Педагогическая этика учителей и учеников в средневековых педагогических трактатах Шахида Сани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Холматов, Исмоил Бахтиярович

  • Холматов, Исмоил Бахтиярович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 180
Холматов, Исмоил Бахтиярович. Педагогическая этика учителей и учеников в средневековых педагогических трактатах Шахида Сани: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2015. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Холматов, Исмоил Бахтиярович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ШАХИДА САНИ

О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ

1.1. Жизнь и учительская деятельность

Шахида Сани

1.2. Общие правила поведения,

задачи учителя и ученика

1.3. Правила поведения, задачи учителя и ученика

на уроках и внеклассных занятиях

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ

2.1. Особенности поведения и специальные задачи учителя по отношению к себе

2.2. Особенности поведения и специальные задачи учителя по отношению к ученикам

2.3. Особенности поведения и специальные задачи учителя в

процессе занятий

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ УЧЕНИКА

3.1. Личные обязанности ученика

3.2. Особенности поведения и задачи ученика в процессе приобретения знаний, и его опора в установлении связи

с учителем, друзьями и сокурсниками

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая этика учителей и учеников в средневековых педагогических трактатах Шахида Сани»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое - использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика, второе - обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития общества и в наши дни. Исходя из этого, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения. Данный тезис мы доказали в ходе исследования педагогического наследия известного учителя, учёного деятеля Шахида Сани. Он принадлежит к славной когорте великих мыслителей средневекового Востока, представителей науки и образования. Почти четыре столетия отделяют нас от времени рождения Шахида Сани, и тем не менее Шахид Сани - это не только история, не только прошлое, а самый современный учитель. Во многих отношениях он наш просветитель. Идеи и положения, содержащиеся в его учении о воспитании имеют удивительно актуальное звучание в педагогической теории и практике.

Г1

Шайх Зайнаддин, известный по имени Шахид Сани («Второй Мученик»), также был известным шиитским факихом, ученым-энциклопедистом. Он также происходил из Амила. Его прадед в седьмом колене, по имени Салих, был учеником Аллама Хилли. Шахид Сани, по-видимому, был родом из Туса, поэтому иногда он подписывался именем ат-Тусиаш-Шами. Шахид Сани родился в 1505 г., а в 1548 г. пал смертью мученика. Он много путешествовал посетил Египет, Дамаск, Хиджаз, Иерусалим, Ирак и Стамбул, где учился у разных учёных. У него за все это время было двенадцать суннитских учителей. Кроме основ вероучения и фикха, он хорошо знал философию, ирфан, медицину и астрономию. Шахид Сани был очень набожным и благочестивым. По свидетельству его учеников, по ночам он занимался продажей дров, чтобы обеспечить свою семью пропитанием, а рано утром он уже приступал к преподаванию. В течение некоторого времени он в Баальбеке преподавал фикх пяти исламских мазхабов — имамитский, ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Написал большое количество произведений. Самыми известными его произведениями по фикху являются комментарии на «ал-Ламаа» Шахида Аввала и книга «Масаликал-ифхам» («Пути уразумения»). Последняя представляет собой комментарий к книге «Шарайи» Мухаккика Хилли. Шахид Сани учился у Мухаккика Карки.

Современное состояние педагогической науки определяется обращением учёных к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика становления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, формирование собственных способностей воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, истоки и механизмы «проблемного» как состояния мышления и духовного мира воспитуемого. Не только теория, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей милосердия, равноправия, уважения к личности ребёнка и

4

его достоинству. Это та мысль, которая не стареет и проходит красной нитью через творчество иранского реформатора.

В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей.

Указанные обстоятельства подсказали нам необходимость остановить свой выбор на трудах и педагогической деятельности Шахи Сани, внесшего значительный вклад в педагогическую науку: его ценные идеи и практические советы не только сохранили своё значение, но и приобрели особую актуальность в условиях глобализации, диалога культур в мировом сообществе.

В этом плане для нашего исследования актуальнейшее значение имеет вывод об укреплении взаимопонимания между народами через диалог педагогических культур, через широкий культурно-творческий обмен, способствующий обогащению общечеловеческих ценностей и развитию культурных коммуникаций народов как неотъемлемой части жизни человечества.

Степень разработанности проблемы

Как в Таджикистане, так и в зарубежной научной литературе содержится достаточно материалов о педагогических наследиях средневекового Востока. Следует отметить, что философские, педагогические взгляды учёных средневековья изучены и проанализированы учеными Ирана (Алмоси Алимухаммад, Атои Фарибо, Бихишти Ахмад, Бокири Хусрав, Мутахарри Муртазо, Некзод Махмуд, Шукухи Гуломреза). Особый интерес имеет монография, посвящённая учительскому качеству Шахида Сани. В Таджикистане и Иране были изданы монографии и книги, где частично затронуты педагогические идеи мыслителей средневекового Востока (Лутфуллоев М., Каримова И.Х, Кадыров Б.К., Кадыров А.Б., Маджидова Б., Афзалов X., Сулаймони С., Джавод Тахири, Хасанали

5

Мирзабеки, Бахман Хурризод, Мостафо Араб, Файзалиев Дж, Пахлавонов А. Абдурахимов К., Раджабов М., Ходжаев, К., Шукуров О.Р. и др.), хотя недостаточно отражены педагогические идеи Шахиди Сани, о чем свидетельствует наш анализ, проведенный в ходе исследования.

