Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Косенкова, Наталья Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.03
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Косенкова, Наталья Геннадьевна
Введение
Глава 1. Анализ проблемы восприятия и основных характеристик способов воспроизведения экранного изображения.
1.1. Эстетическое и гносеологическое восприятие.
1.1.1. Определение восприятия. Его фазы и виды.
1.1.2. Специфика эстетического восприятия.
1.1.3. Кинематограф и восприятие пространства и движения.
1.2. Рассмотрение восприятия в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
1.2.1. Проблема восприятия в работах зарубежных исследователей
1.2.2. Восприятие как предмет изучения в отечественной науке.
1.3. Рассмотрение экранного изображения как один из основных аспектов анализа эстетического восприятия.
1.3.1. Фото и кино.
1.3.2. Вездесущесть изображений.
1.3.3. Эволюция кинообраза.
1.4. Способы воспроизведения экранного изображения.
Их специфика.
1.4.1 Способы воспроизведения экранного изображения. Искусство и техника.
1.4.2. Кинематограф. Его определения и специфика.
1.4.3. Специфика телевидения.
1.4.4. Видео - новый способ воспроизведения экранного изображения.
1.4.5. Суггестивные свойства кино и телевидения.
1.4.6. Взаимосвязь и взаимовлияние кино и телевидения.
Глава 2. Изменение восприятия, обусловленное влиянием основных характеристик способов воспроизведения экранного изображения.
2.1. Влияние мировоззрения на восприятие.
2.1.1 Восприятие фильма разными поколениями зрителей.
2.1.2. Тип личности и мировосприятие.
2.1.3. Влияние мировосприятия режиссера на процесс восприятия фильма зрителями.
2.2. Влияние, оказываемое кинематографом и телевидением на восприятие.
2.2.1. Киноизображение и телеизображение.
2.2.2. Проблемы демонстрации кинофильма на телевидении.
2.2.3. Восприятие изображений в кинотеатре и на телевизионном экране.
2.2.4. Телецентрическая модель современной культуры.
2.3. Влияние телецентрической парадигмы на тип личности и современную ментальность.
2.3.1. Перцептивные и содержательные компоненты экранного изображения, влияющие на восприятие.
2.3.2. Изменение типа личности.
2.3.3. Техника и новый способ мирочувствования.
2.3.4. Прогнозы по поводу будущего кино.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия2002 год, кандидат искусствоведения Чукреева, Наталья Александровна
Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык: На опыте зарубежного кинематографа2004 год, кандидат искусствоведения Русинова, Елена Анатольевна
Взаимодействие документальных форм кинематографа и телевидения1984 год, кандидат искусствоведения Мазурина, Елена Алексеевна
Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия2007 год, кандидат искусствоведения Чикирис, Андрей Геннадиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя»
Одной из ключевых проблем, стоящих перед представителями разных областей науки, является исследование восприятия. Интенсивное развитие средств массовой информации, появление новых способов воспроизведения экранного изображения повлекло за собой актуализацию потребности в изучении эстетических и психологических проблем, связанных с воздействием способов организации информационных потоков на сознание и психику человека, на его поведение, образ мышления и мировоззрение.
Проблема влияния способов воспроизведения экранного изображения на зрителя находится в области междисциплинарных исследований нескольких наук — эстетики, культурологии, киноведения, когнитивной и социальной психологии, социологии. Изменение восприятия, происходящее под воздействием телевидения и кино необходимо рассматривать в контексте культуры, обращаясь к материалу, наработанному в сфере эстетики. В рамках психологической науки разработана теория восприятия, изучены феномены перцептивного процесса, операции и последовательные стадии процесса отражения предметов и явлений действительности.
В данном исследовании представляется необходимым раскрытие понятия «особенности способов воспроизведения экранного изображения», изучение и систематизация способов воспроизведения изображения и системный, сравнительный анализ их характеристик. Постановка проблематики исследования предполагает обращение к вопросу о социальном аспекте изучения восприятия. Социальной психологией изучены такие феномены социального восприятия, как каузальная атрибуция, стереотипы, влияние впечатлений и установок на восприятие другого человека. Изучение влияния особенностей воспроизведения экранного изображения на восприятие предполагает, что предметом исследования является не только изменения, происходящие под воздействием определенных способов экранного изображения в восприятии отдельного человека, но и в восприятии экранного изображения группой людей.
Актуальность темы обусловлена выбором методов и предмета исследования. Данная проблема жизненна в связи с тем, что изменение мировоззрения и воздействие результатов этого процесса на восприятие является одним из принципиально важных аспектов рассмотрения основных вопросов эстетики, киноведения и психологии искусства. Актуальность темы исследования определяется также ситуацией, сложившейся в данный момент в области кинопроката. Существует тенденция увеличения числа кинотеатров и стремление привлечь в кинозалы большее количество зрителей.
