Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Якубова, Евгения Валерьевна

  • Якубова, Евгения Валерьевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.03
  • Количество страниц 227
Якубова, Евгения Валерьевна. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: дис. кандидат юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Москва. 2010. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Якубова, Евгения Валерьевна

Введение.

Глава 1. Место прав артиста-исполнителя в системе интеллектуальных прав.

1 .Законодательство об охране прав исполнителей.

2. Исполнение как объект смежных прав артиста-исполнителя.

3. Артист-исполнитель и иные субъекты прав на исполнение.

Глава 2. Виды и содержание прав артиста-исполнителя.

1. Общая характеристика прав артиста-исполнителя.

2. Личные неимущественные права артиста-исполнителя.

3. Исключительное право артиста-исполнителя.

4. Ограничения исключительного права.

Глава 3. Осуществление и защита прав артиста-исполнителя.

1. Распоряжение исключительным правом артиста-исполнителя.

2. Договор о продюсировании.

3. Защита интеллектуальных прав артиста-исполнителя.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации»

Для диссертационного исследования выбрана тема «Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации».

Актуальность темы исследования. Творчество артистов насчитывает тысячелетнюю историю и занимает важное место в культурной жизни общества, но их права как создателей результатов интеллектуальной деятельности стали охраняться лишь в 20 веке, когда использование записей исполнений в связи с достижениями технического прогресса приобрело массовый характер.

В Российской Федерации интеллектуальные права исполнителей регулируют нормы института смежных прав, возникшего в 1992 году. Динамичное развитие правового регулирования в данной области во многом обусловлено тем, что постоянно возникающие технологии предоставляют новые способы реализации прав артистов-исполнителей. В частности, в связи с развитием сети Интернет и других мультимедийных сетей особенно актуальным является вопрос об охране прав артистов-исполнителей в связи с использованием их исполнений в таких сетях.

В интересах правообладателей и общества в целом законодатель должен успевать отражать реальное положение вещей в нормах права. Решению этой задачи была посвящена реформа законодательства об интеллектуальной собственности: с 1 января 2008 года действует четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, заменившая собой ранее действовавшие законы в сфере интеллектуальной собственности, и вызвавшая широкие дискуссии среди теоретиков и практиков. Одним из специальных направлений упомянутой реформы было создание более детального и всестороннего правового регулирования отношений, связанных с охраной смежных прав исполнителей. Вместе с тем, как представляется, многие вопросы еще не нашли своего решения в законодательстве или требуют дальнейшего совершенствования.

Гражданский кодекс вводит понятие артиста-исполнителя, который в настоящее время является полноправным субъектом смежных прав наряду с режиссером-постановщиком спектакля и дирижером. Артист-исполнитель обладает комплексом личных неимущественных и имущественных прав, при распоряжении которыми возникают гражданско-правовые отношения, - все это дает интересный материал для исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Артисты-исполнители - сравнительно новый субъект права, что обуславливает явно недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. Первые отечественные научные исследования, в которых поднимался вопрос о необходимости охраны прав исполнителей, относятся к 1950-60-м годам - периоду разработки и принятия Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961г. (труды Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, М.В. Гордона, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.И. Серебровского).

Следующая волна интереса к охране прав исполнителей на результаты интеллектуальной деятельности относится к концу 1980-х - 1990-м гг. и связана с закреплением правового статуса исполнителей как субъектов смежных прав в российском законодательстве (работы Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.П.Сергеева, С.А. Чернышевой и др.). Вместе с тем вопросы, связанные с правовым регулированием смежных прав артистов-исполнителей, всегда занимали второстепенное место по сравнению с проблемами авторского права, и редко рассматривались самостоятельно, а не в рамках института смежных прав в целом.

С 1997 по 2009 год был защищен ряд диссертаций по темам, связанным с проблемами правовой охраны смежных прав (в частности, B.JL Вэскером, С.Б. Кокиной, С.Т. Осипенко, H.JI. Стремецкой, О.С. Фроловой), но эти исследования не охватывают весь комплекс вопросов, связанных с охраной интересов артистов-исполнителей. Наиболее близкой по своей тематике к настоящему исследованию является диссертация С.Б. Кокиной «Исполнение как объект прав артиста-исполнителя»1, однако эта работа рассматривает лишь некоторые проблемы в сфере исполнительских прав и носит спорный характер, так как ее автор пытается обосновать необходимость распространения на артистов-исполнителей положений авторского права.

Специальные монографические исследования, посвященные охране прав артистов-исполнителей, в настоящее время отсутствуют. Ведущаяся в научных и практических кругах полемика по поводу различных аспектов реализации смежных прав артистов-исполнителей, в значительной мере активизировавшаяся после принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что эти вопросы нуждаются в более подробном изучении.

Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических положений, направленных на выявление сущности и содержания интеллектуальных прав артиста-исполнителя, проблем, возникающих на практике в связи с реализацией этих прав, а также в формулировании предложений по совершенствованию гражданско-правового регулирования в сфере смежных прав артистов-исполнителей.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи исследования:

1. определение положения, которое занимают права артистов-исполнителей в системе интеллектуальных прав в целом и смежных прав в частности;

2. выявление признаков, характеризующих исполнение как объект прав артиста-исполнителя и отличающих его от произведения как объекта авторских прав;

3. исследование правовой природы коллектива исполнителей;

4. изучение особенностей смежных прав артиста-исполнителя, их состава и содержания;

1 Кокина С.Б. Р1сполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации : автореферат дисс.канд. юр. наук. - М. - 2002.

5. анализ правовых возможностей реализации артистом-исполнителем исключительного права;

6. исследование характерных особенностей договора о продюсировании;

7. рассмотрение наиболее актуальных способов защиты интеллектуальных прав артистов-исполнителей.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие по поводу реализации и охраны прав артиста-исполнителя.

Предметом исследования выступает российское законодательство, международные договоры, законодательство зарубежных государств, судебная и арбитражная практика, российская и зарубежная доктрина в сфере смежных и авторских прав.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания, такие, как сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа, социологический, историко-правовой и др.

В качестве теоретической основы исследования использовались работы Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, С.П. Гришаева, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.О. Калятина, А.Л. Маковского, В.П. Мозолина, А. А. Пиленко, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, И. Тулубьевой, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, О.Ю.Шилохвоста, A.M. Эрделевского и др. Также изучались работы иностранных авторов, таких, как JI. Бентли, В. Веинке, Р. Дюма, А. Керевер, Д. Липцик, Д. Пассман, Б. Шерман и др. Вопросы, затронутые исследованием, в той или иной степени освещались в диссертационных исследованиях B.JI. Вэскера, А.О. Мелузовой, Р.А. Мерзликиной, С.Т. Осипенко, Е.Н. Петрова, О.А. Рузаковой, А.В. Степановой, H.JI. Стремецкой, Г.И. Уваркина, С.В. Усольцевой, О.С. Фроловой и других. Кроме того, использовались материалы прессы и интернет-ресурсов (copyright.ru, copyrighter.ru, fips.m и др.).

Нормативной основой исследования выступает российское законодательство, в первую очередь Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (особое внимание уделено ранее действовавшему Закону РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Используются международные договоры, в частности: Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (1994г.), а также директивы Европейского союза. В отдельных случаях привлекается иностранное законодательство (Франции, Германии и др.)

Эмпирическую базу диссертационного исследования составила судебная и арбитражная практика в области защиты смежных прав, принадлежащих артистам-исполнителям и иным обладателями прав на исполнения pi фонограммы, а также договоры, заключаемые артистами-исполнителями в связи с их творческой деятельностью и распоряжением исключительным правом.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка комплексного рассмотрения проблем, возникающих в связи с охраной интеллектуальных прав артистов-исполнителей.

С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, во многом изменившая положение артиста-исполнителя и состав его прав. Настоящая работа является первым исследованием, предпринятым после столь существенного изменения законодательства и комплексно рассматривающим проблемы, возникающие в связи с охраной интеллектуальных прав артистов-исполнителей. В ходе работы над диссертацией были выявлены некоторые правовые проблемы и предложены решения, которые должны способствовать более эффективной охране прав артистов-исполнителей.

Основные научные положения, выносимые на защиту. На основании проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Объектом интеллектуальных (смежных) прав артиста-исполнителя является исполнение, под которым понимается результат интеллектуальной (исполнительской) деятельности, представляющий собой процесс творческой интерпретации или импровизации артистом-исполнителем произведений, а также иных творческих идей посредством актерской игры, декламации, пения, танца, игры на музыкальном инструменте или иным образом, и выраженный в объективной форме, допускающей воспроизведение и распространение исполнения с помощью технических средств.

2. Артист-исполнитель наряду с режиссером-постановщиком спектакля и дирижером признается автором исполнения. Это физическое лицо, творческим трудом которого такое исполнение создано. Понятие артиста-исполнителя в Гражданском кодексе толкуется расширительно, поскольку наряду с профессиональными артистами (актерами, музыкантами, танцорами) в нем упоминаются и другие лица, играющие роль, поющие, играющие на музыкальном инструменте и т.д., в число которых могут входить не профессионалы (ст.1313 ГК). Вместе с тем в число артистов-исполнителей не могут входить спортсмены эстетико-творческих видов спорта и некоторые другие категории лиц (ораторы, модели), поскольку осуществляемая ими деятельность носит творческий характер, но не подпадает под определение артиста-исполнителя, данное в ст.1313 ГК РФ.

