Толерантность в системе культурных ценностей российских немцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Селиверстова, Светлана Николаевна

  • Селиверстова, Светлана Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Селиверстова, Светлана Николаевна. Толерантность в системе культурных ценностей российских немцев: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2015. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Селиверстова, Светлана Николаевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения толерантности в системе социогуманитарного знания

1.1. Толерантность: интерпретация понятия.

Исторический контекст и современность

1.2. Характеристика толерантности в социокультурных отношениях

1.3. Немецкая диаспора России: этническая и национальная

идентичность в аспекте толерантности

Глава 2. Толерантность как динамика сохранения и культурной интеграции российских немцев

2.1. Историко-культурный феномен толерантности

немецкой диаспоры

2.2. Язык как фактор сохранения этнической идентичности

и толерантности российских немцев

2.3. Толерантность как ценность культурной устойчивости

и интеграции немцев в России

Заключение

Список литературы

3

4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность в системе культурных ценностей российских немцев»

Введение

Актуальность темы исследования

Культурная устойчивость и национальная идентичность являются гарантами духовной стабильности для России в условиях прогрессии постмодернизма, политической и экономической глобализации. В современных условиях наибольшую опасность для традиционной культуры народов Российской Федерации представляет не только ассимиляция, но и этнический сепаратизм, разрыв общения в пространстве4 культуры мира, постоянные конфликты на расовой и религиозной основе.

Российские немцы обладают многовековым опытом адаптации к условиям историко-культурного бытия, который не имеет аналогов, с учетом геополитического положения Московского царства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Уникальна гражданственность этого народа, позволившая обогатить русскую культуру, науку, искусство, экономику, пантеон воинской славы, внести феноменальный вклад в государственное строительство ХУШ-Х1Х веков, явить общественные инициативы нивелирования этнических, межконфессиональных конфликтов, интеграции в общество.

В XX столетии российские немцы разделили судьбу всех этносов СССР, но подверглись тотальным репрессиям, идеологические истоки которых связаны с началом Первой мировой войны. Многовековой диалог наиболее законопослушного народа с государством был прерван до начала 1980-х годов. Но культура немецкой толерантности выдержала это испытание.

На современном этапе, как и другие малые этносы России, немцы поставлены перед необходимостью осмысления путей * развития своей культурной автономии. Историко-культурологическая разработка аспектов толерантности в этом контексте, воспроизведение динамики сохранения этнонациональных ценностей российских немцев, междисциплинарные

подходы к освещению тематических граней исследования - все это предполагает соответствующую практическую направленность.

Последовательное осуществление государственной национальной политики на ценностных основах толерантности в системе культурных ценностей приобретает многоаспектность и особую значимость. Об этом убедительно свидетельствуют программные государственные документы долгосрочного действия, в которых определены задачи укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской. Федерации (российской нации), этнокультурного развития регионов РФ.

По существу, речь идет о развитии культурных автономий с ориентацией на преодоление рецидивов духовного сепаратизма. Так, согласно «Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года» (утверждена указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666), основополагающим принципом является «единый культурный (цивилизационный) код», который основан «на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России», характеризуется «уважением самобытных традиций и ценностей населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру».

Проблема исследования заключается в противоречиях между различными теоретическими подходами к разработке понятийного аппарата, который послужит государству и обществу для обеспечения толерантного характера этнокультурного развития, духовной консолидации культурных автономий в пространстве национальной культуры России. Отвлеченный характер неизбежно приобретают теоретические построения в отрыве от практики, социальных реалий, без должного учета концептов стратегии, изменений в тактике государственной политики.

Историко-культурологическая реконструкция роли толерантности в межэтническом и межнациональном общении становится, таким образом, бесспорным приоритетом. Следует особо учитывать, что проблема

толерантности как мировоззренческая была сформулирована в связи с проблемой веротерпимости. «Болевыми точками» остаются неопределенные нормы общественного поведения по отношению к различным формам проявления нетерпимости, ограниченность проявлений самой толерантности в социокультурных реалиях. Необходима постоянная научная диагностика характера взаимоотношений этносов, диаспор в пространстве полиэтнической национальной культуры, поскольку любая новая тенденция, любое изменение в системе традиций предопределяет соответственно трансформацию или деформацию ценностного характера. История «культурных революций» свидетельствует, что вторжение в органику традиционных ценностей, как правило, приводит государство к ситуациям кризиса.

Междисциплинарная разработка теоретических аспектов толерантности на современном этапе фактически становится инструментом осмысления диалектики ценностей культуры, исходя непосредственно из национально-государственных интересов. Среди негативных факторов, которые влияют на развитие межэтнических отношений, с позиций культурологического обеспечения государственной национальной политики предстоит последовательно преодолевать: «размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации»; «правовой нигилизм»; проявления дискриминации «по отношению к гражданам различной национальной принадлежности»; «недостаточность образовательных , и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства»; «распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов»1.

15 июля 2013 г. распоряжением Правительства Российской Федерации №1226-р был утвержден «План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах

1 Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Пункт 5 Плана предусматривает проведение в федеральных округах семинаров-совещаний работников органов и учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, национальных культурных центров) по предупреждению межнациональных конфликтов. В целом же осуществление комплекса планируемых мероприятий должно способствовать гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, «развитию языкового и этнокультурного многообразия Российской Федерации, популяризации истории и культур народов России, профилактике и раннему предупреждению конфликтов в сфере межэтнических отношений»1.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью научно-практического обеспечения государственной национальной политики в сфере этнокультурной толерантности народов Российской Федерации. В перспективе данный подход предполагает решение ряда задач, связанных с разработкой аспектов концептуального осмысления культурных ценностей российской нации как стратегической основы межэтнической толерантности.

