Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Тарасова, Василиса Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Тарасова, Василиса Александровна
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России
§ 1. Понятие «национальные традиции народов Севера России»
§ 2. Педагогический потенциал современных национальных традиций народов Севера России
§ 3. Современное состояние деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России
Глава II. Реализации потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода
§ 1. Технология реализации потенциала организационных условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России
§ 2. Технология реализации педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России
§ 3. Интеграция организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях Народов Севера России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России: Социально-педагогический аспект2004 год, доктор педагогических наук Фролова, Алла Николаевна
Трудовая подготовка детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера2000 год, кандидат педагогических наук Головин, Александр Федорович
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха1999 год, кандидат педагогических наук Жиркова, Евдокия Степановна
Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: На примере северных улусов Республики Саха1998 год, кандидат педагогических наук Попова, Галина Семеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход»
Введение
Актуальность темы исследования. Для коренных народов Севера России национальные традиции являются одним из основных способов самоидентификации и его жизнеспособности в целом. В связи с этим воспитание молодежи на национальных традициях обретает особую актуальность не только как проблема воспитания молодого человека, но и как вопрос исторической перспективы для этих народов, ибо культура делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения -народом,нацией.
В современную эпоху, в контексте глобализационных процессов происходит трансформация и нивелирование традиционных культурных ценностей, становится необходимым активизация деятельности учреждений культуры по совершенствованию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России. Именно в учреждениях культуры в ходе творческой деятельности в рамках различных коллективов, студий, ансамблей происходит эффективное воспитание молодежи, формируется ее осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Однако в реальности деятельность учреждений культуры с молодежью акцент все более смещается с воспитательных функций на функцию развлечения.
Усилившийся в последнее время научный интерес к изучению педагогического аспекта деятельности учреждений культуры и специфики их работы с разновозрастными группами населения также свидетельствует об актуальности данной проблемы.
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, повлияла на позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодежи, резко возросла ее инициатива и самостоятельность. Нарушив сложившуюся систему вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, коренные народы Севера России стали
з
осуществлять самостоятельные пути развития и решения проблем культуры. Это активизировало культурные процессы на местах, дало свободу творческого самовыражения и возможность выбора приоритетов развития культуры и искусства. На этом фоне новый всплеск интереса к национальным традициям народов Севера России объясняется тем, что национальные традиции стали основным маркёром отличительности народов.
Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения и постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера, на её территории проживают эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Важнейшей составной частью государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) является политика государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных народов Севера и исчезающих этносов, в культурном положении которых наиболее остро отражаются проблемы, порожденные как историческим прошлым, так и трудностями адаптации к условиям рыночных преобразований. В период кардинального изменения общественного строя России, разрушения старой нормативной базы декларируется приоритет правовых норм. Основополагающими документами для этого служат Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В области сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) приняты Законы «О языках в Республике Саха (Якутия)», «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)»; Республиканские целевые Программы: «Память Якутии на 2002-2006 гг.», «Культура Республики Саха (Якутия) (20012005 гг.)»; «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2009-2011 годы», «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 годы» по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы, Указы Президента Республики Саха (Якутия) «О создании международного
4
аудиовизуального фонда о народах Севера», «Об открытии Арктического государственного института культуры и искусств»; Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) «О поддержке развития народного творчества в Республике Саха (Якутия)» и многие другие нормативно-правовые акты.
Степень разработанности проблемы. Еще в XIX веке С.А. Рачинский, В.Я. Стошин, К.Д. Ушинский отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности, детерминированные этнически направленной культурной средой. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П. Блонский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. В исследованиях последних лет фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки осуществлено в работах Г.Н. Волкова. Педагогический потенциал традиционной народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях М.М. Громыко, Т.А. Пигилова.
В этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др.; показаны их характер и механизмы функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, А.И. Лучанкин, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов и др.), роль в духовной жизни, процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э.В. Соколов, А.К. Уледов и др.).
В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Этнопедагогический потенциал национальных традиций
5
представлен в работах Р.К. Габитовой, З.Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондаревской, В.В. Макаевым, JLJI. Супруновой, В.К. Шаповаловым и
др.
Технологии использования народных традиций в образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым и др.; в трудовом воспитании -Б. Апышевым и др.; в военно-патриотическом воспитании - H.H. Михневым, в нравственном воспитании - В.Г. Балжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г. Бешимовым, Ф.В. Даминдаровой и др.; в духовно-нравственном воспитании - P.C. Исрафиловым; применительно к вопросам социальной регуляции поведения - О.И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г.И. Батуриной, K.JI. Лисовой, Г.Ф. Суворовой.
В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций и отсутствуют работы, анализирующие деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях.
В работах А.И. Лучанкина, Г.В. Палаткиной, А.К. Уледова, Н.П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует отметить, что в представленных вариантах слабо просматривается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента воспитания.
