Национальная игра как фактор формирования этнокультурной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Карасева, Галина Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Карасева, Галина Ивановна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной идентичности средствами национальной игры
1.1. Этнокультурная идентичность как педагогическая проблема
1.2. Игра как социально-культурный и педагогический феномен: понятие, функции
1.3. Педагогический потенциал игровой деятельности
1.4. Культурно-идентификационный потенциал игр народов Республики Саха (Якутия)
Выводы
Глава 2. Реализация потенциала игры как средства формирования этнокультурной идентичности коренных народов республики Саха (Якутия)
2.1. Технология организации игровой деятельности
2.2. Проект «Игра - шаг к национальным истокам»
Выводы
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Формирование этнокультурной идентичности молодежи средствами музыкально-игрового фольклора2021 год, кандидат наук Латыйпова Венера Минехатовна
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России: Социально-педагогический аспект2004 год, доктор педагогических наук Фролова, Алла Николаевна
Формирование национально-культурной идентичности в поликультурном регионе средствами социально-культурной деятельности: на материале Российского эксклава на Балтике2012 год, кандидат педагогических наук Гульнева-Луговская, Нина Ивановна
Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума2006 год, кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна
Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия2005 год, доктор педагогических наук Солодухина, Татьяна Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная игра как фактор формирования этнокультурной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия)»
ВВЕДЕНИЕ
Роль игры в этнокультурной идентификации народов Севера обусловлена наличием множества нерешенных проблем в современном мире, связанных с этническим бытием. Среди них обострение, конфликтность межэтнических отношений, этническая дискриминация, растущая межрегиональная финансово-экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры. На пороге третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Упрочение экономических, информационных, культурных связей сплетает судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочения человечества не происходит. На карту мира наносятся все новые и новые государства, и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны, миллионы людей ищут спасения в отмежевании и расколе.
Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества. Наука должна обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур. Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. С этой точки зрения сохранение этносов, их жизненного мира и исторической перспективы имеет фундаментальное значение в глобальном масштабе. Принцип плюрализма и своеобразия этнических культур становится базисом социальной теории, ее несомненным эвристическим принципом, способным раскрыть важные составляющие исторического процесса.
В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных отношений и духовных достижений - та важная задача, от решения которой зависит дли-
тельность бытия общества, его развитие или прекращение существования. История человечества - бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры, которые объективируются в различных феноменах национальной культуры, в т.ч. и игре.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) проживают эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Об этих национальностях мы зачастую имеем самое поверхностное представление. Народы расселены дисперсно, сохраняют самобытный уклад жизни, являются неконкурентоспособными, обречены на вымирание. Сегодня они должны либо исчезнуть как этнос, либо найти свое место в общем цивилизованном плане развития всех национальностей.
Этничность проистекает из нашего прошлого. Психологическая регуляция большинства представителей различных этносов, как правило, формировалась на базе потребностей и ситуаций, которые закрепили готовность к определенному типу деятельности. Сформированные этноустановки обеспечивают включение индивида в систему этносов. Базовые этноустановки и общая направленность личности дают нам представление об этноидентично-сти. Этничность начинает представляться как мифологическая категория. Миф о культуре, происхождении, истории каждого народа в той или иной степени должен присутствовать в его представителях. И если этого нет, то возникает второй вопрос: опять-таки не о принадлежности к конкретному народу, а о наличии иной идентичности.
В ходе системного кризиса каждый народ, идентифицируясь, пытается бессознательно найти первопричину этого кризиса. И находит - в рядом сидящем человеке, в рядом живущем народе. Это реалии, и результаты тестирования убеждают в этом. Восемьдесят процентов тестируемых разделяют эту позицию. Установлено, что этническая идентичность детей в смешанных браках ориентирована на титульную национальность. Более того, в одной се-
мье в Якутии, когда брак был разрушен, отец (эвенской национальности) уходил из семьи, а дети считали себя якутами. Эти реалии имеют место. Изучение этноидентичности детей, состоящих в браке с представителями других народов, проживающих в якутскоязычной или смешанной среде, убеждает, что у них просматривается этнонигилизм, т.к. им безразлична принадлежность к той или иной национальности.
Одним из государственно-общественных институтов, призванных решать вопросы сохранения этносов в условиях полиэтнического пространства является сфера социально-культурной деятельности. Воспитание полноценной личности, формирование национального самосознания в контексте общегражданского входят в задачи современного как школьного, так и дополнительного образования. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурное образовательное пространство -это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, национально-культурные центры, кружки и т.д. Структурно оно состоит из двух частей: институциональной (школы, колледжи, вузы и т.д.) и неформальной (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.). На эту классификацию накладывается другая: в этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: пропедевтика, обучение, погружение в практику.
Говоря об этническом образовании необходимо сказать о методах и формах, которые используются специалистами в своей работе. Данная работа рассматривает игру, как одну из значимых форм обучения и воспитания в рамках этнического образования, применяя ее во всех процессах. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, такие общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда либо действия и тем самым приобретая определенные навыки которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Игра помогает хранить и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы досугово-игровой деятельности народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.
Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Это связано все с более расширяющихся спектром социальных ролей которых вынужден играть современный человек.
Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики воспитания подрастающего поколения на этнокультурных традициях обусловлен несколькими факторами: во-первых, актуальными проблемами современного педагогического знания; во-вторых, важнейшими функциями народной культуры в сохранении духовной преемственности поколений и нравственном развитии личности; в-третьих, сохранение гармонии многоголосия этнических культур является приоритетом выживания земной цивилизации, так как этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно снижает свое «цветущее многообразие» и планку духовности. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность духовных достижений, ценностей и норм социальных отношений - важнейшая государственная задача, от решения которой зависит стабильность и поступательное развитие общественного бытия.
Рассматриваемая проблема обретает особую значимость в связи переживаемым российским обществом глобальным кризисом идентичности, который становится одним из важнейших факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе. Нарушение принципов традиционной культуры, обеспечивавших последовательное развитие гуманистических начал в человеке, ведет к усилению процессов «духовной мутации», отчуждению человека от корневых основ культуры своего народа, утрате «иммунитета» по отношению к деструктивному воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. В этом плане традиции народной культуры могут выступить системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Погружение личности в мир народной культуры позволит сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.
Особую актуальность данная проблема получает в многонациональных регионах Российской Федерации, где национально-культурные и этнокультурные факторы идентичности не всегда органично дополняют друг друга. Данная ситуация характерна для Республики Саха (Якутия), где проживают многочисленные этнические группы (эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи), культура которых практически не представлена в событиях культурной жизни России. Все эти народы, расселенные дисперсно, пытаются сохранить самобытный уклад жизни, но они обречены на вымирание в культурном плане, так как не в состоянии самостоятельно сохранить необходимый минимум культурной преемственности. Сегодня они должны либо исчезнуть как этнос, либо найти свое место в общем цивилизованном пространстве развития культур и национальностей. Разрушение традиций народной культуры, деградация традиционных форм досугово-игровой деятельности влечет за собой отчужденность людей, обнищание социально-
психологических форм общения между представителями разных поколений и социальных групп.
Наиболее эффективной моделью этнокультурного воспитания на базе традиций народной культуры является погружение в игровую стихию народного творчества, в которой сконцентрирован исторический путь народа, уникальный мир его духовных ценностей и традиций. Игровое поведение в традиционной культуре является важнейшей составляющей бытового поведения человека. Игра предоставляет дополнительные возможности социализации, способствует освоению основного репертуара ролей взрослого, она помогает хранить и передавать по наследству гамму духовно-нравственных переживаний народа. Игровое взаимодействие создает свободное пространство творческого диалога и взаимопонимания между представителями разных этнических и социальных групп, способствует органичному освоению народных традиций и обретению идентичности личности как субъекта национальной культуры. Роль педагогического потенциала народной игры возрастает в ситуации сокращения конструктивных форм организованного досуга и снижения педагогического потенциала традиционных форм социально-культурной деятельности. Богатый опыт реализации педагогического потенциала этнокультурных традиций, накопленный учреждениями социально-культурной сферы, нашел свое отражение в специальных исследованиях. Однако национальная игра в контексте формирования этнокультурной идентичности не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета диссертационных исследований.
Таким образом, основная проблема исследования определяется: а) значительным духовным богатством народной культуры и слабой востребованностью ее потенциала в современной педагогической практике; б) возрастающим интересом подрастающего поколения к освоению этнокультурных ценностей, норм и игровых традиций и отсутствием эффективных педагогических стратегий погружения личности в мир традиционной культуры; в) необходимостью интенсифицировать процесс формирования этнической иден-
тичности в системе социально-культурной деятельности, в частности, в практике семейного досуга и отсутствием научных разработок и педагогических технологий проектирования и моделирования развивающей этнокультурной среды; г) недостаточным осмыслением педагогических возможностей народной игры как средства формирования национально-культурной идентичности; е) существующей потребностью учреждений образования и культуры в руководителях игровых программ и педагогах этнокультурной направленности и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, которая не в состоянии удовлетворить эти потребности.
Актуальность проблемы, а также недостаточная ее теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - охарактеризовать педагогический потенциал национальной игры как средства формирования этнокультурной идентичности и разработать условия его реализации в деятельности учреждений социально-культурной сферы.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание этнокультурной идентичности как педагогической проблемы.
2. Определить возрастные особенности процесса формирования этнической идентичности у детей.
3. Охарактеризовать игру как социально-культурный и педагогический феномен.
4. Выявить культурно-идентификационный потенциал игр народов Республики Саха (Якутия).
5. Разработать технологию организация игровой деятельности на материале народных традиций.
6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования этнической идентичности детей северных национальностей.
