Особенности сюжетостроения в прозе Е.И. Замятина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Краснова, Татьяна Васильевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Краснова, Татьяна Васильевна
Содержание
Введение
Глава первая
Теория сюжета литературного произведения в историческом освещении
Глава вторая
Роль хронотопа в структуре замятинских сюжетов
Глава третья
Сюжетная типология прозы Е. И. Замятина
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Е. И. Замятина: Поэтика русского национального характера1999 год, кандидат филологических наук Желтова, Наталия Юрьевна
Английские реалии в творчестве Евгения Ивановича Замятина2000 год, кандидат филологических наук Копельник, Владислава Игоревна
Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков2008 год, кандидат филологических наук Луткова, Елена Александровна
ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АФЗАЛА ТАГИРОВА2016 год, кандидат наук Атнагулова Гульшат Илшатовна
Библейские мотивы и образы в сюжетостроении русского романа XX века2007 год, кандидат филологических наук Касьянов, Анатолий Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности сюжетостроения в прозе Е.И. Замятина»
Введение
Евгений Иванович Замятин (1884-1937), прозаик и драматург, публицист и литературный критик, теоретик и историк литературы, воспитатель литературной молодёжи, редактор и переводчик, литературно-общественный деятель вызывает неизменный интерес уже на протяжении целого столетия. Только в последние два десятилетия отечественными и зарубежными филологами о Замятине написаны многочисленные докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные сборники, статьи, справочно-библиографическая литература. Одно из ведущих мест в современном замятиноведении занимает тамбовская литературоведческая школа. В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина по творчеству Замятина защищены 3 докторские, более 30-ти кандидатских диссертаций, изданы XIV томов коллективной монографии «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня», написана «Замятинская энциклопедия» и 3 аннотированных библиографических указателя. Здесь на протяжении более 20-ти лет успешно работает Международный научный центр изучения творческого наследия Е. И. Замятина с международными филиалами в Кракове (Польша) и Лозанне (Швейцария), филиалом в Ельце и Лабораторией по изучению языка Замятина в Мичуринске Тамбовской области. Представленная к защите диссертация написана в соответствии с научно-исследовательской программой этого центра.
В современной науке о писателе многое сказано о нём как фигуре, во многом «знаковой, объединяющей». Л. В. Полякова, например, уточняет: «В творчестве Замятина отразились все перипетии национальной жизни и наиболее характерные поиски искусства не только первой трети, но и всего XX столетия». Она приводит слова французского слависта Ж. Катто, который специально подчеркнул: «...замятинская манера письма была средоточием
литературных потенций целой литературной эпохи - эпохи, богатейшей потенциями»1. На сегодняшний день достаточно подробно изучены проблемы традиций и новаторства в творчестве писателя, его философия и поэтика, состояние замятинской жанрологии, публицистика. Однако именно вопросы о творческой индивидуальности и уникальности художника остаются мало разработанными в силу сложности самого творческого наследия Замятина и неразработанности, несовершенства необходимого научно-исследовательского инструментария. Обозначенная в диссертации проблема специфики сюжетостроения замятинской прозы - в этом ряду.
Общая теория литературно-художественного сюжета привлекала внимание исследователей, начиная с античности. Постоянство, с которым мировое научное сообщество проявляло интерес к обозначенной проблеме, свидетельствует о её многогранности, сложности и глубине. В целом теория сюжета художественного произведения на сегодняшний день достаточно разработана. Классическим образцом анализа литературного произведения в целом и сюжета в частности остаётся «Поэтика» Аристотеля. Античный философ рассуждает о понятии «поэтика литературного произведения», об эпическом и лирическом началах, их сходстве и различии, а также «о сущности поэзии и её видах - о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять»2.
Вехой в истории развития теории сюжета стало появление в 1766 г. трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», где автор рассуждает о формах бытования сюжетов, взятых из жизни, в различных видах искусства, в частности, в литературе, скульптуре и
1 Полякова Л. В. Русская литература. Индивидуально-творческий колорит. Монография. Тамбов, 2012. С. 227.
2 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С.
живописи. Свои рассуждения он выстраивает на примере реализации сюжета о страданиях Лаокоона1.
А. Н. Веселовский, создав свой труд - «Историческая поэтика» со специальной главой «Поэтика сюжетов», открыл путь к разработке проблемы сюжетостроения для последующих поколений литературоведов, однако его исследование посвящено анализу мифического и фольклорного сюжета, который существенно отличается от сюжета литературного произведения2. В. Б. Шкловский рассматривал сюжет в традициях формальной школы, рассматривая сюжет литературного произведения как категорию, обладающую чёткой и строгой формой, но лишённую содержания, не нуждающуюся в нём . Б. В. Томашевский создал довольно стройную и логичную теорию, значительным недостатком которой, однако, является излишняя приверженность форме. Последователи формальной школы представили сюжет литературного произведения в виде некой вполне определённой, конкретной схемы, в то время как уложить это явление в какие-либо рамки просто невозможно в силу неоднозначности его понимания, многоуровневости функционирования. Тем не менее, эта теория является значительным вкладом в развитие науки о литературе и учения о сюжете в частности4. О. М. Фрейденберг попыталась проследить историю существования сюжета от античности до современности, однако она ставила себе вполне определённые задачи, отличающиеся от наших5, и опираться на её труд при работе над диссертацией не представляется возможным.
В конце XX в. Л. С. Левитан и Л. М. Цилевич обобщили основные тенденции в изучении сюжета, обосновали правомерность существования такого направления литературоведческой науки, как сюжетология,
1 Лессинг Г. Э. Избранное. М., 1980.
2 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 2008.
3 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.
4 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
5 Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
сформулировали основные сюжетные черты для отдельных родов и жанров1. Бесспорным достоинством книги С. Г. Бочарова является изучение функционирования и взаимодействия сюжетов в литературном пространстве XIX века. Однако автор обращает внимание в большей степени на типологию сюжетов, касаясь,-впрочем, и «технической» стороны произведений, но как бы мимоходом, вскользь2.
