Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына: На материале романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Прокопова, Елена Владимировна

  • Прокопова, Елена Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 203
Прокопова, Елена Владимировна. Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына: На материале романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1998. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Прокопова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА.

ГЛАВА 2. СЮЖЕТ КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП ПОВЕСТВОВАНИЯ

В РОМАНЕ "В КРУГЕ ПЕРВОМ" И ПОВЕСТИ "РАКОВЫЙ КОРПУС".

ГЛАВА 3. ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

В РОМАНЕ "В КРУГЕ ПЕРВОМ" И ПОВЕСТИ "РАКОВЫЙ КОРПУС".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюжет и характер в художественной прозе А. И. Солженицына: На материале романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус"»

В современном мире имя Александра Исаевича Солженицына знакомо каждому. По-разному только рассматривается его роль в жизни общества: большинство считает А.И.Солженицына политиком, лишь некоторые - литератором. Наталья Дмитриевна Солженицына, рассказывая о деятельности мужа в одном из интервью, подтверждает последнее: "главный его дар - это дар писателя. И сам он себя считает вовсе не политиком. а именно писателем"1.

В настоящее время ведутся споры: кто А.И.Солженицын - художник или публицист? Одни критики утверждают, что его произведения - это публицистика2. Другие сводят их содержание к лагерной теме3. Лишь немногие критики коснулись проблемы художественности произведений А.И.Солженицына4. Все это свидетельствует о недостаточной изученности особенностей художественного мира писателя, его индивидуальной жанрово-стилевой и творческой манеры. Широко распространенное представление о А.И.Солженицыне-публицисте, правозащитнике сегодня крайне нуждается в серьезном дополнении о нем как писателе с большим художественным опытом.

Примиряющей позицией является точка зрения В.Казака: "Солженицын не публицист, который пишет беллетристику, а великий художник слова, который из чувства ответственности за свою родину выступает как публицист"5. Несомненно, в произведениях А.И.Солженицына, художественность которых представляет большой интерес, присутствует и публицистичность. Собственным словом писатель про

1 Солженицыны: [Интервью с женой Солженицына] //АиФ,- 1997. - № 50. - С. 3, 6.

2 Кленов А. Виждь и внемли: [Об А.И.Солженицыне] // Родина. - 1991. - № 8. - С. 25 - 30; Сараскина Л. Александр Солженицын: Тридцать лет и три года // Московские новости. - 1997. - 22 - 29 июня. - С. 4.

3 Возвращение: Солженицын как классик и герой романа: [Высказывания] // Независимая газета. - 1994. - 27 мая. - С. 1, 7.

4 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 273 - 285.

5 Год Солженицына: [Ответы на анкету ред. "ЛГ"] // Литературная газета. - 1991. - 17 июля. - С. 10. тивостоял режиму и дал характеристику целой эпохи. Он показал, отчего же произошли с нами страшные трагедии в XX столетии, что случившееся с нами исторически обусловлено глубинными сдвигами всей мировой истории. Перед нами и художник, и, одновременно, публицист.

Александр Исаевич вошел в литературу не через широкий холл Союза писателей СССР, а сквозь колючую проволоку советского ГУЛАГа", - справедливо замечает К.Кедров1. Став писателем, А.И. Солженицын не восхвалял жизнь в России 50-х - 60-х годов, подстраиваясь тем самым под власть, под партийную идеологию, а все творчество посвятил правдивому изображению жизни народа и страны. Александр Исаевич совершил великий переворот в нашей литературе. В то время, когда советская литература, как правило, отворачивалась от правды, писатель призывал "жить не по лжи!"2 Выход из сложившейся ситуации он видел в "личном неучастии во лжи"3 каждого человека. Пропаганда тех лет создала образ Солженицына - "врага Отечества". Писателя обвинили в "антисоветизме", исключили из Союза писателей и в1974 году, в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ", насильственно выслали на Запад.

Начиная с 1989 года, к нам возвращаются книги А.И.Солженицына, написанные в предыдущие десятилетия и ранее не публиковавшиеся в отечественных издательствах, но широко уже известные за рубежом. Поэтому исследование его

1 Кедров К. Россия Солженицына // Известия. - 1992. - 10 декабря.

2 Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Наш современник. - 1989.

3 Там же.-С. 161.

-С. 7 9. - С. 160творчества начиналось именно там1. В России же вышло еще мало монографических работ о А.И.Солженицыне2.

Необходимость исследования двух ранних произведений А.И.Солженицына - "В круге первом" и "Ракового корпуса" продиктована рядом обстоятельств: они мало изучены, их анализ необходим для понимания дальнейшего этапа творчества писателя.

Актуальность исследования обусловлена тем положением, которое занимают "В круге первом" и "Раковый корпус" в творчестве А.И.Солженицына и литературной жизни нашего общества. Эти произведения подводят итог раннему периоду творчества А.И.Солженицына, в котором происходит формирование его писательского опыта. Выработанные приемы и принципы изображения в "Круге первом" и "Раковом корпусе" использовались писателем и в дальнейшем творчестве. В период создания данных произведений им было написано множество рассказов, велась работа над "Архипелагом ГУЛАГ" и началом "Красного колеса". После выхода в свет "Одного дня Ивана Денисовича" А.И.Солженицын был известен в основном России. "Круг первый" и "Раковый корпус", впервые опубликованные за рубежом, принесли автору всемирную известность и были объявлены во Франции "лучшими книгами 1968 года"3. Возвращение писателя на Родину и публикация его произведений в России оживили к нему интерес. Знаменателен и тот факт, что в день 80-летия

1 Вейдле В. О Солженицыне // Вестник РСХД. - Париж - Нью-Йорк. - 1969. - № 91/92. - С. 43 - 50; Плетнев Р. А.И.Солженицын. - Мюнхен. - 1970; Ржевский Л. Творец и подвиг: [Очерки по творчеству Александра Солженицына]. - Frankfurt/Main: Посев, 1972; Лопухина - Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. -Frankfurt/Main: Посев, 1974; Шнеерсон М. Александр Солженицын. - Frankfurt/Main: Посев, 1984; Геллер М. Александр Солженицын: [к 70-летию со дня рождения]. - Лондон, 1989; Нива Ж. Солженицын / Пер. с фр. -М.: Худож. Литература, 1992.

2 Решетовская Н. А.Солженицын и читающая Россия: Докум. повествование. - М. - 1990; Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель // Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. - М.: Современник. - 1991; Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время. - Екатеринбург: Диамант, 1993; Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1994.

3 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. - М.: Согласие, 1996. - С. 241 -242.

А.И.Солженицына в московском Театре драмы и комедии на Таганке состоялась премьера спектакля "Шарашка" по "одному из лучших романов Александра Исаеви-ча Солженицына "В круге первом""1. Все это еще больше усиливает актуальность работы.

Целью исследования является анализ романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус", определение своеобразия сюжета и характера в художественной прозе А.И.Солженицына. Для этого поставлены следующие задачи:

- обобщить и систематизировать научный материал, вышедший за последнее время по данной проблеме;

- рассмотреть жанровое своеобразие раннего творчества писателя;

- изучить особенности повествования, развития сюжета, пути создания характера и своеобразие языка в данных произведениях;

- показать А.И.Солженицына как художника слова, продолжающего традиции русской литературы XIX века.

Писателя часто сравнивают с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским2 Сам он в интервью американскому журналу "Тайм" в 1979 году сказал: "Я испытываю к ним огромное уважение и ощущаю духовное родство с обоими, хотя с каждым по-разному. Я чувствую себя ближе к Толстому по форме повествования, по подаче материала, по многообразию действующих лиц и обстоятельств, но я ближе к Достоевскому в своем понимании духовного толкования истории .

Наследием традиций русской литературы XIX века не ограничивается творческое начало писателя. По заключению А.С.Бушмина, в художественной литерату

1 Хавкина Л. На Таганке открылась "Шарашка" // Комсомольская правда. - 1998. - 11 декабря. - С. 6.

2 Лурье Я.С. Единоборство с Толстым: Солженицын // Лурье Я.С. После Льва Толстого: Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. - Спб. - 1993. - С. 129 - 145; Сохряков Ю.И. А.И.Солженицын и Ф.М.Достоевский // Российский литературоведческий журнал. - 1994. - № 3. - С. 105 - 111.

