Общественная поддержка культурной деятельности в рыночной экономике: вопросы теории и практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, доктор экономических наук Музычук, Валентина Юрьевна
- Специальность ВАК РФ08.00.01
- Количество страниц 334
Оглавление диссертации доктор экономических наук Музычук, Валентина Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Культурная деятельность в системе экономических отношений: теоретические подходы к обоснованию общественной поддержки
1.1. Культурная деятельность: основные понятия
1.2. Особенности экономических отношений в сфере культуры
1.3. Теоретические модели общественной поддержки
культурной деятельности
1.3.1. Культурные блага - область рыночных провалов
1.3.2. «Болезнь цен» Баумоля
1.3.3. Концепция мериторных благ
1.3.4. Концепция опекаемых благ
1.3.5. Культурная традиция и «эффект колеи» 78 Глава 2. Роль государства и институтов гражданского общества в реализации общественной поддержки культурной деятельности: зарубежный опыт
2.1. Англосаксонская традиция (США, Великобритания, Нидерланды)
2.2. Опыт скандинавских стран (Швеция, Финляндия)
2.3. Практика континентальной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания)
Глава 3. Экономическое обеспечение культурной деятельности в России: традиции и новые вызовы
3.1. Особенности функционирования сферы культуры в
советский период
3.2. Культурная политика современной России: итоги двух десятилетий
3.3. Институциональные преобразования в сфере культуры 195 Глава 4. Концепция общественной поддержки культурной деятельности
4.1. Общественная поддержка культурной деятельности:
сущность и основное содержание
4.2. Новые формы общественной поддержки
4.2.1. Эволюция методов государственной поддержки культурной деятельности
4.2.2. Меценатство и спонсорство: институциональные ограничения
4.2.3. Государственно-частное партнерство в сфере
культуры: проблемы и перспективы
4.2.4. Национальные лотереи как дополнительный
источник поддержки культурной деятельности
4.2.5. Маркированные налоги как специфический
институт поддержки культурной деятельности 288 4.3. Основные направления совершенствования
институциональной среды культурной деятельности
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Модернизационные ориентиры развития института общественно-государственного партнерства2012 год, кандидат экономических наук Кучиева, Ирина Хазбиевна
Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в современной России: тенденции, противоречия, перспективы развития2009 год, доктор политических наук Васильева, Татьяна Алексеевна
Формирование экономического механизма творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства2010 год, доктор экономических наук Кошкина, Марина Витальевна
Управление социально-культурной сферой в период общественного переустройства России (конец XX - начало XXI вв.)2008 год, доктор социологических наук Михеева, Натэлла Аршаковна
Модернизация культурной политики в контексте гармонизации индивидуальных и общественных интересов: Россия в начале XXI столетия2004 год, кандидат культурологии Кривошеев, Максим Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественная поддержка культурной деятельности в рыночной экономике: вопросы теории и практики»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Культура является важнейшим стратегическим ресурсом развития нашей страны. Доступность культурных ценностей широким слоям населения становится одним из основных индикаторов качества жизни в современном мире. Побуждая общественность к участию в культурной жизни, государство не только повышает уровень культуры своих граждан, но и заботится о совершенствовании человеческого потенциала общества в целом. При этом воздействие культуры не ограничивается лишь рамками гуманитарной сферы: культурный уровень общества, включая систему ценностей, формирующую установки общественного сознания, оказывает существенное влияние на ход экономических преобразований и совершенствование качественных характеристик общественного устройства.
Признавая «широкое» понимание культуры, которое «включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»1, область настоящего исследования сознательно ограничена рамками экономического анализа, что позволяет абстрагироваться от философских и культурологических трактовок данного понятия. Речь идет о культуре как сфере экономической деятельности, в которой производятся, сохраняются, распространяются и потребляются культурные блага, необходимые для удовлетворения культурных потребностей человека и общества в целом. Изучением этих процессов занимается самостоятельное направление экономической науки - экономика культуры.
На протяжении вот уже нескольких десятилетий ключевой проблемой экономики культуры, собственно говоря, благодаря которой и появилась эта самостоятельная дисциплина, остается теоретическое обоснование необходимости общественной поддержки культурной деятельности. В условиях рыночной экономики культуре достаточно сложно находить финансовые средства для своего существования. В большинстве своем история культуры подтверждает тот факт, что культурная деятельность всегда находилась под патронажем коронованных
1 Определение из Декларации ЮНЕСКО о мировой культуре (1982 г.).
особ, состоятельных представителей знати и буржуазии2. С середины XX в. эта миссия стала прерогативой государства в развитых странах мира, что стало возможным во многом благодаря кейнсианской концепции государства всеобщего благосостояния.
С последней декады XX в. в проведении культурной политики многих европейских стран стали происходить кардинальные изменения, касающиеся прежде всего вопросов экономического обеспечения культурной деятельности. Сокращение государственных расходов на культуру объяснялось необходимостью формирования сбалансированного бюджета и снижения объемов бюджетного дефицита. Эти процессы заметно активизировались с наступлением мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., который продемонстрировал уязвимость государственных расходов на культуру от ухудшения общей экономической конъюнктуры.
Мировой опыт свидетельствует об успешном введении в практику поддержки культурной деятельности различных институциональных форм экономического обеспечения. Однако в некоммерческом секторе культуры России, несмотря на два десятилетия рыночных преобразований, по-прежнему не используется потенциал институциональной модернизации. В настоящее время назрела насущная необходимость в становлении системы общественной поддержки культурной деятельности, в которой наряду с государством важная роль в обеспечении устойчивого развития сферы культуры принадлежит обществу в целом, как в лице индивидуальных благотворителей, так и благотворительной деятельности институтов гражданского общества и организаций третьего сектора, а также иных институциональных форм экономического обеспечения (целевые фонды организаций культуры, национальные лотереи и др). Пример развитых демократий демонстрирует высокую включенность граждан и общества в целом в поддержку культурной деятельности.
2 Так, из истории организации театрального дела в Древней Греции известно, что в Афинах в 440 г. до н.э. во время правления Перикла был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги» или касса на театральные издержки (по-гречески - «феорикон»).
В реализации культурной политики современной России отмечается устойчивая тенденция к сворачиванию государственного участия в поддержке культуры. Вектор законодательных инициатив и программные документы правительства свидетельствуют о стремлении снизить нагрузку на государственный бюджет, что, в частности, подразумевает сокращение бюджетных расходов на культуру3. Поэтому обеспечение устойчивого развития отечественной сферы культуры, во-первых, ставит перед экономической наукой задачу глубокого и всестороннего теоретического осмысления общественной поддержки культурной деятельности, во-вторых, требует переосмысления роли государства и гражданского общества в ее формировании в условиях рыночной экономики, в-третысс, нуждается в поиске научно обоснованных управленческих решений, направленных на укрепление институциональных начал в экономическом обеспечении культурной деятельности. Данные обстоятельства определили актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика носит междисциплинарный характер, поэтому формирование общественной поддержки культурной деятельности попадает в поле зрения экономистов, социологов, политологов, культурологов и других представителей общественных наук.
Исследование экономических проблем культурной деятельности считается относительно молодым направлением экономической науки. Как правило, возникновение экономики культуры связывают с выходом в свет в 1966 г. крупномасштабного исследования американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». Однако истоки экономики культуры уходят своими корнями далеко в историю европейской философской мысли и становления экономической мысли4.
3 См.: Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика, 2012; Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 гг.», одобренная распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №2567-р.
4 Так, зачатки экономики культуры можно найти в известной работе Б. Мандевиля «Басня о пчелах» (в отношении формирования цены на художественные полотна, конкуренции между художниками, содействия правительства развитию искусств и ремесел) (Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. Е.С. Лагутина. М.: Мысль, 1974. С. 140, 186).
Начиная с середины 60-х гг. XX в., изучение экономических проблем культурной деятельности стало приобретать системный характер и впоследствии оформилось в качестве самостоятельного направления экономической науки. В 70-е гг. была образована Международная ассоциация по экономике культуры, которая стала учредителем специализированного научного журнала (Journal of Cultural Economics). С конца 70-х гг. широкий спектр социально-экономических проблем культурной деятельности освещается на страницах этого авторитетного научного издания.
