Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе "учитель-ученик": на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Хазанов, Павел Абрамович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 366
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Хазанов, Павел Абрамович
ВВЕДЕНИЕ,
ПЕРВАЯ
ГЛАВА. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.
§1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ (ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ) ОТНОШЕНИЙ В
§4. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
ВТОРАЯ
ГЛАВА. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС.
§1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
§2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
§3. СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ.
ТРЕТЬЯ
ГЛАВА. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
§1. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ КЛАССИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
§2. УЧИТЕЛЬ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
§3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
§4. ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
§5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В РАМКАХ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
§1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
§2. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИИ.
§3. ПРОЦЕССЫ ОБЩЕНИЯ В ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ.
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ,
§3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
§4. ДИАДИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
ПЯТАЯ
ГЛАВА. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
ШЕСТАЯ
ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические основы взаимоотношений учащихся и учителей в образовательном процессе как фактора развития личности школьника: На материале Республики Польша2000 год, доктор педагогических наук Ратаек Здислав
Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе2000 год, доктор педагогических наук Коротаева, Евгения Владиславовна
Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения1998 год, доктор педагогических наук Кириллова, Ольга Васильевна
Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе "учитель-ученик"2000 год, кандидат психологических наук Чайковская, Ирина Анатольевна
Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей: Из опыта работы фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского2000 год, кандидат искусствоведения Слуцкая, Лариса Евдокимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе "учитель-ученик": на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью»
Кардинальные изменения, происходящие сегодня на социокультурном пространстве России, выдвигают на повестку дня ряд важных проблем, включая и психолого-педагогические. В числе последних - проблема оптимизации межличностных отношений и учебных взаимодействий между современной учащейся молодёжью и преподавательским корпусом.
Новая общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, - новые аксиологические приоритеты формируют новую ментальность у значительной части российского общества, прежде всего его молодёжной части. Жизнь вносит заметные коррективы в сложившиеся за последние десятилетия взаимоотношения между поколениями «отцов и детей». Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных контакты и взаимодействия между теми, кто учит, и кого учат.
Каковы же основные тенденции, которые обнаруживаются сегодня в этой сфере? Сравнительно-сопоставительный анализ исследовательских данных, касающихся особенностей поведения учителей в различных ситуациях (включая и так называемые конфликтные ситуации), свидетельствует об определенном изменении (причем, зачастую стихийном изменении) поведенческих стратегий многих педагогов, об определенных стилевых метаморфозах в их деятельности. Налицо ощутимый отход от теории и практики педагогического авторитаризма, от использования «силовых приёмов» в разрешении возникающих в учебном процессе конфликтов и межличностных противоречий. Всё явственнее в рядах практикующего учительства - в частности, в сфере художественного воспитания и образования, - просматривается установка на продуктивный диалог с учащимися, на активизацию интерактивных взаимоотношений с ними. Между тем, именно в области художественно-творческой педагогики (включая и музыкальную педагогику) серьёзного научно-теоретического обоснования указанные тенденции до настоящего времени не получили. Возможно, по этой причине гуманистическая парадигма, выдвинутая на повестку дня известными реформами в российском социуме, оказалась «де-факто» недостаточно эффективной, не в полной мере реализуя свой потенциал. Подчас лишь сугубо внешне, формально декларируется необходимость ориентировать учащихся на самообразование и самовоспитание, на выработку у них умения адаптироваться к новым, непривычным условиям профессиональной деятельности.
Явственно ощущается дефицит современных, методологически обоснованных подходов к учебной работе с учащимися различных степеней и уровней одарённости. Не учитываются в широкой, массовой практике преподавания реальные изменения, происходящие сегодня в мотивационно-потребностной сфере современной молодёжи, её ментальных основаниях, её аксиологических приоритетах и установках.
Перечень подобных недочётов и «узких мест» мог бы быть продолжен. Обобщая сказанное, можно утверждать, что всё более опредёленно и рельефно вырисовывается сегодня противоречие между жизненными и учебно-образовательными реалиями, с одной стороны, и, с другой стороны, - теоретико-методологическим обоснованием новых, актуальных подходов и педагогических диспозиций в работе с учащимися, прежде всего, в области художественно-творческого (музыкального и др.) воспитания и образования. Отсюда - АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.
Особенно острой представляется в рассматриваемом ракурсе оптимизация межличностных, диадических1 отношений и взаимодействий в системе «учитель - ученик». Между тем, эти отношения в области обучения художественно-творческим профессиям, где работа проводится, как правило, на основе диадических, «парных» контактов в рамках индивидуальных занятий, где личность непосредственно, напрямую взаимодействует с личностью, исключительно важны. Только оптимально налаженные межличностные интерактивные отношения и взаимодействия в указанной сфере позволяют обеспечить продуктивное сочетание всех сторон учебно-воспитательной деятельности - дидактической, профессионально-ориентированной, предметно-практической и информационно-коммуникативной (в широком толковании этого термина).
СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Взаимоотношения субъектов учебно-образовательного процесса рассматривались до последнего времени в основном в русле доминировавшей в предыдущие десятилетия парадигмы авторитарной, командно-административной педагогики. Это имело под собой, как известно, вполне объективные основания, детерминировалось условиями места и времени, а потому не требует дополнительных разъяснений и комментариев. Причем упор делался, как отмечалось выше, на анализ взаимоотношений учителя с классом, с группой, с коллективом учащихся; акцентировался, иными словами, социально-педагогический аспект проблемы. Что касается диадических, профессионально-ориентированных контактов в ходе обучения, то им уделялось значительно меньшее внимание.
И еще одно обстоятельство следует принимать во внимание при анализе научной разработанности проблемы. При обращении к вопросам межличностного, «парного» взаимодействия - в тех нечастых случаях, когда это имело место в научно-педагогических исследованиях - не учитывались, как Диадические отношения - от лат «dias», двое, вдвоём.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже2001 год, кандидат педагогических наук Моздыков, Александр Викторович
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки: на материале работы в классе фортепиано2007 год, кандидат педагогических наук Березняк, Алина Валентиновна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хазанов, Павел Абрамович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проблема оптимизации межличностных отношений и взаимодействий учителя и ученика находится сегодня в эпицентре внимания российской педагогической науки и практики. Актуальность её проистекает из противоречия между сложившимися на сегодня социокультурными и учебно-образовательными реалиями, с одной стороны, - и, с другой стороны, недостаточной разработанностью теоретико-методологических подходов и педагогических диспозиций в работе с современной молодёжью. Особенно остро стоит указанная проблема в учебных заведениях художественно-творческого профиля, где само обучение строится в значительной своей части на основе диадических («парных»), интерактивных взаимодействий учителя и ученика в рамках индивидуальных занятий и где конфликтные ситуации возникают, как показывает практика, достаточно часто.
2. Изменения в экономической и социокультурной ситуации, имевшие место в последние десятилетия, оказали значительное влияние на российское общество, в том числе на генерацию современной учащейся молодёжи - её ментальность, жизненные позиции, аксиологические приоритеты, её самосознание, установки, отношения, запросы и др. Это сказалось на отечественной педагогике во всех её аспектах и проявлениях - на отношениях между различными поколениями и группами людей, на межличностных контактах и взаимодействиях тех, кто учится, и тех, кто учит. Возникла необходимость существенных корректив в поведенческих стратегиях педагогов, работающих на различных участках отечественной системы воспитания и образования; очевидной стало требование серьёзных метаморфоз в учебно-воспитательной практике учителей, включая, естественно, и учителей-музыкантов.
Педагогическая деятельность во всём многообразии её ипостасей не сводима, разумеется, к межличностным, интерперсональным отношениям и взаимодействиям учителей и учеников, однако эти отношения выступают в качестве принципиально важных, базовых процессов, определяющих успешность функционирования учебно-образовательной системы в целом, являющихся своего рода индикатором её профессиональной культуры.
Представляя собой сложную, многослойную, подчас стохастично развивающуюся структуру, отечественная педагогика на современном этапе её развития несёт на себе зримо видимый отпечаток времени со всеми присущими ему внутренними противоречиями, проблемами, рудиментами прошлого и проч., проявляющимися по разным направлениям, включая и те, которые связаны с межличностными контактами субъектов учебно-образовательной деятельности.
3. Рассмотрение основных структурных компонентов, релевантных природе и характеру музыкальных занятий, приводит к заключению, что приоритетное место среди них - если иметь в виду конкретно процессы межличностной коммуникации и общения - должно принадлежать таким компонентам как: а) Интерактивность, понимаемую в данном случае как способность одного индивида (учителя) принимать роль другого (ученика), «видеть мир с его точки зрения» (А.А.Мелик-Пашаев); способность эмпатического вчувствования во внутренние, эмоционально-психологические состояния партнёра по учебному взаимодействию; способность к сопереживанию и поддержке «ближнего» в различных ситуативно варьируемых видах и формах. Предполагая углублённую психологизацию всего комплекса коммуникативных связей и отношений между учителем и учеником, интерактивность - как принцип диадических контактов и взаимодействий -создаёт необходимые (хотя и не всегда достаточные) условия повышения качественного уровня обучения, в том числе и в сфере занятий художественно-творческой деятельностью. б) Смена функционально-ролевых взаимодействий учителя и ученика, противопоставляемая одномерному и ограниченному в своём потенциале авторитарно-установочному стилю преподавания. Будучи альтернативным прямолинейному детерминизму в обучении, метод смены-чередования функционально-ролевых взаимодействий не только эффективен по линии учебно-образовательной результативности, но и даёт несомненные преимущества в том, что касается установления и поддержания нормального эмоционально-психологического «климата» в занятиях, в межличностных диадических взаимоотношениях двух субъектов учебного процесса. в) Принцип диалогизации учебного процесса, актуальность которого обусловлена особыми обстоятельствами, присущими занятиям в музыкально-исполнительских классах. В настоящем исследовании показано, что в области художественно-творческой педагогики - музыкальной, театральной и др. - её субъекты (учитель - ученик) взаимодействуют в весьма специфических условиях: в контексте освоения и интерпретации художественного образа. Последний служит средоточием, точкой приложения усилий (интерпретаторских подходов, толкований) обеих «сторон» диадическош взаимодействия, регулируя и во многом определяя вектор их личностно-профессиональных отношений. Тем самым, обычные в педагогике субъект-субъектные отношения усложняются, возводятся на более высокий уровень субъект-объект-субъектных отношений.
