Идеи педагогической антропологии в трудах В.И. Несмелова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шпак, Алексей Павлович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шпак, Алексей Павлович
Введение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Теоретические основы исследования.
1.2 Методологические основы исследования.
1.3 Философские и научно-мировоззренческие предпосылки формирования антропологии В. И. Несмелова.
Выводы по первой главе.
Глава 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В. И. НЕСМЕЛОВА.
2.1 Основные положения философской антропологии
В. И. Несмелова как основа идей педагогической антропологии.
2.2 Учение В. И. Несмелова о личности и его антрополого-педагогическая интерпретация.
2.3 Учение В. И Несмелова о нравственности как методологическая, теоретическая и аксиологическая основа антрополого-педагогических идей.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философия религиозного реформаторства в духовно-академических школах России: В.И. Несмелов и М.М. Тареев2005 год, кандидат философских наук Аккуратнов, Алексей Владимирович
Сравнительный анализ философской антропологии П.Д. Юркевича и В.И. Несмелова2004 год, кандидат философских наук Фёдорова, Марина Владимировна
Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: Вторая половина XIX - начало XX вв.2004 год, доктор педагогических наук Плеханов, Евгений Александрович
Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Петрова, Елена Владимировна
Философско-антропологические основания российской педагогики XIX - начала XX вв.2004 год, доктор философских наук Петрунина, Тамара Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи педагогической антропологии в трудах В.И. Несмелова»
Актуальность исследования. Современная культурная и социальная ситуация в России высветила потребность обращения к историческим корням, к традициям, к восстановлению исторической памяти, что обусловлено необходимостью и потребностью в поиске ценностных оснований бытия человека, обеспечивающих устойчивость его жизненной и социальной позиции, ориентацию на абсолютные ценности и ценности национальной культуры. Изучение наследия отечественных философов второй половины XIX - начала XX столетия, исследование педагогических аспектов разработанных ими теорий и концепций позволяет выявить предпосылки становления парадигмальных оснований современной педагогики. В этом смысле справедливо утверждение о том, что познать историю - это лучший и кратчайший способ понять современность. Это оправданный посыл к исследованию ценностных оснований современной культуры и социального опыта в их соотнесении с научно-педагогическим знанием.
Кроме того, современные исследователи (E.H. Белякова, Н.М. Борытко, JI.M. Лузина, И.А. Соловцова и др.) выделяют в качестве одной из актуальных в сфере методологии образования такую проблему, как синтез научно-педагогического и философского (в том числе религиозно-философского) знания, что позволит расширить методологическую базу для понимания человека как объекта и субъекта воспитания.
Для сложившейся ситуации это особенно актуально, ибо огромные пласты отечественной культуры в силу целого ряда общеизвестных обстоятельств оказались преданы забвению. Годы перестройки вернули в науку запретные ранее имена русских философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, C.JT. Франк). В ряду этих имен стоит и имя Виктора Ивановича Несмелова - заслуженного ординарного профессора Казанской Духовной академии, доктора богословия, труды которого до настоящего времени не получили адекватной оценки с позиций педагогической науки. Его плодотворные, глубокие по мысли философские постулаты о человеке, об образовании, о нравственности и нравственном воспитании до сих пор не стали предметом изучения.
Особенно актуальны сформулированные В.И. Несмеловым концептуальные положения в связи с активной разработкой в современной отечественной педагогике такого направления, как педагогическая антропология, представленного широким спектром концепций: философско-антропологический подход (JI.M. Лузина), концепция антрополого-педагогического пространства с учетом идей христианской антропологии (В.И. Слободчиков), комплементарный подход (Б.М. Бим-Бад, А.Я. Данилюк и др.). Кроме того, исследователи (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, C.B. Куликова, В.К. Пичугина и др.) обращаются к историко-педагогическому анализу отечественных антрополого-педагогических концепций, что также свидетельствует об актуальности данного направления. Однако, несмотря на ряд очевидных достижений, широкий круг проблем педагогической антропологии остается неразработанным. Более того, в настоящее время не только предмет и задачи, но даже сам статус педагогической антропологии является предметом дискуссий. В этой ситуации возрастает роль изучения истории развития антропологического знания.
Приведенные доводы и знакомство с содержанием трудов Виктора Ивановича Несмелова и определили наш исследовательский интерес и позволили сформулировать тему: «Идеи педагогической антропологии в трудах В.И. Несмелова».
В постижении человека актуальна проблема синтеза научного знания и знания вненаучного, т.е. не подлежащего экспериментальному изучению. Актуальность данной проблемы обусловлена тем фактом, что многие так называемые мировоззренческие проблемы, без решения которых невозможно рассмотрение проблематики, связанной с пониманием сущности человека, т.е. собственно антропологической проблематики, выходят за рамки науки как формы познания окружающего мира. Изучение антропологии В.И. Несмелова, основанной на синтезе православной антропологической традиции и философской антропологии, позволяет ввести в научный оборот достижения православной антропологии и способствует формированию методологии взаимодействия науки и богословия.
Между тем очевидны противоречия между человеком как носителем и выразителем идеальных ценностей, наделенным душой и духом, человеком как тайной, и характером развития современного общества. Человек оказался погруженным в мир технологий, в мир виртуальных состояний, что приводит к обезличиванию, к утрате собственно человеческого в человеке. Во многих педагогических концепциях человек рассматривается с технократических позиций, как биосоциальное существо, полностью познаваемое с позиций научной рациональности. Проблема самореализации человека, обретения им своего подлинного существа требует научного осмысления. Рассматриваемая педагогическая антропология В.И. Несмелова является одним из возможных вариантов такого осмысления
Другое противоречие, усиливающее актуальность данного исследования, - это противоречие между тем значением, которое имеет антропологическое знание, и недостаточной разработанностью антропологической проблематики в педагогике. Наименее разработанными остаются проблемы понимания человека, включенного в образовательный процесс, с позиций синтеза разных способов постижения человека и педагогической реальности. Выявление и глубокое изучение идей педагогической антропологии, представленных в трудах В.И. Несмелова, должно способствовать решению этой проблемы.
Наблюдается противоречие между наличием богатой отечественной антропологической традиции и приоритетным вниманием отечественных исследователей к зарубежной антропологии.
Обращает на себя внимание односторонность освещения отечественной антропологической традиции - в течение длительного времени история развития отечественной антропологической традиции сводилась к истории одного из ее направлений - суммативной антропологии.
