Общественно-политические трансформации в России конца XIX - начала XX вв. в восприятии русских софиологов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Колесникова, Мария Александровна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 234
Оглавление диссертации кандидат наук Колесникова, Мария Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Взгляды русских религиозных философов (софиологов) конца XIX — начала XX вв. на общественно-политическую жизнь страны. 1.1. Политико-государственная платформа в идеях русских религиозных
философов
1.2 Идея теократического устройства государства. Проблема «Запад-
Восток»
Глава 2. Реакция на реформы С.Ю. Витте русских софиологов конца XIX - начала XX вв.
2.1 Общественно - политические взгляды русских религиозных философов на внутреннее положение страны на рубеже веков
2.2 Деятельность Витте С.Ю. в ракурсе взглядов русских софиологов конца
XIX - начала XX вв
Глава 3. Внешняя политика России. Русско-японская война 1904 —1905 гг. в освящении русских религиозных философов (софиологов).
3.1. Дальневосточная политика России в оценке русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв
3.2. События русско-японской войны 1904-1905 гг. в оценке русских софиологов
Список источников и литературы
212
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Эволюция софийной онтологии С.Н. Булгакова2004 год, кандидат философских наук Ваганова, Наталья Анатольевна
А.А. Киреев в общественно-политической жизни России второй половины XIX - начала XX в.2013 год, кандидат исторических наук Медоваров, Максим Викторович
Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии: Соловьёв В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н.2000 год, доктор философских наук Гараева, Галина Фаизовна
Творчество Е.Н. Трубецкого как опыт философского обоснования религиозного мировоззрения2008 год, кандидат философских наук Митрофанов, Юрий Николаевич
Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева: Философско-антропологический анализ2005 год, кандидат философских наук Графова, Елена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественно-политические трансформации в России конца XIX - начала XX вв. в восприятии русских софиологов»
ВВЕДЕНИЕ.
Начало XX века - это время переоценки ценностей. Общественно-политические трансформации по разному воспринимали и интерпретировали видные представители интеллигенции того времени. Писатели, музыканты, ученые, философы остро чувствовали надвигающиеся перемены. Под трансформациями в данном случае понимаются системные изменения в обществе.
С расстояния в целое столетие мы стараемся объективно оценить роль видных деятелей того времени в отечественном и мировом наследии. Период конца XIX - начала XX века время общественно-политических премен, эпоха переломных моментов, изменивших социально-политическую ситуацию в стране, под стать времени были и люди. Все они по своему оценивали события, происходящие в стране, но были не безучастны к судьбе своего Отечества.
Сочувствие к простому человеку было неотъемлемой характеристикой всех направлений того времени в художественной литературе, искусстве, музыке, среди представителей интеллигенции. Все данные группы выражали непримиримость к произволу, по их мнению, господствующему в стране. Ключевыми понятиями, объединяющими во многом интеллигенцию того времени, было понимание прекрасного в жизни человечества.
Анализ основных общественно-политических перемен и реакцию в стране конца XIX — начала XX вв. со стороны данных философов представляет особый интерес для исследователей и может способствовать проведению дальнейших научных исследований, семинаров, научно-практических конференций.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная Россия, пережившая в начале XX века резкую смену общественной и духовной жизни, трагедию революций, русско-японской войны, две мировые
войны, войдя в эпоху преобразований конца XX - начала XXI века, нуждается в более глубоком осмыслении духовных национальных и общечеловеческих ценностей. Современная действительность Российской Федерации, общественные трансформации заставляют обратиться к опыту религиозных философов, так как выбор пути, по которому пойдет Россия, может быть почерпнут из опыта поколения переживших эти искания. Россия, находящаяся на стыке общественно-политических перемен нуждается в четкой программе дальнейших преобразований. В данной работе более подробно рассмотрены взгляды Владимира Сергеевича Соловьева, Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких, Владимира Францевича Эрна. Данные философы отстаивали идеи всеединства и пытались таким путем найти решения назревших в стране проблем. Современное развитие общественно-политических отношений наталкивает на обращение к опыту русских религиозных философов, выделяя при этом предлагаемые ими пути решения проблем. В их работах поднимаются проблемы, которые имеют немаловажное значение и в современных условиях развития России, когда поиск национальной идентичности со всей определенностью встал перед обществом и государством. Вместе с тем тема актуальна и потому, что в рамках определенных исторических условий взгляды русских софиологов на общественные изменения в стране не были достаточно рассмотрены. Рождение нового направления один из сигналов общественной нестабильности, отражение тенденции к изменению общественных отношений. Изучение опыта философов софиологического направления конца XIX — начала XX вв., объединяющих различные идеи по вопросам изменения общественной и государственной жизни страны, представляется весьма актуальной задачей.
В настоящее время возникла потребность в оценке и определении системы ценностей и целей, которые были во многом утеряны в нашем государстве посредством социально-политических трансформаций в России. В переломные моменты истории остро повышается интерес к духовно-
интеллектуальному наследию и к историческому прошлому различных стран мира. Актуальной проблемой для переломных этапов исторического развития является смена исторического пути, по которому развивалась страна, на протяжении нескольких столетий, поэтому многие исследователи, а также и политические движения в настоящее время обращаются к различным концепциям, предлагающим пути выхода из кризиса, учитывая при этом пройденный путь и обращая внимание на прошлое духовно-культурного наследия. Возможно поэтому, в современное время, исследователи так часто останавливаются на вопросах, ставших традиционными для русской мысли конца XIX — начала XX века, дальнейшее развитие страны, ее место между Востоком и Западом. Изучению вопросов, связанных с социально-экономическими и политическими преобразованиями в России, уделяли большое внимание представители русской софиологической мысли.
Вопросами о системных изменениях рубежа веков занимались многие исследователи, но мало кто из них подробно останавливался на идеях русских софиологов, связанных с общественно-политической жизнью страны, поэтому работы, которые рассматривали бы в совокупности идеи Соловьева, братьев Трубецких, Эрна не получили до нашего времени подробного освещения ни в российских, ни в зарубежных трудах. Причина недостаточного внимания исследователей к данным мыслителям обусловлена тем, что в советское время их имена незаслуженно были забыты. Также к теме в основном подходили, изучая концепцию христианского модернизма с философской точки зрения, или с филологической — в контексте влияния религиозных идей на творчество писателей, не затрагивая при этом исторический аспект.