И, наконец, теория В. Е. Хализева3. В настоящее время она является не только наиболее распространённой, но и в большой мере соответствующей сюжетной специфике прозы Е. И. Замятина, и представляется целесообразным в данной диссертационной работе опираться прежде всего на положения, выдвинутые этим исследователем.
Интерес теоретиков к особенностям сюжетостроения литературного произведения активен и в наши дни, ибо сюжет - одна из важнейших базовых категорий художественной литературы, и пока во всём её объёме и многозначности она досконально не изучена. Тем более что есть писатели, придававшие сюжету в своей творческой работе первостепенное значение. Таким художником является Е. И. Замятин, разработавший и предложивший филологам свою сюжетную теорию в цикле статей «Цель», «Я боюсь», «О синтетизме», «Новая русская проза», «О сегодняшнем и современном», «О литературе, эволюции и энтропии», «Закулисы», но, главным образом, в «Лекциях по технике художественной прозы»: «Психология творчества», «О сюжете и фабуле», «О языке», «О ритме в прозе», «Инструментовка», «О стиле» и некоторых других4. В процессе анализа произведений Е. И. Замятина и выстраивания общей концепции диссертации нами прежде всего учитывались и теоретические построения самого писателя.
1 Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
2 Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
3 Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2007.
4 Е. Замятин. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3, 5. М., 2004, 2011;
Однако вопрос об особенностях персонифицированной сюжетики сегодня остаётся во многом открытым. Что же касается изучения творческого наследия Е. И. Замятина, то в новейшее время в области осмысления особенностей сюжетной архитектуры произведений этого художника, можно сказать, сделаны лишь первые шаги.
Актуальность исследования обусловлена активной обращённостью современных гуманитарных наук не только к общим вопросам аксиологии и телеологии, но и к изучению отдельных индивидуально-творческих феноменов; необходимостью постижения творческой индивидуальности Е. И. Замятина через изучение именно сюжетных конструкций, которые он неслучайно не только создавал художественным словом, но и осмысливал в специальных литературно-теоретических работах. Актуальность определяется и отсутствием специального труда с анализом специфики сюжетосложения в творениях этого мастера. Научная новизна определяется впервые проведённым целенаправленным анализом особенностей сюжетостроения прозы Е. И. Замятина на примере его произведений разных жанров и творческих периодов, разработкой классификации замятинских сюжетов, созданной с опорой на типологические характеристики конкретных литературно-художественных текстов.
Диссертационное исследование проведено на материале прозы Е. И. Замятина с привлечением его публицистических, теоретических работ, эпистолярия, блокнотов.
Основной целью исследования - охарактеризовать творческую индивидуальность Замятина через анализ особенностей сюжетной архитектуры его художественных произведений - обусловлены его задачи:
- изучить общую теорию литературного сюжета в её историческом освещении;
- проанализировать теоретические работы Замятина в области литературно-художественной сюжетики;
- выявить самобытность замятинских приёмов создания сюжета;
определить роль пространственно-временной организации повествования в художественной реализации писателем той или иной сюжетной конструкции;
- разработать типологическую классификацию сюжетов произведений Е. И. Замятина на основе различных художественно-семантических, структурно-поэтических признаков и с опорой на существующую в науке о литературе сюжетную классификацию.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования формировалась на основе классических теорий сюжета Аристотеля, Г. Э. Лессинга, А. Н. Веселовского, Б. В. Томашевского, В. Б. Шкловского, О. М. Фрейденберг, современных концепций В. Е. Хализева, С. Г. Бочарова, Л. С. Левитана и Л. М. Цилевича, учения о хронотопе М. М. Бахтина и представлений Д. С. Лихачёва о пространственно-временной организации словесного искусства, с привлечением литературно-теоретических разработок самого Е. И. Замятина.
В работе использованы историко-литературный, информационно-аналитический, типологический, структурно-поэтический,
интерпретационный методы и подходы.
Концептуальные итоги диссертационного исследования можно сформулировать как положения, выносимые на защиту:
1. Сюжет один из фундаментальных параметров эстетики, который во многом определяет функциональное содержание всех поэтических компонентов произведения. С другой стороны, на сюжет так или иначе обязательно оказывают влияние различные элементы поэтики. Проза Е. И. Замятина отличается изначальной определённостью, даже дозированностыо средств художественной выразительности, что обеспечивает экономию энергии слова и помогает автору добиваться сюжетной напряжённости, тонкого психологизма повествования и максимальной ясности художественного смысла. Элементы поэтики становятся сюжетостроительным ферментом, придают сюжетам особую
выразительность и запоминаемость. Уже отмеченные печатью мастерства крупного художника самые ранние произведения писателя - «Уездное» (1912), «Апрель» (1912), «Африка» (1916), повесть и рассказы, их сюжеты разработаны в мельчайших деталях, а все сюжетные и структурно-поэтические компоненты находятся в удивительной гармонии. Писатель активно эксплуатирует возможности художественной детали практически на всех уровнях построения сюжета.
2. Характерной чертой сюжетостроения произведений Е. И. Замятина является ярко выраженная структурированность, порой даже схематичность сюжетной архитектоники. Это не предполагает, однако, представлений соискателя о намеренном упрощении автором сюжетного строения произведений, а, напротив, свидетельствует о мастерстве художника.
3. Ключевая сюжетообразующая роль в прозе Замятина принадлежит пространственно-временной организации литературно-художественных текстов. Нередко автор выносит пространственно-временные обозначения уже в заглавия своих произведений: «Апрель», «Уездное», «На куличках», «Алатырь», «Африка», «Три дня», «Север», «Островитяне», «Пещера», «Русь», «Детская», «Надёжное место (В Задонск на богомолье)», «Десятиминутная драма», «Часы». Наиболее часто художник интригует читателя замкнутым пространством хронотопа дома. Ему сопутствуют хронотопы порога, лестницы, двери, окна. На страницах замятинской классики широко представлены и открытые пространственно-временные сюжетные модели, хронотопы улицы, дороги, города, как правило, уездного, и хронотоп Руси. Зафиксированы и особые, именно специфические замятинские хронотопы - хронотоп русского Севера, Ильдиного камня, малиновой вселенной, живой улицы, мифической Африки.