Теоретическое обоснование необходимости общественной поддержки культурной деятельности нашло свое отражение в работах таких зарубежных экономистов, как У. Баумоль, М. Блауг, У. Боуэн, А. Брукс, Г. Визерс, В. Гинзбург, Д. Квай, А. Кламер, Т. Коуэн, Д. Нетцер, Д. О'Хаген, М. О'Хара, И. Риззо, Т. Ситовски, А. Пикок, В. Померейн, Д. Тросби, Б. Фрей, У. Хендон, М. Хуттер, С. Шварц, М. Шустер и др.
К анализу экономических проблем культуры неоднократно обращались в своих исследованиях Б. Симен, Р. Таус, М. Раштон, Дж. Сноубол, А. Фельд, Д. Фуллертоун, М. Фэлтон, Дж. Хейльбрун, Г. Чартрэнд и др. Среди восточноевропейских специалистов по экономике культуры следует выделить работы Д. Ильчук, П. Инкея, О. Новотного, Я. Фишера.
Роли культуры (как системы ценностей) в экономическом развитии, взаимодействию этики и экономики посвящены исследования известных экономистов и социологов, среди которых особенно следует выделить работы М.Вебера, Дж. М. Кейнса, П. Козловски, JI. Роббинса, А.Сена, А. Смита, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, J1. Харрисона и др. Проблемы культуры и искусства в истории экономической мысли получили широкое освещение в трудах К. Гудвина.
Следует отметить, что в конце 1990-х - начале 2000-х гг. крупнейшими международными организациями были инициированы научные исследования, посвященные изучению влияния культуры на обеспечение устойчивого развития, включая достижение долговременного экономического роста с ориентацией на качество жизни. Так, в 1995 г. был опубликован доклад Комиссии по культуре и
развитию ЮНЕСКО «Наше культурное разнообразие»; в 1998 г. - доклад Мирового Банка «Культура и развитие на рубеже тысячелетий: вызов и ответ»; в 1999 г. - доклад Мирового банка «Культура и устойчивое развитие: руководство к действию»; в 2005 г. - доклад ОЭСР «Культура и муниципальное развитие» и др. В данных докладах широко освещается роль государства и гражданского общества в функционировании сферы культуры. Среди отечественных инициатив подобного рода заслуживает внимание подготовленный в 2007 г. доклад Комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты РФ «Культура и будущее России. Новый взгляд».
Среди отечественных исследователей, которые внесли существенный вклад в разработку экономических основ функционирования сферы культуры, следует выделить работы Т.В. Абанкиной, А.И. Дымниковой, Г.П. Иванова, E.JI. Игнатьевой, Р.И. Капелюшникова, Т.П. Клячко, Е.П. Костиной, А.Я Рубинштейна, Б.Л. Рудника, Б.Ю. Сорочкина, И.А. Столярова, Л.Г. Сундстрема, B.JI. Тамбовцева, C.B. Шишкина, Л.И. Якобсона и др5.
Влиянию этики на экономическое поведение, роли ценностей в экономическом развитии посвящены отдельные научные публикации отечественных исследователей, среди которых следует выделить работы Л.И. Абалкина, О.Т. Богомолова, K.M. Гасратян, Л.П. Евстигнеевой, Р.Н. Евстигнеева, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, H.A. Макашевой, Ю.Г. Павленко, Н.П. Шмелева, Ю.В. Яковца, Е.Г. Ясина и др.
Социологические исследования культурной деятельности входят в сферу научных интересов Г.Г. Дадамяна, М.Л. Магидович, A.A. Ушкарева, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др.
Менеджменту в сфере культуры посвящены работы В.Э. Гордина, М.В. Матецкой, Г.Л. Тульчинского, Е.Л. Шековой и др.
5 Ряд индивидуальных и коллективных монографий, посвященных анализу экономических проблем культуры, как в советский период, так и в условиях рыночных преобразований современной России, были подготовлены сектором экономики искусства и сектором культурной политики Государственного института искусствознания.
Автор также опирался на исследования, посвященные отдельным аспектам функционирования сферы культуры, среди которых заслуживают внимания работы С.Н. Горушкиной, И.Н. Молчанова, Е.А. Хауниной и др.
В работах большинства из перечисленных выше исследователей в той или иной степени поднимается вопрос о необходимости поддержки культурной деятельности, как со стороны государства, так и общества в целом в связи с невозможностью функционирования сферы культуры на принципах самоокупаемости в условиях рыночного механизма хозяйствования. Однако отдельные важные вопросы данной проблематики требуют дальнейшего критического осмысления. Среди них по-прежнему имеют первоочередное значение вопросы, связанные с теоретическим обоснованием общественной поддержки культурной деятельности, переосмыслением роли государства и гражданского общества в ее формировании, а также выработкой научно обоснованных управленческих решений в сфере культуры, связанных с укреплением институциональных начал в ее экономическом обеспечении. Данные обстоятельства обусловили выбор темы, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании роли и места общественной поддержки культурной деятельности в рыночной экономике и разработке концептуальных подходов к ее формированию с учетом институциональных особенностей современной экономики России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач диссертационной работы:
— систематизировать существующие теоретические подходы к обоснованию необходимости общественной поддержки культурной деятельности;
— провести ретроспективный анализ и обобщить отечественный и зарубежный опыт общественной поддержки культурной деятельности;
— определить роль государства и гражданского общества в формировании общественной поддержки культурной деятельности;
— раскрыть институциональные траектории развития сферы культуры в России и определить влияние государства на особенности ее функционирования;
— выявить основные вызовы (в теоретическом и практическом ключе) культурной политики России в процессе рыночных преобразований;
— раскрыть основное содержание понятия «общественная поддержка культурной деятельности»;
— доказать правомочность применения общественной поддержки культурной деятельности в качестве социально-экономической альтернативы;
— обосновать состав и структуру общественной поддержки культурной деятельности, способной обеспечить устойчивое развитие некоммерческого сектора культуры в рыночной экономике;
— разработать основные положения концепции общественной поддержки культурной деятельности с учетом институциональных особенностей современной экономики России.
Объектом исследования является культурная деятельность как разновидность экономической деятельности, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением культурных благ, необходимых для удовлетворения культурных потребностей человека и общества в целом.
В качестве предмета исследования выступают процессы экономического обеспечения устойчивого развития некоммерческого сектора культуры.
Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с п. 1 Общая экономическая теория: пп. 1.1. Политическая экономия (роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем), пп. 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория (социально-экономические альтернативы) специальности 08.00.01 - Экономическая теория Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Методологической базой диссертационной работы послужили российские и зарубежные исследования по экономике культуры, общей экономической теории, институциональной экономической теории, теории общественного сектора,
материалы научных конференций и семинаров, научные доклады Института экономики РАН.
В диссертации использованы широко применяемые в исследовательской деятельности методы - описательный, анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, системный анализ, а также приемы группировки и классификации, приемы сравнительного исторического и межстранового анализа, экспертные суждения. Совокупность данных методов позволили автору обеспечить достоверность проведенного диссертационного исследования и обоснованность его выводов. Для подтверждения достоверности основных положений и выводов диссертации кроме теоретико-методологических материалов в работе использовался большой объем статистической информации.
Информационной базой исследования послужили материалы российского и международного законодательства и других нормативно-правовых актов по вопросам развития культуры и реализации культурной политики; статистические и аналитические данные Росстата РФ, Минкультуры России, Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Минкультуры России, Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Союза театральных деятелей РФ, Общественной палаты РФ; материалы по вопросам развития культуры Евросоюза, Мирового Банка, ОЭСР, ЮНЕСКО; данные интерактивной статистической базы Евростата; результаты исследований и материалы, получившие отражение в научных монографиях и публикациях отечественных и зарубежных авторов, а также материалы, размещенные в сети Интернет.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции общественной поддержки культурной деятельности с целью выработки новых подходов к обеспечению устойчивого развития некоммерческого сектора культуры в условиях современной экономики России.