В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиций по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к
социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминдарова, В.Д. Плахов и др.).
Этнокультурные особенности национальных традиций в контексте педагогической практики народов Севера исследовали еще с XVIII века: О.Н. Бетлинг, H.A. Виташевский, В.М. Ионов, А.Ф. Миддендорф, Э.К. Пекарский, B.JI. Серошевский, И.В. Худяков, Е.М. Ярославский и др. Об этом пишут и известные писатели-фольклористы Якутии: А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, чьи произведения носят научно-исследовательский и в то же время зрелищный характер настоящей действительности народных традиций.
Ценными и актуальными материалами по изучению традиций малочисленных народов Севера обладают работы этнографов Г.М. Василевич, A.B. Головнева, М.А. Жорницкой, E.H. Романовой, В.А. Туголукова, Д.А. Функа и др.
Большой интерес представляют труды авторов, изучающих процессы духовного развития народов Республики Саха (Якутия): М.Н. Борисова, У.А. Винокуровой, Ф.С. Донского, М.Е. Николаева, А.Г. Новикова, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, В.В. Федорова.
В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике (В.Ф. Афанасьев, М.И. Баишева, A.A. Григорьева, A.B. Мордовская, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, Г.С. Попова, И.С. Портнягин, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев и др.).
Познание народной культуры народов Якутии нашло отражение в исследованиях A.C. Борисова, Е.Г1. Винокуровой, B.C. Никифоровой, К.Д. Уткина, Ю.И. Шейкина.
Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, A.A. Гордон, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, A.C. Каргин).
7
В научный анализ теории и практики социально-культурной деятельности большой вклад внесли А.Д. Жарков, JI.C. Жаркова, A.A. Жаркова, A.C. Картин, Ю.Д. Красильников, В.Н. Нилов, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и т.д.
Назревшая необходимость разработки организационно-педагогических условий в деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода, обусловили название темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход».
Объект исследования - воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.
Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода.
Цель исследования - изучить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода и определить технологические принципы их реализации в учреждениях культуры.
В соответствии с поставленной целью предполагается выполнение следующих задач:
- уточнить понятие «национальные традиции народов Севера России»;
- теоретически обосновать социально-культурную сущность национальных традиций народов Севера России и выявить их педагогическую значимость в воспитании молодежи на основе деятельностного подхода;
- выявить педагогический потенциал организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России;
- раскрыть опытно-экспериментальным путем и внедрить технологию реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры;
- определить эффективность организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры через приобщение к национальным традициям народов Якутии в условиях учреждений культуры;
- выработать практические рекомендации по внедрению организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что национальные традиции оказывают прямое и опосредованное воздействие на деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи наиболее эффективно при создании оптимальных организационно-педагогических условий. Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты овладеют научной концепцией профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
Методологическая основа исследования. Изучение технологии культурно-досуговой деятельности основано на идее взаимодействия ценностно смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий) и деятельностного подхода к деятельности учреждений культуры (А.Д. Жарков).
Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина); психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов),
9
теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин), теория воспитательного воздействия (Г.А. Захаров, A.A. Кирсанов, И.М. Чередов). Теория культурно-досуговой деятельности базируется на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий). Фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки (Т.Н. Волков), педагогический потенциал традиционной народной культуры (М.М. Громыко, Т.А. Пигилова) составили теоретическую основу исследования.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение, моделирование процесса воспитания молодежи с использованием национальных традиций коренных народов Севера России; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе воспитания на национальных традициях удалось в процессе социологического исследования и позволило выявить динамику воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России на организационно-педагогическую деятельность в учреждениях культуры. Анализ педагогической и социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России.
Базы исследования. Экспериментом было охвачено 460 человек -учащиеся старших классов средних школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений, работающая молодежь - посетителей и постоянных участников коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия).
Экспериментальные базы исследования Абагинский центр духовности им. У.Г. Нохсорова Амгинского улуса - 220 человек, Культурный центр «Кундэ» с. Кеданда Вилюйского района Республики Саха (Якутия) - 60 человек, Якутский колледж культуры и искусств - 180 человек. Контрольные базы исследования: Дворец культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова -Чуор г. Нюрбы Республики Саха (Якутия) - 180 человек, Досуговый центр «Алгыс» г. Вилюйска Республики Саха (Якутия) - 230 человек, Арктический государственный институт искусств и культуры - 90 человек.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа, с 2009 по 2012 годы.
На первом этапе (2009-2010) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ литературы по данной проблеме; изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих исследователей; проводился подбор методик изучения отношения молодежи к национальным традициям, ценностных ориентаций; выявлялись критерии и показатели сформированное™ представлений о национальных традициях.
