Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг.: По материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Сыроед, Надежда Саввовна

  • Сыроед, Надежда Саввовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 152
Сыроед, Надежда Саввовна. Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг.: По материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Барнаул. 1999. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Сыроед, Надежда Саввовна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа представлений молодежи о справедливости.

1.1. Методологическое значение и роль представлений о справедливости в формировании жизненных ориентаций и поведения различных общественных групп.

1.2. Молодежь как социально-демографическая группа и проблема эволюции ее представлений о справедливом и несправедливом.

Глава 2. Специфика представлений о социальной справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока.

2.1. Выпускники общеобразовательных школ о социальной справедливости.

2.2. Студенчество о социальной справедливости.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности представлений о справедливости учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х гг.: По материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях»

Идея справедливости приобретает особую актуальность в периоды социальных кризисов. Несмотря па то, что идеал справедливости является одним из самых древних идеалов в истории человечества, интерес к нему не только не ослабевает, но и возрастает. Чем выше ступень развития человеческой культуры, тем больше значения придается таким проблемам, как счастье, свобода и справедливость. Представления об этих идеалах изменяются вместе с изменением общества. В настоящее время в основном завершилась смена парадигм справедливости в сфере российских общественных наук. Прежние распределительно - уравнительные подходы к справедливости, характерные для периода российской истории, предшествовавшего реформам, постепенно вытесняются новыми, в центре внимания которых оказываются не распределительные отношения, а проблемы человека как субъекта жизни, его активность и условия его самореализации. Вместе с тем ситуация, сложившаяся в современной российской социологии, является отражением переходного характера современности. Это выражается в параллельном существовании старых и новых подходов к пониманию справедливости. Например, анализ справедливости через призму общественного сознания во всех его формах, наиболее распространенный в советском обществознании; рассмотрение справедливости во взаимообусловленности с равенством и свободой; вульгарно-экономический подход к справедливости; взгляд на справедливость с позиций парадигмы жизненных сил и субъектности.

Необходимость обращения к теме социальной справедливости возрастает в настоящее время, для которого характерно обострение ценностного кризиса, когда прежние идеалы и моральные ценности утрачивают былое значение. Возрождение прежних идеалов и ценностей и принятие новых может быть осуществлено обществом только в результате оценки справедливости их сущности.

Несправедливость рассматривается как "один из жестоких недугов современного состояния цивилизации" [63, с. 177]. Признаки этого недуга -соседство нищеты и роскоши, рост преступности, межнациональные конфликты.

Актуальность диссертационного исследования усиливается в контексте смены общественного строя, переживаемой современной Россией и рядом стран бывшего социалистического лагеря. В соответствии с принципом культурного запаздывания осмысление обществом социальных перемен следует через определенный временной интервал после введения тех или иных социально-экономических новаций. Понимание справедливости и способов ее утверждения в изменяющемся мире требует своевременного изучения и анализа. Особенно актуально знание о том, каковы представления о справедливости молодого поколения, которому принадлежит будущее общества. Научная и практическая перспективность защищаемого подхода к анализу справедливости как общественного механизма, обеспечивающего развитие и воплощение субъектности индивида и групп, должна быть всесторонне обоснована и предложена не только вниманию ученых, но и широким массам населения. Без переориентации представлений о справедливости невозможно ни квалифицированное управление обществом, ни изменение поведения его членов в соответствии с социально-экономическими переменами в стране.

Современный анализ справедливости как социального явления должен дать ответы на вопросы о том, насколько представления в обыденном сознании соответствуют научному осмыслению справедливости, какие представления о справедливости отражают сущность эпохи, а какие являются продуктом пережитков, устаревших взглядов на общество; какие стороны справедливости наиболее актуальны в настоящее время; какова способность идеи справедливости к трансформациям.

Состояние научной разработанности проблемы.

В отечественном обществознании следует отметить ряд работ, посвященных проблеме справедливости: 1.Труды, рассматривающие справедливость в морально-этическом аспекте, в которых справедливость представлена как норма морали, как оценочная "этическая категория, имеющая сферу приложения в праве, политике, экономике" [15, с. 43]. 2. Юридически правовая трактовка справедливости развивается в двух направлениях: морально-правовом и распределительно-правовом. Согласно первой точке зрения всякий правовой акт должен быть воплощением справедливости, согласно второй - справедливость требует установления зависимости между тем, что субъект дает обществу, и тем, что от него получает [98, с. 48].