4. Время в произведениях Замятина движется, как правило, в соответствии с православным календарём или исчисляется такими категориями, как завтрак, обед, полдник, ужин; вечерняя молитва, церковная служба; дни, недели, месяцы; времена года. Иногда время действия
укладывается в сутки или того меньше, что придаёт произведению дополнительную сюжетную напряжённость («Дракон», «Пещера»),
5. Типологическая классификация сюжетов прозы Замятина достаточно прозрачна, её признаки очевидны: тип расположения событий относительно временной оси сюжета (малочисленная группа сюжетов прямых, где события развиваются в хронологической последовательности, - «Апрель», «Три дня», «Африка», «Русь», «Наводнение», и сюжеты концентрические, с элементами ретроспекции - «Уездное», «Север», «Мы», «Рассказ о самом главном»); характер структурно-композиционного расположения сюжетных компонентов (сюжеты однолинейные, - «Апрель», «Глаза», «Дракон», и многолинейные - «Уездное», «Север», «Островитяне», «Ловец человеков», «Русь», «Ёла» и др.). Среди многолинейных - сюжеты с параллельно развивающимися событиями («Ловец человеков», «Рассказ о самом главном»), пересекающимися («Алатырь», «Север»), с логически продолэ/сающгшися сюжетными линиями («Уездное», «Островитяне», «Русь»), объединёнными одним или несколькими персонажными скрепами.
Анализ характера изображения событий и типа героя в замятинской прозе позволяет выделить группы мифологических («Чрево», «Север», «Мы», «Рассказ о самом главном», «Наводнение», «Ёла», «Бич Божий»), лирико-сатирических («На куличках», преимущественно сказки, частично - роман «Мы») и историзованных, обусловленных историческими реалиями («На куличках», «Дракон», «Мамай», «Пещера», «Рассказ о самом главном»).
В качестве замятинской особенности построения прозаических сюжетных конструкций зафиксирована нарочитая незавершённость, открытость финала многих произведений. Писатель часто ведёт повествование, показывая лишь вершинные, самые напряжённые моменты. Синтаксические конструкции в таких случаях отличаются ёмкостью и лаконичностью, автор намеренно психологизирует их, использует фигуру недоговорённости, употребляет множественные точки и тире. Всё это обусловливает наличие в творческом наследии писателя многочисленной
типологической группы «возможных», в терминологии С. Г. Бочарова, сюжетов («Уездное», «Африка», «Алатырь», «Чрево», «Север», «Островитяне», «Ловец человеков», «Мы», «Рассказ о самом главном», «Наводнение», «Ёла» и др.).
Теоретическую значимость своего труда диссертант определяет как попытку практического решения проблемы особенностей сюжетостроения в творчестве конкретного художника, разработки сюжетной классификации прозы одного из мастеров художественного слова.
Практическое значение работы состоит в возможности использования полученных результатов в общем и прикладном литературоведении, в процессе преподавания литературы в вузе и школе.
Основные положения научной гипотезы диссертационного исследования апробированы в 20 публикациях, 3 из которых - на страницах изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Глава первая.
Теория сюжета литературного произведения в историческом
освещении
Каждый исследователь, который обращается к вопросам сюжетостроения, обязательно сталкивается с необходимостью уточнения своих представлений о том, что такое сюжет, чем определяется его разнообразие. Из чего он складывается? Существуют ли некие правила выстраивания сюжета? Чем определяется индивидуальность сюжетного построения у того или иного писателя? Все эти вопросы рассматривали видные учёные разных эпох, начиная от античности и заканчивая нашими днями, предлагали свои решения. К проблеме сюжета литературного произведения так или иначе обращались в своих трудах Аристотель, Г. Э. Лессинг, А. Н. Веселовский, М. М. Бахтин, Б. В. Томашевский, О. М. Фрейденберг, В. Б. Шкловский. Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, В. Е. Хализев, С. Г. Бочаров. Этот список можно продолжать, но остановимся пока на этих именах и уточним, как каждый из исследователей видел сюжет, какой смысл вкладывал в это понятие и под каким углом зрения рассматривал его.
Классическим образцом анализа литературного произведения в целом и сюжета в частности остаётся «Поэтика» Аристотеля. Античный философ рассуждает о понятии «поэтика литературного произведения», об эпическом и лирическом началах, их сходстве и различии, а также «о сущности поэзии и её видах - о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять»1. В обобщённом виде
1 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. С. 1064. Далее цит. это издание с указанием страниц в тексте. .
умозаключения учёного сводятся к следующему. Он разграничивает понятия трагического и эпического сюжетов. Трагический сюжет состоит из одной фабулы, эпический - из многих, причём описанные в них события могут происходить одновременно, что в принципе неприемлемо для трагедии в силу её сценического, постановочного характера. В сюжете трагедии важнейшую роль играет именно состав событий, так как трагедия «есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни» (с. 1073). Писатель должен хорошо представлять себе все ключевые моменты действия, так называемые узловые места, которые, собственно, и являются фабулой. Эти узловые моменты могут быть «разбавлены» различными эпизодами, которые придают занимательность повествованию в целом, некоторым образом разнообразят его, но не оказывают серьёзного влияния на ход событий. Следует заметить, что такое определение фабулы литературного произведения в отечественном литературоведении актуально и в наши дни.
Конечно, необходимо оговориться, что определения понятий «фабула» и «сюжет» вызывают некоторые разногласия среди современных учёных, однако сегодня преобладает такой подход: фабула - это события произведения, пересказанные в хронологической последовательности, а сюжет - это особый способ расположения событий в произведении; в зависимости от замысла автора он может широко варьироваться. Аристотель отмечает также, что фабулы бывают простые и запутанные; последние имеют в своём составе несколько частей: перипетию, т.е. «перемену происходящего к противоположному», узнавание - «переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье» и страдание - «действие, производящее гибель или боль» (с. 1079, 1080).