3 А.Солженицын о своих книгах и о себе // За рубежом. - 1989. - № 31. - С. 21. ре "более поздняя традиция включается в более раннюю, преобразуя ее."1. Так, Т.Лопухина-Родзянко заметила, что "во многих произведениях А.И.Солженицына встречаются по-новому освещенные духовные ценности средневековья"2. Ведь искусство этой эпохи, исходя из исследований Е.Г.Яковлева, "обратилось к таким доселе необъясненным чувствам человеческой души, как отчаяние и сострадание, умиление и умиротворение, радость и чувство возвышенного"3 и породило эстетические ценности, напрямую связанные с нравственными качествами человека. Связь писателя со средневековьем показывает и А.В.Урманов: "Солженицын в своем раннем творчестве (50-60-е гг.) оказывается очень близок к основным постулатам средневековой христианской историософии, которая распространяла понятие прогресса лишь на сферу духовной жизни и видела смысл истории в приближении человека и человечества к высшей, божественной истине"4. И.Виноградов в творчестве А.И.Солженицына связал традиции Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого со средневековьем: ".творчество Достоевского и Толстого уходит своими духовными корнями в ту традиционную ситуацию, связанную с всеевропейским кризисом традиционной христианской религиозности, которая наметилась уже в позднем средневековье (курсив наш - Е.П.), но окончательно и поистине повсеместно обозначилась именно в 19 веке"5. Тогда и стали злободневными вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о вере и неверии.

В истории не было ни одного философа, ученого и писателя, которые, касаясь религии, не задавали бы вопроса о Боге и не пытались дать бы ему свое решение. Так, у Ф.М.Достоевского Бог - сила, которая держит человека в рамках закона.

1 Бушмин A.C. Преемственность литературного развития // Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. - М.: Современник, 1980. - С. 170 - 171.

2 Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. - Посев - Frankfurt/Main. - 1974. - С. 10.

3 Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 1977. - С. 51.

4 Урманов A.B. Принципы художественного моделирования мира в прозе А.Солженицына // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX - XX веков. - Благовещенск: БГПУ, 1997. - С. 9.

5 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 276.

Если Бога нет, то человек может творить зло. В романе "Преступление и наказание" герой совершает убийство. Он знает, что, согласно его теориям, не должен ощущать вины. Тем не менее, чувство вины точит его, пока он не является с повинной и не предает жизнь Богу. Смердяков в "Братьях Карамазовых" убивает отца, поверив Ивану, что нет ни Бога, ни абсолютных ценностей. Затем он обвиняет в этом убийстве самого Ивана: ведь это он говорил, что Бога нет. Не в силах принять логические выводы собственного мировоззрения, Иван кончает "белой горячкой". Сам Ф.М.Достоевский считал, что если нет Бога, то нет и обязывающего нравственного закона, человек становится добычей зла, орудием идеи зла. Выход писатель видел в одном - человеку нужен Бог, нужна вера.

Очень сложно и противоречиво отношение к Богу Л.Н.Толстого. "Я жил только тогда, когда верил в Бога, - писал он в своей "Исповеди" - как было прежде, так и теперь. стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него, и я умираю"1. Все вроде очень определенно и однозначно. В той же "Исповеди" писатель рассказывает о мучительном, исполненным сомнений и противоречий пути к указанному выводу. По Л.Н.Толстому, "Бог - это любовь, и чтобы жить хорошо, надо всех любить, быть в любви: ни на кого не сердиться, всем уступать, ни про кого не говорить и не думать дурного"2.

А.И.Солженицын пришел к религии, пережив тяжелую болезнь. По приговору врачей оставалось жить не больше трех недель. "Это был страшный момент моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор, - читаем мы в воспоминаниях писателя "Бодался теленок с дубом", - .Мама - умерла. Жена - не дождалась, вышла за другого. Однако, я не умер. при моей безнадежно запущенной остро-злокачественной опухоли это

1 Толстой Л.Н. Пол. соб. соч.: В 90 т. - М., 1928 - 1958. - Т. 23. - С. 45.

2 Там же. Т. 90, С. 146 - 147. было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель"1. Правдивые произведения

0 лагерях, ссылках, жизни послереволюционной России подтверждают это суждение. Неслучайно в статье "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни" он обращается к народной пословице - "Не в силе Бог, а в правде"2.

А.И.Солженицын - писатель религиозного склада, свое творчество рассматривающий как "вложенную цель", стал первым православным лауреатом Темп-лтоновской премии "за прогресс в развитии религии", которая была ему вручена 10 мая 1983 года. Эта премия присуждается "лицам, имеющим особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире"3. В ответном слове на присуждении Темплтоновской премии А.И.Солженицын высказал свое отношение к жизни и религии: "Наша жизнь - не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развития к высшей - и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно. Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизмеримо добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас - мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты - это надо почувствовать."4

В отличие от Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, "центральная духовная ситуация его [А.И.Солженицына - Е.П.] художественной прозы - это. ситуация не поисков и обретения веры, а ситуация жизни в вере"5. Писатель верит не только в Бога, но и в человека с его глубокой нравственностью и силой духа. Так, в одной из

1 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. - М.: Согласие, 1996. - С. 11.

2 Звезда - 1994. - № 6. - С. 7.

3 Новый мир. - 1992. - № 2. - С. 179.

4 Солженицын А.И. Темплтоновская лекция // Новый мир. - 1992. -№ 2. - С. 183.

5 Виноградов И. Солженицын - художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 277. встреч с читателями на вопрос: "Не утратили ли Вы веру в человека?" А.И.Солженицын ответил: "Только вера в человека и дает надежду"1. Это надежда на возрождение духовных и культурных традиций.

Объектом исследования данной работы является своеобразие художественного мира А.И.Солженицына, конкретно - в области построения сюжета и на путях создания характера. Поскольку сюжет - это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям, то сюжет и характер тесно между собой связаны. И рассмотрение их во взаимосвязи позволяет обнаружить существенные творческие принципы талантливейшего писателя современности.

Предметом исследования избраны два произведения А.И.Солженицына -роман "В круге первом" и повесть "Раковый корпус". В единой художественно-смысловой системе они, тем не менее, представляют разные формально-содержательные структуры, что позволит сделать вывод о значительном и многообразном эстетическом опыте писателя.

Методологической основой работы являются историко-литературный, исто-рико-генетический и сравнительно-типологический методы исследования. Автор диссертации использует теоретические и методологические идеи М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, И.Ф.Волкова, Н.Н.Воробьевой, Л.Я.Гинзбург, В.В.Кожинова, Ю.М.Лотмана, А.Г.Цейтлина, С.Е.Шаталова, В.Б.Шкловского и других литературоведов. Особенно важным при анализе произведений А.И.Солженицына является," по мнению автора, выведенное М.М.Бахтиным понятие "хронотопа", которое объясняет художественную плотность произведений А.И.Солженицына. Юферова Я. Один вечер Александра Исаевича // Известия. - 1998. - 25 апреля - С. 4.

Исследованию творчества А.И.Солженицына посвящено несколько диссертационных работ. Так, П.П.Лавренов в своей кандидатской диссертации "Проблемы русского национального характера в творчестве Солженицына: Нравственно-философский аспект" уделил внимание в основном средствам и формам выражения национального характера в романе "В круге первом" и повести "Раковый корпус"1. Работа Е.В.Белопольской посвящена одному роману "В круге первом" и не показывает жанрового своеобразия творчества писателя2. Остальные диссертации не затрагивают данные произведения3.

Научная новизна работы определяется тем, что и в зарубежном, и в отечественном литературоведении роман "В круге первом" и повесть "Раковый корпус" рассматриваются отдельно друг от друга. Существуют статьи, дающие краткий анализ одного из данных произведений4. Наше исследование - это одна из первых попыток литературоведческого анализа романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус" во взаимосвязи, постижения эстетического опыта А.И.Солженицына-романиста.