Проблеме исследования восприятия посвящены работы выдающихся деятелей отечественного кинематографа - С.М. Эйзенштейна, определявшего проблему воздействия искусства на человека как одну из наиболее важных и значительных проблем; J1. Кулешова, определившего значение монтажа для восприятия экранного изображения; С.А. Герасимова, JI. Трауберга, а также отечественных психологов - JI.C. Выготского, уделявшего в своей работе значительное внимание вопросам психологии искусства, эстетического восприятия, А.Р. Лурии, исследовавшего также проблемы мышления, П.Я. Гальперина, рассматривавшего восприятие как ориентировочную деятельность, Д.Н. Узнадзе, определившего понятие установки, имеющее важное значение для рассмотрения проблем эстетического восприятия. Среди работ отечественных исследователей, занимавшихся проблематикой эстетического восприятия, а также проводивших исследования в области кино и телевидения, необходимо отметить работы Ю. Арабова, рассматривавшего вопросы восприятия экранного изображения, а также Э.Г. Багирова, В.М. Вильчека, Э.М. Ефимова, Р.Н. Ильина, Р.Д. Копыловой, А. Юровского, В. Саппака, анализировавших проблемы телевидения, работы Е.С. Громова, В. Ждана, JT. Козлова посвященные проблемам кинематографического образа, исследования в области эстетического восприятия, проведенные В.М. Розиным и О.Н. Органовой.
В трудах таких зарубежных теоретиков кино, как А. Базен и 3. Кракауэр, также нашла отражение проблема эстетического восприятия. Работы Р. Арнхейма, посвященные визуальному мышлению, эстетическому восприятию и психологии искусства, необходимо выделить особо. Важное значение для рассмотрения проблемы восприятия имеют работы Р. Барта и С. Зонтаг, посвященные фотографии, а также работы Т. Адорно, Ж. Бодрийяра, и исследования, проведенные гештальтпсихологами - К. Левиным и Б. Зейгарник, представителями информационного подхода - А. Молем, В. Фуксом и М. Касслером.
Целью исследования является выявление и комплексный анализ изменений восприятия, возникающих в результате воздействия преобладающих характеристик способов воспроизведения экранного изображения.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1) анализ восприятия, выявление специфики эстетического восприятия, рассмотрение проблемы экранного изображения, а также формирования и трансформации кинообраза;
2) раскрытие понятия «особенности способов воспроизведения экранного изображения», их изучение и систематизация, а также проведение сравнительного анализа присущих им характеристик;
3) выявление основных факторов, влияющих на восприятие и определение сущности изменений.
Методологической основой исследования является возможность дополнения эстетических методов методами психологического анализа изменений в восприятии экранного изображения (кино, телевидение) в связи с появлением новых технологий создания изображения.
В соответствии с поставленными задачами, в исследовании использовались методы сопоставления и систематизации положений, разработанных в ряде теоретических работ, а также анализ фильмов, созданных в период с 1969 по 2003 год.
Объектом исследования является восприятие, предметом выступают изменения перцептивного процесса, проявляющиеся в результате воздействия особенностей способов воспроизведения экранного изображения.
Научная новизна данного исследования обусловлена обращением к проблематике, находящейся на стыке нескольких областей науки, недостаточной степенью ее разработанности, а также проведением анализа восприятия с позиции междисциплинарного подхода.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется необходимостью выявления особенностей восприятия, детерминированных влиянием способа воспроизведения изображения, а также определения факторов и характеристик, повлекших возникновение изменений в восприятии и мировоззрении. Теоретическая значимость обусловлена использованием методов психологического анализа, дополняющих эстетические методы.
Практическая значимость заключается в возможности применения полученных данных в курсах лекций, при разработке практических рекомендаций для режиссеров, работников телевидения и кинематографа. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях эстетического восприятия, а также в работах по изучению кинематографа и телевидения. Полученные результаты могут стимулировать междисциплинарное исследование проблем восприятия.
Достоверность обеспечивается системным методологическим подходом, основанным на принципах, используемых в области эстетики и психологии. Анализ большого объема источников послужил обеспечению достоверности исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
Творческое наследие раннего кинематографа в экранном искусстве рубежа XX - XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Ростовский, Евгений Григорьевич
Эволюция жанров в документальном телевизионном кино2010 год, кандидат искусствоведения Шергова, Ксения Александровна
Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики2005 год, доктор филологических наук Десяев, Сергей Николаевич
Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств2005 год, кандидат искусствоведения Монетов, Виктор Мартынович
Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка2007 год, кандидат искусствоведения Потемкин, Сергей Витальевич
Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Косенкова, Наталья Геннадьевна
Заключение.