Мыслитель детально анализирует такие элементы поэтики, как характеры, мысли, речь персонажей, подчёркивая их неразрывную связь с развитием сюжета произведения. Одной из важнейших особенностей изображения характеров он называет логичность, причём если герой
изначально нелогичен, то его следует изображать таковым до конца, чтобы не нарушать общей логики произведения.
Таким образом, Аристотель в своём труде закладывает основы классической сюжетной терминологии литературоведения, а также даёт превосходный образец анализа литературного произведения как целого.
Вехой в истории развития теории сюжета стало появление в 1766 г. в Берлине трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Здесь автор рассуждает о формах бытования сюжетов, взятых из жизни, в различных видах искусства, в частности, в литературе, скульптуре и живописи. Свои рассуждения он выстраивает на примере реализации сюжета о страданиях Лаокоона. Автор говорит о реалистичном воплощении сюжета, взятого из жизни, о подражательной природе искусства новейшего времени и о том, что красота в этой подражательности больше не является доминирующим элементом, она составляет лишь малую часть всего сущего. Всё ярче проявляется тенденция к изображению истины во всей полноте: «Если справедливо, что крик при ощущении физической боли, то очевидно, что проявление его не могло бы помешать художнику отобразить в мраморе этот крик»1, - замечет Г. Э. Лессинг в отношении скульптуры Лаокоона. То же самое справедливо и для поэзии.
Философ пытается разобраться в истоках подражательности одного вида искусства другому и приходит к выводу, что первоисточником следует считать поэтические произведения, в то время как художники в большей степени склонны подражать им. Оба эти вида искусства имеют известное сходство, однако живопись, обладая большей степенью наглядности, одновременно более ограничена в средствах изображения действия, статична. Поэт же имеет в своём распоряжении гораздо больше средств художественной выразительности, поэтому его произведение многопластово, разноаспектно. В подтверждение своих предположений Г. Э. Лессинг приводит подробный анализ произведений Гомера, Вергилия, делает
1 Лессинг Г. Э. Избранное. М.: Художественная литература, 1980. С. 358.
сопоставления с картинами, написанными на те же сюжеты и мотивы, что и произведения рассматриваемых поэтов. Внимание исследователя останавливается на изображении материальных предметов, телесной красоты или, напротив, уродства. Безобразное, как и прекрасное, выполняет в произведении определённые функции. Оно должно вызывать у читателя чувство сострадания, раздражения, досады или удовольствия, в некоторых случаях - смеха. Живопись как подражательное искусство в большинстве своём дублирует названные функции, изображая безобразное. Г. Э. Лессинг подробно рассматривает тонкие различия между разнообразными оттенками чувств, которые могут появляться у человека, рассматривающего картины с изображением безобразных предметов или людей, каждый раз приводя многочисленные убедительные примеры.
«Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» является незавершённым произведением; сохранился план второй части трактата, разработанный лишь контурно. Тем не менее, мы можем заключить, что Г. Э Лессинг рассматривал воплощение в различных видах искусства сюжетов, в первую очередь, взятых из жизни, и формы их реализации в поэзии, живописи и скульптуре.
В России первый фундаментальный труд, посвящённый изучению сюжета, принадлежит А. Н. Веселовскому, который в своей знаменитой «Исторической поэтике» посвятил целую главу поэтике сюжета, а позже, уже посмертным отдельным изданием вышла его работа с одноимённым названием - «Поэтика сюжетов» (1913), где учёный размышляет о сущности фольклорного сюжета, формах его бытования, попытках изучения, предпринятых в разное время разными литературоведческими школами.
Рассуждая о том, что же такое сюжет литературного произведения, А. Н. Веселовский утверждает, что в первую очередь следует разграничить такие понятия, как «сюжет» и «мотив», каждому из которых он даёт собственное определение: «Под мотивом я разумею формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила
человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторившиеся впечатления действительности»1. Признаками мотива учёный считает его образный одночленный схематизм, приводит в качестве примера «неразлагаемые элементы низшей мифологии и сказки: солнце кто-то похищает (затмение); злая старуха изводит красавицу, либо её кто-то похищает, и её приходится добывать силой или ловкостью...» (с. 494). Выражая простейший род мотива двучленной формулой «а + Ь», например: злая старуха не любит красавицу и задаёт ей опасную для жизни задачу, -Веселовский говорит о неограниченном количестве мотивов, которые могут быть присоединены к повествованию в рамках этой формулы (задач может быть несколько). Таким образом, мотив вырастает в сюжет, несколько схематичный. Однако эта схематичность уже является признаком сознательного творчества. «Сюжеты - это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности» (с. 495).
Существуя в определённой социальной и исторической среде, сюжеты могли претерпевать изменения или оставаться в первоначальном виде в зависимости от духовных интересов и потребностей народности, породившей их. Здесь поставлен вопрос о среде и условиях бытования сюжетов, которые не могли существовать в ограниченном пространстве, изолированном от внешнего мира. Некоторые сюжеты переходили от одной народности в другую, претерпевая при этом порой значительные изменения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры2001 год, доктор филологических наук Комлик, Надежда Николаевна
Синтетизм в системе художественного мышления Е. И. Замятина2001 год, кандидат филологических наук Шпак, Валерия Геннадиевна
Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина2001 год, кандидат филологических наук Чернышова, Ольга Евгеньевна
Интермедиальная поэтика прозы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова в свете интерпретации их произведений оперными либреттистами2015 год, кандидат наук Самородов, Максим Андреевич
Концептуальная семантика пространства в замятинском тексте2012 год, кандидат наук Фотинова, Юлия Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Краснова, Татьяна Васильевна, 2013 год
Список использованной литературы
1.
1. Замятин Е.И. Собр. соч.: В 5 т / Сост., подгот. текста и коммент. С. Т. Никоненко. М.: Русская книга, 2003.
Т. 1: Уездное. 608 с. Т. 2: Русь. 592 с. Т. 3: Лица. 608 с.
2. Замятин Е.И. Повести. Рассказы / Предисл. О.Н.Михайлова. Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. Изд-во, 1986.
3. Замятин Е.И. Сочинения / Автор статьи М. О. Чудакова, коммент. Евг. Барабанова. М.: Книга, 1988 (Из литературного наследия).
