Философия иконы в системе идей русского платонизма: Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Ковалева, Елена Витальевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковалева, Елена Витальевна
Введение.
Глава 1 Линия платонизма в русской философии конца XIX начала XX века
1.1 Платонизм как идейная и методологическая основа философии всеединства.
1.2 Воплощение идей платонизма в религиозной философии Владимира Соловьева.
1.3 Идеи платонизма в трудах Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова как предпосылка философии иконы.
Глава 2 Икона как предмет философского рассмотрения.
2.1 Методологический аспект проблемы.
2.2 Специфика философского подхода к изучению иконы.
2.3 Онтология и гносеология иконы в свете христианского платонизма.
Глава 3 Исследование иконы в русской религиозной философии конца XIX начала XX века
3.1 Икона в контексте метафизики Е. Н. Трубецкого.
3.2 Философия иконы в трудах П. А. Флоренского.
3.3 С. Н. Булгаков: от философии иконы к философии образа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Онтология света и ее рецепция в отечественной философской мысли: Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский2013 год, кандидат философских наук Гуляева, Ирина Геннадьевна
Идея истины как антиномии в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.2012 год, кандидат философских наук Филатова, Мария Игоревна
Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков2003 год, доктор философских наук Мочалов, Евгений Владимирович
Эволюция софийной онтологии С.Н. Булгакова2004 год, кандидат философских наук Ваганова, Наталья Анатольевна
Творчество Е.Н. Трубецкого как опыт философского обоснования религиозного мировоззрения2008 год, кандидат философских наук Митрофанов, Юрий Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия иконы в системе идей русского платонизма: Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков»
Актуальность темы исследования. История философской мысли предстает в России как «встреча философии и Православия» (С. С. Хору-жий). Эта встреча является отражением широкого взаимодействия отечественной духовной традиции и культурного опыта, накопленного западной цивилизацией. Обладая собственным внутренним стержнем, задающим ценностные ориентиры, русская культура в то же время отличается особой восприимчивостью, склонностью к заимствованию извне. Усвоение и ассимиляция чужого опыта с одной стороны порождают внутреннюю сложность и разнообразие русской культуры, с другой стороны вызывают опасность утраты «собственного лица», потери самостоятельности. Проблема поисков равновесия между центробежными и центростремительными векторами развития в настоящее время с особой остротой стоит перед нашим обществом. Осознавая ценность и продуктивность диалога с западноевропейской цивилизацией, мы оказываемся перед проблемой сохранения собственной национальной и духовной самостоятельности. Немаловажным для разрешения данной проблемы представляется изучение ранее сложившейся практики взаимодействия с западной культурой. Примером достаточно органичного совмещения европейских мыслительных традиций и русского духовного опыта можно считать русскую религиозную философию конца XIX - начала XX века. Опираясь на богатейшее наследие западной философии, имея с ней общие исторические корни, русская религиозная мысль в то же время стремится найти собственный путь, отвечающий православным духовным, нравственным, эстетическим идеалам.
Икону можно назвать не только характерной особенностью, но и символом Православия, платонизм же представляет собой одно из наиболее ярких и глубоких направлений европейской мысли. «Встреча» этих столь различных явлений в философии всеединства с особой отчетливостью выявляет характерные особенности национального способа мысли. Философия иконы для данного исследования является той гранью, на которой сходятся и преломляются друг о друга платонический и восточно-христианский подходы к восприятию мира, она выступает той темой, которая позволяет ясно увидеть и понять механизм парадоксального объединения в русской религиозной философии столь различных традиций.
Объект исследования: философия иконы как результат развития идей христианского платонизма в философии всеединства.
Предмет исследования: философские воззрения Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова на икону.
Степень разработанности проблемы:
Ограниченные объемы и специфические задачи данного исследования не позволяют нам достаточно подробно останавливаться на анализе работ связанных с историко-философским осмыслением и критическим исследованием философии всеединства в целом и творчества В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого и С. Н. Булгакова в частности. Поэтому мы лишь кратко остановимся на наиболее заметных вехах связанных с определением значения их творчества в историко-философской перспективе.
Первые критические работы, содержащие оценку творчества рассматриваемых нами мыслителей, относятся к началу XX века. Часть из них представляет непосредственный отклик на только что вышедшие произведения, и носят полемический характер. К таким работам можно отнести статьи Н. А. Бердяева, Б. В. Яковенко, Е. Н. Трубецкого. В этот же период выходят первые исследования, посвященные философскому наследию В. С. Соловьева, наиболее значимым из которых является -«Миросозерцание Владимира Соловьева» Е. Н. Трубецкого.
Начиная с 20-х годов прошлого века религиозная философия в России фактически оказывается под запретом, поэтому ее дальнейшее критическое осмысление осуществляется представителями «русского зарубежья».
Попытки разобраться в причинах трагических событий отечественной истории приводят многих исследователей к строгой критической оценке русской религиозной философии, к обличению ее незрелости, духовного инфантилизма. Так, общей критической направленностью отличается «История русской философии», созданная в эмиграции Б. В. Яковенко. Много справедливых критических замечаний в адрес философии всеединства высказано и в книге Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Более мягкая и беспристрастная оценка выносится ей в двух исследованиях, до сих пор удерживающих за собой статус наиболее авторитетных источников по русской мысли - в «Истории русской философии» В.
