Образ природы как компонент поэтической модели мира: На материале произведений В. М. Шукшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Нефедова, Светлана Николаевна

  • Нефедова, Светлана Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Северодвинск
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 172
Нефедова, Светлана Николаевна. Образ природы как компонент поэтической модели мира: На материале произведений В. М. Шукшина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Северодвинск. 2001. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Нефедова, Светлана Николаевна

Введение.

Глава I. Особенности воплощения в тексте образа природы как одного из способов репрезентации образа автора.

§ 1. Образ природы как одна из составляющих образа автора.

§2. Анализ текстового пространства в динамическом и статическом аспектах.

Выводы.

Глава II. Образ природы в текстовом пространстве произведений В.М. Шукшина.

§ 1. Модели картин природы и их варианты.

1.1. Модель небо - земля.

1.2. Модель земля - река.

1.3. Модель небо - земля - река.

1.4. Модель небо- река.

1.5. Модель небо - земля - горы.

1.6. Модель небо - земля -река- горы.

§2. Синтагматические связи имен природных реалий.

2.1. Денотативный класс <солнце>.

2.2. Денотативный класс <земля>.

2.3. Денотативный класс <река>.

2.4. Денотативный класс <ветер>.

2.5. Денотативный класс <дождь>.

§3. Метафорические высказывания в описаниях природных явлений.

3.1. Метафорические высказывания в описаниях солнца.

3.2. Метафорические высказывания в описаниях земли

3.3. Метафорические высказывания в описаниях реки.

3.4. Метафорические высказывания в описаниях ветра.

3.5. Метафорические высказывания в описаниях дождя.

§4. Символика образов природных реалий.

4.1. Символика солнца.

4.2. Символика реки.

4.3. Символика земли.

4.4. Символика березы.

Выводы.

Глава III. Образ природы в композиционно-речевой структуре произведений В.М. Шукшина.

§ 1. Образ природы в композиционно-речевой структуре рассказов с повествованием от третьего лица.

§2. Образ природы в композиционно-речевой структуре рассказов с повествованием о первого лица.

§3. Образ природы в композиционно-речевой структуре романов.

3.1. Образ природы в композиционно-речевой структуре романа "Любавины".

3.2. Образ природы в композиционно-речевой структуре романа "Я пришел дать вам волю".

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ природы как компонент поэтической модели мира: На материале произведений В. М. Шукшина»

Все, что критики не очень художественно называют "художественным разбором" произведений искусства, для творчества Шукшина еще впереди. Время для них еще не настало, оно, может быть, только-только настает.

Пока же существует необходимость так или иначе сопровождать его произведения каким-то словом, понять или только приблизиться к тому исходному, что привело на свет множество рассказов, повести, романы." (Залыгин 1994, 11). Эта мысль, высказанная С. Залыгиным более двадцати лет назад, актуальна и по сей день. До сих пор не существует целостного описания поэтики Шукшина, в лингвистическом же шукшиноведении остается еще очень много нерешенных проблем.

В настоящее время творчество В.М. Шукшина наиболее изучено в литературоведческом аспекте. Значимыми исследованиями в этой области являются работы JI. Аннинского (1976), А.И. Овчаренко (1977), Г.А. Белой (1978), А. Бочарова (1982), С. Фрейлих (1982), В.М. Карповой (1986), В.А. Апухтиной (1986), В.И. Коробова (1988), В.Ф. Горна (1992), С.М. Козловой (1993) и др.

В лингвистическом шукшиноведении условно можно выделить два этапа, границей между которыми является 1989 год - год шестидесятилетия В.М. Шукшина.

На первом этапе шло первичное накопление и осмысление языкового материала, внимание исследователей было привлечено к отдельным фрагментам языкового портрета прозы Шукшина (Москвина 1985; Шакиржа-нова 1985; Ольвовский 1986 и др.).

На втором этапе складывается собственно лингвистическое шукшино-ведение, формируются отдельные подходы к изучению языка писателя. Значительное место занимают исследования стилистики лексических и грамматических средств прозы В.М. Шукшина (Морозов 1991; Филиппова 1997 и др.), композиционно-речевой структуры прозы Шукшина (Жилина 1990; Матвеева 1992; Старолетов 1997; Качесова 1998 и др.), ставятся проблемы восприятия и перевода произведений автора (Рассказ В.М. Шукшина . .1996).

Особый вклад в развитие шукшиноведения принадлежит барнаульским исследователям, выпустившим целый ряд сборников научных статей и докладов, посвященных изучению творчества Шукшина, и решающим задачи по составлению словаря языка писателя.

К основным задачам, стоящим в данное время перед исследователями, можно отнести обобщение итогов разноаспектных исследований, "углубление семантической интерпретации данных анализа, выявление специфики текстов разных родов, видов, жанров, нахождение интегральной категории, -возможно, категории образа автора" (Чувакин 1997, 37).

Таким образом, в настоящий момент актуальным является описание категории образа автора, позволяющее сделать обобщения, касающиеся особенностей идиостиля и поэтики произведений В.М. Шукшина.

