Особенности обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании вузов Республики Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Уралова Навруза Сотиволдиевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 282
Оглавление диссертации кандидат наук Уралова Навруза Сотиволдиевна
Введение
Глава 1. Народное декоративно-прикладное искусство как предмет
исследования педагогики художественного образования
§1.1. Общие принципы гуманизации и их влияние на декоративно-
прикладное искусство в художественном образовании студентов
§1.2. История декоративно-прикладного и народных промыслов
Таджикистана
§1.3. Декоративно-прикладное искусство Таджикистана, его место, роль и значение в художественном образовании студентов художественно
графических факультетов вузов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Уровни специальной подготовленности студентов из регионов и система занятий с отдельными видами декоративно-прикладных
искусств
§2.1. Определение уровней специальной подготовленности студентов из регионов и система занятий по ознакомлению с традиционными
художественными промыслами
§2.2. Региональная система обучения студентов отдельным видам
декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву)
§2.3. Опытно-экспериментальное исследование роли декоративно -прикладного искусства в системе художественного образования
студентов
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан1998 год, доктор педагогических наук Раджабов, Исмаил Магомедович
Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству: на примере вузов Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Рахимов, Саидмухамадхон
Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства2000 год, доктор педагогических наук Максимович, Валентина Федоровна
Развитие художественного восприятия студентов специальности "декоративно-прикладное искусство": на примере домовой резьбы2009 год, кандидат педагогических наук Амиржанова, Аина Шугаевна
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов2000 год, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании вузов Республики Таджикистана»
Введение
Актуальность темы исследования. Воспитание духовного мира подрастающего поколения посредством искусства во все времена являлось одной из первоочередных задач общества. В наши дни эта тема стала особенно актуальна, поскольку в Таджикистане осуществляется ориентация всех ступеней образования на изучение национальной культуры, ее декоративно-прикладного искусства с целью сохранения существующих и возрождения утраченных традиций и технологий. На это ориентирована и предпринимаемая государством программа по развитию народных ремесел. В частности, об этом говорится в ежегодном Послании к Парламенту страны Президента, уважаемого Эмомали Рахмона, в котором, подводя итоги 2018 года и ставя задачи страны на 2019 год, говорилось об объявлении 2018 года Годом развития туризма и народных ремесел. Эта стратегическая задача имеет свое продолжение на период с 2019 по 2021 годы и в этот период должно произойти ускоренное решение многих вопросов, связанных с туризмом и народными ремеслами и развитие сельской инфраструктуры, и созданы благоприятные условия для жизни сельского населения.
Важным звеном в числе задач, которые должны быть решены в системе высшего образования в Таджикистане, является переосмысливание основных концептуальных подходов в подготовке специалистов высшего звена в гуманизации национальной культуры и народного декоративно -прикладного искусства.
В данной диссертационной работе предпринят философско-педагогический анализ для использования понятий «гуманизация» и «гуманизация образования». Гуманизацию образования будем понимать, как воплощение идей центризма или, иными словами, как исключительность человеческой индивидуальности, цельность человеческой натуры, ее ценность для социума, склонность и мотивацию к саморазвитию и
самосовершенствованию и т.д. во всех сферах вузовской жизни (учебной, научной и воспитательной).
Такое понимание гуманизации позволяет нам сформулировать главную задачу художественного образования, заключающуюся в организации учебного процесса, ориентированного на формирование личности специалиста с гуманитарным уклоном, способной к миропониманию, базирующемуся на человеческих ценностях, жизненных приоритетах, уникальности и исключительности, способности использовать гуманитарные методы исследования в решении методических задач.
Декоративно-прикладное искусство таджиков, уходящее своими корнями в глубокую древность и его широчайшие возможности в художественном образовании, воспитании и обучении студентов обязывают не только организовать его планомерное, методическое и всестороннее изучение, но и решить ряд проблем теоретического порядка, как частных, так и общих.
Включение в учебные программы средств народного декоративно-прикладного искусства для художественного образования студентов имеет своей целью воспитание и обучение в духе патриотизма и национальной идентичности, гордости за принадлежность к одному из древнейших народов мира. При таком подходе к студентам приходит понимание и осознание того, что народное декоративно-прикладное искусство самым тесным образом связано с их повседневной жизнью и бытом, что, в конечном итоге, является важнейшим компонентом формирования комфортной среды обитания.
Сегодня эту сложную, и, в то же время, серьезную задачу довольно результативно решают многие таджикские специалисты - ученые-исследователи, учителя-практики изобразительного искусства, на основе исторического материала и народно-культурных традиций республики. К сегодняшнему дню эти специалисты, с учетом накопленного опыта, создали необходимые условия для досконального изучения национальных духовных,
эстетических ценностей, практических навыков и приемов декоративно-прикладного искусства как значительной части национальной художественной культуры.
Преподаваемые в вузах учебные предметы художественно-эстетического цикла, наряду с другими, играют важную роль в становлении профессионализма преподавателя, позволяют формировать его методическую культуру, способ мышления, логически базирующийся на занятиях психологии и педагогики, и составляют необходимую основу оптимальной стратегии профессионального самосовершенствования, повышают творческий потенциал личности.
Приступая к изучению национального декоративно-прикладного искусства необходимо понимание, что хронология развития его традиций менялась с течением времени, причем, независимо от эпохи, обучение подрастающего поколения всегда основывалось на бережном отношении к этому неисчерпаемому источнику культурных традиций и опыта прошлого. Эстетические критерии, художественные традиции и педагогические принципы, содержащиеся в этом культурном слое национальной культуры и составляющие основу обучения декоративно-прикладного искусства в вузах.
Актуальность этой работы привела к активизации психологических исследований, результаты которых подтверждают тезис о том, что, только учитывая возрастные особенности молодежи можно добиться значительного повышения уровня знаний, умений и практических навыков студентов, повышения эффективности преподавания учебного предмета.
Степень научной разработанности темы исследования.
Вопросы теории, истории и методики преподавания достаточно глубоко разработаны многими отечественными и зарубежными специалистами. Здесь уместно отметить вклад в педагогическую теорию таких ученых-педагогов, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др., а также известных практиков П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Г. Шацкого и др. Каждый из них в основе своей
педагогической системы активно использовал прогрессивные, веками проверенные традиции народного воспитания.
В аспекте нашего исследования заслуживают внимания фундаментальные исследования Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беда, В.С. Кузина, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Н.Н. Анисимова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Проблемы эстетического воспитания школьников и студентов нашли свое отражение в трудах ученых и педагогов: И.Ф. Гончарова, И.И. Караевой, Г.В. Мухаметзяновой, В.Т. Лисовского, З.В.Сикевича, Г.Г. Квасова, А.И. Комарова, А.И. Половинкина и др
В трудах В.М.Василенко, В.П.Денике, М.С.Когана, Б.В.Нешумова, А.Г.Пугаченковой, Л.И.Ремпеля, А.Б.Салтыкова, Д.А.Фахретдиновой, А.К.Чекалова, М.А.Рузиева С.Рахимова и многих других авторов обстоятельно рассмотрены вопросы об истоках и развитии среднеазиатского декоративно-прикладного искусства.
В теоретическом плане для нас представили интерес фундаментальные исследования и анализы произведений декоративного и изобразительно-пластического искусства, описанные в трудах П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, Н.С. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, P.JI. Розенфельд, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова, в которых ярко и в доступной форме выражено осмысление народного искусства в философском, культурном, эстетическом, этнографическом, историко-краеведческом и нравственном аспектах.