X. Ортега-и-Гассет пишет: «Наша жизнь - это функция нашего окружения, которое в свою очередь зависит от нашего мироощущения. Различны «миры» паука, тигра, человека. «Мир» азиата отличается от миров сократовского грека или нашего современника. Иначе говоря, вместе с эволюцией живого существа изменяется и его среда — в первую очередь меняется перспектива видения окружающих предметов». (125; стр. 41)
Предметом исследования являлись изменения перцептивного процесса, произошедшие в результате воздействия способов воспроизведения экранного изображения, и связанные с изменением мировоззрения.
Задачи данного исследования предполагали анализ процесса восприятия, его основных этапов, выявление специфики эстетического восприятия. Предполагалось сопоставление наиболее существенных характеристик способов воспроизведения экранного изображения. Выявление основных факторов, влияющих на изменение восприятия, и определение основных особенностей, присущих типу восприятия и типу личности, сформировавшихся под воздействием телецентрической парадигмы как одна из основных задач исследования осуществлена во второй главе. В исследовании рассматривалось фотографическое изображение. Одной из наиболее выраженных тенденций в современных индустриальных обществах является вездесущесть изображений, приводящая к изменению психологических типов. Развитие подобной тенденции тесно связано с телевидением, такие характеристики которого, как мозаичность, программность, послужили предпосылками ее возникновения. В исследовании анализируется влияние на тип восприятия и тип личности телецентрической парадигмы, обусловленное акцентированием определенных явлений художественной культуры и формированием новой системы координат, определяющей изменение перцептивного процесса. В качестве нивелирования негативных последствий телецентрической парадигмы могут быть предложены следующие рекомендации:
1) демонстрация по телевидению визуального материала, принадлежащего не только к структурному, но и к аналитическому и бессознательному уровню, что позволит избежать доминирования структурного материала, предопределяющего алгоритмический тип восприятия;
2) стимулирование развития альтернативных каналов воспроизведения экранного изображения, в первую очередь кино.
Изменения мировоззрения, в свою очередь обуславливающие изменения восприятия происходят в относительно короткие временные промежутки, в связи с чем их анализ и учет при планировании работы средств массовой коммуникации представляет существенную важность.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Косенкова, Наталья Геннадьевна, 2006 год
1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб, 2004
2. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001
3. Актуальные проблемы теории кино. Жанры кино. / Отв. ред. Фомин В.И.-М., 1979
4. Аллахвердов В.М. Психология искусства: эссе о тайне эмоционального воздействия художественного произведения. -Спб.: 2001
5. Андреев Б.Б. Эстетика кино. М., 1998
6. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. М., 2003
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М. 1994
9. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960
10. Аронсон О. Метакино. М., 2003
11. Аспекты культуры. Классика и современность. / Сост. и отв. ред. Ростоцкая М.А. М., 2001
12. Багиров Э. Методологические проблемы изучения средств массовой информации.//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. -Вып. 1.-М., 1981
13. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978
14. Багиров Э. Телевидение 70-х: некоторые особенности развития.// Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Черняков А. Вып. 4. -М., 1984
15. Базен А. Что такое кино? М., 1972
16. Балаш. Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. — М. 1968
17. Барт P. Camera lucida М, 1997
18. Басин Е.Я. Психология фантазии (ситуация, эмпатия, воображение)//Искусство. Психология. Сб. ст. / Отв. ред. Киященко Н.И.-М., 2003
19. Басин Е.Я. Художественное творчество и воображение// Искусство. Психология. Сб. ст. / Отв. ред. Киященко Н.И. М., 2003
20. Басин Е.Я. Энергетический аспект художественного творчества// Искусство. Психология. Сб. ст. / Отв. ред. Киященко Н.И. М., 2003
21. Баумгартнер Г. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика. // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. /Под. ред. Ренчлера И., Херцбергер Б, Эпстайна Д. М., 1995
22. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000
23. Белова Л., Три русла одного пути (О творчестве Василия Шукшина). //Вопросы киноискусства. / Ред. Вартанов А.С., Дробашенко С.В. и др.-Вып. 17. М.- 1976
24. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999
