Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Бирюков, Михаил Иванович
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат наук Бирюков, Михаил Иванович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы создания организационно-педагогических условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры
1.1. Исторические аспекты становления и развития вокального искусства в учреждениях культуры
1.2. Теоретические подходы к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
1.3. Аксиологический подход к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры как методологическая основа
Глава II. Аксиологический подход к созданию организационно-педагогических условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
2.1. Аксиологический подход к созданию организационных условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
2.2. Аксиологический подход к созданию педагогических условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
2.3. Интеграция организационных и педагогических условий воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей2013 год, кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович
Педагогические условия повышения квалификации преподавателей вокала учреждений культуры и дополнительного образования: компетентностный подход2021 год, кандидат наук Войтик Инна Александровна
Поликультурный подход в обучении подростков эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования2018 год, кандидат наук Егорова, Наталия Александровна
Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей2012 год, кандидат наук Яценко, Ирина Семеновна
Формирование толерантности у студентов - участников самодеятельных вокальных коллективов в условиях дополнительного образования2009 год, кандидат педагогических наук Сухонина, Наталья Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития мировоззрения участников вокальных коллективов в учреждениях культуры. Отсутствие живого звука у профессионалов, компьютеризация композиторской и исполнительской деятельности, при вторичности содержательного истолкования вокала и музыки, привели к потере смысловых корней.
Одна из основных задач профессионального искусства состоит в передаче самодеятельному народному творчеству всей совокупности вокально-музыкального опыта. При формировании ценностных ориентаций, создаются организационно-педагогические условия для развития мировоззрения и творческих способностей. Однако организованные вокально-музыкальные структуры профессионалов не стали для участников вокальных коллективов учреждений культуры источником содержательного истолкования музыки.
С особой остротой эта проблема проявилась после проведения конкурсов «Голос», «Голос. Дети.», «Битва хоров», «Минута славы», «Один в один», «Точь-в-точь», «Фактор «А»» и др. на Первом канале Центрального телевидения, вызвавших огромный интерес у населения страны и сыгравших огромную роль в воспитании мировоззрения участников проекта и зрителей (особенно тех, кто принимал участие в голосовании).
Поэтому создание повседневной системы воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода необходимо осуществлять в оптимальных организационно-педагогических условиях.
Многолетний опыт деятельности учреждений культуры показывает, что развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов не получило должного внимания в практической деятельности, именно из-за отсутствия оптимальных организационно-педагогических условий. Отсюда,
слабо выраженное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие потребности, мотивов, интересов, психологических установок у участников вокальных коллективов учреждений культуры.
Кроме этого, параллельно функционирует противоречивый процесс, направленный на развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры с позиции коммерциализации.
Проблема усугубляется еще и тем, что участники вокальных коллективов учреждений культуры в основном мотивированы на освоение определенной вокальной школы, способной подготовить их к профессиональной деятельности.
В этой связи актуальным представляется вариативность педагогических технологий, применение индивидуальных сроков и темпов выполнения педагогических задач, способствующих реализации природных вокальных и музыкальных дарований и способностей в индивидуальной и коллективной творческой деятельности участников вокальных коллективов учреждений культуры.
Понятие, содержание вокальной деятельности, ее смысловая сущность крайне редко становится предметом обсуждения в учебно-воспитательном процессе, в силу отсутствия оптимальных организационно-педагогических условий. Оптимальными организационно-педагогическими условиями повышения уровня воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов может стать совершенствование учебно-воспитательного процесса в учреждениях культуры: целеполагание (расстановка приоритетов); поиск инновационных технологий раскрытия потенциальных резервов личности; подготовка педагогов, владеющих музыкальными педагогическими методами, позволяющими активизировать творческие процессы участников вокальных коллективов.
Следовательно, актуальность исследования вытекает из существующего противоречия между острой потребностью общества в развитии мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений
культуры и отсутствием на практике организационно-педагогических условий для воспитания мировоззрения участников, развития творческих способностей.
В силу этого возникает необходимость научного осмысления специфики, механизмов, форм, методов, приемов и способов целостного технологического процесса развития мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.
Степень научной разработанности проблемы. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.
Социологический аспект проблем образования представлен в работах A.A. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.
Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность учащихся влияют полярные силы, внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и ДР-
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин продолжили идею развития и развивающего обучения учащихся.
Идеи межличностных взаимоотношений, понятия о творчестве, ценностях, идеях, идеалах, самореализации разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И.
Л
Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.
В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.О. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.К. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе учреждений культуры.
О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.
Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, коммуникативные, проблемного обучения и др.
