Педагогическая технология стимулируемого развития пластичности у женщин, занимающихся шейпингом тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Ключникова, Светлана Николаевна

  • Ключникова, Светлана Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 161
Ключникова, Светлана Николаевна. Педагогическая технология стимулируемого развития пластичности у женщин, занимающихся шейпингом: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Ульяновск. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ключникова, Светлана Николаевна

Введение

Глава 1. Состояние проблемы развития двигательных координаций у занимающихся шейпингом.

1.1. Физиологический механизм двигательной координации.

1.2. Целенаправленное развитие пластичности, как одно из направлений решения поставленной проблемы.

1.3. Влияние занятий шейпингом на основные параметры двигательной деятельности занимающихся.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.

2.1. Методы педагогического контроля.

2.2 Антропометрические методы.

2.3. Инструментальные методы.

2.4. Аналитические методы.

2.5. Организация исследования.

2.6. Характеристика обследуемого контингента.

Глава 3. Структурный подход к исследованию пластичности как двигательно-координационного качества.

3.1. Разновидности и проявления пластичности в шейпинге.

3.1.1. Пластичность телодвижений.

3.1.2. Пластичность верхних конечностей.

3.1.3. Пластичность кистей рук.

3.1.4. Пластичность нижних конечностей.

3.1.5. Пластичность позы.

Глава 4. Педагогическая технология стимулируемого развития пластичности у женщин, занимающихся шейпингом

4.1. Методика развития пластичности телодвижений.

4.2. Методика совершенствования пластичности верхних конечностей.

4.3. Развитие пластичности кистей.

4.4. Формирование пластичности нижних конечностей

4.5. Совершенствование пластичности позы.

4.6. Критерии оценки пластичности.

Глава 5. Обоснование эффективности педагогической технологии стимулируемого развития пластичности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая технология стимулируемого развития пластичности у женщин, занимающихся шейпингом»

Актуальность: Социально обусловленная необходимость проблемы улучшения физического состояния населения предусматривает в качестве одной из важных форм реализацию природной потребности в двигательной деятельности. Это обусловлено переустройством всех сфер социально-экономической деятельности человека, требующей профессионализма, проявления морально-волевых и физических качеств, принципиально новой организации труда. Современный подход к анализу проблемы формирования устойчивой потребности в активной двигательной деятельности индивида на основе осознанного стремления к самосовершенствованию позволяет найти общественно значимые направления ее решения.

Состояние организма существенно зависит от уровня развития качественных сторон двигательной деятельности. Характер и объем мышечной нагрузки во многом определяют функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем (П.К. Анохин, 1980; В.К. Бальсевич, 2000; М.М. Боген, 1997; В.Б. Коренберг, 1996; Л.И. Лубышева, 1996; И.П. Ратов, 1994; A. Luca, 1993; J. Raczek, G. Juras, 2000; R. J. Shephart, C. Bouhard, 1996; W. Starosta, 1999).

Уровень физической подготовленности занимающихся физическими упражнениями традиционно оценивается по степени развития мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и др. Однако двигательная деятельность значительно разнообразнее и предъявляет гораздо больше требований к функциональному состоянию организма и развитию комплекса двигательных координаций, что заставляет искать более рациональные пути всестороннего совершенствования человека.

Этой проблеме посвящено значительное количество работ В.К. Бальсевича [8-11]; Д.Д. Донской [49]; Ю.Д. Железняка [53]; А.Н. Крестовникова [69]; Л.И. Лубышевой [77-82]; Л.П. Матвеева [89]; И.П. Ратова [129]; И.М. Туревского [152]; H.A. Фомина [157]; К. Zimmerman [193]. Немаловажное значение приобретают вопросы развития и совершенствования двигательных координаций как одного из направлений повышения общей физической подготовленности.

Многие ведущие ученые (В.К. Бальсевич [9,11]; H.A. Берн-штейн [17]; Л.П. Матвеев [89]; В.Б. Коренберг [68]; P. Hirtz, [176]; A. Luca, [182]; J. Raczek, G. Juras, [187]; J. Robinson, [188]; R. J. Shephart, C. Bouhard, [189]; W. Starosta, [190]; K. Zimmerman, [193]), подчеркивая значимость двигательных координаций, констатируют о малой изученности качественных сторон двигательной деятельности, таких как «способность к дифференцированию двигательных действий», «резкость», «реактивность», «пластика» и других.

Многие работы посвящены исследованию ведущих двигательных координаций в системе оздоровительной физической культуры, таких как аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг [4, 38, 57, 74, 102, 108]. Ряд публикаций посвящен исследованиям взаимосвязи двигательных координаций с психофункциональными показателями [35, 119, 129, 149,152].

Разные подходы в изучении двигательных координаций свидетельствуют о большой теоретической и практической значимости данной проблемы. Многие ее стороны требуют дальнейших экспериментальных исследований специалистами разных научных дисциплин: теории и методики физического воспитания, физиологии спорта, психологии, педагогики и других.

Важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности, является пластичность, целенаправленное формирование которой позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека.

Эстетический компонент движений — один из мощных стимулов для регулярных занятий физическими упражнениями с целью самосовершенствования. В художественных видах спорта многие двигательные акты оцениваются по скорости и точности их выполнения, однако ведущими критериями при определении их эффективности являются эстетические.

Пластичность, как двигательная координация, имеет сложное структурное содержание [100, 102] и в различных видах мышечной деятельности имеет специфические разновидности и проявления, формирование каждого из которых предусматривает использование системы средств и методов, методических приемов, направленных на повышение артистичности, грациозности, выразительности движений.

