Автоматизация проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.11, доктор технических наук Грибова, Валерия Викторовна

  • Грибова, Валерия Викторовна
  • доктор технических наукдоктор технических наук
  • 2007, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ05.13.11
  • Количество страниц 393
Грибова, Валерия Викторовна. Автоматизация проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода: дис. доктор технических наук: 05.13.11 - Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей. Владивосток. 2007. 393 с.

Оглавление диссертации доктор технических наук Грибова, Валерия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ. ОБЗОР

ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Пользовательский интерфейс. Основные понятия

1.2. Жизненный цикл разработки пользовательского интерфейса

1.3. Современные парадигмы автоматизации разработки пользовательского интерфейса

1.3.1. Дизайнерская парадигма автоматизации разработки пользовательского интерфейса

1.3.2. Моделеориентированная парадигма автоматизации разработки пользовательского интерфейса

1.4. Критика современных инструментальных средств и парадигм разработки пользовательского интерфейса

1.5. Обеспечение качества пользовательского интерфейса

1.6. Выводы из обзора

ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

2.1. Онтологический подход к автоматизации профессиональной деятельности

2.2. Системы понятий пользовательского интерфейса

2.3. Модели онтологий пользовательского интерфейса

2.3.1. Модель онтологии пользователя

2.3.2. Модели онтологий для представления информации

2.3.3. Модель онтологии сценария диалога

2.3.4. Модель онтологии связи интерфейса с прикладной программой

2.4. Обсуждение

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

3.1. Проект пользовательского интерфейса. Определение и компоненты

3.2. Формальное описание проекта интерфейса

3.3. Обсуждение

ГЛАВА 4. МОДЕЛЬ ГЕНЕРАЦИИ ПРОГРАММНОГО КОДА

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА И КОНТЕКСТНО-ЗАВИСИМОЙ ПОМОЩИ ПО ЕГО ПРОЕКТУ

4.1. Общий подход к автоматической генерации программного кода пользовательского интерфейса по его проекту

4.2. Структура программного кода пользовательского интерфейса

4.3. Модель генерации кода

4.4. Генерация контекстно-зависимой помощи

4.5. Обсуждение

ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

5.1. Поддержка качества процесса проектирования пользовательского интерфейса

5.2. Оценивание интерфейса 5.4. Обсуждение

ГЛАВА 6. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНСТРУ

МЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ГЕНЕРАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

6.1. Требования к интегрированному инструментальному комплексу

6.2. Архитектура инструментального комплекса для разработки пользовательского интерфейса

6.3 Методы реализации инструментального комплекса для разработки и автоматической генерации пользовательского интерфейса

6.4. Соответствие инструментального комплекса требованиям

6.5. Обсуждение

ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ЕЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

7Л. Технология разработки пользовательского интерфейса

7.2. Технология сопровождения инструментария разработчика

7.3. Экспериментальное исследование интегрированного инструментального комплекса

7.4. Обсуждение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», 05.13.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автоматизация проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода»

Актуальность проблемы. Пользовательский интерфейс является неотъемлемой составляющей подавляющего большинства программных средств. Как правило, пользователи судят о программном средстве в целом и «пригодности» его к использованию по тому, насколько удобен пользовательский интерфейс и в какой мере он отвечает их требованиям. При этом требования пользователей весьма разнообразны и определяются как личными предпочтениями и особыми запросами, так и назначением интерфейсов, особенностями представления информации в различных предметных областях, условиями и средой использования [17,23,64,95]. Эти факторы требуют создания интерфейсов для различных платформ с поддержкой множества типов диалогов (основанных на экранных формах или WIMP1-интерфейсах, текстах, графических образах, речи, с использованием различных цветовых схем, анимации и мн. др.) [90,118,188]. При этом важным критерием является их качество [94,128]. В результате проектирование, разработка, модифицирование и сопровождение пользовательского интерфейса оказываются чрезвычайно сложными и связаны со значительными затратами времени, поскольку требуют учета множества факторов, тесно взаимосвязанных между собой и зачастую противоречащих друг другу. По оценкам различных специалистов на пользовательский интерфейс уходит не менее половины времени, требуемого на разработку программного средства [58,127,180].

В связи с вышесказанным актуальными являются исследования, направленные на решение проблем уменьшения трудоемкости проектирования, прототипирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса, с поддержкой различных типов диалога, и Windows, Icons, Menus, Pointing devices. обеспечения качества его разработки - юзабилити2 (usability) [5]. Большой вклад в решение указанных проблем внесли российские и зарубежные ученые: Т.А. Гаврилова, O.JI. Перевозчикова, Э.В. Попов, П.И. Соснин, В.Ф. Хорошевский, P. Castells, J. Foley, М. Ivory, С. Janssen, J. Lowgren, В. Myers, A. Puerta, G. Singh, P. Sukaviriya, P. Szekely [16-20,95,104,115,138,158,161164,173,191-197,212-215,228 ] и многие другие. На основе современных достижений в данной области сформировались две основные парадигмы автоматизации разработки пользовательского интерфейса: дизайнерская и моделеориентированная.

В рамках дизайнерской парадигмы разработаны методы высокоуровневого проектирования визуального представления пользовательских WIMP-интерфейсов (основанных на экранных формах) и автоматической генерации кода на некоторый язык программирования (Pascal, С#, С++, Java и др.) для визуального представления [179,62]. Проектирование интерфейса, основанного на дизайнерской парадигме, осуществляется с помощью Построителей интерфейсов (Interface Builder), входящих в состав интегрированных пакетов и CASE-средств. Данные средства используют специализированные редакторы, основанные на технологии WYSIWYG , значительно снижающие трудоемкость проектирования визуального компонента пользовательского интерфейса. Они легки в применении, особенно для построения простых интерфейсов.

В рамках моделеориентированной парадигмы разработаны методы раздельного проектирования и реализации WIMP-интерфейсов и прикладной программы; предложен принцип замены проектирования и сопровождения интерфейса проектированием и сопровождением его модели; разработаны методы автоматической генерации кода пользовательского WIMP-интерфейса по его модели и связывания этого кода с прикладной программой [129,137,218].

2 Концепция разработки пользовательских интерфейсов, ориентированная на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя.

3 What You See Is What You Get

Проектирование интерфейса, основанного на моделеориентированной парадигме, осуществляется с помощью моделеориентированных средств (Model-Based Interface Development Environment): Mastermind, Mecano, ITS, Tellach [129,194,201,215] и др. Основным информационным компонентом любой моделеориентированной системы (МОС) является модель интерфейса, которая разбивается на несколько составляющих. Некоторые МОС являются интегрированными комплексами и включают в свой состав не только средства проектирования и реализации пользовательского интерфейса, но и средства создания помощи и оценки качества интерфейса [212].

Однако каждая парадигма имеет ряд нерешенных проблем. Так, дизайнерская парадигма поддерживает проектирование и автоматическую генерацию только визуального компонента пользовательского интерфейса, в результате проектирование, реализация и сопровождение других компонентов остается трудоемким; обеспечивает поддержку только одного типа диалога; не поддерживает обеспечение качества интерфейса (юзабилити) и создание помощи пользователю. Для оценки качества интерфейсов, разработанных с помощью Построителей интерфейса, используют либо методы неавтоматизированного оценивания (аналитическое, экспертное, оценивание на основе опыта и исследования), либо независимые от среды разработки средства автоматизированного оценивания интерфейса (верификация характеристик юзабилити, моделирование деятельности конечных пользователей, результирующее оценивание). Этот процесс является трудоемким даже в случае автоматизированного оценивания из-за сложности формирования информации, необходимой таким системам. Средства помощи конечному пользователю интерфейса (помощь является важным критерием его юзабилити) также реализуются сторонним инструментарием (например, с помощью Microsoft Winhelp, Microsoft Compressed HTML Help, HTML Help 2.0, AP Help 1.0 и др.). Она, как правило, является контекстно-независимой, а ее создание и сопровождение является очень дорогой и трудоемкой задачей при изменении программного средства необходимо модифицировать и систему помощи) [62,93].

