Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат исторических наук Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович

  • Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 214
Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович. Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.): дис. кандидат исторических наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович

ВВЕДЕНИЕ. 4 - 19.

ГЛАВА I / Вводная /. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АФГАНИСТАНА НАКАНУНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. 20 - 82.

1. Социальная структура афганского общества в начале XX века. 20 - 29.

2. Особенности эволюции политической структуры Афганистана и общественная жизнь.30 - 42.

3. Массовое сознание и начальная стадия формирования национального самосознания. 43 - 53.

4. Зарождение и первый этап развития младоафганской идеологии.54 - 82.

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ АФГАНИСТАНА В ПЕРВЫЕ Г0,ПЬ1 ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ / 1919 - 1925 / .83

1. Восстановление независимости, сдвиги в общественной жизни Афганистана и эволюция идейных воззрений -младоафганцев.83 - 99.

2. Практическая реализация и идеологическое обоснование младоафганских реформ. Первые законодательные акты. Конституция 1923 года. 100

- 3

3.Антиправительственные выступления

1924 - 1925 годов и их идеологическая платформа. Идейно-политичеекое размежевание в руководящих кругах младоафганского режима.129 - 138.

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ АФГАНИСТАНА В ПОСЛЕ,ДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ МЛАДОАФГАНСКОГО РЕЖИМА / 1926 - 1929 / . 139 - 189.

1. Особенности социально-экономического и политического положения в 1926 - 1929 гг.139 - 152.

2. Новые группы и течения в младоафганском движении и их идеологическая платформа.153 - 160.

3. Феодально-клерикальное и буржуазно-консервативное течения в общественной жизни Афганистана и их идеологические воззрения. 161 - 169.

4. Падение младоафганского режима. Сдвиги в идеологической жизни Афганистана. 170 - 182.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественная мысль Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости (1919-1929 гг.)»

Предмет и тема исследования. Диссертационная работа посвящена истории общественной мысли Афганистана в первое десятилетие после восстановления независимости этого государства / 19191929 гг. /, когда у власти в стране стояло младоафганское правительство. Особенности формирования, социально-классовое содержание, характерные черты и основные направления общественной мысли Афганистана в эту эпоху, изучены в диссертации в тесной связи с главными тенденциями социально-экономического и политического развития Афганистана в первой трети IX века, поскольку ими, в конечном счете, определялась эволюция различных форм массового сознания и идеологическая ситуация в стране в целом. Особое внимание автором диссертации уделено изучению младоафганской идеологии, сыгравшей в 1919-1929 гг. / а также в годы, предшествовавшие приходу лидеров младоафганского движения к власти / огромную роль в общественной и политической жизни Афганистана.

Актуальность, практическая и научная значимость работы. Противоборство двух идеологий - коммунистической и буржуазной, вытекающее из "исторического противоборства сил прогресса и реакции, социализма и империализма","'" оказывает огромное влияние на ход мирового революционного процесса и обстановку в современном мире. В этих условиях особую актуальность, а также научную и прав тическую значимость приобретает исследование закономерностей развития идеологических процессов, протекающих в нашу эпоху в развивающихся государствах Востока, а также особенностей идеологических течений и идеологических структур в отдельных странах Азии / как систем определенных - исторически обусловленных

I. "Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.

Документы и материалы". М.,1969, с.266. идей, понятий, взглядов и представлений /. Изучение истории общественной мысли Афганистана, в особенности - идеологических воззрений лидеров и идеологов мдадоафганского движения, - дает возможность глубже исследовать и раскрыть особенности становления, формирования и эволюции современной философии, литературы культуры и других сторон духовной жизни афганского общества. Изучение характера и направленности идеологических процессов, протекавших в Афганистане в первой трети XX века - поскольку они были, как говорили по аналогичному поводу К.Маркс и Ф.Энгелы отражением "действительного жизненного процесса",^" - помогает выявить исторические условия и особенности генезиса основных течений общественной мысли Афганистана, - национально= и народно-демократического, буржуазно=демократического и феодально=клерикального, - в последующие десятилетия развития этой страны. Изучение истории общественной мысли Афганистана в I9I9-I929 гг. имеет большое научное и практическое значение также и потому, что идейное наследие младоафганцев, как- и исторш младоафганского движения в целом, стали в ДРА объектом идеологической борьбы между силами прогресса с одной стороны, и силами о реакции с другой. И наконец, изучение младоафганской идеологии имеет актуальное научное и практическое значение, поскольку помогает выявить на конкретном материале особенности формирования основных течений общественной мысли развивающихся стран

1.К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология.- Сочинения,т.3,с.25.