Актуальность изучения антропологических идей В.И. Несмелова видится также в том, что, несмотря на их фундаментальность, теоретическую и практическую значимость, они оказались не востребованными, не актуализированы в педагогическом человекознании, что было обусловлено рядом факторов: господство позитивизма и нигилизма, неоднозначная оценка творчества В.И. Несмелова в религиозных кругах и др.
Обращает на себя внимание факт недостаточной изученности философско-антропологического наследия В.И. Несмелова. Долгое время мы не имели ничего, кроме рецензий еп. Антония, А. Волкова, рецензировавших первый том «Науки о человеке», Е.А. Будрина, автора крайне негативной рецензии на второй том «Науки о человеке». Общая оценка несмеловской антропологии была дана H.A. Бердяевым и В.В. Зеньковским. H.A. Бердяев ссылается на творчество В.И. Несмелова, рассматривая проблему двойственности человеческой природы. В.В. Зеньковский дает общую характеристику антропологии В.И. Несмелова в своей «Истории русской философии», оценивая ее как вершину отечественной академической философии. В настоящее время антропологию В.И. Несмелова рассматривают еп. Константин (Горянов), Д.А. Праздникова, A.B. Дубинин, Е.К. Веселова. Однако работ, рассматривающих сформулированные В.И. Несмеловым идеи педагогической антропологии, нет.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности философско-антропологического наследия В.И. Несмелова как ресурса обогащения историко-педагогического знания идеями педагогической антропологии.
С учётом этого и была избрана тема исследования: «Идеи педагогической антропологии в трудах В.И. Несмелова».
Объект исследования: философско-антропологическое наследие В.И. Несмелова.
Предмет исследования: содержание и методологический потенциал концептуальных идей педагогической антропологии В.И. Несмелова.
Цель исследования: выявление содержательных характеристик и методологического потенциала идей педагогической антропологии, представленных в трудах В.И. Несмелова. Задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики философской антропологии В.И. Несмелова.
2. Концептуализировать антрополого-педагогические идеи, содержащиеся в трудах В.И. Несмелова.
3. Уточнить значение антрополого-педагогических идей В.И. Несмелова в контексте научно-педагогического знания конца XIX - начала XX вв.
4. Определить значение антрополого-педагогических идей В.И. Несмелова для современной педагогики.
Хронологические рамки исследования: охватывает вторую половину XIX - начало XX в., а именно 1855 - 1920-е гг. Эти рамки не совпадают ни с годами жизни Виктора Ивановича Несмелова (1863 -1937 гг.), ни с годами его активного творчества (примерно 1887 - 1920 гг.). Нижняя граница выбрана как начало новой эпохи в истории России, характеризующейся политическими, экономическими и социальными преобразованиями, потребовавшими осмысления и выработки адекватного мировоззрения. Верхняя граница также обозначает начало нового этапа в отечественной истории, характеризующегося доминированием марксистско-ленинской философии. Источниковую базу исследования составили:
1. Труды В.И. Несмелова: двухтомная монография «Наука о человеке» - основной труд мыслителя; статья «О цели образования», представляющая собой публикацию актовой речи В.И. Несмелова; статья «К вопросу о цели образования» - ответ на критику статьи «О цели образования», статья «Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения».
2. Труды философов и педагогов, обращавшихся к наследию В.И. Несмелова: епископ Антоний. «Отзыв о сочинении проф. В.И. Несмелова «Наука о человеке. Т 1»; Бердяев H.A. «О назначении человека»; Будрин Е.А. «Отзыв о сочинении проф. В.И. Несмелова «Наука о человеке. Т 2»; Волков А. «Отзыв о сочинении В.И. Несмелова «Наука о человеке»; Зеньковский В.В. «История русской философии»; Зеньковский В.В. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; Добин A.B. «Проблема человека в философии В.И. Несмелова»; Константин (Горянов) «Жизнь и творчество Виктора Несмелова»; Праздникова Д.А. «В.И. Несмелов и проблема свободы воли».
Методологическая основа исследования представлена комплексом методологических подходов и принципов, важнейшим из которых являются: антропологический (Б.М. Бим-Бад, А.Н. Гуревич, В.П. Зинченко, JI.M. Лузина, А.И. Пискунов); цивилизационный (М.В. Богуславский, Э.Б. Корнетов, Э.Д. Днепров, O.E. Кошелева); культурологический (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Н.Б. Крылова, О.Д. Федотова); аксиологический (В.А. Караковский, A.B. Кирьякова, И.Б. Котова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург); проблемно-исторический анализ (Г.Х. Валеев, Д.И. Дубровский, В.И. Загвязинский, Н.Е. Шкараба).
Теоретическую основу исследования составили:
• труды отечественных религиозных и светских философов по христианской и философской антропологии (В. С. Соловьев, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, В. Н. Лосский, И. А. Ильин, С. Л. Франк);
• работы классиков педагогической антропологии (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, М. Шелер, Г. Плеснер, О. Ф. Больнов);
• сочинения отцов церкви, содержащие идеи о триединстве человеческого бытия, определяющей роли его духовной основы (св. Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама);
• исследования по истории отечественной философии (В. В. Зеньковский, А. И. Новиков, Б. Н. Бессонов);
• труды отечественных психологов и философов о сущности, содержании и формах духовного бытия человека (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, М. К. Мамардашвили);
• труды отечественных педагогов о сущности и проблематике педагогической антропологии Б. М. Бим-Бад, Е. Г. Ильяшенко, А. П. Огурцов, Т. А. Петрунина).