Ситуации такого рода, как показало исследование, могут либо укреплять взаимоотношения между учителем и учеником, демонстрируя близость их художественно-аксиологических приоритетов, эстетических вкусов, влечений, склонностей и т.д. - либо, напротив, вносить элементы «диссонанса» в эти отношения. «Диссонансы» как раз и могут приглушаться либо полностью сниматься в ходе диалогов - при условии, что они проводятся корректно, тактично, с уважением, которое старший коллега выказывает в отношении младшего.
4. Проведённое исследование подтвердило важность фактора оценки в сложном, внутренне подвижном комплексе взаимоотношений педагога и учащегося. Оценка в учебном процессе - категория многоаспектная (что далеко не всегда учитывается в реальной педагогической практике), назначение которой не только в фиксации «успешности - неуспешности» действий учащегося. Оценка напрямую связана с модусом душевной жизни учащегося - её эмоциональной окраской, с самонастроем учащегося в отношении занятий; она связана - и это специально оговаривается в исследовании - со всем комплексом интерперсональных взаимоотношений учителя и ученика, окрашивая их (в зависимости от реакции учащегося на оценку) в те или иные эмоционально-психологические тона.
5. Влияет на комплекс взаимоотношений также позиция, которую занимает педагог в связи с когнитивно-поисковыми действиями учащегося. Поддерживая их как факт, как необходимый компонент профессионально-личностного становления учащегося, поддерживая даже при определённом скепсисе и сомнениях в продуктивности самих этих поисков, опытный и современно мыслящий педагог исходит из того, что творческий рост сам по себе - в силу присущих ему внутренних, имманентных особенностей и свойств, - совершается, как правило, зигзагообразно, являет собой чередование удач и неудач, заблуждений и их преодолений. С учётом этого, педагогу следует избирать гибкую, точно выверенную и индивидуально очерченную методику работы, идти при необходимости на определённые компромиссы, - прежде всего, имея дело с одарёнными учащимися, которые обычно особо инициативны в своей когнитивно-поисковой деятельности, болезненно реагируя при этом на критику в свой адрес. Принцип «упреждающей» локализации конфликтных ситуаций в диадическом общении предполагает адекватную стилистику действий педагога. При этом, как показало исследование, весьма эффективными могут быть методы латентного воздействия на учащегося, то есть методы, основанные на «обходных маневрах», на косвенных, скрытых, внешне малозаметных воздействиях одного субъекта на другого.
6. Оптимизация межличностных (диадических) отношений и взаимодействий в системе «учитель - ученик» должна постоянно находиться в поле зрения первого из них. Эти отношения и взаимодействия следует трактовать: а) как состояние, характерное на данный момент времени; б) как процесс, требующий постоянной коррекции и «правки» с целью предупреждения возможных осложнений и трудностей; в) как объект регулярных прогностических действий педагога.
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Хазанов, Павел Абрамович, 2006 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкального образования в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1980.
2. Абдуллин Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация. М., 1983.
3. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М., 1990.
4. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М.,1991.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
6. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981.
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
8. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
9. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948.
10. Ю.Алексеев А. Всегда живые, всегда современные // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва-Магнитогорск, 1995.
11. П.Алиев Ю.Б. Дидактические основы модернизации содержания курса «Методика школьного музыкального образования // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: МПГУ, 1999.
12. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Учебное пособие. М.: Владос, 2000.
13. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
14. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. М., 2000, №2. - С. 11-16.
15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.Т. 1-2, М., 1980.
16. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т.2, М., 1980.
17. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
18. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988.
19. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
20. Аносов Н.П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. М., 1978.
21. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.