Практическая значимость исследования. Содержание работы использовалось при изучении литературы 50-х - 60-х годов XX века в средних школах города

1 Лавренов П.П. Проблемы русского национального характера в творчестве Солженицына: Нравственно-философский аспект: [Дис. канд. филолог, наук: 10.01.02]. -М., 1992. - С. 111-171.

2 Белопольская Е.В. Роман А.И.Солженицына "В круге первом": Проблематика и поэтика: [ Дис. канд. филолог. наук: 10.01.01]. -Волгоград, 1996.

3 Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века (Пути развития, концепция личности, поэтика): [Дис. докт. филолог, наук: 10.01.01]. - М., 1996; Кузьмин В.В. Рассказы

A.И.Солженицына: Проблемы поэтики: [Дис. канд. филолог, наук: 10.01.01]. - Тверь, 1997.

4 Вейдле В. Два слова о "Раковом корпусе" А.Солженицына // Вестник РСХД. - Париж. - 1968. - № 89. - С. 94;

B.И. "Раковый корпус" - А.И.Солженицын / Там же. - С. 105; Немзер А. Рождество и Воскресенье: О романе Александра Солженицына "В круге первом" // Литературное обозрение. - 1990. - № 6. - С. 31 - 37; Шкловский Е. Чем жив человек: О повести "Раковый корпус" // Литературное обозрение. - 1990. - № 7. - С. 10 - 14; Лиф-шиц М.А. О рукописи романа А.Солженицына "В круге первом" // Вопросы литературы. - 1990. - № 7. - С. 74 - 96; Евсюков В. Люди бездны: [Рецензия на роман "В круге первом"] // Дальний Восток. - 1990. - № 12. - С. 144 -151; Резниковский Г. "Раковый узел" А.И.Солженицына // Звезда Востока. - 1991. - № 2. - С. 94 - 107; Дюжев Ю. В круге последнем // Север. - 1991. - № 4 - С. 141 - 143; Давыдов О. Квадратура "Круга": [ Рецензия на роман "В круге первом"] // Независимая газета. - 1992. - 24 июля - С. 7.

Курска, изданное нами учебное пособие "Постигая Солженицына"1 помогло не только учащимся, но и учителям при подготовке уроков и бесед о писателе. Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении русской литературы II половины XX века, как в школе, так и в вузе.

Апробация работы. Основные положения работы излагались в докладах на республиканской научно-практической конференции "Психология и образование" (Курск, КГПУ, январь 1995), на межвузовских научных конференциях "Проблемы эволюции русской литературы XX века" (Москва, МПГУ им. Ленина, февраль 1995, 1996, 1997, 1998). Содержание работы отражено в трех публикациях общим объемом более трех печатных листов.

1 Куценко Е.В. Постигая Солженицына: Учебное пособие на материале романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус". - Брянск: Издательство Брянского педагогического университета. - 1996. - 52 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Прокопова, Елена Владимировна

Заключение

Творчество Александра Исаевича Солженицына - выдающееся литературно-художественное явление. Он продолжает традицию русского реализма XIX века. От Льва Толстого восходит панорамность изображения, стремление писателя решать проблемы войны и мира, умение "слиться со своими героями, описать их изнутри"1. У Ф.М.Достоевского Солженицын унаследовал глубокую постановку нравственных вопросов и особенности композиции произведений — "плотность содержания, мысли, чувств"2, а у Н.С.Лескова - чувство русской народной речи.

Подтверждением глубокой связи писателя с русской классической литературой является присуждение А.И.Солженицыну в 1970 году Нобелевской премии "за ту этическую силу, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы"3. В своей "Нобелевской лекции" писатель утверждает, что подлинное Искусство способно вразумить и спасти человечество, слепо идущего к катастрофе. Он обращается к словам Ф.М.Достоевского: "Мир спасет красота" - и открывает значение этих слов для современности: литература должна подчинить себя единой красоте - красоте Правды, именно эта Красота и спасет мир. Вслед за классиками русской литературы, каждому художнику, по мнению писателя, нужно использовать забытое платоновское "триединство Истины, Добра и Красоты"4. Назначение писателя Солженицын видит в том, что "художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него - и остро передать это людям. И в неудачах и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях

1 Год Солженицына: [Ответы на анкету ред. "ЛГ'М.Окутюрье] // Литературная газета. -1991.-3 июля. - С. 10.

2 Александр Солженицын: Телеинтервью на литературные темы с Н.А.Струве. Париж. Март 1976 // Литературная газета. - 1991. - 27 марта. - С. 10.

3 Цит. по кн. Кремлевский самосуд: Секретные документы политбюро о писателе А.Солженицыне / Сост. А.В.Коротков, С.А.Мельчин, А.С.Степанов. - М., 1994. - С. 87.

4 Солженицын А.И. Нобелевская лекция //А.И.Солженицын Рассказы. - М.: Современник, 1989. - С. 288. ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его"1. Это авторское кредо А.И.Солженицына, которому он следует на протяжении всего своего творчества.

Важнейшая для писателя - тема совести. В произведениях А.И.Солженицына много персонажей, у которых пробуждается это качество. Душа отдельных героев проходит некий катарсис, пережив страдания, она возвышается над миром лжи и насилия.

Тема совести связана с проблемой нравственного выбора. В русской классической литературе положительные герои всегда отдавали предпочтение высшему (добру) перед низшим (злом и разрушением). На первом месте всегда стояли нравственно-этические ценности, согласно утверждению Г.Померанца: "Нравственность неделима и неотделима от чувства прекрасного и благоговения к источнику жизни"2.

Продолжая этическую и духовную линию русской классики, в особенности Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, А.И.Солженицын следует и традициям средневековья, анализ которых изложен в работе А.В.Урманова "Принципы художественного моделирования мира в прозе А.Солженицына"3. Сам писатель себя считает "традиционалистом", особенно в "связи литературно-художественной стороны и моральной"4. Основополагающая сторона преемственности А.И.Солженицыным классической литературы, по справедливому заключению Г.М.Фридлендер, состоит в том, что "Солженицын унаследовал от Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова и других великих русских писателей-классиков в качестве главной темы своего творчества тему России. Этим определяется исключительный художественный масштаб

1 Солженицын А.И. Нобелевская лекция //А.И.Солженицын Рассказы. - М.: Современник, 1989. - С. 287.

2 Померанц Г. Из писем о нравственном выборе // Век XX и мир. - 1990. - № 5. - С. 33

3 В кн.: Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX - XX веков. - Благовещенск, 1997.-С. 3-30.

4 Солженицын А.И. Интервью для парижской газеты "Либерасьон" 1983 г. // Звезда. - 1996. - № 1. - С. 77. и нравственный накал его творчества, его место в современной русской литературе"1 .

Н.В.Подольская заметила связь А.И.Солженицына с М.В.Ломоносовым и А.С.Пушкиным, выделив "общие духовные и гражданские чувства и черты, различные по характеру выражения, самобытности и соответствующие стилю каждого. Это - религиозность. Это - патриотизм при стойком свободомыслии и критике действительности и правительств. Это - значимый и существенный в творчестве интерес к истории своей страны. Это - . творческое созидание, просвещение, борьба с костностью умов и постоянно ведущаяся. реформа языка"2. Безусловно, все эти качества присущи мировоззрению и М.В.Ломоносова, и А.С.Пушкина, но в большей степени выражены в творчестве А.И.Солженицына.

Хотя "каторжную" тему в русской литературе открыл Ф.М.Достоевский, А.И.Солженицына считают родоначальником "лагерной" прозы. В этом смысле он является новатором. По А.С.Бушмину, новаторство "в отличие от чисто формального восприятия традиций, характеризуется их активным преобразованием, развитием, обогащением"3. В.В.Компанеец определил новаторство А.И.Солженицына "в том, что он, основываясь на непривычном, нетрадиционном для русской классики материале, соединил скрупулезный анализ психических процессов в человеке с "генерализацией", интерес к "подробностям чувства" (Л.Толстой) с грандиозным охватом внешних событий. При этом ни психологизм, ни событийность не потеряли в своем художественном качестве"4. Здесь проявляется эпический талант художника: повествуя о лагерях, о заключенных, А.И.Солженицын создает такие художествен

1 Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. - 1993. - № 1. - С. 93.