Раскрыть категорию образа автора невозможно без описания всех компонентов, составляющих текстовую структуру произведений конкретного автора.

Опираясь на основные положения теории образа автора, разработанной академиком В.В. Виноградовым, правомерно в качестве одной из репрезентаций этой общетекстовой категории рассмотреть такую реальность художественных произведений, как образ природы, который является одним из существенных образов индивидуальной поэтической картины мира.

Накопление результатов наблюдений над проявлением в текстах индивидуально-авторских представлений об объектах окружающей действительности способствует выявлению русской поэтической модели мира, базу которой составляет вся совокупность ресурсов русского языка. Одной из проблем описания русской поэтической картины мира является изучение состава самих реалий, к которым обращаются конкретные авторы, и систематизация средств изображения, которые отражают саму специфику авторской стилистики, манеру письма. И в этом отношении данный вопрос является частью общей проблемы описания русской языковой картины мира, в частности, в той ее части, которая отражает эстетические способы познания мира природы.

В настоящее время нет целостного описания образа природы, реализованного в текстах художественных произведений В.М. Шукшина. Образ природы в творчестве Шукшина изучался с литературоведческой точки зрения, определялась его роль в выражении идейно-философского замысла произведений (Козлова 1992, 1994; Кофанова 1998; Куляпин 1998), частично, не являясь центральным предметом исследования, рассматривалась символика ключевых образов природных реалий (Кофанова 1997; Тевс 1999), предпринимались отдельные попытки анализа образных средств, используемых автором при описании природы (Нечаева1992).

Таким образом, актуальность данного исследования определяется прежде всего тем, что в нем впервые делается попытка целостного описания фрагмента поэтической картины мира В.М. Шукшина - семантического пространства "Человек-Природа". Вместе с этим исследование находится в русле активно разрабатывающейся в настоящее время проблемы описания фрагмента русской поэтической модели мира.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: образ природы занимает особое место в композиционно-речевой структуре произведений В.М. Шукшина и является существенным компонентом поэтической картины мира автора.

Сформулированная гипотеза обусловила цель настоящего диссертационного исследования: описать образ природы как один из компонентов поэтической модели мира В.М. Шукшина.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи.

1. Определить особенности реализации образа природы в текстовом пространстве художественных произведений.

2. Описать фрагмент поэтической картины мира В.М. Шукшина, связанный с интерпретацией явлений природы.

3. Выявить основные модели картин природы и характер их реализации в тексте.

4. Определить особенности синтагматических связей имен природных реалий, положенных в основу разграничения моделей.

5. Выяснить комплексы ассоциаций, связанных с основными природными реалиями.

6. Установить роль образов природы в реализации идейно-философского замысла произведений.

Предметом исследования в настоящей диссертации является образ природы, реализованный в художественных текстах В.М. Шукшина.

В качестве объекта исследования рассматриваются художественные произведения В.М. Шукшина: все опубликованные рассказа, романы. Частично используются тексты киноповестей.

Материалом исследования послужили выявленные по особой методике фрагменты текстов, реализующие образ природы.

В соответствии с поставленной целью и решаемыми в работе задачами использован комплекс методов и приемов анализа фактического материала. Выбор данных методов обусловлен принятым в работе положением о целесообразности исследования текстовых фрагментов в динамическом и статическом аспектах. Ведущим является метод лингвистического описания, который применялся при непосредственном наблюдении над текстовым материалом, а также при анализе и систематизации материала в аспекте поставленных задач. При выявлении индивидуально-авторских ассоциаций, связанных с представлением отдельных природных реалий, использовался деривационно-прагматический метод анализа метафорических высказываний. Кроме того, были использованы элементы семантико-стилистического, контекстуального и количественного методов анализа, а также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексный подход к исследованию текстового пространства, включающий в себя динамический и статический аспекты, является эффективным при анализе образа природы как компонента индивидуальной поэтической модели мира.

2. Образ природы в любом тексте произведений В.М. Шукшина непременно оказывается включенным либо в субъектный план повествователя, либо в субъектный план персонажа, либо в оба эти плана одновременно.

3. Типовые позиции образа природы в композиционно-речевой структуре произведений В.М. Шукшина (сильные места - формальные конец и начало текста, а также кульминация сюжетного действия) отражают идейно-тематический замысел автора.

4. Наиболее частотные природные реалии, обнаруженные на всем текстовом пространстве произведений конкретного автора, позволяют вывести основные модели и варианты картин природы. Данные модели конституируют фрагмент индивидуальной поэтической картины мира.

5. Анализ синтагматических связей имен природных реалий, а также метафорических высказываний как целостного образа позволяет выявить комплексы индивидуально-авторских ассоциаций, отражающих особенности эстетического освоения явлений природы.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем показана возможность построения моделей картин природы и описание их вариантов на основе обнаруженных в текстовом пространстве частотных природных реалий. Основные компоненты выявленных моделей рассматриваются в качестве исходных при целостном описании индивидуальной поэтической модели мира природы, которое включает последовательный анализ синтагматических связей имен природных реалий и стилистических средств, используемых для создания их образа, особенностей символизации образов природы в текстах художественных произведений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлен целостный образ природы как компонент поэтической модели В.М. Шукшина. Предлагаемый в работе подход к анализу материала может быть использован для описания периферии денотативных классов, входящих в семантическое пространство "Человек-Природа".

