Отражение общественно-политических взглядов А. И. Солженицына в публицистике и литературно-художественной критике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Кострова, Ольга Казимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кострова, Ольга Казимировна
Введение.
Глава 1. Литературно-художественная критика о творчестве
А. Солженицына.
1.1.Отражение творческого пути писателя в литературно-художественной критике.
1.2.Критика общественно-политических взглядов А. Солженицына в публицистике.
1.3.Литературные соратники и противники А. Солженицына (по материалам публикаций).
Глава 2. Литературно - критическая деятельность А. Солженицына.
2.1. Литературно-критические аспекты в художественных произведениях А. Солженицына.
2.2. Литературно-художественная критика в публицистическом творчестве А. Солженицына.
2.3. Литературно-художественная критика А.Солженицына в «Литературной коллекции».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Роман А. И. Солженицына "В круге первом": Проблематика и поэтика1996 год, кандидат филологических наук Белопольская, Елена Вадимовна
Герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного "самостоянья" в творчестве А.И. солженицына 1960-х годов2007 год, кандидат филологических наук Чуриков, Георгий Александрович
Из литературной коллекции А.И. Солженицына как явление писательской критики2004 год, кандидат филологических наук Автократова, Татьяна Михайловна
"Достоевская" тематика и форма в публицистике А.И. Солженицына2007 год, кандидат филологических наук Сашина, Анна Сергеевна
Публицистика А.И. Солженицына. Процесс коммуникации: от информационного бума до информационного вакуума: 1960-1994 гг.2004 год, кандидат филологических наук Куликова, Тамара Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение общественно-политических взглядов А. И. Солженицына в публицистике и литературно-художественной критике»
Актуальность исследования. Русская публицистика всегда находилась, по крайней мере, в двух измерениях: профессиональном и общественном. Со времени возникновения ей пришлось взять на себя обязанности духовника, «светского судьи» и учителя общества. Нет ничего в духовной жизни русского народа, что не преломлялось бы с наибольшей резкостью и полнотой в публицистике, потому что публицистика у нас — не только словесное искусство, но еще и сфера политики, канал, в который устремляются гражданские страсти, религиозные чувства, идеологические убеждения. Как бы ни старался тот или иной автор остаться только в рамках литературы, общественное мнение непременно относит его в тот или иной лагерь, и он оказывается вовлеченным наряду с литературной и в нелитературную, чаще всего - политическую борьбу.
Радикальные общественно-политические перемены нашего времени побуждают ученых пристально вглядываться в прошлое с тем, чтобы объяснить настоящее и прогнозировать будущее: «Научное познание исторического опыта требует того, чтобы были изжиты вульгарное социологизирование и иллюстративность, стерты белые пятна, охватывающие целые периоды и пласты культуры, чтобы критерием оценок стало всестороннее и объективное знание»1. Очевидна потребность в исследованиях, рассматривающих явления во всей их целостности, в тесном единстве истории и современности. В связи с этим анализ развития общественно-политических взглядов А.И. Солженицына и их отражения в Корнилов Е. А. Журналистика в современном мире // Вестиик Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1992. - №3. - С.59. его творчестве оказывается бесценным для духовного самосознания русского народа.
Есть такие писатели, о которых молено говорить как о явлении. А.И. Солженицын относится к их числу. «Солженицын - это явление русской и, шире, мировой истории. Это определенный тип классика, тип гения. При этом это живой гений и классик»1. Писатель, публицист, историк, гражданин, который своим личным примером, своими произведениями, выступлениями по радио и телевидению продолжает лучшие традиции русской литературы.
Художественное, публицистическое и литературно-критическое наследие А.И. Солженицына таит в себе богатейший жизненный опыт выдающейся личности, освоение которого помогает отвечать на сложные вопросы общественно-политического устройства российского общества.
Творчество писателя невозможно отделить от его общественной деятельности. А.И. Солженицын в одиночку выступил против государственной системы; посвятил большую часть своей жизни осмыслению трагедии своей Родины. Он не пропустил ни одного повода, чтобы обратить внимание общественности на нарушение прав человека в стране проклятого им режима.
Своими произведениями, созданными в рамках господствовавшего в , / Советском Союзе метода социалистического реализма, А.И. Солженицын боролся против социального порядка, а сегодня в условиях развивающейся демократии и рыночной экономики, главную задачу он видит в возрождении России на нравственно-христианских началах.
Феномен А. Солженицына заключается в соединении в нем художника и политика. Его творчество представляет собой очень важную часть мировой культуры, а предпринимаемые им политические акции - важная часть общественного движения. Как и прежде, в слове Солженицына заключена мощная идеологическая сила. Оно влияет на эволюцию общественной
1 Лихачев Д.С. Слово при открытии Конференции в Пушкинском доме «Академик Л. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. - 1999. - №4. - С. 164. мысли, организацию общества, активно воздействует на духовную культуру и ее развитие. В силу всего этого изучение литературной борьбы писателя и публициста А.И. Солженицына должно стать одной из важнейших задач и одним из условий подготовки будущих журналистов. На примере его творческого пути может быть воспитан тот типа журналиста, о котором мечтал еще Белинский, — журналиста как общественного и государственного деятеля, а не просто репортера, регистратора текущих событий.
Степень изученности темы. Первые отклики на публикацию произведений А. Солженицына носили доброжелательный характер. А. Твардовский (1962), Г. Бакланов (1962)1 отмечали новаторство и смелость писателя, решившего сказать правду о сталинской эпохе. В дальнейшем, в Л статьях Ф. Чапчахова (1963) и Н. Сергованцева (1963) , образы Ивана Шухова и Матрены подверглись острой критике из-за несоответствия их канонам социалистического реализма. Д. Гранин (1963), В. Лапшин (1969) и А. Ахматова (1968) в своих публикациях смягчили критическую направленность первых произведений А. Солженицына . «Когда вышла его большая вещь ("Один день Ивана Денисовича"), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов», — писала поэтесса4.
После изгнания писателя из страны в 1974 году в печать хлынул поток публикаций, посвященных в основном личности писателя, авторами которых были Н. Михалков, А. Ананьев, В. Рекемчук, Н. Грибачев, Д. Кугультинов, Б. Полевой и др.5 Твардовский Л. Предисловие к повести «Один день Ивана Денисовича»// Новый мир. - 1962. - №1. - С.5; Бакланов Г. Чтоб это никогда не повторилось // Литературная газета. — 1962. — 22 ноября. — С. 13.
2 Чапчахов Ф. Номера и люди // Дон. - 1963. —№ 14; Сергованцев Н. Трагедия одиночества и «сплошной быт» // Октябрь. - 1963. - №4.
3 См.: Гранин Д. Прав ли критик? //Литературная газета. - 1963. - 15 октября; Лапшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги// Новый мир. - 1964. - №1; Ахматова Л. Сочинения. - Мюнхен, 1968.
4 Ахматова Л. Сочинения. — Мюнхен, 1968. — T.2. — С.343.
5 Михалков С. Саморазоблачение клеветника // Литературная газета. - 1974. - 23 января; Ананьев А. Отщепенец // Литературная газета — 1974. — 30 января; Рекемчук В. Опцепенец // Московская правда. — 1974. - 15 февраля; Грибачев Н. Нет места предателю на нашей земле! // Московская правда. - 1974. - 15 февраля; Кугультинов Д. Удел изменников // Известия. - 1974. - 16 февраля; Полевой Б. Предателю нет места на советской земле! // Правда. - 1974. - 17 февраля.
С середины 70-х годов имя А. Солженицына постепенно исчезает со страниц официальной советской прессы. Центр изучения писателя перемещается за рубеж. Там выходят монографии И. Лукача (1970), Р. Плетнева (1973), Т. Ржезача (1978), Ж. Нивы (1990), Р. Темпеста (1993), в которых исследуется жизненный и творческий путь А. Солженицына1. В СССР в «самиздате», были опубликованы статьи Р. Гуля (1973), Г. Белля (1975)2, посвященные творчеству автора «Архипелага ГУЛАГ».
С возвращением писателя и его произведений на родину связан следующий этап исследования его общественно-политических взглядов и литературно-критического творчества. Публикации В. Астафьева (1989), В. Борисова (1989), С. Залыгина (1990)3 носили обзорный характер, в них речь шла о драматизме гражданской и литературной судьбы нобелевского лауреата.
