Женщина в мусульманском обществе: Проблемы трансформации социального и правового статуса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бараева, Заира Магомедовна

  • Бараева, Заира Магомедовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 138
Бараева, Заира Магомедовна. Женщина в мусульманском обществе: Проблемы трансформации социального и правового статуса: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2003. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бараева, Заира Магомедовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В КОРАНЕ, СУННЕ И МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ.

1.1. ключевые аспекты социально-правового статуса женщины в Коране и Сунне.

1.2. Статус женщины в мусульманском праве.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ.

2.1. Современные интерпретации статуса женщины в исламе и проблема гарантий ее прав в мусульманских странах.

2.2. Некоторые проблемы эмансипации и феминистские движения в мусульманских странах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женщина в мусульманском обществе: Проблемы трансформации социального и правового статуса»

Актуальность темы исследования. В современном мире более полмиллиарда женщин соблюдают требования традиционных исламских норм, так как проживают в обществах, в которых действуют религиозные каноны. Во многих мусульманских странах роль женщины в семейной и общественной жизни, а также состояние женских прав в целом рассматривается через зеркало религии. Иными словами, контекст прав женщин определяется на основе шариата, интерпретируемого мусульманскими богословами-традиционалистами посредством государственного законодательства. И надо признать, что влияние религиозной догматики зачастую имеет серьезные отрицательные последствия для социально-правового статуса женщин в этих странах.

Распространяя тезис о необходимости предохранения морально-нравственного облика общества, мусульманские правоведы оправдывают религиозную доктрину как средство обслуживания патриархальных ценностей, и стремятся сохранить соответствующие структуры. Однако в действительности многие ограничения, предусмотренные этими законами, не связаны с исламом, иногда они даже противоречат религиозной доктрине, хотя самим обществом признаются как исключительно религиозные.

Вопрос о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос о статусе женщины в исламе. В историческом и социально-экономическом аспектах эта тема настолько неисчерпаема, что в рамках диссертационного исследования представляется возможным рассмотреть лишь некоторые основные вопросы этой сложной проблемы.

За последние годы, несмотря на значительный научный интерес к исследованию различных тем в области исламской идеологии и практики, проблема статуса женщины в исламе не стала предметом глубоких научных поисков. На наш взгляд, это прежде всего связано с тем, что с возрастанием роли религии в обществе, все связанное с ней в течение определенного периода не становилось предметом критического анализа. В результате религиозная проблематика в рамках исламской пропаганды стала превалировать не только в массовых изданиях, но нередко и в науке. Однако с сожалением приходится констатировать, что односторонние подходы в освещении этой темы нисколько не продвинули горизонты научного поиска. Поэтому мы можем говорить лишь о советском периоде отечественных исследований в этой области, когда эти проблемы изучались достаточно активно и глубоко.

В современных условиях, на наш взгляд, проблема философского, религиоведческого и исторического анализа данного вопроса актуальна, так как положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. В период подъема общественного сознания в Дагестане и в России в целом, возрастания интереса в нашей стране к религиозным и морально-этическим нормам изучение проблем, связанных со статусом женщины в исламе, приобретает особую актуальность. Причем наше обращение к этой теме вызвано не только актуальностью этой проблемы в контексте диалога различных цивилизаций, но и необходимостью адекватного освещения ключевых положений, характеризующих статус женщины в исламе, показа несостоятельности многих мифов, порождаемых в последние годы в условиях возрастания общественного и научного интереса к религии и религиозной практике.

Степень разработанности проблемы. Статус женщины в исламе многими исследователями признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.

Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С., Пальвано-ва Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов1. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР. Иными словами, теоретические исследования этих авторов во многом детерминированы состоянием прав и свобод женщин в обществах с высокой степенью религиозности.

В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов. Многие ключевые проблемы, исследованные им еще в 60-70-х годах, а также в последующий

1 Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. Соч. VI., М., 1966; Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958; Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958; Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965; Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. М., 1972; Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978. период, находят свое отражение в современных исследованиях ученых, причем не только в западных странах, но в значительной степени в мусульманском мире. Например, работы видной египетской исследовательницы статуса женщины в исламе Наваль ал-Саадави, опубликованные в США в 90-х годах, содержат основные тенденции и тезисы, отмеченные М.В. Вагабовым намного раньше, в основном в 60-х годах2. В особенности это касается проблем хиджаба и отдельных аспектов брачно-семейного законодательства. Надо сказать, что данную проблематику М.В. Вагабов плодотворно исследовал и в последующие годы3.

