ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АФЗАЛА ТАГИРОВА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Атнагулова Гульшат Илшатовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Атнагулова Гульшат Илшатовна
Введение
Глава I. Проблемы поэтики и творчество Афзала Тагирова
1.1.Поэтика произведения и её освещение в татарском литературоведении
1.2. Татарская литература I четверти XX века и творчество А.Тагирова
Глава II. Поэтика произведений прозы Афзала Тагирова
2.1. Жанровые и литературные особенности рассказа "Емельянов курган"
2.2. Художественные особенности произведений А.Тагирова, связанных с жизнью казахов" (на примере произведений "Когда мир в испуге" и "Зимагоры")
2.3. Литературные особенности образов и языково-стилевые средства в повестях писателя
2.4. Представление хронотопа и художественные приемы в романах Афзала
Тагирова
Глава III. Поэтика драматических произведений Афзала Тагирова
3.1. Приемы смеха и художественности в пьесах А.Тагирова ("Жених и невеста", "Голодные и холодные", "Верующие и безбожники")
3.2. Трагедия "Янгура": сюжетно-композиционное своеобразие, подача
характеров, языковые и стилевые особенности
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Творческая лаборатория Анвара Шарипова (особенности научного и литературного мастерства)2016 год, кандидат наук Салимзянова Эльмира Шавкатовна
Типология жанров и систематизация художественных образов в поэзии Роберта Миннуллина2013 год, кандидат наук Насибуллина, Нурида Шайдулловна
ПОЭЗИЯ ФАТИХА КАРИМА В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1930-х – 1945 ГОДОВ2016 год, доктор наук Сарчин Рамиль Шавкетович
Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв.: Зарождение, становление и функционирование2001 год, доктор филологических наук Шарипов, Анвар Магданурович
Татарская религиозно-суфийская литература XIX века: художественное воплощение этико-эстетических особенностей2022 год, доктор наук Хасавнех Алсу Ахмадулловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АФЗАЛА ТАГИРОВА»
Введение
Актуальность темы. Первая треть ХХ века, особенно его начало -это период, который принес в татарскую литературу большие перемены, вывел национальное наследие на мировую арену. Это связано с известными общественными условиями, политическими, экономическими, духовно-культурными изменениями в жизни. Если XIX век был временем расшатывания феодальных устоев, установления капиталистических отношений и формирования татарского народа как нации, то экономические и общественно-политические изменения начала XX века, Первая русская революция и Революция 1917 года открыли дорогу к национальному пробуждению и национальному движению. Татарский народ, обращая свои взоры на передовые страны Европы, на жизнь своей нации, извлекает для себя уроки. В литературе центральное место начинает занимать стремление к национальному возрождению, просвещению, сближению с народом. Общественно-политические события, способствовавшие свободе слова и прессы, также играют большую роль в развитии общественной мысли и национального самосознания. Благодаря творческой деятельности Г.Исхаки, Г.Тукая, Г.Ибрагимова, М.Гафури, Ф.Амирхана, Г.Камала и др. татарское словесное искусство еще более совершенствовалось, активно развивалось в области литературных направлений, течений, поэтики и стиля. Помимо упомянутых авторов, в татарской литературе, имеющей тысячелетнюю историю, есть писатели, имена которых малоизвестны широкому кругу читателей, но которые в той или иной степени способствовали развитию татарской литературы, внося в нее свой достойный вклад. Один из них -Афзал Тагиров (1890-1937) - видный писатель, государственный и общественный деятель, находившийся в гуще происходящих событий.
Афзал Мухутдинович Тагиров родился 25 октября 1890 года в татарской деревне Абдрахманово ныне Альметьевского района Республики
Татарстан в семье бедного крестьянина. Когда ему было девять лет, один за другим умирают его родители и мальчик остается круглым сиротой. Известно, что А.Тагиров обучался в медресе «Мухаммадия», «Хусаиния», участвовал в движении шакирдов, что в период армейской службы вел пропаганду против империалистической войны [Тагиров 2008: 7].
В 1919 году в Оренбурге А.Тагиров учительствует. Начиная с 14 мая 1920 года он принимает участие в выпуске газеты «Юксыллар CYзе» («Пролетарское слово»), призванной пропагандировать официальную идеологию, к работе в газете он привлекал и Х.Такташа «В 1921-1925 годы А.Тагиров в Туркестане выполнял ответственные задачи: заведующий отделом Самаркандского областного комитета, лектор Узбекского государственного института, организатор партийно-советской школы, главный редактор газеты «Инкыйлаб кояшы» («Солнце революции») [Э-09: 421]. В 1925-1927 годы он учится в Москве в Институте марксизма-ленинизма. Затем по направлению Кремля едет в Башкирию. Сначала в Уфе он работает ответственным секретарем партколлегии областного комитета партии. В 1931-37 годы он - председатель исполкома правительства Башкирии. Также он принимает непосредственное участие в создании Союза писателей республики и становится его первым председателем. Будучи государственным и общественным деятелем, писателем, А.Тагиров принимает активное участие в жизни страны, несколько раз, будучи участником или руководителем советской делегации, посещает Францию, Турцию и др. страны. Но такая деятельная, самоотверженная личность не нравится ни руководству Кремля, ни Сталину: в августе 1937 года его арестовывают, обвинив в «национализме», 23 сентября того же года в Москве расстреливают. 1956 году его полностью оправдывают» [Мицнегулов 2014: 92-93].
В силу существовавших общественно-политических условий имя
А.Тагирова на протяжении десятков лет было среди «забытых» имен. Его
произведения долгие годы не издаются. Правда, некоторые из них в 19504
1960-х годах в Башкирии издаются, но в Татарстане их начинают печатать только с 2001 года [Эхмэтщанов 2001: 115-117]. Таким образом, богатое наследие А.Тагирова, на долгие годы вычеркнутое со страниц истории, начинает возвращаться к своему народу.
Произведения А.Тагирова, в которых нашли отражение жизнь и духовное состояние народа, по сей день не утратили своей актуальности и представляют интерес для читательской публики. Писатель мастерски использует художественные возможности языка, его стилистическое богатство. Его произведения вызывают интерес в плане сюжетно-композиционного построения, организации конфликта, подачи характеров героев. Учитывая все это, мы посвятили данный труд исследованию поэтики произведений А.Тагирова. Его творчество требует разностороннего изучения. Исследование его литературных произведений, их поэтики на сегодня очень актуально. Выбранная нами тема важна еще и потому, что, изучая художественное своеобразие произведений Афзала Тагирова, мы в той или иной степени можем показать и особенности развития татарского словесного искусства первой половины XX в. Освещение полнокровной картины развития литературы - это одна из актуальных задач, стоящая перед татарским литературоведением. В литературном процессе важно все -творчество каждого писателя, доведенная им мысль, созданный им художественный мир, неповторимое своеобразие произведения.
«Творчество А.Тагирова, которое поднимает проблемы личности и его окружения, роли женщины в обществе, темы нравственности, морали, знаний, формирования самосознания личности, помогает представить направление общественной мысли в татарском обществе начала ХХ века, достойно отдельного исследования,» - пишет Р.Бадретдинов [Бэдретдинов 2008: 18]. Действительно, произведения писателя, внесшего большой вклад в дело развития и обновления литературы, требуют детального исследования. В последние годы интерес к изучению творчества А.Тагирова возрос; одной из актуальных стала проблема доведения до народа имени
5
писателя, раскрытия значимости его произведений. Предлагаемая работа -это один из опытов на пути изучения художественного своеобразия произведений А.Тагирова в татарской литературе. В данном научном исследовании делается попытка освещения произведений писателя с точки зрения их поэтики.