Повышенный интерес для нас представили работы Г.В. Терехова, И.М. Раджабова, М.Д. Ашурова, О.А.Исломова, С.И. Валькевича и др.
В качестве примеров художественного воплощения образов можно привести также работы таких всемирно известных художников, как Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Илья Репин, Исаак Левитан, Василий Суриков и многих других признанных мастеров живописи.
Проблемам обучения декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных учреждениях и вузах нашей республики посвящено
достаточно много научных работ и исследований отечественных ученых Д.М. Холматова, М.В. Кодыровой, М.К. Джураева, М.Н. Дадобоевой, Х.А. Джалиловой и др.
Отдельное место в ряду упомянутых научных трудов занимают кандидатская диссертация А.А. Азизова о методике обучения учащихся VIII-1Х классов резьбе по дереву (на материале народных промыслов северного Таджикистана) и исследование С. Рахимова о формировании готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству. Несмотря на то, что эти исследования созвучны с нашим исследованием, они отличаются тем, что рассматривают лишь отдельные виды ремесел.
Интересны и труды А. И. Арнольдова, М. М. Ашрафи, А.Н. Белинской, А.А. Бобринской, Н.Н. Ершова, С.В. Иванова, Г. Майдиновой, А.К. Писарчик, В.К. Разводовского, М.А.Рузиева, С.П. Русайкина, A.А. Семёнова, Е.М. Пещеровой, Ю.М. Хижняк, Н.Э. Юнусовой, А.Ю. Якубовского, посвященные историко-культурологическим, философским,
этнографическим, искусствоведческим особенностям таджикского народного декоративно-прикладного творчества.
В таджикском декоративно-прикладном искусстве Таджикистана заметное место занимают народные мастера, чье творчество сохранилось в народной памяти и чьи произведения приобрели мировую известность в различные исторические периоды. Это средневековые таджикские художники и мастера Камолиддин Бехзад, Мирак Наккош и др. Из наших современников выделились такие мастера, как М.Олимов (художник по росписи), А.Яхяев (резчик), Ю. Баротбеков (художник по росписи и резьбе по дереву), Я. Сангинов (художник по росписи), О.Фаёзов (резчик-художник по росписи), Я.Бегимов (мастер декоративно-прикладного искусства), З. Бахриддинова (вышивальщица сюзане) и другие, чьи произведения входят в сокровищницу мировой культуры и хранятся в ведущих музеях мира.
В Послании Президента страны, уважаемого Эмомали Рахмона к Парламенту страны, подчеркивается: «Усилиями государства и Правительства страны развивается отрасль высшего профессионального образования, улучшается качество обучения и воспитания, подготовки профессиональных специалистов в высших учебных заведениях».
Подобное внимание со стороны руководителя страны ко многому обязывает и, по этой причине перед высшими учебными заведениями страны, поставлена задача по разработке и внедрении в практику довузовского и вузовского образования комплекса новых программ, включающих в себя компоненты, ассимилирующие вековые национальные традиции народного искусства, в частности, декоративно-прикладного искусства.
Действительно, Президент коснулся чрезвычайно важной для таджиков темы - развития сферы высшего образования и подготовки специалистов высшего звена. Исходя из этой установки, системе образования был придан новый импульс, развитие получили все ступени образования, начиная от дошкольного образования, кончая вузами. Особое внимание в числе важных направлений образования уделено декоративно-прикладному народному искусству. В республике в последние годы открылись новые учебные заведения по подготовке специалистов в этой отрасти - колледжи народных промыслов, функционирующие в городах и районах республики, где сохранились вековые традиции народных промыслов и в настоящее время ведут подготовку мастеров различных специальностей. Одновременно с этим в педагогических вузах республики ведется подготовка специалистов по изобразительному искусству - учителей рисования и черчения для общеобразовательных учреждений (средних школ) республики. Эти меры позволили улучшить художественную подготовку будущих учителей школы, что не могло не сказаться на результатах обучения учащихся школы, которые также изучают предмет «Изобразительное искусство».
Следующей задачей здесь становится подбор эффективных методов работы со студентами, позволяющих обратиться к традициям обучения различным видам декоративно-прикладного искусства, изучить возможности использования этих традиций в современной педагогической практике. К примеру, сохранившиеся в истории народа и традиционные способы обучения ремеслу от мастера к ученику становятся для разработчиков методик моделями соответствующего учебного процесса.
Несмотря на заметные улучшения в работе вузов по изучению декоративно-прикладного искусства, отметим имеющиеся недостатки в этом вопросе. Во-первых, педагогический опыт наиболее опытных и одаренных преподавателей вуза не изучен, не обобщен и не систематизирован. Во-вторых, до настоящего времени не разработана дифференцированная методическая система и средства обучения, учитывающие региональные особенности народных ремесел, реализующие общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в преподавании декоративно-прикладного искусства.
Для устранения этих недостатков необходимо, чтобы эти вопросы получили должное научно-теоретическое освещение в монографиях, в учебно-методической литературе. Сегодня преподаватели без соответствующей поддержки предоставлены сами себе. Им приходится самостоятельно решать их по собственному усмотрению, не всегда правильно вписываясь в общую систему художественного образования студентов. Именно устранению этих недостатков посвящена данная диссертационная работа.
В современных вузах и, прежде всего, в педагогических, необходимо в первоочередном порядке учитывать, что каждый абитуриент поступает в университет с уже сформировавшимися традиционными художественными установками, знаниями и умениями, приобретенными в семье, школе или в другой информационной среде. Применительно к декоративно-прикладному искусству следует понимать, что среди студентов могут оказаться те, кто
родился и вырос в сельской местности, где развиты традиционные народные промыслы и студенты уже знакомы с ними.
В университете каждому студенту должна быть предоставлена возможность продолжить развитие и в профессиональном плане, как будущему школьному учителю и приобрести необходимые для этого качества: иметь сформированное педагогическое мировоззрение для ведения педагогической деятельности и знать нормы педагогического поведения. Анализ соответствующей литературы и изучение опыта работы педагогических вузов республики по профессиональной подготовке будущих учителей к практической деятельности, позволили нам выявить ряд противоречий в существующей системе высшего образования, которые обусловили актуальность работы. Таковыми являются противоречия:
- между потребностью в вузах в преподавателях, обладающих высокими уровнями умений обучения декоративно-прикладному искусству в системе художественного образования и реальным уровнем профессиональной компетентности преподавателей;
- между потребностью в специалистах, обладающих высоким уровнем подготовки к обучению студентов декоративно-прикладному искусству в системе художественного образования студентов и несоответствием педагогических условий, созданных в вузах, готовящих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения);
- между педагогическими условиями обучения декоративно -прикладному искусству в системе художественного образования и формированием у каждого студента личностных качеств, необходимых для полноценного усвоения декоративно-прикладного искусства.
Исходя из вышесказанного, стало возможным сформулировать проблему исследования, включающую в себя разработку, экспериментальную проверку и научно-педагогическое обоснование модели профессионального развития будущих специалистов народного декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах Республики Таджикистан и
создание результативной, научно обоснованной методической системы обучения студентов средствами изобразительного и декоративно -прикладного искусства на основе сложившихся национальных художественных традиций.
Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий обучения декоративно-прикладному искусству, как обязательных условий повышения уровня художественной образованности будущих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения).
Объект исследования: студенты художественно-графических факультетов вузов Таджикистана как носители ценностей художественного образования.
Предмет исследования: средства, методы и формы обучения декоративно-прикладному искусству, с учетом исторически сложившихся традиций в обучении подрастающего поколения.