В моделеориентированной парадигме также остались нерешенными ряд проблем и в настоящее время она не получила широкого практического применения. Основная причина - сложность инструментария, основанного на данной парадигме, из-за чего он устаревает уже к моменту выхода на рынок, во многих МОС от разработчика требуется знание различных специализированных языков (что значительно увеличивает трудоемкость разработки), а также поддерживается только один тип диалога. Для автоматизации оценивания юзабилити в некоторых МОС применяются средства автоматизации дизайна, «советники разработчика», «критики дизайна», средства поддержки разработки контекстно-зависимой помощи. Однако, их «встроенность» в инструментальные средства, затрудняет расширение таких средств и приводит к быстрому устареванию [195,212].

Таким образом, анализ парадигм автоматизации разработки и сопровождения интерфейсов, оценивания их юзабилити и генерации помощи выявил ряд нерешенных проблем, главными из которых являются: поддержка только одного типа диалога; жесткая встроенность компонентов инструментария в его код, что затрудняет расширение инструментария в процессе жизненного цикла; трудоемкость разработки и сопровождения интерфейса (в Построителях интерфейса обеспечивается поддержка разработки и сопровождения только одного компонента интерфейса, в МОС требуется либо изучение специализированного языка, либо нескольких формализмов для проектирования модели интерфейса). Это определяет актуальность теоретических и прикладных исследований диссертации, направленных на решение крупной научной и практической проблемы автоматизации разработки и сопровождения пользовательских интерфейсов.

Целью диссертационной работы является разработка концепции, моделей, методов и интегрированного инструментария для проектирования, реализации и сопровождения пользовательских интерфейсов с поддержкой нескольких типов диалога, обеспечением качества интерфейса, а также механизмов сопровождения самого интегрированного инструментария.

Для достижения указанной цели в работе используются методы искусственного интеллекта и онтологический подход к автоматизации профессиональной деятельности. В соответствии с целью диссертационной работы поставлены следующие задачи исследования.

1. Разработка концепции автоматизации проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода.

2. Разработка моделей онтологий пользовательского интерфейса для каждой группы специалистов, осуществляющих его проектирование, реализацию и сопровождение.

3. Разработка формальной модели проекта пользовательского интерфейса на основе моделей онтологий.

4. Разработка формальной модели генерации программного кода пользовательского интерфейса и контекстно-зависимой помощи по модели его проекта.

5. Разработка методов обеспечения качества пользовательского интерфейса, использующих базы знаний.

6. Разработка методов реализации расширяемого интегрированного инструментального комплекса для проектирования интерфейса, сопровождения проекта, обеспечения его качества, автоматической генерации по проекту кода пользовательского интерфейса и контекстно-зависимой помощи, а также содержащего механизмы сопровождения самого комплекса.

7. Разработка технологии проектирования и сопровождения пользовательского интерфейса с использованием интегрированного инструментального комплекса и ее экспериментальное исследование.

Методы исследования. Проводимые в работе теоретические и практические исследования базируются на методах искусственного интеллекта, теории графов, теории множеств, теории формальных языков и порождающих грамматик, технологии программирования.

Научная новизна работы. В результате проведенных исследований разработаны:

• концепция автоматизации проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса, основанная на онтологическом подходе и являющаяся дальнейшим развитием моделеориентированной парадигмы;

• модели онтологий пользовательского интерфейса, соответствующие системам понятий специалистов, участвующих в его разработке, и задачам, которые они решают; не зависящие от языка реализации интерфейса и платформы; поддерживающие разработку интерфейсов, основанных на экранных формах, текстах, графических статических и динамических сценах;

• компоненты проекта интерфейса и структура каждого компонента проекта в терминах модели онтологии, информация в которых достаточна для генерации интерфейсов на различные платформы и языки программирования, а также для реализации диалогов, основанных на экранных формах, текстах, статических и динамических сценах; при этом обеспечивается повторное использование компонентов проекта для разработки других интерфейсов;

• формальная модель генерации проекта интерфейса в программный код, являющаяся языково- и платформенно-независимой;

• методы автоматической генерации расширяемой контекстно-зависимой помощи по проекту интерфейса;

• методы обеспечения качества проекта пользовательского интерфейса, поддерживающие его проектирование и оценивание, основанные на использовании расширяемых базы отображений и метрик юзабилити;

• механизмы расширения инструментария для проектирования и реализации пользовательского интерфейса, средств его оценивания и генерации контекстно-зависимой помощи, основанные на использовании баз знаний и онтологий.

Практическая ценность работы заключается:

• в разработке расширяемого интегрированного инструментального комплекса для проектирования, реализации, сопровождения пользовательского интерфейса, обеспечивающего поддержку нескольких типов диалога, генерацию контекстно-зависимой помощи, автоматическую генерацию пользовательского интерфейса по его проекту, оценку его юзабилити, а также сопровождения самого комплекса;

• в разработке базы метрик юзабилити, как результата систематизации и обобщения рекомендаций по проектированию пользовательского интерфейса;

• в использовании разработанного инструментального комплекса для реализации интерфейсов:

- программного средства, обеспечивающего мониторинг передвижения поездов и отображение маршрутов их движения на карте железных дорог РФ (интерфейс, основанный на графических динамических сценах);

- программного средства для моделирования характеристик и внешнего вида автомобилей японского производства (интерфейс, основанный на графических статических ценах и экранных формах).

- Системы интеллектуальной поддержки обследования больных для врача-уролога (интерфейс, основанный на экранных формах, текстах; система понятий диалога состоит из 700 терминов и около 5000 вариантов значений.);

- экспертной системы для предметной области «Косметология» (интерфейс, основанный на графических статических сценах);

• в использовании разработанного инструментального комплекса в учебном процессе для реализации дипломных и курсовых работ;

• в использовании теоретических и практических результатов диссертационной работы при чтении курса лекций по дисциплинам человеко-машинный интерфейс» и «web-дизайн», а также в учебно-методическом комплексе по данным дисциплинам на факультете математики и компьютерных наук Дальневосточного государственного университета.

Обоснование и достоверность полученных результатов. Обоснование и достоверность научных положений, выводов и практических результатов подтверждена результатами экспериментального исследования инструментального средства, а также практическим использованием предложенных в диссертационной работе моделей, методов и алгоритмов.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах: Вторая Международная научно-техническая конференция "Интерактивные системы: проблемы человеко-компьютерного взаимодействия" (Ульяновск, 1997), Шестая Международная конференция "Знание-Диалог-Решение" (Ялта, 1997), Первая Дальневосточная конференция студентов и аспирантов по математическому моделированию (Владивосток, 1997), Региональная естественнонаучная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 1997), Дальневосточная математическая школа-семинар им. академика Е.В.Золотова (Владивосток, 1997-2007), Международная школа-семинар "Диалог-98" (Казань, 1998), Международная научно-практическая конференция «Компьютерные технологии в науке, производстве, социальных и экономических процессах» (Новочеркасск, 2000), Pacific Asian Conference on Intelligent systems (Korea, 2001), The 10th International Manufacturing Conference (China, 2002), X-International Conference "Knowledge - Dialog-Solution" (Bulgaria, 2003), IX национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием (Тверь, 2004), Интеллектуальные и многопроцессорные системы (Таганрог, 2004), II Международная конференция «Параллельные вычисления и задачи управления» (Москва, 2004), V Международная конференция «Идентификация систем и задачи управления» (Москва, 2005), XI-th International conference "Knowledge-dialogsolution" (Bulgaria, 2005), Первая международная конференция "Системный анализ и информационные технологии" (Переславль-Залесский, 2005), Интеллектуальные и многопроцессорные системы-2005 (Таганрог, 2005), Научная сессия МИФИ-2006, X национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием (Обнинск, 2006), Интеллектуальные и многопроцессорные системы-2006 (Таганрог, 2005), III Международная конференция «Параллельные вычисления и задачи управления» (Москва, 2006), IX международная конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» (Москва, 2006), XIII-th International conference "Knowledge-dialog-solution" (Bulgaria, 2007), семинары отдела интеллектуальных систем ИАПУ ДВО РАН и базовой кафедры программного обеспечения ЭВМ ДВГУ (1998-2007), семинар Российской ассоциации искусственного интеллекта (2007).

