные объекты, использо вание не более 5 иконок); • свободный доступ к содержанию (возможность редактировать
информацию), • многоуровневая помощь (включение справочной информации по компью терной грамотности, настройка интерфейса с учетом индивидуально-лич ностных особенностей пользователей); • «обратная связь» студента с преподавателем и разработчиками ЭСОН в це лях повышения качества интерфейса ЭСОН и характера работы пользова телей.Показатели образовательной эффективности интерфейса ЭСОН: рост уровня компьютерной грамотности, доминирование мотива «получение знаний», рост качества успеваемости студентов (рост уровня успеваемости и творческой ак тивности в течение учебного года).В ходе констатирующего эксперимента были выявлены низкие уровни учеб ной мотивации и компьютерной грамотности студентов первых курсов гумани тарных факультетов, что подтвердило необходимость создания специальных интерфейсов ЭСОН для высшей школы.В соотвестии с теоретической моделью был создан интерфейс электронного средства образовательного назначения по одной из гуманитарных дисциплин.Интерфейс проверялся в ходе формирующего эксперимента, проведённого на базе двух гуманитарных факультетов (353 студента), который подтвердил гипо тезу исследования. Динамика изменения уровня компьютерной грамотности, мотивации учения первокурсников, использовавших ЭСОН с новым интерфей сом при изучении учебной дисциплины, была значительно выше. Чем в контрольных группах, что подтверждается методами математической статисти ки.Результаты формирующего эксперимента позволили уточнить рекомендации для педагогов и педагогических дизайнеров, организующих деятельность разра ботчиков графического пользовательского иентефейса ЭСОН. Методические указания будут полезны и для преподавателей и студентов. В методических ре комендациях уточняются правила и педагогические требования к графическо му интерфейсу, которым должны следовать педагоги, педагогические дизайне ры ждяповышения^бразовательной^ффёктйвШсти'Т^фичё^ого' интерфейса ЭСОН, представлена авторская программа по созданию информационно-визу альной системы взаимодействия электронных средств образовательного назна чения в соответствии с гуманистической парадигмой. Раскрываются особенно сти проектирования и разработки информационно-визуальной системы взаимо действия на основе классических дидактических принципов и принципов ан тропоцентрического, личностно ориентированного и компетентностного подходов.Диссертационное исследование по проблеме показало спектр нерешенных вопросов в изучаемой области: Как индивидуализировать графический пользо вательский интерфейс ЭСОН для каждого студента? Каков характер информа ционного взаимодействия учащегося, преподавателя и электронных средств об разовательного назначения? Как педагог влияет на принципы, установки, ценности разработчиков электронных средств образовательного назначения? Как оптимизировать педагогический дизайн ЭСОН? Какой должен быть комплекс методик для совершенствования и оптимизации тестирования и оцен ки эргономичности разрабатываемых интерфейсов ЭСОН? Как учитывать мо дальности пользователей при создании интерфейса ЭСОН? Все эти проблемы требуют дальнейшего научно-педагогического исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байков, Алексей Сергеевич, 2008 год
1. Абросимова, М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов колледжа / М.Г. Абросимова // Стандарты и мониторинг в образовании журнал.. -2004. №3.-С. 55-59.
2. Агафонова, В.В. Финансовая академия при правительстве РФ: Теория интерфейсов бизнес-систем Текст. : автореф. дис. ... канд. экон. наук: защищена 12.02.2003 : утв. 24.06.2003 /В.В. Агафонова. - М: ПроСофт-М, 2003. - 20 с.
3. Александрова, В. В. Методика обучения компьютерно-графическому моделированию пространственных базовых форм Текст. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.В. Александрова - СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - 2002. - 16 с.
4. Аншина, М. Страсти по качеству ПО Текст. / М. Аншина // Открытые системы. 1998. №6
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В.Г. Асеев. — М: Мысль - 1976. - 158 с.
6. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Текст. / Р. Аткин- сон. - М.: Просвещение 1980. - 243 с.
7. Африна, Е.И. Интернет-класс: Естественно-научный цикл / Е.И. Африна // Народное образование журнал.. - 2003. № 9. - 119-126.
8. Байкова, Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Монография Текст. / Л.А.Байкова — Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. А. Есенина. - 2004. - 288 с.