Степень изученности темы. Жизнь и творческий путь А.Тагирова нашли освещение в авторских статьях и трудах таких ученых, как Г.Ибрагимова [Ибрагимов1978], Г.Сагди [Сагди 2007], Г.Нигмати [Нигъмэти 1930, 1933], З.Абдуллина [Абдуллин 2000], С.Багманова [Ба^Ьманов 2007] М.Гайнуллина [Гайнуллин 1996] М.Ахметзянова [Эхмэтщанов 2001, 2002, 2003] Р.Бадретдинова [Бэдретдинов 2006, 2007, 2008, 2010] и др. Уже в самих названиях этих работ звучит ответ на вопрос «Кто он Афзал Тагиров?»: Афзал Тагиров - это прозаик и драматург, государственный и общественный деятель, автор произведений, отражающих жизнь татар, это национальный герой и незаслуженно забытый талант. Современные ученые работают над тем, как вернуть народу его «забытое» литературное наследие, восстановить историческую справедливость. Их стараниями большинство произведений А.Тагирова увидело свет, о творчестве писателя появляются статьи. В этой связи особого внимания заслуживают труды М.Ахметзянова и Р.Бадретдинова.
В 2008 году под руководством Х.Ю.Миннегулова Р.Бадретдиновым
была подготовлена и успешно защищена диссертация на соискание ученой
степени кандидата филологических наук «Творческое наследие Афзала
Тагирова: идейное содержание и художественные особенности». В данном
научном исследовании основное внимание было направлено на освещение
жизни и творческого пути А.Тагирова, раскрытию темы и идейного
содержания его произведений, основных мотивов. Р.Бадретдинов дал
относительно полную информацию о том, какое место в творчестве
писателя занимают историческая тематика и тема труда, как освещаются
общественно-политические события, также изучил концепцию личности в
6
его произведениях, сделал частичные наблюдения над художественными особенностями. Диссертация, статьи и выступления Р.Бадретдинова нашли отражение в изданной им в 2010 году монографии [Бэдретдинов 2010]
Научная новизна. Творчество А.Тагирова богатое и многогранное, поэтому совершенно недопустимо ограничиваться лишь имеющимися исследованиями. Несмотря на то, что в этом направлении сделаны некоторые шаги, поэтика его произведений специально и целенаправленно еще не изучалась. Новизна диссертации состоит в стремлении исследовать структуру и стилистические особенности произведений писателя, в изучении их художественных особенностей. Какие сюжеты, композиция, жанровая структура характерны для художественного наследия А.Тагирова? Какие поэтические приемы, стилистические средства, литературные детали встречаются в его произведениях? В какой степени успешна и совершенна художественная мощь его пера? Ответы на эти и другие вопросы помогут выяснить своеобразие его литературного наследия, определить вклад писателя в науку поэтического искусства, определить значение его творчества.
Предметом исследования является поэтика произведений А.Тагирова, а именно сюжет, построение композиции, жанровые особенности, приемы изображения персонажей и событий, художественные средства литературы.
Объектом исследования являются драматические и эпические произведения А.Тагирова.
Цель научного исследования - изучение поэтики сочинений А.Тагирова в тесной связи с идейно-тематическими проблемами. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
1. Выявление особенностей творчества А.Тагирова в контексте литературного процесса данного исторического периода (первая треть XX века);
2. Исследование в произведениях А.Тагирова особенностей жанра, сюжетно-композиционной структуры, хронотопических свойств, выявление и анализ создания образов и характеров;
3. Освещение языково-стилевых особенностей, использованных литературных приемов, средств и деталей.
Научно-теоретическая база исследования. При определении сути многих научных понятий в теории литературы мы использовали труды В.В.Виноградова [Виноградов 1963], М.М.Бахтина [Бахтин 1975], А.Веселовского [Веселовский 1940], А.Б.Есина [Есин 2003], Ю.М.Лотмана [Лотман 1970], Б.В.Томашевского [Томашевский 2003], В.М.Жирмунского [Жирмунский 1977], В.Е.Хализева [Хализев 2005], М.М.Голубкова [Голубков 2002], Ф.М.Хатипова [Хатипов 2002], А.Г.Ахмадуллина [Ахмадуллин 1990], Д.Ф.Загидуллиной [Загидуллина 2003, 2013] и некоторых других ученых . В ходе изучения развития поэтики в татарской литературе мы опирались на исследования Ю.Г.Нигматуллиной [Нигматуллина 1976, 1997, 2002], Н.Юзеева [1973], Х.Р.Курбатова [Курбатов 2002], Р.К.Ганиевой [Ганиева 2002], Т.Н.Галиуллина [Галиуллин 2003], Ф.Г.Галимуллина [Галимуллин 2004], А.Г.Яхина [Яхин 1984], Ф.З.Яхина [Яхин 2014], А.М.Закирзянова [Закирзянов 2008, 2011] , Н.М.Юсупова [Юсупова 2011 ], Т.Ш.Гилазова [Гилазов 2005] и др.
Методы исследования. В процессе исследования поэтики произведений А.Тагирова были использованы сравнительно-исторический, системно-структурный, герменевтический методы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. А.Тагиров - писатель-реалист, создававший свои произведения в первой трети ХХ века. В первых его произведениях нашли отражение просветительские взгляды, но со временем он начинает писать в рамках критического и социалистического реализма;
2. Поэтическое мастерство А.Тагирова успешно проявляется в
использовании различных форм хронотопа (исторический, литературный,
8
психологический). Используя соотношение времени и места, писатель добивается одновременного освещения исторического процесса, литературного аспекта и психологического мира;
3. В своих произведениях А.Тагиров использует различные литературные приемы: диалоги и монологи, сновидения, часто обращается к ретроспекции, философским отступлениям, уделяет большое внимание портрету, миру вещей, намеку, иронии, иносказанию, пейзажу и т.д.
4. Автор успешно использует изобразительные средства (эпитет, метафора, синекдоха, сравнение и др.), приемы поэтического синтаксиса (простые и сложные предложения, риторические обращения и вопросы, повторы и др.), применяет пословицы и поговорки, фразеологизмы, шутки и легенды, песни.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В
литературоведении продолжается процесс наблюдения за эволюцией татарской литературы, изучения поэтических особенностей произведений. Выводы наших исследований некоторых граней творчества А.Тагирова, на наш взгляд, будут иметь определенное теоретическое значение в процессе изучения произведений первой трети XX века. Результаты предлагаемой научной работы можно использовать при подготовке специальных курсов, учебных и методических пособий, программ и учебников для студентов высших учебных заведений, и также для учащихся старших классов средних школ. Данное исследование может служить также ориентиром и определенным опытом для тех, кто изучает поэтику художественных произведений.
Апробация. Наши научные исследования были опубликованы в 3 журналах, входящих в список ВАК ["Поэтические особенности трагедии Афзала Тагирова «Янгура» ("Филология и культура", Казань, 2014); "Идейно-художественные особенности романа Афзала Тагирова «Солдаты» ("Филологические науки. Вопросы теории и практики", Тамбов, 2015); "Хронотоп в романах А. Тагирова "Красногвардейцы" и "В струях потока"
9
("Филологические науки. Вопросы теории и практики", Тамбов, 2015)]; 3 статьи увидели свет в иностранных научных изданиях ["Афзал Та^Ьировнын «Ямэлкэ тавы» эсэрендэ конфликт бирелеше" ("Шакарим", Семипалатинск, 2014); "Афзал Та^Ьировнын «Мазлумалэр» повестенда сэнгати Yзенчэлеклэр" ("РымFали НYPFали окулары-3", Астана, 2014)]. Статья "Хронотоп в романе Афзала Тагирова «Красногвардейцы» была опубликована в журнале, входящем в список Scopus (Journal of Language and Literature, 2015).