Современному читателю, чей опыт связан с восприятием прозы В. Шаламова, В. Дудинцева, Ю. Домровского, А. Рыбакова, В. Гроссмана и других авторов, тематика произведений А. Солженицына оказывается намного ближе и понятнее, чем его современникам, воспитанным на произведениях М. Шагинян, 3. Воскресенской, Ф. Гладкова, С. Бабаевского. С начала 90-х годов произведения Солженицына становятся широко известными в нашей стране по многочисленным журнальным публикациям, сборникам рассказов, малому собранию сочинений в семи томах, выпущенному издательством «Инком НБ», трехтомном}7 собранию сочинений публицистики. Его творчество начинает активно изучаться литературоведами и журналистами. Из биографических работ наиболее v1 Лукач И. Солженицын. - Париж,1970; Плетнев Р. А.И. Солженицын. - Paris, 1973; Ржезач Т. Спираль измены Солженицына. -М.,1978; Нива Ж. Солженицын //Дружба народов. - 1990. -№4. - С.252 -256; №5. — С.203 — 262; Темнеет Р. Герой как свидетель: мифопоэтика А. Солженицына // Звезда. — 1993. — №10.
2 Гуль Р. Солженицын, соцреализм и школа Ремизова / Одвукоиь // Ныо-Иорк, 1973. Бёлль Г. Четыре статьи о Солженицыне // Иностршшая литература. - 1989. -№8. - С. 228 - 238.
3 Астаф1>ев В. Солженицын. Дорога домой // Комсомольская правда. - 1989; Борисов В. Книги Солженицына поднимут уровень духовности нашего общества // Книжное обозрение. — 1989. —№ 32; Залыгин С. Год
Солженицына // Новый мир. - 1990. - №1. значительными являются исследования П. Паламарчука (1991), Н. Решетовской (1974), В. Чалмаева (1994)1.
Изучению поэтики творчества А. Солженицына как в целом, так и на материале отдельных произведений, посвящены работы Т. Телицыной (1991),
Э. Маркпггайна (1993), Е. Белопольской (1997), Г. Мурикова (1999), публицистические статьи А. Якобсона (1989), А. Архангельского (1990), Е.
Шкловского (1990), В. Россмана (1990), М. Назарова (1991), Б. Парамонова
1991), Н. Лалакина, Д. Шаталова (1994), Л. Лукьяновой (1998), Д. Шумилиной 21
1998) . Общественно -политические взгляды А. Солженицына рассмотрены в публикациях Р. Березова (1969), А. Синявского (1971), Е. Евтушенко (1975), Р. Медведева (1975), Л. Чуковской (1988), В. Афанасьева (1990), М. Горбачева (1990), Б. Можаева (1990), А. Горлова (1991), И. Виноградова (1992), А. Беликова (1993), В. Трухачева (1994), Ю. Кублановского (1996), А. Кабакова (1998)3.
1 Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель / Паламарчук П. Москва или Третий Рим: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. — М., 1991; Решетовская II. В снорс со временем. -М, 1974; Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.
1 Телицына Т. Образность в «Архипелаге ГУЛАГ» // Филологические заметки. — Воронеж, 1991; Маркштайн Э. О повествовательной структуре «Архипелага ГУЛАГ» // Филологические заметки. — Воронеж, 1993; Белопольская Е. Роман А.И. Солженицына «В круге первом»: Опыт интерпретации // Ростов н/Д, 1977; Муриков Г. О религиозном содержании творчества А.И. Солженицына / Материалы научной конференции п Пушкинском доме // Русская литература. - 1999. - №4; Якобсон А. О романтической идеологии // Новый мир. - 1989. - №4; Архангельский А. О символе бедном замолвите слово: «Малая правда Солженицына: «поэзия и правда» // Литературное обозрение. — 1990. — №9; Шкловский Е. Чем жив человек? О повести «Раковый корпус» Литературное обозрение. - 1990. - №7; Россмап В. Конфуций и Солжстщып // Советская культура. - 1990. - 13 октября; Назаров М. Два кредо: этика и эстетика Солженицына и Бродского // C6opmiK «Русское зарубежье в год крещения Руси». — М.,1991; Парамонов Б. Сюжет как явление стиля // Независимая газета. - 1991. - 25 апреля; Лалакин Н., Шаталов Д. Исаич и Матрена: как Солженицын писал «Матретш двор» // Российская газета. - 1994. - 3 августа; Лукьянова Л. Духовный диалог: И.А. Ильин и А.И. Солженицын II Москва. - 1998. - №11; Шумилина Д. Тема страдания и возвращетм личности в «Архипелаге ГУЛАГ» // Литература в школе. — 1998. — №8.
3 Березов Р. Туда и сюда // Новое русское слово. - 1969. - №41; Сииявский А. Литературный прогресс в России // Континент. — 1971. — №1; Евтушенко Е. Письмо советским радиослушателям / Жить не по лжи! // Сборник материалов. - Paris, 1975; Медведев Р. О высылке А.И. Солженицына за границу / Жить не по лжи! // Сборник материалов. - М., 1975 (самиздат); Чуковская Л. Вернуть Солжепицьпгу гражданство СССР // Книжное обозрение. - 1988. - 5 августа; Афанасьев В. Горбачев о брошюре Александра Солженицына // Комсомольская правда. - 1990. - 27 сентября; Горбачев М. О брошюре А. Солженицына «Как нам обустроить Россию» // Советская молодежь. — 1990. — 26 сентября; Можасв Б. Еще о каиновой печати и нательном кресте // Книжное обозрение. - 1990. - №14; Горлов А. Случай на даче: Открытое письмо А. Солженицына министру госбезопасности СССР Андропову // Нева. — 1991. — №5; Виноградов И. Русская классика и Октябрьская революция // Знамя. - 1992. - №1; Беликова А. Почему был напечатан «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. - 1993. - №9; Трухачев В. С кем и против кого приехал дружить А. Солженицын? // Мегаполис-экспресс. - 1994. - №23. Кубланопский Ю. Спасение через слово // Новый мир. - 1996. - №6; Кабаков А. Опыт победного лесоповала // Коммерсант. - 1998. - №48.
П. Лавренева (1998), О. Павлов (1998), В. Бондаренко (2001), В. Осипов (1995), Л Лукьянова (1997), Ю. Буйда (1998), Н. Глушков (1998), В. Запева-лов (1999) в своих работах анализируют причины конфликта двух нобелевских лауреатов: М. Шолохова и А. Солженицына1. Из собственно журналистских исследований публицистики А. Солженицына наиболее значительна работа О. Пищулиной2, в центре внимания которой оказывается критический пафос и тематика публикаций А. Солженицына. Литературно-критические работы писателя рассматриваются также в статьях С. Земляного, Р. Киреева, в докладе А. Павловского3.
Сам А. Солженицын говорил о литературе в своих публицистических произведениях «Заметки между делом» (1963-1965), «Не обычай дегтем щи белить, на то сметана» (1965), «Выступление в институте востоковедения» (1966), Письмо IY Всесоюзному съезду Союза советских писателей» (1967), «Открытое письмо Секретариату союза писателей РСФСР» (1969), «Поминальное слово о Твардовском» (1971), «Нобелевская лекция» (1972), «Из интервью агентства «Ассошиэйтед пресс» и газете «Монд» (1973), «Наши плюралисты» (1982), «Темплтоновская лекция» (1983)4, а также в подборке произведений для анализа в «Литературной коллекции», в выступ
1 Лаврепеп П. Александру Солженицыну - 80 // Книжное обозрение. - 1998. - №50; Павлов О. Солженицын — это Солженицын // Москва. — 1998. — №11; Бондаренко В. Зачем Солженитп.ш поднял еврейский вопрос: О книге А.И. Солженицына «Двести лет вместе» // Труд. - 2001. - 28 августа; Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова. - М., 1995; Лукьянова Л. Конфронтация: М.А. Шолохов и А.И. Солженицын: историко-литературное значение // Ростов п/Д, 1997; Буйда IO. Шумные воды «Тихого Дона» / Литература // Приложение к газете «Первое сентября». - 1998. - №108; Глушков Н.И. Солженицын в классике русской литературы // Академия. - 1998. - №26; Запевалов В. Солженицын и Шолохов: хроштка конфликта / Материалы научной конференции п Пушкинском доме // Русская литература. — 1999. - №4.
2 Пищулина О. Публицистические аспекты творчества А.И. Солженицына // Тверской солженицынский сборник: к 80-летию классика русской литературы. - Тверь, 1998.
3 Земляной С. Неравный брак писателя с книгой // Независимая газета. — 1998. - №48; Павловский А. Из «Литературной коллекции» // Русская литература. - 1999. - №4; Киреев Р. Солженицын // Независимая газета. - 1998. - 8 декабря.