На втором этапе (2010-2011) был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Определены показатели эффективности авторских инновационных технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов, обеспечивающих воспитание молодежи в
11
учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке педагогических технологий реализации воспитательного потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России. Дальнейшее исследование проходило на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на основе деятельностного подхода.
Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к целостному процессу воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях. Разработанные автором диссертации педагогические технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению эффективности процесса воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях, как целостного технологического процесса (А.Д. Жарков). В ходе эксперимента происходила педагогическая регуляция процесса отбора национальных традиций, их соответствия воспитательным функциям, развитию самодеятельных, творческих начал у участников и их национальной идентификации. Общая цель расчленялась на задачи, которые решались в ходе исследования. В эксперименте участвовало 460 человек.
Проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура представлений молодежи о национальных традициях в основной и контрольных группах. Проводился сбор материала о традициях в семейном воспитании, а также выявлялось мнение специалистов.
На третьем этапе (2011-2012) обрабатывались и обобщались результаты исследовательской работы; формулировались и проверялись
основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования; осуществлялось оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в:
- обосновании организационно-педагогических условий и путей их реализации в воспитательном процессе молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода;
- раскрытии социально-культурной сущности национальных традиций, которая заключается в передаче последующим поколениям опыта и традиций, ценностных установок, мировоззрения, являющихся важным педагогическим условием для совершенствования воспитания молодежи в духе национальных традиций на основе деятельностного подхода в учреждениях культуры;
- выявлении высокого педагогического потенциала национальных традиций народов Севера России, которые могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде;
- рассмотрении учреждений культуры как идеальной среды для формирования духовных и моральных устоев, культуры и традиций, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению национальной культуры, возрождению национальных традиций на основе деятельностного подхода;
- разработке технологий деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России, в условиях свободной творческой деятельности с помощью изобразительно-выразительных средств (устное народное творчество; художественная литература; игра, декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи и др.);
- научном обосновании того, что одним из приоритетных направлений участия молодежи в деятельности учреждений культуры, является создание
оптимальных организационно-педагогических условий воспитания в духе национальных традиций.
Теоретическая значимость исследования:
- определена сущность национальных традиций коренных народов Севера России как педагогического феномена, создающего условия для дифференциации мировоззрения молодежи;
- обоснована взаимосвязь между воспитательной деятельностью молодежи, направленной на изучение национальных традиций и социально-культурной деятельностью учреждений культуры, основанной на деятельностном подходе;
- выявлены теоретические подходы к созданию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России в современных учреждениях культуры на основе деятельностного подхода;
- рассмотрены специфика и содержание системы социально-культурных технологий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России в современных условиях;
- определены подходы к организационно-педагогическому механизму влияния национальных традиций коренных народов Севера России на воспитание молодежи в учреждениях культуры;
- рассмотрены воспитательные функции национальных традиций коренных народов Севера России в системе социально-культурных технологий воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода.
Практическая значимость исследования:
- выявление опытно-экспериментальным путем технологий реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России, которые могут быть использованы в вузах культуры и искусств на кафедрах «Социально-
культурная деятельность», «Культурно-досуговая деятельность» и во всех типах учреждений культуры;
- научные результаты диссертационного исследования были использованы при чтении дисциплины «Технология культурно-досуговых программ» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, на кафедре менеджмента социально-культурной сферы в Арктическом государственном институте искусств и культуры;
- материалы, полученные в ходе исследования, были использованы при подготовке ряда целевых программ во Дворце культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова - Чуор г. Нюрбы, в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюйска Республики Саха (Якутия).
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его организацией, объектами, источниковой и эмпирической базами, деятельностью в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюйска, во Дворце культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова - Чуор г. Нюрбы Республики Саха (Якутия).
Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и др. методов и актами о внедрении результатов.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась в следующих формах:
- выступлениях автора на международных, российских, региональных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» (г. Якутск, 26-27 ноября 2009 г.), Всероссийская научно-творческая конференция «Единое пространство культуры Евразии» (г. Якутск, 2-3 декабря 2011 г.), VII Рождественские образовательные чтения «Нравственно ориентированное образование: православные традиции и современность» (г. Якутск, 12-14 декабря 2011 г.);
- публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 2 ноября 2011 г. (протокол № 9).
Положения, выносимые на защиту:
1. Непрерывное развитие общества, распространение достижений науки и техники заставляют национальные культуры реагировать на все изменения, которые постоянно меняют образ жизни, основные занятия, бытовые условия молодого человека. Появление массового производства, современных средств коммуникации вовлекают в сферу индустрии и потребления все большее количество молодых людей. В результате этих трансформаций изменяются образ традиционных занятий, условия жизни и быта. Происходит отказ от старых и появление новых национальных традиций коренных народов Севера России, исчезают традиционные ремесла и промыслы, которые приобретают статус «сувенирных», а традиционные предметы быта и обихода становятся музейными экспонатами.