3. Справедливость как принцип "от каждого - по способностям, каждому -по труду", соответствие трудового вклада и вознаграждения [95, 152, 160].

4. Справедливость как равенство. Идея абсолютного равенства как проявление высшей справедливости представлена в марксистской теории. Как попытка преодоления крайностей марксистской концепции справедливости в 80-е годы в российской социологии идея абсолютного равенства была заменена концепцией исторически обусловленной, социально оправданной меры равенства и неравенства. В 90-е годы теория справедливости как равенства была дополнена понятиями возрастающей свободы и "равенства жизненных возможностей" [155, с. 45].

Примечательно то, что в обществознании советского периода преобладал взгляд на справедливость как на явление, главным образом, общественного сознания. Логическим продолжением такого подхода стало появление многих стереотипных построений, длительное время господствовавших в области социологии и социальной философии. Речь идет об отождествлении справедливости с законностью, с равенством, с нравственностью. Опора на формы общественного сознания, как на методологический инструмент исследования справедливости, на определенном этапе способствовала тому, что направление анализа в сфере данной проблематики отклонилось от рассмотрения справедливости как социального явления. Впоследствии, по мере развития социологических теорий справедливости, эта ограниченность была преодолена. Не умаляя научной ценности разработанных ранее подходов к осмыслению справедливости, необходимо признать, что социологический подход внес существенный вклад в науку, представив справедливость как социальный механизм, функционирующий как регулятор общественной жизни [45, с. 75]. Главная роль справедливости как социального механизма заключается в создании условий для наиболее полной реализации субъектной роли членов общества, что способствует укреплению жизненных сил населения и дальнейшему прогрессу [149, с. 16].

Во второй половине 90-х годов количество исследований в области справедливости в отечественном обществознании значительно сократилось. Данное обстоятельство, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, изменением жизненных целей и ценностей, радикальными переменами в общественном сознании, что с необходимостью повлекло за собой необходимость переосмысления сути справедливости. Новая парадигма справедливости нуждается в исследовании. Представления о справедливости должны быть изучены также с использованием новой методологии - методологии взаимосвязи субъектности и жизненных сил общества и индивида.

Целью диссертационной работы явилось изучение особенностей представлений о справедливости различных групп учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач: анализ существующих в научных источниках теоретико-методологических принципов и подходов к изучению справедливости;

- определение роли и места представлений о справедливости в структуре мировоззрения личности;

- изучение теоретико-методологических оснований исследования молодежи как особой социально-демографической группы;

- раскрытие специфики различных типов представлений о справедливости в сознании учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока;

- выявление региональных различий в представлениях молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости;

- установление соответствия представлений о справедливом и несправедливом в сознании молодежи Сибири и Дальнего Востока процессам, происходящим в современном российском обществе.

- изучение распространенности различных представлений о справедливости в отечественном обществознании и массовом сознании.

Объект исследования - представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи, Алтайского, Красноярского и Приморского краев Российской Федерации.

Предметом исследования явились особенности представлений выпускников средних школ и студентов Сибири и Дальнего Востока о справедливости (на примере Алтайского, Красноярского и Приморского краев).

Гипотезы исследования:

1. Представления о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в 80-е - 90-е годы существенным образом трансформируются и дифференцируются. Происходит перераспределение наиболее многочисленных групп молодежи, разделяющих те или иные точки зрения на справедливость.

2. Имеют место региональные особенности представлений молодежи о справедливости.

3. Представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи имеют существенные различия.

4. Имеет место устойчивая связь представлений о справедливости со смысложизненными ориентациями учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

5. Представления о справедливости играют системообразующую роль в формировании социального сознания и социальных ориентаций учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили принципы социологического анализа, развиваемые в системных исследованиях российских и зарубежных ученых П. Сорокина, М. Вебера, Р. Дарендорфа, Д. Роулза, С. Григорьева, Т. Заславской, 3. Бер-бешкиной, М. Плетневой, С. Шавеля и других), а также в социологии духовной жизни, активно развиваемой в современной России. Особое значение имеет концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анкетирования, экспертного опроса, наблюдения, традиционного и вторичного анализа научной литературы на базе лонгитюдной стратегии.

