"Педагогическая антропология" в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К.Д. Ушинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шашков, Александр Владимирович

  • Шашков, Александр Владимирович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Сочи
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Шашков, Александр Владимирович. "Педагогическая антропология" в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К.Д. Ушинского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. 2007. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шашков, Александр Владимирович

Введение.

Глава 1. Мировоззренческая парадигма педагогического наследия К.Д. Ушинского.

1.1. Проблема целостного понимания педагогического наследия К.Д. Ушинского.

1.2. Мировоззренческая парадигма педагогической мысли

К.Д. Ушинского.

1.3. Отечественная педагогика как метазадача научно-педагогической деятельности К.Д. Ушинского.

Глава 2. Опыт педагогической антропологии как проектирование мировоззрения субъекта педагогического процесса.

2.1. Религиозный, научный и профессиональный аспекты мировоззрения К.Д. Ушинского как концептуальные основания модели отечественной педагогики.

2.2. Философские и научные предпосылки «Педагогической антропологии».

2.3. Замысел «Педагогической антропологии».

2.4. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского в методологическом поле антропологического знания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Педагогическая антропология" в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К.Д. Ушинского»

Актуальность исследования. Обращение отечественной педагогики к антропологическому знанию в судьбоносный для современной России период не случайно и обусловлено рядом как научных, так и социальных факторов. Реформирование системы образования, деидеологизация и гуманизация педагогической мысли, поиск новых моделей и стратегий педагогического воздействия, все это в той или иной мере стимулирует возрастающий интерес к антропологическим основаниям педагогической теории и практики. Возрождаясь, педагогическая антропология призвана определить возможности и пределы эволюции человеческой природы, указать их структурные основания (физиологические, психологические, культуральные, социальные, духовные), опираясь и воздействуя на которые, педагогическая теория и практика сосредоточит свои усилия на воспитании «человека будущего», исходя не из временного «социального заказа», а из потенций природы самого человека. Впервые этот принцип для педагогики был сформулирован К.Д. Ушинским, видевшем в нем качественно новый этап ее развития, условие ее эффективности. В этом контексте обращение к фундаментальной работе великого русского педагога «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» представляется актуальным. Являясь своеобразной проекцией мировоззрения мыслителя, эта работа отразила в себе его видение педагогической проблематики, его ценностно-смысловые приоритеты в понимании как природы человека, так и будущего отечественной педагогики и, шире, будущего русской цивилизации. Объективная оценка этой работы предполагает выход на мировоззренческий уровень ее анализа, что в свою очередь предполагает историко-научную реконструкцию педагогического наследия К.Д. Ушинского как целого, необходимой и логичной частью которого стал этот труд. Актуальность такого исследования обусловлена еще и тем, что эта работа явилась плодом мысли российского ученого, в мировоззрении которого ярко выразились национальные особенности мироотношения и миропонимания, ценности и смыслы, органичные российской ментальности. Это позволяет наиболее адекватно понять связь ее онтологических и аксиологических категорий.

Современный этап в развитии отечественной педагогической науки дает возможность увидеть в наследии классика ранее незамеченное, игнорируемое, выявить новый аспект понимания его педагогических идей и взглядов. Способствует этому и философский, и методологический плюрализм, и стремление к целостному, холистичному, системному видению педагогической проблематики, представленной на различных уровнях педагогической реальности. На сегодняшний день в истории педагогической науки накоплен немалый объем исследований творческого наследия великого мыслителя, среди которых проблема системного, целостного рассмотрения его идей не раз становилась предметом научных исканий и размышлений. Обусловлено это тем, что помимо прочтения отдельных работ ученого с позиций актуальных современной педагогической проблематике взглядов, не теряет своей актуальности и историко-научная реконструкция авторского замысла этих работ. Такая реконструкция будет валидна только при условии целостного, системного обобщения идей ученого, представления его педагогических работ в контексте мировоззренческого целого.

Первые попытки фундаментального исследования педагогического наследия К.Д. Ушинского были предприняты Н.К. Маккавейским в 1896 г. и В.А. Волкови-чем в 1913 г. В советской педагогической науке обзорный анализ научного творчества Ушинского представлен в трудах таких исследователей, как Д.О. Лордки-панидзе, Н.К. Гончаров, В.Я. Струминский. Однако идеологический контекст того времени накладывал свои ограничения, и на сегодняшний день эти работы не могут быть признанны целостными и, по мнению ряда авторов, несколько устарели.

Современная педагогическая наука, активно реформируясь, вновь обращается к наследию великого русского педагога. Свободная от идеологических шор, педагогика переживает наиболее благоприятный период для целостного понимания педагогических идей К.Д. Ушинского. Однако, как показывает анализ каталогов Российской государственной библиотеки и Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, за последние 20 лет (с 1985 г. по 2005 г.) по данной проблеме не издано ни одного фундаментального научного исследования.

Решение проблемы целостного понимания педагогических идей Ушинского отчасти решается в тематических сборниках научных трудов. Например, сборник статей «К.Д. Ушинский и русская школа» коллектива курских ученых (Е.П. Бело-зерцев, С.Б. Каменецкая, Н.И. Лифинцева, В.М. Меньшиков, Л.И. Мищенко и др.). Исследования И.Г. Мальковой, Л.Н. Исаева, Х.Х. Лукмановой, Э.Д. Днепро-ва, Г.М. Суходоловой, В.А. Сластенина также декларируют обзорно-обобщающий уровень анализа педагогического наследия К.Д. Ушинского.

Тематика статей в педагогической периодике также свидетельствует о попытках решения данной проблемы (В.М. Кларин, A.B. Елисеев, С.Ф. Егоров).

Потребность в целостном анализе педагогического наследия Ушинского заявлена в тематике таких научных конференций, как «К.Д. Ушинский и проблемы современного образования» (Челябинск, 2000), «К.Д. Ушинский и современная школа» (Курск, Рязань, 1994), «Наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России» (Балашов, 1994), «Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования» (Курск, 2001).

Среди современных диссертационных исследований педагогического наследия К.Д. Ушинского, затрагивающих и отчасти решающих эту проблему, необходимо выделить работы В.Ю. Вельского, М.Н. Дементьевой и Л.Н. Исаева.

Помимо историко-научного интереса к возможности целостного системного представления педагогического наследия К.Д. Ушинского, предметом изучения становятся и отдельные работы ученого. Так «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» представлен в ряде аспектов.

Психологический аспект (A.A. Смирнов, Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, Т. Тад-жибаев, A.A. Никольская). В этих исследованиях рассмотрены только те положения в психологических рассуждениях ученого, которые, зачастую косвенно, могут быть отнесены к монистическому, естественнонаучному пониманию природы психического. Современная история психологии пока еще не содержит глубоких методологических исследований вклада ученого в отечественную психологическую науку.

Педагогический аспект (В.Я. Струминский, Н.К. Гончаров, С.Ф. Егоров, Д.О. Лордкипанидзе, Э.Д. Днепров, Л.Н. Исаев, В.Б. Емельянов Т.А. Петрунина). Необходимо отметить также ряд работ, в которых логика изложения материала так или иначе предполагает обращение к анализу текста «Педагогической антропологии» (В.Ю. Вельский, Г.Н. Волков, Х.Х. Лукманова, В.А. Сластенин, З.И. Гладких, Б.А. Никитюк, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников).