Степень научной разработанности проблемы

Имплицитно концепт толерантности изначально присутствует в философии культуры Востока и Запада. В Древнем мире толерантность доминировала в религиозном этикете отношения к иноверию - культам «неведомых» богов. Античная культура придает толерантности импульс как стержню аскетики и духовной свободы, консолидации в межличностном общении. В период Средневековья толерантность в различных проявлениях религиозной терпимости и политического компромисса становится связующим звеном между христианским миросозерцанием, философией культуры, государственной политикой.

1 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир:/^оуегптеп1.ги/с1ос5/3229#5е1=

В Европе эпохи Просвещения толерантность по смыслу эксплицитно соприсутствует в философских постулатах свободомыслия и веротерпимости, политических декларациях. Антропоцентрические идеи гуманизма эпохи Возрождения трансформируются в принцип гуманности как основу личностного и общественного сознания, государственной политики (Ф. Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.).

В русской мысли XVIII-XIX веков смысловые грани*«толерантности» складывались под влиянием французских гуманистов (XVIII в.), немецкой философии конца XVIII - начала XIX века (Г. Гегель, В. Гумбольдт, И. Кант, Ф. Шеллинг). Дальнейшее развитие отечественной философии культуры отличает феноменальная самобытность, не имеющая исторических аналогов полемика. С принципами толерантности как диалога в пространстве культуры непосредственно соединяются: учение о соборности и идеология общественного воспитания (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, A.C. Н.П. Гиляров-Платонов, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, A.C. Хомяков,); «вселенская отзывчивость» русской идеи в творчестве Ф.М. Достоевского* «непротивление злу насилием» JI.H. Толстого; «общее дело» Н.Ф. Федорова (его полемические монологи о выходе из кризиса культуры, «блудном сыне философии» Ф. Ницше и др.); «всеединство» (С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), полемика «о противлении злу силою» между И.А. Ильиным и H.A. Бердяевым, их интеллектуальным окружением; философия общения в пространстве культуры (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев).

Тематический диапазон прямой и косвенной интерпретации понятия «толерантность» в современной науке очень широк: филобофский ракурс в историческом контексте (В.А. Васильев, Т.В. Волкова, Б.С. Гершунский, П.К. Гречко, В.М. Золотухин, И.Н. Ионов, H.H. Крадин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, П. Николсон, A.B. Перцев, Ю.И. Семенов, Л.В. Скворцов, С. Хантингтон, В.М. Хачатурян и др.); культурологический ракурс (Ю.А.Аверин, А .Я. Гуревич, М.С. Каган, Е.Л. Кудрина, Ю.М. Лотман,

А .Я. Флиер, и др.); ракурс межличностной и межкультурной коммуникации (Р. Барт, М.В. Белозерова, Ж. Бодрийяр, Е.В. Зинченко, Н.С. Иванова, Э.О. Леонтьев, М. Мерло-Понти, Ж.-JI. Нанси, Ю.С. Осаченко, В.В. Петрен-

I

ко, Г.И. Петров); ракурс межэтнических отношений (М.Л. Дробижева, В.Е. Козлов, П.М. Козырева, М.П. Мчедлов, A.B. Перцев, З.А. Сикевич, Г.У. Солдатова, А.Н. Тарасов, В.В. Тихонов, В.А. Тишков, Л.А. Шайгерова, Ф.А. Шебзухова, А. Шульте и др.); морально-этический ракурс (P.P. Валито-ва, Н. Грамер, A.A. Гусейнов, Е.И. Касьянова, И.С. Кон, Г. Невью, П. Никол-сон); социологическая характеристика общественной толерантности (Т. Л. Барандова, В.Е. Буденкова, М. Зад ер, М.Л. Новосадова, Н.С. Педченко, М.А. Семашко, П.И. Смирнов, М.В. Черняк, Ю. Хабермас и др.); политологический ракурс (А.Г. Асмолов, И. Валлерстайн, Г.М. Денисовский,

«

В.Л. Иноземцев, Б.Г. Капустин, М. Уолцер, С. Хантингтон, Дж. Харвитц и др.); толерантность как инструмент воспитания в учебных процессах (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Колесников, Н.В. Круткова, Е.А. Найденова и др.).

Социокультурную миссию толерантности как идеологии открытого гражданского общества охарактеризовал А.Г. Асмолов. Отфрид Хеффе, один из ведущих современных специалистов по проблемам политической философии, убежден, что толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур. Проблема толерантности занимает одно из значительных мест в современной российской культурологии. И хотя ей не посвящены отдельные монографические работы, она рассматривается в качестве важнейшего явления при анализе культурного «оружия» и «культуры как репрессии» в работах А.Я. Флиера, как элемент национально-культурных особенностей интеллигенции в работах A.A. Аронова, как неантагонистическое противоречие традиционного и инновационного в работах В.М. Чижикова.

Единая дефиниция понятия «толерантность» до сих пор отсутствует. В разных вариациях «толерантность» чаще всего трактуется как «терпи-

мость» (С.Г. Ильинская, Б.Г. Капустин, Н.В. Круглова, В.В. Соловьев, Ю. Шпис и др.), «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений», как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных» (В.Е. Буденкова, P.P. Валитова, П.К. Гречко, М.П. Мчедлов, Н.Л. Новосадо-ва, H.H. Федотова, Ю.Н. Фролова и др.).

Еще больше различий в осмыслении реальных проявлений толерантности. Как утверждает А. В. Логинов, толерантнбсть есть форма сосуществования идеологий, взаимодействия различных культур, лишенная заданных ценностей. Д.В. Зиновьев вводит понятие «социокультурная толерантность» в качестве проявлений терпимости, как морального качества личности. Рамками социологии действия фактически ограничивает феноменологию толерантности В.Н. Петров1.