Публикации. По теме диссертации опубликована 41 печатная работа.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы и шести приложений. Основное содержание работы изложено на 308 страницах машинописного текста, содержит 78 рисунков, список использованной литературы из 226 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», 05.13.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», Грибова, Валерия Викторовна

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

В диссертационной работе на основе проведенных автором исследований сделано теоретическое обобщение и получено решение важной научно-технической проблемы снижения трудоемкости разработки, прототипирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса, обеспечения его качества, генерации контекстно-зависимой помощи, поддержки различных типов диалога, а также обеспечения расширяемости и сопровождаемости инструментария. В рамках указанной проблемы получены следующие основные теоретические и практические результаты.

1. Предложена концепция автоматизации проектирования, реализации и сопровождения пользовательского интерфейса на основе онтологического подхода. Основными положениями концепции являются: выделение систем понятий, в терминах которых производится разработка, модифицирование, сопровождение интерфейса и построение модели онтологии для каждой системы понятий; определение структуры проекта интерфейса в терминах моделей онтологий; построение алгоритма автоматического преобразования проекта интерфейса в программный код.

2. Выделены системы понятий пользовательского интерфейса: система понятий диалога, система понятий задач пользователя, система понятий представления информации (состоит из системы понятий WIMP-интерфейсов, системы понятий для формирования текстов, системы понятий статических и динамических сцен на плоскости), системы понятий для описания сценария диалога, системы понятий для описания связи между интерфейсом и прикладной программой. Для каждой системы понятий разработана модель онтологии, определяющая терминологию каждой из групп специалистов, осуществляющих разработку и сопровождение пользовательского интерфейса. Модели онтологий поддерживают разработку интерфейсов, основанных на экранных формах, текстах, а также графических (статических и динамических) сценах; не зависят от платформы и языка реализации. Модели онтологий, для которых возможно их развитие в процессе жизненного цикла инструментария, имеют двухуровневую структуру. Верхний уровень онтологии (метаонтология) описывает структуру онтологии, в терминах которой может осуществляться ее расширение (развитие).

3. Разработана формальная модель проекта пользовательского интерфейса, описана структура каждого компонента проекта в терминах модели онтологии, таким образом, разработку каждого компонента могут осуществлять узкие специалисты. Проект интерфейса состоит из следующих компонентов: Проекта системы понятий диалога, Проекта задач пользователя, Проекта представления, Проекта отображения, Проекта связи интерфейса с прикладной программой, Проекта сценария диалога. Проект отображения поддерживает четыре различных способа отображения: прямое, регулярное, вычислимые ссылки, а также фрагментарные отображения, упрощающие создание, модифицирование и сопровождение компонентов проекта интерфейса. Проект интерфейса не связан со спецификой платформ и языков программирования, он может повторно использоваться для проектирования других интерфейсов.

4. Разработана языково- и платформенно-независимая модель генерации программного кода пользовательского интерфейса по его проекту. Модель поддерживает генерацию трех типов диалога: диалога, основанного на экранных формах (WIMP-интерфейсов), текстах и графических сценах. Для генерации диалога, основанного на текстах, описана вычислительная модель его формирования по шаблону. Разработан метод автоматической генерации контекстно-зависимой помощи по проекту задач пользователя, который обеспечивает: генерацию ответов, связанных с функциональностью программного средства (задачами пользователя) в зависимости от контекста, в котором находится пользователь; помощь в выполнении задач (через подсветку в интерфейсе действий, которые должен совершить пользователь); генерацию интерактивных роликов и их привязку к задачам пользователя без программирования. База алгоритмов помощи является расширяемой за счет возможности их описания на специализированном языке.

5. Разработаны методы обеспечения качества пользовательского интерфейса, относящиеся к поддержке процесса его проектирования и оценивания. Для обеспечения качества процесса проектирования разработаны: метод отображения проекта системы понятий диалога в проект представления в соответствии с метриками юзабилити и модель консультаций для разработчика интерфейса. Метод отображения основан на использовании базы знаний отображений, которая формируется по онтологии отображения представлений и может расширяться; также поддерживается генерация объяснений разработчику интерфейса о выбранных и опровергнутых отображениях. Модель консультаций для разработчиков интерфейса описана в терминах модели онтологии WIMP-интерфейсов и использует базу метрик юзабилити. Для расширения базы метрик предложена онтология их описания и специализированный язык для задания методов вычисления метрик. Разработан метод оценивания проекта представления для обнаружения в нем дефектов и генерации советов разработчику по их устранению. Метод оценивания также основан на использовании расширяемой базы метрик юзабилити.

6. Разработаны методы реализации расширяемого интегрированного инструментального комплекса для проектирования, автоматической генерации и оценивания пользовательского интерфейса со средствами автоматической генерации контекстно-зависимой помощи. Программный код пользовательского интерфейса генерируется на различные языки и платформы (С#, Java для платформ .NET 2 и Java SE 2), поддерживает как локальные, так и удаленные средства взаимодействия интерфейса и прикладной программы по протоколам SOAP и TCP/IP, а также реализует диалог, основанный на экранных формах, текстах, графических статических и динамических сценах. Инструментальный комплекс также содержит

284 библиотеки повторно-используемых компонентов, которые предоставляют разработчику возможность использования компонентов проекта интерфейса в дальнейших разработках.

7. Разработана технология проектирования и сопровождения интерфейса с использованием интегрированного инструментального комплекса, проведено ее экспериментальное исследование. Основные преимущества предложенной технологии и инструментария отмечены в таблице главы 6, при этом экспериментальные исследования показали дополнительные преимущества: возможность вовлечения экспертов предметной области в процесс проектирования интерфейса, начиная с самой ранней стадии его разработки; существенное сокращение трудоемкости разработки интерфейсов с большими системами понятий диалога за счет использования методов отображения и автоматической генерации кода.

285

ГЛОССАРИЙ

Концептуализация - множество всех имеющих смысл вербальных представлений с одним и тем же множеством терминов.

Вербальное представление - отображение конечного множества терминов в множество всех возможных значений. Информация вербализуема, если она может быть передана адекватно некоторым вербальным представлением.

Система понятий - совокупность терминов предметной области, в которых представляются знания о действительности и ситуациях, лежащие в основе профессиональной деятельности.

Онтология - явное описание концептуализации. Она может иметь различные формы, но обязательно включает словарь терминов, спецификацию их смысла, а также описание связей между терминами [155,217]

Многоуровневая онтология - онтология, имеющая несколько уровней общности. Уровень общности онтологии определяется следующим образом:

- вербальное представление информации имеет уровень 0;

- онтология вместе с базой знаний, которые специфицируют конкретное множество вербальных представлений информации, имеет уровень 1;

- онтология без базы знаний (добавлением к которой различных баз знаний получаются спецификации различных множеств вербальных представлений информации) имеет уровень 2;

- онтология, в терминах которой может быть специфицирована онтология уровня i, имеет уровень i + 1.

Все онтологии уровня выше 2 называются метаонтологиями. В каждой конкретной иерархии язык спецификации онтологий имеет уровень на 1 больше, чем самый высокий уровень в иерархии (и в этой иерархии нет онтологий более высокого уровня).

287

Список литературы диссертационного исследования доктор технических наук Грибова, Валерия Викторовна, 2007 год

1. Артемьева И.Л. Многоуровневые математические модели предметных областей // Искусственный интеллект, 2006. Т.4. С. 85-94. - 1.SN 15615359.