Объект исследования: национальные игры народов республики Саха (Якутия) как социально-культурный и педагогический феномен; предмет -
условия реализации педагогического потенциала народных игр как средства национально-культурной идентичности в деятельности учреждений социально-культурной сферы.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую базу исследования составили работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы деятельност-ного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и определены функции в жизнедеятельности человека и общества, раскрыта природа художественной культуры (Е.Я.Александрова, М.А.Ариарский, Т.А.Апинян, А.С.Ахиезер, В.С.Библер, И.М.Быховская, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, Э.В.Соколов, В.Н.Топоров, А.Я.Флиер, Ю.М.Шор). В понимании сущности и педагогического потенциала этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания автор опирается на педагогические идеи Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. Для данного исследования особый интерес представляли социально-философские концепции этногенеза и межэтнических отношений (Р.Г.Абдулатипов, С.М.Арутюнян, Ю.М.Бородай, Ю.В.Бромлей, М.С.Джунусов, ПГ.Евдокимов, JI.H. Гумилев, И.М.Гизатуллина, А.П.Садохин, Л.М.Дробижева); исследования национального характера (Д.С.Лихачев, К.Касьянова, Э.В.Соколов); теоретические и прикладные вопросы оптимизации досуга детей и подростков на материале народной культуры (М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, В.Я.Суртаев, А.А.Сукало, Б.А.Титов В.Е.Триодин); принципы регионализации в развитии социально-культурных систем (О.Г.Генисаретский, В.Л.Глазычев, С.В.Шишкин).
Теоретическую основу исследования составили работы: а) исследующие проблемы индивидуальности человека (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асмолов, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, И.И.Резвицкий); б) раскрывающие закономерности и механизмы психологии творчества (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, Д.Б.Богоявленская, А.Ф.Лосев, А.В.Петровский, Б.М.Теплов); изучающие
общие и специальные способности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков). Существенное значение имели работы ряда авторов, отражающие проблемы социализации ребенка: К.А.Абульхановой-Славской, Н.В.Андреенковой, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева.
Социально-педагогический потенциал национальной культуры рассматривается в исследованиях Т.И.Баклановой, Е.И.Григорьевой
A.С.Запесоцкого, А.М.Новикова, ВА.Разумного, М.И.Шиловой. Условия оптимизации этнокультурного образования в национальных регионах России изучены в диссертационных исследованиях Р.З.Закировой, Л.В.Кузнецовой,
B.И.Матиса, Т.К.Солодухиной, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой. Методология и практика социально-культурной политики по сохранению национально-культурных традиций разработана в исследованиях Г.М.Бирженюка, Т.М.Дридзе, А.П.Маркова, Э.А.Орловой.
Сущностные характеристики игры и игровой деятельности раскрыты в работах H.H. Богомоловой, В.В.Давыдова, Е.И.Добрынской, В.П.Зинченко,
A.B.Запорожца, Т.А.Марковой, Д.Б.Эльконина. Возможности креативного потенциала и обучающего характера игрового процесса исследованы в работах К.Гросса, А.И.Сикорского, Й.Хейзенги, П.М.Ершова, Т.А.Апинян. Проблемы развития и самовыражения целостной личности в процессе игровой деятельности рассмотрены в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Ан-цыферовой, Б.Ф. Ломова, Е.Ф.Шорохова. Социально-педагогические аспекты игровой деятельности раскрывались в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газ-мана, В.С.Григорьева. Играм народов Крайнего Севера и коренных народов РС(Я) посвятили свои труды Н.А.Абрамов, А.И.Андреев, А.Ф.Анисимов,
B.В.Антропова., Е.А.Аркин, В.Ф.Афанасьев, А.Г.Базанов, В.Г.Богораз, Г.М.Василевич, А.М.Сагалаев, А.И.Соловьев, В.Н.Дьяченко, М.Я.Жорниц-кая, В.Ф.Зуев, П.Ф.Каптерев. Значительный теоретический ресурс содержат: исследования проблем психологии творчества, психологии общих и специальных способностей, механизмов художественного творчества детей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев,
Д.Б.Богоявленская, А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев); современные концепции воспитания и развития творческих способностей (А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, В.Л.Дранков, А.В.Запорожец, А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев). В исследованиях, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности, игра рассматривается как интерактивный метод в развитии творческих начал личности, формировании профессиональных способностей и навыков, коммуникативной и профессиональной компетентности специалистов культурно-досуговой сферы, как важнейший педагогический ресурс социализации и самореализации подростков (Т.С.Бибарцева, Т.И.Камаева, А.А.Конович, Л.И.Новикова, А.П.Панфилова, В.Д.Пономарев, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов).
Изучение теории и истории вопроса, анализ реальной ситуации в сфере бытования народной культуры и деятельности учреждений культурно-досуговой сферы позволило сформулировать гипотезу исследования:
1. Национальная игра как форма концентрации духовного опыта народа, обладая такими характеристиками как доступность, высокая мотивация участия, метафоричность, креативность, повторяемость действий, инициативность, диалогичность, универсальность, выступает эффективным средством формирования личности как органичного субъекта национальной культуры.