Помимо этого, основное содержание диссертации и выводы по
результатам исследований нашли отражение в нижеследующих 8 статьях:
"Эдэби эсэр поэтикасы" ["Национальное образование и культура в
полиэтничном пространстве"/ Бетенроссия фэнни-гамэли конференция
(Тобольск, 2013)], "Эдэбият белемендэ поэтика мэсьэлэсе" ["Литература и
художественная культура тюркских народов в контексте Восток-Запад"/
Халыкара фэнни-гамэли конференция (Казан, 2013)],"Татар эдэбиятында
Афзал Та^Ьиров мирасы" ["Мир Шакарима и Семей"/ Халыкара фэнни-гамэли
конференция (Казакъстан республикасы, Семей, 2013)], "Афзал Та^Ьировнын
«КияY hэм кэлэш» комедиясендэ поэтик Yзенчэлеклэр" ["Тюркская
филология в XXI веке: проблемы и перспективы"/ Бетенроссия фэнни-гамэли
конференция (Башкортостан республикасы, Стерлитамак, 2014)], "Афзал
Та^Ьировнын «Сатылган кызлар» хикэясендэ поэтик Yзенчэлеклэр"
["Литература и художественная культура тюркских народов в контексте
Восток-Запад"/ Халыкара фэнни-гамэли конференция (Казан, 2014)],
"А.ТаЪировнын «Мазлумалэр» эсэрендэ CYЗ hэм CYЗтезмэлэрнен сурэт ясау
Yзенчэлеге" ["Наука XXI века: проблемы филологии и искусствоведения"/
Тебэкара фэнни-гамэли конференция (Казан, 2014)], «Комсомол» эсэрендэ
сэнгати денья" ["Филологические науки: взгляд молодого филолога"/
Халыкара фэнни-гамэли конференция (Башкортостан республикасы,
Стерлитамак, 2014)], "Афзал Та^Ьировнын «Ил ереккэндэ» хикэясендэ
яхшылык hэм явызлык каршылыгы" ["Татарская лингвокультурология:
10
проблемы и перспективы"/ Россия^лэм фэнни-гамэли конференция (Казан, 2015)]. Всего опубликовано 15 работ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Вторая и третья главы состоят из разделов разного объема.
I глава. Проблемы поэтики и творчество Афзала Тагирова 1.1. Поэтика произведения и её освещение в татарском литературоведении
В литературоведении существует различное понимание и освещение
поэтики (с греческого ро1вИкв 1всНпв - творческое искусство): отрасль,
исследующая изобразительные средства в литературном произведении
[ЛЭТИП: 787], область, изучающая литературу как искусство [Жирмунский
1977: 15], наука о строении литературных произведений и о системе
эстетических средств, использованных в них; совокупность поэтических
форм и принципов, присущих творчеству конкретного автора или
определенной литературной школе [ЭБТЬТС: 144-145] и т.д.
Литературный образ создается с помощью слов, поэтому поэтика в
первую очередь основана на лингвистике. Основные разделы теории
поэтического языка - это поэтическая фонетика, поэтическая лексика и
поэтический синтаксис. Два последних объединяются в одно понятие
стилистики [Жирмунский 1977: 240] . "Хотя образ в поэзии конкретизирован
в языке, в искусстве поэзии есть такая сторона, которая ни с какой точки
зрения не может быть растворена в лингвистике. Это можно сказать о
проблемах тематики и композиции художественного произведения", -
отмечает В.М.Жирмунский [Там же: 243].
В литературоведении термин поэтика условно подразделяют на два
вида - макропоэтику и микропоэтику. Микропоэтика дает представление о
том, каким образом использовать слова и поговорки ради эстетической
образности; макропоэтика предполагает изучение того, как автор
использовал литературные приемы - сюжет, фабулу, композицию и др.
[Фридлендер 1972: 5-36]
Еще в далекие века великие мыслители задумывались об искусстве
слова. «Поэтика» Аристотеля является основой в развитии теории
искусства. В основу поэтики ученый, живший в 384-322 годах д.н.э., заложил
12
взаимоотношение литературного произведения и реальной действительности. Автор «Поэтики» считает поэзию повторением жизни, искусством следования каким-либо обстоятельствам и явлениям. Самыми важными вопросами литературоведения он считает приемы художественного обобщения, жизненную правду и литературный вымысел, единство содержания и внешней формы и др. [Аристотель 2000: 149] Он обращает внимание на раскрытие содержания с помощью различных художественных средств, воплощение реальной действительности с использованием отдельных приемов (эпический способ - повествование, устный рассказ, драматический способ - игра, выражаемая через какое-либо действие).
Поэтика драматургии и эпоса была подробно исследована французским ученым Н.Буало (1636 - 1711). Созданный на основе исследования Аристотеля его труд "L art роение" (Поэтическое искусство, 1674) характеризуется приближением автора к теории искусства как к системе [Буало 1957]. В данной книге (поэме-трактате) свои мысли автор доносит в стихотворной форме. Поэтов он оценивает как великих талантов и дает самые различные советы: разумное размышление ставит выше чувств и фантазий; считает, что поэзия должна создаваться на основе понятного, точного, красивого языка.
Последователь Аристотеля немецкий эстетик Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781), глубоко изучив статьи о поэтике, начинает работу над дальнейшим ее развитием. Поэзию он исследует в сравнительном плане с изобразительным искусством. В своем труде "Лаокоон"(1766) он, основательно изучив обе области, показывает, как поэзия отражает действительность во временном процессе, а живопись, параллельно изображая явления, происходящие в одно и то же время, не в состоянии передать процесс во всей полноте [Лессинг 1957]. Лессинг изучает в живописи и поэзии изобразительные средства, их эстетическую прочность, особенности отражения действительности и др. вопросы. На основе литературных наблюдений оценивает искусство слова как высокий вид. Его
13
сборник рецензий и статей "Из Гамбургской драматургии" [Лессинг 1953] меет большое значение в плане художественного освещения литературы. По мнению Лессинга, драматургия - поэтическая область, требующая большой ответственности. Для ученого важно, чтобы автор излагал свой текст искусным языком, используя литературные приемы, в то же время исполнители драмы изображали события естественно, жизненно, без ложного пафоса. Основываясь на учении Аристотеля, Лессинг делает критический анализ многих произведений, и в качестве обладателей эстетической целостности приводит в качестве примеров драмы Дидро, Вейле, Шлегеля, Гольдони, Мольера и др.
Труд немецкого ученого Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831) "Лекции по эстетике" [Гегель 1971]оказал большое влияние на рост теоретический мысли в области поэтики. Гегель исследует поэзию в одном ряду с такими разновидностями искусства как архитектура, скульптура, музыка, выделяет его эпическую, лирическую и драматическую разновидность. Значительны мысли ученого по поводу того, что в каждом литературном произведении характеры персонажей, особенности жанра, сюжет и конфликты должны соответствовать уровню высокой поэзии [Там же: 537]
Литературовед, лингвист, философ А.А.Потебня (1835 - 1891) проблему поэтического языка изучает во взаимосвязи с мыслительным процессом, искусство слова рассматривает как разновидность познания мира. В своей известной работе "Эстетика и поэтика" он пишет: "Поэтический образ, каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено... Ппоэзия есть всегда иносказание, в обширном значении слова" [Потебня 1976: 341]
Польский философ Роман Ингарден (1893 - 1970) рассматривает поэтику как науку, и считает необходимым изучение поэтики литературных произведений, особенностей ее разновидностей [Ингарден 1962: 572] По мнению ученого, литературное произведение содержит разные слои: слой
14
словесных звучаний и словесно-языковых образований высшего порядка; слой значащих образований (значение слов и смысл суждений); слой представленных предметов (люди, вещи, события); слой схематизированных видов [Долгов 1996: 194].
Как видно из определений, поэтика - это совокупность литературно-эстетических и стилистических особенностей, определяющая своеобразие построения произведения, в то же время, и изучающая ее наука. Различные художественные приемы играют важную роль в превращении речи в литературное произведение. Выявление и определение таких явлений как рождение замысла через образы и детали, эстетической особенности слов, кроме этого, важных категорий литературоведения как вид, жанр, сюжет, композиция - все это подразумевает поэтика. Таким образом, начиная с литературной речи и проблем стиля, вплоть до законов строения и развития -все изучает поэтика. Будучи одной из разделов литературоведения, поэтика тесно связана со стилистикой и эстетикой, а также опирается на историю литературы и критику.
Исследование способов построения литературного произведения, путей его создания, средств и приемов совершенствует идейно-эстетическую сторону, литературное мастерство писателей. Поэтому проблемы поэтики всегда занимают искусствоведов, и всесторонне изучаются в литературоведении. Литературоведы и критики постоянно отслеживают историю развития поэтики, отражение ее в творчестве писателей. Во все времена подчеркивалась актуальность проблем творческого искусства. В 1920-е годы Х.Туфан писал: "Область поэтики представляет собой неисследованную гору, гору руды. Мы ожидаем, что инженеры этой горы найдутся среди учащихся лингвистических факультетов, и, кроме того, среди исследователей культуры литературы" [Туфан 1928: 20] Несмотря на то, что со дня произнесения этих слов прошло немало времени, актуальность изучения проблем поэтики ничуть не утратилась.