В ходе диссертационного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:
1. Обосновано авторское понимание общественной поддержки культурной деятельности, которая представляет собой совокупность ресурсов, механизмов и институтов экономического обеспечения устойчивого развития некоммерческого сектора культуры. Систематизированы существующие подходы к обоснованию общественной поддержки культурной деятельности и выделены четыре системообразующих теории: концепция провалов рынка; «болезнь цен» Баумоля; теории мериторных и опекаемых благ. Проанализированы возможности и ограничения указанных теоретических моделей в обосновании общественной поддержки применительно к широкому спектру культурных благ и видов культурной деятельности.
2. Доказана необходимость применения так называемого «эффекта колеи» (path dependence) в качестве теоретического обоснования общественной поддержки культурной деятельности. В авторской трактовке общественная поддержка культурной деятельности обусловлена влиянием «эффекта колеи», т.е. необходимостью принимать во внимание накопленный обществом культурный потенциал, сложившиеся традиции приобщения к культурной жизни, роль культуры в совершенствовании качественных характеристик общественного устройства, а не руководствоваться исключительно экономической эффективностью при оценке культурной деятельности.
3. Обобщен и проанализирован зарубежный опыт общественной поддержки культурной деятельности в разрезе трех основных моделей реализации культурной политики: англосаксонской, скандинавской и континентально-европейской. Доказано, что, несмотря на существенные различия в исходных мотивах, объясняющих государственную активность в сфере культуры, и механизмах общественной поддержки культурной деятельности, каждая из этих трех моделей свидетельствует о высокой включенности местного самоуправления в экономическое обеспечение некоммерческого сектора культуры.
4. Проанализирован отечественный опыт общественной поддержки культурной деятельности. Раскрыты особенности функционирования сферы культуры в советский период с акцентом на роль государства в экономическом обеспечении культурной деятельности. Обоснован тезис о двойственном и противоречивом характере экономических отношений, сложившихся в отечественной сфере культуры: с одной стороны, современная культурная политика России демонстрирует преемственность советской традиции управления в части сохранения остаточного принципа финансирования и отношения к культуре на основе узковедомственного подхода, с другой стороны, предпринимаются настойчивые попытки ввести культуру в систему рыночных отношений.
5. Обосновывается положение о том, что отечественный опыт реализации культурной политики имеет много общих черт с континентально-европейской моделью, характеризующейся традиционно высокой ролью государства в поддержке культурной деятельности, поэтому имплантация институтов англосаксонской модели без учета особенностей социально-экономического развития России рискует оказаться серьезным искажением заимствованных институтов и негативными последствиями для функционирования отечественной сферы культуры.
6. Выявлены основные вызовы культурной политики России в процессе рыночных преобразований, среди которых: «узкое» понимание культуры, ее низкий правовой и общественный статус, попытки оценить культуру исключительно с точки зрения экономической эффективности. Данные вызовы проанализированы в рамках основных положений законодательных новаций последнего десятилетия, регламентирующих деятельность в сфере культуры. Аргументирован тезис о том, что сложившееся отношение к культуре как сфере услуг во многом обусловлено игнорированием этих тенденций при проведении современной культурной политики России.
7. Обобщены и проанализированы итоги реформ государственного управления в России в проекции на сферу культуры. Обоснованы неэффективность
проведения ряда преобразований в сфере культуры в свете реализации административной реформы (на примере введения 3-х уровневой системы федеральных органов власти), реформы местного самоуправления (на примере передачи полномочий по развитию культуры с регионального на муниципальный уровень) и бюджетной реформы (на примере избавления от непрофильных активов, унификации отраслевого законодательства, реструктуризации бюджетной сети учреждений культуры, введения бюджетирования, ориентированного на результат и др).
8. Разработана структура общественной поддержки культурной деятельности в виде 4-хступенчатой пирамиды, каждый из сегментов которой символизирует основных акторов, задействованных в экономическом обеспечении некоммерческого сектора культуры: (1) государство; (2) население; (3) третий сектор; (4) бизнес. Ядром (основанием пирамиды) общественной поддержки культурной деятельности является государство.
9. Обоснована роль институтов гражданского общества в общественной поддержке культурной деятельности, которая выражается, с одной стороны, в благотворительной деятельности организаций третьего сектора (благотворительных организаций, фондов и других НКО), с другой стороны, в гражданском контроле со стороны общественных объединений различных правительственных инициатив и государственных решений, затрагивающих вопросы функционирования некоммерческого сектора культуры.
10. Разработаны основные положения концепции общественной поддержки культурной деятельности в России. Проанализированы возможности и институциональные ограничения, связанные с эволюцией методов государственного финансирования; меценатской деятельностью; развитием механизма государственно-частного партнерства в сфере культуры; созданием эндау мент-фондов или фондов целевого капитала организаций культуры; применением специальных или маркированных налогов. Обоснована необходимость введения национальных лотерей в рамках создания системы общественной поддержки культурной деятельности в России.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке теоретических подходов к формированию системы общественной поддержки культурной деятельности, а также теоретическому обоснованию в рамках общей экономической теории, теории общественного сектора, теории институциональной экономики необходимости общественной поддержки культурной деятельности. Основные положения работы могут быть использованы при чтении курсов «Экономика культуры», «Финансовое обеспечение организаций культуры», «Статистика культуры» в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке, реализации и анализе эффективности государственной культурной политики России.
Изложенные в работе предложения и практические рекомендации могут быть учтены: государственными органами власти при разработке национальной стратегии развития культуры и искусства; министерствами и ведомствами РФ при определении основных направлений культурной политики как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях; институтами гражданского общества и организациями третьего сектора при разработке и реализации программ культурного развития, различных культурных проектов и инициатив; научными сотрудниками, специализирующими на исследовании социально-экономических проблем культурной деятельности.
Степень достоверности и апробация результатов работы. Достоверность основных результатов диссертационного исследования неоднократно подтверждалась в ряде докладов и выступлений на научных конференциях, среди которых следует отметить: Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России» с интеграцией опыта европейских стран, г. Екатеринбург, 12-15 апреля 2013 г.; Второй Российский экономический конгресс, Владимирская область, г. Суздаль, 18-22 февраля 2013 г.; Межрегиональная научно-практическая конференция для работников культурно-досуговой сферы «Культура как ресурс модернизации», гг. Владимир, Муром, 28-30 октября 2012 г.; Ульяновский культурный форум - 2012, г. Ульяновск, 27-28 сентября 2012 г.; Научная конференция «Актуальные проблемы экономики и социологии культуры»,
г. Москва, 18 апреля 2012 г.; Ученый совет Института экономики РАН (Москва, 28 февраля 2012 г.); V Международные музейные чтения «Современные проблемы музееведения» - «Музеи, архивы, библиотеки в современном информационном обществе», г. Орёл, 12-13 мая 2011 г.; Межрегиональная научно-практическая конференция «Приоритет культуры в жизни общества», г. Москва, 22 апреля 2011 г.; Научно-практическая конференция «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов» в рамках Международного туристского Форума, Республика Карелия, г. Петрозаводск, 7-10 июня 2010 г.; 8-ая международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, 26-28 мая 2010 г.; Международный форум по Партнерству Северного измерения в сфере культуры, г. Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.; Российский экономический конгресс, г. Москва, 07-12 декабря 2009 г.; Международная конференция «Развитие инфраструктуры культурной жизни» (Юфитовские чтения - 2008), г. Санкт-Петербург, 14-15 мая 2008 г. и др.
Результаты диссертационного исследования излагались в аналитических записках, подготовленных для Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. Отдельные положения научного исследования были представлены в докладах на заседаниях Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации ФС РФ: «Культурный атлас Российской Федерации: региональная диспропорция и пути решения», г. Москва, 14 июня 2012 г.; «О путях повышения эффективности государственной культурной политики в современных условиях: законодательный и экономический аспекты», г. Москва, 4 февраля 2011 г.
Материалы диссертационного исследования нашли отражение в учебном курсе «Статистика культуры», который автор преподает для студентов продюсерского факультета ФГБОУ ВПО «Школа-студия (институт) имени Вл.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова».