2. Погружение личности ребенка в пространство народной игровой культуры будет способствовать формированию «картины мира», в которой национально-культурная идентичность сочетается с межкультурной толерантностью, являющейся важным элементом сознания современного человека.
3. Оптимальной моделью формирования этнокультурной идентичности на игровом культурно-этнографическом материале является целенаправленно регулируемая фольклорная среда, основным субъектом которой выступает семья как социально-педагогическая система личностного развития.
Методология исследования базируется на единстве культурологического и педагогического подходов к решению обозначенной проблемы. Теоретическую основу исследования составили современные философско-культурологические и педагогические концепции воспитания и развития личности, педагогические теории, раскрывающие социализирующий потенциал народных традиций. Автор опирается на обоснование культуры как: сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания; «вне-генетического механизма» наследования социального опыта» (В.С.Степин, Ю.М.Лотман); своеобразного «духовного генофонда», от сохранения и воспроизводства которого зависит душевное и физическое здоровье молодого поколения, успешность и эффективность развития общества. Теоретическая база исследования выстраивалась: с учетом специфики этнической психологии (Ю.В.Арутюнов, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, Т.Г.Стефаненко); с опорой на культурологические знания об особенностях межнационального взаимодействия, значении межкультурного диалога в духовном обогащении личности (С.Н.Артановский, Д.С.Лихачев); на понимании традиций народной культуры: как объекта, концентрирующего духовное наследие народа; как деятельности по передаче и освоению коллективного опыта; как активности субъекта, принимающего прошлое в качестве ценности и деятельно утверждающего эти ценности в образе жизни.
Методы исследования: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности культурно-досуговых объединений, востребующей потенциал игровой народной культуры; включенное наблюдение; социально-педагогический эксперимент; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса.
Опытно-экспериментальная база исследования: Этнокультурный центр «Дюлепты» поселка Хатыстыр Беллетского национального эвенкийского наслега Алданского улуса Республики Саха (Якутия). Педагогическим
экспериментом было охвачено 123 учащихся начальных и старших классов общеобразовательных школ (72 семьи поселка Хатыстыр).
Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении семи лет. На первом этапе (2004-2006г.г.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы, был изучен якутский фольклор как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной педагогики, исследовалась реальная практика использования возможностей игровых этнокультурных традиций в деятельности культурно-досуговых учреждений. На втором этапе (2007-2008гг.) был обобщен полученный в результате исследования материал, проведена проверка исследовательских гипотез; выявлены направления и педагогические условия реализации игровых этнокультурных традиций в формирования национально-культурной идентичности; разработаны и апробированы культурно-досуговые программы, востребующие воспитательный потенциал игровых этнокультурных традиций. На третьем этапе (2009-2011г.г.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработаны организационно-педагогические механизмы практического внедрения программ реализация игровых этнокультурных традиций как средства формирования национально-культурной идентичности в деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась: всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленной организацией педагогического эксперимента, результаты которого позволили уточнить теоретические позиции и скорректировать методические рекомендации; системным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) выступления на восьми научных конференциях и семинарах, проводимых в Якутском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, Якутском и Новосибирском колледжах культуры и искусств; б) практическая деятельность автора в качестве преподавателя Якутского колледжа культуры и искусств и Якутского филиала СПбГУП; в) экспериментальная работа по внедрению разработанной программы «Игра - шаг к национальным истокам», г) опубликование материалов исследования. В общей сложности опубликовано 9 работ. В их числе: Игра как фактор этнической идентификации коренных малочисленных народов республики Саха (Якутия) // Вестник Московского государственного университет культуры и искусств. - 2010. - №4. - С. 110-112; Роль семьи как социально-культурного института в возрождении этнокультурных традиций малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Культурологическое образование нового тысячелетия: сборник методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства, выпуск 5 - М.:МБОЮЛ, 2004. - С. 21-26; Место и роль игры в культуре коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Вестник Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: научно-методический информационный журнал - 2007. - №5. - С. 24-32; Игра, ее сущность, классификация, технология игры: учебное пособие - Якутия: «Медиа-холдинг», 2009. - 48 е.; Методические рекомендации по подготовке и проведению национальных праздников. - Якутск: ЯФ НОУ ВПО СПбГУ, 2008. - 47с. ( в соавторстве с М.И.Борисовым); Игры юкагиров - Якутск: Музей музыки и фольклора РС(Я), 2009. - 16 е.; Игровой досуг эвенков - Якутск: Музей музыки и фольклора РС(Я), 2009. - 8 е.; Игры коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия): методическое пособие для работников куль-турно-досуговых учреждений. - Якутск: Музей музыки и фольклора, 2009 -58 е.; Обрядово-праздничная культура эвенов: учебное пособие для студен-
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход2012 год, кандидат наук Тарасова, Василиса Александровна
Этнокультурное образование: историко-социологический анализ: На материалах Республики Саха (Якутия)2006 год, доктор социологических наук Борисова, Ульяна Семеновна
Педагогический потенциал интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности подростков2011 год, кандидат педагогических наук Касимов, Ринат Рамзиевич
Этнокультурное воспитание школьников-северян средствами педагогического потенциала образовательной среды кочевой школы2022 год, кандидат наук Сакердонова Анна Семеновна
Современные этнокультурные и этнорелигиозные процессы в Республике Саха (Якутия): философско-религиоведческий анализ2009 год, кандидат философских наук Куликова, Анна Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карасева, Галина Ивановна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.
