Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Азарова, Елена Александровна

  • Азарова, Елена Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 193
Азарова, Елена Александровна. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2003. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Азарова, Елена Александровна

Введение.

Глава I. Научно-педагогические и духовные основы семейного воспитания.

1.1. Историко-педагогические традиции семейного воспитания в России.

1.2. Духовно-педагогические предпосылки семейного воспитания на основе традиций православной культуры.

1.3. Проблемы насилия над детьми в семье в современных российских условиях.

Глава II. Содержание и организация профилактики семейного насилия над детьми средствами православной культуры.

2.1. Целеполагание на основе православной культуры как механизм профилактики семейного насилия над детьми.

2.2. Опыт православного семейного воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

2.3. Способы и формы профилактики семейного насилия над детьми с ориентацией на православную культуру.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры»

Актуальность темы исследования. Современная российская семья переживает в настоящее время духовный кризис. Потеря прежних идеалов образовала своеобразный духовный вакуум, а в любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры.

В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи. Первая рассматривает семью как первичную ячейку общества, как институт социализации (A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Вторая — точка зрения православной педагогики -рассматривает семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божьим (С.С. Куломзина, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский). И третья предпринимает попытки объединить эти две позиции на основе христианского миропонимания (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Т.Н. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова), согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви. Христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога. Ее основанием стало, с одной стороны, христианское учение в свете Божественного Откровения (Священное Писание), а с другой - духовный опыт Церкви, т. е. многообразные человеческие пути к святости (Священное Предание). Отсюда вытекает содержание христианской педагогики - введение детей в жизнь Церкви, приобретение ими навыков общественной и личной духовной жизни, что возможно лишь в единстве семьи, школы, Церкви.

Живые формы педагогики рождались в самой Церкви на протяжении многих веков, но всегда сталкивались с противостоянием схоластики, которая стремилась прежде всего наполнить ребенка христианским знанием. Духовное же знание, не подкрепленное личным опытом, не проведенное в жизнь, это скорее регресс, чем развитие. Поэтому воспитание ребенка в семье должно подкрепляться личным примером и жизнью родителей, так как православная педагогика - это живая система духовного воспитания детей. Возрождение ее традиций следует понимать не как повторение и воспроизведение старых, привычных форм, а как поиск новых форм и методов воспитания, что позволяет уточнить понятие развития в христианской педагогике. Развитие - это поиск и обретение ребенком новых форм интеллектуального, эмоционального и духовного бытия в традиции Церкви. Почему новых? Потому что изменились дети, так как в настоящее время в системе воспитания и образования наблюдается явное противоречие между сложившимся позитивным личностно-ориентированным подходом, с одной стороны, и доминирующими ценностями западного образца, с другой. Целесообразно развивать духовно-нравственные качества ребенка, опираясь на ментальность народа, в культуре которого он воспитывается. При христианском сознании народа в соборном единстве каждый человек — это личность, сама социальная среда (политическая, экономическая, культурная, религиозная сферы) способствует становлению человека во Христе, она призвана заботиться о его спасении. Одним из компонентов ментальности русского народа является воспитание в духе традиций православной культуры, основанное на любви к Богу и ближнему, на послушании родителям и уважении старших, на отношении к ребенку как дару Божьему. Для православного воспитания противоестественно насилие над ним, в то время как современная педагогика основана на наказании, порицании, строгих требованиях и угрозах за их невыполнение, наряду с доминирующим демократическим принципом равенства родителей и детей. Ориентация современного воспитания на «свободу» нарушает иерархические отношения в семье: ребенок перестает уважать родителей, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них. Если родители не являются авторитетом для своих детей, их место неизбежно занимают другие люди, исповедующие другие идеалы.

Известно, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало, предоставив возможность жить в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку, избавиться от рабства греха, сделаться богоподобной личностью. Это возможно благодаря такому феномену православного воспитания, как введение ребенка во взрослую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Такое воспитание научит ребенка ориентироваться в мире, строить отношения с людьми.

Однако может возникнуть иллюзия, что признание приоритета за религиозным воспитанием решает все проблемы, что характерно, например, для приверженцев декларативной педагогики. Приходится констатировать, что понимание сущности религиозного воспитания как одного из видов воспитательного процесса находится под влиянием схоластики и материалистического миропонимания, приравнивающего религиозное воспитание к формированию нравственно-этических норм поведения. Педагогические стереотипы семейного и школьного воспитания пока еще удерживают процесс воспитания ребенка в рамках императивной педагогики, практически игнорирующей личностное своеобразие детей, их индивидуальность, духовный внутренний мир, в том время как христианское воспитание направлено на развитие личности ребенка в первую очередь.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности как образа Божия, ведет к деконструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. В таких условиях необходимы профилактические меры против насилия в семье, которые становятся важной задачей государственных органов социальной работы, ОВД, школ, дошкольных учреждений, педагогов и родителей. Насилие над детьми в семьях приняло в России угрожающие масштабы. По данным неофициальной статистики (официальная статистика насилия над детьми в семье отсутствует, начиная с 1994 г.), ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн беспризорных. Социальными сиротами, т. е. имеющими родителей, являются 95% брошенных детей. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. И это происходит не только в так называемых неблагополучных семьях маргиналов, а в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье (С.Н. Абельцев, Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов).