Академик М. Лутфуллоев, анализируя ситуацию, отмечает «...в последние годы слышны громкие возгласы о том, что нужно поставить точку на исследовании педагогических воззрений персидско-таджикских классиков». По мнению авторов, в классической педагогике, кроме советов, наставлений и нравоучений, больше ничего нет». С таким подходом ученый не согласен. Он считает, что «сегодня одна из задач национальной педагогики состоит в том, чтобы ответить на эти возгласы». По нашему мнению, необходимо начинать изучение, анализ и исследование педагогических мыслей как современных классиков таджикской литературы, так и народной педагогики в целом. По мнению академика, «таджикская классическая литература напоминает океаны, которые полны педагогической мысли. Исследователям необходимо пересмотреть своё отношение к прошлому своего народа и в соответствии с требованиями времени взять у педагогики прошлого то, что необходимо и то, что отвечает поставленным целям и задачам».

В монографическом исследовании академика Ф. Шарифзода отмечается, что «...в Таджикистане развитие культуры, образования, теории и практики обучения и воспитания опирается на опыт предков». Академик сосредотачивает своё внимание на задачах учителя в процессе урока, и особо подчеркивает роль учебников в развитии знаний учащихся.

В докторской диссертации А.Пахлавонова «Педагогическая мысль таджикского народа в XVI — XVII вв.» отмечается, что многие просветительские идеи основывались на содержательных воззрениях мыслителей Востока, и в частности, Таджикистана. С этой точки зрения объективная оценка взглядов на воспитание и развитие человека, а также

б

выявление общих закономерностей развития педагогической мысли в XVI — XVII вв. представляют большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки.

В то же время всесторонний анализ имеющихся публикаций свидетельствует о том, что педагогические идеи Шахида Сани не подвергались целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу. С учётом вышеизложенного и анализа литературы о педагогическом наследии Шахида Сани и целей, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована проблема исследования: каково педагогическое содержание просветительной деятельности Шахида Сани и возможности его интеграции в современное социально-нравственное воспитание? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют собой интерес, ибо в них дана характеристика жизненного и творческого пути Шахида Сани, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы его научных изысканий, освещены отдельные аспекты его педагогических воззрений.

Но несмотря на это, анализ историко - педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований в Иране, Таджикистане и России даёт основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего педагогические идеи Шахида Сани.

Противоречие между значительностью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной её разработанностью в научной, историко - педагогической литературе в условиях глобализации культуры, и определило выбор темы диссертационного исследования - «Педагогическая этика учителей и учеников в средневековых педагогических трактатах Шахида Сани».

Исходя из этого, предпринята попытка на основе глубокого и всестореннего изучения и анализа фактических материалов показать вклад мыслителя в решение коренных проблем воспитания и образования, в развитие прогрессивных взглядов на цели, задачи и методы воспитания.

Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития педагогических идей Шахида Сани и определения его места в современной теории и практике обучения и воспитания.

Объектом исследования является педагогическое наследие Шахида Сани, его жизнь и педагогическая деятельность.

Предметом исследования является педагогическая этика учителей и учеников в средневековых педагогических трактатах Шахида Сани.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что педагогическая этика учителей и учеников на современном этапе будет эффективной, если:

-определить философско-педагогическое наследие Шахида Сани позволяющее создать целостную педагогическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства воспитуемых, подтверждающие возможности творческого использования воспитательного потенциала личности и учения педагога в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности;

- определить систему педагогических ценностей и взглядов педагога и как педагога-новатора своего времени, сумевшего успешно адаптировать эту систему для образования;

- раскрыть основные приёмы, методы воспитания и обучения подрастающего поколения, применявшиеся Шахидом Сани.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть целостному, системному анализу педагогическое наследие учителя и доказать традиционность, современность его педагогической мысли;

2.Раскрыть теоретико-методологические основы педагогических воззрений Шахида Сани;

3.Разработать научно-методические рекомендации по изучению воспитательных и дидактических приёмов Шахида Сани;

4. Определить возможности применения педагогических воззрений Шахида Сани в современной педагогической системе.

Методологическая основа исследования базируется на положениях науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой, деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении частного, особенного и всеобщего; системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании, целостности этого явления в процессе формирования личности; приоритете общечеловеческих ценностей.

Источниками исследования послужили труды Шахида Сани, исторические, философские, педагогические труды, посвящённые педагогической деятельности представители времён Шахида Сани, материалы научной печати, а также работы, определяющие развитие школьного образования и педагогической мысли таджиков.

С учётом цели, задач и специфики исследования были использованы следующие методы:

- анализ философской, историко-педагогической, востоковедческой литературы, посвящённой творчеству и педагогической деятельности Шахида Сани;

- отбор, систематизация и обобщение педагогических идей Шахида

Сани;

- сопоставительный анализ оценки педагогических взглядов Шахида Сани, раскрывающих педагогическую культуру.

Методы исследования. Применялся диалектический метод познания, предполагающий теоретический, сравнительно-исторический и системно-структурный анализ; раскрытие сущности педагогических явлений с учетом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития; историческое ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление и т. д.

Основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый их которых имеет определённые цели и задачи:

Первый этап (2009 - 2010 гг.) - имеет поисково - познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования педагогической мысли Шахида Сани;

На втором этапе (2011-2012 гг.) выявлены идейные истоки формирования и развития педагогических идей Шахида Сани на основе изучения его наследия, педагогических, философских и богословских взглядов и мыслей отечественными и зарубежными учеными, посвященных наследию Шахида Сани.

