Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.00, кандидат философских наук Минкинен, Людмила Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ09.00.00
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Минкинен, Людмила Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.
§1. Историческое и логическое в морали. Генеалогия морали.
§ 2. Этический идеал и идеал права.
§ 3. Традиции и новации. Тенденция развития морального идеала.
Глава II. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО
ИДЕАЛА.
§ 1. Истина и этический идеал - связь и различия.
§ 2. Критерий истины и критерий этического идеала.
§ 3. Свобода воли и этический идеал.
Глава III. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.
§ 1. Сущность социального идеала.
§ 2. Природа идеологии и особенности этического идеала.
§ 3. Ценность и оценка. Общечеловеческие ценности.
§ 4. Смена идеалов и переоценка ценностей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философские науки», 09.00.00 шифр ВАК
Этика права Н.Н. Алексеева2007 год, кандидат философских наук Стукалов, Андрей Викторович
Моральные ценности2007 год, доктор философских наук Матвеев, Павел Евлампиевич
Нравственно-политическая мысль допетровской Руси2002 год, доктор философских наук Степнов, Павел Павлович
Онтологические основы морали: Комплексный подход в исследовании1999 год, кандидат философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна
Идея гуманизма и традиции русской этической мысли1999 год, доктор философских наук Желобов, Андрей Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала»
Современное общество, переживающее очередной кризис, во многом связанный с проблемой глобализации социальных процессов, ставит перед людьми новые вопросы и проблемы, большая часть из которых является хорошо забытыми старыми. Изобретая заново колесо, многие из современных мыслителей и общественных деятелей напирают на факт духовного обнищания и деградации населения, связанной с отсутствием социального идеала в современном обществе. На самом деле "люди всегда вели войны во имя мира, совершали зло во имя добра; когда-то они воевали за гроб господень, теперь воюют за права человека"1.
Вместе с тем, нельзя не видеть связи идеалов и коренных изменений в обществе. Вся целенаправленная человеческая деятельность есть не что иное, как реализация идеалов. Задача настоящей работы состоит в том, чтобы выяснить, что такое этический идеал, как он формируется и по каким законам существует, с помощью каких механизмов реализуется, из каких элементов состоит, как происходит развитие и смена идеалов.
В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки разработать этический идеал - от первых нравственных кодексов древнейших времен до современности. Однако не все они подкреплялись практикой, многие из них не имели основания в существующей действительности и не могли быть реализованы на практике, не получали признание. А значит, проблема этического идеала, который является своеобразным выражением развития нравственности в ее непосредственной связи с общественным развитием, занимает особое место среди актуальных вопросов философии.
Уже мыслители эпохи Просвещения обратили внимание на то, что моральная проповедь бессильна, если она не согласуется с реальными интересами человека. Определение моральных норм как отражения
1 Гусейнов А. А. Философия. Мораль. Политика, М., 2002, с. 103 3 общественного бытия было характерно и для более ранних этических учений. Однако только в XIX в. это положение получило весомую аргументацию, стало концепцией. Мораль всегда вырабатывается в практике и обращена к ней. Опираясь на тезис "бытие определяет сознание", необходимо исследовать, каким образом те изменения, что происходят в мире сегодня, влияют на изменение морально-нравственных установок. Меняется бытие — изменяются содержание и форма человеческой деятельности, вместе с этим меняется система ценностей и оценка человеческих действий, в том числе и нравственная.
Вопрос о сущности и источнике этических идеалов, нравственного сознания в целом не утратил своей актуальности. Многие философы XX и уже XXI века пытаются рассмотреть моральные нормы как результат либо интуитивного "прорыва" в вечные сущности, либо чисто логического умозрения (что-то вроде "категорического императива" И.Канта).