В советской педагогической науке в силу различный причин антропологическое направление не получило должного развития, и поэтому исследования «Педагогической антропологии», выполненные в идеологических ограничениях исследовательской методологии, на сегодняшний день не могут быть признанны валидными.

В современной России авторы, как правило, не идут дальше пересказа содержания основных разделов работы, зачастую заимствованных и несколько модернизированных из советских источников. Современных глубоких системных исследований «Педагогической антропологии», ее философских и мировоззренческих оснований, структуры, авторского замысла пока не представлено. До сих пор не был проведен анализ конкретных философских идей, антропологических представлений, использованных К. Д. Ушинским в его работе. Не было анализа фило-софско-антропологических воззрений, которые, возможно, явились источником для определения мыслителем сущности, целей и задач педагогики.

Мировоззренческий аспект (В.В. Зеньковский, П.И. Петренко, И.С. Николаев, Л.Н. Шеховская, В.А. Сластенин, Ш.А. Френкель, В.Ю. Вельский, Т.А. Петрунина). В той или иной форме разработанности представлены такие аспекты мировоззрения мыслителя, как религиозность, научность, профессиональная педагогическая позиция. Однако анализ этих исследований показал, что обобщающего исследования, в котором были бы представлены и логически связаны все перечисленные аспекты мировоззрения педагога, еще нет.

Анализ состояния исследований педагогического наследия К.Д. Ушинского дает основание для вывода о наличии ряда противоречий:

1. В настоявшее время кажущаяся исчерпанность в исследованиях направленности и содержания педагогических идей Ушинского выглядит некорректной, поскольку отсутствует целостное понимание педагогического наследия в контексте мировоззрения классика. Следовательно, педагогические идеи не получают полноценного обоснования в оценках исследователей.

2. Интерес к антропологическим основаниям педагогической теории и практики в современной России предполагает обращение к историческим истокам этого направления. Однако фундаментальный для этого направления труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в силу целого ряда специфических особенностей как самой работы, так и методологических установок ее исследователей все еще не получил должной объективной оценки.

Из выделенных противоречий следует научная проблема, обосновываемая данным диссертационным исследованием: какова взаимосвязь мировоззренческих представлений классика о сущности человека, смысле его бытия с педагогическими идеями, в которых эти представления реализованы.

Цель исследования: реконструировать замысел «Педагогической антропологии» как работы, имеющей мировоззренческий статус и значение, через обращение к целостному пониманию педагогического наследия К.Д. Ушинского.

Объект исследования: педагогическое наследие К.Д. Ушинского как выдающегося представителя философско-педагогической мысли России второй половины XIX века.

Предмет исследования: «Педагогическая антропология» в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К.Д. Ушинского.

Задачи исследования:

1. Выявить и обосновать методологическую возможность целостного, имеющего внутреннюю логику и уникальность, понимания педагогического наследия классика.

2. Основываясь на целостном понимании педагогического наследия К.Д. Ушинского, реконструировать замысел «Педагогической антропологии» как работы, имеющей мировоззренческий статус и значение.

3. Выявить мировоззренческие основания модели национальной педагогики в авторском понимании К.Д. Ушинского.

4. Определить место «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского в структуре антропологического знания.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена теоретическими и концептуальными разработками из области философской антропологии, истории философии, истории педагогики, истории психологии, философии образования (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, А.Ю. Бутов, JI.M. Веккер, Н.К. Гаврю-шин, Н.К. Гончаров, П.С. Гуревич, Л.Я. Дорфман, С.Ф. Егоров, Б.В. Емельянов, И.А. Ильин, В.Я. Струминский, С.Н. Тесля, A.B. Юревич). Также мы опирались на исследования в области методологии историко-научного познания: цивилиза-ционный подход (Г.Б. Корнетов), парадигмальный (М.В. Богуславский) этноан-тропологический (А.Г. Кузнецова), аксиологический (З.И. Равкин), традиционно-рефлексивный (Р.Б. Вендровская, Е.А. Степашко), а также разработки общей методологии педагогического познания (O.A. Кравцов, М.Р. Кудаев).

Исследование выполнено в русле комплексного сочетания социально исторического, личностного и логико-научного подходов к рассмотрению жизни и педагогического наследия К.Д. Ушинского. Такая стратегия исследования позволяет, опираясь на объективные основания, выделить в мировоззрении ученого философские представления о предельных основаниях бытия - «что есть человек и как он возможен?», «что есть мир?», «что есть история?», «каковы движущие силы человеческого и исторического развития?». Это дает основание реконструировать авторскую «картину мира», которая выступает ключом к пониманию замысла создаваемого текста. Позволяет представить цели и результаты научного творчества ученого, фундированные мировоззренческой парадигмой, как систему мировоззренческих задач, в решении которых проявляется гражданская, этичеекая, этническая, научная и религиозная позиция педагога. Выбор этой стратегии обусловлен спецификой педагогического наследия К.Д. Ушинского.

Методы исследования. В исследовании в той или иной форме использовались такие методы историко-научного познания, как структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод сбора и интерпретации фактологических данных, анализ категориально-понятийного аппарата, анализ продуктов деятельности, метод исторической реконструкции, проблемологический анализ, тематический анализ, биографический метод.

Личный вклад соискателя определяется разработкой концепции исследования, а именно: систематизацией исследовательского материала, разработкой критериев типологизации педагогического наследия К.Д. Ушинского, разработкой концепции анализа мировоззрения педагога, разработкой критериев определения работы Ушинского в методологическом поле антропологического знания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Предложено методологическое обоснование проблемы целостного понимания педагогического наследия К.Д. Ушинского. Разработана концептуальная схема, позволяющая истолковать научное творчество мыслителя как мировоззренческое, т.е. философское, научное, религиозное и профессионально-педагогическое целое. Применение этой схемы позволило сформулировать профессиональную мировоззренческую парадигму К.Д. Ушинского, которой придается значение системообразующей идеи педагогических взглядов классика. Мировоззренческая парадигма педагогического наследия К.Д. Ушинского сформулирована так: педагогика как средство, способствующее реализации плана национального духа.

-Представлена конкретизация мировоззренческой парадигмы на теоретическом уровне в виде мировоззренческих задач: поиск национальной идеи воспитания и преодоление тенденции заимствования, решение которых, на наш взгляд, определило направленность и содержание педагогических работ классика. Это позволило типологизировать работы Ушинского.

- В контексте выделенных мировоззренческих задач уточнено и конкретизировано понимание К.Д. Ушинским цели воспитания, содержания образования и роли мировоззрения учителя.

- Выявлена мировоззренческая составляющая базовых концептов педагогики (науки - православия - народности), что позволило представить модель национальной педагогики с точки зрения Ушинского, в которой «Педагогическая антропология» занимает определенное место.

- На основе анализа методологической позиции Ушинского как русского религиозного философа, проектирующего научный, религиозный и профессиональный аспекты мировоззрения русского учителя, реконструирован мировоззренческий замысел «Педагогической антропологии».