2. В условиях возрождения национальных традиций ценна роль народных, этнических представлений о том, каким должен быть молодой человек, способный быть носителем национальных традиций коренных народов Севера России, его деятельность, моральные, гуманистические представления могут быть раскрыты в процессе воспитания молодежи в учреждениях культуры в оптимальных организационно-педагогических условиях на основе деятельностного подхода.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление2008 год, доктор педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
Национальные спортивные традиции как средство социального развития старшеклассников2000 год, кандидат педагогических наук Гаврильев, Иван Дмитриевич
Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический анализ2007 год, доктор педагогических наук Нилов, Вячеслав Николаевич
Сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации2013 год, кандидат педагогических наук Несмелая, Анна Сергеевна
Национальная игра как фактор формирования этнокультурной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия)2012 год, кандидат наук Карасева, Галина Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарасова, Василиса Александровна, 2012 год
Список использованной литературы
1. Абрамова, М.А., Неустроев, Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Академия, 2003. - 214 с.
2. Авксентьев, A.B., Авксентьев, В.А., Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь: изд-во СГПИ, 1993.-72 с.
3. Актуальные вопросы этнической психологии. Тверь, 1992. — 243 с.
4. Алексеев, Н.А, Кузьмина E.H. и др. Фольклор и традиционные обряды якутов // Обрядовая поэзия саха (якутов) [Сост. H.A. Алексеев и др.]. Новосибирск, 2003. (Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Т. 24).
5. Алексеев, H.A. Ранние религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. -342 с.
6. Алексеев, H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX вв. Новосибирск, 1975. - 421 с.
7. Алексеев, H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири: опыт ареального сравнительного исследования. Новосибирск, 1984. -233 с.
8. Анганова, Э.Ш. Нравственное воспитание школьников (на традициях народной педагогики бурят): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 1996. - 17 с.
9. Аникеева, Н.В. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. -110с.
10. Антология педагогической мысли народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / Сост. Н.И. Меляков. - М., 1992. - 353 с.
11. Антонов, Н.К. Лекции по тюркологии: В 4 частях. Якутск, 1981.
12. Антонов, Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, 1971. - 65 с.
13. Антонов, Н.К. Предания об обряде посвящения в охотники // Сб. матер, по этнографии якутов. Якутск, 1961. - С. 45-54.
14. Антонова, Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педогогики. Якутск, 1995. - 44 с.
15. Апышев, Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников. -М., 1974. - 121с.
16. Аринский, М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе развития личности //image.websib.ru.
17. Арнольдов, А.Н. Введение в культурологию. М.: Народная академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993.
18. Артамонов, В.А. Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Наука, 1990.
19. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. -246с.
20. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 23-32.
21. Арутюнян, Ю.В., Дробижева J1.M., Кондратьев B.C., Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М., 1984. -87 с.
22. Афанасьев, В.Ф. Школа и развитие педогогической мысли Якутии. Якутск, 1995.-343 с.
23. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 184 с.
24. Афанасьев, JI.A. Учение «Айыы». - Якутск, 1990. - 46 с. (на якут.
яз.).
25. Бабаков, В.Г. Кризисные этносы. -М., 1993. - 183 с.
26. Бабаков, В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М, 1996. - 223 с.
27. Бабич, A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. - Казань, 1996. - 123 с.
155
28. Баишев, И.Г. Айыы тыына. - Дьокуускай, 1993. - 56 с.
29. Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха / М.И. Баишева, A.A. Григорьева. - Новосибирск: Наука, 2008. - 168 с.
30. Бакланова, Т.Н. Народная художественная культура: Сборник авторских программ. М., 1998. - 265 с.
31. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969. - 165 с.
32. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-232 с.
33. Бальжиев, В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ, 1971,- 143 с.
34. Бальжиев, В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -УланУдэ: Педагогика, 1971. - 299 с.
35. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Пособие для педагогов, воспитателей, методистов. М., 2003. - 145 с.
36. Батурина, ГИ., Лисова, К.Л., Суворова, Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
37. Батурина, ГИ., Лисова, К.Л., Суворова, Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М.: Народное образование, 2002. - 234 с.
38. Бацын, В.К., Кузьмин, М.Н. Интересы этносов и государства на пути к гармонии // /Народное образование. - 1994. - № 4. - С. 23-26.
39. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. - Волгоград: Перемена, 2000. - 322 с.
40. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-64 с.
41. Билюкина, A.A. Языческие обряды якутов. - Якутск, 1992. - 121 с.
42. Блонский, П.П. О национальном воспитании // Вестник образования. - 1995. - № 4. - С.40.
43. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на Дону, 1995. - .25 с.
44. Борисов, A.C. Якутская культура на рубеже веков: итоги и перспективы // Ургэл. - № 1 - 1999. - С. 14-19.
45. Борисов, М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социол. очерки): Моногр. - Рыбинск: РГАТА, 1995. - 143 с.