Материалы, наблюдения и результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов "Лингвистический анализ художественного текста" и "История русской литературы второй половины XX века", а также могут лечь в основу школьного изучения творчества В.М. Шукшина.

Апробация работы. По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на научно-практических конференциях, проводимых в рамках IX, X Ломоносовских чтений (г. Северодвинск), на аспирантской и студенческой конференции XI Ломоносовских чтений (г. Архангельск). Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры русского языка (1998 г.), кафедры языкознания (2000 г.) и на совместном заседании кафедр русского языка и языкознания (2001 г.) Северодвинского фи9 лиала Поморского государственного университета. По теме исследования имеется 5 публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей воплощения образа природы в текстовом пространстве художественных произведений. Вторая глава представляет собой описание характера включения образа природы в текстовое пространство художественных произведений В.М. Шукшина. В третьей главе определяется место образа природы в композиционно-речевой структуре произведений автора. Приложение содержит список литературы и указатель текстовой реализации основных моделей картин природы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Нефедова, Светлана Николаевна

Выводы

1. Наблюдения над композиционно-речевой структурой произведений В.М. Шукшина показали, что такая реальность художественного текста, как образ природы, обязательно включается в один или несколько субъектных планов. Пейзажные зарисовки и вкрапления не существуют в текстах только в качестве «фона» повествования, «картины самой по себе», что не позволяет признать «фоновую» или «объективную» функцию пейзажа в художественном тексте, нередко выделяемую исследователями.

2. Развернутые пейзажные описания занимают в текстах преимущественно сильные позиции: формальные начало и конец, а также располагаются в момент кульминации сюжетного действия. Пейзажные зарисовки, расположенные в начале отдельного рассказа или главы романа, являются средством прогнозирования и нацеливают читателя на определенную стратегию восприятия дальнейшего повествования. Нередко начальный пейзаж рассказа (или главы романа) соотносится с описанием природы в конце повествования.

3. В рассказах с повествованием от третьего лица образ природы в большинстве случаев включается либо в субъектный план персонажа, либо входит в два субъектных плана: повествователя и персонажа, становясь при этом имплицитным средством выражения авторского отношения к персонажу, близости их эмоционально-оценочных позиций.

4. В рассказах с повествованием от первого лица образ природы реализуется исключительно в виде развернутых пейзажных описаний и представлен только речевым планом рассказчика. Анализ пейзажных описаний автобиографических рассказов свидетельствует о наличии в их текстах двух

151 разновидностей рассказчика: взрослого субъекта повествования и рассказчика-ребенка.

5. Принципы и способы включения образа природы в композиционно-речевую структуру рассказов и романов Шукшина во многом сходны. Основная роль образа природы в романах - создание и характеристика образов персонажей. В романе «Любавины» образ природы включается в субъектный план ряда главных героев, в романе «Я пришел дать вам волю» - последовательно реализуется в субъектном плане одного героя - Степана Разина, при этом представление одной природной реалии - солнечного заката - становится пейзажем-лейтмотивом, выполняющим существенную роль в реализации идейного замысла романа.

Заключение

На протяжении всей истории русской литературы национальный пейзаж как природная форма духовной культуры органически входил в ткань художественных произведений. В этом смысле творчество В.М. Шукшина находится в русле имеющихся традиций. Образ природы является важной составляющей прозаических произведений В. М. Шукшина и тесным образом связан с формированием философско-эстетической концепции писателя. Природа у Шукшина - не столько средство художественной выразительности, сколько одна из тех нравственных категорий, которые образуют суть шукшинского понимания человека и его мира.

Образу природы в произведениях Шукшина принадлежит важнейшая роль в выражении как собственно авторской позиции, так и отношения автора к персонажам.

Анализ композиционно-речевой структуры произведений свидетельствует о том, что в большинстве случаев образ природы ориентирован на субъектный план персонажа и занимает преимущественно сильные места в композиции текста. Определение места пейзажа в субъектном плане персонажа свидетельствует о важной роли образа природы в характеристике главных героев рассказов В.М. Шукшина. Близость героя к миру природы, характер восприятия им окружающего становятся особыми критериями для определения степени духовности шукшинского персонажа, а также близости позиций героя авторским позициям.

В рассказах Шукшина пейзажи, в целом относящиеся к субъектному плану повествователя, занимают сравнительно небольшой объем, хотя и располагаются в произведениях, как и пейзажи, относящиеся к субъектным планам персонажей, в сильных места текста, выполняя при этом важную функцию в организации идейно-тематического уровня произведений.