На третьем этапе (2013-2014гг.) обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по

исследованию.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

систематизированы педагогические взгляды Шахида Сани, проанализирована его многолетняя педагогическая деятельность и на этой

основе сформировано новое представление о Шахиде Сани как педагоге-гуманисте;

- предложена идея конструктивного сотрудничества между учителем и учеником, что подтверждает толерантные и гуманные качества Шахида Сани;

- доказано, что Шахид Сани в своих трактатах предлагает педагогические факторы выявления способных детей, пути развития их интеллектуальных возможностей;

- установлено, что Шахид Сани ещё в своё время ввёл в процесс обучения метод дискуссии с учащимися, что в некотором роде доказывает его демократические взгляды в отношении школьников;

- доказано, что Шахид Сани впервые предложил идею о том, что обучающиеся имеют права самостоятельно выбирать учителя и наставника;

- выявлена миссия учителя, как фактора доброго отношения субъектов образования, возвышающего авторитет наставника, что способствует дальнейшему развитию общества.

Теоретическими основами исследования являются: социально-историческая детерминация педагогических явлений и процессов; культурологический, аксиологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры.

Источники исследования: труды Шахида Сани, его эпистолярное наследие, работы и воспоминания о нём в оригинальном изложении, историко-педагогические труды по исследуемому периоду, работы современных авторов по проблемам философии, образования, педагогики ислама, истории педагогики, методологическим проблемам историко-педагогических исследований. В частности, его педагогические трактаты: «Маният-уль-мурид фи одоб-уль-муфид вал-мустафид», посвященный учению и обучению, «ал-Муаллим», «Трактат о приёмных детях (или

11

незаконно рождённых детях)», «Трактат фил-одоб-уль-джамоъа» имели большое значение для исследования педагогических идей мыслителя.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования обобщённых научных данных и фактологического материала диссертации при обновлении содержания учебных курсов по теории и истории педагогики, при разработке системы социально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научное обоснование необходимости исследования педагогического наследия Шахида Сани о воспитании и изучении для её дальнейшего использования в системе образования Таджикистана;

2. Специфика социально - экономических, культурно - политических и психолого — педагогических факторов развития средневековья определяли особенности становления и развития обучения, что способствовало развитию педагогических идей, оказавших существенное влияние на организацию образования, совершенствование учебно -воспитательной работы школ и т.д.;

3. Процесс взаимовлияния и взаимосвязи мусульманской, педагогической мысли дал возможность учителям, в том числе Шахиду Сани, осуществить разработку идеи обучения и воспитания, повышающей её эффективность в условиях исламского мира, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие системы образования;

4. Общепедагогические и общедидактические идеи Шахида Сани способствуют решению проблем системы обучения и воспитания; частично совершенствуют содержание образования; внедрение в учебный процесс педагогической культуры, использование забытых методов обучения и т.д.

Достоверность и обоснованность полученных результатов базируется на результатах критического анализа и синтеза теории и практики педагогических идей Шахида Сани.

Личный вклад соискателя:

1. Обосновано теоретическое положение педагогических идей Шахида Сани.

2. Рассмотрены общие правила поведения и задачи учителя и ученика, представлены индивидуальные правила поведения и задачи учителя и ученика, правил поведения и задачи учителя и ученика на уроках и внеклассных занятиях.

3. Исследованы особенности поведения и специальные задачи учителя по отношению к себе, особенности поведения и специальные задачи учителя по отношению к ученикам, особенности поведения и специальные задачи учителя в процессе занятий.

4. Рассмотрены личные обязанности ученика, обязанности ученика перед учителем, исследуются особенности поведения и задачи ученика в процессе приобретения занятий и его опора в установлении связи с учителем, друзьями и сокурсниками. В конце представлены пути трансформации педагогических идей Шахида Сани в современных образовательных учреждениях.

5. Раскрыта специфика дидактических основ обучения и воспитания учащихся, используя педагогическую культуру;

6. Разработан новый подход к изучению и внедрению педагогической и дидактической идеи Шахида Сани в современную систему образования Таджикистана.

Личное участие автора состоит также в получении научных результатов, изложенных в работе и в опубликованных статьях, тезисах, монографиях, выражается в теоретическом и научно-практическом обосновании комплекса методов, адекватных решению поставленных задач, обеспечению учителей научно-методической литературой.

Внедрение результатов исследования. Разработанные в ходе исследования теоретические положения и практические рекомендации по

использованию педагогических идей Шахида Сани на образовательную систему Таджикистана.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования доложены на ежегодных научно-практических конференциях вузов Таджикистана (2008-2014 гг.), опубликованы 2 монографии и более 14 статей.

Объём и структура работы определяются её задачами и логикой развития исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ШАХИДА САНИ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ

1.1. Жизнь и учительская деятельность Шахида Сани

Жизнь Шахида Сани

Законовед и великий учёный Зайниддин ибн Шейх Имам Нуриддин Али ибн Ахмед Омил Джаъби, известный под псевдонимом «Шахид Сани», родился 13-го числа месяца раджаб 911 года хиджри лунного летоисчисления. Начальное образование он получает от своего отца. Затем он продолжает учёбу у шейха Али ибн Абдуали, проживавшего в селе Мисс1 и полностью осваивает его труды «Шароеъ-ул-ахком» («Законы шариата»), «Иршод» («Наставления») и «Каваид» («Правила») [85.-С.209].

Научные поездки (или в поисках науки)

Шахид Сани с целью приобретения научных познаний много путешествует. Будучи в селе Мисс, Сани ездил в Карки Нух и там пристроился учеником Сайида Джафари Карки, автора книги «Махджат-ул-байзот», у которого изучал основы фикха - мусульманское законоведение и нахва- синтаксис.

В 934 г.х Сани возвращается в Джаъб и до 937 х. занимается изучением, исследованием, рассмотрением и обсуждением проблем юриспруденции и синтаксиса арабского языка. В течение одного года он находится в Сирии, где продолжал свою учёбу у Шейха Мухаммеда ибн Макки - великого философа, прочитал книги по медицине, философии и хайъат (космологии). Затем у Шейха Ахмеда Джабира изучал книгу «Шотбайя» - наука о правильном чтении Корана - таджвид.