Совершенствование пластичности в шейпинге в соответствии с ее структурным содержанием способствует воспитанию творческого отношения к занятиям, стимулирует познавательную активность занимающихся, повышает эмоциональное состояние, воспитывает эстетический вкус, делает более конструктивными взаимоотношения с людьми, формирует требовательное отношение к средствам физического и эстетического воспитания.

Шейпинг располагает большими возможностями для организации здорового образа жизни, приобщения к культуре, совершенствования пластичности. В области исследования пластичности как двигательно-координационного качества:

1) не уточнены специфические разновидности и проявления пластичности, составляющие содержание шейпинга;

2) не разработана система тестов, не выявлены количественные и качественные критерии оценки для определения уровня развития пластичности;

3) не разработана технология совершенствования пластичности в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями;

4) не установлена взаимосвязь развития пластичности с рядом морфологических, физиологических и психофункциональных показателей.

Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы развития двигательных координаций, в частности пластичности, в процессе шейпинг-тренировки и шейпинг-хореографии, структурный подход к ее изучению, многоплановость аспектов рассмотрения определили актуальность предпринятого исследования.

Объект исследования - педагогический процесс стимулируемого развития пластичности как ведущей двигательной координации у женщин, занимающихся шейпингом.

Предмет исследования - педагогическая технология стимулируемого развития пластичности в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями у женщин, занимающихся шейпингом.

Цель исследования - разработка и научно - теоретическое обоснование педагогической технологии стимулируемого развития пластичности у женщин, занимающихся шейпингом.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что технология стимулируемого развития пластичности, как ведущей двигательной координации, позволит создать предпосылки для повышения уровня физической подготовленности, улучшения морфофункционального статуса и культуры движений лиц, занимающихся шейпингом. Структурный подход к изучению пластичности позволит обеспечить функционально оправданный выбор средств и методов ее развития, выявить количественные и качественные критерии оценки.

Данная гипотеза основывается на основных положениях теории и методики физического воспитания, сформированных Б.А. Ашма-риным, 1990; Л. И. Лубышевой, 1999; Л.П. Матвеевым, 1997; P. Hirtz 1995; на общих положениях теории развития физиологических систем (П.К. Анохин, 1975, 1980; В.К. Бальсевич, 1993, 2000; H.A. Берн-штейн, 1947; B.C. Фарфель, 1975); на технологии системно-структурного подхода к изучению базовых двигательных координаций (В.К. Бальсевич, 1993, 2000, 2004; В.И. Лях, 1995; Л.Д. Назаренко, 2001); а также на обосновании эстетического компонента двигательного действия (Л.Д. Назаренко, 2001, 2004; М.Я.Сараф, 1997; В.А. Столяров, 1997).

Методологической основой и теоретической базой исследования явилось определение пластичности как базовой двигательной координации, обоснование необходимости структурированного подхода к разработке технологии ее совершенствования, выбору средств, методов и условий ее развития. Концепция стимулируемого развития базовых двигательных координаций впервые выдвинута В.К. Бальсевичем (1988). Теоретической базой явились основополагающие идеи И.М. Сеченова об управлении движениями [140], теория развития движений, предложенная H.A. Бернштейном [16].

В работе использовались следующие понятия и термины: структурное содержание пластичности — взаиморасположение и связь составляющих ее элементов (основные компоненты; факторы, обусловливающие их развитие; основные разновидности и проявления; количественные и качественные критерии оценки); стимулируемое развитие двигательнно-координационных качеств - целенаправленный процесс обучения двигательным действиям, направленный на формирование творческих способностей, всестороннее и гармоничное развитие личности (впервые термин введен В.К. Бальсевичем в 1988 году); педагогическая технология - совокупность средств, методов, методических приемов, факторов и условий проведения занятий, повышающих их эффективность и направленных на достижение конкретной цели; общепринятые понятия «здоровье», «физическая культура», «физическая подготовленность», «мышечная выносливость», «двигательные координации», «двигательно-координационные качества», «шейпинг-тренировка», «шейпинг-хореография», «тестирование», «критерии оценки», которые используются в трудах ведущих специалистов в области теории и методики физической культуры и спорта.

В работе был использован комплексный подход при рассмотрении роли физической культуры и ее значения в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности (формирование потребности в самосовершенствовании).

Научная новизна. К основным результатам, определяющим научную новизну, следует отнести следующие: с позиции структурированного подхода определено и реализовано содержание педагогической технологии стимулируемого развития пластичности в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями у женщин 20-40 лет, занимающихся шейпингом, основанной на индивидуальном подходе, что позволило более полно раскрыть двигательный потенциал занимающихся и реализовать его посредством устойчивой мотивации к регулярным занятиям. разработаны и экспериментально апробированы тесты для определения уровня развития пластичности в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями, позволяющие с высокой объективностью и на качественном уровне осуществлять контроль динамики прироста данной двигательной координации, а также комплекс количественных и качественных критериев оценки темпов ее прироста, дающий возможность своевременно получить информацию о качестве учебно-тренировочного процесса и обеспечить оперативную и текущую коррекцию развития двигательно-координационных качеств занимающихся. предложена комплексная система физических упражнений оздоровительного характера, направленная на повышение эстетического компонента двигательных действий (элегантности, выразительности, грациозности).

Теоретическая значимость работы заключается в разработке важнейшего перспективного направления исследования - развития и совершенствования двигательных координаций у женщин разных возрастных групп, в частности, целенаправленное формирование которох позволяет решать ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования женщин 20-40 лет.

Полученные результаты существенным образом дополняют раздел теории и методики физического воспитания, физиологии физического воспитания и спорта об управлении движениями, развитии базовых двигательных координаций.