Диссертационная работа, объемом 334 страницы, состоит из введения, четырех глав, в которые входят 12 параграфов и 10 подпараграфов, 42 рисунка и 23 таблицы, заключения и списка литературы, включающей 262 наименования, из которых 118 - на русском языке и 144 - на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Некоммерческие институты переходного периода: Экономические закономерности становления и функционирования2002 год, кандидат экономических наук Фатеева, Светлана Викторовна
Развитие института некоммерческой организации в российской экономике2010 год, кандидат экономических наук Саляхова, Эльвира Минзагитовна
Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России2009 год, доктор юридических наук Грудцына, Людмила Юрьевна
Институционально-экономические основы развития гражданского общества в России2008 год, кандидат экономических наук Ковалев, Александр Петрович
Совершенствование механизма развития рыночных отношений в деятельности государственных музейных учреждений Российской Федерации2013 год, кандидат экономических наук Иванова, Юлия Андреевна
Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Музычук, Валентина Юрьевна
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования:
1. Культурная деятельность обладает определенными организационно-экономическими особенностями, которые не позволяют ей вписаться в специфику рыночных отношений. Некоммерческий сектор культуры нуждается в общественной поддержке, так как не может функционировать на принципах самоокупаемости в рыночной экономике. Концепция провалов рынка, «болезнь цен» Баумоля, теории мериторных и опекаемых благ вносят свой вклад в разработку теоретических оснований общественной поддержки культурной деятельности. При этом нельзя не отметить, что все теоретические модели общественной поддержки культурной деятельности в массе своей носят нормативный характер.
2. С середины 50-х гг. XX в. во многих развитых странах экономическое обеспечение культурной деятельности стало прерогативой государства, что в полной мере отвечало кейнсианской концепции государства всеобщего благосостояния. Однако с 90-х гг. появилась тенденция к сворачиванию социальных программ, которая в проекции на сферу культуры проявилась в виде сокращения государственных расходов. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. доказал уязвимость государственных расходов на культуру от ухудшения общей экономической конъюнктуры. Поэтому обеспечение устойчивого развития некоммерческого сектора культуры в современной рыночной экономике требует переосмысления роли государства и гражданского общества в поддержке культурной деятельности, необходимости формирования системы общественной поддержки в качестве социально-экономической альтернативы.
3. Создание общественной поддержки культурной деятельности отнюдь не должно означать переноса центра тяжести в экономическом обеспечении сферы культуры с государства на плечи населения. Ядром общественной поддержки культурной деятельности по-прежнему должно остаться государственное финансирование. При этом большая роль отводится финансовым средствам, поступающим за счет институциональных форм экономического обеспечения: меценатству и благотворительности, эндаумент-фондам или фондам целевого капитала организаций культуры, государственно-частному партнерству, привлечению средств национальных лотерей, маркированным налогам.
4. Становление системы общественной поддержки культурной деятельности в России требует, в первую очередь, изменения мировоззренческих установок общественного сознания. Речь, в частности, идет о необходимости преодоления традиционного для России противопоставления государства и общества. В концепции общественной поддержки культурной деятельности государство не противостоит обществу, а является носителем его долгосрочных интересов. В то же время общественная поддержка культурной деятельности предполагает активное участие институтов гражданского общества и организаций третьего сектора, что выражается как собственно в благотворительной деятельности, так и осуществлении гражданского контроля за принятием государственных решений, касающихся функционирования сферы культуры.
5. Отдельные элементы общественной поддержки культуры, которые вводятся в современную отечественную практику, укореняются на российской почве в искаженном виде. Так, под меценатством и благотворительной деятельностью зачастую маскируется спонсорство, при котором выделяемые финансовые средства идут на укрепление имиджа компании и не имеют ничего общего с безвозмездной помощью, лежащей в основе меценатства и благотворительности. Проекты государственно-частного партнерства в сфере культуры не получили широкого распространения во многом из-за того, что потенциальный бизнес не стремится вкладывать деньги в культуру, предпочитая более доходные и менее обременительные с точки зрения правого регулирования отрасли экономики. Целевые фонды организаций культуры, широко распространенные в странах англосаксонской традиции, в настоящее время созданы только в двух крупнейших музеях России. Создание таких фондов не стоит на повестке дня в большинстве организаций культуры как по причине сложности самой процедуры его формирования, так и невозможности собрать требуемую сумму денег из-за неразвитой традиции благотворительности как таковой. Потенциал национальных лотерей не задействован в поддержке культурной деятельности. Отмеченные институциональные искажения во многом обусловлены сиюминутностью целей и задач, в то время как функционирование сферы культуры требует продуманных научно обоснованных управленческих решений с ориентацией на долгосрочную перспективу.
Список литературы диссертационного исследования доктор экономических наук Музычук, Валентина Юрьевна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумов, A.A. Народное образование в СССР: сборник документов (1917-1973). М.: Педагогика, 1974.
2. Абалкин, Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - № 6.
3. Абалкин, Л.И. Вызовы нового века. М.: ИЭ РАН, 2001.
4. Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. - 2005. - № 4 (24).
5. Абанкина, Т.В. Многоканальное финансирование культуры и искусства: зарубежный опыт // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. - № 2 (14). -С. 138-140.
6. Алексеев, А.И. Расселение и этническая структура / А.И. Алексеев, Н.В. Зубаревич, С.Г. Сафронов // Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005.
7. Амунц, А.Д. Государственно-частное партнерство как приоритетное направление сохранения и использования памятников истории и культуры // Материалы конференции «Применение механизмов государственно-частного партнерства в области культуры». Москва, 26 февраля 2007 г. М., 2007.
8. Аронов, A.A. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та культуры, 1995.
9. Ахмирова, Р. На тебе, Боже, что и людям гоже... // Собеседник. - 2009. -№ 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sobesednik.ru/archive/sb/12 2009/religion 12 2009/ (дата обращения: 02.02.2010).
Ю.Бессонова, О.Э. Институциональная матрица для модернизации России // Вопросы экономики. - 2012. - № 8.
П.Бессонова, О.Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999.
12.Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют: пер. с англ. / науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. М.: НП Журнал «Вопросы экономики», 2004.
13.Бодрийар, Ж. Америка [1986] / пер. с фр. Д. Калугина. СПб.: Александр Даль, 2000.
14. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике на 2013— 2015 гг. 28 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.ru (дата обращения: 10.07.2012).
15.Варнавский, В.Г. ГЧП: Теория и практика. Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010.
16.Вехов, Н. Сибиряковы. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring smi/2001/06/01/sibiryakovy (дата обращения: 10.01.2013).
17.В.И. Ленин о культуре. М.: Политиздат, 1985.
18.В.И. Ленин о литературе и искусстве. М.: Политиздат, 1976.
19.Генкина, Э.Б. Образование СССР (1917-1924): сборник документов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.
20. Горький, М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918 гг.). М.; СПб.: Интерконтакт, 1990.
21. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. Ответственный исполнитель — Министерство культуры РФ. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/15 01 2012 2.pdf (дата обращения: 10.01.2013).
22. Гринберг, P.C., Рубинштейн А .Я. Экономическая социодинамика. М.,
2000.
23. Гринберг, P.C., Рубинштейн, А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: ИЭ РАН, 2008.
24. Гринберг, P.C., Рубинштейн, А.Я. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 7789.
25. Дадамян, Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальность // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.: Наука, 1980.
26. Доклад об институциональной благотворительности. М.: Форум доноров, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donorsforum.ru (дата обращения 15 августа 2012).
27. Дроздова, Н.П., Протанская Е.С. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов // Экономические отношения в социально-культурной сфере / под ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1992.
28. Зубаревич, Н.В. Экономическое развитие регионов // Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005.
29. Зубаревич, Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010.
30. Иванова, JI.B. Ленин и культурная революция: Хроника событий (1917-1923) / Л.В. Иванова, М.Б. Кейрим-Маркус, С.С. Тарасова. М.: Мысль, 1972.
31. Игнатьева, Е.Л. Реформирование бюджетного процесса: к оценке результатов деятельности в культуре. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - №6. - С. 11-22.
32.Игнатьева, Е.Л. Экономика культуры. М.: ГИТИС, 2009. - 284 с.
33. Как нам построить великую Россию? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. - № 1601.-2010.- 12 окт.
34.Кирдина, С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.