4 Солженицын А. Не обычай дегтем ши белить, на то сметана // Публицистика в 3 т. — Ярославль, 1996. —Т. 2. - С.7 - 13; Солженицын А. Заметки между делом // Там же. - Т.2. - С.16 - 20; Солженицын А. Выступление в институте востоковедения // Там же. - С.20- 27; Солженицын А. Письмо IV Всесоюзному съезду Союзу советских писателей // Там же. - С.27 - 34; Солженицын А. Поминальное слово о Твардовском // Там же. - С.41 - 43; Солженицын А. Нобелевская лекция // Публицистика в 3 т. - Ярославль, 1995. - Т. 1. - С.7-26; Солженицын А. Из интервью агентству «Ассошиэйтед пресс» и газете «Монд» // Там же. - Т.2. - С.46 - 60; Солженицын А. Наши плюралисты // Там же. - Т.1. - С.406- 495; Солженицын А. Темплтоновская лекция // Там же. - Т.1. - С.447 - 457. лениях при вручении литературной премии И. Лиснянской, В. Распутину, К. Воробьеву (посмертно), Е. Носову и др.
О коллизиях, сопровождавших издание книг в советском государстве, писатель рассказывает в своей книге «Угодило зернышко промеж двух жернов» (1998)1.
Цель и задачи исследования.
Цель настоящей диссертационной работы - выявление общественно-политических взглядов А.И. Солженицына и анализ их отражения в публицистике и литературно-художественной критике писателя.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- выявлены основные этапы творческого пути А.И. Солженицына;
- определены основные направления критики общественно-политических взглядов А.И. Солженицына;
- проанализировано мастерство писателя с точки зрения используемого им художественного метода;
- исследована роль критических суждений Солженицына в его художественных произведениях;
- изучена литературно-критическая направленность публицистических материалов А.И. Солженицына.
Объект и предмет исследования.
Объектом диссертационного исследования являются публицистика и литературно-художественная критика А.И. Солженицына, его сторонников и оппонентов. Предмет исследования составляют общественно-политические взгляды А.И. Солженицына.
1 Солженицын А.И. Угодило зернышко промеж двух жернов //11овый мир. - 1998. - №1.
Фактологическая основа диссертации - художестве иные произведения писателя («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» и др.), его публицистические статьи, тексты лекций, выступлений, интервью, объединенные в сборниках «Бодался теленок с дубом» (1975, 1991) и «Публицистика» (1995 - 1997) очерки «Литературной коллекции», правительственные документы (Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении А. Солженицына советского гражданства и выдворении из СССР от 13.02.1974 г.; Приказ Главного управления по охране государственных тайн в печати от 14.02.1974 г.; Постановление Совета Министров РСФСР о присуждении А. Солженицыну государственной премии за 1990 год в области литературы, искусства и архитектуры за книгу «Архипелаг ГУЛАГ» от 11.12.1990 г.; Определение военной коллегии Верховного суда СССР о реабилитации А. Солженицына по ст. 64 УК РСФСР («измена родине») от 17.09.1991г.; материалы IV Всесоюзного Съезда советских писателей; письма писателей (А. Твардовский К. Федину (7 января 1968 г.); В. Каверин К. Федину (25 января 1968 г.); А. Солженицын членам Союза писателей СССР (16 апреля 1968 г.); Е. Евтушенко телерадиослушателям (февраль 1974 г.); В. Войнович в Секретариат МО СП (1974 г.); Р. Медведев в газету «Известия» (1974 г.) и др.), представленные в сборниках «Жить не по лжи!» (1975 г.) и «Слово пробивает себе дорогу» (1998 г.).
Методология и методика исследования.
Диссертант в своей работе опирается на фундаментальные исследования в области теории и истории журналистики, литературно-художественной критики, литературоведения. Комплексный характер исследования обусловил применение инструментария вышеуказанных гуманитарных наук, а также общенаучных методов анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции.
В работе применен системный подход, основанный на ряде конкретных методов, подчиненных общим закономерностям исследования. Принцип историзма как всеобщий логический метод позволил рассмотреть мастерство А.И. Солженицына как критика в процессе его развития на основе обширного фактологического материала. Таким образом, анализ проблем в диссертации ведется на четырех взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом, историческом, фактологическом и сравнительно-сопоставительном.
Изучение отображения общественно-политических взглядов А.И. Солженицына в публицистике и литературно-художественной критике также находит свою реализацию как в синхроническом рассмотрении, с точки зрения их соответствия общественно-политическим процессам и обстоятельствам, так и в диахроническом, т.е. в зависимости от внутренней эволюции и преемственности.
Использование представленных методов и приемов позволило провести обобщение различных сторон сложного и противоречивого феномена в российской публицистики и литературе, а также выработать некоторые рекомендации и предложения по изучению литературно-критической деятельности А.И. Солженицына, его соратников и оппонентов.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые проведено комплексное исследование общественно-политических взглядов А.И. Солженицына, нашедших свое отражение в публицистике и литературно-художественной критике; обобщены его литературно-критические наблюдения; введены в научный оборот ранее неизвестные факты из жизни писателя; предложены новые подходы к изучению определенных аспектов его творчества и мастерства, в рамках которых всесторонне исследованы и обобщены ранее известные материалы.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют расширить спектр знаний и сделать обобщения, касающиеся литературно-критических аспектов деятельности А.И. Солженицына и исследователей его творчества. Выводы и рекомендации работы могут быть использованы при разработке спецкурса для студентов-журналистов о творчестве писателя, а также при составлении программ и методических указаний к изучению разделов, посвященных литературной критике, в курсах по истории русской журналистики и литературоведению.
Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации были апробированы в ходе научно-практических конференций «М. Шолохов и духовная культура нации» (РГУ, 2000), «Проблемы образования в высшей школе» (Волгодонск, 2001), «Права человека и гражданина» (КГУ, 2001).
По проблематике диссертации опубликованы следующие работы:
1. Быть ли нам русским? Творчество и личность Александра (/ Солженицына // Вечерний Волгодонск. - 1999. - 23 декабря. - № 215.
2. М.А. Шолохов и А.И. Солженицын: литературные кредо // Шолоховские чтения. - Ростов н/Д, 2000.
3. Шолоховская весна // Волго-Донской край. - 2000. - 7 июня. - № 26.
4. Права человека и творчество А.И. Солженицына // Материалы конференции «Права человека и гражданина: законодательство и практика». - Краснодар, 2001.
5. О преподавании русской литературы XX века в высшей школе (общие курсы) // Материалы конференции «Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе». - Волгодонск, 2001.
Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы факультета филологии и журналистики; обсуждалась на заседаниях кафедр истории журналистики и истории русской литературы XX века Ростовского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Судьба интеллигенции в контексте эпохи в творчестве А.И. Солженицына2006 год, кандидат исторических наук Басенко, Юрий Николаевич
"Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни" А. И. Солженицына как художественно-публицистический феномен2002 год, кандидат филологических наук Лукьянова, Лада Валерьевна
Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына: На материале романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус"1998 год, кандидат филологических наук Прокопова, Елена Владимировна
Писательская критика в жанровой структуре книги А.И. Солженицына "Бодался теленок с дубом"2010 год, кандидат филологических наук Малышкина, Ольга Игоревна
Проблема личности в ранней прозе А.И. Солженицына: малые формы2008 год, кандидат филологических наук Ли Хси-мэй
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Кострова, Ольга Казимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь А. Солженицына является примером того, как может и должен жить человек, искренне считающий, что все происходящее на его Родине, ее будущее - это дело каждого гражданина; с неотступностью и самоотверженностью, типичной для лучших представителей русского народа, на протяжении всей своей жизни писатель говорит о пороках и язвах нашего общества, молчать о которых ему не позволяет совесть, ищет и предлагает новые пути исцеления.
В настоящей диссертационной работе определены три этапа жизненного и творческого пути А. Солженицына. Первый - по своим хронологическим рамкам связан с XXII съездом КПСС. Именно после него писатель решает напечатать повесть «Один день Ивана Денисовича». В декабре 1961 года по приглашению редактора журнала «Новый мир» (самого передового издания времен «хрущевской оттепели») поэта Твардовского А. Солженицын едет в Москву. В 1962 году после долгих переговоров с властями редактор получает личное разрешение Н. Хрущева и печатает в одиннадцатом номере своего журнала «Один день Ивана Денисовича». Весть об этой публикации облетает весь мир. А. Солженицын сразу становится знаменитым. На одном из Кремлевских приемов его представляют Н. Хрущеву. С этого момента глава правительства становится покровителем писателя. В декабре газета «Правда» публикует отрывок из рассказа «Случай на станции Кочетовка» (впоследствии переименованный в «Случай на станции Кречетовка»); в 1963 году «Новый мир» печатает «Матренин двор», «Для пользы дела» и выдвигает кандидатуру А. Солженицына на Ленинскую премию.
Поощряемый вниманием исполинской читательской аудитории, А. Солженицын переживает небывалый творческий подъем: одновременно начинает «Архипелаг ГУЛАГ» (материалы стекаются от бывших заключенных со всей страны), «Раковый корпус» и роман о революции 1917 года, а также редактирует свое произведение «Круг первый» для возможной публикации. Уйдя целиком в литературное творчество, писатель расстается с учительством. Но его кандидатура на Ленинскую премию отклоняется, а в прессе появляется все больше враждебных А. Солженицыну голосов.