Практическая значимость. Практическая значимость предпринятого исследования определяется его методической направленностью на процесс стимулируемого развития пластичности в соответствии с ее основными проявлениями, характерными для шейпинга, где каждая разновидность совершенствуется специальными средствами, методами, приемами обучения и тренировки. Та или иная разновидность пластичности требует специфического подхода, приемов и условий обучения и тренировки, поддерживает стремление к творчеству, оригинальности, самобытности, построению индивидуальной композиции.

Разработана и экспериментально обоснована педагогическая технология стимулируемого развития пластичности с учетом ее основных разновидностей и проявлений, с построением индивидуального профиля по полученным показателям дифференциации тренировочного процесса.

Разработаны принципиально новые подходы к содержанию учебно-тренировочного процесса, направленного не только на укрепление физического состояния, но и на поддержание высокого психоэмоционального статуса занимающихся, совершенствование эстетического компонента двигательных действий.

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе студентов средних и высших учебных заведений физической культуры, факультетов физического воспитания, на курсах и семинарах повышения квалификации учителей и тренеров, а также при дальнейшем исследовании проблемы двигательных координаций.

Разработанные практические рекомендации внедрены в учебно-тренировочный процесс шейпинг-хореографии и шейпинг-тренировки ряда шейпинг - клубов, средних и высших учебных заведений г. Ульяновска, это нашло отражение в научных и учебно-методических публикациях и подтверждается актами внедрения.

Результаты исследований изложены в учебно-методическом пособии «Совершенствование пластичности у занимающихся шейпингом», где предложены научнообоснованные методические рекомендации по формированию пластичности у женщин 20-30 и 3140-летнего возраста.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические и методические основы педагогической технологии стимулируемого развития пластичности, рассматривающие реализацию учебно-тренировочного процесса в шейпинге с позиций структурируемого подхода, значительно повышают его результативность. Учет основных разновидностей и проявлений пластичности предопределяет целенаправленный подбор и конструирование системы специальных упражнений для ее формирования и способствует лучшему пониманию значимости красоты движений, стремлению к физическому и духовному совершенствованию.

2. Информативность и прогностичность разработанных тестов и критериев оценки данной двигательной координации в соответствии с ее разновидностями и проявлениями позволяют осуществлять ее диагностику, эффективно определять средства, методы и приемы, развивающие пластичность, что обеспечивает выход на более качественный уровень функционирования организма, позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать учебно-тренировочный процесс.

3. Улучшение основных проявлений пластичности сопряжено с изменением ряда психофункциональных показателей занимающихся: общего времени двигательно-координационных реакций, латентного периода, моторного компонента двигательно-координационных реакций, скорости движений при выполнении двигательного задания.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания и кафедры анатомии и физиологии человека Ульяновского государственного педагогического университета. Отдельные аспекты работы докладывались на Международных,

Всероссийских и Региональных научно-практических конференциях (г. Ульяновск, 2003-2005; г Москва, 2004; г. Оренбург, 2004). Структура и объем диссертации:

Работа состоит из введения, пять глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения. Список использованной литературы содержит 193 источника, в том числе на иностранных языках - 28. Содержание работы включает 16 рисунков, 4 таблицы и приложения (17 таблиц).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Ключникова, Светлана Николаевна

109 Выводы

1. Одним из перспективных направлений в оздоровительной физической культуре является формирование двигательно-коорди-национных качеств, в частности, пластичности, на основе использования комплекса средств, методов, методических приемов в шейпинг-тренировке и шейпинг-хореографии. В результате многолетних исследований обоснована необходимость структурного подхода к развитию пластичности по ее основным разновидностям и проявлениям, что позволило предложить новую концепцию физической и технической подготовки в избранном виде двигательной деятельности.

2. Разработанные, научно обоснованные и апробированные специальные тесты, обеспечивающие более полную информацию о степени сформированности пластичности в соответствии с ее разновидностями и проявлениями в шейпинге, позволили с высокой объективностью и на качественном уровне осуществлять контроль динамики прироста показателей данной двигательной координации и своевременно вносить соответствующие коррективы в содержание методики их стимулируемого развития.

3. Важным элементом структуры пластичности являются количественные и качественные критерии ее оценки, использование которых позволяет сделать выбор более эффективных средств и методов подготовки занимающихся; управлять учебно-тренировочным процессом на качественно новым уровне. Использование критериев оценки стимулирует творческое отношение занимающихся к учебно-тренировочному процессу, поиск новых, оригинальных решений двигательных задач; форм выразительности двигательных действий и передачи психоэмоционального состояния.

4. Особенностью педагогической технологии стимулируемого развития данной двигательной координации является использование системы физических упражнений, направленных на развитие конкретной разновидности пластичности, что позволяет более полно раскрыть двигательный потенциал занимающихся, реализовать его посредством устойчивой мотивации к регулярным занятиям, обеспечить более благоприятные условия для формирования индивидуального стиля, творческой атмосферы занятий.

5. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования технологии стимулируемого развития пластичности по ее основным разновидностям и проявлениям, что позволило максимально индивидуализировать учебно-тренировочный процесс на основе учета индивидуальных способностей занимающихся. Прирост показателей пластичности телодвижений у женщин 20-30 лет составил в контрольной группе - 52,9%, в экспериментальной - 70,1%; в возрастной группе 31-40 лет, соответственно, 38,9% и 46,0% (р < 0,05). Прирост показателей пластичности нижних конечностей у женщин возрастной группы 20-30 лет составил в контрольной группе - 31,0%, в экспериментальной -53,8%; в возрастной группе 31-40 лет, соответственно, 22,5% и 45,3% (р<0,05). Подобная тенденция прослеживается и по другим исследованным разновидностям.