Разумеется, что любое исследование той или иной актуальной проблемы должно быть востребовано обществом и временем, хотя нередко само время накладывает свой отпечаток на его характер. Однако суть проблем, в принципе, не подвержена воздействию временного фактора, так как здесь действуют законы, регламентируемые объективной реальностью и стратегией научного поиска. Нечто подобное можно заметить и в данном случае: мы наблюдаем возросший научный интерес к статусу женщины в мусульманском мире и изучение многих связанных с ним аспектов происходит в рамках, обозначенных исследователями в более ранний период и в иных политических, социально-экономических и идеологических условиях. Примечательно также и то, что в настоящее время сами женщины в исламском мире осознали необходимость научного исследования этих проблем, так как прежнее доминирование в этой области богословов-мужчин не придало их статусу позитивного импульса развития, наоборот, оно было направлено на ограничение их прав и свобод, еще большее закрепощение в рамках патриархальной системы. л

Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. Изд-во Знание. М., 1962; Пережитки ислама и пути их преодоления. Москва-Ленинград, 1966; Ислам и женщина. М., 1967.

3 Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980; Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994; Основы мусульманского семейного права. М., 1997.

Самое широкое отражение тема статуса женщины в исламе находит в зарубежных научных исследованиях, причем речь идет не только о мусульманских странах, но и странах Запада, особенно США и Великобритании. В первую очередь, это связано с интересами политических институтов этих государств в мусульманском мире, а также с наличием в них довольно многочисленных исламских диаспор. Можно сказать, что в этой области сложились целые школы научной мысли, в рамках которых одни авторы оправдывают те или иные аспекты положения женщины в мусульманском мире.

При характеристике состояния изученности данного вопроса приходится констатировать, что многие западные авторы придерживаются позиций этноцентризма. Мусульманские авторы, большое внимание уделяют религиозно-богословским, а не научным проблемам. Многие из их работ также не лишены нападок на статус женщины в других религиях и системах культуры. В результате такого подхода исследования по женской проблематике нередко страдают поверхностью и отрывочностью.

Можно отчетливо наблюдать наличие взаимоисключающих научных подходов, мнений и суждений в рамках одной и той же проблемы. Например, некоторые авторы из мусульманских стран говорят о достижениях ислама в вопросе определения и поддержания статуса женщины в мусульманском обществе4. Другие же подвергают критике многие положения социально-правового статуса женщины в исламе. Многие современные авторы проводят поверхностные сравнения между положением женщины в шариате и ее стату

4 Касим Амин. Тахрир ал-мар'а. (Освобождение женщины). Каир. 1928, с.9; Мухаммад Рашид Рида. Нида ли-л-джинс ал-латиф. (Призыв к прекрасному полу). Каир. 1932, с.111; Мухаммад Али ас-Сабуни. Тафсир айат ал-Кур'ан. (Толкование аятов Корана). Бейрут. 1981, 2:52,53,169-174; Мухаммад Хусейн Хайкаль. Хайат Мухаммад. (Жизнь Мухаммада), 1986, с.336; Аббас Махмуд Аккад. Ал-Мар'а фи-л-Кур'ан. (Женщина в Коране). Бейрут, 1985, с. 12; сом в доисламский период истории, между шариатом и римским правом, пытаясь доказать, что положение женщины в исламе намного лучше5.

Как бы то ни было, представители мусульманских стран в целом критически расценивают подходы западных коллег в оценке статуса женщины в исламе, более тесно увязывают свои исследования с религиозной составляющей, пытаются выработать адекватные и более приемлемые для мусульманских стран формы выражения мнений в рамках феминистских движений и т.д. Если классифицировать исследования по данной проблематике в соответствии с указанным подходом, то при работе над диссертацией ключевую роль сыграли работы таких зарубежных авторов как Дж. Эспозито, Ш. Карапико, С. Дюваля, Д. Перла, К.М. Обермейер, В. Вибке6 и др.

Исследования мусульманских авторов, посвященные общетеоретическим проблемам в рамках исследуемой нами темы, составляют отдельный пласт. Здесь «страноведческие» работы мы выводим в отдельную категорию, так как они составляют различные, локальные трактовки в зависимости от страны, ее обычаев, уровня социально-экономического развития и культуры. К их числу

5 См. об этом: Субхи Салих. Ан-Нузум ал-исламийа. (Исламские порядки). Бейрут, 1965, с.51; Sayyid Amir 'Ali. The Spirit of Islam. Delhi, [Б.г.], c.222; Абдаллах Шихата. Ад-Даава ал-исламийа ва ал-и'лам ад-дийни. (Исламский призыв и религиозное образование). Каир, 1978, с. 130.

6 Esposito, John L. Women in Muslim Family Law. Syracuse: Syracuse University Press. 1982; Carapico, Sheila. Women and Public Participation in Yemen. //Arab Women: Between Defiance and Restraint. Suha Sabbagh (ed). New York: Olive Branch Press. 1996; Duval, S. New Veils and New Voices: Islamist Women's Groups in Egypt. //Women and Islamization: Contemporary Dimensions of Discourse on Gender relations. Karin Ask and Marit Tjornsland (eds.), Oxford and New York, Berg, 1998; Obermeyer Carla Makhlouf. Islam, Women and Politics: The Demography of Arab Countries. //Population and Development Review. 1992, Vol. 18, №50; Wiebke Walther. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton. 1993. можно отнести исследования таких мусульманских авторов как А. Рамадан, А. п

Ал-Хибри, X. Ал-Мугни, 3. Анвар, Д. Кандиюти, 3. Мир-Хусейни и др .