9. Башмаков, А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. Башмаков, И. Башмаков. — М: Филинъ, 2002 - 616 с .
10. Башмаков, А.И. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные Текст. / А.И. Башмаков, В.А. Стар ы х — М.: "Европейский центр по качеству", 2003. - 384 с.
11. Белкин_А.С^ Компетентность. Пр^фес^оналшзм._Мастерство,7_А.С._Белкин — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. — 171 с.
12. Ваграменко, Я:А. Об основных направлениях информатизации? педагогичен ского*образованиям Текст.; / Я1А., Ваграменко^ [и: др:][ II Педагогическая; информатика журнал.; - 2004: №1. - 0.19-30;
13. Вербицкий: А\А. Гуманизация и< компетентность / Теория контекстного обучения/ А:А. Вёрбицкиш -М:,2006- 164 с.
14. Вымятнин, В.М. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки / В.М. Вымятнин и др... — Томск: Изд-во ТГУ, 2003 - 156 с.
15. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 1999. - 452 с.
16. Гаррет, Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия Текст. / Дж. Гаррет. — М: Вильяме, 2008 — 486 с.
17. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Дж. Гибсон. - М., 1988. - 264 с.
18. Гипперейтер, Ю. Б. Движения человеческого глаза Текст. / Ю.Б. Гип- перейтер. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 275 с.
19. Головко СИ. Специалист: образование, компетентность, новаторство : науч.-практ. пособие / И. Головко. - М. : Либерея-Бибинформ, 2005. - 143 с.
20. Голубев, А. П. Персональный лабораторный интерфейс Текст. / А.П. Голубев // Информатика и образование. - 1996. - N 6. - 88-92
21. Горбунова, Е.И. Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов / Е.И. Горбунова и др... — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. - 215 с.
22. Гото, К. Веб-редизайн: книга Келли Гото и Эмили Котлер Текст. / К. Гото, Э. Котлер. — М: Символ-Плюс, 2007 - 413 с.
23. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гу- зеев, - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
24. Гультяев, А.К., Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А.К. Гультяев. — М: Корона-Принт, 2007 - 352 с.
25. Гура, В.В. Система проектирования электронных образовательных ресурсов текст. / В.В. Гура, СБ. Дикарев. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО "ЦВВР", 2003.-21 с.
26. Давыдова, Е. В. Создание базовых элементов интерфейса Windows - про- - — грамма-в-среде-Delphi Текст._:_[Информатика_в_сред, шк.]_/ RB. Давыдова; Е.В. Давыдов, И.А. Скородумов, В.А. Балаханов // Информатика и образование.-2002.-N4.-С. 21-30
27. Денинг, В. Диалоговые системы. «Человек-ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя Текст. / В. Денинг, Г. Эссиг, Маас ; пер. с англ. В.В. Киселева — М.: Мир, 1984 - 124 с.
28. Джонсон, Дж. Web-дизайн: типичные ляпы и как их избежать / Дж. Джонсон. — М: Кудиц-Образ, 2005. - 267 с.
29. Ежова, Н.М. Проблемы интерфейса компьютерных средств обучения текст. / Н.М. Ежова, Н.А. Резник // Педагогические технологии журнал.. - 2005. -№3 - 40-66.
30. Иванов, В.Л. Без преподавателя Текст. / В.Л. Иванов // Открытое образование. - 2002. - №6. - 15-18
31. Иванова, К.А., Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов - _Текст._/_К.А. Иванова. — М: Вильяме, 2005^457 с.
32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е.П. Ильин. - СПб: «Питер», 2000.-456 с.
33. Ильин, Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения Текст. / Е.П. Ильин. — Киев: Прогресс, 1998. - 320 с.
34. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник Текст. / под общ. ред. А.И. Гу-бинского, В.Г. Евграфова. — М : Машиностроение, 1993 - 238 с.
35. Исследование зрительной деятельности человека Текст. / под ред. Ю.Б. Гипперейтер. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 197 с.
36. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным Текст. / А.И. Ка- линовский. — М: Новое знание. - 2005 - 220 с.
37. Кирсанов, Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова Текст. / Д. Кирсанов. - М.: Символ-плюс, 1999. - 478 с.