- Выявлено место «Педагогической антропологии» в методологическом поле антропологического знания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определенным образом восполняются пробелы в историко-научных представлениях о педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Новое звучание получает замысел антропологических оснований педагогики. Представлен взгляд на целостность педагогического учения Ушинского. Выделены мировоззренческие и методологические основания педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Результаты, полученные в проведенном исследовании, могут быть использованы в качестве методологического основания при анализе проблем, связанных с философскими основаниями педагогики, педагогической антропологии, философии образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала диссертационного исследования в процессе преподавания ряда дисциплин гуманитарного цикла: педагогической антропологии, педагогики, истории педагогики, истории психологии. Методологический инструментарий исследования возможно использовать в области историко-педагогических исследований.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных научно-методических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательных сферах» (Сочи, 2002-2005); Международных молодежных научно-методических конференциях «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма» (Сочи, 2002-2004); Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003); студенческих научно-практических конференциях «Дружининские чтения» (2002-2005), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2006); заседаниях кафедры общей психологии и кафедры педагогики Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мировоззренческой парадигмой К.Д. Ушинского является понимание педагогики как средства, способствующего реализации плана национального духа. Выделенная парадигма, выступая связующей идеей педагогических работ Ушинского, позволяет представить их как теоретическое решение мировоззренческих задач - поиска национальной идеи воспитания и преодоления тенденции заимствования. Их конкретизация на теоретическом и практическом уровне позволяет типологизировать педагогическое наследие классика относительно поисков и разработки национальной идеи воспитания, разработки национально ориентированного содержания образования и теоретического обоснования мировоззрения субъекта педагогического процесса.

2. «Педагогическая антропология», понятая в контексте мировоззренческой парадигмы К.Д. Ушинского, предстает как теоретическая работа, способная оказывать влияние на становление мировоззрения учителя. Методологическая позиция Ушинского как автора этой работы может быть охарактеризована как позиция русского религиозного философа, проектирующего научный, религиозный и профессиональный аспекты мировоззрения учителя.

3. Реконструкция замысла «Педагогической антропологии» в контексте мировоззренческой парадигмы ее автора позволяет утверждать, что основная смысловая нагрузка этой работы приходится на незаконченный третий том, в котором выделенные Ушинским физиологический и психологический (душевный) аспекты природы человека иерархически подчинены духовному аспекту. Это обстоятельство позволяет адекватно понять религиозно-мировоззренческую позицию педагога, видевшего в школе «преддверие церкви» и связывавшего с православием возможность эволюции «русской цивилизации». Основанием работы выступает христианско-антропологический концепт человека, соотнесенный с этапами становления его мировоззрения.

4. Авторский замысел структуры «Педагогической антропологии» соответствует логике самоосознания духа. Здесь физиологическая часть предстает как этап самоопределения, психологическая (душевная) - как этап самопознания и духовная часть - как этап самосознания духа. Полагая «читающего» в качестве критерия истинности, обращаясь и апеллируя к опыту субъекта, Ушинский последовательно «ведет» читающего по предметному полю описываемых психических феноменов, стимулируя тем самым процесс самоосознания у субъекта. Это дает основание утверждать, что «Педагогическая антропология» это прежде всего мировоззренческая работа.

5. «Педагогическая антропология», рассмотренная в методологическом поле антропологического знания, характеризуется как работа, выполненная в русле философской методологии с уклоном в культурно-историческую традицию в научном познании, с предпочтением парадигм духовной области антропологического знания, и понимается К.Д. Ушинским как «общая педагогика», мировоззренческие основания педагогического искусства.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования предмета и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шашков, Александр Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном диссертационном исследовании были получены следующие результаты:

1. Анализ исследовательских работ о жизни и научном творчестве К.Д. Ушинского дореволюционного, советского и современного периода в педагогической науке показал, что при достаточно глубоко и полно разработанных узкоспециальных аспектах педагогического наследия классика в историко-научной литературе мало представлены работы обобщающего характера, в которых педагогические взгляды ученого были бы представлены целостно, в логической связи философского, обще и конкретно научного уровней обобщения. Вызвано это рядом трудностей методологического и идеологического порядка. Современный уровень развития педагогической науки позволяет, на наш взгляд, целостно представить педагогическое наследие мыслителя, выделив на философско-мировоззренческом уровне обобщения ведущую идею - профессиональную мировоззренческую парадигму, выступающую основанием логической связи философских оснований педагогических взглядов Ушинского, собственно самих педагогических взглядов, представленных в теоретических работах обще и конкретно научного уровня обобщения и их практической реализации в работах методического уровня.

Для выявления мировоззренческой парадигмы педагогического наследия К.Д. Ушинского нами использовалась концептуальная схема уровней обобщения знания: философия - парадигма - теория - метод, которая позволила, выделив философскую составляющую мировоззрения педагога, выявить ее генетические связи с немецкой классической философией Г. Гегеля, И. Канта и идеями К. Рит-тера. Определив таким образом философский уровень понимания природы человека К.Д. Ушинским, мы представили реализацию этого представления в виде профессиональной мировоззренческой парадигмы ученого - педагогика как средство, способствующее реализации плана национального духа. Такая формулировка мировоззренческой парадигмы, на наш взгляд, возможна, так как соотносится с историческим контекстом интеллектуально-духовных поисков в России того времени, реформами и общественным движением в сфере народного образования, парадигмой педагогического знания того времени и спектром направлений в области национальной педагогики современников К.Д. Ушинского.

2. Основываясь на выделенной профессиональной мировоззренческой парадигме К.Д. Ушинского, мы представили ее реализацию на обще и конкретно научном уровне как ряд мировоззренческих задач, ответом на которые выступило все педагогическое творчество ученого. Такими задачами, на наш взгляд, являются: а) поиск национальной идеи светского воспитания; б) преодоление тенденции заимствования.

В свою очередь эти задачи позволили типологизировать работы К.Д. Ушинского по трем направлениям:

- работы, в которых ставился и отчасти решался вопрос о национальной идее воспитания;

- работы, в которых анализу и оценке подвергалось содержание образования;

- работы, призванные формировать мировоззрение субъекта педагогического процесса - учителя.

Разработка типологии потребовалась для того, чтобы выявить место и роль «Педагогической антропологии» в педагогическом наследии ученого. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в данной типологии относится, по нашему мнению, к последнему - собственно мировоззренческому - типу работ К.Д. Ушинского.

Категориально-тематический анализ общего массива работ К.Д. Ушинского показал, что в работах, отнесенных нами к различным группам, можно выделить единую для всех трех групп методологическую характеристику позиции ученого. Такой характеристикой, на наш взгляд, является направленность и работа с константными, по мнению Ушинского, характеристиками человеческой природы. Так, в формулировке цели воспитания Ушинский, опираясь на константное представление о врожденном стремлении к самосовершенствованию, предлагает инвариантную цель воспитания. Инвариантность последней достигается за счет детерминации ее процессуальное™ духовным аспектом природы человека. Дар слова - следующая константа в представлении Ушинского - определяет внимание и интерес к изучению родного языка как ключа к духовной истории нации. Психолого-антропологические константы, рассмотренные в «Педагогической антропологии», задают, по мысли Ушинского, правильный вектор в вариативном, по сути, контексте педагогического воздействия.