46. Бравина, Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX): Учебное пособие. Якутск, 1996. - 156 с.
47. Бромлей, Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культуры // Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. - С. 5-16.
48. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 232 с.
49. Буева, Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы. - М., 1981. -С. 41-47.
50. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968. -
С. 89.
51. Бурхинов, Д.М. Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики. - Улан-Удэ, 1994.-343 с.
52. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. - № 4. - 1998. - С. 15-16.
53. Вальтер, М.А. Культурно-досуговая деятельность и её влияние на формирование личности студента. - Барнаул: Издательство Алтайского политехнического колледжа, 2002. - С. 11.
54. Варналис, К. Эстетика - критика. - М., 1961. - 224 с.
55. Васильев, В.Е. Традиционное верование по преданиям саха. Якутск, 2006. - 121 с. - (на якут. яз.).
56. Васильев, И.Г. Обрядовая культра народа саха как средство воспитания и обучения. - Якутск, 2004. - 121 с.
57. Васильев, Н.Е. Великий шаман Никон. Якутск, 2006. - 78 с. (на якут яз.).
58. Васильев, Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск, 1995. - 123 с.
59. Васильева, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М: Педагогика, 1988. - С. 33-37.
60. Бахтин, Н.Б. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. - Санкт-Петербург, 1993. - С 7.
61. Винокурова, У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 102 с.
62. Винокурова, У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994. - 66 с.
63. Винокурова, У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск: Наука, 1992. - 144 е.;
64. Власова, В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - №4. - С. 72-79.
65. Возрождение народов России и формирование национальной системы образования. Вып. 1-3. - М.: Министерство образования РФ, 1992.-94 с.
66. Волков, Г.Н. Программа народной педагогики. Якутск, 1995. -56 с.
67. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: [учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений]. -М., 1999. - 168 с.
68. Волков, Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов. педагогика. - 1989. - №7. - С. 42-48.
69. Волков, Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы. М.: Педагогика, 1986. - С. 37-45.
70. Волков, Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 334 с.
71. Волков, Г.Н. Педагогика национального спасения. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 440 с.
72. Волков, Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. - С.21-36.
73. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 2001. - 215 с.
74. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Педагогика, 1999. - 376 с.
75. Волков, Г.Н., Жирков, Е.П. Концепция национальной школы. - М.: Педагогика, 1991. - С. 33-37.
76. Воронина, В.В. Педогогика в двух словах. - М., 1997. - 232 с.
77. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. -М., 1998. - С. 8-12.
78. Гаврильева, P.C. Одежда народа саха конца XVII - середины XVIII в. - Новосибирск, 1998. - 134 с.
79. Галустова, О.В. Этнопсихология: конспект лекций. - М., 2005. - 165 с.
80. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. - Махачкала: ДГПУ; 1998. - 338 с.
81. Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. - 2003. №5. -С. 18-26.
82. Гасанов, З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей. // Советская педагогика. - 1991. - № 9. - С. 21-24.
83. Гачев, Г.Д. Наука и национальные культуры. - Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1992.-75 с.
84. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988. - 151 с.
85. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-смысловых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 312.
86. Гоголев, А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002. — 65 с.
87. Гоголев, А.И. Историческая этнография якутов. Вопросы происхождения якутов: Учебное пособие. Якутск, 1986. - 87 с.
88. Гоголев, А.И. Якуты: Проблемы этногенеза и формирование культуры. Якутск, 1993. - 76 с.
89. Горохова, Н.П. Воспитание национального самосознания // Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания — М.: Русское слово, 1996.-С. 111-124.
90. Гофман, А.Б., Левкович, В. П. Обычай, как форма социальной регуляции // Советская этнография. - 1973. — № 1. - С. 10.
91. Григорьев, C.B. Самовыражение и развитие личности в игр (на материале традиционных народных игр): Дисс.канд. пед. н. М., 1991. - 176 с.
92. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России: Метод, пособие. -М.: Педагогика, 1991. - С. 20.
93. Гришин, Д.М., Панарина, Г.П. Народные традиции в воспитании. -Калуга, 1992.-231 с.
94. Гумилев, Л.Н. Психологическое несходство этносов. Психология национальной нетерпимости. - Минск, 1998. - 231 с.
95. Гуревич, П.С. Человек и культура. М.: Знание, 1997. - 258 с.
96. Гусейнов Г.Ч., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопросы философии. - 1989. -№ 6. - С. 13.
97. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.
98. Даминдарова, Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект). Дисс.канд. филос. наук.-Уфа, 2000.- 193 с.
99. Данилов, Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной сети. - Якутск, 1973. - 176 с.
100. Донской, Ф.С. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века:
проблемы и перспективы. - Якутск: Изд-во СО РАН. Якут, фил., 2001. -С. 45.