К числу других зарубежных исследователей, наиболее плодотворно работающих в области изучения статуса женщины в исламе, следует отнести Л. о

Ахмад, Ф. Мернисси, Н.Саадави, С. ат-Турки и некоторых других .

Цель исследования. Целью диссертации является изучение основополагающих принципов, характеризующих статус женщины в исламе, его социально-правовые особенности и характер их трансформации в современных условиях.

Задачи исследования. В диссертации предпринимается попытка решения следующих основополагающих задач:

-исследовать ключевые проблемы, характеризующие социально-правовой статус женщины в Коране, сунне и мусульманском праве и на основе сравнительного анализа Корана и отдельных библейских текстов выявить общие закономерности и различия;

- проследить особенности трансформации правового и социального статуса женщины и характер современных интерпретаций статуса женщины в исламе;

7 Ahmed, Ramadan A. Women in Egypt and the Sudan. //Women in Cross-Cultural Perspective. Adler, Leonore Loeb, ed. New York: Praeger, 1991; Al-Hibri, Azizah. Marriage laws in Muslim countries. //International Review of Comparative Public Polity. 1992, № 4; An-Na'im Abdullahi. The Rights of Women and International Law in the Muslim Context. //Whittier Law Review. 1987. Vol. 949, №5; Anwar, Zainah. Sisters in Islam. Perspectives from Malaysia. //Democratic

Transitions and the Role of Islam in Asia. October 18, 2000.

8 • • Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam. New Haven: Yale University

Press. 1992; Mernissi, Fatima. The Veil and the Male Elite: A Feminist

Interpretation of Women's Rights in Islam. Lakeland, Mary Jo, trans. Reading, MA:

Addison-Wesley. 1991; El-Saadawi, Nawal. Growing up female in Egypt.

Women and family in the Middle East. Elizabeth Warnock Fernea (ed.). Austin:

Univ. of Texas press. 1985.

- рассмотреть некоторые проблемы гарантий прав женщин в мусульманских странах и социально-экономические предпосылки возникновения феминистских движений в странах ислама.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации с привлечением большого числа новейших работ исследован статус женщины в исламе и мусульманском обществе, критически рассмотрены отдельные положения мусульманского права. В диссертации прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в современном исламе, показан характер его современных интерпретаций, выявляются социально-экономические предпосылки и объективные условия возникновения феминистских движений в некоторых мусульманских странах.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «религиоведение», «философия религии», «социология религии», они могут найти применение и при подготовке специальных курсов по истории и философии ислама. Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов в общественно-политической и государственно-правовой области.

Структура диссертации соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бараева, Заира Магомедовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема статуса женщины в классическом исламе и в современном мусульманском обществе относится к числу наиболее дискутируемых тем. В основном полемика в рамках данной проблематики идет между мусульманами и представителями других религий и цивилизаций. Поэтому данный вопрос в большей степени следует рассматривать в контексте взаимоотношений и степени взаимопонимания между ними. Полярность взаимоисключающих мнений вызвана многими факторами, которые влияли и продолжают оказывать влияние на взаимоотношения между религиями.

Кроме того, в самом исламе статус женщины постоянно трансформируется, в разные исторические периоды, он трактовался по-разному, несмотря на то, что в Коране на этот счет имеются совершенно определенные указаг ния. Если говорить о социальной и культурной организации общества в доисламской Аравии, то необходимо.указать на определенное концептуальное подчиненное положение женщины в патриархальной семье. Но несмотря на это, даже в этот период женщина высшего класса имела достаточно высокий статус, права и соответствующие привилегии. Действительно, высокий статус и экономические права в рамках семьи и одновременная зависимость женщины не вступали в конфликт с патриархальной системой, так как это в известной степени отвечало интересам правящих кругов, устанавливавших власть через «патримониальную бюрократию».

В связи с обсуждением статуса женщины уместно говорить и о некоторых стереотипах об исламе и причинах критики традиционного отношения к роли женщин в мусульманских странах. В данном случае необходимо идентифицировать источники отрицательного отношения к статусу женщины внутри исламской религии. В этом смысле можно утверждать, что во многом это зависит не от природы самого ислама, а от неверного толкования Корана, от манипуляций с хадисами и мужской элитистской власти. Традиционные интерпретации коранических стихов и других источников мусульманского права имеют тенденцию подчеркивать неравенство между мужчиной и женщиной. Утверждая, что с введением ислама статус мусульманки в обществе улучшился, эти традиционные толкования в то же время подчеркивают, что ислам санкционирует неравенство по принципу пола. В особенности это касается прав мужчины и женщины в браке, права на наследование, свидетель-ствования женщины при заключении экономических сделок и при правовых спорах.