25. Богемский Г.Д. Кино Италии. Неореализм. М., 1989
26. Богомолов Ю.А. Проблемы времени в художественном телевидении. М., 1977
27. Богомолов 10. Эстетические основания телевизионной репродукции.//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. -Вып. 1.-М., 1981
28. Бодрийяр Ж. Соблазн. СПб., 2000
29. Божович В.И. У последней черты. Образ человека у Бергмана, Висконти, Тарковского. // На грани тысячелетий. Мир и человек в искусстве XX в. /Отв. Ред. Барташевич JI. В. М., 1994
30. Борецкий Р. Перспективы ТВ. Опыт социально-исторической оценки. // Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Черняков А. -Вып. 4.-М., 1984
31. Вартанов Ан. Проблемы телевизионного фильма. М., 1978
32. Вейцман Евг. Очерки философии кино. М., 1978
33. Вильчек Вс. Под знаком ТВ .//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. Вып. 1. - М., 1981
34. Вильчек В.М., Воронцов Ю.В. Телевидение и художественная культура. М., 1977
35. Висконти о Висконти. М., 1990
36. Волобуев В.А. Методология исследования искусства в западной эстетике. Краснодар, 1999
37. Воронцов Ю., Налимов И. Телевидение для всех и для каждого.//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. -Вып. 1.-М., 1981
38. Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания. Тезисы всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 1993
39. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 2001
40. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976
41. Герасимов С.А. Кинематограф и искусство слова: бесспорное и спорное в синтезе. // Взаимодействие и синтез искусств. JL, 1978
42. Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974
43. Глушенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги и телевидении. -М., 1974
44. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1993
45. Голдовская М. Телевидение высокой четкости: будущее кинематографа и ТВ? // Киноведческие записки, №4, М., 1989
46. Гребенников О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения. -М., 1982
47. Громов Е. Духовность экрана. М., 1976
48. Громов Е., Маньковская Н. Постмодернизм теория и практика. М., 200249. Делез Ж. Кино. М., 2004
49. Дмитриева Н.А. Слово и изображение. // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
50. Дубровин А.Г. Интересы и интересное. Эстетика экрана перед лицом новой реальности. М. 1994
51. Ефимов Э. Два телевидения две культуры.//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. - Вып. 1. - М., 1981
52. Ефимов Э.М. Замысел фильм - зритель. - М., 1987
53. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990
54. Ждан В. Специфика кинообраза. М., 1965
55. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М., 1987
56. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор.-М., 2001
57. Зверев А.Ф. Проблемы эстетики и социологии.// Сб. статей аспирантов. Липецк, ЛГПИ, 1996
58. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981
59. Зиммель Г. Избранное. т.2 - М., 1996
60. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
61. Зонтаг С. Заметка о романах и фильмах.//Киноведческие записки. -1994, №22
62. Зонтаг С. Фильм Жана-Люка Годара «Жить своей жизныо».//Киноведческие записки. 1994, № 22
63. Иванов В.В. Эстетическая концепция звукозрительного контрапункта у Эйзенштейна. // Взаимодействие и синтез искусств. -Л., 1978
64. Ильин Р. Телевизионное изображение. М., 1964
65. Ильин Р.Н. Телевизионный фильм и кинофильм по телевидению. -М., 1978
66. Исаева К.М. Изобразительное решение современного фильма. — М., 1982
67. Испытание конкуренцией. Отечественное кино и новое поколение зрителей. / Под общ. ред. Жабского М.И. М, 1997
68. История советского кино 1917- 1967. / ред. Владимирцева И.Н. и др. -М., 1978
69. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989
70. Казин А. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. -М. 1983
71. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. т 2. - М., 1994
72. Карцева Е.Н. Зарубежное кино: идеология и эстетика. М., 1982
73. Кельтская мифология.-М, 2002
74. Киноаудитория на этапе перехода к рынку: научн. докл. /.Жабский ■ М.И. и др. -М; 1994 ;; •' :•
75. Кино в дореволюционной России (1865 1917). Становление и. ■< расцвет советской кинематографии (1918-1930). / Ред. Исаева Т.Н. -М., 1992
76. Кино и время. Вып. 6 / Отв. ред. Фомин В.И. - М., 1985
77. Кино и зритель. / Под ред. Л.Н. Когана. М., 1968
78. Кино и зритель. / Ред. Головской В. М. 1968
79. Кино и зритель. / Отв. ред. Куторга З.Г. М., 1978
80. Кино и современная культура. / Сб. научн. ст. / Под. ред. Казина АЛ.-Л., 1988
81. Кино: методология исследования. / Сб. научн. ст. / науч. ред. Муриан В.М. М., 2001
82. Кино: пути от фильма к зрителю. / Общ. ред. Жабский М.И. М., 1998