В области педагогики и психологии музыкального образования особое значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств (Э.Б. Абдулин, Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов и др.).
В области вокального искусства, направленного на развитие творчески способностей большой вклад внесли И.Ю. Алиев, A.B. Артемова, Д.Л. Аспелунд ,И.Н. Вилинская, Н.Б. Гонтаренко, В.А. Деряжный, Л.Б. Дмитриев,
A.Л. Долива, Н.И. Жинкин, А.П. Зданович, Д.В. Люш, Н.М. Малышева, А.Г. Менабели, И.К. Назаренко, В.П. Морозов, Г.П. Стулова, которые обосновывают принципы и методы российской вокальной подготовки.
Современная вокальная педагогика в учреждениях культуры опирается на труды Н.К. Баклановой, O.A. Блоха, А.Ю. Бутова, В.А. Волобуева, В.А. Есакова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, В.Д. Иванова, A.C. Каргина, Л.С. Майковской, В.Н. Нилова, С.М. Оленева, В.И. Петрушина,
B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Т.В. Христидис, П.А. Черватюка, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Проведённый теоретический анализ позволил выявить следующие противоречия между:
- острой потребностью общества в воспитании мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры и недостаточной научной разработанностью теоретико-методологических основ деятельности учреждений культуры на основе аксиологического подхода;
- потребностью участников вокальных коллективов в воспитании мировоззрения в учреждениях культуры и отсутствием профессиональных компетенций у педагогов-вокалистов оптимизировать этот процесс на основе аксиологического подхода;
- возросшими потребностями современного общества в академическом пении и отсутствием оптимального процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.
На основе данных противоречий была определена проблема исследования, которая вытекает из необходимости исследования аксиологического подхода к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов в учреждениях культуры и отсутствия на практике научных разработок и технологических механизмов их реализации.
Актуальность проблемы, её недостаточная научная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры: аксиологический подход».
Объект исследования - воспитание мировоззрения у участников различных художественных коллективов учреждений культуры.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода. _
Цель исследования заключается в научном обосновании, теоретической разработке, экспериментальной проверке и внедрении в учебно-творческий процесс учреждений культуры оптимальных организационно-педагогических условий развития мировоззрения участников вокальных коллективов на основе аксиологического подхода.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
и
- рассмотреть исторические аспекты становления и развития
• НОЙ
вокального искусства в учреждениях культуры;
проанализировать теоретические подходы к воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры как отечественных, так и зарубежных исследователей;
- раскрыть аксиологический подход к' воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры как методологическую основу;
• (•1 *
определить эффективность аксиологического подхода в организационных условиях воспитания "мировоззрения у участников
• . » 4-, ■
вокальных коллективов учреждений культуры';:
- выявить эффективность аксиологического подхода по воспитанию
мировоззрения у участников вокальных . коллективов в учреждениях
4 ''* '
кулыуры в педагогических условиях; '
- осуществить сравнительный анализ экспериментальных данных
/.>' Л-).,
интерпретации организационно-педагогических условии воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждении культуры на основе аксиологического подхода.
■>'
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что воспитание мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений
культуры будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия на основе аксиологического подхода, что позволит реализовать их потребность в общении, расширить набор знаний о мире, особое внимание уделив умению ориентироваться во всех областях жизни общества, а вокальное искусство рассматривать как способ самосовершенствования, рефлексии.
Методологической основой диссертации стали организационные и
педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и
т? ^
зарубежными исследователями, о сущности мировоззрения творчества,
-'Сбио
процесса познания мироздания с целью воспитания мировоззрения в
HIB ^
учреждениях культуры.
f* f т
Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных
8Iй jSfJ
философских направлений: В.Ф. Асмуса, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения,
* ' is..
касающиеся творчества, художественного творчества, духовной личности, ее самосознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования,
с «В-ТТ1
детерминационнои природы общества и личности.
! fT
Поэтому методологией данного исследования стал аксиологический
* hf»
подход, который в разных аспектах рассматривался Л.И. Анциферовой, Л.С.
О. Л •
Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьёвым, A.B. Петровским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Сохором и др. об аксиологическом подходе к воспитанию мировоззрения.
Теоретическая основа исследования.