Даже при наличии немалого количества общих мест, каждый народ обладает своеобразным художественным мышлением, языковыми и стилистическими средствами, национальным мировоззрением. В связи с этим и татары в известной степени имеют свое мнение о своей поэтике. Основываясь на традиционных поэтических канонах, сохраненных в "одухотворенной поэтике" народа: дастанах, песнях, пословицах, поговорках, загадках, произведениях древних и средневековых авторов, поэтика развивается, обогащаясь новыми направлениями.
Следует отметить тесную связь татарской поэтики с восточным миром. "Многие трактаты по литературе к нам проникли вместе с исламом от арабов" [ЭБТЬТС: 144]. А большинство из них написаны на основе трудов древнегреческих ученых.
Великий мыслитель раннего средневековья, известный ученый Востока Аль-Фараби (872 - 951) считает поэтику средством уподобления и повторения. По его мнению, поэты бывают трех видов: талантливые, следующие правилам и уподобляющие. В своих философских трудах ученый рассматривает поэтику как часть языкознания. Он подразделяет ее на три типа: 1) размер, 2) рифма, 3) поэтическое слово [Аль-Фараби 1970: 117].
Арабские филологи утверждают, что наука об искусстве слова зародилась как знание, позволяющее читать "Коран" и "Сунны", а позднее обрела самостоятельность [Шарипов 1970: 11]. Она называлась "гыйльме эдэб" (наука вежливости). К ней относят морфологию, словообразование, лексикографию, стилистику, семасиологию, средства изобразительности, стихотворную метрику, рифму, орфографию, графику, историю, искусство речи, пословицы и поговорки, географию. Во второй половине IX века у арабов зарождается риторика [ЭБТЬТС: 144]. В трактате Ибн аль-Мутазза "Книга о новом стиле" ("Китаб аль-бади") идет речь о средствах изобразительности (метафора, уподобление, противопоставление, возвращение, повторение, силлогизм). И в трудах Аль-Джахиза, Абу Хилал
аль-Гаскари, Ибн Рашика, Абелкахира Джорджани, ас-Саккакыя и др.
16
рассматриваются проблемы поэтики. Книги Радуяни, Рашита Ватвата, Шамсе Кайс Рази, Насреддина Туси, Вахида Табризи, Вагиза Кашифи,
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.)2010 год, доктор филологических наук Аминева, Венера Рудалевна
Природа в татарской поэзии начала XX века и в корейской лирике 1920-х гг.: сопоставительный аспект2012 год, кандидат наук Го Сун Ми
Языковые и художественные особенности эпитетов в башкирской литературе: на примере произведений З. Биишевой, М. Карима и Н. Мусина2010 год, кандидат филологических наук Байбулатова, Гульфира Галимьяновна
Мифологизм в татарской прозе конца XX - начала XXI веков2005 год, кандидат филологических наук Давлетшина, Лейла Хасановна
Лирика Г. Тукая в переводах на русский: история и поэтика2022 год, кандидат наук Газизова Лилия Ривкатовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Атнагулова Гульшат Илшатовна, 2016 год
Список использованной литературы I. Источники
1. Та^Ьиров А. КYЧY чорында / А.Та^Ьиров. - М.: Нэшрият кооперативы, 1926. - 65 б.
2. Та^Ьиров А. Yрнэк / А.ТаЪиров. - Казан: Татиздат, 1931. - 52 б.
3. Та^Ьиров А. Солдатлар / А.ТаЪиров. - Казан: Тат.кн.изд.-во, 1933. - 286 б.
4. Та^Ьиров А. Хикэялэр / А.Та^Ьиров. - Казан: Татгосиздат, 1935. - 268 б.
5. Та^Ьиров А. Ком сахрасында // Мирас. — 2001 а. — №5 .— 146-150 б.
6. Та^Ьиров А. Беренче кеннэр// Мирас. - 2001б. - №11. - 89-117 б.
7. Таhиров А. Ил ереккэндэ// Мирас. - 2002 а. - №10. - 138-142б.
8. Та^Ьиров А. КияY hэм кэлэш// Мирас. - 2002 б. - №11. - 66-71 б.
9. Таhиров А. Иген фабригы// Мирас. - 2002 в. - №12. - 20-71б.
10. Та^Ьиров А. Ач hэм ялангачлар// Мирас. - 2002 г. - №12. - 58-62 б.
11. Таhиров А. Штурвалчы// Мирас. - 2002 д. - №12. - 72-105 б.
12. ТаhировА. Комсомол// Мирас. -2002 е. - №12. - 106-151б.
13. Та^Ьиров А. Кызылгвардиячелэр// Мирас. - 2003 а. - №9. - 44-145б.; 2003б. - №10. - 117-136 б.; 2003 в. - №11. -113-140б.; 2003 г. - №12.-80-128б.
14. Та^Ьиров А. Ташкын дэрья тармакларында// Мирас. - 2004 а. - №4. - 117152 б.; 2004 б. - №6. - 85-99 б.; 2004 в. — №7. - 79-11 б.; 2004 г. - №8. -117-129 б.
15. Та^Ьиров А. Динчелэр hэм динсезлэр// Мирас. - 2007. - №5. - 87-92б.
16. Та^Ьиров А. Сайланма эсэрлэр: роман, повесть, хикэялэр. - Казан: Рухият, 2008. - 472б.
17. Та^Ьиров А. Сатылган кызлар // Идел. — 2009.- №6 .— 38-44 б.
18. Г.Ибра^Ьимов исемендэге Тел, эдэбият hэм сэнгать институтынын, кульязмалар бYлеге, архив hэм фэнни фонд мирасханэсе; 1нче тасввир., саклау берэмлеге №1, 2, 3, 4.
II. Научная литература и литературная критика
На татарском языке
19. Атласи Ьади. Себер тарихы. Сеембикэ. Казан ханлыгы/ h. Атласи -Казан: Татар.кит.нэшр., 1993. - Б.377
20. Э-05 - Эдэбият (ХХйез башы hэм 20еллар)/ М.Х.Хэсэнов,
A.Г.Эхмэдуллин,Ф.Г.Галимуллин, И.З.Нуруллин. - Казан: Мэгариф, 2005.- 399б.
21. ЭБС - Эдэбият белеме CYЗлеге / Тез.-ред. А.Г.Эхмэдуллин. - Казан: Татар кит.нэшр., 1990. - 231б.
22. ЭБТЬТС - Эдэбият белеме: Терминнар hэм тешенчэлэр CYЗлеге / Тез.-авторлар: Д.Ф.Заhидуллина, В.Р.Эминева, М.И.Ибра^Ьимов, Н.М.Йосыпова, Э.М.Закирщанов, Т.Ш.Гыйлащев, Г.Р.Гайнуллина. -Казан: Мэгариф, 2007.- 231 б.
23. Эдэби эсэргэ анализ ясау : урта гомуми белем 6^y мэкт. укучылары, укытучылар, пед. колледжлары hэм югары уку йортлары студ. ечен кулланма / Тез.-авторлар: Д. Ф. Заhидуллина, М. И. ИбраИимов,
B.Р.Эминева. — Казан : Мэгариф, 2005 .— 108б.
24. Э-09 - Эдиплэребез: библиографик белешмэлек: 2томда: 2том / тез.Р.Н.Даутов, Р.Н.Рахмани. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2009. - 735б.
25. Эминева, В.Р. Эдэби эсэрдэ хронотопны билгелэY / В.Р. Эминева // Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белеем 6^y мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары hэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. За^Ьидуллина, М.И. Ибра^Ьимов, В.Р. Эминева. - Казан: Мэгариф. - 2005. - 54 б.
