Освещение вопросов искусства в русскоязычных СМИ Таджикистана периода независимости 1991-2011 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Ниязова Тахмина Нурматовна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат наук Ниязова Тахмина Нурматовна
2.1.Культуроформирующие функции в новых условиях существования СМИ
2.2.Роль СМИ в популяризации музыкальной культуры в Республике Таджикистан
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕЧАТНЫХ СМИ ТАДЖИКИСТАНА
3.1. Своеобразие культурных преобразований в Таджикистане в период
независимости
3.2. Отображение изобразительного искусства в печатных СМИ Таджикистана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Масс-медиа и искусство Таджикистана в контексте глобализации: на примере печатных СМИ2014 год, кандидат наук Гоибназарова, Тахмина Соибназаровна
История развития культуры Таджикистана в годы независимости: 1991-2011 гг.2012 год, кандидат исторических наук Каримова, Рухайё Назимовна
Тенденции развития русскоязычных СМИ Таджикистана в условиях государственной независимости2013 год, кандидат наук Хужаназарова, Идимох Хасановна
Особенности функционирования печатных СМИ Таджикистана после обретения независимости2012 год, кандидат наук Рахимов, Абдухамит Абдибосирович
«Жанрово - тематические особенности аналитических публикаций газет "Аргументы и факты (Таджикистан) и "Вечерка"»2020 год, кандидат наук Абдуллоева Нилуфар Нусратуллоевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освещение вопросов искусства в русскоязычных СМИ Таджикистана периода независимости 1991-2011 гг.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось колоссальными изменениями, связанными с образованием новых независимых государств на карте мира. Среди них Республика Таджикистан, которая, обрела независимость 9 сентября 1991 года. С этого времени начался отсчет нового периода в истории таджикского народа - этапа самостоятельного и независимого развития страны.
Одной из важнейших задач на данном этапе государственного строительства становится формирование национального самосознания, возрастает роль изучения истории и культуры таджикского народа, а также освещения всех этих процессов в СМИ. Создание объективной картины прошлого и настоящего в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, воспитания гражданственности, нравственности и патриотизма.
Современная система печатных средств массовой информации независимого Таджикистана состоит из изданий различного формата и направленности. Она включает: государственную и частную прессу и издания, принадлежащие к холдингам, общественным организациям. Во всех этих печатных изданиях в той или иной степени освещается художественная действительность и проблемы, связанные с культурой и искусством республики. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию степени и качества участия СМИ в формировании системы духовных ценностей и художественного вкуса у общественности, которая является актуальной.
Текущая эпоха, процессы которой трансформировали совершенно все сферы жизнедеятельности общества, характеризуется доминированием информационных технологий. Сегодня последствия информационной революции формируют совершенно иные ценности и приоритеты, задавая тенденцию о том, что во всех сферах жизни стратегическим и мобильным ресурсом становится информация. Существование и развитие общества в
условиях информационной цивилизации представляется невозможным без налаженных и постоянно действующих каналов информирования, которые сегодня благодаря компьютерным технологиям сократили время передачи и обработки информации. Кроме того благодаря современным коммуникационным системам, стерты пространственные и географические границы.
Естественно, подобные факторы, способствуют упрочению позиций средств массовой информации. Появляется своего рода медиа-идеология. СМИ - определяющие факторы глобализации. Однако вместе с тем СМИ сами попадают под воздействие определенных политических, экономических и культурных факторов, влияющих на формирование, распространение, актуальность и тематические приоритеты их информационного продукта.
Подобным утверждением вполне корректно будет охарактеризовать и положение культуры и искусства в глобальном мире. Они, равно как и СМИ, оказывают существенное влияние на духовное и нравственное развитие человека. Прежде всего, это выражается в адаптации аудитории к новым реалиям, формировании ориентиров и ценностей. Учитывая это, из всех возложенных на культуру и СМИ функций основной можно считать функцию ориентации в формировании представлений о действительности.
В этой связи важной проблемой нам представляется необходимость рассмотрения, исходя из современных требований, культуроформирующей деятельности СМИ, управления ею и создания ряда критериев функционирования. Поскольку, сегодня неоспоримо, что большая часть населения земли знакомится с произведениями искусства и художественной действительностью именно посредством разнообразных по форме и содержанию каналов СМИ.
В данной работе впервые исследуются вопросы таджикского искусства и культуры в контексте СМИ и журналистики Республики Таджикистан в период независимости (1991-2011 гг.).
В процессе изучения проблемы основной упор делается на
рассмотрении проблем искусства и культуры в контексте журналистики. Вместе с тем отечественная культурологическая журналистика анализируется в рамках заданного периода не обособленно, а в совокупности с достижениями мировой практики mass-media, в контексте исторической глобальной преемственности культурологической мысли, что способствует формированию целостного взгляда на искусствоведческое направление в средствах массовой информации. Одна из центральных проблем, обсуждаемых в работе, будет связана с определением характера профессионального освещения культуры и искусства в СМИ. Сегодня печатные и электронные СМИ являются наиболее эффективными каналами освещения событий культурной жизни, информирования о самых заметных событиях художественной сферы. Но едва ли можно сами средства массовой коммуникации считать носителями культуры.