B. Зеньковского и в труде с аналогичным названием Н. О. Лосского.
С началом перестройки русская религиозная философия постепенно «возвращается на родину». Среди исследователей, обратившихся к анализу творчества представителей философии всеединства - П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, прежде всего следует назвать С. С. Хоружего, который дал в своих работах развернутую характеристику их творчества. Значительный вклад в исследование наследия В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого внесли так же работы В. Ф. Асмуса, Н. К. Бонецкой, В. А. Кувакина, И. И. Евлампиева, П. П. Гайденко,
C. М. Половинкина, И. Б. Роднянской.
Наряду с исследованиями, содержащими анализ творчества того или иного представителя философии всеединства, необходимо отметить труды, в которых философия всеединства рассматривается как цельное явление. К таким работам относятся, монография И. И. Семаевой, посвященная проблеме влияния исихазма на русскую философию, книга В. Н. Аку-линина «Философия всеединства» и исследование Р. Ф. Гараевой «Со-фийный идеализм как историко-философский феномен», в котором рассматриваются платонические истоки софиологии.
Вопрос о платонических корнях русской религиозной философии и, в частности В. С. Соловьева, рассматривается также в ряде статей А. И. Абрамова и в работах украинского исследователя А. Тихолаза.
Как итог активного исследования и осмысления наследия русской религиозно-философской мысли можно рассматривать появление в последние годы трудов обобщающего характера, в которых русская философия и в том числе философия всеединства рассматривается в историко-философской перспективе. Это двухтомная монография И. И. Евлампиева «Русская философия в поисках Абсолюта», «Введение в историю русской философии: Типологический аспект» И. В. Гидиринского и исследование П. А. Сапронова «Русская философия. Опыт типологической характеристики».
Важную роль в подготовке данного исследования сыграли также труды А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, Г. Г. Майорова, Н. К. Гаврюшина и др.
Обратимся теперь к обзору работ, связанных с осмысления феномена иконы в русской богословской и философской традиции.
В качестве наиболее ранних памятников, отражающих особенности восприятия и понимания иконы, можно рассматривать так называемые «толковые подлинники» - советы и пояснения иконописцу, прилагавшиеся к собранию, «лицевых подлинников» - образцов иконных композиций. В толковых подлинниках XVI в сжатой форме излагается основной принцип иконописного творчества - изображение «по образу, подобию и по существу».
Определенный этап в развитии богословия иконы представляют собой работы Иосифа Волоцкого «Послание иконописцу» и «Три слова о почитании святых икон», Максима Грека «О святых иконах» и дьяка Ивана Висковатого, отстаивавшего принципы церковно-исторического реализма в противовес утверждающимся в XVII веке аллегорическим, условно-иллюстративным направлениям церковной живописи.
Событием в истории русской религиозно-эстетической мысли стал Большой Московский Собор 1667 года, принявший первые в истории Русской Церкви решения по иконографическим вопросам.
В XVII веке в осмыслении иконы заявляет о себе новое теоретическое направление, отражающее ее эстетический аспект. Появление этого направления объясняется активизацией процесса «реформирования» традиционного языка иконы. Этот процесс был вызван отчасти богословским оправданием аллегорически-иллюстративного подхода, отчасти, активизировавшимися культурными контактами с Западом. Представители этого направления - Симон Ушаков («Слово к люботщательному иконного писания») и Иосиф Владимиров («Послание некоего изуграфа») ставили на первое место категории «живописности», и «живоподобия».
В XIX русская иконология разворачивается в русле исторических исследований и археологических исследований. Здесь можно отметить работы А. Виноградова, Д. Сосина, еп. Анатолия (Мартыновского), Е. Барсова, А. Кирпичникова, Ф. Буслаева и В. Арсеньева.
Конец XIX - начало XX века охарактеризовались появлением большого количества подробных работ по художественно-археологическому аспекту иконологии. Прежде всего, необходимо упомянуть исследования Н. Покровского и Н. Кондакова, которые до сих пор не потеряли своего энциклопедического значения. Одновременно появляется ряд исследований, раскрывающих эстетическое значение древнерусской живописи. Здесь следует назвать исследования Д. В. Айналова, П. П. Муратова, Н. М. Щекотова, И. Э. Грабаря. Особое место в этом ряду занимает работа Н. М. Тарабукина «Философия иконы», в которой исследуется вероучительный смысл православного религиозного искусства.
Значительное явление в развитии современного богословия иконы и истории православной эстетики представляет собой обобщающий труд Л. А. Успенского «Богословие иконы православной церкви». Эта работа послужила толчком для дальнейшего богословского осмысления иконы, как в России (И. К. Языкова), так и за рубежом (Кристоф Шёнборн, Валерий Лепахин, Мишель Кено).
Отметим также труды, внесшие вклад в эстетическое и богословское понимание православной иконописи. Это работы В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова, Г. Н. Вздорнова, В. В. Бычкова, В. Г. Брюсовой и Н. А. Барской,
М. М. Дунаева, Н. К. Гаврюшина, А. П. Валицкой а также исследования специфического изобразительного языка иконописи, содержащиеся в трудах Л. Ф. Жегина, Б. А. Успенского и Б. В. Раушенбаха.
Особое место в истории исследования иконы занимают работы Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского. Анализу их концепций будет посвящена значительная часть нашего исследования, и поэтому здесь мы пока воздерживаемся от их подробных характеристик, указав лишь, что с их именами связан, пожалуй, самый значительный и яркий период в исследовании богословского, философского и эстетического осмысления иконы.