Теоретическую базу для разработки новых научных подходов,
„ "OR,
позволяющих осуществить развитие мировоззрения у участников вокальных
коллективов в учреждениях культуры составили:
« •»
теории творческой деятельности, сформулированные Ю.К. Бабанским, Л.С. Выготским, Л.А. Тарасовой, Л.В. Школяр и др.;
- теория поэтапного формирования^ умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: A.A. Вербицкого, В.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;
- теории Ю.П. Азарова, JI.C. Выготского, А.Г. Казаковой, В.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, В.Г. Ражникова, Т. Рибо, Н.В. Савина, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, Б.М. Теплова;
- теории музыкального образования: Б.В. Асафьева, И.А. Браудо, В.В. Ванслова, H.A. Гарбузова, Н.И. Голубовской,14 В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского.1010 "
Методы исследования. В соответствии'с1 задачами и особенностями
отеке
предмета исследования использовались методы теоретического познания:
-o« \ :
анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогии, логические методы для выявления причинно-следственных связей: метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятии, социально-педагогическии эксперимент.
Эмпирическую базу исследования составила совокупность
' í® V*"1
материалов, полученных в процессе функционирования базы учреждений
i I С
культуры Москвы и Московской области^ Государственное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры0 ^«Салют», Государственное учреждение культуры «Культурный центр'"«Кожный» (ДК AMO ЗИЛ)»;
' Ч fCY4
Ховринский Дом культуры железнодорожников - экспериментальные; Муниципальное учреждение культуры «Центр культуры и досуга «Лодыгино», Муниципальное учреждение «Дворец культуры «Юбилейный», Муниципальное учреждение культуры «Камерный молодежный театр
«Зазеркалье» - контрольные. ' '
я '<'
Организация исследования. Исследование проводилось в течение
пяти лет - с 2008 по 2013 год в три этапа.
а К4
На первом этапе исследования (2008г.) изучалось состояние проблемы
«I 'сч
в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Проходил сбор материала по определению значения
мировоззрения в деятельности участников вокальных коллективов учреждений культуры. Определился общий замысел исследования: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.
На втором этапе исследования (2009-2012 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало весь комплекс методов , и опытно-экспериментальную работу по развитию мировоззрения у участников вокальных коллективов
'КОН
учреждении культуры.
На данном этапе были разработаны' программа эксперимента и
И опг "
организационно-педагогические условия, направленные на воспитание
>П 0..у
мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры.
тт :.н -<■
На этом этапе диссертантом проводилось изучение практики адаптации
• и
деятельности участников вокальных коллективов учреждении культуры к
- С!К. 5 К
рыночным отношениям, разрабатывались взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу уровня мировоззрения. Апробировались' педагогические идеи,
обеспечивающие разработку и внедрение .. авторских педагогических
лект*
технологии воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, обеспечивающих синтез условий для вокального и музыкального творчества. В этот период внедрялась авторская педагогическая технология воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры. В ходе эксперимента происходила корректировка различных элементов системы, обеспечивающей целостный технологический процесс учреждений культуры вокального и музыкального образования.
На третьем этапе исследования
(201*3'г.) были
проведены анализ и
обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы ит результаты исследования, разрабатывались рекомендации по сравнению различных форм
М Т'-«-
воспитательного воздействия на участников вокальных коллективов
.к-,
учреждений культуры на практике. На 'данном этапе осуществлялась систематизация результатов исследования, подведены итоги, оформлена диссертация.
Научная новизна исследования состоит в.том, что:
впервые организационно-педагогические условия воспитания
мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры
/
рассмотрены с позиций единства педагогического, психологического, культурного и физического аспектов; > & "
НОЛ
- раскрыта сущность процесса воспитания мировоззрения как
психологического образования, позволяющего определить позицию,
->ит в "
внутреннее состояние личности участника вокального коллектива учреждения культуры, ее духовное становление, развитие и обогащение. Влияние среды на развитие мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры обусловлено развитием мотивационно-потребностной сферы. Предметные результаты проявляются опосредованным способом, путем анализа внешних проявлении в
конкретных организационно-педагогических условиях деятельности
.'шк:
учреждении культуры;
- сформулировано понятие «воспитание* мировоззрения у участников
чпя _
вокального коллектива» как ведущее психолого-биологическое и физиологически значимое качество личности участника вокального
коллектива учреждения культуры, которое является частью сознания и
.р
структурируется ценностными ориентациямй, духовными потребностями,
!Г\
психологическими установками, мотивами, интересами, досуговыми
■ч»
предпочтениями;
м
- рассмотрен аксиологическии подход как система ценностей, реализующая дидактические принципы воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры в новой
^ г.