2. Абрамов H.A. Описание Березовского края // Зап. Рус. геогр. о-ва. 1857. Кн. 12.-С. 329-333
3. Аванесова Г.А. Динамика культуры: Учебное пособие. - М.: Диалог-МГУ, 1997. - 59 с.
4. Аванесова Г.А. Межцивилизационные взаимодействия в условиях глобализации // Теория и практика культуры. Альманах. Вып. 2. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 63-90.
5. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. -М., РАГС, 2004.
6. Аверинцев С.С. Глубокие корни общества // Лики культуры: Альманах. Том первый. -М.: Юрист, 1995. - С. 431-444.
7. Айзенштадт С. Цивилизационные измерения социальных изменений // Цивилизации. Вып. 4. - М.:МАЛП, 1997. - С. 20-32.
8. Айзенштадт Ш.Н. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъём духовных сословий // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992.
9. Алексеев В.П. К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного искусства // Первобытное искусство. - Новосибирск, 1976.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.-288 с.
11. Андреев А.И. Описание о жизни и упражнениях разного рода ясачных иноверцев, обитающих в Туруханском и Березовском округах // Сов. этнография. 1947. -№ 1. - С. 92-97.
12. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
13. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1986.
14. Аникеева Н.П., Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989 г.
15. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. - M.-JL,
1966.
16. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. - M.-JL, 1958.
17. Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). - JL, 1936.
18. Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. -№1.- С. 131-143.
19. Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири. Сибирский этнографический сборник. 1957. Вып. 2.
20. Ануфриев В.В. Феномен культуры Русского Севера. - Архангельск, ПГУ, 1995.
21. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. М.: Издательский Дом «Грааль», 2002. - 188 с.
22. Аристотель. Поэтика. Этика. Политика. Риторика. Категории. -Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
23. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры / ГЦНИИ охраны здоровья детей и подростков. - М., 1935. - 95 с.
24. Арнаутова Ю.Е. Memoria: «тотальный социальный феномен» и объект исследования // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. - М.: Кругъ, 2003. - С. 19-37.
25. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение, 1993, №.4. - С. 41-56.
26. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // ЭО. - 2000. - №2. - С.
74-78.
27. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. -М., 1985.
28. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология / Учебное пособие для вузов. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. - 408 с.
29. Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М.Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
30. Астафьева O.A. Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов. - Автореф. дисс. докт. наук.-М., 2003.
31. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979.
32. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. Журнал социологии и социальной антропологии. 1999 том И. №1.
33. Бабаков В.Г. Кризисные этносы / РАН. Ин-т философии. - М., 1993.- 183 с.
34. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура: (Методол. пробл.)-М., 1996.
35. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М.: ИФРАН, 1996. - 70 с.
36. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера. -М, 1949.-71 с.
37. Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков A.B., Селезнева E.H., Чер-носвитов П.Ю. Культура русских поморов. Опыт системного исследования. М., 2005.
38. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. -340 с.
39. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. - М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с.
40. Бартенев В. На крайнем Северо-Западе Сибири. - СПб., 1896.
41. Велик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. -М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. - 241 с.
42. Беловинский Л.В. Культурно-исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика. - Автореф. дисс. докт. наук. - М., 2003.
43. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. - М.: Логос, 2003. - 350 с.
44. Беретти H.H. На Крайнем Северо-Востоке. - Владивосток, 1929. -
96 с.
45. Берштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // СЭ. 1981. -№ 2. - С. 107-108.
46. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
47. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология масс. - Саратов, 2001.-С. 575-588.
48. Богатырева Т.Г. Российские идентичности: образы и государство // Теория и практика культуры: Альманах. - Вып.2. М.: Изд-во РАГС, 2004. -С. 188-205.
49. Богомолова H.H., Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1977. - С. 180-205.
50. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сборник музея антропологии и этнографии. 1949. - Т. 11. - С. 237-254.
51. Богораз В.Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н.Л.Гондатти // Сборник музея археологии и этнографии, 1901, Т. 2. - С. 28.
52. Бортникова Т.Г. Институциализация этнического: культурологический анализ. - Автореф. дисс. докт. наук. - М., 2004.
53. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Акмеоло-гической Академии, 2000. - 105 с.
54. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в современном мире: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987. - 333 с.
55. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968.-267 с.
56. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник. - СПб., 1890.
57. Валлерстайн И. Непреодолимые противоречия либерализма: права человека и права народов в геокультуре современной мировой системы // Рубежи. 1995. - № 2. - С. 124-130.
58. Василевич Г.М. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927. -№ 1. - С. 31-34.