38. Климов, А.Л. MS Agent. Графические персонажи для интерфейсов Текст. / А.Л. Климов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 352 с.
39. Козлов, Г.А. Применение средств интерактивности в процессе обучения / Г.А. Козлов // Наука и школа журнал.. - 2003. - №4. - 33-34.
40. Константин, Л. Человеческий фактор в программировании Текст. / Л. Константин ; пер. с англ. — СПб.: Символ-Плюс, 2004. — 384 с.
41. Конюхова О.В. Графический пользовательский интерфейс для автоматизированных систем раскроя изделий сложной формы Текст. : автореф. дис. ... канд. техн. наук: защищена 29.01.2006 : утв. 19.06.2006 / О.В. Конюхова. -Орел: РГБ ОД, 2006. - 20 с.
42. Коротков, A.M. Основные направления учебной деятельности в компьютерной среде / A.M. Коротков // Наука и школа журнал.. - 2003. №6. - 42-46
43. Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие Текст. / Б.Б. Коссов — М.: «Академический проект», 2000. - 187 с.
44. Коуров, А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств Текст. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А.В. Коуров — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. - 120 с.
45. Коутс, Р., Интерфейс «человек — компьютер» / Р. Коутс, И. Влейминк ; пер. с англ. — М: Мир, 1990. - 253 с.
46. Краснова, Г.А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ Текст. / Г.А. Краснова, П.А. Савченко // Открытое образование журнал.. - 2001. - №6. - 9-11.
47. Кречетников, К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения / К.Г. Кречетников // Информатика и образование журнал.. - 2002. — № 4 . - С . 65-76
48. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе Текст. : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.08) /К.Г. Кречетников. - Ярославль, 2003. - 38 с.
49. Круг, Не заставляйте меня думать! Текст. / Круг. — М: Символ- Плюс, 2005. - 224 с.'
50. Кузнецов, А.В. Общие принципы построения обучающих систем на основе - -функциональныхкомпонент-АА.В. Кузнецов // Открытое образование жур- _. нал.. - 2003. - №2. - 22-25.
51. Кулагин, В.П. Информационные технологии в сфере образования / В.П. Кулагин и др... — М.: Янус-К, 2004. - 248 с.
52. Купер, А. Психбольница в руках пациентов Текст. / А. Купер. — М: Символ-плюс, 2005. - 336
53. Лапчик, М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров Текст. : монография / М. П. Лапчик ; Рос. акад. образования, Ом. гос. пед. ун-т, Ом. науч. центр РАО. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 143 с.
54. Ласкова, А. А. Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков Текст. : автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Ласкова — Ярославль: Изд-во Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. Наук. - 2004 - 19 с.
55. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1975. - 680 с.
56. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и сознание Текст. / А.Н. Леонтьев // XVIII Международный психологический конгресс. Симп. 13. — М.: Изд-во МГУ, 1966.-356 с.
57. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984. - 21 с.
58. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства Текст. / А.Д. Логвиненко. - М . : Просвещение, 1985.-278 с.
59. Логунова, О.С. Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика: Учебное пособие Текст. / О.С. Логунова, И.М. Ячиков, Б,А. Ильина. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 285 с.
60. Локтюшина, Е.А. Обучение в личностно-ориентированных дидактических компьютерных средах: тезаурус Текст. / Е.А. Локтюшина — Волгоград: Перемена, 1999. - 60 с.
61. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-центр, 2002.
62. Мандел, Т. Дизайн интерфейсов Текст. / Т. Мандел — М: ДМК Пресс, 2005.-416 с.
63. Маслоу А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу - СПб: Питер, 2003. -352 с.
64. Панюкова, С В . Информационные и коммуникационные технологии в лич- ностно ориентированном обучении Текст. / С В . Панюкова. - М.: "Про-пресс", 1998.-226 с.
65. Панюкова, С В . Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании ИКТ Текст. / С В . Панюкова. - М.: ИОСО РАО, 1998.-120 с.
66. Паркер, Р. Как сделать красиво на бумаге Текст. / Р. Паркер. — М: Символ-Плюс. - 2008 - 384 с.
67. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
68. Полат, Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др... — М.: Академия, 2001. - 272 с.