К сожалению, проблема насилия над детьми в семье не стала предметом научного изучения ни педагогики, ни детской психологии, ни психотерапии. Этой проблемой в большей степени занимаются те, кто непосредственно с ней сталкивается: правоведы, криминологи, криминалисты изучают насилие над детьми в рамках системного (Л.Л. Ананиан, Д.С. Шестаков), виктимологического (Д. Ривман, С. Франк), криминально-психологического (Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев,

С.И. Ениколопов, В.Е. Эминов) подходов. В психологической литературе, несмотря на разработку и определение понятия насилия в рамках этико-гуманистического и эволюционно-генетического подходов, проблема насилия над детьми в семье не изучается. Противоречивость и отсутствие теоретических, научных рекомендации делает данный феномен, а именно проблемы семейного воспитания и профилактики насилия над детьми в семье, весьма актуальным и требует научной разработки.

Отсутствие стимуляции подобных исследований связано с тем, что в государстве не разработана национальная политика в отношении семьи, отсутствуют документы по защите семьи и детства. Россия лишь ратифицировала международные конвенции и пакты (Конвенция о правах ребенка 1991 г., Каирское соглашение 1995 г.), не предприняв попыток создания собственных государственных законов с учетом ментапьности народа и исторических традиций, тогда как в ряде других стран (Норвегия, Исландия, Германия, Франция, Италия и другие) защита семьи регулируется принятыми законами, выражая заинтересованность государства в ее сохранении. Система защиты семьи и помощи ей основываются на ценностях семьи и семейного воспитания, признанными ценностями государства. Это было в практике российского семейного дореволюционного воспитания, которая была разрушена. Советская педагогика фактически не занималась разработкой проблем семьи, за исключением «Лекций для родителей» A.C. Макаренко, а в 60-е гг. «Родительской педагогики» В.Л. Сухомлинского. В учебниках по педагогике отсутствуют разделы по семейному воспитанию. В Конституции СССР было закреплено положение, гласившее, что семья — помощник школе в деле воспитания подрастающего поколения, т. е. приоритет семейного воспитания был утрачен.

Акцент современной педагогической науки на обращение к личности ребенка и его развитие создает методологические основы для исследования системы воспитания как в целом, так и отдельных его аспектов, в том числе и негативных, таких как насилие. Методологическими основаниями могут быть аксиологические, антропоцентрические, экзистенциальные подходы. Мы же попытались рассмотреть сущность этой проблемы на методологической основе, характерной для православной семейной культуры. Для нее характерно восприятие ребенка как ценности (дара Божьего), как духовного существа, как носителя традиций и ценностей семьи, рода, нации, религии. Идейную основу составляют Священное Писание и Священное Предание.

Сегодня отношение к религиозному воспитанию в обществе начинает изменяться к лучшему: создаются православные гимназии, православные лагеря отдыха, организуются курсы подготовки православных педагогов, действуют Духовная Академия и Свято-Тихоновский Богословский Институт, крупнейший филиал которого находится в Ростове-на-Дону. Разработаны религиозные основы современного семейного воспитания, и задачей педагогической науки является разработка этих аспектов на основе интегративного подхода. В связи с этим одной из актуальных задач является задача исследования профилактики семейного насилия над детьми на основе православных традиций. Проведенное нами исследование и полученные в результате данные свидетельствуют о том, что в каждой второй семье имеют место факты насилия над детьми, несмотря на то, что 85% опрошенных считают себя православными христианами. Причинами такого положения могут быть: невосприятие домашнего насилия над ребенком как такового, использование карательных мер в воспитании как традиционных и естественных, отсутствие просветительской работы в традициях православного семейного воспитания, недостаточная образовательная подготовка будущих педагогов, родителей (нынешних студентов) в области духовно-нравственного становления личности и религиозного воспитания как одного из видов воспитательного процесса, смутное осознание в связи с этим смысла жизни, ценности человеческой личности как образа и подобия Божия. Результатом духовной неграмотности родителей и детей являются различные формы насилия в семье.

Объективные предпосылки нашего исследования опираются на следующие противоречия, актуализирующие рассматриваемые вопросы:

- между потребностью семьи в духовном просвещении и недостаточностью социальных связей семьи, школы, Церкви;

- между потребностью детей в духовном образовании и недостаточной ориентированностью семьи и школьных учреждений на таковое;

- между онтологией семьи как духовного микрокосма и идеологией партнерских и полоролевых взаимоотношений, сексуальным просвещением и планированием семьи;

- между имеющимися декларативными средствами борьбы с насилием над детьми в семье и неуклонным ростом последнего;

- между ростом последствий насилия над детьми в семье и отсутствием педагогических мер профилактики;

- между сущностью религиозного воспитания и его трактовкой светской педагогикой.

Недостаточная разработанность проблемы в общей педагогике и данные личного исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры».

Объект исследования — опыт семейного воспитания в современных российских условиях.