2 Подольская Н.В. Три века - три писателя: [О языке произведений Ломоносова, Пушкина и Солженицына] // Русская речь. - 1995. -№ 4. - С. 71.

3 Бушмин A.C. Преемственность литературного развития // Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. -М.: Современник, 1980. - С. 175.

4 Компанеец В.В. Русская социально-философская проза (1970-80-х годов): Нравственный и психологические аспекты изображения человека: Автореф. дис. докт. филол. наук. - Саратов, 1995. - С.16. ные образы и коллизии, так расширяет смысл отдельного, частного, что у читателя возникает образ целого - страны, народа на протяжении десятилетий. На это прежде всего ориентируется сюжет в произведениях писателя.

В фильме А.Сокурова "Узел", вышедшем на экран к 80-летию писателя, А.И.Солженицын дает определение и сюжету, и характеру. По Солженицыну, сюжет - это цепь происшествий и реакция персонажей на них. В характере, по его мнению, большое значение имеют природные данные и их развитие самим человеком. Негативное влияние окружающей среды не оправдывает поступков героев. Доказывает это писатель тем, что в одной и той же обстановке (тюрьме, лагере, больнице) люди вели себя по-разному. Данная позиция, основанная на личном опыте, сопровождала писателя на протяжении всего своего творчества.

Роман "В круге первом" и повесть "Раковый корпус" принадлежат к раннему периоду творчества А.И.Солженицына (50 - 60-е годы). В это время писатель занимался творческим поиском: "пробой пера" в драматургии, лирике и эпосе разнообразных форм.

Ранние опыты повлияли на дальнейшее творчество писателя. Так, работа над пьесами помогла внести в "Круг первый" и "Раковый корпус" множество диалогов, которые служат, как для характеристики героев, так и для развития действия. В драме и малых формах А.И.Солженицына находятся истоки полюбившихся впоследствии писателем принципов сжатости, "сгущения места и времени", автобиографичности. Темы пьес и ранних рассказов, такие как обвинение в измене Родине, мотив "раскулачивыания", размышления героев о жизни и смерти, о счастье и страданиях, о совести и бесчестии, развиваются в "Круге первом" и Раковом корпусе".

Анализ своеобразия сюжета и характеров этих произведений, соотнесенность с литературной традицией прошлого способствуют исследованию главных приоритетов А.И.Солженицына как художника.

Характерной чертой построения романа "В круге первом" и повести "Раковый корпус" является внутренняя связь героев, иногда даже не знакомых друг с другом. Дух нравственности и справедливости объединяет многих персонажей А.И.Солженицына.

Единство композиции достигается писателем и с помощью драматического напряжения, "художественной плотности", что создается посредством принципа "узловых точек". Уплотняя время действия произведения и вкладывая в него историческую память, А.И.Солженицын использует прием "хронотопа", который служит для создания сюжета произведений. Как отдельно, так и вместе взятые произведения А.И.Солженицына, благодаря своеобразию сюжета, дают объемное представление о российской действительности. Для реалистического раскрытия характеров, да и жизни в целом А.И.Солженицын в своих произведениях использует множество символов: образы-символы, образы-иносказания, развернутые метафоры и художественные обобщения, данные и в самих названиях произведений. А.Архангельский в статье "О символе бедном замолвите слово" подчеркивает, что А.И.Солженицын склонен "к обобщениям и сгущению художественной ткани до плотности аллегории"1.

Круг первый" и "Раковый корпус" написаны в форме "полифонического романа", с огромным количеством действующих лиц, точно определенного во времени и пространстве. Этот метод подчинен главной задаче писателя: объективно показать окружающий мир во взаимодействии и сосуществовании. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово: "Малая" проза А.И.Солженицына // Литературное обозрение. - 1990,-№9.-С. 20-21.

Слово А.И.Солженицына не только характеризует героев, но выходит за пределы характера. Оно выполняет и сюжетные задачи. Язык стремится к типизации, которая обусловлена его теснейшей связью с социальной психологией его носителя и с особенностью тех жизненных обстоятельств, в которых человек действует и высказывается. Таким образом, слово связывает сюжет и характер: посредством "полифонии повествовательной речи"1 писатель показывает различные стороны жизни в России.

Круг первый" и "Раковый корпус" рассматриваются нами во взаимосвязи. Хотя они различны в построении и содержании, все же имеют много общего: автобиографический характер, присутствие лагерной темы, многообразие действующих лиц, художественную "плотность" места и времени, панорамность изображения, противопоставление героев по их нравственному облику, проблемы выбора в экстремальных условиях, добра и зла, споры о смысле жизни, размышления о судьбе страны и многое другое.

Это использовалось писателем и в дальнейшем своем творчестве. Созданию "Архипелага ГУЛАГа" и "Красного колеса" способствовал прежде всего писательский опыт автора, полученный при работе над "В круге первом" и "Раковым корпусом". Эти ранние крупные произведения, особенно "В круге первом", уже близки к жанру эпопеи. В представлении автора "эпопея - это следующая по крупности за романом прозаическая форма: где единичные судьбы персонажей уже не столь центральны, не столь даже и важны, не ими замыкается обзор, но поднимается выше- к событиям эпохи, целой страны, к лицам уже не сочиненным, а историческим, и к действиям их в реальных событиях"2. В "Круге первом" эти качества существуют в полной мере: присутствие Сталина, Абакумова, Яконова, Ройтмана и других ре

1 Ржевский Л. Творец и подвиг. - Frankfurt/Main: Посев, 1972. - С. 49.

2 Солженицын А. Приемы эпопей: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. - 1998. - № 1. - С. 172. альных исторических лиц; показ многообразных людских судеб от начала века (до революции) до его середины (после Великой Отечественной войны), что создает всеохват исторического времени, присущий эпопеи. В "Красном колесе" А.И.Солженицын пошел, безусловно, дальше: "Россия в первой мировой войне, самсоновская катастрофа (1914) и брусиловский прорыв, Февральская революция и отречение Николая II, конвульсии временного правительства и, наконец, октябрьский переворот, последовавшие за ним мятежи, насилие, кровь", - так характеризует художественную ткань "Красного колеса", "насыщенного документами и газетной хроникой", Ю.Крохин1.

Таким образом, ранние произведения А.И.Солженицына помогли ему в создании более масштабных вещей - "Архипелага ГУЛАГа" и "Красного колеса", где уже больше исторических лиц и событий, но меньше лиричности и музыкальности. В отличие от "Круга первого" и "Ракового корпуса", последующие крупные произведения писателя в большей степени тяготеют к публицистике, нежели к жанру классического романа.

Позже А.И.Солженицын совсем отходит от жанров романа и повести. Он возвращается в 1990-е годы к малой прозе, но уже используя форму "двучастного" рассказа, в котором одиночные новеллы обладают проблемно-тематическим единством. По заключению В.В.Кузьмина, "Двучастные рассказы строятся на художественной разработке разных конструктивных элементов: схемы двойничества ("Настенька", "На изломах"), временного дистанцирования этапов одного материала ("Молодняк", "Эго", "На краях"), включения в повествование изображения события и его интерпретации другим героем ("Абрикосовое варенье", "Все равно")"2. В отличие

1 Крохин Ю. Солженицын читает Солженицына: [На "Радио Россия" звучит "Красное колесо"] // Российская газета. - 1997. - 4 октября. - С. 4.

2 Кузьмин В.В. Рассказы А.И.Солженицына: Проблемы поэтики / Автореферат диссертации канд. филолог, наук.-Тверь, 1997.-С. 19. от ранних рассказов писателя, они малы и показывают небольшой эпизод из жизни героев, но оказывают "необычайно сильное эмоциональное воздействие"1. Этот прием, по нашему мнению, был использован писателем уже в "Круге первом", когда автор вводил в повествование главы "Князь Игорь" и "Улыбка Будды", объединенные с самим произведением лишь поставленными в них проблемами и не связанные структурной однородностью.