83. Кино США. / Ветрова Т.Н. и др.- М., 2000
84. Кино. ТВ. Видео. Партнеры. /Под. ред. ВенжераН.Я. -М., 1993
85. Кисунько В. Экранные искусства и формирование нового человека. // Вопросы киноискусства. / Ред. Вартанов А.С., Дробашенко С.В. и др.-Вып. 17.-М., 1976
86. Киященко Н.И. Психологический срез современной художественной культуры. // Искусство. Психология. Сб. ст. / Отв. ред. Киященко Н.И. М., 2003
87. Клейман Н., Занусси К., Сёренсен Э., Уоткинс П. Будет ли у кино второе столетие?//Киноведческие записки. 1994, № 22
88. Козлов JL Заметки об искусстве кинематографа и эстетике телевидения. // Вопросы киноискусства. / Ред. Вартанов А.С., Дробашенко С.В. и др. Вып.7 - М., 1976
89. Козлов JI. Изображение и образ. М., 1980
90. Кончаловский А. Низкие истины. -М., 1998
91. Кокто Ж. Беседы о кинематографе//Петух и арлекин. СПб., 2000
92. Копылова Р. В ситуации перехода. К проблеме «Телевидение и культурная традиция». // Современный экран. /Сост. и отв. ред. Копылова Р.Д. СПб, 1992
93. Копылова Р.Д. Об изучении художественного телевидения (резервы системного анализа). // Взаимодействие и синтез искусств. JL, 1978
94. Копылова Р. Телефильм во времена открытого эфира. // Очерки телевизионного кино. /Ред. Кен В. Д., 1990
95. Копылова Р. Что же такое «телевизионный диалог»? // Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Черняков А. Вып. 4. - М., 1984
96. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. -М., 1974
97. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., 1977
98. Кривцун О.А. Психология искусства. М., 2000
99. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999
100. Кузнецова В. Экранное изображение: методологический аспект. // Современный экран. /Сост. и отв. ред. Копылова Р.Д. СПб, 1992
101. Кулешов JI. Теория, критика, педагогика, т. 1. -М., 1987
102. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко.-М., 1992
103. Левшина И.С. О схемах типологии кинозрителей. // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978
104. Леонтьев А.А. Телевизионное искусство глазами психолога. // Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Черняков А. Вып. 4. -М., 1984
105. Липков А.И. Новые технические средства новые возможности киноповествования. // Экранные искусства и литература. Телевизионный этап. / Отв. ред. Липков А.И. - М., 2000
106. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994
107. Лотман Ю. М. Попытки предсказывать интересны в той мере, в какой они не оправдываются.//Киноведческие записки. 1994, № 20
108. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб, 2002
109. Маньковская Н.Б. Постмодернизм как феномен культуры. //Судьба культуры судьба человечества. Культура - искусство - кино. - М., 1996
110. Менгетги А. Кино, театр, бессознательное. М. 2001
111. Мир и фильмы Андоея Тарковского. Размышления, исследования, воспоминания, письма. / Ред. Зоркая Н.М., Климов Э.Г., Нехорошев Л.Н., Чугунова М.С. М., 1991
112. Митта А. Кино между адом и раем. М., 2000
113. Михалков-Кончаловский А. Будет ли у кино второе столетие?// Киноведческие записки. — 1994, № 21
114. Михалкович В.И. Парадигмы культуры и кинотеория Базена.//Киноведческие записки. 1994, № 20
115. Михалкович В.М. Время телевидения. // Экранные искусства и литература. Телевизионный этап. / Отв. ред. Липков А.И. М., 2000
116. Моль А., Фукс В., Касслер М., Искусство и ЭВМ, М., 1975
117. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003
118. Мухин П.А, Орлова В.Я. Кино и зритель: статистика общественного мнения. -М., 1987
119. Наш друг телевидение. Мастера советской культуры о ТВ. - Вып. 4.- М„ 1986
120. Немое кино. Из истории французской киномысли. М., 1988
121. Ницше и русская религиозная философия. / Сост. Войцкой И.Т. -М., 1996
122. Новая философская энциклопедия. т. 3. - М., 2001
123. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975
124. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991
125. Откровения телевидения. М. 1976
126. Паркинсон Д. Кино. М., 1996
127. Пондопуло Г. К., Ростоцкая М.А. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М., 1997
128. Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции. М., 2001
129. Пондопуло Г.К. Фотографическая культура. //Судьба культуры -судьба человечества. Культура — искусство кино. - М., 1996
130. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. Проблемы теории. -М., 1982
131. Разлогов К. Телевидение и трансформация повествования. //Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. Вып. 1. -М., 1981
132. Рак И.В Мифы древнего Египта. СПб, 1993
133. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -Спб., 2001
134. Ренуар Жан. Статьи, интервью, воспоминания, сценарий. М., 1972.