101. Донской, Ф.С., Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в первой четверти XXI века: проблемы и перспективы - Якутск: Изд-во СО РАН. Якут, фил., 2001. - С. 45.
102. Дробижева, JI.M. Национальное самосознание в динамике культуры. Нация и культура. Таллин, 1985. - С. 3-14.
103. Дробижева, JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. — 1991. — №1. - С. 42-47.
104. Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 20-30.
105. Духовная культура и этническое самосознание наций. Выи. 1. -М., 1990.- 127 с.
106. Духовно-нравственное воспитание. Опыт и поиск путей развития учащихся гимназии №2 г. Нерюнгри //cde.sakha.ru.
107. Дьячковский, К.Д. Этносемиотика культуры и образования. Постановка проблемы, методология. Якутск, 2000. - 176 с.
108. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
109. Жаркова, JI.C. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИ, 2002. - 154 с.
110. Жаркова, JI.C. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010.-396 с.
111. Жирков, Е.П. Как возродить национальную школу. - М., 1992.
- 98 с.
112. Жирков, Е.П. Как возродить национальную школу? Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Знание, 1992. - С. 15-39.
161
113. Жирков, Е.П. Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993. - 254 с.
114. Жуковский, И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 37-41.
115. Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха. - Новосибирск, 2004. - 312 с.
116. Зеленин, Д.К. Идеология сибирского шаманства // Известия АН СССР. Отделение общественных наук. - JL, 1935. - Серия 7. № 8.
117. Зильберман, Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 72.
118. Информационная справка / ГУ «Арктика». - Якутск, 2010. - 11 с.
119. Ионин, JI. Философия национальности // Новое время. - 1989. -№12.-С. 12-17.
120. История народов России в исследованиях и документах. Сборник статей. Редкол. В.В. Трепавлов, М.Б. Булгаков, A.B. Марчуков. - М.: ИРИ РАН, 2004. - 268 с.
121. Кадиева, Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. В 2 ч. - Ч. П. Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1997. - С. 124-126.
122. Капчели В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. - Кишинев, 1991. - С. 39.
123. Каргин, A.C. Народная художественная культура. - М., 1997. - 432 с.
124. Кондаков, В.А. Тайны сферы шаманизма. Духовное целительство. Ч. 4. - Якутск, 2000. - 67 с.
125. Кондаков, В.А. Тайны сферы шаманизма. Шаманизм - древняя культура и религия. Ч. 3. - Якутск, 1999. - 45 с.
126. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991-1995). - Якутск, 1996. - 56 с.
162
127. Концепция языкового школьного образования PC (Я). -Якутск, 2000. - 87 с.
128. Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности, вторая половина XX в. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 56.
129. Крысько, В.Г. Этническая психология. - М., 2002. - 234 с.
130. Крысько, В.Г., Саракуев, Э.А Введение в этнопсихологию. М., 1996.-389 с.
131. Ксенофонтов, Г.В. Эллайаада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977. —276 с.
132. Кулаковский, А.Е. Научные труды. - Якутск, 1979. - 322 с.
133. Культурное наследие народа саха: Историко-этно-графический очерк. Якутск, 1994. 112 с.
134. Линденау, И. Описание народов Сибири (первая пол. XVIII века). Магадан, 1983.-231 с.
135. Лихачев, Д.С. Экология культуры //Памятники Отечества. - 1980. -№2.-С. 125-132.
136. Лихачева, Б.Т. Философия воспитания. -М., 1995. -211 с.
137. Лопухова, О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. -С. 73-79.
138. Лучанкин, А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. - 1986. - №6. - С. 25-34.
139. Маак, Р.К. Вилюйский округ. -М., 1994. - 433 с.
140. Макаренко, A.C. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1977. - Т. 1. - 397 с. - Т.2. - 310 с.
141. Марфусалова, А.Л. Формирование правовой базы сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в современных условиях // Семинар по выполнению рекомендаций ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры
163
и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2001. -С. 188-190.
142. Михеева, H.A., Галенская, JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. - СПб., 2000. - 170 с.
143. Мордовская, A.B. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2002. - 111 с.
144. Мукаева, О.Д. Национальные традиции воспитания у многоязычных народов // Педагогика. 1994. - №1. - С. 73-79.
145. Мыльникова, А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография. 1981. - №6. - С. 13.
146. Нагодина, О. В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение. - 1992. № 6. - С. 136.
147. Налчаджян, A.A. Этнопсихология. - СПб., 2004. - 123 с.
148. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. -Екатеринбург: Книжное издательство, 1993. - С. 15-17.
149. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1988. -232 с.
150. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Матер. Всесоюзной науч.-практ. конф. Чебоксары, 1991. - С. 12-17.
151. Народная художественная культура: Учебник / Под общ. ред. Т.П. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. М., 2000. - 238 с.
152. Неустроев, Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. - Якутск, 1999. - 213 с.
153. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. - Якутск, 1999. - 140 с.