Большое значение за последнее десятилетние приобретает публицистика А.И.Солженицына, а главный ее пафос, по П.Басинскому, "это отповедь нынешней "психологии отчаяния" и "психологии поражения"2, ведь писатель верит в силы русского человека. Вернувшись в Россию 27 мая 1994 года, А.И.Солженицын, путешествуя по стране, встречался и беседовал со многими людьми. С декабря 1994 года по сентябрь 1995 года он два раза в месяц, по пятнадцать минут, выступал по каналу ОРТ3 не только со своими соображениями, но и "собирал вокруг себя единомышленников и вел с ними диалог"4. Его собеседниками были самые разные люди: философ Никита Струве, поэт Юрий Кублановский, депутат Госдумы Владимир Лукин, офтальмолог Святослав Федоров, журналист Алексей Денисов. "Солженицын интервьюировал, расспрашивал симпатичных ему людей, словно хотел сказать, - замечает Л.Сараскина, - что вывод его, сделанный в провинции ("несмотря ни на что замечательно сохранилось умственное здоровье нации, энергия ее жизнедеятельности"), работает и в Москве5. Передачу "Встречи с Солженицыным" убрали из эфира. Писатель на этом не остановился. В 1997 году в Росси издано трехтомное соб

1 Кузьмин В.В. Рассказы А.И.Солженицына: Проблемы поэтики / Автореферат диссертации канд. филолог, наук. - Тверь, 1997. - С. 20.

2 П.Басинский Виктор и Петрович [А.Солженицын "Россия в обвале"] // Литературная газета. - 1998. - 24 ию-ня.-С. И.

3 Солженицын А.И. По минуте в день. - М.: А и Ф, 1995.

4 Сараскина Л. "Я вернулся в Россию вовремя": Телепейзаж с Солженицыным // Искусство кино. - 1995. - № 9. -С. 37.

5 Там же. рание сочинений публицистики А.И.Солженицына1. В него вошло около двухсот текстов, созданных с 1969 по 1994 годы, они поясняют позицию писателя. "Великий современник напоминает нам о том, что в политике необходима нравственность, о бедственном положении народа, о необходимости строить демократию снизу, о духовных целях жизни человека, о том, что "совесть выше экономики и важней экономики". Но голос его, к стыду нашему, почти не слышен, - заключает А.Латынина2. П.Фокин считает публицистику А.И.Солженицына "своеобразным "узлом" "красного колеса" русской истории", а центральная ее тема - "Родина во лжи"3. В 1998 году издана еще одна книга - "Россия в обвале"4, которая завершает публицистическую трилогию, начатую работами "Как нам обустроить Россию?" (1990) и "Русский вопрос к концу XX века" (1994). "Эта книга от первой страницы до последней, - утверждает В.Бондаренко, - написана с позиции русского человека, не российского, не общечеловека, не гражданина мира и не члена какой-либо партии или фракции, а русского человека, тревожащегося за свой русский народ"5. Призыв, звучащий в финале произведения: "Не нынешнему государству служить, а - Отечеству."6, является перекличкой с центральной темой романа "В круге первом" и объяснением героического поступка Иннокентия Володина, всецело преданного своей Родине. На наш взгляд, публицистика писателя развивает мотивы, затронутые в "Круге первом" и "Раковом корпусе", такие как нравственная позиция человека, кризис культуры, жестокость, несправедливость существующей жизни в стране и преданность Отечеству.

1 Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. - Ярославль: Верхняя Волга, 1995 - 1997.

2 Латынина А. "Совесть выше экономики" // Литературная газета. - 1998. - 4 февраля. - С. 11.

3 Фокин П. "Строить Россию нравственную": [К изданию 3-х томника публицистики А.И.Солженицына] // Труд. - 1998. - 19 марта. - С. 4.

4 Солженицын А.И. Россия в обвале. - М.: Русский путь, 1998.

5 Бондаренко В. Александр Солженицын как лидер русского национализма // Книжное обозрение. - 1998. - 29 сентября. - С. 5.

6 Солженицын А.И. Россия в обвале. - М.: Русский путь, 1998. - С. 204.

Публицистикой не исчерпывается творчество А.И.Солженицына последних лет. Им написаны мемуары, описывающие годы изгнания писателя, под характерным для автора символическим названием "Угодило зернышко промеж двух жерновов" (1978 - 1994). Это своеобразное продолжение очерков "Бодался теленок с дубом". В отличие от них, где много публицистики, по мнению А.Латыниной, "Зернышко" - спокойнее, обстоятельнее, ближе к традиционным мемуарам"1. Первая глава произведения опубликована в девятом номере журнала "Новый мир" (1998), который продолжит публикацию мемуаров писателя.

По словам Н.Д.Солженицыной, Александр Исаевич считает мемуарную прозу "вторичной литературой", "второго плана"2, поэтому им ведется большая общественная и литературная работа. Он организовал "Солженицынский фонд помощи репрессированным и их семьям", этим Фондом открыта библиотека "Русское зарубежье" в Москве на ул. Нижняя Радищевская. Писатель выпускает основные серии: "Исследование новейшей русской истории"3, "Наше недавнее: Всероссийская мемуарная библиотека", "Литературное наследство русской эмиграции", "Русские праведники и подвижники XX столетия", "Из литературной коллекции"4. Собирается издать в России свое собрание сочинений в 28 томах5.

Многие читатели и критики видят роль А.И.Солженицына в литературе только как создателя "лагерной" прозы с "экспрессивной авторской речью, основанной

1 Латынина А. После сражения с дубом // Литературная газета. - 1998. - 9 сентября. - С. 1.

2 Там же. - С. 9.

3 Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914 / Исследования новейшей русской истории/ Под ред. А.Солженицына. - М.: Рус. путь, 1995; Толстой Н.Д. Жертвы Ялты: [О насильств. репарации советских граждан после второй мировой войны: Пер. с англ.] / Исследования новейшей русской истории: ИНРИ / Под общ. ред. А.И.Солженицына. -М.: Рус. путь, 1996.

4 Солженицын А.И. "Голый год" Бориса Пильняка: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. - 1997. - № 1. - С. 195 - 203; Солженицын А.И. "Смерть Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. - 1997. - № 4. - С. 191 - 199; Солженицын А.И. "Петербург" Андрея Белого: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. - 1997. -№ 7. - С. 191 - 196; Солженицын А.И. Приемы эпопей: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. - 1998. - № 1. - С. 172 - 190.

5 Солженицын А.И. Разговоры с Александром Солженицыным // Комсомольская правда. - 1996. - 23 апреля. -С. 3-4. на сказовой традиции"1. На наш взгляд, не только этим ограничивается значение творчества писателя. Опираясь на культуру средневековья и русской классики, он стремится показать способность человека к духовному возрождению. А.И.Солженицын, наследуя культурные традиции прошлого, идет в ногу со временем. "Ибо в его творчестве найденный еще Достоевским и Толстым новый способ художественного исследования мира, при котором центральной задачей становится проверка свободного духовного выбора адекватной этому выбору реальной жизненной судьбой героя, обращен к настолько уникальному опыту переживаний и осмысления духовных соблазнов, характерных и роковых именно для двадцатого века, что благодаря этому обращению рождается искусство подлинной самобытности и новизны" - утверждает И.Виноградов2.

Осознавая, что современная русская литература "в глубоком кризисе"3, А.И.Солженицын уверен: "Настоящая литература живет, продолжается и не умирала."4. Из русских писателей XX столетия он выделяет таких "выдающихся мастеров, как Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак"5. В.Лакшин считает, что в творчестве М.Булгакова и А.Солженицына, есть общее: "и Булгаков, и Солженицын видятся нам среди наиболее значительных писательских фигур столетия, выразивших - каждый по-своему - коренную тему эпохи: трагизм несвободы и сопротивление духовной личности"6. Это же можно сказать о других вышеназванных писателях. В современной литературе А.И.Солженицын отдает предпочтение и представителям нравственной

1 Ланин Б.А. Александр Солженицын // Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.-С. 181.

2 Виноградов И. Солженицын-художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 285.

3 Солженицын А.И. .Угадать дуновение истины // Огонек. - 1998. -№ 24. - С. 52.

4 Там же.

5 Там же.