3. Коллектив исполнителей является разновидностью совместного исполнения и отличается стабильным характером творческого сотрудничества исполнителей, а также неоднократностью совместного создания исполнений. Закон не предъявляет специальных требований к форме, в которой создается коллектив исполнителей. Он может принять вид коммерческого или некоммерческого юридического лица, его структурного подразделения. Однако чаще всего коллектив исполнителей возникает на основе письменного или устного соглашения между его участниками. Такое соглашение может напоминать договор о совместной деятельности, но правовая природа коллектива исполнителей отличается от простого товарищества.

Поскольку коллектив исполнителей не исчерпывает всех возможных видов совместного исполнения, в ГК РФ целесообразно включить по аналогии со ст. 1258 о соавторстве общие правила о совместном исполнении, а нормы о коллективе исполнителей рассматривать как его особый случай.

4. Артист-исполнитель обладает личными неимущественными правами: правом авторства и правом на имя. Право авторства является самостоятельным правом, введение которого свидетельствует о более высоком уровне охраны прав исполнителей, достигнутом в действующем российском законодательстве. Согласно ст. 1228 и ст. 1313 ГК РФ исполнитель считается автором создаваемого его творческим трудом исполнения. Право авторства может принадлежать только артисту-исполнителю, непосредственно являющемуся автором исполнения.

Право артиста-исполнителя на имя выполняет те же функции, что и право на имя автора произведения. Представляется, что его формулировка в законе должна быть приближена к определению права на имя автора произведения (п.1 ст.1265 ГК). В частности, следует предусмотреть возможность для артиста-исполнителя выступать анонимно (без указания имени) на добровольном основании, а не только в случаях, предусмотренных подп. 3 п.1 ст. 1315 ГК РФ.

Право на указание наименования коллектива исполнителей, упомянутое в подп.З п.1 ст. 1315 ГК, следует признать не элементом права исполнителя на имя, а самостоятельным правом неимущественного характера, принадлежащим коллективу исполнителей в целом. Его реализация не исключает возможности реализации права на имя каждого из участников такого коллектива.

Право на неприкосновенность исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ) - это еще одно личное неимущественное право артистов-исполнителей, хотя оно прямо и не названо таковым в законе. Артисту-исполнителю действующим законодательством предоставлена возможность защищать исполнение от всякого искажения, под которым понимается внесение изменений в запись исполнения, в его сообщение в эфир или по кабелю. Субъективный критерий (ущерб чести и достоинству исполнителя) заменен на объективный (извращение смысла или нарушение целостности восприятия исполнения), что должно облегчить истцу процесс доказывания такого нарушения.

5. Право на имя (в том числе на выступление под вымышленным именем - псевдонимом) и право на указание наименования коллектива исполнителей могут принадлежать только соответственно артисту-исполнителю или коллективу исполнителей. В связи с тем, что псевдонимы артистов-исполнителей, названия их коллективов обладают коммерческой ценностью, на практике возникает большое число споров с продюсерами, которые на основании договоров о продюсировании пытаются закрепить права на такие псевдонимы или названия коллективов за собой (в частности, путем оформления их в качестве товарного знака). Между тем, продюсеры вправе предъявлять к исполнителям лишь материальные претензии, вызванные нарушением договорных обязательств, и не должны претендовать на ограничение их личной сферы.

Целесообразно дополнить подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ о том, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п.1 ст.1265) или производному от них обозначению известного в Российской Федерации лица, без согласия этого лица или его наследника, указанием на псевдоним исполнителя и на наименование коллектива исполнителей (подп.З п.1 ст. 1315).

6. Гражданский кодекс РФ заметно расширил перечень способов использования исполнений, составляющих содержание исключительного права исполнителя по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», что отражает существующую в мире общую тенденцию к такому расширению содержания прав исполнителя.

Можно выделить две основные группы способов использования исполнения: 1) использование живого исполнения; 2) использование записи исполнения. Перечень способов использования, приведенный в л.2 ст. 1317 ГК РФ, не является исчерпывающим, однако целесообразно прямо включить в него право на доведение до всеобщего сведения живого исполнения, которое является в наше время достаточно распространенным, но не получило отражения в законе.