Анализ композиционно-речевой структуры рассказов, написанных от первого лица, позволил представить разновидности субъектного плана рассказчика. Пейзажные зарисовки этих рассказов свидетельствуют о наличии в тексте, кроме субъектного плана взрослого рассказчика, субъектного плана рассказчика-ребенка.

В романах образ природы включается в различные субъектные планы, занимает различное место в композиции. Принципы включения образа природы в композиционно-речевую структуру романа "Любавины" сходны с принципами расположения образа природы в структуре рассказов. В романе "Я пришел дать вам волю" образ природы, в большинстве случаев реализованный в больших описательных контекстах, последовательно включается в субъектный план главного героя. Представление одной природной реалии (заката солнца) становится в романе пейзажем-лейтмотивом.

Если подходить к изучению образа природы на основе анализа всего текстового пространства произведений Шукшина, то можно выявить ряд природных реалий, к которым наиболее часто обращается автор. Нами обнаружены следующие частотные реалии: солнце, земля, река, ветер, дождь. Данные реалии выступают в поэтической модели мира автора в качестве важных миромоделирующих элементов.

Анализ контекстов, реализующих образ природы, позволил обнаружить их определенную организацию. Выделенные частотные реалии в данных контекстах находятся в определенных взаимосвязях и взаимодействии. Этот факт привел к мысли о возможности установления моделей картин природы. Одни из выделенных природных реалий являются наиболее постоянными элементами пейзажных описаний, другие выступают в них в качестве переменных. Постоянными в моделях оказываются пространственные компоненты: небо, земля, река, горы. Интересно отметить, что в описаниях природы, построенных по одной модели, в фокусе могут находиться разные реалии, тем самым изменяется само видение картины природы. Пейзажные описания, реализующие одну и ту же модель, могут также различаться временной конкретизацией изображаемого, наличием или отсутствие в них образа человека, атмосферных осадков или явлений. Данные отличительные особенности являются переменными и были положены в основу разграничения вариантов одной модели. Именно наличие вариантов (разновидностей) моделей создает многообразие картин природы.

Модели и варианты картин природы реализуются в неповторимых соединениях, связях слов. Это ставит перед необходимостью исследовать конкретные синтагматические связи имен основных природных реалий, метафорические высказывания, используемые автором для создания целостного образ природы. Анализ метафорических высказываний позволяет вывить и описать комплексы ассоциаций, связанные с отдельными природными реалиями.

Мы думаем, что последовательное накопление результатов такого рода исследований с использованием понятия денатотивного класса позволяет раскрыть эстетические способы осмысления мира, без чего невозможно описание русской языковой картины мира, так как в художественных текстах отражается и то, что было накоплено всем языковым коллективом на протяжении многих веков, и то, что впитано индивидуальным сознанием каждого отдельного автора, творчески им осмыслено и выражено в текстах художественных произведений. И в этом мы усматриваем перспективы подхода, представленного в диссертационной работе и перспективу будущих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Нефедова, Светлана Николаевна, 2001 год

1. Агеева Р.А. Категория пространства и способы ее выражения в языке // Категории и законы материальной диалектики и язык: Сборник научных аналитических обзоров. М., 1984. С. 15-21.

2. Адмони В.Г. Поэтика и действительность: (из наблюдений над зарубежной литературой XX в.). Л., 1975. 310 с.

3. Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова. Ташкент, 1988. 121 с.

4. Аннинский Л.А. Путь Василия Шукшина // Василий Шукшин До третьих петухов. Повести. Рассказы. М., 1976. С. 638 - 666.

5. Антонов С. Слово (Из бесед с молодыми писателями). М., 1974. 96 с.

6. Апухтина В.А. Проза Шукшина. М., 1986. 94 с.

7. Арнольд КВ. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. СПб., 1999. 443 с.

8. Арнольд КВ. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). М., 1990. 300 с.

9. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988. 512 с.

10. Ачкасова Л.С. Пейзаж у К. Паустовского // Филологические науки. -1959,-№4.-С. 25-29.

11. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, 1989. 184 с.

12. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. 534 с.

13. Бакланова И.И. Коммуникативные регистры речи и их функционирование в художественных прозаических текстах: (На материале рассказов Паустовского): Дис. . канд. филол. наук. М., 1998. 183 с.

14. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста: Дис. докт. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1993. 182 с.

15. Баскакова Л.В., Чмыхова Н.М. Особенности организации описательного контекста в произведениях А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова: Сб. научных трудов. Ростов, 1988. С.51-55.

16. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000. 336 с.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных летМ., 1975.-504 с.

18. Белая Г.А. Антимиры В. Шукшина // Литература и современность. Сб. 16. Статьи о литературе 1976-1977 гг. М., 1978. С. 269 - 280.

19. Болквадзе Б. И. Олицетворение как феномен речевого мышления (на материале русской и грузинской лирики XIX в.): Автореф. . дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1995. 26 с.

20. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994. 210 с.

21. Большакова Е.С. Устойчивые сочетания со словами солнце, звезда, луна, месяц в поэзии I половины XIX в.: Автореф. канд. филол. наук. JL,1983,- 16 с.