Современная культура находится в состоянии системного кризиса. Негативные процессы в отечественной культуре обусловлены рядом причин, главные из которых связаны с глобальными изменениями в мировой цивилизации. Если на Западе переход к новым культурным реалиям происходит менее резко, поскольку эти изменения обнаружили себя значительно раньше и растянулись во времени, то в Таджикистане за последние двадцать лет процесс трансформации культуры затронул все без исключения сферы культурной жизни.
Неблагоприятная ситуация связана не только с тем, что происходит в профессиональных художественных средах, но и с тем, в каком плачевном состоянии пребывают культура бытовая, культура повседневности, культурный уровень основной массы населения. Эти негативные явления нельзя отрывать от проблем слабой социальной защищённости общества, переходными процессами, связанными с реформами в системе среднего и высшего образования, снижением политической активности общества.
Цель исследования является определение степени и качества участия СМИ в формировании системы духовных ценностей и художественного
вкуса общественности посредством освещения событий связанных с культурой и искусством в Таджикистане.
Достижение указанной цели возможно с помощью последовательного решения следующих задач:
1) проанализировать материалы отечественных средств массовой информации (газета, радио, телевидение и Интернет) в освещении искусства в частности музыкальной тематики заданного нами периода.
2) определить жанровую палитру (разнообразие) материалов СМИ, освещающих культуру и искусство Таджикистана.
3) определить роль материалов СМИ в освещении разных направлений музыкальных произведений (современной музыки, классической, «шашмаком» и др.).
4) выявить современные формы и жанры материалов СМИ в освещении музыкальной культуры РТ.
Методологические и теоретические основы исследования:
Основным источником информации для исследования выступают таджикские и зарубежные средства массовой информации. С учетом современных реалий, использованы и материалы интернет ресурсов.
Теоретической базой служат методологические, учебные и научные публикации и исследования таких ученых, как А. Низомова, А.Н. Нуралиева, Н. Нурджанова, Л. Назарова, М. М. Султонова, А.С. Аминова, Т. Гоибназаровой, Каримовой Р. Н. и др.
Объектом исследования стали печатные и электронные СМИ Таджикистана, в частности «Адабиёт ва Санъат» (Литература и искусство), «Народная газета», «Азия-Плюс», «Фарханг ва хунар», «Вечерний Душанбе», «Vip Zone», Материалы информационных агентств Национального информационного агентства «Ховар» при Правительстве Республики Таджикистан - khovar.tj, «Олами хунар» Сайты history.tj и news.tj
Предметом исследования стало структура и содержание системы культуроформирующих функций которые отражены на страницах прессы Таджикистана.
В методологическом отношении применялась следующая совокупность подходов исследования: системный подход к анализу изучаемого объекта, метод социологического опроса, мониторинг.
Эмпирическая база: В основу диссертационного исследования положен принцип изучения и обобщения фактического материала русскоязычных и частично таджикоязычных печатных и электронных СМИ Таджикистана: газета «Адабиёт ва санат» (Литература и искусство), «Азия плюс», «Народная газета», «Дайджест-пресс», «Вечерний Душанбе», журналов «Vip Zone», «Фарханг ва хунар», «Фонус», «Олами хунар», «Окно», официальные страницы информационно-культурного центра «Аржанг» ArtCulture.Tj, «ArtGraund».
Нами изучен архив этих изданий в рамках заданной хронологии. Обусловленность их выбора заключается в их типичности для современной ситуации на рынке печатных СМИ.
Информация, полученная в данном исследовании, в ходе мониторинга изданий, проведенного опроса, интервью и сбора комментариев была проанализирована и систематизирована.
Степень изученности проблемы. Интерес к изучению освещения СМИ вопросов культуры нашел свое отражение в фундаментальных работах теоретиков журналистики: С.Г.Корконосенко, Е.П.Прохорова, В.В.Тулупова, А.А.Тертычныго, М.В.Шкондина, В.Г.Афанасьевой, И.Д.Фомичевой, заложивших основные понятия и разработавших основные положения культуроформирующей системы, и определивших различные подходы исследованию в данной сфере.
Кроме того, исследовались научные концепции, затрагивающие проблемы массовых информационных процессов, воздействующих на сознание и культуру общества: А.Н.Нуралиева, В.В.Ворошилова,
И.М.Дзялошинского, В.И.Кузина, Е.И.Пронина, Д.М.Садуллаева, И. К.Усманова, М. М.Султонова, Ш.Б. Муллоева, М.Б. Муродова, Н.Н. Салихова, М.А. Абдуллаева, Т. Гоибназарова.
Были предложены концепции основных функций журналистики, реализация которых информирует аудиторию о событиях и проблемах в области искусства.
При работе над исследованием были использованы труды авторов, рассматривавших трансформации функций СМИ Таджикистана в условиях глобализации. В частности, М.М.Султонова, полагающего, что глобальные информационные потоки, заполняющие Таджикистан, также как общие черты глобализации, имеют и положительный и негативный характер и Т. С.Гоибназарова рассматривающая в своей работе содержание, композиционную структуру культуроформирующих функций, реализация которых отражена на страницах русскоязычной прессы Таджикистана и российских специализированных и общественно-политических изданий. Основным положительным фактором является улучшение доступа населения к информации, появление альтернативных источников как зарубежных, так и внутренних новостей. К негативным чертам глобальных информационных процессов можно отнести, прежде всего, усиление воздействия зарубежных СМИ на общественное мнение, навязчивое внедрение чужих ценностей в обществе и уязвимость информационной безопасности республики1.