69. Прайс, Д. Текст для Web. Доступность и привлекательность Текст. / Д. Прайс. — М: Вильяме. - 2003 - 464 с.
70. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Стандарт Фирмы IBM Текст. / под ред. Дж. Смита ; пер. с англ. — М: Вильнюс: DBS LTD, 1992.
71. Пряжников, Н. Информационное насилие / Н. Пряжников // Школьный психолог журнал.. - 2003. - №42. - 4.
72. Пустыльник, Е. И. Статистические методы анализа и наблюдений Текст. / Е.И. Пустыльник - М . : Наука, 1968.-288 с.
73. Раскин, Дж. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем Текст. / Дж. Раскин. — М: Символ-плюс, 2005. — 272 с.
74. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование журнал.. - 2002 - №12, 2003. - №1, №2.
75. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов Текст. / И.В. Роберт, С В . Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. -М.: «Дрофа», 2007.
76. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. - М., 1994 - 479 с.
77. Розенфельд Л., Информационная архитектура в Интернете Текст. / Л. Ро- зенфельд. — М: Символ-Плюс. - 2005 - 371 с.
78. Рок, И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая Текст. / И. Рок. — М.: Педагогика. - 1980. - 247 с.
79. Рубинштейн, Л. Основы общей психологии Текст. / Л. Рубинштейн — М.: Аспект-Пресс, 1994.-430 с.
80. Синельников, Б. Реализация образовательного потенциала информационных технологий Текст. / Б. Синельников // Высшее образование в России журнал.. - 2004. - №3. - 61-65.
81. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение с психологию субъективности. Уч. пособие. Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995. - 384 с.
82. Соболева, Н.Н. Электронный учебник нового поколения / Н.Н. Соболева и др... // Информатика и образование журнал]. — 2002. — №6. — 67-76.
83. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б.А. Сосновский. - М: Просвещение, 1979. - 155 с.
84. Стародубцев, В.А. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно-ориентированном открытом образовании / В.А. Стародубцев, Ф.А. Федоров // Открытое образование журнал.. - 2003. — №2. - 11-21.
85. Сукиязов А.Г. Принцип использования активных компьютерных технологий „для_предметного ^обучения Текст. ^ /_А.Г. Сукиязов, С О . Крамаров //__ Компьютерные учебные программы. 2002 - №4.
86. Суртаева Н.Н. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе : Учеб. пособие Текст. / Н.Н. Суртаева, Г.И. Егорова, Н.А. Падерина; Ин-т образования взрослых. Рос. акад. образования. - СПб. : ИОВ РАО, 2003 - 62 с.
87. Тидвелл, Дж. Разработка пользовательских интерфейсов / Дж. Тидвел. — СПб: Питер, 2007. -407 с.
88. Титтел, Э. Создание VRML-миров / Э. Титтел и др... — Киев: BHV, 1997. - 147 с.
89. Ткаченко, Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития /Е.В. Ткаченко, CM: Кожуховская. - Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004. - 240 с.
90. Торрес, Р.Д. Практическое руководство по проектированию пользовательского интерфейса / Р;Д. Торрес ; пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002. — 400 с.
91. Тузов, В.А. Языки представления знаний / В.А. Тузов-— М.: Издательство ЛГУ, 1990.-211 с. 15б.Уаттс Р. ЭВМ'и непрофессиональные пользователи: Организация взаимодействия / Р. Уаттс ; пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1989.
92. Уваров; А.Ю. Электронныйучебник: теория и практика / А.Ю. Уваров. — М:УРАО, 1999:-341 с.
93. Уодтке, К. Информационная архитектура: чертежи для сайта/К. Уодтке. — М: Кудиц-Образ. - 2004 - 320 с.
94. Усков, И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития мотивации учебной*деятельности студентов: методические рекомендации / И.В. Усков,— Рязань: Изд-во РГУ им. А. Есенина, 2005.-38 с.
95. Ушинский, К. Д: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский — М.: Фаир-Пресс, 2004. - 576 с.
96. Фаустова, Э. Компьютер в жизни студента / Э. Фаустова // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - 87-90.