Комплекс методов исследования, используемых в настоящей работе, определяется спецификой объекта и предмета исследования. Он представлен следующими методами: на первом этапе - сравнительный анализ, моделирование, проектирование, логический анализ; на втором этапе -анализ и синтез идей и концепций, моделирование, метод исторического и логического, метод ретроспективного анализа, биографический метод; на третьем этапе - обобщение, конкретизация, систематизация, классификация.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена антрополого-педагогическая проблематика в религиозно-философском творчестве В. И. Несмелова; раскрыты основные характеристики антрополого-педагогической проблематики в творчестве В. И. Несмелова как феноменологической, обладающей собственной методологией, основанной на традиционных православных ценностях, на признании абсолютной ценности и безусловной значимости человека, понимании самоценности образования как модуса человеческого бытия, основного феномена существования человека и др.; обобщена, систематизирована и концептуализирована антрополого-педагогическая проблематика в религиозно-философском творчестве мыслителя и номинирована нами как педагогическая антропология В. И. Несмелова; определены место и роль антрополого-педагогического учения В. И. Несмелова в отечественной педагогике как направления, альтернативного педагогической антропологии К. Д. Ушинского, и на этом основании дополнены сложившиеся в истории педагогики представления об особенностях становления, генезиса, структуры и содержания отечественной педагогической антропологии, в результате чего ее история представлена как поликонцептуальный процесс противостояния и взаимодополнения учений.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена введением в педагогическую науку новой персоналии с ее богатым философским, научным и педагогическим наследием; подтверждением возможности и необходимости эволюции педагогики и педагогической антропологии, в частности, в сторону синтеза и взаимодополнения научного вненаучного и ненаучного, в том числе религиозного знания; расширением научных представлений о сущности образования как самоценности, в определенной степени дистанцированной от утилитарности как способа бытия и достижения свободы существования; выявлением и активном использовании специфики преодоления «вечных» дуальных проблем между: обучением и воспитанием, субъектом объектом образования, свободой и дисциплиной и т. д.; созданием предпосылок для возникновения системы педагогического знания, устойчивость которой обусловлена тремя согласованными координатами, выросшими из одного корня, использованные В. И. Несмеловым при решении проблемы «загадки о человеке»; дополнительной актуализацией проблемы антропологического способа рассмотрения человека в его феноменологической интерпретации.
Практическая значимость результатов исследования усматривается в возможности их использования при разработке содержания программ по педагогической антропологии в высших учебных заведениях всех организационно-правовых форм в соответствии с государственными образовательными стандартами профессионального образования; при создании учебных пособий в курсах «История образования и педагогической мысли» и «Педагогическая антропология в России». Результаты исследования также могут использоваться для уточнения и развития методологических, концептуальных и содержательных аспектов современного педагогического образования в процессе совершенствования программ по педагогической антропологии в плане фундаментализации и гуманизации образования.
Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в Псковском государственном педагогическом университете им. С. М. Кирова (Псков).
Положения, выносимые на защиту:
1. Основными характеристиками педагогической антропологии В. И. Несмелова являются ее феноменологический характер, системность, синтез православной антропологической традиции и философской антропологии, открытость к эволюционированию, обусловленные исходными философско-мировоззренческими и методологическими положениями несмеловской антропологии. Исходя из данных характеристик, педагогическую антропологию В. И. Несмелова целесообразно рассматривать с позиций синтеза научно-педагогического, философского и богословского знания.
2. Педагогическая антропология В. И. Несмелова как целостное и системное знание о человеке - субъекте и объекте образования, самовоспитующемся и воспитуемом, представлена в ведущих идеях его учения: идея традиционного учения о человеке как носителе разумных основ бытия, выразителе идеальных целей жизни, как абсолютной и безусловной ценности, как целостности, реализующей себя в многообразных аспектах существования (феноменах): в образовании, воспитании, личности, мировоззрении, миросозерцании, нравственной жизни, творчестве, самопознании, самопреобразовании, свободе, счастье; идея образования как самоценности, модуса бытия, несводимости его к решению утилитарно-практических задач и подготовке к предстоящей жизни, пути самореализации человека и достижения им истинного бытия; идея личности как изначальной, априорной данности человеку представления о Безусловном и истинном бытии, как пути достижения истинного бытия и цели жизни, как свободном бытии для себя; идея возможности и необходимости духовного воспитания и приоритетности его перед обучением, о самовоспитании как расширении, обогащении и идеализации духовного опыта ребенка, как поиске, обретении истинного бытия, как возвышающей устремленности к идеалу духа, как бытии в соответствии со своим предназначением; идея нравственной жизни как антитезы природного бытия и онтологической основы методов и форм самовоспитания и воспитания; о нравственной деятельности как пути обретения смысла жизни; о нравственном творчестве как средстве достижения свободы бытия, разумности жизненных действий; идея свободы воли как предоставленной возможности достижения истинного бытия; идея счастья как удовольствия «чисто духовного содержания», достигаемого посредством подчинения своей материальной природы своей же идеальной природе.
3. Значение антрополого-педагогических идей В. И. Несмелова для развития современного педагогического знания и практики определяется в направлениях: эволюции педагогики и педагогической антропологии в сторону синтеза и взаимодополнения научного и вненаучного знания, в том числе религиозного, и использования в этих целях как научной методологии (форм и методов концептуальной интерпретации научного знания о человеке), так и религиозной (принципа троичного синергизма); расширения, уточнения и конкретизации научных представлений о сущности образования как самоценности; уточнения и определения меры дистанцирования целей образования от утилитарности; осознания онтологического статуса образования как способа бытия и реализации в этой идеи в практике образования; уточнения и адекватного представления характера истории педагогики и образования как процесса поликонцептуального, диалектического, развивающегося на основе столкновения, противоборства и взаимодополнения различных концепций, взглядов, учений.
4. В контексте научно-педагогического знания конца XIX - начала XX вв антропология В. И. Несмелова определяется как альтернатива суммативной антропологии - ведущему направлению в развитии научно-педагогического знания конца XIX - начала XX вв. Принципиальные отличия проявляются в специфической точке зрения и логике рассмотрения антропологических вопросов, отношением к возможностям науки познать человека как существо духовное и выбором соответствующих методологий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Антрополого-педагогические концепции в России второй половины XIX - начала XX века2009 год, кандидат педагогических наук Пичугина, Виктория Константиновна
Социально-философские основания трансформации педагогического образования2009 год, доктор философских наук Скуднова, Татьяна Дмитриевна
Религиозно-философские воззрения В. И. Несмелова2000 год, кандидат философских наук Дремлюгин, Дмитрий Митрофанович
Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного российского образования2011 год, кандидат педагогических наук Хохлова, Анна Борисовна
Метафизика человека в творчестве В. И. Несмелова2003 год, кандидат философских наук Замилов, В. Н.
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шпак, Алексей Павлович
Выводы по второй главе.
Анализ философско-антропологических трудов В. И. Несмелова с позиции выявления и раскрытия содержащихся в них идей педагогической антропологии дает основания для следующих выводов.
1. Усвоенные философской антропологией В. И. Несмелова основные положения православного сознания и православной антропологии, многовековой итог богословской практики и аскетический опыт православных подвижников обусловили стройный, системный характер как философско-антропологических, так и антрополого-педагогических идей в творчестве ученого-педагога, философа.