22. Бочаров А. Контропункт: Общее и индивидуальное в прозе В. Шукшина // Октябрь. №7. - 1982. - С. 32-34.

23. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб, 2000. 212 с. Буковская М.В. Текстовое строение плана рассказчика в произведениях, написанных от 1-го лица (на примере английского и американского "подросткового романа). Л., 1969. - 148 с.

24. Ваганова Л.П. О синтаксической структуре пейзажа у Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова: Сборник научных трудов. Ростов, 1988. С. 38 43 с.

25. Ваняшова М. Шукшинские лицедеи: (Заметки о творчестве Шукшина) // Литературная учеба. 1979,- №4. - С.28-32.

26. Варинская A.M., Левкин М.Н. Образ автора в рассказах А. Чехова и В. Шукшина: (к проблеме преемственности) // Вопросы литературы народов СССР. Вып. 15. Киев, Одесса, 1989. С. 59-62.

27. Вартанъянц А.Д., Якубовская М.Д. О двух типах художественного пространства и времени в рассказах В.М. Шукшина // Филологические науки.1984.-№4.-С. 17-24.

28. Василевская Л.И. Типы речи и композиционно-речевые приемы в рассказах В.М. Шукшина // Язык и стиль прозы В.М. Шукшина: Сборник научных трудов. Барнаул, 1991. С. 79-83.

29. Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. М., 1983. 252 с.

30. Везерова М.Н. Лексика цвета, света в идиолектах Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова // Формирование семантики и структуры художественного текста: Межвуз. сборник научных трудов. Куйбышев, 1984. С. 13-25. Виноградов В.В. Стиль Пушкина, М., 1941.

31. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.,1980.-380 с.

32. Воеводина Т.В. О пейзажном описании в русской речевой традиции по сравнению с итальянской // Тетради перевода. М., 1981. С. 33-46.

33. Вольперт Р.Х. Коннотативный уровень описания грамматики. Рига, 1979.- 140 с.

34. Вольф Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте. М., 1988. -С. 52-65.

35. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М., 1973. С. 349-372.

36. Галанов Б. Живопись словом: Человек. Пейзаж. Вещь. М., 1974. 184 с. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,1981.- 139 с.

37. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. 408 с. Гвоздей В.Н. Авторская оценка в рассказах В.М. Шукшина // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя: Сборник научных трудов. Томск, 1982. С. 56-63.

38. Геймбух Е.Ю. Образ как категория филологического анализа художественного текста: (На материале произведений И.С. Тургенева): Дис. . канд. филол. наук. М., 1995. 190 с.

39. Гензелъ Р.Н., Гоос Г. Структура образа героя в романе В. Шукшина "Я пришел дать вам волю" // Филологические науки. 1989. - №1. - С. 15-18.

40. Герчинъска Данута Современная советская "деревенская проза" и традиции фольклора: (В. Белов, В. Распутин, В. шукшин): Афтореф. .дис. канд. филол. наук. М., 1986. 17 с.

41. Гончарова Е.А. Лингвистические средства создания образа персонажа в художественном тексте // Лингвистические исследования художественного текста. Л., 1983.-С. 58-73.

42. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор -персонаж в художественном тексте. Томск, 1984. 149 с.

43. Горн В.Ф. 5.М. Шукшин и философско-эстетические проблемы русской прозы о деревне: Дис. . докт. филол. наук. М., 1992. 362 с.

44. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность. Книги. Барнаул, 1990 284 с.

45. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979. 343 с.

46. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. 248 с.

47. Гринфелъд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. Саратов, 1989. 194 с.

48. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., 1959. 531 с.

49. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 400 с.

50. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., 1990. 223 с.

51. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. М., 1994. С. 91-138.

52. Дмитриева В. С. Типы предикатов при именах, называющих атмосферные осадки, в русском языке // Классы глаголов в функциональном аспекте: Сб. научных трудов. Свердловск, 1976. 21-26.

53. Долинин К.А. Интерпретация текста: (Французский язык). Учеб. пособ. для студентов. М., 1985. 288 с.

54. Долинин К.А. Стилистика французского языка. М., 1997. 303 С.

55. Дуров А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина: Дис. .канд. филол. наук. Ставрополь, 1996. -256 с.

56. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 2001.-328 с.

57. Емельянов В.И. Василий Шукшин: Очерки творчества. JI., 1983. 152 с.

58. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., 1957. 448 с.

59. Жаворонская JI.A. Соотношение субъективных планов повествования в структуре целостного текста: (На материале художественных текстов немецкого и русского языка): Дис. . канд. филол. наук. М., 1988. 173 с.

60. Жилина Н.П. Структура повествователя в рассказах В. Шукшина: Дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1990. 196 с.

61. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Д., 1977. 408 с.

62. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. О творчестве Василия Шукшина //В. Шукшин Собрание сочинений в 5-ти томах, T.l. М., 1994. С. 5-11.