97. Филатова1 Л.А. Теоретические основания организации информации в компьютерных обучающих программах по1 предметам естественно-научного цикла : дис.... канд. пед. наук. — Томск: Изд-во'11 'НУ. — 2002. — 132'с.
98. Хекхаузен, X. Мотивация1 и деятельность / X. Хекхаузен — М.: Педагогика, 1986.-408 с.
99. Хорошилов, А.В. Спецификация и тестирование компонентов с асинхрон- _ным1интер.фейсрм„Текст..:_автореф. дис. ... канд..физ.гмат._наук:_защищена 17.01.2006-: утв. 21.05.2006 / А.В. Хорошилов. - М: ПроСофт-М; 2006. - 20 с.
100. Хортон, Web-дизайн доступных сайтов или руководство по. универсальному юзабилити / Хортон. — М: НТ Пресс. - 2003 - 473с.
101. Христочевский, А. Электронные-мультимедийные учебники и энциклопедии / А. Христочевский // Информатика и образование журнал.. — 1998. - № 6 . - С . 18.
102. Хуторской А. В: Интернет-технологии в школьном обучении Текст. / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2004. - №1 — 144-154.
103. Шишканов, Д.В. Развитие и содержание курса "Технические и аудио-визу- альные средства обучения" в вузе на основе компетентностного подхода Текст.: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02./ Д.В. Шишканов. — Красноярск: Изд-во ААЭП, 2004 - 22 с.
104. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская — М.: Педагогика, 1996. - 98 с.
105. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст. / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1969. - 420 с.
106. Яковец, Д.А. Эргономические основы проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам Текст. : дис. ... канд. пед. наук. / ДА. Яковец — М.: РГПУ им. Герцена, 2004. - 146 с.
107. Abbot, ICT: Changing Education / Abbot — Taylor&Fransis Group, 2003
108. Alessi, S.M. Multimedia for learning: Methods and development (3rd ed) / S.M. Alessi, S.R. Trollip. — Boston, MA: Allyn & Bacon, 2000.
109. Allen M.W. Designing Successful E-learning / M.W. Allen. — Wiley, CA 2007
110. Ananthakrishnan, M.V. ELAI: An Interface Model towards fostering Universali- sation of Interfaces / M.V. Ananthakrishnan. — UAHCI 2001, New Orleans, 2001
111. Arnowitz, J. Effective Prototyping for Software Makers / J. Arnowitz. — Morgan Kaufmann, 2006, 624 p.
112. Baecker, R. M. Readings in Human - Computer Interaction: Toward the Year 2000 / R.M. Baecker, J. Grudin — San Francisco, CA: Morgan Kauffman, 1995.
113. Bailey, R. Human Performance Engineering: A Guide for System Designers / R. Bailey, С Englewood — NJ: Prentice-Hall, 1992.
114. Bannon, L. From Human Factors To Human Actors: The Role Of Psychology And Human — Computer Interaction Studies In System Design — NJ: Prentice-Hall, 1995.
115. Baquero, P. Design of the ICT infrastructure of an educational system / P. Ba- quero, R.M. Aguilar, A. Ayala —Boulder CO, 2002
116. Bates, A. W. Managing Technological Change: Strategies for University and College Leaders / A.W. Bates. — San Francisco: Jossey Bass, 2000.
117. Beale R. Design Guide for Developers of Educational Software / R. Beale, M. Sharpies — London, ВЕСТА, 2002. . .._ .
118. Beale, R. Human-Computer Interaction / R. Beale, A. Dix, J.E. Finlay, — Prentice Hall, 2003.
119. Borenstein, N. Programming as if People Mattered / N. Borenstein — NJ: Princeton University Press, 1991
120. Borghoff, U.M. Computer-Supported Cooperative Work: Introduction to Distributed Applications / U.M. BorghofT, J.H. Schlichter. — Springer Verlag, 2006.
121. Bransford, J.D. How people learn: Brain, mind, experience, and school / J.D. Bransford, A.L. Brown, R.R. Cocking — Washington, D.C.: National Academy Press, 2002
122. Brown, J.S. The Social Life of Information / J.S. Brown, P. Duguid. — Boston MA: Harvard Business School Press, 2000.