26. Эхмэдуллин А. Заманчалык: Данил Салихов драматургиясенен кайбер Yзенчэлеклэре /А.Эхмэдуллин // Казан утлары. - 2013. - №10. - Б.136-139.
27. Эхмэтщанов М. Эдип hэм драматург Афзал Таhиров /М.Эхмэтщанов // Мирас. - 2001. - Б.11
28. Эхмэтщанов М. Янгура батыр булган / М.Эхмэтщанов // Ш^ри Казан. -2005. - 7июнь.
29. Бадретдинов Р.Ф. Творческое наследие Афзала Тагирова: идейное содержание и художественные особенности: дисс. канд. фил. наук. (на тат.языке) / Р.Ф. Бадретдинов. - Казань, 2008. - 218 с.
30. Ба^Ьманов С. Хаксыз онытылган талант / С.Ба^Ьманов // Мэйдан. -2007. -№12. - 56-57б.
31. Бэдретдинов Р. Афзал Таhиров драмалары / Р.Бэдретдинов // Милли мэдэният. - 2007. -№14. - 9-12б.
32. Бэдретдинов Р. Хаклык аклаган исем// Гасырлар авазы. Эхо веков. -2008.- 279-282б.
33. Бэдретдинов Р. Хэтердэн щуелган язмыш / Р. Бэдретдинов // Мэдэни щомга. - 2008. - 24 октябрь (№42). - 18 б.
34. Бэдретдинов Р. Афзал Та^Ьиров исеме кабат халкына кайтты/ Р.Бэдретдинов // Фэн hэм мэктэп. - 2008. -№11. - 9-11 б.
35. Бэдретдинов Р. Каhэрле еллар корбаны / Р.Бэдретдинов. - Казан: "Ихлас" нэшрияты, 2010.- 175б.
36. Бэширова И. Язучы - тел остасы // И.Бэширова. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1972. - 270б.
37. Бэширова И.Б. СYЗ белэн сурэт ясау / И.Б.Бэширова. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1974. - 175б.
38. Биктимирова А.Р. Татар халык щырларыньщ лингвистик hэм ономастик поэтикасы : Филол. фэн. канд....дис.: 10.02.02 / А.Р. Биктимирова. -Казан : [Н.к.], 2002 .— 194б.
39. Биктимирова Т. "Татарстанда ачлык фащигасе" / Т.Биктимирова // Казан утлары. - 2013. - №1. - 160-170б.
40. Бройтман С.Н. Историческая поэтика / С.Н.Бройтман. - М.: Академия, 2004 .— 341с.
41. Гайнуллина Г.Р. 1940-1980 еллар татар прозасы тарихы (тексттагы мэгънэлэрне табу): Уку-укыту ярдэмлеге / Г.Р. Гайнуллина. - Казан: Казан дэYлэт университеты, 2009. - 100 б.
42. Гайфиева Г. Поэтика жанра рассказа в татарской прозе конца ХХ -начала XXI веков: дис. Канд. Филол. Наук (на тат.языке) / Г.Гайфиева. -Казань, 2010 .- 171с.
43. Галимуллин Ф. Табигыйлеккэ хилафлык (XX гасырнын егерменче-утызынчы еллар татар эдэбиятынын Yсеш Yзенчэлеклэре/ Ф.Галимуллин. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2004. - 476 б.
44. Ганиева Р. Исхакый ищаты / Р.Ганиева // Мирас. - 1998 . - №5. - 63-786.
45. Галиуллин, Т.Н. Шэхесне гасырлар тудыра: Эдэби тэнкыйть, хикэялэр / Т.Н. Галиуллин. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 2003. - 192 б.
46. Гыйлэщев Т.Ш. Эдэби мирас: тарих hэм заман /Т.Ш. Гыйлэщев. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2005. - 206б.
47. Гыйлэщев Т.Ш. Татар эдэбияты. XX гасыр башы: лекциялар, гамэли дэреслэр, тестлар / Т.Ш. Гыйлэщев. - Казан: Мэгариф, 2007. - 239б.
48. За^Ьидуллина Д. Модернизм hэм XX йез башы татар прозасы / Д. За^Ьидуллина. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2003. - 58б.
49. За^Ьидуллина, Д.Ф. Эдэби эсэргэ анализ ясау. Урта гомум белем 6^y мэктэбе укучылары, укытучылары hэм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. За^Ьидуллина, М. И. Ибра^Ьимов, В. Р. Эминева. - Казан: Мэгариф. - 2005. - 111 б.
50. Заhидуллина, Д.Ф. Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр hэм яначалык) / За^Ьидуллина Д.Ф. - Казан: Мэгариф. -2006. - 255 б.
51. За^Ьидуллина Д.Ф. Денья сурэте YЗгэрY: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр: Монография / Д.Ф. Заhидуллина. - Казан: Мэгариф, 2006. - 24б.
52. За^Ьидуллина Д.Ф. Эдэби вакыт hэм эдэби урын / Д.Ф. За^Ьидуллина // Татар эдэбияты: Теория. Тарих. - Казан: Мэгариф. - 2006. - 319 б.
144
53. Зэкирщанов Э.М. Янарыш юлыннан (Хэзерге татар эдэбият белеме мэсьэлэлэре) / Э.М. Закирщанов - Казан: Татар.кит.нэшр., 2008. - 303б.
54. Зиннэтуллина Г. Ф. Гаяз Исхакый эсэрлэренен поэтикасы / Г.Ф. Зиннэтуллина // Гаяз Исхакый ищаты: хэзерге караш = Творчество Гаяза Исхаки: современный взгляд: Гаяз Исхакыйнын тууына 130 ел тулуга багышланган халыкара фэнни-гамэли конференция материаллары (11 декабрь, 2008). - Казан, 2008 .— 212-217 б.
55. Исмэгыйлева С. "Безнен кеннэр" романынын поэтикасы/ С.Исмэгыйлева // Мэгариф. - 2002. - №10. -17-20б.
56. Йосыпова Н.М. XX гасыр татар шигъриятендэ символлар / Н.М. Йосыпова. - Казан: Казан.ун-ты, 2011. - 120б.
57. Кашшаф Г. Афзал Таhиров "Беренче кеннэр" / Г.Кашшаф // Безнен юл. -1929. - №5.
58. Китабов Г. Афзал Та^Ьиров. Оренбургта / Г.Китабов // Октябрь. - 1934. -№5-6. - 17-20б.
59. Курбатов Х. СYЗ сэнгате: татар теленен лингвистик стилистикасы hэм поэтикасы / Х.Курбатов. - Казан: Мэгариф, 2002. - 199б.
60. Мэ^диев М.С. Эдэбият hэм чынбарлык: XX йез башы татар эдэбияты тарихына яна материаллар / М.Мэ^диев. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1987. - 304б.
61. Миннегулов Х.Й., Садретдинов Ш.Э. Эдэбият (Борынгы hэм урта гасыр, XIX йез татар эдэбияты): татар телендэ теп гомуми белем бирY мэктэбе hэм гимназиялэренен 9нчы сыйныфы, урта махсус уку йортлары, педагогия училищелары, колледж hэм лицей укучылары ечен дэреслек / Х.Й. Миннегулов, Ш.Э. Садретдинов. - Казан: Мэгариф, 1998. - 334б.
62. Миннегулов Х.Й. Гасырлар арасында уйланулар / Х.Й. Миннегулов. -Казан: Татар.кит.нэшр., 2010. - 319 б.
63. Миннегулов Х.Й. Кин колачлы эдип hэм дэYлэт эшлеклесе / Х.Й.Миннегулов // Ищади гамэлле шэхеслэр: мэкалэлэр. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2014. - 90-94б.
64. Мицнуллин, Ф.М. Якты юллар: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Ф.М. Мицнуллин. - Казан: Татар.кит. нэшр. - 1975. - 152 б.
65. Мусин, Ф.М. Тарих hэм заман: соцгы еллар татар прозасы турында / Ф.М. Мусин. - Казан: Татар. кит. нэшр. - 1974. - 190 б.