1 Шейх Али Мисс, помимо того, что был учителем Саии, приходился ему мужем тётки и отцом его первой жены.

В 938 г.х. он вновь возвращается к Джаъбу, но пробыл он там недолго. Он едет в Дамаск и оттуда в Египет. В Дамаске он в медресе «Самимия» у Шамсуддина Тулуни Димишки изучает книги «Сахех Муслима» и «Сахех Бухари». Потом, в середине робеъ-ул-аввал 942 г.х., едет в Египет. Его путешествие из Дамаска в Египет длилось целый месяц. В этот период на полпути к Египту он совершает чудо, о котором сообщает его ученик Ибн Алъуди.

В Египте Сани вместе с шестнадцатью известными учёными того времени учит арабский язык, законы юриспруденции, космологию, стилистику, аруз (просодия), логику, комментарии и другие науки.

Все учителя Сани описаны его учеником, Ибн Алъуди, среди которых можно назвать Абулхасана Бакри и Меджлиси [85.-С.34].

Шахид Сани в месяц шаввала 944г.х. посещает дом Аллаха. В 946 г.х. он возвращается на свою родину в Джаъб. В 946г.х. в месяце робуъ-ул-аввал он едет в г.Ирак для поклона имаму. В месяц шаъбона того же года Сани возвращается в Джаъб и несколько лет живёт там. В месяц зулхиджи 948 г.х. он решил посетить «Байт-уль-мукаддас» (Священный дом). Здесь он встречается с шейхом Шамсуддином ал-Мукаддаси и при нём читает отправки из «Сахех Муслима» и «Сахех Бухари». После этого он вновь возвращается на родину и занимается изучением, исследованием собранных материалов и педагогической деятельностью.

После этого он в семнадцатое число месяца робеъ-ул-аввал 952 года через Дамаск посещает Восточный Рим - Кустантинию (Константинополь). Здесь он находит себе убежище и в течение 18 дней завершает свою книгу по десяти наукам и отправляет её к известному в то время учёному Кази Аскар Мухаммед ибн Мухаммед Казизаде Руми. Кази Аскар ознакомившись с книгой Сани, поддался его влиянию и решил встретиться с ним. При встрече между Кази и Сани разгорелся большой научный спор, в результате которого было решено на основе педагогических взглядов Сани, составить

16

программу, охватывающую все задачи учителя. Ему было разрешено вести свою педагогическую деятельность в любом желанном медресе страны. Но Кази ему предложил начинать свою педагогическую деятельность в одном из двух городов - Дамаске или Халабе.

Шахид Сани пробыл в Кустантинии (Константинополе) 4 месяца. За этот небольшой промежуток времени он познакомился с автором книги «Маъд-ул-тансис» Сайидом Абдурахим Аббаси, часто посещал его дом и пользовался его научным опытом.

Одиннадцатого числа месяца раджаб Шахид Сани возвращается через Ирак на родину - в Джаъб, и по-пути домой он заезжает на поклон к могиле Имама Атхора. В середине месяца сафара 953 г. он окончательно обосновывается в Баалбаке [141.-С. 101].

Научная слава

Слава Шахида Сани вскоре, после возвращения в Баалбак, распространяется по всей стране. Со всех концов страны стали приезжать к нему известные учёные и пользовались его научными достижениями и моральным обликом.

Шахид Сани организовал в этом городе обучение членов общества на базе пяти религиозных мазхабов - джаъфария, ханафия, шофеъия, маликия и ханбалия. Обучал народ практическому значению теории и законоведению. Его верный последователь, Шейх Туси, впервые на базе учения Шахида Сани написал книгу о значении практической юриспруденции. Шахид Сани впервые в Баалбаке основал обучение практической юриспруденции. Всё это дало возможность народу, с точки зрения юриспруденции, на практике оценить практическое значение своего мазхаба.

Окончательный возврат Шахида Сани на свою основную родину

Шахид Сани после пятилетнего срока пребывания и плодотворной работы в Баалбаке вернулся на свою основную родину - в Джаъб, где он родился, и продолж:ал свою научную и педагогическую деятельность.

Особенность его научной деятельности закончилась тем, что он ежедневно писал один печатный лист.

По свидетельству «Амал-ул-омил», Шахид Сани после своей смерти оставил в наследство 2000 томов книг, из которых 200 книг являются его личной рукописью, некоторые его произведения и некоторые произведения других учёных [102.-С.88].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Холматов, Исмоил Бахтиярович, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1 .Первоисточники

На арабском языке

1. «Руз-уль-джинон фи шархи иршод-уль-изхон». Это первое исследование Шахида Сани, написанное им в 33-летнем возрасте, соответсвующее 25 числу месяца зулкаъди 949г.х.

2. «Масолик-уль-ифхом фи шархи шароеъ-уль-ислам», вышедшее 2 месяца робеъ-уль-аввала 950г.х.

3. «Аль-фавоид уль-малия фи шарх-уль-наклия».

4. «Макосид-уль-алия фи шарх-уль-алфия», вышедшее 19 числа месяца робуъ-уль-аввали 950 г.х.

5. «Натаич-аль-афкор фи хукм-уль-мукимин филь-асфор», вышедшее в понеделник, 27-го месяца рамазана 950г.х.

6. «Рисолат фи ирс-уль-зуввиджа мин-аль-икор». Исполнено в 956г.х.

7. «Рисолат фи ахком-ул-хубут», вышедшее во вторник месяца зулхиджа 95бг.х.

8. «Рисолат фи вуджуби солат-уль-джумъа».

9. «Рисолат филхис ала солат-уль-джумъа». Данный трактат проходит, помимо трактата, приведённого в восьмом пункте.