2. См. например: "Анис", 28 мая 1978; "Kabul Timely 21,24,29, 30,31 мая 1978; 1,7,25 июня 1978; 22 июля 1978; 1,2,3,6 августа 1978. Подробнее см.: Г.Гире, Апрельская революция и народно-демократические традиции афганской литературы.- "Афганистан: Прошлое и настоящее", М.,1982, с.144-148. Здесь же указана литератург вопроса.

Востока на раннем этапе формирования идеологии буржуазного национализма.

Новизна темы. История общественной мысли Афганистана в годы пребывания у власти младоафганцев не была еще предметом специального марксистского монографического или диссертационного исследования ни в нашей стране, ни за рубежом. Изучены были лишь отдельные элементы / или компоненты / основных направлений общественной мысли Афганистана в 1919-1929 гг., прежде всего, ее исторические истоки, связанные с деятельностью Сейида Джамалуддина Афгани /1838-1897/ и Махмуда Тарзи /18651933/.

Цели исследования. Основные задачи /цели / диссертационного исследования сводятся к следующему:

-Выявить условия и важнейшие особенности формирования младоафганского движения и, прежде всего, присущей ему идеологии, как системы исторически обусловленных понятий, представлений, идей и^взглядов.

- Изучить особенности младоафганской идеологии до 1919 г. / то-есть до восстановления независимости Афганистана/ и в 1919-1929 гг. Определить ее социальное и политическое содержание; главные структурные элементы; общественно-политические воззрения крупнейших лидеров и идеологов младоафганцев; ролв в формировании национального самосознания и прогрессивных явлений в общественной, литературной и культурной жизни Афганистана.

- Исследовать социальное и классовое содержание разработанной и проводимой лидерами младоафганцев программы реформ, прежде всего, особенности ее идеологичеакого обоснования.

Изучить роль левого крыла младоафганцев в разработке и проведении реформ, особенности эволюции идейных взглядов и представлений лидеров этого крыла.

- Изучить друтие течения общественной мысли Афганистана в 1919-1929 гг./ прежде всего, феодально=клерикальное /, их социальное классовое содержание и общественную роль; особенности их формирования и эволюции.

Структура диссертации определяется задачами и характером исследования. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения. В приложении к диссертации дана библиография источников, использованных и учтенных пособий и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает анализ имеющихся источников, афганскому обществу в 20=е годы нашего века были присущи различные виды общественного сознания. Наряду с массовым сознанием, которое было стихийным отражением объективной афганской действительности и формировалось практически всем афганским обществом, всей массой его членов,^" в Афганистане существовали и другие виды и формы общественного сознания, которые возникали и развивались в ходе практической деятельности людей, принадлежавших к тем или иным социальным слоям, прослойкам и группам афганского общества.

Важнейшими видами / или направлешми / общественной мысли Афганистана в первой трети XX века,как мы стремились показать в нашем исследовании, были: феодально-клерикальная идеология, буржуазно-консервативная и младоафганская / или буржуазно-либеральная /. При этом, в каждом из названных основных видов или направлений общественной мысли были присущие только ему / и.определявшиеся особенностями различных этапов бурной истории Афганистана / специфические, иногда противоборствующие течения, выражавшие идеологические установки и социально-политические устремления различных слоев и групп афганского общества. Наиболее важную роль в интересующее нас десятилетие афганской истории / 1919-1929 гг. /играла, как представляется, младо-афганская идеология.

I. Существует обширная литература о соотношении различных форм общественного сознания и их субъектах. Подробнее см.: А.'К.Уледов, Структура общественного сознания, М.,1968.