Второй этап его творческого пути связан с вестью о свержении Н. Хрущева. В это время писатель находился в Тамбовской области, где он разыскивал очевидцев крестьянского восстания в 1920-1921 годов для написания исторической эпопеи «Р-17» («Красное колесо»). В сентябре 1965 года, во время обыска в квартире друга А. Солженицына В. Теуша, хранившего архив писателя, КГБ изымает много рукописей, в том числе «Круг первый», лагерные поэмы, пьесы.
Скрываясь, А. Солженицын поселяется в поселке Переделкино у К. Чуковского и продолжает работу над «Архипелагом». В январском номере «Нового мира» за 1966 год появляется рассказ «Захар-Калита», в редакцию также передается рукопись «Ракового корпуса». Секцией прозы Московского отделения Союза писателей роман рекомендуется к печати, но опубликован не будет.
В феврале 1966 года над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, положившими начало открытому «диссидентству», проходит судебный процесс, в результате чего ситуация вокруг А. Солженицына продолжает накаляться. В мае 1967 года начинает свою работу IV съезд Союза писателей СССР. Автор «Одного дня» обращается к членам Союза с открытым письмом, в котором отмечает вред цензуры и говорит о преследованиях, направленных против него лично. Так началась борьба А. Солженицына против советской власти. Он записывает главные этюды этой борьбы в «Очерках литературной жизни», которые позднее получат название «Бодался теленок с дубом».
В 1968 году за рубежом выходят романы «Раковый корпус» и «В круге первом». А уже летом 1969 года А. Солженицын обращается к Секретариату Союза писателей с другим открытым письмом, в котором обвиняет его членов в слепой ненависти к инакомыслящем писателям. После этого произведения Л. Солженицына изымаются из всех публичных библиотек, а двери редакций журналов и газет закрываются для писателя на многие годы.
Вместе с тем по случаю своего пятидесятилетия автор «Одного дня» получает бесчисленные поздравления и приветствия от советских читателей, а в 1970 году ему присваивается Нобелевская премия по литературе. В это время А. Солженицын живет на даче у известного виолончелиста М. Ростроповича, так как прописка в Рязани, где живет его первая жена, Н. Решетовская, утрачена; несмотря на гражданский брак с Н. Светловой, московским математиком, известной среди диссидентов активисткой, в Москве его не прописывают.
В 1971 году в Париже на русском языке выходит первый узел эпопеи «Р-17» - «Август Четырнадцатого». В этом же году на Запад переправляются сценарий «Знают истину танки!» и рукопись «Архипелаг ГУЛАГ». В августе 1972 года А. Солженицын пишет очередное «Открытое письмо», адресованное министру внутренних дел и содержащее протест против преследований, которым подвергается его семья (прослушивание квартиры, слежка, бесконечное откладывание бракоразводного процесса с первой женой, запрещение жить в Москве и пр.). Никакого позитивного результата это письмо не принесло.
В сентябре 1973 года А. Солженицын узнает, что машинистку Е. Воронянскую, которая перепечатывала и в тайне от писателя спрятала у себя машинописный экземпляр «Архипелага ГУЛАГ», допрашивали в КГБ три дня без перерыва, и она выдала тайник, после чего ее нашли повесившейся у себя в комнате. Двумя днями позже А. Солженицын отдает распоряжение печатать «Архипелаг» на Западе, и кампания против него достигает неслыханных масштабов. Писатель же пишет статью «Жить не по лжи», в которой звучит призыв к сопротивлению. На следующий день после этого, 13 февраля, А. Солженицына арестовывают и помещают в Лефортовскую тюрьму. Его лишают советского гражданства и осуждают на изгнание. Специальным самолетом писателя доставляют в Западную Германию. Л. Солженицын поселяется в Швейцарии, в Цюрихе, где живет его адвокат.
В начале марта 1974 года за рубежом публикуется его «Письмо к вождям», призывающее положить конец идеологической монополии марксизма и развивать северо-запад русских пространств. В июне А. Солженицын дает интервью, в котором критикует тех своих соотечественников, которые эмигрируют добровольно и сокрушается о слабости Запада. Он также объявляет о создании «Русского общественного фонда помощи заключенным и их семьям». Все доходы от продажи «Архипелага ГУЛАГ» полностью поступают в этот фонд.
В ноябре того же года А. Солженицын устраивает пресс-конференцию и демонстрирует собравшимся написанный совместно с И. Шафаревичем сборник «Из-под глыб», тематика которого посвящена религии и национальному вопросу. А. Солженицыну принадлежат предисловие «От составителей» и три статьи - «На возврате дыхания и сознания», «О раскаянии и самоограничении» и «Образованщина». В последней писатель порицает советскую интеллигенцию, цепляющуюся за свои привилегии, и призывает ее к самопожертвованию.
Совершая летом 1975 года поездку по США, А. Солженицын дважды выступает публично. Одну из речей он произносит в Сенате, где его торжественно принимают, а вторую - перед студентами Гарвардского университета. «Американские речи» - предупреждение против ослепленности западными демократиями и призывы к твердости в борьбе с коммунистической идеологией. Посещение Америки сделало А. Солженицына еще более популярным во всем мире, а в Советском Союзе появились две публикации в газете «Комсомольская правда», принадлежащие перу известных советских писателей, в которых А. Солженицын обвинялся в клевете на коммунистов.
В октябре того же года выходит в свет книга писателя «Ленин в Цюрихе» - избранные главы из первого и второго «узла» большой исторической эпопеи «Р-17», теперь получившей название «Красное колесо». В 1976 году А. Солженицын покидает Цюрих и переезжает в США. В штате Вермонт, близ городка Кавендиш, он покупает около 20 гектаров земли. На этом участке, кроме дома, оборудуется библиотека для хранения рукописей и материалов, посвященных России.
В сентябре 1977 года А. Солженицын обращается с призывом к русским эмигрантам о помощи в создании «Библиотеки русской памяти». А в мае 1978 года он повторно выступает в Гарвардском университете, где делает торжественное и суровое предупреждение западному миру, виновному в том, что за высшее благо принял «счастье» и оказался слеп к другим самостоятельным культурам, в том числе - к русской. Корнем зла писатель объявляет западный гуманизм. «Коммерческий базар» на Западе ничем не лучше «партийного базара» на Востоке», - говорит он. Единственный выход А. Солженицын видит в личном мужестве, пример которого подает Россия.
В 1983 году А. Солженицын получает в Англии Темплтоновскую премию «За вклад в развитие религиозного сознания». Выступая в лондонском Гилдхолле, он говорит об атеизме как о «петле на человечестве». Продолжая интенсивно заниматься литературным творчеством, А. Солженицын следит за событиями на родине. Свой взгляд на пути развития страны он излагает в размышлениях «Как нам обустроить Россию».
Третий этап творческого пути писателя, который берет начало в 1989 году, связан с возвращением его произведений на родину. Одна за другой в «Новом мире» печатаются главы исторической книги «Красное колесо»: «Август Четырнадцатого», «Март Семнадцатого». Организацией Объединенных Наций 1990 год объявляется годом А. Солженицына.
В том же году в качестве приложения к «Комсомольской правде» 30-миллионным тиражом выходит брошюра «Как нам обустроить Россию», гонорар за которую писатель передает в фонд пострадавших от Чернобыльской аварии. В 1991 году в издательстве «Инком НБ» печатается 7-томное собрание сочинений Л. Солженицына, а в издательстве «YMCA-PRESS» - 20-томное собрание сочинений, в которое вошли «Красное колесо» и два тома «Публицистики».
В 1994 году писатель возвращается в Россию на поезде через Владивосток, Сибирь, Урал и выступает со своей программой на центральном телевидении. По материалам выступлений он составляет книгу «По минуте в день», которая выходит в 1995 году. Эти годы ознаменованы тем, что имя А. Солженицына становится необычайно популярным в России, его даже пророчат в президенты. Запрет на произведения писателя снят, и многие солидные издания считают за честь публикацию его ранних рассказов и повестей.
С 1995 по 1997 год в Ярославском издательстве выходит трехтомное собрание сочинений «Публицистики» А. Солженицына, и он учреждает литературную премию своего имени, которую получают российские писатели и поэты, внесшие, по мнению писателя, значительный вклад в раскрытие правды о советской действительности.
В 1998 году выходит сборник писателя «Россия в обвале», посвященный проблемам современной России. С 1996 по 2000 год в журнале «Новый мир» печатаются его литературно-критические очерки о классиках XX века и их произведениях, получившие название «Литературная коллекция», а также «очерки изгнания» «Угодило зернышко промеж двух жернов», повествующие о жизни А. Солженицына за границей.