6. Результаты корреляционного анализа позволили выявить взаимосвязь некоторых проявлений пластичности с психофункциональными показателями (общее время двигательно-координа-ционной реакции, латентный период двигательно-координационной реакции, моторный компонент двигательно-координационной реакции, скорость движения после выполнения двигательного задания). Более высокий уровень взаимосвязи проявлений пластичности, особенно телодвижений, пластичности кистей с моторным компонентом двигательно-координационной реакции и скоростью движения выявлен после третьего этапа (18 месяцев) исследований (г = 0,40 - 0,58; г = 0,26

- 0,52 и г = 0,26 - 0,60; г = 0,29 - 0,67) (р < 0,05). Взаимосвязь разновидностей и проявлений пластичности с латентным периодом двигательно-координационной реакции была низкой положительной или отсутствовала (р > 0,05). Более высокие показатели характерны для занимающихся 20-30 лет.

7. Стимулируемое развитие пластичности в соответствии с ее структурными особенностями обеспечивает существенное улучшение показателей физической подготовленности (р < 0,05) и морфо-функционального статуса занимающихся обеих возрастных групп, что наряду с улучшением технической подготовленности, свидетельствует о целесообразности применения инновационной технологии совершенствования учебно-тренировочного процесса.

8. Формирование пластичности в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями позволяет рационально планировать содержание шейпинг-тренировки и шейпинг-хореографии для эффективного совершенствования пластичности телодвижений, верхнего плечевого пояса, нижних конечностей, пластичности передачи характера движений в позе, что обеспечивает всестороннее воздействие на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся, повышение культуры движений, поиск новых приемов и условий тренировки. Стимулируемое развитие пластичности осуществляется в тесной взаимосвязи с умственным, нравственным, этическим, эстетическим воспитанием, что расширяет возможности шейпинг-тренировки и шейпинг-хореографии в реализации задач всестороннего развития и гармонизации личности.

Практические рекомендации.

1. Шейпинг является универсальным видом физических упражнений, где достигается комплексное воздействие на физиологические системы организма; систематические занятия по системе шейпинг-тренировки, шейпинг-хореографии позволяют совершенствовать основные двигательно-координационные качества: мышечную силу, выносливость, скорость, гибкость, ловкость, точность, равновесие, ритмичность и другие; развивают эстетические чувства, эмоции; формируют навыки управления психоэмоциональным состоянием. Большие возможности в шейпинге имеются для формирования пластичности - одной из важнейших характеристик физических упражнений, отражающих духовный мир человека. Занятия шейпингом рекомендуются для всех категорий населения, без ограничений.

2. Пластичность имеет разнообразные проявления и разновидности, недостаточное внимание к развитию которых не позволяет в полной мере реализовывать возможности эстетического воздействия на человека с целью его всестороннего развития. Совершенствование пластичности необходимо осуществлять на каждом занятии в зависимости от поставленной задачи, возраста и уровня подготовленности занимающихся. По мере овладения элементами пластики телодвижений, верхних и нижних конечностей, кистей, переходить к усвоению поз в соответствии с их классификацией. При этом рекомендуется предоставлять занимающимся возможность проявлять инициативу и творчество при выборе того или иного варианта двигательного задания.

3. На каждом занятии следует применять комплекс специальных средств, позволяющих формировать красоту и выразительность движений, использовать мимику и жесты, как специфические элементы отражений психоэмоционального состояния. С этой целью рекомендуется следующие приемы: через жесты и мимику передать соответствующее настроение в данный момент; движением головы акцентировать начало и завершение двигательного действия; подчеркивать переходы от одной части композиции к другой, используя специфические жесты и мимику; сопровождать взглядом движения рук; начиная упражнение из одного исходного положения, заканчивать двигательное действие другим; на одну и ту же музыкальную мелодию подбирать два-три разных варианта танцевальных движений и т.д.

4. Для развития пластичности рекомендуется использовать средства художественной, спортивной и ритмической гимнастики, спортивной аэробики, хореографии, элементов народных танцев. Это обогащает двигательный опыт занимающихся, повышает их общий культуру, позволяет формировать индивидуальный стиль выполнения упражнений, воспитывает творческую фантазию, обеспечивает комплексное воздействие на организм, способствует гармонизации личности.

5. Для достижения выразительности движений рекомендуется использовать художественные образы, дающие возможность более полного проявления чувств, эмоций, лучшего понимания сути двигательных действий. Хорошо знакомые с детства образы можно использовать как в игровой форме, так и в виде разнообразных творческих заданий, приобщая занимающихся к самостоятельному поиску новых приемов, стимулируя их мыслительную и двигательную деятельность.

6. Для овладения средствами выразительности движений рекомендуется создавать условия для проявления творческого воображения, полета мысли, направленных на поиски и использование новых форм двигательных действий, их оригинальных сочетаний. Это обеспечивает новизну и интерес к содержанию каждого занятия, способствует поддержанию положительной мотивации к шейпинг-тренировке и шейпинг-хореографии, длительный устойчивый интерес к самосовершенствованию.

7. В процессе развития пластичности создаются наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания занимающихся: повышение общей культуры движений; формирование рациональной осанки, грациозной походки, красивых жестов, мимики, эстетических представлений, эстетических взглядов, эстетического восприятия, эстетического идеала. Органическая взаимосвязь шейпинг-тренировки с эстетическим воспитанием способствуют духовному росту занимающихся, формированию убеждения большой значимости красоты для нравственного совершенствования личности, повышения ответственности человека за физическое и духовное здоровье.