Необходимо отметить, что константным для всего педагогического творчества Ушинского выступает религиозно-философский концепт человека как телесно-душевно-духовного существа. В этом концепте духовное, трактуемое ученым в русле православной христианской этики и с опорой на достижения гегелевской философии духа, выступает тем неизменным, которое задает направление вариативному - человеческой практике как сфере реализации плана национального духа. Нам представляется актуальным отметить, что в современной философии образования, выстраиваемой в рамках постмодернизма, в котором релятивизм в подходе к проблеме человека порождает представление о вариативности интерио-ризованных когнитивных конструктов - «картин мира», что снимает с личности педагога необходимость выступать образцом, авторитетом и ориентиром в ценностно-смысловых системах отношений человека к миру, тем самым уравнивая личность учителя и личность ученика, позиция К.Д. Ушинского, возможно, является одним из вариантов спасения национальной школы. Новый виток заимствований отечественной системой образования эффективных и органичных западной ментальности моделей и философии образования «общества конкурирующих индивидов» не может не вызывать опасений и возражений, и поэтому обращение к наследию великого русского педагога может стать одним из аргументов сохранения отечественной системой образования национальной уникальности и независимости.

3. В исследовании показано, что поиск национальной идеи общественного воспитания и преодоление тенденции заимствования с необходимостью выводили Ушинского к работе с мировоззрением субъекта педагогического процесса - учителя. Констатируя, что светское образование в России не имеет истории, а только летопись и, следовательно, не имеет национальной традиции, национальной идеи воспитания, Ушинский полагал, что выход возможен путем компенсации национальной традиции обращением к константным антропологическим особенностям природы человека, накопленным в сфере наук о человеке, и стимулированием процесса самосознания национального духа в привлечении внимания общественности к широкой дискуссии по проблемам национального образования. Обе эти задачи, как показано в нашем исследовании, направлены на способствование становлению в пространстве особым образом организованных антропологических факультетов, национально ориентированного, профессионального мировоззрения кадрового потенциала отечественной педагогики. Зрелость разума, высокая степень самосознания духа, религиозное мироотношение - вот качества, которыми, по мнению Ушинского, должен обладать воспитатель, и поэтому замысел «Педагогической антропологии» направлен, прежде всего, на способствование в становлении его мировоззрения, что не исключает понимание этой работы как компендиума научных оснований педагогическому искусству.

4. Анализ исследований фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» показал, что большая часть из них выполнена в русле социально-исторического подхода, в котором философская и логико-научная составляющая выхода Ушинского на антропологическую проблематику, как правило, остается за рамками исследования. В нашем исследовании мы выявили философские и научные предпосылки этого труда. Представив «Педагогическую антропологию» в контексте профессиональной мировоззренческой парадигмы и следуя ее логике, мы нашли генетические основания идеи создания этой работы в обращении Ушинского к философским построениям И. Канта и его последователей. Ко времени выхода этой работы антропологическое знание представляло достаточно свободную в дисциплинарных границах и представленную в различных направлениях систему знания, в которой психологическая антропология И. Канта занимала особое место. Метафизика субъекта, установка на самопознание и духовную практику жизнеосуществления, выраженные в «прагматической антропологии», определили вектор и методологию разработки этого направления в трудах И. Гербарта, Я. Фриса и в том числе К.Д. Ушинского.

В исследовании показано, что, работая в русле кантовской гносеологической установки, предполагающей, что истинность познания в условиях субстанционально различных души и материи возможна только в условиях гомогенности познающего и познаваемого, Ушинский вводит «читающего» в качестве критерия истинности описываемых фактов. Обращение к «опыту себя» у читателей «Педагогической антропологии», помимо критерия верифицируемости-фальсифицируемости описываемых фактов, несет еще и гносеологическую нагрузку. Мы полагаем, что в основание «Педагогической антропологии» Ушинским положен принцип изменения познающего в процессе познания, что позволяет предполагать проектирование научного, философского и религиозного компонентов мировоззрения учителя как результата освоения содержания этой работы.

5. В исследовании предпринята попытка реконструкции авторского замысла «Педагогической антропологии». Мы полагаем, что в основание структуры работы Ушинским положено христианско-антропологическое представление о человеке как телесно-душевно-духовном существе. Отталкиваясь от гегелевского учения о самоосознающем духе, Ушинский структурировал «Педагогическую антропологию» в соответствии с этапами становления самоосознания, согласно которым этапу самоопределения соответствует физиологическая часть, этапу самопознания - психологическая часть, общая человеку и животным, и этапу самосознания - духовная, собственно человеческая часть.

На основании авторских указаний на структуру работы и представленных в иных работах Ушинского позиций и взглядов на духовную природу человека мы полагаем, что ненаписанная третья часть «Педагогической антропологии» могла быть озаглавлена «Вера». Тогда тематическая структура работы, отражающая по мысли Ушинского, все аспекты природы человека выглядит следующим образом: физиология - Сознание - Чувства - Воля - Вера. Соотнеся выделенные Ушинским в названии частей константы человеческой природы с раннее выделенными концептуальными основаниями педагогики - православием, наукой и народностью, мы посчитали необходимым выявить иерархическую взаимосвязь в мировоззрении Ушинского, представив их как религиозный (вера) научный (рассудок) и профессиональный аспект.

6. Анализ научного аспекта мировоззрения ученого показал, что методологическая позиция Ушинского характерна для парадигмального для того времени понимания науки как «способа чтения в книге природы воли и замысла Творца», а также типична для русской философской традиции, укорененной в православную этику, видевшей в науке чистое служение истине в ущерб прагматическим интересам. Ушинский отказывает науке в постановке целей человеческой жизни и предостерегает от акцентирования ее роли и места в качестве цели в системе народного образования. Разделяя дуалистические воззрения на природу человека, Ушинский в духе кантовской гносеологической установки отказывает естественнонаучному направлению в науке в возможности познать истину. Истины науки, по Ушинскому, временны и иерархически подчинены истинам веры. Позиция Ушинского как ученого ставится в зависимость к позиции Ушинского как верующего, что позволяет сделать вывод о религиозно-центрированном мировоззрении классика.

Анализ религиозного аспекта мировоззрения классика показал, что аксиологический и этический аспекты православной веры играют в мировоззрении ученого системообразующую роль. Полагая потребность и необходимость веры высшим проявлением духовности, Ушинский считал ее истины - врожденные верования - собственно самой истиной, критерием верификации научных и философских воззрений. Религиозно детерминированными у Ушинского выступают и цель человеческой жизни, и цель воспитания. Народная школа, по Ушинскому, - преддверие церкви, потому как именно она ведет человека на протяжении всей жизни, и именно в ней человек получает возможность развития своего национального духа. Именно в православии - истинном, по мнению Ушинского, христианстве -заложено спасение не только для России и славянских народов, но и для всего христианского человечества.

Взаимоотношение науки и веры, или рассудка и разума, в педагогической практике у Ушинского имеет ряд особенностей. Понимая научные теории и гипотезы как временные решения противоречий, как плод рассудка, ученый предостерегает от увлечения ими в педагогической практике, считая, что в святом деле воспитания необходимо руководствоваться не рассудком, а разумом. Отсюда то внимание и акцентирование роли мировоззрения учителя, который, по мысли Ушинского, должен обладать религиозным миропониманием, отделяя истины временные от истин вечных, уметь, доверяя воле Творца, уберечь мировоззрение учеников от языческих фантазий в одежде европейского знания. Однако это не исключает изучение в школе дисциплин естественнонаучного цикла, потому как это снимает с науки завесу таинственности и разрушает иллюзорную уверенность в ее безграничных возможностях.