В юбилейном для писателя 1998 году правительством России А. Солженицын был представлен к высшей награде страны - ордену Андрея Первозванного, который он отказывается принять от руководства, доведшего свой народ «до нищенского существования». Знаком протеста против политики, проводимой Б. Ельциным, стал также отказ писателя от публичных выступлений по российскому телевидению и радио.
Вместе с тем в 2001 году А. Солженицын соглашается на встречу с Президентом В. Путиным и беседует с ним о проблемах преобразования в России, которые должны основываться на крепкой власти, о возрождении духовности россиян, о национальном вопросе и правах человека. В этом же году в России выходит книга писателя «Двести лет вместе», посвященная национальному вопросу.
Значение А. Солженицына в литературной и общественной жизни -бесценно. Трудно отрицать влияние писателя на политическую историю 7090-х годов. В истории мировых цивилизаций нет другого человека с таким влиянием на судьбы страны и мира.
В ходе исследования были определены основные направления критики общественно-политических взглядов А. Солженицына, в которых всегда доминировали политические мотивы, так как в его статьях, выступлениях, интервью нет полутонов - все открыто, все связано с конкретными событиями. Критическим нападкам подверглись прежде всего взгляды писателя о начавшейся негласно третьей мировой войне. Благодушный Запад не знал об истинном коммунистическом диктате в СССР. Своими произведениями, выступлениями, публикациями в печати А. Солженицын боролся и борется за справедливость. Так, американский критик Р. Темпест считает, что писатель в своем общественном поведении ориентируется на традицию русской культуры, воспринимающей писателя как наставника общества и собеседника власти.
В своих философско-публицистических выступлениях А. Солженицын размышляет об историческом пути России, о Божьем провидении по отношении к России. Автор «Архипелага» считает, что писатель - как врач, удел его - не то, что пышет румянцем, а то, что болит. И когда последняя боль уйдет с Земли, не нужны будут и писатели.
Многие критики (дочь А. Твардовского, школьный друг К. Симонян, критик В. Лакшин) обвиняют А. Солженицына в эгоцентризме, в ослепленности, в «тирании», в одержимости идеей и безразличии к ее живым исполнителям. О. Карлайл рисует портрет «деспота», жертвующего своими приближенными, как только что-либо в их поведении становится предосудительным.
В свою очередь, А. Солженицын бывает безжалостным и жестоким по отношению к любым проявлениям лжи. В своей статье «Жить не по лжи!», ставшей Библией для шестидесятников, писатель развивает толстовскую мысль о том, что нужно отказаться от сознательной поддержки любой лжи, и обещает, что впредь не напишет, не напечатает ни единой фразы, искривляющей правду. С обнаженной публицистической прямотой А. Солженицын призывает не делать ближним зла, апеллируя к христианскому мировосприятию.
Писатель выступает противником всяких революций, считая, что когда раскручивается «красное колесо», оно захватывает не только целые народы, но и своих организаторов, тех, кто начинал революцию. Многие погибают в этом вихре, особенно самые беспомощные. Олицетворением Зла для писателя является Мировой коммунизм. А. Солженицын осуждает тех писателей, которые покидают родину в трудные времена. Он противник всякой эмиграции, что также не может не возмущать его оппонентов (А. Волконского, А. Синявского, А. Сахарова). Многих критиков (например, священника Желудкова) возмутило письмо А. Солженицына патриарху Пимену, в котором писатель укоряет его в том, что он не поздравил с рождеством семьи метрополии.
Общественно-политические взгляды писателя меняются: тот, кто недавно был ярым сторонником «прав человека», нынче обеспокоен тем, что многие прикрываются «правами человека», чтобы ничего не делать, чтобы безнаказанно грабить свой народ. Много внимания писатель уделяет положению русских. В статье «Быть русским» он исследует исторический путь русского народа, восхищается своими соплеменниками. Но в то же время А. Солженицына возмущает положение русских в странах Прибалтики, в Чечне, он предлагает свои пути решения этой проблемы. В книге «Двести лет вместе», анализируя взаимоотношения русских и евреев, писатель приходит к выводу, что ни в одной стране мира к евреям не относились терпимее, чем на Руси.
С точки зрения художественного метода творчество А. Солженицына определяется как социальный реализм. Слово писателя становится его поступком. Метод автора «Архипелага» можно сравнить с методом И. Ильина: объективность нового знания осуществляется за счет множества личных, частных примеров из жизни людей. Создатель произведения опирается на интеллектуальную интуицию и на способность человеческого мышления.
В искусстве существует множество путей. Если за дело берется настоящий художник, он идет своей дорогой и способен опрокинуть все прежние представления. Право на эксперимент, как считает критик Б. Бурсов, имеет каждый. В телеинтервью Н. Струве о своем методе творчества сам А. Солженицын говорит, что по традиции он вслед за русской литературой «откликается на социальные вопросы». Следовательно, писатель верен принципам реалистического искусства. В его творчестве сочетаются, по его собственному выражению, «не только излагаемая правда, но и полет духа художественной личности», но доминирует все же документальность, так как «совестно писать неправду». Сейчас это не вызывает возражений, хотя совсем недавно многие критики, например В. Воздвиженский, считали метод писателя социалистическим реализмом. Напомним, что автор учебника по литературе JI. Тимофеев трактует социалистический реализм, во-первых, как художественный метод литературы и искусства и, во-вторых, как эстетическую систему, сложившуюся на рубеже XX века и утвердившуюся в эпоху социалистического переустройства мира. В ответ на обвинение журнала «Шпигель» в том, что он вырос в корсете социалистического реализма, автор «Архипелага ГУЛАГ» высказался категорично: он считает себя враждебным советской литературе и несовместимым с так называемым соцреализмом. Для Л. Солженицына это не метод, не направление, а идеология.
Вместе с тем он зачастую еще более безжалостен, чем соцреалисты, хотя не всегда осознает это. Он противопоставляет советскую литературу русской классической литературе XIX века. Первую он отрицает за ее приверженность коммунистической идеологии, которая лишает ее правдивости, что, по мнению А. Солженицына, непременно разрушительно сказывается на ее художественном уровне. В русской классике XIX века он видит не только идеал писателя, свободного от навязанных идеологических догм, но и образец высокой художественности.
В телеинтервью с Н. Струве в ответ на вопрос, к какому из русских писателей он «чувствует наибольшую близость», А. Солженицын называет А. Пушкина, Д. Толстого и Ф. Достоевского. С первых же произведений писателя называли «новым Толстым». Многое в образе Ивана Шухова напоминает черты Платона Каратаева. Детали, обрисовка, обстоятельства жизни Шухова совпадают с толстовской легендой о «маленьком человеке», так, что порой кажется, что совпаденья сознательны. Именно деталями А. Солженицын целенаправленно сталкивает Шухова с Каратаевым. А обрисовкой характера он продолжает линии, скрытые и недописанные Л. Толстым, давая свою версию каратаевщины. Уже начало «Одного дня Ивана Денисовича» - это раскрытие многих деталей, о которых Л. Толстой упоминает полусловом. Мысль автора «Воскресенья», что все спасет любовь, красной нитью проходит через произведение А. Солженицына «Раковый корпус». Толстовские образы присутствуют и в «Красном колесе».
А с Ф. Достоевским А. Солженицына роднит творческий метод и психологизм в изображении простого человека. Так же как классик XIX века, А. Солженицын считает, что «человек до конца непознаем». В 1989 году в интервью Д. Эйкману автор «Архипелага ГУЛАГ» говорил об огромном уважении к творчеству Л. Толстого и Ф. Достоевского и духовном родстве с обоими, хотя с каждым по-разному: чувствует себя ближе он к Л. Толстому по форме повествования, по многообразию действующих лиц и обстоятельств, а к Ф. Достоевскому он близок в духовном понимании истории.
Литературно-критические аспекты в художественных произведениях А. Солженицына играют большую роль в проведении основной мысли писателя о литературном процессе, об авторах и их произведениях. Цитаты, литературные реминисценции и литературные параллели составляют культурное семантическое поле его беллетристики. А. Солженицын в своих произведениях призывает на помощь классиков не столько для того, чтобы судить современность, сколько для того, чтобы служить ей, устанавливая связь и общность различных эпох.
Изучив литературно-критическую направленность публицистики А. Солженицына, мы пришли к выводу, что основное назначение литературно-критической деятельности писателя заключается в том, чтобы спасти национальную память. Во всех выступлениях, публикациях писателя прослеживается мысль о гражданственной литературе. Гражданственность воспринимается А. Солженицыным как проявление любви к своему народу. Писателю дороги идеалы русской литературы, «возбуждающей» «чувства добрые». В художественно-публицистической автобиографии «Бодался теленок с дубом» А. Солженицын повествует о литературных баталиях 60-х годов: здесь и мелочи быта литературно-художественных кулуаров, и перипетии личной жизни самого писателя, а также литературные портреты поэта и редактора А. Твардовского и критика «Нового мира» В. Лакшина.