63. Золотухин В. Земляки: Рассказ (о В.М. Шукшине) // Юность. 1983. -№9. - С.28-30.

64. Иванов И.П. Проза В.М. Шукшина: (Художественный мир писателя): Дис. . канд. филол. наук. Д., 1979. -201 с.

65. Иванов НД. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа // Филологические науки. 1994. - №5-6. - С. 28-31.

66. Иванчикова Е.А. Язык художественной литературы: Синтаксическая изобразительность. Красноярск, 1982. 160 с.

67. Ильенко С.Г. Функционирование предложения в тексте (текстообра-зующий потенциал, контекстуальные реализации) // Функционирование синтаксических категорий в тексте: Межвуз. сборник научных трудов. Д., 1981. -С. 5-15.

68. Ионова А.И. Эстетическая продуктивность морфологических средств языка в поэзии. Кишинев, 1989. 141 с.

69. Каверин В. Рассказы В. Шукшина // Новый мир. 1977. - №6. - С. 261-267.

70. Каган М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974. С.8-31.

71. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М., 2000. 152 с.

72. Камалова А.А. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах. Архангельск, 1998. 325 с.

73. Караулов ЮН. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993. 330 с.

74. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 263 с.

75. Карпова В.И. Талантливая жизнь: В. Шукшин прозаик. М., 1986. - 300 с.

76. Качаева Л.А. Словесная организация пейзажа у М. Горького и его современников // Вопросы стилистики: Межвуз. сборник трудов. Саратов, 1984. -С. 13-24.

77. Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и киносценариев В.М. Шукшина: (трансформационный аспект): Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 159 с.

78. Климкова Л.А. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // Филологические науки. 1991. - №3. - С. 21-25.

79. Кожевникова Квета Формирование содержания и синтаксис художественного текста // Синтаксис и стилистика. М., 1976. С. 301-315.

80. Кожевникова М. Н. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика. М., 1979.-С. 215-224.

81. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX -XX в. М., 1994.-333 с.

82. Кожевникова Н.А., Николина Н.А. Язык и стиль цикла В.М. Шукшина "Из детских лет Ивана Попова" // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество: трудыкраевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. вып. 2. Баранул, 1992. - С. 138 - 139.

83. Кожин А. О предмете стилистики // Вопросы языкознания. №2. - 1982

84. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1993. 180 с.

85. Козлова С.М. Региональная концепция национального возрождения в прозе В.М. Шукшина // Творчество В.М. Шукшина: Поэтика, стиль, язык (к 65-летию со дня рождения). Барнаул, 1994. С. 11-17.

86. Козлова С.М. Философия и поэтика природы в прозе В.М. Шукшина // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество: труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. вып. 2. Баранул, 1992. - С. 84 - 86.

87. Корман Б. О целостности литературного произведения // Изв. АН СССР. Сер. ЛиЯ. 1977. Т. 36. №6. С. 508-513

88. Кормилов В.И. О художественной изобразительности в романе В.М. Шукшина "Я пришел дать вам волю" // Язык и стиль прозы В.М. Шукшина: Сборник научных трудов. Барнаул, 1991. С. 18-19.

89. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1988. 286 с.

90. Кофанова Е.В. Проблема художественной цельности творчества В.М. Шукшина: Дис. . канд. филол. наук. М., 1997. 194 с.

91. Кофанова Е.В., Кощий А.А., Чувакин А.А. Творчество В.М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения. Вместо предисловия // Творчество В.М. Шукшина как целостность (к 70-летию со дня рождения): Сб. статей. Баранаул, 1998. С. 3-7.

92. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991. 496 с.

93. Кручевская Г.В. "Образ автора" в творчестве К.Г. Паустовского: (Лин-гвостилистический аспект): Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1990. 241 с.

94. Кузьмина НА. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург-Омск, 1999. 268 с.

95. Кузьмина Н.А. К основаниям реконструкции поэтической картины мира // Стилистика и прагматика: Тезисы докладов научных конференции (2527 ноября 1997). Пермь, 1997. С. 26-27.

96. Кузьмина Н.А. Концепты художественного мышления (к постановке вопроса) // Проблемы деривации: Семантика и поэтика: Межвуз. сборник на-учн. трудов. Пермь, 1991. С. 46-48.

97. Кукарина В.А. Пейзаж как один из аспектов интерпретации художественного текста // Текст: варианты интерпретации: Материалы межвузовской научно-практической конференции- вып 4. Бийск. 1999. С. 46-47.

98. Куляпин А.И., Левашова О.Г. "Завет великого учителя" (Шукшин и Лев Толстой) // Творчество В.М. Шукшина как целостность (к 70-летию со дня рождения): Сборник статей. Баранаул, 1998. С. 31-34.

99. Курбатова О.А. Образы и представления мира природы в сознании русской языковой личности: Дис. канд. филол. наук. М., 2000. 175 с.

100. Ленобль Г. Писатель и его работа: Вопросы психологии творчества и художественного мастерства. М., 1966. 394 с.