Рассмотрение В. И. Несмеловым человека как носителя разумных основ и выразителя идеальных целей жизни, как абсолютной и безусловной ценности, как целостности, представленной в многообразных аспектах-феноменах своего существования - в образовании, воспитании, мировоззрении, миросозерцании, творчестве, самопознании, самопреобразовании свидетельствует о фундаментальной концептуализации антропосферы. Указанная концептуализация осуществлена в плане обоснования образования как основного феномена существования, как модуса человеческого бытия, как императива достижения истинного бытия, а потому самоценного. Все это дает право утверждать тезис не только о наличии в трудах философа антрополого-педагогических идей, но и о создании основ педагогической антропологии, имеющей свой категориально-понятийный аппарат, свой механизм получения новых знаний о человеке путем максимального развития, главным образом посредством самовоспитания.
2. Оценка антропологии В. И. Несмелова с исторической и эволюционной точки зрения и деления отечественной педагогической антропологии на наивную, суммативную (К. Д.
Ушинский и его школа) и феноменологическую (современный этап) дает основания утверждать о ее соответствии феноменологическому этапу. Это соответствие находит выражение в едином предмете познания - человеке как носителе целостности, в методологии получения новых знаний о человеке посредством рассмотрения основных феноменов его бытия - образования, личности, воспитания, мировоззрения, миросозерцания, свободы, творчества, счастья - с единой позиции: влияния их на обретение человеком истинного бытия, достижения конечной цели жизни -самоосуществления как носителя идеальной природы. Это соответствие свидетельствует об открытости педагогической антропологии В. И. Несмелова как системы, о ее способности к эволюционированию в силу наличия таких феноменов бытия как творчество, свобода воли.
3. Педагогическая антропология В. И. Несмелова - это учение о человеке как субъекте и причине разумных действий и творце своего бытия в различных аспектах его объективации. Любой феномен существования человека, с точки зрения философа-педагога - это предоставленная возможность самоосуществления, самореализации, самопреобразования, самопреодоления, самовоспитания. Так, творчество - это средство выделения человека из природы как существа духовного, средство реализации своего предназначения и достижения истинного бытия; личность -единственная форма осуществления истинного, безусловного бытия, а средство постижения себя как личности - самопознание. Есть основания полагать, что В. И. Несмелов впервые в имплицитной форме выразил идею и создал основы педагогики самовоспитания, самопреодоления человека. Эта идея и тенденция развития педагогического знания и практики являются актуальными и насущными для современного образования.
4. Практикоориентированный характер философии и антропологии В. И. Несмелова, его стремление дистанцироваться от экспериментального изучения человека, а также полемический характер несмеловских работ обусловили крайность в предлагаемых В. И. Несмел овым методах образования и воспитания, а именно - признание только духовного воспитания как средства обретения, обогащения и идеализации духовного опыта, обнаружения в человеке «философского духа». Этот факт служит делу интеграции проблем духовного воспитания в светской и православной педагогики, признанию приоритета духовного воспитания над обучением, пониманию духовного воспитания как самовоспитания, как постоянной устремленности к идеалу. В этом смысле педагогическая антропология В. И. Несмелова предстает как практика духовного воспитания и самовоспитания человека.
5. Тезис о самоценности образования, несводимости его к средству подготовки к жизни, к решению утилитарно-практических задач впервые сформулирован и теоретически обоснован с позиции православной антропологической традиции В. И. Несмеловым. К пониманию этого тезиса и осознанию его актуальности основоположники философской антропологии Запада М. Шелер, Г. Плеснер и другие пришли только через несколько десятилетий. В. И. Несмелов дал понять, что образование предоставляет человеку возможность осознать свое высокое предназначение, независимо от светской или религиозной ориентации, и указывает пути реализации этого предназначения. В этом смысле вклад ученого в мировую культуру достоин высокой оценки. Осознание подобного статуса образования - одна из актуальных проблем современной отечественной теоретической и практической педагогики.
146
Заключение.
Неоднозначность проблем, стоящих перед современным образованием, поиск более эффективных путей развития педагогического знания требуют всеобъемлющего выявления, изучения и активного использования теоретического наследия прошлого. Этот тезис, как свидетельствуют и результаты настоящего исследования, относится в первую очередь к неистощимому, бесценному и многоаспектному наследию постижения человека в православной традиции. Понимание и глубокое осмысление современного состояния педагогики невозможно без знания истоков духовно-нравственного воспитания, закономерностей его формирования на протяжении веков, без погружения в его историю, и, главное, - без осознания и принятия фундаментального факта: «Педагогика выросла исключительно на христианской почве» (К. Д. Ушинский). Он же считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.
Фундаментом культуры Православия, христианской педагогики является учение о человеке, его происхождении, предназначении и конечной цели бытия. Именно в пространстве этих реалий нашло свое воплощение творчество В. И. Несмелова - богослова, философа, педагога, впервые осуществившего философский анализ православного учения о человеке в аспекте образования, духовно-нравственного воспитания посредством феноменологического подхода.
В предельно сжатой форме основные итоги исследований ученого могут быть представлены в виде следующих положений, выявленных путем концептуальной интерпретации.
Во-первых, на основе принципов троичного синергизма, взаимодополнения и соответствия, тринитарного подхода В. И. Несмелое в едином и целостном процессе познания теоретически обосновал возможность и необходимость гармонизации систем знаний христианской антропологии как учения о происхождении, а главное - о назначении человека в этом мире, и психологической антропологии как учения о закономерностях развития человека в пределах индивидуальной жизни. Желаемая гармонизация достижима, в соответствии с учением философа, на путях выхода к единой высшей цели - истинному бытию, как бытию в соответствии с требованиями основных феноменов существования. В соответствии с принципом дополнительности общая гармонизации представляется как триада: христианская антропология -научная психология - педагогическая антропология, где третьим элементом - педагогической антропологией - является учение о становлении базовых способностей и сущностных сил человека в образовании, целостного и системного знания о человеке воспитывающемся и воспитуемом, объекте и субъекте образования, призванном как «.концептуально интерпретировать данные других наук о человеке и тем самым делать их пригодными к органическому использованию в структуре педагогических теорий, так и самостоятельно исследовать свой предмет в логике собственно педагогического человековедения».