Наряду с этим необходимо признать, что в целом статус женщины в исламе с течением времени и с развитием патриархальных систем постепенно стал принижаться. Такое притеснение женщины имеет глобальные масштабы и является существенным элементом проявления характера существующей структуры общества. Иностранное доминирование также сыграло немаловажную роль в притеснении женщины. Первоначальный ислам выступал за социальную справедливость, свободу и равенство, хотя сегодня эти понятия используются для оправдания некоторых конфликтов с применением насилия. Поэтому относительно возрастающая сила религиозных движений, которые требуют пересмотра законов и норм, допускающих несправедливость в отношении женщин, вызывает понятное беспокойство.

В настоящее время многие мусульманские авторы, как правило, это женщины, выступают за пересмотр толкования священных текстов, на основе которых принимались законодательные нормы. В связи с этим актуальной видится постановка вопроса о том, почему мусульманские общества и действующие в них нормы права направлены против интересов женщины, и почему защита прав женщин рассматривается в качестве угрозы сложившемуся социальному порядку, и что случилось с социальными реформами, которые проводились и проповедовались в Мекке в эпоху раннего ислама. Все дело в том, что столетия назад, благодаря патриархальной структуре общества того времени, сложилась традиционная мусульманская концепция, основанная на половом различии. Исследование характера трансформации ранних исламских норм на определенных примерах позволяет сделать вывод о том, что коранические толкования отражали преобладание интеллектуальных, социальных, политических и экономических отношений. В настоящее время в мусульманском обществе данное обстоятельство не учитывается и не всегда обеспечивается достоинство и свобода женщины. Именно такое новое сознание, которое пропагандировалось в раннем исламе, привело к отмене рабства, другим прогрессивным изменениям. Однако в современных условиях шариат должен интерпретироваться творчески, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Между тем необходимо отметить, что во многих мусульманских странах реформа мусульманского семейного права отстает от реформы гражданского и уголовного законодательства. Нормативно Коран выступает в пользу равного статуса для обоих полов, на практике он предоставляет мужчинам небольшое преимущество по отношению к женщинам из-за социального контекста времени, в котором он появился. Если не следовать этим методологическим рекомендациям, которые и в Коране и в Сунне отличают нормативные положения от контекстных, невозможно вывести правильные заключения относительно прав женщины в исламе. Только вдумчивый анализ и новый подход к исследованию значимой с социальной и политической точек зрения позволит всесторонне показать роль и место женщин в религиозных и исторических текстах.

Концептуальное различие между мужчиной и женщиной в мусульманском мире в исторической ретроспективе не связано ни с идеей различения по признаку пола, ни с институтом сексуальной сегрегации, а является лишь фактором манипуляции и злоупотреблений. На наш взгляд, новое исламское сознание, появляющееся среди образованной части женщин, приведет к их прямому и законному участию в традиции, которая является для нее наиболее жизненной концепцией.

В данном случае следует проводить также различие между исламом как религией и исламом как культурой. Религиозный контекст ислама подразумевает, что женщины и мужчины равны, в отличие от культурного уровня и социальных отношений, где это равенство не соблюдается. Неравенство в мусульманской общине стало развиваться как «результат предпочтения и деятельности патриархальных властей» в лице правителей, администраторов и правоведов. Именно поэтому некоторые представления современных богословов об институте затворничества и уединении, о концептуальном неравенстве полов не находит какого-либо подтверждения в Коране. С учетом этого впору говорить о необходимости правовой реформы в статусе женщин в различных мусульманских странах.

Исследование современных политических и социальных проблем женщин в ряде стран ислама позволяет выявить ключевые факторы, формирующие политику и идеологию в отношении женщин в Турции, Пакистане, Иране, Бангладеше, Ираке, Ливане и Египте, где выражены феминистские тенденции. Здесь надо отметить, что равенство женщины вне дома в некоторой степени было достигнуто во многих арабских странах, но вместе с тем мужское доминирование часто остается нормой в пределах дома, а также в отношении семейного права. В этих странах активистов данного движения больше всего интересует статус женщины в мусульманском обществе, состояние частных прав при разводе, в процессе воспитания, отрицательные и положительные последствия работы женщин на производстве и их участия в общественной сфере.

Феминизм в становлении самосознания женщин мы рассматриваем не как реакцию или следствие влияния западный идей, а как автономное явление. Если проанализировать культурные факторы в контексте четырнадцати столетий исламской традиции, то можно отметить наличие в мусульманском мире положительного восприятия современных тенденций исламского феминизма. Характерно, что одной из форм трансформации восприятия статуса женщины в мусульманском мире можно рассматривать тенденцию, когда наличие феминистского движения в той или иной стране мусульманскими идеологами и лидерами политической элиты представляется как прогрессивное явление.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бараева, Заира Магомедовна, 2003 год

1. Абдель Рахим ал-Али Насер. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1999;

2. Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. М., 1972;

3. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. Соч. VI., М., 1966;

4. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992;

5. Богатырев Е. Секреты женской психологии. — Спб., 1997;

6. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1965;