35.Кирдина, С.Г. Х- и Y-экономики: институциональный анализ. М.: Наука, 2004.
36. Кого поздравлять с 75-летием, если «Союзмультфильма» уже нет? Художники-мультипликаторы обратились к руководителям страны с призывом взять студию под крыло // Новая газета. - 2011. - 8 июня. - № 61 (1764).
37.Козловски, П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.
38.Козловски, П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.
39. Константинов, А. Светозарный мост: о жизни, творчестве и идейном наследии Ивана Ефремова. 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fandom.ru/about fan/konsta 1 .htm (дата обращения: 15.07.2010).
40.Косенко, С.И. Политика культуры или культура политики. Опыт Франции. М.: Восток-Запад, 2008.
41. Костина, Е.П., Петрова, Е. Эволюция хозяйственного механизма // Художественная жизнь современного общества. Т. 3: Искусство в контексте социальной экономии. СПб., 1998.
42. Кречетников, А. Лотереи: людская слабость и государственная выгода. Русская служба Би-би-си. 6 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/12/121206_russia_world_lotteries. shtml (дата обращения: 21.01.2013).
43. Крылова, Е. Музеи в роли рантье? Почему бы и нет? Что такое эндаументы и что они сулят российским музеям? // The Art Newspaper Russia. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://endowment.donorsforum.ru/userfiles/TAN_006_llp. pdf (дата обращения: 10.01.2013).
44. Кузнецова, Т.Е., Никифоров, Л.В. Промысловое хозяйство современной России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Институт экономики РАН, 2011.
45.Культура России. Информационно-аналитический сборник. 2011 год. Образ России в меняющемся мире. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2011.
46. Культурная политика. Проблемы теории и практики / ред.-сост. О. Хлопина. СПб., 2003.
47.Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 10. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1967.
48. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8.-С.З.
49. Лихачев, Д.С. Воспоминания. СПб., 2000.
50.Лукша, П.О. Экономика культуры — штрихи к науке нового века // Российское экспертное обозрение. 2007. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoculture/cultural policy/cultural policy/touches/ (дата обращения: 19.03.2012).
51. Луначарский, А.В. Собрание сочинений в 8 томах. 1964-1967. Т. 3. М.: Худ. лит., 1964.
52. Лучшие практики по созданию целевых капиталов. Сборник. М.: Форум доноров, 2012.
53.Мандевиль, Б. Басня о пчелах / пер. Е.С. Лагутина. М.: Мысль, 1974.
54.Манди, С. Культурная политика: краткое руководство // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. М.: Либерея, 2002.
55. Маркина, Т. Управляющая компания Газпромбанка получила в управление эндаумент Эрмитажа // Коммерсантъ-ОпНпе. 15.05.2012. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1934730/ (дата обращения: 07.07.2012).
56. Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах за 2010 г. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2011.
57.Музычук, В.Ю. Государство и финансирование сферы культуры: в поисках здравого смысла. // Обсерватория культуры. - 2013. - №1. - С. 46-56.
58.Музычук, В.Ю. Должна ли Россия финансировать отечественную культуру? // Федерализм. - 2012. - №1 (65). - С. 113-126.
59.Музычук, В.Ю. Национальные лотереи как дополнительный источник финансирования культуры. // Справочник руководителя учреждения культуры. -2013,-№7.-С. 33-41.
60.Музычук, В.Ю. Оплата труда в сфере культуры: радужные перспективы? // Человек и труд. - 2013. - №7. - С. 43-48.
61.Музычук, В.Ю. Перспективы развития культуры в России в свете Стратегии-2020 и проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации». // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. - № 2 (14). - С. 144-147.
62.Музычук, В.Ю. Развитие культуры в советский период // Экономическая история СССР: очерки / рук. авт. кол. Л.И. Абалкин. М.: Инфра-М, 2007.-С. 221-249.
63.Музычук, В.Ю. Развитие сферы культуры в России в контексте бюджетной реформы. // Вестник Института экономики РАН. - 2011. - №3. - С. 172-191.
64.Музычук, В.Ю. Сохранение объектов культурно-исторического наследия в России: ю Ье ог по1 Ю Ье... // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2010. - № 3. - С. 65-72.
65.Музычук, В.Ю. Целевые фонды организаций культуры: зарубежная практика и российская действительность. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2013. - №4. - С. 6-21.
66. Мухина, Е. Сибиряковы — купцы, меценаты, исследователи. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/sibiryakovy_kupcy_mecenaty_issledovateli (дата обращения: 10.12.2012).
67. Нуреев, Р.М. Институциональная среда российского бизнеса — эффект колеи. СПб., 2010. (Экономика и институты).
68. Нуреев, Р.М., Латов, Ю.В. Новое в институциональных теориях // Общественные науки и современность. - 2006. - № 2. - С. 118-129.
69. Обзор практик и подходов к социальным инвестициям компаний-лидеров автомобильного рынка. САБ Россия, 2011. - 15 с.
70. Об отношениях государства и церкви. Пресс-выпуск Аналитического центра Юрия Левады от 09.02.2012. [Электронный документ]. Режим доступа:
http://www.levada.ru/09-02-2012/ob-otnosheniyakh-gosudarstva-i-tserkvi. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 10.08.2012).
71. Образовательные учреждения культуры, искусства и кинематографии в цифрах за 2011 г. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2012.
72. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2010 г. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2011.
73. Общественное мнение — 2012. М.: Левада-Центр, 2012. - 232 с.
74. Особенности благотворительной деятельности банковского сектора России. САБ Россия, 2012. - 21 с.
75. Особенности благотворительной деятельности компаний нефтегазовой отрасли. САБ Россия, 2010. - 18 с.
76. Отчет Государственного Эрмитажа — 2010 / под общ. ред. М.Б. Пиотровского. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2011.
77. Петренко, Е. Обзор результатов исследований российской филантропии 2010-2011 // Доклад об институциональной благотворительности. М.: Форум доноров, 2011.
78. Пиотровский, Б.Б. Страницы моей жизни. М., 1995.
79. Платное обслуживание населения в России — 2009. Стат. сборник. М.: Росстат, 2009.
80.Поланьи, К. Наша устаревшая рыночная психология // Избранные работы. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2010.
81. Полтерович, В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. - 2004. - № 3. - С. 5-16.
82.Рейтблат, А., Дубин, Б. Литературные премии как социальный институт // Критическая масса. 2006. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.mss.rU/km/2006/2/re4.html (дата обращения: 10.01.2013).
83.Рипкема, Д. Экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей. М.: ЗАО «Билдинг медиа груп», 2005.
84. Российский статистический ежегодник. 2010. Статистический сборник / Росстат. М., 2010.
85. Рубинштейн, А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: Союзтеатр, 1991.
86. Рубинштейн, А.Я. Смена государственной стратегии в культуре. Взгляд экономиста // Доклад Комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты РФ «Культура и будущее России. Новый взгляд». М., 2007.
87.Рубинштейн, А.Я. Экономика общественных преференций. СПб.: Алетейя, 2008.
88. Рубинштейн, А.Я. Опекаемые блага в сфере культуры: признаки и последствия «болезни цен». М.: Институт экономики РАН, 2012.
89. Рубинштейн, А.Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами. М.: Экономика, 2010.
90. Рубинштейн, А.Я. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 1 (44).
91. Рубинштейн, А.Я. Экономика культуры: приложения общей теории социальной экономии. Опыт построения аксиоматической теории культурной деятельности (научный доклад). М., 1997.
92. Рубинштейн, А.Я. К теории опекаемых благ. Неэффективные и эффективные равновесия // Вопросы экономики. - 2011. - № 3.
93. Рубинштейн, А.Я. Опекаемые блага: институциональные трансформации. М.: ИЭ РАН, 2011.
94. Самоторова, А. Социальная безответственность. / РБК daily. 04.07.2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2007/07/04/focus/282113 (дата обращения: 18 ноября 2011).
95.Семендяева, М. «Пока что все нам сочувствуют, а денег на культуру не дают»: интервью с Министром культуры А. Авдеевым // Коммерсант. -2011.-31 марта.