123. Buxton B. Apple Computer, Inc. Macintosh Human Interface Guidelines / B. Buxton, S.Greenberg — MA: Addison-Wesley, 1992.
124. Buxton B. Sketching User Experiences: Getting the Design Right and the Right Design / B. Buxton. — Morgan Kaufmann, 2007, 448 p.
125. Carlson, S. Teacher Professional Development in the Use of Technology / S. Carlson, Т. Gadio. — San Francisco: Jossey Bass, 2003
126. Carroll, C. Scenario-Based Design: Envisioning Work and Technology in System Development / С Carroll. — N e w York: Wiley. Comaford, Christine. 1992.
127. Cooper, A. About Face 3: The Essentials of Interaction Design / A. Cooper, R. Reimann, D. Cronin. — Wiley, 2007, 648 p.
128. Crabtree, A. Designing Collaborative Systems: A Practical Guide to Ethnography / A. Crabtree.— Springer, 2003.
129. Cuban, L. Oversold and Underused: Computers in the Classroom / L. Cuban. — Cambridge MA: Harvard University Press, 2002.
130. Daniel, J. Mega Universities and Knowledge Media: Technology Strategies for Higher Education / J. Daniel — London: Kogan Page, 2005.
131. Davis, E.A. Scaffolding Students* Knowledge Integration: Prompts for Reflection in KIE / E.A. Davis, M.C. Linn // International Journal of Science Education (22). — Pergamon Press, 2002. - pp. 819-837.
132. Department for Education and Employment. Bulletin statistics of Education: Survey of Information and Communication Technology in Schools — London: HMSO, 2000
133. Dillman D.A. Mail and Internet Surveys: The Tailored Design Method 2007 Update with New Internet, Visual, and Mixed-Mode Guide / D.A. Dillman. — Wiley, 2006, 544 p.
134. Drew J.T. Color Management: F Comprehensive Guide for Graphic Designers / J.T. Drew, S.A. Meyer. - SA: Roto Vision, 2005. - 225 p. 203 .Dumas, J. A Practical Guide to Usability Testing / J. Dumas. — Intellect Ltd 1999 404 р.
135. Dumas, J. Moderating Usability Tests: Principles and Practices for Interacting / J. Dumas, L.A. Loring. — Morgan Kaufmann, 2008, 208 p.
136. Fincher, S. Computer Science Project Work: Principles and Pragmatics / S. Fincher, M. Petre, M. Clark — London: Springer, 2001.
137. Flowers L. Information technology_use_and,cognitiye,outcomesJn,the first year of college / L. Flowers, E.T. Pascarell, C.T. Pierson // The Journal of Higher Education. Columbus. — 2000. V.71. - № 6. - P. 637 - 667.
138. Galitz. W.O. The Essential Guide to User Interface Design / W.O. Galitz. — Wiley 736 p.
139. Greenbaum, J. Design at Work / J. Greenbaum, M. Kyng — NJ: Lawrence Erib- aum Associates,, 1996.
140. Hackos, J.T. User and Task Analysis for Interface Design / J.T. Hackos. — Wiley, 1998, 512 p.
141. Haddad, W. Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects / W. Haddad, A. Drexler. — Washington DC: Academy for Educational Develop-ment and Paris: UNESCO, 2000.
142. Haddad, W. The Dynamics of Education Policymaking: Case Studies of Burkina Faso, Jordan, Peru, and Thailand / W. Haddad // EDI Development Policy Case Series, Analytical Case Studies No. 10. Washington DC: The World Bank, 2004.
143. Hansen, W. Tips for truly rapid application development / W. Hansen — PC Week, 2001.
144. Heckel, P. User engineering principles for interactive systems. AFIPS Conference Proceedings. — AFIPS Press, 2000, pp. 523-532.
145. Heineke W. Methods of Evaluating Educational Technology (Vol. 1) / W. Heineke, L. Blasi. — Greenwich, ICT: Information Age Publishing, 2006
146. Hinostroza, J.E. Pedagogy embedded in educational software design: report of a case study / J.E. Hinostroza, H. Mellar // Computers and Education (37). — Perg-amon Press 2001. - pp. 27-40
147. Hoadley, С Learning, design, and technology: Creation of a design studio for educational innovation. Proceedings of the IADIS International Conference e-Soci-ety / С Hoadley. —Lisbon: Colibri, 2003 pp. 510-519.