- 184

Возникновение и эволюция, младоафганской идеологии были результатом сложных процессов исторического развития Афганистана в конце XIX - начале XX вв., связанных с зарождением национальной буржуазии / сначала только торговой, эмбрионное состояние и / у которой продолжалось весьма долго / и современной интеллигенции. Важную роль в становлении и развитии младоафганской идеологии сыграла группа / или прослойка / либерально настроенных афганских землевладельцев, принадлежавших к верхушке господствующего конгломерата и выступавших за модернизацию страны.

Идейным предшественником младоафганцев был видный мыслитель и общественно-политический деятель Сейид Джамалуддин Афгани, воззрения которого оказали огромное влияние на формирование младоафганской идеологии и систему взглядов многих лидеров и активных участников младоафганского движения, включая М.Тарзи.

Весьма сильным было и влияние революционных событий в России / в 1905-1906 гг. /, а также в Иране. Не случайно именно в это время, в 1906 г. возникла первая политическая организация младоафганцев - "Тайное национальное общество" /",11дамиат=и сиррий=и милли"/. По своему социальному составу младоафганское движение было неоднородно. В нем участвовали как представители' землевладельческой элиты, так и молодой и малочисленной интеллигенции /в их числе были и выходцы из Британской Индии /, а также отдельные представители других слоев общества.,

В своем историческом развитии младоафганское движение и младоафганская идеология прошли, три основных периода или этапа.

Первый этап / его называют иногда периодом конституционного движения /, который длился до 1909 г., характерен тем, что в это время были сформулированы важнейшие программные цели движения: превращений, феодально-абсолютистской монархии в конституционную; восстановление независимости страны; проведение реформ для 'модернизации Афганистана и приобщения его к достижениям современной цивилизации, науки, техники и культуры.

Второй этап занимает 1910-1918 гг. Издается "Сирадж ал=ахбар=и афгания". Младоафганская идеология формируется в сравнительно целостную систему воззрений буржуазно-либерального характера. Ее важнейшим идейным элементом был формирующийся буржуазный национализм, в котором главное место занимала концепция независимости. Руководителем и главным идеологом движения М.Тарзи были теоретически разработаны концепции афганской нации, Родины, национальной независимости, которые составили основу понятия независимости и идеологии афганского буржуазного национализма в целом. Важным компонентом младоафганс-кой идеологии был модернизм, - обоснование необходимости проведения комплекса .социально-экономических, административных, юридических, культурных реформ для создания и укрепления материальных основ независимости, установления социального мира, прогресса страны. Третьим структурным элементом младоафганской идеологии была концепция исламского единства. На ее разработку огромное влияние оказали особенности исторического развития Афганистана, связанные с традиционными институтами и исламскими преде !и; сказалось также влияние социально-политических и идеологических процессов, протекавших в те годы в других странах мусульманского Востока, а также влияние идей Сейида Джамалуддина Афгани и М.Абдо.

Для второго этапа характерна радикализация идейных воззрений младоафганцев и политической платформы движения.

- 186

Его лидеры ставят цели: свержения эмира; установления конституционного строя и введения конституции; борьбы против английского колониализма и восстановления политической независимости Афганистана; создания Национального Совета и современного кабинета министров; проведения экономических, культурных и административных реформ; распространения современных наук и техники; создания свободной прессы.^ Зта радикализация была следствием возрастания роли прогрессивной интеллигенции в движении, представители которой Абдуррахман Лудин, Абдул Хади, а также М.Тарзи вели активную пропаганду идей движения, особенно концепции независимости.

В эти же годы происходила активизация "староафганцев", которые выступали за консервацию феодальных общественных структур и незыблимость традиционных институтов. Их феодально-клерикальная идеология была в то время антиподом буржуазно-либеральной идеологии младоафганскогс движения. В эти же годы зарождаются некоторые идейно-политические элементы буржуазно-консервативного идеологического течения, признавшего необходимость отдельных весьма умеренных реформ и, вместе с тем, выступавшего за всемерное укрепление абсолютистской власти и сохранение основных традиционных институтов общественной жизни. Объективно £ъ социальном плане ) к нему примыкала и "англофильская группа". Все эти течения были в оппозиции или враждебны- младоафганскому движению и его идеологии.