10.«Рисолат фи тахрим-ит-талок-уль-хоиз-уль-хомил-уль-мадхули бахо, аз-хозир завджахо».

11.«Рисолат фи хукми талак-ульхоиз-уль-гоиб анха завчахо».

12.«Рисолат фи тахкик-ун-ният».

13.«Маносик-уль-хадж-уль-кабир».

14.«Маносик - уль-хадж-уль-сагир».

15.«Рисола фи адами джаваз таклид-уль-майит».

16.«Аль-фатови-уль-мухтасара». (По проблемам, относящимся к богослужению).

17.«Рисолат фи инфиолу маил баър».

18.«Рисолат фима иза ахда-иль-маджнуб хадасан сагиран фи асно-уль-гусл».

19.«Рисолат фима иза тайкин-уль-хадас вал тохира ва шак фил собику минха».

20.«Масоил-уль-наджафия». Написан как сборник ответов во время возвращения из Стамбула в Наджаф.

21.«Масоили джабали омил». Написан как сборник ответов после возвращения из Мекки в Джабал Омил.

22.«Рисола фи адами кабул-уль-солат-уль-абалулия».

23.«Рисолат-уль-истанбулия фил воджибат-уль-айния». Охватывает вопросы юриспруденции, практической необходимости и убеждения. Исполнено 12 месяца сафар 952х.х.

24.«Рузият-уль-бахия фи шарх-уль-лаалмаат-уль-димишкия», составлено в течение 6 месяцев и 6 дней, или, по другим версиям, в течение 15 месяцев.

25. «Хошият-уль-мухтасар аль-нофеъ».

26.«Хошия иршод-уль-азхон».

27.«Хошия каваид-уль-ахкам».

28.«Хошия шароит-уль-ислам».

29.«Албадоя фи илм-уль-дароя». В этой науке Шахид Сани стал первым учёным шиитом.

30.«Шарх-уль-бадоя фи илм-уль-дароя».

31 .«Тамхид-ул'ь-каваид аль-сурият-ультафреъ-уль-ахком-уль-шаръия». Книга состоит из 100 литературных правил. Написана в начале месяца мухаррам 958г.х.

32.«Ганият-уль-косидин фи истилохот-уль-мухаддисин».

33.Комментарий хадисов «Аддунё мазрат-уль-охират».

34.Книга «Фил-хадис». Покойный Шейх Хурри Омили говорил: я видел примерно тысяча хадисов, написанные руками самого Шахида Сани, которые были отобраны Хасаном ибн Махбуб для своей книги «Машиха».

35.«Трактат о приёмных детях (или незаконнорождённых детей)».

3 6. «Трактат фил-одоб-уль-джумъа».

37.«Хакоик-уль-имон» или «Тахкик-уль-ислом вал-имон». Написана за ночь понедельника восьмого числа месяца зулькаади 954г.х.

38.«Трактат фи шарх-уль-басмала».

39.«Манзума фи нахв».

40.«Шарх-уль-манзума фил нахв».

41.«Манор-уль-косидин фи асрори маълим-уд-дин». Посвящена обучению, воспитанию и религиозным познаниям.

42.«Маният-уль-мурид фи одоб-уль-муфид вал-мустафид». Посвящена учению и обучению. Закончена 13-го месяца сафар 949г.х.

43.«Мискинат-уль-давоид инда факад-уль-хабба вал-вилод». Шахид Сани написал эту книгу в память о потери нескольких своих детях до Шейха Хасана — автора книги «Маолим», с целью успокоения себя и других. Написание этой книги закончено в пятницу месяца раджаб 954г.х.

44.«Талхиси мискинат-уль-фавоид».

45.«Кашф-ур-ройиба ъан ахкам-уль-гойиба». Написано 13 числа месяца сафар 949г.х.

46.«Танбехот-уль-олия ъала вазоиф-уль-калбия» или «асрор-уль-солат». Книга посвящена вопросам ирфании (религиозным познаниям), внутренному состоянию души и намазу (молитвы).

2.Диссертации и авторефераты

47.Абдурахимов К.С. Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Абдурахимов Кудратулло Саидович. -Душанбе, 2006.-321 с.

48.Алиев М.Т. Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алиев Мирзоали Таварович. - Душанбе, 2006.- 154 с.

49.Атаи Фариба. Педагогические идеи Муртаза Мутаххари в современной теории и практике обучения и воспитания Ирана: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Атаи Фариба. - Душанбе, 2011. - 139 с.

50.Атакуллаев У.И. Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005 гг.): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Атакуллаев Усмон Исмайлович. - Душанбе, 2010.-146 с.

51.Джалилова Дж.К. Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Джалилова Джамиля Комёбовна. - Душанбе, 2006. - 170 с.

52.Джафарпурмонфаред Сайд Ахмад. Педагогические основы развития критического мышления у будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Джафарпурмонфаред Сайд Ахмад. - Душанбе, 2012. - 160 с.

53.Джонназаров X. Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане (1917-1941 гг.): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Джонназаров Худойназар. - Худжанд, 1996. - 275 с.

54.Кадыров К.Б. История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Кадыров Кадыр Бозорович. - Душанбе, 1999. - 392 с.

55.Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Каримова Ирина Холовна. - Душанбе, 2000. - 358 с

56.Кодиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития: дис. ... д.-ра пед. наук: 13.00.01 / Кодиров Каримджон. - Душанбе, 2002. - 281 с.

57.Пахлавонов А. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв.: автореф. дис. ... д.-ра пед. наук: 13.00.01 / Пахлавонов Абдулхамид. - Душанбе, 1995. - 42 с.

58.Раджабов М.Г. Квалиметрия педагогических исследований таджикских учёных в период государственной независимости Таджикистана.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Раджабов Махмадулло Гурезович - Душанбе, 2015. - 419 с.