135. РенчлерИ., СеллиТ., Маффеи JI. Обратим взгляд на искусство. // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. / Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. М., 1995
136. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. М., 2002
137. Рой А. Бог мелочей. Спб., 2002
138. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. М., 1963
139. Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М. 1961
140. Сокольская А.Л. Документальность и эксцентрика (театр, кино, телевидение). // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
141. Сол со Р. Л. Когнитивная психология. М., 2002
142. Тасалов В.И. Научно-техническая революция, эстетика и взаимодействие наук. // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978
143. Тасалов В.И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства. // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
144. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М., 1966
145. Трауберг Л. Игра стоит свеч. Избр. произв. в 2-х т., т. 1 М., 1988
146. Трауберг Л. Трубы, входит зритель. Избр. произв. в 2-х т., т. 1 -М., 1988
147. Трауберг Л. Фильм начинается. Избр. произв. в 2-х т., т. 1 М., 1988
148. Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина. М., 1984
149. Узнадзе Д. Психология установки. СПб., 2001
150. Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984
151. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно- изобразительных произведениях. -М, 1993
152. Фрейлих С. Золотое сечение экрана. М., 1976
153. Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М., 1992
154. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
155. Хренов Н.А. К проблеме социологии и психологии кино 20-х годов. // Вопросы киноискусства. / Ред. Вартанов А.С. Дробашенко С.В. и др. Вып. 17. - М., 1976
156. Хренов Н.А. Творческий процесс в киноискусстве. // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978
157. Хренов Н.А. Телевизионные зрелищные формы и новая психологическая ситуация синтеза. // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
158. Хренов Н. А. Эволюция экранных форм в контексте смены субкультур. // Экранные искусства и литература. Телевизионный этап. / Отв. ред. Липков А.И. М., 2000
159. Худякова Jl. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций: Автореф. дис. канд. СПб, 2000
160. Шевцов А. Введение в общую культурно=историческую психологию. СПб, 2000
161. Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985
162. Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М., 1956
163. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002
164. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994
165. Юренев Р. Теория интеллектуального кино С. М. Эйзенштейна. // Вопросы киноискусства. / Ред. Вартанов А.С. Дробашенко С. В. и др.-Вып. 17.-М., 1976
166. Юровский А. Вехи пройденного пути.//Телевидение вчера, сегодня, завтра./Сост. Ефимов Э. Вып. 1. - М., 1981
167. Юровский А. Телевидение поиски и решения. - М., 1975
168. Якимович А.К. Кино. О художественном мышлении XX века.//Киноведческие записки. 1994, № 20
169. Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000
170. Andrew D. Film in the aura of art. Prenceton, 1984
171. Dominick J.R. The dynamics of Mass Communication. N.Y., 1990
172. Leeuwen T. Handbook of visual analysis. London, 2001
173. Quart L., Auster A. American Film and Society since 1945, N.Y. 1991
174. Sontag S. On photography. New York, 1978
175. Winship M. Television. N.Y., 19881. Фильмография.1. «Тайна Обервальда» (1981), 129 мин.
176. Режиссер М. Антониони, сценарий М. Антониони, Ж. Кокто, оператор JI. Товоли, продюсер С. Бенвенути.
177. В ролях: М. Витти, Ф. Бранчиароли, П. Боначелли, Э. Поцци, JI. Диберти.2. «Инферно» (1999), 95 мин.режиссер Дж. Эвилдсен, сценарий Т. О'Рурке.
178. В ролях: Ж.-К. Ван Дамм, П. Морита, Д. Трежо, Г. Фицпатрик, JI. Дрейк.3. «Черная дыра» (2000), 110 мин.
179. Режиссер Д. Туохи, сценарий Дж. Вет, К. Вет, Д. Туохи, продюсер Т. Энгельман, оператор Д. Эггби, арт директор Я. Грейси. В ролях: В. Дизел, Р. Митчел, К. Хаузер, К. Дэвид, JI. Фиц-Джеральд.4. «Реквием по мечте» (2000), 102 мин.
180. Режиссера Д. Аронофски, сценарий X. Селби, продюсер Б. Флинн, оператор М. Либатике, арт директор Дж. Ри.
181. В ролях: Э. Бурстайн, Дж. Лето, Дж. Коннели, М. Вайанс, К. Макдоналд.5. «Персона» (1966), 85 мин.
182. Режиссер И. Бергман, сценарий И. Бергман, продюсер И. Бергман, оператор С. Никвист.
183. В ролях: Б. Андерсон, Л. Ульман, М. Крук, Г. Бьернстранд.6. «Шепоты и крики» (1972), 106 мин.
184. Режиссер И. Бергман, сценарий И. Бергман, продюсер Л.-О. Карлсберг, оператор С. Никвист.
185. В ролях: X. Андерсон, К. Силван, И. Тулин, Л. Ульман, А. Эк.7. «Осенняя соната» (1978), 99 мин.
186. Режиссер И. Бергман, сценарий И. Бергман, продюсер Р. Брик, оператор С. Никвист.
187. В ролях: И. Бергман, Л. Ульман, Л. Найман, X. Бьорк.8. «Земляничная поляна» (1957), 91 мин.
188. Режиссер И. Бергман, сценарий И. Бергман, продюсер А. Экелунд, оператор Г. Фишер.
189. В ролях: В. Сьеостром, Б. Андерсон, И. Тулин, Г. Бьернстранд.11. «Иваново детство» (1962), 92 мин.