Этическая проблематика актуальна во все времена. Начиная с появления философии как таковой, проблемы морали выходят на первый план и занимают достойное место в философских концепциях всех видных мыслителей со времен Древней Греции и древнего Востока до сегодняшнего дня. Проблема нравственного идеала как таковая появляется тогда же, когда и сама этика. Еще Конфуций разработал "правила поведения для благородного мужа", у Сократа, Платона, Аристотеля можно найти учение о добродетелях. Создаются всевозможные кодексы и своды правил (рыцарские, Домострой и т.д.). Литературу, исследованную в ходе работы над диссертацией условно можно подразделить на несколько частей: во-первых, это классические источники, начиная с античных авторов и заканчивая постмодернистскими философами конца XX века. Во-вторых, литература, посвященная эволюционной этике, начиная с Г. Спенсера и Ч. Дарвина, которая ищет основания морали в эволюционном процессе. В современной социобиологии это направление поддерживает ряд американских авторов (К. Лоренц, Добжанский, Рьюз, Хаксли, и т.д.) и советских (Бутовская, Карпинская и т.д.). В-третьих, это 4 современные авторы, трактующие этический идеал как составляющую часть социального идеала, который рассматривается в рамках синергетической концепции (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский, В.В. Ильин, М.С. Каган, А.П. Назаретян, Л.Г. Юлдашев, В.В. Василькова и т.д.). Кроме того, был исследован ряд социологических и этнографических работ, которые не связаны напрямую с исследованием этического идеала как такового, но дают возможность проследить его развитие и существование в различных ситуациях.
Философы советского периода, начиная с 50-х годов, активно исследовали проблему социального и этического идеала в связи с коммунистическим идеалом, на рассмотрение которого был сделан основной упор. В это время разрабатываются в основном онтологический аспект нравственного идеала, его место и значение в марксистско-ленинской этике, его содержание и роль в жизни личности и общества. Наибольшей упор в это время делается на воспитательное значение коммунистического идеала для молодежи (Г.Г Квасов, О.П. Целикова, Е.И. Шубенкова, В.Г. Яценко, В.В. Борзых, К. Нешев и т.д.). В последнее время любая этическая проблематика сводится к проблеме существования общечеловеческих ценностей, предпринимаются попытки рассмотрения морали в кантовском смысле, безотносительно к онтологическому основанию. Мораль представляется как некое абсолютное начало, заложенное в природе хитроумным демиургом, как некое надсоциальное образование, способное к самостоятельному существованию. Такой подход отчасти связан с общей тенденцией к деградации морального идеала в обществе, особенно в нашей стране. Однако сам этот процесс представляется естественным, поскольку общество периодически переживает кризисные состояния, связанные с изменением бытийного основания жизни, а соответственно изменяется и идеологическая надстройка, в том числе и этический идеал. В такие периоды, когда один идеал разрушился, а на смену ему еще не пришел новый, когда общество стоит на перепутье, в ожидании стабилизации исторической ситуации, 5 мораль страдает особенно сильно, она дестабилизируется и деградирует в первую очередь. В такие периоды возникает необходимость в поиске нового этического идеала, повышается спрос на "общечеловеческие" ценности, мораль возносится на недосягаемую высоту, абсолютизируется, отрывается от своих оснований. И именно поэтому сегодня как никогда i актуально исследование этического идеала, исследование его оснований, без пафоса и истерики. Исходя из материалистической позиции, методом диалектики необходимо еще раз вернуться к основаниям этического идеала, тщательно исследовать его содержание и форму.
Объектом данного исследования является мораль, предметом -специфическое содержание этического идеала, онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты исследования его становления. Данное исследование дает возможность по-новому подоити к решению традиционных этических проблем.
В работе по-новому анализируются основания формирования, структуры и функций этического идеала. В результате выявлены новые нелинейные связи между общественными идеалами и идеалами-целями отдельного человека, показано, что процесс формирования этического идеала имеет много общего с формированием истинного знания, что
I находит свое проявление в корреляции критериев этического идеала и истины. Показано, что основу формирования и развития этического идеала составляет сложная система взаимосвязанных субъективных и объективных факторов. Выявлено место этического идеала в структуре социального идеала, наравне с экономическим, политическим, эстетическим и другими идеалами. Обоснована высшая роль материального фактора в становлении и развитии морали. В диссертации производится новый системный синтез эмпирических фактов из области нравственных отношений, по-новому интерпретируются и сами эти факты. Так, многочисленные примеры отступления отдельных личностей от принятых в данном социуме моральных норм часто интерпретируются как случайность, "исключения из правил" или результат незнания, 6 непонимания общественной необходимости. Однако, если принять на вооружение диалектический тезис о случайности как форме бытия необходимости, подобные "случайности" могут быть поняты как проявление объективных тенденций общественного развития - еще не познанной закономерности.