социокультурной ситуации с использованием мировоззренческих и
• Ш
творческих возможностей педагогов в работе с новым поколением участников вокальных коллективов;
экспериментально апробированы научно обоснованные инновационные педагогические технологии воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, обучения вокальному искусству, интеграции вокальной и музыкальной культуры,
последовательного включения в учебно-творческий процесс репертуарного
раОп
материала, его содержания в различный вокальных партиях песнях,
произведениях, позволяющих обеспечивать самостоятельное освоение
•ны
духовных ценностей в оптимальных организационно-педагогических
Iгог
условиях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что для
педагогической науки актуальной была попытка разработать теорию
сбалансированного состояния организационно-педагогических условий
деятельности учреждений культуры по воспитанию мировоззрения у
участников вокальных коллективов на основе' аксиологического подхода. А
система мировоззренческих взглядов участников вокальных коллективов
учреждений культуры представлена как взаимосвязь содержательного и
деятельностного, всех уровней воспитания, с вовлечением в учебного;
творческий процесс всех компонентов и элементов, которые формируют индивидуальность, удовлетворяют потребности в художественном
НГ'^ГТ
восприятии, включая слух, существенно расширяя и углубляя процесс
че о»' •
осмысления и понимания вокального и музыкального искусства.
Раскрыто теоретическое значение процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода, направленного на ценностные ориентации, обеспечивающие значимость предметного логико-дидактического содержания вокального и музыкального искусства.
Теоретически разработана иерархическая структура процесса воспитания мировоззрения, включающая содержательный, психологический,
* С, и ГНС.
педагогический, организационно-методический ,и оценочно- результативный компоненты.
Выведена теоретическая модель организационно-педагогических условий, способствующая повышению эффективности реализации
I
теоретических изысканий, процесса воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры, которые становятся постоянными предметами педагогического воздействия и профессиональной оценки деятельности педагогов вокального класс'а.
Теоретически раскрыты уровни воспитания мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждении культуры по интегративнои схеме, предусматривающей сохранение и развитие лучших отечественных
е- ~ т-, ЛIIIЯ Ь''
традиции общественной жизни. Выявлены доминирующие отечественные
• '¡Ы\
ценности участников вокальных коллективов учреждении культуры, которые обеспечивают процесс воспитания мировоззрения на основе свободного выбора форм, средств и методов, мыслительной деятельности вокалом и музыкои в конкретных организационно-педагогических условиях.
' 1 ^ ,
Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей,
)
вокального и музыкального мышления, которые определяют внутреннее единство ценностных ориентации у участников вокальных коллективов
V'"П
учреждений культуры. Рассмотрен принцип генерализации, собирания всех
выразительных потенций вокала и музыки как совокупного действия, то есть
\п. и
мыслить о вокале и музыке и мыслить вокалом и музыкой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
О >Г'Г!.
материалы исследования, как комплекс предложенных в исследовании дидактических основ, могут быть использовань1 для всех типов учреждений культуры, где имеются вокальные коллективы. При этом организацию учебно-воспитательного процесса, его структурирование в рамках учебных программ необходимо корректировать с учетом уровней воспитания
и
мировоззрения у участников вокальных коллективов.
I
¡ми
Материалы исследования могут быть использованы во всех вузах культуры и искусств.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора;
♦ -Г-
использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией социально-педагогического эксперимента - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; данные подтверждены актами о внедрении.
Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:
"О'Ю' -
- процессе проведения занятии на экспериментальных базах и в качестве руководителя вокальных коллективов;
1
- выступлениях автора на международных научно-практических конференциях, проводимых в Московском государственном университете
¡П I Л
культуры и искусств, по вопросам методики преподавания вокального искусства, специфике процесса развития мировоззрения участников вокальных коллективов учреждении культуры, а также обучающих программ по воспитанию мировоззрения у участников вокальных коллективов учреждений культуры;
<• ч
- выступлениях на кафедрах классического пения Московского государственного университета культуры и искусств;
- опубликовании тезисов, статей (см. список авторских публикаций и конце автореферата);
- внедрении теоретических разработок в технологический процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и представлений в учреждениях культуры;
- участии в конкурсах, фестивалях, вечерах-презентациях, где автор неоднократно становился лауреатом окружного, городского, международного конкурсов. Особенные успехи были достигнуты
диссертантом в фестивале художественного творчества педагогов вокальных коллективов учреждений культуры г. Москвы;
- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрами культурно-досуговой деятельности и музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств 5 декабря 2013 года, протокол №10.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мировоззрение участников вокальных коллективов учреждений культуры является сущностной характеристикой сознания, то есть системой взглядов на мир в целом как совокупности всех общественных отношений к
миру, к себе, вещам, окружающей среде, коллективу, рассматривается как
«
объективно-содержательная сторона предметной деятельности и поведенческих действий.