С приходом к власти Аманулла=хана / 1919-1929 гг. / и восстановлением независимости Афганистана начинается третий этап эволюции младоафганского движения и его идеологии. Следует

- 187 отметить, что движение не было полностью интегрировано в административно-политическую систему страны, хотя в государственный аппарат на разных уровнях и были включены многие младоафганпы Большинство программных установок и важнейших компонентов младо-афганской идеологии стали ведущими структурными элементами официальной идеологии режима, возглавляемого Аманулла=ханом, которая носила в целом буржуазно-либеральный характер. В конкретных исторических условиях, существовавших тогда в Афганистане, она имела несомненно прогрессивный характер, несмотря на присущую ей, и ярко проявившуюся, особенно в период политических кризисов 1924-1925 и 1928-1929 гг. социальную и политическую ограниченность и узость.

На третьем этапе в младоафганском движении, социально неоднородном / но до 1919 г. достаточно едином в своих основных политических требованиях / сложились два главных направлениям Ими были: умеренно-либеральное и левое / которому были присущи . элементы буржуазно-демократического характера /.

В эти же годы годы полностью сформировалось и ярко проявилось в политической жизни страны буржуазно-консервативное течение. Его лидеры прилагали активные усилия для того, чтобы ограничить политику правящего режима отдельными, весьма умеренными реформами в интересах господствующих слоев имущих классов афганского общества, сохранить важнейшие институты традиционной структуры и укрепить авторитарный характер политической власти. Буржуазно-консервативные силы, особенно в 1926-1929 гг., нередко выступали совместно или в идейно-политическом союзе с феодально-клерикальной реакцией, которая неизменно находилась в авангарде борьбы против правительства Аманулла=хана.

- 188

Феодально-клерикальная реакция, идеология которой являлась концентрированным выражением классово-сословных интересов реакционных сил афганского общества / Еерхушки сословия мусульманских богословов и ханов племен / стала организатором и вдохновителем антиправительственных выступлений. Социальные движения 1924-1925.И 1928-1929 гг. хотя они были весьма сложными по социальному составу участников и противоречивыми по их конечным социальным устремлениям, в то же время, в идеологическом отношении были довольно однородными, поскольку их идейная платформа была заимствована у феодально-клерикальной реакции и отягощена тяжелым грузом традиционных представлений и религиозных предрассудков.

Падение режима Аманулла=хана / который в ноЕейшей истории Афганистана с полным основанием называют младоафганским / была следствием целого' комплекса причин. Сказалось отсутствие единства среди его сторонников; отсутствие у лидеров и активных участников младоафганского движения государственного и политического опыта, остро необходимого в сложнейших условиях, в которых им приходилось действовать. Отрицательные последствия для судеб младоафганского правительства имел максималистский / для того времени / характер проводимых им реформ,- особенно юридических, культурных и социально-бытовых; неспособность правильно оценить и учесть в практической деятельности силу традиционных и религиозных / исламских / институтов. Наконец, негативное влияние на прочность младоафганского режима оказала узость социальной базы.

Однако падение младоафганского режима в 1929 г. не озкачалс что прогрессивные элементы младоафганской идеологии вместе с ним

- 189 ушли в вечность. Они были восприняты и развиты, уже в новых исторических условиях, нашональко-демократическими и патриотическими силами Афганистана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Имомов, Шарофиддин Зухуриддинович, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права, - К.Маркс ии Ф.Энгельс. Сочинения, т.1.

2. Маркс К. Британское владычество в Индии, К.Маркс и Ф.Энгельс1. Сочинения, т.9.

3. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в

4. Индии, К.Маркс й Ф.Энгельс. Сочинения, т.9.

5. Маркс К. Капитал, т.1, К.Маркс I Ф.Энгельс. Сочинения, т.23.