59.Ходжаев К.Т. Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI в.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ходжаев Курбан Таирович -Душанбе, 2006. - 298 с.

З.Монографии и научные труды

На персидском языке

60.Абхарй, Мачид. Осебхои ицтимой. -Техрон: «Пашутан», 1380.- 139 с.

61.Алмосй, Алимухдммад. Тахдввули таълиму тарбият дар Ислому Ирон.-Техрон: «Рушд», 1378.- 236 с.

62.Аминй, Иброх,им. Оини тарбият. - Техрон: «Интишороти исломй», 1368.- 180 с.

63.Ардабилй, Юсуф. Рохдамой ва мушовараи хдрфай. - Техрон: «Нашри вироиш», 1374. - 192 с.

64.Баёнгард, Исмоил. Равишх,ои эцоди иртибот байни авлиё ва мураббисн. - Техрон: «Парниён», 1380. - 206 с.

65.Байламй, Ах,мад. Озарбойчонй, Масъуд. Ахлоки исломй. - Техрон: «Маориф». 1382. - 640 с.

66.Баройт, Дабуро. Оромиши халлок/Тарчумаи Махдй 1-^арочаи Доги.- Исфах,он, 1374. - 84 с.

67.Барч,аълй, Ах,мад. Тах,аввули шахсият ва навцавон. - Тех,рон: «Варои дониш», 1380. - 145 с.

68.Бастони, Махмуд. Ислом ва равоншиноси. -Техрон: «КУдси Разавй», 1375.-316 с.

69.Беронико, Валфгонг. Накши таълиму тарбият дар чахони имруз. -Техрон: Интишороти донишгохи Техрон, 1371. - 202 с.

70.Бокирй, Хусрав. Нигохе дар бораи тарбияти исломй. Техрон: «Ислом», 1368. - 266 с.

71.Дижком, Алй. Озодй ва диндорй. -Техрон: «Товил». 1379. - 184 с.

72.Доир, Вин. Дармон бо ирфон /тарчумаи Чдмол Х,ошимй.-Техрон 1377.- 118 с.

73.Ёзбак, Х,адод. Густариши арзишхои исломй дар Амрико /Тарчумаи доктор Афзал Васукй.-Техрон: «Паёми нур», 1371. - 84 с.

74.3ухуриён, Ч,авод. Тафовутхои фардй.-Техрон: «Остони Кудси Ризавй». 1367.-348 с.

75.Ибни Сино. К^онун дар тиб. Техрон: «Суруш», 1366.

76.Карими, Абдулозим. Таълиму тарбият ба кучо меравад? - К^ум: «Мунодии тарбият». 1379. - 172 с.

77.Кримй, Алй. Хонавода ва кудакони душвор. - Техрон: «Амирй». 1373.-205 с.

78Дурайшй, Бокир Шариф. Низоми тарбиятии Ислом. - Техрон: «Фачр». 1362. -439 с.

79.Мазлумй, Рачабалй. Тарбият барои дин. - Техрон: «Бунёди Шахид». - 336 с.

80.Мастура, Хддоятуллох. Камонй, Эрач. Ч,омеашиносй. -Техрон: «Техрон». 1381 - 622 с.

81.Мачидй, Ардавон. Низоми бартар. -Техрон: «Тарчума». 1380 - 283 с.

82.Мизбок, Х,енрик Таърихча ва макотиби равоншиносй/Тарчумаи Ахмад Равонй. - Техрон: «Остони Ь\удс». 1374 - 293 с.

83.Миллер. Омузишу парвариш ва рух/ Тарчумаи доктор Нодиркулии Курчиён. - Техрон: «Фарошик;окии андеша». 1380.- 338 с.

84.Муставфи, Чдвод. Бих,ишти хонавода. - Техрон: «Дорулфикр».- 85 с.

85.Мутах,хдрй, Муртазо. Фалсафаи ахлокй. - Техрон: «Садро». 1366. -641 с.

86.Мух,синй, Некчехр. Идроки худ. -Техрон: «Баъсат». 1370. - 281 с.

87.Мучтабй, Доктор Мухдммад Бок,ир. Ислом ва тарбият. Техрон: «Дафтари нашр», 1377. - 446 с.

88.Некзод, Махмуд. Куллиёти фалсафаи таълиму тарбият. - Техрон: «Кайхон». 1361.-700 с.

89.Сурайё, Саидмахдй. Фархднгу шахсият. - Шероз: «К^асидасаро», 1384.-320 с.

90.Фарах,й, Еуломхусайн. Бихишти хонавода. - К^ум: «Сипехр озин». 1383 - 103 с.

91.Фаромарзй, Мухдммадтак,й. Ахлокиёти зебошиносй. - Техрон: «Бобак», 1388.-189 с.

92.Хуморлу, Турон. Чустучу дар рохдо ва равиши тарбият. К^ум: «Отлия», 1364- 163 е..

93.Х,ич;озй, Абдурризо. «К^уръон» «Асри фазо». 1349.

94.Х,усайнй, Алиакбар. Ахлок, дар хонавода. - Техрон: Интишороти симо ва садои Ч^умх,урии Исломй. 1369.

95.Х,усайнй, Абулкосим. У сули равоншиносии исломй. - Техрон: «Фархднги исломй», 1373,- 318 с.

96.Х,учдатй, Бок,ир. Равоншиносй аз дидгохи Разолй. - Техрон: «Фархднги исломй», 1376 - 296 с.

97Дуйборй, Алиасгар. Омузишу парвариш ва оянда.-Техрон: «Кураш». 1384. - 138 с.

98.Шарафй, Мухдммадризо. Мушкилоти тарбиятй.-Техрон: «Тазкия». 1377 - 246 с.