7. Право на вознаграждение, которое предусмотрено для артистов-исполнителей в ст. 1245 и ст. 1326 ГК РФ, как вытекает из смысла положений части четвертой ГК РФ (п.5 ст. 1229 ГК) и из разъяснений высших судебных инстанций (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Президиума Высшего арбитражного суда РФ № 5/29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»), следует рассматривать как правомочие в составе исключительного права. Из этого следует, что упомянутое право на вознаграждение должно иметь тот же правовой режим, то есть оно является отчуждаемым и передаваемым. Вместе с тем между формулировками ст. 1245 и ст. 1326 имеется серьезное различие, которое позволяет предположить, что в соответствии со ст. 1245 ГК в случаях, когда исключительное право на исполнение переходит к другому лицу, право на вознаграждение по умолчанию сохраняется за исполнителем (хотя и может быть им отчуждено, если такое условие будет специально оговорено в договоре), в то время как по ст. 1326 ГК право на вознаграждение в случае отчуждения исключительного права по умолчанию переходит к правоприобретателю.

8. Высказываются разные точки зрения на правовую природу договора о продюсировании: в теории указывают на возможность его оформления в виде договора простого товарищества, договора доверительного управления, смешанного договора или трудового договора. Представляется, что договор о продюсировании, предусматривающий сотрудничество продюсера и артиста-исполнителя (коллектива исполнителей), носит характер смешанного гражданско-правового договора, который может включать элементы возмездного оказания услуг, поручения, агентирования и др., в том числе договоров о распоряжении исключительным правом. Вместе с тем, договор о продюсировании не должен содержать элементы трудового договора. В целях улучшения охраны прав артистов-исполнителей целесообразно дополнить главу 71 ГК РФ статьей, регулирующей вопросы, связанные с договором о продюсировании.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сделанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в законодательной работе, при систематизации и обобщении судебной практики, а также при осуществлении правоприменительной деятельности. Основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе в юридических вузах при изучении общего курса гражданского права, а также спецкурсов в области интеллектуальных прав.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации на кафедре гражданского права Международного Юридического Института. Основное содержание работы отражено в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на десять параграфов и библиографического списка. Содержательная часть диссертационного исследования подчиняется цели полного и логичного раскрытия темы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Якубова, Евгения Валерьевна, 2010 год

1. Абдуллин А.И., Барышев С.А., Огородов Д.В. Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. Библиографический указатель (1837-2000 гг.). Казань. 2004. - 171 е.;

2. Авторское право и смежные права: Международные конвенции и соглашения / Под.ред. В.Ф.Чигира Минск. 1997 - 559 е.;

3. Актуальные вопросы российского частного права: Сборник статей, посвященных 80-летию со дня рождения профессора В.А. Дозорцева / Иссл. Центр частного права. М.: Статут, 2008. - 350 е.;

4. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. ИЗиСП (ВИЮН). М.: Юридическая литература. 1957. — 279 е.;

5. Барышев С.А. Авторский договор в гражданском праве России и зарубежных стран. ILC-Lawyers. Международно-правовой консалтинг и адвокаты. Казань. 2004 217 е.;

6. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. По изданию 1912 г. Текст доступен по адресу: http://pravo.vuzlib.net/bookz599page6.html;

7. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части четвертой (постатейный). М., 2007. 288 е.;

8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Издание дополнительное, стереотипное (5-1 завод). -М.: Статут, 2002. 848 е.;

9. Ваксберг А.И., Грингольц И.А. Автор в кино. «Искусство», Москва, 1960.-284 с.

10. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Спарк. 1996. 224 е.;

11. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. 1984. -222 е.;

12. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. 232 е.;

13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Комментарий/ под редакцией A.JI. Маковского. Статут. 2008. 720 е.;

14. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. - 624 е.;

15. Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. - 632 е.;

16. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под. ред. В.П.Мозолина и М.И.Кулагина. М., 1980. 382 е.;

17. Гражданское право современной России / сост. О.М.Козырь, А.Л.Маковский. М., Статут. 2008 254 е.;

18. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Рос. право, 1992. 207 е.;

19. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1993;

20. Гришаев С.П. Смежные права. Подготовлен для системы Консультант Плюс. Консультант Плюс. Электронный ресурс: Справочная система. Версия Проф. Сетевая, 2008;

21. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/Исслед. Центр частного права. М.: Статут, 2005.-416 е.;

22. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. (ИЗиСП). 1985 175 е.;

23. Дункан Айседора. Танец будущего. Моя жизнь. И.Шнейдер. Встречи с Есениным. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. -448 е.;

24. Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Москва. НОРМА, 2009 - 1183 е.;

25. Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. -М., 1960;

26. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. Проспект. 2009 -176 е.;

27. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и в судебной практике. М.: Юридическая литература, 1963. 136 е.;

28. Ионас В .Я. Произведение творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. 167 е.;

29. Иоффе О.С. Советское гражданское право: в 3 томах. Т.З. Л., 1965;