Культурологическое исследование проблемы толерантности в соотнесении с феноменом российских немцев в культуре России осуществлено впервые. В XIX веке и первые десятилетия XX века публикации, в которых освещались культурные устои российских немцев, носили в основном характер историко-статистических обзоров, работ по изучению немецких диалектов (А.П. Дульзон, В.М. Жирмунский, Г.Г. Едиг), научно-энциклопедического жанра. В период 1930-х годов интерпретация данной проблематики приобрела сугубо «партийную» тональность.

Легально полноценное изучение истории и культуры немцев России становится многоаспектным только в 1980-е годы. К этому времени вышло небольшое количество работ, поскольку исследования по истории российских немцев табуировались. С конца 1950-х - начала 1960-х годов цензура

«

1 См.: Логинов A.B. Толерантность: от понятия к проблеме/А.В. Логинов // Толерантность: Вестн. Урал, межрегионал. ин-та обществ, отношений. - Екатеринбург, 2001. - С. 120.; Зиновьев, Д.В. Социокультурная толерантность - её сущностные характеристики /Д.В.Зиновьев // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 50-61.; Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности / В.Н. Петров // Социологические исследования. - 2003. - № 7.

допускает к печати статьи по истории, этнографии, филологии, демографии, в которых затрагиваются проблемы немецкой диаспоры.

Знаковой стала статья C.B. Чешко «Время стирать белые пятна» («Советская этнография», 1988 г.). В 1993 г. в «Этнографическом обозрении»

публикуется работа И.Г. Шервуд и И.Г. Остроух «Немцы в России: истори-

«

ческий очерк». В 1996 г. издана монография C.B. Соколовского «Меннониты Алтая: история, демография, ономастика» (Москва, ИЭА РАН).

К середине 1990-х годов создаются специальные центры по изучению истории и культуры российских немцев (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Оренбург, Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Красноярск, Ташкент, Алматы, Караганда, Усть-Каменогорск, Днепропетровск, Запорожье, Луцк, Одесса, Баку и др.). На рубеже XX-XXI веков складывается целый корпус научных работ, включая диссертационные исследования, изданы фундаментальные библиографические указатели по теме1.

В настоящее время активно разрабатываются темы: переселение немцев, их роль в истории российской государственности и культуры (Л.Н. Евменова); толерантность иностранных военнопленных в послевоенном обществе (Н.М. Маркдорф); конфессии и религиозные общины; система воспитания и образования; периоды репрессий и депортация, миграционные процессы, общественное движение; развитие немецкого языка. Инициативно

1 Brandes D., Donninghaus V. Bibliographie zur Geschichte und Kultur derRusslanddeutschen. Bd. 2: von 1917 bis 1998 / Schriften des Bundesinstituts furostdeutsche K,ultur und Geschichte. Bd. 13. - München: R. Oldenbourg Verlag, 1999. - 988 S.; Чернова Т.Н. Российские немцы: Отечественная библиография. 1991-2000 гг.: Указ. новейшей лит-ры по ист. и культуре немцев России. - М.:Готика, 2001. - 272 е.; Причерноморские немцы в жизни и деятельности г. Одессы и региона. 1803-2003: Библиогр. указ. / Сост. В.[В.] Самодурова; науч. ред., авт. вступ. ст. А. АЙсфельд, Н.[А]. Шевчук, библиогр. ред. М.[А.] Подрезова, И. Шепельская / Одес. нац. ун-т им. И.И. Мечникова. Науч. б-ка; Ин-т культуры и истории немцев в Северо-Западной Европе, Люнебург-Гёттинген. - Одесса: Астропринт, 2003. -312 е.; Причерноморские немцы. Их вклад в развитие г. Одессы и региона. 1803-1917: Библиогр. указ. / Сост. В.В. Самодурова; науч.ред., авт. вст. ст. канд. ист. наук, доц. H.A. Шевчук, библиогр. ред. М.А. Подрезова / Одес. гос. ун-т им. И.И. Мечникова. Науч. б-ка. -Одесса: Астропринт, 1999. - 192 е.; Летопись диссертаций по истории и культуре российских немцев (1960-е - 2009 гг.): Справочник / Сост., ред., авт. вступ. ст. И.В. Черказьянова. СПб. : Нестор-История, 2009. - 286 с.

изучаются немецкие диалекты в регионах России (O.A. Александров, В.А. Дятлова, Л.И. Москалюк и др.), осуществляются этнографические экспедиции в регионах (Е.А. Арндт, П.П. Вибе, A.A. Герман, Т.Б. Смирнова и др.), по результатам, которых издан целый ряд монографий; публикуются каталоги этнографических коллекций.

В 2004 г. в Саратове состоялась Международная научная конференция «Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности». Авторы докладов интерпретировали обширный фактографический материал, который, безусловно, значим для продолжения конкретных разработок и подготовки фундаментальных исследований. Теме нашей диссертации в историко-культурном ракурсе здесь наиболее созвучна работа Т.Н. Черновой «Проблема лояльности и толерантности российских немцев в годы Первой мировой войны (в свете новейших отечественных исследований)».

Концепты предпринятого нами исследования проблемы толерантности в соотнесении с феноменом российских немцев и других народов в культуре России формировались в ходе историко-культурологической интерпретации классического наследия XVIII-XX веков и современного научного знания. На первом плане здесь идеи культуры мира в диалектике мировоззрений. Речь идет о таких ученых, как И.С. Аксаков, М.М. Бахтин, Т.Г. Бортникова, Ф. Вольтер, Н.В. Гоголь, Г.Ф.В. Гегель, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, И. Кант, Т. Карлейль, Н.С. Кулешова, А.Ф. Лосев, Дж. Локк, Дж. Ст. Милль, Ф. Ницше, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Л.А. Тихомиров, Ф.И. Тютчев, В.А. Тихонова, Н.Ф. Федоров, Ф. Шеллинг, М. Элиаде.