8. Пластичность является одним из малоизученных двигательно-координационных качеств, поэтому недооценка ее развития не только значительно обедняет арсенал используемых средств и методов гармонизации личности, но и снижает эффективность эстетического, нравственного и духовного совершенствования человека. Целенаправленное формирование пластичности осуществляется в тесной взаимосвязи с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, этическим, эстетическим, что расширяет возможности шейпинг-тренировки и шейпинг-хореографии в реализации задач всестороннего развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ключникова, Светлана Николаевна, 2005 год

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 447 с.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. - 196 с.

3. Артамонов В.Н. Влияние занятий ритмической гимнастикой на сердечно-сосудистую систему у женщин // Здоровье и массовая физкультура: Тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1988.-С. 156-157.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.

5. Бакшева Т.В. Двигательно-пластическая подготовка специалистов в области физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук / Бакшева Татьяна Витальевна; АГУ, Майкоп, 2004. 22 с.

6. Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 403.

7. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 4. - С.21 - 23.

8. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

9. Бальсевич B.K. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, J1. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 4. - С.2 - 7.

10. Бальсевич В.К. Организация непрерывного контроля за двигательными функциями организма спортсмена / В.К. Бальсевич, И.И. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 5. - С. 32.

11. Белов В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф.Ф. Михайлович М.: 1999. - 46 с.

12. Беляев A.A. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. — С. 257-259.

13. Бендюков М.А. Перспективы развития шейпинга как интегрированной системы психофизической тренировки / М. А. Бендюков, И.В. Прохорцев // Тр. I науч-практ. конф. по проблемам шейпинга. -СПб., 1994. С. 5-9.

14. Бенюх К.Д. Важные слагаемые (о воспитании культуры движений гимнасток) // Гимнастика: сб. вып. II. М.: «Физкультура и спорт», 1972. - С.45-47.

15. Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медицина, 1947.- 255 с.

16. Бернштейн H.A. Координация движений в онтогенезе // Ученые записки. М.: Гос. центр, институт физ. культуры, 1947. -вып.2. С. 3-53.

17. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 166 с.

18. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. -М.: Искусство, 1987. 556 с.

19. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. -192 с.

20. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 5. - С. 18-21.

21. Божок JI.E. Шейпинг: учебное пособие. Новосибирск, 2001.- 78 с.

22. Ваганова А .Я. Основы классического танца: учебник. JL: Искусство, 1980.-192 с.

23. Вайник Г.А. Психофизическая тренировка как фактор укрепления здоровья женщин // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: сб. науч. ст. М.: ВНИИФК, 1994.-С. 15.

24. Вандышева Г.Н. Наиболее употребительные термины и словосочетания по искусству. (Балетный спектакль и техника танца). -М.: Гитис, 1979.- 108 с.

25. Варшавская P.A. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде / P.A. Варшавская, Ю.Н. Шишкарева, Т.Т. Варакина и др. Л.: Лениздат, 1987. - 159 с.

26. Ведерников В.В. Коллекционер//Шейпинг.-1993. №10.-С. 9.

27. Ведерников В.В. Медицинские аспекты шейпинга / В.В. Ведерников, О.Б. Соколова // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: сб. науч. ст. — М.: ВНИИФК, 1994.-С. 15-16.

28. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: «Физкультура и спорт», 1967. - 86 с.

29. Вешневская Ж. Программа реабилитации и профилактики остеохондроза // Шейпинг. 1994. - №12. - С. 12-13.

30. Визитей H.H. Спорт и эстетическая деятельность Кишинев: «Штиинца», 1982. - 182 с.

31. Вотякова О.И. Обоснование эффективности занятий шейпингом и восстановительного психотренинга в системе тренировок женщин 20-35 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук / Вотякова Ольга Игоревна; УГАФК, Челябинск, 1995. С. 20.

32. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М.: АПН РСФСР, 1960. 500 с.

33. Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. дис. канд. псих, наук / Высотская Надежда Евгеньевна; Л., 1976.-16 с.

34. Вяткина Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: «Физкультура и Спорт», 1978. — 135 с.

35. Гавердовский Ю.К. Понимать «пружину» движения // Гимнастика: сб. ст. вып. 2. — М.: «Физкультура и Спорт», 1980. - С. 4-13.

36. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические рекомендации психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.

37. Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. 1994. - №1112. -С. 24-32.

38. Годик М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А. Годик, A.M. Барамидзе, Т.Г. Киселева М.: Советский спорт, 1991.-96 с.

39. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике. Дисс. канд. пед. наук / Горбачева Жанна Сергеевна; СПб., 2000. 273 с.

40. Гордеев В. «Отыскивая формулу гармонии» // Балет. -1998. -№1.- С. 10-16.

41. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М.: Просвещение, 1975.- 138с.

42. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера: Автореф. дис. канд. искусствоведения / Громов Юрий Игоревич; Л., 1972. -22 с.

43. Гурфинкель B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфин-кель, Я.С. Коц, М.Л. Шик М.: Наука, 1965. - 256 с.

44. Донской Д.Д. Динамическая структура движений как фактор стабилизации двигательного навыка // Сенсомоторика и двигательный навык в спорте: сб. науч. тр. Л., 1973. - С. 26-31.

45. Донской Д. Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от «механики живого» к психобиомеханике действий // Теория и практика физической культуры. 1994. - № 5-6. - С. 23-26.

46. Донской Д.Д. Двигательная задача в спортивных действиях // Теория и практика физической культуры. 1994. - № 11. - С. 40-43.

47. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта // сб. науч. тр. ВНИИФК. -М., 1972. С. 77-131.

48. Еремина М. Роман с танцем. Санк-Петербург: «Танец», 1998.-С. 5-45.

49. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие. — М.: Академия, 2002. 384 с.

50. Захарова М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки женщин средствами физической культуры (на примере шейпинга): Дис. канд. псих, наук / Захарова Мария Викторовна; СПб., 2002.- 163 с.