30. Иоффе О.С. Основы авторского права. М.: Знание. 1969 126 е.;

31. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007;

32. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник. М.: Норма Инфра-М. 2000 - 459 е.;

33. Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Инфра-М, 2004. 480 е.;

34. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. 346 е.;

35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Пиляева В.В. М.: ТК Велби, 2008. -752 е.;

36. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред.: кандидат юридических наук, Л.А. Трахтенгерц. М: ИНФРА-М: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2009. -812 е.;

37. Красавчикова Л.О. Личная жизнь граждан под охраной закона. М.: Юрид. лит., 1983. 160 е.;

38. Лунц JI.A. Курс международного частного права. Особенная часть. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 1975. 490 е.;

39. Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2005. 416 е.;

40. Макагонова Н.В. Авторское право: учебное пособие. М.: Юридическая литература. 1999. -288 е.;

41. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятия, осуществление, защита. М.: 2000 -244 е.;

42. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Юридическая литература. 1987. — 222 е.;

43. Моргунова Е.А. Авторское право: Учебное пособие / Отв. Ред. В.П.Мозолин. М.: НОРМА. 2008 288 е.;

44. Моргунова Е.А., Ртищева Т.В. Судебная практика Российской Федерации по авторскому праву и смежным правам. М.: РГИИС, 2004. -54 е.;

45. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань.: Издательство КГУ. 1972. 135 е.;

46. Пиленко А.А. Права изобретателя. 2-е изд. М.: Статут. 2005. 779 е.;

47. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., Статут -1998. 353 е.- (Классика Российской Цивилистики /Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Каф. гражданского права Юрид. фак.);

48. Пригожин И. И. Политика: вершина шоу-бизнеса. М.: ООО «Алкигамма», 2001. 320 е.;

49. Райгородский Н.А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л., 1958;

50. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 752 е.;

51. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., Изд-во Академии наук СССР, 1956. 282 е.;

52. Судариков С.А. Авторское право: Учебник. Проспект. 2009. 464 е.;

53. Судариков С.А. Основы авторского права. Минск: Амалфея. 2000. 511 е.;

54. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 1974. -272 с.;

55. Типовые договоры об использовании объектов авторских и смежных прав : сборник / под ред. Г.И.Уваркина. М. : Инфра-М, 2010. - 416 е.;

56. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец. 2008.-288 е.;

57. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика. 1996 - 344 е.;

58. Чернышева С.А. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. М.: Наука. 1984. - 176 е.;

59. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. -М.: Наука, 1979.- 165 е.;

60. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. -М.: РосКонсультант, 1999. 336 е.;

61. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань, 1891.-313 е.;

62. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступительная статья Е.А. Суханова Москва: СПАРК, 1995. -556 с.

63. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. -720 е.;Иностранная литература

64. Бентли JL, Шерман Б. право интеллектуальной собственности: Авторское право / пер. с англ. B.JI. Вольфсона. СПб.: Издательство «Юридический центр пресс», 2004. - 535 е.;

65. Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. Пер. с датск. / под ред. Б.Д. Панкина. М.: Юрид. лит., 1979. - 232 е.;

66. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции: пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1989. - 336 е.;

67. Липцик Д. Авторское право и смежные права. пер. с фр.; предисловие М. Федотова. - М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788 е.;

68. Пассман Дональд. Все о музыкальном бизнесе. Альпина Бизнес Букс. 2009. 429 е.;

69. Mohring, Philipp. Urheberrechtsgesetz / Mohring / Nicolini. Hrsg von Kate Nicolini und Hartwig Ahlberg. 2 Aufl. - Munchen: Vahlen, 2000. ISBN 3800603144;Статьи

70. Абдуллин А. Авторское право и смежные права в информационном обществе: опыт Европейского союза // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. - №3. - С. 21-30;

71. Абдулхакова Е.М. Вопросы коллективного управления смежными правами // Гражданский и арбитражный процесс. 2007. - №1. - С. 2-5;

72. Абдулхакова Е.М. Правовые основания сбора вознаграждения за использование смежных прав в системе коллективного управления // Гражданское право. 2007. - №3. - С. 40-44;

73. Ананьева Е. Управление имущественными правами на коллективной основе // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. - №3. - С. 15-20;

74. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Консультант Плюс. Электронный ресурс: Справочная правовая система. Версия Проф. Сетевая, 2008;

75. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. - № 10. - С. 33-37;

76. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Интеллектуальная собственность и исключительные права // ИС. Авторское право и смежные права. 2002. -№6. -С. 2- 18;

77. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Понятие «интеллектуальная собственность»: формулировка проблемы // ИС. Авторское право и смежные права. 2002. - № 4. - С. 2-10;

78. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. «Нематериальные» теории интеллектуальной собственности // ИС. Авторское право и смежные права. 2002. - № 5. - С. 14-22.