В результате работы над диссертацией должны быть аргументированы следующие положения. Во-первых, этический идеал представляет собой продукт сложной системы взаимодействий объективных и субъективных факторов, центром которой являются объективные отношения между большими группами людей, организованными по производственному, национальному, территориальному, половому, возрастному и другим основаниям. Именно поэтому в процессе формирования этического идеала объективные факторы являются ведущими, системообразующими, а субъективные -ведомыми, субординироваными в отношении объективных.
Во-вторых, соотношение традиционного и инновационного в этическом идеале в основном соответствует соотношению старых и новых тенденций в объективном развитии, однако это приоритетное соотношение в каждом конкретном случае опосредуется таким мощным субъективным фактором как качество и степень осознания указанных тенденций определенными социальными группами и даже отдельными лицами.
В-третьих, процесс формирования этического идеала в известном смысле однороден процессу познания. Заблуждение в этическом идеале часто приводит к более масштабным трагедиям, чем заблуждение в научном познании. Проблема критерия истины распространяется и на этический идеал.
В-четвертых, раскрытие содержания этического идеала необходимо связать с принципом относительности конкретного. Все варианты этического идеала, ориентированные на "общечеловеческие ценности", оказываются неадекватны и потому недейственны. В-пятых, человек не 7 может стоять вне морали, не быть включенным в моральную деятельность общества. Этический идеал - специфически человеческий способ освоения действительности. В его основе лежит само бытие, а также присущая человеку способность к познанию бытия и его преобразования.
Для этого диссертант использует материалистический диалектический метод, а также конкретную методологию анализа этического идеала, разработанную авторами работ, посвященных поднятой проблеме.
Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего исследования проблемы этического идеала: его онтологической, гносеологической, социальной, антропологической или аксиологической проблематики. Также они могут быть положены в основу при написании учебных пособий по этике и аксиологии, при разработке программ по этической философии, как общего характера, так и спецкурсов, связанных с тем или иным аспектом этики. Кроме того, выводы исследования могут быть применены при разработке этической составляющей социальных и образовательных программ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философские науки», 09.00.00 шифр ВАК
Католическая этика в Литве в 1920-1940 годах1983 год, кандидат философских наук Бурнис, Зенонас Юозович
Проблема соотношения права и нравственности в немецкой классической философии2000 год, кандидат философских наук Каратаева, Людмила Николаевна
Проблема добра и зла в учении Н.О. Лосского2005 год, кандидат философских наук Цепелева, Надежда Валерьевна
Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии В.С. Соловьева2001 год, кандидат философских наук Явчуновская, Илона Валерьевна
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века2001 год, кандидат философских наук Булгакова, Ирина Яковлевна
Заключение диссертации по теме «Философские науки», Минкинен, Людмила Дмитриевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании произведен анализ оснований формирования, структуры и функций этического идеала, его соотношение с процессом познания, дана критика концепции "общечеловеческих ценностей". Проведенное исследование позволяет автору аргументировать следующие положения, вынесенные на защиту:
1 .Этический идеал представляет собой продукт сложной системы взаимодействий объективных и субъективных факторов, центром которой являются объективные отношения между большими группами людей, организованными по производственному, национальному, территориальному, половому, возрастному и другим основаниям. Именно поэтому в процессе формирования этического идеала объективные факторы являются ведущими, системообразующими, а субъективные — ведомыми, субординироваными в отношении объективных.
Опираясь на работы известных этнологов, этологов и социобиологов, автор попытался выявить основные детерминанты формирования морального чувства, раскрыть причины, лежащие в основе этого процесса. Для этого был проведен анализ предчеловеческих форм взаимоотношений на основе сопоставления противоположных зоопсихологических установок "разумного эгоизма" и «разумного альтруизма». Выявляя связи между общественным идеалом и социальной практикой, автор исследует исторический опыт человеческих взаимоотношений, в первую очередь, его моральный аспект; анализируются эмпирические факты и производится их оригинальная интерпретация, что позволяет прийти к ряду новых выводов.