22. Антология педагогической мысли Украинской ССР/ Сост. Н. П. Калиниченко. М., 1988.
23. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.
24. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: В поддержку актуальной науки. М.,1999.
25. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1985.
26. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984.
27. Арчажникова Л.Г. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
28. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М, 1994.
29. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд.-М., 1973.
30. Асафьев Б. Слух Глинки. Избр. труды. Т.1. М.,1952.
31. Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. Л.: Тритон, 1933.
32. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
33. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1981. № 1.
34. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
35. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
36. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1997.
37. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.
38. Бакланова Т.И. Программа интегрированного искусства. М., 1996.
39. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969.
40. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Ч.Н, Л.: Тритон, 1926.
41. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагога и учителя в процессе обучения музыке. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1992.
42. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
44. Бекман-Щербина Е.А. Мои воспоминания. М.: Музыка, 1982.
45. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
46. Березовин Н.А. и Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.
47. Бернс Р. Развитие Я-концепции в воспитании. М., 1986.
48. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // М., Педагогика. 1996. №4.
49. Беседы К.С. Станиславского, записанные К.Е. Антаровой. М., 1939.
50. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
51. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.
52. Письма Бетховена: 1817-1822. М., 1986.
53. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // М., Педагогика. 1993. №2. - С. 48-55.
54. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916.
55. Богданов-Березовский В.М. Из воспоминаний о музыкальной жизни революционного Петрограда//Музыкальное наследство. Т. 3. М., 1970.
56. Богданова А.В. Музыкальное искусство в условиях тоталитарного общества (в контексте истории музыкально-социологических идей). М.,1996.
57. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. М., 2000. № 4. - С. 63-70.
58. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. М., 1979.
59. Бодалев А.А. О проблемах воспитания в их комплексной разработке // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
60. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
61. Бодалев А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.
62. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
63. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
64. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М., 1979.
65. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
66. Буасье А. Уроки Листа. Л.: Музыка, 1964.
67. Бубер М. Я и Ты. // Квинтэссенция: философский альманах 1991. М.: Политиздат, 1992.
68. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижёра. Екатеринбург, 1977.
69. Булатов Л. Из воспоминаний // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва-Магнитогорск, 1995.
70. Вановская И.Н. Репродуктивный метод в теории и практике обучения музыке. Тамбов, 2004.
71. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1988.
72. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы послевузовского образования молодых учителей // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
73. Сборник научных трудов М., 1991.
74. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР, вып.25.-М, 1950.
75. В классе А.Б. Гольденвейзера. М.: Сов. композитор, 1983.
76. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М., 1973.
77. Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка, 1979.
78. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 1-8. Под ред. А.Н. Малюкова. М., 19972005.
79. Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск первый. М., 1965.
80. Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск второй. М., 1966.
81. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. Москва-Воронеж, 1996.
82. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
83. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.
84. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
85. Габдулина Л.И. Направленность личности в общении как детерминанта профессионального общения // Психология общения 2000: Проблемы и перспективы. М., 2001.
86. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985.
87. Гарин Э. С Мейерхольдом. М., 1974.
88. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.
89. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
90. Гитинова Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учащимися // Психология учителя: Тезисы докладов VII съезду Общества психологов СССР. М., 1988.
91. Гировский Е. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка, 1979.-С. 29-37.
92. Глоссер У. Школы без неудачников. М., 1991.
93. Гнесин М.Ф. Н.А. Римский-Корсаков в общении с учениками. М., 1987.
94. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М.: Владос, 1999.
95. Гоноболин Н.Ф. Книга об учителе. М., 1965.
96. Гоноболин Н.Ф. Педагогические способности и их классификация // Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970. Стр. 9194.
97. Горлинский В. И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М., 1999.
98. Горлинский В.И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы. М., 2003.
99. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия //Психологический журнал. Т. 18, №6. 1997.
100. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство». М. 1997.
101. Готсдинер A.J1. Музыкальная психология. М., 1993.
102. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981.
103. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
104. Григорьев В.Ю. Самостоятельная работа по специальности. Принципы и методы. Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. М., 1988.
105. Григорьев В.Ю. Скрытые возможности психики и инструментальная педагогика // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. М., 1994. Вып.1.
106. Григорьев В.Ю. На уроках Д.Ф. Ойстраха // Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991.
107. Григорьева М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
108. Гришина Н.В. Психология конфликта. М.: Питер, 2004.
109. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования (под общей редакцией акад. РАО B.J1. Матросова). М., 1999.
110. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
111. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // М., Педагогика. №1, 1993.
112. Дирижёрское исполнительство. М., 1975.
113. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
114. Джидарян А.И. Психология общения в развитии личности. М.: Наука, 1981.