148. Holtzblatt, K. Contextual Design : A Customer-Centered Approach to Systems Designs / H. Beyer, K. Holtzblatt. — Morgan Kaufmann, 1997, 496 p.
149. Holtzblatt, K. The Icon Book: Visual Symbols for Computer Systems and Documentation / K. Holtzblatt, H. Beyer — New York: Wiley, 1995.
150. Horton W. E-learning by design / W. Horton — John Wiley & Sons, 2006
151. Horton, W. The Elements of Friendly Software Design / W. Horton — New York: Warner Books, 2004. 221.1sensee, S. Object-Oriented Interface Design: IBM Common User Access Guidelines / S. Isensee — New York: QUE, 1996.
152. Johnson, J. GUI Bloopers 2.0: Common User Interface Design Don'ts and Dos / J. Johnson — Morgan Kaufmann, 2007, 424 p.
153. Jones, P.V. A GUI puts a friendly face on computing / P.V. Jones — Business Quarterly, 1993.
154. Kristof, R. Interactivity by Design: Creating & Communicating with New Media / R. Kristof, A. Satran — Adobe Press, Mountain View, CA, 1995.
155. Leask, M. Issues in Teaching using education / M. Leask — Taylor&Fransis Group, 2001
156. Leask, M. Teaching and Learning with ICT in the Primary School / M. Leask — Taylor&Fransis Group, 2001
157. Lewis С Human-Computer Interface Design: Success Stories, Emerging Methods, and Real-World Context / C. Lewis, P.G. Poison. — Morgan Kaufmann Publishers, 1995,408 р.
158. Lewis, С Adapting User Interface Design Methods to the Design of Educational Activities Department of Computer Science and Institute of Cognitive Science University of Colorado / С Lewis, G. Cherry, С Rader. —Boulder CO, 1998
159. Lewis, D. Enhancing Learning with ICT in Higher Education / D. Lewis, R. Goodison — London: Queen's Printers, 2004.
160. Lidwell, W. Universal Principles of Design / W. Lidwell, K. Holden. J. Butler. — Rockport Publishers, 2003,216 p. 231 .Loveless, A. ICT, Pedagogy and the Curriculum: Subject to Change / A. Loveless—CA, 1999
161. Loveless, A. ICT, Role of ICT / A. Loveless — CA, 1999
162. Mackey, K. The Xerox Star: A Retrospective / K. Mackey. — IEEE Computer, 1991, pp. 11-29.
163. Madsen, K. B. Modern Theories of Motivation / K.B. Madsen — Copenhagen: Verl. Psycol., 1989.
164. Mayhew, D. Principles and Guidelines in Software User Interface Design. Englewood Cliffs / D. Mayhew — NJ: Prentice-Hall, 1994.
165. McConnell, S. Rapid Development: Taming Wild Software Schedules / S. Mc- Connell — Microsoft Press, Redmond, WA, 1996
166. Mitropoulou, V. Design Of Educational Software: Programmer And Teacher Approach / V. Mitropoulou, D. Triantafyllidis — Isimd, 2005
167. Moreno, R. Personalized Messages That Promote Science Learning in Virtual Environment / R. Moreno, E. Mayer // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96, № l . pp. 165-173.
168. Mullet, K. Designing Visual Interfaces: Communication Oriented Techniques / K. Mullet — Prentice Hall PTR, 1994, 304 p.
169. Murphy, D.C. Mediated Pedagogical Design: The Cycles Of Iteration Interface / D.C. Murphy — Bfa, Simon Fraser University, 2003
170. Myers B.A. User Interface Software Tools. ACM Transactions on Computer-Human Interaction / B.A. Myers — PC Week 2005, p. 64-103.
171. Nardi, B.A. Context and Consciousness: Activity Theory and Human-Computer Interaction / B.A. Nardi.— MIT Press, 1995
172. Nielsen, J. Usability Engineering / J. Nielsen — Basic Books, 2004, 257 p.
173. Norman, D.A. Human error and the design of computer systems. D.A. Norman. — Comminucations of the ACM 33 (1); 1990 P. 4-5, 7.