96. Скарлош, С. Благотворительность как бизнес // Русский репортер. -2011. - 21-28 июля. - № 28 (206). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/russian reporter/201 l/28/blagotvoritelnost-kak-biznes/media/95298/ (дата обращения: 11 августа 2012).
97. Соколов, К.Б., Фохт-Бабушкин, Ю.У. Методологические аспекты определения целевых показателей развития культуры // Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М.: Экономика, 1985.
98. Социально-экономические проблемы художественной культуры / отв. ред. А.Я. Рубинштейн. М., 1987.
99. Столяров, И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. М.: Экономика, 1989.
100. Театры Российской Федерации в цифрах за 2010 г. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2011.
101. Тимощук, О., Барковец, А. Целевые капиталы: история партнерства // Бизнес и общество. Информационно-аналитический журнал. - 2012. - № Ъ-А (7071).
102. Токарева, Л. «Нефть» Псковской губернии // Культура. - 2008. - 11-17 дек.-№48 (7661).
103. Токмашева, М. Псковский полигон: Развивать туризм решили с применением ГЧП // Культура. 2010. 29 июля — 4 августа. № 28 (7741).
104. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009.
105. Флиер, А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. - 1998. -№ 3.
106. Хаунина, Е.А. «Процентная филантропия» — дополнительный финансовый ресурс для организаций социально-культурной сферы // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. - № 2 (14). - С. 141-143.
107. Численность и заработная плата в учреждениях и организациях культуры, искусства и кинематографии в цифрах за 2010 г. М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2011.
108. Шаповал, С. Латифундист нашего времени // Независимая газета. -2004. - 18 июня.
109. Швейцер, А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
110. Шишкин, С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М., 1992.
111. Экономика культуры: новый ракурс старых проблем / отв. ред. А.Я. Рубинштейн, В.Ю. Музычук. М.: ИЭ РАН, 2013. - 398 с.
112. Экономика культуры: проблемы интенсификации / отв. ред. А .Я. Рубинштейн. М., 1986.
113. Экономика культуры: учебник. / отв. ред. А.Я. Рубинштейн. М.: CJIOBO/SLOVO, 2005.
114. Экономические отношения в социально-культурной сфере / под ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1992.
115. Юшкявичюс, Г.З. Свобода информации прямо связана с развитием // Международная жизнь. - 1998. - № 7. - С. 106-112.
116. Якобсон, Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурной сферы. М., 1988.
117. Якобсон, Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.
118. Ясин Е. Культура имеет значение // Российская газета. 2010. 24 мая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/05/24/yasin.html (дата обращения: 09 января 2012).
119. Abbing, Н. Let's Forget About the Cost Disease. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hansabbing.nl (дата обращения: 13 октября 2011).
120. Arts and Economic Prosperity III. The economic impact of nonprofit arts and culture organizations and their audiences. 2007. National report, (http ://w w w. AmericansForThe Arts .org).
121. Arts Council of England: Monitoring major capital projects funded by the National Lottery. Report by the Controller and Auditor General. London: National Audit Office, 1999.
122. Baumol, H., Baumol, W., eds. Inflation and the performing arts. New York: New York University Press, 1984.
123. Baumol, W.J. Applied welfare economics / A handbook of cultural economics / ed. by Ruth Towse. Edward Elgar, 2003. - P. 20-31.
124. Baumol, W.J. Introductory Remarks to "Unsettled Questions in the Political Economy of the Arts" // Journal of Cultural Economics. - 1994. - Vol. 18. - P. 65-66.
125. Baumol, W.J. Economics of Athenian Drama: Its Relevance for the Arts in a Small City Today // The Quarterly Journal of Economics. - 1971. - Vol. LXXXV. - № 3. - P. 365-376.
126. Baumol ,W.J. On the Economics of Musical Composition in Mozart's Vienna // Journal of Cultural Economics. - 1994. - Vol. 18. - P. 171-198.
127. Baumol, W.J., Bowen W.G. On the Performing Arts: the Anatomy of Their Economic Problems // American Economic Review. - 1965. - Vol. 50. - № 2. - P. 495502.
128. Baumol, W.J. Performing Arts: The Permanent Crises // Business Horisons. - 1965. - Vol. 10. - № 3. - P. 47-50.
129. Baumol, W., Bowen, W. Performing Arts: the Economic Dilemma. Cambridge — London: MIT, 1968.
130. Baumol, W.J., Oates, M.I. On the Economics of the Theatre in Renaissance London. Swedish Journal of Economics. - 1972. - № 1. - P. 136-160.
131. Baumol, W. The Arts in the "New Economy" // Handbook of the Economics of Art and Culture. Vol. 1 / ed. by V. Ginsbourgh and D. Throsby Elsevier. 2006. - P. 340-357.
132. Bickley, P. The National Lottery: Is it Progressive? London: The public theology think tank (Theos), 2009.
133. Blaug, M. Where are We Now on Cultural Economics? Journal of Economic Surveys. - 2001. - Vol. 15. - № 2. - P. 123-143.
134. Blaug, M. Introduction on Plenary Session on 30th Anniversary of The Performing Arts: An Economic Dilemma by Baumol and Bowen — Ninth International Conference on Cultural Economics. Boston 8-11 May 1996 // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20.
135. Blaug, M. Final Comments on the Plenary Session on Baumol and Bowen // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20.
136. Bodo, C., Bodo, S. Country profile: Italy. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 13th ed. 2012.
137. Bonet, L. Cultural Tourism // A handbook of cultural economics / ed. by R. Towse. Cheltenham: Edward Elgar, 2003.
138. Bonet, L., Negrier, E. Cultural policy in Spain: processes and dialectics. Cultural Trends. - 2010. - Vol. 19. - № 1-2. - P. 41-52.
139. Burr, T. Making grants efficiently in the culture, media and sport sector. Report by Comptroller and Auditor General. London: National Audit Office, 2008. - HC 339 Session 2007-2008. - 22 May 2008.
140. Cellini, R., Cuccia, T. Information Externality in the Arts and the Public Intervention: A Note. European Journal of Scientific Research. - 2011. - Vol. 51. - № 1. - P. 40-43.
141. Champarnaud , L. Can public arts education replace arts subsidation? / L. Champarnaud, V. Ginsburgh, P. Michel // Journal of Cultural Economics. - 2008. - Vol. 32.-P. 109-126.
142. Chartrand, H.H., McCaughey, C. The Arm's Length Principle and the Arts: An International Perspectives — Past, Present and Future // Who's to Pay? For the Arts: The International Search for Models of Support / ed. by Jr. M.C. Cummings & J.M.D. Schuster. American Council for the Arts, N.Y.C. 1989. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.compilerpress.ca/Cultural %20Economics/Works/Arm %201 %201989.htm Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 01.03.2012).
143. Chartrand, Н.Н. Funding the Fine Arts: An International Political Economic Assessment // Nordic Theatre Studies. - 2002. - Vol. 14.
144. Corporate Social Responsibility and the Arts: How business engagement with the arts is changing? London: Arts and Business, 2004.
145. Cowen, T. Why everything has changed: the recent revolution in cultural economics // Journal of Cultural Economics. - 2008. - Vol. 32. - P. 261-273.
146. Cowen, T. Why I Do Not Believe in the Cost-Disease. Comment on Baumol // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20. - P. 207-214.
147. Cowen, T. Good and Plenty. Princeton University Press, 2006.
148. Cultural policies in France. Coalition française pour la diversite culturelle. Paris. 2008. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.coalitionfrancaise.org (дата обращения: 31.01.2012).
149. Cultural statistics: edition 2011. Luxemburg: Publications Office of the European Union, 2011.
150. Culture in Italy: Basic Figures. Ministero per i beni e le attivita culturali segretariato generale. Ufficio studi. Gangeme Editore. SPA. Rome, 2011.
151. Cwi, D. Public Support of the Arts: Three Arguments Examined // Journal of Cultural Economics. - 1980. - Vol. 4. - № 2. - P. 39-62.
152. David, P. Clio and the Economics of QWERTY. American Economic Review. - 1985. - Vol. 75. - № 5. - P. 332-337.
153. Delvainquire, J.-C. Country profile: France. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 2007. 11th ed.
154. Dolfsma, W. A Status Quo in the Economics of Arts and Culture? A view of some recent developments // De Economist. - 1997. - № 2 (145).