190. Режиссер А. Тарковский, сценарий М. Богомолов, М. Папава, оператор В. Юсов.
191. В ролях: В. Зубов, Е. Жариков, Н. Гринько, В. Малявина.12. «Зеркало» (1975), 108 мин.
192. Режиссер А. Тарковский, сценарий А. Тарковский, А. Мишарин, продюсер Э. Вайсберг, оператор Г. Рерберг.
193. В ролях: М. Терехова, И. Данильцев, J1. Тарковская, А. Демидова.13. «Солярис» (1972), 165 мин.
194. Режиссер А. Тарковский, сценарий Ф. Горенштейн, директор В. Тарасов, оператор В. Юсов.
195. В ролях: Н. Бондарчук, Д. Банионис, В. Дворжецкий, Н. Гринько.14. «Сталкер» (1979), 163 мин.
196. Режиссер А. Тарковский, сценарий А. Стругацкий, Б. Стругацкий, А. Тарковский, директор А. Демидова, оператор А. Княжинский, оператор Г. Рерберг.
197. В ролях: А. Кайдановский, А. Фрейндлих, Н. Гринько, Н. Абрамова.15. «Ностальгия» (1983), 125 мин.
198. Режиссер А. Тарковский, сценарий А. Тарковский, Т. Гуэрра, продюсер М. Бологнини, оператор Дж. Ланчи.
199. В ролях: О. Янковский, Э. Джосефсон, Д. Джордано, П. Террено.16. «Танго и Кеш» (1989), 98 мин.
200. Режиссер А. Кончаловский, А. Магноли, продюсер Л. Франко, оператор Д. Торин, арт директор Р. Бергер.
201. В ролях: С. Сталоне, К. Рассел, Т. Хатчер, Дж. Паланс.17. «Рим — открытый город» (1945), ЮОмин.
202. Режиссер Р. Росселини, сценарий С. Амидеи, Ф. Феллини, продюсер Дж. Амато, оператор У. Арата.
203. В ролях: А. Фабрици, А. Маньяни, М. Пальеро, Н. Бруно.18.«Пайза» (1946),120 мин.
204. Режиссер Р. Росселини, сценарий С. Амидеи, К. Манн, продюсер Р. Джейджер, оператор О. Мартелли. В ролях: К. Сацио, Р. Ван Лун, Б. Эмануэл.19. «Броненосец Потемкин» (1925), 75 мин.
205. Режиссер С.М. Эйзенштейн, сценарий Н. Агаджанова, оператор Э. Тиссэ. В ролях: А. Антонов, В. Барский, Г. Александров.20. «Беглецы» (1986), 95 мин.
206. Режиссер Ф. Вебер, сценарий Ф. Вебер, продюсер Ж. Рише, оператор J1. Товоли.
207. В ролях: П. Ришар, Ж. Депардье, Ж. Гарме, М. Барье.21. «Язык тела» (1995), 120 мин.
208. Режиссер Дж. Кейс, сценарий Э. Харлачер, продюсер Б. Борден, оператор А. Секула.
209. В ролях: Т. Беренгер, Н. Тревис, Р. Патрик, Э. Джонс.22. «Девять жизней Томаса Катца» (2000), 87 мин.
210. Режиссер Б. Хопкинс, сценарий Т. Браун, продюсер X. Гейсендорфер, оператор Дж. Корт.
211. В ролях: Т. Фишер, Я. МакНейс, Т. Маудслей, В. Кин, А. Мел вил.23. «Отсчет утопленников» (1988), 118 мин.
212. Режиссер П. Гринуэй, оператор С. Верни, продюсер К. Касандер. В ролях: Дж. Плорайт, Дж. Стевенсон, Дж. Ричардсон, Б. Хилл.24. «Я Куба» (1964), 141 мин.
213. Режиссер М. Калатозов, сценарий Э. Барнет, Е. Евтушенко, оператор С. Урусевский.
214. В ролях: С. Коррьери, С. Вуд, X. Галлардо, Р. Гарсия.25. «Звездный путь: первый контакт» (1996), 106 мин.
215. Режиссер Дж. Фрейкс, сценарий Дж. Родденберри, продюсер Р. Берман, оператор М. Леонетти.
216. В ролях: П. Стюарт, Дж. Фрейкс, Б. Спинер, Л. Бертон.26. «Пятый элемент» (1998), 126 мин.
217. Режиссер Л. Бессон, сценарий Л. Бессон, продюсер П. Леду, оператор Т. Арбогаст.
218. В ролях: Б. Уилис, Г. Олдмен, Я. Холм, М. Йовович, К. Такер.27. «Звездные войны».
219. Режиссер Дж. Лукас (1997, 2005, 1999, 2002) Сценарий Дж. Лукас (1997, 2005, 1999, 1980, 2002, 1983)28. «Послезавтра» (2004), 124 мин.