7. Религиозный научный и профессиональный аспекты мировоззрения Ушинского определили, на наш взгляд, и модель отечественной педагогики в понимании ее Ушинским. Известно, что ученый успел только обозначить ее концептуальные основания, и нами предпринята попытка реконструкции этой модели, в которой педагогическая антропология занимает определенное место. Представив науку и религию как сущее и должное, как категориальные границы, мы полагаем, что воспитание, по Ушинскому, - это тот посредник, цель которого способствовать, помогать, открывать в себе, сущем, должное и, с другой стороны, должное низводить к сущему, предлагая, возможно, упорядоченную систему воплощения «высоких» идеалов в сущее. Таким образом, педагогическая модель обретает законченные очертания: с одной стороны, предлагается система научных знаний как то пространство, в котором человек предстает и для педагога, и для себя самого, таким, какой он есть. С противоположной стороны, «христианство» как пространство, в котором человек предстает таким, каким он должен быть. Срединное положение занимает «воспитание» как пространство, в котором человек предстает таким, каким он может быть, чтобы стать таким, каким он должен быть в той или иной степени. А так как православие может быть понято как упорядоченная модель центрированных на русский менталитет и историческую особенность России целей и смыслов жизни, ценностей и стратегических субъективных приоритетов, нравственных по преимуществу, народность становится закономерным результатом, характерной особенностью такой модели педагогики. Таким образом, категория народности для Ушинского это попытка, на наш взгляд, обосновать место воспитания в структуре образования. И поэтому модель педагогики, хотя и универсальная в своих концептуальных основах, в их содержательном наполнении есть модель педагогики для России - педагогики как искусства, способствующего реализации плана национального духа.

8. Параметрический анализ «Педагогической антропологии» Ушинского в системе антропологического знания дает основания рассматривать эту работу:

- по параметру предпочтения ученым одного их аспектов природы человека, который, на его взгляд, наиболее полно характеризует человеческое в человеке как работу, выполненную в русле методологического предпочтения автором парадигм духовной области антропологического знания. Антропологической парадигмой, определяющей сущность природы человека в педагогической антропологии Ушинского, является религиозная парадигма самосовершенствования, развития самоосознания, для выражения которой ученый прибегал к текстам Евангелия: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Небесный ваш есть»;

- по параметру методологического арсенала, используемого в этой работе, мы можем характеризовать ее как выполненную в русле философской методологии с уклоном в культурно-историческую традицию в научном познании;

- по параметру практической значимости для педагогики как, по мысли Ушинского, «общую педагогику» - мировоззренческое основание для дидактики, общей и специальной, как антропологические константы природы человека для вариативного искусства воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шашков, Александр Владимирович, 2007 год

1. Абушенко В.Л. Философская антропология / В.Л. Абушенко // Новейший философский словарь: 3-е изд-е. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с. - С. 1095-1097.

2. Ананьев Б.Г. Ушинский великий русский педагог / Б.Г. Ананьев // Советская педагогика. - 1945-№ 12.-С. 98-111.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

4. Антропология // Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. В 20 т. Т. 1. Изд-е 4-е / Под ред. С.Н. Южакова. - СПб.: Просвещение, 1904. - 803 с. - С. 716-719.

5. Архив Ушинского: В 4 т. / Сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959-1962.

6. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. 1995. - № 1. - С. 52-69.

7. Ахмедов Г.М. К.Д. Ушинский 180 / Г.М. Ахмедов. - Баку: АМУ, 2004. -80 с.

8. Башмакова P.A. К.Д. Ушинский: Основные идеи педагогической антропологии /P.A. Башмакова, Б.В. Емельянов // Философия и педагогика: Проблемы взаимосвязи. Свердловск, 1988. - С. 90-97.

9. Бекон Ф. Сочинения. В 2 т. / Ф. Бэкон. М. - Т. 1. - 1977. - 456 с.

10. Вельский В.Ю. Философия образования К.Д. Ушинского / В.Ю. Вельский. Автореф. дис. докт. филос. наук. -М., 2004-46 с.

11. Вельский В.Ю. Философия образования К.Д. Ушинского/ В.Ю. Вельский. Дис. докт. филос. наук. -М, 2004. 363 с.

12. Вельский В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д. Ушинского / В.Ю. Вельский. М.: Моск. ун-т МВД России, 2002. -167 с.

13. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - 112 с.

14. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

15. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2 т. / П.П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. - 304 с. - Т. 2. - 399 с.

16. Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник / Л.В. Блинников. М.: Логос, 1999. - 432 с.

17. Богуславский М.В. Константин Дмитриевич Ушинский / М.В. Богуславский // ПЕРЕМЕНЫ: Пед. журн. / Автоном. некоммерч. образоват. орг. Изд. дом «Эврика». М.: Эврика. - 2005. -№ 3. - С. 77-103.

18. Богуславский М.В. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М.В. Богуславский // Учительская газета. 2002. - № 31. - 30 июля.

19. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского / Ю.А. Бороздин. Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2001. -20 с.

20. Бутов А.Ю. Гуманистические основы антропологического подхода в педагогике / А.Ю. Бутов // Философские исследования. 2001. -№ 2. - С. 16-24.

21. Веккер Л.М. Психические процессы. В 2 т. / Л.М. Веккер. ЛГУ, 1974. -Т. 1.-334 с.

22. Видякова З.В. К.Д. Ушинский и русская школа / З.В. Видякова // Теория и практика образования: История и современность. Липецк, 2001. - Вып.8. -С. 202-209.

23. Волкович В.А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский / В.А. Волкович. СПб,- М.: Изд-во Т-ва М.О. Вольф, 1913. - 235 с.

24. Волков Г.Н. Пансофия К.Д. Ушинского и национальное образование / Г.Н. Волков. Чебоксары: Б.и., 1994.-44 с.

25. Гагаев П.А. История философско-педагогический исканий в России в XVIII-XX веках / П.А. Гагаев // Саран, епарх. ведомости. Саранск, 1998. № 3/4. -С. 77-101.

26. Галицина JI.B. Православная вера в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / JI.B. Галицина // Образование. 2004. - № 3, 4, 5. - С. 19-37 (№ 3), 20-27 (№4), 28-56 (№5).

27. Гаврюшин Н.К. Демифологизация религии и эстетический экуменизм: Яков Фрис и его школа / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 2004. - № 4. -С. 170-179.

28. Гайсина Г.И. Идеи гуманистической педагогической культуры в воззрениях К.Д. Ушинского, 1824-187? гг. / Г.И. Гайсина // Педагогический альманах. -Уфа, 1998.-Вып. 1.-С. 19-23.

29. Гегель Г.В.Ф. Феноменология Духа. Пер. Г. Шпета / Г.В.Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 1992.-441 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. В 14 т. Т. 8. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Соцэкгиз, 1938.-546 с.

31. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. - 272 с.

32. Гончаров Н.К. Материалистические черты педагогической системы К.Д. Ушинского // Историко-педагогические очерки / Н.К. Гончаров. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-248 с.-С. 169-193.