При работе над диссертацией были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные, прежде всего общественно - политическим взглядам отдельных мыслителей, так как работы, где рассматривались бы в совокупности взгляды данных философов
нет. Данная группа религиозных философов отстаивала идеи Софии, поэтому мы выделяем их в группу софиологов. В словаре по русской философии отмечено следующее определение термина софиология: «софиология -учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца XIX - начала XX в., вобравшее в себя элементы как церковного предания, так и гностицизма, каббалы, европейской мистики. Существенной для софиологов является проблема взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога».1 Рассматривая разные стороны общественно-политических трансформаций, делая вывод о необходимости проведения ряда реформ в стране, они предлагали опираться на церковные предания и национальные традиции, существовавшие на Руси тысячелетиями. Настоящее время - это время, требующее перемен, которые будут охватывать разные стороны жизни общества и идеи русских религиозных философов конца XIX - начала XX века будут весьма актуальны. Само понятие Софии претерпело изменение у данных мыслителей, соответственно разные подходы были и к восприятию общественно-политических трансформаций в стране. По Соловьеву, идея Софии - это возможность действовать от себя, от самоутверждения, идея Софии является необходимой ступенью в решении социально -экономических проблем в стране. В отличие от Соловьева E.H. Трубецкой не связывал изменение России с идеей Софии, считая, что эту самую идею каждый определяет для себя самостоятельно, и от данного восприятия будет зависеть проведение социально-экономической политики в стране. С.Н. Трубецкой мало обращался к идее Софии, вкладывая в это понятие творческий характер, считая, что это «абсолютный идеал, образующий Русь». Условно можно сказать, что в русской философии возникло четыре направления объясняющих понятие Софии. Сразу отметим, что на
1 Русская философия: Словарь / сост. П.П. Апрышко; под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995.С.456
2 Трубецкой С.Н. Избранное. -М.: РОССПЭН, 2010. С. 165
Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1935 году софиология была осуждена как ересь.
Первая позиция отмечает, что идея София связанна с окружающим миром и является неотъемлемой частью, сакральным пространством, существующего мира. Данная позиция связывает эту идею с православными ценностями, с их развитием, воплощением в реальной жизни и последующим применением в социально-экономической политике.
Вторая позиция основывается на том, что весь мир идей, который существует это не что иное как София. Такая идея София больше опирается на доводы рассудка, требует продуманности и доказательства.
Третья позиция была только сформулирована Павлом Александровичем Флоренским, но так и не была развита им до конца.
Четвертая позиция была доведена практически до ереси и идя вразрез с установленными церковью положениями, София была выдвинута как четвертая ипостась.
Хотя к теме о роли русских религиозных философов конца XIX — начала XX века обращались многие исследователи, глубокой научной разработки в ракурсе решения исторических проблем она не получила. Во многом это объясняется, что данное направление рассматривали с философской точки зрения, забывая об общественно-политической значимости данной темы. Рассматриваемые в данной работе мыслители, оказали влияние на общественно-политическую жизнь страны, участвуя в обсуждении проектов преобразований, предлагая возможные преобразования. Таким образом, можно говорить о заметном, влиянии русских религиозных философов на общественную жизнь России начала XX века, вопреки устоявшемуся мнению о том, что православие и всё, что с ним связанно имело в это время в российском обществе довольно слабое влияние. Большинство религиозных философов, конца XIX- начала XX века представляют собой вполне светских людей, получивших университетское образование, имеющих семьи, работающих по специальности в
государственных учреждениях, или занимающихся литературной деятельностью. Этих людей отличала также активная гражданская позиция. При этом в православии они видели не только духовную основу России, но и путь выхода страны из бурных революционных лет в более спокойное и в целом процветающее существование.
Историография проблемы. Историография, связанная со взглядами русских софиологов на общественно-политические изменения страны интересна и менялась в зависимости от исторического промежутка времени. В трудах советских историков тема, затрагивающая взгляды русских религиозных философов конца XIX — начала XX века фактически не поднималась, вероятно что это объясняется тем, что не публиковались сами работы русских религиозных философов, опираясь на которые можно было бы систематизировать взгляды, связанные с общественно-политическими трансформациями в истории русского государства, а значит и определить роль русских софиологов философов в жизни страны.
В современных исследованиях тема, рассматривающая взгляды русских софиологов на общественно-политические преобразования, изучена достаточно мало, хотя к упоминанию отдельных вопросов, историки, изучавшие начало XX в., прибегали как к одному из важных исторических явлений, но не рассматривали при этом работы русских религиозных философов (софиологов) с точки зрения их влияния и предложений по вопросам социально-экономической политики, проводимой в стране.
После 1917 г. о русских религиозных философах и об их взглядах, писал церковный историк и богослов Г.В. Флоровский, он показал значимость философии Соловьева для продолжателей его направления. Философ и публицист Н.М. Зернов4 писал о расцвете русской религиозной
'S
Флоровский Г.В. Пути русского богословия - Киев: Путь к истине, 1991. - 599 с.
4 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - София: св. Климент Охритский, 2001. - 253 с.
философии, отмечал особенности данного направления, но не затрагивал общественно-политические взгляды русских религиозных философов.
После 1917 г. отношение государства к церкви резко меняется, эти изменения негативно повлияли и на раннюю советскую историографию. В послереволюционной России практически никто к разговору о роли русских религиозных философов в истории государства не обращался. Священник А.И. Введенский5 в своих публикациях упоминал о русских религиозных философах, но мы не можем отнести данную работу к чисто историческому исследованию.
К вопросам связанным с софиологическим направлением обращались следующие авторы: Г.Ф. Гараева,6 Б.Н. Бессонов,7 Е.А. Голлербах,8 В.В. Горбунов,9 В.И. Кейдан,10 К.И. Горбач.11 Работы этих исследователей в чисто методологических моментах и сегодня составляют актив трудов по софиологии. Проблемы, поднятые русскими религиозными философами по вопросам общественно-политических трансформаций, отчасти затрагивались в работах В.Ф. Асмуса,12 А.Ф. Лосева,13 Е.Б. Рашковского14 и других. Иеромонах Иларион (Алфеев) написал книгу «Православное богословие на
5 Введенский А.И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918-1922 - М.: Мосполиграф, 1923. - 252 с.