79. Блинков О.Е. Новый правопорядок в сфере наследования авторских и смежных прав // Наследственное право. 2008. - №1. - С. 8 - 10;

80. Вайнап В. А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика. 2008. -№1.- С. 4-8;

81. Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. - №6. - С. 29-35;

82. Вукс Т. Наполнение сайта и авторское право // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 6. - С. 49 - 56;

83. Гаврилов Э.П. Авторское право на переделки и составные произведения // Правоведение. 1986. - № 6. - С. 62 - 67;

84. Гаврилов Э.П. Великая российская реформа права интеллектуальной собственности. Нормы, которые уже вступили в силу // Патенты и лицензии. 2007. - № 4,- С. 8-12;

85. Гаврилов Э.П. Раздел 7 ГК РФ: пути совершенствования // Патенты и лицензии. 2009. - № 8. - С. 2-7;

86. Гаврилов Э.П. Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс как основные источники интеллектуальной собственности // Патенты и лицензии. 2005. - № 5. - С. 2-7;

87. Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав // Патенты и лицензии. 2008. - №4. - С. 27-35;

88. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. - №1. - С. 20-36;

89. Гаврилов Э.П. Общие положения права интеллектуальной собственности: краткий комментарий к главе 69 ГК РФ // Хозяйство и право. 2007. - № 9. - С. 24 - 35;

90. Гордеева И. Соотношение информации и интеллектуальной собственности // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 6 -С. 37 - 42;

91. Дворянкин О. Психология потребителя контрафактной продукции: зачем и почему приобретается контрафакт // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №3 - С. 18-24;

92. Дворянкин О. Контрафакция в пространстве и времени // ИС: Авторское право и смежные права. - 2009. - №4. - С. 55 - 63;

93. Дворянкин О. Контрафакт и наркотики единство и противоположность // ИС: Авторское право и смежные права. - 2009. -№2. - С. 42 - 49;

94. Дейвис Д. Двадцать пять лет Римской конвенции: неоспоримый успех // Бюллетень по авторскому праву. Том XX 1987. - №4. - С. 14-19;

95. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы // Советское государство и право. 1977. - №2;

96. Каллиома JI. Звезды в суде беззащитны как дети // Известия. 2006. -24 ноября;

97. Калятин В.О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса // Закон.2007. №4. - С. 70-75;

98. Калятин В.О. Интеллектуальная деятельность: правовое регулирование, проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. -№4;

99. Кашапов Н. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №2. - С. 14 - 20;

100. Кашапов Н. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации (окончание) // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №3. - С. 11-17;

101. Керевер А. Европейская директива о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе // Авторское право. Бюллетень UNESCO. Том XXXV 2001. - №1. - С. 6 -23;

102. Кован Д. Подведомственность авторских споров // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №1. - С. 26 - 32;

103. Кокина С. Исполнения как объекты смежных прав: понятие, содержание, виды, срок охраны // ИС. Авторское право и смежное право. 2002. - № 5. - С. 32-45;

104. Колесов. Ю. Симфония для арбитража с оркестром // Время новостей. 23.07.2004;

105. Колосов В., Шварц М. Право на изображение в российском праве с учетом зарубежного опыта // ИС. Авторское право и смежные права.2008.-№3.-С. 4-11;

106. Комарцева И., Савина В. Особенности наследования интеллектуальных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2009, №6. - С. 32-36;

107. Корчагина Н.П. Права авторов и иных правообладателей как предмет взыскания // Право и экономика. 2007. - №7. - С. 83-87;

108. Крылов Е. Правовой анализ РИД, выраженных средствами кинематографии // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №9. -С. 19-28;

109. Лабзин М.В. Право запрещать как юридическое содержание исключительного права // Патенты и лицензии. 2009. - №7. - С. 14-18;

110. Маковский А.Л. Американская история. // Вестник гражданского права. 2007. - №1. - С. 165-196;

111. Мартемьянов B.C. Охрана прав исполнителей: проблемы создания исполнительского права// Советское государство и право. 1984. - №6;

112. Минков А. Статья ГК как оружие массового поражения // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. - №2. - С. 35 - 41;

113. Мирзоян С. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав: законодательство, доктрина и судебная практика // ИС. Авторское право и смежные права. 2003. - №7. - С. 60-69;

114. Мозолин В.П. О дальнейших путях развития гражданского права // Журнал российского права. 2007. - №3. - С. 15-25;

115. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. - №12. - С. 100-109;