Информаиионная база для решения поставленных задач сформировалась на основе:

- статистических данных, собранных органами государственной статистики Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

- материалов лонгитюдного исследования «Пути поколения», проведенного в 1994-95 г.г. в Алтайском, Красноярском и Приморском краях межвузовской исследовательской группой при участии автора. Всего опрошено 1709 человек. Из них в Алтайском крае - 566 человек, в Красноярском крае - 507 человек, в Приморском крае - 636 человек. Основной метод сбора эмпирической информации - раздаточная анкета. Материалы исследования обрабатывались с помощью прикладных программ SPSS. Для анализа также использовались материалы социологических исследований, опубликованных в научной литературе по проблеме справедливости, выводы и рекомендации научных конференций. В работе использованы материалы всех предыдущих этапов лонгитюдного проекта «Пути поколения».

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- определены особенности и дифференциация воззрений на справедливость учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

- выявлены различия в представлениях о справедливости учащейся и студенческой молодежи;

- определена динамика представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливом и несправедливом в 80-е - 90-е годы;

- установлена системообразующая роль представлений о справедливости в формировании социального сознания, социальных ориентаций учащейся молодежи;

- выявлена устойчивая связь представлений о справедливости и смыс-ложизненных ориентаций учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшими особенностями представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х годов являются их трансформация и дифференциация.

2. Наиболее многочисленными группами учащейся и студенческой молодежи к 90-м годам стали группы молодых, разделяющих следующие типы представлений о справедливости: справедливость - это законность, справедливость - это следование моральным нормам, справедливость -это социально оправданное равенство.

3. В сознании части молодежи сохраняются стереотипные, упрощенные представления о справедливости, ее отождествление с законностью или нравственностью Справедливости отводится роль регулятора распределительных отношений.

4. Особенности представлений о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в значительной степени предопределены ходом реформирования российского общества. Характерные для переходного периода неустойчивость материальной и духовной жизни отражаются и в воззрениях на справедливость.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в следующем:

1. Исследованные типологические характеристики справедливости в массовом сознании молодежи способствуют росту запаса сведений о динамике массового сознания современной молодежи, об изменениях в ценностных ориентациях, о способах и глубине постижения социальных процессов, о влиянии представлений о справедливом и несправедливом на поведение юношей и девушек.

2. Впервые в научный оборот введена информация об особенностях представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливости в 80-е - 90-е годы.

3. Впервые в практике региональных исследований применена лонги-тюдная стратегия изучения представлений учащейся молодежи о справедливости.

4. Выявлены наиболее распространенные типы представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока и тенденции их изменений в 80-е - 90-е годы.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Результаты исследования имеют серьезное практическое значение для современного социального образования и социального воспитания в высшей и средней школе Сибири и Дальнего Востока.

2. Материалы исследования представляют практический интерес для организаторов, актива, общественных организаций школ и вузов Сибири и Дальнего Востока. Полученное знание может быть использовано в разработке программ работы с молодежью, в частности, в направлении влияния на молодое поколение в целях преодоления ограниченности, догматизма и стереотипности взгляда на справедливость как преимущественно на правовое или распределительное отношение.

3. Исследования могут быть использованы и уже используются при чтении базовых и специальных курсов в современной российской высшей и средней школе с учетом региональной специфики.

Апробация работы, Результаты исследования докладывались автором на российско-шведском семинаре по проблемам социальной работы (Барнаул, 1993 г.), на региональной научно - технической конференции "Современные технологии и предпринимательство" (Владивосток, 1994 г.), на региональной ассамблее "Здоровье населения Дальнего Востока" (Владивосток, 1996 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Сыроед, Надежда Саввовна

Результаты исследования имеют также и позитивное практическое значение для современного социального образования и социального воспитания в высшей и средней школе Сибири и Дальнего Востока. Материалы исследования представляют практический интерес для организаторов, актива, общественных организаций школ и вузов Сибири и Дальнего Востока. Полученное знание может быть использовано в разработке программ работы с молодежью, в учебном процессе при чтении базовых и специальных курсов в современной российской высшей и средней школе с учетом региональной специфики.