2. Артемьева И.Л., Гаврилова Т.Л., Грибова В.В. и др. Мультидисципли-нарная система управления информационными ресурсами различных уровней общности // Проблемы управления, 2006. №4. С.64-68.

3. Батлер Д.П. Обзор генераторов отчетов: Анализ от TPrinter до Crystal Reports. Электрон, дан. - http://www.interface.m/fset.asp?Url=/ crystal/cr8dr.htm

4. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: в 2-х ч. 4.1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990. - 336 е.: ил.

5. Бобровский С. Технология Пентагона на службе российских программистов. Программная инженерия.- СПб.: Питер, 2003. 222 с.

6. Большой энциклопедический словарь. Электрон. дан. http ://dic, academ ic .ru/library ,nsf/enc3p/.

7. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. -228 с.

8. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: Изд-во БИНОМ, СПб.: Невский диалект, 2000. - 560 е.: ил.

9. Буч Г., Рамбо Дж., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя.: Пер. с англ. М.: ДМК, 2000. - 432 е.: ил.

10. Валькман Ю.Р. Графическая метафора — основа когнитивной графики // Тр. национ. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94» (КИИ-94). Рыбинск, 1994. С. 94-100.

11. Валькман Ю.Р. Когнитивные графические метафоры: когда, зачем, почему и как мы их используем // Тр. междунар. конф. «Знания-Диалог-Решение» (KDS-95). Ялта, 1995. С. 261-272

12. Валькман Ю.Р., Книга Ю.Н. Анализ понятия «графический образ» // Тр. Междунар. семинара Диалог'2002 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии». Протвино, 2002. С. 41-52.

13. Васильев В.Р., Волобой А.Г., Вьюкова Н.И., Галактионов В.А. Контекстная визуализация пространственных данных: Препр. ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, 2004. № 56. http.7/www.keldvsh.ru/pages/cgraph/articles/ dep20/vis pp.pdf

14. Верма P.Д. Справочник по функциям Win32 API. М.: Горячая линия -Телеком, 2002. - 488 е.: ил.

15. Волченков Е. Стандартизация пользовательского интерфейса // Открытые системы, 2002. №4. Электрон, дан. - http://www.osp.ru/os/ 2002/04/181312/.

16. Гаврилова Т.А. Использование онтологий в системах управления знаниями // Тр. междунар. конгр. «Искусственный интеллект в XXI веке», Дивноморское, Россия, М.: Физматлит, 2001. С. 21-33.

17. Гаврилова Т.А. Человеческий фактор и модель пользователя в интеллектуальных и обучающих системах // Сб. тр. национ. конф. "Искусственный интеллект-94". Рыбинск. 1994. С. 83-89.

18. Гаврилова Т.А., Зудилова Е. В. Адаптивный диалог и Модель пользователя // Тр. Междунар. семинара "Диалог 95". Казань. 1995. С. 88-98.

19. Гаврилова Т.А., Зудилова Е.В. Концептуальное проектирование интерфейсов интеллектуальных систем // Известия РАН. Техническая кибернетика. 1994. N 2. С. 3-11.

20. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000. 382 с.

21. Гладун А.Я., Рогушина Ю.В. Онтологии в корпоративных системах. Часть I // Корпоративные системы. 2006. №1. Электрон, дан. -http://www.management.com.ua/ims/imsl 15.html

22. Головач В. Проектирование пользовательского интерфейса. Электрон, дан. - http://podgoretsky.com/ftp/Docs/Misc/pdf/uidesign.pdf

23. Гордиенко А.П. Анализ подходов к проектированию пользовательского интерфейса // Пользовательский интерфейс: Исследование, Проектирование, Реализация. Орел, 1991. Вып.1. С. 28-39.

24. Грибова В.В. Автоматическая генерация пользовательского интерфейса по модели предметной области // ИАПУ ДВО РАН: Юбилейный сборник: к 30-летию ИАПУ ДВО РАН / под общ. ред. В.П. Мясникова. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2001. С. 293-302.

25. Грибова В.В. Автоматическое обнаружение дефектов в пользовательском интерфейсе // Информационные технологии, 2006. №2. С.39-43.

26. Грибова В.В. Генерация текстов по выходным данным прикладной программы // Искусственный интеллект, 2004. №3. С.626-635.- ISSN 1561-5359.

27. Грибова В.В. Метод генерации результатов работы прикладной программы в виде текстов // Материалы Междунар. науч. конф. «Интеллектуальные и многопроцессорные системы 2004». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. Т.1. С. 177-181.

28. Грибова В.В. Обеспечение качества пользовательского интерфейса при его разработке на основе онтологий // IX национ. конф. по искусственному интеллекту с междунар. участием: тр. конф. М.: Физматлит, 2004. Т. 2. С.600-608.

29. Грибова В.В. Подход к вербально-графическому описанию знаний // Дальневосточ. матем. шк.-семинар им. акад. Е.В.Золотова: Тез. докл. Владивосток: Дальнаука, 1999. С. 24.

30. Грибова В.В. Проблемно-независимый генератор текстов, управляемый онтологией // Проблемы управления, 2006. №4. С.36-42.

31. Грибова В.В. Система автоматического оценивания пользовательского интерфейса, управляемая базой знаний // Тр. IX междунар. конф. «Интеллектуальные системы и компьютерные науки», 2006. Т.2. 4.1. С.97-99.

32. Грибова В.В. Управление графическим диалогом на основе модели онтологии И Известия Ран. Теория и системы управления, 2006. №4. С. 108-117.

33. Грибова В.В. Язык порождающей модели диалога для генерации исходных данных, имеющих графическое представление // Дальне-восточ. матем. шк.-семинар им. акад. Е.В.Золотова: сб. науч. тр. Владивосток: Дальнаука, 1999. 4.1. С.28-33.

34. Грибова В.В., Кисленок Р.С. Автоматизация разработки визуального представления пользовательского интерфейса по модели предметной области // Искусственный интеллект, 2006. №4. С. 148-152.

35. Грибова В.В., Клещев А.С. Инструментальный комплекс для разработки пользовательского интерфейса в экспертных системах // Программные продукты и системы, 1999. №1. С.30-34.

36. Грибова В.В., Клещев А.С. Использование методов искусственного интеллекта для проектирования пользовательского интерфейса // Информационные технологии. 2005. №8. С.58-62.

37. Грибова В.В., Клещев А.С. Концепция разработки пользовательского интерфейса на основе онтологий // Вестник ДВО РАН, 2005. №6. С. 123128.

38. Грибова В.В., Клещев А.С. Концепция разработки пользовательского интерфейса на основе онтологий. Часть 1. Инструментарий для разработки пользовательского интерфейса (обзор литературы). Основная идея подхода. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2003. - 24 с.

39. Грибова В.В., Клещев А.С. Концепция разработки пользовательского интерфейса на основе онтологий. Часть 2. Модель пользовательского интерфейсаю Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2003. - 51 с.

40. Грибова В.В., Клещев А.С. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние // Программные продукты и системы, 2001. №1. С. 2-6.

41. Грибова В.В., Клещев А.С. Модель вербального объяснения результатов работы экспертной системы для индивидуального пользователя // Известия Академии Наук. Теория и системы управления, 2000. № 3. С.155-160.

42. Грибова В.В., Клещев А.С. Модель интерфейса для управления исходными данными, представленными вербально, в экспертных системах // Известия РАН. Теория и системы управления, 2001. № 1. С.130-136.

43. Грибова В.В., Клещев А.С. Управление проектированием и реализацией пользовательского интерфейса на основе онтологий // Проблемы управления, 2006. №2. С.58-62.

44. Грибова В.В., Лифшиц А.Я. Система организации диалогового интерфейса ОДИ // Теория и практика систем с базами знаний: сб. научн. тр. Владивосток: ДВО РАН, 1994. С. 135-143.