154. Никифорова, B.C. О современных процессах в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия) // Диалог: музей и общество. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2 октября 2003 г. - Якутск: Изд. ЯГУ, 2005. - С. 126-128.
155. Николаев, М.Е. Духовное развитие народа - стратегия государственной политики XXI века - Москва: ООО "ИПТК "Логос" ВОС", 2000.-С. 59.
156. Николаев, М.Е. Духовное развитие народа - стратегия государственной политики XXI века. - Москва: ООО ИПТК «Логос» ВОС, 2000. - С. 59.
157. Николаев, С.И. Новый год у старинных якутов // Полярная звезда. - Якутск, 1970. - № 2 (на якут. яз.).
158. Нилов, В.Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический анализ : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2007. — 497 с.
159. Новик, Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 1984. - 176 с.
160. Новиков, А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. - 98 с.
161. Образование и культура XXI века. Т. 1,2. Улан-Удэ, 2000.
162. Оконешникова, А.П. Этноисхологические особенности - основа воспитательной работы. Якутск, 1996 (на якут. яз.).
163. Оконешникова, А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996. - 187 с.
164. Орлова, А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Сов. педагогика. - 1989. -№7. - С. 21-27.
165. Основы социально-культурной деятельности : [Учеб. пособие] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. Изд-во Моск. гос. ун-та культуры 1995. - 112 с.
166. Отчет Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) за 2001-2009 гг. // Текущий архив МКиДР PC (Я). -Якутск, 2010. -20 л.
167. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 20002. - №5. -С. 41-47.
168. Петров, Ю.Д., Малочисленные народы Севера: государственная политика и региональная практика [монография]. - Москва: Academia, 1998.-78 с.
169. Плахов, В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М., 1982. - С. 217.
170. Попов, А.А. Камлания шаманов бывшего Вилюйско-го округа. Новосибирск, 2006. - 32 с.
171. Попов, Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. - Новосибирск: Наука, 1993. - 262 с.
172. Попов, Б.Н. Философия воспитания. - М., 2000. - 162 с.
173. Попова, Г.С. Воспитание детей у народа саха. - Якутск: Бичик, 1998.-78 с.
174. Попова, М.А. Традиционная культура якутов. Ч. 1-4. Якутск, 1994 (на якут. яз.).
175. Портнягин, И.С Этнопедагогическое учение айыы. Школа «кут-сур». Якутск, 1994. - 234 с.
176. Портнягин, И.С. Этнопедагог К.С Чиряев. Педагогические мысли, идеи, взгляды. Якутск, 2002. - 198 с.
177. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «КУТ-СЮР»: педагогические воззрения народа саха. - М., 1998. - 211 с.
178. Праздников, Г. А. Традиция как диалог культуры // Советская этнография. 1981. -№2. - С. 56.
179. Ребане, Я.К. Принципы социальной памяти // Философские науки. - 1977. - №3. - С. 100.
180. Рехлясова, Л.П. Духовно-культурное развитие народов Севера в Республике Саха (Якутия) // Семинар по выполнению рекомендаций ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2001. - С. 41.
181. Решетов, A.M. Этнопсихологические проблемы изучения народов. -М, 1981.- 165 с.
182. Роббек, В.А. Культурное наследие народов Севера ,7 Духовная культура народов Севера и Арктики в начале третьего тысячелетия. -Якутск, 2002 - 198 с.
183. Романова, E.H. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной (судьба в контексте мифоритуальной традиции якутов). М., 1997. - 276 с.
184. Романова, E.H. Якутский праздник Ысыах: истоки и представления. Новосибирск, 1994. - 176 с.
185. Рудакова, И.А. Инновационные принципы организации работы учителей. Новочеркасск, 2004.
186. Рультынэут, Е.А. Сохранение и развитие нематериальной культуры народов Севера // Семинар по выполнению рекомендаций ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2001. - С. 111.
187. Саввинов, А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX - нач. XX в. (историко-этногра-фическое исследование). Новосибирск, 2001.- 198 с.
188. Саввинов, АС. Человек через призму «кут-сур». -Якутск, 1995.-65 с.
189. Сарсенбаев, Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании//Сов. педагогика. 1984. - №9. - С. 52-57.
190. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт историко-этногра-фического исследования. 2-е изд. М., 1993. - 543 с.
191. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX -нач. XX). Якутск, 1989. - 178 с.
192. Содоноков, H.A. Традиционную культуру в основу воспитания. -Чебоксары, 1996.-С. 79.
193. Соколов, Э.В. Традиция и культурная преемственность // Советская этнография. 1981. — №3. - С. 58-59.
194. Солодухина, Т.К. Методика преподавания народной художественной культуры. - Улан-Удэ, 2004. - 123 с.
167
195. Степанов, В.В. Угрозы этнической культуре:, мнимые и реальные // Вестник РАН, 1993, т.63. - № 12. - С. 1061-1066.