33. Гончаров Н.К. Человек как предмет воспитания и изучения: О работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». / Н.К. Гончаров // Советская педагогика. 1973.-№ 11-С. 104-115.

34. Гуревич П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. М.: Вестник, 1997.-448 с.

35. Дадеркина Н.М. Реализация К.Д. Ушинским идеи народности воспитания в учебных книгах для детей / Н.М. Дадеркина. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 2002.-31 с.

36. Дементьева М.Н. Методологические основания наследия К.Д. Ушинско-го и их роль в становлении отечественной научной педагогики XIX века / М.Н. Дементьева. Дис. канд. пед. наук. Рязань, 2002. - 198 с.

37. Деттерер A.B. Введение в философию и историю образования: Учеб. пособие / A.B. Деттерер. Томск: Томск, гос. пед. ун-т, 1998. - 270 с.

38. Джанибекова Э.Ф. Каптерев 1849-1922 гг. о народном характере педагогики К.Д. Ушинского, [1824-1870 гг.] / Э.Ф.Джанибекова // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1998. - Вып. 10. - С. 53-58.

39. Днепров Э.Д. Зарубежная школа в оценке К.Д. Ушинского / Э.Д. Днеп-ров//Советская педагогика, 1973.-№ 10.-С. 97-107.

40. Днепров Э.Д. Учебные книги К.Д. Ушинского нравственная и педагогическая основа русской начальной школы / Э.Д. Днепров // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. - М., 2001. - Вып. 5.-С. 95-159.

41. Днепров Э.Д. Теория первоначального образования и учебные книги К.Д. Ушинского / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушин-ский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. -447, 1. с.-С. 331-405.

42. Днепров Э.Д. Издание сочинений К.Д. Ушинского. Историографический обзор / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 406-410.

43. Днепров Э.Д. Социальные и научные истоки «педагогической антропологии» К.Д. Ушинского / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3 / К.Д. Ушинский;сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. - 557, 3. с.-С. 537-553.

44. Днепров Э.Д. Статья К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании»: Опубл. в «Журнале воспитания» 1857 г., № 7, 8. / Э.Д. Днепров // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии.-М., 2001.-Вып. 1.-С. 99-100.

45. Днепров Э.Д. Мировоззренческие истоки педагогического творчества К.Д. Ушинского / Э.Д. Днепров // Советская педагогика. 1974. - № 4. - С. 93102.

46. Днепров Э.Д. Феномен Ушинского / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 4 / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005.-41, 3. с.-С. 393-512.

47. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, 2003. - 107 с.

48. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский: жизнь и педагогическая / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988.-416 с.-С. 6-31.

49. Егоров С.Ф. Неизвестное в известном / С.Ф. Егоров // Учительская газета.- 1990.-Май, №21.

50. Егоров С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обретения педагогикой статуса науки / С.Ф. Егоров / Педагогика. 1999. - № 6. - С. 75-83.

51. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский / С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1977. -143 с.

52. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.: Историко-педагогический очерк / С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1987. - 150 с.

53. Елисеев A.B. Педагогические идеи К.Д. Ушинского о воспитании и современность /A.B. Елисеев // География и экология в школе XXI века: Науч.-метод. журн. М.: «ГЭО-ЭКО». - 2004. - № 6. - С. 39-47.

54. Емельянов Б.В. Очерки педагогической антропологии в России / Б.В.

55. Емельянов, Т.А. Петрунина. Екатеринбург: Центр проблем детства, 1997. - 124 с.

56. Жизнь и наследие К.Д. Ушинского: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ, 1986.- 124 с.

57. Загрекова JI.B. Философия как методологическая основа педагогики / JI.B. Загрекова //Отечественная философия: русская, Российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.-С. 451-458.

58. Зажурило В.К. Ушинский в Петербурге / В.К.Зажурило. Л.: Лениздат, 1979.- 191 с.

59. Замостьянов А. Константин Дмитриевич Ушинский, 1824-1870/1871 гг.: [о жизни и деятельности] / А. Замостьянов // Одаренный ребенок: Науч.-практ. журн. / Шеф-ред. Т. Ерегина. М., 2004. - № 6. - С. 110-121.

60. Заякин O.P. Гербарт и Ушинский о воспитании, 1776-1841 гг., [18241870 гг.] / O.P. Заякин // Актуальные психолого-педагогические проблемы образования. Бийск, 1997. - С. 24-29.

61. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. / В.В. Зеньков-ский. М.; Ростов-н/Д, Феникс, 1999. - Т. 1. - 542 с. - Т. 2. - 540 с.

62. Зеньковский В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. М.: Изд-во Право-слав. Свято-Тихон. богослов, ин-та, 1996. - 153 с.

63. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии / В.В. Зеньковский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Наука, 1991. -С. 14-31.

64. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. М. : Шк.-пресс, 1996. - 271 с.

65. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX в. / В.В. Зеньковский. Париж: YMCA-PRESS = УМКА ПРЕСС, 1960. - 376 с.

66. Зикеев Н.В. Детство и годы учения К.Д. Ушинского / Н.В. Зикеев // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. М., 1953. - Т. 25. - С. 243-268.

67. Иванов А.Н. К.Д. Ушинский: Гимназист. Студент. Профессор /А.Н.Иванов. Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1973. - 238 с.

68. Ильин А.И. О русской идее / А.И. Ильин // Русская идея. М., 1992. - С. 436-443.

69. Ильин А.И. Почему мы верим в Россию: Сочинения / А.И. Ильин. М.: Эксмо, 2006. - 912 с. - (Антология мысли).

70. Исаев JI.H. К.Д. Ушинский основатель русской дидактической и методической школы / JI.H. Исаев. - М.: Изд-во Ин-та общ. образования, 1999. - 252 с.

71. Исаев JI.H. К вопросу о философских основах дидактической и методической системы К.Д. Ушинского, 1824-1870 гг. / JI.H. Исаев // Страницы истории педагогики. Пятигорск. - 1999. - Вып. 12. - С. 63-68.

72. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Бутори-на, З.И. Васильева и др. / Под. ред. З.И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.

73. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сб. научн. тр. М.: АПН, 1989. -216 с.

74. История педагогики, педагогическая антропология = History of education, educational a nthropology: Сб. ст. Гл. ред. Г.Б. Корнетов. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 104 с.

75. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е.П. Бе-лозерцев, С.Б. Каменецкая, Н.И. Лифинцева и др. / Под ред. Е.П. Белозерцева. -M.: Роман-газета, 1994. 189 с.

76. К.Д. Ушинский и проблемы современного образования. Материалы научно-практической конференции. Челябинск: Чел. ГУ, 2000. - 110 с.

77. К.Д. Ушинский: наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Образование и бизнес, 1994. - 207 с.

78. Каган М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема / М.С. Каган // Magister = Магистр. Москва, 1998. - № 4. - С. 88-95.

79. Калабушкина Ю.С. Русская философия конца XIX-середины XX века и современное обществоведческое образование / Ю.С. Калабушкина. Автореф. дис. канд. филос. наук. Тверь, 2002. - 22 с.

80. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. / И. Кант. М.: Мысль. - Т. 6. - 1964. - 743 с.

81. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. -М.: Педагогика, 1988. 704 с.

82. Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций / П.Ф. Каптерев. -Ижевск: Изд-воУдмурт. ун-та, 1996. 185 с.

83. Каптерев П.Ф. Гегель / П.Ф. Каптерев // Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. В 20 Т. - Т. 6 / Под ред. С.Н. Южакова. - СПб.: Просвещение, 1896. - 846 с. - С. 280-283.

84. Кларин В.М. К.Д. Ушинский: национальное и общечеловеческое в воспитании / В.М. Кларин // Магистр. 1994. - № 4. - С. 57-63.

85. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. / В.М. Кларин, В.М. Петров. -М.: Б.и., 1996. 124 с.

86. Константинов H.A. Народность как основа педагогической системы К.Д. Ушинского / H.A. Константинов // Советская педагогика. 1946. - № 4-5. - С. 5966.

87. Костюк Г.С. Прогрессивные педагогические идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского / Г.С. Костюк // Советская педагогика. 1974. - № 2. -С. 18-28.

88. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода / Г.Б. Корнетов. М.; Владимир: Владимир, гос. пед ун-т, 1998. - 47 с.

89. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. Учебн. пособие / Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2001. - 124 с.

90. Кругликова Г.Г. Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях второй половины XIX-первой трети XX века / Г.Г. Кругликова. Дис. канд. филос. наук. Нижневартовск, 2002. - 137 с.

91. Криворотова Т.А. Идея русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века / Т.А. Криворотова. Дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2003. - 171 с.

92. Киреевский И.В. Девятнадцатый век / И.В. Киреевский // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560 с. - С. 200 -209.

93. Киекбаева З.Д. Формирование национального самосознания и этика межнациональных отношений в педагогическом учении К.Д. Ушинского, 1824187? гг. / З.Д. Киекбаева // Педагогический альманах. Уфа, 1998. - Вып. 1. - С. 36-37.

94. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии / В.А. Кольцова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2004. - 416 с.

95. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебн. пособие. Ч. 1 / М.Р. Кудаев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 168 с.

96. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография / А.Г. Кузнецова. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.- 152 с.

97. Куликов В.Б. Педагогическая антропология / В.Б. Куликов.-Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988. 191 с.

98. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2003. - 603 с.

99. Ларионов М.Ю. Антропология Иммануила Канта с прагматической точки зрения / М.Ю. Ларионов/ электр. ресурс: http://anthropology.ru /ги / texts /larionov/kantantr.html

100. Лордкипанидзе Д.О. «Человек как предмет воспитания» венец русской классической педагогики / Д.О. Лордкипанидзе // Советская педагогика. - 1968. -№ 1.-С. 32-42.

101. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского / Д.О. Лордкипанидзе. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1974. - 441 с.

102. Лордкипанидзе Д.О. Классик русской педагогики К.Д. Ушинский / Д.О. Лордкипанидзе. М.: Знание, 1954. - 31 с.

103. Лузина JI.M. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания / JI.M. Лузина. Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. - 386 с.

104. Лукманова Х.Х. Философские основы педагогики К.Д. Ушинского, 1824-187? гг. / Х.Х. Лукманова // Педагогический альманах. Уфа, 1998. - Вып. 1.-С. 38-42.

105. Лешкевич Т.Г. Философия: Вводный курс / Т.Г. Лешкевич. М.: Контур, 1998.-464 с.

106. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. М.: Просвещение, 2001. - 208 с.

107. Маккавейский Н.К. К.Д. Ушинский и его педагогические идеи / Н.К. Маккавейский. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1896. - 98 с.

108. Малькова И.Г. Идеи русского образования в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / И.Г. Малькова // Идеи, гипотезы, поиск. . Магадан, 1996. -Вып.З.-Ч. 1.-С. 24-26.

109. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997. - 311 с.

110. Можейко М.А., Щекин Н.С. Вера // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл . Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с. - С. 112-114.

111. Николаев И.С. Христианские ценности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, 1824-1870 гг. / И.С. Николаев // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1998.-Вып. 3.-С. 117-122.

112. Меньшиков В.М. Принципы педагогического учения Ушинского / В.М. Меньшиков // К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.: Роман-газета, 1994. - 189 с. - С. 49-70.

113. Меньшиков В.М. Педагогическая система К.Д. Ушинского / В.М. Меньшиков // К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.: Роман-газета, 1994. - 189 с. - С. 160-176.

114. Минюкова С.А. Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины Х1Х-начала XX вв. / С.А. Минюкова. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1999. 18 с.

115. Наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России: Мат. межвуз. науч.-практ. конф., 19-20 мая 1994 г., посвященной 170-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Балашов: Изд-во Балашов, пед. ин-та,1994.- 120 с.

116. Наумов Н.Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений / Н.Д. Наумов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - 204 с.

117. Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России / A.A. Никольская. Дубна: Феникс, 1995. - 331 с.

118. Никольская A.A. Комментарии к «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» / A.A. Никольская // К.Д. Ушинский Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. -528с.-Стр. 515-524.

119. Никонов К.И. Современная христианская антропология / К.И. Никонов -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 184 с.

120. Николаев И.С. Христианские ценности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского / И.С. Николаев // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1998. - Вып. 3.-С. 117-122.

121. Новое об Ушинском: Исследования и материалы о жизни, деятельности и педагогическом наследстве / Отв. ред. А.Н. Иванов. -Ярославль, 1981. 113 с.

122. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки / А.П. Огурцов. М.:1995.-317 с.

123. Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX-начала XX вв. / Т.А. Петрунина. Дис. докт. философ, наук. -Екатеринбург., 2004. 250 с.

124. Приворотская Е.Е К.Д. Ушинский о духовной культуре учителя: 18241870 гг. / Е.Е. Приворотская // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 2002. -Вып. 8.-С. 149-159.

125. Петренко П.И. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании, 1824-1870 гг. /П.И. Петренко // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып. 8. -С. 71-84.

126. Педагогическая антропология в России (XIX-XX вв.) Хрестоматия. / Сост.: Б.В. Емельянов, Н.Д. Наумов, Н.В. Остапчук, Т.А. Петрунина. Екатеринбург: Урал. гос. с.-х. акад., 2001. - 230 с.

127. Педагогическая антропология. Хрестоматия / Авт.-сост. М.А. Викулина и др. Н. Новгород: НГЛУ, 2002. - Ч. 1. - 183 с.

128. Поппер К. Нищета истоицизма. Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс»- VIA, 1993.- 187 с.

129. Рехневский Ю.С. К.Д. Ушинский (некролог) / Ю.С. Рехневский // Собр. соч.: В 11 томах. Т. 11. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - С. 402-429.

130. Репин С.А. Осуществление идей К.Д. Ушинского в современном образовании / С.А. Репин // К.Д. Ушинский и проблемы современного образования. -Челябинск, 2000.-С. 13-19.

131. Рукописный отдел Института русской литературы РАН (РО ИР ЛИ РАН), ф. 316, оп. 24, л. 5, 7.

132. Рябиничев П.А. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского / П.А. Рябиничев. Дис. канд. пед. наук. -М., 1947. -230 с.

133. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-254 с.