45. Грибова В.В., Сова С.Ю. Редактор графических сцен, управляемый метаонтологией // XXX Дальневосточ. матем. шк.-семинар им. акад. Е.В. Золотова: тез. докл. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. С. 179.

46. Грибова В.В., Тарасов А.В. Генератор кода пользовательского интерфейса, управляемый онтологией // Искусственный интеллект, 2005. Т.4. С.457-464.

47. Грибова В.В., Тарасов А.В. Генератор пользовательского интерфейса, управляемый онтологиями // Материалы междунар. науч. конф. «Интеллектуальные и многопроцессорные системы-2005», 2005. Т.1. Таганрог: Изд-во ТРТУ. С. 316-321.

48. Грибова В.В., Тарасов А.В. Гибкие инструментальные средства для разработки пользовательского интерфейса // Известия вузов. Приборостроение. 2007. Т. 50. № 3. С. 35-38.

49. Грибова В.В., Тарасов А.В. Инструментальное средство ONTODEV для проектирования и автоматической генерации пользовательского интерфейса// Информатика и системы управления, 2006. №1(11). С.152-158.

50. Грибова В.В., Тарасов А.В. Концепция расширяемого инструментария для разработки пользовательского интерфейса // Научная сессия МИФИ-2006. Сб. научн. тр. в 16 томах. М.: МИФИ. 2006. Т. 3. С. 132-133.

51. Грибова В.В., Тарасов А.В. Модель онтологии предметной области «Графический пользовательский интерфейс» // Информатика и системы управления, 2005. №1(9). С.80-91.

52. Грибова В.В., Тарасов А.В. Управление процессом автоматической генерации программного кода пользовательского интерфейса по его модели // III Междунар. конф. «Параллельные вычисления и задачи управления» Электронный ресурс. Тр. конф. 2006 - (CD-ROM).

53. Грибова В.В., Тарасов А.В., Черняховская М.Ю. Система интеллектуальной поддержки обследования больных, управляемая онтологией // Программные продукты и системы, 2007. №2. С. 49-51.

54. Грибова В.В., Тарасов А.С. Генератор кода пользовательского интерфейса, управляемый онтологией //Искусственный интеллект, 2005. Т.4. С. 457-464.

55. Грибова В.В., Шалфеева Е.А. Внутренние свойства онтологий // Тр. V междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO'05. Москва, 25-28 января 2005г. М.: ИПУ им. В.А. Трапезникова РАН, 2005. С. 1109-1128.

56. Гультяев А.К., Машин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса. СПб.: КОРОНА принт. - 2000. - 352 с.

57. Дракин В.И., Попов Э.В., Преображенский А.Б. Общение конечных пользователей с системами обработки данных. М.: Радио и связь, 1988. - 288 с.

58. Елманова Н. Полезные компоненты для пользователей Delphi и C-H-Builder: деловая и научная графика // Компьютер Пресс Электрон, дан. - http://compress.ru/Archive/CP/1999/12/2/.

59. Изучение Macromedia Flash. Электрон, дан. - http://wvm.helpexe.ru/.

60. Клещев А.С., Артемьева И.Л. Математические модели онтологий предметных областей. Ч. 1. Существующие подходы к определению понятия «онтология» // НТИ. Сер. 2. 2001. №2. С.20-26.

61. Клещев А.С., Артемьева И.Л. Математические модели онтологий предметных областей. 4.2. Компоненты модели // НТИ. Сер. 2. 2001. №3. С. 19-29.

62. Клещев А.С., Артемьева И.Л. Математические модели онтологий предметных областей. Ч.З. Сравнение разных классов моделей онтологий // НТИ. Сер. 2. 2001. №4. С. 10-15.

63. Клименко С., Уразметов В. Графические интерфейсы и средства их разработки // Материалы конф. "Индустрия программирования-96". -Электрон, дан. www.uniyar.ac.m/network/atmyforum/koi/if/prg/prg96/ 73/htm

64. Кобозева И.М. Как мы описываем пространство, которое видим: композиционные стратегии // Тр. междунар. семинара Диалог'97 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. М., 1997. С. 132-136.

65. Кобозева И.М. Как мы описываем пространство, которое видим: проблема выбора ориентира // Тр. междунар. семинара Диалог'95 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Казань, 1995. С. 146-153.

66. Кобозева И.М. Как мы описываем пространство, которое видим: форма объектов // Тр. междунар. семинара Диалог'2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Т. 1. Протвино, 2000. http://www.dialog-21 .ru/materials/archive.asp?id=6297&y=2000&vol=6077

67. Кокорева Л.В., Перевозчикова О.Л., Ющенко Е.Л. Диалоговые системы и представление знаний. Киев: Наук, думка, 1992. - 448 с.

68. Коктышева Г.А., Петряева М.В. Использование системы интеллектуальной поддержки обследования больных в учебном процессе. -Владивосток: ИАПУ ДВО АН СССР, 2004. 14 с.

69. Коутс Р., Влейминк И. Интерфейс "человек-компьютер": Пер. с англ. -М. Мир, 1990,- 501 с.

70. Ларистов А.А. Системы автоматизации распределённого проектирования программного обеспечения. Электрон, дан. - http://www.inftech. webservis.ru/it/conference/scmy2000/sessionl0/laristov.htm

71. Маклаков С.В. Анализ данных. Генератор отчетов Crystal Reports / Маклаков С.В., Матвеев Д. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 489 с.

72. Мандел Т. Дизайн интерфейсов: Пер. с англ.- М.: ДМК Пресс, 2005. 416 с.

73. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2001. -416 с.

74. Медведев С. Какой из генераторов отчетов самый быстрый?. Электрон, дан. - http://www.olap.ru/home.asp?artld=3 3 0

75. Миндиярова H.H. Использование программы Advanced Grapher при решении уравнений и неравенств. Электрон. дан. -http://festival. 1 september.ru/2004 2005/index.php?numbartic=211495

76. Молокова О.С. Формирование индивидуального объяснения в экспертных системах // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика. 1985. №5.

77. Нагорный Д.В., Черняховская М.Ю. База знаний системы интеллектуальной поддержки обследования больных для врача уролога. Ч. 1.: Препр. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2002. 64 с.

78. Нагорный Д.В., Черняховская М.Ю. База знаний системы интеллектуальной поддержки обследования больных для врача уролога. Ч. 2.: Препр. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2002. 46 с.

79. Об использовании программы Advanced Grapher в качестве виртуальной моделирующей среды / ВИО Электрон, дан. - http://www.alentum.com/ agrapher/index.htm - Яз. рус.

80. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. М., 1999. 944 с.

81. Открытые системы. Существует ли графика для Linux? Электрон, дан. -http://www.osp.ru/pcworld/2001/04/161436/.

82. Пек Д. Полный справочник по Crystal Reports XI. М.: Изд-во Вильяме. 2006. 1088 с.

83. Пореев В.Н. Компьютерная графика. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. -432 е.: ил.

84. Раскин Дж. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. Пер. с англ. - СПб: Символ Плюс, 2003. - 272 с.

85. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

86. Самоучитель по пакету STATISTIC А. Электрон, дан. -http://www.biometrica.tomsk.ru/Statistica 6.htm.

87. Скопин И.Н. Разработка интерфейсов программных систем // Системная информатика. 1998. Вып. 6. С.123-173.

88. Соммервил И. Инженерия программного обеспечения: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - 624 е.: с ил.

89. Соснин П.И. Человеко-компьютерная диалогика. Ульяновск: Ульяновский государственный технич. ун-т, 2001.- 285 с.

90. Толковый словарь русского языка. Электрон. дан. -http://mega.km.ru/ojigov/

91. Торрес Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - 400с.

92. Черняховская М.Ю. Представление знаний в экспертных системах медицинской диагностики. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983. - 212 с.