Гипотеза исследования: Основывается на предположении, что применение декоративно-прикладного искусства в художественном образовании студентов будет эффективным, если:
- учитывать неразрывность, последовательность и системность информационного, интеллектуального, морального и психологического воздействия на студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании;
- раскрыть принципы гуманизации и ее влияние на декоративно-прикладное искусство в художественном образовании студентов;
- обосновать место, роль и значение декоративно-прикладного искусства в художественном образовании студентов (на примере резьбы по дереву);
- ввести в содержание работы теоретические материалы, содержащие историю декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Таджикистана;
- определить уровни специальной подготовленности студентов из регионов и систему занятий по ознакомлению с традиционно развитым декоративно-прикладным искусством;
- сформировать у студентов соответствующие теоретические знания и практические умения, направленные на понимание декоративно-прикладного искусства в художественном образовании студентов
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические и педагогические основы условий обучения в системе художественного образования.
2. Изучить и обобщить передовой опыт преподавателей декоративно-прикладного искусства в вузах Республики Таджикистан.
3. Выявить методологические и педагогические условия обучения студентов декоративно-прикладному искусству с учетом исторически сложившихся в Республике Таджикистан традиций обучения народному искусству.
4. Дать теоретическое обоснование методике обучения студентов декоративно-прикладному искусству с учетом региональных национальных традиций.
5. Разработать учебно-методический комплекс обучения декоративно-прикладному искусству студентов.
6. Выявить уровень художественной и специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения), степень осознания ими роли и места декоративно-прикладного искусства в художественном образовании.
7. Создать наглядные пособия для будущих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения) по изучению национальной культуры и художественных традиций Республики Таджикистан.
8. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной модели при введении декоративно-прикладного искусства в художественное образование.
Методологической основой исследования послужили идеи системного, личностного и деятельностного подходов, а также многовековые национальные традиции декоративно-прикладного искусства, история развития декоративного прикладного искусства, современные искусствоведческие и педагогические исследования. Сущность методологии нашего исследования содержится в том, чтобы передавать особенности национальных традиций последующим поколениям через призму исторически накопленного опыта народной педагогики.
Это обстоятельство позволило нам сформулировать задачу - насколько гуманистическая, методологическая, педагогическая и методическая обоснованность предлагаемой системы художественного образования, основанного на национально-художественных традициях, сочетается с общепедагогическими требованиями к преподаванию декоративно-прикладного искусства в вузе.
Методы исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение деятельности студентов, функциональный анализ учебного материала, теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, художественных вузов математические и статистические методы обработки результатов исследования, педагогический эксперимент и др.
Законодательная и нормативно-правовая база исследования: «Закон Республики Таджикистан «О народных художественных ремеслах» (16 июля 2003 г.)», «Государственная программа развития культуры на 2008-2015 гг.» (от 3 марта 2007 г., № 85), «Государственная программа развития национальных ремесел на 2009-2015 гг.», «Государственная программа
подготовки высококвалифицированных кадров культуры, искусства и печати на 2007-2010 гг.»; установки Президента Республики Таджикистан об объявлении 2018 года «Годом развития туризма и народных ремесел», а также о провозглашении 2019-2021 гг. «Годами развития села, туризма и народных ремесел».
Экспериментальной базой исследования явились Государственный институт изобразительного искусства и дизайна Таджикистана и художественно-графический факультет ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова».
Этапы исследования:
Первый этап (2015-2016 гг.) Подбор и изучение литературы по теме диссертации. Анализ книг, монографий, диссертаций, научных сборников, научных трудов по декоративно-прикладному искусству, посещения объектов культурного наследия (памятники истории и культуры). Проведен констатирующий эксперимент с целью определения уровней знаний по декоративно-прикладному искусству.
Второй этап (2016-2018 гг.). Конкретизация цели, форм и методов исследования особенностей содержания художественного образования посредством декоративно-прикладного искусства.
Третий этап. (2018-2020 гг.). Апробация основных результатов исследования особенностей содержания системы художественного образования средствами декоративно-прикладного искусства.
Сделан контрольный срез эксперимента, осуществлялась обработка данных, полученных экспериментальным путём. Обобщены полученные результаты особенностей декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования студентов художественно-графических факультетов Республики Таджикистана.
Научная новизна исследования:
1. Представлены педагогические условия обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании, разработанные на
материалах художественно-графических факультетов вузов Республики Таджикистана.
2. Определены количественные показатели и разработаны критерии для определения уровня художественной образованности будущих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения).
3. Экспериментально доказана необходимость изучения педагогических условий для обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что учтено содержание художественного образования студентов художественно-графических факультетов посредством декоративно-прикладного искусства, определено значение теоретической подготовки студентов в её различных моделях. Исследование внесло определенный вклад в теоретическое обоснование художественного образования и критериев оценки их эффективности. Впервые в практику преподавания декоративно-прикладного искусства заложена необходимость изучения истории возникновения и особенностей декоративно-прикладного искусства различных регионов Таджикистана, их дифференциация.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций (форм, методов и средств) по содержанию и включение в учебные программы народного декоративно-прикладного искусства для художественного образования студентов, направленных на освоение главных ценностей национальной и, в конечном счете, мировой культуры.
Разработанная нами концепция методических приемов, содержащихся в педагогических условиях обучения декоративно-прикладному искусству в художественном образовании, учитывает местные, исторически сложившиеся художественные традиции, в которой все они гармонично сочетаются. Мы считаем, что именно она должна быть взята за основу при выработке концепции оптимальной системы художественного образования в
вузах Республики Таджикистан. Полученные результаты позволят студентам в их будущей профессионально-педагогической деятельности проводить занятия на современном методическом и техническом уровнях.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается методологиями системного, личностного и деятельностного подходов, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, анализом результатов опытно-экспериментальной работы. Подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, сравнением полученных результатов в контрольных и экспериментальных группах, личным опытом автора в качестве преподавателя и опытом преподавателей, принявших активное участие в опытно-экспериментальной работе.
На защиту выносятся:
1. Педагогические условия для изучения общих принципов гуманизации и их влияния на декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования будущих учителей изобразительного искусства, черчения и технологии (трудового обучения).
2. Методика преподавания истории декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на материалах художественно-графических факультетов Республики Таджикистан (резьба по дереву, резьба по ганчу, плетение, чеканка, гончарное дело и лепка, вышивка, «печворк» (мерный лоскут), бисер, аппликация, сюзане).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов2000 год, кандидат педагогических наук Казанская, Наталия Равильевна
Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы2010 год, доктор педагогических наук Губанова, Елена Николаевна
Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Гайманова, Елена Владимировна
Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры2006 год, кандидат педагогических наук Ерошенко, Юлия Владимировна
Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства2001 год, доктор педагогических наук Кемешев, Диллабай Анварович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Уралова Навруза Сотиволдиевна, 2021 год
Список литературы
1. Абдуллаев Т., Фахретдинова Д., Хакимов А. Песнь в металле. / Т.
Абдуллаев, Д. Фахретдинова, А. Хакимов [Текст]. - Ташкент: Изд-во Литература и искусство имени Гафура Гуляма, 1986 - 150 с.
2. Азизов А., Рахимов С., Исломов С. и др. Программа «Профессия» для 5-9
классов / А.Азизов, С.Рахимов, С.Исломов [Текст]. - Душанбе, «Матбуот», 2003. - 225 с.
3. Азизов А.А. Программа и примерный модуль курса обучения для
преподавателей по предмету технология, относящиеся в совершенствовании к обучению / А.А. Азизов, М.Д. Рузиева, Ш.Ю.Азизов, М. Насимй, А. Риоев [Текст]. - Душанбе.: Маориф 2017. -160 с.