6 Лакшин В. Булгаков и Солженицын: К постановке проблемы // Советская библиография. - 1992. - № 2. - С. 95. деревенской" прозы: "Их клеймили, что они пишут о деревне, а они не о деревне писали. Они писали о тех местах, где сохраняются устои наших традиций, нашего добра"1. Современная же литература, по А.И.Солженицыну, "вся ушла. в подражательный авангардизм. пустое направление, которое не несет сердечного заряда."2. Все же писатель надеется, что автор станет выше "сиюминутных требований литературного рынка, выше расчетов на заведомый близкий успех"3 и в нашей литературе будут продолжены традиции русской классики, основанные на нравственных ценностях человечества.

Исследуя творчество А.И.Солженицына, мы приходим к выводу, что он талантливейший писатель современности, прошедший множество тяжелых испытаний и выдержавший их с честью. Благодаря роману "В круге первом" и повести "Раковый корпус", принесшим автору всемирную известность, перед нами раскрылся его дар художника. По А.И.Солженицыну, "художник - это подмастерье Бога. Художник пытается угадать высшее дуновение, откровение Истины, и через душу свою, через талант и перо каким-то образом передать людям. Вот это есть истинная литература"4, которой, несомненно, служит и он сам.

1 Солженицын А.И. .Угадать дуновение истины // Огонек. - 1998. - № 24. - С. 52.

2 Солженицын А. Интервью с Витторио Страда для "Коррьера Дела Сера" Солженицына // Москва. - 1995. - № 9.-С. 161.

3 Солженицын А. Исчерпание культуры : Выступление на "круглом столе" Российской Академии наук // Юность. - 1997. - № 11. - С. 22.

4 Солженицын А.И. .Угадать дуновение истины // Огонек. - 1998. - № 24. - С. 52.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Прокопова, Елена Владимировна, 1998 год

1. Солженицын А.И. Собрание соч. в 6 томах. Посев, 1969 - 1970. - Т. 6.

2. Солженицын А. И. Собрание сочинений: в 20 т. Вермонт - Париж, 1978 - 1991.

3. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений: В 7 т. М.:ИНКОМ НВ, 1991.

4. Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Ярославль: Верхняя Волга, 1995 - 1997.

5. Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. М.: Согласие, 1996. То же: Новый мир. -1991. - № 6 - 8, 11,12.

6. Солженицын А.И. По минуте в день. М.: А и Ф, 1995.

7. Солженицын А.И. Пьесы и киносценарии. Вермонт - Париж: УМСА-РКЕЭЭ, 1981.

8. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.

9. Солженицын А.И. "Русский вопрос" к концу XX века. М.: Голос, 1995.

10. Солженицын А.И. Нобелевская лекция // А.И.Солженицын Рассказы. М.: Современник, 1989. - С. 286 - 301.

11. А.Солженицын о своих книгах и о себе // За рубежом. 1989. - № 31. - С. 21.

12. Александр Солженицын: Телеинтервью на литературные темы с Н.А.Струве. Париж. Март 1976 // Литературная газета. 1991. - 27 марта. - С. 10.

13. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию?: Посильные соображения // Комсомольская правда: Спец. вып. 1990. - 18 сентября. - 16 с.

14. Солженицын А.И. Разговоры с Александром Солженицыным // Комсомольская правда. 1996. - 23 апреля. - С. 3 - 4.

15. Солженицыны: Интервью с женой Солженицына. //АиФ.- 1997. № 50. - С. 3, 6.

16. Солженицын А.И. Автобиография // Советская библиография. 1991. - № 3. -С. 19-21.1/.Солженицын А.И. "Голый год" Бориса Пильняка: Из "Литературной коллекции"

17. Новый мир. 1997. - № 1. - С. 195 - 203.

18. Солженицын А.И. Двучастные рассказы // Новый мир. 1995. - № 10.

19. Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Наш современник. 1989. - № 9. - С. 160 —162.

20. Солженицын А.И. Интервью для парижской газеты "Либерасьон" 1983 г. // Звезда. 1996.-№ 1. - С. 73-81.

21. Солженицын А. И. Интервью с Витторио Страда для "Коррьера Дела Сера" Солженицына // Москва. 1995. - № 9. - С. 157 - 161.

22. Солженицын А.И. Исчерпание культуры : Выступление на "круглом столе" Российской Академии наук // Юность. 1997. - № 11. - С. 21 - 22.

23. Солженицын А.И. "Петербург" Андрея Белого: Из "Литературной коллекции"

24. Новый мир. 1997. - № 7. - С. 191 - 196.

25. Солженицын А.И. Приемы эпопей: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. -1998.-№ 1.-С. 172-190.

26. Солженицын А.И. "Смерть Вазир-Мухтара" Юрия Тынянова: Из "Литературной коллекции" // Новый мир. 1997. - № 4. - С. 191 - 199.

27. Солженицын А.И. Темплтоновская лекция // Новый мир. 1992. - № 2. - С.179 -183.

28. Солженицын А.И. .Угадать дуновение истины // Огонек. 1998. - № 24. - С. 52 -53.

29. Солженицын А.И. Угодило зернышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания

30. Новый мир. 1998. - № 9. - С. 47 - 125.

31. Русский словарь языкового расширения. / Сост. А.И.Солженицын. М.: Голос, 1995.

32. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. М., 1953 - 1959. - Т. 5.

33. Габрилович Е. Избранные сочинения в 3-х томах. М.: Искусство, 1982.

34. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. -М., 1968. Т. 3.

35. Горький A.M. Собр. соч.: В 30 т. -М., 1953. Т. 24.

36. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. П., 1986. - Т. 29.

37. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1928 - 1958.

38. Толстой Л.Н. Чем люди живы. Народные рассказы. Можайск, 1993.

39. Акимов В. На ветрах времени: Размышления о книгах. Л., 1991.

40. Акимов В. От Блока до Солженицына: Судьбы русской литературы XX века. -Спб., 1993.

41. ЗЭ.Андреева-Карлайл О. Солженицын: В круге тайном. Воспоминания: Пер. с англ. //Вопросы литературы. 1991.-№ 1 - № 5.-С. 171 -210.

42. Античная литература. Греция. Антология. Ч. 2, М.: Высш. шк., 1989.

43. Арсланов В. Драма в семье Спиридона: Идеи "течения" 30-х годов в контексте творчества А.Солженицына // Новое литературное обозрение. 1994. - № 7. - С. 243-276.

44. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово: "Малая" проза А.И.Солженицына // Литературное обозрение. 1990. - № 9. - С. 20 - 24.

45. Басинский П. Виктор и Петрович А.Солженицын "Россия в обвале". // Литературная газета. 1998. - 24 июня. - С. 11.

46. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит, 1975.

47. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

48. Белинков А. А.Солженицын и больные ракового корпуса // Новый журнал= New Review Нью-Йорк. - 1968. - № 93. - С. 209 - 220.

49. Белль Г. Четыре статьи о Солженицыне // Иностранная литература. 1989. - № 8,- С. 228-237.

50. Белопольская Е.В. К проблеме интерпретации творчества А.И.Солженицына // Русская классика XX века: Пределы интерпретации. Сб. матер, науч. конф. -ИРЛИ РАН. СГПУ. - Ставрополь, 1995. - С. 80 - 83.

51. Белопольская Е.В. Роман А.И.Солженицына "В круге первом": Проблематика и поэтика / Автореферат диссертации кандидата филолог, наук. Волгоград, 1996.

52. Бондаренко В. Александр Солженицын как лидер русского национализма // Книжное обозрение. 1998. - 29 сентября. - С. 5.

53. Бондаренко В. Стержневая словесность о прозе А.Солженицына // Литературная Россия. 1989. - 26 мая (№ 21). - С. 10 - 11.

54. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980.

55. В.И. "Раковый корпус" А.И.Солженицын // Вестник РСХД. - Париж, 1968. - № 89.-С. 105.

56. Вайль П., Генис А. Поиски жанра. А.Солженицын // Октябрь. 1990. - № 6. - С. 197-202.

57. Бахтин Б. Этот спорный русский опыт // Звезда. 1998. - № 8. - С. 111 - 123.

58. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. М.: Высш. школа, 1976.

59. Вейдле В. Два слова о "Раковом корпусе" А.Солженицына // Вестник РСХД. -Париж, 1968. № 89. - С. 94.

60. Вейдле В. О Солженицыне // Вестник РСХД. Париж - Нью-Йорк. - 1969. - № 91/92. - С. 43-50.

61. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.

62. Виноградов И. Солженицын художник // Континент. - 1993. - № 75. - С. 273 -285.

63. Возвращение: Солженицын как классик и герой романа: Высказывания. // Независимая газета. 1994. - 27 мая. - С. 1, 7.

64. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение; Владос 1995.

65. Воробьева H.H. Принципы историзма в изображении характера. Классическая традиция и современная литература. М.: Наука, 1978.

66. Воронов Ф. В поисках истины // Литературная Россия. 1989. - 7 июля. - С. 16 -17.

67. Газизова A.A. Конфликт временного и вечного в повести А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" // Литература в школе 1997 - № 4,- С. 72 - 79.

68. Гарин И.И. Многоликий Достоевский. М.: ТЕРРА, 1997.

69. Геллер М. Александр Солженицын: К 70-летию со дня рождения. Лондон. -1989.

70. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1976.

71. Год Солженицына: Ответы на анкету ред. "ЛГ". // Литературная газета. 1991. -3 июля. - С. 10; 17 июля. - С. 10-11.

72. Гуляев H.A. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1977.

73. Гульченко В. Фотография на память: О постановке пьесы "Пир победителей". // Культура. 1995. - 11 февраля. - С. 8.

74. Гусев H.H. Летопись жизни и творчества Л.Н.Толстого. 1828 1890. - М., 1958.

75. Давыдов О. Квадратура "Круга": Рецензия на роман А.И.Солженицына "В круге первом" // Независимая газета. 1992. - 24 июля. - С. 7.74. "Дай мне силы удержать щит". Читаем Солженицына: Заметки. // Литературное обозрение. 1991. - № 2. - С. 64 - 66.

76. Деготь Е. "На высоты духа!": О творческом пути художника П.Д.Корина. // Огонек. 1993.-№ 14/15. - С. 17.

77. Дедков И. Солженицын. Апрель 1992 года: О документальном фильме "Александр Солженицын. // Искусство кино. 1993. - № 1. - С. 3 - 7.

78. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов. писатель, 1981.

79. Дроздовская P.C. Апокалипсические символы в творчестве А.И.Солженицына // Постигая прошлое и настоящее. Саратов, 1993. - С. 58 - 64.

80. Дюжев Ю. В круге последнем // Север 1991. - № 4.- С. 141 - 151.

81. Евсюков В. Люди бездны // Дальний Восток. 1990. - № 12. - С. 144-151.

82. Евтушенко Е. "Солженицын-художник сильнее Солженицына-политика" // Книжное обозрение. 1994. - 7 июля. - С. 22 - 23.

83. Егоров Б.Ф., Зарецкий В.А., Глушанская Е.М., Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения: Сб. статей. Вып. 5. Рига: Даугавпилсский педагогический институт, 1978. - С. 11-21.

84. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 1998.

85. Залыгин С. Год Солженицына // Новый мир. 1990. - № 1. - С. 233 - 240.

86. Запевалов В.Н. Научная конференция "А.Солженицын". К 30-летию выхода в свет повести "Один день Ивана Денисовича" // Русская литература. 1993. - № 2. -С. 251 -256.

87. Зиброва Р.В. Выражение содержания речемыслительной деятельности в художественном тексте: На материале романа А.Солженицына "В круге первом" // Речевое мышление и текст. Воронеж, 1993. - С. 27 - 35.

88. Золотусский И. Жизнь не по лжи: один человек побеждает целое государство // Независимая газета. 1998. - 11 декабря. - С. 8.

89. Каверин В. Эпилог: Мемуары. М., 1989.

90. Казак В. Солженицын // Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996.-С.393-395.

91. Карякин Ю. Эпизод из современной борьбы идей // Новый мир. 1964. - № 9. -С. 238.

92. Кедров К. Россия Солженицына// Известия. 1992. - 10 декабря. - С. 7

93. Кедровский А.Е. Александр Исаевич Солженицын: Материалы в помощь учителю. Курск, 1992.

94. Кедровский А.Е. Возвращенные имена. Курск, 1994.

95. Кедровский А.Е. "Возвращенные книги" и культура современного мышления // Философия. История. Культура. Ч. 1. - Курск: изд. Курск, пед. об-ва, 1995. - С. 315-324.

96. Кленов А. Виждь и внемли: Об А.И.Солженицыне. // Родина. 1991. - № 8. - С. 25 - 30.

97. Клинг О. ".К лучшему в себе, к лучшему себе.": Попытка портрета Е.Б.Тагера с приложением его отзыва о " Раковом корпусе " и ответа А.И.Солженицына // Вопросы литературы. 1991. - № 11/12,- С. 71-91.

98. Коган Э. Соляной столп: Политическая психология А.Солженицына. Париж, 1982.

99. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

100. Комина Р.В. Романное слагаемое: О природе близости романов М.Булгакова, Б.Пастернака, В.Гроссмана, А.Солженицына // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя: Межвузовский сб. науч. трудов. -Пермь, 1993. С. 159-172.

101. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза (1970-80-х годов): Нравственный и психологические аспекты изображения человека / Автореф. дис. докт. филол. наук. Саратов, 1995.

102. Кондратьев В.Л. Солженицын и мы: Стенограмма литер чтен. ассоц. "Апрель" 25 мая 1990 г. // Московская правда. 1994. - 18 октября. - С. 8.

103. Копелев Л. Марфинская шарашка: Отр. из восп. об А.И.Солженицыне. // Вопросы литературы. 1990. - № 7. - С. 84 - 96.

104. Копелев Л., Орлова Р. Мы жили в Москве: 1956 1980. - М.: Книга, 1990.

105. Красновский Э.А. А.И.Солженицын // Литература. Русская классика (избранные страницы) 9 кп. М.: Мнемозина, 1997.

106. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.

107. Краткий словарь литературоведческих терминов М., 1978.

108. Кремлевский самосуд: Секретные документы Политбюро о писателе А.Солженицыне / Сост. A.B.Короткое и др. М.,1994.

109. Крохин Ю. Солженицын читает Солженицына: На "Радио Россия" звучит "Красное колесо". // Российская газета. 1997. -4 октября. - С. 4.

110. Кузьмин В.В. Рассказы А.И.Солженицына: Проблемы поэтики / Автореферат диссертации кандидата филологических наук. Тверь, 1997.

111. Кучкина О. От имени тех, кто недошептал, недохрипел своей судьбы: Перечитывая автобиографическую прозу А.И.Солженицына // Комсомольская правда. 1994. - 16 июля. - С. 2.

112. Лавренов П.П. Проблемы русского национального характера в творчестве Солженицына: Нравственно-философский аспект: Дис. канд. филолог, наук: 10.01.02. ,-М„ 1992.

113. Лавров В. Лицо: К 75-летию со дня рождения А.И.Солженицына. // Нева. -1993.-№ 12.-С. 255-263.

114. Лакшин В. Булгаков и Солженицын: К постановке проблемы // Советская библиография. 1992. - № 2. - С. 95 - 101.

115. Лакшин В.Я. "Новый мир" во времена Хрущева: Дневник и попутное (1953 -1964).-М.: Кн. палата, 1991.

116. Ланин Б.А. Александр Солженицын // Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). М.: Новая школа, 1997.

117. Латынина А. После сражения с дубом // Литературная газета. 1998. - 9 сентября. -С. 1, 9.

118. Латынина А. "Совесть выше экономики" // Литературная газета. 1998. - 4 февраля. - С. 11.

119. Латынина А.Н. Солженицын и мы // Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х. М.: Совет, писатель, 1991. - С. 6 - 44.

120. Левитская Н.Г. Возвращение Солженицына // Советская библиография-1991,- №3. С. 19-32.

121. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914 / Исследования новейшей русской истории / Под ред. А.Солженицына. М.: Рус. путь, 1995.

122. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

123. Лифшиц М. О рукописи А.И.Солженицына "В круге первом" // Вопросы литературы. 1990. - № 7. - С. 73 - 83.

124. Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. -Frankfurt/Main: Посев, 1974.

125. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Тарту: Уч. зап. Тартуского ун-та, 1968, вып. 209. - С. 5 - 50.

126. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.