Предмет исследования — содержание и организация педагогической профилактики насилия над детьми в семье средствами православной культуры.

Цель исследования — выявление и обоснование педагогического содержания православной культуры и формы организации педагогической профилактики насилия над детьми в семье на ее основе.

Гипотеза исследования - предотвращение уровня насилия над детьми в процессе семейного воспитания возможно в условиях сотрудничества семьи, школы и Церкви на основе традиций православной культуры, если:

• исторические традиции русской православной педагогики станут основой семейного воспитания;

• каждый ребенок семьей и школой будет рассматриваться как носитель духовной сущности, а насилие над личностью — расцениваться как грех;

• учебно-воспитательный процесс в школах будет ориентирован на овладение духовно-этическим опытом жизни;

• поддержку и помощь ребенку в ситуации его духовного кризиса будут оказывать на основе педагогического анализа онтогенетических особенностей и социокультурных причин насилия;

• православное просвещение будет опираться на сотрудничество семьи, школы, Церкви.

В соответствии с объектом и предметом исследования, исходя из его цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Осуществить историко-педагогический анализ традиций семейного воспитания в России и выявить специфику и характер семейного воспитания на основе традиций православной культуры.

2. Определить характер и формы насилия над детьми в современной семье.

3. Обобщить и систематизировать опыт православного семейного воспитания с учетом возрастных особенностей детей.

4. Разработать теоретическую модель профилактики семейного насилия на основе традиций православной культуры и апробировать ее отдельные компоненты.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- идеи православной педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, о. Владимир (Богоявленский), о. В. Зеньковский, С.С. Куломзина, о. Г. Каледа, о. Алексий (Уминский), Л.Сурова);

- богословские теории воспитания (св. Иоанн Златоуст, святитель Филарет Московский, св. Феофан Затворник, св. прав. Иоанн Кронштадтский, Паисий Святогорец);

- философско-педагогические идеи славянофилов (И.С. Аксаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, A.C. Хомяков);

- историко-культурологические исследования семейного воспитания в России (С.Д. Бабишин, И.Е. Забелин, П.В. Корнетов);

- концептуальные идеи ориентации воспитания на духовность (Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова);

- теории личностно ориентированного воспитания (А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, C.B. Кульневич, В.Г. Рындак, В.В. Сериков);

- психологические концепции семантического влияния СМИ на психику человека (JI. Гримак, П. Горяев, Т. Миронова);

- интегративные концепции взаимосвязи медицины и религии (И.А. Гундаров, И.Я. Медведева);

- современные исследования в области уголовного права, криминологии и криминальной психологии по проблемам насилия в семье (С.Н. Абельцев, Ю.М. Антонян, C.B. Бородин, М.И. Еникеев, С.Н. Ениколопов, В.Е. Эминов).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез философских, педагогических, психологических, медицинских, юридических, богословских идей и теорий; метод опроса средствами анкетирования, интервьюирования, педагогического и психологического наблюдения, биографический метод, метод проектирования, монографическое изучение, контент-анализ, интроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в качестве преподавателя).

База исследования: источниковедческими основами исследования явились святоотеческие творения, «Жития Святых» для анализа историко-культурных традиций семейного воспитания в России; судебные дела из архива областного суда, сведения о бытовой преступности Информационного центра при ГУВД Ростовской области для исследования насилия над детьми в семье; психолого-педагогическая документация, включающая информацию о девиантном поведении учащихся средних школ №67, 21, 103, 109, школы «Источник» г. Ростова-на-Дону. При проведении исследования были опрошены учителя, студенты I-III курсов отделения иностранных языков ЛИ РГПУ, психологического факультета НИИ РГПУ и V курса юридического факультета РГУ (500 человек).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностью семейного воспитания в дореволюционной России являлось иерархическое взаимодействие родителей и детей, основанное на исторических традициях православной веры и ориентированное на развитие личности ребенка как образа и подобия Божия. Характерными признаками русской семьи считались самобытность, прочность, родственная любовь, теплота отношений, общность духовных интересов (любовь к Богу, ближнему, Отечеству).

2. Воспитание личности в условиях православной семьи реализуется на основе принципов: признания ребенка как духовного существа; подавления его греховной природы; иерархического воспитания духа, души и тела; опоры на послушание и родительский авторитет; воцерковления и молитвы; любви в семье и к людям. Специфика воспитания заключается в том, что семья является малой Церковью и средством спасения. Изучение опыта православного семейного воспитания свидетельствует об эффективности развития свободной, гармоничной личности, с учетом религиозной иерархии человека (дух, душа, тело).

3. В советский период произошло снижение приоритета воспитательной функции семьи, что привело к духовному кризису, который с 90-х гг. XX в. проявляется в росте насилия над детьми в семьях (физическое, сексуальное, психическое).

Признаками духовного кризиса семейного воспитания являются низкий уровень духовности, недостаток религиозного воспитания, нарушение семейной иерархии, антисемейная демографическая политика государства, преобладание материальных ценностей над духовными, антипедагогическое влияние СМИ, утрата культурно-смысловых акцентов русской речи.