4. Замятин Е.И. Избранное / Предисл. О. Н. Михайлова. М.: Изд-во «Правда», 1989.
5. Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Романы. Пьесы / Сост. А.Ю. Галушкина. Предисл. В.Б.Шкловского, вступ. ст. В.А.Келдыша. М.: Сов. Писатель, 1989. 768. •
6. Замятин Е.И. Мы. Романы, повести, сказки / Сост. и автор вступ. ст. И.О.Шайтанов. М.: Современник, 1989.
7. Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2т. / Сост. и примеч. О.Н.Михайлова. М.: Худ. лит., 1990.
8. Замятин Е.И. Избранные произведения / Вступ. ст., сост. и коммент. Е.Б.Скороспеловой. М.: Сов.Россия, 1990.
9. Замятин Е.И. Избранные произведения / Вступ. ст., сост. и коммент. Л.В.Поляковой. М.: Международный издательский дом «Синергия», 1997.
10. Замятин Е.И. Я боюсь. Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю.Галушкина. Подгот. текста А.Ю.Галушкина, М.Ю.Любимовой. Вступ. ст. В.А.Келдыша. М.: Наследие, 1999
11. Замятин Е. И. Из переписки с родными / Публ. А.Н.Стрижева // Наше наследие. 1989, № 1.
12.Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина / Предисл. и коммент. М.Ю.Любимовой, подгот. текста Л.И.Бучиной и М.Ю.Любимовой // Рукописные памятники. Вып. 3, Ч. 1, 2. СПб., 1997.
13. Замятин Е. И. «...Я человек негнущийся и своевольный. Таким и останусь». Письма Е.И.Замятина разным адресатам / Публ. Т.Т.Давыдовой и А.Н.Тюрина. Вступ. ст., пер. с англ. и коммент. Т.Т.Давыдовой // Новый мир. 1996. №Ю.
14. Замятин Е. И. Мы. Текст и материалы к творческой истории романа / сост., подгот. текста, публ., коммент. и статьи М. Ю. Любимовой и Дж. Куртис. СПб.: Изд. дом «М1ръ», 2011. 608 с.
15. Замятин Е. И. полное собрание сочинений в одном томе. М.: Изд-во «АЛЬФА-КНИГА», 2011. 1258 е.: ил.
2.
16. Анализ литературного произведения. Л., 1976. 561 с.
17. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, «Литература», 1998. 1112 с.
18. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
19. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Художественная литература, 2003.
20. Боева Л. И. Художественное время и пространство в оде Г. Р. Державина «Бог» // Творчество Г. Р. Державина. Специфика. Традиции. Тамбов, 1993. 322 с.
21. Борев Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки. М.: Художественная литература, 1981. 281 с.
22. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999. 632 с.
23. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 648 с.
24. Воронский А. К. Избранные статьи о литературе. М., 1982. С. 123.
25. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской литературе 1920-1930-х гг. Сыктывкар, 1998. 201 с.
26. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука. Восточная литература, 1994. 504 с.
27. Грачёв Г. Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, 2008. 544 с.
28. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. 160 с.
29. Добин Е. С. Искусство детали: Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель, 1975. 192 с.
30. Ершов Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы: от эпиграммы до романа. Л.: Наука, 1977. 284 с.
31. Заманская В. В.Русская литература первой трети XX века. Проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург - Магнитогорск, Изд-во Магнитог. пединститута, 1996. 408 с.
32. Из истории советской литературы 1920-1930-х годов. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. М.: Наука, 1983. Т. 93. 759 с.
33. История русского романа. М.; Л., 1962-1964.
34. История русского советского романа: в 2 кн. М., 1965.
35. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 113 с.
36. Крюкова А. М. Творческие взаимодействия. Статьи о советской литературе. М.: Современник, 1988. 271 с.
37. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: «Зинатне», 1990. 512 с.
38. Лессинг Г. Э. Избранное. М.: Художественная литература, 1980.
574 с.
39. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 360 с.
40. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 285 с.
41. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ, 1998. 702 с.
42. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство - СПБ, 2002. 768 с.
43. Ю.М. Лотман. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3. Таллин: Изд. «Александра», 1993. 522 с.
44. Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. 207 с. (Серия: «Бахтин под маской»).
45. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. Чтения из истории и теории культуры. М.: РГГУ, 1994. 136 с.
46. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 360 с.
47. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 18, стереотипное. М., 1986. 797 с.
48. Полякова Л. В. Русская литература: индивидуально-творческий колорит. Тамбов: изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 2012. 576 с.
49. Полякова Л. В. Теоретические и методологические аспекты истории русской литературы XX века. Тамбов, 2007.
50. Полякова Л. В. Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию. Авторский курс лекций для аспирантов. Тамбов, 2012. 372 с.
51. Пронин В. А. Теория литературных жанров. М.: Изд. МГУП, 1999.
196 с.
52. Сегал Д. М. Литература и история // Тыняновский сборник. Рига; М., 1994. С. 29-30.
53. Сильман Т. И. Заметки о лирике. Д.: Советский писатель. Ленингр. отделение, 1977. 223 с.
54. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
55. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
56. Топоров В. Н. Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987.
57. Топоров В. Н. Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. 305 с.
58. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высш. школа, 1993. 320 с.
59. Федь H. М. Зелёная ветвь литературы: русский литературный сказ. М.: Современник, 1981. 304 с.
60. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.
448 с.
61. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2007. 438 с.
62. Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы // Храпченко М. Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1982.479 с.
63. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Художественная литература, 1977. 446 с.
64. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.
324 с.
3.
65. • tm^-w - «шп» :
: : 2010^ ШШШГ : 83Ж
66. Gildner Anna, Proza Jewgienija Zamiatina, Rozprawy habilitacyjne nr
262, Uniwersytet Jagiellonski, Krakow 1993, 146 c.
67. Goldt Riner, Thermodynamik als Textern. Der Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I. Zamjatin. Mainz 1995. (серия «Mainzer Slavistische Veröffentlichungen», T. 19). 736 c.