Практическая значимость. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при составлении учебных пособий, курсов и семинаров для студентов факультетов и отделений журналистики.
Кроме того, могут применяться в разработке концепций информационной политики СМИ в сфере культуры и искусства.
1 Султонов М.М. Влияние глобализационных процессов на информационное
пространство Таджикистана // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - Бишкек, 2012. - №8. -Т.12. -С.84-88.
Основные положения и выводы диссертационного исследования также могут быть использованы и в профессиональной деятельности журналистов, для повышения эффективности работы СМИ республики.
На защиту выносятся следующие основные положения:
• развитие искусства Таджикистана в условиях независимости и его отражение в СМИ, отличающиеся от мировых аналогов;
• культуроформирующая деятельность печатных СМИ Таджикистана является определяющей в формировании у аудитории представлений о развитии культуры и искусства;
• востребованность и актуальность для аудитории темы культуры и искусства, которая становится именно благодаря эффективной реализации СМИ своей культуроформирующей функции, одной из основных;
• взаимодействие и взаимовлияние СМИ и искусства в вопросах развития духовных и нравственных ценностей аудитории выходят на первый план в условиях глобального мира, где возрастают требования к пониманию и освещению культуры и искусства.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ВОПРОСОВ ИСКУССТВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ТАДЖИКИСТАНА 1.1. Проблемы определения характера профессионального освещения
культуры и искусства в СМИ
Начало нового тысячелетия побуждает заново обдумывать социальный статус культуры и искусства, перспективы, приоритетные направления и тенденции их развития. В современном мире идут процессы интеграции и дифференциации культур. В этих условиях журналистская деятельность обуславливает динамику культуры и одновременно является ее продуктом. Духовные ценности, создаваемые современными СМИ,- продукт культурной среды и одновременно её преобразователь, который трансформирует ценностный потенциал социальной системы. Методология журналистского труда, технологии современных СМИ формируются под воздействием социокультурной среды, одновременно видоизменяя ее. СМИ участвуют в социализации личности, способствуют формированию установок, ценностных ориентаций, приобщают к социальному опыту, культуре. Журналистика, занимающая ключевые позиции в системе массового информирования, способна интегрировать различия во взглядах. В задачи журналистики входит не только трансляция, но и обобщение ценностей -культурных, духовных, социальных, что может способствовать уточнению изменению политических, психологических, нравственных ориентиров общества.
Одна из центральных проблем современной журанлистики связана с определением характера профессионального освещения культуры и искусства в СМИ. Сегодня печатные и электронные СМИ являются наиболее эффективными каналами освещения событий культурной жизни, информирования о самых заметных событиях художественной сферы. Но едва ли можно сами средства массовой коммуникации считать носителями культуры. Современная культура находится в состоянии системного кризиса. Негативные процессы в отечественной культуре обусловлены рядом
причин, главные из которых связаны с глобальными изменениями в мировой цивилизации. Если на Западе переход к новым культурным реалиям происходит менее резко, поскольку эти изменения обнаружили себя значительно раньше и растянулись во времени, то в странах СНГ, в том числе и в Таджикистане, за последние десять-пятнадцать лет процесс трансформации культуры затронул все без исключения сферы культурной жизни. Неблагоприятная ситуация связана не только с тем, что происходит в профессиональных художественных средах, но и с тем, в каком плачевном состоянии пребывают культура бытовая, культура повседневности, культурный уровень основной массы населения. Эти негативные явления нельзя отрывать от проблем слабой социальной защищённости общества, переходными процессами, связанными с реформами в системе среднего и высшего образования, снижением политической активности общества.
Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось изменениями, связанными с распадом СССР и образованием новых независимых государств на карте мира. Среди них Республика Таджикистан, которая, став союзной республикой в 1929 году, обрела независимость 9 сентября 1991 года. С этого времени начался отсчет нового периода в истории таджикского народа - этапа самостоятельного и независимого развития страны. Одной из важнейших задач на данном этапе государственного строительства становится формирование национального самосознания, возрастает роль изучения истории и культуры таджикского народа. Создание объективной картины прошлого в этих условиях становится одним из главных факторов формирования общенационального единства, воспитания
гражданственности, нравственности и патриотизма. Как подчеркнул Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений».2 Первое постсоветское
десятилетие в республике оказалось драматичным. В условиях становления
2 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. - Душанбе, 1996. - С. 30.
11
государственности в Таджикистане началась гражданская война. Вследствие вооруженного противостояния в глубоком кризисе оказались экономическая, социальная и культурная сферы страны. Были разорены общеобразовательные школы, сотни клубов и библиотек, закрывались театры, распадались художественные коллективы, разворовывалось имущество научных учреждений. Отмечались факты вандализма в отношении конфессиональных организаций и памятников материальной культуры. Таджикистан в годы войны лишился большого числа деятелей культуры, искусства, науки, которые вынуждены были покинуть страну. В конечном итоге все это губительно отразилось на культурной жизни республики, духовный и интеллектуальный потенциал страны резко снизился2.
В такой ситуации только общая национальная идея, основанная на общеисторических и культурных ценностях, прославленной истории и культуре таджикского народа, смогла бы объединить расколотое общество.