Во-вторых, выявленные антрополого-педагогические идеи в трудах ученого дали основания для их концептуализации; концепцию же номинировать как «педагогическую антропологию В. И. Несмелова феноменологического типа». Подлинным открытием для своего времени, требующим глубокой рефлексии, явилась реализация феноменологического и целостного подходов в исследовании. Каждый из выделенных автором феноменов бытия человека (образование, воспитание, мировоззрение и т. д.) имеет непосредственную связь с человеком как целостностью, и каждый из них формирует всего человека, но не только отдельные его способности и сущностные силы; каждый из феноменов при полной его объективации представляет и предоставляет возможность достижения духовного идеала (истинного бытия, благодати, совершенства и полноты Первообраза, Абсолюта). Подобный подход противостоит ориентации на поиск и развитие средствами образования частных феноменов, имеющих опосредованное отношение к человеку как целостности. Общая ориентация развития педагогического знания и практики образования на принцип целостности дает основание полагать, что так называемый «бисерный» подход к выделению феноменов бытия не имеет будущего, так как в результате деления основных феноменов существования человека (Е. Финк) на «не основные» растет и число опосредующих звеньев на путях к целостному человеку.
В-третьих, единая целевая ориентация феноменов существования человека - на достижение истинного, подлинного бытия и общая прагматическая направленность учения В. И. Несмелова фактически привели к выводу об идентификации, отождествлению основных феноменов существования человека с истинным бытием: быть личностью - значит существовать подлинно, и не только в «мире горнем», но и в «мире дольнем»; способность обретать счастье путем поиска его источника в себе, способность преодолевать материальное в угоду духовному - значит существовать подлинно. Теоретическая и практическая значимость подобного вывода в том, что он не только приближает религиозные догмы к пониманию простым человеком, но и возвышает, одухотворяет, освещает сами феномены человеческого бытия.
В-четвертых, многообразие методологических конструктов, использованных В. И. Несмеловым без принципиальной разделенности их на религиозные и научные (исключая, конечно, положительную науку), ставит ученого-педагога в ряд основоположников методологии педагогики как особой системы знаний и деятельности по получению этих знаний. Так, наряду с основным методологическим принципом православия в богословской и философской рефлексии - принципом троичного синергизма (Бог - человек - мир), философ использует его научный аналог - принцип триарности, объективированный в триаде: вера - знание - духовность. Целостный подход еще до оформления его в качестве педагогической категории и методологического конструкта использован для построения структуры и наполнения содержанием основного труда - «Науки о человеке». Принцип дополнительности в разнообразных формах имплицитно и симплицитно реализован для выявления процессов взаимовлияния и взаимодействия феноменов бытия. Стройность, непротиворечивость, всесторонняя обоснованность религиозно-философской и педагогической позиции свидетельствует о реализации принципа соответствия сторон, составных частей, элементов учения В. И. Несмелова: «Комплементарные структуры подходят друг другу, как ключ к замку».
В-пятых, исследования В. И. Несмелова в широком плане представили прогностическую функцию историко-педагогической науки. Эта представленность получила воплощение в открытии будущего отечественной педагогической антропологии как антропологии феноменологической и одновременно целостной, имеющей своим объектом «всего человека». Возникшая бинарная оппозиция «феномен» -«целостность» разрешается на основе дополнительности и введения третьего члена - «истинного бытия». В связи с этим встает проблема вероятности прогноза, позиции в отношении связи прошлого с настоящим, а, следовательно, в отношении уроков истории. Известно, что в социальной, социально-экономической истории уже сформировался стереотип, отрицающий реальное существование этих уроков. В историко-педагогических исследованиях определился (3. И. Равкин, И. Е. Шкараба) более оптимальный вариант ответа относительно уроков истории, который выявляется и в процессе интерпретации и концептуализации идей педагогической антропологии, содержащихся в трудах В. И. Несмелова. Суть варианта в том, что он, живо перекликаясь с современными представлениями о назначении истории образования и педагогики, видит это назначение не в уроках, а в поиске ответа на самый острый вопрос сегодняшнего дня: камо грядеши? Куда идешь? И не более того. Исследования В. И. Несмелова дает ответы на поставленные вопросы, оно актуализирует их, каждый раз выдвигая в число приоритетных. Именно понять, где мы, и этого достаточно, чтобы пережить свою сопричастность целому миру, обществу, своей родине, ощутить себя в движении, в общем историческом и историко-культурном процессе. Подобного понимания недостает современной научно-педагогической мысли.
ВЫВОД: Исследование по теме «Идеи педагогической антропологии в трудах В. И. Несмелова» завершено. Задачи исследования решены: идеи педагогической антропологии в трудах В. И. Несмелова выявлены, интерпретированы и представлены в виде концепции. Выявлены их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
151
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шпак, Алексей Павлович, 2011 год
1. Аванесова Г. А. Методология анализа культуры, общества и человека в отечественном гуманитарном познании XIX XX веков / Г. А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №5. - С. 83 - 96.
2. Амонашвили Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Звягинский // Педагогика. 2000. - №2. - С. 11 - 16.
3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 463 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. СПб.: -2002
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев.-М.: 1977
6. Антоний Отзыв о сочинении проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке. Т 1.» / Антоний//Православный собеседник. 1900. - июнь. -С. 1-12.
7. Антонова Т. В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения / Т. В. Антонова // Социально-гуманитарные знания. -2005.-№1,-С. 331 -337.
8. Артемов В. М. Свобода и нравственность в педагогике Л. Н. Толстого / В. М. Артемов// Социально-гуманитарные знания. 2001. - №3. - С. 133- 142.
9. Артемов В. М. Нравственные основы свободы в анархизме Л. Н. Толстого / В. М. Артемов // Социально-гуманитарные знания. 2001. -№1. - С. 203-220.
10. Аскарова Г.Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе/Г.Б. Аскарова//Педагогика. -2005. -№1. С. 37-44.
11. Ахмедова А. А. Цель и смысл образования / А. А. Ахметова // Диалог в образовании Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2000
12. Бах А. Воспитание без насилия: антропософский аспект / А. Бах// Образование и насилие. СПб.: - Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета. - 2004. - С. 200 - 206.
13. Баркова Н. Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н. Н. Баркова // Педагогика. 2002. - №3. - С. 74 - 77.
14. Безрогов В. Г.«Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета / В. Г. Безрогов // Педагогика. 2002. - №4. - С. 55 - 62.