Посредством оптимальных организационно-педагогических условий в
,' * * I
учреждениях культуры субъект может передать объекту весь свой жизненный опыт, увлечь на достойное поведение, внедрить в сознание участников вокальных коллективов учреждений культуры «образ человека», который положительно проявил себя в общественной и практической жизни и в творчестве.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Педагогические условия этнокультурного воспитания детей в хореографических коллективах учреждений культуры: ценностно-ориентированный подход2020 год, кандидат наук Титова Анастасия Юрьевна
Организационно-педагогические условия развития специальных компетенций у студентов в системе социально-культурного образования: личностно-ориентированный подход2019 год, кандидат наук Долоза Анастасия Владимировна
Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей2010 год, кандидат педагогических наук Касмицкая, Екатерина Александровна
Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая2019 год, кандидат наук Цзян Шанжун
Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов: начальный период обучения2013 год, кандидат наук Крупина, Ольга Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бирюков, Михаил Иванович, 2014 год
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдуллин. - М.: МПГУ, 1990. - 187с.
2. Абдуллин Э.Б. Музыкально-исполнительская деятельность / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.
3. Абдуллина O.A. О формировании педагогических умений / O.A. Абдуллина. - М.: Советская педагогика, 1972. - №11. - С.93-103.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 336с.
5. Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.М. Авдеев. - М., 1982.
6. Азаров Ю.П. Основы трансцендентальной педагогики / Ю.П. Азаров. - М.: Новый Логос, 2000. - 135с.
7. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы / Ю.П. Азаров. - М.: Топикал, 1994. - 608с.
8. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. - Тюмень: ТГУ, 1997. - 216с.
9. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / Н.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: РАО, 1994. - С.20-23.
10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1996.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968.
12. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: уч. пос. /O.A. Апраксина. - М.: МГПИ им. Ленина, 1985. - 61с.
159
13. Апраксина O.A. О праве учителя музыки на эксперимент / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып.13. - М.: Музыка, 1978. - С.66-76.
14. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод развития мышления учащихся / Л.Г. Арчажникова // Формирование музыкально-слуховых представлений. - М.: Мысль, 1975. -550с.
15. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности / А.Р. Асмолов // Психология с человеческим лицом. - М.,1997. - С.249-258.
16. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: уч. пос. для студентов музыкальных вузов / A.C. Базиков. - Тамбов, 2002.
17. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: уч. пос. / Н.К. Бакланова. - М.: МГУК, 1996. - 120с.
18. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: уч. пос. / Н.К. Бакланова. -М., 2001. - 222с.
19. Беляев Г.А. Становление эстетической теории. Методологические очерки / Г.А. Беляев. - М.: ГИИ, 1998. - 179с.
20. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л.А. Беляева. - Екатеринбург, 1993. - 126с.
21. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П. Блинова. - Л: Музыка, 1974. - 144с.
22. Блок В.М. Заметки композитора о музыкальном воспитании детей / В.М. Блок // Педагогика. - М., 1992. - №9-10. - С.46-50.
23. Блох O.A. Психология и педагогика музыкального творчества: уч. пос. / O.A. Блох. - М.: МГУКИ, 2009. - 272с.
24. Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: дис... доктора пед. наук/ O.A. Блох. - М.: МГУКИ, 2004.
25. Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов: монография / O.A. Блох. - М.: МГУКИ, 2006. -227с.
26. Блох O.A. Репертуар как средство эстетического воспитания участников самодеятельных молодежных музыкальных ансамблей: дисс.... канд. пед. наук / O.A. Блох. - М.: МГИК, 1989. - 201с.
27. Богданов И.В. Локальная образовательная среда: Опыт проектирования, становления и развития / И.В. Богданов. - Тольятти, 1996. -180с.
28. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288с.
29. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры /Е.В. Волкова. - М.: Искусство, 1988. - 168с.
30. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина / Е.В. Волкова. - М.: Знание, 1990. - 64с.
31. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки музыканта-педагога: Сб. науч. статей. Вып.7. - М.: МПГУ, 2001. - 137с.
32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: АПН СССР, 1956. - 519с.
33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 93с.
34. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576с.
35. Гальперин П.Л. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Л. Гальперин. - М., 1985. - 45с.
36. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: автореф. ...дисс. ... канд. пед. наук/ Н.О. Гафурова. - Красноярск, 1996.-20с.
37. Гегель, Г.-В.-Ф. Эстетика: В 4т. Т.1 / Г.-В.-Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - 312с.
38. Гердер И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер. -М., 1977.
39. Герсамия И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете установки академика Д.Н. Узнадзе: дисс. ... канд. искусствоведения /И.Е. Герсамия. - Тбилиси, 1976.
40. Гиннес: Большая книга знаний. - Тверь: ACT, 2000. - 480с.
41. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве: сб. ст. и материалов / Н.И. Голубовская. - Л.: Музыка, 1985. - 142с.
42. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и деятельности / И.Ф. Гончаров. - М., 1986. - 126с.
43. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
44. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В.И. Горлинский. - М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 1999. - 333с.
45. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: МИЛ «NB Магистр», 1993. - 193с.
46. Готсдинер, А.Л. Стимулирование творческого потенциала учащихся / А.Л. Готсдинер // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. - М.: ГИТИС, 1984. - С.161-173.
47. Григорьев В.Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением /В.Ю. Григорьев // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. - Новосибирск, 1987. - С.25-37.
48. Губанов Н.И. Чувственное отражение / Н.И. Губанов. - М.: Мысль, 1986.-С.5-78.
49. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Гуревич. - Л.: Музыка, 1988. - 112с.
50. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: уч. пос. / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: Изд-во НТК, 1985. - 88с.
51. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М., 1994. -184с.
52. Дегтярев А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах (колледжах) на современном этапе: автореф. ...дисс. канд. пед. наук /А.Л. Дегтярев. - М., 1995. - 27с.
53. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.
54. Живой мир искусств / Под ред. Б.П. Юсова. - М., 1994.
55. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. - М., 1990. - 168с.
56. Зак Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. М.Г. Соколов / Я.И. Зак. - М.: Советский композитор, 1980. - 208с.
57. Зарецкий В.К. Педагогическая роль «подсказок» в воспитании творческого мышления / В.К. Зарецкий // Учебная деятельность и творческое мышление. - Уфа-М., 1985. - С.66-67.
58. Заринь Д.В. Музыкально-творческое развитие учащихся как социальная проблема / Д.В. Заринь // Музыкально-творческое развитие учащихся. - Рига: Изд-во Латв. гос. ун-та, 1991. - С.6-45.
59. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 255с.
60. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319с.
61. Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - СПб.: Петролис, 1996. -232с.
62. Каган М.С. Художественно-творческая способность как синтетический механизм психики / М.С. Каган // Проблемы этики и эстетики. Вып.2. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 532с.
63. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования: монография / А.Г. Казакова. - М.: Экон-информ, 2007. - 551с.
64. Капустин Ю.В. Музыкант исполнитель и публика / Ю.В. Капустин. - JL: Музыка, 1985. - 160с.
65. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. -М., 1993. - 80с.
66. Кашмина И.В. Вертикальный тематизм / И.В. Кашмина. - М., 1997.
67. Кириллова Ю.В. Мария Биешу: Творческий портрет / Ю.В. Кириллова. - М.: Музыка, 1985.
68. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: автореф. дисс. ... докТ. искусствоведения / Д.К. Кирнарская. -М., 1997.-36с.
69. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. - М., 1988. - №2. -С.129-137.
70. Китаенко Д. Передать духовную сущность музыки / Д. Китаенко. -Советская музыка, 1983. - №4. - С.43.
71. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР / Н.И. Киященко. - М.: Искусство, 1971. - 160с.
72. Киященко Н.И. Эстетическое творчество / Н.И. Киященко, H.JI. Лейзеров. - М.: Знание, 1984. - 112с.
73. Кнебель М.О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель. - М.: ВТО, 1998. -
526с.
74. Коган Г.М. Избранные статьи / Г.М. Коган. - М.: Советский композитор, 1972.
75. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: уч. пос. / Т.А. Колышева. - М.: МГЛУ, 1997. - 176с.
76. Коменский Я.А., Руссо Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М., 1989. - 416с.
77. Кочнева И.С. Вокальный словарь / И.С. Кочнева, A.C. Яковлева. -Л.: Музыка, 1988.-С.58.
78. Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. - Самара, 1994. - 164с.
79. Кривцун O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 1998. -
430с.
80. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: автореф. дисс. ... докТ. психол. наук / Е.П. Крупник. -М., 1990.-27с.
81. Крупник Е.П. Роль творческого воображения в интегрировании художественного сознания личности / Е.П. Крупник // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании. -Магнитогорск-Новосибирск, 1992. - С.68-75.
82. Крупник Е.П. Творческое воображение как психологический механизм устойчивости индивидуального сознания личности / Е.П. Крупник // Психологические проблемы воспитания и обучения школьников. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 1995. - С.5-24.
83. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности / Е.П. Крупник // Психологический журнал. - М., 1991. - №2. - С.108-117.
84. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. - М.: Музыка, 2000. - 246с.
85. Культура и образование. - Смоленск: СГИИ, 1997. - 286с.
86. Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач / Г.М. Кучинский // Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С.92-121.
87. Левитан K.M. Основы педагогической деятельности / K.M. Левитан. - М.: Наука, 1994. - С.94-192.
88. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.
89. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления / А.Н. Леонтьев // Доклады по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.). - М., 1954.-С.5-12.
90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М., 1981. - 186с.
91. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательной ценности в России в 19 и 20 веках / Б.Т. Лихачев. - Самара: СИУ, 1997. - С.2-38.
92. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб пособие для вузов / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2000. - 522с.
93. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. - 175с.
94. Лобстейн Ф. Уроки раздумья. Педагогика нравственного развития / Ф. Лобстейн. - М., 2000. - 84с.
95. Ломов Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах: анализ признаков слухового образа / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1986. - 128с.
96. Лосев А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. - М., 1988. - 366с.
97. Лях В.И. Культурогенез как проблема теории культуры: автореф. ...дис. докт. философ, наук / В.И. Лях. - М.: МГУКИ, 1999. - 43с.
98. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. трудов / С.М. Майкапар. - Челябинск: MPI, 2006. - 224с.
99. Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: автореф. ...дис. канд. психол. наук / С.Н. Маслов. - М., 1994. - 24с.
100. Машоков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: автореф. дисс. ... докт. пед. наук/ А.Н. Машоков. - М., 1996. - 39с.
101.Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С.5-23.
102. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96с.
103. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческое развитие школьников / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - М., 1989. - №1. - С. 15-23.
104. Михайлов М.К. К проблеме стилевого анализа / М.К. Михайлов // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1995. - С. 100-115.
105.Мозгот В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / В.Г. Мозгот. -М., 1996. -43с.
106. Моль А. Социодинамика культуры /А. Моль. - М., 1973. - С.5-54.
107. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. - М., 2002.
108. Музыкальная энциклопедия. Т.5. - М., 1981.
109. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. - Екатеринбург: УГЛУ, 2001. - 145с.
110. М.П. Мусоргский - М.: Музыка, 1987. - 192с.
111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383с.
112. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопросы психологии. - М., 1982. - №5. -С.85-93.
113. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский. - М.: Педагогика. 1996. - №3. - С. 19-24.
114. Немов P.C. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. / P.C. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 576с.
И5.Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: уч. пос. / И.Н. Немыкина. - Екатеринбург: Изд-во У ГНИ, 1993. - 61с.
116. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы училищ и колледжей): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Я. Новоблаговещенский. - М., 1997. -22с.
117. Новые ценности образования. - М: Тезаурус, 1995. - 110с.
118. Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. - Смоленск: СГИИ, 2001. - 380с.
119. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - М., 1988. - №1. -С. 16-26.
120. Ощепкова О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: дисс. ... докт. пед. наук / О.В. Ощепкова. - М., 2000. - 306с.
121. Ощепкова О.В. Проблема повышения эффективности домашних занятий учащегося-музыканта: дисс. ... канд. пед. наук / О.В. Ощепкова. - М., 1993. - 161с.
122. Ощепкова О.В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов, (монография) / О.В. Ощепкова. - Самара: Сам ГПУ, 1999. -167с.
123.Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании / Э.А. Пармон. -Минск: Изд-во «Университетское», 1984. - 176с.
124. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.
125. Пеня Т.Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития первоклассников / Т.Г. Пеня // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. - М., 1981. - С.8-24.
126. Перельман Н.Е. Научить размышлять у рояля / Н.Е. Перельман // Художественное творчество. - JL: Наука, 1983. - С. 186-188.
127. Перелыптейн М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания: дисс. канд. пед. наук / М.М. Перелыптейн. - М., 1981. - 204с.
128. Петровский В.А. Воспитателю о личностном общении / В.А. Петровский. - М., 1992. - 77с.\
129. Петровский A.B. Психология (учебник для студентов, обучающихся на педагогических специализациях) / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Akademia, 2000. - 510с.
130. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Пассим, 1994. - 304с.
131. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый. - М., 1980. - 240с.
132. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - 205с.
133. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода / Я.А. Пономарев // Проблема общения в психологии /Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. - С.79-81.
134. Пономарева Е.Ю. Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях: дисс. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Пономарева. - М.: МГУКИ, 2002. - 197с.
135. Профессиональная подготовка учителя музыки. - М., 2000. - 232с.
136. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990.
137. Радугин A.A. Психология и педагогика: уч. пос. для вузов/А.А. Радугин. - М.: Центр, 1997. - 256с.
138. Ражников В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В.Г. Ражников
// Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Вып.4. - Новосибирск: Изд-во НТК, 1986. - С.56-69.
139. Ражников В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г. Ражников // Вопросы психологии. - М., 1988. - №1. - С.33-41.
140. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления /В.В. Селиванов. - Л: ЛГУ, 1982. - 143с.
141. Соловьев B.C. Избранные произведения / B.C. Соловьев. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 544с.
142. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек / Л.Н. Столович. - М., 1985.-415с.
143. Стулова Г.П. Дидактические основы; обучения пению: уч. пос. / Г.П. Стулова. - М., 1988.
144. Степанов В.М. Инновационная школа: Опыт организации единого образовательного пространства (монография) / В.М. Степанов. - Иркутск, 2000. - 287с.
145. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 5т. / В.А. Сухомлинский. -Киев, 1979-1980.
146. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии. - М., 1983. - №3. - С.73-76.
147. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.1 / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328с.
148. Терентьева H.A. Основы творческого музицирования: уч. пос. / H.A. Терентьева. - СПб.: Образование, 1995. - 60с.
149. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств / H.A. Терентьева. - М.,1990.
150. Толмачев Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика / Ю.А. Толмачев. - Тамбов, 2006. - 208с.
151. У Линьсян. Специфика развития исполнительской культуры обучающихся вокалистов / У Линьсян // Образование и общество. - 2010. -№3(62). -С.116-122.
152. У Линьсян. Педагогические условия формирования исполнительской культуры обучающихся вокалистов / У Линьсян // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности. - М.: МГУКИ, 2009. - С.59-66.
153. У Линьсян. Вокальное исполнительство и оркестровая практика в русле решения профессиональных задач обучения / У Линьсян // Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития. -М.: МГУКИ, 2010. - С. 106-110.
154. У Линьсян. Вопросы интерпретации в музыкальном исполнительском искусстве / У Линьсян // Музыкальное исполнительство и педагогика. - М.: МГУКИ, 2010. - №10. - С.196-200.
155. У Линьсян. Особенности развития исполнительской культуры студентов-вокалистов / У Линьсян // Музыкальное исполнительство и педагогика. - М.: МГУКИ, 2010. - №10. - С.222-227.
156. Хазанов П. А. О воспитании самостоятельности учащегося-музыканта / П.А. Хазанов // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып.5. - М.: МГУКИ, 2000. - С.83-94.
157. Хазанов П.А. Оптимизация домашних'(самостоятельных) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): автореф. дисс. ... канд. пед. наук/П.А. Хазанов. - М., 1996. - 22с.
158. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: уч. пос. / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320с.
159. Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения / Ю.А. Цагарелли // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Вып.4. - Новосибирск: Изд-во НТК, 1986. - С.70-76.
160. Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Ю.А. Цагарелли. - Л., 1981. - 17с.
161. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дисс. ... докт. психол. наук/Ю.А. Цагарелли. - Л., 1989. - 311с.
162. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла, исследование / Б.М. Целковников. - М.: МИГУ, 1999. - 231с.
163.Черватюк П. А. Музыкальное искусство в художественной деятельности и общем образовании: Учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей педагогически вузов и учителей качественных классов. -М., МГПУ, 2010, 68 е., 4,25 п.л.
164. Черватюк П. А. XIX век: Становление и развитие профессионального музыкального образования в России. Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогически вузов. — М., МГПУ, 2011, 128 с. 8,0 п.л.
165. Черватюк П. А. Основы музыкальной культуры: воспитание будущих учителей начальных классов. Учебное пособие для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов педагогически вузов. - М., МГПУ, 2012, 152 е., 11,2 п.л.
166. Черепанова O.K. Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / O.K. Черепанова. - М.: МГУКИ, 2000. - 23с.
167. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: курс лекций по разделу «Дидактика» /В.И. Черниченко. - М.,2002. - 112с.
168.Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей /В.Д. Шадриков // Психологический журнал. Т.З. - М., 1982. - №5. - С. 13-26.
169. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л.В. Шамина. - М.: Музыка, 1983. - 176с.
170. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале учебной работы в классе фортепиано): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ю.В. Шмалько. - М., 1997. - 20с.
171. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. - Д.: Музыка, 1986. - С.8-59.
172. Шэ Вэйчжэн. Основы вокала. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2002. - 357с.
173. Шэн Сян. Искусство вокального обучения. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1998. - 200 с.
174. Щедрин Р. Извечная ценность музыки / Р. Щедрин // Правда. -1988.- 16 сент.
175. Юсов Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б.П. Юсов // Синтез искусств: культурологический и региональный подход. - Самара, 1996. - С.20-52.
176. Якиманская И.С. Проектирование личностно-ориентационного обучения: Принципы, проблемы, решения / И.С. Якиманская. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. - С. 18-55.
177. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления / А.Н. Якупов. - М.-Новосибирск, 2003.
178.Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества / М.Г. Ярошевский // Художественное и научное творчество. - JL: Наука, 1972. -С.70-76.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.