6 Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен: (Соловьев B.C., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.) - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.
7 Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М: Луч, 1993. - 85 с. Голлербах Е.А. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (19101919). В поисках новой русской идентичности. - Санкт - Петербург: Алетейя, 2000. - 524
с.
9 Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. - М.: Феникс, 1994. -179 с.
10 Кейдан В.И. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. - М.: Школа «языки русской культуры», 1997. - 745 с.
11 Горбач К.И. Проблема «Россия - Запад» в философии русского ренессанса XX века -М.: 1996-214 с.
12 Асмус В.Ф. Краткий очерк истории философии - М.: Мысль, 1981 - 927 с.
13
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 616 с.
14 Рашковский Е.Б. Осознанная свобода: материалы к истории мысли и культуры XVIII-XX столетий - М.: Новый хронограф, 2005. - 253 с.
рубеже столетий»,15 в которой опираясь на документы исследовал состояние духовных школ конца XIX- начала XX в. в России. Автор рассмотрел революционные настроения среди общества и сделал вывод о социальных отношений в России начала XX в.
После первой российской революции, начинают появляться незначительные статьи, которые в той или иной мере затрагивали деятельность русских софиологов. Отдельные авторы останавливались на вопросах, общественно-политических взглядов Трубецкого давая им незначительную характеристику. Так, его коллега, профессор Московского университета Л.М. Лопатин в статье «Кн. С.Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание»16 отзывался о нем, не только как о человеке, призывающем принять конституцию, но также как о приверженце монархических устоев, никогда не идущим против монархии. В данной статье приведен анализ становления мировоззрения Трубецкого и его деятельности в Московском университете. Главной задачей указанной публикации все же являлось рассмотрение философских взглядов не останавливаясь на оценке общественно-политической деятельности мыслителя.
Свою оценку деятельности и характеристику взглядам Трубецкого пытался изложить его друг и соратник В.И. Вернадский, фактически сразу после первой российской революции. Анализируя деятельность Сергея Николаевича, он отмечал: «Он всегда оставался самим собой, всюду проявлял себя самого. Будучи мистиком, он в философии оказался критическим идеалистом, в науке — строгим и точным исследователем, в общественной жизни — сознательным деятелем».17 Несмотря на то, что в
15 Иларион (Алфеев). иером. Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Патриаршее подворье, 1999. - 426 с.
16 Лопатин Л.М. ...Князь С.Н. Трубецкой и его общее мировоззрение - М.: И.Н. Кушнеров и К, 1906.-103 с.
17 Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М.: 1993. С. 347
работе отмечена разносторонность взглядов философа главный акцент Вернадский уделил анализу философской системы Трубецкого, почти обойдя вниманием общественно-политическую значимость взглядов.
Дореволюционные работы, объектом которых являлись бы общественно-политические воззрения Соловьева, по большей части немногочисленны. К ним относятся труды Г.Ф. Шершеневича,18 Б.Н.
19 20 21 22
Чичерина, В. Гольцева, П.И. Новгородцева, E.H. Трубецкого.
Интерес к философии E.H. Трубецкого был обусловлен выходом его
23
книги «Миросозерцание Владимира Сергеевича Соловьева» (1913 года), вызвавшим оживленный отклик и полемику с некоторыми положениями автора. Работе E.H. Трубецкого посвятили статьи H.A. Бердяев,24 Э.Л. Радлов,25 C.JI. Франк.26
Творчество E.H. Трубецкого осталось почти вне поля зрения, позже
77
даже Г.В.Флоровский в книге «Пути русского богословия», вышедшей в 1931 году, упомянул о E.H. Трубецком как о мыслителе, который «всего вернее держался традиции Соловьёва».28
Наследие Соловьева долгое время было предано забвению, интерес к отдельным русским религиозным философам проявляли лишь европейские
1 Я
Шершеневич Г.Ф. По поводу книги Вл.С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопросы философии и психологии. - 1897. - № 38. - С. 456-474.
19 Чичерин Б.Н. Избранные труды. - СПб.: 1998. - 553 с.
ЛА
Гольцев В. Нравственность и право (По поводу полемики B.C. Соловьева с Б.Н. Чичериным) // Русская мысль. - 1898. - май
21 Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловьева. - M., 1995.- 134 с.
22 Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. - М.: Путь , 1913. - (т.1 - 631 е., т.2 -415 с.)
23 Там же.(т.1 - 631 е., т.2 - 415 с.)
24 Бердяев H.A. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX - начало XX вв.) -Париж: YMCA-press, 1971.-258 с.
Радлов Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика, эстетика и история философии. - М.: Г. А. Леман, 1913. - 236 с.
26 Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 607 с.
27 Флоровский Г.В. Пути русского богословия,- Париж: YMCA-press, 1988. - 599 с.
исследователи, хотя исследования не затрагивали общественно-политические взгляды философа.
О деятельности Эрна также умалчивалось, отдельные сведения о его прежде всего философских взглядах мы находим в историко-философских работах Б.В. Емельянова «Три века русской философии (XVII-XX вв.)»,
-7 Л
Л.Г. Королева «Основные идеи русской философии XIX-XX веков», З.А. Субботиной «Русская идеалистическая философия конца XIX - начала XX века: основные проблемы и особенности развития»31 и многих других. Данные исследования отличаются кратким описанием идей Эрна, исключая анализ общественно-политических взглядов русского философа.
Достаточно продуманная характеристика, прежде всего философии E.H. Трубецкого была представлена Василием Зеньковским в его двухтомной «Истории русской философии», вышедшей в 1950 г. В небольшой главе, которую Зеньковский посвятил творчеству братьев Трубецких в общих чертах изложены их основные воззрения по отдельным социально-экономическим вопросам. Свое внимание творчеству и деятельности E.H. Трубецкого уделил Н.О. Лосский в своей работе «Истории русской
Ii
философии», данная работа рассматривает прежде всего философские аспекты, не уделяя внимания общественно-политическим взглядам философа и отношению к ним.