6. Маркс К, и Энгельс Ф. Немецкая идеология, К.Маркс и

7. Ф. Энгельс. Сочинения, т.З.

8. Маркс К и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии^

9. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.4.

10. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии, К.Маркс и

11. Ф.Энгельс. Сочинения, т.7.

12. Энгельс Ф. Афганистан, К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.14.

13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг, К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.20

14. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии, К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.21.

15. Энгельс Ф. Письмо К.Шмидту / от 5.УШ.1890 /,

16. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.37.

17. Произведения К.Маркса и Ф.Энгельса даны по второму изданию Сочинений, В.И.Ленина по Полному собранию сочинений.- 191

18. Энгельс Ф. Письмо Ф.Мерингу / от 14.УП.1893 /,

19. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.39.

20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюютпротив социал-демократов? Т.1.

21. Ленин В.И. Развитие капитализма в России, Т.З.

22. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике, Т.17.

23. Ленин В.И. Пробуждение Азии, Т.23.

24. Ленин В.И. Философские тетрада, Т.29.

25. Ленин В.И. Первоначальные наброски тезисов по национальномуи колониальным вопросам, Т.41.

26. Документы Коммунистической партии Советского Союза.19. "Материалы ИЛ съезда КПСС", М.,1981.20. "Программа Коммунистической партии Советского Союза", М.,1962

27. Материалы международного коммунистического и рабочего движения.21. "Программные документы борьбы за мир, демократию исоциализм", М.,1961.22. "Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.

28. Документы и материалы", М.,1969.

29. Документы Народно-демократической партии Афганистана.23. ♦ тг^/'о^^1 '

30. Асаснама=йи хезб=и демократик=и хальк=и Афганистан", Кабул,1982.- 192 -ИСТОЧНИКИ

31. Труды идеологов и деятелей младоафганского движения.

32. Афгани, Сейид Джамалуддин, Татма ал=баян фи та'рих ал=афган.~ В кн.: М.А.Хугиани, Хаят=и Сейид Джамалуддин Афган, Кабул,1939. 25. .

33. Орват=ал^=вуска" асар=и Сейид Джамалуддин Афгани", Кабул,197726. . / ¿а^ №

34. Афгани, Сейид Джамалуддин, Асар=и гозида,Кабул,1977.

35. Масохиба=йи йак рузнаманавис=и фарансави ба Сейид Джамалуддин Афгани". В кн.: "Рисалаха ва макалат дар бара=и Сейид Джамалуддин Афгани", Кабул,1977.г ¿^ик^:^^^-^ "

36. Мулакат ва музакират=и сийаси=и Сейид Джамалуддин Афгани ба Рандольф Черчилль". В кн.: "Рисалаха ва макалат дар бара=и Сейид Джамалуддин Афгани", Кабул,1977.30.1. Л ¿^^ <;/ • ~

37. Тарзи, Махмуд, Сайахатнама=йи се кит'а=и рои замин дар29 руз, 4.1-3, Кабул,1913.1. С*

38. Тарзи, Махмуд, Ахвал=и Сейид Джамалуддин Афгани.- "Макалат=и32.

39. Махмуд Тарзи дар "Сирадж ал=ахбар=и афгания", Кабул,1977.

40. Тарзи, Махмуд, Чи байад кард? "Макалат=и Махмуд Тарзи.", с.117-161.

41. Тарзи, Махмуд, Илм ва исламийат. "Макалат=и Махмуд Тарзи.'.' с. 161-183.34.161.183.

42. Тарзи, Махмуд, Батан. "Макалат=и Махмуд Тарзи.", с. 283-356.- 194

43. Законодательные акты и другие официальные документы младоафганского правительства.

44. Низамнама=йи асаси=и давлат=и алийа=и Афганистан", Кабул,1923,1.иг,^ ¿¡^/¿1 ^ и/1 ~

45. Низамнама=йи ташкилат=и асасийа=и Афганистан", Кабул,1923. "Низамнама=йи джаза=и умуми", Кабул,1923. "Низамнама=йи джазами аскари", Кабул,1924.