134. Сальников Ю.В. Убеждение: (Ушинский): Историческое повествование / Ю.В. Сальников. -М., 1977. 175 с.

135. Салютина A.A. Поиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России XIX-нач. XX в. / A.A. Салютина Авто-реф.канд. пед. наук. Волгоград, 2000. - 27 с.

136. Смирнов A.A. «К столетию «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского» // Избранные психологические труды». В 2 т. - Т. 1 / A.A. Смирнов. -М.: Педагогика, 1987.-172 с.-С. 145-163.

137. Соловков И.А. Теория развивающего обучения К.Д. Ушинского и ее отражение в учебной книге «Родное слово» / И.А. Соловков // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Пенза, 1999. - Вып. 2. - С. 65-73.

138. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский. -М.: Учпедгиз, 1957.-215 с.

139. Струминский В.Я. Великий русский педагог К.Д. Ушинский / В.Я. Струминский.-М.: Знание, 1961.-48 с.

140. Струминский В.Я. О педагогическом наследии К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский // Советская педагогика. 1957. - № 1. - С. 64-82.

141. Струминский В.Я. Очерк жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского: ( Биография) / В.Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1960. - 348 с.

142. Суходолова Г.М. К.Д. Ушинский и современная школа : Идеи К.Д. Ушинского (1824-1870/71 гг.) и их отражение в соврем, практике сред. шк. При-мор. края. / Г.М. Суходолова // Приморская школа на пороге третьего тысячелетия. Владивосток, 1999.-С. 109-116.

143. Субетто А.И. Философия образования через призму здоровья Российского этноса / А.И. Субетто // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1997.-С. 118-124.

144. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Татищев В.Н. Избранные произведения. J1. - 1979. - С. 51-132.

145. Тесля С.Н. Генеалогия мировоззрения (Ретроспекция философских, антропологических и психологических оснований концепции): Монография / С.Н. Тесля. Сочи.: РИО СГУТиКД, 2006. - 96 с.

146. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. / Ред-кол.: A.M. Еголин, E.H. Медынский, В.Я. Струминский / Сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский. -М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1952.

147. Ушинский К.Д. Лекции в Ярославском лицее / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. -416 с.-С. 32-66.

148. Ушинский К.Д. О камеральном образовании / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. -416 с.-С. 67-128.

149. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988.-416c.-C. 160-176.

150. Ушинский К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 177-193.

151. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 194-256.

152. Ушинский К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности / К.Д. Ушинский Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 300-308.

153. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988.-416 с. - С. 309-316.

154. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 317-340.

155. Ушинский К.Д. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 382-386.

156. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1 / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. - В 6 т. - Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с. - С. 7-463.

157. Ушинский К.Д. Варианты к I тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. - 528 с. - С. 464-514.

158. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2 / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. - В 6 т. - Т. 6 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с. - С. 8-377.

159. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 6 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с. - С. 385-498.

160. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 12-32.

161. Ушинский К.Д. Три элемента школы / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 33-53.

162. Ушинский К.Д. О Народности в общественном воспитании / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. -М: Дрофа, 2005- 638, 2. с. - С. 54-131.

163. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 132-162.

164. Ушинский К.Д. Новая программа «Журнала Министерства народного просвещения» / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. -638, 2. с.-С. 163-168.

165. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 169-190.

166. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 191-239.

167. Ушинский К.Д. Родное слово / Избранные труды- В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 240-256.

168. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 257-316.

169. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 638, 2. с. - С. 317-446.

170. Ушинский К.Д. Одна из темных сторон германского воспитания / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005 - 638, 2. с. - С. 547-558.

171. Ушинский К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности / Избранные труды- В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с.-С. 7-18.

172. Ушинский К.Д. Воскресные школы (Письмо в провинцию) / Избранные труды. В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 19-36.

173. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 37-46.

174. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 47-66.

175. Ушинский К.Д. Защитникам классических гимназий / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 91-97.

176. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова.-М.: Дрофа, 2005.-447, 1. с.-С. 98-104.

177. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми? / Избранные труды. -В 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 105-115.

178. Ушинский К.Д. Необходимость ремесленных школ в столицах / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 116-122.

179. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 2: Русская школа / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 447, 1. с. - С. 123138.

180. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1) / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 3 / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 557, 3. с. - С. 7-493.

181. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2) / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 4 / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 541, 3. с. - С. 7-126.

182. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 4 / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. -М.: Дрофа, 2005. - 541, 3. с. - С. 127-348.

183. Ушинский К.Д. Программы педагогического курса для женских учебных заведений / Избранные труды. В 4 кн. - Кн. 4 / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. - М.: Дрофа, 2005. - 541, 3. с. - С. 349-373.

184. Ушинский К.Д. Воскресные школы / К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. - Т. 2: Вопросы обучения / Под ред. В .Я. Струминского. М., Гос. учеб-метод, изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1954. -735 с.-С. 225-244.

185. Ушинский К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. - Т. 2: Вопросы обучения / Под ред. В.Я. Струминского. -М.; Гос. учеб-метод, изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1954. - 735 с. -С. 539-558.

186. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах / К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. - Т. 1: Вопросы воспитания / Под ред. В.Я. Струминского. - М.: Гос. учеб-метод, изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1954. - 630 с. - С.237- 247.

187. Ушинский К.Д. Биографические и библиографические материалы. Дневник 1844-1845гг. // Собрание сочинений. В 11 т. - Т. 11 / Сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР. - 1952. - 727с.

188. Умрихина Н.М. Преломление педагогическим персоналом Павлышской школы идеи К.Д. Ушинского о роли родного языка в развитии мышления младших школьников, 1824-1870 гг. / Н.М. Умрихина // В.А. Сухомлинский и школа наших дней. М., 1999. - С. 55-59.

189. Френкель Ш.А. Мировоззрение и психолого-педагогическая система К.Д. Ушинского / Ш.А. Френкель. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1968. - 19 с.

190. Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение / История новой философии. Т 8. М.; Л.: СОЦЭКГИЗ, 1933. - 612 с.

191. Хомич E.B. Парадигма // Новейший философский словарь: 3-е изд., ис-правл. Мн.: Книжный Дом. - 2003. - 1280 с. - С. 517-518.

192. Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII-XX веков / Н.В. Хри-стофорова. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2002. - 192 с.

193. Шеховская Н.Л. К.Д. Ушинский и H.A. Бердяев о роли христианства в воспитании личности / Н.Л. Шеховская // Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы. Смоленск, 2001. - С. 150-156.

194. Штымов С.Т. Философские основы педагогической деятельности К.Д. Ушинского / С.Т. Штымов // Вопросы истории педагогики. Томск, 1975. -С. 10-16.

195. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Б.Ю. Щербаков. М.: Логос, 2001. - 142 с.

196. Эверлинг С. Фрис // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. - 2003. - 1280 с. - С. 893-894.

197. Юревич A.B. Психология и методология / A.B. Юревич. М.; Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 312 с.

198. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие / В.А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 376 с.

199. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1974. -447 с.

200. Schriften zur Psychologie und Pädagogik. Берлин, 1986.

201. Hans N. K.D. Ushinski Russian pioneer of comparative education / N. Hans//Comparative education Review - 1962, v. 5, N 3, February, p. 162-166.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.