59. Василевич Г.М. Эвенки. -Л.;1969. -С. 172-179.
60. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения // ЭО. -1998.-С. 3-26.
61. Власова В.В. Историческое самосознание общества как проблема философии культуры // История как объект философского знания. - АН СССР, Ин-т философии. - М., 1991. - С. 137-151.
62. Воеводина Л.Н. Мифотворчество как феномен современной культуры. - Автореф. дисс. докт. наук. - М., 2002.
63. Воронина Т.А. Традиционная и современная пища русского населения Вологодской области // Русский Север, Наука, СПб, 1992.
64. Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по ледовитому морю. - М., 1948. - 446 с.
65. Выготский JI.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. -№ 6. - С. 62-76.
66. Выготский Л.С.. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. - № 4. - С. 5-18.
67. Газман О.С., «Социальные аспекты развития // Советская педагогика», 1988.-№5.
68. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-544 с.
69. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М.: «Академия», 1998.-432 с.
70. Гелнер Э. От родства к этничности // Цивилизации. Вып. 4. - М.: МАЛП, 1997.-С. 95-102.
71. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, веры, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей. - СПб., 1776. - Ч. 1.
72. Гиренко Н.М. Племя и государство: проблемы эволюции // Ранние формы социальной стратификации. -М.: Наука, 1993. - С. 122-131.
73. Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля - 14 марта 2003 / Сб. материалов. - М., 2003.-440 с.
74. Гондатти Н.Л. Предварительный отчет о поездке в СевероЗападную Сибирь. - М., 1888.
75. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. -М.: Канон-Пресс - Ц; Кучково Поле, 2000.
76. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологиче-ские очерки. - М.: Наука, 2003. - 764 с.
77. Губогло М.Н. Интегрирующая функция языка // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. -М., 1975. - С. 223-243.
78. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.
79. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: «КРИСТАЛЛ», 2001.-639 с.
80. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М., 1993.
81. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. - М., 1977. -
245 с.
82. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980 г. - №12. - С. 47-60.
83. Данилова E.H., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социс. 2004. - №10. - С. 27-30.
84. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 800 с.
85. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. -М.: Смысл, 2001. -С.233.
86. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. - Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. -280 с.
87. Добринская Е.И. «Свободная время и развитие личности», - Л.,
1983.
88. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 75-86.
89. Дружинин А.Г. Теоретические основы географии культуры. Ростов-на-Дону, 1999.
90. Дьяченко В.Н. Воспитание детей у якутов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. - Л., 1988.
91. Жорницкая М.Я. Народные игры чукчей и эскимосов // Полевые исследования института этнографии 1975. - М., 1977.
92. Заковоротная M.B. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999. - 183 с.
93. Запорожец A.B., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста». - М., 1978.
94. Заринов Ю.В. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С.В.Чешко «Человек и этничности» // ЭО. 1997. - №3. - С. 21-31.
95. Заринов Ю.В. Социум - этнос - этничность - нация - национализм // ЭО. 2002. - №1. - С. 3-30.
96. Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополити-ческой динамики России / Отв. ред. А.Г.Здравомыслов. М., 1998.
97. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири XVIII века (1771 - 1772). - М.-Л., 1947. - 96 с.
98. Игры народов СССР: Сб. материалов / Под ред. В.Н.Всеволод-ского-Гернгросса. - М.-Л., 1933. - 563 с.
99. Иехельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону: Древний и современный юкагирский быт и письмена // Изв. ИРГО. - СПб., 1898. Т. 34, вып. 3.
100. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996.
101. Календарь в культуре народов мира: Сб. ст. - М.: Наука, 1993. —
272 с.
102. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях: Избр. пед. соч. в 5 т. -М., 1982. Т.5.-424 с.
103. Кессиди К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. - С. 76-80.
104. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования, 2000. - №12. - С. 13-22.
105. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. - М.: Наука, 1979. - С. 5-23.
106. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал. 1995. - №2.
107. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. - М., 1911. - 373 с.
108. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М., 1990. - 350 с.
109. Контаутене З.-Б.Ф. Народные детские игры и их педагогическое значение: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 112 с.
110. Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. - Архангельск, 1998.
111. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук. - Якутск, 1998. - 92 с.
112. Кошен О. Малый народ и революция. - М.: Айрис-Пресс, 2004. -
288 с.
113. Куббель JI.E. Этнические общности и потестарно-политические структуры в доклассовом и раннеклассовом обществе // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. - М.: Наука, 1982. - С. 124-163.
114. Культура памяти: Сб. научных статей / М-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологи. - М.: «Древлехранилище», 2003. - 276 с.
115. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. Дисс.... канд. психол. наук. -М., 1985.
116. Ладенко И.С. «Игровое моделирование: методология и практики», - Новосибирск: изд-во Наука, 1987.
117. Левада Ю. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // Он же. От мнений к пониманию. - М., 2000. - С. 422-437.
118. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). - М.: Институт востоковедения РАН; Издательство «КРАФТ+», 2001.-176 с.
119. Леонтьев В.В. Национальные игры чукчей // На Севере дальнем. -Магадан, 1960.-С. 127-137.
120. Лисаковский И.Н. Диалог культур: механизмы, смыслы, результаты // Теория и практика культуры. Альманах. Вып. 1. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 25-35.
121. Лотман Ю.М. К построению теории взаимодействия культур // Избранные статьи. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 109-120.
122. Луначарский А.В. Вместо введения // Игра. - Петроград, 1918, -
№1.
123. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. - СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. -288 с.
124. Лурье C.B.. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1997.
125. Макрбайд У. Глобализация и культурный диалог // Вопросы философии. 2003. № 1. - С. 80-87.
126. Малахов В. «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. М.: Модест Колеров и «Дом интеллектуальной книги», 2001. - 176 с.
127. Малахов В. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. -1998.-№2. -С. 45-53.
128. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур. - Ереван, 1978. - С. 9.
129. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. - Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1978. - С. 512.
130. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // СЭ. - 1981. - С
3-17.
131. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности. - Автореф. дисс. докт. наук. - СПб., 2000.
132. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с англ. - М.: REFL-book, 1994. - 368 с.
133. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе. Полис, 1992. -№5-6. - С. 16.
134. Межуев В.М. Философия культуры: эпоха классики. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. - 200 с.
135. Межуев В.М., Орлов В.Г. Социокультурные доминанты глобализации // Теория и практика культуры: Альманах. Вып. 1. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 53-72.
136. Мид Дж. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 215-237.
137. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональные конфликты. -М.: «Анкил», 1998. - 186 с.
138. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. -№ 1.
139. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997. С. 82-83.
140. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. - М., 1986.
141. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М., 1994.
142. Николаев С.И. Эвенки и эвены. - Якутск, 1964.
143. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М, 1994. - 214 с.
144. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-С. 47-48.
145. Павлинская JI.B. Игрушка и мир детства в традиционных культурах Сибири Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. - Л., 1988.
146. Панарин A.C. Элиты и массы перед лицом глобализации: конфликт интерпретаций // Глобализация и столкновение идентичностей. - М., 2003.-С. 175-186.
147. Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. - Л., 1939.-37 с.
148. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник. - Новосибирск: НГПИ- 1985 г.
149. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 371 с.
150. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: «Речь», 2002. - 520 с.
151. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982.
152. Праздников Г.А. «Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека». - Л., 1976.
153. Природа и человек на Крайнем Севере [сочинение Гартвига]: Пер. с нем. - М., 1866. - 451 с.
154. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. - М., 1982. - 357 с.
155. Роббек Г.В, Шамаев Н.К. Эвенские народные игры и состязания: Учебно-метод. пособие. - Якутск., 1996. - 53 с.
156. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Изд-во Педагогика, 1989.
157. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. - М., 1981. - 652 с.
158. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. - М.: Гардарики,
2002.
159. Сарингулян К. Ритуал в системе этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпоз. Ереван, 1978.-С. 135-142.
160. Сем Т.Ю. Особенности социализации детей у оленекских эвенков // Мир детства в традиционной культуре народов СССР: Сб. науч. тр. - Л.,
1991.
161. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. -СПб., 1896.-Т. 1.
162. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Докт. дисс. - СПб., 1996.
163. Скворцов Н.Г. Индивид и этническая среда: проблема этничности в символическом интеракционизме // Социология и социальная антропология. -СПб., 1997,-С. 303-321.
164. Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Дробижева Л.М., Аклаев A.C., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской федерации 90-х гг.-М., 1996.-С. 296-366.
165. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М.,
1992.-С. 41.
166. Социальная идентификация личности / под ред. В.Ядова. - М.,
1993.
167. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. - М.: Ин-т социологии РАН, 1992.
168. Спенсер Г. Основания психологии. - СПб., 1876. - 354 с.
169. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. - 2003. - № 6.-С. 112-121.
170. Ставропольский Ю.В. Психология этнокультурной идентичности - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. - 275 с.
171. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.
172. Стефаненко. Т.Г. Авторский материал. «Развитие и трансформация этнической идентичности» «Модель двух измерений этнической идентичности» Раздел Педагогика и психология. - М., 2008.
173. Столович JI.H. Искусство и игра // Эстетика. - М.: Изд-во «Знание», 1987.
174. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. - СПб.: Издательство СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (№ 21).
175. Сущий С .Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. Ростов-на-Дону. 1994.
176. Сущий С.Я., Дружинин Г.А. Очерки географии русской культуры. - Ростов-на-Дону. 1994.
177. Татаренко И.В. Национальная идентификация в переходных обществах. - Дисс. .. .канд. филос. н. - М., 2003.
178. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.
179. Теребихин Н.М. Метафизика Русского Севера. - Архангельск.
2002.
180. Тернер В. Символ и ритуалы. - М., 1983. - 277 с.
181. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. - М., 1966 г.
182. Тишков В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма). // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 6.
183. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,
1997.
184. Тишков В.А. Очерки теории этничности // Этногр. обозрение. 1997.-№3.
185. Тишков В.А. Реквием по этносу: социально-антропологические исследования. - Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 544 с.
186. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М.: Прогресс-Культура, 1995.
187. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. - М., 1990.
188. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. - M., 1998.
189. Уайт J1. Избранное: Эволюция культуры. - Сер.: Культурология. XX век. - М., 2004. - 1064 с.
190. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 157-201.
191. Усова А.П. Игра.-M., 1962.
192. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - 95 с.
193. Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки, 1980. - №2. - С. 69-77.
194. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. - М.-Л., 1950.
195. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. - M., 1882. -
484 с.
196. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. - 496 с.
197. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России: Очерки. - М.: МГУКИ, 2000. - 162 с.
198. Флиер А.Я. Культурогенез. - М.: Изд-во Российского института культурологи, 1995. - 127 с.
199. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия.-П., 1956.
200. Фрейд 3. Я и Оно. Антология мысли. Психология. - Мерани 1991. 5.-С.311.
201. Фролова А.Н. Игры народов Крайнего Северо-Востока России. -М., 2000.- 156 с.
202. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
203. Хайнд Р. Поведение животных. - М., 1975.
204. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменения мирового порядка. Содержание. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.
205. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.
206. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов // Игрушка, ее история и значение. - М., 1912.
207. Хейзинга И. «В тени завтрешнего дня», Homo Iudens, Москва, 1992.-453 с.
208. Хёйзинга И. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. -М.: Наука, 1988.-540 с.
209. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 113-123.
210. Хобсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. -С. 332-346.
211. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа.
212. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. - М.: Канон+, 2001.-400 с.
213. Чаадаева А. Национальная игрушка. - Хабаровск, 1987.
214. Чесноков Ю.В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. - Л., 1988.
215. Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990.
216. Шаш С.Д. Человек и этнос (Философский аспект) - Брест, 1995;
217. Шибаева М.М. Этноментальные аспекты культурного многообразия // Обсерватория культуры. Альманах РГБ. - М.: Информкультура, 2004. -№ 3. - С. 34-39.
218. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1922.
219. Шкляр Л.Е. Этнос. Культура. Личность: Филос.-методол. аспекты исслед. - Киев, 1992.
220. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. - М.: Старый сад, 1997.-С. 352.
221. Шмаков С.А. «Игры учащихся - феномен культуры». - М.: Изд-во «Новая школа», 1994.
222. Шнирельман В.А. Национальные символы, этно-исторические мифы и этнополитика // Теоретические проблемы исторических исследований. Вып.2. -М., 1999.-С. 118-147.
223. Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистические мифологии в современной России // ЭО. - №4, 2003. - С. 3-15.
224. Штейниц В.К. Языки и письменность народов Севера. - М.-Л., 1937. -Ч. 1.-250 с.
225. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 304 с.
226. Эпштейн Н.П. «Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия», 1982.-№2.
227. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
228. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 308-333.
229. Этнические процессы в современном мире / Ю.В.Бромлей, В.И.Козлов. С.А.Арутюнов и др. - М., 1987.
230. Этнография, антропология и смежные дисциплины: соотношение предмета и методов. - М., 1989.
231. Этнология / Под. ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. - М.: Наука,
1994.
232. Этнометодология. Вып 1.: Подходы к изучению этнической идентификации. -М., 1994.
233. Этносы и этнические процессы. - М., 1993.
234. Юкагиры.-Новосибирск, 1975.
235. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975.-С. 89-105.
236. Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.-С. 169-184.
237. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.
238. Bennett M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // Intern. J. Intercultural Relations. 1986. Vol. 10.
239. Bowring F. A lifeworld without a subject: Habermas and the pathologies of modernity. //Telos. - N.Y., 1996. -№106. - P. 77-104.
240. De Vos G. Ethnic pluralism: Conflict and accommodation // Ethnic identity.-P. 10.
241. Eisenshtadt S.N. Tradition, Change and Modernity. - N.Y., 1973.
242. Ellenberger H.F. The discovery of the Unconscious: Basis Books N.Y. 1970.-c. 528.
243. Epstein A.L. Ethnos and Identity: Three Studies inEthnicity. - London, 1978. 28, c. 16.
244. Erikson E. Psychosocial Identity// A Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. - N.Y., 1995. 7. - P. 675-679.
245. Hozelitz B.F. Tradition and Economic Growth. - Tradition, Values and Socio-Economic Development. L., 1961.
246. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. -N.Y.: John Wiley, 1980.
247. Neumann I.B. Russia as Central Europe's Constituting Other.// East European Politics and Societies. 1993. Vol. 7. N 2. - P. 349
248. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. - P. 73.
249. Samuel P. Huntington. The clash of civilizations and the remaking of world order. 1, c. 142-143.)
250. Shils E. Tradition - Chicago, 1981.
251. Touraine A. Production de la société. Paris, 1973. - P. 360
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.