51. Захаров Р. «Артист балета — художник, творящий образ» // Балет.-1997.-№1.-С. 65.

52. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. - 64 с.

53. Иващенко Л.Я. Основы программирования физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста / Л.Я. Иващенко, Е.И. Городниченко, A.A. Благий // Теория и практика физкультуры. 1990. - №4. - С. 54-57.

54. Ильин Е.П. От культуры физической — к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. 1994. - № 7. - С. 46-48.

55. Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967. - 262с.

56. Карпеев А.Г. Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 9. - С. 5-7.

57. Карпенко Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой // Актуальные проблемы спортивной тренировки: сб. науч. тр. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976-С. 50-52.

58. Кириллов А.П. Языковой аспект художественно-образной природы танцевального движения. Автореф. дис. канд. искусствоведения / Кириллов Анатолий Петрович; М., 1988. — 15 с.

59. Кирсанов В. Спорт, музыка, грация. М.: «Физкультура и спорт», 1984.-С. 2-6.

60. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта Казань: Изд. Казан. Ун-та, 1969. - 78 с.

61. Коников И.А. К вопросу о сущности эстетического // Эстетическое сознание личности. М., 1983. - С. 47-76.

62. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 7. -С.2-5.

63. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. - 530 с.

64. Кулюткин Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская

65. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. -75 с.

66. Курганский A.B. О возникновении и координации ритмичеких движений // Теория и практика физической культуры. 1996.-№11.-С. 44-49.

67. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. - 351 с.

68. Леонова Л.В. Коррекция телосложения женщин в процессе занятий шейпингом. Хабаровск: Дальневост. гос. акад. ф.к., 1999. -64 с.

69. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 8. - С. 6-13.

70. Литвинцева H.A. Женская психология. М.: АО «Бизнес-школа», 1994.-318 с.

71. Лоу Б. Красота спорта, пер. с анг. М.: Радуга. - 1984.241 с.

72. Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. М.: ГЦОЛИФК. - 1992. - С. 16-21.

73. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. -с. 11-17.

74. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 6. -С. 10-15.

75. Лубышева Л.И. Физическая культура и современная социальная практика // Матер, метод, конф. Казань, 1999. - С.112-116.

76. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.-151 с.

77. Лубышева Л.И. Современный подход к исследованию пространства / Л.И. Лубышева, С.Н. Филимонова // Теория и практика физического воспитания. 2004. - № 2. С. 2.

78. Луговая Е.К. О невербальной форме общения в культуре. Танец как язык и миф // Вестник МГУ, серия б, №3, 1991 С. 54-57.

79. Лучинская А. Творчество выразительности. — М., 1953. -163 с.

80. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции H.A. Бернштейна // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 11. - С. 20 - 25.

81. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспертные исследования // Теория и практика физической культуры. -1995.- №11.- С. 16-23.

82. Марищук В.Л. Методики и психодиагностики в спорте: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр.- М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

83. Масальгин H.A. Математико статистические методы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 151 с.

84. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1997. - 416 с.

85. Медведева Е.С. Культура движений // Физкультура. Молодежь. Здоровье: сб. науч. тр. СПб: СПбГУП, 1998. - С. 106-108.

86. Мелик-Пашаев A.A. Современный словарь-справочник по искусству. М.: Олимп: ООО «Фирма «Изда-тельство ACT», 1999. - С. 139-140,510-511.

87. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М: «Просвещение», 1964.-С. 184-253.

88. Милеев С. Искусство и физическая культура. М.-Л.: Физкультура и туризм, 1961. - 208 с.

89. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. М.: «Гитис», 1999. - 316 с.

90. Мотылянская P.E. Методологические аспекты использования пластической гимнастики как одной из форм оздоровительной физкультуры / P.E. Мотылянская, Э.Я. Каплан // Теория и практика физкультуры. 1989. - №3. - С. 17-20.

91. Мотылянская Э.Я. Антистрессовая пластическая гимнастика (мед.-биол. и психологическое обоснование) / Э.Я. Мотылянская, А.Р. Якубовская // Теория и практика физкультуры. — 1991. №5. -С. 10-15.

92. Мухамедвалеева Е.И. Роль знаний о танцевальных движениях в эстетическом воспитании занимающихся // Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. -Фрунзе: Изд. «Мектеп», 1968. С. 102-109.

93. Мякинченко Е.Б. Влияние занятий шейпингом на состав тела женщин / Е.Б. Мякинченко, Юсеф А.Бу Аббас. // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. -М., 1994. С. 63.

94. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. // В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. Ижевск, 1998. - С. 144-145.

95. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-коорди-национное качество // Теория и практика физической культуры. — 1999.- №1. С. 48-53.

96. Назаренко Л.Д. Красота как необходимый компонент формирования личности // Физическая культура в школе, М., 2000, № 4- С.48-49.

97. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. — 332 с.

98. Назаренко JI.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. Монография / Назаренко Людмила Дмитриевна. М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. — 258 е., с ил.

99. Назаренко Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры, М., 2003, №8.-С. 19-22.

100. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений — М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. 249 е.: ил.

101. Назаренко Л.Д. Полезное качество -пластичность / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура в школе. 2000. -№6.-С. 33-36.

102. Назаренко Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. №1. - С. 45-50.

103. Назаренко Л.Д. Совершенствование пластичности у занимающихся шейпингом. Учебно-методич. пособие / Л.Д. Назаренко, С.Н. Ключникова Ульяновск, 2004. - 48 е.: ил.

104. Найпак В. На приз журнала «Балет»: своей походкой // Балет. 1995. - №1. - С. 57.

105. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб. пособие для театр. Вузов. М.: Искусство, 1987. -191 с.

106. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998.-488 с.

107. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. — М.: «Когито-центр», 2003. 183 с.

108. Ончурова Н. Вспоминая Айседору // Балет. 1993. - №1-2. -С. 44-45.

109. Павлов И.П. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных // Полн. собр. соч. М., 19511952. Т.З. - кн. 1. - 392с.; кн. 2 - 439 с.

110. Паукова М.В. Учить оценивать свои движения / М.В. Паукова, В.П. Черемисин // Физическая культура в школе. 1984. — №12.-С. 29.

111. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991. 110 с.

112. Попов АЛ. Личностный смысл движений человека // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: сб. науч. тр.; под ред. В.Б. Коренберга / Московский обл. гос. ин-т физ. культуры. -Малаховка, 1991. С. 69-74.

113. Попов Г.И. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 5. - С. 24 - 26.

114. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: методич. рекомендации для спортсменок и тренеров. Смоленск: СГИФК, 1988.- 13 с.

115. Прохорцев И.В. Способ определения режима тренировки, направленной на коррекцию состава тела человека — типа «шейпинг». Патент № 1657225 СССР (Россия).

116. Прохорцев И.В. Питание путь к красоте. - Л., СП «Смарт», 1990. - 46 с.

117. Прохорцев И.В. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг». Положительное решение о выдаче патента по заявке № 4940994/14 от 22.05.91.

118. Прохорцев И.В. Шейпинг новый вид оздоровительной массовой физической культуры / И.В. Прохорцев, Е.Е. Маслакова // Спорт и здоровье: Сб. науч. тр. - СПб.; НИИФК, 1992. - С. 64-68.

119. Прохорцев И.В. Духовное совершенствование человека — новая цель шейпинга // «Шейпинг сегодня и завтра»: Шестая науч-практич. конф. СПб.; МФШ, 1998. - С. 3-8.

120. Прохорцев И.В. Способ определения режима тренировки, направленной на коррекцию состава тела человека типа «шейпинг». Заявка на петент № 93008382/12 от 22.02.93.

121. Прохорцев И.В. Шейпинг-питание / И.В. Прохорцев, А.И. Пшендин, Е.В. Сергеева Спб, 1994. - 64 с.

122. Радзиевский А.Р. Физиологическое обоснование управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла / А.Р. Радзиевский, Л.Г. Шахлина // Теория и практика физкультуры. 1990. - №6. - С. 47-50.

123. Ратов И.П. Двигательные возможности человека. Минск. 1994.-116 с.

124. Ростовцева М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Ростовцева Мария Юрьевна; МОГИФК, Малаховка, 1990. 22 с.

125. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учеб. пособие для уч-ся пед. училищ — М.: Просвещение, 1989. 175 с.

126. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении (мимика, жест, движение). М.: Интерэксперт, 1996. - 278 с.

127. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития). 1997. - №7. - С. 5-12.

128. Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта / М.Я. Сараф, В.И. Столяров М.: «Физкультура и Спорт», 1982. - С. 80-93.

129. Селуянов В.Н. Изотон: учеб. пособие для инструкторов по оздоровительной физкультуре / В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко М.: МП Измайлово, 1993. - 36 с.

130. Селуянов В.Н. Направление развития теории оздоровительной физ. культуры / В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, С.К. Сарса-ния // Теория и практика физкультуры. 1994. - №5-6. - С. 2-6.

131. Сеченов И.М. Избранные произведения Т.1. Физиология и психология. -М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 7-127; С. 510-518.

132. Сидоров А. Современный балет в России // Балет. 1995. -№3.-С. 38-39.

133. Силуянова В.А. Применение шейпинга в оздоровительных целях / В.А. Силуянова, В.К. Велитчинко, И.А. Лазарев // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже 21 века: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК., 1994. - С. 90-91.

134. Сляднева Л.Н. Двигательно-пластическая подготовка педагога-воспитателя на основе интериоризации элементарной биомеханики двигательного действия. Автореф. дис. канд. пед. наук / Сляднева Любовь Николаевна.; АГУ, Майкоп, 2002. 25 с.

135. Смирнов Ю.И. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства / Ю.И. Смирнов, И.Н. Шарабарова // Гимнастика: сб. ст. вып. 2. - М.: «Физкультура и Спорт», 1985. — С. 28-31.

136. Соколова О.Б. Медицинский контроль в шейпинге / О.Б. Соколова, В.В. Ведерникова // Современные достижения спортивной, науки: тез. докл. Междунар. конф. во время Игр Доброй Воли (СПб., 27-30 июля 1994 г.). СПб.: НИИФК, 1994. - С. 151.

137. Сосина В.Ю. Изменение саматотипа женщин в процессе занятий шейпингом: Тр. III науч.-практ. конф. по проблемам шейпинга / В.Ю. Сосина, Дж. Струц. СПб., 1996. - С. 16-20.

138. Сыч В.Ф. Единственный путь к здоровью. — Ульяновск: Средневолжский научный центр, 1998. 292 с.

139. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

140. Теория и методика физического воспитания. Т.1. Общие основы / Под ред. А.Д. Новикова и Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1967.-397 с.

141. Тихонравова Т.В. Техника и методика обучения целостной волне (на примере художественной гимнастики): Дис. канд. пед. наук / Тихонравова Тамара Викторовна; Тарту, 1986. 199 с.

142. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека. Автореф. дис. докт. пед. наук / Туревский Илья Маркович; М., 1998. С. 48.

143. Укран М.Л. Эстетическая подготовка гимнастов: методич. письмо / М.Л. Укран, Н.И. Шарабакин М.: Комитет по ФКиС, 1976. -39 с.

144. Ухтомский A.A. Учение о доминанте. Собр. соч. -М., 1950.-С. 142-176.