7. Вагабов М.В. Женщина и религия. Дагестанское книжное изд-во, Махачкала, 1959;

8. Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. Изд-во Знание. М., 1962;

9. Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. Профиздат. София, 1963;

10. Вагабов М.В. Вагабов М.В. Пережитки ислама и пути их преодоления. Наука. Москва-Ленинград, 1966;

11. Вагабов М.В. Передовая общественная мысль о воззрениях ислама на женщину. //Дружба. №2,1967;

12. Вагабов М.В. Ислам и семья, М., 1980;

13. Вагабов М.В. Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. Махачкала, 1988;

14. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994;

15. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1984;

16. Вагабов М.В. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997;

17. Вагабов М.В. Ислам как мировая религия. Махачкала, 1999;

18. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990;

19. Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М., 1986;

20. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990;

21. Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958;

22. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991;

23. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969;

24. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978;

25. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX начало XX в.). М., 1989;

26. Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958;

27. Климович Л.И. Ислам. Очерки. М., 1965;

28. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М.,1986;

29. Коран. Перевод И. Крачковского. М., 1985;

30. Коран. Перевод М.-Н.Османова. М., 1994;31 .Коран. Перевод смыслов В. Пороховой. М., 1991;

31. Косвен М.О. Матриархат. М.-Л.,1948;3 3. Мифологический словарь. М., 1993;

32. Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965;

33. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI-XV веках. Л., 1966;

34. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1993;

35. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока -М., 1974;

36. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982;

37. Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане. История, этничность, общество. Алматы. 1998;

38. Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М., 1986;

39. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990;

40. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978.

41. П. Литература на иностранных языках

42. Adelkhah, Fariba. La revolution sous le voile. Paris: Editions Karthala, 1991;

43. Afkhami, Mahnaz. Faith and Freedom: Women's Human Rights in the Muslim World. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1995;

44. Ahmed, Leila. Feminism and Feminist Movements in the Middle East: A Preliminary Exploration: Turkey, Egypt, Algeria, People's Democratic Republic of Yemen. //Women's Studies International Forum: Women and Islam 1982, Vol.5, №2;

45. Ahmed, Leila. Western Ethno-Centrism and Perceptions of the Harem. //Feminist Studies. 1982, Vol.8, №3;

46. Ahmed, Leila. Women and the Advent of Islam. //Signs, 1986, №2;

47. Ahmed, Leila. Arab Culture and Writing Women's Bodies. //Feminist Issues. 1989;

48. Ahmed, Leila. Arab Women, The Next Arab Decade: Alternative Futures. Sharabi, Hisham, ed. Boulder, CO: Westview Press. 1988; 1995;

49. Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam Historical Roots of a Modem Debate. New Haven and London, Yale University Press. 1992;

50. Ahmed, Ramadan A. Women in Egypt and the Sudan. //Women in Cross-Cultural Perspective. Adler, Leonore Loeb, ed. New York: Praeger, 1991;

51. A1-Hibri, Azizah. Marriage laws in Muslim countries. //International Review of Comparative Public Polity. 1992, № 4;

52. A1-Khateeb, Salwa Abdel Hameed. Women, family and the discovery of oil in Saudi Arabia. //Marriage & Family Review, Vol. 27, №№1-2,1998;

53. A1-Mubarak, Muhammad. Family, women and sexlife: Two alternate models. //Institute of Muslim minority affairs, Vol. 12, №1, 1991;

54. Al-Mughni, Haya. Women in Kuwait: The Politics of Gender. London: Saqi Books. 1993;

55. Altorki, Soraya. Women in Saudi Arabia: Ideology and Behavior Among the Elite. New York: Columbia University Press. 1986;

56. Altorki, Soraya. Women and Islam: Role and Status of Women. //The Oxford Encyclopedia of the Modern Islamic World. Oxford: Oxford University Press. 1995;

57. Altorki, Soraya and Donald P. Cole. Change in Saudi Arabia: A View from 'Paris of Najd\ //Arab Society: Class, Gender, Power, and Development. Nicholas S. Hopkins and Saad Eddin Ibrahim (eds). Cairo: The American University in Cairo Press. 1997;

58. Altorki, Soraya. Patriarchy and Imperialism: Father-Son and British-Egyptian Relations in Najib Mahfouz's Trilogy. //Intimate Selving: Self, Gender and Identity in Arab Families. Suad Joseph (ed.) Syracuse: Syracuse University Press. 1999;

59. Ameli, Saied Reza Feminist Expectations and the Response of Muslim Women. //International Conference on Woman in Islam. (London) 9 September 2001;

60. An-Na'im Abdullahi. The Rights of Women and International Law in the Muslim Context. //Whittier Law Review. 1987. Vol. 949, №5;

61. An-Na'im, Abd Allah Ahmed. Cultural transformation and normative consensus on the best interest of the child. //International Journal of Law and the Family, 1994, №8;

62. Anwar, Zainah. Sisters in Islam. Perspectives from Malaysia. //Democratic Transitions and the Role of Islam in Asia. Asian Perspectives Seminar. October 18, 2000;