155. Doyle, G. Why culture attracts and resist of economic analysis? // Journal of Cultural Economics. - 2010. - Vol. 34. - P. 245-259.
156. Drucker, P. Managing for Results, Planning for Succession // An interview with Peter F. Drucker by Joseph Maciariello. Leader to Leader Institute. 2005. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.management.com.ua/interview/int002.html. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.12.2010).
157. Dubois, V. Cultural policy in France — Genesis of a public policy category. Working paper. University of Strasbourg. Centre for European Political Sociology. 2008.
158. Duelund, P. Nordic cultural policies: A critical view // International Journal of Cultural Policy. - 2008. - Vol. 14. - № 1. - P. 7-24.
159. Duelund, P. (ed.) The Nordic cultural model. Copenhagen: Nordic Cultural Institute, 2003.
160. Endowments in the arts. Commissioned by the Secretary of State for Culture, Olympics, Media and Sport. London: Arts Council of England, 2010.
161. Escande, S., Delvainquiere, J.-C. Cultural Policies in Europe: a compendium of basic facts and trends. France. Council of Europe / ERICarts, 2003.
162. European Cultural Values. European Commission. Special Eurobarometer №278. September 2007.
163. Feld, A. Revisiting tax subsidies for cultural institutions. Journal of Cultural Economics. - 2008. - Vol. 32. - P. 275-279.
164. Felton, M.V. Evidence of the Existence of the Cost Disease in the Performing Arts // Journal of Cultural Economics. - 1994. - Vol. 18. - P. 301-312.
165. Fisher, R., Figueira, C. Country profile: United Kingdom. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 12th ed. 2011.
166. Frey, B.S. Cultural Economics. CESifo DICE Report 1/2009.
167. Frey, B.S. Public support // A handbook of cultural economics / ed. by Ruth Towse. Edward Elgar, 2003. - P. 389-398:
168. Frey, B.S. State Support and Creativity in the Arts: Some New Considerations // Journal of Cultural Economics. - 1999. - Vol. 23. - P. 71-85.
169. Frey, B.S. Has Baumol's Cost Disease in the Performing Arts // Ricerche Economiche. - 1996. - Vol. 50. - P. 173-182.
170. Frey, B. What Values Should Count in the Arts? The Tension between Economic Effects and Cultural Value. Institute for Empirical Research in Economics. University of Zurich // Working Paper. - 2005. September. - № 253.
171. Frey, B.S. A Multiplicity of Approaches to Institutional Analysis. Applications to the Government and the Arts. CESifo // Working Paper. - 2009. - July. -№ 2727.
172. Fullertone, D. On Justifications for Public Support on the Arts // Journal of Cultural Economics. - 1991. - Vol. 15. - P. 67-82.
173. Galloway, S., Jones, H.D. The Scottish dimension of British arts government: a historical perspective // Cultural Trends. - 2010. - Vol. 19. - № 1-2. - P. 27^0.
174. Ginsburgh, V. Economics of Art and Culture. International Encyclopedia of the Social and Behavioural Sciences. Amsterdam: Elzevier. 2001. http://ulb.academia.edu/VictorGinsburgh/Papers/214658/Economics_of_Art_and_Cultur e.
175. Ginsburgh, V., Mairesse, F. Economics and Art History // Art History and Visual Studies in Europe: Transnational Discourses and National Frameworks / eds. M. Rampley et al. Leiden: Brill Academic Press, 2011.
176. Giving USA 2011: The Annual Report on Philanthropy for the Year 2010. Executive Summary. 56th Annual Issue. Research and written by the Center on Philanthropy at Indiana University. 2011.
177. Goodwin, C. The Economics of Art through Art Critics' Eyes // Journal of Political Economy. - 1999. - P. 157-184.
178. Goodwin, C. Art and Culture in the History of Economic Thought // Handbook of the Economics of Art and Culture / ed. by V. Ginsbourgh and D. Throsby Elsevier. - 2006. - Vol. 1. - P. 25-68.
179. Grammp, W.D. Pricing the Priceless — Arts, Artists and Economics. Basic Books. New York, 1989.
180. Guide to Arts Funding in England. London: Department for Culture, Media and Sport. Arts Division, 2007.
181. Hamersveld, I., Bina, V. Country profile: The Netherlands. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 12th ed. 2011.
182. Han, A. Public Funding for the Arts: 2010 Update // GIA Reader. - 2010. -Vol. 21.-№3.
183. Hansen, T.B. Cultural Economics and Cultural Policy: A Discussion in the Danish Context. 1995.
184. Harding, T. Country profile: Sweden. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 12th ed. 2011.
185. Harrison, L., Huntington S. Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York. Basic Books, 2000.
186. Heilbrun, J., Gray, C.M. The Economics of Art and Culture. An American Perspective. Cambridge University Press, 1993.
187. Heilbrun, J. Baumol's Cost Disease. A handbook of cultural economics / ed. by Ruth Towse. UK: Edward Elgar, 2003.
188. Hewison, R. In an era of austerity, reasons to fund the arts: culture is a social language that we would be dumb without // The Art Newspaper. - Issue 215. -2010. - July-August.
189. Hewison, R. In an era austerity, reasons to fund the arts // The Art Newspaper. Issue 215. 2010. July-August. Published online 6 July 2010. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.theartnewspaper.com/articles/In-an-era-of-austerity-reasons-to-fund-the-arts/21121 (дата обращения: 07.02.2012).
190. Holden, J. Cultural Value and the Crisis of Legitimacy: Why culture needs a democratic mandate? London: Demos, 2006.
191. How the United States Funds the Arts. National Endowment for the Arts. 2nd ed. Washington, 2007.
192. How the United States Funds the Arts. National Endowment for the Arts. 3d ed. Washington, 2012.
193. Hutter, M. The Impact of Cultural Economics on Economic Theory // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20. - P. 263-268.
194. Iiczuk, D., Bodo, C. (eds.). Gambling on Culture. State Lotteries as a source of funding for culture — the arts and heritage. CIRCLE Network (Cultural Information and Research Centers Liaison in Europe). Conference Reader. 2002. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.circle-network.org/wp-content/uploads/2010/09/ConferenceReader.pdf. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 12.06.2012).
195. Inkei, P. Results of а 2011 Survey with Governments of Culture Budget and Financial Crisis and Culture. Council of Europe. 10th Plenary Session. Strasbourg, 34 May 2011.
196. Kern, P. Final Cuts for the Arts and Culture in the EU Budget? // KEA Newsletter. Brussels, 2010. October. № 21.
197. Key figures. Culture statistics. 2012 ed. Ministere de la Culture et de la Communication. France, 2012.
198. Klamer, A. Cultural goods are good for more than their economic value. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klamer.nl/articles/culture/goods.php (дата обращения: 19.03.2012).
199. Klamer, A. Financing the arts and culture in the European Union. European Parliament. Policy Department Structural and Cohesion Policies / A. Klamer, L. Petrova, A. Mignosa. November 2006. Brussels. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.culturalpolicies.net/web/files/134/en/Financing_the_Arts_and_Culture_in_th e_EU.pdf. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 12.03.2012).
200. Kluckhohn, С., Kroeber, A.L. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions // Paper of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology. Cambridge Mass., Harvard University Press, 1952. Vol. XLVII. № 1.
201. Krueger, A.B. An Interview with William Baumol. Journal of Economic Perspective.-2001.-Vol. 15.-№3.-P. 211-231.
202. Leclair, M.S., Gordon K. Corporate Support for Artistic and Cultural Activities: What Determines the Distribution of Corporate Giving? // Journal of Cultural Economics. - 2000. - Vol. 24. - P. 225-241.
203. Liebowitz, S., Margolis, S. //Encyclopedia of Law and Economics / eds. by Bouckaert Boudewijn, De Geest, Gerrit. Vol. I: The History and Methodology of Law and Economics. Cheltenham: Edward Elgar, 2000.
204. MacGregor, N. A Report for the Secretary of State for Culture, Olympics, Media and Sport on the role endowments could play in DCMS funded museums and galleries. London. UK, 2010. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.culture.gov.uk/publications/7642.aspx. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 14.08. 2012).