Особое внимание в процессе работы привлекла полемика о «ненасилии» и пределах толерантности в социокультурном пространстве, которая вспыхнула в Русском зарубежье в 1925 г. Поводом послужила книга

И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою», направленная против философии

<

толерантности Л.Н. Толстого. Непримиримым оппонентом И.А. Ильина стал H.A. Бердяев, среди сторонников которого - Ю.И. Айхенвальд, Н.П. Вакар,

З.Н. Гиппиус, И.П. Демидов, Л.М. Добронравов, Е.Д. Кускова, Е.М. Кольцов, Д.С. Пасманник. На стороне Ильина были митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Иерусалимский Анастасий (Грибановский), А.Д. Билимо-вич, В.Х. Даватц, П.Б. Струве, Э.К. Кейхель и др. Объективная оценка книги о «толерантности» принадлежит таким концептуалистам аксиологического подхода к философии культуры, как В. В. Зеньковский и Н.О. Лосский.

Эта полемика длилась до начала 1950-х годов и отнюдь не стала «музейным» достоянием историков философии. Научно-практическое определение границ терпимости и взаимного терпения имеет государственную, международную значимость. В междисциплинарных разработках этой проблематики инструментарий культурологии может и должен найти применение.

С академических позиций очень емкую, содержательную характеристику интерпретации понятия «культура», соответствующих универсалий в историческом развитии дает B.C. Степин. Непосредственно в культурологическом ракурсе для междисциплинарного осмысления феномена толерантности в традициях культуры этносов и диаспор мы придерживались ориентиров, которые наметил этот ученый. Здесь историография темы представлена во всем концептуальном многообразии. Объективно, к примеру, применены работы М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, А.Я.Флиера, 3. Фрейда, М. Фуко, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Юнга.

Гражданско-политические и этнокультурные аспекты проявления толерантности в России рассматриваются в научных трудах Р.Г. Абдулатипова, вопросы идентичности как важного детерминанта культуры толерантных отношений изучаются учеными Т.Г. Бортниковой, В.М. Золотухиным, Н.С. Кулешовой, И.В. Малыгиной и др. Проблемы арт-менеджмёнта исследуются Т.Н. Суминовой.

Исходя из культурологической направленности при характеристике роли толерантности в социокультурных отношениях в нашем исследовании учитывалась столь глубоко раскрытая М.М. Бахтиным соотнесенность «микродиалога» («я» и «собеседник») с «макродиалогом» («диалог культур») в

личностном сознании. Это позволяет утверждать, что концепт полифонической культуры, который потенциально заложен в наследии М.М. Бахтина, фактически предполагает принцип толерантности.

«

Источниковедческой базой исследования являются работы отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, филологов, социологов, психологов, лингвистов, политологов, справочные и энциклопедические издания ХУШ-ХХ1 вв., российские периодические издания ХУШ-ХХ1 вв., правительственные документы и статистические материалы ХУШ-ХХ1 вв.

Объект исследования: толерантность в системе культурных ценностей.

Предмет исследования: толерантность как ценность культуры российских немцев.

<

Цель исследования: Культурологическая интерпретация ценности толерантности в ракурсе динамики сохранения и интеграции российских немцев.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

¡.Исследовать историческое и современное понимание толерантности как социокультурного явления.

2.Дать характеристику толерантности в социокультурных отношениях.

3.Рассмотреть этническую и национальную идентичность российских немцев в аспекте толерантности.

4.Раскрыть историко-культурный феномен толерантности немецкой диаспоры.

5.Выявить культурно-языковую специфику сохранения этнокультурной идентичности и толерантности российских немцев.

б.Определить ценность толерантности в культурной устойчивости и интеграции российских немцев.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи М.М. Бахтина о диалоге культур и культурной полисемии, которые раскрывают

культуру с точки зрения ее многообразия и неантагонистических противоречий. Теоретическое содержание работ А.Я. Флиера предоставило возможность теоретико-методологического понимания толерантности «от обратного», как черты противостоящей культурной репрессии. Важнейшим для продуктивного осуществления работы выступило положение Ю.М. Лотмана о «взрывоопасных» элементах культуры.

Среди методологических оснований работы были использованы идеи Ю.В. Китова, рассматривающего позитивные взаимоотношения между социальными группами на основе интереса к культуре друг друга, а также работы С.Л. Гертнер, позволившие определить черты толерантного отношения в этнической и национальной культурах как продуктивное взаимодействие интересов представляющих их элит. Принципиально важным для выполнения работы явились теоретические находки В.М. Чижикова о непротиворечивом диалектическом взаимодействии между традиционными и инновационными элементами культуры на уровне их городских и сельских носителей.

Особенно продуктивным для изучения культуры российских немцев оказалось понимание их художественной культуры не только как системы образов, но и информационной системы. Возможность включения в теоретико-методологическую основу исследования понимания культуры в единстве информационного и художественного оснований была предоставлена работами Т.Н. Суминовой. Целостность теоретической основы исследования была обеспечена использованием концепции И.В. Малыгиной о прецедентном характере культурной идентичности.