63. Arebi, Saddeka. Women and Words in Saudi Arabia: The Politics of Literary Discourse. New York: Columbia University Press. 1994;

64. Austin, Ralph W. J. Islam and the Feminine. //Islam in the Modern World. MacEoin, D., and al-Shahi, Ahmed, eds. London: Croom Helm, 1983;

65. Azeem, Sherif Abdel. Women in Islam Versus Women in the Judaeo-ChristianTradition, http://doktor.jfrned.uniba.sk/ lasfoor/Women.html, 1997;

66. Balchin, C. Women, Law and Society. Shirkatgah, Lahore, Pakistan. 1996;

67. Barakat, Halim The Arab family and the challenge of social transformation. //Women and the family in the Middle East. Elizabeth Warnock Fernea (ed.) Austin: University of Texas Press. 1985;

68. Ban, F. Voices of Resistance: The Status of Shelters for Women in Pakistan. Islamabad. 1998;

69. Ban, F., Khatak S.G. Women's Movement Response to Power Configuration in the State and the Society. Islamabad. 1999;

70. Basit, T. N. Eastern Values; Western Milieu: Identities and Aspirations of Adolescent British Muslim Girls, Aldershot, Brookfield USA, Singapore and Sydney, Ashgate. 1997;

71. Bayat, Asef. The Coming of a Post-Islamist Society. //Critique. Vol. 9. Fall 1996;

72. Bhutto Benazir. Women and Islam. //Asiaweek magazine, August 25,1995;

73. Bowen, Donna Lee and Evelyn A. Early. Everyday Life in the Middle East. Bloomington: Indiana University Press. 1993;

74. Burgel Johann Christof. Allmacht und Muchtigkeit im Islam. Munchen, 1991;

75. Carapico, Sheila. Women and Public Participation in Yemen. //Arab Women: Between Defiance and Restraint. Suha Sabbagh (ed). New York: Olive Branch Press. 1996;

76. Douglas E. Ramage. Introduction. Democratic Transitions and the Role of Islam in Asia. Asian Perspectives Seminar. October 18,2000;

77. Duval, S. New Veils and New Voices: Islamist Women's Groups in Egypt. //Women and Islamization: Contemporary Dimensions of Discourse on Gender relations. Karin Ask and Marit Tjornsland (eds.), Oxford and New York, Berg, 1998;

78. Eickleman, Christine. Fertility and Social Change in Oman: Women's Perspectives. //Arab Society: Class, Gender, Power, and Development. Nicholas S. Hopkins and Saad Eddin Ibrahim, (eds). Cairo: The American University in Cairo Press. 1997;

79. El Guindi, Fadwa. The Egyptian Woman: Trends Today, Alternatives Tomorrow. //Women in the World, 1975-1985: The Women's Decade. Iglitzin, Lynne В., and Ross, Ruth, eds. Santa Barbara: ABC-CLIO, 1986;

80. E1-Saadawi, Nawal. Growing up female in Egypt. // Women and family in the Middle East. Elizabeth Warnock Fernea (ed.). Austin: Univ. of Texas press. 1985;

81. El Saadawi, Nawal. The Hidden Face of Eve: Women in the Arab World, Hetata, Sherif, trans. London: Zed Books. 1980;

82. E1-Saadawi, Nawal. Introduction: Women in the Arab world. Women in the Arab world: The coming challenge. Nahid Toubia. (ed.). London: Zed Books Ltd. 1988;

83. Engineer, Asghar Ali. The Rights of Women in Islam. New York: St. Martin's Press. 1992;

84. Esfandiari, Haleh. Reconstructed Lives: Women and Iran's Islamic Revolution. Washington, D.C.: The Woodrow Wilson Center Press. 1997;

85. Esposito, John L. Women in Muslim Family Law. Syracuse: Syracuse University Press. 1982;

86. Esposito, John. Islam and Politics. Fourth Edition. Syracuse (NY): Syracuse University Press. 1998;

87. Fundamentalism and Gender. Stratton Hawley John and Proudfoot Wade, eds., New York: Oxford University Press, 1994;

88. Fundamentalist trends in Indonesia. //Women Against Fundamentalism. London, 1995, №6;

89. Fluehr-Lobban, Carolyn. Toward a Theory of Arab-Muslim Women as Activists and Scholars in Secular and Religious Movements. //Arab Studies Quarterly. 1993. Vol. 15;

90. Gender and National Identity: Women and Politics in Muslim Society. Valentine M. Moghadam, ed., London: Zed Books, 1994;

91. Gerami, Shahin. Women and Fundamentalism: Islam and Christianity. New York: Garland Publishers, 1996;

92. Guity Nashat, ed., Women and Revolution in Iran Boulder, Colo.: Westview Press, 1983;

93. Haeri, Shahla. Law of Desire: Temporary Marriage in Shiite Islam. Syracuse: Syracuse University Press. 1989;

94. Hamadeh, Najla. Islamic family legislation: The authoritarian discourse of silence. //Feminism and Islam. May Yamani (ed.). London, Eng: Ithaca press, 1996;