205. Madden, C. The Independence of Government Arts Funding: A Review // D'Art Topics in Arts Policy, № 9. International Federation of Arts Councils and Culture Agencies. Sydney, 2009.
206. McKercher, B., Du Cros, H. Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management. NY: The Haworth Hospitality Press, 2002.
207. Mermiri, T. Arts philanthropy: the facts, trends and potential. London: Arts and Business, 2010.
208. Mermiri, T. Private investment in culture 2009/10. What next for the arts? Arts and Business. UK. London, 2011.
209. Mitchell, R., Heiskanen I. Country profile: Finland. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 12th ed. 2011.
210. Mitchell, R., Kanerva, A. Country profile: Finland. Council of Europe/ERICarts: "Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe". 14th edition. 2012.-96 p.
211. Montalto, V. Decentralization and devolution in Italian cultural policies: how micro practices should inspire macro-policies // Cultural Trends. - 2010. - Vol. 19. - № 1-2.-P. 15-25.
212. National Endowment for the Arts 2010 Annual Report. Washington, 2011.
213. National Endowment for the Arts: a History, 1965-2008 / ed. by M. Bauerlein with E. Grantham. Washington, 2008.
214. Netzer, D. The Subsidized Muse. Cambridge: Cambridge University Press,
1978.
215. O'Hagan, J.W., Duffy, C.T. The Performing Arts and the Public Purse: an Economic Analysis. A Report commissioned by The Arts Council. Dublin. Orchard Press, 1987.
216. O'Hare, M. Arts policy research for the next 25 years: a trajectory after «Patrons Despite Themselves» // Journal of Cultural Economics. - 2008. - Vol. 32.
217. Peacock, A. Public Funding of the Arts in England. Fiscal Studies. - 2000. -Vol. 21. -№ 2. - P. 171-205.
218. Peacock, A. Economics, Cultural Values and Cultural Policies // Journal of Cultural Economics. - 1991. - Vol. 15. - № 2. - P. 1-18.
219. Peacock, A. Preserving the Past: An International Economic Dilemma // Journal of Cultural Economics. - 1978. - Vol. 2. - № 2. - P. 1-11.
220. Peacock, A. The "Manifest Destiny" of the Performing Arts // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20. - P. 215-224.
221. Perrin, Т., Delvainquiere, J.-C., Guy, J.-M. Country profile: France. Council of Europe/ERICarts: "Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe". 14th edition. 2013,- 103 p.
222. Petrova, P. Country profile: Czech Republic.. Council of Europe/ERICarts: "Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe". 14th edition. 2012. - 80 p.
223. Ploeg, R. In Art We Trust // De Economist. - 2002. - № 4(150). - P. 333362.
224. Ploeg, R. The Making of Cultural Policy: A European Perspective // CESifo Working Paper. - 2005. - August. - № 1524.
225. Promotion of cultural tourism as a factor of development of the regions. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2005.
226. Ragsdale, D. Rethinking Cultural Philanthropy: Towards a More Sustainable Arts and Culture Sector. London: Arts Council England, 2011.
227. Ratzenbock, V., Lungstars, A. Country profile: Austria. Council of Europe/ERICarts: "Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe". 14th edition. 2013.-71 p.
228. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress / ed. by J. Stiglitz, A. Sen, J.-P. Fitoussi. 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stiglitz-sen-fitoussi.fr. (дата обращения: 11 июля 2012).
229. Richards, G. (ed.) Cultural Tourism — Global and Local Perspectives. NY: The Haworth Hospitality Press, 2007.
230. Rushton, M. Cultural Diversity and Public Funding of the Arts: A View of Cultural Economics // The Journal of Arts Management, Law and Society. - 2003. - Vol. 33.-№2.-P. 85-97.
231. Saukkonen, P., Pyykkonen, M. Cultural policy and cultural diversity in Finland. International Journal of Cultural Policy. - 2008. - Vol. 14. - № 1. - P. 49-63.
232. Sawers, D. Should the Taxpayers Support the Arts? Institute of Economic Affairs. London, 1993.
233. Scitovsky, T. What's Wrong with the Arts Is What's Wrong with Society. The American Economic Review. - 1972. - Vol. 62. - № 1/2. - P. 62-69.
234. Sen, A. A matter of choice // The UNESCO Courier. Special Issue. - 2009. - November. - P. 33-34.
235. Sidford, H. Fusing Arts, Culture and Social Change: High Impact Strategies for Philanthropy. USA. National Committee for Research Philanthropy, 2011.
236. Sidwell, M. The Arts Council: Managed to Death. The Social Affairs Unit. London, 2009.
237. Smatlak, M. Country profile: Slovakia. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 11th ed. 2007.
238. Smith, M.K., Robinson, M. (eds.). Cultural Tourism in a Changing World: Politics, Participations and (Re)presentation. London: MPG Books, 2006.
239. Smith, M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London: Routledge, 2003.
240. Snawball, J.D. Measuring the Value of Culture. Methods and Examples in Cultural Economics. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2008.
241. State Arts Agency Funding and Grant Making. National Assembly of State Arts Agencies, 2011.
242. Stenstrom, E. What turn will cultural policy take? The renewal of Swedish model // International Journal of Cultural Policy. - 2008. - Vol. 14. - № 1. - P. 25-35.
243. Stevenson, D. Tracing British cultural policy domains: contexts, collaborations and constituencies / D. Stevenson, K. Mckay, D. Rowe // International Journal of Cultural Policy. - 2010. - Vol. 16. - № 2. - P. 159-172.
244. Szanto, A. Funding: The State of the art // The Art Newspaper. - Issue 214. - 2010. - June.
245. The Economy of Culture in Europe. Directorate-General for Education and Culture. KEA. Brussels. 2006. [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.keanet.eu/en/ecoculturepage.html Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 10.07.2012).
246. The ICOMOS Charter of Cultural Tourism // Cultural Tourism: Tourism at world heritage cultural sites: the site manager's hand book. Sri Lanka, 1993.
247. The Impact of Culture on Tourism. OECD Publishing. France, 2009.
248. The World Giving Index — 2010. Charities Aid Foundation, 2010.
249. Throsby, D. Economics and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
250. Throsby, D. Economic Circumstances of the Performing Artist: Baumol and Bowen Thirty Years on // Journal of Cultural Economics. - 1996. - Vol. 20. - P. 225-240.
251. Throsby, D. Determining the Value of Cultural Goods: How Much (or How Little) Does Contingent Valuation Tell Us? // Journal of Cultural Economics. - 2003. -Vol. 27.-P. 275-285.
252. Throsby, D. Cultural Capital // Journal of Cultural Economics. - 1999. -Vol. 23.-P. 3-12.
253. Throsby, D. The production and consumption of the Arts; A view of cultural economics // Journal of Economic Literature. - 1994. - Vol. 32. - P. 1-29.
254. Towse, R. Economics of Training Artists // Ginsburg V. and Menger P.-M. Essays in the Economics of the Arts. North Holland. Amsterdam, 1996.
255. Towse, R. Human Capital and Artists' Labour Markets. / In: Handbook of the Economics of the Arts and Culture. Ginsburgh V., Throsby D., eds. Netherlands: Elsevier, 2006. - P. 865-894.
256. UK Arts Index. An annual measure of the vitality of Arts and Culture in the UK. A report by the National Campaign for the Arts. 2011. December.
257. Villarroay, A. Country profile: Spain. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 13th ed. 2011.
258. Vuyk, K. The arts as an instrument? Notes on the controversy surrounding the value of art // International Journal of Cultural Policy. - 2010. - Vol. 16. - № 2. - P. 173-183.
259. Wagner, B., Blumenreich, U. Country profile: Germany. Council of Europe/ERICarts: Compendium of Cultural Policies and Trends in Europe. 13th ed. 2011.
260. World Giving Index - 2010. Charities Aid Foundation, 2010. - 84 p.
261. World Giving Index - 2012. Charities Aid Foundation, 2012. - 37 p.
262. Zembylas, T. Epistemology and Cultural Economics // Homo Oeconomicus. - 2005. - Vol. 22. - № 3. - P. 425^40.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.