115. Дмитриевская Е.Р., Дмитриевский В.Н. Рахманинов в Москве. М.: Московский рабочий, 1993.
116. Довгань А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1985.
117. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.
118. Дранков B.J1. О природе художественного таланта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1973.
119. Дроздова М. Уроки Юдиной. М., 1997.
120. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении \\ Прикладная психология. М., 1998, №3, с. 2532.
121. Дубинец Е. Знаки звуков. Киев: Гамаюн, 1999.
122. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
123. Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся. М., 1985.
124. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
125. Ершов П.М. Технология актёрского мастерства. М.: ВТО, 1959.
126. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
127. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М.: Флинта, 1998.
128. Ефремова Э.Р. О путях преодоления неуспеваемости в музыкальном обучении // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: МПГУ, 1999.
129. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1998.
130. Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении // Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.
131. Журавлёв A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом \\ Психологические исследования общения. М., 1985.
132. Завадский Ю. Учителя и ученики. М., 1974.
133. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987.
134. Зайко Т.И. Общая педагогика. Омск, 1992.
135. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.
136. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
137. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Самара, 1998.
138. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. М., 2000, №2, с. 2-34.
139. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
140. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасович Н.Н. Основы педагогического мастерства. М.: Наука, 1989.
141. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
142. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение. 1991.
143. Ильяева И.А. Историко-философский анализ общения /от Сократа до К. Маркса/. Белгород, 1986.
144. Ильясов К.И. Структура и процесс учения. М., 1986.
145. Исаев Е.Н. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. №6.
146. Исаев Е.Н., Косорецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. №3.
147. Исполнительское искусство зарубежных стран. Выпуск 8. М., 1977.
148. Каган М.С. Художественно-творческая способность как синкретический механизм психики // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. -Л., 1975.
149. Каган М.С. Мир общения. М., 1986.
150. Калинова О.В. Социальная нестабильность и смысложизненные ориентации юношества // Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995.
151. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М.,1999.
152. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.
153. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. Просвещение, 1986.
154. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. М., 1990.
155. Каптерев П.Ф. Избранные сочинения. М., 1982.
156. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Музыкант-педагог (Преподаватель), 1999. № 4.
157. Квинтэссенция: философский альманах 1991. М.: Политиздат, 1992.
158. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура. М., 1996.
159. Киященко Н. И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
160. Киященко Н. И. Эстетика жизни. Ч. 3. М., 2000.
161. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
162. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
163. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
164. Климов Е.А. Психология, воспитание, обучение. М., 2000.
165. Клингберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. - С. 256.
166. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976.
167. Коган Г. М. Работа пианиста. М., 1963.
168. Коган Г. М. У врат мастерства. М., 1977.
169. Коган Г. О работе музыканта-педагога. Основные принципы. // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. - 1 выпуск.
170. Коган П. Вместе с музыкантами. М.: Сов. композитор, 1986.
171. Когнитивное обучение, современное состояние и перспективы. — М., 1997.
172. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1975.
173. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
174. Комаров Е.И. Терминаторный менеджмент как искусство уничтожения компетентных работников // Трудовое право. 1997. - № 1.
175. Комарова Т. С. Эталон личности как полифункциональная детерминанта педагогической деятельности. Проблемы рефлексивной психологии. Доклады и сообщения. Республиканский научно-психологический семинар. Гродно, 1994.
176. Коменский Я.-А. Избранные педагогические произведения. М., 1955.
177. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
178. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
179. Кони А.Ф. Собр. соч. Т.6. М., 1968.
180. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. -Гродно, 1982.
181. Кондратьева С.В. Учитель—ученик. М., 1984.
182. Кононенко Т.С. Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1989.
183. Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления. / Психологическая наука в СССР. В 2-ух т. М., 1959. - т. 1.
184. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977.
185. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей. М., 1995.
186. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г. Нейгауза. М. 1978.
187. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
188. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000.
189. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. М.: Наука, 1981.
190. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности.
191. Психологический журнал. 1994. №1, т. 12
192. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.
193. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
194. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л., 1985.
195. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 1989.
196. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
197. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
198. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. М., 1988.
199. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.
200. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал т. 20, №1.-С. 31-38.-М., 1999.
201. Лагутин А.И. Основы педагогики музыкальной школы. М.,1985.
202. Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
203. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1-2. М.: Гнозис, 1998-1999.
204. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1994.
205. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. М., 2002.
206. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. М.: Наука, 1994.
207. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989.
208. Леймер К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966.
209. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
210. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978.
211. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Москва-Нальчик: Эль-Фа,1996.
212. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
213. Лернер И.Я. Дидактические принципы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
214. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
215. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1998.
216. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
217. Лисина М.И. Общение, личность, психика ребёнка. Москва-Воронеж,1997.
218. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993.
219. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
220. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара - СПб, 1997.
221. Ломов Б.Ф. Особенности познавательного процесса в условиях общения // Психологический журнал. М., 1980, №5. - С. 26-42.
222. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательном процессе. М., 1986.
223. Ляудис В.Я. Структура продуктивного педагогического взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
224. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
225. Майкапар С. Годы учения. М., 1938.
226. Макаров А.В., Трофимова З.П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса // Социально-гуманитарные знания. М., 2000, № 4. - С. 141-155.
227. Мальковская Т.Н. Учитель ученик. - М.: Знание, 1977.
228. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Научно-методическое пособие. Дубна: изд. центр «Феникс», 1999.
229. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. М., 1997.
230. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М., 1990.
231. Малинковская А.В. Стилевые проблемы в пианистической теории. 1920-1970 гг. (Из истории отечественного исполнительского музыкознания) // Фортепианное исполнительство: теория и практика. М.: Мин. культуры РФ, 1998.
232. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М., 1993.
233. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1996.
234. Мариупольская Т.Г. К вопросу об истоках русской пианистической традиции // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. М., 1999.
235. Мариупольская Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики // Музыкант-педагог (Преподаватель). 1999. № 4.
236. Мариупольская Т.Г. Исполнительские и педагогические принципы представителей московской пианистической школы первой половины -середины XX века // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
237. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
238. Маслоу А. Мотивация и личность. Взгляд на психотерапию. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2003.
239. Мария Вениаминовна Юдина: статьи, воспоминания, материалы. М., 1978.
240. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
241. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
242. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
243. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социальнопсихологического воздействия // Руководитель и лидерство. JL, 1973.
244. Межличностное общение в группе. М.: МГУ, 1981.
245. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. с. 128.
246. Мекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
247. Мелик-Пашаев А.А. Педагогическое искусство и творческие способности. М.: Знание, 1981.
248. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5.
249. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
250. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.
251. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Абдуллин Э.Б. М., 1999.
252. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1964.
253. Мильруд Р.П. Эмоциональная регуляция поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 45-55.
254. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983.
255. Минаков А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946, №№ 5-6.
256. Моздыков А.В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.
257. Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.
258. Морозов В.А. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
259. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
260. Моросанова В.И. Регуляторные предпосылки выбора новой профессии. // Психологические аспекты социальной нестабильности. М.: МПГУ, 1995.
261. Мудрик А.В. О подготовке школьника к общению // Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979.
262. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984.
263. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. М., 1994.
264. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулютко и Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
265. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
266. Надирашвили Ш.А. Психолого-педагогические вопросы воспитания. //
267. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981.
268. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
269. Натанзон Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1972.
270. Научная организация труда и управление. М., 1966.
271. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: ГМИ, 1961.
272. Неменова-Лунц М. Отрывки из воспоминаний о А.Н. Скрябине // Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск первый. М., 1965.
273. Неменский Б.М Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. М., 1987.
274. Неменский Б.М. Искусство это особая форма познания. Вопросы философии. №2. - М., 1996.
275. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности. Вестник высшей школы, 1983. №8.
276. Николаев А.А. Елена Фабиановна Гнесина педагог. // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. - М.: Музыка, 1979.
277. Николаев Л. Принципы домашней работы пианиста. М., 1979.
278. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.
279. Новиков А.Н. Профессиональное образование в России (Перспективы развития). М., 1997.
280. Новое педагогическое мышление: Сб. статей / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
281. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка//Психологический журнал. Т.19. №1. М., 1998.- С.16-25.
282. Носуленко В.Н. Акустическая среда как среда коммуникации // Познание и общение / Под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляевой, М. Коула. -М.: Наука, 1988.
283. Обозов Н.Н., Щёкин Г.В. Психология работы с людьми. Киев, 1999.
284. Общение и оптимизация совместной деятельности / Андреева Г.М., Агеев B.C., Донцов А.И. и др. М., 1987.
285. Общество, образование, человек. Ярославль, 1998. 4.1-2.
286. Одарённые дети. / Пер. с англ. Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
287. Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч.- М., 1955.
288. Омаров А.- М. Управление: искусство общения. М., 1983.
289. Орлов Ю.Н. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореферат. д-ра психол. наук. -М., 1984.
290. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигма, проекции, практики. М., 1995.
291. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В Петровского. Издательство Московского университета. 1986.
292. Отечественные теории учения / Под. ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 1996.
293. Ощепкова О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей (на материале преподавания музыки). Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000.
294. Пави П. Словарь театра. М., 1991.
295. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
296. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998.
297. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый (редактор); авторы: В.И. Журавлёв, В.В. Краевский, И.В. Крупина и др. М.: Педагогическое общество России, 1998.
298. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1990.