93. Черняховская М.Ю., Кулаков Ю.В., Ицкович А.И., Быкова Г.И., Осин А.Я. История болезни для студентов педиатрического факультета: Препр. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2000. 28 с.

94. Черняховская М.Ю., Мельников В.Я., Негода В.И. Основы компьютерной офтальмологии. Монография. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2001. 184 с.

95. Что такое DirectX? Электрон, дан. - http:// www.citforum.ru/ programming/di gest/directxwhati s .shtml

96. Школы консорциума W3C. Введение в SYG. Электрон, дан. -http://xml.nsu.ru/extra/svgintro l.xml

97. ЮЗ.Штайкман Н., Богданов Е. Унифицированный интерфейс пользователя. Интерактивный учебник. Электрон. дан. -http://www.asu.pstu.ac.ru/bookyinterface/ authors.htm

98. Ярушкина Н., Соснин П. Интеллектуальный инструментарий проектирования и реализации диалоговых систем // Управляющие системы и машины, 1991. N4. С. 67-72.

99. Abrams М., Phanouriou С., Batongbacal A., Williams S., Shuster J. UIML: An Appliance-Independent XML User Interface Language // http ://www8 .org/w8-papers/5b-hypertext-media/uiml/uiml .html

100. Advanced Grapher / Alentum Software Electronic resource -http:// www, alentum. com/agraph er/index.htm.

101. Ahad R., Basu A. Explanation in an expert system // "Expert Syst. Gov. Symp., McLean, Oct.22-24, 1986". Washington, D.C., 1986. P. 318-324.

102. Balzert, H., Hofmann, F., Kruschinski, V. etc. The Janus Application Development Environment-Generating More than the User Interface. In: Vanderdonckt J. (ed.) // Proceedings of CADUI'96. Namur: Presses Universitaires de Namur, 1996. P. 183-207.

103. Billsus D., Pazzani M. A hybrid user model for news story classification // User Modeling (Proceedings of the Seventh International Conference). Banff, Canada, 1999. P. 99-108.

104. Bodart F., Hennebert A.-M., Leheureux J.-M., Vanderdonckt J. Computer-Aided Window Identification in Trident // In Nordbyn K., Helmersen P.H., Gilmore D.J., Arnesen S.A. (eds.): Proc. of INTERACT'95, London: Chapman & Hall, 1995. P. 331-336.

105. Bonnie E. John, David E. Kieras Using GOMS for user interface design and evaluation: which technique? // ACM Transactions on Computer-Human Interaction (TOCHI) / N.Y., NY, USA: ACM Press, 1996. V. 3. Issue 4. -P.287-319. ISSN: 1073-0516

106. Brigitta Weber Human-Centric Computing // 2005. Lect. 18 - P. 9-12.

107. Brusilovsky P. Adaptive Hypermedia // User Modeling and User-Adapted Interaction Journal, 2001. 11. P. 87-110.

108. Carberry S. Modeling the User's Plans and Goals // Computational Linguistics, 1988. 14(3). P. 23-37.

109. Castells P., Szekely P., Salcher E. Declarative Models of Presentation // Intern.Conf. on Intel.User Interfaces (IUT97). Orlando (Florida), 1997. P. 137-144.

110. Chernyakhovskaya M., Gribova V., Kleschev A. Medical data base controlled by medical knowledge base // In proceeding of the Pacific Asian Conference on Intelligent systems 2001. Korea Intelligent Information Systems Society. P. 343-351.

111. Chernyakhovskaya M., Gribova V., Kleshchev A. User interface development based on ontologies // The 10th Intern. Manufacturing Conf. (IMMC 2002): Electronic res..-Xiamen, China, 2002.-2-139.-(CD-ROM).

112. Chin D. Modeling What the User Knows // In: A. Kobsa and W. Wahlster (eds.): User Models in Dialog Systems, 1989. P. 74-107.

113. Chin D.N Empirical Evaluation of User Models and User-Adapted Systems // User Modeling and User-Adapted Interaction. 2001. V.l 1. № 1-2. P. 181-194.

114. Chuang Ta-Tao, Yadav Surya B. The development of an adaptive decision support system //Decision Support Systems, 1998. V.24. №2. P.73-87.

115. Cohen R., Spencer В., Sanmugasunderam A. Providing responses specific to a user's goals and background // Int. J. Expert Systems. 1989. N2. P. 135-162.

116. Corel WordPerfect Presentations X3 // Corel Electronic resource -www.corel.com.

117. CRE:8 Multimedia 2.1 // PresentWare Electronic resource -www.presentware.com.

118. David Chek Ling Ngo, Lian Seng Teo, John G. Byrne Evaluating Interface Esthetics // Knowledge and Inform. Systems: Springer-Verlag London Ltd., 2002. V. 4. P. 46-79.

119. Deborah J. Mayhew. The usability engineering lifecycle: a practitioner's handbook for user interface design // San Francisco, С A, USA: Morgan Kaufmann Publishers Inc., 1999. P. 542. - ISBN:l-55860-561-4

120. Donna Maurer, What is Usability? // 2004. KM Column. -http://www.steptwo.com.au/papers/kmcwhatisusability/index.html

121. Dray S. The importance of designing usable systems // Interactions, 2(1). 1995. P. 17-20.

122. Eelke Folmer, Jilles van Gurp, Jan Bosch. Software Architecture Analysis of Usability // University of Croningen, the Netherlands, 2000

123. Elwert Т., Schlungbaum E. Automatic User Interface Generation from Declarative Models. Electronic resource - http://www.isys.ucl.ac.be/bchi/ cadui/96/files96/Schlung baum-CADUI96.pdf

124. Eriksson H. Models for knowledge-acquisition tool design // Knowledge acquisition. 1994. N 6. P. 47-74.

125. Exploiting Model-based Techniques for User Interfaces to Databases Presented by Tony Griffiths 1998. http://img.cs.man.ac.uk/teallach/ Presentations/Conferences/AVI98/tsldOO 1 .htm

126. Ezzeddine H., Trabelsi A. From Design To Evaluation Of An Agent-based Human-Machine Interface // Application To Supervision Of Urban Transport System. 2004

127. Ezzedine H., Trabelsi A., Kolski C. Modelling of an interactive system with an agent-based architecture using Petri nets, application of the method to the supervision of a transport system // Mathematics and Computers in Simulation: V. 70. P. 358-376.

128. Fischer G. User Modeling in Human-Computer Interaction // User Modeling and User-Adapted Interaction Journal, 2001. 11. C. 65-86.

129. Fischer G., Girgensohn A., Nakakoji K., Redmiles D.F. Supporting Software Designers with Integrated, Domain-Oriented Design Environments // IEEE Transaction on Software Engineering. Special Issue: "Knowledge

130. Representation and Reasoning in Software Engineering", 1992. V. 18. № 6. P. 511-522.

131. Fischer G., Nakakoji K., Ostwald J., Stahl G., Sumner T. Embedding Computer-Based Critics in the Context of Design // In Ashlund S., Mullet K., Henderson A., Hollnagel E., White T. (eds.): Proceedings of INTERCHI'93. N.Y.: ACM Press, 1993. P. 157-164

132. Foley J.D. History, Results and Bibliography of the User Interface Design Environment (UIDE), an Early Model-based System for User Interface Design and Implementation // DSV-IS94. 1994. P. 3-14.

133. Foley J.D., Kim W.C., Kovacevic S. UIDE An Intelligent User Interface Design Environment / In Sullivan J.W., Tyler S.W. (eds.) // Intelligent User Interfaces. N.Y.: ACM Press, 1991. P. 339-384.

134. Folmer E.; Gurp J.V. & Bosch J. Software Architecture Analysis of Usability // 9th IFIP Working Conf. on Engineering for Human-Computer Interaction / Hamburg: 2004. P. 321-339. Electronic resource http://publications.iillesvangiirp.com/ ehci2004.pdf

135. Fowler Martin. Separating User Interface Code // IEEE Software March/April 2001. P.96-97.

136. Gray W.D., Salzman M.C. Damaged merchandise? A review of experiments that compare usability evaluation methods // Human-Computer Interaction: 1998. V. 13(3). P. 203-261.