220. Режиссер Р. Эммерих, сценарий Р. Эммерих, продюсер Р. Эммерих, оператор В. Стейгер.
221. В ролях: Д. Куэйд, Дж. Джилленхал, Я. Холм, Э. Россум.29. «72 метра» (2003), 115 мин.
222. Режиссер В. Хотиненко, сценарий А. Покровский, В. Золотуха, продюсер К. Эрнст, оператор И. Демин.
223. В ролях: С. Маковецкий, М. Башаров, А. Краско, Д. Уланов, Ч. Хаматова.30. «Страсти Христовы» (2003), 127 мин.
224. Режиссер М. Гибсон, сценарий Б. Фитцджеральд, М. Гибсон, продюсер М. Гибсон, оператор К. Десченел.
225. В ролях: Дж. Кавизел, М. Морганштерн, X. Живков, Ф. Де Вито, М. Белуччи.31. «Малхолланд Драйв» (2001), 145 минут.
226. Режиссер Д. Линч сценарий Д. Линч, оператор П. Деминг, продюсер П. Эдельман, арт директор П. Джемисон.
227. В ролях: Н. Ватте, Л. Харринг, Э. Миллер, Д. Хедайя, Дж. Феру.32. «Синий бархат» (1986), 120 минут.
228. Режиссер Д. Линч, сценарий Д. Линч, продюсер Ф. Карузо, оператор Ф. Элмис.
229. В ролях: И. Росселини, К. МакЛачлан, Д. Хоппер, Л. Дерн, X. Ландж.33. «Последний император» (1987), 160 минут.
230. Режиссер Б. Бертолуччи, сценарий М. Пеплое, Б. Бертолуччи, продюсер Дж. Дэли, оператор В. Стораро, арт директор М. Т. Барбассо. В ролях: Дж. Лоне, Дж. Чен, П. О'Тул, В. Вонг.34. «Гибель богов» (1969), 150 мин.
231. Режиссер Л. Висконти, сценарий Н. Бадалукко, Э. Медиоло, Л. Висконти, оператор А. Наннуцци, П. Де Сантис. В ролях: И. Тулин, Д. Богарт, X. Бергер, X. Грим.35. «Нибелунги» (1924), 129 мин.
232. Режиссер Ф. Ланг, сценарий Т. фон Гарбо (Харбо?), оператор К. Хоффман, арт-директор О. Ханте.
233. В ролях: Г. Арнольд, Т. Лус, X. К. Мюллер, Э. Бисвангер.36. «Метрополис» (1927), 153 мин.
234. Режиссер Ф. Ланг, сценарий Ф. Ланг, продюсер Дж. Мородер, оператор К. Фрейнд.
235. В ролях: А. Абель, Г. Фролих, Б. Хелм, Ф. Расп.37. «Ван Хельсинг» (2004), 132 мин.
236. Режиссер С. Соммерс, сценарий С. Соммерс, продюсер Б. Даксей, оператор А. Девиа, арт-директор С. Арнольд.
237. В ролях: X. Джекман, К. Бекинсейл, Д. Венхам, Ш. Хенслей.
238. Телесериал «Мутанты X» (2001), 22 серии по 60 мин.
239. Режиссеры Э. Эйред, Дж. Белл, Г. Кэмпбелл, сценарий Г. Чайкин, продюсер Э. Эйред, оператор А. Камст. В ролях: Ф. Марш, В. Пратт, Л. Л. Смит, В. Вебстер.39. «Интервью с вампиром» (1994), 123 мин.
240. Режиссер Н. Джордан, сценарий Э. Райе, продюсер Д. Геффен, оператор Ф. Русселот.
241. В ролях: Т. Круз, Б. Питт, К. Данст, С. Pea, А. Бандерас.40.«Матрица» (1999), 136 мин.
242. Режиссеры А. Вачовски и Л. Вачовски, сценарий А. Вачовски и Л. Вачовски, продюсер Б. Берман, оператор Б. Поп. В ролях: К. Ривс, Л. Фишбурн, К.-А. Мосс, X. Вейвинг.41.«Унесенные ветром» (1939), 222мин.
243. Режиссер В. Флеминг, сценарий С. Ховард, продюсер Д. Селзник, оператор Э. Холер.
244. В ролях: К. Гейбл, В. Ли, Л. Ховард, Т. Митчел, Б. О'Нил.42.«В поисках затерянного ковчега» (1989), 127 мин.
245. Режиссер С. Спилберг, сценарий Дж. Лукас и Ф. Кауфман, продюсер Дж. Лукас, оператор Д. Слокомб.
246. В ролях: X. Форд, Ш. Коннери, Д. Эллиот, Дж. Гловер.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.