Поиски выхода из кризиса семейного воспитания актуализируют исторические традиции русской православной педагогики и необходимость сотрудничества общественных и религиозных институтов.

4. Сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье заключается в совокупности предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания. Задачами педагогической профилактики являются осмысление педагогами, родителями феномена семейного насилия, его причин и последствий; гармонизация отношений родителей и детей; сотрудничество семьи, школы и Церкви.

Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по трем направлениям: православное просвещение, поддержка и помощь в ситуации духовного кризиса, ориентация учебно-воспитательного процесса на овладение духовно-этическим опытом жизни. Просветительская, духовно-развивающая, духовно-ориентирующая, социально-ориентирующая, реабилитационная, коррекционная, поддерживающая и воспитательная деятельности выполняют функции педагогической профилактики снижения уровня насилия в семьях, рефлексии субъектов воспитания и осмысления педагогами причин духовного кризиса семейного воспитания.

Педагогическая профилактика предусматривает следующие способы реализации: повышение духовного уровня педагогов, родителей и детей; взаимодействие семьи, школы, Церкви, воцерковление и адекватные им формы: лекции, семинары, родительские собрания, православный факультатив, воскресные школы, православные лагеря отдыха и клубы, реабилитационные центры для детей и родителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - определена сущность семейного воспитания в дореволюционной России как иерархическое взаимодействие родителей и детей на основе православной веры;

- выявлено содержание православного семейного воспитания, включающее признание ребенка как духовного существа, подавление его греховной природы, иерархическое воспитание духа, души и тела, послушание, уважение родительского авторитета, молитву, воцерковление, любовь в семье и к людям;

- раскрыты причины, формы и последствия насилия над детьми в современной семье в условиях духовного кризиса, проявляющегося в низком уровне духовности и недостатке религиозного воспитания;

- определена сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье как совокупность предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания;

- разработана теоретическая модель педагогической профилактики насилия над детьми в семье, включающая цели, задачи, принципы, функции, направления, механизмы и формы реализации средствами православной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что модель педагогической профилактики насилия над детьми в семье апробирована и используется в практике сотрудничества семьи, школы, Церкви. Методические разработки по проблеме используются психологическими службами школ г. Ростова н/Д и г. Новочеркасска, на родительских собраниях и семинарах средних школ №67, 21, 103, 109, школы I

Источник» г. Ростова-на-Дону.

Теоретический и практический материал исследования используется в дисциплинах педагогического и психологического содержания в вузах г. Ростова-на-Дону (отделение иностранных языков и психологический факультет РГПУ; юридический и психологический факультеты РГУ). Материалы исследования явились основой спецкурса для подготовки будущих учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: целостным подходом к исследованию проблемы; достаточной научно-методологической и теоретической базами исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; проведением опытно-экспериментальной работы с предоставлением данных, подтверждающих гипотезу исследования; апробацией результатов в педагогической деятельности автора в ряде образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется в ходе практической деятельности диссертанта в качестве преподавателя-психолога в РГПУ и РГУ, в работе педагогов и психологов школьных учреждений г. Ростова-на-Дону. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и общей психологии РГПУ, кафедр уголовного права и криминологии РГУ, излагались в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.

Этапы исследования: на первом этапе (1999 — 2001), — поисково-теоретическом, проводился проблемно-ориентированный анализ отечественной философской, психолого-педагогической, богословской, медицинской, юридической литературы, оценка современного состояния проблемы в теории и практике, разрабатывался понятийный аппарат исследования, формулировалась рабочая гипотеза, уточнялись цели, задачи, методика исследования. На втором этапе (2001 — 2002), — опытно-экспериментальном проводилась опытно-поисковая работа по определению содержания, структуры исследования, разрабатывалась модель педагогической профилактики, определялась педагогическая целесообразность и эффективность предлагаемой модели, проводилась пилотажная диагностика ценностных ориентаций семейного воспитания. На третьем этапе (2002 - 2003), - теоретически-обобщающем, анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Азарова, Елена Александровна

Заключение

Ориентация педагогики на духовную парадигму в воспитании и образовании позволяет использовать в практике такой вид педагогической детельности, как педагогическая профилактика.

В связи с поставленными задачами исследования мы осуществили историко-педагогический анализ традиций семейного воспитания в России и выявили духовно-педагогические предпосылки возрождения опыта православной педагогики. "

Проведенный в рамках данного исследования анализ проблемы насилия над детьми в семье указывает на причинную связь между духовным кризисом семьи и ростом семейного насилия над детьми. Мы выделили причины, формы и последствия насилия над детьми в семьях.

Мы обобщили и систематизировали с учетом возрастных особенностей опыт православного семейного воспитания.

Все это позволило разработать теоретическую модель профилактики семейного насилия над детьми и апробировать ее отдельные компоненты.

Объективные предпосылки нашего исследования опирались на ряд противоречий, пути и условия разрешения которых были определены в гипотезе. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу и позволило сделать ряд выводов:

1. Предотвращение уровня семейного насилия над детьми становится возможным при условии возрождения исторических традиций русской православной педагогики как основы семейного воспитания.