101. Ладыгин Ю.А. Имплицитное содержание художественного текста: Лекции к спецкурсу по стилистике. СПб, 1999. 39 с.

102. Литвинова М.Н., Мурзин Л.Н. Художественный текст и метафора // Принципы деривации в истории языкознания и современной лингвистике: Тезисы докладов. Пермь, 1991. С. 135-136.

103. Лопутько О.П. Опыт описания идиостиля В.М. Шукшина // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество: труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Вып. 2. Баранул, 1992. С. 142-144.

104. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. 272 с.

105. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.-352 с.

106. Лошаков А.Г. Прагмо-семантическая структура пародийного текста: Дис. канд. филол. наук. Свердловск, 1995. 215 с.

107. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. 192 с.

108. Лысова О.Ю. Структурно-семантическая организация описательных фрагментов текста: Дис. . канд. филол. наук. Самара, 1998. 173 с.

109. Малышева Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивно-языкового аспекта): Автореф. . дис. канд. филол. наук. Омск, 1997. 22 с.

110. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX вв.). М., 1994.-216 с.

111. Марков В.А. Миф. Символ. Метафора. (Модальная онтология). Рига,1994.-312 с.

112. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Минск, 1997. 156 с.

113. Матвеева Т. В. К лингвистическому изучению композиции текста (на материале рассказов В. Шукшина) // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество: труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Вып. 2. Баранул, 1992. С. 145-146.

114. Меилах Б.С. Вопросы литературы и эстетики. Л., 1958. 531 с. Метафора в языке и тексте. М., 1988. - 176 с.

115. Монина Т.С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок: (На материале произведений И.А. Бунина). // Русский язык в школе.1995. -№5. С.82- 83.

116. Москалъская О.И. Грамматика текста. М., 1981. 183 с. Москвина О.А. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина: Дис. канд. филол. наук. М., 1995. - 218 с.

117. Николаев НИ. К вопросу о роли природоописательных фрагментов в прозе Н.М. Карамзина // Res philologika. "Пушкин наше все": Ученые записки. Архангельск, 1999. - С. 96-111.

118. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983. -215 с.

119. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог М., 1973.- 104 с.

120. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. 263 с.

121. Олъвовский П.А. Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М. Шукшина: Дис. .канд. филол. наук. М., 1986. 178 с.

122. Очерки истории русской поэзии XX в. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста / под ред. В.П. Григорьева. М., 1990.-304 с.

123. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива): Языки русской культуры. М., 1996.-464 с.

124. Панченко Н.В. Композиционно-речевая структура короткого рассказа И.А. Бунина: Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 208 с.

125. Панаева Е.А. Композиционно-речевая организация рассказов В.М. Шукшина: Дис. канд. филол. наук. М., 1983. 198 с.

126. Пейзаж в литературе и живописи: Сборник научн. трудов. Пермь., 1993.-49 с.

127. Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции: Сборник научных трудов. М., 1984. 135 с.

128. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. 412 с.

129. Пищалъникова В.А. О фиксации эстетической эмоции в рассказах В.М. Шукшина // Язык и стиль прозы В.М. Шукшина: Сборник научных трудов. Барнаул, 1991. С. 33-34.

130. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978. 448 с.

131. Пономаренко Л.Г. К вопросу о стилистических средствах создания пейзажа в произведениях А.П. Чехова // Русский язык, диалектология, методика: Сборник научных трудов. Орел, 1962. С. 58-67.

132. Попова Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропо-центричности текста: Дис. . канд. филол. наук. Липецк, 1996. 254 с.

133. Потапов А.И. Роль пейзажа в построении романа. М., 1970. 117 с.

134. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. Из записок по теории словесности. М., 1990.-344 с.

135. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 614 с.

136. Рассказ В.М. Шукшина "Срезал": Проблемы анализа, интерпретации, перевода. Баранул, 1996. 149 с.

137. Ревзина О.Г. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой. Уч. зап. Тарт. гос ун-та, 1982, вып. 576. Труды по знаковым системам. № 15. - С. 118-127.

138. Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI. М., 1982. 176 с.

139. Салагаева Л.Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М. Шукшина: Дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1983. 195 с.

140. Семенов Я. Пейзаж // Литературная учеба. 1988. - №4. - С. 25-29.

141. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальные судьбы в прозе. М., 1999. 302 с.

142. Симашко Т. В. Денотативный класс как основа описания фрагмента мира. Архангельск, 1998. 337 с.

143. Симашко Т.В. К вопросу о моделировании картин природы в текстах I половины XIII века // Ломоносов и Российская культура: Сборник научных трудов. Северодвинск, 1996. С. 106-113.

144. Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора (деривационный аспект). Пермь, 1993. 218 с.

145. Скребнев Ю.М. Очерки теории стилистики. Горький, 1975. 175 с.

146. Славянская мифология. М., 1995.-416 с.

147. Смелкова 3. Живопись словом // Литература. 1997. - №40. - С.4.

148. Смирнова А. С. Субъектно-повествовательные формы в современной прозе 70-х гг. (Проблема содержательной структуры) // Филологические науки. 1981.-№3.-С.26-30.