145. Ухтомский A.A. Физиология двигательного аппарата. Собр. соч. М., 1952. Т. 3.-167 с.

146. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте

147. М.: Физкультура и спорт, 1975. 208 с.

148. Фомин H.A. Физиологические основы двигательной активности / H.A. Фомин, Ю.Н. Вавилов М.: «Физкультура и Спорт», 1991.-223 с.

149. Фомин H.A. Возрастные основы физического воспитания / H.A. Фомин, В.П. Филин М.: Физкультура и спорт, 1972. - 256 с.

150. Френкин A.A. Эстетика физической культуры. М.: «Физкультура и Спорт», 1963. — 150 с.

151. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета.- М.: Искусство, 1990. 377 с.

152. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория -М.: Наука, 1973.-255 с.

153. Эндрюс Т. Магия танца Биб-ка эзотерической литературы-М.: «Ваклер», 1996. 245 с.

154. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

155. Ярчиковская JI.B. Шейпинг и ритмическая гимнастика в системе физической подготовки военнослужащих-женщин. Автореф. дис. канд. пед. наук / JI.B. Ярчиковская; СПб, 2002, -20 с.

156. American college testing program. Research and development. Technical report for ACT assessment program. The assessment student on the way to college. Joma city, 1973. - 402 p.

157. Astrand P.O. Text book of work physiology. Physiological basis of exercise / P.O. Astrand, K. Rodal. New York, 1977. - 691p.

158. Balsevich V. K. The biological rhythms in development of human locomotion's in ontogenesis // Biomechanics V B. - Baltimore -London - Tokyo: University park press, 1976. - P.l41-144.

159. Balsevich V. K. Identification and development of sport talent // Current research in sport science. New York: Plenum Press; 1996. -P. 1-4.

160. Balsevich V. K. New ways to improve current theory and methodology of sports training // Proceedings of the 3-rd International scientific congress on modern Olympic Sport. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 1999. - P. 183-184.

161. Carroll F.J. The influence of resistance Training on manual coordination / FJ. Carroll, B. Barry, S.Rick, R.G. Carson. Soc Neurosci. Abstr., Vol. 26. Part 1., 2000. P. 464.

162. Guilford J.P. Aptitude for creative thinking: One or many? — Jbid,1976. Vol. 10. -№3. - P. 165-169.

163. Guilford J.P. The one way relation between creative potential and IQ / J.P. Guilford, P.R. Christansen. Jbid 1973. - Vol. 7. - №4. - P. 247-252.

164. Henson K.T. Case study in teacher education // The educational forum, 1988. Vol. 52. - №3. - P. 235-241.

165. Hight G. The immortal profession. The joys of teaching and leaning New-York: Way bright and Jalley. - 1976 -VIII. -223 P.

166. Hirtz P. Koordinationstraining gleich Techniktraining ? Sportliche Leistung und Training./Hrsg. J.Krug. H.-J.Minow. Sankt Augustin: Academia - Verl. 1995. - S. 205-210.

167. Jones C. Leaching adults: an active leaning approach Washington: Nat. Assoc. For The Education of young children, 1987. -XII.-151 P.

168. Keenan Francis W. The athletic contest as a tragic form of art // International Review of Sport Sociology. 1975. - N 1. P. 41-54.

169. Klauser R. Teaching for learning to learn: a critical appraisal with some proposal // Instructional science / 1988. Vol. 17. - №4. - P. 351367.

170. Krebs Hans-Diter. Sport and music: an uncommon partnership // Olympic message. The Olympic Games and music. 1996. - N 2. - P. 813.

171. Kupfer J. Purpose and Beauty in Sport // Journal of the Philosophy of Sport. 1975. - N. 2. - P. 83-90.

172. Luca A. Gymnastic in school.- Iasi, Universitatea "Al. I. Cuza", 1993. 132 P.

173. Maheo R. Sport and Culture // Introduction to Physical Education / Ed. by H.S. Slusher and A.S. Lockhart. Springfield. - 1970. -P. 186-197.

174. Marazov Ivan. Sports in the art of the ancient world // Bulletin, Comite Olympique Bulgare. 1982. - N. 176-177. - P. 71-76.

175. Masterson D.W. The modern Olympic Games and the Arts // International Olympic Academy, 26th session. Ancient Olympia. Presses Centralize Lausanne S.A. Switzerland, 1986, P. 104-111.

176. Multer S. Musik und Bewegungserziehung // Literatur der Sportwissenschaft. 1984. - N. 3. - S. 197-198.

177. Raczek J. Nowe mozliwosci oceny koordynacyjnej stery motorycznosci / J. Raczek, G. Juras, Z. Waskiewicz // Sport Wyczynowy. -2000. -№ 3/4-P. 14-27.

178. Robinson J. L'aventure de la dance moderne en France: (19201970). Paris, Editions Bouge's Collecitons Sourtes, 1990. - 383 P.

179. Shephard RJ. Associations beetwen related fitness / RJ. Shephard, C. Bouhard // Brit. Journ. Sports Med., 1996. № 30. - P. 94-101.

180. Vainik G. Effect of Mental Training on the psyehoemotional status and level if fitness in women participating in Shaping // Mental Training for Sport and Life in Russian. Orebro, Sweden, 1993. - P. 25-27.

181. Unestahl L.-E. Integrated Psyhoghysical Training: Methodology and Construction / L.-E. Unestahl, P. Bundzeb, M. Bendukov // Mental Training for Sport and Life in Russia. Orebro, Sweden, 1993. - P. 14-15.

182. Zimmerman K. Koordinative Fähigkeiten im Sportspiel // Theorie und Praxis der Körperkultur. 1988. - № 4. - S. 251-253.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.