137. Gribova V. A method of estimating usability of a user interface based on its model // Intern. J. Information theories & applications. V.14. 2007. P. 43-48.

138. Gribova V. An approach to automated detection of usability defects in user interfaces // Proc. of XIIth Intern. Conf. "Knowledge-dialog-solution" Varna, 2006. P.145-149.

139. Gribova V. An ontology based control of a graphic dialog // J. of Computer and Systems Sciences Intern., 2006. ISSN 1064-2307.

140. Gribova V. Automatic generation of context-sensitive help using a user interface project // Proc. of XIIIth Intern. Conf. "Knowledge-dialog-solution" Varna, 2007. V.2. P. 417-422.

141. Gribova V. Dialog Based on Graphical Static Scenes Managed by an Ontology // J. Inform, theories & applications, 2006. V.13. №.4. P. 325-330.

142. Gribova V. Generation of Various Dialog Types on Basis of Ontologies // Pacific Science Review, 2004. V. 6(1). P. 10-14.

143. Gribova V. Implementation of various dialog types using an ontology-basedthapproach to user interface development // Proc. of XI Intern, conf. "Knowledge-dialog-solution" Varna, 2005. V.l. P. 153-158.

144. Gribova V., Kleschev A. A Model for the Verbal Explanation of Results of Expert System Operation for an Individual User // J. of Сотр. and Systems Sciences Intern., 2000. V. 39, №3. P. 483-488.

145. Gribova V., Kleschev A. A Model of the Interface for Managing Verbally Represented Source Data in Expert Systems // J. of Сотр. and Systems Sciences Intern., 2001. V. 40, №. 1. P. 125-130.

146. Gribova V., Kleshchev A. From an ontology-oriented approach conception to user interface development // Intern. J. Inform, theories & applications, 2003. V.10, №1. P. 87-94.

147. Gribova V., Kleshchev A. From the model-oriented approach to user interface development to an ontology-oriented one // Proc. of the X Intern. Conf. "Knowledge-Dialog-Solution" (KDS-2003). 2003. Varna, Bulgaria. P. 226231.

148. Gribova V.V., Kleshchev A.S. Model of the interface for managing verbally represented source data in expert systems // J. of Сотр. and Syst. Sciences Intern. 2001. V. 40. N 1. P. 130-135.

149. Guarino N. Formal Ontology in Information Systems // Proc. of FOIS'98, Trento, Italy, 6-8 June 1998. Amsterdam, IOS Press.

150. Henry S., Lenert L. Linking Process and Outcome with an Integrated Clinical Information System // Annual HIM SS Conf. San Diego, CA, 1993. P.58-79.

151. Hinrichs Т., Bareiss R., Birnbaum L., Collins, G. An Interface Design Tool based on Explicit Task Models // CHI96. 1996. P. 269-270.

152. Ivory M.Y., Hearst M.A. The state of the art in automating usability evaluation of user interfaces // ACM Сотр. Surveys. 2001. №33 (4). P. 470-516.

153. Janssen C., Weisbecker A., Ziegler J. Generating user interface from data models and dialogue net specifications // Proc. conf. Human Factors in Computing systems: Inter СНГ93, ACM Press, N.Y., 1993. P.418-423.

154. Josephson J., Chandrasekaran В., Tanner M. Explaining Control Strategies in Problem Solving //IEEE Expert, Spring. 1989. 4 (1). P. 9-24.

155. Khoroshevsky V.F. ATN-based explanation subsystems: design and implementation // Сотр. and Artificial Intelligence, vol. 4 (1985), N 4.

156. Khoroshevsky V.F. Computer Aided Design of Expert Systems An Instrumental Approach // Proc. Intern. Conf. AIMSA-86, North-Holland, 1987.

157. Khoroshevsky V.F. Knowledge Based Design of Intelligent Interfaces in PiES WorkBench // Proc. of the Sixth Intern. Conf. on Artificial Intelligence and Inform.-Control Systof Robots, Smolenice, Slovakia, Sept. 21-25, 1994, World Scientific, 1994.

158. Khoroshevsky V.F. Natural communication with expert systems ATN-oriented approach // Proc. of Joint Finish-Soviet Symp. on Advances in Man-Machine Interactions, Espoo, Finland, 21-23 October 1986.

159. Kieras D. GOMS Models: An Approach to Rapid Usability Evaluation//http://www.eecs.umich.edu/~kieras/goms.html

160. Kieras D.E. A Guide to GOMS Model Usability Evaluation Using NGOMSL / In Helander M., Landauer T. (eds.) // The handbook of human-computer interaction. Amsterdam: North-Holland, 1996. http://www.eecs.umich.edu/~kieras/goms.html

161. Kleshchev A.S., Artemjeva I.L. Domain ontologies and knowledge processing. Techn. Report, Vladivostok: IACP, FEBRAS. 1999. 25 p.

162. Kleshchev A.S., Artemjeva I.L. Domain ontologies and knowledge processing. Techn. Report, Vladivostok: IACP, FEBRAS, 1999. 25 p.

163. Kobsa A. Generic User Modeling Systems // User Modeling and User-Adapted Interaction Journal, 2001. 11. C. 49-63.

164. Kovaacevic S. Model-based user interfaces why and how? 1998. http ://buffy. eecs .berkeley. edu/Seminars/01d.98/May/980504

165. Langley P. User modeling in adaptive interfaces // Proc. of the Seventh Intern. Conf. on User Modeling. 1997. P. 357-370.

166. Lonczewski F., Schreiber. The FUSE-system: an Integrated User Interface Design Environment // Proc. CADUI 96, J Vanderdonckt, ed., 1996. http:// www.info.fundp.ac.be/~jvd/dsvis/cadui96.html

167. Lowgren J. Knowledge -Based Design Support and Discourse Management in User Interface Management Systems. Linkoping Studies in Science and Technology. Dissertations No. 239, 1989.

168. Lowgren J., Nordqvist T. Knowledge-Based Evaluation as Design Support for Graphical User Interfaces / In Bauersfeld P., Bennett J., Lynch G. (eds.) // Proceedings of CHI'92. New York: ACM Press, 1992. P. 181-188.

169. Major N., Reichgelt H. ALTO: an automated laddering tool. In Wielinga, B.J., Boose, J.H., Gaines, B.R., Schreiber, A., T.,& van Someren, M., editors, Current trends in knowledge acquisition, IOS Press. 1990. P. 222-236.

170. McCoy K.F. Highlighting a User Model to Respond to Misconceptions // A. Kobsa and W. Wahlster (eds.): User Models in Dialog Systems. 1989. P. 233254.

171. Moller Ralf. User Interface Management Systems: The CLIM Perspective. http://kogs-www.informatik.uni-hamburg.de/~moeller/uims-clim/clim-intro.html

172. Moriyon R., Szekely P., Neches R. Automatic Generation of Help from Interface Design Models // In C. Plaisant (ed.): Proc. of СНГ94. N.Y.: ACM Press 1994. P. 225-231.

173. Myers В.А. User Interface Software Tools. ACM. Transactions on Computer-Human Interaction, March 1995. V.2. N. 1. P. 64-103.

174. Myers Brad, Rosson Mary. Survey on user interface programming // Tech. Rpt. CMU-CS-92-113, Carnegie-Mellon, School of Сотр. Sci., February 1992. http://citeseer.ist.psu.edu/myers92survey.html

175. Norman D.A. The psychology of everyday things. N.Y.: Basic Books, 1988. -257 p.

176. Ontology Language Standardisation Efforts. 1ST Project IST-2000-29243 Onto Web: Ontology-based Information Exchange for Knowledge Management and Electronic Commerce, www.ontoweb.org

177. Palanque P., Bastide R. Contextual Help for Free with Formal Dialogue Design / In Alty J.L., Diaper D., Guest S. (eds.) // Proc.of HCI'93. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P.615-620.