Политика государства в сфере культуры имеет фундаментальное значение для общественного развития, формирования системы ценностей и нравственных ориентиров нации. Именно культурная политика определяет современное лицо нации и государства. После окончания гражданской войны культура испытывала определенные трудности. Социально -политическая и экономическая нестабильность привели к тому, что потребности человека подвергаются воздействию рыночной идеологии. В конце XX - начале XXI вв. в Таджикистане возник кризис базовых ценностей - происходит отрицание прежних идеалов, разрушение устоявшегося мировоззрения, что оказало негативное влияние на культуру таджикского народа. Оккупация общественного сознания под влиянием печатных и электронных СМИ привела к насаждению новых идеалов, как материальных (потребительство, доступ к информации, стремление к экономической независимости и др.), так и духовных (демократия, толерантность, плюрализм, гласность).
В связи с этим, совершенно очевидно, что ситуация, в которой находится таджикское общество сегодня, требует поиска новых адекватных механизмов регуляции культурных процессов, ведь культура с одной стороны, испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов. С другой, культура сама оказывает заметное воздействие на них, выступая своеобразным катализатором социального процесса. Вместе с тем культурная сфера в большей степени, чем какая-либо другая, отражает совокупные процессы жизнедеятельности общества, даёт представление о конкретной эпохе, причастности людей к важнейшим историческим событиям. Проблема является актуальной, так как исторический опыт показывает, что процесс суверенизации, захлестнувший республику различными аспектами своего проявления, с неизбежностью поднял и проблему культуры. В стране начался процесс осмысления прошлого таджикского народа. Рост национального самосознания вызвал живой интерес к истокам собственной культуры, способной обрести свое прежнее значение и развиваться посредством культурного диалога между прошлым и настоящим нации посредством, прежде всего СМИ и журналистики в целом, поскольку хронотоп духовной культуры подразумевает преемственность традиций в проекции современного социального развития.
Другим важным фактором изучения культуры таджиков стала проблема соотношения национальной культуры и глобализации -современного феномена с его универсальными нормами и стандартами бытия. Глобализация - процесс всемирной интеграции и унификации, основными тенденциями которого являются стирание политических, экономических и культурных границ в мире. Кроме того, способность в настоящее время противостоять этому феномену, сохранить национально-культурную идентичность, позволит не затеряться в мировом информационном потоке и занять достойное место в системе мировых цивилизаций.
Таким образом, сложная социально-политическая обстановка после обретения Таджикистаном независимости негативно сказалась на развитии культуры. Огромный урон, нанесенный культурной сфере в этот период, не удалось восполнить до сих пор. Правительством страны ведется активная работа в этом направлении.
На современном этапе развития общества, культурно-просветительские учреждения имеют большое значение для формирования культурной личности, возрастает их роль в культурном развитии таджикского общества. В первое постсоветское десятилетие резко сократилось финансирование культурно-просветительских учреждений, заметно ухудшилась материально-техническая база, что привело к их частичному сокращению, а порой и вовсе, окончательному разорению и закрытию. В этой связи произошли изменения в системе управления культурно-просветительской работой. В последние годы ее деятельность привлекает к себе все большее внимание исследователей. Что же касается СМИ, то там вопросы культуры занимали не передовые места, так как куда актуальней была информация общественно-политического характера. Хотя практика показывает, что во времена кризиса, при помощи СМИ и освещения ими вопросов культуры и искусства, решаются вопросы идеологического и политического характера.
Одним из значимых культурно-просветительских учреждений является научно-исследовательский Институт культуры и информации. С 1997 года он является основным звеном научно-исследовательской деятельности и методическим центром учреждений культуры в системе Министерства культуры Республики Таджикистан. Главной задачей Института является изучение проблем культуры в самом широком методологическом, географическом и временном диапазоне, а также работы по привлечению максимального количества отечественных СМИ в вопросах освещения культурно-просветительского характера.
Знаменательным событием в культурной жизни республики в годы суверенитета стало открытие Национального музея древностей
Таджикистана (2001). Важно отметить, что всю коллекцию музея составляют экспонаты, найденные на территории Таджикистана. Гордостью музея является 12,85 метровая и весом 5,5 тонн статуя «Будды в нирване», обнаруженная в результате археологических исследований буддийского монастыря Аджина теппа1, которые каждый год обещаются СМИ.
В 2006 году для создания единого музейного комплекса на территорию Национального музея древностей переехал Музей этнографии, располагающий более 10 тыс. уникальных предметов2. В настоящее время ввиду небольшой площади выставочных залов в Музее выставлена всего 1/10 часть всех имеющихся предметов. Национальный музей древностей и
Музей этнографии функционируют при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
В рассматриваемый период была построена и открыта Национальная библиотека Таджикистана, являющаяся крупнейшей в Центральной Азии. Библиотека имеет 40 читальных залов, 22 хранилища для 10 млн. экземпляров книг и других информационных документов, административные помещения, конференц-залы, большие залы для проведения заседаний, симпозиумов и конференций, типографию, лабораторию по реставрации книг, служебные комнаты и другие сети услуг3 .