15. Бердяев Н. А. О назначении человека.-М.: 1993
16. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев //Вопросы философии. -1990. № 1,- С. 77-145 .
17. Бессонов Б. Н. История русской философии: единство в многообразии / Б. Н. Бессонов // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №1. - С. 68-79.
18. Белоконев Г. Философия и педагогика / Г. Белоконев, Г. Зинченко // Альма матер. 2005. - №1. - С. 3 - 7.
19. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология/Бим-Бад Б. М. М.: Изд-во УРАО, 2003.-576 с.
20. Богуславский М. В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. - №9. - С. 66 - 74.
21. Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М. В Богуславский // Педагогика. 2000. - №4. - С. 63 - 70.
22. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. - №1. - 17 - 24.
23. Борзенков В. Г. На пути к единой науке о человеке / В. Г. Борзенков // Человек. 2004. - №3. - С. 66 - 78.
24. Брегадзе А. А. Специфический метод познания человека. Понимание / А. А. Брегадзе // Перспективы человека в глобализирующемся мире. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - С. 21 -31.
25. Будрин Е. А. Отзыв проф. Е. А. Будрина о сочинении проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке» Том второй / Е. А. Будрин // Православный собеседник. 1908 июль-август. - с. 159 - 241
26. Буачидзе Т. А. О назначении человека. Специфика философского рассмотрения проблемы назначения человека / Т. А. Буачидзе // Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб.: - Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - С. 14-20.
27. Васильев В. А. Н. А. Бердяев о происхождении добра и зла / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №2. - С. 162 -178.
28. Васильев В. А. И. А. Ильин о добродетелях, пороках и сопротивлении злу / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №1. -С. 172- 190.
29. Васильев В. А. Н. О. Лосский о добре и зле, добродетелях и пороках / В.
30. A. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №6. - С. 153 — 169.
31. Васильев В. А. Г. Лейбниц о добре, зле и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №3. - С. 260 - 274.
32. Васильев В. А. Л. Фейербах о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №2. - С. 173 - 188.
33. Васильев В. А. Г. Гегель о благе и воспитании добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №1. - С. 181 -196
34. Васильев В. А. Аристотель о благе и добродетели / В. А. Васильев// Социально-гуманитарные знания. 2004. - №4. - С. 161-174.
35. Васильев В. А. Платон о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №3. - С. 155 - 169.
36. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №1. - 276 - 290.
37. Васильев В. А. Добро и добродетель в нравственной философии В. С. Соловьева / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. -2003,-№6.-С. 254-269.
38. Васильев В. А. И. Кант о добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №4. - С. 208 - 222.
39. Ватин И. В. Идея бессмертия в русской религиозной философии/И.
40. B. Ватин // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №4. - С. 181 -197.
41. Вахренева П. Е. Н. Бердяев и его философия человеческого достоинства / П. Е. Вахтерева // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №3. - С. 275-289.
42. Волков А. Отзыв о сочинении В. И. Несмелова «Наука о человеке» / А Волков // Православный собеседник. 1990. - июнь. - С. 2 - 17.
43. Галаган А. И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. -2002.-№5.-С. 72-85.
44. Георгий Флоровский. Восточные отцы Церкви. М.: - ООО «Издательство ACT». - 2003. - 633 с.
45. Герасимов Г. И. Образование потенциал социо-культурной трансформации российского общества / Г. И. Герасимов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №4. - С. 84 - 96.
46. Гликман И. 3. Воспитание или формирование / И. 3. Гликман // Педагогика. 2000. - №5. - С. 20-23.
47. Голубкова О. А. Ценностные ориентации в системе высшего образования / О. А. Голубкова // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: -Санкт-Петербургское философское общество. 2003. - С. 293 - 300.
48. Горбачев В. Г. Предпосылки и статус философской антропологии / В. Г. Горбачев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №1. - С. 143 -154.
49. Гордон В. Р. Христианская этика: pro et contra / В. Р. Гордон // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб.: -Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. - С. 90 - 97.
50. Горелов А. А. «Расщепленный» Человек и идея всеединства / А. А. Горелов, Т. А. Горелова // Человек. 2004. - №5. - С. 39 - 46.
51. Горелова Т. А. Доминанты морального сознания и поведения: эволюционный аспект / Т. А. Горелова // Человек. 2005. - №6. - С. 7887.
52. Григорий Нисский . Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав. / /Г. Нисский / Мистическое богословие Восточной Церкви. М.: - ООО «Издательство ACT». - Харьков. - 2001. - С. 307 -370.
53. Григорьев Д. В. Школьник как субъект воспитания / Д. В. Григорьев // Классный руководитель. 2002. - №2. - 10 - 15.
54. Гукаленко О. В. Воспитание в современной России / О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Педагогика. 2005. - №10. - С. 3 - 17.
55. Гутлин М. Н. Понятие духа и духовной жизни в философии И. А. Ильина / М. Н. Гутлин // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №2-С. 334-340.
56. Данилюк А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской революционной традиции // Педагогика. М.: Педагогика, 2003, с
57. Девятова С. В. Каким должно быть современное образование / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Социально-гуманитарные знания. 2006. -№5.-С. 64-79.
58. Девятова С. В. Методологические проблемы и перспективы диалога богословия и науки / С. В. Девятова // Социально-гуманитарные знания. 2006.-№1.-С. 69-88.
59. Дворецкая Е. В. Персонализм и христианство / Е. В. Дворецкая // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научнойконференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб.: -Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. - С. 163 - 167.
60. Добин А. В. Проблема человека в философии В. И. Несмелова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.03 / А. А. Добин; Санкт-Петербургский гос. ун-т.-СПб., 1996.-21 с.
61. Емельянов Б. В. Очерки педагогической антропологии в России / Б. В. Емельянов, Т. А. Петрунина. Екатеринбург, 1997. - 124 с.
62. Ермаков С. А. Постжизнь человека / С. А. Ермаков // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №2. - С. 327 - 334.
63. Жохов А. В. Храм как «макрокосм» / А. В. Жохов//Человек. 2005.-№5. -с. 91 - 104.
64. Закирова А. Ф. Понятийная база современной педагогики / А. Ф. Закирова // Педагогика. 2001. - №7. - С. 7 - 12.
65. Зеньковский В. В. Идея православной культуры / В. В. Зеньковский // Человек. 2004. - №5. - С. 110 - 127.
66. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: — 1996
67. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский . -Л.: Эго, 1991.
68. Зимакова Е. В. Образ человека в православной традиции и русской религиозной философии / Е. В. Зимакова // Человек. 2005. - №4. - С. 99-113.
69. Зимбули А. Е. В поисках объединяющих смыслов / А. Е. Зимбули // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научнойконференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб.: -Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. - С. 100 - 108.
70. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. - №8. - 26 - 31.
71. Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в России: история и современность / Е.Г.Ильяшенко. М.: УРАО, 2003. - 132 с.
72. Ильяшенко Е. Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России (вторая половина XIX первая треть XX в) / Еж. Г. Ильяшенко // Вестник УРАО. - 2003. - №3
73. Ильяшенко Е. Г. Отечественная педология в контексте развития педагогической антропологии (первая треть XX в) / Е. Г. Ильяшенко //Труды кафедры педагогической антропологии УРАО. Вып. 17.2002
74. Лествичник И. Лествица / И. Лествичник//Добротолюбие. М.: Изд-во ACT-2001.-С. 205-268.
75. Ирецкий А. Н. Потребность в самореализации / А. Н. Ирецкий // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium". Выпуск 29. - СПб.: - Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - С. 80-89.
76. Ирихин Ю. В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения / Ю. В. Ирихин // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №1. - С. 261 -278.
77. Как возможна единая наука о человеке? (Материалы семинара)// Человек. 2003. - №6. - С. 59 - 69; 2004. - №1. - С. 49 - 60.
78. Канапацкий А. Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А. Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №2. - С. 201-211.
79. Катышевцева Е. В. Философская антропология А. Зиновьева о самоценности человека / Е. В. Катышевцева // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №2. - С. 272 - 285.
80. Кебина Н. А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Кебина Н. А. // Социально-гуманитарные знания. 2004. -№2.-С. 186-200.
81. Кефели И. Ф. Гуманистические традиции отечественной социально-философской мысли / Кефели И. Ф. // Социально-гуманитарные знания.-2003.-№5.-с. 78-98.
82. Кларин М. В. Метафоры и ценности ориентации педагогического сознания/ М. В. Кларин // Педагогика. 1998. - №1
83. Кобылянский В. А. Философия образования как сфера знания / В. А. Кобылянский // Социально-гуманитарные знания. 2006. - №5. - С. 233 -245.
84. Козлова О. Н. Выбор морали / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №5. - С. 123 - 135.
85. Козлова О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2001. -№2.-С. 106-118.
86. Константин (Горянов) Жизнь и творчество Виктора Несмелова / Константин (Горянов) // Человек. 1992. - №2 . - С. 90 - 96.
87. КонтО. Дух позитивной философии / О. Конт. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.
88. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI в.: перспективы антропологического подхода. М.: - Владимир. - 1998
89. Корнфорт М. В защиту философии / М. Корнфорт. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1951. - 3 02 с.
90. Кочкаева Т. Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования / Т. Н. Кочкаева // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №6. - С. 53 - 64.
91. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В. В. Краевский // Педагогика. 2002. -№1.-С.З-17.
92. Краевский В. В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. - №3. - С. 3 - 10.
93. Краевский В. В. Содержание образования бег на месте / В. В. Краевский // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 3 - 12.
94. Кузьмина С. JI. Философия и педагогика: методологические аспекты истории взаимосвязи / С. J1. Кузьмина//Педагогика. 2001.-№5.-С. 8-12.
95. Куликов В. Б. Педагогическая антропология. Свердловск. - 1988
96. Кутырев В. А. От какого наследства мы не отказываемся / В. А. Кутырев // Человек. 2005. -№1. - С. 33 - 41; №2. - С. 5 - 19.
97. Кутырев В. А. Антропология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 2002. - №9. - С. 68 - 80.
98. Кутырев В. А. Человек в XXI веке: уходящая натура / В. А. Кутырев // Человек. 2001. -№1.-9-16.
99. Лекторский В. А. Умер ли человек? / В. А. Лекторский//Человек.-2004,-№4. -С. 10-16.
100. Лесгафт П. Ф. Антропология и педагогика//Избр. пед. Соч.-М.:-1988
101. Лихачев А. Е. Воспитание и духовность / А. Е Лихачев // Педагогика. 2001. - №3. - С. 33 - 36.
102. Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков.: - 2000. - 190 с.
103. Лузина Л. М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу). Псков.: - 2000. - 244 с.
104. Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). Псков.: - 1997
105. Лызь Н. А. Взгляд на парадигмы и изменения в педагогике / Н. А. Лызь // Педагогика. 2005. - №8. - 16 - 26.
106. Мальцева А. П. Индивидуальность и личность: свобода желания и желание свободы / А. П. Мальцева // Человек. 2005. - №1. - С. 25 - 32.
107. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №№1;2;3
108. Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. 2001. - №1. - С. 52 -63.
109. Миголатьев А. А. Философия. Ее предмет и метод / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №6. - С. 62 -78.
110. Минюшев Ф. И. Константы жизни человека / Ф. И. Минюшев, Е. Н. Медведев // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №1. - С. 272 -288.
111. Минюшев Ф. И. Феномены человеческого существования как константы / Минюшев Ф. И. // Социально-гуманитарные знания. -2004.-№6.-С. 278-296.
112. Мямешева Г. X. Свобода творчества в образовании / Г. X. Мямешева // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: - Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - С. 152 - 159.
113. Несмелов В. И. Наука о человеке./В. И, Несмелов СПб.: - Изд-во Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского. - 2000. - 394, 428 (27) с.
114. Несмелов В. И. О цели образования / В. И. Несмелов // Православный собеседник. 1898. - №2. - С. 585 - 612.
115. Несмелов В. И. К вопросу о цели образования (Ответ критику Русской мысли г. В. К.) / В. И. Несмелов // Православный собеседник. -1900. Т.1. - С. 71 - 100.
116. Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения. Электронный ресурс. / В. И. Несмелов Электрон.ст. -Режим доступа к ст.: http://www.wco.ru/biblio/books/nesmell/H01-T.htm
117. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии / В. И. Несмелов // Православный собеседник
118. Никандров Н. Д. Православные традиции, семья и школа в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2005. - №1. - С. 5-12.
119. Новейший философский словарь, Минск. 1999. - 896 с.
120. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. СПБ.: Изд-во «Лань». - 320 с.