68. Борода Е. В. Художественные открытия Е. И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ-начала XXI веков: дис. ... докт. филол. наук. Тамбов, 2011. 338 с.
69. Борода Е. В. Проза Е. И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве: автореф. дис.-... канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 23 с.
70. Воробьёва С. Ю. Поэтика диалогического в прозе Е. И. Замятина 1910-20-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 237 с.
71. Губанова Т. В. «Чеховское слово» в творчестве Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005. 156 с.
72. Губина Н. В. Поэтика заглавий в прозе Е.И. Замятина: Название -текст - метатекст: дис.... канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 195 с.
73. Давыдова Т. Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.: дис. ... докт. филол. наук. М., 2001. 346 с.
74. Дьякова К. В. Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е. И. Замятина: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2011. 204 с.
75. Евсеев В. Н. Художественная проза Е. И. Замятина : Творческий метод, жанры, стиль: дис. ... докт. филол. наук. М., 2001. 380 с.
76. Желтова Н. Ю. Проза Е. И. Замятина: Поэтика русского национального характера: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 1999. 193 с.
77. Желтова Н. Ю. Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера: дис. ... докт. филол. наук. Тамбов, 2004. 424 с.
78. Жукова Е. А. Традиции народной смеховой культуры в творчестве Е.И. Замятина: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2009. 207 с. ил.
79. Захарова Е. В. Эстетика русского быта и бытия в прозе Е.И. Замятина: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2011. 183 с.
80. Капустина С. Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е. И. Замятина: пути художественных решений: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2002. 199 с.
81. Кольцова Н. 3. «Мы» Евгения Замятина как неомифологический роман: дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 186 с.
82. Комлик Н. Н. Творческое наследие Е. И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры: дис. ... докт. филол. наук. Тамбов, 2001.457 с.
83. Копельник В. И. Английские реалии в творчестве Евгения Ивановича Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005. - 164 с.
84. Кудрявцева О. Н. Художественная феноменология Е.И. Замятина: нравственно-религиозный аспект: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005. 164 с.
85. Лебедева Е. А. Категория времени и средства её представления в замятинском тексте: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2012. 182 с.
86. Любимова М. Ю. Творческое наследие Е. И. Замятина в истории культуры XX века: дис.... докт. культурол. наук. СПб., 2000. 359 с.
87. Лядова Е. А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е. И. Замятина «Атилла»: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2000. 163 с.
88. Попова И. М. «Чужое слово» в творчестве Е. И. Замятина (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский): дис. ... докт. филол. наук. Москва, 1997. 425 с.
89. Рыжков И. А. Функции глаголов со значением ощущения и эмоционального процесса в художественном тексте на материале романа Е. Замятина «Мы»: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2000. 244 с.
90. Селеменева М. В. Проблема мещанства и ее художественное решение в творчестве Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2003. 208 с.
91. Толмачева О. В. Современное отечественное замятиноведение: итоги и перспективы: дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2012. 355 с. ил.
92. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века: дис. ... докт. филол. наук. Томск, 2008.
93. Чернышова О. Е. Сказка в творческой эволюции Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2001. 180 с.
4.
94. Алушкина А.И. Система оппозиций в рассказе Е.И.Замятина «Пещера» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. VIII. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 188 с.
95. Борода Е. В. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин: Монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. 174 с.
96. Брызгалова Е. Н. Традиции журнала «Сатирикон» и повесть Е. Замятина «Уездное» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XIV. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. С. 281-286.
97. Вяничева Т. В. Специфика хронотопа в рассказе Е. И. Замятина «Русь» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XIV. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. С. 342-349.
98. Гилднер Анна. Экфрасис, диалог искусств или творческое взаимодействие? «Русь» Евгения Замятина и «Русские типы» Бориса Кустодиева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XIV. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2007. 266 с.
99. Геллер JI.M. Евгений Замятин: уникальность творческого почерка (?)//Кредо. 1995. №10-11.
100. Геллер JI. Слово мера мира. Сб. ст. о русской литературе XX века. М.: Изд-во «МИК», 1994. 248 с.
101. Голубков С. А. Комическое в романе Замятина «Мы». Самара,
1993
102. Горбунова Г. 3. Поэтика малой прозы Е. Замятина. Караганда: Изд-во КарГУ, 2003. 120 с.
103. Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. М.: Знание, 1991. 61 с.
104. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М.: Издательство МГУТТ, 2000. 364 с.
•105. Евгений Замятин. «Мы»: Текст и материалы к творческой истории романа / сост., подгот. текста, публ., коммент. и статьи М. Ю. Любимовой и Дж. Куртис. СПб., 2011.
106. Евсеев В.Н. Проза Е.И.Замятина (вехи творчества, поэтики, опыт анализа рассказа «Пещера»): Учебно-методическое пособие. Ишим: Издательство ИГПИ, 2000. 177 с.
107. Евсеев В. Н. Роман «Мы» Е. И. Замятина (жанровые аспекты). Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. 114 с.
108. Желтова Н. Ю. Проза Е.И.Замятина: пути художественного воплощения русского национального характера: монография. Тамбовб Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 184 с.
109. Зюлина О. В. Особенности сказовой формы повествования в ранних произведениях Евгения Замятина. // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн.1, ч.1. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 с.
110. Иванова Т. В. Автор и герои в повести Е. Замятина «Север»// Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. IV. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 236 с.
111. Иванова Т.В. Художественные миры Евгения Замятина: «Россия» и «Русь» (Автор и его герои в рассказах «Пещера» и «Русь») // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. I. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 с.
112. Кан Бён Юн. Роман Е. Замятина «Мы» в свете теории архетипов К. Г. Юнга. М.: МАКС Пресс, 2010. 160 с.
113. Келдыш В. А. Е. И. Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М.: Советский писатель, 1989. С. 12-36.
114. Ким Сонг Иль. Русская литературная утопия первой четверти двадцатого века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1998. 25 с.
115. Комлик Н. Н. Мотивы русского эпоса в повестях Е. И. Замятина «уездного» цикла («Уездное», «Алатырь», «На куличках») // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1-999. Вып. 2. 295 с.