95. Hassan, Muhammad Kamal. Family life and the responsible parenthood in Islam. //Today's problems, tomorrow's solutions: The future structure of Muslim societies. Naseef Abdullah Omar (ed.), London: Mansell. 1988;

96. Hijab, Nadia. WomanPower: The Arab Debate on Women at Work. Cambridge: Cambridge University Press. 1988;

97. Hussain, Syed Rifaat. Perspectives from Pakistan. //Democratic Transitions and the Role of Islam in Asia. Asian Perspectives Seminar. October 18,2000;

98. Ibn Hanbal, and Ibn Rahwayh. Chapters on Marriage and Divorce: Responses of Ibn Hanbal and Ibn Rahwayh. Austin: University of Texas Press. 1993;

99. Ibrahim, Saad Eddin. Crises, Elites and democratization in the Arab world. //The Middle East Journal, Vol. 47, №2,1996;

100. Jackson, S. Women and the Family, in Diane Richardson and Victoria Robinson (eds.) Introducing Women's Studies, pp. 177-200, Hong Kong, Macmillan. 1993;

101. Joseph, S. Gender and Family in the Arab World, Special MERIP Publication. 1994;

102. Rules and Rights in the Middle East: Democracy, Law and Society. Goldberg, Ellis, Resat Kasaba and Joel Migdal (eds). Seattle: University of Washinton Press. 1993;

103. Sayyid Amir ЛАИ. The Spirit of Islam. Delhi, Б.г.;

104. Harik, Iliya. Pluralism in the Arab World. //Arab Society: Class, Gender, Power, and Development. Nicholas S. Hopkins and Saad Eddin Ibrahim, (eds). Cairo: The American University in Cairo Press. 1997;

105. Hoodfar, Нота. Population Policy and Gender Equity in Post-Revolutionaiy Iran. //Family, Gender and Population in the Middle East. Carla Makhlouf Obermeyer (ed). Cairo: The American University in Cairo Press. 1995;

106. Iran Assembly Pushes on Women's Rights. //The New York Times. 2000. August 10. A8;

107. Joseph, Suad. Gender and Family in the Arab World. //Arab Women: Between Defiance and Restraint. Suha Sabbagh (ed). New York: Olive Branch Press. 1996;

108. Kandiyoti, Deniz. Islam and patriarchy: A comparative perspective. Women in Middle Eastern History. Nikki R. Keddie & Beth Baron (ed.). New Haven, Conn.: Yale Univ Press, 1991;

109. Kandiyoti, Deniz. The paradoxes of masculinity: Some thoughts on segregated societies. Dislocating masculinity: Comparative Ethnographies. A. Cornwall. & N. Lindisfarne (ed.). London: Routledge, 1994;

110. Kandiyoti, D. Introduction . Women, Islam & the State. Deniz Kaniyoti (ed.) London, Macmillan. 1991;

111. Kazi, S. Gender Inequalities and Development in Pakistan //50 Years of Pakistan's Economy. Shahrukh Rafi Khan (eds). Oxford, University Press, Pakistan. 1999;

112. Klein, H.G., Nestvogel R. Women in Pakistan. Vanguard, Pakistan. 1992;

113. Memissi, Fatima. Doing daily battle: Interviews with modern Moroccan women. New Brunswick, N.J: Rutgers Univ Press, 1989;

114. Memissi, Fatima. Women and Islam: An Historical and theological Enquiry, Oxford, Kali for Women. 1993;

115. Memissi, Fatima. The Forgotton Queens of Islam. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993;

116. Memissi Fatima. Islam and Democracy. Virago Press Ltd 1993;

117. Mir-Hosseini, Z. Stretching the Limits: A Feminist Reading of the Shari'a Post-Khomeini Iran. //Feminism and Islam: Legal and Literary Perspectives, Mai Yamani (ed.), London, Ithaca Press, 1996;

118. Mir-Hosseini, Ziba. Islam and Gender: The Religious Debate in Contemporary Iran. Princeton: Princeton University Press. 1999;

119. Moghadam M. Valentine. Iranian Women Lead New Revolution. //Los Angeles Times, 22 June 1998;

120. Moghadam, Valentine M. Modernizing Women: Gender and Social Change in the Middle East. Boulder (CO): Lynne Rienner Publishers. 1993;

121. Moghissi, Haideh. Populism and feminism in Iran: Women's struggle in a male-defined revolutionary movement. London: St. Martin's Press, 1994;

122. Moghissi, Haideh. Feminism and Islamic Fundamentalism: The Limits of Postmodern Analysis, London & New York, Zed Book. 1999;

123. Moors, Annelies. Women, Property and Islam: Palestinian Experiences, 19201990. Cambridge: Cambridge University Press. 1995;

124. Nasir, J. J. The Status of Women Under Islamic Law and Under Modern Islamic Legislation, London, Graham & Trotman. 1994;