Важное место в культурной жизни столицы занимают: общество «Пайванд», Иранский культурный центр, культурный центр «Бактрия». Исмаилитский Центр, Российский Центр науки и культуры, которые предоставляют доступ к информации для деятелей в области культуры и искусства и дают возможность обмена информацией посредством проведения конференций, семинаров, презентаций, фестивалей, концертов и регулярных координационных встреч по культуре, а также оказывают содействие ученым Таджикистана в издании их трудов.
1 Текущий архив Института истории, археологии этнографии им. А.Дониша. 2001 - 2003.
2 Текущий архив Института истории, археологии этнографии им. А.Дониша. 2006.
3 Электронный ресурс. - www.asiaplus.tj
Роль СМИ в мире, развивающемся в условиях глобализации, трудно оценить однозначно. Прежде всего, потому, что медиа в силу технических инноваций получают значительную власть в обществе, превращаясь своего рода в медиа-идеологию. Во-вторых, СМИ в свою очередь сами попадают под влияние определенных политических и экономических, культурных факторов, которые формируют их информационный продукт, тематическую направленность, предназначенность.
Таким образом, полагаем целесообразным считать, что с одной стороны, СМИ сами оказались подвержены процессам глобализации, с другой, они вполне справедливо могут считаться движущими силами глобализации.
В связи с этим, считаем справедливым рассматривать СМИ в контексте глобализации информационного пространства в связи со следующими тенденциями:
• медиатизация политики. «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации, что формирует медиа-политическую систему. Это процесс, при котором политическая жизнь полностью перемещается в символическое пространство СМИ», - считает И.И.Засурский3;
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Формирование и развитие коллекций изобразительного и традиционного искусства Национального музея Таджикистана (1930-2021гг.)2023 год, кандидат наук Боймуродова Зулола Кахоровна
Деятельность музыкальных учреждений Таджикистана в ХХ - начале ХХI вв.2024 год, доктор наук Хасанова Манзура Мухиддиновна
Публицистика периода гражданской войны в Таджикистане 1992-1997 гг. (на материале русскоязычных СМИ)2019 год, кандидат наук Теплова Светлана Михайловна
Вклад интеллигенции Гиссарской долины в развитие культуры Республики Таджикистан: 1921 - 1991 гг.2010 год, кандидат исторических наук Собиров Шодибек
Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв.: исторический аспект исследования2012 год, кандидат исторических наук Рустамов, Дадо Абдужабарович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ниязова Тахмина Нурматовна, 2019 год
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Абдукадыров, А.А. Освещение общественно-политической жизни Таджикистана на страницах русскоязычной прессы (1990-1995 гг.): дис...канд. филол. наук. -Душанбе, 1997. - с. 126
2. Азизи, Ф. А. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. «Дониш» - Душанбе, 2009 г. - 145 с.
3. Азизи, Ф., Хакимов, Н., Хикматов, К. Композиторы и музыковеды Таджикистана. «Дониш» - Душанбе., 2004 г. 113 с.
4. Антонов В. И. Информационные жанры журналистики. - Саратов, 1994, -234 с.
5. Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // II Высшее образование в России. - 1994. - №1. - С.82-87. URL: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat: http://www. dissercat.com/content/innovatsionnaya-zhurnalistika-i-vlast-v-sovremennom-mediinom-prostranstve#ixzz2qkf9dydz
6. Арнольдов, А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. - М.: МГУКИ, 2004. -64 с.
7. Архангельская, И.Б. Творческое наследие Герберта Маршалла Маклюэна в контексте развития теории коммуникации. Маршалл Маклюэн - философ и исследователь медиа. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/tvorcheskoe-nasledie-gerberta-marshalla-maklyuena-v-kontekste-razvitiya-teorii-kommunikacii/
8. Асаул, А.Н., Рыбнов, Е.И., Егорова, О.А., Левченко, Т.М. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства. -СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. - 252 с.
9. Бабаханов, М. Из истории периодической печати Туркестана. Душанбе, 1987. 180 с.
10. Бабич, И.Л. Глобализация культуры и современный культурный социум (на примере Республики Алтай) // Ориентиры культурной политики. - М.:
138
ГИВЦ МК РФ, 2002. - №3. URL:
http://www.culturalmanagement.ru/books/482?cid=98
11. Барабанов, Е. К критике критики // Художественный журнал. - 48/49 изд.
- 2003. URL: http://xz.gif.ru/numbers/48-49/kritika-kritiki/
12. Басин, Е.А. Культура современного общества. - М., 2010. URL: http://www.krugosvet.ru/node/35754?page=0,3
13. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное будущее. -М.: Academia, 2000. -940 с.
14. Берг, М.А. Веревочная лестница. -М.: Изд-во "Алетейя", 2005. - 464 с.
15. Берг, М.А. Рейтинг искусства в СМИ разных категорий и стратегии критика. - 1995. URL: http://www.mberg.net/rieting_smi/
16. Богатырева, Т. Г. Синергетика глобальных социокультурных процессов и культурная политика // Глобализация: синергетический подход. - М.: РАГС, 2002. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/D46Bogatireva.htm
17. Богданова, П.А. Новый зритель и новые ожидания // Современная драматургия. - 2002. - №2. URL: http: //www. smotr. ru/pressa/sd/sd_2_2002_rub. htm
18. Богомолова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание, 1988.
- 80 с.