4. Азизов А.А. Дидактические основы формирования технического
творчества у учащихся общеобразовательной школы (На примере Республики Таджикистан) [Текст]: дисс. док.пед.наук: 13.00.01. -Душанбе, 2013. -354 с.
5. Азизов А.А. Методика обучения учащихся VIII - IX классов резьбе по
дереву (на материале народных промыслов Северного Таджикистана) [Текст]: / А.А. Азизов / автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02-Брянск: МП «Омор», 1995, - 17 с.
6. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю. Керамика / Учебник / А.А.Азизов, Ш.Ю.
Азизов [Текст]. - Худжанд.: Нури маърифат, 2019 - 94 с.
7. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю. Руководство по технологическим наукам
(трудовое образование) для 6 классов (мальчики) / А.А. Азизов, Ш.Ю. Азизов [Текст]. - Душанбе.: Маориф, 2017. - 154 с.
8. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю. Руководство по технологическим наукам
(трудовое образование) для 7 классов (мальчики) / А.А. Азизов, Ш.Ю. Азизов [Текст]. - Душанбе.: Маориф 2017. - 144 с.
9. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю. Руководство по технологическим наукам
(трудовое образование) для 8 классов (мальчики) / А.А. Азизов, Ш.Ю. Азизов [Текст]. - Душанбе.: Маориф 2017. - 160 с.
10.Азизов А.А., Азизов Ш.Ю. Руководство по технологическим наукам (трудовое образования) для 9 классов (мальчики) / А.А. Азизов, Ш.Ю. Азизов [Текст]. - Душанбе.: Маориф 2017. - 140 с.
11. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю., Рахимов У.А. Гончарное дело / Учебник /
А.А.Азизов, Ш.Ю. Азизов, У.А. Рахимов - Худжанд.: Нури маърифат 2019. - 132 с.
12. Азизов А.А., Азизов Ш.Ю., Уралова Н.С. Резьба по дереву / Учебник /
А.А.Азизов, Ш.Ю. Азизов, Н.С. Уралова - Худжанд.: Нури маърифат 2019 - 160 с.
13.Азизов Ш.Ю., Азизов А.А., Бобоева Ш.Х. Навдошй / Китоби дарсй / А.А.Азизов, Ш.Ю. Азизов, Ш.Х,. Бобоева. - Хучанд.: Нури маърифат 2019. - 126 с.
14. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев [Текст]. -Москва: Наука, 1970. - 486 с.
15. Анисимов Н.Н. Основы рисования /. Н.Н. Анисимов [Текст]. - М., 1974. -160 с.
16. Анисимов Н.Н. Основы рисования: Учебное пособие для студентов строительных специальных вузов 2-е изд-е /. Н.Н. Анисимов [Текст]. -Москва: Стройиз-дат, 1977. - 168 с.
17. Антонова Б.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анауской культуры / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье / Б.В. Антонова [Текст]. - Москва: Наука, 1981, -3-5 с.
18. Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики / Е.А. Ануфриев [Текст]. // Социально-политический журнал. - 1996. - № 4. - С. 78-91.
19. Апресян Г. З. Ораторское искусство: моногр. / Г.З. Апресян [Текст]. -Москва: Издательство МГУ, 1978. - 280 c.
20. Аристова Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова [Текст]. -Москва: Просвещение, 1968. - 138 с.
21. Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук / Л.П. Аристова [Текст].
- Казань: Таткнигиздат, 2005. - 198с.
22. Асмарян Г. Из истории геометрического и растительного орнамента Армении [Текст]. / Г. Асмарян // Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. -Ере-ван, 1972. - 17с.
23. Ахроров И. Керамика Ферганы XI -Х11вв. / И Ахроров [Текст]. - АКД. Ташкент, 1966. - 175с.
24. Ашуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства (на материалах Таджикистана) [Текст]. / М.Д. Ашуров // автореф. дисс. канд. пед.наук: 13.00.02- М: Типография МГПИ имени В.И.Ленина, 1993. - 16 с.
25. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский [Текст]. - Москва: Педагогика, 1982. -192 с.
26. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А. В. Бакушинский [Текст]: Москва: Новая Москва, 1925. - 240 с.
27. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Изобр. искусствовед. тр. /
A.В. Бакушинский [Текст]. -Москва: Сов.художник, 1981. - 351 с. илл.
28. Бакушинский, А.Б., Гончарский А.В. Некорректные задачи. Численные методы и приложения / А.Б. Бакушинский, А.В. Гончарский [Текст]. -Москва: [не указано], 1989. - 806 с.
29. Бартолъд В.В. Ислам и культура мусульманства / В.В. Бартолъд [Текст].
- Москва 1992. - 135с.
30. Бартольд В.В. Несколько слов об Арийской культуре в Средней Азии /
B.В. Бартольд [Текст]. Соч.- Москва: Наука, 1964. Т.П.-Ч.2. - С. 322-332.
31. Бартольд ВВ Сочинение в 5 томах / В.В. Бартольд [Текст]. - Москва: Книга, 1966 - 320с.
32. Баумгартен Ф., Ватер Р., Поланд Ф. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Р. Ватер, Ф. Поланд [Текст]. - Спб., 1906. - 321с.
33. Бачинский Н.М. Резное дерево в архитектуре Средней Азии / Н.М. Бачинский [Текст]. -Москва: Гост архитектурное изд-во, 1947. - С.5-292.
34. Беда Г.В. «Живопись» / Г.В. Беда [Текст]. -М., 1986. -199с.
35. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция 2-е изд-е перераб. и доп / Г.В. Беда [Текст]. - Москва: Просвещение, 1981. -С. 239.
36. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: Учебное пособие для вузов / Г. В. Беда [Текст]. - Москва: Просвещение, 1977. - 186 с.
37. Бедекицким А.М. Древний Пенджикент / А.М. Бедекицким [Текст] (Основные итоги раскопок 1954-1957 гг.) //СА. - 1959. - № I.- С.203-204
38. Бежмарн Б.В. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана / Б.В. Бежмарн [Текст] - К., 1943. -132с.
39. Белинская Н.А. По законам красоты / очерки декоративного искусства Таджикистана / Н.А. Белинская [Текст]. - Душанбе: -Дониш, 1981, -137с.
40. Белозерцев В.И. Проблемы профессиональной этики / В.И. Белозерцев //Вестник Ульяновского гос. техн. ун -та. - 1998. -№3. - С. 3-15.
41. Белютин Э., Молева Н. Чистяков П. П. Теоретик и педагог / Э. Белютин, Н. Молева, П. П. Чистяков [Текст]. - М., 1953. - 325с.
42. Бертельс Е.Э. Предисловия к Кабуснаме / Е.С. Бертелсьс // Кайковус Унсурулмаали. Кабуснаме. - М., 1958. - С. 9-12.
43. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько [Текст]. - Воронеж, 1977. - 304 с.
44. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский [Текст]. - М.: Педагогика, 1978. - 384.с.
45. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский [Текст]. - М.: Педагогика, 1979. - 400 а
46. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев [Текст]. -Москва: Искусство, 1971. - 416 с.
47. Большаков О.Г. Арабские надписи на поливной керамике Средней Азии ГХ-ХП вв. / О.Г. Большаков [Текст]. - ЭВ, XII, 1958; XV, 1963; XVII, 1966. - 356 с.
48. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В. Бромлей [Текст]. - М., Наука, 1981. - 391 с.