Любая критика, в том числе и литературная критика, содержащаяся в произведениях А. Солженицына, содействует развитию литературы в той мере, в какой учитывает общее состояние литературного процесса и свое место в нем, насколько улавливает характер задач, стоящих перед литературой в данный момент. В книге очерков «Бодался теленок с дубом» мы находим постановку чрезвычайно важного вопроса о критериях оценки литературных произведений. Проблемы литературы затрагиваются писателем также в статье «Еще много чудес может показать наша литература», в интервью с Ж. Нивой и Н. Струве Л. Солженицын затрагивает проблемы литературы. В своей публицистике он также призывает не гнаться за поверхностной политической сатирой, считая этот жанр «низшим видом литературы». Так, например, писателя приводило в негодование пренебрежительное отношение А. Синявского к крестьянской ветви современной литературы.
Писательский труд автор «Архипелага» воспринимает как Божий дар, как служение, как осознание ответственности перед людьми. Через многие выступления проходит лейтмотивом мысль о писателе как властителе душ. Иногда анализ литературного произведения переходит у А. Солженицына в другую плоскость - в исследование самой действительности (оценка рассказа М. Шолохова «Судьба человека»). Нередко писатель излишне строг в оценке произведений своих коллег. Для него понятия «хороший человек» и «хороший писатель» - одно и то же. А. Солженицына коробит, возмущает и, наконец, доводит до исступления всякая несправедливость по отношению к личности, ложь, в чем бы она ни выражалась: в словах или поступках.
Главным критерием А. Солженицына в отборе произведений для «Литературной коллекции» явилась политическая позиция авторов. Многие материалы рассматривались им как публицистические, а не критические. Но его критика носит рекомендательный характер, очерки насыщены «учительским» пафосом. Так, например, он поучает В. Набокова, что, уехав из России, тот, к сожалению, оставил русскую тему. По своему возрасту, как считает А. Солженицын, В. Набоков относится к поколению, которое великолепно могло бы рассказать о революции. Но он этого не сделал.
Солженицын-публицист меняется: открытое декларирование и дидактизм уступают в его произведениях место более тонким способам воздействия на авторов рассматриваемых им произведений, изложение приобретает характер скрытого диалога. Таким образом, в литературно-критической публицистике А. Солженицына проявляются основные идейнохудожественные тенденции всего его творчества. Критические обзоры писателя - эпизодические, но и на них лежит печать большого таланта: блестящие парадоксы, ироничность и скептицизм сочетаются в них с глубоким лиризмом. Виден художественный почерк писателя, в котором своеобразно соединяются исповедь и проповедь, публицистическое начало и документ.
В литературно-критической публицистике А. Солженицына мы находим рассуждения о содержании и форме художественных произведений (как своих, так и чужих). Этот критик, как эстет, умеет сочетать публицистическое начало с тонким пониманием искусства («Нобелевская лекция»). Творческую манеру А. Солженицына можно назвать полистилизмом, это сложный и богатый сплав разнообразных языковых пластов, оригинальных стилистических конструкций, интонаций, жаргонных слов и пословиц. В публицистических откровениях А. Солженицына сочетаются собственно публицистические и художественные приемы. В статьях, открытых письмах, обращениях он уделяет много внимания описанию бытовых картин, пейзажа. Писатель облекает свои раздумья в экспрессивную форму, в которой присутствуют часто употребляемые антитезы и гиперболы. Широкое использование различных экспрессивно-выразительных средств придает особую тональность всей его литературно-художественной публицистике.
Литературно-критическое публицистическое творчество
А. Солженицына является подтверждением масштабности ставящихся писателем проблем, их глубины и общенациональной значимости.
167
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кострова, Ольга Казимировна, 2003 год
1. Солженицын А. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. Париж: YMCA-PRESS, 1975.
2. Солженицын А. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. Пятое дополнение. Невидимки // Новый мир. 1991. - №11, 12.
3. Солженицын А. Двести лет вместе. М.: Русский путь, 2001.
4. Солженицын А. Малое собрание сочинений. В 7 т. М.: Инком НБ,1991.
5. Солженицын А. На изломах: Малая проза. Ярославль, 1998.
6. Солженицын А. По минуте в день. М.: Аргументы и факты, 1995.
7. Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1995-1997.
8. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.
9. Солженицын А. Русский словарь языкового расширения. М.: Голос, 1995.i 0. Солженицын А. Собрание сочинений. В 20 т. Вермонт-Париж: YMCA-PRESS, 1978-1991.
10. Произведения, опубликованные в периодических изданиях и сборниках
11. Солженицын А. Март Семнадцатого //Новый мир. 1992. -№10-12.
12. Солженицын А. Борису Можаеву // Дон. 1997. - №7.
13. Солженицын А. Всероссийскому Патриарху Пимену // Публицистика. В 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1995. Т. 1.
14. Солженицын А. «Голый год» Бориса Пильняка // Новый мир. -1997.-№1.
15. Солженицын А. Друзьям «Нового мира» // XX век. 1997. - №2.
16. Солженицын А. Еще может много чудес показать наша литература // Литературная газета. 1992. - 27 мая.
17. П.Солженицын А. Иван Шмелев и его «Солнце мертвых» // Новый мир. 1998. - №7.
18. Солженицын А. Из Евгения Замятина // Новый мир. 1997. - №10.
19. Солженицын А. Как нам обустроить Россию. Л.: Советский писатель, 1990.
20. Солженицын А. «.Колеблет свой треножник» // Публицистика. В 3 т. Ярославль, 1997. - Т. 3.
21. Солженицын А. Нобелевская лекция // Публицистика. В 3 т. -Ярославль: Верхняя Волга, 1995. Т. 1.
22. Солженицын А. Образованщина // Публицистика. В 3 т. -Ярославль: Верхняя Волга, 1995. Т. 1.
23. Солженицын А. Окунаясь в Чехова. Из «Литературной коллекции» // Новый мир. 1998. - №10.
24. Солженицын А. Она никогда не угождала эпохе // Литературная газета. 1999. - 19 мая.
25. Солженицын А. Ответное слово при присуждении литературной награды Американского Национального Клуба Искусств (19 января 1993) // Публицистика. В 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1997. - Т. 3.
26. Солженицын А. «Петербург» Андрея Белого // Новый мир. 1997.7.
27. Солженицын А. Приемы эпопеи // Новый мир. 1998. - №1.
28. Солженицын А. Право на корни // Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.
29. Солженицын А. Протеревши глаза. М.: Наш дом, 1990.
30. ЗО.Солженицын А. «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова // Новый мир. 1991.-№4.31 .Солженицын А. Угодило зернышко промеж двух жернов// Новый мир. 1998.-№11.
31. Солженицын А. Четыре современных поэта // Новый мир. 1998.4.
32. Солженицын А. Человеку, жаждущему правды, невозможно брести в реке лжи // Российская газета 2001.-2 апреля.
33. Солженицын А. От горсти риса до сотовой связи. По китайским впечатлениям // Новый мир. - 1996. - №12.
34. Литература о жизни и творчестве А. Солженицына1. Общие работы
35. Жить не по лжи! // Сб. материалов. Август 1973 февраль 1974. -М., 1975.
36. Левитская Н.Г. Александр Солженицын. Библиографический указатель. Август 1998-1990. М., 1991.
37. Luckacs I. Solgenitsyne. Paris, 1970.
38. Нива Ж. Солженицын //Дружба народов. 1990. - №4, 5.
39. Павловский А. Из «Литературной коллекции». Материалы о творчестве международной научной конференции в Пушкинском доме «Академик А. И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. 1999. - №4.
40. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель // Москва или Третий Рим: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. -М., 1991.
41. Плетнев Р. А.И. Солженицын. Paris, 1973.
42. Ржезач Т. Спираль измены Солженицына. М., 1978.
43. Решетовская Н. В споре со временем. М., 1974.
44. Решетовская Н. Солженицын: Обгоняя время. Омск, 1991.
45. Решетовская Н. Отлучения. Из жизни Александра Солженицына: воспоминания жены. М.,1994.
46. Слово пробивает себе дорогу // Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне (1962-1974). -М.,1998.
47. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М.,1994.
48. Юдин В. Величие и трагедия русского народа. М., 1998.
49. Юдин В. Солженицын защищает Пушкина // Дон. 1990. - №8.
50. Литература об отдельных произведениях А. Солженицына
51. Аверин Б. Солженицын и Толстой. Материалы научной конференции в Пушкинском доме «Академик А.И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. 1999. - №4.
52. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово: «малая» проза Солженицына: «поэзия и правда» // Литературное обозрение. 1990. -№9.
53. Афанасьев В. Горбачев о брошюре Александра Солженицына // Комсомольская правда 1990. - 27 сент.
54. Ахматова А. Собрание сочинений. В 2 т. Мюнхен, 1968.
55. Беликов А. Почему был напечатан «Один день Ивана Денисовича» //Звезда. 1993.-№9.
56. Белль Г. Четыре статьи о Солженицыне // Иностранная литература. -1989.-№8.
57. Белопольская Е. Роман А. И. Солженицына «В круге первом»: Опыт интерпретации». Ростов н/Д, 1997.
58. Березов Р. Туда и сюда // Новое русское слово. 1969. - №41.
59. Бондаренко В. Зачем Солженицын поднял еврейский вопрос: О книге А.И. Солженицына «Двести лет вместе» // Труд. 2001. - 28 авг.
60. Борисов В. Книги Солженицына поднимут уровень духовности нашего общества // Книжное обозрение. 1989. - №32.
61. Бородин JI. Россия и её судьба. Анкета ЛГ// Литературная газета. -1998.-9 дек.
62. Бранчиков Н. Солженицын среди студентов: А. И. Солженицын во Владивостоке // Российская газета. 1994. - 2 июня.
63. Бродский И. Нельзя дважды войти в одну реку, даже если это Нева. // За рубежом. 1990. - №46.
64. Буйда Ю. Шумные волны «Тихого Дона» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1998. - №108.
65. Бэрон Т. Русская литература // The reader's world Literature 14th edition cheptol, 1995.
66. Виноградов И. Русская классика и Октябрьская революция // Знамя. -1992.-№1.
67. Виноградов И. Солженицын-художник // Континент. 1990. -№112.
68. Владимов Г. Проза жанр тяжелый // Литературная газета - 2001. -21 февраля.
69. Владимов Г. Свободный в несвободной стране. Анкета ЛГ // Литературная газета. 1998. - 9 дек.
70. Войнович В. Портрет на фоне мифа. М., 2002.
71. Глушков Н. Солженицын в классике русской литературы // Академия. 1998. - № 26 .
72. Горбачев М. О брошюре А. Солженицына «Как обустроить Россию» // Советская молодежь. 1990. - 26 сент.
73. Гуль Р. Одвуконь. Солженицын, соцреализм и школа Ремизова // Мост. Нью-Йорк, 1973.
74. Друзе И. О мужестве и достоинстве человека // Дружба народов. -1963.-№1.
75. Ещё о Твардовском и Солженицыне // Аргументы и факты. 1989.
76. Живов В. Как вращается «Красное колесо» // Новый мир. 1992.3.
77. Залыгин С. Год Солженицына // Новый мир. 1990. - №1.
78. Запевалов В. Солженицын и Шолохов: хроника конфликта. Материалы научной конференции в Пушкинском доме «Академик А. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература 1999. -№4.
79. Земляной С. Неравный брак писателя с книгой // Независимая газета. 1998.-№48.
80. Золотусский И. «Жить не по лжи!» // Независимая газета. 1998. -11 дек.
81. Каргин К. О реализме в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» //Дон.-2001.-№2.
82. Кащеев Д. Великий сын России. Волгодонск, 1999.
83. Клёнов А. Виждь и внемли // Родина. 1991. - №8.
84. Колесников А. Один день из жизни таганской шарашки // Коммерсант. 1998. - №4.
85. Кречко Л. Матрёнин двор // Октябрь. 1965. - №5.
86. Кублановский Ю. Императрица в повествовании «Красное колесо» // Русское Зарубежье в год крещения Руси. М., 1991.
87. Кублановский Ю. О Всероссийской Мемуарной библиотеке // Книжное обозрение. 1991. - №23.
88. Кублановский Ю. Солженицын в изгнании // Труд. 1998. - 8 декабря.
89. Кублановекий Ю. Спасение через слово // Новый мир. 1996. - №6.
90. Лавренев П. Александру Солженицыну 80 // Книжное обозрение. -1998.-№50.
91. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги. М., 1990.
92. Лалакин Н., Шаталов Д. Исаич и Матрёна: как Солженицын писал «Матрёнин двор»// Российская газета. 1994. - 3 августа.
93. Латынина А. Бессмертный больной // Литературная газета. 1999.31.
94. Латынина А. Жалобы Фирса // Литературная газета. 2000. - №47.
95. Латынина А. «Континент» и «Новый мир»: две легенды // Литературная газета. 1999. - №49.
96. Лисневский С. «Одно слово правды весь мир перетянет» // Книжное обозрение. 1989. -№32.
97. Лиснянская И. Беда под силу мне, а радость не в подъем! // Литературная газета. 1999. -№19.
98. Лихачев Д. Слово при открытии Конференции в Пушкинском доме «Академик А. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. -1999.-№4.
99. Лукьянова Л. Духовный диалог. И.А. Ильин и А.И. Солженицын // Москва. 1998. -№11.
100. Лукьянова Л. Конфронтация: М.А. Шолохов и А.И. Солженицын: историко-литературное значение // Шолоховские чтения, 1997.
101. Маркштайн Э. О повествовательной структуре «Архипелага ГУЛАГ» //Филологические записки. Воронеж, 1993.
102. Можаев Б. Пустоплясы // Литературная газета. 1992. - 15 июля. ЮЗ.Муриков Г.Г. О религиозном содержании творчества А.И.
103. Солженицына. Материалы научной конференции в Пушкинском доме
104. Академик А. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. 1999. -№4.
105. Назаров М. Два кредо. Этика и эстетика у Солженицына и Бродского // Русское зарубежье в год крещения Руси. М., 1991.
106. Небольсин С. Шолохов, Пушкин, Солженицын // Наш современник. -1992.-№5.
107. Николаева С. А.И. Солженицын и древнерусская литература // Тверской Солженицынский сборник: к 80-летию классика русской литературы. Тверь, 1998.
108. Парамонов Б. Сюжет как явление стиля // Независимая газета. — 1991. — 25 апр.
109. Пищулина О.И. Публицистические аспекты творчества А. И. Солженицына // Тверской Солженицынский сборник: к 80-летию классика русской литературы. Тверь, 1998.
110. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. - №35.
111. Потолков Ю. Прощание с Матреной // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1998. - №28.
112. Россман В. Конфуций и Солженицын // Советская культура. 1990. -13 окт.
113. Сарнов Б., Хазанов Б. Есть ли будущее у русской литературы // Вопросы литературы. 1995. -№3.
114. Сарнов Б. Никак не можем без генералиссимуса // Новое время. -1998.-№27.
115. Степанян К. Нужна ли нам литература? // Знамя. 1999. - №12.
116. Струве Н. О демократии и авторитаризме // ВРХД. 1979. - №130. Пб.Телицына Т.В. Образность в «Архипелаге ГУЛАГ»
117. Филологические заметки. Воронеж, 1991.
118. Темпест Р. Герой как свидетель: мифопоэтика А. Солженицына // Звезда. 1993. -№10.
119. Трифонов Г. Александру Солженицыну / Жить не по лжи! // Сборник материалов. М., 1975 (самиздат).
120. Ульянов Н. Загадка Солженицына // Новое русское слово. 1971. -1 января
121. Ульянов Н. После Бунина // Новое русское слово. 1968. - 5 октября.
122. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. - №4.
123. Шеваров Д. «Мы так безнадёжно расчел овечились.»// Московские новости. 1998. - 8 декабря.
124. Шкловский Е. Чем жив человек? О повести «Раковый корпус» // Литературное обозрение. 1990. - №7.
125. Штурман Д. О публицистике А. И. Солженицына // Звезда. 1992.-№9.12 5.Шумилин Д. Тема страдания и возрождения личности в «Архипелаге ГУЛАГ» // Литература в школе. 1998. - №8.
126. Якобсон А. О романтической идеологии // Новый мир. 1989.4.
127. А.И. Солженицын и его современники
128. Александр Солженицын и поныне персона первых полос // Московские новости. 1998. -№52.
129. Ананьев А. Отщепенец // Литературная газета. 1974. - 30 января.
130. Анкета ЛГ // Литературная газета. 1998.-9 декабря.
131. Астафьев В. Солженицын. Дорога домой // Комсомольская правда. 1989. - 5 октября.
132. Афанасьева А. Пророк и Отечество: В чём трудно согласиться с А. И. Солженицыным // Российская газета. 1998. - 25 июля.
133. Бакланов Г. Чтоб это никогда не повторилось // Литературная газета. 1962. - 22 ноября.
134. Белль Г. Нужно идти всё дальше. А. Солженицын и его книга «Архипелаг ГУЛАГ» // Жить не по лжи! -Paris, 1975.
135. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. Нью-Йорк, 1986.
136. Бровман Г. Верность жизни и позиция писателя: О рассказе А. Солженицына «Матренин двор» // Бровман Г. Проблемы и герои современной прозы. -М., 1966.
137. Василевский А. Вровень с историей // Независимая газета. 1998. - 9 декабря.
138. Ветров, он же Солженицын //Военно-исторический журнал. -1990.- №2.
139. Воздвиженский В. Солженицын? Который? // Огонёк. 1991.47.
140. Войнович В. В Секретариат МО СП РСФСР // Жить не по лжи! -Paris, 1975.
141. Волович Г. Одна неделя Александра Исаевича, отданная «хождению в народ» на тверской земле // Труд. 1996. - 13 сентября.
142. Гордейчев В. Телеграмма в Рязань // Подъем. 1993. - №7.
143. Горлов А. Случай на даче: Открытое письмо А. Солженицына министру госбезопасности СССР Андропову // Нева 1991. - №5.
144. Гранин Д. Прав ли критик?// Литературная газета. 1963. - 15 октября.
145. Грибачев В. Нет места предателю на нашей земле! // Московская правда. 1974. - 15 февраля.
146. Губко Н. Человек побеждает // Звезда. 1963. - №3.
147. Дьяков П. Ползком на чужой берег // В круге первом. М., 1974.
148. Евтушенко Е. Письмо советским телерадиослушателям // Жить не по лжи! -Paris, 1975.
149. Ермилов В. Во имя правды, во имя жизни. По страницам литературных журналов // Правда. 1962. - 23 ноября.
150. Ермилов В. Человек побеждает // Звезда. 1963. - №3.
151. Кабаков Л. Опыт победного лесоповала // Коммерсант. 1998.
152. Кедров К. Расплата за победы: Россия и Солженицын // Известия. -1992. 8 сентября.
153. Коняев Н. Солженицын в обвале // Молодая гвардия. 1999. - №2.
154. Кружков Н. Во имя будущего // Московская правда. 1962. - 8 декабря.
155. Крюкова А. Под знаком Солженицына // Независимая газета. -1998.-№17.
156. Кугультинов Д. Удел изменников // Известия. 1974. - 16 февраля.
157. Лапшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. -1964. -№1.
158. Латынина А. Солженицын и мы // Латынина А. За открытым шлагбаумом. Литературная ситуация конца 80-х годов. М., 1991.
159. Лосев Л. Соолженицынские евреи // Материалы научной конференции в Пушкинском доме «Академик А. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Русская литература. 1999. - №4.
160. Лурье А. Сквозь годы // Нева. 1993. - №12.
161. Медведев Р. О высылке А.И. Солженицына за границу // Жить не по лжи! Paris, 1975.
162. Медведев Р. Поэт и царь // Российская газета 2001. - 26 мая.
163. Михалков С. Саморазоблачение клеветника // Литературная газета -1974. -23 января.
164. Можаев Б. Еще о каиновой печати и нательном кресте // Книжное обозрение. 1990. - №14.
165. Новиков М. Последний пророк русской литературы // Коммерсант. -1998.-№48.165.0сипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова. М., 1995.
166. Павлов О. Солженицын это Солженицын // Москва - 1998.
167. Полевой Б. Предателю нет места на советской земле! // Правда. 1974. -17 февраля.
168. Радзишевский В. Письмо съезду // Литературная газета 1999.47.
169. Рак И. Озабоченный правдой // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. - №9.
170. Рекемчук В. Отщепенец // Московская правда. 1974. - 15 февраля.
171. Рост Ю. Убитые не умирают // Литературная газета. 2001. - №9.
172. Сергованцев Н. Трагедия одиночества и «сплошной быт» // Октябрь. -1963.-№4.
173. Синявский А. Литературный прогресс в России // Континент. -1971.-№1.
174. Солженицын едет по России // Московские новости. 1994.26.
175. Твардовский А. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. 1989. - №7 - 9 .
176. Терновский Л. Открытое письмо в редакцию газеты «Известия» // Жить не по лжи! Paris, 1975.
177. Трухачёв В. С кем и против кого приехал дружить А. И. Солженицын? // Мегаполис-экспресс. 1994. - №23.
178. Харламова Т. Белые пятна русского зарубежья // Российская газета 1997. - 26 августа.
179. Чапчахов Ф. Номера и люди // Дон. 1963. - №1.
180. Чернов И. Голос памяти правдивой. Литература // Приложение к газете «Первое сентября» 1998. - №28.
181. Чичеров И. Творить для народа высшая цель художника // Коммунист. - 1963. - №1.
182. Чуковская JI. Вернуть Солженицыну гражданство СССР // Книжное обозрение. 1988. - 5 августа.
183. Чупринин С. Борьба идей в современной литературе // Знамя. -1990.-№6.
184. Чупринин С. Ситуация // Знамя. 1990. - №12.
185. Шешуков С. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1984.
186. Штурман Д. Городу и миру. Париж, 1988.
187. Щипачев С. Конец литературному власовцу //Литературная газета. 1974. - 20 февраля.1. Общие вопросы литературы
188. Алексин Л. Большая литература живет вопреки режимам // Литературная газета. 1999. - №28.
189. Атиров А. Кнут и пряник для литературы и искусства // Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б)-ВЧК-ОГПУ-НКВД. М., 1999.
190. Баранов В.И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. М., 1982.
191. Герцен А. Собрание сочинений. В 30 т. М., 1956.
192. Gliksberg Ch.Granuile Hichs and Markist Criticism // Sewanec Review,1937.
193. Демичев B.A. О критике (и самокритике) как одной из общественных форм борьбы противоположностей // Ежегодник Херсонского пединститута, 1980.
194. Dictinary of world Literaly Ferms. Form. Fechnique. Criticism . Ed. By 1. Shiply. Boston, 1979.
195. Frye A. Anatomy of Criticus // Four Essays Princeton, 1957.
196. Бахтин M. Проблемы поэтики Достоевского. M., 1963.
197. Бахтин М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.
198. Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976.
199. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. 2.
200. Добролюбов Н.А. Избранное. М., 1988.
201. Ивченко Е. Жанры. Художественные искания И. С. Шмелёва. -Краснодар, 1998.
202. История русской советской литературы / Под ред. П. Выходцева. -М., 1986.
203. КПСС о формировании нового человека // Сборник статей и документов. -М., 1976.
204. Курилов В. Литературная критика и литературоведение // Филологический вестник РГУ. 1998. -№2.
205. Ленин В. О литературе и искусстве. М., 1979.
206. Литература / Под ред. Л. Тимофеева. М.,1988.
207. Луначарский А.В. Критика и критики // Сборник статей. М.,1938.
208. Маркс К. и Энгельс Ф. О литературе. М., 1958.
209. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
210. Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике»// Сборник. Партийные документы по проблемам развития литературы-М., 1972. Т. 12.
211. Рюриков Б.С. Основные проблемы советской литературной критики. -М., 1954.
212. Толковая палея. Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI первая половина XY1 в. Вып. I. - Л., 1987.
213. З.Толстой Л. Полное собрание сочинений. М., 1956.
214. Толстой Л. Полное собрание сочинений. В 12 т. М., 1984.
215. Чернышевский Н.Г. О классиках русской литературы. М., 1957.
216. Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 8 т. М.,1975.
217. Энгельс Ф. Письма к Гаркнесс // Литературное наследство. М.,1932.у
218. Общие вопросы теории и истории журналистики
219. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов н/Д, 1999.
220. Акопов А.И., Корнилов Е.А. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики. Ростов н/Д, 1979.
221. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Ростов н/Д, - 2000.
222. Дэкс П. Захватывающий репортаж // Котидьён де Пари. 1983. 10 -11 декабря.
223. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). -М., 2000.
224. Есин Б.Н. О методике историко-журналистских исследований // Методика изучения периодической печати. М., 1977.
225. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX в. СПб., 2002.
226. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистам. СПб., 1995.
227. Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов н/Д, 1997.
228. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999.
229. Корнилов Е. А. Журналистика в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1992. — №3.
230. Кузнецов И.В., Мишурис А.Л. История партийной и советской журналистики. М., 1979.
231. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000.
232. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX -начала XX века. М., 1981.
233. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. -М., 1999.233.0всепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики М.,2001.
234. Омаров М. Юбилей самиздата. М., 1970. - 12 марта.
235. Основные понятия теории журналистики. Новые подходы к проблеме / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1993.
236. Прохоров Е.П. Журналистика, государство, общество. М., 1996.
237. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М., 1958.
238. Смирнов В.В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д,2000.
239. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.
240. POCCTHT1'/ ft ГОСУДА1!С Н •• Ш1БЛ1'- /'1. V ^ - ъъ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.