149. Смирнова Г.А. Блок. К описанию картины мира // Поэтика и стилистика. 1988-1990. М., 1991. С. 103-124.

150. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М., 1973.-214 с.

151. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997. 256 с.

152. Спиридонова И.А. Степан Разин Василия Шукшина // Русская литература. №4. - 1990. - С. 18-21.

153. Старолетов М.Г. Речевая структура образа автора в новеллах В.М. Шукшина: Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1997. 215 с.

154. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988. 383 с.

155. Степанов С.П. Речь повествователя и речь персонажей в поздних рассказах Чехова: Дис. .канд. филол. наук. СПб, 1993. 185 с.

156. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семантические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. 335 с.

157. Судаков Г.В. Работа А.П. Чехова над стилем рассказа "Невеста" // Ученые записки Вологодского пединститута, т.ЗЗ, вып.2. Вологда, 1967. -С. 169-178.

158. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995.- 190 с.

159. Тевс О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1999.-21 с.

160. Теория метафоры. М., 1990. 512 с.

161. Топорков А. Земля: (Земля как символ народной культуры) // Родина. -1993.-№11.-С. 14-18.

162. Топорков А. Огонь: (Символ мифологии и религии у славян) // Родина. 1993.-№12.-С. 67-69.

163. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995. 624 с.

164. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.,1983. С. 230-293.

165. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика) М., 1986.-127 с.

166. Турмачева Н.А. О типах формальных и логических связей в сверхфразовом единстве. Автореф. . дис. канд. филол. наук. М., 1973. 22 с.

167. Успенский Б.А. Поэтика композиции (Структура художественного текста и типология композиционной формы) // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 9-218.

168. Федоров А.И. Образная речь. Новосибирск, 1985. 199 с.

169. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.-92 с.

170. Фигуровский А.И. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.-389 с.

171. Филиппова С.И. Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина (эмоционально-оценочная суффиксация): Дис. . канд. филол. наук. М., 1997. 243 с.

172. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. 448 с.

173. Хализев В.Е. Романова Г.И. Литературное произведение // Русская словесность. №2. - 1994. - С. 17-25.

174. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.-366 с.

175. Цвет и свет в художественном произведении: Межвуз. сборник научн. трудов. Сыктывкар, 1990. 125 с.

176. Человек природа - искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986. Д., 1986. - 132 с.

177. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991. 240 с.

178. Чернейко Л. О. Позиция наблюдателя в художественном тексте как им-пликатура метафорической номинации // Вестн. МУ, сер.9, Филология, 1996, №1. С. 35-40.

179. Чистякова И.Ю. Структура и функции описательных контекстов в художественной прозе К. Паустовского: Дис. . .канд филол. наук. М., 1988. 223 с.

180. Чувакин А.А. Изучение языка В.М. Шукшина: некоторые итоги и перспективы // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество: Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции 13-15 марта 1997г. Баранул, 1997.-С. 36-37.

181. Чудаков А.П. Об эволюции стиля прозы Чехова // Славянская филология. Вып.5. - МГУ, 1963. - С. 83-124.

182. Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989. 176 с.

183. Шакиржанова Р.Х. Живые голоса его героев: Разговор, синтаксис в художественной прозе В. Шукшина // Русская речь №5. - 1985. - С. 21-25.

184. Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. Волгоград, 1983. 94 с.

185. Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. 336 с.

186. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000. — 56 с.

187. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной.": Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. 303 с.

188. Юдин В. Как шел Шукшин к Степану Разину (О работе писателя над романом "Я пришел дать вам волю") // Алтай. 1991. - №4. - С. 52-58.

189. Язык и композиция художественного текста: Межвуз. сборник науче. Трудов. М., 1984.-99 с.170

190. Языковые процессы современной русской художественной литературы Проза. М., 1977.-392 с.

191. Яцкевич Л.Г. Поэтическая система топонимов и этнонимов Н.А. Клюева .// Клюевский сборник. Выпуск II. Вологда, 2000. С. 46-70.

192. Указатель текстовой реализации I основных моделей картин природы*1. Модель Указатель

193. Земля река Т.1: 44; Т. 2:232-233; 476; Т.4: 31; 291; 494; 524; Т.5: 7; 51; 109; 315; Т.6: 55;

194. Небо земля -река Т.1: 42; 141; 417; 440; Т.2: 12; 67; 106; Т.4: 4; 25; 67; 254; 313; 406; Т.5: 87; 110; Т.6: 52; 108; 164; 170; 261; 320; 371;

195. Небо река Т.2: 14; 495; Т.4: 186; Т.6: 6; 32;

196. Небо земля -горы Т.2: 150; Т.4: 27; Т.5: 5;

197. Небо земля -река - горы Т.1: 121; 123; Т.2: 63; Т.4: 261;

198. Указатель предлагается к Собранию сочинений В.М. Шукшина в 6-ти книгах. М.: Изд-во "Надежда-1", 1998

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.