99.Шахиди, Саидцаъфар. Зиндагонии Хдзрати Али. - Техрон: «Фарханги исломй». 1379 - 277 с.

100. Шахракй, Х,асан, Бани Сй Париноз. Зухури педагогикаи цадид. - Техрон: «Фарошинохти андеша», 1382.- 133 с.

101. Шамсуддин, Х,асаналй. Тарбияти фарзанд.-Техрон: «Паёми нур», 1384-217 с.

102. Шукухй, Еуломризо. Мураббиёни бузург. Интишороти «Донишгохи Техрон». 1328.-422 с.

На русском языке

103. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX начале XX веков/Х.С. Авзалов. - Душанбе: «Ирфон», 1992.- 213 с.

104. Антология педагогической мысли таджикского народа/ Сост.:М.Лутфуллоев, С. Сулаймони, Х.Афзалов.-Душанбе: «Матубот», 2009.-448 с.

105. Васильев Л.С. История Востока. / Л.С.Васильев.-В 2-х т. -М.: АН РФ, 2006.

106. Васильев Л.С. История религий Востока/ Л.С.Васильев. - М., 1988.

107. Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем/ Э.С.Вульфсон.-М, 1909.- 157 с.

108. Гусейни А. Жизнь и творчество Мирза Ara Табризи: автореф. дис. ... канд. ист.наук.-Баку,1968.-16 с.

109. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране/ Е.А.Дорошенко.-М., 1997.-231 с.

110. Дорошенко Е.А. Система просвещения в Иране/ Е.А.Дорошенко.-М., 1959.- 98 с.

111. Иванов М.С.- Очерки истории Ирана / Иванов М.С..- М., 1952.-468с.

112. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.

113. Ислам в истории народов Востока: сб. стат.-М., 1984. -156 с.

114. Иран: проблемы экономического и социального развития в 60-7-е годы.-М.: «Наука», 1980.-302 с.

115. Историография стран Востока. - М. 1978.

116. История Востока. Т.З. Восток на рубеже средневековья и нового времени. ХУ1-ХУШ вв. -М„ 1999.

117. Кодиров К.Б. История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама/К.Б.Кодиров.- Душанбе, 2000.- 168 с.

118. Крымский А. Мусульманство и его будущность /А.Крымский. - М., 1899.-97 с.

119. Крымский А. История персидской литературы А.Крымский. - М., 1909.- 161 с.

120. Массэ, А. Ислам / А.Массэ.-М., 1961.-231 с.

121. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа/М.Орифи.- т.2.-Душанбе, 1965-190 с.

122. Саади А. Педагогические мысли Востока .- Казань, 1927.- 31 с.

123. Талашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья/Х.Х.Талашев.-Ташкент, 1985.- 144 с.

124. Холматов И.Б. Культура научной дискуссии в книге Шахида Сани «Этика обучения и преподавания в исламе// Вестник Таджикского национального университета.-2014.-№3/ 5 (142).-С. 288-292.

125. Холматов И.Б. Педагогические термины в книге Шахида Сани «Этика обучения и преподавания в исламе// Вестник Таджикского национального университета.-2014.-№ 3/6(145).-С. 223-229

126. Холматов И.Б. Экологические аспекты библиотечного сервиса для школьников // Культура и образование в цивилизации иранских

народов: научный сборник статей учёных и аспирантов Таджикистана, Ирана и Афганистана.-НИИ развития образования АОТ.-Душанбе.-2011.-С. 85-89. (в соавт. Акрама Хафизи).

127. Холматов И.Б. Шахид Сани и его книга «Одоби таълим ва таалум дар ислом» (Этика обучения и преподавания в исламе) // Вестник Академии образования Таджикистана: Научно-просветительский и учебно-методический журнал.- Душанбе, 2013.- Вып.№1(12). -С. 45-58.

128. Холматов И.Б. Научный спор в книге Шахида Сани «Одоби таълим ва таалум дар ислом» («Этика обучения и преподавания в исламе)// Новые методы обучения технологическим дисциплинам в инновационном процессе/Материалы республиканской научно-теоретической конференции (23-24 апреля 2013г.).-Душанбе.- 2013.-С. 18-22. ISBN987-99947-0-930-4.

129. Холматов И.Б., Сулаймони С.И. Старинные исламские справочные книги// Вестник Академии образования Таджикистана.- Душанбе,

2013.- Вып.№2(13).-С. 168-174.

130. Холматов И.Б., Сулаймони С.И. Учитель и ученик: воспитательные идеи Шахида Сани/ И.Б.Холматов, С.И.Сулаймони.- Душанбе: «Ирфон», 2013.- 219с.

131. Холматов И.Б. Чтение книги в воззрениях Шахида Сани // Книга и формирование информационной культуры в современном обществе/научный сборник международной конференции.-Душанбе, 5 сентября 2013.-С. 214-220.

132. Холматов И.Б., Решод 3. Проблемы физической культуры молодёжи в исламе // Вестник Академии образования Таджикистана: Научно-просветительский и учебно-методический журнал.- Душанбе,

2014.- Вып.№1(15).-С. 146-153.

133. Холматов И.Б. Энциклопедия инклюзивного образования.-Душанбе: «Ирфон», 2014.- 342с. (в соавт. Каримовой И.Х. и Сулаймони С.И.)

134. Холматов И.Б., Садро М. Нежелательное поведение детей в школе// Вестник Академии образования Таджикистана: Научно-просветительский и учебно-методический журнал.- Душанбе, 2015.-Вып.№1(19).-С. 59-66.

135. Холматов И.Б., Алави А. Ответственность детей перед родителями// Вестник Академии образования Таджикистана: Научно-просветительский и учебно-методический журнал.- Душанбе, 2015.-Вып.№1 (19).-С. 73-77.