127. Лурье Я.С. Единоборство с Толстым: Солженицын // Лурье Я.С. После Льва Толстого: Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. Спб. - 1993. -С. 129-145.

128. Мамонтов И. Религиозные мотивы у Солженицына // Новый журнал = New Review. Нью-Йорк, 1974. - № 114. - С. 220 - 224.

129. Марков О. Сегодня исполняется 80 лет самому известному писателю современной России // Независимая газета. 1998. - 11 декабря. - С. 1, 3.

130. Мешков Ю.А. Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время,- Екатеринбург: Диамант, 1993.

131. Можаев Б. Еще о каиновой печати и нательном кресте: Об А.И.Солженицыне. // Книжное обозрение. 1990. - 6 апреля. - С. 5 - 7.

132. Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына //Литература в школе 1990 - № 5 - С. 103 - 109.

133. Немзер А. Рождество и Воскресенье //Литературное обозрение. 1990. - № 6. -С. 31-37.

134. Новый завет. Санкт-Петербург: Гедеоновы братья, 1994.

135. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990.

136. Орловская-Бальзамо Е. Ипполит Тэн и Александр Солженицын: точки соприкосновения // Новое литературное обозрение. 1995. - № 13. - С. 338 - 347.

137. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель / Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. -М.: Современник, 1991. То же: Москва. 1989. - № 9. - С. 180 - 203; № 10. - С. 184-203.

138. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Современник, 1978.

139. Панин Д.М. В человеках благоволение: Философия, социология. М., 1991.

140. Панин Д.М. На "шарашке": О прототипах романа "В круге первом" // Литературная газета. 1990. - 30 мая. - С. 7.

141. Панин Д.М. Солженицын и действительность. Париж, 1975.

142. Парамонов Б. Сюжет как явление стиля: Солженицын Н Независимая газета. -1991.-25 апреля. С. 7.

143. Платек Я. Беспощадная правда: Музыка в творчестве Солженицына // Музыкальная жизнь. 1993. - № 7/8. - С. 10; № 10/9. - С.10 - 12; № 11/12. - С. 28 -29.

144. Плетнев Р. А.И.Солженицын. 2-е доп. изд. - Paris: YMCA-PRESS, 1973.

145. Подольская Н.В. Три века три писателя: О языке произведений Ломоносова, Пушкина и Солженицына. // Русская речь. - 1995. - № 4. - С. 71 - 79.

146. Померанц Г. Из писем о нравственном выборе // Век XX и мир. 1990. - № 5. -С. 29 - 33.

147. Прокофьев В. Явление мировое и характерно русское: Сегодня Александру Исаевичу Солженицыну исполняется 80 лет. Беседа с Н.А.Струве. // Труд-7. -1998.-11 декабря. С. 6.

148. Прохоров Е.П. Публицистика наших дней. М.: Знание, 1983.

149. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.

150. Радзишевский В. Солженицын, какой он есть: Итальянская премия (Бран кати) русскому писателю // Литературная газета. - 1995 - № 16- С. 3.

151. Разговоры с Александром Солженицыным: Ответы на вопросы читателей газеты "Комсомольская правда". // Комсомольская правда. 1996. - 24 апреля. - С. 3-4.

152. Резниковский Г. "Раковый узел" А.И.Солженицына // Звезда Востока. 1991. -№2.-С. 94-107.

153. Решетовская Н. А.Солженицын и читающая Россия: Докум. повествование. М, 1990.

154. Решетовская Н. Воспоминания: Рассказ о реакции на "Раковый корпус". // Собеседник.- 1989.- № 15,- С. 12 13.

155. Решетовская Н. Фронтовик Солженицын // Независимая газета. 1994. - 22 июня. - С. 8.

156. Ржевский Л. Творец и подвиг. Frankfurt/Main: Посев, 1972.

157. Росси Ж. Справочник по ГУЛАГУ: в 2 частях. М.: Просвет, 1991.

158. Самойлов Д. Из книги "Памятные записи": Публ. Главы о тв-ве Солженицына. // Вопросы литературы. 1991. - № 11/12. - С. 92 - 121.

159. Сараскина Л. Александр Солженицын: Тридцать лет и три года // Московские новости. 1997. - 22 - 29 июня. - С. 4.

160. Сараскина Л. "Я вернулся в Россию вовремя": Телепейзаж с Солженицыным // Искусство кино. 1995. - № 9. - С. 32-40.

161. Словарь имен. М.: Научная книга, 1998.

162. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.164. "Слово правды весь мир перетянет": Ответы на анкету редакции "ЛГ" к 80-летию А.И.Солженицына. // Литературная газета. 1998. - 9 декабря. - С. 10.

163. Сохряков Ю. А.И.Солженицын и Ф.М.Достоевский // Российский литературоведческий журнал. 1994. - № 3. - С. 105 - 111.

164. Сохряков Ю. Нравственные уроки "лагерной" прозы И Москва. 1993. - № 1. -С. 175-183.

165. Средневековый роман/ Библиотека всемирной литературы. Серия 1. Том 22. - М.: Худож. лит. - 1974.

166. Страсти по Солженицыну // Аргументы и факты. 1994. - № 25. - С. 3.

167. Струве Н. О Солженицыне // Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

168. Супруненко П. Признание. Забвение. Судьба. Опыт читательского исследования творчества Солженицына. Минеральные Воды, 1994.

169. Темпест Р. Герой как свидетель: Мифопоэтика А.Солженицына // Звезда. -1993,- № 10.-С. 181 191.

170. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1971.

171. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л.Толстым мысли писателей об истине, жизни и поведении. Т. 1. - М.: Политиздат, 1991.

172. Толстой Л.Н. Литература, искусство. М.: Современник, 1978.

173. Толстой Н.Д. Жертвы Ялты: О насильств. репартации советских граждан после второй мировой войны: Пер. с англ. / Исследования новейшей русской истории: ИНРИ / Под общ. ред. А.И.Солженицына. М.: Рус. путь, 1996.

174. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.

175. Урманов A.B. Принципы художественного моделирования мира в прозе А.Солженицына // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX XX веков. - Благовещенск: БГПУ, 1997. - С. 3 - 30.

176. Фокин П. "Строить Россию нравственную": К изданию 3-х томника публицистики А.И.Солженицына. // Труд. 1998. - 19 марта. - С. 4.

177. Френкель В. В круге последнем: Варлам Шаламов и Александр Солженицын // Даугава. 1990. - № 4. - С. 79 - 82.

178. Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. 1993.- № 1. С. 92-99.

179. Хавкина J1. На Таганке открылась "Шарашка" // Комсомольская правда. 1998.- 11 декабря. С. 6.

180. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982.

181. Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Совет, писатель, 1968.

182. Цилевич Л.М. Об аспектах исследования сюжета // Вопросы сюжетосложения: Сб. статей, 5. Рига: Даугавпилский педагогический институт, 1978. - С. 3-11.

183. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М.: Просвещение. 1994.

184. Шаталов С.Е. Время метод - характер. Образ человека в худож. мире рус. классиков. - М.: Просвещение, 1976.

185. Шаховская 3. О правде и свободе Солженицына // Слово. 1990. - № 3. - С. 81 -84.

186. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983.

187. Шкловский Е. Чем жив человек: О повести "Раковый корпус" // Литературное обозрение. 1990. - № 7. - С. 10 - 14.

188. Шмелев А.Д. Об орфографических воззрениях А.И.Солженицына // Русская речь. -1993. -№ 5. С. 119-121.

189. Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/Main: Посев, 1984.

190. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М.: Высш. шк., 1994.

191. Шохина В. Литература и Солженицын // Независимая газета. 1994. - 10 июня. -С. 5.

192. Шохина В. Проблемы реализма: Новые фильмы об Александре Сорлженицыне. // Независимая газета. 1998. - 11 декабря. - С. 12.

193. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века (Пути развития, концепция личности, поэтика) : Дис. докт. филолог, наук: 10.01.01.-М., 1996.

194. Юдалевич Б.М. Военные мотивы в творчестве А.И.Солженицына // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Новосибирск, 1995. - С. 146 - 159.

195. Юферова Я. Один вечер Александра Исаевича // Известия. 1998. - 25 апреля,-С. 4.

196. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.