116. Набиев С. «Обязательная доля» при наследовании авторских прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. - №7. - С. 93-98;

117. Наумова Е. Правовая природа исключительного права // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. - №8. - С. 21-24;

118. Наумова Е. Лицензионный договор как средство регулирования отношений по использованию произведений науки, литературы и искусства // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - №3. - С. 4-Ю;

119. Немзер А. Тролль-инопланетянин // Русский репортер. № 34. - 2008. -С. 48-54;

120. Обсуждаем концепцию совершенствования четвертой части ГК РФ // Патенты и лицензии. 2009. - №8. - С. 8 - 9;

121. Павлова Е.А., Шилохвост О.Ю. Четвертая часть ГК и соглашение ТРИПС: причина и суть расхождений. Часть первая // Патенты и лицензии. 2007. - №10. - С. 2-13;

122. Павлова Е.А., Шилохвост О.Ю. Четвертая часть ГК: итоги переговоров по ВТО // Патенты и лицензии. 2008. - №7. - с. 2-9;

123. Перелыгин К.Г. Объекты авторского права и смежных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. - №7. - С. 39-41;

124. Плезан Р. Права артистов-исполнителей // Бюллетень по авторскому праву. Ежеквартальный обзор. Том XVIII 1985. - № 4. - С. 6 - 14;

125. Ревинский О.В. Дополнительные объемы охраны или дополнение существующих систем? //Патенты и лицензии. 2009. - № 4. - С. 9 - 14;

126. Резепов И. Актуальные вопросы перехода исключительного права при ликвидации юридических лиц-правообладателей // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 5. - С. 4 - 8;

127. Резепов И. Объекты интеллектуальной собственности как инструмент недобросовестной конкуренции // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 8. - С. 39 - 46;

128. Резепов И. Цена в договорах авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 4. - С. 4 - 10;

129. Рембе Р. Авторы и исполнители: равный вклад равная охрана прав // Бюллетень по авторскому праву. Том XX - 1987. - №4. - С. 32 - 34;

130. Римская конвенция: необходимость совершенствования // Бюллетень по авторскому праву. Том XX 1987. - №4 - С. 35 - 37;

131. Садовский П. Наследование интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2005. - №23;

132. Сергеев В. Право на имя предков в законном пользовании // Бизнес-адвокат. 2005. - №21;

133. Скловский К.И. Продюсерский договор и простое товарищество // Закон. -2007. -№11. -С. 195-200;

134. Сподина Ю. Плагиат как нарушение смежных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - №1. - С. 19-21;

135. Сподина Ю. Защита права на имя и права авторства при нарушении имущественных прав некоторых субъектов смежных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - №2. - С. 67-70;

136. Справка изучения судебной практики за 2002-2003 гг. по делам, касающимся защиты интеллектуальной собственности, подготовленная Московским городским судом;

137. Статистические показатели о работе арбитражных судов РФ за 2006 год // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. - № 4. - С. 76 -107;

138. Статистические показатели о работе арбитражных судов РФ за 2007 год // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. - № 4. - С. 34 -57;

139. Статистические показатели о работе арбитражных судов РФ за 2008 год // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. -№5.-С. 110131;

140. Судебно-арбитражная статистика. Основные показатели работы арбитражных судов РФ в 2004-2005 году // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. - № 5. - С. 22 - 47;

141. Толстой Ю.К. О четвертой части ГК РФ // Вестник высшего Арбитражного суда РФ. 2009. - №3;

142. Трунцевский Ю., Морозов А. Уголовно-правовая характеристика лиц, нарушающих авторские и смежные права // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. - №10. - С. 30-38;

143. Тулубьева И. Артиста спасет договор // Бизнес-адвокат. 2006. - №14;

144. Тулубьева И. Смежные права артистов-исполнителей // Бизнес-адвокат. 2005. - №4;

145. Тулубьева И. Права и обязанности артистов-исполнителей // ИС. Авторское право и смежные права. 2001. - №2. - С. 54-59;

146. Уваркин Г.И. Компенсация за нарушение исключительных прав как особая форма гражданско-правовой ответственности // Хозяйство и право. 2005. - № 11. - С. 78-86;

147. Фалалеев А. Исключительное право в проекте Концепции совершенствования гражданского законодательства // ИС: Авторское право и смежные права. 2009. №9. - С. 13-18;

148. Фаршатов И. Особенности реализации прав, смежных с авторскими // ИС: Авторское право и смежные права. 2008. - №6. - С. 31-44;

149. Фролова О.С. Иностранные лица как субъекты смежных прав // ИС: Авторское право и смежные права. 2006. - №9. - С. 66-73;

150. Хаметов. Р. Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе // Российская юстиция. 1999. - №4. - С. 18-19;

151. Цветков И. Классификация объектов интеллектуальной собственности // ИС: Авторское право и смежные права. 2004. - №5. - С. 41 - 45;

152. Цветков И. Тенденции региональной судебной практики по авторско-правовым делам (на примере Ульяновской области) // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. - № 1. - С. 33 -37;

153. Чайкина Е. Развод по-шоубизнесовски // Аргументы недели. 11 (45) от 15 марта 2007 г.