Представления молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости в 80-е - 90- е годы существенно отличаются от воззрений на справедливость молодежи предыдущих лет. Весьма существенные различия зафиксированы по такому признаку, как уравнительно - распределительная интерпретация справедливости.

В ходе диссертационного исследования были зафиксированы региональные особенности представлений молодежи о справедливости. Региональные различия более выражены в массовом сознании студентов сибирских и приморских вузов, нежели в представлениях о справедливости выпускников средних школ. Указанные различия выявлены по таким параметрам, как оценка наиболее несправедливого явления в жизни современного российского общества, уровень компетентности в области понимания справедливого и несправедливого. Студенты вузов Алтайского края оказались более образованными в области исследуемой проблемы, что мы объясняем деятельностью образовательного и исследовательского центра, объединяющего ученых, осуществляющих научные разработки в области справедливости.

Среди студентов приморских высших учебных заведений существенно меньше доля тех, для кого важны интересы товарищей, близких по убеждениям, что свидетельствует о региональных особенностях в плане условий формирования менталитета молодого поколения Приморья.

Региональные различия были выявлены также при анализе некоторых количественных распределений отрицательных и неопределенных ответов при попытках сформулировать те или иные характеристики справедливости. Наибольшее количество такого рода ответов обнаружилось в анкетах, полученных нами из Приморского края.

Наиболее значительные различия в представлениях молодежи о справедливости были получены по параметру, отражающему самое несправедливое явление в жизни современного российского общества. При этом студенты Сибири указали на неконтролируемый рост цен на товары массового спроса и продукты питания, тогда как студенты Приморского края - на рост преступности и насилия.

Представления о справедливости, тесно взаимосвязаны с пониманием смысла жизни, мировоззрением человека. Они определяют главные жизненные ориентации и пути самоосуществления людей, а также их практическое отношение к справедливому и несправедливому в окружающем их мире. В то же время человеческая деятельность всегда соотносится с принципами справедливости. Вероятно, по этой причине справедливость имеет высокий рейтинг среди молодежи, о чем свидетельствуют итоги ряда опросов молодежи в 80-е и 90-е годы, в том числе, и исследования представлений молодежи о справедливости в региональном разрезе.

Представления о справедливости играют системообразующую роль в формировании социального сознания и поведения, в духовно - нравственном облике учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом, постановка цели диссертационного исследования позволила выявить особенности представлений о справедливости различных групп учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока, их динамику и дифференциацию, установить роль представлений о справедливом и несправедливом в формировании духовно - нравственного облика и смысложизненных ориентаций молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Положения и выводы диссертационной работы вносят определенный вклад в развитие социологии молодежи и могут быть полезны в практике работы с молодежью, при чтении основных и специальных курсов в высшей и средней школе.

Заключение

В соответствии с задачами исследования в диссертационной работе проанализированы существующие в научных источниках теоретико - методологические принципы и подходы к изучению справедливости, определены роль и место представлений о справедливости в структуре мировоззрения личности, раскрыта специфика и выявлены региональные различия в представлениях молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в определение особенностей воззрений на справедливость учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев; содержит описание и анализ различий и динамики представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока в 80-е - 90-е годы.

В процессе диссертационного исследования установлена системообразующая роль представлений о справедливости в формировании социального сознания, социальных ориентаций учащейся молодежи и выявлена устойчивая связь представлений о справедливости и смысложизненных ориентаций учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Анализ представлений молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости выявил большое разнообразие точек зрения на справедливость в массовом сознании молодого поколения. Наиболее популярны среди юношей и девушек Алтайского, Красноярского и Приморского краев такие точки зрения на справедливость, как неукоснительное соблюдение законов, правовых норм, равенство всех перед законом, следование моральным нормам, а также равноправие, что подтверждает установленный еще в середине 80-х годов факт о распространенности упрощенных, стереотипных представлений о справедливом и несправедливом.

Важнейшими особенностями представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х годов являются их трансформация и дифференциация.

Наиболее многочисленными группами учащейся и студенческой молодежи к 90-м годам стали группы молодых, разделяющих следующие типы представлений о справедливости: справедливость - это законность, справедливость - это следование моральным нормам, справедливость - это социально оправданное равенство. В сознании молодежи доминирует уравнительно-распределительный подход к трактовке социальной справедливости, что свидетельствует об упрощенной интерпретации данного явления. Специфика воззрений молодежи на справедливость зависит, прежде всего, от уровня образования, происхождения, рода занятий.