299. Перельман Н.В. В классе рояля. М., 1970.
300. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 2.
301. Петровская JI.A. Воспитатель подросток: пути развития диалога // Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Педагогика, 1987.
302. Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
303. Петровская Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994.
304. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994.
305. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
306. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
307. Письма Бетховена: 1817-1822. М.: Музыка, 1986.
308. Плохова М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебное пособие. М.: Сфера, 1996.
309. Плохова М.Г. История педагогики: Учебное пособие. М., 1998.
310. Подуровский В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Теория, проблемы, практика. -М., 2000.
311. Познание и общение / Под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляевой, М. Коула. М.: Наука, 1988.
312. Полехина Н.Г. Проблемы общения и воспитания. Вып. 1-2. Тарту, 1974.
313. Поташник М.М., Вульфов Б.Ф. Педагогические ситуации. М.:1. Педагогика, 1983.
314. Психологическая диагностика / Под. ред. К.- М. Гуревича. М., 1993.
315. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997.
316. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.
317. Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1979.
318. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и школьников. Технология и творчество. JL, 1989.
319. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. JI., 1991.
320. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Владос, 1997.
321. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Изд-во РАО, 1999.
322. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Дисс. д-ра. . пед. наук в виде научного доклада. М., 1999.
323. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1994.
324. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991.
325. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1990.
326. Рапацкая J1.A. Искусство серебряного века. М.: 1997
327. Рапацкая J1.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.
328. Раппопорт С.Х. Искусство и общение. JL, 1984.
329. Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента. Вопросы психологии. 1983. №5.
330. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990.
331. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1993.
332. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.,1999.
333. Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститутов // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94-102.
334. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996.
335. Ремшмидт Хельмут. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
336. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М., 1994.
337. Ростовска Тереза. Тип характера как условие музыкальной деятельности // HOMO MUSICUS Альманах музыкальной психологии. Сборник 23. М., 1999. - С. 141-160.
338. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисунку: Зарубежное искусство рисунка. М., 1981.
339. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисунку: Русское и советское искусство рисунка. М,, 1982.
340. Рубинштейн С. Бытие и сознание. М., 1957.
341. Руденский Е. Социальная психология. М.- Н., 1997.
342. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психологический журнал, т. 20, №1,. м., 1999. стр. 70-77
343. Ручкин Б. Молодёжь и становление новой России // Социс. 1998, №3. -С. 91-102.
344. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1995.
345. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.
346. Рябкина З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя. М., 1992.
347. Салливен Г. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента, 1999.
348. Салонов М. Искусство импровизации. - М., 1982.
349. Сац Наталия. Новеллы моей жизни. М., 1973.
350. Савин Н.В. Педагогика М.: Просвещение, 1972.
351. Свободное воспитание. Хрестоматия. М., 1995.
352. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
353. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.
354. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
355. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс. докт. пед. наук. М., 1977.
356. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
357. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
358. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999.
359. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Academia, 1999.
360. Соловьёв B.C. Собрание сочинений. т.Ш. СПБ.
361. Соловьёв B.C. Идея сверхчеловека. Сочинения в двух томах, изд. 2-е. -М., 1990. Т. 2.
362. Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
363. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. М., 1978.
364. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. М., 2003.
365. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
366. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Искусство. 19541961.
367. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.: Флинта, 1998.
368. Старчеус М. «Действовать надо по чутью» (или об эффективности педагогической подготовки в музыкальном вузе) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологи, методологии. М., 1994.
369. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
370. Стулова Г.П. Теоретическое наследие профессора В. Г. Соколова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 4. М., 2000.
371. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым учителем школы. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982.
372. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: «Радяньска школа», 1985.
373. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
374. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
375. Талызина Н.Ф. Психология и педагогика. М., 1998.
376. Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа: Автореф. дис. д-ра филос.наук. М., 1992.
377. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. М., 2001.
378. Теплов Б.М. Избранные труды. ТТЛ,2. М., 1985.
379. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2-х ч. СПб., 1994.
380. Толочек В.А. Стили деятельности. Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Измайлово, 1992.
381. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. Т.21. №3.- М., 2000. С.96-103.
382. Узнадзе Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
383. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Таллин, 1990.
384. Управление учебной деятельностью студентов. М., 1989.
385. Урбанская О.Н. Учитель в общении. Л., 1991.
386. Ухтомский А.Н. Интуиция совести. Письма. СПб.: Петербургскийписатель, 1996.
387. Учителю о педагогической технике. / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.
388. Ушинский КД. Избранные педагогические труды. Т. 2. М., 1974.
389. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1989.
390. Фейгин Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
391. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., Музыка, 1969.
392. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание,1978.