136. Хоссан, Хусейн Хамид. Свобода научных исследований в исламе.-Пакистан: Академия Дауа: всемирный исламский университет, 1994.41 с.

На таджиксом языке

137. Атахонов Т., Сулаймонй С. Донишномаи навини ислом/ Т.Атахопов, С.Сулаймонй/ Академиям тах,силоти Точикистон.-Душанбе: "Ирфон", 2014.-1100 с. ISBN 918-99975-0-050-8.

138. Атахонов, Т. Сулаймонй С. Тамаддун : давраи ислом / Т. Атахонов, С. Сулаймонй. - Душанбе: Маориф ва фархднг. -Китоби 3.-2009.-443 с.

139. Каримова, И.Х. Мушкилоти такмили пажух;ишхои педагоги / И.Х. Каримова // Паёми Академияи тах,силоти Точикистон. - 2014. -№1. - С. 6-16.

140. Лутфуллоев, М. Педагогикаи шафкат (Педагогика милосердия) / М. Лутфуллоев. - Душанбе, «Маориф», 1994. - 48 с.

141. Лутфуллоев, М. Эхёи педагогикаи Ачам (Возрождение педагогики Аджама) / М. Лутфуллоев. - Душанбе: «Дониш», 1997. -150 с.

142. Лутфуллоев, М. Точикистони сохибистиклол ва масъалахои тарбия / М. Лутфуллоев. - Душанбе: "Ирфон", 2001.

143. Лутфуллоев, М. Дидактика муосир (Современная дидактика) / М. Лутфуллоев. - Душанбе: «Матбуот», 2001. - 336 с.

144. Лутфуллоев, М. Истиклолияти Точикистон ва маорифи навин / М. Лутфуллоев. - Душанбе, 2006. - 146 с.

145. Лутфуллоев, М. Педагогикаи миллим халци точик/ М. Лутфуллоев. - Душанбе, 2015.

146. Лутфуллоев, M. Равшихри тахдик дар педагогика / М. Лутфуллоев, К,. Абдурахимов. - Кургонтеппа, 2014. - 60 с.

147. Маорифи Чумхурии Точикистон дар солкой истшутолият / 3. Алифбеков, Б. Бокилов // Мураттибон; Вазорати маорифи Ч,умхурии Точикистон. - Душанбе, 2004. - 50 с.

148. Рачабов, М. Таърихи педагогикаи чах,он / М. Рачабов. -Душанбе: ООО «Контраст», 2010. - 234 с.

149. Стратегияи миллии рушди маорифи Ч,ум*урии Точикистон то соли 2020. - IÇapopn Х,укумати Чумхурии Точикистон аз 30 июни соли 2012.-№334.

150. Сулаймонй С. Китобхонахои исломП: HPirox,e ба суитаърих// Паёми Академияи тадсилоти Точикистон.-Душанбе.-2014.-№1.-

С.161-178.

151. Сулаймонй С. Назаре ба технологиям омузиш дар педагогикаи ислом//Накдга зан дар инкишофи iüim ва тах,силот; маводи конфронси илмй- назарии чумхуриявй бахшида ба 65 солагии профессор Мачидова Б.; ДДОТ ба номи С.Айнй.-Душанбе: "Ирфон".-2014.-С. 194-200.

152. Сулаймонй С. Парадигмах,ои педагогии фаъолиятх,ои ичтимошо фархднгй дар суннатх,ои исломй // Паёми Академияи та^силоти Точикистон.-Душанбе.-2014.-№1.-С. -130-147.

153. Сулаймонй С., Холматов И. Муаллим ва шогирд: аз афкори тарбиятип Шах,иди Сонй. - Душанбе: "Ирфон", 2013. - 162 с. ISBN -978-99947-0-965-6.

154. Сулаймонй, С. Педагогикаи ислом: чойгох дар низоми омузишу парвариши Ирой (Маш) / С. Сулаймонй; зери назари X. Афзалов; Академияи илмх,ои педагогип Точикистон; Пажу^ишго^и илмх,ои педагогии Точикистон. - Душанбе: "Ирфон", 2008. - 250 с.

155. Сулаймонй, С. Афкори педагогии устод Муртазо Мутахдррй / Сулаймонй, С., Атой Ф.; зери назари Х.Афзалов; Пажух.ишгох.и рушди маорифи Академияи тахеилоти Точикистон; Бунёди ироншиносони точик. - Душанбе: "Ирфон", 2010. - 160 с.

156. Сулаймонй, С. Донпшномаи навини педагогика / С. Сулаймонй. - Душанбе: "Ирфон", 2011. - 800 с.

157. Шарифзода Ф., Файзалиев Ч,. Хдкмати афкори педагогии ниёгон / Ф.Шарифзода, Ч,.Файзалиев. - Душанбе: "Ирфон", 2012. -415 с.

158. Шарифзода, Ф. Педагогикаи хдмгиро: назария ва амалкард / Ф. Шарифзода; мухдррири масъул, профессор С.Сулаймонй; Академияи тахрилоти Точикистон. - Душанбе: "Ирфон", 2011. -367 с.

159. Шарифзода, Ф. Педагогика: назарияи инсонофар ва чомеаи фархангй / Ф. Шарифзода; мухдрр. масъул С. Сулаймонй; Академияи тахсилоти Точикистон. - Душанбе: "Ирфон". - 2010. -544 с.

160. Шарифзода, Ф. Педагогикаи ибтикорй / Ф. Шарифзода, И. Каримова, С. Сулаймонй, Булбулов // Академияи тахрилоти Точикистон. - Душанбе: "Ирфон", 2013. - 544 с.

161. Шукуров О. Педагогическая мысл таджикского народа/ О.Шукуров.-Душанбе, 1961.-115с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.