19. Бочаров, А.Г. Типология журналов переходного периода // Журнальная периодика России. - М., 1996, С. 24-29
20. Бутенко, И.А. Культурная активность населения // Культура и культурная политика в России. - М., 2000. (Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; № 115). URL: http://www.auditorium.ru/books/11/r9.pdf
21. Ворошилов, В. В. Журналистика, - СПб, 2000, С. 68.
22. Выготский, A.C. Психология искусства. - Изд. 3. -М.: Искусство, 1986. -281 с.
23. Гельгардт, Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах // Сб. докладов и сообщений лингвистического общества. -Калинин, 1971. -Вып.1. - 230 с.
24. Генисаретский, О.И. Культурно-антропологическая перспектива // Иное: Хрестоматия нового российского самосознания. - М.: Аргус, 1995. URL: http : //www. pracept.m/publications/1995_kult-anpгop_peгspective. htm
25. Гидденс, Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 547 с.
26. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - 256 с.
27. Гнедовский, М.Б. Культура заменит промышленность? // Интервью с Ю.Утышевой / Сайт Института культурной политики. URL: -http://www.cpolicy.m/doc.plx?id=30 (дата обращения: 16.08.2003)
28. Голанова, Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью // Русский язык конца XX столетия. -М., 2000. -С.427-453.
29. Голанова, Е.И.Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности // Русский язык: исторические судьбы и современность. -М., 2001. - 251 c.
30. Гоибназарова, Т. С. Масс-медиа и искусство Таджикистана в контексте глобализации (на примере печатных СМИ)//автореф. на соис. уч. ст. к.ф.н.,- РТСУ.- Душанбе. 2014. - 25 с.
31. Гулина, А. Культуру в массы? Новая жизнь старого лозунга: [По материалам семинара «Культпросвет»] // Богатей. - Саратов, 2003. -25.02. - № 7 (237). - 48 c.
32. Гуревич, П.С. Философия культуры. - М.: Nota bene-М, 1984. - №5. - 352 с.
33. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. - М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. - 168 с.
34. Доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации. Гл. XII. -С.6. URL: http://www.bpгess.гu/fгee/unesco/12.html Глава XII. -C.425.
35. Дубин, Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры // Новое литературное обозрение. Научное приложение. - М., 2001. - Вып.26. - 412с.
36. Жанры советской газеты. - М., 1972. 345 с.
37. Жданова, А.М. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. С. 8. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4181
38. Замшель, Г.З. Философия культуры: в 2 т. -М.: Юрист, 1996. -187 с.
39. Засурский,И.И. Медиаполитическая система // Вестник Московского университета. - Серия 10 «Журналистика». - 2001. - №1. - 74 с.
40. Землянова, Л.М., Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. -М.: Изд-во Московского университета, 1999. URL: http://vikent.ru/author/834/
41. Кабилова, Б. Т. История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане.- Душанбе, 2008г.
42. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука. - М., 2002. -135 с.
43. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Библиотека Гумер - Политология. - 2006. URL: http : //www. gumer. info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/02. php
44. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВЩЭ, 2000. - 608 с.
45. Киверин, В.И. Экономика редакции газеты. -М.: Аспект-пресс, 2002. -105 с.
46. Козлова, Н.И. Глобализм дореволюционной публицистики // Журналистика в 1998 году: Тезисы науч.- практ. конф. 4.II. -М., 1999. -111 с.
47. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. - М., 2004, - 344 с.
48. Корконосенко, С.Г. Основы теории журналистики. -СПб., 1995. - 287 с.
49. Королева, М. Колумнист rg.ru. URL: http : //www. rg. ru/2011/12/01 /kolumnist.html
50. Кохтев ,Н., Солганик, В. Стилистика газетных жанров. -М., 1978. - 90 с.
51. Кребер, А., Клакхон, К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. -М., 1978. URL: http://www.krugosvet.ru/node/35754?page=0,3
52. Кулакова, В.В. Интернет-журналистика в системе СМИ Таджикистана // Актуальные проблемы журналистики. -Душанбе: Эчод, 2009. - 160 с.
53. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. - М., 1988.- 44 с.
54. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста // Аспект Пресс - М., 2001, - 230 с.
55. Левчук, Н.Н. Сетевая структура информационного пространства в контексте манипулирования значимыми символами // Весшк БДУ. Сер. 4. - 2010. - №3. - 64 с.
56. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке. Т.2. - М.: Академия, 2002. -671 с.
57. Лукина, М. Технология интервью: учеб. пособие. -М.: Аспект пресс, 2003. - 191 с.
58. Маршалл, М., Фиоре, К. Война и мир в глобальной деревне. - АСТ: Астрель, 2012. - 224с.
59. Мельник, Г.С., Тепляшина, А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика // Массмедиа в условиях глобализации: Взаимосвязь глобализации, глобализма и трансформации. - СПб., 2005. - 200 с.
60. Мирзозода, X. Отношение партии к литературе и подготовка литературных кадров//Садои Шарк. 1965.