393. Фельдштейн Д.И. Научная проблема: социально-психологическое пространство отношений. / Мир социологии. М.-Воронеж. 1996.
394. Философия образования. М., 1999.
395. Фрейд А. Лекции по введению в детский психоанализ. М., 1991.
396. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. М.: Независимая фирма "Класс", 2001.
397. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. -Москва-Воронеж, 1998.
398. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
399. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
400. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.
401. Харин С.Х., Ксенда О.Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений. М., 1992.
402. Харькин Н.В. Педагогическая импровизация. Теория и методика: учебное пособие для студентов педвуза. М.: Педагогика, 1994.
403. Хелус 3. Понимаете ли Вы ученика? М.: Просвещение, 1987.
404. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки. -Алматы, 1998.
405. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
406. Холопова В. Музыка как вид искусства. Ч. 1,11. М., 1990.
407. Хорошилова Е.А. Феномен субъектной значимости другого человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
408. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.
409. Художественное образование и воспитание за рубежом: состояние, перспективы развития: Обзорная информация. М., 1990.
410. Цеппитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, 1992.
411. Цыпин Г.М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы. // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка,1979.-С.44-57.
412. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
413. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., Интерпракс, 1994.
414. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 2000.
415. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. СПб., 2000.
416. Черни К. Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования с кратким объяснением генерал-баса. СПб., 1842.
417. Чехов М.А. Путь актёра. Жизнь и встречи. О технике актёра. М., 2001.
418. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
419. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1985.
420. Шапинская Е.Н. Культура другого и пути его постижения. // Эстетическая культура. М., 1996.
421. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. М., 1997.
422. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Избр. пед. соч. в 2-х т. М., 1980, т. 2.
423. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
424. Шнабель А. Моя жизнь и музыка. // Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: Музыка, 1967.
425. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках. М., 1987, Вып. 2 (50).
426. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 1993.
427. Шуман Р. Письма. Т.1. М., 1970.
428. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М, T.I. 1975, Т. И-А. 1978, T.II-B. 1979.
429. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
430. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология. Хрестоматия. М.: МГУ, 1991.
431. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
432. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
433. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.
434. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В. Н. Шацкой. М., 1995.
435. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.
436. Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. -М., 1994.
437. Alt М. Didaktik der Musik. Dusseldorf, 1966.
438. Antholz H. Zur Aktualitatsproblematik in der Musikpadagogik. Munchen, Doblinger, 1979.
439. Atkinson J.W., Feather N.T. A theory obi achievement motivation. N.Y., 1966.
440. Bentley A. Musikalische Begabung bei Kinder und ihre Masbarkeit. -Frankfurt a. M., 1968.
441. Education in Arts: Future Building // By the Getty Center for Education in the Arts. 1989.
442. Ehrenforth K.H. Verstehen und Auslegen. Frankfurt a. M., 1971.
443. Feuerstein R. Process as Contend in Education // Supporting the Spiritof Learning. San Francisco, 1997.
444. Forschung in der Musikerziehung. Mainz, 1974, №35.
445. Fuller K. Lerhzielklassifikation und Leistungsmessung im Musikunterricht. Weinheim, Basel, 1974.
446. Gardner H. Frames of Mind. N.Y., 1985.
447. Gordon E. Musical aptitude profile (MAP). Boston, 1965.
448. Gordon E. Music achievment test (MAT). Chicago, 1968-1970.
449. Gordon E. The psychology of music. Englewood Cliffs, 1971.
450. Handbuch der Musikerziehung, t.l8. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1988.
451. Improvisation und neue Musik. Mainz: Schott, 1979.
452. Kuhn C. Gehorbildung im Selbst-Studium. Leipzig: Verlag fur Musik,
453. Lasser D. Teaching for multiple Intelligence's. Bloomington. 1992.
454. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934.
455. Michel P. Musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1967.
456. Musikdidaktik in der Lehrerausbildung. Munchen: Strumberger, 1974.
457. Olias G. Musik-Lernen im Unterricht: Beitrage zur Methodik des Musikunterrichts. Potsdam, 1991.
458. Philipp G. Klavier, Klavierspiel, Unterricht. Leipzig: Verlag fur Musik,
459. Scheffer T. Wahrnehmung und Representation musikalischer Strukturen. -Bochum, 1981.
460. Schmidt M. Zur Theorie des musikalischen Charakters. Munchen, Salzburg, Katzbichler, 1981.
461. Studien zur Systematischen Musikwissenschaft. Laaber, 1986.
462. Wamock M., Blackwell B. Education: A Way Ahead. Oxford, 1979.
463. Wietusch B. Erfolgskontrolle im Musikunterricht. Musik und Bildung. -Laaber, 1975.
464. Zemmermann K. Musikunterricht. Heilbrunn, 1977.1983.1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.