196. Степанов, В.В., Тишков, В.А. Как развивается у ребенка этническое самосознание // Этничность, конфликт и согласие. - М.: Оргсервис, 2003. - С. 44-56.
197. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов-на-Дону, 2003.- 187 с.
198. Султанов, К.О. О достоинстве и самоценности национальной культуры // Эхо Кавказа. - 1992. - №2. - С. 5.
199. Султанова, Н., Цилько, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. №5. - С. 7-15.
200. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-С. 9-150.
201. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
202. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1979. - 558 е.; Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 383 е.; Т.З. -М.: Педагогика, 1980. - 440 с.
203. Тавадов, Г.Т. Этнология. М., 2002. - 342 с.
204. Тайчинов, М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Знание, 1992. -47 с.
205. Ткачук, Г. Нанайский самодеятельный театр // Дальний Восток, 1973. -№3,- С. 139-144.
206. Тойнби, А. Постижение истории. -М., 1991. - С. 144, 171.
207. Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Сост. И.С. Кон, Ч.М. Таксами. Л., 1988. - 198 с.
208. Трощанский, В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1903.-43 с.
209. Уваровский, АЯ. Воспоминания. - Якутск, 1992. -65 с.
210. Угринович, Д.М. Обряды: за и против. -М., 1975. - С. 20-35.
168
211. Уткин, К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. -Якутск, 1999. - 326 с.
212. Уткин, К.Д. Культура как система и самовыбор народа. - Якутск, 1999,- 198 с.
213. Уткин, К.Д. Культура народа саха. Этнофилософский аспект. -Якутск, 1998. - 387 с.
214. Уткин, К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998. - 276 с.
215. Уткин, К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск, 2000. - 154 с.
216. Уткин, К.Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX -начала XX вв. Якутск, 1992. - 185 с.
217. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -М., 1948.-С. 40-43.
218. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. М. - Д.: АПН РСФСР, 1948. - С.69-166.
219. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1968.-557 с.
220. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибирии Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета. -№251.-09.12.2008.
221. Федеральный закон от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ "О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств".
222. Федоров, A.C. Игры предков. - Якутск, 1990 (на якут, яз.).
223. Федоров, A.C. Развитие «кылысах». - Якутск, 1991 (на якут. яз.).
224. Федоров, В.В. Формирование экологического сознания на примере Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2002. - С. 90.
225. Федоров, Г.Е., Егоров, Н.Ф. Сказы у коновязи. Предания. Якутск, 1991 (на якут. яз.).
226. Федорова, Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. - Якутск, 1997. - 101 с.
227. Флиер, А.Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. - № 4. - С. 18.
228. Франк, CJI. Духовные основы общества. М., 1992. -217 с.
229. Функ, Д., Силланпяя, Л. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири. Руководство для исследователей на русском и английском языках. Университет Академии Або: Секция социологических исследований. Вып № 29, 1999.-234 с.
230. Функциональный подход к формированию региональных социально-культурных программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. -М.: МГУКИ, 2002. - 185 с.
231. Харисова, Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань: Тан-Заря, 1996, - 76 с.
232. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. - 2001. - №5. - С. 60-72.
233. Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.(27-29 сент. 2001 г.) / Отв. ред. В.П. Зинченко. - Ростов н/Д: РГПУ,2001. - 381 с.
234. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа. -Л., 1969.-398 с.
235. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2003. - 382 с.
236. Чижиков, В.М. Менеджмент в культуре: новые профессии / В.М. Чижиков // Совершенствование подготовки кадров сферыкультуры: традиции и новации. М.: МГУКИ, 2004. - С.56-67.
237. Чиряев, К.С. По тропам народной педагогики / К. С. Чиряев, Ф.В. Васильева. - Якутск, 1995. - 121 с.
238. Чиряев, К.С., Васильева Ф.А. По тропам народной педагогики. Якутск, 1995 (на якут. яз.).
239.Шейкин, Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. -М., 2002. - 587 с.
240. Шейкин, Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. - Якутск, 1996. -211 с.
241. Шейкин, Ю.И. Региональные проблемы нематериального наследия народов Сибири // Семинар по выполнению рекомендаций ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2001. - С. 99.
242. Шепель, В.М. Воспитание личности. - М. 1991. - С. 36.
243. Этнокультурное (национальное) образование школьников в Москве на пороге XIX века / Сост. О.Н. Деожинская. М., 1999. - 252 с.
244. Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Сборник статей / Сост. Т.К. Солодухина. - Улан-Удэ, 2002. - 274 с.
245. Этнокультурный компонент в образовании школьников Пензы. Пенза, 1998. - 198 с.
246. Этнокультурологическое образование на Урале: теория, методология, региональный опыт: Сборник статей. - Екатеринбург, 1998. -239 с.
247. Юдина, Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 35-38.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.