61. Миронюк, С. Будущее за Интернетом, от которого уже тошнит // VI Форум европейских и азиатских медиа. - 2012. URL: http://ibusiness.ru/; http: //ibusiness. ru/blogs/13733
62. Моль, А.А. Социодинамика культуры. (Sociodynamique de la culture, 1967) [Djv-ZIP] / пер с франц. Вступит. ст., ред. и прим. Б.В.Бирюкова, Р.Х.Зарипова и С.Н.Плотникова. -М.: Изд-во «Прогресс». Редакция литературы по вопросам философии и права, 1973. Скан, обработка, формат Djv: AAW, 2009
63. Моль, А.А. Теория информации и эстетическое восприятие (Theorie de l'information et perception esthetique, 1958) [Djv-ZIP] / пер. с франц. Б.А.Власюка, Ю.Ф.Кичатова и А.И.Теймана / под ред. с послесловием и прим. Р.Х.Зарипова, В.В.Иванова. Вступит. ст. Б.В.Бирюкова, С.Н.Плотникова. -М.: Изд-во «Мир», 2009. - 390 с.
64. Муллоев, Ш.Б. История таджикской журналистики: учебно-методическое пособие для студентов отделения журналистики. - Душанбе, 2009. - 67с.
65. Назарова ,Л.А. Музыкальная культура Таджикистана//»Статьи разных времён», Душанбе 2008-2009 г.
66. Науменко, Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // CREDO. -2000. - №20. - 70 с.
67. Низомов, А. Таърих ва назарияи Шашмаком / Душанбе, 2006.-501 с
68. Новиков ,Л. А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988
69. Нуралиев, А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Журналистикаи советии тоцик. Душанбе: Ирфон, 1989. - 176 с.
70. Нурджанов, Н. История таджикского советского театра(1917-1941 гг.). -Душанбе: Дониш, 1967. URL: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat: http://www.dissercat.com/content/rezhisserskoe-iskusstvo-tadzhikistana-80-kh-i-90-kh-godov-xx-veka#ixzz2wV0W9YY8
71. Нурджанов, Н. Таджикский народный театр. -М.: Искусство, 1956. -250с.
72. Нурджанов, Н., Кароматов, Ф. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана.- Душанбе, 1974.
73. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. -М.: РИП-холдинг, 2003. -285 с.
74. Пельт, В. Д. Информация в газете. - М., 1980
75. Перевалов, В.В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры: учеб. пособие. - М.: МГУП, - 2011. - 191 с.
76. Перевалов, В.В. Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры. -М.: МГУП-М, 2007. -191 с.
77. Першке, Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. -М., 1993. - № 12. - 125 с.
78. Последний признак развитой цивилизации // Культура. Пермский край: Интервью с Валентином Дьяконовым. - 2013. - Март-апр. URL: http: //www.kulturaperm.ru/pou/show.html?show_id=9
79. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. -М.: КДУ, 2006. -299 с. URL: http://vikent.ru/author/834/
80. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. -М., 1995. - 351 с.
81. Рахимов, А. Особенности функционирования печатных СМИ Таджикистана после обретения независимости: дис.канд. филол. наук. -Душанбе, 2012. - 140 с.
82. Розенталь, Э. Стилистика газетных жанров. - М., 1981
83. Садуллаев, А., Аминов, А. Очерк: генезис, развитие и современное состояние. - Душанбе: Ирфон, 2012. - 216 с.
84. Саймон, М. Культурная политика: краткое руководство // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов. - М.: Либерея, 2002. - (Альманах «Приложение к журналу "Библиотека"»). URL: http://www.culturalmanagement.ru/books/668?cid=97
85. Саъдуллаев, А. Печать суверенного Таджикистана и традиции ее развития // Свобода СМИ: вопросы формирования современной политики: Материалы респуб. науч.-практ. конф. (8 декабря 2006 г.). - Душанбе, 2007. - 75 с.
86. Скуленко, М. И. Журналистика и пропаганда. - Киев., 1987
87. Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Саввова, М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. -М.: Флинта, 2003. - 320 с.
88. Смелянский, А.М. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра семидесятых годов. -М.: Искусство, 1981. -367 с.
89. Смелянский, А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. -М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. -352 с.
90. Смелянский, А.М. Советский театр: Основные направления и тенденции развития современной сцены. -М.: Изд-во АП «Новости», 1986. - 91 с.
91. Сохранение культурного наследия и проблемы фальсификации истории: Материалы всероссийской молодежной конференции в рамках фестиваля науки (Астрахань 19-21 сентября, 2012): в 2-х т., т.1. / под ред. А.П.Романовой. -Астрахань: АГУ, 2012. - 492 с.
92. Стровский, Д. Глобализация информационного пространства и ее влияние на журналистику. - Оксворд: Oxford University Press, 1999. -300 р.
93. Султонов, М.М. Влияние глобализационных процессов на информационное пространство Таджикистана // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - Бишкек, 2012. - №8. -Т.12. -С.84-88.
94. Султонов, М.М. Периодическая печать современного Таджикистана: формирование и основные тенденции развития (1991-2004 гг.): дис...канд. филол. наук. - М., 2005.
95. Тертычный, А. Жанры аналитической журналистики. - М., 1998. - 256с.
96. Тертычный, А. Жанры периодической печати - М. 1990
97. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 2014. - 352 с.
98. Тертычный А.А. Логическая культура журналиста ВК. -М., 2006. - 280с.
99. Тоффлер, О. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. -1982. - №7-11. - 99 с.
100. Тоффлер, Э. Шок будущего. -М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 557 с.