178. Pangoli S., Paterno F. Automatic Generation of Task-oriented Help. In van der Veer G.C., Bagnara S., Kempen G.A.M. (eds.), Proc. of UIST'95. N.Y.: ACM Press, 1995. P. 181-187.

179. Paris C.L. The Use of Explicit User Models in a Generation System for Tailoring Answers to the User's Level of Expertise // A.Kobsa and W.Wahlster (eds.): User Models in Dialog Systems. 1989. P. 200-232.

180. Paterno F., Faconti G. On the Use of LOTOS to Describe Graphical Interaction / In Monk A., Diaper D., Harrison M.D. (eds.) // Proc. of HCI'92. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 155-174.

181. Paterno F., Mezzanotte M. Formal Verification of Undesired Behavious in the CERD Case Study / In Bass L., Unger C. (eds.) // Engineering for Human-Computer Interaction, Proc. of EHCI'95. London: Chapman & Hall, 1995. -P. 213-226.

182. Petrelli D., De Angeli A., Convertino G. A User Centered Approach to User Modelling", User Modeling: Proceedings of the Seventh International Conference, UM99. Springer Wien New York, 1989. 255-264.

183. Pressman R. S. Software Engineering: Practitioners Approach European 3d Rev. ed. McGraw-Hills Inc., 1994. 802 p.

184. Puerta A. A model-based interface development environment IEEE Software, 14(1), July/August 1997. P. 41-47.

185. Puerta A. R. Supporting User-Centred Design of Adaptive User Interfaces Via Interface Models. First Annual Workshop On Real-Time Intelligent User Interfaces For Decision Support And Information Visualization, San-Francisco, January 1998. 10 p.

186. Puerta A. The Mecano project: comprehensive and integrated support for model-based interface development. Computer-aided design of user interfaces, ed. by Jean Vandrdonckt. Pressed Universitaires de Namur, Belgium, 1996. P. 19-25.

187. Puerta A., Maulsby D. MOBI-D: a model-based development environment for user-centered design // Proc. of the Conf. on Human Factors in Сотр. System. 1997. P. 4-5.

188. Puerta A.R. Issues in Automatic Generation of User Interfaces in Model-Based Systems. Computer-Aided Design of User Interfaces, ed. by Jean Vanderdonckt. Presses Universitaires de Namur, Namur, Belgium, 1996. P. 323-325.

189. Puerta A.R., Maulsby D. Management of Interface Design Knowledge with MOBI-D. IUI97: Intern. Conf. on Intelligent User Interfaces, Orlando, January 1997. P.249-252

190. Puerta A.R., Szekely P. Model-Based Interface Development, Tutorial Notes, СШ'94, Boston, MA. (available as http://smi.stanford.edu/proiects/mecano/ model-based.html).

191. Rocklin T.R., et al. Effects and underlying Mechanisms of self-adapted testing // J. of educational Psychology, 1995. V. 87. N 1. P. 103-116.

192. Romitti S., Santoni C., Francois P. A design methodology and a prototyping tool dedicate to adaptive Interface Generation. 2000. http://www.geocities.com/iqmestrado/Design/romitti.pdf

193. Schlungbaum E. Model-based User Interface Software Tools Current state of declarative models // Proc. of the 2nd Intern. Conf. on Intelligent user interfaces Orlando, Florida, United States. 1997. P. 229 232.

194. Schlungbaum E., Elwert T. TADEUS a model based approach to the development of Interactive Software Systems. In Rostocker Informatik Berichte 17, 1995. P. 93-104. (http://www.icg.informatik.unirostock.de/— schlung/TADEUS).

195. Schwab I., Kobsa A. Adaptivity through Unobtrusive Learning // KI 2002/3 Special Issue on Adaptivity and User Modeling, 2002. P. 5-9.

196. Sears A. AIDE: A Step Toward Metric-Based Interface Development Tools / In van der Veer G.C., Bagnara S., Kempen G.A.M. (eds.) // Proc. of UIST'95. N.Y.: ACM Press, 1995. P. 101-110.

197. Separating User Interface Code // Electronic resource -http://martinfowler.com/ieeeSoftware/separation.pdf

198. Shortliffe E.H. Clinical information systems in the era of manage care. Transactions of the American Clinical and Climatological Association. 1993. P. 203-215.

199. Silva P.P., Griffiths Т., Paton N.W. Generating User Interface Code in a Model-Based User Interface Development Environment // Proc. Advanced Visual Interfaces, V. di Gesu, et al. (eds), ACM Press, 2000. P. 155-160.

200. Singh G., Green M. A High-level User Interface Management System // Proc. SIGCHI'89. Apr. 1989, P. 133-138.

201. Staab S., Maedche A. Knowledge portals ontologies at work // Al Magazine. Summer 2001. V. 21(2). P. 63-75.

202. Stephanidis С. Adaptive Techniques for Universal Access // User Modeling and User-Adapted Interaction J., 2001. 11. P. 159-179.

203. Sukaviriya P., Foley J., Griffith T. A Second Generation User Interface Design Environment: The Model and the Runtime Architecture // Proc. Of InterCHI'93, 1993. P. 375-382.

204. Sukaviriya P., Foley J.D. Coupling a UI Framework with Automatic Generation of Context-Sensitive Animated Help // Proc. of UIST'90. N.Y.: ACM Press, 1990. P. 152-166.

205. Szekely P. Retrospective and Challenges for Model-Based Interface. 1996. http://citeseer.nj.nec.com/szekely96retrospective.html

206. Szekely P. User Interface Prototyping: Tools and Techniques. 1994. http://www.isi.edu/isd/humanoid-papers.html

207. Szekely P., Luo P., Neches R. Facilitating the Exploration of Interface Design Alternatives: The Humanoid Model of Interface Design // Proc. SIGCHT92. May 1992. P. 507-515.

208. Tattersall C. Generating Help for Users of Application Software // User Modeling and User-Adapted Interaction. 1992. №2(3). P. 211-248.

209. Uschold M. Knowledge Level Modeling: Concepts and Terminology // The Knowledge Engineering Review. 1998. Y. 13:1. P. 5-29.

210. Vanderdonckt J., Berquin P. Towards a Very Large Model-based Approach for User Interface Development // Proc. of 1st Int. Workshop on User Interfaces to Data Intensive Systems. IEEE Computer Society Press, Los Alamitos, 1999. P. 76-85.

211. Webb G., Pazzani M., Billsus D. Machine Learning for User Modeling // User Modeling and User-Adapted Interaction J., 2001. 11. P. 19-29.308

212. Wick Michaiel R, Slagle James R. An explanation facility for today's expert systems // IEEE Expert, 1989. 4. N1. P. 26-36.

213. Widmer G., Kubat M. Learning in the presence of concept drift and hidden contexts // Machine Learning, 1996. 23. P. 69-101.

214. Wiecha C., Bennett W., Boies S., Gould J., Green S. ITS: A tool for rapidly Developing Interactive Applications // ACM Transactions on Information Systems, 1990. V.8. N.3. P. 204-236.

215. Wooley B.A. Explanation Component Of Software Systems, 1998. http://www. acm. org/crossroads/xrds5 -1 /explain .html

216. Zukerman I., Albrecht D. Predictive Statistical Models User Modeling: Synergies and Limitations // User Modeling and User-Adapted Interaction J., 2001. 11. P. 5-18.

217. Zukerman I., Litman D. Natural Language Processing and User Modeling: Synergies and Limitations // User Modeling and User-Adapted Interaction J., 2001. 11. P. 129-158.

218. Zukerman I., McConachy R., Korb K.B. Consulting a User Model while Generating Arguments // UM96 Proc. of the Fifth Intern. Conf. on User Modeling. Kona, Hawaii, 1996. P. 153-160.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.