Методы исследования. Выполнение диссертации оказалось возможным на основе привлечения следующих методов исследования. Сравнительно-исторический метод был использован для изучения культуры российских немцев в ее историческом развитии для установления сохраняющегося в ее корневой структуре толерантного отношения к представителям других культур. Диалектический метод единства общего, особенного и единичного нашел применение при анализе, с одной стороны,

общих элементов культуры российских немцев с исторической и современной культурой Германии, с другой, для определения культуры российских немцев в общероссийской культуре. Метод структурного функционализма предоставил возможность изучения структурного многообразия культуры российских немцев и ее функций, как в жизни немецкой диаспоры, так и более широкого географического пространства бытования культурного многообразия, в котором немецкая культура представляет только его часть. Метод восхождения от абстрактного к конкретному использован для получения более строгого представления о толерантности от первого приближения к ней в связи с другими проблемами, до ее определения. Метод изучения сходства и различия оказался продуктивным в изучении бытования толерантности российских немцев, проживающих в различных географических пространствах современной России.

1

Гипотеза исследования

Толерантность как ценность культуры российских немцев является основанием продуктивности культурного взаимодействия российской и немецкой культур, способствует сглаживанию ментальных последствий исторических катаклизмов, в которых Россия и Германия выступали в качестве адверсариев, а также создает благоприятные культурные условия для развития взаимовыгодных отношений между Россией и Германией. Интерпретация «толерантности» как личностно-общественного диалога культурных автономий в пространстве национальной культуры является фундаментом подлинного единства российской нации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Селиверстова, Светлана Николаевна, 2015 год

Список литературы

1. Brandes D., Donninghaus V. Bibliographie zur Geschichte und Kultur derRusslanddeutschen. Bd. 2: von 1917 bis 1998 / Schriften des Bundesinstituts furostdeutsche Kultur und Geschichte. Bd. 13. - München: R. Oldenbourg Verlag, 1999.-988 s.

2. Eliade M. Autobiography Mircea Eliade. Chicago-London, Univer of Chicagopress, 1990.-Vol. I. -R 202.

3. Heimatbuch der Deutschen aus Russland. Stuttgart. - 1957. - S. 103-111.

4. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. - 1990. - Vol.108. - P. 499-514.

5. Абдулатипов Р.Г. Культурная повестка России / Р.Г. Абдулатипов // Вестник МГУКИ. - 2014 - №2. - С. 10-14.

6. Аксаков И.С. Славянофильство и западничество / И.С. Аксаков // Соч. — СПб., 1891.-Т. 2.-С. 764.

7. Арндт Е. Немцы у истоков современной культуры России // Международный портал России «Единство»/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rdinfo.ru.

8. Аронов A.A. Историко-культурные параллели (на материале истории отечественной и мировой культуры) / A.A. Аронов. - М. : Экон-Информ, 2011. - 215 с.

9. Аронов, A.A. Вехи русской культуры (IX-XX века): Учеб.-метод. пособие./ A.A. Аронов.-М.: МГУКИ, 2012.-211 с.

10. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. - JI., 1967. - С. 43.

11. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики / С.А. Арутюнов // Исследования по общей этнографии. - М., 1979. - С. 25.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

13. Асмолов А.Г. Толерантность как идеология гражданского общества /

А.Г. Асмолов. - М. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vwv\v.tolerance.ru/vek-tol/l-0-asmolov2.html.

14. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия «толерантность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/vek-tol/l-0-asmolov2.html.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986. -С. 329.

16. Белозёрова М.В. Мультикультурная политика и толерантность: проблемы формирования на федеральном и региональном уровнях / М.В. Белозерова // ВестникКемГУКИ.-2011.-№ 17.-Ч. 1.-С. 59-65.

17. Белозёрова М.В. Проблема толерантности в межкультурной коммуникации: методологический аспект / М.В. Белозерова // Вестник КемГУКИ. - 2013. - № 3 (24). - С. 20-34.

18. Бергнер К. Язык как основная предпосылка развития этнической идентичности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusdeutsch.ru/?audio=audio&menu=1003&rasda= 1 .Дата обращения 15.03.2011.стр. 139.

19. Бердяев H.A. Дух и реальность. Основы бошчеловеческой духовности / H.A. Бердяев // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 380.

20. Бердяев H.A. Кошмар злого добра. О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою» / H.A. Бердяев // Путь. - Июнь-июль. - 1926. - №4: - С. 176-182.

21. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры / Б.М. Бернштейн // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 98-107.

22. Большой психологической словарь. - М., 2000. - С. 363.

23. Бортникова Т.Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт: монография Т.Г. Бортникова. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 224 с.

24. Бромлей Ю.В. Этносы и этнические процессы как предмет исследования / Ю.В. Бромлей В.И. Козлов // Этнические процессы в современном мире. — М.: Наука, 1987.-С. 10.

25. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? /Р.Р. Валитова // Вестник Моск. ун-та.- Сер.7. Философия.- 1996.-№1. - С. 119 -128.

26. Витковская Г. Миграция и безопасность в России / Г. Витковская, С. Панарин - М., 2000.

27. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // Российская газета — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр ://\у\у\у.^.ги/2012/01/23/пасуоргоз.Ыт1.

28. Вольтер Ф. Собр. соч. в 3 т. - Т. 1 / Ф. Вольтер. - М.: Сигма-Пресс, 1998. -С. 26. ^

29. Вормсбехер Г. Россия и ее немцы. - М., 119 с.

30. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. 12 09. 2012 г. Стенографический отчет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир://президент.рф/пешз/16470

31. Вяземский П.А. Сочинения: В 2 т. / П.А. Вяземский. - М.: Худож. лит., 1982. — Т. 2. Литературно-критические статьи / Сост., подг. текста и коммент. — М.И. Гиллельсона. 1982.

32. Гачев Г.Д. Национальный мир и национальный ум / Г.Д. Гачев // Путь. 1994.-№6.-С. 128-129. ~

33. Гертнер С.Л. Культура российской региональной элиты через ее интересы /С.Л. Гернер. - М.: МГУКИ, 2009. - 243 с.

34. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. / Н.В. Гоголь. - М., 1994. - Т. 6 - 342 с.

35. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольд. - М.: Прогресс, 1984. - С. 67, 314.

36. Декреты Советской власти. — М., 1964. - Т. 3. - С. 291-292.

37. Дизендорф В.О. О численности немцев среди заключенных ГУЛАГа (1939-1951 гг.) / В.О. Дизендорф, - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wolgadeutsche.rU/diesendorf/gulag.htm#_ednreG

38. Дитц Я.И. История поволжских немцев-колонистов / Я.И. Дитц. - М., 1997.-С. 27-29.

39. Документы. Руководство ФНК РН. Основное. Федеральная национально-

культурная автономия российских немцев (ФНК РН). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.msdeutsch.nl/7rneniF21 &1еуе12=&2= 1

40. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. / Ф.М. Достоевский - Л., 1988. -

41. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях / В. Дятлов // Диаспоры. - 1999. - № 1. - С. 8-23.

42. Евменова Л.Н. Вклад немцев в развитие культуры Сибири / Л.Н. Евменова. - Красноярск: СФУ, 2009. - 285 с.

43. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект), Социологические исследования. - 1991. - № 6. - С. 10-27; № 7. - С. 3-16.

44. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность - её сущностные характеристики / Д.В. Зиновьев // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 50-61.

45. Золотухин В.М. Социокультурная идентичность и право на толерантность

/ В.М. Золотухин // Вестник КемГУКИ. - 2014. - № 1(26). - С. 18-24.

1

46. Иванова Н.С. Ценностная картина мира и межкультурная коммуникация (русско-болгарские параллели) / Н.С. Иванова // Вестник КемГУКИ. - 2013. -№2 (23).-С. 30-37.

47. Иконникова Н.Е. О формировании речевой культуры российских немцев / Н.Е. Иконникова // Сохранение и взаимопроникновение культур как фактора устойчивого развития Приенисейского края: мат-лы научно-практической конф. - Красноярск,2006. - С. 178.

48. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры) / Т.С. Иларионова. - М., 1994. - С. 3

49. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин. - Берлин, 1925. — С. 8.

50. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М., 1996. - С. 11.

51. История российских немцев в документах (1763-1992 гг.) / Сост.: В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - М., 1993. - С. 38-40.

52. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданственном плане // Сочинения на немецком и русском языках. - М., 1994. - Т. 3. - С. 171.

53. Кант И. Соч.: В 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - (Философ, наследие). -

Т. 6.-С. 25.

»

54. Кеннет У. Образование и толерантность / Уэйн Кеннет // Высшее образование в Европе. - 1997. - №2. - Т. XXI. - С. 16.

55. Кепплер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Кепплер. - М., 1997.

56. Китов Ю.В. Человек интересующийся / Ю.В. Китов. - М.: МГУКИ, 2001. -379 с.

57. Кожинов В.В. Россия. Век XX (1901-1939) / В.В. Кожинов. - М.: Алгоритм, 2001. - С. 204-205.

58. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте / В.В. Колесов. -

1

СПб., 2007.-С. 13.

59. Концепция сохранения и развития культуры немцев Российской Федерации в XXI веке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rdinfo.ru/article.

60. Кригер В. Исторический опыт российских немцев как составная часть коллективной памяти российского, казахстанского и германского обществ // Международные исследования. Общество. Политика. Экономика / В. Кригер. -2010.-№2 (З).-С. 43.

61. Кригер В. Российские немцы вчера и сегодня. Народ в пути / В. Кригер; пер. с нем. И. Черемушкинского. - М.: АИРО-ХХ1, 2010. (Серия «АИРО -первая публикация в России» под ред. Г. А. Бордюгова). - 104 с. - С. 7.

62. Кудрина Е.Л. Диалог культур: влияние на культурную политику в современных условиях / Е.Л. Кудрина // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 4 (17-1).-С. 33-41.

63. Кулешова Н.С. Этносоциокультурные процессы современности: междисциплинарный подход / Н.С. Кулешова // Вестник Московского университета. - Серия 13. Востоковедение. - 2010. - №3. - С. 35-41.

64. Кулешова Н.С. Этносы и этничность как предмет современного философского анализа / Н.С. Кулешова // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 3. - С. 86-90.

65. Курске В. С. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования (на примере российских немцев): автореф. дис. канд. социолог, наук / B.C. Курске. - М., 2011.

66. Левин З.И. Менталитет диаспоры / З.И. Левин. - М., 2001.

67. Левкович В.Л. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения / В.Л. Левкович // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 98.

68. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизм / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. -№11. - С. 47-54.

69. Линдеман К.Э. Угнетение немецких граждан царским правительством. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Lindemann_Die_Unterdmeckung_m.htm. Впервые опубликовано: Lindemann К. Die Unterdrückung der deutschen Bürger Rußlands durch die zarische Regierung// Wolgadeutsche Monatshefte. - AugustDezember 1923. -№ 15-24.

70. Литературовед Елена Зейферт. Интервью Нины Паульзен (Германия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nashasreda.ru/moscow/zeifert/zejfertl8.htm.

71. Логинов А. В. Толерантность: от понятия к проблеме / A.B. Логинов // Толерантность: Вестн. Урал, межрегионал. ин-та обществ, отношений. -Екатеринбург, 2001. - С. 120.

72. Лолаева Д.Т. Диаспоральные группы как социально-этнический феномен: Социально-философский анализ: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Д.Т. Лолаева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. - С. 15.

73. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры / Ю.М. Лотман // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987. - С. 22.