2. Процесс формирования этического идеала однороден процессу познания. Заблуждение в этическом идеале подчас приводит к более масштабным трагедиям, чем заблуждение в научном познании. Проблема критерия истины распространяется и на этический идеал.
Мораль является важным звеном в механизме воспроизводства общественных отношений. В области морали идеал выступает как системообразующее основание нравственного сознания, как определенный образец поведения, к которому нужно стремиться. Этический идеал имеет два аспекта: во-первых, он отражает реально-значимую историческую действительность определенного рода, существующие моральные отношения и желаемое изменение ситуации; одновременно предлагается способ, с помощью которого можно достигнуть такого изменения, что связано со специфически нравственным способом навязывания и исполнения определенных моральных норм в каждом конкретном случае. Поскольку этический идеал формируется в процессе деятельности и одним из важнейших элементов его является отражение существующей действительности, соответственно процесс формирования истинного знания играет в формировании этического идеала огромную роль. Для его успешного развития необходимы истинные знания о мире, которые ложатся в основу построения любого идеала. В противном случае это приводит к разрушению и гибели идеала, внесению хаоса в социальную действительность.
3. Соотношение традиционного и новационного в этическом идеале в основном соответствует соотношению старых и новых тенденций в объективном развитии, однако это приоритетное отношение в каждом конкретном случае опосредуется такими мощными субъективными факторами как качество и степень осознания указанных тенденций определенными социальными группами и даже отдельными лицами.
Принимая диалектический тезис о случайности как форме бытия необходимости и распространяя его на область моральных отношений, диссертант приходит к выводу, что в морали, как и в любой другой общественной практике, существуют еще не познанные закономерности, которые представляются стороннему неискушенному наблюдателю в виде чистой" случайности, но на самом деле здесь также имеют место объективные основания. В свете такого подхода отрицается наличие
141 индетерминистских явлений в сфере морали. Мораль также подчиняется объективным тенденциям общественного развития, и хотя детерминирована она не столь жестко, как экономическая практика, это дает все же возможность прогнозировать ход ее дальнейшего развития.
4. Раскрытие содержания этического идеала необходимо связать с принципом относительности конкретного. Все варианты этического идеала, ориентированные только на общечеловеческие ценности, оказываются неадекватны и потому недейственны.
Исследуя причины абсолютизации этического идеала, диссертант приходит к выводу, что возведение частных интересов в ранг общечеловеческих ценностей с одной стороны несет в себе определенную выгоду, а с другой - в итоге разрушает этический идеал, существующий в обществе на данное время. То же происходит при попытке "гуманизации" морали. Любые моральные установки, не содержащие в себе связи с конкретным историческим моментом, не отвечающие его объективным потребностям, становятся непригодными для регуляции моральных взаимоотношений, теряют свою актуальность. Абстрактный, годный для любых людей и в любое время этический идеал, заведомо обманчив, неразрешимо противоречив и в принципе недостижим, а потому порочен.
5. Человек не может стоять вне морали, не быть включенным в моральную деятельность общества.
Этический идеал как способ освоения действительности присущ только человеку. Специфика природного начала человека такова, что одновременно порождает саму способность человека к моральному восприятию мира, а с другой стороны обуздывается благодаря этой способности. В основе этического идеала лежит само бытие, а также возможность человека познания бытия и его преобразования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Минкинен, Людмила Дмитриевна, 2006 год
1. Августин А. Исповедь. М.: "Даръ", 2005, 544с.
2. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М.: "Прогресс", 1982, 268с.
3. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: "Республика", 2000, 284с.
4. Андреев И. JL, Происхождение человека и общества. М.: "Мысль", 1982, 304с.
5. Антология мировой философии. В 4 т., т.1(1), М.: "Мысль", 1969,579с.
6. Антология мировой философии. В 4 т., т.1(2), М.: "Мысль", 1969,357с.
7. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы М.: ИФ РАН, 1995, 353с.
8. Аристотель. Соч. В 4 т., т.1, М.: "Мысль", 1975, с. 550с.