49. Брысина Т.Н. Методологические проблемы гуманитаризации технического образования / Т.Н. Брысина [Текст]. // Гуманитаризация технического образования и гуманизация профессиональной подготовки студентов. Тез. науч.-метод. конфер. -Ул ПИ, 1989. -60с.
50. Брысина Т.Н. Теоретико-методологический анализ современной технической модели образования / Т.Н. Брысина [Текст]. // Вестник Ульяновского гостехуниверситета, 1998, N3. -с. 3-7.
51. Буканова Ю.В. Квилтинг и пэчворк. / Ю.В. Буканова [Текст]. Большая книга лоскутного шитья. - М.: Изд. АСТ, 2011.
52. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности [Текст]. / И.В. Бурцева // Афтореф. дисс... к.п.н. - М., 1996. - 16 с.
53. Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма IX, - XVII вв, - «Керамика Хорезма» / Н.Н. Вактурская. [Текст]. - М., 1959 (Тр. ХАЭЭ, вып. IV).
54. Василенко В.М. Русское прикладное искусство / В.М. Василенко [Текст]. -М., 1977. - 464 с.
55. Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв./ В.М. Василенко [Текст]. - М., 1974. - 177 с.
56. Васнецов, В. М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: альбом / В. М. Васнецов [Текст]; сост. Л. И. Иовлева. Москва: Изобразительное искусство, 1984. - 48 с.
57. Вегнер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Вегнер [Текст]. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
58. Веймарн Б.В. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана / Б.В. Веймарн [Текст]. - М., 1948. - 62 с.
59. Венецкий С.И. Рассказы о металлах /С.И. Венецкий [Текст]: - М., П., 1970. - 236 с.
60. Волков М.П. Гуманитаризация технического образования как фактор образования и гуманизация профессиональной подготовки инженеров / М.П. Волков [Текст]: Тезисы науч.-метод. конф. Ульяновск: УлПИ, 1989. - С. 40.
61. Воронина В.Л. Архитектурный орнамент древнего Пенджикента / В.Л. Воронина [Текст]. - М.: Гос. Изд. литературы по строительству, архитектуре строительным материалам, 1961. - С. 98-99.
62. Воронов B.C. О крестьянском искусстве / В.С. Воронов [Текст]. -Москва: Сов.художник, 1972. - 125с.
63. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. // Тезисы докладов, сообщений. - Всерос.научн. -практ.конф. / [Текст]. -М., 2000, -274с.
64. Выготский Л.С. Педагогическая психология // под ред. / В.В. Давыдова [Текст]. - М.: Педагогика, 1991. - 485 с.
65. Гаганов Г.И. Геометрический орнамент Средней Азии // Архитектурное наследство / Г.И. Гаганов [Текст]. - М.,1958. - 211 с.
66. Гафуров Б.Г. История таджикского народа / Б.Г. Гафуров [Текст]. В 4т.-М.: Изд-во лит-ры, 1963. - 196 с.
67. Гинзбург И.П. П.Чистяков и его педагогическая система / И.П. Гинзбург [Текст]. - Л.; М., 1940. -398.
68. Гончаренко И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаренко [Текст]. - М.: «Педагогика», 1986. - 125 с.
69. Горшкова В.В. Активность личности школьника в совместной с учителем / В.В. Горшкова [Текст]. - Хабаровск, 1989. -105 с.
70. Григорян Б.Г. Архитектурный орнамент в Средней Азии / Б.Г. Григорян [Текст]. - М.,-Д., 1939. - 412 с.
71. Гулямова Э. Этапы истории хульбукского дворца / Э. Гулямова [Текст]. - Душанбе: ИООН АН Тадж. ССР, 1968. - № 3. - 234 с.
72. Гуманитаризация технического образования и гуманизация профессиональной подготовки студентов / Тез.науч.-метод. конф. УлПИ, 1989. - 60 с.
73. Гуманитарная составляющая современного образования /Моск. гос. авиац. технол. ун-т. - М., 1999. - 183 с.
74. Гурская А.С. Обучение школьников построению орнамента // Школа и производство / А.С. Гурская [Текст]. - 1990. - № 4. - С. 82.
75. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура / В.Е. Гусев [Текст]. (Теоретические очерки). СПб., 1993. - 124 с.
76. Гусев В.Е. Ряженье // Народные знания / В.Е. Гусев [Текст]. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. - М., 1991. - С. 109-110.
77. Давидович Е.А. К датировке мечети Ходжа Зайнеддина в Бухаре / Е.А. Давидович [Текст]. - М.: МИТАУ. Вып.1, 1950. -130 с.
78. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси / В.П. Даркевич [Текст]. - Советская археология. - №4. - 1960. - С 60.
79. Денике Б.П. Архитектурный орнамент в Средней Азии / Б.П. Денике [Текст]. - М.-Д.» 1939. - 412 с.
80. Денике Б.П. Искусство Востока / Б.П. Денике [Текст]. - Казань, 1923. -325 с.
81. Денике Б.П. Искусство в Средней Азии / Б.П. Денике [Текст]. - М., 1927. -244 с.
82. Деревенко А.П. Методические проблемы создания новой техники и технологии / А.П. Деревенко [Текст]. Сб. науч. тр./ Отв. ред., Д.Г. Кнорре. - Новосибирск: Наука, 1989. - 297 с.
83. Джабборов И. Об ученичестве в ремесленных цехах Средней Азии в конце XIX- начале ХХ вв. // Материалы Второго совещание археологов и этнографов Средней Азии / И Джабборов [Текст]. - М., 1959. - 82с.
84. Джалилова Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности (на материале популяризации таджикского искусства вышивания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан) [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Душанбе, 2007. - 175 с.
85. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов [Текст]: Т.1. - М., 1939. - 163 с.
86. Джамолиддинов А., Уралова Н.С., Эргашев А. Толковый словарь терминов изобразительного искусства / А. Джамолиддинов, Н.С. Уралова, А. Эргашев [Текст]. - Канибадам: Наби Фахри, 2019. - 164 с.
87. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь / В.И. Загвязинский [Текст]: - М.: Знание, 1980. - 96 с.
88. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды / Л.В. Занков [Текст]: М., 1990.
89. Захаров М.А., Юлдошев Х.А. Архитектура Таджикской ССР. Архитектура республик Средней Азии / М.А. Захаров [Текст]: - М.: Стройиздат, 1951. - 194 с.
90. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов [Текст]: Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 189 с.
91. Иванов С.В. О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков / С.В. Иванов [Текст]. Материалы 2-го совещания археологов и этнографов Средней Азии. -М.-Л.,1959. - 217 с.
92. Ивина А.А. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина [Текст]. - М.: Гардарики, 2004. - 236 с.
93. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев [Текст]. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 90 с.
94. Кадцын Л.М., Квасов Г.Г., Лисовский В.Т. и др. Эстетическое воспитание в техническом вузе / Л.М. Кадцын, Г.Г. Квасов, В.Т. Лисовский [Текст]:. Учебно-метод. пособие. -Под. ред. Г.С. Гуна. -М.: Высщая школа. 1991.-207с.
95. Кадырова М.В. Использование национально-художественных традиций на уроках по изобразительному искусству (На материале общеобразовательных школ Северного Таджикистана) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: - М., 2004. -165 с.
96. Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Составитель Е.Д. Кардовская [Текст]: - М., 1960. - 369 с.
97. Кашин С.П. Пэчворк / С.П. Кашин [Текст]. Секреты искусства лоскутного шитья / [сост. С.П. Кашин] - М.: РИПОЛ-классик, 2017. - 256 с.