74. Малыгина И.В. Между западом и востоком. Диалог на границе культурных миров / И.В. Малыгина // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2 (52). - С. 18-23.

75. Маркдорф Н.М. К вопросу о толерантности иностранных военнопленных

в послевоенном обществе / Н.М. Маркдорф // Вестник КемГУКИ. - 2012. - №1 (18).-С. 51-56.

76. Международный портал России «Единство» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rdinfo.ru/

77. Милитарев А.О содержании термина "диаспора" (к разработке дифиниции) / А.О. Милитарев // Диаспоры. - 1999. - № 1. - С. 24-33.

78. Милль Дж. Ст. О свободе / Дж. Ст. Милль; пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. -№12. - С. 21, 26.

79. На пути к культуре мира: документы и материалы // Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999. - 56 с.

80. Нас не посчитали // Московская немецкая газета. — 2012. - 2 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ra.mdz-moskau.eu/nas-ne-ро5с11ка11/.

81. Николсон П. Толерантность как моральный идеал / П. Николсон // Толерантность: Вестн. Урал, межрегионал. ин-та обществ, отношений. — Екатеринбург, 2001. - С. 131-134,138.

82. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 767.

83. Нищимова Е.А. Идеи развития билингвизма в зарубежной литературе и их влияние на иноязычное образование / Е.А. Нищимова, Ж.Ю. Малоокая // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - №73. - С. 42-49.

84. О численности немцев среди заключенных ГУЛАГа (1939-1951 гг.) Режим доступа: http://wolgadeutsche.rU/diesendorf/guIag.htm#_ednref3

85. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1тйр://§оуегптеп^гиЛ1ос8/3229#5е1=

86. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на

х

период до 2025 года. Режим доступа: http://government.ru/docs/3229

87. Обращение российских немцев к Владимиру Путину. Режим доступа: Iittp://\vww.rusdeutsch.ru/?news=5020

88. Основы государственной культурной политики // Российская газета. -2014. 16 мая. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/15/osno vi-dok.html

89. Панченко С. Кто сжег Хатынь /С. Панченко// Российская газета. - 2014. -4 марта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/04/hatyn.html

90. Пасто Т.А. Логика и рост научного знания / Т.А. Пасто. - М., 1972. - С. 165.

91. Перепись населения: английский язык занимает в России второе место по распространенности. - [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http ://grani.ru/Society/m.60113 .html

92. Петров В. Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности / В.Н. Петров // Социологические исследования. - 2003. -№ 7.

93. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.

__я

Платонов. -М.: Высшая школа, 1981. -357 с.

94. Политическая энциклопедия. - М., 1999. - 504 с.

95. Полоскова Т. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты). - М., 1999. - С. 49-50.

96. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ. 25 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vip.lenta.ru/doc/2005/04/25/putin/.

97. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному

Собранию РФ: «Какую Россию мы строим». 8 июля 2000 г. [Электронный

t

ресурс] - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=257762&soch=l.

98. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: «Какую Россию мы строим». Режим доступа:

http://www.intelros.org/lib/putin/2000.htm

99. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 26 апреля 2007г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type82634_l 25339.shtml.

_ t

100. Путин B.B. Россия на рубеже тысячелетия / В.В. Путин // Российская

газета. - 1999. - 31 декабря - С. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rg.ru/Prilog/wd/1231/lO.htm.

101. Пушкин A.C. Поли. собр. соч. / A.C. Пушкин. - М., 1999.-Т. 1.-С. 189.

102. Ремизов В.А. Обыденная культура: альтернативы, тупики и выходы -анализ существенного на уровне российских явлений / В.А. Ремизов // Вестник МГУКИ. - 2013. - №1. - С. 32-36.

103. Ремизов В.А., Ценностно-смысловые основания культурной политики в современной России / В.А. Ремизов, Нгуен Куок Хынг // Вестник МГУКИ. 2013. -№ 5.-С. 32-37.

104. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б.Э. Риэрдон. - М., 2001. -С. 18-26.

105. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. - С. 224.

106. Россия и ее немцы. Режим доступа: http://www.senator.senat.org/Das_Schicksal_der_Russlanddeutschen.html

107. Сарингулян К.С. Ритуал в системе этнической культуры / К.С. Сарингулян // Методологические проблемы исследования этнических культур: материалы симпоз. - Ереван, 1978. - С. 101.

<

108. Свободная мысль: Международный общественный журнал. - 2009. -№8.

109. Словарь Академии Российской.-СПб., 1794.-Ч. VI.-С. 104, 105.

110. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №11. - Ст. 1022.

111. Собрание уложений и распоряжений правительства. - Пг., 1916. - Отд. первый. № 156. - С. 1511-1513.; Об идеологических провокациях и репрессиях

по отношению к немцам в период 1914-1915 годов.

112. Соловьев B.C. Исторический сфинкс / B.C. Соловьев // Вестник Европы. -1893, №6.-С. 370-375.

113. Соловьев B.C. Спор о справедливости / B.C. Соловьев. - М.; Харьков, 1999.-С. 652.

114. Социологический энциклопедический словарь (англо-русский) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_socenk/value-free-76060.html.

115. Сталин И.В. Марксизм и вопросы языкознания / И.В. Сталин. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguisticsl/stalin-50.htm.

»

116. Сталин И.В. Сочинения / И.В. Сталин. - Т. 16. - М.: Писатель, 1997. - С. 104-138.

117. Стенографический отчет о заседании Совета по межнациональным отношениям — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://президент.рф/.

118. Степанов Ю.С. Концепт / Ю.С. Степанов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm.

119. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. 3-е изд. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 236.

120. Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html.