46. Низамнама=йи таксимат=и мулькийа=и Афганистан", Кабул,1922.

47. Низамнама=йи мудирийат ва дафтар=и аврак ва мудирийат=и мактуб", Кабул,1923.41. т ~

48. Канун=нама=йи хазири", Кабул,1923. "Низамнама=йи рохсати=Йи мамурин", Кабул,1923.43. игг 4 ~

49. Лаиха=йи таликат=и давлат", Кабул,1923.- 195 45. 1гг

50. Низамнама=йи кансулгари=йи давлат=и алийа=и Афганистан" Кабул,1923. 46. 1

51. Шзамнама=йи макатиб=и ханаги", Кабул,1923.47 • т <У<сгуЛ 'Л^^иС ¿г"!

52. Низамнама=йи осул=и махакимат=и джазаийа=и мамурин',' Кабул,1923.

53. Низамнама=йи тазаккора=йи нофус ва осул=и паспорт ва канун=и табеийат", Кабул,1924.4Э- I чгг <,

54. Низамнама=йи махсул=и маваши , Кабул,1923.50. \41fej/, '«^У ь

55. Низамнама=йи форуш=и амлак=и саркари", Кабул,1924.

56. Низамнама=йи форуш=и амвал=и тахвилханаха=йи саркари", Кабул,1923.52. | , ^У, ^6

57. Низамнама=йи зираат=и лалми", Кабул,1923.53. ЦУГ, ¿¿^ ¿¡¿'к ~

58. Низамнама=йи накилин=и Каттаган", Кабул,1923.

59. Низамнама=йи вакил=ут=туджара", Ка8ул,1924.♦

60. Низамнама=йи каргузари=йи малийа", Кабул, /б,г./.56.

61. Низамнама=йи масахат=и арази", Кабул, / б.г. /. "Китабча=йи низамнама=йи малийат=и шашкорохи", Кабул, / б.г. /м'Л* < ди^ь^уЬ;

62. Низамнама=йи вазаиф=и мустауфийан ва сарриштадаран= и а'ла ва ма'мурин=и матах ташан", Кабул,1923.

63. Низамнама=йи буджа=и умуми", Кабул,1922.во. | <\гг <

64. Низамнама=йи мухаджирин", Кабул,1923.1. У /

65. Хадийа=и мактаб=и Аманийа осул=и дафтари", Кабул, / б.г. /. 62. < ( -"Канун=и матбуат", Кабул,1924.

66. Марамнама=йи асаси=и фирка=йи Истиклаль ва Таджаддод, Кабул,1928. ж ^64. Г ~

67. Тамассук ал=куззат ал=Аманийа", ч.1-2, Кабул,1922.- 197

68. Сочинения афганских историков=хронистов. Мемуарная литература. Записки путешественников.65.1Ш-ШrJ-V'r -1Л cjui

69. Файз Мухаммад=хан, Сирадж ат=таварих, T.Irlll,1. Кабул, I9I3-I9I5.66. "Автобиография Абдуррахман=хана, эмира Афганистана",т.1-11, СПб.,1901.

70. Бурхал=уд=ДЕгн=хая=и Кушкеки, Каттаган и Бадахшан,1. Ташкент,1926.

71. Гамильтон А., Афганистан / Пер. с английского /, СПб.,1908.

72. Никулин Л., Четырнадцать месяцев в Афганистане, М.,1923.

73. Рейснер Л., Афганистан, М-Л.,1925.

74. Рыбичка Э., В гостях у афганского эмира. / Пер. с немецкогои прим. Азиза Ниалло /, М.,1935.

75. Соколов-Страхов К.И., В горных долинах Афганистана, М.,1930. 72=а. Шах Вали, Мои воспоминания, М.,1960.

76. Издания документов и материалов.73. "Документы внешней политики СССР", т.1-11, М.,1957-1958.74. "Наступление английского империализма на Афганистан и

77. Персию" / Статьи, документы и материалы /, Ташкент,1929.75. "Реакционное восстание в Афганистане" / Статьи, материалыи документы /, Бюро Прессы Советского Востока,1928.77.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.