116. Комлик Н. Н. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры. Елец: Елецкий гос. пед. ин-т, 2003. 265 с.
117. Кредо. Специальный выпуск, посвященный творчеству Е. И. Замятина. 1995. № 10-II.
118. Кукарина В.А. Евгений Замятин. Искусство рассказа // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. I, ч.1. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 с.
119. Курносова И. М. Диалектная лексика в художественной прозе начала XX в. (На материале произведений И. А. Бунина, В. В. Вересаева, Е. И. Замятина): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 1995. - 16 с.
120. Лахузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. О синтетизме, математике и прочем... Роман «Мы» Е. И. Замятина. СПб.: Астра-ЛЮКС. Изд-во «Сударыня», 1994. 120 с.
121. Лежнев А. В. Повесть Е. И. Замятина «На куличках»: учеб.-метод. Комментарий. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 101 с.
122. Лежнев А. В. Повесть Е. И. Замятина «Уездное»: учеб.-метод. Комментарий. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 56 с.
123. Лейдерман Н. Л. Глубина простоты (Евгений Замятин и его рассказ «Наводнение») // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XII. Тамбов, 2004. С. 83-95.
124. Литература русского зарубежья. Е. Замятин. Мат-лы Всерос. конкурса науч. работ, ноябрь 2002 / отв. ред. и сост. Н. В. Сорокина; науч.
ред. проф. JT. В. Полякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 277 с.
125. Литература русского зарубежья. Е. Замятин. Вып. II. Мат-лы Всерос. конкурса науч. работ, ноябрь 2006 / отв. ред. и сост. Н. В. Сорокина; науч. ред. проф. Л. В. Полякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. 222 с.
126. Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. Материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е. И. Замятина / науч. ред. Л. В. Полякова. Тамбов, 2009.
127. Любимова М. Ю. Творческое наследие Е. И. Замятина в истории культуры XX века: автореф. дис. ... д-ра культурологи. Спб., 2000. - 26 с.
128. Лядова Е. А. Трагедия «Атилла» в творческой эволюции Е. И. Замятина: монография. Тамбов, 2004. 153 с.
129. Мущенко Е. Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина. Лекции для учителя-словесника. Воронеж, 1994. 84 с.
130. Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Тамбов, 2000. 283 с.
131. Майорова Т. А. Концепция человека в творчестве Е. И. Замятина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1997. - 16 с.
132. Михайлов О. Н. Гроссмейстер литературы // Замятин Е. И. Избранное. М.: Советский писатель, 1989. 768 с.
133. Михеев Ю. Э. Художественное время в рассказе Е.И.Замятина «Пещера» // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края / под ред. проф. Л.В.Поляковой. Тамбов, 1993. Вып. II.
134. Новое о Замятине. Сб. материалов под ред. Л. Геллера / Сост. Л.Геллер. М.: «МИК», 1997. 328 с.
135. Охотникова Г.П. Поэтика трагического в «северной» трилогии Е. И. Замятина. // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XIV. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2007. 266 с.
136. Полякова Л.В. Евгений Замятин: творческий путь. Анализ и оценки // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. I. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 с.
137. Полякова Л.В. Рассказ Евгения Замятина «Пещера»: интегральная поэтика и открытость авторских оценок // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1997. Вып. 3. С. 60-65.
138. Полякова Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, 2000. 283 с.
139. Попова И. М. Гоголевское слово как выражение авторской позиции в повести Е. И. Замятина «Алатырь» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. IV. Тамбов.: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 236 с.
140. Попова И. М. «Чужое слово» в творчестве Е. И. Замятина (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский). Тамбов: ТГТУ, 1997. 152 с.
141. Попова И. М. Творческое наследие Евгения Замятина // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 1998. Вып. 3.
142. Попова И. М. Интертекстуальность художественного творчества: учеб. Пособие. Тамбов: ТГТУ, 1998. 64 с.
143. Попова И. М. Литературные знаки и коды в прозе Е. И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения. Тамбов, 2003. 147 с.
144. Русская литература XX века: онтология и поэтика. Научная школа профессора Л. В. Поляковой. Коллективная монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 213 с.
145. Рыжков И. А. Функции глаголов со значением ощущения и эмоционального процесса в художественном тексте на материале романа Е. Замятина «Мы»: автореф. дис. ... канд. филол. н. Тамбов, 2000. 20 с.
146. Рыжков И. А. Язык художественной литературы: синтаксические дериваты глагола в романе Е. Замятина «Мы». Мичуринск: МГПИ, 2003. -122 с.
147. Селеменова М. В. Проблема мещанства и её решение в творчестве Е. И. Замятина: учеб. Пособие по спецкурсу. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. 153 с.
148. Скал он Н. Р. Будущее стало настоящим (роман Е. Замятина «Мы» в литературно-философском контексте): учеб. Пособие. Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004. 116 с.
149. Скороспелова Е. Б. Возвращение // Замятин Е. Избранные произведения: в 2 т. / сост. О. Михайлов. М.: Художественная литература, 1990.
150. Скороспелова Е. Б. Замятин и его роман «Мы». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999. 80 с.
151. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 14 кн. Кн. I / Под ред. проф. JI. В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 е.; кн. II. 270 е.; кн. III. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 202 е.; кн. IV. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 236 е.; кн. V. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 169 е.; кн. VI. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 174 е.; кн. VII. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 192 е.; кн. VIII. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 188 е.; кн. XIX. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 196 е.; кн. X. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 176 е.; кн. XI. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 265 е.; кн. XII. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 387 е.; кн. XIII. Под ред. проф. JI. В. Поляковой, проф. Н.
H. Комлик. Тамбов: Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. 253 е.; кн. XIV. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2007. 266 с.
152. Творчество Евгения Замятина: проблемы изучения и преподавания. Материалы Первых Российских Замятинских чтений. Тамбов: •ТГПИ, 1992.-90 с.
153. Туниманов В. А. Что там - дальше? (Достоевский и Замятин) // Русская литература, 1993. №1. С. 61-80.
154. Шестакова Т. А. Реализация темы жизни-смерти в рассказе Е. Замятина «Пещера» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. T. I, ч.1. Тамбов: Изд-во ТГПИ, 1994. 304 с.