121. Стулов И. Немецкие добровольцы собираются в Донбасс / И. Стулов // Культура. -2014.-21 мая. - [Электронный ресурс] - Режим flocTyna:http://portal-kultura.ru/articles/world/43662-nemetskie-dobrovoltsy-sobirayutsya-v-donbass/.

122. Суминова Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. - М.: МГУКИ, 2014.-102 с.

123. Темичева Е. Толерантность как условие существования / Е. Темичева. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://yvww.asi.org.ru/wp-content/uploads/2013/06/Tolerantn.v-Rossii-Svoi-i-chuzhie.pdf.

124. Тихомиров JI.А. К вопросу о терпимости / Л.А. Тихомиров // Рус. Обозрение. - 1893. - С. 279-280.

125. Тихонов В.В. Отличительные элементы материального наследия этносов и этнических групп, сформировавших историко-культурный потенциал Предбайкалья второй половины XIX - начала XX века / В.В. Тихонов // Вестник КемГУКИ. - 2013. -№ 2 (23). - С. 93-100.

126. Тихонова, В.А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества / В.А. Тихонова // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 2 (58). - С. 52-57.

127. Тишков В.А. Диаспора и понятие «родина» / В.А. Тишков. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.valerytishkov.rWcntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/n42_diaspor.html.

128. Тишков В.А. Идентичность и многообразие / В.А. Тишков // Повестка дня: культурная свобода. - 2007. - Май. - № 5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/.

129. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры / В.А. Тишков, // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2. - С. 43-63.

130. Тишков В.А. Конструирование этнической идентичности / В.А. Тишков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.valeIytishkov.ru/cntnt/publikaciiЗЛekcii2Лekcii/konstruiro.html.

131. Тишков В.А. О природе толерантности и нетерпимости. Режим доступа: http://mv>v.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/Iekcii/n52_o_priro.htl

132. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М., 2003.

133. Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность /

B.А. Тишков.-М., 2008.

134. Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность. Режим доступа: http://mv\v.valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/rossijskij.html

135. Толерантность / общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. -

C. 205.

136. Толерантность.ги [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://mirtolerantnosti.ru/.

137. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В.Н. Топоров // Очерки истории естественнонаучных взглядов в древности. -М., 1982.-С. 13,16.

138. Тоффлер Э. Третья волна/ Э. Тофлер. - М.: ACT, 2004. - 781 с.

139. Тощенко Ж.Б. Диаспора как объект социологического исследования / Ж.Б. Тощенко, Т.Н. Чаптыкова // Социологические исследования. - 1996. - №12. -С. 33-42.

140. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма / Ф.И. Тютчев. - М., 1957. - С. 12.

141. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер; пер. с анпт. И. Мюржберга. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.

142. Ушаков Д.Н. Толковый словарь/Д.Н. Ушаков. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/208/832901.html.

143. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, 1974. - С. 310-314.

144. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/135765/.

145. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 709 с.

146. Федотова H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / H.H. Федотова // Философские науки. - 2004. -№4.-С. 5-27.

147. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - 457 с.

148. Флиер А.Я. Культура как репрессия / А.Я. Флиер // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. - Том I: Теория культуры. - СПб.: Апетейя, 2008.-С. 242-250.

149. Флиер А.Я. Культура: между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления / А.Я. Флиер, A.B. Костина // Вестник МГУКИ. - 2009 -№3.-С. 9.

150. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов, асп. и соискателей / А.Я. Флиер; Науч.-образоват. и культуролог, о-во; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Высш. шк. культурологии. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Согласие, 2010.-671 с.

151. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры: монография / А.Я. Флиер. - М.: Согласие, 2013.

152. Флиер А.Я. Современная культура как тенденция / А.Я. Флиер. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь-февраль). - ' Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2012/l/Flier_Contemporary-Culture/.

153. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видения мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социологические исследования. - 2006. - №1. - С. 47.

154. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире / О. Хеффе// Философские науки. - 1991. -№12. - С. 16-18.

155. Хеффе О. Политическая этика в эпоху глобализации: толерантность / О. Хеффе // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11 (30). - С. 9-15. Цит.: С. И).

156. Хомяков М.Б. Проблема толерантности в христианской философии / М.Б. Хомяков. - Екатеринбург, 2000. - С. 5.

157. Чернова Т.Н. Российские немцы: Отечественная библиография. 1991— 2000 гг.: указ. новейшей лит-ры по ист. и культуре немцев России / Т.Н. Чернова. - М.: Готика, 2001. - 272 с.

158. Черняк М.В. Условия формирования толерантности в пространстве современной городской культуры / М.В. Черняк // Вестник КемГУКИ. - 2011. -№2 (15).-С. 97-101.

t

159. Чижиков В.М. Инновации в культурной динамике общества // Вестник МГУКИ. - 2014. - №4. - С. 10-17.

160. Чижиков В.М. Социокультурные коммуникации города и села / В.М. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2010. - 289 с.

161. Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии / Ф.В.Шеллинг // Сочинения. - М., 1989. - Т. 2. - С. 362-363.

162. Шибаева М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений: Учеб. пособие / М.М. Шибаева. - М.: МГУКИ, 2012. - 138 с.

163. Шибаева М.М. Серебряный век как специфический хр'онотоп культуры / М.М. Шибаева // Вестник МГУКИ. - 2014. - №6. - С. 19-23.

164. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М., 1996. - С. 11-12.

165. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. - М., 1996. -С. 15-16.

166. Этническая история народов Красноярского края. - Красноярск. - 2006. -С. 108.

167. Юнг К.Г. Архетипы и символы / К.Г. Юнг. - М., 1991. - С. 45, 32.

168. Юнг К.Г. Этничность и диаспоральность. Материалы круглого стола / К.Г. Юнг. - М., 1997.-С. 141.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.