9. Аристотель. Соч. В 4 т., т.4, М.: "Мысль", 1983, с. 830с. Ю.Артемьева О.В. Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии // Этическая мысль. М.: ИФ РАН, 2000. С. 207229.
10. П.Архангельский JI. М. Марксистская этика. М.: "Мысль", 1985, 239с.
11. Ачильдиев И. Толпа рождает террор. Hannover: "Alexpress", 2000, 236с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: "Искусство", 1979, 362с.
13. Бердяев Н. О назначении человека. М.: "Республика", 1993, 274с.
14. Бердяев Н. Смысл истории М.: "Наука", 1990, 220с.
15. Библия (каноническое изд.), JL: "АККА", 1990, 621с.
16. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления и жизненных проблемах. М.: ИИЕТ, 1988, 398с.
17. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000
18. Бородой Ю.М. Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания М: "Гнозис", 1996. 214с.
19. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: "Янтарный сказ", 2000, 703с.
20. Бранский В.П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб: "Политехника", 2004, 400с.
21. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб: "Политехника", 2002, 476с.
22. Брентано Ф. О происхождении нравственного сознания. СПб.: Алетейя, 2000, 227с.
23. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры, М: ACT, 1999
24. Валеев Д.Ж., Происхождение морали. Саратов: изд. Саратовского унта, 1981,
25. Гальперин С. Очерки первобытного права. СПб.: Н.К. Мартынов, 1893, 304 с.
26. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х т., т.З, М.: "Мысль", 1974,471с.
27. Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: "Алетейя"; "Ступени", 2001, 469с.
28. Гоббс. Т. Избранные произведения в 2-х т. М.: "Мысль", 1989, 622с.
29. Гоббс. Т. Избранные произведения в 2-х т. М.: "Мысль", 1991, 731с.
30. Горбачев М. С. Размышления о прошлом и будущем. М.: "Терра", 1998, 304с.
31. Грибоедов А. С. Горе от ума. JL: "Детская литература", 1972, 176с.
32. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: "Республика", 1995,
33. Гусейнов А. А. Философия. Мораль. Политика. М.: "Академкнига", 2002, 300с.
34. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М: МГУ, 1974, 298с.
35. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т., т.1, М.: "Олма-Пресс", 2003, 640с.
36. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов: Изд. Ростовского ун-та, 1983, 356с.
37. Две грани Экзистенциализма. М.: "Олма-Пресс", 2001, 352с.
38. Декарт Р. Сочинения в 2-х т., т.2 М.: "Мысль" 1994, 640с.144
39. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: "Мысль", 1986, 571с.
40. Древнеегипетская проза. М.: "Худ. литература", 1978, 303с.
41. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал. Справедливость. Счастье. М.: МГУ, 1989,
42. Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. М.: Гардарики, 2002, 523с.
43. Елисеев О. П. Культурная антропология, М.: АПК и ПРО, 2003, 357с.
44. ИльенковЭ. В. Об идолах и идеалах. М.: "Политиздат", 1968, 315с.
45. Ильин В. В. История философии. СПб, 2005, 732с.
46. Ильин В.В., ЮлдашевЛ.Г. Современная научная философия: негеоцентрический материализм. М.: "Высшая школа", 2003, 191с.
47. История Древней Греции. М.: "Наука", 1972, 374с.
48. Каган М. С. Философия культуры. СПб: "Петрополис", 1996, 467с.
49. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб: "Петрополис", 1997, 206с.
50. Казеннов А.С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. СПб.: ЛГОУ, 2002, 176 с.
51. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы как путь к моральным ценностям в экзистенциализме. М.: МГУ, 2001, 260с.
52. Кант И. Собрание сочинений в 6-ти т., т.4, ч. 1,2 М: "Мысль". 1965, 544с., 478с
53. Карпинская Р. С., Никольский С.А. Социобология. Критический анализ, М.: "Мысль", 1988, 197с.
54. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М.: Высшая школа, 1992, 387с.
55. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 1997, 356с.
56. Коран, М.: СП ИКПА, 1990, 512с.
57. Кропоткин П.А., Этика. М: "Политиздат", 1991, 198с.
58. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества М.: "Гардарики", 2002, 238с.
59. Кузнецова Г.В., Максимов JI.B. Природа моральных абсолютов. М.: "Наследие", 1996,240с.
60. Ленин В. И. Сочинения в 35-и томах, т.1, М.: "Политиздат", 1951, 642с.
61. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин: "Александра", 1992,409с.
62. Ламсден Ч.Дж., Уилсон Э.О. Прометеев огонь // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: "Республика", 1992, 367с.
63. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. М.: "Наука", 1980,439с.
64. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: "Мысль", 1994,296с.
65. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: "Канон", 1995, 509с.
66. Летурно Ш., Прогресс нравственности. СПб: "Миръ", 1910, 270с.
67. Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? М.: "Логос",2001, 360с.
68. Локк Дж. Сочинения в 3-х т., т. 1, М.: "Мысль", 1985, 621с.
69. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М: "Республика", 1998,244с.
70. Лоренц К. Так называемое зло. М.: "Республика",, 1998, 174с.
71. Макинтайр А. После добродетели. М.: "Академический проект", "Деловая Книга", 2000,384с.
72. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: "Мысль", 1974, 376с.
73. Марков Б. Знаки бытия. СПб: "Наука", 2001, 566с.
74. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 2, М.: "Политиздат", 1951, 698с
75. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, М.: "Политиздат", 1961, 670с.
76. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, М.: "Политиздат", 1961, 827с.
77. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, М.: "Политиздат", 1961, 745с.
78. Методология этических исследований. М.: "Наука", 1982,402с.
79. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. Соч. в 5-ти т., т.1, М., JL, 1950
80. Моральный кодекс строителей коммунизма (Материалы XXII съезда КПСС). М.: "Политиздат", 1962
81. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.: "Наследие", 1996, 184 с.
82. Наука и нравственность. М.: "Политиздат", 1971, 440с.
83. Невелев А. Б., Потехин В. Н., Худякова Н. JI. Ценностное бытие человека. Челябинск: Изд. челябинского ун-та, 2002, 257с.
84. Нешев К. Моральное познание. София: "NB", 1982, 284с.
85. Ненасилие: философия, этика, политика. М.: "Наука", 1993, 348с.
86. Ницше Сочинения в 2-х т. М.: "Мысль", 1992, т.1, 830с.,
87. Ницше Сочинения в 2-х т. М.: "Мысль", 1992, т.2 832с.
88. Ницше Ф. Воля к власти. М.; "Прогресс", 1994, 264с.
89. Ницше Ф., Фрейд 3., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов, М.: "Политиздат", 1990, 398с.
90. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: "Правда", 1991, 640с. 95.Огородников В. Цель, смысл, истина и свобода в жизни человека. СПб: изд. ПГУПС, 1997,43с.
91. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М. "Политиздат", 1987, 312с.
92. О. Шпенглер и Закат Европы. Сб. статей. М.: "Берег" 1922, 95с.
93. Платон, Сочинения в 3-х т., 1, М: "Мысль", 1968, 622с.
94. Платон, Сочинения в 3-х т., 3 (1), М: "Мысль", 1971, 687с.
95. Поздняков Э.А. Философия преступления. М.: (Б.и.), 2001,496с.
96. Римские стоики: Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий. М.: "Республика", 1995,367с.
97. Рих А. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996, 187с.
98. Румянцев А. М., Возникновение и развитие первобытного способа производства. М.: "Наука", 1981, 261с.
99. Рьюз М. Философия биологии. М.: "Прогресс" 1977, 275с.
100. Сабиров В. Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти, М.: "Знание", 1987, 64с.
101. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. М.: "Республика", 2000, 640с.
102. Сен А. Об этике и экономике. М.: "Наука", 1996, 257с.
103. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человек, М.: "Знание", 1989, 64с.
104. Согомонов Ю. В. Добро и зло. М.: "Политиздат", 1965, 96с.
105. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве. СПб: "Азбука", 2000, 384с.
106. Сорокин П. Учебник социологии. М.: "Прогресс", 1994, 379с.
107. Скрипник А. Моральное зло. М.: "Политиздат", 1992, 350с.
108. Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия, М.: МГУ, 1989, 199с.
109. Спиркин А. Происхождение сознания. М.: "Политиздат", 1960, 471с.
110. Спиноза Б. Избранные сочинения. М.: "Политиздат", 1957, 630с.
111. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999, 301с.
112. Стрельченко В. И. Диалектика снятия в органической эволюции, JL: "Наука", 1980, 188с.
113. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: "Прогресс", 1981,307с.
114. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. М.: "Наука", 1974, 298с.
115. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М. "Политиздат", 1989, 573с.
116. Тих Н. Предыстория общества. JL: Изд. ЛГУ, 1970, 381с.
117. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику. М.: "Наука", 1988,387с.
118. Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.: МГИМО, 2001,367с.
119. Фрагменты ранних греческих философов. М: "Наука", 1989, 575с.
120. Туманов С. В. Общественный идеал: диалектика развития. М: МГУ, 1986,389с.
121. Фейербах JI. О начале философии // Избр. фил. произв. в 2-х т., т. 1. — М., 1955, 432с.
122. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь, М.: "Политиздат", 1980, 309с.
123. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: "Алетейя", 1992, 358с.
124. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: "Политиздат", 1990, 384с.
125. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: "Ad Marginem", 1999,480с.
126. Фукс Э. История нравов. Смоленск: "Русич", 2003, 622с.
127. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: "Наука", 2001, 384с.
128. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: "Наука", 1993, 164с.
129. Человек в мире чувств: очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени. М.: РГТУ, 2000, 582с.
130. Чернышевский Н. Г. Сочинения в 2-х т., т.2. М.: "Мысль", 1987, 687с.
131. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии, СПб: "Лань", 188с.
132. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: "Республика". 1992, 287с.
133. Шпенглер О., Закат Европы. М.: "Мысль", 1993, 663с.
134. Эволюция, культура, познание. М.: ИФРАН, 1996, 167 с.
135. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб: "Symposium", 2003, 158 с.
136. Этическое и эстетическое 40 лет спустя: материалы научной конференции. Тезисы докладов и выступлений. СПб: СПбГУ, 2000, 302с.
137. Этика, (ред. Гусейнов А. А., Дубко Е. Л.) М.: "Гардарики", 1994, 493с.
138. Яценко А. М. Целеполагание и идеалы. Киев: "Украина", 1977, 366с.
139. Cultures in Contact: Studies in Cross Cultural Interaction. Oxford: Pergamon, 1982. P. 398
140. Dobzhansky Th. Evolution and Man's Self-image // Evolution Anthropology, Physical. London: Phaidon Press Ltd., 1975. P. 324.
141. Kenny R. L. Value-focused Thinking. L. Cambridg. P. 324
142. Lumsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind, and Culture. The revolutionary Process. Cambrige, 1981, P. 348
143. Ricoeur P. Hermeneutics & Human Scieces. Cambrige, 1981. P. 198
144. The Fontana History of the Human Sciences. L., 1997. P. 267
145. Pospisil L. Anthropology of Law. A Comparative Theory. N.Y., 1971. P. 321
146. Ascenso a la moral. M.: "Editorial Progreso", 1991, 286c. Научные статьи в периодических изданиях
147. Бердяев Н. Русская идея // ВФ №2 1990
148. Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. // ВФ №11, 1972 г
149. Ковалевский М. М. Обособление дозволенных и недозволенных действий. //Новые идеи в социологии. Вып.4: Генетическая социология. Ч.1,СПб, 1914
150. Миронов В. В. Онтологическая сущность этики. // Вестник МГУ 2001 сер 7, Философия
151. Моисеев Н. Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность. // ВФ №8, 1989
152. Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопр. философии. 1992.№ 11. С.149-160.
153. Ойзерман Т. И. Мысли, афоризмы. // ВФ, №10, 1990г
154. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // ВФ №8,1989
155. Симонов П. В. Мозг и его творчество. // ВФ№11, 1992г
156. Holloway R.L. Culture, Symbols and Human Brain Evolution: a Synthesis
157. Dialectical Anthropology. 1981. Vol. 5. P. 287- 303.150
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.