Исследования постсоветского периода отличает стремление осмыслить взгляды русских религиозных философов по вопросам устройства страны. Современные исследования не скованы в выборе методов изучения вопросов, связанных с софиологическим направлением. Кроме крупных
Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII — XX). - Екатеринбург: Из-во Нижневартовского пед. Университета, 1995.-228 с.
30 Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX-XX вв. — Курск: 2001. - 256 с.
31 Суботина З.А. Русская идеалистическая философия конца XIX - XX вв.: основные проблемы и особенности развития. - М.: Фин.академия при правительстве РФ, 1999. - 167 с.
Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Раритет, 2001. - 878 с.
33 Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000. - 492 с.
монографических работ, диссертаций и статей, посвященных творчеству русских религиозных философов (В.Н. Акулини,34 Е.М. Амелина,35 А.Н.
__Л <7 ЛП «5Q
Аринин, Г.Ф. Гараева, В.В. Горбунов, JI.E. Шапошников, Г.И. Щетинина40 и другие).
В последние годы в свет выходят работы, посвященные общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX веков, но они не многочисленны, имена деятелей настоящей диссертации упоминаются в различном контексте. Так например, в статье C.B. Шелохаева,41 которая по своему содержанию посвящена одному из лидеров земского движения конца XIX - начала XX веков, Д.Н. Шипову, затронута общественно-политическая позиция С.Н. Трубецкого, но характеризуется она достаточно кратко, описывая лишь его приверженность того или иного направления в российском обществе. В некоторых других исследованиях Трубецкой упоминается в контексте борьбы за проведение преобразований и отдельных реформ в стране. Определенное внимание общественно - политическим взглядам Трубецкого и его роли в жизни страны рубежа веков, уделено в
34 Акулини В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. -Новосибирск: Наука, 1990. - 154 с.
35 Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл. Соловьева к C.J1. Франку). -М.: ОСПЭ, 2000. - 241 с.
36 Аринин А.Н. Прошлое. Настоящее. Будущее (историко-философская мысль России). -М.: РАГС, 1995.-342 с.
Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен: (Соловьев B.C., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.) - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.
Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. - М.: Феникс, 1994. -179 с.
Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX - XX вв. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Издательство, 1992. - 221 с.
40 Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца XIX - начало XX в. - М.: 1995.-256 с.
41 Шелохаев C.B. Общественно-политическая деятельность Д.Н. Шилова: автор, канд. истор. Наук-М.: 1999. - 15 с.
работе В.В. Леонтовича,42 хотя сама работа была посвящена истории либерализма.
Свои диссертационные исследования личности и деятельности С.Н. Трубецкому посвятили: И.А. Наместникова,43 Е.Э. Семерикова,44 в которых рассмотрена прежде всего общественно-политическая деятельность философа на рубеже веков.
Научная литература советского периода во многом сохраняла предвзятое отношение к русским религиозным философам и по большей своей части не интересовалась общественно-политическими трансформациями в дореволюционном обществе.
Несмотря на это, с конца 1980-х гг. до наших дней характерно возрастающее внимание к творчеству Соловьева и соответственно к направлению русской софиологической мысли. Большой вклад в рассмотрение системных изменений во взглядах русских религиозных философов вносит Российский научный центр по изучению наследия Соловьева «Соловьевский семинар», функционирующий с 1999 г. под руководством М.В. Максимова (Ивановский государственный энергетический университет). К рассмотрению социально-политических вопросов философа обращаются К.А. Алексеев,45 А.Ф Лосев,46 Э.Л. Радлов,47 В.В. Сербиненко, и другие.
42 Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762 - 1914. - М.: Русский Путь, 1995. -548 с.
43 Наместникова И.А. С.Н. Трубецкой и Московский университет: дис. кан. истор. наук -М.: 2000.-200 с.
44 Семерикова Е.Э. Князь С.Н. Трубецкой в общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX веков: дис. кан. истор. наук - Саратов: 2004. - 234 с.
45 Алексеев К.А. Владимир Соловьев и судьба России: социально-политические искания третьего пути. - М.: РОССПЭН, 2007. - 139 с.
46 Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. - М.: Мысль, 1994. - 230 с.
47 Радлов Э.Л. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. - Санкт-Петербург: Образование, 1913.-266 с.
48 Сербиненко В. В. Соловьев. - М.: НИМП, 2000.-237 с.
За последние годы выходят кандидатских диссертаций, обсуждающие в основном философско - правовые идеи Соловьева (A.B. Пепеляева,49 А.Л. Панищева,50 В.Г. Вахрина,51 М.В. Максимов52), не затрагивая социально-экономических взглядов философа по вопросам жизни страны.
Следует отметить книгу иером. Илариона (Алфеева) «Православное богословие на рубеже столетий», где на основе документов исследовано состояние духовных школ в России на рубеже веков, интересен взгляд автора на общественно-политические изменения в стране, которые он сравнивает с общей тенденцией обновления социальных отношений в России начала XX в;
Творчеству Эрна посвящали свои работы исследователи: И.Б. Андрианова,54 Л.В. Носкова,55 О.В. Марченко,56 К.И. Горбач,57 В.И. Кейдан58 и другие. Все они рассматривают деятельность Эрна с философской позиции, не рассматривая его общественно-политических взглядов на происходящие события.
Из диссертационных исследований наибольшую значимость для данной работы представляют научные труды, в которых отражены помимо
49 Пепеляев А.В Философско-правовая концепция В.С Соловьева: историко-философский анализ: автор, канд. философских наук. - М.: 2003. - 18 с.
50 Панищев A.JI. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: на материалах трудов B.C. Соловьева и И.А. Ильина: автор, канд. филос. наук. - Курск: 2005 - 19 с.
51 Вахрин В.Г. Учение В л. Соловьева о праве и государстве: автор, кан. юрид. наук. - С-П: 2006.-19 с.
52 Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. - М.: Прометей, 1998.-242 с.
53 Иларион (Алфеев).иером. Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Патриаршее подворье, 1999.- 426 с.
54 Андрианова И.Б. Философия истории В.Ф. Эрна: автор, дис. кан. филос. наук. - М., 2005.-15 с.
55 Носкова JI. В. Идея логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна). - М.: ЮРГУЭС, 2012.-120 с.