66. Нигъмэти Г. А.Та^Ьировнын, эдэби эшчэнлеге // Сов. эдэбияты. - 1934. -№4-5
67. Нуриев Г. Драматургия эсэрлэренен поэтикасы / Г.Нуриев // ТДГУ. Гыйльми язмалар. -1997. - №1. - Б.39-48
68. Нуриев Г."Галиябану" драмасынын поэтикасы / Г. Нуриев // Фэн hэм мэктэп. - 1998. - №1. - 105-107б. - №2. - 105-108б. - №3. - 99-103б.
69. Нуриев Г. Трагикомедия жанрынын аерым CYЗ поэтикасы /Г.Нуриев // Милли мэдэният. - 2002. - №2. - 34-38 б.
70. Нуриев Г.С.: Татар драма эсэрлэренен лингвистик стилистикасы hэм поэтикасы: уку ярдэмлеге / Г.С.Нуриев. - Казан: ТДГПУ, 2009. - 205б.
71. Нуриев Р. Татар классик драматургия поэтикасы: Монография / Р.Нуриев. - Казан: ТДГИ нэшр., 1999. - 213б.
72. Нуриев Р. Татар драматургисенен лингвистик поэтикасы / Р.Нуриев. -Казан: "Печатный двор" нэшр., 2002. - 324б.
73. Нуруллин И.З. XX йез башы татар эдэбияты / И.З.Нуруллин. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1982. - 287б.
74. Сафиуллина Ф.С. Тел дигэн дэрья бар... / Ф.С.Сафиуллина. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1979. -136б.
75. Сафиуллина Ф.С.Текст тезелеше /Ф.С.Сафиуллина. - Казан: КДУ нэшр., 1993. - 264б.
76. Сафиуллина Ф.С., Зэкиев М.З. Хэзерге татар эдэби теле /Ф.С.Сафиуллина, М.З.Зэкиев. - Казан: Мэгариф, 2002. - 406б.
77. Сэгъди Г. Символизм турында / Г.Сэгъди. - М., 1932. -132б.
78. Сэгъди Г. Пролетариат диктатурасы дэверендэ татар эдэбияты/ Г.Сэгъди// Мирас. -2007. - №8. - 39-43б. - №9. - 43-47б. - №10. -37-40б.
79. ТЭТТ - Татар эдэбияты. Теория. Тарих/ Д.Ф.Заhидуллина, Э.М.Закирщанов, Т.Ш.Гыйлэщев, Н.М.Йосыпова. Тулыл.2нче басма. -Казан: Мэгариф, 2006. - 319 б.
80. Татар энциклопедия CYЗлеге/ Баш мехэррир М.Х.Хэсэнов: щаваплы мехэррир С.Сабирщанов. - Казан: ТР ФА Татар энциклопедиясе институты, 2002. - 830б.
81. Туфан Х. Яна шигырь техникасы турында / Туфан Х. // Безнен юл. -1928. - №6-7. - Б.20
82. Шарова Л.Н. Образ-символ "корабль" в татарской поэзии XX века: дисс. канд. филол. наук. (на тат.яз) / Л.Н.Шарова. - Казань, 2007. - Б.69
83. Усманов Ш. Афтобиография / Ш.Усманов // Безнен юл. - 1927. - №6-7. -Б.18
84. Хаков В.Х. Татар милли эдэби теле формалашу чорында драма эсэрлэренен теле // Тат.тел.бел. Китап 3. - Казан: КДУ нэшр., 1969. -Б.49-83.
85. Хаков В.Х. Стилистика hэм CYЗ сэнгате / В.Х.Хаков. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1979. -159б.
86. Хаков В.Х. Татар эдэби теле (Стилистика) / В.Х. Хаков. - Казан: Тат.кит.нэшр.,1999. -304б.
87. Хаков В. Эдэби тел hэм матур эдэбият теле арасындагы тарихи бэйлэнеш/ В.Хаков // Фэнни язмалар, 2004. - Казан: РИЦ "Школа", 2005. - Б.290-297
88. Халит Г. Татар эдэбиятында реализм мэсьэлэлэре / Г.Халит. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1948. - 218б.
89. Халит Г. XX йез башында татар эдэбияты / Г.Халит. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1954. - 386б.
90. Харрасова Р.Ф. Эдэби бэйлэнешлэр яктылыгында/ Р.Харрасова. -Казан: РПФ "Гарт", 2002. - 261 б.
91. Харрасова Р. Рухи янарыш баскычларында : [ХУШ-ХХ йез башы] /Р.Харрасова. - Казан: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. - 312 б.
92. Хатипов Ф. ^нел деньясы hэм ищтимагый тормыш. Татар эдэбияты мэсьэлэлэре, 7 нче щыентык / Ф.Хатипов. - Казан, 1976. - Б. 12.
93. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе / Ф.Хатипов. - Казан: Мэгариф, 2000. -351б.
94. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе / Ф.Хатипов. - Казан: Раннур, 2002. -352б.
95. Хатипов Ф. Татар совет прозасында образлар hэм характерлар / Ф.Хатипов. - Казан : Казан дэYлэт педагогия ин-ты, 1981. - 156 б.
96. Хатипов Ф. Эдэби осталык серлэре / Ф.Хатипов // Мэгариф. - 2002 .-N8. - 15-18 б.
97. Хэсэн Г. 20ел / Г.Хэсэн // Октябрь. - 1932. - №5-6. - 15-17б.
98. Ыскаков Б. Казакъ-татар бэйлэнеше/ Б. Ыскаков. - Алма-Аты, 1976.
99. Юзеев Н. Сэнгатьчэ матурлык hэм осталык/ Н.Юзеев. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1969. - 272б.
100. Юзеев Н. Хэзерге татар поэтикасы / Н.Юзеев. - Казан, 1973. - 351 б.
101. Юсупов Ф.Ю. Ждоле сейлэш шартларында фонетика укыту / Ф.Ю.Юсупов. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1977. - 160б.
102. Юсупов Р. А. Укучыларда сейлэм культурасын тэрбиялэY / Р.А.Юсупов-Казан: Тат.кит.нэшр., 1983. - 136б.
103. Юсупов Р. А. Эдэп башы - тел / Р. А. Юсупов. - Казан: КДПУ, 2000. -217б.
104. Юсупова Н.М. 1920-30 нчы еллар татар поэзиясендэ образ-символларнын трансформациясе // Современная тюркология: язык, литература, история и культура тюркских народов: Материалы VII Международной тюркологической конференции (Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 7 февраля 2014 года). - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2014. - С. 227-229.
148
105. Юлтый Д. Солдатлар / Д.Юлтый // Октябрь. - 1933. - №3-4. - 62-68б.
106. Яхин Ф.З. Гасырдан - гасырга: Яна заман эдэбиятына / Ф.З.Яхин. -Казан: СYЗ, 2014.- 315 б.
107. Яхин А.Г. Эдэбият дэреслэре: Укытучылар, студентлар ечен методик кулланма / А.Г.Яхин. - Казан: Мэгариф, 2003. - 159 б.
108. XIX гасыр ахыры - XX йез башы татар эдэби теле. - Казан: КДТУ нэшр., 1999. - С.52-55.
На русском языке
109. Абасов, А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация / А.С. Абасов // Вопросы философии. - 1985. - № 11. - С. 71-81.
110. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение. Учебник для пед. ин-тов. Изд. 5-е, испр. и доп. / Г.Л. Абрамович. - М.: Просвещение, 1970. -С. 151.
111. Агранович С.З. Историзм Пушкина и поэтика фольклор / С.З.Агранович. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989.- 190с.
112. АР - Античные риторики: Переводы/ Под ред.А.А.Тахо-Годи. -М.:Изд.-во МГУ, 1978. - 352с.
113. Аль-Фараби. Философские трактаты /Аль-Фараби.- Алма-Ата, 1970. -430с.
114. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. - М., 1957.
115. Аристотель .Риторика. Поэтика /Аристотель. - М., Лабиринт, 2000. -220с.
116. Аюпова, С.Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира: автореф. дис. ... доктора филол. наук (10. 02. 01) / С.Б. Аюпова. - Уфа, 2012. - 50 с.
117. Батталова, А. Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии: 19602000 гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10. 01. 02. / А.Д. Батталова. - Казань, 2006. - 175 с.
118. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407.
119. Бахтин, М.М. Литературно-теоретические исследования / М.М. Бахтин -М.: Высш. шк., 1975. - 195 с.
120. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бренштейн и Л. В. Дерюгина; примеч.: С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
121. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит-ра, 1986. - 541 с.
122. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 333 с.
123. Бакиров М. Татарский фольклор / М.Бакиров. - Казань: "Ихлас", 2012. -400с.
124. Белый А. Символизм как миропонимание / А.Белый. - Москва: Республика, 1994. - 528с.
125. Богаров С.Г. Психологический анализ в сатире / С.Г. Богаров. - М., 1957. - 280с.
126. Борев Ю. Эстетика. Серия "Высшее образование"/ Ю.Борев. - Ростов: Феникс, 2004. - 704с.
127. Буало Н. Поэтическое искусство / Н.Буало. - М.: Худ. литер., 1957. -232с.
128. Вахненко, Е.Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А.М. Ремизова 1920-1950-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук: 10. 01. 01. / Е.Е. Вахненко. - Иркутск, 2007. - 206 с.
129. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред.П.А. Николаева; сост. П. А. Николаев и др. -3-е изд.испр. и доп. - М.: Высш.шк., 1997. -350с.
130. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. Учеб.пособие/ Л.В.Чернец, В.Е.Хализев,
С.Н.Бройтман и др. - М.: Высш.шк.; Издательский центр "Академия", 2000. - 556с.
131. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - 649с.
132. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. -495с.
133. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.Виноградов. - М.: Современный писатель, 1963. - 255с.
134. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. Избр.работы / И.А.Виноградов. - М.: Совр.писатель, 1972. - 432с.
135. Габдрахманова Л. Поэтика Хади Такташа / Л.Габдрахманова // Научный Татарстан. - 1998. - №4. - С.49-51
136. Габидуллина, Л.Ф. Пространство природы в прозаических произведениях Шамиля Бикчурина / Л.Ф. Габидуллина // Казанская наука. - Казань. - 2014. - № 6. - С. 114-116.
137. Габидуллина Ф.И. Поэтика цвета в прозе Г.Гильманова / Ф.И.Габидуллина // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, №1 (49), 2014.- 443с.
138. Габидуллина Ф.И., Хабибуллина Л.Ф. Образ в татарской литературе / Ф.И.Габидуллина, Л.Ф.Хабибуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. Ч. I. №9 (39). 2014. - С. 32-34.
139. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века / М.Гайнуллин. - Казань: Татар.книж.изд-во, 1966. - 422с.
140. Гайнуллин М.Ф. Тагиров А.М. / М.Ф.Гайнуллин // Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное изд.-во "Башкирская энциклопедия", 1996. - 337с.
141. Гайфиева Г. Поэтика жанра рассказа в татарской прозе конца XX -начала XXI веков. Дисс. канд. фил. наук / Г.Гайфиева. - Казань, 2010. -171с.
142. Галиуллин, Т.Н.Дыхание времени : (Вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года) / Т.Н. Галиуллин .— Казань : Изд-во Казан.ун-та, 1979 .— 304с.
143. Ганиева Р. Сатира в творчестве Тукая : автореферат диссертации на соискание ученой степени к. филол. н./ Р. Ганиева. - Казань, 1964. - 20с.
144. Ганиева Р. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали / Р. Ганиева. - Казань : Казан. ун-т, 1988 .- 172 с.
145. Ганиева Р. Татарская литература :традиции, взаимосвязи / Р.Ганиева. -Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 268с.
146. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т.3 / Г.В.Ф. Гегель - М.: Искусство, 1971. - 621с.
147. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971.- 464с.
148. Голубков М.М. Русская литература ХХв.: после раскола: Учебное пособие для вузов/ М.М.Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267с.
149. Горький Г. Стихотворения. Библиотека поэта. Малая серия/ Г.Горький. -Москва: Советский писатель, 1947.
150. Гуляев Н.А.Теория литературы/ Н.А.Гуляев.- М.: Высшая школа, 1977.
- С.209-210
151. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учебное пособие/ Т.Т.Давыдова, В.А.Пронин. - М.: Логос, 2003. - 232с.
152. Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ: [О творчестве Гоголя и Чехова] / Е.С. Добин.- Л.: "Сов.писатель", Ленингр.отд.-е, 1975.
- 192с.
153. Долгов К.М. Феноменология искусства Романа Ингардена/ К.М. Долгов // Феноменология искусства. - М.: ИФ РАН, 1996. - С.194
154. Есин А. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Есин. - М.: Флинта, 2003. - 247с.
155. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн.для учителя/ А.Б.Есин. - М.: Просвещение, 1988. - 174с.
152
156. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: избранные труды / В. М. Жирмунский; отв. ред. Ю. Д. Левин ; отв. ред. Д. С. Лихачев.- Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1977. - 407 с.
157. Загидуллина, Д.Ф. Татарская литература начала ХХ века: трансформация западных и восточных традиций. Русская и сопоставительная филология: состояния и перспективы: междунар. науч. конф., 4-6 октября 2004 г., г. Казань: тр. и материалы / под общ.ред. К.Р. Галимуллина. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004. - с. 305-306.
158. Загидуллина Д.Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети XX века / Д.Ф. Загидуллина. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2013. - 207с.
159. Закирзянов А. Основные направления развития современного татарского литературоведения (ra^XX-XXI вв.)/ А.Закирзянов. - Казань: Ихлас, 2011. - 320 с.
160. Замалетдинов, Р.Р. Национально-языковая картина татарского мира: дисс. ... доктора филологических наук: 10. 02. 02 / Р.Р. Замалетдинов. -Казань, 2004. - 499 с.
161. Зобов, Р.А., Мостепаненко, А.М. О типологии пространственных отношений в сфере искусства / Р.А. Зобов, А.М. Мостепаненко // Ритм, пространство-время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - с. 14.
162. Ибрагимов, М.И. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики / М.И. Ибрагимов. - Казань: Gumanitariya, 2003. - 64 с.
163. Ингарден Р. Исследования по поэтике/ Р.Ингарден. - М., 1962. - 572с.
164. ИЗС - Использование знаков и смволов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru (дата обращения: 22.04.2015)
165. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений / В.А.Кондрашов, Е.А.Чичина. - Ростов: Феникс, 2004. - 554с.
166. Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск: из-во Удм. ун-та, 1992. - 236 с.
167. Краткая литературная энциклопедия/ Гл.ред. А.А.Сурков. - М., "Советская энциклопедия", 1975. - Т.5. - Флобер-Яшпал, 1136 стб.
168. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях А.П. Чехова/ Л.Е.Кройчик.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1886. - 800с.
169. Квятковский А.П. Поэтический словарь / А.П.Квятковский. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376с.
170. Леонтьев А.А. Исследования поэтической речи / А.А. Леонтьев // Теоретические проблемы советского языкознания. - М., Наука, 1968. - с. 143-158.
171. Лессинг Г.Э. Из Гамбургской драматургии / Г.Э.Лессинг // Избр. произв. - М.: Госуд.изд во.художеств.лит-ры,1953. - 534с.
172. Лессинг Г. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г.Лессинг.-М.:Гослитиздат, 1957. - 520с
173. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: Сов.энц-я, 1987. - 750с.
174. ЛЭТИП - Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.А.Н.Николюкина. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 1600с.
175. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 6.
176. Лихачев, Д.С. Художественная среда литературного произведения / Д.С. Лихачев // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: симпозиум: тез.и аннот. - Л.: Советский писатель. - 1970. - С. 7-8.
177. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - М.: Наука. - 1979. - 360 с.
178. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - 2-е изд. Доп. / Д.С. Лихачев. - СПб: Русско-Балт. Информ. Центр «Блиц». -1999. - 191 с.
179. Лотман, Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах / Ю.М. Лотман. // Труды по знаковым системам. -М.: Просвещение. - 1965. - С. 210 - 216.
180. Лотман Ю. Структура художественного текста / Ю.Лотман. - М.: "Искусство" 1970. -384с.
181. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
182. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение. - 1988. - С. 251-293.
183. Лужанский А.В. Выделение жанра рассказа в русской литературе / А.В.Лужанский. - Вильна, 1989. - 246с.
184. Лукач Г. К истории реализма / Г.К. Лукач. - М., 1939.
185. Марков, В.А. Пространство и время в литературе. Структурно-типологический анализ / В.А. Марков // Пространство и время в литературе и искусстве: метод.материалы по истории литературы. -Даугавпилс. - 1987. - С. 4-6.
186. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - 2-е изд., репринт / Е.М. Мелетинский. - М.: Восточная литература. - 1995. - 406 с.
187. Миннегулов Х.Ю. Тюркское словесное искусство / Х.Ю.Миннегулов. -Казань, 2014. - 60с.
188. Миннегулов Х.Ю.Этапы развития тюрко-татарской, античной и русской литератур: монография/ Х.Ю.Миннегулов. - Казань: Ихлас, 2014. - 288с.
189. Миннегулов Х.Ю. Восточная классика и татарская литература...: учебное пособие / Х.Ю.Миннегулов. - Казань: Яз, 2014. - 292с.
190. МНМ - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. - М., 1992. - Т.2. -719с.
191. Мусабекова Р.Р. Сагит Сунчелей: личность поэта и мотивы творчества : Автореф. дис. канд. филол. наук. 10.01.02 / Р.Р.Мусабекова. - Казань, 2001.- 27с.
192. Мухарлямова, Гульназ Нурфатовна. Художественное пространство и время в произведениях татарской прозы 20-30-х годов XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.филол.н. : специальность 10.01.02 [Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т"] / Г.Н.Мухарлямова. -Казань, 2010.- 21 с.
193. Нагорная, Наталья Анатольевна. Поэтика сновидений и стиль прозы А.М.Ремизова : автореф. дис. ...канд. филол. наук / Н. А. Нагорная ; Самар.пед.ун-т .— Самара, 1997 .— 17 с.
194. Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения / Ю.Г.Нигматуллина. - Казань, 1976. -108с.
195. Нигматуллина, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: «Фэн», 1997. - 192 с.
196. Нигматуллина Ю. "Запоздалый модернизм" в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю.Нигматуллина. - Казань: Фэн, 2002. -176с.
197. Низамов И.М. Татарская речь / И.М.Низамов. - Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 2002. - 272с.
198. Николаев Д.П. Смех - оружие сатиры / Д.П.Николаев. - М.: Искусство, 1962. - 223с.
199. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н.А. Николина. - М.: Флинта: Наука. - 2002. - 424 с.
200. Основы литературоведения: Учебное пособие для филологических факультетов пед. ун-тов/ Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.; Под общ.ред.В.П.Мещерякова. - М.: Московский Лицей, 2000. - 372с.
201. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля / Г.Н. Поспелов. - М., Изд-во Моск.ун-та, 1970. - 330с.
202. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы/ Поспелов Г.- М.: Советский писатель, 1971. - 271 с.
204. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/osobennosti-razvitiya-bashkirskoi-literatury-nachala-xx-veka- 1905-1920-gg#ixzz49PE2MYT3
205. Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня.- М.: Искусство, 1976. - 614с.
206. Прокофьева, В.Ю. Категория «пространство» в художественном преломлении: локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. Русский язык и культура речи. - 2005. - № 11. - С. 87-94.
207. Радлов В. Образцы народной литературы тюркских племен, т.1У, Спб., 1872. Тюркологический сборник , 1971. - М., 1972.
208. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., "Наука", Ленингр.отд-ние, 1974. - 299с.
209. Романтизм: вопросы эстетики и художественной литературы. - Тверь, 1992. - 143с.
210. Саяпова, А.М. Дардмэнд и проблема символизма в татарской литературе / А.М. Саяпова. - Казань: Алма-лит. - 2006. - 246 c.
211. Скобелев В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982. - 155с.
212. Словарь литературоведческих терминов/ И.А.Елисеев, Л.Г.Полякова. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320с.
213. СЛ - Советское литературоведение. - Л., 1968.
214. СС - Словарь символов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edudic.ru (дата обращения: 16.08.2014)
215. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и её трансформация в раннеклассической период / И.В.Стеблева. - М., 1976.
216. Томашевский Б.В. Стилистика / Б.В.Томашевский. - Ленинград: Изд-во Ленинградского гос.ун-та, 1963. - 288с.
217. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Томашевский. - М. : Аспект Пресс, 2002 .— 334с.
218. Томашевский, Б.В. Теория литературы: В помощь школьнику студенту и начинающему автору / Б.В. Томашевский. - Ростов-на-Дону: Феникс; СПб.: ООО Изд-во «Северо-Запад», 2006. - 192 с.
219. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М., 1983.
220. Трубина, Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века.: типология, поэтика: дис... док. филол. наук: 10. 01. 01 / Л.А. Трубина. - М. - 1999. - 328 с.
221. Тураева, З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное / З.Я. Тураева. - М. - 1979. - С. 29.
222. Успенский Б.А. Поэтика композиции : структура художественного текста и типология композиционной / Б.А.Успенский. - Москва : Искусство, 1970 .— 225с.
223. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. - Рига: Зинатне. - 1988. - 567 с.
224. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. - М.: Мысль. - 2000. - 448 с.
225. Фридлендер Д.В. О некоторых проблемах поэтики сегодня / Д.В. Фридлендер // Исследования по поэтике и стилистике. - Л.:Наука, 1972. - С.5-36.
226. Хализев В.Е. Теория литературы. 4-е изд / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2005. - 405с.
227. Халит, Г. У истоков татарской современной литературы / Г. Халит // История татарской современной литературы. - М.: Наука. - 1965. - С. 31.
228. Ханзафаров Н.Г.Татарская комедия / Н.Г. Ханзафаров. - Казань: Фэн, 1996. - 268с.
229. Цилевич, Л.М. Сюжетообразующая функция хронотопа / Л.М. Цилевич // Пространство и время в литературе и искусстве: метод.материалы по теории лит. - Даугавпилс. - 1987. - С. 13-14.
230. Чирков А.С. Эпическая драма. Проблемы теории и поэтики / А.С.Чирков. - Киев: Изд-во при Киевском госуд. универс. издат. объед. "Вища школа", 1988. - С.18
231. Шарипов А.М. Творческое наследие Абдурахима Утыз-Имяни и светские мотивы в его поэзии : автореферат дисс. канд. филол.наук / А.М. Шарипов. -Казань, 1973 .- 23 с.
232. Шарипов А.М. Зарождение системы стихотворных жанров / А.М.Шарипов.- Казань: Изд.-во Казанского университета, 2001. - 364с.
233. Шкловский, В.Б. Время в романе: Художественная проза. Размышления и разборы / В .Б. Шкловский. - М. - 1962. - С. 326-339.
234. Шутая, Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении: на материале романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: дис... канд. филол. наук: 10. 01. 08 / Н.К. Шутая. -М., 1999. - 223 с.
235. Щепанская, Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв / Т.Б. Щепанская. - М.: Индрик, 2003. - 528 с.
236. ЭБ - Энциклопедия Башкирии. Тагиров А.М. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ufa-gid.com/encyclopedia/tagirov_a.html (дата обращения: 24.07.15)
237. ЭСГ - Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index (дата обращения: 16.08.2014)
238. Юнг К.Г. Об отношении аналитической писхологии к поэтико-художественному творчеству / К.Г. Юнг // Зарубежная эстетика и теория
литературы XIX-XX вв. Тракты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ. - 1987. - С. 214-231.
239. Якобсон Р.О. Вопросы поэтики / Р.О.Якобсон. - Москва, 1987. - 464с.
240. Яхин А. Система татарского фольклора / А.Яхин. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1984. 200с.
На иностранном языке
241. Ingarden R. Poetics and Linguistics / R. Ingarden // Poetics. Poetika. Поэтика. - Warsawa: PWN, 1961. - S.3-11
242. Jerzy Faryno. Wstep do literaturoznawstwa (Введение в литературоведение) / Faryno Jezy . - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1991. -S. 57-67
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.