98. Кверфельд Э.К. Черты реализма в рисунках и коврах времени Сафевидов. // Тр. отд. истории, культуры и искусства Востока. Т.Ш. / Э.К. Кверфельд [Текст]: -Л., 1940. -С.267.
99. Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста / И.А. Комарова [Текст]. //Автореф. дис: кан. пед. наук. - М., 1991.-412с.
100. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский [Текст]. - М., 1955.
101. Коменский Я.А., Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. [Текст]. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.
102. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе / Е. Кондахчан [Текст]. 1952 год учебник. состояние на фото, 1952. -226 с.
103. Корешков, Валерий В 70 лет только начало. / Валерий Корешков [Текст]. - М.: Фонд «Сотворение мира», 2013. - 192 с.
104. Коханович Л.И. Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы / Коханович Л.И., Шахова Р.Ф., Куфтырев Ю.И., Мигалин Л.И. и др. [Текст]. - М., 1992. - 40с.
105. Коханович Л.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование / Л.И. Коханович, Л.Г. Рябов, И.П. Ивановская, Ю.И. Куфтырев [Текст]. -М., 1995. -64с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор информации / НИИВО. Вып.3).
106. Коханович Л.И. Гуманитаризация высшего образования / Л.И. Коханович, Ф.Ф. Шахова, Р.Н. Мигалин, И.П. Ивановская [Текст]. Сб. научно-методических материалов. - М., 1993. - 48 с.
107. Кузин В. С. Наброски и зарисовки / В.С. Кузин [Текст]. Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
108. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе /
B.С. Кузин [Текст]. - М., 1977.-207 с.
109. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина [Текст]. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
110. Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект) / В.П. Лежников [Текст]. // Автореф. дис.... / - М., 1996. - 21 с.
111. Леонтьев А.Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии / А.Н. Леонтьев [Текст]. 1970 № 2. -
C. 34-45.
112. Лепилов К.М. Школьники-иллюстраторы / К.М. Лепилов [Текст]. -Петроград: Зачатки знаний, 1924. - 48 с.
113. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер [Текст]. - М.: Педагогика, 1981. - 185с.
114. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок / Я.И. Лернер, М.Н. Скаткин [Текст]. - М.: МИ-РОС, 1992. - 38 с.
115. Литвинский Б.А. Археология Таджикистана за годы советской власти // С.А. - 1967. -№3. - С. 111-112.
116. Литвинский Б.А. Древние кайраккумцы - скотоводы, земледельцы и металлурги // Археологи рассказывают / Б.А. Литвинский [Текст]. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1959. - С.25-37.
117. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов [Текст]. - М., 1984. - 132 с.
118. Лунина С.Б. Гончарное производство в Мерве X - начале XIII в. / С.Б.Лунина. [Текст]. - Тр. ЮТАКЭ, т. XI, 1962. - 223с.
119. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия [Текст]. - М., 1974. - 135с.
120. Майдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования / В.А. Майдер [Текст]: сущность, направления, проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1965. - 57 с.
121. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С.Макаренко; Худож. А. Слепков. - М.: Дет. лит., 1986. - 622 с.
122. Макаренко, А. С. «Проектировать лучшее в человеке ...» [Текст] / А. С. Макаренко; авт. коммент. Л.Ю. Гордин. - Минск: Университетское, 1989. - 416 с. - (Библиотечка серии «Университет - школе»).
123. Мальховская Т.Н. Социальная активность школьника / Т.Н. Мальховская [Текст]. - М.: Просвещение, 1978. - 134 с.
124. Мандельштам А.М. К предкушанскому чекану Бактрии / А.М. Мандельштам. [Текст]. - ЭВ, XVII, М. - Л., 1966. - 325 с.
125. Мирбобоев А.К. История Мадрасе Таджикистана / В двух частях / А.К. Мирбобоев [Текст]. - Душанбе: Мерос, 1994. - 41 с.
126. Мирбобоев А.К. Учебные и научные центры Ближнего и Среднего Востока в древности // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре / Отв. ред. Н.Н. Негматов. / А.К. Мирбобоев [Текст]. - Душанбе: Дониш. 1983. - С. 71-91.
127. Мишина К. И., Мишин В. И. Секреты здоровья и женской красоты / К.И. Мишина, В.И. Мишин [Текст]. Энциклопедия для женщин. 2003. -364с.
128. Музаффаров Т. Художественное оформление жилища таджиков ферганской долины (Структура архитектурно-художественного ансамбля и особенности ее формирования) [Текст]: / Т.Музаффаров / Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. - М: Типография МГПИ имени В.И. Ленина, 1990. - 18 с.
129. Мухамметзянова Г.В., Караева И.И. Трудовое эстетическое воспитание студентов / Г.В. Мухамметзянова, И.И. Караева [Текст]. Казань: Изд. Казанского гос. университета. 1991. - 183 с.
130. Наумов П. П. Блонский: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета / П. Наумов, П. Блонский [Текст]. - 2003. - № 27. - С. 97-107.
131. Негматов Н. Из истории послесредневекового Ходжента / Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии / Н. Негматов [Текст]. - М., - Л.:1959. - С.63-72.
132. Негматов Н.Н. Ариана и Арйанведжа / Н.Н. Негматов [Текст]. -Худжанд, 2006. -709 с.
133. Негматов Н.Н. Исследования по истории и культуре Ленинабада / Н. Н. Негматов [Текст]. - Душанбе: «Дониш», 1986. -219 с.
134. Негматов Н.Н. Соколовский В.М. «Капиталистическая вольница» в Таджикистане и легенды Евразии / Н.Н. Негматов, В.М. Соколовский [Текст]. // В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974г.-М.: Науки, 1975. - С.438-458.
135. Негматов Н.Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. / Н. Негматов [Текст]. - Гиссар, 1992. - 37 с.
136. Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасов [Текст]. -М.: Изобр. искусство, 1983. - 343 с.
137. Некрасова М.А. Народное искусство России / М.А. Некрасова [Текст]. Народное творчество как мир целостности. -М.: Сов. Россия, 1989. -220 с.
138. Основы декоративного искусства в школе // под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
139. Папина Т.С., А.Н. Эйрих, Т. Г. Серых, Е. Ю. Дрюпина Пространственно -временные закономерности распределения растворенных и взвешенных форм марганца в воде Новосибирского водохранилища // Водные ресурсы / Т.С. Папина, А.Н. Эйрих, Т. Г. Серых, Е. Ю. Дрюпина [Текст]. -2017. - Т. 44. - №2. - С. 201-208.
140. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Пестолоцци [Текст]. В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. -336 с.
141. Пирумшоев Х. Дореволюционные русские исследователи о социальной и административной жизни городов Восточной Бухары конца XIX - нач. XX вв. / X. Пирумшоев [Текст]. Депонированный. Тадж. ИНТИ. - № 18. -Душанбе, 1977. - 20 с.
142. Пирумшоев X. Ремесленное производство в городах Восточной Бухары в освещении русской дореволюционной научной литературы конца XIX
- нач. XX вв. / X. Пирумшоев [Текст]. Депон. Тадж. ИНТИ. - №19. -Душанбе, 1977. - 18 с.
143. Писарчик А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX - начала XX вв. / А.К. Писарчик [Текст]. -М.: Гос. Изд. лит.по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. -247с.
144. Поленов В.Г. Картины и рисунки художника / Василий Поленов [Текст].
- 1968. -632 с.
145. Половинкин А. И. Законы строения и развития техники / Учеб. пособие / А.И. Половинкин [Текст]. Волгоград: ВолгПИ, 1985. -202 с.
146. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан [Текст]: Дис. д.п. н.: 13.00.02. -М.: 1998. - 368 стр.