101. Турен, А. Возвращение человека действующего. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.
102. Усмонов, И. Матбуоти Точикистони Совети. Душанбе, 1974. - 20 с.
103. Усмонов, И. Журналистика, Кн., 1. Душанбе: Империал групп, 2005. -480 с.
104. Усмонов, И. К. Журналистика. Кн.3. - Душанбе, 2008. - 446 с.
105. Усмонов, И. К. Становление и развитие таджикской партийно-советской печати в 1917 - 1929 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 1976.
106. Усмонов, И., Давронов Д. Таърихи матбуоти точик. Душанбе: Маориф, 1997. -158 с.
107. Усмонов, И.К. Влияние СМИ на формирование информационного пространства Республики Таджикистан // Актуальные вопросы журналистики. - Душанбе, 2012. - 112 с.
108. Ученов,а В.В. Публицистика и политика. -М., 1973. - 214 с.
109. Ученова, В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. «Журналистика». - 1976. - №4. -С.66-73.
110. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 400 с.
111. Хомидов, Д.Б. СМИ в контексте информационной безопасности Республики Таджикистан. РТСУ. - Душанбе, 2013. - 131 с.
112. Хужаназарова, И. Жанровая палитра русскоязычных СМИ Таджикистана: Автореферат дис...канд. филол. наук. - Душанбе, 2013. -46 с.
113. Цыганков, П.А. Теория международных отношений. - М., 2002. - 201 с.
114. Чапарина, С. Инструментарий и субъекты культурной политики // Сайт Института культурной политики. - 30.01.2004. URL: http: //www. cpolicy.ru/doc. plx? id=73
115. Чернов, А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы // URL: http://www.isn.ru/public/Book.zip.
116. Чуков, П.И. Специализированные газеты как тип издания. - Ростов-на-Дону, 2004. - 201 с.
117. Шавшуков, В.М. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. - 2008. - №26. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4181
118. Шукуров, М. История культурной жизни советского Таджикистана (1917-1941 гг.).- Душанбе: Ирфон, 1970. - 494 с.
119. Шкондин, М.В. «Средства массовой информации: системные характеристики» (М., 2000).
120. Шостак, М. Интервью. Метод и жанр. - М., 1997
121. Щедровицкий, П. Г. О единстве культуры: культурная политика на пути к открытому обществу: доклад // Сайт Русский архипелаг: Сетевой проект «Русского мира». - 1993. URL: http: //www. archipelag. ru/authors/shedrovicky_petr/?library=1309
122. Эдгар, Е. Р. Режиссерское искусство Таджикистана 80-х и 90-х годов XX века. 2004 г. URL: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat: http://www.dissercat.com/content/rezhisserskoe-iskusstvo-tadzhikistana-80-kh-i-90-kh-godov-xx-veka#ixzz2wVOeZ5La
123. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. //Сарредаксияиилмии ЭСТ, Душанбе 1988 - 2004. С. 34-37
Литература на иностранном языке:
124. Freeman C, Technology Policy and Economic Performance. Pinter, 1987
125. Fukuyama F. The end of history? // Globalization and the Challenges of the new century. Economy and Society. - 1997. - №6.- 230 р.
126. Hall S., Preston P. The Carrier Wave: New Informational Technology and the Geography of Innovations, N. J., 1988
127. Heselbein F, Goldsmith M, Beckhard R. The Organization in the Future. San Francisco, 1997.
128. Hill M. The Impact of Information on Society. Bowker-Saur, 1999
129. Hirst P. and Thompson G. The problem of globalization International Economic Relations // Economy and Society. - 1992. - №4. - 21 of November. -Р.357-395.
130. Howard M. (ed.). Restraints of War. Studies in the Limitations of Armed Conflict. Oxford, 1979
131. Huntington S. The Clash of civilization // Foreign affairs. - 1993. - Vol.72. -№3. -500 р.
132. McLuhan Marshall. Letters of Marshall McLuhan. - Oxford: Oxford University Press, 1987. -400 р.
133. McLuhan Marshall. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. -New York, 1967. -Р.24.
134. Media Policy: Convergence, Concentration and Commerce. -L., 1998. -150 р.
135. Negrin R. Politics and the Mass Media in Britain. -L., 1989. -Р.4.
136. Regan R. Churchill Lecture to English Speaking Union, Guildhall. - London, 1989. - June 13.
Периодические издания:
137. «Адабиёт ва Санъат» (Литература и искусство), №47 (1290), 2007
138. «Азия-Плюс», №22, 2010.
139. «Азия-Плюс», №34, 2012.
140. «Вечерний Душанбе».№12 (487), 2007
141. ArtCulture. tj
142. Vip Zone. - 2008-2013
143. Аржанг: Официальные страницы информационно-культурного центра.
144. Знамя. - 2003. - №3. -С.237.
145. Литературная газета. - 2003. - №28. -С.7.
146. Материалы информационных агентств Национального информационного агентства «Ховар» при Правительстве Республики Таджикистан - khovar.tj,
147. Народная газета. - 2000-2013.
148. Окно. - 2008-2010.
149. Олами хунар. - 2003-2013.
150. Сайт Ыв1:огу.1:]
151. Сайт news.tj
152. Фарханг ва хунар. - 2003-2013.
153. Фонус. - 2005-2010.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.