56 Марченко О.В. В.Ф. Эрн как историк русской философии: автор, дис. кан. филос. наук. -М., 1998.-16 с.
57 Горбач К.И. Проблема «Россия - Запад» в философии русского ренессанса XX века -М.: 1996-214 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Проблема войны и мира в русской религиозно-философской и богословской мысли рубежа XIX - XX столетий2007 год, кандидат философских наук Сутягина, Людмила Эдуардовна
Проблема социально-антропологического финализма в русской религиозной философии2000 год, кандидат философских наук Кузнецов, Дмитрий Петрович
Софиологическое направление в русской религиозной философии2008 год, доктор философских наук Крылов, Дмитрий Анатольевич
Проблема смысла жизни в философии Е. Н. Трубецкого2001 год, кандидат философских наук Пелевин, Илья Борисович
Философия иконы в системе идей русского платонизма: Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков2006 год, кандидат философских наук Ковалева, Елена Витальевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Колесникова, Мария Александровна, 2014 год
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Неопубликованные источники
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
1. ГА РФ Ф. 1093 [кн. С.Н. Трубецкой]. Оп. 1.
2. ГА РФ. Ф. 1093 [кн. С.Н. Трубецкой]. Оп. 1. Д. 138.
3. ГА РФ. Ф. 1093 [кн. С.Н. Трубецкой]. Оп. 1. Д. 21.
Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ)
4. ОР РГБ Ф. 305 [кн. С.Н. Трубецкой].
5. ОР РГБ Ф.348 [ Эрн В.Ф.]
Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ)
6. ЦИАМ Ф.418,Оп.89.Д.371 (кн. E.H. Трубецкой) Российский Государственный Архив Литературы и Искусства
7. РГАЛИ Ф. 446 [B.C. Соловьев]. Оп 4. Д. 6
8. РГАЛИ Ф. 503 [О.Н. Трубецкая]. Оп 1.
Опубликованные источники
9. Манифест 17 октября [Электронный ресурс]// [сайт]: 2011. URL: http://www.agitclub.ru/vybory/dumal 00/1905manifest.htm (дата обращения 26.08.2011).
10. Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 226 с.
11. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2011.-649 с.
12. Трубецкой E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 598 с.
13. Трубецкой E.H. Из прошлого: Воспоминания. Из путевых заметок беженца. - Томск: Водолей , 2000. - 350 с.
14. Трубецкой E.H. Избранные произведения. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1998.-510 с.
15. Трубецкой E.H. Великая революция и кризис патриотизма. -Ростов-на-Дону: 1919. - 26 с.
16. Трубецкой E.H. Звериное царство и грядущее возрождение России. - 1919.-21 с.
17. Трубецкой E.H. Гроза с Запада. — М.: 1917. - 16 с.
18. Трубецкой E.H. Революция и национальный подъем. - М.: Нар. право, 1917. - 13 с.
19. Трубецкой E.H. Национальный вопрос, Константинополь и святая София. -М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. - 32 с.
20. Трубецкой E.H. Война и мировая задача России. - М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. - 23 с.
21. Трубецкой E.H. Отечественная война и ее духовный смысл.- М.: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1915.-32 с.
22. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. - М.: Путь , 1913.- (т.1-631 е., т.2-415 с.)
23. Трубецкой E.H. Роспуск Думы// Московский Еженедельник, 1906. -№17.
24. Трубецкой E.H. Гоголь и Россия//Московский Еженедельник, 1909. - №16.
25. Трубецкой E.H. Партия «мирного обновления». - М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1906. - 11 с.
26. Трубецкой С.Н. Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010.-615 с.
27. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Собрание сочинений т.1. [электронный ресурс] // Библиотека Научное наследие: [сайт]. 2011. URL: http://www.e-nasledie.ru/ras/view/publication/general.html?id=46662862 (дата 26. 08.2011)
28. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Собрание сочинений т.2. [электронный ресурс] // Библиотека Научное наследие: [сайт]. 2011. URL:
http://www.e-nasledie.ru/ras/view/publication/general.html?id=46662862 (дата 26. 08. 2011)
29. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Собрание сочинений т.З. [электронный ресурс] // Библиотека Научное наследие: [сайт]. 2011. URL: http://www.e-nasledie.ru/ras/view/publication/general.html?id=46662862 (дата 26. 08. 2011).
30. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Собрание сочинений т.4. [электронный ресурс] // Библиотека Научное наследие: [сайт]. 2011. URL: http://www.e-nasledie.ru/ras/view/publication/general.html?id=46662862 (дата 26. 08. 2011).
31. Князь Сергей Николаевич Трубецкой Собрание сочинений т.6. [электронный ресурс] // Библиотека Научное наследие: [сайт]. 2011. URL: hltp://www.e-nasledie.ru/ras/view/publication/general.html?id=46662862 (дата 26. 08.2011)
32. Трубецкая О.Н. Князь С.Н. Трубецкой. Воспоминания сестры. -Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. - 269 с.
33. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций [Электронный ресурс] //Лекция 86: [сайт]. [2013]. URL: http://bibliotekar.ru./rysKluch/ (дата обращения 11.01.2013)
34. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Великий спор и христианская политика. - М.: ACT, 2011.-347 с.
35. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. -Т. 1. - М.: Наука, 2000. - 420 с.
36. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. -Т. 2. - М.: Наука, 2000. - 394 с.
37. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений в двадцати томах. - Т. 12.-М.: Наука, 2000. - 289 с.
38. Соловьев B.C. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 789 с.
39. Соловьев B.C. Право и нравственность. - М.: ACT, 2001. - 190 с.
40. Соловьев B.C. Избранные произведения. — Ростов- на- Дону: Феникс, 1998. - 540 с.
41. Соловьев B.C. О христианском единстве. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1967. - 489 с.
42. Соловьев B.C. Еврейство и христианство [Электронный ресурс]// Журнал «Вехи»: [сайт]. [2011]. URL: http://www.vehi.net/soloviev/solovevr.html (дата обращения 23.08. 2011).
43. Соловьев B.C. Письмо о восточном вопросе //Литературный сборник. - 1898. - № 2. - С. 36 - 38.
44. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия. — М.: Академический проект, 2010.-671 с.
45. Соловьев B.C. Избранное - М.: Сов. Россия, 1990. - 491 с.
46. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины
47. Эрн В.Ф. Сочинения. - М.: Правда, 1991. - 575 с.
48. Эрн В.Ф. Философия Джоберти. - М.: Путь, 1916.- 351 с.
49. Эрн В.Ф. Меч и крест. - М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. - 104 с.
50. Эрн В.Ф. Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия. - М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. - 48 с.
51. Эрн В.Ф. Спор Джоберти с Розмини. - Тифлис: тип. Канцелярии наместника Е.И.В. на Кавказе, 1914. - 20 с.
52. Эрн В.Ф. Социализм и проблема свободы. — М.: печ, А.И. Снегиревой, 1908. - 48 с.
53. Эрн В.Ф. Откровение в грозе и буре. - Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1907. - 32 с.
54. Эрн В.Ф. Социализм и общее мировоззрение. - Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1907. - 26 с.
55. Эрн В.Ф. Как нужно жить христианам? - М.: Труд и воля, 1906. -
16 с.
56. Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности, воля, 1906. - 54 с.
-М.: Труд и
Литература.
57. Аверин Н.М. Восхождение к идеалу: этика В. Соловьева. -Тамбов: ООО "Центр-пресс", 2010.- 168 с.
58. Акулини В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990. - 154 с.
59. Алексеев К.А. Владимир Соловьев и судьба России: социально-политические искания третьего пути. - М.: РОССПЭН, 2007. - 139 с.
60. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л. Франку). - М.: ОСПЭ, 2000. - 241 с.
61. Андрианова И.Б. Философия истории В.Ф. Эрна: автор, дис. кан. фил ос. наук. - М., 2005. - 15 с.
62. Анисимов А. Князь С.Н. Трубецкой и московское студенчество // Вопросы философии и психологии. - 1906. - № 1. - С. 146 - 154.
63. Арсеньев Н. Князь С.Н. Трубецкой // Новый журнал. - 1952. - № 2. - С. 282 - 302.
64. Аринин А.Н. Прошлое. Настоящее. Будущее (историко-философская мысль России). - М.: РАГС, 1995. - 342 с.
65. Аронов Д.В. Первый скипетр: опыт научной биографии Сергея Андреевича Муромцева. - М.: Юрист, 2006. - 279 с.
66. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины: Сборник статей о русской революции. / Вст. ст., коммент. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. М., 1990. С. 4-5.
67. Барам Д. Критика E.H. Трубецким антиномий И.Канта. - М.: Наука, 1994. - 285 с.
68. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России - М., Вече, 2001.- 479 с.
69. Балашова H.A. Российский либерализм начала XX века: Банкротство идей «Московского еженедельника». — М: изда-во МГУ, 1981. -182 с.
70. Биллингтон Д.Х. Работа по истории и культуре России. Икона и топор. Опыт истолкования русской культуры Т. 1. - М.: ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2011. - 751 с.
71. Бернацкий Г.Г. E.H. Трубецкой. Естественное право и религия. -Санкт-Петербург: СЗАГС, 1999.-141 с.
72. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М: Луч, 1993.-85 с.
73. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. — 1906. - № 4. -С.70-79.
74. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
75. Вахрин В.Г. Учение Вл. Соловьева о праве и государстве: автор, кан. юрид. наук. - С-П: 2006. - 19 с.
76. Введенский A.B. Условия допустимой веры в смысл жизни. - М.: Прогресс, 1994. - 222 с.
77. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М.: 1993. - 581 с.
78. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. — М.: Бизнеском, 2011. —
284 с.
79. Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. Материалы философских чтений; под ред. Миголатьева A.A. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 261 с.
80. Власов Ю. Великий передел Книга первая. - М., ДПК ПРЕСС, • 2011. С. 366
81. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии и современность: монография. - М.: изд - во РУДН, 2004.-379 с.
82. Водовозов В.В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II. — М.: Искусство и культура, 1992. - 117 с.
83. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.-М.: 2001.-257 с.
84. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен: (Соловьев B.C., Флоренский П.А., Булгаков С.Н.) - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.
85. Гутова С.Г. B.C. Соловьев: синкретизм философии всеединства. — Нижневартовск: Из-во Нижневартовского гум. университета, 2009. - 166 с.
86. Глинский Б.А. Свобода в мире B.C. Соловьева. - М.: Альтекс, 2001.-247 с.
87. Голлербах Е.А. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919). В поисках новой русской идентичности. — Санкт - Петербург: Апетейя, 2000. - 524 с.
88. Гольцев В. Нравственность и право (По поводу полемики B.C. Соловьева с Б.Н. Чичериным) // Русская мысль. - 1898. — май
89. Горбач К.И. Проблема «Россия - Запад» в философии русского ренессанса XX века - М.: 1996 - 214 с.
90. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. - М.: Феникс, 1994. - 179 с.
91. Давыдов И.В. Из прошлого: князь Сергей Николаевич Трубецкой // Голос минувшего. - 1917. - № 1. - С. 5 - 35.
92. Диденко Д.В. Проблемы интеллигенции в русской публицистике 1909-1912 гг.: Полемика во круг сборника «Вехи»: автор, дисс. канд. ист. наук. - М.: 2000.- 17 с.
93. Денежная реформа Витте 1895 - 1897 [Электронный ресурс] // [сайт]: 2011.URL: http://striphaus.ru/referats/materials/vitte/vittel897.html (дата обраения 26. 08.2011).
94. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII - XX). -Екатеринбург: Из-во Нижневартовского пед. Университета, 1995.-228 с.
95. Иванов С.С. Под знаком Вл. Соловьева. — Саратов: из-во Саратовского социально-экономического института, 2003. - 180 с.
96. Иларион (Алфеев).иером. Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Патриаршее подворье, 1999.- 426 с.
97. Захаров A.A. B.C. Соловьев как историк философии. - М.: Диалог -МГУ, 1999.-44 с.
98. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997.-368 с.
99. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Раритет, 2001.-878 с.
100. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков A.C., Достоевский Ф.М., Соловьев B.C. - Санкт-Петербург: Русская симфония, 2010. — 389 с.
101. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. -София: св. Климент Охритский, 2001. - 253 с.
102. Жукова О.И. Экзистенция человека и идея всемирного прогресса: автор, дис. кан. филос. наук. - Томск, 1994. — 18 с.
103. Карпеев A.M. Многозначность термина «София» в философии B.C. Соловьева. - Самара: Изд-во Самарской гуманитарной акад., 2007. - 120 с.
104. Кейдан В.И. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. - М.: Школа «языки русской культуры», 1997. - 745 с.
105. Кефели Я.И. Потери в личном составе Русского флота в войну с Японией. - СПб.: тип В.Ф. Киршбаума, 1914. 157 с.
106. Костин М.А. Царствование Александра II. Эпоха Великих реформ 1855-1881 [Электронный ресурс]// Начало реформ: [сайт]. [2013]. URL: htt:// storyo.ru/empire/168.htm (дата обращения 11.01. 2013)
107. Кони А.Ф. Сергей Юльевич Витте. Отрывочные воспоминания. -М.: 1925.-135 с.
108. Кони А.Ф. Памяти Евгения Николаевича Трубецкого //Вестник литературы. - 1920. - №4-5. - С. 14-23.
109. Котляревский С. Памяти князя С.Н. Трубецкого // Вопросы философии и психологии. - 1906. - № 6. - С. 16-28.
110. Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX-XX вв. -Курск: 2001.-256 с.
Ш.Краснов A.M. Проблема абсолютного добра в этике B.C. Соловьева и Н. О. Лосского. - Курск: 2010. - 183 с.
112. Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София. -М.: Аграф, 2006. -
381 с.
113. Красицкий Ян Бог, человек и зло. - М.: Прогресс-традиция, 2009.
-447 с.
114. Крутов А.Н. Вызовы времени // Журнал Русский дом.- 2013.- №2.
С.1-2
115. Крымов A.B. Евразийская идеократия и государственно-правовое учение B.C. Соловьева: автореф. дис. кан. юридич. наук. - Мытищи, 2009. -15 с.
116. Кузнецова Т.Е. Многоукладность России: исторические корни, состояние и перспективы. - М.: Институт экономики, 2009. - 285 с.
117. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Миросозерцание Вл. Соловьева,-Paris: YMCA-Press, 1929. - 48 с.
118. Кутузов П.А. Желательные основы русско-китайского соглашения: [Возражения на мысли кн. С.Н. Трубецкого о разделе Кит. империи]. - Санкт-Петербург: тип. кн. В.П. Мещерского, 1900. - 83 с.
119. Лиддел Гарт Б.Х. Решающие войны в истории - М.: Центполиграф, 2012. - 285 с.
120. Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762 - 1914. -М.: Русский Путь, 1995. - 548 с.
121. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 616 с.
122. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. - М.: Мысль, 1994. - 230 с.
123. Лопатин Л.М. ...Князь С.Н. Трубецкой и его общее мировоззрение - М.: И.Н. Кушнеров и К, 1906. - 103 с.
124. Лопатин Л.М. История новой философии: лекции читаемые на историко-философском ф-ту Моск. ун-та. - М.: В.Л. Келер, 1899. - 484 с.
125. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Сварог и К, 2000. - 492 с.
126. Лутохин Д.А. Граф С.Ю. Витте, как министр финансов. -Петроград: Двигатель, 1915.-33 с.
127. Мамина Е.К. Проблемы смыла войны Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева: автор, дис. кан. филос. наук. - Москва: 2006. — 15 с.
128. Мануйлов А. Из воспоминаний о кн. С.Н. Трубецком // Вопросы философии и психологии. - 1906. - Январь - февраль. - С. 1-3
129. Марченко О.В. В.Ф. Эрн как историк русской философии: автор, дис. кан. филос. наук. -М., 1998. - 16 с.
130. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. - СПб.: Знание, 1903.-308 с.
131. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева / Материалы междунар. науч. конф.; под ред. Бродского А.И. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. - 394 с.
132. Миголатьев A.A. Философ и время. Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. Материалы философских чтений - М.: Издательство РАГС, 2002.-261 с.
133. Морозова Я.В. Религиозно-общественные проекты М.К. Морозовой и E.H. Трубецкого: историко-философский анализ: автореф. дис. кан. филос. наук. - Москва, 2008. - 18 с.
134. Московский сборник из произведений М.Д. Скобелева, И.С. Аксакова, B.C. Соловьева, О.Ф. Миллера, A.A. Киреева, A.M. Кояловича, П.И. Аристова и др.; под ред. Сергея Шарапова. - М.: тип. A.A. Карцева, 1887.-292 с.
135. Москвина И.К. Критика философско-эстетических взглядов деятелей «нового религиозного сознания» - Д.С. Мережковского, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова. Автор, дисс. канд. филос. наук. ЛГУ, 1989. - 16 с.
136. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. - М.: Республика, 2007. - 476 с.
137. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. — СПб.: Знание, 1903.-324 с.
138. Наместникова И.А. Сергей Николаевич Трубецкой и Московский университет: автореф. дис. кан. истор. наук. — Москва, 2000. - 15 с.
139. Нехамкина Н.В. Общественно-политическая деятельность и взгляды E.H. Трубецкого: 1863-1920 гг.: автореф .дис. кан. истор. наук. -Брянск, 2006. - 15 с.
140. Николай II Дневник императора Николая II 1890-1906 гг. - М.: Полистар, 1991. - 305 с.
141. Николин В.В. Русский антропологический проект: A.C. Пушкин, A.C. Хомяков B.C. Соловьев. - Омск, Из-во Омского гос. пед. ун-та, 2007. -380 с.
142. Никольский A.A. Русский Ориген XIX века. B.C. Соловьев. -Санкт - Петербург, Наука, 2000. - 419 с.
143. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловьева. -М., 1995.- 134 с.
144. Носкова Л.В. Идея логоса в русской и западноевропейской культуре (по работам С. Н. Трубецкого и В. Ф. Эрна). -М.: ЮРГУЭС, 2012. -120 с.
145. Носов С.Н. Лики творчества Владимира Соловьева. - Санкт — Петербург: Пушкинский Дом, 2008. - 282 с.