174. Park J. Visual Communication in Digital Design / J. Park. — YoungJin, 2008, 218 p.
175. Passey, D. The Motivational Effect of ICT on Pupils. Research Report/ D. Passey , M. Rogers. —Lancaster: University of Lancaster, 2004. - 75 p.
176. Pelgrum, WJ. Obstacles to the integration of ICT in education: results from a worldwide educational assessment. Computers & Education / WJ. Pelgrum — 1.isbon: Colibri, 2003 pp. 163-178.
177. P_erens, B._Official Personal Web-page: http://perens.com/
178. Petroski, E. Design paradigms / E. Petroski — Cambridge University Press, 1998
179. Phillips, R. The Developer's Handbook to Interactive Multimedia: a Practical Guide for Educational Applications / R. Phillips — London: Kogan Page, 1997.
180. Preston C. Developing Educational Software: A Professional Tool Perspective, Education & Information Technologies / С Preston, H. Mellar — Kluwer Academic Publishers, 2000
181. Pruitt, J. The Persona Lifecycle : Keeping People in Mind Throughout Product Design / J. Pruitt, T. Adlin. — Morgan Kaufmann, 2006, 744 p.
182. Quintana, С Evolving a Scaffolding Design Framework for Designing Educational Software / С Quintanal, B. Reiser, E. A. Davis. — ICLS 2003
183. Quintana, Exploring a Description; and Methodology for Learner-Centered Design /G. Quintana, JlKrajcik,E. Solbway.—IGLS; 2005
184. Rubin Ji Handbook of Usability Testing: How to Plan, Design; andtConduct Effective Tests / Ji Rubin.—Wiley, 1994, 330 p:
185. Rusten; E. Infrastructure: Hardware, Networking,. Software, and Connectivity / E. Rusten; J. HudsonNJI — LawrenceErlbaum; 2004 262iSalvendyj GiE. Handbook of Human Factors and^Ergonomics/ G;E. Salvendy^-— John Wiley &:Sons, 2006
186. Sim G. Computers & Education / G.Sim; S. MacFarlane;—Wiley, GA, 2006^
187. Snyder,G. The Windows Interface Guidelines for Software Design:. An Application Design Guide / C. Snyder.— Microsoft Press, 1995:
188. Stallman, R. Official Personal: Web-page: http://www.stallman.org/ 273iSteffe, L.P: Constructivism in Education in Hillsdale /L.Pi.Steffe, JlGale.—NJ:: 1.awrence Erlbaum, 2005-
189. Sutherland I.E. Sketchpad; A Man-Machine Graphical Gommunication- System, Technical Report No. 574 / I.E. Sutherland — Computer Laboratory, University of Cambridge (UK), 2003
190. Tinio, V. L. ICT in Education / V.L. Tinio — UNDP-APDIP, 2003
191. Tognazzini, B. Tog on Interface / B. Tognazzini — Addison-Wesley Professional, 1992, 352 p.
192. Tognazzini, B. Tog on Software Design / B. Tognazzini — Addison-Wesley Professional, 1995,352 р.
193. Totkov, G. Virtual Learning Environments: Towards New Generations / G. Totkov // Proceedings of the Intern. Conf. Of Computer Systems and Technologies (e-learning), 19-20 June. — Sofia, Bulgaria, 2003.
194. Tullis, T. Measuring the User Experience: Collecting, Analyzing, and Presenting Usability Metrics / T. Tullis, W. Albert. — Morgan Kaufmann, 2008, 336 p.
195. Underwood, J. IDEA: Identifying design principles in educational applets. Educational Technology Research and Development (to appear) / J. Underwood, C. Hoadley. — CA, 2002
196. Verplank W. The Art of Rapid Prototyping / W. Verplank, С Irby — New York: International, 1999.
197. Wasson, B. Instructional Planning and Contemporary Theories of Learning: Is this a Self- Contradictions, in Proceedings of the European Conference on Artificial Intelligence in Education / B. Wasson — Lisbon: Colibri, 2002, pp. 23-30.
198. Westera, W. On strategies of educational innovations: Between substitutions and transformation / W. Westera // Higher Education: the international journal of higher education and educational planning. 2004. Vol. 47, № 4. P. 501-517.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.