147. Рахимов С. Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству (на примере вузов Республики Таджикистан) [Текст]: / С.Рахимов / автореф. дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01- Худжанд: Типография ТГПУ им. С.Айни, 2010, - 24 с.
148. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана / Л.И. Ремпель [Текст]. - Ташкент, 1961. - С. 12-13.
149. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока / Л.И. Ремпель [Текст]. -Ташкент: Изд. лит.и искусство, 1986. С.150,179.
150. Ремпель Л.И. Резьба и роспись по ганчу и дереву / Л.И. Ремпель [Текст]. - Ташкент: изд. АН Уз. ССР, 1962. - 188 с.
151. Репин И.Е. О художественной педагогике. / И.Е. Репин [Текст]. Публ. И.А. Бродского. - «Труды Всерос. Академии художеств». Т. 1. 1947, - С. 212-22.
152. Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н.К. Рерих. - М.: Международный Центр Рерихов, 1993. - 88 с.
153. Розенфельд Л. Информационная архитектура в Интернете / Л. Розенфельд, П. Морвиль [Текст]. - М., СПб: Символ-Плюс; Изд. 2-е, 2017. - 544 с.
154. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию / Н.Н. Ростовцев [Текст]. - Л.: Просвещение, 1982. -245с.
155. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка / Н.Н. Ростовцев [Текст]. - Л.: Просвещение, 1981. -154с.
156. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для худож. - граф. фак-тов пед. вузов / Н.Н. Ростовцев [Текст]. - М; Просвещение, 1999. - 238 с.
157. Ростовцев Н.Н. Рисование 3 класс / Н.Н. Ростовцев [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1961. - 110 с.
158. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии 2-е изд-е. / С.Л. Рубинштейн [Текст]. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
159. Рузиев М.А. Искусство таджикской резьбы по дереву (К-ХХ вв.). / М.А. Рузиев [Текст]. - Душанбе, 1975. - 368с.
160. Рузиев М.А. Искусство таджикской резьбы по дереву (конца XIX - XX вв.) / М.А. Рузиев [Текст]. - Душанбе: Дониш, 1976. - С. 40.
161. Рузиев М.А. Искусство таджикской резьбы по дереву (конец XIX -начало XX вв.) // Дис.канд. искусствоведческих наук / М.А.Рузиев [Текст]. - Душанбе. 1967. - 210 с.
162. Рузиев М.А. Искусство таджикской резьбы по дереву (конец XIX -начала XX вв.) / М.А. Рузиев [Текст]. - Душанбе: 1975. - 80 с.
163. Рузиев М.А. Народные умельцы/ М.А. Рузиев [Текст]. -Душанбе: Ирфон, 1983. -70 с.
164. Рузиев М.А. Резное дерево Чорку / М.А. Рузиев [Текст]. - Душанбе: Дониш. - 1979. -72 с.
165. Рузиев М.А. Резные двери жилищ Бухары / М.А. Рузиев [Текст]. -Душанбе, 1967. -19 с.
166. Руссо Жан-Жак Избранные произведения (комплект из 3 книг) / Жан-Жак Руссо [Текст]. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 2013. - 122 с.
167. Рыбаков Б. А. Спорные вопросы образования древнерусского государства / Б. А. Рыбаков // ВИ, 1960, № 9. - 221 с.
168. Сайко Э.В. Глазурованная керамика Средней Азии VIII-XIвв. (По материалам керамических комплексов Хутталя, Согда, Ферганы) / Э.В. Сайко [Текст]. - Душанбе, 1963 -213с. (Тр. ИИАН Тадж ССР, т. XXXVI).
169. Сакулина Н.И., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.И. Сакулина, Т.С. Камарова [Текст]: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973. - 206 с.
170. Салтыков А. Б. Избранные труды / А.Б. Салтыков [Текст]. - М: Советский художник, 1962. -128с.
171. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства / А.Б. Салтыков [Текст]. - М.: Искусство, 1956. - 47 с.
172. Семёнов А.А. Этнографические очерки Зарафшанских гор Каратегина и Дарваза / А.А. Семёнов [Текст]. - М., 1903. - С.186.
173. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы (Очерки) / Т.С. Семенова [Текст]. - М.: Советский художник, 1977. - 245 с.
174. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика / В.В. Сериков [Текст]. - 1995. - №5. - С.17.
175. Серов Валентин Александрович. Каталог выставки / В.А. Серов [Текст]. - М.: Советский художник, 1986. - 128 с.
176. Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за» и «против». / З.В. Сикевич [Текст]. - Л. 1990. -326 с.
177. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследований / М.Н. Скаткин [Текст]. - М., 1986. -206 с.
178. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя // Советский педагогика [Текст]. - 1973. - №5. -325с.
179. Словарь современного русского литературного языка: В 20-ти томах.Т.З/Гл. ред. К.С. Горбацевич. -2-е изд., перераб. И доп.-М.: рус.яз.,1991. - С.7-388.
180. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов [Текст]. - М.: Изд-во «Аспект-пресс», 1995. - 271 с.
181. Сорокина С.П., П.Г. Богатырёв и русская формальная школа // Архетипы в фольклоре и литературе / С.П. Сорокина, П.Г. Богатырёв [Текст]. -Кемерово, 1994. - 225 с.
182. Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике / В.И. Суриков [Текст]. - Л.: 1977. - 216с.
183. Суриков Василий Иванович. Искусство / В.И. Суриков [Текст]. - М.: 2009. - 715 с.
184. Сухарева О.А. Свадебные обряды таджиков г. Самарканда и некоторых других районов Средней Азии. / О.А. Сухарова [Текст]. Литература и искусство Узбекистана, кн. 6, Ташкент, 1937, -с.119.
185. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский [Текст]. - М.: Педагогика, 1979. - 398 с.
186. Сычева Н.С. О так называемых знаках карточных мастей в искусстве Средней Азии // Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа (древность и средневековье) / Н.С. Сычева [Текст]. - М.: Наука, 1990. -С. 125-128.
187. Ташходжаев Ш.С. Художественная поливная керамика Самарканда IX-начала XIII в. / Ш.С.Ташходжаев. [Текст]. - Ташкент, 1967. -269 с.
188. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство / Б. Тейлор [Текст]. 19702005/ Пер. Э. Меленевская - М.: Слово/Slovo, 2006. -138с.
189. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б. М. Теплов [Текст]. - М., 1941. -2 9 с.
190. Титова Н. Е. История экономических учений / Н.Е. Титова [Текст]. - М.: Владос, 2017. - 288 с.
191. Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии / Л.Б. Томина [Текст]. -1977, - №4. -С. 51-55.
192. Турсунов Н. Истаравшан (Краткое изложение истории и культуры народа) / Н.О. Турсунов [Текст]. - Душанбе, «Ирфон», 1992. -208 с.
193. Турсунов Н.О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана / Н.О. Турсунов [Текст]. -Душанбе. -1974. - 86 с.
194. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский [Текст]. - М.: Педагогика, 1991. - 922 с.
195. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина [Текст]. -М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с. илл.
196. Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков: древнейшая, древняя, раннесредневековая история. Книга II. История музыкального
инструментария таджиков / Н.Хакимов [Текст]. - Худжанд, 2004. -605 с., с илл., 12 с.цвет. илл., ХОХ табл.
197. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов [Текст]: Учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрист, 1997. -134 с.
198. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп. / А.С. Хворостов [Текст]. -М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
199. Хворостов А.С. Древесная мозаика. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худож.-граф. факультетов пединститутов / А.С. Хворостов [Текст]. -М.: Просвещение, 1973. - 86 с.
200. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву / А.С. Хворостов [Текст]. -М, П. 1977. -425 с.
201. Хейердал, Т. Мальдивская загадка: новые археологические приключения автора «КонТики» / Т. Хейердал; пер. Л. Л. Жданова [Текст]. под ред. и с предисл. В.И. Вайтова. Москва: Прогресс, 1988. -222, [4] с. : ил.
202. Хейердал, Тур Искусство острова Пасхи / Тур Хейердал [Текст]. - М.: Искусство, 2015. - 528 с.
203. Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов [Текст]. -М.: Физич.культура, 2006. -224с.
204. Холматов Дж.М., Исаев А.Б. Научно-теоретические основы изучения народного искусства в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - Худжанд, - 2018. - № 3 (56). -С. 145-250.
205. XXI век: будущее России в философском измерении / Материалы II Российского философского конгресса. В 4 т.-Т4: Философия духовности, образования, религии. Ч.2. -Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999. -1934.-С.493-514.
206. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М.
Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой [Текст]. - М.: Академия, 2002.
207. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / С.Т. Щацкий [Текст]. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 с. - (Педагогическая библиотека). - 30 000 экз.
208. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е. / Е.В. Шорохов [Текст]. -М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
209. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов [Текст]. -М.: Просвещение, 1981. -348 с.
210. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: // Дис... док. пед. наук. / Т.Я. Шпикалова [Текст]. -М., 1988. -346 с.
211. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя / Т.Я. Шпикалова [Текст]. -М.: Просвещение, 1974. -157с.
212. Шпикалова. Т.Я. Программа общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 5-9 классы. / Т.Я. Шпикалова [Текст]. - М.: Просвещение. 2007. -72 с.
213. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И. Щербаков [Текст]. - Л. 1967. -233с.
214. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г.И. [Текст]. - М.: Педагогика, 2006. - 216 с.
215. Эмомали Р. Независимость Таджикистана и возрождение наций / Р. Эмомали [Текст]. - Душанбе, 2002. -216 с.
216. Энциклопедический словарь том XXXII-A Издатели Ф. А. Брокгауз, И.А. Ефрон [Текст]. - С-Петербург, Типография Акц. Общ. «Издательство Дело», Брокгауз - Ефрон, 1901. - 962 с.
217. Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана / Х.А. Юлдошев [Текст]. - М., 1957. -482с.
218. Юнусова Н.З. Художник пейзажа. В кн.: Очерки о художниках Таджикистана / Н.З. Юнусова [Текст]. -Душанбе. - 182 с.
219. Юнусова Н.З. Изобразительная и орнаментальная системы в вышивке и художественных тканях Таджикистана ХК^Х вв. Автореф. канд. дисс. / Н.З. Юнусова [Текст]. - Минск, 1974. - 129 с.
220. Юнусова Н.З. Крупная декоративная вышивка Ура-Тюбе конца XIX-нач. XX вв. / Н.З. Юнусова [Текст]. -Изд. АН Тадж. ССР, 1969. -С.62.
221. Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме / Е.А. Якуба [Текст]. - Харьков, 1970. -176 с.
'^•' Ы" у
V Ч 1
V4 ■)
N \
Приложение 9. Традиционные виды вышивки на ткани в Таджикистане.
Приложение 13. Вязанные подарки своими руками крючком для дома.
Приложение 14. Резная деревянная консоль мавзолея Хазрати Шохиодшох.
Приложение 15. Инструменты для выполнения резьбы по дереву.
™ /ч Г".......1 /
/ / \ < > 1 / \/ /
< \ / <
\/ /\ \
< >
/ /\ /
II «1« > ь <
\ \/ \
4
Приложение 25. Круговые мотивы в искусстве таджикской резьбы.
ш ^иг -
Приложение 27. Жгутовый бордюр - «занчираи морак» или «морпеч».
Приложение 33. Двух-, трехгранно выемчатая или без фоновая резьба.
Приложение 38. Орнаментальная резьба дверей старого Худжанда.
Приложение 46. «Деталь резного орнамента двери жилого дома Ура-Тюбе».
Приложение 48. Фигурные деревянные колонны айвана мечети Чармгари Поён.
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего зимента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 8,48 10,7 13,78 60,41
Средний уровень 29,68 33,17 31,8 29,96
Низкий уровень 61,84 56,13 54.42 9,63
70 -
61,84 60,41
60 56,13
50 -
40
29,68 33,1/И 31,8 29,96
" I 0 ||
К.г Э.г К.г Э.г
до эксперимента после эксперимента
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего римента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 6,36 8,56 12,72 59,34
Средний уровень 30,74 34,24 34,98 31,03
Низкий уровень 62.9 57,2 64,66 9,63
59,34
0
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
■ до эксперимента К.г до эксперимент Э.г
■ после эксперимента К.г ■ после эксперимент Э.г
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего римента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 6,36 8,56 12,72 60,41
Средний уровень 33,92 35,31 36,04 29,96
Низкий уровень 59,72 56,13 51,24 9,63
70
59,72 60,41
60 56,13
50 40 30 20 10 0
33,92 35,31 36,04
ш \ а I 11 (к
К.г Э.г К.г Э.г
до эксперимента после эксперимента
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего римента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 8,48 11,77 12,72 56,13
Средний уровень 29,68 33,17 38,16 29,96
Низкий уровень 61,84 55,13 49,12 13,91
70
60
50
40
30
20
10
56,13
11,77
12,72
8,48
Высокий уровень
38,16
29,68
29,96
Средний уровень
61,84
55,13
4
49,12
13,91
Низкий уровень
1до эксперимента К.г Идо эксперимент Э.г ■ после эксперимента К.г ■ после эксперимент Э.г
0
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего римента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 8,48 13,91 13,78 59,34
Средний уровень 30,74 39,59 31,8 34,24
Низкий уровень 60,78 46,5 54,42 6,42
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего римента после фор экспе мирующего римента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 9,54 10,7 22,26 60,41
Средний уровень 41,34 49,22 41,34 29,96
Низкий уровень 49,12 40,08 36,4 9,63
Уровни готовности студентов до формирующего эксперимента после формирующего эксперимента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 7,42 8,56 11,66 72,76
Средний уровень 31,8 34,24 36,04 31,03
Низкий уровень 73,14 73,83 64,66 10,7
72,76
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
до эксперимента К.г до эксперимент Э.г ■ после эксперимента К.г ■ после эксперимент Э.г
Уровни готовности студентов до форм экспе ирующего зимента после фор экспе мирующего эимента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 9,54 10,7 11,66 56,13
Средний уровень 32,86 35,31 34,98 31,03
Низкий уровень 57,6 53,99 53,36 12,84
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
■ до эксперимента К.г Идо эксперимент Э.г —после эксперимент К.г ■ после эксперимент Э.г
Уровни готовности студентов до формирующего эксперимента после формирующего эксперимента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 8,48 9,63 13,78 57,2
Средний уровень 29,68 32,1 36,04 32,1
Низкий уровень 61,84 58,27 50,18 10,7
Уровни готовности студентов до формирующего эксперимента после формирующего эксперимента
К.г Э.г К.г Э.г
Высокий уровень 8,56 10,7 26,5 57,2
Средний уровень 44,94 52,43 45,58 32,1
Низкий уровень 46,5 36,87 27,92 10,7
70
60
50
40
30
20
10
57,2
Высокий уровень
52,43
44,94
45,58
Средний уровень
до эксперимента „ после эксперимента
32,1
46,5
36,87
27,92
10,7
Низкий уровень
* до эксперимента после эксперимента
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.