146. «Обновленческий» раскол в Русской Церкви: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. - М.: 2002. - 235 с.
147. Панищев A.JI. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: на материалах трудов B.C. Соловьева и И.А. Ильина: автор, канд. филос. наук. - Курск: 2005
148. Подзолкова H.A. Владимир Соловьев и русская философия всеединства. - Озерск: Изд-во ОТИ НИЯУ МИФИ, 2011. - 249 с.
149. Поломошников А.Ф. Россия в культурно-историческом пространстве (Н. Данилевский и В. Соловьев). - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. — 286 с.
150. Порус В.Н. Россия и вселенская церковь: B.C. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 337 с.
151. Прибыткова Е.А. Несвоевременный современник: философия права B.C. Соловьева. - М.: Модест Колеров, 2011. - 478 с.
152. Пепеляев А.В Философско-правовая концепция В.С Соловьева: историко-философский анализ: автор, канд. философских наук. - М.: 2003. -18 с.
153. Радлова Э.Л. Голоса из невидимых стран // Дела и дни. - 1920. -книга первая. - С. 199 - 208
154. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. - Санкт-Петербург: Образование, 1913.-266 с.
155. Радлов Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика, эстетика и история философии. - М.: Г.А. Леман, 1913. - 236 с.
156. Рзаев Д.А. Философское наследие Владимира Соловьева по национальному вопросу. - Мурманск, из-во Мурм. гос. пед. ин-т, 1996. - 142 с.
157. Русская философия: Словарь / сост. П.П. Апрышко; под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - 654 с.
158. Редлих Р.Н. Соборность и солидарность в философии братьев Трубецких. - Франкфурт на Майне: Посев, 197-. - 27 с.
159. Россия и вселенская церковь: B.C. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества; под ред. В. Поруса. — М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. - 307 с.
160. Рождественский В.Г. О значении философско-литературной деятельности B.C. Соловьева для христианского богословия. — Санкт -Петербург: тип. А.П. Лопухина, 1901.-31 с.
161. Сарычев В.А. Религия Дмитрия Мережковского: Неохристианская доктрина и её художественное воплощение. - Липецк: 2001.-358 с.
162. Суботина З.А. Русская идеалистическая философия конца XIX -XX вв.: основные проблемы и особенности развития. - М.: Фин.академия при правительстве РФ, 1999. - 167 с.
163. Сербиненко В.В. Соловьев. - М.: НИМП, 2000. - 237 с.
164. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. -М.: Наука, 1994. - 163 с.
165. Семерикова Е.Э. С.Н. Трубецкой и университетский вопрос в России в конце XIX начале XX веков. - Саратов: 2004. - 57 с.
166. Серегин A.B. Эволюция учения о монархической форме правления в истории политико-правовой мысли - Ростов - на - Дону: ИПО ПИЮФУ, 2010.-191 с.
167. Смирнов К.А. Религиозные воззрения князя С.Н. Трубецкого. -Харьков: Мирный труд, 1911. - 23 с.
168. Смирнова Т.В. Усадьба Ахтырка и князья Трубецкие. — Сергиев Посад: Все для Вас ПАК, 2006. - 98 с.
169. Соловьевский сборник: Материалы междунар. конф. «B.C. Соловьев и его филос. наследие»; Под ред. И.В. Борисовой, А.П. Козырева.-М.: Феноменология-Герменевтика, 2001. - 515 с.
170. Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 гг. -СПб.: ACT, 1977.-240 с.
171. Струве П.Б. Граф С. Ю. Витте: опыт характеристики. — М.: Русская мысль, 1915. -23 с.
172. Сытенко JI. Владимир Соловьев в преемственности философской мысли. - Казань: Экс-пресс-плюс, 2005. - 755 с.
173. Толстой JI.H. Собрание сочинений в 20 т. Т. 18 - М.: Терра, 1998.
-382 с.
174. Треушников И.А. Проблема «Запад - Восток» в философии всеединства: B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. - М.: Городец, 2009. - 151 с.
175. Трубецкой A.B. Россия воспрянет: князья Трубецкие. - М.: Воениздат, 1996. - 525 с.
176. Тютчев Ф.М. Полное собрание сочинений в 6 т. Т. 1 - М.: Вече, 2000. - 493 с.
177. Цзоюань Лю Метафизика русской идеи в творчестве Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева: взгляд из России и Китая. -М.: МАКС Пресс, 2010. - 143 с.
178. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 607 с.
179. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.- Париж: YMCA-press,1988. - 599 с.
180. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. - М.: ACT, 2007. - 633 с.
181. Чичерин Б.Н. Избранные труды. - СПб.: 1998. - 553 с.
182. Шапошников Л.Е. Философские портреты (Из истории отеч. мысли): [Об А. С. Хомякове, В. С. Соловьеве, П. А. Флоренском]. -Новгород: ИПК, 1993. - 220 с.
183. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX - XX вв. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Издательство, 1992. -221 с.
184. Шершеневич Г.Ф. По поводу книги Вл.С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопросы философии и психологии. - 1897. - № 38. - С. 456-474.
185. Шелохаев C.B. Общественно-политическая деятельность Д.Н. Шилова: автор, канд. истор. Наук-М.: 1999. - 15 с.
186. Шиманская O.K. Социальная проблематика Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. и современное богословие. Дисс. канд. филос. наук. - Н. Новгород: 1995. - 18 с.
187. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. - М.: РОССПЭН, 2007.-678 с.
188. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений 1802-1917 г. - СПб.: Дмитрий Булавин, 2001.-830 с.
189. Шувалов Б.А. Философско-этические взгляды на общество в концепции «всеединства» B.C. Соловьева. - М.: Макс Пресс, 2007. - 30 с.
190. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца XIX - начало XX в. - М.: 1995. - 256 с.
191. Щукин П.Н. B.C. Соловьев, как религиозный мыслитель. -Воронеж: типо-лит. В.И. Исаева, 1903. - 32 с.
192. Pro et contra: личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей; под ред. A.A. Ермичева. - Санкт-Петербург: Изд-во Русской Христианской гуманитарной акад., 2006. - 1063 с.
193.Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. - СПб.: 1999. -342 с.
194. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT: ACTPEJIb, 2011.-571 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.