155. Хатямова М. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети XX века: создание авторского мифа. Томск, 2006. 184 с.
156. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века: монография. М.: Языки славянской культуры, 2008. 328 с.
157. Чернышова О. Е. Жанр сказки Е. И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 151 с.
158. Шенцева Н. В. Художественный мир Е. И. Замятина: учеб.-метод. Пособие. Йошкар-Ола, 1996. 138 с.
159. Шишкина JI. И. Литературная судьба Е. Замятина. СПб., 1992. 16
с.
160. Шкловский В. Б. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести. Рассказы, сказки, роман, пьесы. М.: Советский писатель, 1989. 768 с.
161. Творческое наследие Евгения Замятина: Взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в XIV т. Тамбов, 19922007.
162. Новое о Замятине. Сб. материалов / сост. J1. Геллер. М.: «МИК», 1997. 328 с.
163. Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. Материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е. И. Замятина. Тамбов, 2009.
164. Иванов Вяч. И. Монтаж как принцип построения в русской культуре первой половины XX века // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М. -1988.
4.
165. Autour de Zamiatine / L. Heller. Lausanne: Editions L'Age d'Homme.
1989.
166. Cavendish P. J. Evgenii Zamiatin in the 1990s: A Reassessment // SEER. 2000. Vol. 78. № 4. P. 735-743.
167. Cooke Brett, Human Nature in Utopia: Zamyatin's We. Northwestern University Press, 2002.
168. Duda K. Antyutopia Eugeniusza Zamiatina - proroctwo doconane? // Slavia Orientalis. Cracow, 1992. T. XLI. № 1. S. 9-16.
169. Gildner A. Proza Jewgienija Zamiatina. Krakow: Universitet Jagellonsky, 1993. 146 S.
170. Goldstaub D. S. Zamjatin's «Tarne Dreamer» and The Conception of D-503 // Slavic and East European Jornal. 1994. Vol. 38. № 2. P. 342-354.
171. Goldt R. Thermodynamik als Textern. Die Entropiesatz als poetologische Chiffre bei E.I.Zamjatin. Mainz, 1995. 736 S.
172. Heller L. Der kontrollierte Kontrolleur oder Paradoxa des autoritären Wortes im sozialisti sehen Realismus // Welt hinter dem Spiegel: Zum Status des Autors in der russischen Literatur der 1920er bis 1950er Jahre / hrsg. von Klaus Städtke. Berlin: Akad. Verl., 1998. P. 235-246.
173. Heller L. Temps-mouvement, espace-lumiere. Effet cinema, Zamjatin et la prose fes années vingt // Revue. Des études slaves. Tiré à part. Paris, 1999. LXXI/3.P. 553-569.
174. Hoisington S. The pushkinian presence in Zamiatin's My // Journal of the North American Pushkin Sosiety. 1993. Vol. 1.№2.P. 151-165.
175. Kerstan B. Vision und Wirklichkeit: Evgenij Zamjatins Roman «My» // Wissenschaftliche Zutschrift der Friedrich-Schiller-Universitat Jena: Gesellschaftswissenschftli und sprachwissenschaftli. Jena, 1989. Jg. 38. H. 1. S. 55-58.
176. Leatherbarroe W. J. Eastein and The Art of Yevgeny Zamyatin // Modern Language Review. L., 1987. Vol. 82. № 1. P. 142-151.
177. Maguire R., Malmstad J. The Legacy of Peterburg: Zamiatin's We I I The Silver Age in Russian Literature. Selected Papers from The Forth World Congresse for Soviet and East European Studies (Harrogate, 1990). 1992. № 4. P. 182-195.
178. Myers A. Zamiatin in Newcastle: The Green Wall and The Pink Ticket // SEER. 1993. Vol. 71. № 3. P. 417-427.
179. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley-Los Angeles: University of California Press, 1968. 302 p.
180. Scheffler L. Evgenij Zamjatin. Sein Weltbild und seine literarische The-matik. Köln, Wien, 1984. 306 S.
181. Scheffler L. Leech-Anspach, Gabriele. Evgenij Zamjatin. Häretiker im Namen des Menschen. Wiesbaden 1976 // Zeitschrift für Slavische Philologie. Heidelberg, 1978. S. 408-417.
182. Scheffler L. Zamjatins Konzeption vom zeitkritischen Schriftsteller // Zeitschrift füslavische philology. 1978. Band XL. Heft 2. S. 336-357.
183. Supa W. Sprawozdanie z konferencji naukowej Spusczna literacka Lewgenija Zamiatina. Tambov 1997 // Przegl^d rusycystyczny. Rocznik XXI. Zeszyt 1 -2 (81 -82). Katowice: «Sl^sk», 1998. S. 187-188.
5.
184. Галушкин А.Ю. "Возвращение" Е.Замятина. Материалы к библиогра-фии (1986-1995) // Новое о Замятине... С. 203-324.
185. Галушкин А.Ю. Материалы к зарубежной библиографии Е.И.Замятина (1925-1995) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня... Тамбов, 1997. Кн. III. С. 159-201.
186. Галушкин А.Ю. Материалы к библиографии Е.И.Замятина (19371985) // Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 1997. № 2.
187. Замятин Е. И. Материалы к библиографии. Ч. 1 / под ред. проф. JI. В. Поляковой; сост. Г. Б. Буянова, С. А. Косякова, О. В. Нечаева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 57 с.
188. Е. И. Замятин. Материалы к библиографии. Ч. 2 / под ред. проф. JI. В. Поляковой; сост. Г. Б. Буянова, С. А. Косякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 52 с.
189. Е. И. Замятин. Материалы к библиографии. Ч. 3 / под ред. проф. JI. В. Поляковой; сост. Е. В. Борода. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 53 с.
190. Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст. Материалы, исследования, документы, справки. Межвузовский региональный проект / рук. проекта и науч. ред. Л. В. Полякова; автор «Введения в энциклопедию» H. Н. Комлик. Тамбов - Елец, 2004. 485 е., ил.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.