154. Чапмен О. Р. Подход к интеллектуальной собственности как к праву человека: обязательства по статье 15 (1) (с) // Авторское право. Бюллетень UNESCO. Том XXXV. 2001. - № 3. - С. 3 - 35;

155. Шесне Пьер. Римская конвенция: двадцать пять лет спустя // Бюллетень по авторскому праву. Том XX. 1987. - №4. - С. 8-13;

156. Шилохвост О.Ю. Комментарий нового законодательства РФ. Общие положения о договорных способах распоряжения исключительным правом // Хозяйство и право. 2008. - № 9. - С. 3 - 23;

157. Шилохвост О.Ю. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Патенты и лицензии. -2008.-№1.-С. 25-35;

158. Штенников В.Н., Бессеева И.А. Статус исполнителей в четвертой части ГК РФ // Патенты и лицензии. 2009. - №9 - С. 2-4;

159. Цветков, И. Классификация объектов интеллектуальной собственности // ИС. Авторское право и смежные права. -2004. №5. - С. 41 - 45;

160. Эрделевский A.M. Охрана изображения гражданина // Патенты и лицензии. 2007. - №7. - С. 11-16;

161. Эрделевский A.M. Право на имя и его защита // Законность. 1999. -№10.-С. 15 -18;Словари

162. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. : ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; под. ред. проф. Л.И. Скворцова. 26 изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во Мир и образование», 2008. - 736 е.;

163. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. 3-е переработанное и дополненное издание. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва 1949. -801 е.;

164. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона // http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%90%D 1 %80%D 1 %82%D0%B 8%D 1 %81 %D 1 %82;Диссертации и авторефераты

165. Вэскер В.Л. Охрана смежных прав в России : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03.- М.-2002. 147 с.;

166. Зыков Е.В. Гражданско-правовая защита права интеллектуальной собственности. : автореф. дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03 М. -2008.-29 е.;

167. Конева Е.М. Коллективное управление смежными правами : автореф. дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03 М. - 2009. - 25 е.;

168. Кокина С. Б. Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03. -М. 2002. - 186 е.;

169. Кокина С.Б. Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации : автореферат дисс.канд. юр. наук. М. - 2002 -30с.;

170. Корнихин С.В. Преемство в исключительных правах по российскому гражданскому законодательству : автореф. дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03-М.-2007.-29 е.;

171. Коростелева С.В. Личные неимущественные права авторов и особенности их реализации в Интернет : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03. М. - 2003. - 160 е.;

172. Мелузова А.О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации : дисс. . канд. юрид.наук : 12,00.03. -М. 2003. - 197 е.;

173. Мерзликина Р.А. Гражданско-правовая регламентация интеллектуальной собственности в российском праве: автореф. дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03 М. - 2008. - 38 е.;

174. Осипенко С.Т. Смежные права: законодательства и международные договоры РФ : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03. -М. 2003. - 186 е.;

175. Петров Е.Н. Правовое регулирование охраны объектов авторского права и смежных прав от незаконного воспроизведения : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03. -М. 139 е.;

176. Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительнымиО/0/1правами : автореф. дисс. . доктора юрид.маук : 12.00.03. : М. 2007. -42 с;

177. Степанова А.В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав : дисс. . канд. юрид.наук : 12.00.03 Волгоград. - 2006. - 204 е.;

178. Стремецкая H.JI. Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов сложных прав : дисс. . канд. юрид. наук : 12.00.03 М. - 2005. - 249 е.;

179. Уваркин Г.И. Правовые проблемы осуществления и защиты авторских и смежных прав : дисс. . канд. юрид. наук : 12.00.03 М. - 2005. - 249 е.;

180. Усольцева С.В. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория : дисс. . канд. юрид. наук : 12.00.03 Иркутск. -1997.- 186 е.;

181. Фролова О.С. Гражданско-правовое регулирование смежных прав в РФ : дисс. . канд. юрид. наук : 12.00.03 Барнаул. - 2007. - 203 е.;

182. Фролова О.С. Гражданско-правовое регулирование смежных прав в РФ : автореф. дисс. . канд. юрид. наук : 12.00.03 Барнаул. - 2007. - 23 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.