125. Nikki R. Keddie. The New Religious Politics: Where, When, and Why Do 'Fundamentalisms' Appear? //Comparative Studies in Society and History. 1998. Vol. 40, №4;

126. Paret Rudi, Muhammad und der Qur'an. Stuttgart, 1985;

127. Pateman, C. Feminist Critiques of the Public/Private Dichotomy, //Feminism and Equality, Anne Phillips (eds). Oxford, Basil Blackwell. 1987;

128. Paidar, Parvin. Women and the Political Process in Twentieth-Century Iran. Cambridge: Cambridge University Press, 1995;

129. Pearl, David and Werner Menski. Muslim Family Law. Third Edition. London: Sweet and Maxwell, Ltd. 1998;

130. Poya, Maryam. Women, Work and Islamism. London: Zed Books. 1999;

131. Prusher, Ilene. Kuwaiti Women Seek Right to Vote. //Christian Science Monitor. 2000. №92;

132. Raga' El-Nimr, Women and Islamic Law. //Feminism and Islam Mai Yamani ed., Garnet Ltd. 1996;

133. Sha'aban, Bouthaina. The Status of Women in Syria. //Arab Women: Between Defiance and Restraint. Suha Sabbagh (ed). New York: Olive Branch Press. 1996;

134. Shaheed Farida. Networking for Change, Faith and Freedom: Women's Human Rights in the Muslim World. Mahnaz Afkhami ed., I. B. Tauris, Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1995;

135. Stowasser, Barbara F. Religious ideology, women and the family: The Islamic paradigm. //The Islamic Impulse. Washington, DC; Barbara Stowasser (ed.) London: Georgetown Univ. press; Croom Helm, 1987;

136. Stowasser, Barbara. Women's Issues in Modern Islamic Thought. //Arab Women: Old Boundaries, New Frontiers. Judith E. Tucker (ed.) Bloomington: Indiana University Press, 1993;

137. Underwood, Carol. Islamic Precepts and Family Planning: The Perceptions of Jordanian Religious Leaders and Their Constituents. //International Family Planning Perspectives. 2000. Vol. 26;

138. Wiebke Walther. Zur Position der Frau im Islam. //Der Islam. Religion Ethik -Politik, Stuttgart, Berlin, 1991;

139. Wiebke Walther. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton: Markus Wiener Publishing, Inc. 1993;

140. Wiebke Walther. Die Frau im Islam. Leipzig 1997;

141. Women and the family in Iran. Alfaruqi, Lois Lamya. (ed.). Leiden: E. J. Brill, 1985;

142. Women and Islam. al-Hibri, Azizah, (ed.) Oxford: Pergamon Press. 1982;

143. Women in Middle Eastern History: Shifting boundaries of sex and gender. Keddie, Nikkie; & Beth Baron (ed.). New Haven: Yale University Press, 1992;

144. Women, Islam, and the State. Deniz Kandiyoti, ed., London: Macmillan, 1991; t

145. UNICEF. Children and Women in Pakistan: A Situation Analysis. Islamabad. 1998;

146. Zaheer, H. Women in Education in Pakistan. Ministry of Women's Development. 1998;

147. Zia, Shahlaand, Farzana Bari. Women's Political Participation in Pakistan. Unpublished report. Islamabad, Pakistan. 1999;

148. Zuhur, Sherifa. Revealing Reveiling: Islamist Gender Ideology in Contemporary Egypt. Albany: SUNY Press, 1992;

149. Аббас Махмуд Аккад. Ал-Мар'а фи-л-Кур'ан. (Женщина в Коране). Бейрут, 1985;

150. Абдаллах Шихата. Ад-Даава ал-исламийа ва ал-и'лам ад-дийни. (Исламский призыв и религиозное образование). Каир, 1978;

151. Ас-Сабуни Мухаммад Али. Тафсир айат ал-Кур'ан. (Толкование аятов Корана). Бейрут. 1981;

152. Ас-Са'алиби Абу Мансур. Тухфат ал-вузара'. Багдад, 1977;

153. Ал-Джазаири Абу Бакр Джабар. Акидат ал-му'минин, 1990/1411. Б.м.;

154. Касим Амин. Тахрир ал-мар'а. (Освобождение женщины). Каир. 1928;

155. Рида Мухаммад Рашид. Нида ли-л-джинс ал-латиф. (Призыв к прекрасному полу). Каир. 1932;

156. Субхи Салих. Ан-Нузум ал-исламийа. (Исламские порядки). Бейрут, 1965;

157. Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухаммад. Та'лиф ад-дуктур Абдаллах ас-Салих ал-Усаймин. Ал-Мамлакат ал-Арабийат ас-Сау'дийа, 1990/1410;

158. Хайкаль Мухаммад Хусейн. Хайат Мухаммад. (Жизнь Мухаммада), 1986;

159. Шалаби Абд ал-Вадуд Ахмад. Ал-Ислам. Каир, 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.