Следует указать, что, несмотря на наличие определенного числа работ по частным аспектам интересующей нас проблемы, до сих пор отсутствуют работы, посвященные целостному и всеобъемлющему исследованию философии иконы как отдельному самостоятельному явлению в истории русской философии. Также практически отсутствует (за исключением единичных коротких замечаний у отдельных исследователей) сравнительный анализ философских воззрений на икону Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Недостаточно изученной остается также проблема русского платонизма, специфика которого не получает развернутой характеристики в современных исследованиях.
Учитывая то, что в русской историко-философской науке до сих пор отсутствует подробное исследование философии иконы как направления, сформировавшегося на базе учения о всеединстве, задачи цели и основные аспекты работы в самом широком виде могут быть сформулированы следующим образом:
Целью данной работы является анализ и осмысление философии иконы в работах, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова в системе идей русского платонизма.
В соответствии с целью настоящей работы предполагается решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть явление философского платонизма как сущностную основу русской религиозной философии;
- показать особенности русского платонизма на примере философского творчества В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова;
- выявить элементы платонических воззрений П. А. Флоренского, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, способные стать основой онтологического понимания образа;
- определить и охарактеризовать основные проблемы, связанные с исследованием православной иконы как культурного феномена;
- обозначить основные моменты пересечения метафизических оснований философии платонизма и христианской теории сакрального образа;
- охарактеризовать особенности трактовки философии иконы в работах Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова;
- показать обусловленность понимания иконы каждым из рассматриваемых философов особенностями его основополагающих метафизических установок.
Гипотеза: Идейная система русского платонизма, разработанного в трудах П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и Е. Н. Трубецкого, является основанием философии иконы.
Теоретической и основой исследования являются концепции крупных исследователей русской философии, в общем, и творчества В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, в частности.
В качестве основных используются конкретно-исторический, системно-аналитический и компаративно-дискриптивный методы исследования.
Принципиальным здесь становится понимание того, что рассмотрение интересующего нас отдельного аспекта философии всеединства невозможно в изоляции от анализа ее метафизических оснований в целом.
С другой стороны, уже в первом приближении к исследованию данной проблемы становится очевидным обратное, активно-отражающее влияние какое оказало обращение к теме иконы на философское творчество Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые поставлен и исследован вопрос о философии иконы как самостоятельном явлении в истории отечественной и религиозно-философской мысли, изучающей проблему Абсолюта;
- определены принципы русского платонизма;
- выявлена конституирующая роль платонических идей в формировании философии иконы в трудах русских религиозных мыслителей;
- раскрыта специфика философского подхода к иконе;
- дана сравнительная характеристика взглядов на икону Н.Трубецкого, П.А. Флоренского и С.Н.Булгакова.
Научная и практическая ценность работы
Постановка и исследование проблемы философии иконы в системе идей русского платонизма позволяет раскрыть специфику подхода русской религиозной философии к решению вопроса об Абсолюте, выявить причины расхождения в понимании метафизики и эстетики иконы в современных исследованиях данной проблемы. На основе рассмотрения трудов В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского и С.Н.Булгаков в работе разрабатываются отдельные аспекты философского анализа иконы в русле православной и платонической традиции.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по истории философии, культурологии, эстетике и философии религии.
Положения, выносимые на защиту
1. Исследования иконы представителями философии всеединства ведутся на базе системы платонических представлений, составляющих конституирующую основу онтологических и гносеологических воззрений В.
С. Соловьева и его последователей - Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова.
2. Обращение представителей русского платонизма к проблеме иконы закономерно и исторически обусловлено наличием внутреннего соответствия между установками христианского платонизма и идейными истокам и эстетическими нормами иконописи.
3. Философия иконы представляет собой самостоятельное оригинальное направление в русской религиозной философии начала XX века, выдвигающее в качестве основной проблемы проблему взаимоотношений образа и первообраза, как частный случай взаимоотношений идеи и материи.
Апробация работы
Различные аспекты и положения работы получили освещение в докладах и выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Духовные традиции русского народа - основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи» (Орел, 2002); Студенческой общеуниверситетской научной конференции «Мировая цивилизация: проблемы и перспективы» (Орел, 2003); I и II Всероссийской научно-практической коференции «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление российской науки, культуры и образования» (Орел, 2003, 2004); V Всероссийских Феофановских чтениях (Орел, 2003); V Всероссийских Никитских чтениях (Великий Новгород, 2005) VII Всероссийском образовательном форуме, посвященном памяти св. Феофана (Вышенского Затворника), - с участием «Глинских чтений» (Орел, май 2006). По теме диссертации подготовлено 9 публикаций.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Софиологическое направление в русской религиозной философии2008 год, доктор философских наук Крылов, Дмитрий Анатольевич
Платонизм в творчестве А.Ф. Лосева: Историко-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Кудрявцев, Георгий Васильевич
Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии: Соловьёв В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н.2000 год, доктор философских наук Гараева, Галина Фаизовна
Диалектико-феноменологический метод исследования языка в русской философии начала XX века2003 год, кандидат философских наук Скрынникова, Наталья Валентиновна
Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ2011 год, доктор философских наук Бондарева, Яна Васильевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Ковалева, Елена Витальевна
Заключение
Основные идеи диссертационного исследования, выдвинутые во введении как гипотетические в результате рассмотрения исследуемых источников в историко-философском контексте, а так же их системного анализа и сопоставления приобрели статус следующих теоретических выводов.