121. Новиков Д. В. Христианское учение о человеке//Человек. 2000.-№№2;3;5; 2001 №1.
122. Новикова Л. И. Педагогические идеи И. А. Ильина / Л. И. Новикова // Педагогика. 2001. - №10. С. - 62 - 68.
123. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. - №6. - С. 28 - 35.
124. Огурцов А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. - №№1;2
125. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М.: «АЗ,. 1994.-928 с.
126. Ориген. О началах//Мистическое богословие Восточной Церкви.-М.:-ООО «Издательство АСТ». Харьков. - 2001. - 592 с.
127. Панкратов А. В. Духовное воспитание в свете современного естествознания / А. В. Панкратов // Педагогика. 2000. - №7. - С. 23 -29.
128. Петрунина Т. А. Педагогическая антропология в системе педагогического знания / Т. А. Петрунина // Вестник ОГУ. 2003. - №3. -С. 40-45.
129. Пеев Г. И. Новое и обновление человека / Г. И. Пеев//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: - Санкт-Петербургское философское общество.2003.-С. 167-171.
130. Пелипенко А. А. Закат логоцентризма / А. А. Пелипенко//Человек. -2005.-№5.-С. 44-55.
131. Пирогов Н. И. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-С. 5584.
132. Писманик М. Г. Светская школа и религия / М. Г. Писманик // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №4. - С. 54 - 74.
133. Плетнева Г. В поисках целей воспитания//Педагогический вестник. 2002. - №6
134. Полозова И. В. Метафора и ее роль в гуманитарном познании/И. В.Полозова // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №6. - С. 312 -321.
135. Попов Г. А. Л. Н. Толстой и проблема смысла жизни / Г. А. Попов // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №4. - С. 262 - 274.
136. Праздникова Д. А. В. И. Несмелов и проблема свободы воли / Д. А. Праздникова //Философские науки. 1991. - №2. - С. 143 - 144.
137. Разин А. А. Человек главная ценность общества / А. А. Разин, Р. А. Разин, В. Е. Шудегов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №2. -С. 105-118.
138. Разин А. В. Мораль и рациональность / А. В. Разин // Человек.2004,-№5. -С. 26-38.
139. Розанов В. В. Сумерки просвещения // В. В. Розанов // Сумерки просвещения. М.: Педагогика. - 1990
140. Розанов В. В. Почему мы отказываемся от «наследства 60-70-х годов»? / В. В. Розанов // Русская мысль. М.: Алгоритм, Эксмо. -2006.-576 с.
141. Розанов В. В. В чем главный недостаток «наследства 60 70-х годов»? / В. В. Розанов // Русская мысль. - М.: Алгоритм, Эксмо. -2006.-576 с.
142. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В. В — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2.
143. Саврей В. Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена / В. Я. Саврей // Вопросы философии. 1998. - №6. -С. 120- 132.
144. Салов Ю. И. Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М.: - 2003
145. Свистунов M. Н. О влиянии Русской Православной Церкви на формирование основ русской цивилизации / M. Н. Свистунов // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №1. - С. 252 - 261.
146. Свистунов M. Н. Русская Православная Церковь о духовных основах современной цивилизации / M. Н. Свистунов // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №6. - С. 161-171.
147. Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин / И. Н. Сиземская // Педагогика. 2001. - №1. - С. 63 - 67.
148. Сластенин В. А. Антропологический принцип педагогического образования. Смоленск.: - 1995
149. Смирнов С. А. Современная антропология. Аналитический обзор// Человек. 2003. - №№4;5; 2004 №№1;2;3.
150. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: - Азбука. - 2000. -384 с.
151. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: - Мысль. - 1990. - С. 47 -548.
152. Сохраняева Т. В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека / Т. В. Сохраняева // Социально-гуманитарные знания. -2002,-№6.-С. 48-64.
153. Спасибенко С. Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека/ С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2005. - №4. - С. 97-118.
154. Спасибенко С. Г. Социализация человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №5. - С. 101-122.
155. Спасибенко С. Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2001. - №2. - С. 91-105.
156. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. / Е. Н. Степанов, JI. М. Лузина. М. ТЦ Сфера, 2002. -160 с.
157. Стрельченко В. И. Философия и педагогика // Известия Рос. Гос. Ун-та им. А. Н. Герцена.-2002.-№2
158. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. / К. Д. Ушинский. Собрание сочинений.-М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т. 8,-775 с.
159. Фетискин В. В. Материальное и духовное в деятельности человека / В. В. Фетискин // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 6. - С. 145 -161.
160. Филарет Богословие и антропологические концепции XX века / Филарет // Человек. 2002. - №1. - С. 118 - 127.
161. Филонов Г. Н. Свобода личности и воспитание / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2005. - №9. - С. 25 - 33.
162. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. - 416 с.
163. Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. - 608 с.
164. Франк С. JI. Смысл жизни / С. JI. Франк. М.: Изд-во «АСТ», 2004. - 157 с.
165. Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли / Г. Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. 2005.-№1.-С. 90-107.
166. Чистяков В. В. Антрополого-методологические основы педагогики. -Ярославль.: 1999
167. Чубинин О. А. Действующая модель человека / О. А. Чубинин// Человек. 2006. -№1.- С. 36-42.
168. Чусовитин А. Г. Идея взаимодействия в православии: онтологические и социальные аспекты / А. Г. Чусовитин // Социально-гуманитарные знания. 2004. - №2. - С. 277 - 290.
169. Шеховская Н. Л. И. А. Ильин И К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности / Н. Л. Шеховская // Педагогика. 2005. - №10. - С. 68 - 73.
170. Шилков Ю. М. Образование как познание / Ю. М. Шилков // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: - Санкт-Петербургское философское общество.-2003.-С. 251 -255.
171. Шилова M. И. Проблема ценностей и цели воспитания / М. И. Шилова, Г. С. Саволайнен, Т. В. Киреева // Классный руководитель. -2001.-№3.-С. 26-32.
172. Шкабара И. Е. Проблемно-генетический анализ как метод историко-педагогического исследования / И. Е. Шкабара // Педагогика. -2003.-№7. -С. 21 -27.
173. Юдин Б. Г. Еще раз о перспективах человека / Б. Г. Юдин // Человек. -2004. №4.-С. 17-27.
174. Яскевич Я. С. Понятие метафизики, ее предметное поле, цели и задачи / Я. С. Яскевич // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№4.-С. 100-113.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.