2. Сущностью православной системой воспитания является восприятие ребенка как духовного существа, как ценности (дара Божия), как носителя традиций и ценностей семьи, рода, нации, религии, как личности, созданной по образу и подобию Божьему, поэтому насилие над ним расценивается как грех.

3. Ориентация учебного процесса на овладение духовно-этическим опытом жизни позволяет преодолеть секуляризованный подход школы к религиозному воспитанию и закладывает основы сотрудничества семьи, школы и Церкви, что является в системе педагогической профилактики базовым механизмом, который осуществляется с помощью православного факультатива и индивидуального консуьтирования.

4. Педагогический анализ онтогенетических особенностей и социокультурных причин насилия способствует эффективной поддержке и помощи ребенку в ситуации его духовного кризиса при условии повышения духовного уровня субъектов профилактики с помощью лекций, семинаров, деятельности реабилитационных центров для детей и родителей.

5. Православное просвещение, ознакомление субъектов профилактики с традициями православного семейного воспитания становится возможным при условии сотрудничества семьи, школы и Церкви на основе механизма * воцерковления детей, родителей и педагогов с помощью воскресных школ, православных лагерей отдыха и клубов.

6. Содержание педагогической профилактики основывается на преемственности задач (осмысление педагогами и родителями феномена семейного насилия, его причин и последствий; гармонизация отношений родителей и детей; гармонизация отношений семьи, школы и Церкви), функций (просветительская, духовно-развивающая, духовно-ориентирующая, социально-ориентиующая, реабилитационная, коррекционная, поддерживающая, воспитательная), православно-педагогических принципов (отношения к ребенку как духовному существу; сотрудничества; опоры на традиции; приоритета духовного над материальным), механизмов реализации и детерминировано основными направлениями предохранительной деятельности.

Не все аспекты профилактики насилия над детьми в семье получили освещение в нашей работе, дополнительного изучения требуют вопросы критериев эффективности и содержательного наполнения отдельных компонентов.

181

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Азарова, Елена Александровна, 2003 год

1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. -М., 2000.

2. Абельцев С.Н. Семейные конфликты и преступления // Рос. юстиция. 1999. №5.

3. Абельцев С.Н. Мотивация особо тяжких преступлений против личности // Рос. юстиция. 1998. №11.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993.

5. Аксенова Г.В. «Домострой» священника Сильвестра // Рус. Дом. 2001. №3.

6. Александр, свящ. (Захаров). Об абортах. СПб, 2001.

7. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Соц' Ис. 2003.-№4 (228).

8. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). СПб, 1912.

9. Ананиан Л.Л. Жестокость в семье. М., 2000.

10. Андерсон Г.Х. Сказки и истории. В 2 т. Л., 1977. Т1.

11. Андреев В.В., Быховская O.A., Богданова Л.Е., Коссовой А.Л. Половые преступления, совершаемые членами семьи по отношению к детям и подросткам // Суд.-мед. экспертиза. 1995. №1.

12. Анисов Л.М. Национальный русский художник // Рус. Дом. 2002.5.

13. Антологическая педагогика развития Древней Руси и русского государства XIV-XVI вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

14. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1982.

15. Антонян Ю.М., Актуальные проблемы насилия в Российском обществе // Угол, право. 2000. №3.

16. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.

17. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.

18. Антонян Ю.М., Горшков A.B., Зулкарнеев P.M. Проблемы внутрисемейной агрессии. — М., 1999.

19. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? (на основе анализа сочинений воспитанников исправительных учреждений) // Соц' Ис. 2003. №4 (228).

20. Афонина С.И. Призвание учителя как православное служение // Покровские чтения. Кн.5. — Бендеры, 2003.

21. Бабишин С.Д. Школа и просвещение в Древней Руси (IX — XIII вв.).-Киев, 1973.

22. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. М., 1998.

23. Бахитова О.Г. Ребенок не игрушка // Рус. Дом. 2002. №2.

24. Белякова A.M. Охрана прав несовершеннолетних. М., 1983.

25. Беляева В.А., Черных А.П., Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. 1998. №5.

26. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. №3.

27. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Рос. юстиция. 2000. №12.

28. Блонский H.H. О национальном воспитании // Вестн. восп. 1915.14.

29. Богушева Е. Воспитание девочки верующими родителями от рождения до брака. М., 2002.

30. Бондаревская Е.В. Сущность и стратегии воспитания в современных социокультурных условиях // Пед. альманах. Тирасполь, 2002. №1.

31. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике // Изв. ЮО РАО. Историкокультурные,содержательные и науковедческие аспекты развития педагогического образования и педагогической науки на Дону. 2001. Вып.З.

32. Бондаревская Е.В. Развитие теории воспитания в современной России // Слав. пед. культура. — Бендеры, 2002. №1.

33. Борисоглебский A.B. Мужчина и женщина: дух, душа и тело // Рус. Дом. 2002. №2.

34. Бурлаков В.Н., Шестаков Д.А. Предупреждение насилия в семье и его законодательное регулирование // Вестн. СПБУ. 1996. Сер.6. Вып.1. №6.

35. Варга А. Насильники по неволе // Семья и школа. 1999. №11-12.

36. Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами: пособие. — М., 1990.