1. Идейные и методологические принципы платонизма, понимаемого в «широком» значении историко-философской парадигмы, являются конституирующей основой метафизических построений В. С. Соловьева и его последователей - П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и Е. Н. Трубецкого.
2. Философия всеединства, явившаяся результатом переосмысления платонических идей в духе христианской антропологии, содержит в себе ряд теоретических установок, создающих предпосылки для развития философской теории сакрального образа:
- интуиция единства истины, добра и красоты - придание красоте онтологического статуса;
- личностное понимание Абсолюта;
- личностное и антропологическое понимание одного из центральных понятий философии всеединства - Софии;
- образное, эйдетическое понимание идеи как основной «единицы» абсолютной реальности.
3. С точки зрения платонизма явление культуры может приобрести онтологический статус и стать объектом философского анализа в том случае, если его исследование соотносится с решением «сверхзадачи» этого философского направления - постижением Абсолюта.
4. Икона как попытка средствами живописи выразить, «воплотить» истину духовной реальности связана с рядом узловых вопросов философии платонизма, как то:
- взаимоотношение мира идеальных сущностей и материального мира;
- отражение идеи в материальной форме (отображение первообраза в изображении);
- взаимосвязь слова и образа, как отражение единства логоса и эйдоса;
- онтологизация эстетических категорий, путем утверждения единства красоты и истины и блага.
5. Парадоксальный характер иконы, стремящейся вместить абсолютное содержание в относительную форму, внутренне соответствует антиномическому принципу соединения миров, на котором основывается христианская догматика и который используется мистическим и энергийным богословием. Вследствие этого, философская теория иконы может развиться только на основании платонизма обогащенного христианскими идеями.
6. Философское осмысление иконы в трудах представителей философии всеединства строится в русле разрешения центральных проблем христианского платонизма, и отражает основную направленность теоретической мысли каждого из исследователей (Е. Н. Трубецкой - этика, проблема смысла жизни, понятие всеединства; П. А. Флоренский - эстетика, гносеология, проблема отражения идеи в материи, понятие символа; С. Н. Булгаков - антропология, философия имени, проблема взаимодействия идеи и материи, понятие Софии).
7. Путь разрешения главной философской проблемы иконы - проблемы взаимоотношений образа и первообраза в трудах Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова определяется «способом» взаимодействия материального мира и идеального бытия и характером взаимоотношений твари и Абсолюта принятыми в той или иной системе. При этом особенности созданных теорий образа определятся следующим:
Дуалистический характер системы Е. Н. Трубецкого приводит к разрыву, временной и пространственной удаленности изображения от идеального первообраза, что не позволяет исследователю выйти на уровень онтологического понимания иконы. Область философского анализа иконы ограничивается в системе представлений Трубецкого гносеологией - иконописные образы рассматриваются им как символическое или аллегорическое отражение наиболее общих черт абсолютного бытия.
Максимальное сближение идеи и ее материального воплощения в рамках софиологической теории П. А. Флоренского позволяют ему придать иконе онтологический статус и поднять ее гносеологическую значимость до степени непосредственного «узрения» истины, однако наблюдающийся в его системе разрыв между Абсолютной Личностью и Софией создает непреодолимые трудности для обоснования изобразимости Христа.
Включение С. Н. Булгаковым иконы в иерархическую систему соединения Абсолюта и материи, помещение ее в область «софийного бытия» приводит к снижению онтологического статуса изображения, к размыванию специфических черт сакрального образа. В результате бытийная значимость иконы как предмета православного культа утверждается путем «параллельного» присоединения к теории образа концепции имяславия, позволяющей связать теорию иконы с идеями православного энергетизма.
Сделанные нами выводы позволяют заключить, что в начале XX века на основе идей философии всеединства возникает и развивается оригинальное направление, которое можно назвать философией иконы. Мыслители, разработавшие философские концепции иконы - Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков - в своих трудах не только каждый по-своему выявили онтологический, гносеологический, эстетический, этический аспекты иконы, но и показали их взаимную обусловленность. При этом можно заметить, что платонические установки, составляющие основу метафизических построений этих философов, с одной стороны, создают условия для возникновения и развития философии иконы, с другой стороны, являются причиной определенных расхождений созданных ими теорий с церковной традицией понимания сакрального образа. Особенно показательны в этом отношении философские построения П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. На примере созданных ими теорий образа можно легко заметить, как использование для философского анализа и обоснования иконы неканонической с точки зрения христианской догматики теории Софии приводит к определенным противоречиям в понимании канонического церковного искусства.
Проведенный анализ философских концепций иконы, разработанных представителями русского платонизма, не позволяет полностью принять какую-либо из них в качестве полного и безупречного истолкования ее сущности. В то же время каждая из них вносит свой вклад в понимание смысла и значения иконы, каждая, в соответствии с идеями основателя философии всеединства Владимира Соловьева, обладает частью единой истины. Можно предположить, что достижение наиболее полного и глубокого понимания онтологии иконы возможно на пути развития, синтеза и обогащения тех идей, которые были заложены Евгением Трубецким, Павлом Флоренским и Сергеем Булгаковым.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковалева, Елена Витальевна, 2006 год
1. Абрамов, А. И. Сборник научных трудов по истории русской философии Текст. / А. И. Абрамов. М.: Круг, 2005. - 544 с.
2. Абрамов, А. И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии Текст. / А. И. Абрамов // Платон и его эпоха. М., 1979. -С. 233-339.
3. Абрамов, А. И. Философия всеединства Владимира Соловьева и традиции русского платонизма Текст. / А. И. Абрамов // История философии. 2000. - № 6. - С. 34-65.
4. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы Текст. / С. С. Аверинцев. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
5. Аверинцев, С. С. София Текст.: словарь. Киев : Дух i лггера, 2001. -405 с.
6. Аверинцев, С. С. Другой Рим Текст.: избранные статьи / С. С. Аверинцев. СПб.: Амфора, 2005. - 366 с.
7. Аверинцев, С. С. Эволюция философской мысли Текст. / С. С. Аверинцев // Культура Византии IV первой половины VII веков. - М., 1984. -С. 68-73.
8. Акулинин, В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому Текст. / В. Н. Акулинин. Новосибирск : Наука, 1990. -158 с.
9. Андроник (Трубачев ; игумен). Священник Павел Флоренский / Андроник // Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. М., 1995.1. С. 6.
10. Ю.Античные мыслители об искусстве Текст. М.: Искусство, 1938.416 с.
11. П.Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды Текст. / В. Ф. Асмус. М. : Мысль, 1984.-318 с.
12. Асмус, В. Ф. Платон Текст. / В. Ф. Асмус. М. : Мысль, 1975. - 220 с.
13. Асмус, В. Ф. Античная философия Текст. / В. Ф. Асмус. М. : Высшая школа, 2001.-400 с.
14. Армстронг, Артур X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию Текст. / Артур X. Армстронг. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2003 - 256 с.
15. Баранов, В. А. Неоплатоническое учение о тонком теле и его параллели в богословии поздней античности Текст. / В. А. Баранов // Универсум платоновской мысли : материалы XI платоновской конференции. СПб., 2003.-С. 84-89.
16. Безансон, Ален. Искусство и Христианство Текст. / Ален Безансон // Русская мысль. Париж, 1999. - 1-8 июля.
17. Бельтинг, X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства Текст. / X. Бельтинг. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.
18. Бердяев, Н. А. О земном и небесном утопизме Электронный ресурс. / Н.
19. A. Бердяев. Режим доступа :http://www.zhurnal.ru/magister/library/philos/berdyaev/berdn075.htm
20. Бердяев, Н. А. Типы религиозной мысли в России. Возрождение православия Текст. / Н. А. Бердяев // С. Н. Булгаков : pro et contra. Спб. : РХГИ, 2003.-С. 748-781.
21. Бодров, В. Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира Текст. /
22. B. Н. Бодров // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1989.-№5.-С. 55-64.
23. Бойков, В. Ф. Соловьиная песнь русской философии Текст. / В. Ф. Бойков // Соловьев : pro et contra. СПб. : РХГИ, 2001. - С. 567-608.
24. Бонецкая, Н. К. П. А. Флоренский и «новое религиозное сознание» Текст. / Н. К. Бонецкая // П. А. Флоренский : pro et contra. Спб. : РХГИ, 2001.-С. 645-663.
25. Бонецкая, Н. К. Русский Фауст и русский Вагнер Текст. / Н. К. Бонецкая // С. Н. Булгаков : pro et contra. Спб.: РХГИ, 2003. - С. 854-884.
26. Бор, Нильс. Избранные научные труды Текст.: Т. 2 / Нильс Бор. М.: Наука, 1971.-583 с.
27. Булгаков, С. Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи Текст. / С. Н. Булгаков. Орел, 1998. - 112 с.
28. Булгаков, С. Н. Икона и иконопочитание Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье «Русский путь», 1996. - 158 с.
29. Булгаков, С. Н. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве Текст. / С. Н. Булгаков. М., 1916. - 75 с.
30. Булгаков, С. Н. Православие Текст.: очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков // Православие. Харьков : Фолио, 2001. - С. 6-273.
31. Булгаков, С. Н. Свет невечерний Текст.: созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М.: Изд-во ACT ; Харьков : Фолио, 2001. - 672 с.
32. Булгаков, С. Н. Тихие думы Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика,1996.-509 с.
33. Булгаков, С. Н. Трагедия философии Текст. // Булгаков, С. Н. Сочинения. Т. 1 /С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993.-С. 311-519.
34. Булгаков, С. Н. Философия имени Текст. / С. Н. Булгаков. М. : КаИр,1997.-330 с.
35. Булгаков, С. Н. От Марксизма к идеализму Текст. / С. Н. Булгаков. -СПб., 1913.-212 с.
36. Булгаков, С. Н. Икона, ее содержание и границы Текст. / С. Н. Булгаков // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. -С. 261 -281.
37. Буслаев, Ф. И. О русской иконе Текст. / Ф. И. Буслаев. М. : Фонд «Благовест», 1997. - 256 с.
38. Буслаев, Ф. И. Общие понятия о русской иконописи Текст. / Ф. И. Буслаев // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков :антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.-С. 113-122.
39. Бычков, В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы Текст. / В. В. Бычков. М.: Ладомир, 1994. - 336 с.
40. Бычков, В. В. Русская средневековая эстетика XI XVII века Текст. / В. В. Бычков. - М., 1990. - 640 с.
41. Бычков, В. В. Малая история византийской эстетики Текст. / В. В. Бычков. Киев : Путь к истине, 1991. - 408 с.
42. Бычков, В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма Текст. / В. В. Бычков // История философии. М., 1999. - № 4. - С. 3 -43.
43. Бычков, В. В. Эстетический лик бытия. Умозрения Павла Флоренского Текст. / В. В. Бычков. М.: Прогресс, 1999. - 64 с.