Старшеклассники руководствуются в большей мере верой в справедливость, чем знаниями и жизненным опытом.

Особенности представлений о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в значительной степени предопределены ходом реформирования российского общества. Характерные для переходного периода неустойчивость материальной и духовной жизни отражаются и в воззрениях на справедливость. В целом на формирование представлений о справедливости оказывают влияние социально-экономические, социально-политические, демографические, социокультурные факторы жизни общества.

Вклад диссертационной работы в развитие теоретической социологии заключается в том, что исследованные типологические характеристики справедливости в массовом сознании молодежи содействуют накоплению знаний о динамике массового сознания современной молодежи, об изменениях в ценностных ориентациях, о способах и глубине постижения социальных процессов, о влиянии представлений о справедливом и несправедливом на поведение юношей и девушек.

Полученная в ходе диссертационного исследования информация об особенностях представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливости в 80-е - 90-е годы в научный оборот введена впервые.

Лонгитюдная стратегия изучения представлений учащейся молодежи о справедливости, примененная впервые в практике региональных исследований, позволила выявить наиболее распространенные типы представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока и тенденции их изменений в 80-е - 90-е годы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Сыроед, Надежда Саввовна, 1999 год

1. Авраменко С. Социальная справедливость. М., 1982, 157 с.

2. Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М., 1981. 273 с.

3. Аитов H.A. Социальное развитие регионов. М., 1985. 278 с. ;

4. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1970. 137 с.

5. Антонов М. Богатые и бедные//Родина, 1989, №1. С. 53-57.

6. Анурин В.Ф. Справедливость и общественные фонды потребле -ния//Социологические исследования, 1990. №12. С. 66-72.

7. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984. 830 с.

8. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования. Новосибирск, 1987. 237 с.

9. Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М., 1963. 217 с.

10. Бабаханова Г.А. Соотношение социологических и моральных аспектов в категории справедливости: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1977. 21 с.

11. Баженов В.В. Критика Христианской концепции справедливости: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1976. 21 с.

12. Бакурадзе О.М. Свобода и необходимость: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. Тбилиси, 1964. 41 с.

13. Баллер Э. Человек и свобода. М., 1972. 167 с.

14. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982. 228 с.

15. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1984. 203 с. .

16. Бербешкина 3. Нравственность перестройки и перестройка нравствен-ности//Агитатор, 1989. №6. С. 25-27.

17. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? М., 1988. 109 с.

18. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984. 207 с.

19. Бечки Штефан. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. (Общественные условия, учреждения и организации). Попытка структурного анализа. М., 1991. 179 с.

20. Блинов Н.М., Григорьев С.И. Возмущение несправедливостью (80-е годы в жизни советского общества). М., 1991. 242 с.

21. Блинов М.Н. Титма М.Х. Нравственные ориентации советской моло-дежи//Социологические исследования. 1985. №1. С. 9-17.

22. Бобров М.Я. Законы развития общества. Барнаул, 1990. 182 с.

23. Богатова Е. Справедлив ли рынок//Свободная мысль. 1991. №9.

24. Бондарев В.В. Динамика социально-политической безопасности региона как социальная проблема (опыт социолого-статистических исследований в регионах Сибири в 1991-1996 г.г.): Автореф. дисс. канд.социол. наук. Барнаул, 1997. 19 с.

25. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. М., 1973. 155 с.

26. Будым О. Свобода, выбор и деятельность: Автореф. дисс. д ра. филос. наук. М., 1985.42 с.

27. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989. 176 с.

28. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч. в 2-х т. T.l. М., 1971. 574 с.

29. Валовой Д. Экономика в человеческом измерении. М., 1988. 317 с.

30. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. М., 1994. 704 с.

31. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов//Социологические исследования. 1997. №10. С. 56-69.

32. Возможности лонгитюдного проекта "Пути поколения" в исследовании проблем социальной справедливости. Барнаул Тарту - Кяэрику. 1990. 30 с.

33. Выбор судьбы /Сост. С. И. Григорьев. Барнаул, 1989. 128 с.

34. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. 262 с.

35. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960. 189 с.

36. Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983. 208 с.37,38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.