37. Владимир (Богоявленский, свящ.). Азбука православного воспитания. М., 2002.

38. Власова Т.Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. — Ростов-н/Д, 1999.

39. Власова Т.Н. Роль воспитания в примирении научного и религиозного мировоззрения школьников // Пед. альманах. Тирасполь,2002. №3-4.

40. Власова Т.Н. Нравственные основы современного образования // Слав. пед. культура. Бендеры, 2002. №1.

41. Власова Т.Н. Задачи современного воспитания на основе религиозного миропонимания //Там же. 2003. №2.

42. Власова Т.Н., Марченко С.Е. Историко-культурные аспекты возрождения гувернерства в России: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д,2003.

43. Воспитание дошкольников в семье: вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1979.

44. Вышеславцев Г. Святитель Филарет Московский. Учение о семейной жизни. М., 2002.

45. Гавриилия, мон. Подвиг любви. Геронтисса Гавриилия (2.10.1887-28.03.1992). Иваново, 2000.

46. Гарданов В.К. Кормильство в древней Руси // Сов. этнография. 1959. №6.

47. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Нач. шк. 1999. №3.

48. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет. / Сост. Нектария, мон. (Мак Лиз) М., 2003.

49. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX века. - Пятигорск, 1996.

50. Гукаленко О.В. Анализ современных концепций и моделей личностно ориентированного образования // Пед. альманах.- Тирасполь, 2002. №1.

51. Даль В. Словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т.З.

52. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сб. документов. Вена. 10-17.04.2000. — М., 2001.

53. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Качаева М.А., Ромасенко Л.В. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. М., 1998.

54. Дмитрук М.А. Оружие массового расстления // Рус. Дом. 2002.3.

55. Дмитрук М.А. Заложники информационной войны // Рус. Дом. 2003. №2

56. Дмитрук М.А. Информационный терроризм: мир черного цвета // Рус. Дом. 2001. №3.

57. Домострой / Сост. В.В. Колосова. М., 1990.

58. Добротолюбие избранное для мирян. / Ювеналий, архим. — М.,2002.

59. Дымнова Т.И. Армия рождается в семье // Рус. Дом. 2003. №5.

60. Дымнова Т.И. Мужчинами не рождаются, ими становятся // Рус. Дом. 2002. №7.

61. Дьяченко А., Цымбал Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Угол, право. 1999. №4.

62. Егорцев А.Ю. Национальная культура в школах: правда и вымысел // Рус. Дом. 2003. №2

63. Ениколопов С.Н. Проблемы семейного насилия // Прикл. психол. 2002. №5-6.

64. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2000. №10.65. Жития Святых. М., 2002.

65. Журавлева JI.H. Наследники царя Ирода // Рус. Дом. 2003. №3.

66. Забелин И.Е. Государев двор, или дворец. М., 1990.

67. Закон Божий для семьи и школы / Слободской С., прот. -Н.Новгород, 2002.

68. Зверева O.JL, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.70. Зеньковский. М., 2000.

69. Иванова Н.П. Проблемы семьи и воспитания детей в современных условиях // Нач. шк. 1994. №1.

70. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семьях // Boen, школ. 2000. №9.

71. Иванченко С. Насилие в семье // Семья и школа. 1998. №2.

72. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989.

73. Ильяшенко А.Н. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Рос. следователь. 2001. №6.

74. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной престуности в семье // Соц' Ис. 2003. №4 (228).

75. Ильин В. Позвольте им быть собою: об основах семейного воспитания // Boen. школ. 2000. №9.

76. Ильичева H.A. Шапка Мономаха // Рус. Дом. 2003. №5.

77. Имеем право: имеют ли право граждане России знать православную культуры и учить «Закон Божий»? // Рус. Дом. 2003. №5.

78. История религиозной культуры. Основы православной культуры: Учеб. пос. для основной и старшей ступеней общеобраз. школ, лицеев, гимназий / Сост. A.B. Бородина. М., 2003.

79. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопр. психол. 1992. №1.

80. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц по воспитанию детей и ответственность за их нарушение). Томск, 1987.

81. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Г.В. Антоновой. М., 1995.

82. Каптерев П.Ф. о семейном воспитании: Учеб. пос. / Сост. И.Н. Андреева. М., 2000.

83. Кара-Мурза С.Г. Зачем ломают русскую школу? // Рус. Дом. 2001.6.

84. Качаева М., Черный В. Судебно-психиатрическая экспертиза по вопросу воспитания детей // Рос. юстиция. 1998. №11.

85. Кибальник А., Соломоненко И. Насильственные действия сексуального характера // Рос. юстиция. 2001. №8.

86. Кирсанова O.A. Право на жизнь // Рус. Дом. 2002. №3

87. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Boen. школ. 1998. №4.

88. Климантова Г. Все начинается с женщин. // Диалог. 1995. №1112.

89. Клименкова Т. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998.

90. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1908. Т.5.

91. Книги Священного Писания Нового Завета. М., 2000.

92. Кобезский А.И. От слов своих // Рус. Дом. 2003. №5.

93. Комков C.K. Третья волна. // Рус. Дом. 2002. №8.

94. Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1992.

95. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1996. №5.

96. Кондрашова Т.В. Уголовная ответственность за понуждение к действиям сексуального характера // Юрид. мир. 1999. №3.

97. Константинов П. Уголовная ответственность за истязание // Законность. 2000. №4.

98. Корнетов П.В. Народная педагогика в фольклорных памятниках феодальной Руси.-М., 1989.

99. Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. -Пермь, 1987.

100. Королев Ю. Кто в России защитит семью? // Правозащитник. 1998. №2.

101. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных мученников. М., 2003.

102. Красова Г.А. У кого детей много, тот не забыт у Бога // Рус. Дом. 2003. №3.

103. Кроншдадтский Иоан, св. прав. Моя жизнь во Христе. М., 2001.

104. Крупин В.Н. Вспомнивший родство // Рус. Дом. 2003. №3.

105. Крутер М.С. Теоретический анализ криминогенного комплекса преступности // Юрид. мир. 2001. №11.

106. Крутер М.С. Преступность молодежи как социальный феномен и научные проблемы изучения // Юрид. мир. 2001. №9.

107. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог ребенок -родители» // Педагогика. 2002. №9.

108. Кузьменко JI.A., Панькова H.A. Нравственное воспитание школьников в контексте православной культурной традиции. // Духовно-нравственные аспекты гражданского воспитания: Сб. научн. и метод, тр. Ростов-н/Д, 2003.

109. Куликова T.A. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М., 1999.

110. Куломзина С.С. Наша церквь и наши дети. М., 2002.

111. Кураев А., диакон. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. М., 2003.

112. Курова О. Оголенные провода духовного мира. // Слово. 2002. №12(56).

113. Ламзина С.А. Диагностика семейного воспитания // Школьные технологии. 1998. №4.

114. Левитская И.Б. Проблема диагностики духовно-нравственной культуры студенческой молодежи // Покровские чтения. Бендеры, 2003. Кн.5.

115. Леонов Н.С. Русский православный предприниматель // Рус. Дом. 2003. №6.

116. Леонтьева О. «Я сам!»: о воспитании в семье // Дошк. восп. -2002. №3.

117. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.,1991.120. Лествица. М., 2002.

118. Литовкина Т.А. Ванька-Встанька. // Рус. Дом. 2002. №2.

119. Ложкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. -М., 1997.

120. Лука свт. (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 2003.

121. Макаренко A.C. О воспитании. М., 1988.

122. Макарий (Веретенников, архим.) Всероссийский митрополит Макарий. // Рус. Дом. 2003. №2.

123. Макаров A.B. Состояние преступности, посягающей на права несовершеннолетних // Рос. следователь. 2001. №9.

124. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.

125. Миронова T.J1. Церковнославянский язык на пути православного Богопознания. // Рус. Дом. 2003. №5.

126. Миронова Т.Л. Словесное оружие. // Рус. Дом. 2003. №1.

127. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход. Ростов н/Д, 2000.

128. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессиия: экспериментально-психологическое исследование. Ростов н/Д, 2000.

129. Михеева Е.В. Духовность как ценность современного общества // Покровские чтения. Бендеры, 2003. Кн.5.

130. Мономах Владимр. Поучение: Изборник. М.: БВЛ, 1969.

131. Моторин A.B. Школа 2100 угроза нашему будущему // Рус. Дом. 2001. №2.

132. Начала христианской психологии. / Сост. Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев. М., 1995.

133. Нектария мон. (Мак Лиз). Дивный свет. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. М., 2003.

134. Не препятствуйте детям приходить ко мне. Из слова Святейшего Патриарха Алексия Второго на открытии 10 международных рождественских образовательных чтениях. // Рус. Дом. 2002. №3.

135. Непознанный мир веры. М., 2002.

136. Нечаева A.M. Правонарушения в сфере личных семейных отношений.-М., 1991.

137. Новохатский С.Н. Индустрия растления. // Рус. Дом. 2001. №6.

138. Новохатский С.Н. Нас всех научат понемногу.// Рус. Дом. -2002. №4.

139. Овчарова Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. — М.,1996.

140. Окушко В.Р. Язык науки и реентеграция духовной культуры // Слав. пед. культура. Бендеры, 2002. №1.

141. О правах, которые еще и обязанности // Рус. Дом. 2002. №3.

142. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. -Сер. Литературная учеба. М, 1993. Кн.5-6.

143. Осиненко Е.С. Православная педагогика как общественное и духовное явление // Покровские чтения. Бендеры, 2003. Кн.5.

144. Отцы, матери, дети: православное воспитание и современный мир. -М., 2001.

145. Паисий Святогорец, старец. Мысли о семейной жизни. М.,2001.

146. Пестова H.A. Осиротевшие ангелы. // Рус. Дом. 2002. №4.

147. Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.,1981.

148. Петрова Т. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка // Дошк. восп. 2001. №2.

149. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России: Учебн. пос. Орехово-Зуево, 1992.

150. Поздняков Н.И. Пережиток прошлого светскость // Рус. Дом. 2003. №2.