44. Валицкая, А. П. Русская эстетика 18 века Текст. / А. П. Валицкая. -М.:Искусство, 1983. 283 с.
45. Вениамин Федченков (митрополит). О богослужении православной церкви Текст. / Вениамин Федченков. Троице-Сергиева Лавра : Отчий дом, 1999.-582 с.
46. Вздорнов, Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век Текст. / Г. И. Вздорнов. М.: Искусство, 1986. - 382 с.
47. Волоцкий, Иосиф. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон Текст. / Иосиф Волоцкий // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. - С. 34 - 44.
48. Гаврюшин, Н. К. Рыцарь Софии на перепутьях религиозной эстетики Электронный ресурс. / Н. К. Гаврюшин. Режим доступа : http://humanities.edu.ru/db/msg/25444.
49. Гаврюшин, Н. К. Вехи русской религиозной эстетики Текст. / Н. К. Гаврюшин // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков :антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993.-С. 7-34.
50. Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия серебряного века Текст. / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.
51. Гараева, Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен Текст. / Г. Ф. Гараева. М.: Издательство МГУ, 2000. - 302 с.
52. Голейзовский, Н. К. Исихазм и древнерусская живопись XIV XV вв. Текст. / Н. К. Голейзовский // Византийский временник. - 1965. - Т. 26. -С. 196-210.
53. Гомбрих, Эрнст. История искусства Текст. / Эрнст Гомбрих. М.: Изд-во ACT, 1998.-688 с.
54. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих Текст. / Григорий Палама ; пер., послесл., прим. В. Вениаминова. М., 1995. -311 с.
55. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. Т. 4. 683 с.
56. Дамаскин, Иоанн. Три слова в защиту иконопочитания Текст. / Иоанн Дамаскин. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 192 с.
57. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии Текст. / Ареопагит Дионисий // Мистическое богословие Восточной Церкви : пер. с древне-греч. / сост. и предисл. Л. С. Кукушкина. М. : Изд-во ACT ; Харьков : Фолио,2001.-С. 572-586.
58. Дубейковская, Я. С. Онтологические основания эстетики П. А. Флоренского Текст. : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.04 / Я. С. Дубейковская. Екатеринбург, 1995 - 21 с.
59. Дунаев, М. М. Своеобразие русской религиозной живописи Текст. / М. М. Дунаев. М.: Филология, 2001. - 221 с.
60. Дунаев А. Г., Флоренский П. В. Об издании «Иконостаса» Текст. / А. Г. Дунаев, П. В. Флоренский // Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1995.-С. 20-28.
61. Евлампиев, И. И. Религиозный идеализм С. Н. Булгакова: «за» и «против» Текст. / И. И. Евлампиев // С. Н. Булгаков : pro et contra. Спб. : РХГИ, 2003.-С. 7-59.
62. Евлампиев, И. И. Русская философия в поисках Абсолюта Текст. : в 2-х т. Т. 1 / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.
63. Евлампиев, И. И. Русская философия в поисках Абсолюта Текст. : в 2-х т. Т. 2 / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейя, 2000. - 430 с.
64. Евлампиев, И. И. Философские и правовые воззрения Евгения Трубецкого Текст. / И. И. Евлампиев // Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб, 2001. - С. 4 - 40.
65. Иванов, А. В. Философско-богословская идея Софии Текст. : современный контекст истолкования / А. В. Иванов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - № 2. - С. 3-18.
66. Иванова, Е. И. Наследие о. Павла Флоренского: а судьи кто? Текст. / Е. И. Иванова // П. А. Флоренский : pro et contra. Спб.: РХГИ, 2001. - С. 605-620.
67. Исупов, К. Г. Павел Флоренский: наследие и наследники Текст. / К. Г. Исупов // П. А. Флоренский: pro et contra. Спб.: РХГИ, 2001. - С. 8-30.
68. Кено, Мишель. Икона. Окно в вечность Текст. / Мишель Кено. Минск : Белосток, 2001. - 144 с.
69. Климков, О. С. Опыт безмолвия: Человек в миросозерцании византийских исихастов Текст. / О. С. Климков. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. унта, 2000. 87 с.
70. Корольков, А. А. Русская духовная философия Текст. / А. А. Корольков.- СПб.: Из-во РХГИ, 1998. 234 с.
71. Кроха, В. А. Иконопочитание до и после Иоанна Дамаскина Текст. / В.
72. A. Кроха // Дамаскин, Иоанн. Три слова в защиту иконопочитания / Иоанн Дамаскин. СПб.: Азбука-классика, 2001. - С. 5-26.
73. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России. Начало XX века Текст. / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. - 309 с.
74. Кувакин, В. А. Философия Владимира Соловьева Текст. / В. А. Кувакин. М.: Знание, 1988. - 62 с.
75. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала 16 века Текст. /
76. B. Н. Лазарев. -М.: Искусство, 1983. 139 с.
77. Лепахин, В. В. Икона и иконичность Текст. / В. В. Лепахин. СПб. : Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. - 399 с.
78. Логинова, М. В. Проблема выразительности в эстетике В. С. Соловьева,
79. C. Н. Франка, А. Ф. Лосева Текст. : дис. канд. филос. наук / М. В. Лепахин.-М., 1994.-226 с.
80. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. Текст. / А. Ф. Лосев. М.: ACT, 2000. - 846с.
81. Лосев, А. Ф. Комментарии Текст. / А. Ф. Лосев // Федон, Пир, Федр, Парменид : пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1999.-528 с.
82. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев ; сост. А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханькова. М. : Мысль, 1993. -959 с.
83. Лосев, А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева Текст. / А. Ф. Лосев // Соловьев, В. С. Сочинения. Т. 1 / В. С. Соловьев. М. : Мысль, 1990.-С. 3-32.
84. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1976. - 185 с.
85. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.-383с
86. Лосев, А. Ф. Бытие. Имя. Космос Текст. / А. Ф. Лочев. М. : Мысль, 1990.- 1993 с.
87. Лосский, Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. -М. : Прогресс, 1994. 456 с.
88. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси Текст. : книга для чтения / Л. Д. Любимов. М. : Просвещение, 1974. - 336 с.
89. Любищев, А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры Текст. / А. А. Любищев. СПб. : Алетейя, 2001. - 237 с.
90. Майоров, Г. Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии Текст./Г. Г. Майоров//Логос, -1991.-№2.-С. 139-151.
91. Майоров, Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические Текст. / Г. Г. Майоров. М. : Едиториал УРСС, 2004. -416 с.
92. Моисеев, В. И. Логика всеединства Текст. / В. И. Моисеев. М. : ПЕР-СЭ, 2002.-415 с.
93. Никитина, Н. И. Проблема пространства в философии Павла Флоренского Текст. / Н. И. Никитина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. - № 6. - С. 45-51.
94. Носов А. А. Политик в философии Текст. / А. А. Носов // Е. Н. Трубецкой. Миросозерцание В. С. Соловьева.
95. Панофски, Эрвин. Idea Текст. : к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Эрвин Панофски. СПб. : Аксиома, 1999.-228 с.
96. Платон, Федон, Пир, Федр, Парменид Текст. : пер. с древнегреч. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи ; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. - 528 с.
97. Платон. Государство. Законы. Политик Текст. / Платон. М. : Мысль, 1998.-798 с.
98. ЮО.Половинкин, С. М. П. А. Флоренский: Логос против Хаоса Текст. / С. М. Половинкин // П. А. Флоренский: pro et contra. Спб.: РХГИ, 2001. -С. 625-644.
99. Попова, О. С. Византийские иконы VI XV вв. Текст. / О. С. Попова // История иконописи. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - С. 41-94.
100. Ю2.Припачкин, А. П. Иконография Господа Иисуса Христа Текст. / А. П. Припачкин. М.: Паломник, 2001. - 233 с.
101. ЮЗ.Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Б. В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.
102. Реформатская, М. А. Умозрение в красках Текст. / М. А. Реформатская // Творчество. 1992. - № 1. - С. 26-28.
103. Ю5.Родькин, П. Новое визуальное восприятие. Современное визуальное искусство в условиях нового перцептуального вызова Текст. / П. Родь-кин. М.: Изд-во журнала «Юность», 2003. - 121 с.
104. Савина, С. Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода Текст. / С. Г. Савина. Спб.: Церковь и культура, 2000. - 304 с.
105. Сапронов, П. А. Русская философия. Опыт типологической характеристики Текст. / П. А. Сапронов. СПб. : Церковь и культура, 2000. - 396 с.
106. Светлов, Р. В. «Русский Платон». Платонизм в русской культуре Текст. / Р. В. Светлов // Платон: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. - 725 с.
107. Ю9.Семаева, И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века Текст. / И. И. Семаева. М. : МПУ, 1993. -243 с.
108. Ю.Сербиенко, В. В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьева (памяти Д. И. Абрамова) Текст. / В. В. Сербиенко // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 128-135.
109. П.Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал Текст. / В. С. Соловьев // Вл. Соловьев. Сочинения. Т. 1 / Вл. Соловьев. М., 1990. - С. 691.
110. Соловьев, В. С. Оправдание добра Текст. // Сочинения. Т. 1 / В. С. Соловьев. Изд. 2-е. - М., 1990. - С. 47-548.
111. Соловьев, В. С. Чтения о богочеловечестве Текст. : статьи / В. С. Соловьев. СПб.: Худ. лит. Санкт. Петерб. отд-е, 1994. - 527 с.
112. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика Текст. / В. С. Соловьев. -М.: Искусство, 1991. 699 с.
113. Тарабукин, Н. М. Смысл иконы Текст. / Н. М. Тарабукин. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. - 204 с.
114. Таран, Р. Бытие образа и образ бытия. Теория образа Иоанна Дамаски-на Электронный ресурс. / Р. Таран. Режим доступа : http://eikon.org.ru/article.php/20050413211545944
115. Тихолаз, А. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX начала XX веков Текст. / А. Тихолаз. - Киев : ВиРа «Инсайт», 2003. - 368 с.
116. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни Текст. / Е. Н. Трубецкой. М. : Изд-во ACT ; Харьков : Фолио, 2000. - 656 с.
117. Трубецкой, Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума Текст. / Е. Н. Трубецкой // П. А. Флоренский: pro et contra. Спб. : РХГИ, 2001. - С. 283-313.
118. Трубецкой Е. Н. Этюды по русской иконописи Текст. / Е. Н. Трубецкой // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - С. 337 - 443.
119. Трубецкой, Е. Н. Миросозерцание Владимира Соловьева Текст. В 2-х т. Т. 1 / Е. Н. Трубецкой. М.: Медиум, 1995. - 606 с.
120. Трубецкой, Е. Н. Миросозерцание Владимира Соловьева Текст. В. 2-х т. Т. 2 / Е. Н. Трубецкой. М.: Медиум, 1995. - 606 с.
121. Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права Текст. / Е. Н. Трубецкой. -СПб., 2001.-326 с.
122. Тульпе, И. А. Метафизика православия в его иконе Текст. / И. А. Тульпе // Религия и культура: Россия, Восток, Запад : сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003 - С. 7-34.
123. Успенский, Б. А. Семиотика иконы Текст. // Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - С. 221296.
124. Успенский, JT. А. Богословие иконы Текст. / JI. А. Успенский. М. : Паломник, 2001. - 474 с.
125. Успенский, JT. А. На путях к единству? Текст. / JL А. Успенский // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков : антология / под общ. ред. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. - 400 с.
126. Феодор, Студит. О почитании икон Текст. / Студит Феодор // Великое оглашение. Ч. II. М. : Издательство им. Свт. Игнатия Ставропольского, 2001.-С. 307-311.
127. Философская энциклопедия Текст. : в 5 т. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740с.
128. Флоренский, П. А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст. / П. А. Флоренский. М. : Прогресс, 1993.-324 с.
129. Флоренский, П. А. Общечеловеческие корни идеализма Текст. / П. А. Флоренский // Философские науки. 1991. - № 11. - С. 106-119 ; № 12. -С. 62 - 70.
130. Флоренский, П. А. Собрание сочинений. Т. 1 (1) Столп и утверждений истины Текст. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 490 с.
131. Флоренский, П. А. Собрание сочинений. Т. 1 (2) Столп и утверждений истины Текст. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 839 с.
132. Флоренский, П. А. Собрание сочинений Текст. Т. 2. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 446 с.
133. Флоренский, П. А. Смысл идеализма Текст. / П. А. Флоренский. Сергиев Посад, 1915. - 212 с.
134. Флоренский, П. А. Собрание сочинений. Философия культа (опыт православной антроподицеи) Текст. / сост. и ред. игумен Андроник (Труба-чев). М.: Мысль, 2004. - 685с.
135. Флоренский, П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание Текст. / П. А. Флоренский М.: Моск. Рабочий, 1992. - 560 с.
136. Флоренский, П. А. Обратная перспектива Текст. / П. А. Флоренский // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. -400 с.
137. Флоренский, П. А. Иконостас Текст. / П. А. Флоренский М. : Искусство, 1995.-254с.
138. Флоренский, П. А. Платонизм и иконопись Текст. // Иконостас / П. А. Флоренский. М.: Искусство, 1995. - С. 191 - 199.
139. Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. //. Сочинения : в 4 т. Т. 2 / П. А. Флоренский. М. : Мысль, 1996. - С. 370382.
140. Флоровский, Г. В. Прот. Восточные отцы V VIII веков Текст. / Г. В. Флоровский. - М.: Паломник, 1992. - 260 с.
141. НЗ.Флоровский Г. В. Прот. Пути русского богословия Текст. / Г. В. Флоровский. Киев : Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991.-599 с.
142. Фудель, С. И. Об о. Павле Флоренском (1882 1943) Текст. /С. И. Фу-дель // П. А. Флоренский: pro et contra. - Спб. : РХГИ, 2001. - С. 49 -140.
143. Хоружий, С. С. Миросозерцание Павла Флоренского Текст. / С. С. Хоружий. Томск : Водолей, 1999. - 234 с.
144. Хоружий, С. С. О старом и новом Текст. / С. С. Хоружий. СПб. : Алетейя, 2000.-477 с.
145. Хоружий, С. С. О философии священника Павла Флоренского Текст. / С. С. Хоружий // П. А. Флоренский. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренкий. М.: Правда, 1990. - С. VI - XVI.
146. Хоружий, С. С. София Космос - материя Текст.: устои философской мысли отца Сергия Булгакова. / С. С. Хоружий // С. Н. Булгаков: pro et contra. - Спб.: РХГИ, 2003. - С. 818-853.
147. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб. 1994
148. Хоружий С.С. Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки / С. С. Хоружий // П. А. Флоренский: pro et contra. Спб.: РХГИ, 2001.-С. 521-553.
149. Хохлова, Е. И. Человек и культура в творчестве С. Н. Булгакова Текст. / Е. И. Хохлова. Орел : Вариант В., 1999. - 113с.
150. Чернышова, А. Н. Философия исихазма и формирование архетипов древнерусского религиозного искусства (эстетический анализ иконописи
151. XIV -XVI вв.) Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.04 / А. Н. Чернышова. М., 1998. - 24 с. - Библиогр.: с. 24.
152. Шёнборн, К. Икона Христа. Богословские основы Текст. / К. Шён-борн. Милан ; Москва : Христианская Россия, 1999. - 230 с.
153. Шишкин, А. Б. Реализм Вячеслава Иванова и о. Павла Флоренского Текст. / А. Б. Шишкин // П. А. Флоренский: pro et contra. Спб.: РХГИ, 2001.-С. 714-727.
154. Щекотов, Н. М. Избранные статьи Текст. / Н. М. Щекотов. М. : Советский художник, 1963. - 234 с.
155. Языкова, И. К. Богословие иконы Текст. / И. К. Языкова. М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1994. - 212 с.
156. Якимец, К. Я. Флакончик Текст. / К. Я. Якимец // Вопросы философии. 2002. - № 6. - С. 137-148.
157. Яковенко, Б. В. История русской философии Текст. / Б. В. Яковенко. -М.: Республика, 2003. 510 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.