151. Поселянин Е. Судьбы царевы. СПб, 2001.

152. Посягательство на невинность // Преступление и наказание. 1993.4.5.

153. Полынский A.B. Морской корпус // Рус. Дом. 2002. №5.

154. Пономарев П.Г. Уголовная ответственность за преступные посягательства на семью и несовершеннолетних // Рос. следователь. 2001. №8.

155. Пынина Т. Сила любви к отечеству // Рус. Дом. 2002. №12.

156. Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. М., 2002.

157. Редкозубова С.М. По плодам нашим // Русский Дом. 2003. №2.

158. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб, 2002.

159. Роден М. Как это бывает. М., 1996.

160. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Темников,2001.

161. Роман (Матюшин), иеромонах. Внимая Божьему веленью. Стихи. Духовные песнопения.-Минск, 1998.

162. Романов Е.А. Многодетная семья возрождение русского народа //Рус. Дом. 2002. №3.

163. Рощин И. Бегущий по волнам // Человек и закон. 1999. №5.

164. Рутман Э. От соперничества к сотрудничеству: о проблемах взаимоотношений между детьми в семье // Семья и школа. 1997. №5.

165. Савельев А.Н. Молодежная политика в руках невоспитанного чиновника// Рус. Дом. 2002.№1.

166. Сафуанов Р. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка// Рос. юстиция. 1998. №3.

167. Семейный кодекс РФ. M., 1996.

168. Семенова Г.И. Я буду за тебя молиться, мама // Рус.Дом. 2003.4.

169. Семья малая Церквь. - М., 2002.

170. Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. / Автореф. . канд. психол. н. дис. -Л., 1985.

171. Скляров С. Совершение преступления в отношении малолетнего, беззащитного или беспомощного лица, либо лица, находящегося в зависимости от виновного // Угол, право. 1999. №4.

172. Слободчиков В.И. Антропологический подход в современном образовании // Изв. МСАО им. Я.А. Коменского. Бендеры, 2003.

173. Соколова H.H. От чистого родника. // Рус. Дом. 2003. №6.

174. Соловцова И.А. Религиозно-православная среда как фактор личностного развития ребенка // Там же. Волгоград, 2003.

175. Сологуб В.Д. Крест служения царю и отечеству // Рус. Дом. 2003.5.

176. Сорокин Д.Н. Детям нужен путь чистоты // Рус. Дом. 2002. №3.

177. Сохряков Ю.И. Русский пророк XX века // Рус. Дом. 2003. №3.

178. Стар Б. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы: В 3 т.М., 1994. Т.2.

179. Старунов В.Н. Рожать буду столько, сколько Бог пошлет // Рус. Дом. 2002. №8.

180. Стратеевская И.К. Диалог религиозной и светской культур в системе государственного образования // Покровские чтения. Бендеры, 2003. Кн.5.

181. Сухинина Н.Е. Все начинается с семьи // Рус. Дом. 2003. №7.

182. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 1989.

183. Ткаченко Т. Ответственность за преступления против жизни и здоровья, совершенные в состоянии аффекта // Законность. 1996. №7.

184. Тростников В.Н. Русский Шекспир // Рус. Дом. 2003. №4.

185. Феофан Затворник Вышенский, свт. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. М., 2002.

186. Феофан Затворник Вышенский, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2002.

187. Фомченков А.Т. О духовном воспитании в школе // Рус. Дом. 2003. №2.

188. Хисматуллин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2000. №3.

189. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. — СПб, 1995.

190. XpHCTiaHCKoe воспитание детей. М., 1905 (Ротапринт).

191. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI XVIII века. - М.,1991.

192. Чепуров Е. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. // Рус. Дом. 2002. №4.

193. Черепанова Е. Насилие? В семье? // Семья и школа. 1995. №3.

194. Четверикова М.Н. Роль православия в воспитании духовности младших школьников // Покровские чтения. — Бендеры, 2003. Кн.5.

195. Что из детства помогло мне стать верующим? М., 2001.

196. Что необходимо знать каждому мальчику. / Под ред. А. Грачева, свящ.-М., 2002.

197. Чумичева P.M. Традиции воспитания ребенка в русской семье // Пед. альманах. — Тирасполь, 2002. №3-4.

198. Шальнова А. Как учить и учиться будем. // Рус. Дом. 2002. №8.

199. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму. — JL, 1981.

200. Шестаков Д.А. Семейная психотерапия в предупреждении преступлений (к вопросу о групповой уровне криминологической профилактики)//Вестн. ЛГУ. (Сер.6.) 1989. Вып.1. №6.

201. Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. СПб, 1992.

202. Шестаков Д.А., Пишикина H.H., Сафонов В.Н. Нравственные проблемы борьбы с преступностью // Вестн. СПБУ. (Сер.6.) 1996. Вып.1. №6.

203. Шестаков Д.А. Внутрисемейные насильственные преступления: уголовно-правовой аспект// Изв. вузов. 2001. №2.

204. Шестун Е., прот., Огудина Н. Православная семья. — Самара,2001.

205. Школа // Слово. 2002. №9 (53).

206. Язык мышление - судьба // Рус. Дом. 2002. №3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.